Дети начинают хорошо говорить. Когда ребенок начинает говорить

Любые достижения ребёнка – огромная гордость для его мамы и папы. Желание родителей поскорее услышать первые слова своего малыша вполне объяснимо, но важно не подгонять его и не заставлять просто копировать произнесённые вами слова.

Во сколько месяцев ребенок начинает говорить? Если правильно подойти к развитию малыша, вы сможете услышать его первые слова уже в 12 месяцев.

Когда же дети начинают говорить

Не существует единой возрастной нормы, к которой ребёнок должен начать говорить. Большинство врачей считают, что здоровый ребенок, которому уделяют достаточно внимания, начинает говорить с 14 по 18 месяц со дня рождения.

Многие ошибочно принимают лепет малыша или отдельно произнесённые звуки за разговор. Когда, на самом деле, ребёнок только имитирует услышанную речь, но с возраста 6 месяцев он делает это крайне умело, совмещая лепет с активной жестикуляцией. В это время ребёнок уже уверенно произносит вслух отдельные согласные (б, п, д, т и т.д.) и постепенно учится соединять их с гласными (ма, да, ла). Очень важно внимательно слушать малыша, пытаться разобрать что он говорит и отвечать ему. Так вы будете стимулировать ребёнка и вскоре услышите его первые слова.

Активный словарь полуторагодовалого человечка включает уже 30-40 простых слов и постоянно пополняется, потому что сейчас малыша интересует абсолютно всё в окружающем его мире, и он постоянно мучает окружающих вопросом “что это?”.

В два года словарь ребёнка достигает уже 300 слов. Он пытается строить предложения и уже использует не только существительные, но и глаголы. С трёх лет начинается усвоение грамматических форм и таких сложных конструкций, как причастные обороты. Основное формирование речи к 4 годам обычно заканчивается, и в дальнейшем ребёнок только совершенствует уже наработанные навыки.

Желая поскорее услышать первые слова малыша, многие родители совершают одну и ту же ошибку. Конечно, прекрасно понимать ребёнка с полуслова, не дожидаясь, когда он попробует закончить своё объяснение. Но немедленное выполнение всех желаний ребёнка просто отбивает у него всякую необходимость начинать говорить. Старайтесь каждый раз выслушать малыша и только тогда брать его на руки или давать игрушку, которую он просит. Так он поймёт важность общения и будет стремиться к нему.

Также попробуйте использовать технику комментирования. Выполняя домашние дела или гуляя, комментируйте всё что видите и старайтесь заинтересовать ребёнка. Читайте ребёнку интересные сказки и разные книжки с картинками. Конечно, интереснее всего развивать речь во время игры. Устраивайте с малышом спектакли, разыгрывайте какие-нибудь сценки. Всё это не только сблизит вас с ребёнком, но и поможет ему быстрее заговорить.

Почему малыш не говорит

Небольшая задержка развития речи является нормой и встречается у совершенно здоровых малышей, у которых нет проблем со слухом и поражений центральной нервной системы. Не стоит беспокоиться и задавать себе вопрос, во сколько месяцев ребенок начинает говорить! Ведь развитие речи происходит по двум направлениями – активно, то есть путём освоения новых звуков и складывания их в слова и пассивно путём запоминания новых слов и выражений.

Поэтому если вы замечаете, как малыш внимательно следит за речью взрослых, понимает её и эмоционально реагирует, то можете не беспокоиться. Часто двухлетние молчуны начинают говорить очень неожиданно и сразу выдают длинные и осмысленные предложения, при этом опережая детей, которые начали говорить в год.

Обычно на втором году мало говорят дети, находящиеся в детских домах или круглосуточных яслях. Это объясняется тем, что им не уделяется достаточно внимания со стороны взрослых и они не чувствуют потребности говорить. Чем можно объяснить задержку речи у здорового ребёнка, с которым много времени проводят родители? Такие случаи ставят под сомнение идею о том, что развитие речи зависит только от того, много или мало времени уделяют развитию способностей ребёнка и сколько с ним общаются.

Дело в том, что развитие речевого центра мозга напрямую связано с мышечными ощущениями. Это важное открытие было сделано в начале XX века русскими физиологами. Если малыш никак не хочет начинать говорить, но при этом никакие другие отклонения или проблемы со здоровьем не были обнаружены, ежедневно уделяйте время пальчиковой гимнастике или народным играм – пальчиковым сказкам. Импульсы, поступающие от задействованных пальчиков, будут активно воздействовать на речевые центры мозга.

Что должно вызвать беспокойство

Обычно специалисты бьют тревогу, если ребёнок не начинает говорить до 4 лет. При этом он может изъясняться жестами и лепетать, но вычленить из потока звуков отдельные слова невозможно. Такая ситуация является причиной незамедлительного визита к врачу и логопеду.

Если у ребёнка нет отставания в развитии или проблем со здоровьем, то причины задержки речевого развития могут скрываться в наследственности, стрессах матери во время беременности, осложнениях во время родов или плохой экологической обстановке. Все эти факторы влияют на состояние и развитие головного мозга и нервной системы малыша. Поэтому показать молчуна невропатологу стоит в любом случае. Только врач сможет окончательно развеять ваши сомнения или при необходимости подобрать правильное лечение и терапию.

Речевые успехи и во сколько месяцев ребенок начинает говорить, в первую очередь зависят от его родителей. Ваше отношение к малышу, а также время, которое вы проводите вместе, прекрасно стимулируют его развитие. Превратите ежедневное общение и гимнастику в приятный ритуал, и уже совсем скоро вы увидите результат.

На вопрос о том, в каком возрасте дети начинают произносить слова, до сих пор нет единственно верного ответа. Да, существуют некие «подогнанные» под единые рамки стандарты, по которым так или иначе развиваются все физически и психически здоровые дети. Но при этом имеющиеся усреднённые данные в действительности не отображают реальной картины полностью, поскольку развитие детей вообще и развитие детской речи слишком отличаются от статистической информации.

Так, есть дети, которые в 10-12 месяцев уже вполне сносно владеют активным словарем из 10-15 слов. Но также часты случаи, когда малыши в возрасте 2,5-3 лет продолжают хранить молчание, хотя всё прекрасно понимают и имеют нормальное психическое развитие.

Уже неоднократно публиковались отчёты психологов и логопедов, в которых они делали безуспешные попытки подсчитать, сколько конкретно и какие слова должны знать малыши в том или ином возрасте. Однако воз и ныне там – речь каждого ребёнка развивается по собственному сценарию, независимо от желаний и усилий мамы и папы, ближайшего окружения, психологов, медиков и логопедов.

Хотя справедливости ради следует отметить, что на развитие речи малышей (а также на то, со скольки лет или даже месяцев они начинают осознанно произносить слова) существенное влияние оказывают окружающая обстановка и условия, в которых дети проживают. Но об этом ниже.

Приблизительные этапы становления речи

  • В промежутке от 1 месяца до пяти здоровые младенцы учатся реагировать на обращенные к ним реплики взрослых, перестают плакать и пытаются сосредоточиться на образе взрослых. К 3 месяцам среди звуков, издаваемых грудничками, отчетливо проявляются согласные звуки. Кроме этого обычно к 3 месяцам малыши уже умеют «агугать» и «гулить». В 5 месяцев многие младенцы «поют» – произносят продолжительные «реплики» на своем «малышовом языке» со сменой интонации, громкости и даже некоторой эмоциональностью.
  • В возрасте 6 месяцев многие дети уже умеют произносить первые слоги: «ба», «па», «ма» и др. Конечно же, это ещё не слова, но уже явные предпосылки для них. В этот же период формируется правильная реакция на интонации, они учатся распознавать знакомые голоса.
  • Примерно в 8 месяцев формируется устойчивая речевая функция – малыши все чаще и охотнее лопочут, т. е. повторяют одинаковые слоги с четким пониманием того, о чем они говорят. Например, повторяя «ма-ма» или «па-па», малыш полостью осознает, что обращается к родителям. В личном словаре ребёнка увеличивается объём активно используемых звуков, букв и слогов. На этом этапе мальчики и девочки развиваются более-менее одинаково.
  • В промежутке между 9 и 12 месяцами происходит активное развитие словаря, появляются первые осознанно произносимые слова, причём не в качестве случайного набора звуков, а в качестве конкретного обращения. Например, мама, папа, баба, ляля и т. д. Кстати, «мама» – далеко не всегда первое слово малыша. В возрасте 9-12 месяцев дети уже достаточно хорошо понимают взрослых, сносно выполняют несложные указания и просьбы (поцеловать маму, погладить кису, выбросить бумажку в мусор).
  • Некоторым детям в возрасте 1 года, произнося простые слова и демонтируя простые жесты, удается объяснить взрослым свои желания, намерения или планы. Хотя, согласно среднестатистическим данным, более-менее сносно малыши начинают разговаривать примерно в 15-18 месяцев, когда их словарный запас, в некоторых случаях, увеличивается до 20-30 слов. Это совсем не означает, что в этот период наступает момент, когда ребёнок должен начать говорить в традиционном нашем понимании, но зачастую это случается именно в этот момент времени.

Конечно, в возрасте 1,5 лет речь ещё слишком невнятная, так что часто произносимые слова и фразы может разобрать только мама.

  • На 21 месяце жизни малыши начинают употреблять двухсложные предложения: «Мама, дай!», «Баба, иди!», «Тёма бай», «Мама, кушать» и т. д.
  • К 24 месяцам или 2 годам словарный запас «малышни» может состоять примерно из 50 слов. В возрасте 2 лет дети уже, как правило, умеют выполнять более сложные инструкции и просьбы («Отойди от телевизора и сядь в кресло!», «Убирай свои игрушки, пора идти спать» и др.). В этом периоде дети уже умеют идентифицировать себя в обществе, правильно употребляют местоимения и начинают проговаривать более сложные предложения, состоящие из 3-4 слов, начинают более охотно общаться со сверстниками, и при наличии такой возможности их речевое становление развивается семимильными шагами.
  • В 36 месяцев или к трем годам словарный запас полностью здоровых детей может состоять из 250-700 слов. Они знают числительные, предлоги и глаголы. В возрасте 3 лет дети хорошо понимают прочитанные им стихи и сказки, могут их пересказывать в той или иной степени близко к тексту, начинают задавать массу вопросов и даже пытаются самостоятельно на них отвечать.

Приведенная выше статистика – весьма условная и неоднозначная. В действительности же, на тот момент, когда ребёнок начинает говорить, имеет влияние масса других не менее важных факторов. Но, даже несмотря на это, примерно к 3-3,5 годам все здоровые дети уже должны уметь более-менее сносно изъясняться на родном языке таким образом, чтобы не только мама понимала, о чем говорит малыш, но и другие люди, в том числе сверстники.

Факторы, влияющие на развитие речи

  1. Психическое и физическое здоровье имеет если не определяющее значение в развитии детской речи, то одно из первых.
  2. Ближайшее окружение малыша также один из важнейших факторов, способствующих развитию речи. Так, например, не стоит ждать развития речи в рамках установленной нормы у малыша, рожденного в семье глухонемых родителей. В семьях, где малышу уделяется недостаточно внимания, там, где с ним не стремятся разговаривать или вербальные коммуникации сведены к минимуму, также наблюдается некоторое отставание от установленных норм.
  3. Психологическая обстановка в семье, где проживает ребёнок, имеет огромное значение. В домах, где постоянно наблюдается нестабильный эмоциональный фон, происходят частые конфликты, ребёнок переживает стрессовые ситуации (испуг, переезд, расставание с близким человеком и т. д.) возможны нарушения в речевом развитии и отставания от норм и стандартов.
  4. Личная заинтересованность и мотивация ребёнка – ещё один важный элемент, способствующий становлению речи или тормозящий её развитие. В семьях, где попытки произносить новые слова и фразы пресекаются излишней опекой, «угадыванием» желаний малыша, дети, как правило, не заинтересованы в скорейшем пополнении словарного запаса.

Важно понимать и учитывать, что момент, когда ребёнок начинает говорить – у каждого свой, со скольки лет малыш начинает произносить свои первые слова – личная особенность ребёнка, однако – это болезнь, диагностировать которую могут только специалисты: врачи, психологи и логопеды. Никак не мама или другие родственники, не имеющие необходимой квалификации.

Что ещё нужно знать родителям

Кроме условных стандартов развития деткой речи есть и иные обстоятельства, влияющие на то, во сколько лет заговорят малыши.

  1. Существует мнение, что девочки начинают разговаривать раньше, чем мальчики. Это объясняют особенностями развития нервной системы. Однако и эта норма имеет свои исключения, при которых мальчики начинают произносить слова и предложения в более раннем возрасте.
  2. В паре близнецов обычно один из малышей начинает разговаривать раньше, делает это более активно и охотно по сравнению со вторым. Такая ситуация – норма, она особенно характерна для семей, где близнецы – мальчики. У разнополых двойняшек или у близнецов-девочек такой особенности не отмечают.
  3. Заметить какие-либо нарушения в речевом развитии малыша от рождения до 8-9 месяцев практически невозможно. Точно также неравнодушным родителям очень сложно не заметить их в возрасте 3-3,5 лет.
  4. Нередки случаи, когда полностью здоровые дети в возрасте 4-5 лет по тем или иным причинам не желают осваивать родную речь. В подобных ситуациях все же не помешает своевременная консультация со специалистами, иначе слишком вероятны сложности в процессе социализации и обучения таких молчунов.
  5. Если специалисты диагностируют нарушения в речевом развитии ребёнка, занятия по их исправлению могут занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Вовремя принятые меры позволят не столько повысить их эффективность, сколько исключить возможные осложнения.

Таким образом, очень важно знать, в каком возрасте дети произносят первые слова, но не менее важно понимать, что строгих рамок и четких границ не существует. Речевое развитие малыша будет проходить в рамках установленных норм, если он заговорит и в 10 месяцев, и в возрасте 3 лет.

Жизнь малыша удивительна тем, что все в ней происходит впервые. Шаги, улыбки и, конечно же, слова – именно их с особым нетерпением дожидаются взрослые. Ведь умение говорить облегчит процесс воспитания, сделает желания крохи понятными для окружающих, даст возможность ребенку ощутить радость от вербального общения. Во сколько дети начинают говорить? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ, но можно определить некоторые общие тенденции.

Говоря о развитии речи, стоит упомянуть о возникновении навыков общения. Как правило, новорожденные слабо проявляют реакции на внешние аудиальные раздражители. Многие мамы еще в роддоме пытаются установить контакт с грудничками, обращаются к ним с просьбами (например: «Не плачь!», «Давай ложиться спать!»), рассказывают об окружающей обстановке, поют колыбельные.

Многочисленные исследования утверждают, что даже плод в утробе матери слышит, понимает эмоциональную окраску звуков. На повышенный тон реагирует учащением серцебиения, а от спокойного голоса и мелодичного пения успокаивается и даже засыпает. Так и после рождения малыш отлично слышит звуки окружающего мира, однако получить от него ответную реакцию почти нереально.

Когда ребенок начинает агу говорить – это еще не начало осознанной речи, а всего лишь гуление. Период, когда впервые произносятся такие звуки, для каждого индивидуален. Чаще всего это происходит в 2-3 месяца. Одни дети уже вырабатывают индивидуальные интонации, другие берут их из речи окружающих взрослых. Некоторые звуки младенцы тянут, а другие говорят коротко и отрывисто. И радости многих родителей нет предела, ведь такая череда невнятных гласных уже начинает напоминать монолог.

В 6-10 месяцев приходит пора произнести повторяющиеся слоги ма-ма, га-га, дя-дя четко. Уже совсем близок период, когда детки скажут свои первые слова осознанно, а пока идет процесс повторения и активная тренировка произношения. Однако именно этот период признанный тем заветным временем, когда ребенок начинает говорить мама.

Первые слова – когда их можно услышать?

Возраст Навыки речи и звуковоспроизведения
0-1,5 месяца Крик (иногда с преобладанием звуков “уа” и “ля”).
1,5-5 месяцев Крик, а также гуление и агуканье – произношение негромких, слегка певучих звуков, слогов с разными интонациями. Наиболее часто “гу”, “агу”, “ва”.
5-6 месяцев Детский лепет – добавление к уже освоенным звукам новых интонаций, а также слогов “ма”, “ба”, “па”. Неосознанное соединение слогов в простые слова “мама”, “папа”, “дядя”.
6-10 месяцев Четкое произношение слогов, их повторение по 2-3 раза. Добавление звуков “к”, “и”, “э” и других.
10-12 месяцев Произношение простых слов, таких как “мама”, “папа”, “дай”, “на”.
1-1,5 года Освоение 5 – 10 простых слов, построение простых предложений из существительного с глаголом или прилагательным, использование предлогов.
1,5-3 года Составление предложений, а также способность задавать простые вопросы другим и самостоятельно давать несложные ответы.
3-4 года Развитая, эмоционально насыщенная речь со сложными предложениями.

В каком возрасте ребенок начинает говорить? Ответ на этот вопрос всегда индивидуальный. По информации Большой Медицинской Энциклопедии, центральным звеном всего речевого аппарата есть кора головного мозга, в первую очередь его левого полушария.

То есть каждый человек сознательно скажет первые слова только тогда, когда его головной мозг достигнет достаточного уровня развития. Как утверждают медики, это произойдет не раньше 10-12 месяцев. Первые слова уже будут иметь смысл, но они пока окажутся односложными (дай, на) или будут состоять из повторяющихся звуков (мама, папа, ляля). После годика малютка начинает понимать простые просьбы и указания старших (возьми, сядь, встань), однако ему еще приходится объяснять каждое новое слово или явление.

До двух лет у детей уже накапливается небольшой словарный запас. Фразы и словосочетания становится все легче понять, обрывки словарных конструкций превращаются в осмысленные фразы. Кстати, некоторые дошкольники очень сердятся, если взрослые не понимают их монологи, и из-за это могут намеренно молчать. Но когда мама или папа наконец-то поймет их просьбу или рассказ радости нет предела.

Как правило, к четырем годам речь малышей становится разнообразной, эмоционально насыщенной и богатой сложными предложениями. У них хорошо получается звук р, нет проблем с шипящими, все произносимые словосочетания легко даются самому говорящему и понятны слушающему.

Ребенок до сих пор не говорит – почему так бывает и что делать

Есть множество причин, почему дети начинают разговаривать поздно. Например, в 4 года лексикон мальчика или девочки может быть очень скудным, а в 3 и вовсе ограничиваться несколькими понятными фразами. Унывать из-за этого не стоит – все люди имеют индивидуальные темпы развития, однако в такой ситуации стоит показать ребенка врачу.

Причиной такой молчанки могут быть разные заболевания – например, аутизм или дислалия (дефекты произношения некоторых звуков, из-за которых ребенок может стесняться говорить вообще). Но чаще всего причина кроется в особенностях физиологии, воспитания и личных качествах.

  • Если научить говорить крошку очень трудно – может быть, причина в том, что окружающие люди не разговаривают или попросту много молчат. Конечно же, откуда взяться речевым навыкам, если младшему члену семьи не от кого им научиться?
  • Решение очень простое – больше времени проводите в активном общении с маленьким, чаще обращайтесь к нему с просьбами и предложениями: «Понюхай цветочек», «Давай поиграем», «Идем кушать». Помогите ему запомнить больше слов, просматривая вместе с ним развивающие мультфильмы, читая вслух книги, играя в игры, в которых нужно произносить и повторять названия предметов, действий, описывать картинки.
  • По сути, если ребенок долго не пытается говорить предложениями – часто в этом виноваты сами родители или другие люди, которые занимаются воспитанием чада. Кстати, доктор Комаровский рекомендует начинать активные беседы с трех месяцев беременности!
  • Причины, почему ребенок запаздывает в речевых навыках, могут быть физиологические и наследственные. В таком случае, кроме выше перечисленных советов, очень помогают карточки Домана. Этот метод позволяет натренировать память, развить образное мышление, превратить обучение в интересную и увлекательную игру.
  • Благодаря методике американского врача-физиотерапевта Глена Домана пора, когда ребенок должен начать говорить, наступит гораздо раньше.
  • Как научить ребенка говорить в 2 года, если он просто молчун? Такое бывает очень часто, ведь даже многие взрослые люди больше склонны копить в себе информацию, не любят делится мыслями и впечатлениями. Как помочь ребенку с таким характером, не повредив его формирующейся личности?
  • Прежде всего, насколько это возможно, нужно обеспечить ему максимум общения. Это могут быть не только взрослые, но и сверстники. Очень полезны прогулки во дворе, на детской площадке, развивающие и обучающие массовые мероприятия. Многое зависит от окружения и атмосферы – не давайте маленькому человеку замыкаться в себе, но и не пытайтесь насильно приучить его к слишком шумным компаниям, давайте возможность взять паузу и сделать передышку.
  • Еще одна причина, почему здоровый и активный малыш не начинает говорить – это комплексы, неврозы, разные психологические сложности. Когда ваш отпрыск становится старше – ему очень важна поддержка и одобрение.


Если же начинать ругать малыша, критиковать, обвинять, что произнесенная фраза вышла очень плохо – скорее всего, говорить впервые внятно и без боязни он начнет очень поздно. Страх порождает тихое произношение, череду коротких обрывистых предложений. В таком случае будущий школьник или студент через лет десять будет мучиться с другим вопросом – как научиться громко говорить?

Чтобы этого не произошло, старшие должны запомнить для себя правила :

  1. Разговариваем в семье спокойно, не критикуем, не обвиняем.
  2. Учим и воспитываем ребенка терпеливо, с любовью, с уважением к маленькой личности.

Чтобы дети научились говорить вовремя и стали полноценными личностями, очень важно уделять им достаточно внимания, играть и читать вместе, больше времени проводи в семейном кругу, в доброжелательной атмосфере. И все же, во сколько лет дети начинают активно практиковать вербальное общение? Однозначного правила не существует. Но, приложив усилия, можно достигнуть успехов гораздо раньше.

Первым средством общения между ребёнком и его родителями является плач малыша. Таким способом он пытается донести до родителей свои требования. Именно из-за того, что большинство родителей плохо понимают потребности малыша, они ждут когда уже их чадо издаст первые звуки, которые можно разобрать. Так в каком возрасте дети начинают говорить и что означает долгое молчание вашего чада? Когда необходимо обратиться к специалисту, а в каком случае переживания необоснованы?

Как формируется речь у детей

Часто у родителей возникает вопрос: «Когда дети начинают говорить первые слова?». В первый год своей жизни малыш адаптируется к окружающей среде, развивается и интенсивно растёт. В этот ответственный период детской жизни родители должны создать самые лучшие условия для развития малыша, всячески помогать ему справляться с возникающими трудностями и препятствиями. В первый год своей жизни малыш совершает множество действий: стремительно набирает вес, у него появляются зубки, он усваивает пищу, начинает подниматься, ходить и бегать. За этот чудо-год ребёнок из младенца, который нуждался во всяческой помощи, перерастает в полноценного человечка, который способен делать практически всё то, что делает человек.

Развитие речи является очень важным моментом в развитии малыша. Это является показателем правильного развития нервной центральной системы и головного мозга.

Если в развитии речи возникают задержки то это может быть как патологическим, так и временным явлением.

Первый свой звук ваш малыш должен издать сразу же после появления в этот мир. В момент их издания он пользуется своим нёбом и язычком. Чтобы закричать, ребёнок открывает широко ротик и громко кричит, подключая к этому процессу мышцы на животе. Поэтому долгий крик вашего чада может привести к формированию у него пупочной грыжи. Первыми вразумительными звуками вашего чада являются «у» и «а». После малыш в свой плач включает нотки жалобного, гневного или обиженного характера. Таким образом, у ребёнка формируются эмоции. Активному развитию речи способствует обильное общение с малышом и его взаимодействие с окружающими.

Когда грудничку один месяц, он начинает узнавать материнский голос и пускает пузыри. Это ещё один способ привлечения к себе родительского внимания. В этот период детской жизни появляются звуки «агу» и «гу». Это является первыми детскими словами.

Пассивный запас слов

Многие родители задаются вопросом как правильно учить говорить своего чада. Речь ребёнка осваивается копированием и подражанием. Он начинает повторять всё:

  1. звуки;
  2. движение губ;
  3. мимику.

В этот период детской жизни мамочка должна позаботиться о том, чтобы пополнить пассивный запас слов своего чада. Многие спросят, что же это значит. Для этого необходимо указывать на определенный предмет и говорить, как он называется и какой звук может издавать. Визуально ребёнок запоминает и связывает эти понятия. Они откладываются у него в памяти.

Такой пассивный запас слов можно начинать формировать у малыша примерно в возрасте 6 месяцев , когда он осознанно смотрит на предметы и начинает изучать их пальчиками. В этом возрасте он уже пытается выразить свои мысли, настроение и отношение к окружающему его миру.

Чтобы речь вашего чада быстрее перешла из пассивной формы в активную, необходимо:

  1. играть с ним в игры, которые развивают соответственно его возрасту;
  2. хвалить его как можно эмоциональнее за любой достигнутый успех;
  3. чаще и больше с ним разговаривать.

Сколько именно раз нужно повторить одно и то же слово, чтобы ребёнок его запомнил неизвестно. Но каждый раз, когда вы ему даёте какой-либо предмет, проговаривайте что это такое.Необходимо комментировать всё, что вы и ваше чадо делает. Слова нужно говорить правильно и не коверкать их. Не стоит подражать в этом плане малышу.

Игры, которые развивают

Во время игры дети овладевают информацией гораздо легче, нежели в простой разговорной форме. Можно придумать игры типа:

  1. повторение слогов за ребёнком;
  2. где мама и папа;
  3. пение песен вашему чаду;
  4. изучать пальчиками новые предметы.

В возрасте 3 месяца малыш начинает интересоваться игрушками, которые его окружают. Стоит давать ребёнку брать все предметы и любой формы: шуршащие,​ из ткани, полностью гладкие, квадратные, круглые.

Чем быстрее у малыша разовьётся моторика пальцев, тем быстрее будет развиваться его речевой аппарат . Именно поэтому в данном возрасте малышу крайне важно предоставить возможность изучать игрушки, выполненные из различных материалов.

Когда дети начинают разговаривать

Когда дети начинают говорить «мама»? Осознанно дети начинают говорить двуслоговые слова (мама, папа, дядя, баба) примерно в возрасте одного года . Становление детской речи можно разделить на такие этапы:

  1. гуление (агу - гу);
  2. детский лепет (на-на-на-на, да-да);
  3. двуслоговые осмысленные слова типа папа, мама, дай, баба.

В первый год детской жизни запас слов ребёнка значительно заполняется и он старается по максимуму изъяснить свои желания, сопровождая это показом на предмет.

Если ребёнок кричит в требовательной форме «дай» и при этом указывает на предмет, обязательно дайте то, что он желает и уточните правильное название этого предмета.

В детской речи значительные перемены происходят к третьему годику жизни. К этому периоду он уже:

  1. в разговоре использует разные части речи;
  2. научился составлять из слов целые предложения;
  3. видит разницу между единственным и множественным числом;
  4. понимает смысл вопросов: «это кто?», «почему?» и много других.

В такой период нужно рассказывать стихи, сказки, петь песенки с малышом. Важно задавать уточняющие вопросы типа «где ты был с бабушкой», «что ты делал в парке». Такие вопросы будут заставлять ребёнка в более активной форме использовать свой запас слов. Ему будет хотеться выразить свои впечатления и эмоции.

Ребёнок долго молчит

Ребёнок может долгое время не говорить по нескольким причинам:

  1. может быть заболевание, которое имеет психический характер;
  2. может сказываться наследственность;
  3. это может быть следствием родовой травмы;
  4. физиология в строении аппарата речевого;
  5. недостаточное общение с вашим чадом.

Не стоит заранее беспокоиться, если ваше чадо понимает всё и правильно выполняет все ваши просьбы, но пока ещё молчит. Такую особенность, в основном, имеют мальчики. Ваше чадо обязательно полноценно заговорит в 3–4 года .

Если молчание имеет характер наследственный, то желательно вмешательство специалиста. При травмах родовых и психических заболеваниях вмешательство врачебное просто необходимо.

Дефекты в детской речи

Во сколько же лет стоит начинать бить тревогу из-за молчания ребёнка? Примерно к 7 году детской жизни ваш ребёнок должен владеть речью настолько, чтобы свободно начинать учёбу в школе. К сожалению, бывают родители, которые не уделяют должного внимания развитию детской речи. В этом случае малыш не сможет полноценно усваивать школьную программу и будет среди одноклассников чувствовать себя неполноценным.

Тревогу необходимо начинать поднимать в таких ситуациях:

  1. ваш малыш до неузнаваемости искажает слова;
  2. сокращение слов ребёнком продолжается и после трёхлетнего возраста;
  3. ребёнок не может говорить фразами к трём годам;
  4. в два года ребёнок не говорит;
  5. в 9 месяцев ребёнок не понимает осознанно вопроса: «где мама?»;
  6. гласных звуков ребёнок не произносит.

Тревогу нужно поднимать и в таких ситуациях:

  1. ребёнок гнусаво говорит;
  2. в глаза не смотрит;
  3. чтобы сказать фразу, ребёнку воздуха не хватает;
  4. неадекватно себя ведёт;
  5. речь непохожа на нашу, а издаются странные звуки;
  6. появляются хлюпающие звуки во время разговора;
  7. держит еду в ротовой полости и не может её разжевать;
  8. кончик языка высунут, а рот приоткрыт;
  9. выделение слюны в три года происходит активно.

Такие проявления могут говорить о неврологическом отклонении в развитии вашего чада. Пока ещё ребёнку только три годика, немедленно обратитесь к неврологу или психиатру. Такие дефекты сами по себе не проходят.

Что необходимо, чтобы ваша кроха заговорила вовремя

​Сказать точно, во сколько дети начинают говорить сложно, это во многом зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка, общения его с мамой, папой и окружающими.

Специалисты по раннему развитию сходятся во мнении: невозможно определить единую возрастную норму, когда ребенок начинает говорить. Если малыш вполне здоров и не оставлен без внимания семьи, в среднем он начинает произносить первые полноценные слова в год-полтора. И если этого пока не происходит, отчаиваться не стоит. При верном подходе к ситуации и корректном отношении к особенностям малыша все трудности будут преодолены.

Детский лепет - отдельные звуки - не нужно принимать за «разговоры», это пока только имитация услышанного от вас. В возрасте 6 месяцев младенцы, как правило, уже могут совмещать звуки и интенсивную жестикуляцию, что позволяет им довольно успешно транслировать в мир свои желания и чувства. В это же время отдельные согласные соединяются с гласными, образуя слоги.

Есть дети, которые используют до 15 слов в 10-11 месяцев, а есть и двухлетние «молчуны» - при этом доктора не отмечают у них никаких отклонений в психике или состоянии здоровья. Самое удивительное, что ребята, которые долго не говорят, могут неожиданно начать выдавать длинные правильные фразы, намного опережая тех, у кого речь появилась раньше. В любом случае, если внимательно слушать малыша, интересоваться его высказываниями, разбирать то, что он пытается до вас донести, и отвечать ему, вы обязательно услышите и первые слова.

Детский психолог Ш. Бюллер подсчитала минимальный и максимальный словарный запас детей разного возраста и выяснила, что в 1,3 года словарь может составлять от 0 до 232 слов. Так что речь ребятишек развивается по-разному, и есть лишь приблизительные «нормативные показатели».

Этапы формирования речи у детей

Существуют понятия активного и пассивного словарного запаса.

  • Пассивное накопление словаря - когда малыш может вас понимать, но сам не воспроизводит слова.
  • Активное накопление словаря - это интенсивное освоение звуков и складывание из них слов и фраз.

Пассивная речь значительно опережает активную, и если ребенок не говорит или говорит немного, но при этом хорошо понимает ваши высказывания и с интересом слушает, беспокоиться не нужно.

Теперь рассмотрим, во сколько лет дети начинают говорить. В таблице ниже - примерные сроки формирования речевых навыков, которые выделяют специалисты.

Возраст Речевые навыки
1-3 мес. Гуление - негромкие, протяжные звуки, затем слоги («а-а», «гу-у», «ва-а»)
4-5 мес. Смех, повизгивание, «пение» - протяжные звуки с изменением интонации
6 мес. Реакция на знакомые голоса и их тон. Лепет (проговаривание слогов типа «ма», «та»)
7-8 мес. Понимание многих слов и простых просьб («возьми машинку», «дай руку»). Расширение запаса согласных и гласных звуков. Появление звукоподражаний («гав-гав», «ко-ко»). Узнавание наименований предметов, попытки найти их взглядом
9-11 мес. Простые односложные и двусложные слова: «дай», «баба», «ляля». Увеличение «звукоподражательного» лексикона до 10 слов
1–1,5 года Использование в речи минимум 5 простых слов. Способность показать на картинке по просьбе взрослых предметы, животных, людей. Построение двухсловных предложений
2-3 года Понимание простых вопросов. Появление вопросительных слов. Разграничение понятий («вверх» - «вниз»). Выполнение сложных просьб («возьми кружку и дай мне»), составление фразы из 2-3 слов. Называние всех известных предметов, цветов, частей тела. Рассказывание простых стихов, историй
3-4 года Ответы на простые вопросы: что? кто? где? Ребенка хорошо понимают не только родственники, он активно общается и с незнакомыми людьми. Его фразы состоят из 4 и более слов, звуки произносятся правильно

Конечно, это приблизительные параметры, но общепринятые. И если вы обнаружили многие несоответствия тому, во сколько начинают говорить дети у вас - лучше проконсультироваться с неврологом, психологом, логопедом-дефектологом, чтобы исключить задержку как речевого, так и психического развития.

На подобную задержку у малыша могут указывать, например:

  • невнятность говорения;
  • гиперактивность, неадекватность поведения;
  • неумение хорошо пережевывать пищу;
  • открытый рот (при этом может быть сильное выделение слюны);
  • отсутствие зрительного контакта с окружающими людьми;
  • активный отказ от общения.

Чем раньше показать ребенка специалистам и начать заниматься с ним, тем быстрее вы достигнете хороших результатов, а к школе он вообще не будет отличаться от других детей.

Возраст первого слова

Когда бы малыш ни произнес свое первое слово, оно не обязательно должно напоминать нечто привычное вам. Логопеды утверждают: вполне достаточно и того, чтобы это был узнаваемый набор звуков, который обозначает человека, предмет, явление («ка» вместо «каша», «тё» вместо «тётя», «бах» вместо «упал»). В науке о раннем развитии все это - полноценные слова!

Если вы слышали, что в 1 год дети должны знать 10-20 слов - скорее всего, имеются в виду не полные, а именно «логопедические» слова-слоги, звукоподражания.

Обычно ребенок говорит первое слово к 7-8 месяцам, иногда чуть позже. Это звукоподражания или слова из одинаковых слогов. К году словарный запас может увеличиться до восьми слов. Как определить, что это не случайные высказывания? Вы можете их не понимать, но если они повторяются при одних и тех же обстоятельствах, это закономерность. Поэтому считайте, что малыш уже говорит как может, просто пока невнятно. Не подыгрывайте, лепеча как он. Лучше сразу учить правильному произношению, только тогда ребенок освоит правильные нормы. Он кричит: «Би-би!» - вы отвечаете: «Да, это машина». Поинтересуйтесь, где машина - малыш укажет на нее. А если спросить его прямо: «Что это?» - вы побуждаете его произносить выученное понятие.

Самый ранний возраст, когда ребенок начинает говорить «мама» - 4-5 месяцев. Это слово также рождается из лепетных повторений «ма». Конечно, оно не обязательно должно быть первым: дети в первую очередь выговаривают то, что для них удобнее всего, и, возможно, вначале им проще сказать «ляля». Не тревожьтесь, если вначале чадо называет «мамой» всех взрослых подряд: ему скоро будет понятно, что у каждого человека свое «имя», а мама у него одна.

Возраст фразовой речи

Уже к двум годам у малыша появляется фразовая речь: к этому понятию относятся и предложения из двух слов (даже лепетных). В идеале, к тому времени, когда ребенок должен начать говорить предложениями, словарный запас составляет 250-300 единиц. В активное употребление входят глаголы, наречия, предлоги, которые и позволяют составлять фразы.

На третьем году малыш уже строит сложные предложения, использует прилагательные и предлоги. А в 4 года и 5 лет речь понемногу совершенствуется, маленький «почемучка» задает много вопросов - и здесь вы также поможете ему, познавая мир, увеличивать словарь.

При отсутствии двухсловных фраз в возрасте 2,5 лет нужно обратиться к логопеду. Педагоги, дефектологи уверены: без специальной поддержки будет сложно догонять сверстников, так как не сформирована «база» для речи - а причин этому может быть достаточно: от родовой травмы до заболеваний или просто неблагоприятной окружающей обстановки.

Чтобы помочь ребенку осваивать фразовые высказывания, стоит делать следующее:

  • стимулировать детское стремление спрашивать и удовлетворять любопытство подробными ответами;
  • не сюсюкать, говорить плавно, четко и не быстро;
  • каждый день читать книги - непременно подходящие по возрасту;
  • обогащать жизнь малыша новыми впечатлениями (не перегружая при этом его память и психику) и обсуждать их;
  • поощрять игры и общение с другими детьми, особенно если они уже хорошо разговаривают;
  • слушать с ребенком музыку, петь, танцевать (ритмичные движения развивают не только физически, но и умственно).

Важно с особенным вниманием отнестись к моменту, когда дети начинают говорить даже простые слова, и проконсультироваться со специалистами. Если малыш не общается так, как предполагается в его возрасте, нужно помнить, что на развитие детской речи влияет множество факторов, особенно - неврологические нарушения. Обнаруженные проблемы можно устранить, но для успешной реабилитации необходимо поддерживать постоянную связь с врачами.

Неоценимую помощь окажет вам и педагог-логопед. Он будет проводить обучающие мероприятия по собственной программе, посоветует упражнения и игры для формирования артикуляции, развития мелкой моторики (координированные мелкие и точные движения пальцев рук), которыми можно регулярно заниматься дома. Все это благотворно влияет не только на говорение, но и на мышление, память, формирует личность малыша в целом.

Распечатать

Поделиться: