Детские сады в Финляндии: особенности, стоимость, как выбрать. Детский сад в финляндии Детский сад в финляндии интерьер

В Украине это одно, а если вы планируете переехать в другую страну? Или, может, вы просто интересуетесь дошкольным образованием за границей? Тогда этот материал для вас!

Узнайте об особенностях детских садов в Германии, Италии, Испании, Великобритании, Финляндии, Израиле и Швеции.

ДЕТСКИЕ САДЫ В ГЕРМАНИИ

  • В Германии малышам необязательно ходить в садики и ясли. Но при желании посещать их могут все детки. Оплата зависит от дохода родителей. Для малообеспеченных семей действуют льготы. Примерная стоимость яслей - 80 евро, детсадов - 50.
  • Детские садики в Германии работают до обеда. Но есть такие, где ребенка можно оставить на ночь.
  • Обед в саду стоит 60-100 евро в месяц. Но можно давать ребенку еду с собой. Это обязательно должно быть здоровое питание.
  • В садиках не нагружают детей уроками и информацией. Считается, что у малышей должно быть детство, а уже все знания они получат в школе. Поэтому здесь дети поют, рисуют, танцуют, лепят.
  • При этом много внимания уделяется общению. Здесь , учат их находить выходы из сложных ситуаций, быть толерантными и сочувствовать другим. Поэтому в группах учатся детки здоровые и малыши с особыми потребностями.
  • В Германии есть такое понятие как «детская стипендия». С самого рождения и до 18 лет дети получают деньги. А студенты - до 25 лет. Сумма достигает примерно 190 евро в месяц.

ДЕТСКИЕ САДЫ В ИТАЛИИ

  • В Италии дети идут в садики после трех лет. До этого они воспитываются дома родителями, бабушками, дедушками, тетями, сестрами и другими членами большой семьи.
  • Итальянские садики делятся на два типа: государственные и частные. Родители в основном предпочитают первые, но посещение их стоит дороже. Как и в Германии, стоимость зависит от дохода семьи. Суммы получаются очень разные - от 4 до 400 евро в месяц.
  • оплачивается отдельно - 2-3 евро в день.
  • Из детских садов малышей забирают до 16:30. Но родители могут договориться оставлять ребенка и до 18:30. Для этого нужно предъявить справки с работы и дополнительно заплатить примерно 60 евро в год.
  • Летом детские сады в Италии не работают. Разве что за дополнительную плату (10 евро в день) ребенок может ходить в сад в июле и августе.
  • На уроках маленькие итальянцы занимаются рисованием, музыкой, танцами и другими творческими занятиями. Также в программе есть английский.

ДЕТСКИЕ САДЫ В ИСПАНИИ

  • В Испании дети начинают посещать садик в 3 года. Это необязательно, но иногда, если ребенок не ходит в сад, родителям нужно объяснять причину в мэрии.
  • Обязательное посещение дошкольного учреждения начинается с 6 лет. Это переходной этап - от последнего «класса» детского сада до начальной школы. Если родители не отдали ребенка на учебу в этом возрасте, их могут привлечь к ответственности.
  • В детском садике в Испании дети 2-3 раза в день гуляют, 2 раза кушают. Остальное время посвящено занятиям.
  • В детях воспитывают толерантность и не приемлют конфликты на классово-национальной почве.
  • С 5 лет детей отправляют в лагерь. Маленьких - на одну ночь, а детей постарше - на 2-3 дня.

ДЕТСКИЕ САДЫ В ШВЕЦИИ

  • В Швеции детские сады также делятся на государственные и частные. Оба типа платные. Стоимость посещения зависит от дохода семьи.
  • Если у родителей слишком маленький доход и они не могут оплатить обучение в садике, садик оплачивает государство. Но в таком случае ребенок будет находиться там меньше времени.
  • В детских садах Швеции предоставляются льготы семьям с двумя и больше детьми. За обучение в садике второго малыша и последующих детей платит государство или же им существенно снижают стоимость.
  • Здесь делают акцент на . Они много занимаются и играют на свежем воздухе. Им разрешают пачкаться, лежать на земле, ходить по лужам. Считается, что грязный ребенок - это счастливый ребенок.
  • Иногда дети даже спят на улицах в спальных мешках. Так им и прививают любовь к природе.

ДЕТСКИЕ САДЫ В ФИНЛЯНДИИ

  • В Финляндии родители в основном отдают детей в общественные сады. Если же они выбирают частный садик, государство может взять часть расходов на себя.
  • Перед поступлением в сад к ребенку приходит воспитатель, чтобы составить индивидуальный план развития и ознакомиться с его привычками, режимом, питанием.
  • В садике у детей нет занятий как таковых. Нет и ограничений: основная задача - следить, чтобы ребенок не навредил себе и окружающим. Дети могут спокойно лежать на земле или сидеть в луже.
  • В садики Финляндии детей берут с 9 месяцев. На одного воспитателя здесь оставляют 4 деток до трех лет или 7 после трехлетнего возраста. Всего в группах 21 ребенок.
  • Детские садики Финляндии работают с 6:15 до 17:00.
  • В основном на занятиях дети поют, читают сказки, готовят концерты к праздникам.

Общество и семья

Отношение к ребенку

У жителей Финляндии отношение к ребенку с момента его появления на свет – как к полноправному гражданину страны. Сразу после рождения он получает паспорт.

В Финляндии нет беспризорников - детей-бродяг, оставшихся без пап и мам.

Заботы о воспитании детей супруги несут более или менее поровну, хотя выращивание младенцев все-таки считается женской обязанностью.

Семья

Полные семьи с обоими родителями составляют более 80% от общего числа семей с детьми, еще 17 % семей - неполные, как правило, это семьи без отцов (15%) .

При создании семьи, финны ориентируются на двух-трех детей.

Финские юноши предпочитают вступать в брак несколько позже: в 24-30 лет, наиболее предпочтителен возраст 25 лет и чуть старше. Финские девушки отдают предпочтение 26-28 годам.

Практически вся финская молодежь воспринимает неполные семьи, где ребенка воспитывает одна мать или один отец, как полноценные семьи и относится к ним позитивно.

Все финские девушки, собирающиеся создавать семью, настроены на партнерские отношения, что предполагает ответственность обоих супругов за материальное обеспечение семьи, воспитание детей, совместное участия в решении бытовых вопросов.

Финские молодые люди не склонны считать свое мнение непререкаемым в семье.

Основная проблема семьи в Финляндии, как считают студенты, состоит в том, что молодые люди сильно увлекаются карьерой, и на семью просто не остается времени.

В финской семье нет места ревности и подозрительности. Французские и итальянские комедии, в которых сюжет строится вокруг действительной или мнимой неверности, не вызывает у финнов даже улыбки.

Общество

В Финляндии все живут экономно. Скромность и экономия во всем - в дизайне, одежде, мебели. Особенно берегут и экономят тепло.

Финны склонны четко разделять работу и семью , личное и общее. По некоторым данным, многие финны склонны к замкнутости, настороженно относятся к попыткам эмоционального сближения, не любят скандалов.

Финны законопослушны до абсурда. Школьники здесь не списывают и не подсказывают. И, если увидят, что это делает кто-то другой, тут же скажут учителю.

Дошкольное воспитание

Детей в раннем детстве практически не воспитывают, позволяют "стоять на ушах". (По некоторым данным, запреты все таки есть, но я не нашел, в чем они заключаются) .

Право на детский сад имеют все малыши страны по достижении ими 10 месяцев жизни. Детское питание в садике бесплатное.

В обычные сады принимают еще и детей-инвалидов. Дети с ущербным здоровьем тянутся за сверстниками, а в итоге многим из них еще в раннем возрасте удается восстановить жизненные функции.

Начиная с 6 лет, ребенка в игровой форме обучают всем необходимыми знаниям и навыками, которые потребуются ему для усвоения школьной программы на первом этапе.

Предполагается, что дети, существа талантливые, в дошкольном возрасте должны естественным путем усвоить оба языка .

Особенности системы образования

Все дети равны. Коммерцию в школу не пускают .

Школьные учебники, принадлежности – бесплатные.

Транспортные расходы учащихся оплачиваются муниципалитетом.

В стране нет школьных инспекторов . Учителям принято доверять. Бумажная волокита сведена к минимуму.

Дети с дефицитом природных возможностей занимаются вместе со сверстниками , в общем коллективе.

Учителя, согласно принятым нормам, не вправе исключить или направить подопечного в другую школу.

Финны не применяют селекцию детей в девятилетней школе. Здесь с начала 1990-х годов решительно отказались от традиции сортировать учеников на группы (классы, потоки, учебные заведения) по способностям и даже карьерным предпочтениям.

Учебный процесс

Учебный год состоит из 190 рабочих дней. Обучение ведется только в дневную смену, а по субботам и воскресеньям школы не работают.

Все финские школы работают в одну смену. Рабочий день учителя длится с 8 до 15 часов.

Выпускные экзамены из школы необязательны . Контрольные и промежуточные экзамены – на усмотрение учителя.

Замечательная архитектура зданий, внешний и внутренний вид. Мебель беззвучна: ножки стульев, тумбочек, шкафов подбиты мягкими нашлепками из ткани, либо снабжены спортивными роликами для «езды по классу».

Форма одежды свободная.

Парты одноместные. В школьной столовой также принято есть каждому за отдельным столом.

Родители принимают активное участие в жизни школы. Каждую неделю по средам проводится родительский день. Родители заранее получают приглашения, в которых они должны отметить, в какую среду и в какое время они придут в школу.

Вместе с приглашением родители получают анкету, в которой им предлагается ответить на вопросы: «Как ученик чувствует себя в школе?», «Какие темы приносят ему радость?», «Какие вызывают тревогу?», «Каковы отношения с одноклассниками?».

В Финляндии все дети , с ясельного возраста и до достижения совершеннолетия, состоят на учете в социальной службе . Ее представитель (а не воспитатель или классный руководитель) ежемесячно навещает подопечных дома и проводит своеобразный мониторинг семей - заносит в компьютер возраст, образование родителей, уклад семьи и испытываемые ею проблемы.

Учитель

Учитель здесь, как сотрудник сферы обслуживания. Финские дети к школе равнодушны, у них нет понятия "любимый учитель".

Средняя зарплата школьного педагога в Финляндии составляет (спокойно, читатель) 2 500 евро в месяц (учитель полного дня) . Мобильные педагоги – примерно в 2 раза меньше.

Среди 120 000 школьных преподавателей страны нет ни одного, который не обладал бы степенью мастера наук или ученым званием профессора по своему предмету.

В конце учебного года всех учителей увольняют , и летом они не работают. В новом учебном году учителя по конкурсу принимаются на работу и работают по контракту.

На одно место претендуют несколько учителей (иногда до 12 человек на место) , предпочтение отдается молодым . В пенсионном возрасте, который для женщин и мужчин начинается с 60 лет, уже никто не работает.

Кроме проведения уроков, два часа в день у учителей уходит на консультации учеников, встречи с родителями, подготовку к завтрашним занятиям, общие с детьми творческие проекты, педсоветы.

Свою квалификацию учитель повышает самостоятельно , занимаясь самообразованием.

Принципы обучения в школе

На экзамен можно приносить любые справочники, книги, пользоваться Интернетом. Важно не число заученных текстов, а умеешь ли ты пользоваться справочником или Сетью – то есть привлекать все нужные тебе ресурсы к решению текущих проблем.

"Больше полезных знаний!" . Финские дети со школьной скамьи реально представляют, например, что такое налоги, банки, справки. В школах учат, скажем, тому, что если человек получает наследство от бабушки, мамы или тети, то ему придется платить разную степень налогов.

Считается незазорным оставаться на второй год, особенно после 9-го класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно.

В каждой финской школе на специальной ставке есть такой педагог , который помогает ученикам определиться с будущим . Он выявляет наклонности ребенка, помогает подобрать дальнейшее учебное заведение по вкусу и возможностям, разбирает различные варианты будущего каждого ученика. Дети приходят к такому учителю, так же, как и к психологу, не в принудительном порядке, а сами - добровольно.

В финских школах на уроках можно не слушать учителя и заниматься своим делом. Например, если на уроке литературы демонстрируется учебный фильм, но ученику не хочется его смотреть, он может взять любую книгу и читать. Важно не мешать другим.

Главное, по мнению учителей, «мотивировать, а не заставлять учиться».

Один раз в месяц куратор рассылает родителям листок фиолетового цвета, в котором отражаются успехи ученика. Дневников у учеников нет.

Каждый четвертый школьник Финляндии нуждается в персональной поддержке педагогов. И они получают ее в среднем по два-три раза в неделю. Каждый ребенок – индивидуально.

Принципы воспитания в школе

Если «проект», то, значит, вместе. Планируют, воплощают и обсуждают результат.

Школьники, директор и учителя, включая медсестру, едят вместе с нами. И точно так же, как и любой рядовой ученик, и мы, и директор убираем за собой со стола, раскладывая посуду по специально отведенным для этого местам.

Всех хвалят и поощряют. "Плохих" учеников нет.

Полное доверие ребят к учителям, чувство защищенности от покушений на свободу личности – основа основ здешней педагогики.

Здоровье детей

Финны (взрослые и дети) любят пробежки. А также закаляться.

Здоровье детей психическое и физическое, а также социальные проблемы учеников - самые важные вопросы.

Культура, праздники и церемонии

Много на эту тему накопать не удалось. Праздники у финнов примерно те же, что и в других странах Европы. По некоторым данным, в конце учебного года финны устраивают большой праздник.

Периодически устраиваются празднования на работе. Семью на такие праздники приглашать не принято.

Прочее

Каждая диаспора имеет право взять в аренду помещение и организовать свой собственный садик, где малышам преподают родной язык.

Финские школьники в среднем показали самый высокий уровень знаний во всем мире.

Ссылки

Подробней www.psychologos.ru

Образовательная система

Сегодня трудно поверить, что финской системе образования меньше 50 лет. Именно в шестидесятые годы теперь уже прошлого столетия стала формироваться система высшего и профессионального образования Финляндии. За эти полвека Финляндия прошла большой путь – ныне в государстве функционирует 29 университетов, из которых 10 специализированных (3 политехнических университета, 3 высших экономических заведений и 4 художественных) и столько же многофакультетных.

Хельсинксий Университет - старейший и крупнейший университет в Финляндии. Основан в городе Турку в 1640 году как Королевская академия в Турку. В университете обучается около 38 000 студентов

Дошкольное образование

Образование в Финляндии начинается с дошкольного возраста. И начинается оно в яслях, куда попадают дети в возрасте от 3 до 6 лет. Вообще, системе дошкольного образования в Финляндии уделяется много внимания.

В первую очередь дошкольные образовательные учреждения должны подготовить ребенка к учебе в школе.

Среднее и высшее образование в Финляндии бесплатное, а вот дошкольное? платное.

Детские садики

Семейные

Интересно, что оплата везде одинакова и зависит не от престижности дошкольного учреждения, а от доходов семьи. Максимальная плата за садик составляет 254 евро, минимальная? 23 евро в месяц. В детские сады Финляндии детей принимают с 9 месяцев до 7-8 лет.

А с 6 лет начинают бесплатно готовить к школе. Иногда мест в садиках не хватает, и тогда государство ежемесячно выплачивает дополнительные 500 евро семье, чтобы один из родителей оставался с ребенком дома. В садиках Финляндии на каждого воспитателя детского сада (по закону) приходится по 4 ребенка, поэтому группы в садиках обычно маленькие.

Семейные детсады

Есть в таких садиках и определенные условия, которые должны быть соблюдены: -на одного взрослого приходится не более 4-х детей до трех лет; -должны быть организованы спальные места, место для игр, приема пищи; -питание может быть привозным (есть специальные службы по организации питания) , либо хозяйка готовит сама или нанимает для этого повара.

Образовательные программы

Единой образовательной программы для детских садов не существует. В последнее время отчетливо заявила о себе тенденция к самостоятельности каждого отдельного учреждения в выборе целей и принципов воспитания детей и свободы в распределении бюджета. Воспитатели руководствуются в своей повседневной работе составленным совместно с коллегами планом, собственным профессиональным отношением к детям и любыми пособиями, выпускающимися по всем видам детской деятельности.

Внутренняя политика каждого детского сада согласуется с родителями воспитанников. В Финляндии именно родители отвечают за воспитание детей (их права и обязанности законодательно закреплены) . Влияние на содержание и качество ухода за их детьми является как их правом, так и обязанностью. Поощряется участие родителей в детско-родительских проектах.

Основное образование

Обязательное образование ребёнок начинает в тот год, когда ему исполняется семь лет и продолжается до 16-17. Государство гарантирует бесплатное основное образование.

Сюда входят обучение, учебники, тетради, основные канцелярские принадлежности, питание в школе тоже бесплатное. В 3 классе начинается изучение английского языка, в 4 классе ребёнок выбирает факультативный иностранный язык (французский, немецкий или русский) . В 7 классе начинается изучение обязательного шведского. Детям иммигрантов может преподаваться также их родной язык, если в группу наберется не менее 4 учеников.

При необходимости для ученика могут быть организованы дополнительные занятия, например, по финскому языку, если он не родной.

Надо сказать, что финское школьное образование постоянно приковывает повышенный интерес со стороны мирового сообщества. Дело в том, что финские школьники демонстрируют впечатляющие результаты в рамках "Программы по международной оценке образовательных достижений учащихся" (PISA) . В 2000 и 2003 годах Финляндия не только заняла первое место в этом "конкурсе", но и оказалась единственной европейской страной вошедшей в число лидеров.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся - тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет.

Особенности школьного образования

Как правило, ребенок ходит в ближайшую к дому школу. Учеба для всех бесплатная. Школа оплачивает учебники, ручки, школьные завтраки, а если школа находится далеко от дома, то и проезд.

Обычно в классах по 20 - 30 учащихся.

Учебный год длится с августа по май и насчитывает 190 учебных дней. Осеннее полугодие заканчивается в декабре рождественской елкой, на которой учащимся вручаются табели с отметками.

Весеннее полугодие заканчивается в конце мая весенним праздником, где ученики снова получают табели. В 1-ом, 2-ом и 3-ем классах выставляются не баллы, а оценки-термины. В последующих классах ученикам выставляются баллы от 4 до 10. В школе бывают каникулы: летние (примерно 2,5 месяца) , осенние (5 дней в сентябре-октябре) , рождественские , а также лыжные (5 дней в феврале-марте) .

Лишь на третьей ступени образования фины имеют право выбирать – на кого им собственно учиться, а главное где? Выбор небольшой: либо профессиональное училище, либо гимназия. В настоящее время в Финляндии действует 441 гимназия (с общим количеством учащихся 130 тысяч человек) и 334 профессиональных училищ (со 160 тысячами учащихся) . Так же как и в случае школьников, в случае учащихся государство берет на себя заботу о полном обеспечении учащихся.

В 19 лет школьное образование в Финляндии заканчивается окончательно. По его завершению вчерашними школьниками сдается матрикуляционный – первый, единственный и последний, - общенациональный экзамен.

Международная система классификации образования по ступеням (МСКО) .

Образование, предшествующее первой ступени (0 ступень МСКО) , которое обеспечивает воспитание детей, еще не достигших того возраста, когда они могут поступить в школу первой ступени (например, в яслях, детских садах) .

Образование 1 и 2 ступени МСКО, главной функцией которого является обеспечение базовых элементов образования (например, в начальной школе и в младших классах средних школ) .

Образование 3 и 4 ступени МСКО, обеспечиваемое в средних и старших классах в средних школах, педагогических училищах на этой ступени, школах профессионального или технического характера. Эта ступень образования обеспечивает общую и/или специализированную подготовку.

Образование 5 и 6 ступени МСКО, которое обеспечивается в университетах, педагогических колледжах, высших профессиональных школах и для доступа к которому требуются как минимум успешное завершение образования четвертой ступени МСКО или свидетельство о приобретении эквивалентного уровня знаний.

Заключение

Финская образовательная система состоит из девятилетнего начального образования (общеобразовательная школа) , которому может предшествовать один год добровольного дошкольного образования, среднего образования, включая профессиональное и общее образование, а также высшего образования, предоставляемого университетами прикладных наук и университетами.

Образование для взрослых доступно в любом возрасте и на любом уровне.

Источники:

Дошкольное образование в Финляндии

Ясли и детские сады играют важную роль в системе образования государства. В них воспитатели активно занимаются с детьми, обучают основам дошкольных дисциплин, учат взаимодействовать друг с другом и находиться в коллективе сверстников. В ясли детей принимают уже с 9 месяцев.

Примечательно, что дошкольное образование в стране - платное. На выбор родителям предлагается определить ребенка в муниципальный, семейный или частный сад. Стоимость яслей или детского сада варьируется от 23 до 254 евро в месяц.

Группы в садах маленькие, так как по закону 1 воспитатель может контролировать максимум четверых детей. Если государство не смогло обеспечить ребенку место в детском саду, родителям компенсируется денежная сумма для того, чтобы кто-то из родителей мог заниматься с ребенком дома.

За год до начала школьной жизни (в 6 лет) ребенок должен пройти курс подготовки к школе. Обучение проходит бесплатно.

Школьное обучение

Главная особенность системы образования в этой стране - это доступность и универсальность (нет элитных школ или классов, программа обучения унифицированная) . Выбирать конкретную школу для ребенка долгое время было запрещено, и хотя запрет снят, сейчас родители чаще выбирают те же местные школы. Основные особенности школьной системы образования:

  • обучение бесплатное;
  • система оценивания от 4 до 10 баллов;
  • ни одна дисциплина в программе не выделяется;
  • здания школ проектируются в соответствии с пожеланиями учеников;
  • в классе работают два учителя.

Вектор обучения направлен не на оценку знаний, а на детальную проработку материала и донесение его до каждого ученика. Если ребенок не понял урок, значит это вина учителя.

Старшая школа или профессиональное ориентирование

Это последняя ступень обязательного образования. У выпускников школ есть возможность выбрать, куда дальше они пойдут учиться:

  • в гимназию (строгие требования к знаниям, ведется подготовка к поступлению в ВУЗ) ;
  • в профессионально-техническое учреждение (часто это завершающее звено в процессе обучения перед началом трудовой деятельности) .

Кому сейчас не нужен английский язык? Этот вопрос многим покажется странным. А еще и довольно болезненным он станет для тех людей, кто полностью погружен в работу и не может уделить достаточно времени учебе.

Об образовании в Чехии читаем в этой статье.

Образование в Финляндии на этом этапе также осуществляется абсолютно бесплатно, но за питание и учебную литературу студенты уже платят самостоятельно. По статистике, только треть выпускников гимназий и профессионально-технических заведений продолжают обучение в ВУЗах.

После окончания гимназии сдается экзамен, по результатам которого выдается «Аттестат зрелости». Выпускники профессионально-технических центров также могут его получить, но после прохождения дополнительных курсов.

Получение высшего образования в Финляндии

Высшее образование в Финляндии представлено университетами и политехникумами. Обучение возможно на бесплатной основе. Есть как государственные, так и частные ВУЗы.

Последние преимущественно имеют религиозный и философский профиль обучения. Обучение чаще всего ведется на шведском или финском языке. На некоторых курсах лекции читаются на английском.

В университетах студенты получают углубленные академические и научные знания в теоретическом аспекте. В политехникумах упор делается на получение практических навыков работы. Степени высшего образования в обоих заведениях идентичны, но отличаются в качественном плане.

Так диплом бакалавра после университета ценится выше, чем после окончания политехникума. Если выпускник бакалавриата решает продолжить обучение в магистратуре университета, ему необходимо пройти курсы повышения уровня знаний. Магистратура политехникума доступна для выпускников бакалавриата после получения трехлетнего стажа работы по специальности.

Европейское образование в Чехии не следует считать только престижным словосочетанием или видеть в нем возможность увидеть другие страны. Это шанс реализовать себя, стать частью крупной успешной компании.

О Венском экономическом университете читаем в этой статье.

Финское высшее образование славится качеством и фундаментальностью. Оно позволяет успешно начать профессиональную деятельность уже в первые годы после завершения ВУЗа.

Образование для русских и других иностранных студентов

Обучение для иностранных граждан также возможно на бесплатной основе. Хотя в последние годы все чаще в правительстве звучат призывы ввести оплату за обучение для студентов не из Евросоюза.

Критерии для поступления в финский ВУЗ могут отличаться в зависимости от заведения, но в общем виде они выглядят так:

Критерий

Подробней inostudent.ru

Детские сады Финляндии

Муниципальный, семейный или частный детский сад? Сколько стоит отдать ребенка в детский сад, и как как в них проходят дни?

В садиках дети рисуют, ходят в лес, пекут хлеб, раскрашивают, лепят, слушают сказки и смотрят спектакли.

В отличие от среднего и высшего образования, дошкольное воспитание в Финляндии – платное. Родители сами выбирают, куда отдать своего ребенка – в муниципальный, частный или семейный детский садик. Интересно, что оплата везде одинакова и зависит не от престижности дошкольного учреждения, а от доходов семьи.

Есть ли места в саду?

В детские сады Финляндии принимают детей с 9-ти месячного возраста до 7-8 лет. Когда родитель после декрета решает выйти на работу, то государство, по закону, предоставляет его малышу место в детском саду.

Но иногда, как и в России, с местами в саду «напряженка». Такая ситуациявстречается в крупных городах – Хельсинки, Тампере или Турку. Тогда местные муниципальные власти идут на всяческие уловки.

Например, ежемесячно выплачивают из бюджета дополнительные 500 евро семье, лишь бы один из родителей оставался с ребенком дома.

Финские дети гуляют на улице даже в непогоду: будь то приливной дождь или мороз. Фото: Анна Лиукко

Чаще всего детей отдают в садик на весь день, то есть с 6.30 до 17.00. Но есть варианты посещение садика на неполный день, а иногда всего на пару-тройку часов. Все зависит от того, в какой садик ходит ребенок.

В муниципальном саду – самые жесткие правила, в семейном – самые либеральные. Для родителей, работающих посменно, по ночам и выходным предусмотрены специальные сады.

Оплата за посещения садика зависит от доходов семьи. Скажем, если доход семьи высокий, то родители платят из своего кармана не больше 283 евро ежемесячно. Если у семьи маленькие доходы, то соответственно эта сумма меньше.Минимальная плата за садик малоимущих семей – 26 евро в месяц.

В Суоми нет плохой погоды

На каждого воспитателя детского сада, по закону, приходится по 4 ребенка. Картина, когда на улице играет 20 детей, а между ними гуляет 3-4 воспитателя – привычное дело.В 6-летнем возрасте дошколят бесплатно готовят к школе.

В Финляндии обязательны разнообразные походы с детьми. То они отправляются в лес, любоваться природой, то идут в библиотеку полистать и почитать сказки. Тогда на них надевают светоотражающие жилеты и ставят в пары: дети ужасно довольны.

Еще одно своеобразие финской системы дошкольного образования связано с погодой.«Не бывает плохой погоды – бывает неподходящая одежда», - гласит девиз детсадов. А это значит, что финские дети гуляют на улице даже в непогоду: будь то приливной дождь или мороз.

Осенью и весной на детей надевают непромокаемые куртки и штаны. Зимой – наряжают в шерстяные шапки-шлемы и теплые финские комбинезоны. Финляндия– северная страна, а, значит, подрастающее поколение с детства закаляют и приучают к суровой финской природе.

Частный садик

Разрешение на открытие частного детского сада дают местные муниципалитеты, которые впоследствии и следят за их деятельностью. Например, в городе Коувола вот уже почти 28 лет работает частный сад Вальдорфской педагогики, созданный инициативной группой приверженцев учения Рудольфа Штайнера и одобренный местными властями.

«Сейчас наш садик посещают около 30 детей», – рассказывает дошкольный педагог и директор дошкольного учреждения «Рассвет» Пия Малминен.

« Для нас важно создать теплую атмосферу, в которой ребенок чувствовал себя под защитой, спокойно и уверенно. К этому располагает постоянный распорядок недели.

По понедельникам дети идут в лес, во вторник – пекут хлеб, в среду – рисуют, в четверг – раскрашивают, а в пятницу – лепят или смотрят сказку кукольного театра. Кроме того, в деятельность детсада вовлечены родители. Они своими усилиями ремонтируют детскую площадку, поочередно стирают белье общего пользования и принимают самое активное участие в подготовке праздников для детей».

Время от времени представители социальных служб города проверяют деятельность частных детсадов, и дают советы по улучшению их работы.

В садик – со своим котом

В городе Коувола работает частный сад вальдорфской педагогики, созданный инициативной группой приверженцев учения Рудольфа Штайнера. Фото: Анна Лиукко

Система семейного детсада очень популярна в Финляндии, а должность «домашней мамы», т.е. воспитательницы – почетна. Очень часто дети, посещавшие такой садик, на протяжении всей жизни шлют поздравительные открытки своей «второй маме».

«По образованию я – младшая медсестра», делится 43-летняя Гунилла Симонс. «В нашем муниципалитете не хватало детских мест. Мне предложили организовать семейный детский садик. Я согласилась, потому что эта работа очень подходила мне: сын был младшеклассником и рано приходил из школы. Теперь уже прошло больше десяти лет, а днем у нас по-прежнему полно детей, с которыми играют и сын, и муж».

По закону, одна «домашняя мама» может присматривать только за четырьмя детьми. Их в таком саду (как правило, это просторный собственный дом) может быть и больше, но тогда малышей приводят по очереди. При этом воспитанниками садика не могут быть дети «домашней мамы».

Семейный детсад почти как родной дом. Например, одна подопечная Гуниллы упорно не желалаприходить в сад без своего кота. Вопрос решился просто: воспитатель разрешила девочке приносить к ней своего любимца.

К тому же дети не только играют, но и немного помогают «домашней маме»: все дружно выносят мусор, замешивают тесто или чистят картошку. В таком саду нет жесткого расписания, что очень удобно для родителей.

«Мои воспитанники – мои соседи, и часто называют меня тетей», говорит Гунилла. «Некоторых приводят рано утром, и тогда эти малыши могут спокойно «доспать» на диване, пока не придут другие ребята. Часто родители звонят и сообщают, что они задержатся, и тогда ребенок остается у меня до позднего вечера. А иногда дети и вовсе ночуют у меня, если родителям надо куда-то отлучиться».

Родители платят за посещение семейного садика муниципалитету, который, в свою очередь, платит зарплату «домашней маме». На часть этих денег оборудуется детская площадка, закупаются игрушки и продукты для малышей.

Текст: Анна Лиукко; обновлено в августе 2015 г.

1 Taka-Tuka-Land , Берлин, Германия
В берлинском детском садике Taka-Tuka-Land архитекторы решили акцентировать внимание на том, что дети – это очень подвижные существа. Они так и норовят побегать туда-сюда с бешенными скоростями, а это чревато серьезными травмами. Поэтому в Taka-Tuka-Land тяжело найти твердые поверхности (кроме пола) и острые углы. Ну а назван он в честь идеальной для детей страны Така-Тука из сказки про Пеппи Длинный чулок.

Экстерьер и интерьер этого дошкольного учреждения решены в ярких салатово-желтых тонах, а вход оформлен в форме гигантского шалаша, сколоченного из деревянных реек. Внутри здания таких шалашей, только выполненных из мягкой ткани и батута, еще больше. Они построены вдоль стен, а также оформляют изнутри некоторые окна. Забавны и конструкции шведских стенок: это не привычные нам деревянные перекладины, закрепленные у стен, а целые городки из лесенок, арок и качелей. Коридор садика превращен в небольшое выставочное пространство, в котором экспонируются детские рисунки, фотографии, поделки. Стенды также выкрашены в светло-желтый цвет и подсвечены лампами.

Ecole Maternelle Pajol, детский сад с 4-мя учебными комнатами, который находится на улице Pajol в 18-ом парижском округе, сочетает в себе множество вещей, которые так любимы и желанны в детстве. Каждый шаг и поворот открывает очередную грань удивительного, яркого, цветного мира, который никогда не становиться унылым и скучным.

вот что говорят его создатели:
"Мы любим цвет, особенно когда он применяется с целью осветить и придать яркость серому и скучному окружающему пространству. И этот детский сад определенно говорит на языке радостных цветов.
Нам нравится, когда публичное искусство, публичные здания и пространства используются для игр, выражения радости, а не только для показа помпезного «приемлемого» искусства и архитектуры. И разве не должен детский сад соответствовать настроению именно детей, а не взрослых?"

3 Детский сад Кекец (Kekec) от Архитектура Юрэ Котник. Любляна, Словения

Детский сад Кекец находится в одном из жилых районов Любляны. Его появление было обусловлено растущей потребностью в новых детских садах, так как население столицы значительно увеличилось, и плотность застройки внутри кольцевой дороги города также возросла. Идея подобного дизайна возникла из-за нехватки оборудования детских игровых площадок в уже существующих детских садах. Новый фасад помогает справиться с этой проблемой, потому что сам является игровым элементом.
С одной стороны доски, прикрывающие застеклённый фасад, раскрашены в один из девяти ярких цветов, а с другой стороны дерево оставлено не окрашенным.

У подобного решения есть несколько функциональных назначений: оно служит как элемент создающий тень, а также как развивающая игра для детей.Во время игры с этими заслонками дети узнают различные цвета и постоянно изменяют внешний вид своего детского сада.

4 Segrt Hlapic , Загреб, Хорватия

Архитектурная компания Radionica Arhitekture, создавшая детский садик Segrt Hlapic в хорватской столице Загребе решила, что детям вовсе не обязательно осваивать сложности лабиринтов коридоров больших зданий.

В итоге у них вышел просто вытянутый детский сад, где каждой группе детишек доступно огромное помещение, объединяющее в себе и спальню, и игровую, и учебный класс.

5 Fagerborg Kindergarten, Осло (Норвегия)

Fagerborg Kindergarten – уникальный детский сад, построенный в Осло (Норвегия) по проекту норвежской архитектурной студии RRA.

Общая площадь необычного здания составляет около 1000 квадратных метров. Учитывая пожелания местных властей, авторы проекта разработали экологически устойчивый объект с современной архитектурой и позитивным демократичным "содержанием".Интерьеры выполнены в натуральном дереве, которое чередуется с яркими веселыми включениями в самых неожиданных местах.

6 Детский сад в Тромсе, Норвегия

В результате конкурса на создание нового дошкольного учреждения, объявленного местными властями, в городе Тромсе, Норвегия, появилось целых два новых детских сада. Архитекторам была предоставлена полная свобода в организации пространства, что позволило компании 70°N arkitektur as создать веселые, цветные и, что не маловажно, интерактивные интерьеры.


Попав внутрь детского сада, можно подумать, что ты оказался в увеличенном в несколько раз детском селекторе. В стенах комнат проделаны отверстия разных размеров, через многие из которых детишки могут беспрепятственно пролезть. Также наличие отверстий облегчает работу воспитателей, ведь им не нужно постоянно бегать из комнаты в комнату в надежде уследить сразу за всеми. В двух садах предусмотрено большое количество цветных элементов, что способствует развитию детей.

Предусмотрена возможность двигать некоторые из внутренних стенок, что позволяет легко реорганизовывать помещения под конкретные задачи. При такой планировке детского сада можно смело сказать, что маленьким сорванцам не придется скучать.

7 Детский сад финского городка Юттери (Колпино, Россия) + Детский сад Нью-Тон (С-Петербург, Россия)

В России тоже есть необычные и прекрасные проекты детских домой. Так строительная компания «Ленстройтрест» в рамках проекта застройки нового жилого комплекса в Колпино, который получил название "Финский городок Юттери", построит детский сад мечты.
Как говорят специалисты компании: "В детский сад надо ходить с удовольствием! Поэтому мы решили оформить его в виде сказочного замка, который сможет принять 120 маленьких жителей «Юттери». "

Комплекс "Юттери" строится в лучших традициях жилкомплексов Европы - когда сочетается красота и строгость внешнего вида строений, удобство и безопасность квартир внутри. А одним из основополагающих принципом философии "Живи" , по которой разработаны все проекты компании, является социальная инфраструктура. Согласно ей и строится сказочный замок посреди финского городка, а по соседству с ним строится большая и уютная школа с бассейном и спорт-площадкой.

Примечательно, что сказочный дворец в Юттери не единственный проект компании "Ленстройтрест" в наших краях. Так в 2016 году в жилом комплексе "Нью-Тон ", что строится близ м.Ладожская, будет построен еще один необычный детский сад с музыкально-эстетическим уклоном.
При проектировании детского сада строители стремились создать такое место, куда дети будут с удовольствием приходить каждый день, поэтому сделали акцент на яркую архитектуру. Новый детский сад в «Нью-Тоне» – это эллипсовидное здание с разноцветными стенами, фасад которого будет украшать большой декоративный скрипичный ключ. Радовать глаз детский сад будет и в тёмное время суток, благодаря художественной подсветке фасада.

«Наша главная задача – не просто построить детский сад, а создать все условия для обеспечения маленьких жителей «Нью-Тона» качественным образованием. Как родитель я понимаю, насколько важно быть уверенным в том учреждении, куда вы отдаете ребенка: на что делается акцент в программе обучения, насколько серьезно руководство относится к выбору курса развития, существуют ли дополнительные образовательные возможности, каково материально-техническое и медико-социальное обеспечение детского сада. В нашем проекте ЖА «Нью-Тон» в решении всех этих вопросов мы принимаем непосредственное участие. Нам удалось договориться об утверждении творческой направленности для будущего детского сада, т.к. мы понимаем, что музыкальное образование и развитие творческих способностей необходимо начинать в раннем возрасте. Впоследствии детский сад будет оснащен всеми необходимыми музыкальными инструментами для детей, а в преподавательский состав войдут лучшие педагоги города», - отметил директор проекта «Нью-Тон» Виктор Лебедев.

Детский сад открывается в 6.30 утра и работает до 17 часов вечера.

В 8.00 дети завтракают.

Затем начинаются занятия в помещении.

В 9.30 - прогулка, которая длится час.

В 10.30 обедают первый раз.

В 11 часов начинается сон, который длится до 13.30.

После дневного сна, дети обедают второй раз и идут на улицу уже до закрытия садика.

В Финляндии есть сады для детей, родители которых работают посменно (врачи, полицейские) и режим дня в таких садах отличается.

Наполняемость групп

В группах финского сада не найдешь 30 детей и одного воспитателя. Наполняемость регулируется строгими правилами:

  • на 1 воспитателя не более 4 детей трехлетнего возраста
  • на 1 воспитателя не более 7 детей старше 3 лет
  • в группе не более 21 ребенка

Поэтому не удивительно, что в одной группе можно увидеть 3-4 воспитателя.

В Финляндии дети разного возраста посещают одну группу. Есть группы с детьми от 0 до 3 лет и от 3 до 6 лет. По мнению финнов это способствует развитию сотрудничества и навыков коммуникации.

Перед школой дети 6 и 7 лет ходят в так называемый нулевой класс, где готовятся к школе.

Образование в Финляндии. Стоимость пребывания в саду

Каждая семья выплачивает разную сумму за детский сад и зависит она от доходов.

Максимум, который платят обеспеченные родители при условии 8-часового дня и 5 дней в неделю пребывания в саду, это 283 евро за первого ребенка.

За второго платить придется 215 евро. Как правило, такие суммы платят те, кто зарабатывает больше 4 тысяч евро.

Чем меньше зарплаты, тем ниже сумма в квитанции к оплате.

Если зарплата будет низкой, но не ниже прожиточного минимума, то платить придется 56 евро.

А вот если доходы за гранью минимальной суммы, то детский сад и вовсе будет бесплатным.

Частный садик стоит больше 300 евро. При этом, муниципалитет может оплатить часть стоимости за частный садик, если в семье сложная ситуация.

Год пребывания ребенка в финском саду обходится в 13 тысяч евро, родители погашают около 15% от этой суммы.

Понять, какую часть бюджета финской семьи «съедает» садик трудно без знаний о зарплатах в Финляндии.

Средние зарплаты зависят от профессии и опыта работы.

К примеру, час работы строителя оценивается в 9-16 евро. Зарплата уборщика находится в коридоре 9-14 евро в час.

Врач получает в среднем 6-7 тысяч евро в месяц.

Пожарные, полицейские, учителя - 3 тысячи евро в месяц.

Питание

Когда родители подают заявление на поступление в сад, они выбирают и тип питания.

В саду к каждому конкретному ребенку подходят индивидуально. Меню может быть вегетарианским, безрыбным или без свинины. Если у ребенка аллергия, для него приготовят отдельно.

На завтрак предлагают каши, мясную нарезку, фрукты, молоко. Каша - основное в завтраке.

Обед разный, но традиции питаться супами в Финляндии нет. Кроме горячего и гарнира предлагаются овощи и соус. Пару раз в неделю детей знакомят с разными кухнями мира.

В качестве перекуса предлагаются бутерброды с разнообразными начинками.


Источник фото: facebook.com/paivakotijump

Питание организовано в форме шведского стола, но набрать полную тарелку не разрешат. Можно взять чуть-чуть, а потом, если блюдо понравилось, подойти за добавкой.

Еда соленая и даже острая.

Дисциплина

В рамках определенных границ ребенку позволено все. Можно не рисовать со всеми, но сидеть за столом во время занятий обязательно; можно ходить по лужам и сидеть в грязи, но после этого обязательно отмыться.

Такое же правило действует и по отношению к родителям: в сад можно прийти, когда удобно, можно не приходить, но предупредить об этом заранее. Родители сами выбирают, когда у ребенка будут каникулы, но и тут правило - поставь в известность и будь свободен.

На детей не кричат и не применяют физическую силу. Хотя в Финляндии известен скандал, когда воспитательница приматывала ребенка во время обеда изолентой к стулу. Но это редкое исключение.

Если педагог считает, что ребенок заслуживает какого-то наказания, об этом в первую очередь оповестят родителей и получат у них согласие. Даже возможность забрать ребенка от коллектива и отвести в другую комнату во время неадекватного поведения требует согласования с родителями.

Прогулки

Основное правило финского детского садика звучит как «У природы нет плохой погоды, есть неподходящая одежда». Финские дети не боятся ни снега, ни грязи, ни мороза и гуляют в любую погоду.

Правда, русская мама, ребенок которой ходит в детский сад Финляндии, поделилась, что в прошлую зиму дети неделю не ходили на улицу при морозе - 27 градусов. Когда чуть потеплело, и мороз стал около 20 градусов, прогулки возобновили.

Для этого малышей одевают в специальную непромокаемую одежду осенью и весной, а зимой в теплые комбинезоны и шерстяные шапки и варежки.


Источник фото: facebook.com/paivakotijump

После прогулки дети попадают в «мокрую прихожую». Это место похоже на душ, здесь ребенка отмывают прямо в непромокаемой одежде и резиновых сапожках. После чего одежда и обувь сушатся в специальных шкафах, а довольный ребенок продолжает играть.

Финские ребятишки с раннего возраста приучаются к разным вылазкам на природу. Это могут быть походы в лес или чтения в парке.

Свежим воздухом финские дети дышат не только на прогулках. В садах есть система климат- контроля, которая регулирует температуру и влажность в группе.

Занятия, утренники и игры

Занятия в финском саду во многом похожи на занятия в белорусском: лепка, рисование, аппликации.

Часто занятия проходят вне стен садика.

Например, в научно-развлекательном центре, где детям показывают опыты и знакомят с законами физики. Или в планетарии, где рассказывают о вращении Земли и звездном небе.

В Финляндии популярны детские сады, использующие разные методики развития: вальдорфскую, монтессори.

Утренников в привычном для нас понимании этого слова практически не бывает. Выступления готовятся и проводятся, но родителей на них не приглашают.


Источник фото: facebook.com/paivakotijump

В группе самого обычного муниципального сада можно найти сцену для проведения спектаклей, участниками которых становятся сами дети.

Большие спортивные залы со шведской стенкой, горкой для скалолазания и станком для балета обязательны. Место экономится за счет объедения игровой комнаты и спальни, но не места для занятий спортом. Детей учат ходить на лыжах, кататься на коньках, плавать.

Игры разнообразны, от пазлов и лепки из глины до игры в киоск. В одном муниципальном саду еще при проектировке здания предусмотрено такое помещение. Ребенок заходит внутрь комнаты и продает товары через окошко как в киоске. Выбор товаров обширный, есть кассовый аппарат и разные приспособления для работы с пластиковыми карточками. Финны приучают детей с детства пользоваться деньгами.

Игра - ключевое понятие всей финской системы дошкольного образования. Детей не учат читать, считать и писать до школы.

Другие дети

В Финляндии в детский сад не примут заболевшего ребенка. Но под болезнью подразумевается повышенная температура и кишечные инфекции. Считается, что если у ребенка сутки нет температуры, он здоров. С кашлем и насморком домой не отправляют.

Дети с особенностями развития посещают обычные сады. В Финляндии к таким детям особое отношение, поэтому в группе, где будет 6 малышей с тяжелыми нарушениями, будет столько же специалистов: 2 коррекционных педагога, 2 няни и 2 помощника.

Если ребенок не может передвигаться, то в детский сад его привезет такси, которое оплачивается из бюджета города. Все оборудование, необходимое для комфортного пребывания в саду, тоже оплачивает город.

В Финляндии дети с особенностями в развитии могут даже не подозревать, что у них есть какие-то особенные потребности. Настолько уютная для них создана среда.

Безопасность

В детском садике везде стоят камеры. Родители могут посмотреть, чем занимался ребенок целый день. В некоторых садах это можно делать в режиме реального времени.

Во время прогулок каждый ребенок одет в светоотражающий жилет с именем и номером сада, дети держатся за одну веревку, чтобы не потеряться.

Лестницы огорожены, игрушки и мебель сделаны из экологичных материалов.

Количество воспитателей позволяет держать под присмотром каждого ребенка. Но если произошел несчастный случай, воспитатель заполняет документы, где рассказывает все подробности произошедшего. Муниципалитет отслеживает подобные случаи и может улучшить пространство детского сада или работу персонала.

А чего не хватает белорусским детским садам?

Поделиться: