Делаем простейшее «папье-маше. Папье-маше из газет и пва

Папье-маше (франц. - жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т.

д. Из папье-маше изготовляются игрушки, новогодние поделки, учебные пособия, муляжи, театральная бутафория, ларцы, шкатулки, вазы, украшаемые часто росписью, лакировкой, тиснением ".
Папье-маше - это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие поверхности из бумаги. Нарвите бумагу на полоски, добавьте мучной клейстер и обклейте апельсин… А можно взбить блендером туалетную бумагу, добаваить пва и спрессовать… В любом случае вместе с малышом вы сможете создать необычную форму, образ, персонаж… Изделия из папье-маше можно подвергать любым способам декорирования.
Папье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и использовали первоначально для изготовления кукол. Огромный интерес публики к импортным китайским и японским лакированным декоративным изделиям стал примерно в 70-х годах 17 века толчком к развитию производства в Европе изделий из папье-маше
Из папье-маше изготавливался очень широкий ассортимент изделий: табакерки, шкатулки, игрушки, маски, подносы, архитектурную лепнину для стен и потолков, подсвечники , рамы для зеркал, декоративные панели для стен, дверей, карет, а так же разнообразные изделия мебели, включая кровати и гардеробы.

Существует три технологии изготовления изделий из папье-маше.
По первой - изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер.

По второму методу изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.

По третьему методу, - изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона.
Высушенные изделия, шпатлюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются росписи. Модели для формования изделий выполняют традиционно из пластилина, глины, дерева и гипса.

Рецепт мучного клейстера

4 стол.ложки пшеничной муки, первая порция воды - 0,5 ст, вторая порция воды - 1 стакан.

Муку смешать с первой порцией воды и тщательно размешать, разбивая все комочки. Добавить вторую порцию воды, смешать.
Полученную смесь нужно хорошо подогреть. Важно постоянно помешивать, чтобы на дне не образовывались комочки. Доводить до кипения нельзя - мука потеряет свои свойства. Когда образуется густая киселистая масса - можно снимать с огня. Дать остыть и использовать. Хранить можно в холодильнике несколько дней.

Чтобы получить прочное папье-маше нужно взять форму, к которой можно плотно притереть бумагу. Например, апельсин: поверхность формы смажьте растительным маслом и перекрывая друг друга - покрывайте полосками бумаги, смазанными мучным клейстером.
Когда апельсин уже не будет видно из-за газет - удобно наклеить слой контрастной салфетки или кальки, чтобы можно было следить за равномерностью нанесения полосок.
Притирайте бумагу движениями, как если бы вы хотели сделать снежок из рыхлого снега. Чем лучше притрете друг к другу бумагу - тем крепче будет картон.

Делаем маску из папье-маше:
Перед началом работы модель нужно покрыть слоем вазелина. Далее модель обклеивают бумагой в технике папье-маше. Рвем газету на мелкие кусочки (примерно с нынешний полтинник). Чтобы не запутаться в слоях, лучше, чтобы бумага была двух цветов: газетные поля, например, и газетный текст. Слои должны располагаться в следующем порядке:

Первый слой папье-маше состоит из обычной бумаги.

Когда вся маска покрыта бумагой, можно сделать следующий слой на клею. Чтобы маска не вышла рыхлой, а наоборот, получилась ровной, жесткой и влагонепроницаемой, очень важно хорошо вдавливать каждый кусочек, убирая пузырьки воздуха.

Третий слой - более плотная бумага. Ее следует прилеплять особенно тщательно, а промазывать лучше более густым клеем;
Обычная бумага.
Хлопчатобумажная ткань тоже должна быть мелко нарезана и вымочена в разведенном клею. Этот слой грозит появлением складок. Поэтому каким-нибудь твердым предметом нужно постоянно продавливать все нужные «особенности рельефа», чтобы они не пропали под слоями материала, и убирать ненужные. При наклеивании кусков ткани на выпуклости могут получиться «карманы» - кусочки, которые некуда приклеить или которые образуют эти самые складки. Их нужно срезать ножницами.
Обычная бумага.
Снова плотная бумага.

Верхним, последним слоем может быть плотная белая размоченная бумага или мелкие кусочки белой ткани (не берите бинт; его можно использовать на средние слои, но сверху он, сами понимаете, смотреться не будет). Когда клей схватится, влажной салфеткой или просто рукой протрите места соединения кусочков бумаги или ткани, чтобы сгладить неровности.
После всего этого обклеенную модель сушат. Сушить маску нужно при комнатной температуре, не снимая с модели, во избежание деформаций маски (3-4 дня) .
Маску можно обтянуть стреч-бархатом, креп-атласом и вообще почти любыми тканями. Берем ткань по форме маски примерно, в районе глаз аккуратно разрезаем с припуском, и приклеиваем, завернув края вовнутрь. Когда приклеется, натягиваем края и приклеиваем их вовнутрь тоже. Ткань закрепляется супер-клеем. Лучше брать эластичный материал, чтоб не складками лег. Изнутри маска тоже проклеивается тканью, лучше х/б. - эта ткань должна закрыть концы ткани наружней. Не забудьте про завязки!
Далее, маску можно украсить пайетками, кружевом, тесьмой, перьями.

Во Франции 16 века изготовление интересных кукол стало настоящим увлечением для рукодельниц, а после стремительного распространения техника получила название «папье-маше». В дословном переводе папье-маше означает «жеваная бумага» или «рваная бумага» и подразумевает изготовление плоских или объемных изделий из этого дешевого материала.

Техника папье-маше не требует специальных навыков, но подразумевает наличие стальных нервов и бесконечного терпения, особенно если вы заинтересовались объемными поделками. На изготовление красивой вещицы может уйти неделя, а иногда даже больше. Однако это далеко не повод отказаться от этого хобби.

Способы создания изделий

Общее название техники папье-маше предполагает минимум два способа изготовления: маширование и лепка. В промышленных технологиях можно встретить и третий, предполагающий наклеивание листов картона друг на друга и промазывание составом на основе клея. Правда, он очень трудоемкий, и осуществить его самостоятельно будет непросто – зато получившиеся плоские изделия будут отличаться прочностью.

Сделать поделки первым способом немного легче, поскольку процесс осуществляется быстрее. Вы обклеиваете подготовленную поверхность получившейся массой и придаете нужную форму. Однако далеко не всегда можно обходиться одними пластмассовыми бутылками или тарелками для того, чтобы сделать понравившуюся поделку. К тому же, отдельные элементы так или иначе придется совершенствовать при помощи лепки. Лепка из папье-маше окунет вас в детство, поскольку бумага, смоченная водой, будет вести себя послушно, словно пластилин.

Вне зависимости от выбранного вами способа изготовления, инструменты и материалы вряд ли сильно изменятся.

  • Бумага – самый главный расходный материал. Она должна быть умеренной плотности, чтобы у вас не возникало сложностей с ее укладыванием на поверхность. Можно воспользоваться цветной или белой бумагой в зависимости от выбранной поделки, а можно комбинировать.
  • Туалетная бумага ничуть не уступает цветной, хотя на первый взгляд кажется очень «экзотическим» материалом. Цветную туалетную бумагу найти сложно, но вы вполне можете обойтись обыкновенной, серой.
  • Газета для изготовления поделок в технике папье-маше используется каждым вторым мастером. Если вы увлечетесь этим искусством, вопрос об утилизации старых газет и журналов из дома отпадет сам по себе.
  • Лотки от яиц и картон подойдут не для каждого типа поделки, но станут незаменимыми материалами, если вы стремитесь к прочности изделия. Правда, чтобы их обработать, придется немного попотеть

Помимо главного рабочего материала необходимо запастись клеевым составом, который можно приобрести или сделать самостоятельно. Клей ПВА следует разбавить водой в соотношении 1:1. Также вам не обойтись без формы для лепки, смазанной растительным маслом. Готовое изделие покрывается акриловой краской или гуашью, а сверху лаком.

Маширование

Маширование осуществляется путем приклеивания кусочков бумаги (например, старой газеты) на поверхность подготовленной формы. Легче работать с мягкой бумагой, которая по структуре очень напоминает ткань, поэтому следует использовать газетные или журнальные листы. Поскольку слоев должно быть несколько, в качестве первого можно выбрать цветной или белоснежный лист, а последующие слои накладывать из контрастных газетных страниц.

Главное – контролировать, чтобы кусочки ровно ложились друг на друга и не топорщились. Для этих целей следует непременно обрывать бумагу, но не резать. Каждый новый слой наносится только после того, как предыдущий полностью подсохнет. Склеивание осуществляется благодаря нанесению обойного клея или клейстера. В зависимости от толщины бумаги уйдет до 10-ти слоев на поделку. Готовое изделие сушится только при комнатной температуре. Недопустимо устанавливать его на батарею или подсушивать феном. Не следует забывать, что размеры высушенного изделия значительно уменьшаются. Поверхность высушенной поделки оттачивается наждачной бумагой, затем загрунтовывается. Только после этого можно делать покрытие цветными красками и лаком.

Бумажная лепка

Для изготовления массы, которая станет основой для лепки, наравне с газетными листами можно использовать салфетки или туалетную бумагу. Процедура изготовления массы для лепки напоминает кулинарный процесс, поскольку к нему можно подключить и блендер. Заготовленную бумагу следует порвать на мелкие кусочки и залить водой. Далее она варится и измельчается. Лишнюю жидкость следует отжать, затем соединить получившуюся массу с клейстером. После этого следует проделать аналогичные с машированием финишные действия.

Русская матрешка

Для изготовления матрешки потребуется форма для многоразового использования, точно повторяющая корпус поделки. Основной рабочий материал – газета и тонкая бумага. Бумага разрывается на множество некрупных полос и укладывается в подготовленную крупную емкость. Цельный газетный лист смачивается водой, отжимается и наносится поверх основы. Клейстера потребуется много, поэтому его можно накладывать на газету руками. Будет приятнее работать с теплым клейстером, который только-только сняли с плиты. Далее на клей накладывается первый слой газетных и бумажных обрывков. Каждый слой проглаживается для нейтрализации лишнего клея и воздуха. По такому принципу следует выложить 8 слоев, чередуя газету и бумагу.

По истечении трех дней матрешка окрепнет и хорошо просохнет. Для высвобождения многоразовой формы по длине всей матрешки вдоль делается разрез. Как в детском киндер-сюрпризе, у вас получатся две одинаковые формы, которые между собой склеиваются клейстером. Можно наложить еще по одному слою газеты или бумаги. Дно можно сделать из плотного картона. Зафиксируйте его при помощи очередного слоя бумаги и дайте матрешке высохнуть в течение суток.

Все неровности на поверхности матрешки устраняются при помощи наждачной шкурки. Далее можно загрунтовать бумагу водоэмульсионной краской. Теперь вам следует дать волю фантазии и раскрасить матрешку любым понравившимся способом при помощи акварельных красок. Сверху поделка покрывается лаком.

Фруктовый сад

Об имитации продуктов питания еще давно начали задумываться в мире кино и театра. Режиссерам не всегда выгодно подбирать для очередных съемок свежие фрукты и ягоды, которые на следующий день потеряют свой вид. К тому же, идеально ровные яблоки или груши найти очень сложно, и они могут испортить всю картину. Выход был найден в изготовлении продуктов питания в технике папье-маше, которые сохраняют свой великолепный вид в течение долгих лет.

Изготовить любые фрукты в технике папье-маше можно несколькими способами. Обращение к лепке станет полезным в том случае, если вы планируете сделать миниатюрные детали, например, вишню или виноград. Если фрукт объемный, в качестве формы следует использовать пластилиновую заготовку. Пластилин – весьма удобный материал, который очень просто обклеивать бумагой. После того, как вы произведете разрез на подсохшей поделке, пластилиновая форма вынимается и используется для последующего изделия. Если вам сложно сконструировать форму яблока, груши или экзотических фруктов, можете прибегнуть к машированию и обклеить натуральный фрукт. Правда, это советуется делать с твердыми и недозрелыми плодами – с клубникой или абрикосом работать невозможно.

Столовый набор

Посуда в технике папье-маше радует глаз каждому, кто на нее взглянет. Расписной сервиз может украсить стеклянный посудный шкаф, причем, мало кто сразу поймет, что из такой красоты не суждено отпить чая с крендельками.

Рабочий материал, который пригодится для изготовления посуды, вполне сгодится и для лепки, только слепить идеально ровную тарелку практически невозможно, поэтому необходимо запастись стеклянной или пластиковой формой. В зависимости от количества посуды в сервизе варьируется и объем туалетной бумаги. В среднем на каждый рулон уходит пол-литра клейстера. Запастись ПВА в таком количестве практически невозможно, к тому же магазинный клей выходит по стоимости гораздо дороже, чем самодельный. Для того чтобы замесить «тесто» для лепки в металлической кастрюльке, рваная туалетная бумага заливается водой. Содержимое кастрюли необходимо варить на медленном огне до тех пор, пока масса не станет однородной. После этого бумага откидывается на дуршлаг, излишки воды удаляются. Измельчить бумагу на мелкие волокна можно при помощи блендера. После этого полученный материал следует выложить в целлофан и дать ему подсохнуть. Перед началом работы вам следует лишь соединить бумажную массу с клеем.

На смазанную маслом форму выкладывается толстым слоем бумажное тесто и сушится. После этого его останется загрунтовать, раскрасить красками и покрыть лаком. Масло, которое использовалось для смазывания тарелки, упростит процедуру изъятия формы.

Бумажный маскарад

Нет лучше материала для изготовления масок, чем бумага, обработанная в технике папье-маше. За основу можно взять обыкновенную пластмассовую маску или использовать гипс или глину. При наличии навыков работы с последними материалами можно сделать слепок лица.

Маска оклеивается в восемь слоев старыми газетами и тонкой бумагой. Последние слои должны быть смазаны клеем особенно щедро. После того, как половина слоев будет выложена, выложите слой из бинта или тонкой ткани. Это делается для того, чтобы треснувшую маску можно было легко восстановить. Неровности следует сразу разгладить, а лишнее обрезать ножницами. Последний слой – белая плотная бумага либо хлопчатобумажная ткань. Если вы планируете использовать в качестве верхнего слоя ткань, ее следует покрыть клеем. Снимать маску с формы следует после того, когда она полностью высохнет. Маска станет настоящим произведением искусства, если вы украсите ее кружевом и стразами, но истинную красоту ей придаст искусная роспись красивыми узорами.

Первые ростки папье-маше взошли во Франции в начале XVI века и использовались для изготовления прекрасных кукол.

Со временем, эта техника стала применяться для производства табакерок, подносов, игрушек, подсвечников, зеркальных рам, декоративной лепнины.

Слово «папье-маше» переводится с французского языка как «жёваная бумага» либо «рваная бумага» .

Существует два способа создания изделий из папье-маше.

Первый — это лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества.

Второй представляет собой наклеивание рваной бумаги слоями, этот вид ещё называют маширование.

Техника папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Процесс изготовления задуманной вещицы, может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала.

Но потраченное время не пропадёт в пустую, ведь в результате, своими руками, можно сотворить самые разнообразные вещи, такие как декоративные элементы интерьера, шкатулки, копилки, статуэтки, маски, куклы, погремушки и многое другое.

Папье-маше, нередко совмещают с техникой декупаж . Такой союз даёт возможность создавать поистине настоящие шедевры.

Масса для папье-маше

Обычно для изготовления массы используются газетные листы, но это не принципиально, в ход можно пустить туалетную бумагу, бумажные полотенца.

Газетные листы рвём или режем на небольшие кусочки, складываем в глубокий сосуд и заливаем водой. Лучше всего использовать миксер, перемалывая небольшими порциями. Но можно обойтись и собственными силами, для этого порванную бумагу залить горячей водой и оставить для размокания примерно на 3 часа. После чего вымесить руками до получения однородной массы. Через сито, надо сцедить излишки воды и в полученную гущу добавить смесь клея с клейстером. Вымешивать до тех пор, пока не начнёт немного липнуть к рукам. Если не использовали за один раз, можно хранить в прохладном месте несколько дней, замораживать нельзя. При хранении масса может стать жидкой, в этом случае отожмите её и добавьте клей.

Масса готовится с клеем и клейстером, потому что при использовании только клея, трудно лепить, а один клейстер не даёт необходимой прочности. Для увеличения крепости можно добавить мелкие древесные опилки.

Клейстер для массы можно приготовить следующим образом: смешать муку и воду в пропорции 1:3, тщательно перемешать, чтобы не было комков. Поставить на огонь, и непрерывно помешивая довести до кипения. Затем снять с огня и дать остыть. Клейстер хранят в холодильнике несколько дней, плотно завернув полиэтиленовой плёнкой.

Окрашивать изделие нужно темперной, алкидной или масляной краской. Гуашь и акварель не подходят, в связи с тем, что они пачкаются и стираются. Для большей стойкости гуаши, в неё добавляют немного клея ПВА. Покрывают окрашенное изделие бесцветным лаком. Перед окрашиванием изделие необходимо зашкурить и загрунтовать.

Маширование

Маширование представляет собой оклеивание подготовленной формы кусочками бумаги. Бумага должна быть мягкой, также для этого подойдут газетные листы. Самый идеальный вариант это смешенное оклеивание: нанесите первый слой цветной или белой бумаги, смажьте поверхность клеем, затем покройте вторым, используя бумагу контрастного цвета или газетные обрывки.

Применяется это для того, чтобы не запутаться в количестве пластов. В любом случае последний слой обязательно делается из белой бумаги. Сделать необходимо не менее 8-10 слоёв. Каждые два слоя должны просохнуть, прежде чем наносить следующие два. Необходимо следить за тем, чтобы кусочки бумаги при оклейке немного заходили друг на друга, ложились ровно и не морщились.

Бумагу для маширования ни в коем случае нельзя разрезать ножницами, исключительно рвать руками на небольшие кусочки. Края в этом случае получаются тонкими и хорошо сглаживаются в готовом изделии. В зависимости от того каким образом было выполнено папье-маше, маширование бывает внутренним (оклеено изнутри) и внешним (наружное). Если вы рассчитываете на то, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смажьте её перед работой клеем. Но в случае последующего извлечения, покройте форму вазелином или жирным кремом.

Для маширования очень хорошо подходит обойный клей, который можно заменить клейстером собственного приготовления. Варится клейстер, так же как и в случае работы с массой для папье-маше, но можно сделать его и следующим образом: крахмал, разводится водой комнатной температуры и размешивается до густоты сметаны. Продолжая мешать, маленькими порциями добавляется кипяток, пока не получится похожая на кисель прозрачная, густая жидкость. После остывания, клейстер готов к работе. Долго его хранить нельзя, каждый раз лучше готовить свежий.

Также для работы используется казеиновый клей, который продаётся в строительных магазинах.

Маленькие детали, доделывают смесью из клочков бумаги и клея. Нужно помнить, что при сушке они сильно уменьшаются в размере. Если такое произойдёт, то после полного высыхания оклейте детальки рваной бумагой до необходимого размера.

Сушится изделие при комнатной температуре в течение, приблизительно двух суток.

На батарее сушить противопоказано, так как оно может потрескаться.

Готовую, полностью высохшую заготовку надо снять с формы и хорошо обработать наждачной бумагой, стараясь добиться ровности поверхности. Затем загрунтовать. Для этого лучше использовать грунтовку на водной или латексной основе. Грунт наносится плоской кисточкой. Прежде чем наносить очередной слой, дайте высохнуть предыдущему.

Окрашивается и лакируется выполненная вещь, так же как и изделие из массы для папье-маше.

В русский язык из французского пришло интересное слово «папье-маше». Что это такое? В переводе оно означает «жёваная бумага». На самом деле это материал, созданный на основе бумаги или картона с клеящими массами. Часто и саму поделку называют папье-маше. Фото замечательных вещей, выполненных в этой технике, приводят в восторг многих поклонников рукоделия.

Виды папье-маше

Существует несколько вариантов этого материала в зависимости от технологии, по которой его изготавливают.

1. Послойное наклеивание бумажных кусочков на шаблон называют папье-маше. Что это такое, знают практически все, ведь знакомство с данной техникой включено в школьную программу занятий ручным трудом.

2. Вязкая тестообразная масса, сделанная на основе бумаги, мела и клея, из которой методом лепки или формованной отливки изготавливаются различные вещи, тоже называется папье-маше. Что это такое, знают уже не очень многие, так как эта технология является более сложной в исполнении и рассчитана на долгое время изготовления самой массы.

3. Предметы геометрической формы изготавливают из нескольких слоёв картона, который склеивается послойно и высушивается под прессом - тоже папье-маше.

Что это такое - послойное наклеивание?

Это такой способ, которым можно сделать достаточно быстро простейшую оригинальную вещичку. Для того чтобы сделать поделки из папье-маше своими руками, мастеру понадобятся: модель-шаблон для оклейки, непосредственно сам клей и кусочки бумаги.

Чтобы модель осталась неиспорченной, первый слой бумаги смачивают простой водой и прикладывают двумя слоями на поверхность шаблона. Затем уже следующие слои приклеивают с помощью скрепляющих составов. С этой целью можно использовать любой но ради экономии стоит сварить клейстер из крахмала или обычной муки.

Обычно требуется нанести до 100 слоёв с тем, чтобы поделки из папье-маше, своими руками изготовленные, были достаточно прочными. Нередко для повышения крепости на разрыв между слоями бумаги прокладывают ткань, то есть армируют изделие. Но если речь идёт о папье-маше для начинающих, то армирование будет излишним.

Как сварить клейстер

Кроме обычного магазинного для экономии часто пользуются самодельной скрепляющей субстанцией, изготавливая папье-маше.Инструкция приготовления клейстера - состава на основе муки или крахмала - довольно проста. Если говорить коротко, то это принцип варки киселя.

1. В кастрюлю наливают воду (2 литра) и ставят её кипятить.

2. В это время в небольшой ёмкости, например в стакане, размешивают в 100 граммах холодной воды 3 столовых ложки крахмала или обычной муки (не подходит мука с добавками, такая как оладьевая или блинная).

3. В кипящую воду тонкой струйкой выливают при активном помешивании суспензию из муки с водой и доводят до кипения. Обычно после наступления этого момента клейстер приобретает матово-белый цвет с некоторой прозрачностью.

4. Клейстер нужно остудить, и можно приступать к изготовлению папье-маше из газет.

Как подготовить шаблон

Можно использовать готовые игрушки, маски, шкатулки для поделки. После оклеивания их бумагой обычно заготовку разрезают острым ножом или распиливают пилкой пополам, раскрывают половинки и достают игрушку-шаблон. Затем половинки необходимо склеить между собой по шву.

Но иногда под рукой нет подходящего шаблона для поделки из папье-маше. предмета, который мастер будет использовать для оклеивания, тоже не очень сложна. Чаще всего его конструируют из подручных материалов, скрепляя между собой картонные серединки-цилиндры из-под рулонов туалетной бумаги или бумажных полотенец, пустые спичечные коробки или картонные пакеты от соков и молока.

Существует ещё такой вариант подготовки шаблона, как вылепливание его из пластилина, глины и даже использование воздушных шариков.

Лепка изделия из бумажной массы

Если нужно изготовить куклы из папье-маше, то здесь можно обратиться и к первому, и ко второму варианту. Для обоих способов необходим шаблон. Если же такового нет, то нужно сделать его самостоятельно, как это было уже сказано выше.

Существует такой вариант, когда куклы из папье-маше изготавливаются методом обмазывания шаблона массой на основе бумаги. После высыхания также рекомендуется разрезать верхний слой, не задевая шаблона, отделить половинки друг от друга, вынуть макет. Затем половинки папье-маше складываются и склеиваются между собой.

Можно вылепить массы «с нуля», опираясь лишь на эскиз, фотографию или картинку. Однако этот способ походит лишь для тех людей, которые обладают определённым талантом.

Много вещей из папье-маше за короткий срок - это возможно!

Техника папье-маше, состоящая в формовочной отливке бумажно-клеевой массы, больше подходит для изготовления партии одинаковых предметов. Поэтому для формы следует воспользоваться силиконовым герметиком. Также можно изготовить её из гипса. В обоих случаях форма должна состоять из двух половинок.

Герметик наносится на смазанный жиром шаблон, по возможности ровным слоем. Пластилиновый макет можно не покрывать маслом. Затем заготовка должна хорошо просохнуть. После снятия формы с макета его необходимо закрепить в коробке с солью или песком кверху внутренней частью. Затем в пустоты накладывают плотным слоем, без воздушных прослоек, массу и снова оставляют для просушки.

После извлечения из полуформ заготовок их склеивают, покрывают грунтовкой и раскрашивают. В конце рекомендуется нанести слой лака.

Гипсовые полуформы изготавливаются в коробке, куда заранее закладывается гипс достаточно густой консистенции. Шаблон также смазывают жиром или глицерином и наполовину погружают в субстанцию. После высыхания первой полуформы макет извлекается. Алгоритм создания полуформы повторяется, но окунается в гипс вторая половинка шаблона.

Изготовление бумажной массы для поделок и скульптур

Если мастером выбрана техника папье-маше на основе размягчённой бумаги, сухих добавок и клея, то ему необходимо знать, как делать или отливки фигурок.

Существует несколько рецептур такой массы.

  1. Туалетную бумагу рвут и замачивают в горячей воде на сутки.
  2. Затем следует хорошо размять и прокрутить массу. Знатоки советуют делать это дрелью с насадками от кофемолки.
  3. Добавляя сухой гипс, мастер убирает тем самым лишнюю жидкость и добивается густоты массы. Можно засыпать муку в бумажную кашицу, но тогда существует вероятность, что вовремя не использованная субстанция может испортиться. Многие добавляют меловую муку, но тогда изделие получается более хрупким, чем это происходит с гипсовым папье-маше.
  4. Снова хорошо перемешанная масса разводится приготовленным по рецептуре его изготовления. Можно воспользоваться и другими клеями. Однако столярный не позволит быстро схватываться гипсу, что немаловажно. Масса на выходе должна напоминать нежирный пластилин, хорошо держать форму, но не липнуть к рукам.
  5. Полученную смесь используют не сразу, а дают ей отлежаться в холодильнике сутки. Для этого массу делят на части по килограмму (максимум по полтора килограмма) и упаковывают в полиэтиленовые пакеты.

Некоторые мастера предлагают добавлять в массу несколько ложечек растительного масла.

Второй способ отличается от первого тем, что в него не добавляется сухой компонент (мука, мел или гипс). Но зато после размачивания бумагу отжимают через марлю, удаляя лишнюю жидкость, но не добиваясь полной её сухости.

Подготовительный этап сотворения скульптурного шедевра

Конечно, начинается всё с задумки автора. Когда художник сделает эскиз будущей поделки папье-маше своими руками, его фантазия уже приобретает реальные контуры. Некоторые, правда, берут за основу уже готовые рисунки или фотографии, по которым и начинают работать.

Далее мастер из проволоки и подручных средств изготавливает каркас скульптуры. После всех этих подготовительных операций мастер приступает к самому процессу лепки. И через некоторое время на месте корявого остова вырисовывается настоящее произведение искусства.

Скульптуры из бумажной массы

Не каждому человеку фантазия может помочь представить то, что истинные художники умеют творить из папье-маше. Фото самых настоящих шедевров скульптурного искусства завораживают и заставляют восхищаться умениями мастеров этого дела.

После того как изделие будет вылеплено и просушено, наступает второй важнейший этап работ. Теперь мастер выравнивает поверхность скульптуры, нанося ещё один тончайший слой папье-маше. Обычно в состав для лепки поделки папье-маше своими руками добавляют жидкость (воду и клей) с тем, чтобы бумажная масса стала более нежной, чтобы можно было выполнять достаточно тонкую работу.

После ещё одной просушки мастер берёт в руки острый нож и аккуратно срезает всё лишнее. Затем при помощи тонкой наждачки зачищаются все неровности.

Грунтовка и покраска изделия - последний, заключительный этап работы. Можно покрыть готовое изделие лаком.

Покраска изделий из папье-маше

Даже самое простое изделие, такое как шкатулка или настенная посуда и подносы, настоящий художник может превратить в прекрасное творение. Обращаясь к классике, мастера создают великолепные произведения. Палех, хохлома и гжель, федоскинская и восточная миниатюра - все эти направления сегодня находят своё отражение в изделиях из папье-маше.

Коротко о главном...

Какую бы технику изготовления изделий из папье-маше ни выбрал мастер, какова бы ни была его творческая задумка, важно то, что художник через своё произведение реализует свой потенциал, самовыражается, пытаясь донести до окружающих то, что его волнует. Потому-то, наверное, после просмотра фотографий с шедеврами настоящих мастеров на душе становится светло и радостно. Творите и создавайте, созидайте, и да восторжествует в мире красота!

1:502 1:507

Слово «папье-маше» переводится с французского языка как «жёваная бумага» или «рваная бумага». Впервые эта техника появилась во Франции. Из папье-маше делали подносы, игрушки, табакерки, подсвечники и даже декоративную лепнину.

1:928 1:933

Существует два способа создания изделий из папье-маше.

1:1040

Первый - это лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества.

Второй представляет собой наклеивание рваной бумаги слоями , этот вид ещё называют маширование.

Техника папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Процесс изготовления задуманной вещицы, может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала.

Но потраченное время не пропадёт в пустую, ведь в результате, своими руками можно сотворить самые разнообразные вещи, такие как декоративные элементы интерьера, шкатулки, копилки, статуэтки, маски, куклы, погремушки и многое другое.

Папье-маше, нередко совмещают с техникой декупаж. Такой союз даёт возможность создавать поистине настоящие шедевры.


6:4949 7:503 7:508

Первый способ - лепка из массы

Обычно для изготовления массы используются газетные листы, но это не принципиально, в ход можно пустить туалетную бумагу, бумажные полотенца.

Газетные листы рвём или режем на небольшие кусочки, складываем в глубокий сосуд и заливаем водой. Лучше всего использовать миксер, перемалывая небольшими порциями. Но можно обойтись и собственными силами, для этого порванную бумагу залить горячей водой и оставить для размокания примерно на 3 часа.

После чего вымесить руками до получения однородной массы. Через сито надо сцедить излишки воды, и в полученную гущу добавить смесь клея с клейстером. Вымешивать до тех пор, пока не начнёт немного липнуть к рукам.

Если не использовали за один раз, можно хранить в прохладном месте несколько дней, замораживать нельзя. При хранении масса может стать жидкой, в этом случае отожмите её и добавьте клей.

Масса готовится с клеем и клейстером, потому что при использовании только клея, трудно лепить, а один клейстер не даёт необходимой прочности. Для увеличения крепости можно добавить мелкие древесные опилки.

Клейстер для массы можно приготовить следующим образом:

смешать муку и воду в пропорции 1:3, тщательно перемешать, чтобы не было комков.

Поставить на огонь, и непрерывно помешивая довести до кипения.

Затем снять с огня и дать остыть.

Клейстер хранят в холодильнике несколько дней, плотно завернув полиэтиленовой плёнкой.

Окрашивать изделие нужно темперной, алкидной или масляной краской. Гуашь и акварель не подходят, в связи с тем, что они пачкаются и стираются.

Для большей стойкости гуаши, в неё добавляют немного клея ПВА. Покрывают окрашенное изделие бесцветным лаком. Перед окрашиванием изделие необходимо зашкурить и загрунтовать.


Второй способ - маширование (наклейка кусочков бумаги)

Маширование представляет собой оклеивание подготовленной формы кусочками бумаги. Бумага должна быть мягкой, также для этого подойдут газетные листы.

Самый идеальный вариант это смешенное оклеивание: нанесите первый слой цветной или белой бумаги, смажьте поверхность клеем, затем покройте вторым, используя бумагу контрастного цвета или газетные обрывки.

Применяется это для того, чтобы не запутаться в количестве пластов. В любом случае последний слой обязательно делается из белой бумаги. Сделать необходимо не менее 8-10 слоёв. Каждые два слоя должны просохнуть, прежде чем наносить следующие два. Необходимо следить за тем, чтобы кусочки бумаги при оклейке немного заходили друг на друга, ложились ровно и не морщились.

Бумагу для маширования ни в коем случае нельзя разрезать ножницами , исключительно рвать руками на небольшие кусочки. Края в этом случае получаются тонкими и хорошо сглаживаются в готовом изделии.

В зависимости от того, каким образом было выполнено папье-маше, маширование бывает внутренним (оклеено изнутри) и внешним (наружное) . Если вы рассчитываете на то, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смажьте её перед работой клеем. Но в случае последующего извлечения, покройте форму вазелином или жирным кремом.

Для маширования очень хорошо подходит обойный клей, который можно заменить клейстером собственного приготовления.

Варится клейстер так же, как и в случае работы с массой для папье-маше, но можно сделать его и следующим образом:

крахмал разводится водой комнатной температуры и размешивается до густоты сметаны.

Продолжая мешать, маленькими порциями добавляется кипяток, пока не получится похожая на кисель прозрачная, густая жидкость.

После остывания, клейстер готов к работе.

Долго его хранить нельзя, каждый раз лучше готовить свежий.

Также для работы используется казеиновый клей, который продаётся в строительных магазинах.

Маленькие детали доделывают смесью из клочков бумаги и клея. Нужно помнить, что при сушке они сильно уменьшаются в размере. Если такое произойдёт, то после полного высыхания оклейте детальки рваной бумагой до необходимого размера.

Сушится изделие при комнатной температуре в течение, приблизительно двух суток.
На батарее сушить противопоказано, так как оно может потрескаться.

Готовую, полностью высохшую заготовку надо снять с формы и хорошо обработать наждачной бумагой, стараясь добиться ровности поверхности. Затем загрунтовать. Для этого лучше использовать грунтовку на водной или латексной основе. Грунт наносится плоской кисточкой. Прежде, чем наносить очередной слой, дайте высохнуть предыдущему.

Окрашивается и лакируется выполненная вещь, так же как и изделие из массы для папье-маше.

Поделиться: