Дети тим начинает ревновать. Почему старший ребенок ревнует к младшему и что делать в этом случае

Появление второго малыша на свет – большая радость для родителей и немалый стресс для старшего ребенка. Зачастую он начинает капризничать, упрямиться, требовать к себе повышенного внимания. И первенца можно понять, ведь теперь ему приходится делить родительскую заботу с братом или сестричкой. Как предотвратить детскую ревность или, по крайней мере, сгладить ее проявление по отношению к младшим детям?

Признаки детской ревности

Психологи уверены, что старший ребенок переживает своеобразное «свержение с трона», когда в семье появляется еще один малыш. И действительно, теперь необходимо делиться игрушками, собственным «жизненным пространством» и, главное, маминой любовью.

Иногда ревность к младшему ребенку очевидна – старшие дети отбирают куклы и машинки, говорят, что не любят нового члена семьи. Но зачастую маленькие хитрецы не демонстрируют особой неприязни к младенцу, и только внимательные родители смогут заметить признаки ревности в поведении первенца.

  1. Из-за сильных переживаний у особо чувствительных деток могут появиться такие нервные реакции, как заикание, тик.
  2. Сложности с засыпанием, беспокойный сон, часто просыпание в течение всей ночи, страх темноты, который связан с ощущением одиночества.
  3. Настораживают частые истерики, особенно если они прежде не случались.
  4. Малыш отказывается от ранее любимых занятий: прогулок на улице, чтения сказок, просмотра мультиков, посещения садика.
  5. У двух-трехлетних детей часто отмечается регресс приобретенных навыков и умений – дети снова начинают , отказываются ходить на горшок.

Почему старшие дети ревнуют к младшим?

Прежде чем понять, как сгладить проявление детской ревности, следует определить те факторы, которые способствуют возникновению этого чувства.

  • Слишком маленькая или большая разница в возрасте между детьми. В первом случае (разница 2-3 года) старший ребенок сам нуждается в уходе и конечно, в маминой заботе и любви. Чем же разница больше, тем острее он начинает ощущать беспокойство и неуверенность, которые возникают с появлением младенца.
  • Детский эгоцентризм. Старшие дети, привыкшие к тому, что весь мир кружится вокруг них, считают себя самыми лучшими и незаменимыми для своих мам и пап. Появление в семье второго ребенка часто воспринимается ими, как настоящее предательство. Отсюда отрицательные эмоции и протест.
  • Малыши одного пола или старшим оказывается мальчик. Считается, что соперничество между однополыми детьми проявляется особенно сильно. Также психологи уверены, что девочку значительно проще привлечь к уходу за новорожденным благодаря ее врожденному материнскому инстинкту и потребности ухаживать за младшими.
  • Недостаточное внимание родителей. Малыш ревнует мать и отца, которые все свои силы и свободное время тратят на новорожденного младенца.
  • Родительские ошибки. Иногда взрослые с безразличием относятся к тому, что происходит между детьми. Случается, что старшего переселяют в другую комнату или вообще отправляют к бабушке, не спрашивая его желания.
  • Изменение режима. Иногда родители изменяют привычный распорядок дня старших деток, подстраивая его под тот режим, который удобен грудничкам. Неудивительно, что подобный шаг способен вызвать ревность к младшему ребенку.

Перечень возможных причин далеко не исчерпывающий, однако и по нему можно сделать вывод, что многое в проблеме детской ревности зависит от правильного поведения родителей и их отношения к своим детям.

Как избежать ревности – ожидаем младенца вместе

  • Подчеркивайте все преимущества рождения крохи в беседе со старшим ребенком. Расскажите, что в будущем они смогут вместе ходить в парк, играть на детской площадке. В общем, создавайте приятные ассоциации с появлением на свет второго малыша.
  • Однако не увлекайтесь описанием многочисленных плюсов и заранее предупредите ребенка, что новорожденный не сможет сразу же гонять с ним на велосипеде или играть в куклы. Объясните малышу, что поначалу необходимо заботиться о младшем, учить всему, что он умеет сам.
  • Все нововведения и изменения в детской жизни следует провести до рождения второго ребенка. , адаптация к детскому садику ( ), переезд в отдельную комнату не должны вызвать у малыша ощущение, что его отгораживают от мамы из-за появления нового члена семьи.
  • Первенец сможет почувствовать сопричастность к важному событию, если привлечь его к покупке кроватки, погремушек, коляски и одежды для младенца. Попросите кроху помочь с выбором имени, вместе подберите подарок и нарисуйте красивую картинку для новорожденного.

Появление в доме младшего ребенка

Первые месяцы после рождения второго малыша, пожалуй, самые сложные для мамы. Она целиком занята новорожденным и может упустить момент возникновения ревности у старшего. Как предотвратить эту проблему?

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...


Если вам не удалось избежать детской ревности, и взаимоотношения между малышами только ухудшаются, пришло время брать контроль над ситуацией в свои руки.

  1. Старайтесь проявлять одинаковую нежность к обоим детям. То же самое касается и остальных родственников. Ревность способна усилиться в несколько раз, если родные перестанут замечать первенца, обращая все внимание на младенца. Проведите соответствующую беседу с близким окружением.
  2. Напоминайте старшему ребенку, что самый младший член семьи любит его и тянется к нему гораздо сильнее, чем к остальным. Каждый раз подчеркивайте близость детей, чтобы не оставить соперничеству ни единого шанса.
  3. При возникновении конфликтной ситуации не становитесь сразу же на сторону младшего ребенка. Обязательно выясните причины ссоры. Если же скандал произошел из-за игрушки, постарайтесь найти ей такое применение, чтобы с куклой или машинкой малыши могли играть вместе.
  4. Трехлетние дети начинают считать себя полноправными владельцами игрушек, кроватки и т.д. Поэтому не заставляйте старшего ребенка делиться своей собственностью. Оставьте за ним право играть отдельно и не навязывайте крохам общество друг друга.
  5. В процессе ухода за новорожденным не забудьте простое правило для всех членов семьи и родственников – дарите подарки обоим детям. Ревность к младшему усилится многократно, если старшего малыша будут обделять покупками и обновками.
  6. Не раздражайтесь, если старший ребенок отказывает вам в помощи или делает что-то не так. Любое неосторожное слово в его адрес способно вызвать злость и усилить неприязнь к младенцу.
  7. Помните, что при чрезмерных проявлениях ревности не следует оставлять деток без родительского присмотра. Маленькие дети не всегда умеют сдерживать гнев, и младший ребенок может получить серьезную травму от старшего.
  8. Зачастую у повзрослевших детей интересы все больше расходятся, поэтому стоит записывать их в разные кружки с учетом их предпочтений и желаний. Достигнув впечатляющих результатов в разных сферах деятельности, они перестанут ощущать себя соперниками.

И еще одна важная рекомендация – соблюдайте баланс в отношениях с малышами, не выделяйте одного из них, старайтесь не сравнивать их друг с другом. Не забывайте проводить больше времени все вместе, однако не вмешивайтесь, если они замечательно ладят и хорошо играют вдвоем. В этом случае вы скорее справитесь с детской ревностью и избежите связанных с ней проблем.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 10 минут

А А

Еще один малыш в семье — это, конечно, радость для мамы с папой, несмотря на новые хлопоты. А если и для старшего ребенка этот малыш (братик или сестричка) станет радостью, то счастье будет полным и всеобъемлющим. К сожалению, в жизни не всегда все так гладко. И новый член семьи может стать серьезным стрессом для маленького ревнивца.

Как этого избежать?

Как может проявляться детская ревность к новорожденному, и как её заметить?

По сути своей, детская ревность — это, прежде всего, страх, что родители перестанут любить его , как раньше.

Ребенок боится оказаться для родителей хуже, чем новый член семьи в конвертике с ленточкой. Да и здоровый детский эгоизм играет не последнюю роль.

Также стоит отметить, что ребенок…

  • Чувствует себя лишним. Особенно, когда его начинают отсылать к бабушкам, в свою комнату и пр. Чувство обиды будет копиться, как снежный ком.
  • Вынужден взрослеть против своей воли. Он и сам еще кроха — только вчера капризничал, дурачился, ревел и хохотал во все горло. А сегодня уже то нельзя и это нельзя. Кричать нельзя, баловаться нельзя. Да практически ничего нельзя. И все потому, что теперь «ты — старший!». А кто-нибудь спросил у него — хочет ли он взрослеть? Статус «старший» — очень тяжелое бремя, если ребенок сам еще «ходит пешком под стол». Поэтому изменения в отношении к нему мамы с папой малыш чувствует мгновенно. И кроме страданий, такие изменения ничего не приносят.
  • Чувствует себя лишенным внимания. Даже самая заботливая мама просто не может «разорваться» между грудничком, старшим ребенком, мужем и домашними делами — новорожденный сейчас занимает практически все ее время. И попытки старшего ребенка обратить на себя внимание часто упираются в недовольство мамы — «подожди», «потом», «не кричи, разбудишь» и пр. Конечно, это обидно и несправедливо. Ведь ребенок не виноват, что папе с мамой не до него.
  • Боится потерять любовь мамы. Именно грудничок теперь постоянно на маминых руках. Именно его пяточки целуют, его качают, ему поют колыбельные. У ребенка начинается приступ паники — «а вдруг меня больше не любят?». Отсутствие тактильного контакта, к которому так привык малыш, мгновенно отражается на его поведении, состоянии и даже самочувствии.

Все эти факторы вместе и ведут к появлению ревности у старшего ребенка, которая выплескивается у каждого по-своему, в соответствии с характером, воспитанием, темпераментом.

Как это бывает?

  1. Пассивная ревность. Это явление родители даже не всегда заметят. Все страдания происходят исключительно в глубине души ребенка. Впрочем, внимательная мама всегда увидит, что малыш стал замкнутым, слишком рассеянным или равнодушным ко всему, что он потерял аппетит и стал слишком часто болеть. А в поисках тепла и внимания ребенок начинает неожиданно ластиться (иногда по-кошачьи, будто в игре) и постоянно заглядывает вам в глаза в надежде найти в них то, чего больше всего не хватает.
  2. Полуявная ревность. Самая «популярная» детская реакция. В данном случае ребенок привлекает ваше внимание всеми возможными способами. В ход идет все — слезы и капризы, баловство и непокорность. В развитии резко происходит «откат назад» — ребенок не желает взрослеть. Он может залезть в коляску новорожденного, умыкнуть у него бутылочку или пустышку, надеть чепчик или даже потребовать молока прямо из груди. Этим чадо демонстрирует, что он тоже еще совсем малыш, и его тоже надо любить, целовать и носить на руках.
  3. Агрессивная ревность. Самый сложный случай с самыми непредсказуемыми последствиями. Помочь ребенку с коррекцией поведения крайне сложно, потому что чувства слишком сильны. Агрессия может проявляться по-разному: ребенок может кричать и возмущаться, требуя отнести младенца обратно. Устраивать скандалы, выпаливая «вы меня не любите!». Грозить побегом из дома и пр. Самое опасное — это непредсказуемость действий. Старший ребенок может пойти даже на самые страшные вещи, чтобы вернуть себе внимание родителей — причинить вред себе или новорожденному.

Серьезные приступы ревности, способные вылиться в агрессию, проявляются обычно у деток младше 6-ти лет . В этом возрасте малыш еще слишком привязан к маме, чтобы адекватно воспринимать нового члена семьи — он просто не хочет ее ни с кем делить категорически.

После 6-7-ми лет обиды протекают чаще скрыто, в глубине души.

И этот момент тоже нельзя упустить, иначе ребенок наглухо спрячется в своей ракушке, и достучаться до него уже будет крайне сложно!


Как реагировать на проявления ревности старшего ребенка к младшему – правила поведения для родителей

Главная задача родителей — подарить старшему ребенку не просто брата либо сестричку, а друга . То есть, родного человечка, за которого старший пойдет «в огонь и воду».

Конечно, нужно заранее готовить малыша к появлению младенца в семье .

Но если вы этого сделать (по каким-то причинам) не смогли или не успели, то будьте кратно внимательнее к старшему ребенку!

  • Не отталкивайте ребенка, если он пришел к вам за порцией нежности и ласки. Даже если вам некогда и вы страшно устали, находите время обнимать и целовать старшее дитя — пусть он чувствует себя столь же любимым, как и младший.
  • Не ругайтесь, если ребенок начинает вести себя как младенец — сосать пустышку, коверкать слова, надевать памперсы. Улыбнитесь, посмейтесь вместе с ним, поддержите эту игру.
  • Не тыкайте постоянно старшему ребенку его «ответственностью». Да, он старший, да он умеет и понимает больше, но это не значит, что он перестал быть ребенком. Он по-прежнему любить шалить, не умеет без капризов, шумно играет. Примите это как факт. Игра в «старшего» должна быть для ребенка удовольствием, а не бременем.
  • Слушайте вашего ребенка. Всегда и обязательно. Все, что его волнует, должно быть важным для вас. Не забудьте рассказать ребенку, что он был таким же крохой (покажите фотографии), что его тоже качали на руках, целовали пяточки и «гулили» всей семьей.
  • Старший ребенок полдня рисовал для вас цветы в вазе. Младший испортил это рисунок за 2 секунды. Да, ваш младший «еще совсем маленький», но это не значит, что данной фразой можно успокоить старшего ребенка. Обязательно посочувствуйте ему и помогите с новым рисунком.
  • Находите в течение дня время, чтобы побыть со старшим чадом наедине. Оставьте кроху папе или бабушке и хотя бы 20 минут уделите только ему одному — вашему старшему ребенку. Не для творчества или чтения (это отдельное время), а конкретно для общения и задушевного разговора с ребенком.
  • Не позволяйте своей усталости брать над вами верх — будьте внимательны к словам, жестам и поступкам, обращенным к ребенку.
  • Не нарушайте обещаний. Пообещали поиграть — играйте, даже если валитесь с ног. Пообещали в зоопарк в выходные? Не вздумайте спрятаться за домашними делами!
  • Чаще показывайте ребенку примеры других семей , где старшие дети ухаживают за младшими, читают им сказки и обожают больше своих плюшевых медведей. Водите ребенка в гости к таким семьям, рассказывайте о своем опыте (или опыте родственников), читайте и смотрите сказки про дружных сестер и братьев.
  • Чтобы ребенку не было слишком тоскливо и одиноко, придумайте для него новые развлечения. Найдите кружок или секцию, где ему можно познакомиться с новыми ребятами и найти интересные занятия для себя. Можно найти . Мир для ребенка не должен ограничиваться стенами дома. Чем больше интересов, тем легче ребенок переживет мамино временное «невнимание».
  • Если уж вы навесили на ребенка статус «старший» вместе с новыми обязательствами и определенной ответственностью, то будьте любезны и относиться к нему, как к старшему . Раз он теперь взрослый, значит ему можно позже ложиться спать (хотя бы на 20 минут), трескать запрещенные продукты (например, лимонад и леденцы), и играть в игрушки, до которых «младший еще не дорос!». Такие «льготы» ребенку очень понравятся, и статус «старший» станет менее обременительным.
  • Если вы покупаете что-то для новорожденного крохи, не забывайте о первенце — ему тоже что-нибудь купите. Ребенок не должен чувствовать себя ущемленным. Равноправие превыше всего! Кормить — одинаково, игрушки — поровну, чтобы не было зависти, наказывать тоже сразу обоих или никого. Не допускайте ситуации, когда младшему можно и прощается все, а старший всегда виноват.
  • Не меняйте традиций. Если ребенок спал в вашей комнате до появления младенца — пусть там пока и спит (переселите в детскую аккуратно и постепенно — потом). Если перед сном плескался в ванной полчаса, а потом слушал сказку, пока не уснет — пусть так и остается.
  • Не забирайте для младенца игрушки у старшего ребенка. Дети в юном возрасте ревниво относятся даже к погремушкам/пирамидкам, с которыми давно не играют. «Меняйте» их на новые игрушки «для больших детей».
  • Не оставляйте детей наедине даже на пару минут. Даже при отсутствии ревности старший ребенок может от большой любви и желания помочь маме наделать глупостей — случайно уронить младенца, укрыть одеялом с головой, нанести травму во время игры и пр. Будьте бдительны!
  • Ребенок не обязан помогать вам в уходе за младенцем. Даже, если он уже достаточно большой для этого. Поэтому не забывайте хвалить ребенка за оказанную помощь.

Если же ревность становится патологической и начинает принимать агрессивный характер, а растерянные мама и папа уже дежурят по ночам возле кроватки младенца — самое время .


Профилактика ревности старшего ребенка к появлению второго, или детскую ревность можно предупредить!

Залог успеха в борьбе с детской ревностью — это ее своевременная профилактика.

Начинать воспитание и коррекцию следует тогда, когда будущий младенец уже начал пинаться у вас в животе. Желательно, сообщить эту новость чаду за 3-4 месяца до своих родов (ждать дольше — слишком утомительно для ребенка).

Конечно, многочисленных вопросов от старшенького не избежать, поэтому заранее готовьте ответы на них — максимально честные и прямые.

Итак, каковы меры профилактики?

  • Если в ваших планах — перемены привычного образа жизни старшего ребенка, то займитесь этим сразу. Не ждите, пока родится кроха. Сразу переставляйте кровать старшего в детскую и приучайте его спать самостоятельно. Конечно, делайте это максимально мягко и с минимумом психологических травм. Поначалу можно спать в детской вместе с ним, потом уходить после сказки на ночь и оставив уютный ночник на столе. Если придется менять режим — также начинайте его менять заранее. И вообще все перемены должны быть постепенными и своевременными. Чтобы потом старший ребенок не ощущал злости к младенцу, которому он, собственно, и будет обязан такими «радостями».
  • Готовьте ребенка к изменениям, которые его ждут. Ничего не скрывайте. Больше всего детей пугает неизвестность, устраните этот пробел — сорвите завесу тайны со всего. И объясните сразу, что когда кроха появится, вам придется большую часть времени заниматься именно им. Но не потому, что вы его будете больше любить, а потому что он слишком слабый и крошечный.
  • Приучая ребенка к мысли о братике, берите за основу не дух соперничества между ними, а естественную потребность человека защищать слабых. Старший ребенок должен чувствовать себя едва ли не главным защитником и «опекуном» младенца, а не его конкурентом.
  • Не вдавайтесь в детали, рассказывая о беременности. Без подробностей! И позвольте ребенку поучаствовать в подготовке ко встрече с младенцем уже сейчас. Пусть он трогает животик, чувствует толчки младенца в утробе, пусть кормит братика «через маму» чем-нибудь вкусным, пусть украшает комнату и даже выбирает игрушки и ползунки для крохи в магазине. Если есть возможность — захватите с собой ребенка и на УЗИ. Малышу будет интересно и приятно.
  • Чаще говорите о том, как здорово, когда семья большая, и в ней растут мамины помощники. Наглядно демонстрируйте ребенку эту мысль, рассказывая притчи о венике и прутиках, или о том, как светло от 4-х свечей в сравнении с одной.
  • Подготовьте чадо к тому, что вы на неделю-две уедете в больницу «за малышом». Если старший ребенок еще маленький, то пережить разлуку будет сложно, поэтому лучше заранее морально его к этому готовить. Из роддома постоянно звоните ребенку (например, по скайпу), чтобы он не чувствовал себя забытым. И пусть папа берет его с собой, когда вас навещает. При выписке из роддома обязательно передайте кроху на руки папе и обнимите старшего, который так долго вас ждал.
  • Деликатно и осторожно, чтобы не обидеть ребенка, расскажите ему о правилах безопасности. О том, что младенец еще слишком хрупок и нежен. Что обращаться с ним нужно аккуратно и бережно.

Помощь в адаптации, любовь и внимание — вот ваша задача. Не игнорируйте чувства старшего ребенка, но и не позволяйте ему брать верх над вами.

Гармония должна быть во всем!

Были ли в вашей семейной жизни похожие ситуации? И как вы из них выходили? Поделитесь своими историями в комментариях ниже!

Свои самые волнующие вопросы с пометкой "Волшебный сундучок"! Ответы будут публиковаться один раз в неделю.

«Проявление детской ревности - явление нормальное и здоровое.
Ревность возникает от того, что дети любят. Если они неспособны к
любви, то не проявляют ревности»

Дональд Вудс Винникотт, детский психиатр и психоаналитик

Для начала беседы небольшой эксперимент: Назовите слова, начинающиеся на эти буквы "Б", "С", "П", "М". А теперь давайте посмотрим. Наверняка на букву "П" и "М" Вы назвали слова "папа" и "мама", а что с буквами "Б" и "С"? Назвали ли Вы слова "брат" и "сестра"? В моей практике (на группах, семинарах) еще не было такого. Даже на родственниках пробовала - эффект такой же.

В чем же тут дело?

А дело в "конкурентном инстинкте". Самыми непримеримыми конкурентами считаются близкие генетически: братья/сестры. Еще австрийский психоаналитик Альфред Адлер (ученик Зигмунда Фрейда) описал случай который иллюстрирует, насколько сильно влияет на поведение детей появление в семье еще одного ребенка: "Мальчик попросил у родителей подержать на руках сестренку.

Причем родители были убеждены, что мальчик любит сестру. Но взяв на руки, он вскоре, будто нечаянно, бросил ее на пол". Учитель Адлера Зигмунд Фрейд в одной из своих книг описывает другой случай. После рождения сестренки 5-и летний Ганс заболел. В бреду он кричал: "Не хочу никакой сестренки! Пусть аист заберет ее обратно!".

В своей практике достаточно часто сталкиваюсь с различными появлениями детской ревности и радуюсь, когда она заметна. Потому как это означает, что ребенок может обозначать свои чувства.

Гораздо сложнее ситуации, когда ребенок вроде бы "не ревнует" и даже любит братика или сестричку, а ребенку от роду года 2 или 3... Такие ситуации чаще всего возникают в семьях, где просто недопустима сама мысль о возможной ревности.

Такие родители воспринимают ревность как "плохое" чувство, любыми способами подавляют ее сами и пытаются насильно привить старшему любовь, игнорируя истинные чувства ребенка. Согласно тому же Адлеру, дети, имеющие общих родителей, но отличающиеся по возрасту и полу, развиваются в разных условиях, даже если папа и мама никого из них не выделяют.

Даже если родители считают, что отношение к старшему ребенку с появлением на свет младшего не изменилось. Родители уделяют ему столько же внимания, сколько и раньше, не лишили его прежних привилегий, не предъявляют к нему новых требований, любят его ничуть не меньше, чем до рождения второго ребенка. Все это необходимые для гармоничного развития личности ребенка условия.

Но к сожалению, этого недостаточно. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что родители его любят. Чтобы не только вы, но и ваш малыш знал, что по-прежнему нужен маме и папе. На самом деле гораздо важнее не реальная ситуация в семье, а восприятие этой ситуации ребенком.


А реальная ситуация такова - старшему ребенку для радости, от появления младшего, не много поводов, скорей наоборот! До появления малыша, он был единственным! Он главный член семьи - родители и родственники уделяли внимание только ему , игрушки только ему, только его интересы были значимы, мама готовила еду, которую любит он и много-много других важных обстоятельств.

И когда мама была беременна, ребенок, скорей всего, очень ждал братика или сестричку. Это, к стати, еще один аргумент многих родителей в отрицании факта ревности. А задумывались ли вы когда-нибудь о том КАК ребенок представляет себе наличие брата или сестры?

Может ли он знать и заранее оценить С ЧЕМ ему придется столкнуться при появлении малыша? Дети ждут сестричку или братика и представляют его как партнера для игры и на этом точка. Дети постарше (чаще девочки) фантазируют о том, как будут совершать с маленьким всевозможные манипуляции, как с куклой, только живой.

И многие очень разочаровываются, сталкиваясь с реальной ситуацией, в которой до партнера по игре малышу еще очень далеко. Более того, часто его нельзя трогать, он кричит, плачет, мама постоянно с ним... Став старшей сестрой или старшим братом, ребенок перестал быть единственным и это очень серьезное переживание для малыша.

Наша дочь переживала даже появление двоюродных сестер, потому как конкурировала за любовь бабушки и дедушки, за наше с мужем внимание, когда мы оказывались в гостях.

Я много говорила и рассказывала дочке про это, мы говорили про ее чувства, поэтому она была в них свободна - она могла подойти, обнять меня и сказать: "Мама, я ревную!" и получить в ответ порцию любви, внимания и уверения в том, что с появлением этих крошек в моей любви к ней ничего не изменилось.

Сейчас ей 9 лет, но эта конкуренция, незримо для многих, подолжает оставаться фоном. Ее поведение как бы говорит: "Посмотрите, я лучше!". Например, племяшка ударилась и долго, театрально плачет, все ее утешают (в том числе и дочка).

Через какое-то время ударяется дочка, как бы нечаянно. То есть, она не осознанно это сделала, но бессознательный импульс был. Ударилась сильно, все заметили это, обратили внимание и начали жалеть.

Что делает дочь? Улыбается, вытирает слезы и говорит: "Ай, ничего страшного, сейчас пройдет" - и это при том, что ей было реально больно и боль еще не прошла, но это и есть конкурентная борьба: "Посмотрите какая я терпеливая и не реву пол часа!". Разумеется все это не обдумывается как план, она не понимает "что" на самом деле она делает и "зачем".


Теперь хотелось бы остановиться на "скрытых" признаках ревности:

  • Ребенок стал очень нервным, легко возбудимым, капризным. Или наоборот - пассивный, грустный, не хочет играть или вообще не знает чего хочет. При этом ничего плохого о младшем не говорит. А иногда повторяет "Я люблю братика".
  • У ребенка появились нарушения пищевого поведения. Пропал аппетит, резко изменились вкусовые пристрастия, то что раньше любил, теперь не ест и так далее.
  • Регресс в навыках самообслуживания. На самом деле это случается почти со всеми детьми в появлением младших, в основе этого механизма очень серьезные чувства малыша. Он видит, что малыш получает много любви и внимания, часто мама объясняет почему (он сам не умеет кушать, одеваться, умываться и т.д.). И тогда старший думает - значит если я стану таким же, то мама и со мной будет проводить столько времени. И строгая реакция родителей на такое поведение ребенка может только усугубить ситуацию.
  • Активизация хронических заболеваний (без видимых на то причин), частые простудные заболевания, травмы. Любые нарушения здоровья, при которых мама обязательно обратит все свое внимание на первенца.

Влияние разницы в возрасте детей, на переживания ревности

Чем меньше разница в возрасте детей, тем сильнее переживания первенца. Многие родители считают, что разница 1-2 года идеальна, потому как дети еще "ничего не понимают" - и это очень опасное заблуждение.

Основная сложность в том, что цели и способы их достижения у детей с такой разницей в возрасте практически одинаковы. А это значит, что конкуренция будет достаточно жесткой.

Часто эта конкуренция живо подогревается самими родителями: "Он младше тебя, а не плачет", "У Саши картина аккуратнее", "Ты старше, а ведешь себя как маленькая" и так далее.

Такие сравнения не мотивируют ребенка к достижениям как таковым, они вызывают совсем другие чувства: ярость, гнев, обиду, ненависть и желание во что бы то ни стало превзойти брата/сестру, но не потому что это нужно ему самому... А для того чтобы "победить" его и как следствие заслужить любовь и признание родителей.

Если разница в возрасте 5 лет и больше, то при условии правильно организованной ситуации родителями, соперничество может быть сведено к минимуму. Часто с такой разницей в возрасте старшие становится авторитетом для младшего, идеалом к которому хочется стремиться. Ну а для старшего ситуация, когда на него ровняются тоже весьма привлекательна и не травматична.


У меня с моей двоюродной сестрой разница в возрасте 4 года. Я помню как она ходила за мной "хвостиком" и послушно играла в игры, которые придумывала я. Ну а повзрослев я была ее главным советчиком в теме отношений с мальчиками и др.

Сейчас имеем возможность наблюдать с сестрой ту же картину - у наших дочерей разница в возрасте 4 года. Хочу отметить, что имеет значение не только разница в возрасте, но и собственно возраст самих детей.

Пик их конфликтов и сложностей в отношениях пришелся на возраст 3-5 (племянницы) и 7-9 (дочки) - они ссорились, дрались, выясняли отношения. Конечно, здесь еще и другой момент присутствует - они двоюродные сестры и обе единственные и оказываясь вместе им приходилось учиться договариваться и слышать друг друга.

В этом смысле в семье родных братьев/сестер все иначе - они изначально в этих условиях, поэтому период адаптации происходит быстрее.

Маленький секрет неконфликтных отношений

Это так называемое "сватовство". Когда вы выводите детей из позиции равных. Например: "Славик, помоги Тимоше завязать шнурки", "Покажи как надо чистить зубы" - выводя из позиции равных таким образом Вы даете старшему признание: ты старши, на тебя смотрит маленький. В то же время обозначаете младшему позицию старшего и его авторитет.

Но здесь тоже важно не переборщить. Не обременяте старшего заботами о младшем, он не должен этого делать. Постарайтесь сделать так, чтобы ему было это интересно, а интересно будет тогда когда он будет в этом свободен. Это ваш ребенок и только вы должны с ним гулять/кормить/одевать и тд. Старший может это делать, а может не делать.

  • Готовьте ребенка к появлению на свет второго малыша. Даже если первенец совсем малыш. Рассказывайте о том, какой он будет, о том, что с ним нельзя будет сразу играть. Можно рассматривать специальные книжки, снимки УЗИ, картинки из журналов. Давать слушать пиночки и биение сердечка, расскажите, что он рос в Вашем животике точно также. Не забудьте рассказывать и о том, как изменится ваша жизнь после появления маленького. И про чувства тоже не забудьте, что он (ваш первенец) навсегда останется вашим первым ребенком, любимым и обожаемым, вне зависимости о того, какой будет второй.
  • Учите самостоятельности и всячески поощряйте ее проявления. После рождения малыша, Вам это здорово пригодится. К тому же ребенок не будет связывать необходимость есть самостоятельно с появлением "беспомощной" в этом вопросе сестрой, если он это делал уже до ее появления.
  • В продолжении предыдущей рекомендации хочется обратить внимание еще вот на что. Все изменения, которые должны наступить с рождением второго ребенка лучше провести до его рождения - поход в детский сад, отлучение от груди (если только Вы не планируете кормить обоих), отучение от совместного сна и т.д. В противном случае ребенок может связывать все эти изменения с появлением малютки, а это значит, что соперничество будет сильнее.



  • Ситуации у всех разные, и возможности мамы тоже. Если Вы понимаете, что с двумя детьми не справитесь в первое время - попросите помощи. Пусть муж/мама/сестра/свекровь возьмут отпуск, отгулы или поезжайте сами туда где Вам будет проще, только не отдавайте первенца на время родственникам... Вам только кажется, что ребенок ничего не понимает и не переживает - для него это огромная травма - "появился брат, теперь меня не любят и я уже не нужен".
  • Смягчить ситуацию "вхождения в семью" нового человека поможет подарок первенцу. Вспомните ответки - как правило гости приносят маме цветы, папе "красивую бутылку", а малышу подарок... Редко кто подумает о презенте для первенца, а ведь у него тоже праздник и еще какой! Он стал старшим братом или сестрой! Это ли не повод получить подарок о котором мечтал?
  • Не реагируте строго, если первенец - уронил соску, придавил ножку малыша, разлил молоко и так далее. Отнеситесь терпеливо. И считайте это поводом поговорить о его чувствах. Мне было 12 лет, когда появился брат и когда мама не видела я дергала его за ручку или ножку, чтобы он проснулся. Хотелось с ним играть, а он все время спал
  • Важный пункт. Разрешите ребенку ревновать! Казалось бы простая фраза "Я вижу, что ты ревнуешь и тебе не просто" - может стать очень важной для малыша.
    Во-первых, Вы называете ему его чувство и он начинает понимать как называется то, что с ним происходит.
    Во-вторых , такая Ваша реакция "легализует" это чувство - ребенок получает разрешение чувствовать ревность, а значит нет надобности это подавлять.
  • Покупая обновку младшему, побалуйте чем-то и старшего .
  • Советуйтесь с первенцем: во что одеть, какой дорогой пойти гулять и прислушивайтесь к советам. Обозначайте позицию старшего - он опытней, он пример для малыша.
  • Когда Вы заняты маленьким, просите мужа/бабушку и так далее уделить внимание старшему .
  • Проводить время с младшим можно с пользой для старшего. Например, пока Вы кормите грудью малыша можно читать книжку, которая интересна старшему. Хоть учебник физики. Маленькому все равно, а старшему приятно
  • У Вас должно быть время, которое Вы будете проводить только с кем-то одним из детей. Только со старшим или только с младшим.
  • Находите время для себя! Это обязательно. Воспитание двоих и больше детей требует гораздо больших усилий, терпения, внимания. Заботьтесь о себе!

Помните, что рождение второго ребенка это время когда мама по максимуму должна уделять внимание первому! Малышу в первое время нужно не много - еда, уход и тепло мамы.

Тема детской ревности считается актуальной, когда речь идет об отношениях братьев и сестер. Здесь она очевидна, ясна, проявляется драматично и длится долго. Она эмоционально затрагивает родителей, так что не обращать внимания просто не получается. Другие случаи ревности не так заметны, но их тем не менее много. Дети ревнуют маму к папе и наоборот. Ревнуют их обоих к работе и друзьям. Ревнуют бабушку к другим ее внукам, соседкам и внукам этих соседок. Ревнуют, когда друг по песочнице переходит в другую команду строителей и когда воспитательница слишком уж часто говорит: «Ах какой молодец Петя! Вы все должны брать с него пример». Дети вообще ревнивы. В общем и целом, даже ревнивее взрослых – просто в силу возрастной эгоцентричности. Они ощущают себя частью любых отношений окружающих их близких людей («Если бабушка хвалит чужого ребенка, значит, я ей не нравлюсь», «если мама поздно приходит с работы, значит, ей там лучше, чем со мной»), но еще не умеют отнестись к ситуации на уровне логики. Родители, которые не обращают на такие «глупости» внимания, полагая, что с возрастом все само по себе пройдет, делают большую ошибку. Их дети становятся очень ревнивыми взрослыми, страдают от своих чувств сами и не дают покоя другим.

Жизненно важное чувство

Ревность относится к отрицательным эмоциям, но в реальности она просто необходима. Ее изначальная функция – самосохранение. Существа слабые, уязвимые должны чувствовать утрату внимания к себе и возвращать его, чтобы обеспечить себе выживание. Именно поэтому проявления ревности можно наблюдать в очень раннем возрасте: если мама в процессе кормления ребенка грудью начинает говорить по телефону, малыш уже начинает нервничать. Недовольство бывает еще больше, если в комнату входит кто-то из семьи. Некоторые дети даже отказываются от еды и плачут, желая, чтобы мама прекратила все посторонние дела. Чуть подрастая, они начинают следить, чтобы мама и папа не слишком-то «увлекались» общением друг с другом, могут пресекать попытки объятий, поцелуев, иногда даже за руки не позволяют браться, неизменно вставая между родителями. «Я здесь – мною и занимайтесь. Потому что я мал, слаб, нуждаюсь в непрерывной заботе. Мало ли что может случиться, пока вы тут друг на друга смотрите» – примерно таков посыл ревностного поведения маленьких детей. Конечно, становясь старше, все прекрасно понимают: ничего страшного не случится, если внимание близкого человека на какое-то время будет утрачено. Ни мама, ни папа не забудут о своих родительских обязанностях, даже если в данный момент они увлечены работой или общением с друзьями. Но ревность все равно остается – в большей или меньшей степени – и сохраняется на всю жизнь. Зачем она нужна взрослым самостоятельным людям, которые вообще не нуждаются в опеке? Чтобы сохранять свое положение, обеспечивать социальную уверенность. Испытывая ревность, мы понимаем: что-то не так в нашем общении, стремимся в этом разобраться и все исправить.

«Я сама очень ревнивая, и сын у меня такой же. «Все, Максим мне больше не друг: он сегодня играл в машинки с Мишей, а меня они не позвали. Завтра с ним разговаривать не буду». Мне самой обидно, когда я слышу от него такое. Но я-то уже знаю, что просто ревность сама по себе ничего не дает. «Придумай новую игру и предложи им завтра поиграть вместе, тогда всем будет интересно». На следующий день ребенок был просто счастлив: «Мама, мы весь день играли вместе!». «Вот видишь, – сказала я ему, – а ты собирался весь день обижаться». Галина, мама Левы

На что похожа ревность?

Поведение ребенка в состоянии ревности может быть самым разным – в зависимости от его характера, отношений в семье, ситуации. Некоторые дети не делают чего-то конкретного, но начинают вести себя суетливо: ходят вокруг, переставляют предметы, открывают-закрывают двери, начинают искать какие-то игрушки. «Ничего не понимаю, – говорит мама, – он только что спокойно занимался конструктором, поэтому я и решила позвонить тебе. Ну ладно, поговорим в другой раз – пойду смотреть, чем он там шуршит». Мама заходит в комнату, а через минуту ребенок опять садится и занимается конструктором. В данном случае чувство ревности было не сильно выраженным – просто на уровне тревоги. В таком состоянии человек (и взрослый, и ребенок) просто приглядывается и прислушивается, а не стремится привлечь внимание в полной мере.

«На прием к врачу с маленькой Машей часто ходим все втроем – старший ребенок тоже пока дома. Только начинаю рассказывать о Маше – как спит, что ест, как держит голову, – Павлик тут же перебивает. Однажды взяла ему альбом и карандаши, чтобы не мешал поговорить. Ровно минуту он сидел спокойно и рисовал, а потом как закричит: «Мама, смотри, я нарисовал, как я писаю на клумбу!» Врач засмеялась, а мне было ужасно стыдно. Пришлось оправдываться и объяснять, что это шутка. Наверняка все подумали, что ребенок не умеет себя вести». Елена, мама Павла и Маши

Иногда значительной составляющей ревности бывает обида, и в этом случае ребенок замыкается, становится подавленным, грустным. Пятилетняя Ксения была очень рада, когда к ним домой стала приходить соседская девочка: бабушка согласилась иногда за ней присматривать. Однако уже через неделю эти визиты стали приносить больше проблем, чем радости. С Ксюшей девочка не играла, зато с бабушкой развлекалась вовсю: учила под диктовку бабушкины песни на французском языке, играла с ней в две руки на пианино. «Чудесный ребенок, можно позавидовать ее родителям. Правда, Ксюша?» – сказала бабушка однажды вечером. Но Ксюша не слышала: она уже целый час сидела в шкафу, плела косичку из шарфиков и представляла, как расстроится бабушка, обнаружив, что ее родной внучки в доме нет. Как пожалеет она, что тратила время на чужого ребенка, в то время как ее собственный так страдает. Как будет раскаиваться, и как заплачет, и как будет искать свою любимую внучку до самой ночи. Бабушка нашла Ксюшу быстро (шкаф был излюбленным местом для обиженных детей еще со времен ее собственного детства), но ошибку свою все-таки поняла. Сказала Ксюше, что любит ее больше всех на свете и что никакие, даже самые талантливые девочки ее заменить не смогут.

Когда ревность – сильное чувство, с которым ребенок не может самостоятельно справиться, он стремится сделать что-то необычное, то, что обратит на себя внимание обязательно (нарочно раскидает игрушки, залезет в грязь, ударит сестренку). Потому что даже наказание за проступки лучше, чем равнодушие!

Учимся ревновать

Родителям обязательно нужно научиться «видеть» ревность, понимать ее по поведению ребенка и находить причину. А вот дальше эту причину надо – нет, не искоренить, а сохранить! Если исключить все ситуации ревности, то в дальнейшем ребенку будет только тяжелее, ведь столкнуться с ней в жизни ему все равно придется.

«Я – единственный и долгожданный ребенок в семье. На вопрос «Как зовут дочку?» родители не просто говорили мое имя, а всегда добавляли: «Потому что она – наш лучший подарок». Отношение было именно таким – как к драгоценности. Но это я поняла только в шесть лет, а до того мне и сравнивать было не с чем. Я слышала только комплименты и похвалу, делала только то, что мне нравилось. Мое дошкольное воспитание было домашним, а перед школой меня стали водить в группу подготовки. Я была в шоке… от всего! От того, что учительница хвалит других детей, от того, что мне делают замечания, от того, что мальчик, с которым я сидела первую неделю, попросил у учительницы его пересадить (сказал, что я толстая и занимаю много места). Я плакала целый день и решила больше вообще никуда не ходить. Спасибо учительнице – она поняла, в чем проблема, и помогла мне привыкнуть к коллективу. Честно сказать, я и сейчас, в тридцать, очень переживаю, если не чувствую внимания. С одной стороны, это заставляет меня постоянно совершенствоваться, чего-то достигать, а также работать над своим характером, с другой – я продолжаю страдать от ревности. Очень постараюсь, чтобы у моей дочки было правильное восприятие жизни. Нельзя думать, что мир крутится только вокруг тебя». Дарина, мама Ани

К ситуации проявления ревности ребенком надо относиться спокойно. Однако стоит иметь в виду эмоциональность детей и то, что их самооценка до школьного возраста почти полностью зависит от взрослых. То есть ребенок действительно чувствует себя плохо, когда слышит, как близкие люди восхищаются кем-то другим. Что же делать? Сразу же говорить что-то хорошее и о нем самом, в виде позитивного сравнения, своих ожиданий, связанных с ним («Оля, когда подрастет, тоже будет хорошо учиться – она и сейчас очень любознательна»). Иногда, если вы видите, что ребенку трудно справиться с чувствами, нужно поговорить, доброжелательно и откровенно. «Знаю, тебе кажется, что брата мы любим больше. На самом деле, он просто очень маленький и совсем не может без нас. Когда ты была такой же, мы проводили с тобой еще больше времени». Но главное – чаще проявлять теплые чувства, как по поводу (хвалить за успехи, за умение хорошо себя вести), так и без него (гладить, прикасаться, называть ласковыми именами, выражать восторг, делать комплименты).

Самое неприятное проявление ревности – агрессия. Тем более что иногда она направлена совсем не на тот объект, который вызвал ревность. Ребенок каждое утро в садике начинает с драки, бросает игрушки, рвет чужие рисунки. Дома ведет себя спокойно и доброжелательно. Проблема в коллективе? Не обязательно. Возможно, дома ему просто не позволяют демонстрировать недовольство или слишком настойчиво призывают любить младшего братика или сестренку.

Ревность к братьям и сестрам испытывают не только старшие дети, но и, как ни странно это на первый взгляд, младшие – по отношению к старшим. И хотя младшие изначально растут в ситуации, когда мамой делиться надо, у них тоже нередко приключаются приступы ревности.Младшему ребенку в семье в некоторой степени проще. Он никогда не был единственным ребенком, и поэтому ситуации «свержения с престола» на себе никогда не испытывал.

Но с другой стороны, он также никогда и не был «первым». Он, хотя и бесспорно любимый, но он — второй. А это значит, что он растет если не в тени старшего, то по крайней мере с родительской оглядкой на опыт, приобретенный на старшем ребенке .

На первом ребенке мама училась – кормить, одевать, делать массаж, общаться. Она набила некоторые шишки и приобрела большой опыт. На втором она будет стремиться к применению тех же навыков, что были использованы с первым. Либо будет исправлять свои ошибки – если с первым почти не занимались, то с вторым заниматься будут больше. Если с первым занимались много, то второму могут просто радоваться.

И все бы было хорошо, если бы не крылась тут одна очень распространенная ошибочка – второй ребенок не «клон» первого, а другой , часто очень сильно отличающийся не только внешне, но и внутренне. Случается и так, что дети сильно похожи внешне, и соответственно очень хочется верить, что и внутренне они они схожи. Но не тут-­то было!

Как бы банально это не звучало, каждый ребенок индивидуален, и к нему нужен свой, его личный подход и воспитание! Поэтому, чтобы избежать ошибки «клонирования», стоит внимательно наблюдать за малышом – за тем, что ему нравится, а что нет, что для него комфортно, а что нет, что ему интересно, а что нет – точно так же, как Вы бы поступали, если бы он был первенцем.

Прошлый опыт -­ прекрасное подспорье, однако он не должен выходить на первое место -­ на первом месте всегда должен быть ребенок! Младший имеет право быть другим!

Но главная причина для ревности младшего – как бы это не казалось невероятным – нередко младший ребенок получает значительно меньше внимания, чем старший . Старший ребенок, ревнуя при появлении в доме малыша, делает все, чтобы привлечь к себе максимум внимания – ему кажется, что только таким образом он сможет удержать свои ускользающие позиции.

А мама, которая понимает, что ревность пробудилась из­-за ее желания иметь еще одного ребенка и жалеющая первенца, которому приходится проходить через такое испытание, начинает чувствовать себя виноватой. Чтобы от чувства вины избавиться, она старается все возможное время уделять старшему ребенку. Или просто получает больше удовольствия от общения со старшим – более разумным, более любопытным и просто более интересным собеседником.

И вдруг обнаруживается, что во время массажа малышу можно рассказывать что­-то старшему, во время кормления ему можно читать сказки, можно играть со старшим, пока малыш просто лежит на коленях. И все вроде чудесно, малыш не возмущается, ибо он не знает другого общения, кроме того, которое имеет. Старший тоже доволен – мама его, а приложение в виде младенца можно и проигнорировать – тем более, что он не слишком и мешает.

И все бы было замечательно, если бы не «овраги». То есть если бы не оказалось, что мама, движимая чувством вины по отношению к старшему, не забыла о том, что и младшему тоже нужно общение – индивидуальное, обращенное только к нему . Ему точно также, как и старшему, для успешного развития необходима концентрация на нем самом, на его личности.

Одевание младшего и параллельная беседа со старшим удовлетворяет потребность старшего, но игнорируется потребность младшего… А ведь он, не понимая пока речи, живет чувствами и ощущениями, которые ему говорят, что мама не «в нем», она вне его душевного пространства.

И хотя формально мама отдает младшему ребенку много времени, реально она сосредоточена на чувствах старшего. Что происходит дальше, догадаться не сложно – у младшего появляется роль – «твое место – второе» .

А вот еще дальше ситуация может развиваться по двум разным путям – если младший ребенок по духу ведомый, то он возможно безропотно примет эту роль (со всеми вытекающими последствиями), а если он по духу лидер, то в один прекрасный день мама обнаружит, что младший бунтует – ему уже мало одной только маминой груди. Он хочет получить маму всю, целиком и полностью. И без «заменителя» в виде папы.

Он может не позволять читать старшему книжки, сгонять его с маминых коленок, часто и «не по делу» капризничать, ныть, бросаться на пол при малейшем «нельзя»… Говоря иначе -­ он будет искать любые деструктивные пути, чтобы добиться своего -­ обратить на себя внимание и получить необходимое ему количество общения.

Почему именно деструктивные ­ конфликтно-агрессивные методы самые «рабочие» — они всегда и неизменно достигают цели быстрее и эффективнее, чем более конструктивные. И к тому же они более соответствуют «сильным» чувствам малыша, которые он пока не умеет ни подавлять в себе, ни перенаправлять на иные объекты.

Самая большая сложность при таком развитии событий -­ второй виток ревности старшего, уже привыкшего к тому, что младенец не занимает много места в жизни . Поэтому очень важно с самого начала правильно расставить приоритеты -­ каждый из детей имеет право на мамино внимание и каждый должен его получить.


Если понять, что старший ребенок ревнует, не сложно – достаточно лишь за ним понаблюдать – если в поведении вдруг появились ранее не свойственные ему реакции, то это скорее всего ревность. В предыдущей статье уже упоминались грызения ногтей и прочие направленные на себя действия – так называемая аутоагрессия . Может быть, агрессия, направленная на кого­то из членов семьи – особенно вероятно, что целью окажется тот, кто больше восторгается малышом и игнорирует старшего, может быть агрессия, направленная на самого малыша.

Однажды мне приходилось консультировать одну семью, в которой старший, пока мама отвлекалась, тихо подкрадывался к спящему малышу и громко кричал ему в ухо или кусал за пятку.

Еще один вариант проявления ревности – ранее мирный ребенок может начать проявлять агрессивность по отношению к сверстникам ­ особенно это заметно в песочнице. В последнем варианте, агрессия (я напомню, что агрессивные выпады — это реакция эмоции гнева, которую маленькие дети пока не умеют ни контролировать, ни перенаправлять) направленная на сверстников, означает, что ребенок усвоил запрет на агрессию дома (малыша нужно любить и защищать, а обижать ­ нельзя), но поскольку нужно что-­то делать с растущим чувством гнева и следовательно потребностью в избавлении от него, то гнев может выплескиваться именно в таком виде.

А вот понять, что ревнует младший, гораздо сложнее. Ведь у него нет внезапного изменения состояния. Появление ревности происходит у него плавно, изо дня в день. И трудно понять – капризничает малыш из­-за недостатка внимания или из­-за того, что он голоден или хочет спать.

Поэтому, если поведение младшего ребенка в семье отличается манипулятивными или деструктивными наклонностями, то стоит задуматься над тем, в достаточной ли мере младший ребенок имеет родительскую любовь, внимание и прочие атрибуты детского счастья.

Поделиться: