Детей в возрасте от 3. Затруднения формирования речи

На втором и третьем году жизни продолжается интенсивный рост организма, увеличивается подвижность ребенка, возрастают его энергетические затраты. Функциональная способность желудочно-кишечного тракта и активность пищеварительных ферментов повышаются, ребенок начинает разжевывать пищу, дифференцированно относиться к ее качеству, приучается самостоятельно есть и т.д.

На втором году жизни, когда у ребенка уже достаточное количество зубов, его меню становится разнообразнее, жидкая и полужидкая пища заменяется более твердой. Основные ингредиенты пищи (белки, жиры, углеводы) в этот период должны поступать в организм в соотношении 1: 1: 4 и составлять: белок – 4 г, жир – 4 г, углеводы 15–16 г на 1 кг массы тела. Для полноценного питания важно, чтобы 75% белков были животного происхождения. В рацион ребенка должны включаться продукты, содержащие наиболее полноценные жиры: сливки, сливочное и растительные (не менее 10–20%) масла, желтки, рыбий жир. Потребность в углеводах покрывается за счет сахара, хлеба, овощей, картофеля, каш. С овощами и фруктами ребенок получает необходимые минеральные соли, а также витамины С, А, группы В.

В период от одного года до трех лет активно продолжается формирование скелета, увеличивается мышечная масса, сохраняется высокая потребность в минеральных веществах. Повышается суммарная потребность в витаминах. Важным пищевым продуктом является молоко, необходимый объем его – 600–650 мл в сутки. Часть его желательно заменять кефиром, который легче усваивается и нормализует микробный состав кишечника ребенка. Очень ценен творог, поскольку он содержит полноценные белки и большое количество кальция и фосфора. Солями кальция и фосфора богат и сыр. Помимо молочных продуктов, потребность в полноценном белке покрывается мясными продуктами (нежирные сорта мяса, птицы), можно вводить в рацион нежирные сорта рыбы. В ежедневный рацион входит также хлеб, разные виды круп (овсяная, гречневая, рисовая, пшеничная, кукурузная, пшенная и их смеси). Основными источниками растительного белка, углеводов, витаминов и микроэлементов в этом возрасте являются овощи, зелень, ягоды, фрукты.

Поскольку физиологически незрелая пищеварительная система ребенка раннего возраста не может быстро приспосабливаться к резким изменениям рациона, каждый новый вид пищи вначале дается небольшими порциями. Важно, чтобы внешний вид блюд привлекал внимание ребенка и возбуждал аппетит.

Питание детей дошкольного возраста

Питание дошкольников отличается от питания детей раннего возраста как в количественном, так и в качественном отношении.

Масса тела ребенка с 4 до 7 лет нарастает в среднем с 15 до 25 кг, а прирост тела в длину составляет 20–30 см. Общая подвижность детей несколько уменьшается, но увеличиваются физические нагрузки: пешие переходы, физкультурные и спортивные занятия и игры.

В периоды вытягивания и нарастания массы тела особенно важно обеспечить детей полноценной нищей. Недостаток в рационе важных питательных веществ сказывается на величине массы тела, на размерах и функциях отдельных органов, состоянии желез внутренней секреции. На увеличение тела в длину (рост) обычно это влияет в меньшей степени. В настоящее время дошкольники часто занимаются в спортивных секциях и кружках, музыкальных школах, поэтому диета для них должна быть обоснованной и иметь соответствующую калорийность. Несбалансированное питание и значительные физические и умственные нагрузки могут приводить к ослаблению иммунитета и, как следствие, к заболеванию детей. Поэтому одним из важнейших в дошкольном возрасте остается принцип сбалансированного питания.

Для растущего организма необходим полноценный белок, количество животных белков должно составлять у трехлетнего ребенка 70%, у пяти-семилетнего – 60% общего их числа. При правильном соотношении животных и растительных белков их усвоение происходит более полно. Белок в пище детей дошкольного возраста в среднем должен обеспечивать 15% ее общей калорийной ценности.

Количество жиров, необходимое после трех лет, практически такое же, как и белков (соотношение 1: 1). В диете детей дошкольного и школьного возраста жиры должны быть не только животного, но и растительного происхождения, причем количество последних на уровне 5–10%, а иногда и 25% всех жиров. Необходимость употребления жиров растительного происхождения связана с большим содержанием в них незаменимых ненасыщенных жирных кислот.

Соотношение между белками, жирами и углеводами, так же как и в раннем возрасте, должно составлять 1:1:4. Излишек углеводов в питании ребенка дошкольного возраста угнетает аппетит, увеличивает брожение в кишечнике, вызывает вздутие, способствует всасыванию недостаточно расщепленных веществ и аллергизации организма, приводит к ожирению, уменьшению подвижности ребенка, снижению сопротивляемости инфекциям. Недостаток углеводов снижает активность нервных клеток, способствует расщеплению жиров и белков и появлению в тканях недоокисленных продуктов.

Суточная калорийность пищи на 50% должна покрываться за счет углеводов. Часть их должны составлять легкоусвояемые углеводы (сахара), а часть – трудноусвояемые, которые на более длительное время создают чувство сытости. Растительная клетчатка в рационе способствует нормализации перистальтики кишечника и выводу шлаков из организма.

Разнообразное питание детей дошкольного возраста обеспечивает в достаточном количестве солями кальция, фосфора, калия, магния. Однако дефицит их может возникнуть из-за нарушения переваривания и всасывания, в частности, такого важного продукта питания, как молоко. Многие здоровые дети не любят молоко в его натуральном виде, у примерно 10% здоровых детей оно плохо переваривается. Большая часть таких детей может употреблять кисломолочные продукты и творог, которыми в рационе можно заменить молоко. Если дети не переносят молочного белка ни в каком виде, то они нуждаются в консультации врача и составлении специальной диеты с преобладанием других источников незаменимых питательных веществ (рыба, яйца, крупы, бобовые).

Питание школьников и подростков

Специфика питания школьников связана с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма и условиями их деятельности. Повышенная калорийность питания по сравнению со взрослыми объясняется интенсивным обменом веществ, активным ростом организма, особенно в периоды вытягивания, усиленной теплоотдачей и большей подвижностью. Кроме того, напряженная умственная деятельность в процессе обучения приводит к дополнительным расходам энергии и питательных веществ.

Для растущего организма в этот период необходимы мясо, рыба, молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты – полноценные источники белка, кальция и других жизненно важных соединений. В качестве гарнира целесообразно использовать тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок), содержащие большое количество микроэлементов и витаминов. Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин – рассматриваются как факторы роста. Лучшими их источниками являются мясо, рыба и яйца.

Необходимый компонент пищи школьника – сложные углеводы, содержащиеся в муке грубого помола, крупах, сырых овощах и фруктах. Долго расщепляясь в желудочно-кишечном тракте, они сохраняют относительно равномерную концентрацию питательных веществ (простых углеводов) в крови в течение длительного промежутка времени. Кроме того, сопутствующая им в продуктах питания растительная клетчатка обеспечивает правильное пищеварение. Важным компонентом пищи, необходимым для удовлетворения энергетических потребностей школьников, являются жиры как животного, так и растительного происхождения. В отличие от детей более младшего возраста школьники и подростки могут употреблять тугоплавкие животные жиры, но в ограниченном количестве.

Дети и подростки, имеющие повышенные умственные и физические нагрузки (в том числе занимающиеся спортом), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116–120 г в возрасте 10–13 лет и до 132–140 г в возрасте 14–17 лет.

Интенсивный обмен веществ в этих возрастных периодах требует поступления достаточного количества жидкости: не менее одного-полутора литров жидкости (воды, фруктовых или овощных соков, чая, молока).

Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Стремление к самостоятельности, закономерное для этого возраста, диктует необходимость просветительной работы со школьниками и подростками – здоровый образ жизни и рациональное питание должны стать естественными потребностями личности. Это позволит избежать многих "болезней цивилизации", обусловленных неправильным питанием (ожирение, хронические расстройства пищеварения, повышение артериального давления, возникновение которых связывают с популярным среди подростков "фаст-фудом", содержащим избыточное количество сахара и соли, недостатком витаминов, беспорядочным питанием и питанием всухомятку). У многих подростков в связи с перестройкой всего организма нередко возникают проблемы с лишним весом и состоянием кожи, которые в подавляющем большинстве также вызваны несбалансированным питанием. Многие из них корректируются с помощью правильно подобранной диеты.

Стоимость программы - 35 000 руб .*

Программа предназначена для детей от 3 лет до 7 лет, проживающих в г. Москве и МО.

Программа предусматривает амбулаторно-поликлиническое обслуживание в объеме :

· Первичный врачебный осмотр педиатром в клинике и разработка индивидуальной программы наблюдения.

· Вызов врача на дом при заболевании (не более 6 раз в год и дальнейшее наблюдение в медицинском центре до выздоровления).

· Выезд врачей-специалистов на дом по медицинским показаниям по направлению педиатра (1 раз в год).

· Осмотры и консультации педиатром в клинике - плановые и в случае заболевания.

· Ежегодный плановый профилактический осмотр: окулиста, отоларинголога, хирурга - ортопеда, невропатолога, логопеда, стоматолога, уролога, гинеколога ЭКГ в рамках диспансеризации.

· Ежегодное лабораторное исследование ребенка (общий анализ крови, общий анализ мочи, кал на я/глист, определение глюкозы крови) в медицинском центре.

· Консультации дополнительных специалистов проводится по медицинским показаниям и по направлению педиатра (не более 1 раза за год).

· Проведение вакцинации (отечественными и импортными вакцинами) в соответствии с календарем профилактических прививок.

· Функциональная и инструментальная диагностика по назначению врача по медицинским показаниям в поликлинике (не более 1 раза в год).

В программу входят следующие виды сервисных услуг:

· Консультации по телефону с личным педиатром и дежурными педиатрами в рабочие дни.

· Оформление больничных листов и других медицинских документов.

Дополнительные медицинские услуги, не входящие в программу:

· Диагностические, лабораторные и инструментальные исследования, не входящие в программу.

· Дополнительные консультации узких специалистов.

На все дополнительные медицинские услуги действует скидка в размере 10 %.

Порядок оказания медицинских услуг по программе «Дошкольник»

· Врач связывается с клиентом по телефону, указанному при заключении договора, не позднее 36 часов с момента начала действия договора и согласовывает время первого приема в медицинском центре.

· Медицинская помощь на дому оказывается ребенку по адресу проживания, указанному в договоре.

· Вызов врача на дом при заболевании c 8.00 до12.00 осуществляется в соответствии с графиком работы базового лечебного учреждения. Если вызов врача на дом поступил до 12:00, врач посещает пациента в этот же день. Если вызов поступил после 12:00, врач посещает пациента на следующий день при условии подтверждения вызова родителями.

· При вызове врача на дом по заболеванию обслуживание на дому осуществляется наблюдающим врачом (в случае, если это позволяет график его работы) или дежурным врачом.

· Диспансеризация детей старше 3-х лет проводится 1 раз в год. Время проведения планового осмотра заранее согласовывается с родителями ребенка с учетом режима работы ЛПУ. Срок проведения планового осмотра может быть перенесен по медицинским показаниям с обязательным информированием родителей ребенка о причинах переноса и планируемом сроке осмотра.

· Вакцинация осуществляется в соответствии с календарным планом в условиях поликлиники.

· Иммунизация в рамках национального календаря профилактических прививок проводится вакцинами отечественного и зарубежного производства, зарегистрированными и разрешенными к применению в установленном порядке в соответствии с инструкциями по их применению.

· Плановые лабораторные исследования проводятся в рамках диспансеризации однократно в период срока страхования.

· Консультации врачей-специалистов осуществляются по медицинским показаниям и направлению педиатра. Консультации осуществляются на дому в случае, если пациент по состоянию здоровья не может посетить поликлинику самостоятельно и нуждается в постельном режиме и консультации врача.

Исключения из программы

В рамках программы ООО «Лечебно-оздоровительный центр №10» не оказывает медицинские услуги, связанные со следующими заболеваниями** и их осложнениями:

· болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека;

· особо опасные инфекционные болезни: чума, холера, оспа, желтая и другие высоконтагиозные вирусные геморрагические лихорадки;

· лучевая болезнь;

· психические расстройства и расстройства поведения, алкоголизм, наркомания, токсикомания;

· злокачественные новообразования, гемобластозы;

· туберкулёз;

· врождённые аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения; детский церебральный паралич; системные поражения соединительной ткани;

· инфекции, передающиеся преимущественно половым путём, их генерализованные формы, а также уреаплазмоз, урогенитальный микоплазмоз, гарднереллез, папилломовирусная инфекция;

· заболевания, сопровождающиеся хронической почечной или печёночной недостаточностью и требующие проведения хронического гемодиализа;

· хронические гепатиты C, D, E, F, G.

В рамках программы ООО «Лечебно оздоровительный центр №10» не оказывает следующие услуги:

· медицинские услуги, проводимые без медицинских показаний;

· акупунктурная, термопунктурная, электропунктурная и пульсовая диагностики, аурикулодиагностика, иридодиагностика; фитотерапия и лечение другими средствами природного происхождения; гомеопатия; энергоинформатика; традиционные системы оздоровления; лечение, являющиеся по характеру экспериментальным или исследовательским; услуги, связанные с телемедициной; экстракорпоральные методы лечения;

· диагностика, лечение, процедуры, пластические операции, проводимые с эстетической или косметической целью или с целью улучшения психологического состояния застрахованного, в том числе по поводу заболевания кожи (мозоли, папилломы, бородавки и невусы, кондиломы);

· склеротерапия вен; плановое хирургическое лечение близорукости, астигматизма, дальнозоркости; коррекция веса; хирургическое изменение пола; консультации и лечение у психотерапевта, за исключением первичной консультации, без проведения диагностических тестов;

· любые стоматологические услуги, включая зубопротезирование и подготовку к нему;

· профилактические и оздоровительные мероприятия: профилактический массаж, тренажеры, солярий, водные процедуры и т.п.;

· все виды хирургических операций (включая подготовку к ним), связанные с заболеваниями сердца и сосудов, кроме операций при заболеваниях вен нижних конечностей и операций, проводимых в экстренных случаях по жизненным показаниям;

· операции по пересадке органов и тканей кроме случаев, когда такие операции являются неотъемлемой частью лечебного процесса и необходимость в них возникла в результате несчастного случая, произошедшего в течении срока действия договора страхования;

· все виды протезирования и подготовка к нему;

· реабилитация в любых медицинских учреждениях.

__________________________________________________________________________________________

* Повышающие коэффициенты в зависимости от удаленности:

до 5 км. от МКАД - 1,1; от 6 км. до15 км от МКАД - 1,2; от 16 км. до 30 км. от МКАД - 1,4

** Перечень заболеваний соответствует Международной статистической классификации болезней, действующей на территории Российской Федерации.

Особенностям питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет обычно уделяется меньше внимания, чем детям первого года жизни. Происходит это, видимо, по той простой причине, что более серьезным и важным считается первый год жизни, и по сложившейся традиции ребенка, которому исполнился год, вскоре переводят на «общий», или «семейный» стол.

Сейчас не вызывает сомнения, что полноценное питание в раннем возрасте имеет кардинальное значение для последующего физического и нервно-психического развития ребенка. Существует так называемая «теория программирования питанием», согласно которой основы здоровья человека (как и причины некоторых заболеваний у взрослых) во многом определяются характером питания в раннем возрасте.

Среди различных продуктов питания человека важное место занимают молоко и молочные продукты. В первые годы жизни «молочная составляющая» диеты ребенка особенно велика и значима. И об этом важно помнить!

Скорость роста детей старше 12 месяцев постепенно уменьшается по сравнению с первым годом жизни. По мере снижения темпов роста несколько снижается и аппетит. В физическом основные достижения заключаются в развитии тонкой моторики. Примерно в 12-месячном возрасте ребенок может брать мелкие кусочки пищи и «отправлять» их в рот. На втором году жизни дети охотно подражают поведению родителей и других родственников. К двухлетнему возрасту большинство детей осваивает навыки еды с помощью вилки и ложки. Темпы социального и умственного развития, эмоциональной сферы очень впечатляющи. Развитие речи к 3 годам позволяет ребенку строить короткие фразы и вести беседу. Это важный период познавания мира и развития мышления.

В развитии ребенка старше года преобладает усложнение моторного и нервно-психического развития. В это время большинство детей уже умеет ходить, а несколько позже — и бегать. К сожалению, в семейной педагогике порой недооценивается роль непосредственного вербального общения родителей с ребенком, чтения вслух, совместного пения. Эти элементы воспитания нельзя заменить никакими современными «электронными учителями» или звуковыми воздействиями.

В плане выбора блюд в меню ребенка все больше проявляются индивидуальные черты по принципу «хочу — не хочу». Родители должны прислушиваться к желаниям ребенка, но ни в коем случае не идти у него на поводу.

Желательно обращать внимание на так называемый «пищевой стереотип» конкретной семьи. Ведь существуют как позитивные традиции — культура поведения за столом, разнообразное и полноценное, но не избыточное питание, — так и негативные привычки (обильное питание, склонность к высококалорийной пище, пристрастие к сладкому), которые, увы, почти автоматически распространяются и на ребенка.

С развитием вкусовых пристрастий дети становятся привередливей в выборе пищи, иногда проявляя негативизм. Надо иметь в виду, что дети предпочитают полужидкую пищу более густой, сладкую пищу — пресной. Если ребенок в этом возрасте , то возможными причинами могут быть:

  • неспокойная обстановка за столом
  • спешка при кормлении ребенка
  • какое-то блюдо не нравится
  • ребенок слишком устал

В большинстве семей, после того как ребенку исполнился годик, постепенно осуществляется переход на пищу, приготовленную в домашних условиях — так называемый «семейный стол». В него входят молочные каши, вермишель, свежие овощи кусочками или пюрированные, вареные овощи в виде гарнира, рубленое мясо, рыба. Продукты (блюда) готовят преимущественно в рубленом или пюреобразном виде, ведь родителям не следует забывать об особенностях кулинарной обработки для детей от 1 до 3-х лет.

Кратность кормлений на 2-м году составляет 5 раз, нередко, начиная с 1,5 лет — 4 раза в день. Разовый объем пищи составляет приблизительно 350 г.

Примерный объем блюд для детей раннего возраста

Не будем забывать, что молоку и молочным продуктам принадлежит заметное место в детей первых лет жизни. Молоко и молочные продукты вносят существенный вклад в обеспечение такими пищевыми веществами как белок, кальций, фосфор, витамин В 2 .

Если в использовать цельное коровье молоко — в рационе будет содержаться избыточное количество белка и минеральных солей (повышается почечная солевая нагрузка), но вместе с тем окажется очень низким потребление и усвоение железа и йода, витаминов А и D и ряда других веществ. Созданные по современным технологиям, сбалансированные по составу «третьи формулы» помогают укрепить малыша и к тому же содержат необходимые вещества для развития мозга и зрения.

Голландская компания «ФризлендКампина» разработала молочный напиток Friso 3 специально для детей старше года. Состав этого продукта, содержание белков и жиров, углеводов и витаминов в наибольшей степени соответствуют потребностям детей данного возраста. Friso 3 содержит пребиотик инулин, что способствует росту полезной кишечной микрофлоры и уменьшает риск кишечника, а также специальные жиры, активно участвующие в формировании нервной ткани головного мозга. Возраст от 1 года до 3 лет — очень важный период познания мира и развития мышления у детей.

Благодаря хорошо сбалансированному составу, «Третья формула» Фрисолак 3 помогает компенсировать целый ряд недостатков цельного коровьего молока, состав которого не полностью отвечает потребностям ребенка в пищевых веществах в возрасте от 1 года до 3 лет. А еще этот напиток имеет приятный вкус и нравится детям. Приятного аппетита!

И. А. Галкина (к.пс.н.)

Возраст от трех до пяти лет называют средним дошкольным. По словам Л.С. Выготского, у детей в этот период складываются совершенно новые отношения между мышлением и действием, появляется внутренний план действий, который определяет осмысленное поведение. Рассмотрим возрастные особенности развития ребенка от трех до пяти лет. Их знание поможет родителям не упустить важные вехи в становлении личности своих детей, вовремя подметить возможные сложности и скорректировать их.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  • Заметно улучшается быстрота реакции, координация и скорость движений, появляется ловкость и гибкость. Теперь дети становятся хорошими партнерами в подвижных играх. Их крупная и мелкая моторика совершенствуется.
  • Изменяются пропорции их тела. Теперь они приближаются к пропорциям тела взрослого человека, центр тяжести смещается вниз.
  • Вес увеличивается за счет роста костной и мышечной тканей. Причем, у мальчиков больше мышечной ткани, а у девочек - жировой. Увеличение жировой массы происходит за счет увеличения объема, а не количества жировых клеток. В этом возрасте важна пропорциональность увеличения роста и веса. Если вы вдруг заметили, что данные веса имеют явную тенденцию обгонять данные измерений роста, значит, ребенок обретает избыточный вес. В раннем возрасте важно привить ребенку культуру питания, чтобы не наращивать жировой потенциал.
  • Хрящи постепенно становятся твердыми. Правильное формирование костной системы во многом зависит от качества питания. В рационе ребенка обязательно должны присутствовать молочные продукты, рыба, мясо, достаточное количество витаминов и минералов.
  • Увеличиваются в размере все внутренние органы, их функции совершенствуются, приближаются к взрослым нормам и пропорциям.
  • Совершенствуется и нервная система. Увеличивается число нервных клеток, усложняется и расширяется количество связей между ними.
  • К четырем годам у ребенка уже должен быть весь комплект молочных зубов. Если их меньше двадцати, то следует обратиться за консультацией к участковому педиатру, к стоматологу.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Три года . Обогащаются двигательные навыки ребенка: он уверенно бегает, ускоряет и замедляет темп, меняет направление движения, может поймать мяч и удержать равновесие, хорошо поднимается и спускается по ступенькам, ездит на трехколесном велосипеде. В этом возрасте малыш способен самостоятельно одеваться и раздеваться, умеет застегивать и расстегивать пуговицы, надевать обувь на липучках. В три года ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве и с легкостью может найти нужный ему предмет или выполнить какое-то задание по поиску игрушки. У него также хорошо развита зрительная координация. Он уже умеет пользоваться ножницами, самостоятельно есть, пить из чашки.

Четыре года . Двигательная активность совершенствуется: ребенок может стоять и скакать на одной ноге, ходить задом наперед, прыгать в сторону, вперед и назад, чередовать бег с прыжками, перепрыгивать через невысокие препятствия, маршировать в такт музыке. Также в этот период четко формируется предпочтение правой / левой руки.

Пять лет . Контроль над движениями тела заметно улучшается. Все навыки, которые ребенок приобрел до этого возраста, совершенствуются. Пространство для деятельности расширяется. В этом возрасте малыш хорошо ловит мяч двумя руками, ездит на двухколесном велосипеде, катается на роликах, прыгает через скакалку, ловко преодолевает препятствия, ходит по бревну, делает простые танцевальные движения.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Возраст от трех до пяти лет - важнейшая ступень в становлении ребенка. Данный период развития отличается быстрым усвоением информации, поэтому родителям стоит позаботиться об организации увлекательных занятий со своим малышом.

В возрасте трех лет ребенок взаимодействует с миром, опираясь только на полученные знания. Он вспоминает то, что было с ним в прошлом и на основании прошлого опыта принимает решения, подтверждая старые или приобретая новые умения. Память ребенка в этом периоде развития непроизвольная: запоминание информации и запечатление образов происходят сами собой. Дети с легкостью запоминают стихи, сказки, диалоги из фильмов, сопереживают героям из книг и кино. К пяти годам значительно развивается память и внимание: ребенок запоминает до 5 слов по просьбе взрослого; выполняет поручения, состоящие из 2-3 последовательных действий. Внимание становится произвольным – ребенок в четыре-пять лет, если его просить постоянно говорить вслух то, что он держит в поле внимания, то он будет в состоянии его удерживать достаточно долго. Возрастает устойчивость внимания при рассмотрении привлекательных объектов, слушании сказок, выполнении интеллектуально значимых действий (игры-головоломки, загадки).

К четырем-пяти годам формируются математические понятия и навыки счета. Дети используют в речи слова «много» и «один»; называют геометрические фигуры и формы, научаются выделять геометрические фигуры в окружающих предметах. Знают и называют времена года и части суток. Различают правую и левую руку.

Совершенствуется воображение ребенка, к четырем-пяти годам воображение настолько развито, что с его помощью ребенок может составить в уме простейшую программу действий. Он постепенно научается замещать в воображении реальные предметы и ситуации воображаемыми, особенно эта способность развивается к шести-семи годам.

С четырех-пяти лет дети начинают мыслить образами. Ребенок легко запоминает, воспроизводит полученную информацию и активно расширяет свои знания об окружающем мире. Такой скачок в развитии ребенка происходит за счет развитие речи и творческого мышления.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

В возрасте трех-пяти лет продолжается активное освоение речи: значительно расширяется словарный запас, ребенок начинает употреблять разнообразные существительные и глаголы, называет местоположение предметов, характеризует эмоциональные состояния людей. Расширяется употребление предлогов, используются формы повелительного наклонения глаголов, предложения становятся сложносочиненным. Ребенок способен пересказать небольшую сказку, составить рассказ по картине, совершенствуется диалоговая речь: он поддерживает беседу, задает вопросы и правильно отвечает на них. В целом речь становится более выразительной, контекстной, т.е. ребенок способен описать ситуацию так, что она понятна без непосредственного восприятия этой ситуации. Период четырех-пяти лет – это пик сензитивного периода развития речи, и при условии сформированности произношения родного языка, отсутствии логопедических проблем ребенку можно рекомендовать начинать освоение иностранного языка.

В норме ребенок четырех - пяти лет должен говорить четко, все звуки произносить правильно. Если у ребенка есть сложности с произношением, то следует обратиться за помощью к логопеду. Нарушения речи могут быть и следствием нарушения слуха. Существует закон: как ребенок слышит, так и говорит. Если ваш ребенок опускает какие-то звуки, например шипящие, - возможно, он не слышит их.

Для того, чтобы интенсивнее развивать речь ребенка, нужно чаще с ним разговаривать. И важно, чтобы контакт как можно чаще был обоюдный, то есть в форме диалога. Родителям не стоит ограничиваться простейшими темами, уже можно обсуждать мультфильмы и прочитанные книги, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Возраст от трех до пяти лет - важнейшая ступень в становлении ребенка как личности. В этом возрасте формируется долговременная память. Малыш уже воспринимает себя как отдельную неповторимую личность, а чувства и эмоции складываются в воспоминания детства и свой уникальный опыт. В данном возрасте у ребенка зарождаются и активно развиваются такие черты характера, как самоуважение, ценность собственной личности, чувство достоинства.

Основным механизмом развития личности остается подражание. Ребенок ориентируется на оценки взрослых. Знания о себе становятся более устойчивыми, начинает формироваться самооценка. Ребенок четырех - пяти лет оценивает себя более реалистично, чем в трехлетнем возрасте, он реагирует на похвалу взрослых, соотнося с ней свои успехи. Важным фактором в развитии личности ребенка является группа сверстников, ребенок сравнивает себя с другими детьми, они для него выступают зеркалом – сверстник олицетворяет реально возможные достижения в разных видах практической деятельности, помогает определить собственные качества.

В этом возрасте ребенок еще не оценивает сложность стоящей перед ним задачи, ему важно, что он с ней справился, и его похвалили, однако имеет значение не столько одноразовый успех, сколько устойчивость успехов. Соотнося свои результаты с результатами других детей, ребенок учится правильно оценивать свои возможности. У него формируется уровень притязаний, развивается внутренняя позиция.

После трех лет ребенок начинает видеть себя со стороны и осознавать свою половую принадлежность. Это тоже необходимо учитывать родителям, чтобы вовремя привить необходимые женские и мужские образцы поведения.

ИГРЫ И ИГРУШКИ

Игра для ребенка – это ведущая деятельность. Со стороны может показаться, что ребенок, играя, развлекается, но на самом деле он выполняет важную работу. В игре дети реализуют свое стремление к самостоятельности, учатся терпению, настойчивости, общаться со сверстниками, контролировать свое поведение, а также развивают волю, воображение, мышление и нравственные установки.

В играх дети уже придерживаются определенных правил и строго их контролируют, заранее продумывают сюжет игры и разделяют между собой роли. Сюжетно-ролевая игра в этом возрасте очень важна, но ребенок должен уметь играть не только в компании, но и в одиночестве - когда задействована только его фантазия. Малыш, играющий сам, более независим от ситуации, такого ребенка можно на некоторое время оставить одного, и он не будет испытывать чувства тревоги. Приучить к самостоятельной игре ребенка можно постепенно. Вы начинаете с ним игру, увлекаете его, потом на несколько минут выходите из комнаты. Увлеченный ребенок по инерции продолжает игру один и привыкает к тому, что постоянное присутствие взрослого необязательно.

Для того, чтобы развивать различные стороны интеллекта ребенка, необходимо, чтобы и игрушки были разные: игрушки на сообразительность (простейшие головоломки), игрушки, развивающие пространственное мышление (конструкторы, наборы кубиков), развивающие творческое мышление (мозаики, калейдоскоп) и т. д. Обратите внимание, с каким удовольствием ваш малыш возится в песочнице, какие замысловатые фигурки создает из сырого песка. В домашних условиях такую песочницу с успехом заменяет пластилин и глина. Почаще занимайтесь с малышом лепкой, рисованием, аппликацией и т.д. Эти занятия развивают творческое мышление и творческие способности ребенка.

Средний дошкольный возраст является важной ступенью развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития. Задача родителей - как можно больше расширять кругозор ребенка. Этот возраст можно назвать возрастом "интеллектуального голода" - малыш хочет знать обо всем и задает массу вопросов, иногда очень неожиданных и сложных. Очень важно на них отвечать и формировать у малыша правильные ценности. Делая это в игровой форме в этот период, вы сможете заложить основы нравственного развития, которые в более поздние годы обязательно принесут свои плоды.

Для того чтобы развитие ребенка в возрасте от 3 до 5 лет прошло успешно, важно не только правильное воспитание детей родителями, но желательно также посещение детьми и специальных занятий, проводимых опытными психологами. В нашем детском развивающем центре «Летиция» есть дополнительная общеразвивающая программа «Психологические развивающие занятия», которая рассчитана на детей этого возраста. Об этой программе мы расскажем во второй части нашей статьи.

В этом возрасте считается, что нормальный рост ребенка колеблется в следующих пределах: 92 см в 3 года, 100-104 см в 4 года (ребенок удваивает длину, которую он имел при рождении), 106 см в 5 лет и 111 см в 6 лет. «Средний» вес: 13,5-14 кг в 3 года, 15,8-16,4 кг в 4года, 17,5-18 кг в 5 лет и 19-20 кг в 6 лет.

Эти цифры имеют чисто ориентировочное значение. Только врач может определить нормально ли растет ребенок, рассчитывая по специальным формулам и таблицам, существует ли соответствующее соотношение между различными параметрами, по которым оценивается - «гармоничный» рост. Мы снова напоминаем, что рост ребенка зависит от целого комплекса факторов, связанных с наследственностью и окружающей средой.

Подвижность

В 4-5 лет малый ребенок достигает такой степени моторного развития, которая позволяет ему выполнять отдельные движения разными частями тела независимо от других (например, катание на трехколесном велосипеде). Ребенок сам себе задает все более трудные движения: прыжки, карабканье, балансирование. Вместе с тем появляется и способность сидеть спокойно, чтобы раскрашивать, моделировать разные предметы из пластилина, слушать сказки или рассматривать картинки.

К концу периода малого возраста ребенок приобретает такие умения, такое двигательное развитие, которое ему позволяет пользоваться зубной щеткой, гребешком, принадлежностями для шитья.

Большинство детей хватает и хорошо орудует карандашом; нарисованные линии и фигуры получаются все лучше. Ребенок способен резать ножницами по ровной линии.

В 3 года только часть детей может стоять короткое время на одной ноге: лишь в 5 лет детям удается прыгать на одной ноге и через скакалку.

Потребность в движении весьма велика, ребенок беспрерывно двигается, бегает, шумит, одним словом, он «беспокойный». Иногда он любит заниматься делами, которые требуют силы и бывает в восторге, когда ему удается поднять или понести какой-нибудь тяжелый предмет.

Для проверки мотричности, между 3 и 6 годами родители могут подвергать детей, под видом игры, следующим испытаниям:

а) общая подвижность : бросание мяча, ловля мяча в движении; может ли ребенок держаться на одной ноге и как долго, ходить на пятках или на носках взад и вперед, подыматься и спускаться по лестнице

б) тонкая мотричностъ : ребенок строит башню из 8 кубиков, строит мост из 3-х кубиков, начертает вертикальную линию, срисовывает круг, срисовывает крест, срисовывает ромб, рисует человека из 3-х частей, рисует человека из 6-и частей.

Восприятие

В 3-4 года ребенок интересуется функциональной способностью предметов, которые он сравнивает, складывает один на другой, сортирует по форме и цвету, разбирает по частям («портит», как это считают родители).

Работая пластилином или цветным мелом, ребенок создает простые формы, которым он затем дает название по их внешнему виду. Он понимает логическую последовательность определенных действий в течение ежедневного порядка дня, а также и логическую связь между предметами и словами.

В 5-6 лет осязательный и моторный опыт (движение) уходит на второй план.

Помимо зрительных впечатлений («видит все»), приобретают значение и слуховые впечатления (ребенок все время «на приеме»«начеку», он «выслеживает», «разоблачает все», повторяет выражения, услышанные от взрослых или от других детей).

Ребенок различает всевозможные звуки, напевает, простые песенки и сопровождает их ритмичными движениями.

Он начинает рисовать и лепить, пытаясь воспроизвести предметы и действия.

Фантазия в использовании красок и рисовании «форм» тех или иных предметов, лиц или животных, играет (по прежнему) более значительную роль, чем адаптация к действительности. К концу периода младшего детского возраста появляется все более четкое разграничение между воображением и действительностью.

Ребенок активно и критически смотрит на окружающий мир, но и на собственные действия. У него развивается творческий ум, ребенок строит планы, ставит перед собой цели и настойчиво их преследует. У него появляется понятие о времени и количестве. Он может считать до 10-и.

Речь

Умственный прогресс продолжается быстрыми темпами. В три года ребенок выражается достаточно внятно. Между 3 и 6 годами устное общение со всей семьей обогащается еще больше благодаря связи ребенка с другими детьми и с воспитательницами в детском саду.

Существительные и прилагательные умножаются параллельно с прогрессами ребенка в его контактах с окружающей действительностью.

Около 3-х лет ребенок начинает говорит!. «Я»,то есть осознает себя в первом лице, как отдельную личность среди других. Одновременно в его речевом запасе появляются слова «ТЫ» и «ОН». Для него доступны только конкретные понятия: даже и название того или иного предмета представляется ему как одно из его свойств.

Понятие времени воспринимается медленно. Постепенно ребенок дошкольного возраста усваивает, что такое время и обретает способность пользоваться глаголами не только в настоящем времени, но и в будущем и в несовершенном виде.

Как только он начинает сознавать себя, обоих родителей, свой пол, он начинает употреблять в разговоре женский и мужской род. Любопытство в сочетании с желанием общения, которые выражаются, как мы уже говорили, вопросами: «Почему?», «Как?», «Отчего?», и получаемые ответы содействуют обогащению запаса слов.

Взрослые обязаны, по мере понятливости ребенка, отвечать ему простыми словами. Во время прогулок они должны сказать ребенку названия цветов, деревьев, статуй, наиболее важных зданий, обогащая его речевой запас. Рассказывание простых сказок, совместное рассматривание книжек с картинками, некоторые воспитательные игры способствуют увеличению запаса слов.

Понемногу, ребенок становится способным выражать словами свои мысли и впечатления. Таким образом к 6-и годам он начинает читать и писать на своей разговорной речи.

В своем общем поведении и в особенности во время игр дети перестают быть молчаливыми. Особенно мальчики шумят, подражая некоторым животным, персонажам, увиденным в фильмах или старшим товарищам по играм. Девочки разговаривают с куклами: ласкают, бранят, учат их. Мальчики кричат на машины, понукают, приказывают им трогаться с места, ехать, останавливаться.

Все эти «вербализации» (по выражению психологов) являются признаками удовлетворения, психического здоровья, спонтанности. У детей, в семье которых имеется несколько детей, словесные общения отличаются большим богатством, разнообразием и более им понятны.

Единственный ребенок, который общается только со своими родителями, с дедушкой и бабушкой, встречает затруднения при адаптации к речи взрослых лиц. Детский сад является тем учреждением, которое восполняет этот недостаток психосоциальной среды ребенка.

Между 3 и 6 годами начинается период грубых и тривиальных слов и выражений . Эти слова заимствуются в основном из речи, обозначающей экскреторные функции («кака», «пипи») и человеческое воспроизведение (ругательства). Ребенок произносит их с заносчивым злорадством.

Иногда, когда он рассержен или когда не выполняется какое-нибудь его желание, ребенок ругается и продолжает выговаривать все грубости, которым он научился от старших детей. Родители встревожены.

Согласно некоторым авторам, грубости объясняются склонностью к подражанию. Ребенку незнаком истинный смысл грубых слов; наоборот, у него возникает сознание силы, ему кажется, что он вступает в ряды взрослых, выражаясь и крича точно так же, как делают они, когда сердятся.

Свое неодобрение взрослые должны выражать тактично. Они должны объяснять ребенку простыми словами, показывать выражением лица, собственной речью, что они не согласны с такими выражениями.

Часто бывает, что некоторые родители «потешаются» и гордятся словесными «завоеваниями» своих потомков, поощряя таким образом «прогресс» ребенка по этой линии. Другие, наоборот, настолько драматизируют случившееся, что создают у ребенка чувство виновности, которое вызывает в нем комплекс более низкого положения как по отношению к своим «совершенным» родителям, так и по отношению к более агрессивным и развязным детям.

Затруднения формирования речи

Не приуменьшая роли неврологических и сензориальных факторов, важно помнить о капитальном влиянии аффективных условий и отношений, в которых роль матери оказывается существенной. Ее любовь и спонтанность представляют собой необходимый стимул для появления и обогащения речи ребенка.

Развитие речи зависит также и от постоянного взаимодействия, устанавливающегося между ребенком и окружающими его взрослыми. Если последнюю, из-за отсутствия воспитания, времени (уделяемого ребенку) или по другим причинам ограничивают стимулирование речи и «обмен словами» с ребенком, это его лишает фонических и аффективных элементов, помогающих строить и обогащать свою речь. Такие ситуации наблюдаются в некоторых дезорганизированных семьях, или в которых часто вспыхивают семейные ссоры.

Условия современной жизни, отсутствие времени и переутомление родителей являются факторами, способствующими во многих случаях речевой отсталости. Детский сад играет важную роль в исправлении некоторых ранних недостатков речи.

Всем должно быть известно, что расстройства речи объясняются многочисленными причинами и отличаются различным прогнозом. Для выработки точного диагноза требуется сотрудничество нескольких специалистов: нейропсихиатра, ото-рино-ларинголога, знакомого с вопросами детской аудитории, педиатра и логопеда. Очень часто диагноз невозможно определить только после одной консультации.

До 3-летнего возраста глухота вызывает много споров. В настоящее время, при помощи новейшей аппаратуры, в университетских ЛОР-клиниках можно точно определить степень органического расстройства слуха. Среди легких расстройств речи в возрасте 3-6 лет встречаются: некоторая отсталость речи, затруднения произношения и заикание. Во всех случаях надо обращаться за советом к врачу.

Социальное поведение

Примерно в возрасте 3-х лет интерес ребенка явно сосредотачивается на взрослых, которые являются его партнерами и служат ему примером. В постоянном общении с ними он учится различать понятия я и ты. Вначале он еще очень послушный, так как взрослые облегчают ему возможность быть активным, предлагают ему игры, еду; однако постепенно ребенок стремится к обретению независимости, пытается проверять свою способность хотеть, быть в состоянии и решать самостоятельно . В этом контексте появляются общеизвестные реакции упрямства, когда собственные желания приходят в столкновение с решениями или запретами взрослых.

В 4 года ребенок уже установил в значительной мере свою независимость и адаптируется (при значительной помощи речи) к ежедневному распорядку. В этом возрасте ребенком нелегко руководить благодаря его постоянной потребности движения. С другой стороны, несмотря на свое желание стать самостоятельным, он неизменно чувствует потребность возвращаться под защиту взрослых (например, когда возникает какое-нибудь затруднение или когда ребенок устает).

В 5-6 лет отношение к взрослым менее подвержено конфликтам, чем в 3-4 года. Ребенок участвует с удовольствием в деятельности взрослого и радуется похвале за хорошую работу. Появляющиеся недоразумения выясняются посредством речи. Возрастает интерес и желание играть с другими детьми и помериться умением и силой в небольших соревнованиях.

Ребенок начинает соблюдать простые правила поведения; со временем ему удается отодвигать собственные желания на второй план, учитывать желания или даже искать общества других детей; он образует ограниченные группы играющих; предпочитает товарищей по игре одного с ним пола. Он пытается доминировать окружающих.

У единственного в семье ребенка наблюдается иногда настоящая «борьба за гегемонию» бабушкой и дедушкой. Он сердится, когда не исполняются его желания или когда в игре им руководят другие дети. Похвала его уже не удовлетворяет, у него бывают вспышки гнева и тенденция к негативизму.

Восприимчивость и новые возможности познания

Второй период вопросов свидетельствует о большом любопытстве, о стремлении ко всему новому. Ребенок все время повторяет «почему?», «Отчего?», «как это»? По-видимому, он доволен, когда видит, что ему отвечают терпеливо и его потребность спрашивать и знать принимается всерьез.

То, чего добивается ребенок, это не познание в интеллектуальном смысле слова, а чувство уверенности, помогающее разобраться в окружающем его запутанном мире.

Некоторые взрослые не знают, что отвечать на некоторые вопросы ребенка, пытаясь удовлетворять его любопытство своей «взрослой логикой» (при помощи непонятных детям абстракций). Тут необходимы простые объяснения, соответствующие его пониманию при помощи понятий и примеров, взятых из мира, доступного чувствам ребенка. Других родителей раздражают «надоедливые» вопросы детей; это еще хуже, так как ребенок чувствует себя одиноким и обманутым в его желании стать «большим».

Суждение и фантазия

Начиная с 5-и лет, вместе с повышающейся восприимчивостью ребенка возрастает и его сила суждения. Он думает о том, что слышал и чему научился. Иногда, спустя долгое время после того, как он услышал сказку, матери или воспитательнице приходится отвечать ему на вопросы, связанные с этой сказкой.

Теперь ребенок много думает и пытается это выразить. Он любит и пробует воспроизводить звуки животных, находит легкие рифмы, создает слова. Выдумывает новые сказки. Иногда, исходя из реального факта, ребенок выдумывает новые перипетии; иной раз, играя лошадкой или машиной, он воображает разные приключения.

Ребенок любит сказки, в которых действующими лицами являются животные, которым он присваивает собственные чувства.

Любовь к сказкам с феями и с фантастикой появляется после 5-летнего возраста.

Выдуманные родителями сказки должны пересказываться одинаково, без изменений. Добро, храбрость, скромность и вообще положительные черты должны характеризовать любимых ребенком персонажей. Сказки с ведьмами, змеями, волками ведут к испугам, беспокойному сну, кошмарам, уединению или стремлению не отходить от матери.

В настоящее время, при бурной технической революции, при чрезвычайном распространении телевидения и кино наблюдается превращение предпочтений у детей, начиная с детского сада и до поступления в школу. Уже немногих детей занимают сказки вроде «Алисы в стране чудес». Под влиянием в первую очередь телевидения и образа жизни семьи в наши дни, детские сказки должны содержать гарантию, что они являются или могут стать реальностью, что они правдоподобны.

Передачи по телевидению из жизни животных, мультипликационные фильмы, передачи для детей заняли в значительной мере место прежних сказок.

К концу четвертого года жизни деятельность детского воображения достигает своего апогея, что для вдумчивого наблюдателя является ключом к «миру желаний» ребенка.

Поделиться: