Cartier - история бренда. Обзор ювелирных брендов: cartier Компания cartier

12 сентября 2009, 13:09

Грандиозная история одного из лучших ювелирных домов всех времен началась с небольшой частной мастерской в Париже. Луи-Франсуа Картье купил ее у своего учителя Адольфа Пикарда в 1847 году, чтобы работать над заказами частных клиентов. Эпоха правления Наполеона III, который старался после эпохи войн и волнений вернуть Парижу былое величие. Балы, приемы и праздники делают светскую и придворную жизнь яркой и разнообразной, и это способствует расширению ювелирного бизнеса. Картье процветает благодаря покровительству принцессы Матильды, двоюродной сестры императора и племянницы Наполеона I. Благоволит ювелиру и блистательная императрица Евгения, которая зазывает у него серебряный сервиз.
Бутик Cartier в Париже на Rue de la Paix, 13 Желая сделать свой бизнес семейным, Луи-Франсуа Картье обучает профессии своего сына Альфреда, который в свое время передает ювелирное дело трем своим сыновьям - Луи-Жозефу, Пьер-Камиллу, и Жак-Теодулю. Братья выводят бизнес на поистине интернациональный уровень. Пьер-Камиль едет в Россию, чтобы составить конкуренцию Питеру Карлу Фаберже, также он развивает более тесные отношения с клиентами из мира финансов и промышленности Соединенных Штатов, включая Рокфеллеров, Вандербильтов, Гоулдсов и Фордов.
Альфред Картье с сыновьями
Пьер Картье во время путешествия в Россию Жак едет из Лондона в страны Персидского залива на поиски прекраснейших жемчужин. Он также совершает поездку по Индии и убеждает многих махараджей заменить оправы своих разноцветных драгоценных камней на платиновые, изготовленные в студиях Лондона и Парижа по эскизам Картье. В Париже Луи формирует клиентуру из числа русских аристократов и организует множество визитов и выставок в Санкт-Петербурге. Благодаря использованию платины он возродил и довел до совершенства стиль «Guirlande», популярный в эпоху Людовика XVI. Для возрождения этой революционной технологии потребовалось около 50 лет исследований и экспериментов. Элизабет, королева Бельгии, в украшениях Cartier, 1910 год Супруга султана Ага-Мухаммеда-хан III,1935 год Барбара Хаттон в тиаре Cartier, 1947 год Таким образов представители третьего поколения династии Картье становятся самыми знаменитыми ювелирами во всем мире . Принц Уэльский, позже ставший королем Эдуардом VII, называет Cartier «ювелиром королей, королем ювелиров» . И это не преувеличение, ведь в это время Картье поступают заказы от представителей монархических дворов Великобритании, Франции, Испании, Португалии, России, Таиланда, Греции, Сербии, Бельгии, Италии, Румынии, Египта и Албании. Эта фраза стала своеобразным негласным девизом ювелирного дома. Так теперь называются все крупные выставки «Коллекции Картье».
Платиновая диадема, 1905 год Брошь”Узел” из платины, золота, алмазов 1906
Кольцо Химера, 1928 год
Брошь в стиле ар-деко, 1909 год В Пекине открылась грандиозная выставка «Cartier Treasures: King of Jewellers, Jeweller to Kings». Выставка будет проходить в Императорском дворце Запретного города Пекина с 5 сентября по 22 ноября . На нынешний день «Коллекцию Картье» составляют более 1350 предметов. На выставке в Пекине будет представлено 350 из предметов, и, тем не менее, эта экспозиция станет самой большой за всю историю Cartier. Среди экспонатов - ювелирные украшения, декорированные шкатулки и портсигары, письменные принадлежности, дамские нессесеры, а также знаменитые настольные «часы с секретом», стрелки которых вращаются в хрустале без всякой видимой связи. Выкупленные Картье у частных лиц и на аукционах, эти вещи в свое время принадлежали известным личностям и общественным деятелям, и каждая из них имеет свою историю. Поэтому «Коллекция Картье» дает представление не только об отдельном человеке, но и о стиле жизни в различное время вплоть до наших дней.

Экспозиция с 350 предметами, созданными в период с 1850 по 1970 год, Cartier продолжает свое путешествие по мегаполисам планеты. Это самое главное в мире драгоценное турне стартовало еще в 1989 году, когда музейное собрание Cartier (а его начал комплектовать в 1973-м тогдашний президент Cartier Paris Роберт Хок) уже достаточно разрослось, чтобы быть наконец представленным широкой публике. В 1989-м выставка Cartier состоялась в парижском Petit Palais, а затем отправилась в Санкт-Петербург (1992), Токио (1995), Лозанну (1996), Нью-Йорк (1997), Лондон (1997), Мехико (1999), Чикаго (1999), Берлин (2002), Милан (2003), Шанхай (2004), Киото (2004), Сингапур (2006), Москву (2007), Сеул и Токио (обе - в 2009).
Директор по культурному наследию Cartier Пьер Райнеро перед началом выставки особо отметил интерес Картье к искусству Китая: «Материалы, дизайн, символика, сказки и божества, рожденные в Китае, завораживали Картье. Он использовал их не столько для того, чтобы повторить столь популярную французскую версию китайского искусства, сколько ради их внутренней красоты. Таким образом, подход Картье к Китаю – это подход стилиста и ювелира, который старается передать смысл». Выставка «Cartier Treasures: King of Jewellers, Jeweller to Kings», Императорский дворец Запретного города Пекина, 5 сентября - 22 ноября 100 лет Cartier в Нью-Йорке "Это был человек большого прагматического ума, рожденный для того, чтобы стать бизнесменом" - так пишет о Пьере исследователь Cartier историк Ханс Надельхоффер.
Счастье и успех семьи Картье были связаны с этой троицей. Старший брат Луи (1875-1942), рисовальщик, аристократ по духу, женатый на венгерской княжне, возглавил отделение Cartier в Париже. Жак (1884-1942), историк искусств, коллекционер, по настоянию отца выбрал Лондон. А средний Пьер (1878-1965), мечтавший в юности о карьере посла, отправился за океан. Войти в круги высшего общества Америки было совсем не просто, но Пьеру удалось: он женился на дочери крупного магната из штата Миссури Эльме Рамзей. Пьер Картье открыл в 1909 году первый американский магазин Cartier - на Пятой авеню Нью-Йорка . Драгоценности и часы французского дома не были новинками для американской публики. Состоятельные американцы впервые стали клиентами французских домов роскоши еще в середине 1870-х годов: после падения Второй империи средств на покупку предметов роскоши у европейской аристократии и бизнеса не было. Спасали американцы и русские. К 1909 году Cartier в Новом Свете знали и любили. Между тем были и свои особенности в работе "посольств Cartier". Братья Картье знали, что каждая страна имеет собственные художественные пристрастия, вкусы. Поэтому братья выбрали хитрый ход - производство украшений, часов, предметов интерьера, которые маркировались не просто общим логотипом Cartier, а именовались Cartier Paris, Cartier London, Cartier New York. У каждого отделения Cartier был собственный посол, известная персона, служившая проводником, Вергилием, помогавшим клиентам понять философию марки и в конечном счете сделать ценный покупательский взнос. В Париже таким "послом" была Жанна Туссен, светская дама, подруга Кокто и Шанель, муза Луи Картье, возглавившая после его смерти в 1942 году арт-отдел парижского отделения. Лондонскому отделению помогал знаменитый французский денди Бони де Кастельян. Однако американскому отделу требовался человек более прагматичный, чем ловкий денди и роковая гранд-дама. Друг Пьера Картье сын антикварного дилера Жюль Глензер, обладатель, как тогда шутили, самой толстой записной книжки в США с адресами и телефонами олигархов, банкиров, индустриальных магнатов, голливудских звезд и политиков, и вывел американское отделение Cartier в "большой свет", сделав французской дом трендсеттером гламурной жизни. 1930-е, великая коктейльная эпоха, "золотой век Голливуда", стали для Cartier New York временем огромных продаж и больших художественных открытый. Причем добиться таких успехов Cartier было непросто: на этом рынке были и свои национальные игроки, прежде всего Tiffany & Co. и Harry Winston. Конечно, осложняли жизнь дома Mauboussin и Van Cleef & Arpels. Пьер Картье прожил жизнь более длинную, чем его родные братья. В конце 1940-х он передал дела племяннику, сыну Луи Клоду, а сам вернулся в Париж, чтобы встать во главе Cartier Paris. Он умер в 1965-м, и после его смерти семейный дом Cartier был распродан по частям: отдельно друг от друга существовали Paris, London, New York. Собрать отделения вместе удалось в 1972-м. Сегодня Cartier - это гигантская международная бизнес-империя, стоящая, впрочем, на старых трех китах - Cartier Paris, Cartier London, Cartier New York. Бутик в Нью-Йорке 712 номер на Пятой авеню стал счастливым для Cartier
Cartier привез в Америку передовое французское ювелирное искусство Бутик в Нью-Йорке 712 номер на Пятой авеню стал счастливым для Cartier Глория Свенсон с браслетами Cartier, 1930
Украшение для прически, Cartier New York, начало 1910-х ELLE Россия, Коммерсантъ

14.03.2012 / 188

Интересная информация о бренде Cartier. Справочные данные о торговой марке Картье.

Луи-Франсуа Картье (1819-1904) основал фирму в 1847 году, тогда в форме небольшой ювелирной мастерской. В 1867 году изделия Картье были выставлены на Всемирной выставке в Париже, после чего начала расти популярность компании. В 1888 году компания выпустила свои первые часы. В 1904 году внук основателя фирмы, Луи Картье (1875-1942), выпустил названные в честь своего друга Альберто Сантос-Дюмона (1873-1907) наручные часы Santos, принёсшие компании небывалый успех. С 1906 выпускаются наручные часы, украшенные драгоценными камнями.

В 1917 Cartier создает легендарную модель часов Tank, дизайн которых напоминает огромный английский танк времен Первой мировой войны. В 1918 в благодарность за освобождение Франции американскими войсками часы были подарены американским командирам (в том числе генералу Джону Першингу). Модель Tank до сих пор в продаже в первозданном виде. В 1925 году Cartier принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже, где его экспозиция была одной из центральных.

В 1933 году специально для паши Марракеша были разработаны водонепроницаемые часы Pasha, которые тот мог бы носить во время плавания в бассейне. Первые часы были сделаны из чистого золота.

В 1962 году после смерти братьев Картье фирма была разделена на три части и продана собственникам в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Спустя 10 лет компания была снова объединена. С образованием Les Must de Cartier в 1973 году бутики Cartier были открыты в более чем 20 странах. Наиболее крупные бутики расположены в Нью-Йорке, Милане, Беверли-Хиллз, Риме, Бостоне, Сан-Франциско, Токио, Париже, Шанхае и Ванкувере.

Компания имеет бутики в России и в других странах СНГ - Узбекистане, Азербайджане, Казахстане, Украине, Армении, Белоруссии и в Молдове. Имеются бутики в Латвии, Грузии и Литве.

Дебют бренда на парфюмерной ниве состоялся в 1981-м году и был ознаменован выходом сразу двух шикарных композиций (женские духи Cartier «Must de Cartier» и мужские духи Cartier «Santos de Cartier»). Оба парфюма являют собой образец благородства, выдержанности и изящества, оба принадлежат к ориентальному семейству (но если женские духи Cartier удивляют смешением специевых нот с аккордом экзотических смол, цветов и кожи, то мужские духи Cartier закружат голову миксом из пряных трав, цитрусов и древесины).

Новое тысячелетие буквально огорошило почитателей творчества Cartier ошеломительной новостью: компания выпускает свои первые унисекс духи. На сегодняшний день унисекс парфюмерия Cartier – это 12 ароматов, объединенных в две серии: мягкую цитрусово-фужерную «Eau de Cartier» (2001-2011) и минималистичную альдегидную «L`Heure» (2009-2011). Успех унисекс ароматов был настолько велик, что сегодня такие универсальные композиции как Cartier «L`Heure Mysterieuse XII» (2009) или «Eau de Cartier Essence d`Orange» (2010) смогли сдвинуть с пьедестала культовые мужские духи Cartier «Pasha Cartier» (1992), «Must Cartier Pour Homme» (2000), а также классические женские духи Cartier «Panthere» (1986) и «So Pretty» (1995).

Сегодня парфюмерия Cartier объединила традиционно ответственный подход к созданию каждого аромата с последними достижениями научно-технического прогресса. Новые духи Cartier ни в чем не уступают «классике жанра», которую бренд выпустил в 80-х - 90-х годах.

Продолжаю знакомить вас с культовыми ювелирными брендами. Пару недель назад мы говорили об «идеальном предложении от Tiffany», сегодня на очереди Cartier.

ИСТОРИЯ БРЕНДА CARTIER

Луи-Франсуа Картье основал свой ювелирный дом в Париже в 1847 году. Довольно быстро компания начала развиваться. А после того, как в 1856-м племянница Наполеона купила себе в Cartier несколько украшений, дела для марки пошли ещё лучше. В XIX веке были свои инфлюенсеры:-)

В начале XX-го века имя Картье стало синонимом не только ювелирного искусства, но и часового. Как-то раз бразильский лётчик Альберто Сантос-Дюмон в разговоре со своим другом Луи Картье обронил фразу, как неудобно пользоваться карманными часами во время полётов. Луи не оставил друга в беде и сделал плоские наручные часы с кожаным ремешком.

Модель понравилась не только Сантосу, но и другим клиентам бренда. Так появились первые стильные наручные часы. Над названием долго думать не пришлось. Часы так и назвали — «Santos».

Cartier продаёт их уже больше 100 лет.

Модель Santos 1904 года Cовременная модель

И да, я не случайно пишу сейчас о часах, в то время как должна рассказывать о ювелирке.

Всё дело в том, что именно эти первые часы во многом повлияли на дизайн будущих ювелирных коллекций бренда. Картье умышленно не прятал металлические болты передней и задней крышки корпуса часов, говоря о том, что как раз их функциональная часть и есть украшение.

Вот и большинство ювелирных украшений Cartier такие же, как те первые Сантосы - простые и логичные.

Сегодня семья Картье уже не владеет компанией. Они продали её ещё в 1964-м. Но философия бренда не меняется до сих пор.

Cartier — это вообще бесконечный символизм. За каждым изделием скрывается целая история. Какое украшение не возьми - оно наполнено смыслом. Про дизайн даже не говорю. В большинстве случаев он идеален.

КУЛЬТОВЫЕ КОЛЛЕЦИИ ДОМА

СВАДЬБА И ПОМОЛВКА

Куда же без них:-)

Иконические помолвочные кольца с выступающими бриллиантами, обручальные кольца из розового, жёлтого и белого золота. Выбор действительно очень большой.

Но самый знаменитый предмет свадебной коллекции Cartier и гордость бренда - кольцо Trinity.

Про Trinity есть сразу две версии истории появления.

Версия первая. Образцово-показательная. В 1924-м драматург Жан Кокто заказал у Картье кольцо, которое бы символизировало абсолютную любовь. Кокто считал, что любовь состоит из трёх вещей - непосредственно любви, верности и дружбы.

Картье сделал кольцо, состоящее их трёх. Как и всё гениальное, это оказалось ещё и просто. Три кольца собраны в одно, где розовое золото - это любовь, жёлтое - верность, а белое - дружба.

Так Trinity стало главным героем романтических предложений и свадеб, хотя изначально и не задумывалось таким.

Версия вторая и не такая интересная. Картье задумывал Trinity как просто кольцо. Три кольца намеренно ничем не украшены. Создавая его, Картье хотел показать СУТЬ предмета, который каждый второй носит на своём пальце.

Сегодня Trinity — это уже полноценная коллекция с браслетами, подвесками, серьгами и кольцами, конечно!

Сохраняем в вишлист:-)

JUSTE IN CLOU

Знаменитый гвоздь появился в арсенале бренда в 1970-м. Его создатель - бывший дизайнер Tiffany, Альдо Чипулло.

70-е в принципе стали для Cartier - эпохой заигрывания с урбанистическим дизайном.

Форма гвоздя стала культовой. Клиенты ювелирного дома мгновенно полюбили Juste In Clou за то, что это украшение, можно было носить в любой ситуации. Хоть на гольф, хоть на красную дорожку (потому что это, чёрт возьми, Картье:-)).

В 2012 году коллекцию перевыпустили и расширили. Теперь, помимо знакового браслета, у Cartier есть кольца, подвески и серьги. И всё в форме гвоздя.

LOVE

LOVE создал тот же дизайнер, но годом ранее. В ювелирном мире браслет LOVE в шутку называют «поясом верности». Как и средневековый предмет «для сохранения семейного очага», снять этот браслет не так просто.

Каждое изделие защёлкивается на замок, открыть который можно только специальной отверткой.

Для каждого браслета отвёртка своя. Её продают в виде ожерелья. Предполагается, что хранить отвертку у себя должен тот, кто дарит украшение, в знак вечной любви.

Поэтому LOVE тоже частенько выбирают, как оригинальную альтернативу помолвочному кольцу.

ÉCROU

Продолжение истории урбанистического дизайна. Браслет в виде болта с подвижными гайками, которые можно перемещать в разные стороны. Ecrou - это новая коллекция ювелирного дома. Cartier презентовали её только в прошлом году.

Основная идея коллекции, как и у Juste Un Clue - показать, что даже самые обычные предметы могут быть ювелирными украшениями.

Коллекция представлена в виде браслетов и колец из розового, белого и жёлтого золота.

AMULETTE

Когда в 2016-м эта коллекция вышла, она очень быстро стала бестселлером.

Казалось бы, дизайн самый что ни на есть простой - медальон на цепочке. Но Cartier вложили в коллекцию столько «магического» смысла, что покорили и свою целевую аудиторию, и заодно любителей символизма.

Ещё со времен до нашей эры люди наделяли камни разными волшебными свойствами. Так что коллекция Amulette получилась своего рода магической. Причём без привязки к гороскопам и астрологии. Каждый владелец украшения может вложить свой смысл для своего медальона и загадать желание. А Amulette обещает исполнить любое, даже самое сокровенное. Всего в коллекции семь полудрагоценных камней, где опал — это счастье, карнеол —жизненная сила, малахит — удача, лазурит — безмятежность, перламутр — защита, оникс — стойкость, хризопраз — творчество.

Коллекция представлена в виде непосредственно амулетов, браслетов, сережек и колец.

CACTUS

Ещё одно поле для вдохновения ювелиров - флора. CACTUS - это фантазийная коллекция Cartier. Это золото и драгоценные камни - изумруды, сердолики, бриллианты.

Уже по названию коллекции можно догадаться, что дизайнеры вдохновлялись кактусами.

Посыл у коллекции такой - «кактусы - это прекрасные цветы, к которым нельзя прикоснуться». Колючек у кактусов от Cartier нет. Разве что цена:-)

И хоть бренд утверждает, что коллекция далека от этнической, сходство всё-таки существенное. Украшения, мягко говоря, на любителя. Поэтому, если вы мечтаете об украшении, которое можно передать по наследству, то лучше обратите внимание на коллекции, о которых написано выше.

PANTHERE

Культовая коллекция Cartier. Любимые украшения Элизабет Тейлор и Уоллис Симпсон (той женщины, ради которой английский король отрёкся от престола).

Для Cartier пантера стала тотемным животным. Ещё в 1914 характерный рисунок украшал наручные часы.

Идейная вдохновительница коллекции — Жанна Туссен — подруга Коко Шанель, муза Картье и ювелирный директор бренда, начиная с 1925 года. Это она в своё время ввела моду на жёлтое золото и этнические украшения. А после того, как в 1925-м иллюстратор книги о «Маугли» нарисовал для Cartier эскиз пантеры, она поселилась на многих изделиях марки.

Полную историю коллекции можно посмотреть в этом видео:

В 2014 году коллекция отметила своё столетие и прошла мощный апгрейд, адаптировавшись к современным реалиям. Полигональные головы пантер — это нечто! Классические, объёмные, усыпанные камнями кошки, для ценителей тоже остались.

А это картинка для передачи Деду Морозу:-)

Компания Cartier, основанная в 1847 году, зарекомендовала себя как один из ведущих ювелирно-часовых домов Франции. За долгие годы существования Cartier, как признанный лидер в своем деле, не потеряла ни капли завоеванного авторитета.

Вот лишь некоторые вехи славной истории Cartier ...

Началось все в далеком 1819 году, когда в семье скромного ремесленника родился мальчик - Луи-Франсуа Картье (Louis-François Cartier). С раннего возраста любящий отец замечает у сына незаурядные способности и любовь к созиданию и решает отдать его в ученики к парижскому ювелиру Адольфу Пикару (Adolphe Picard). Более 10 лет юный подмастерье будет с огромным усердием набираться знаний и опыта, осваивая премудрости непростого ювелирного мастерства и терпеливо ожидая своего часа.

Благо, этот самый час не заставил себя долго ждать, и в 1847 году Луи-Франсуа Картье открывает свою первую мастерскую, выкупив ее у вчерашнего наставника. Жажда творить подсказывает молодому мастеру уделять больше времени частным заказам, в которых он мог бы полностью раскрыть себя. Именно любовь к созданию чего-то нового, смелого и неповторимого стала той отличительной чертой, что привела Луи-Франсуа Картье на Олимп славы. Но это будет чуть позже…

В стенах крохотной мастерской будущему королю ювелиров быстро становится тесно, поэтому в 1853 году Картье решает перебраться на Place du Palais-Royal, в первый округ, который в то время считался самым модным кварталом Парижа. Шестью годами позже Луи-Франсуа Картье открывает новый бутик на Boulevard des Italiens.

Не прошло и двух недель после открытия бутика, как на пороге магазина появилась изящная дама, от которой приятно пахло духами. Гостья придирчиво разглядывала творения мастера, то и дело вздыхала и в конце-концов, приобрела – о, чудо! - целых три броши! Позже Картье узнает, что его посетительницей была супруга суперинтенданта по изящным искусствам при дворе Наполеона III и ближайшая подруга принцессы Матильды, племянницы Наполеона Бонапарта.

Всего за несколько лет графиня вместе с принцессой Матильдой и супругой Наполеона III, императрицей Евгенией, купили у Картье около ста пятидесяти ювелирных изделий. Покупая очередную «безделушку» женщины совсем не боялись рекомендовать молодого ювелира друзьям и знакомым, точно зная: мастер никогда не повторялся. Неудивительно, что популярность Картье, а вместе с ней и его состояние, неуклонно росли. Такое положение дел вполне закономерно для истинного художника, который постоянно экспериментировал в поисках новых форм.

Его бриллиантовые бабочки, порхавшие в волосах придворных дам, и таинственные скарабеи, сиявшие на воротничках вельмож, представляли собой симбиоз древнейших традиций ювелирного искусства и веяний современной моды.

В украшениях, которые Луи-Франсуа Картье всегда создавал в единственном экземпляре, французский ювелир первым в своей области использует платину. Безусловно, популярные в то время золото и серебро легче поддавались обработке, зато платина, требовавшая высокого мастерства и огромного терпения, была гораздо прочнее своих драгоценных собратьев и выдерживала большее количество камней.

Через 27 лет после открытия первой ювелирной мастерской Луи-Франсуа передаст бразды правления своему сыну Альфреду (Alfred Cartier (1841-1925)), который сыграет немаловажную роль в развитии и сохранении семейного дела. В 1898 году на помощь новому владельцу придет один из трех сыновей Альфреда, 23-летний Луи (Louis Joseph Cartier (1875-1942)). Годом позже, на одной из самых знаменитых и самых дорогих улиц Парижа, рю-де-ля-Пэ, неподалеку от Вандомской площади, будет открыт еще один бутик, который находится там по сей день.

Находясь на гребне головокружительного парижского успеха в начале XX века, Альфед решает расширить производство до международного уровня и подключает к работе своих сыновей: Луи, Пьера и Жака. Каждому из них достался свой фронт работ. Луи (Louis Joseph Cartier (1875-1942) занялся парижским домом, Жак уехал в Нью-Йорк, а Пьер (Pierre Cartier (1878-1964)) обосновался сначала в Лондоне (1902) на Нью-Берлингтон-стрит, а чуть позже, в 1909, на Нью-Бонд-стрит. Английский филиал сразу же привлек внимание королевской семьи. Сам принц Уэльский Эдуард VII закажет у Картье 27 диадем для церемонии своей коронации. В 1904 году дом Cartier будет назначен официальным поставщиком английского двора, а позднее получит предложения от испанского, португальского, русского, бельгийского и других монарших дворов.

Соблазнив своим ювелирным искусством монархов всего мира, братья Картье своей смелостью и качеством изделий оставили яркий след в истории создания предметов роскоши. Однако было бы совсем несправедливо не сказать, что дом Cartier был первым не только в использовании платины, но и в области создания наручных часов.

1904 год в истории дома Cartier станет знаковым по двум причинам. Во-первых, ушел из жизни его основатель, величайший мастер своего дела, Луи-Франсуа Картье, а во-вторых, именно эту историческую дату принято считать годом создания первых наручных часов. В 1904 году по заказу своего давнего друга и пионера авиации Альберто Сантуша-Дюмона (Alberto Santos-Dumont 1873 -1932) Луи Картье (Louis Cartier) создает знаменитую модель «Santos». Летчик как-то пожаловался другу на сложности в использовании карманных часов во время полета и попросил найти альтернативу, которая позволила бы ему не отвлекаться от управления самолетом. Так появились часы с кожаным ремешком и маленькой застежкой для ношения на запястье.

С каждым годом новаторство Cartier как в часовом деле, так и в ювелирном искусстве набирает обороты. Вдохновляясь художественными течениями своего времени, от Арт деко до экспрессионизма, дом Cartier постоянно экспериментирует в поисках новых форм и решений. Результатом такого поиска становится появление на свет в 1912 году часов "pendules mystérieuses", известных в истории как «Modèle A». Через два года, в 1914-ом, Cartier выпустит вошедшие в историю своим оформлением дамские наручные часы в корпусе круглой формы. Бриллианты и черные ониксы, использованные в отделке безеля, сплетались в оригинальный узор, напоминающий пятнышки на шкуре леопарда. С тех пор мотив "taches de panthere" стал одним из самых популярных в коллекции Cartier. А еще через 5 лет часовая коллекция французского бренда пополнится моделью Tank, которой суждено будет стать одной из культовых моделей дома.

В разгар эпохи эмансипации ювелирный дом возглавила женщина. Культовая фигура парижской моды, Жанна Туссен, много лет проработавшая с Луи Картье, в 1933 году становится директором ювелирного отдела компании. В период оккупации ювелирный дом Cartier стал активным участником движения Сопротивления. В частности, Жанне Туссен принадлежит авторство броши, напоминающей птицу в клетке, которая, как нетрудно догадаться, стала символом захваченного фашистами Парижа. Жанна выставила брошь в главной витрине магазина, под носом у немецких оккупантов. Дерзкая выходка стоила мадам Туссен свободы, которую она вернула себе, благодаря усилиям небезызвестной госпожи Шанель, после чего в 1944 году создала знаменитую брошь «Освобожденная птица».

За госпожой Туссен закрепилось прозвище пантера, а сама муза Луи Картье закрепила за пантерой статус символа дома Cartier. Согласно исследованиям историка бренда Ханса Надельхоффера, как сюжет пантера впервые была обыграна в дизайне подвески прямоугольной формы, выпущенной в 1914 году. Часы с пятнышками из оникса на браслете появились чуть позже.

В том виде, в каком пантера Cartier сегодня известна всему миру, эта грациозная дикая кошка впервые появилась на эскизе иллюстратора Поля Жуве, который создал серию рисунков к сборнику рассказов о Маугли. С тех пор пантера едва ли не каждый год появляется в ювелирных украшениях и часах Cartier и каждый раз в неизменно роскошных воплощениях.

Одним из таких воплощений стала изящная брошь, созданная в конце 40-х годов для Уоллис Симпсон, также известной как герцогиня Виндзорская. Брошь выполнена в виде украшенной бриллиантами платиновой фигурки пантеры, которая величественно восседает на огромном сапфировом кабошоне весом около 47 карат.

Впрочем, куда более знаменитой стала другая брошь от Cartier, которую с удовольствием носила герцогиня: украшение было выполнено в виде стоящего на одной ноге фламинго.

Вторая половина XX века стала поворотным моментом в истории марки: в конце 60-х годов дом переходит в руки промышленника Роберта Хока (Robert Hocq), который, грамотно управляя предприятием, сумел вывести семейное дело Cartier на новый виток развития, наладив выпуск дополнительных товаров от Сartier. Стоит отдать должное коммерческому гению Хока: флаконы духов зажигалки и ручки от знаменитого бренда пользовались бешеным успехом в светских кругах, а галантерейные аксессуары "Must de Cartier", впервые появившиеся на рынке в 1973 году, самим своим названием заявили, что должны быть в арсенале каждого человека, следящего за модой.

После смерти Роберта Хока в 1979 году управление компанией переходит в руки одного из инвесторов предприятия Жозефа Кануира (Joseph Kanouire) который объединяет все филиалы под вывеской Cartier Monde, а через несколько вводит в дело свою жену Мишлин Кануир, возглавившую отдел Haute-Joaillerie.

Став эталоном французской элегантности, дом Cartier активно занялся благотворительностью. В 1984 году была основана ассоциация Fondation Cartier, которую возглавил Ален-Доминик Перрен (Alain-Dominique Perrin), с 1981 года занимающий пост президента Cartier International. Цель ассоциации: стимулирование развития современного искусства и его понимания в современном обществе. Fondation Cartier – это путеводитель в области современного искусства, дизайна, фотографии, моды и киноиндустрии.

Fondation Cartier pour l"art contemporain

Одной из самых важных дат в истории развитии марки является 1999 год, когда компания стала частью швейцарской корпорации Richemont, мирового гиганта в сфере производства предметов роскоши.

Такое динамичное развитие не помешало марке остаться верной традиционному перфекционизму дома Cartier. Открытие швейцарской мануфактуры в 2001 году, переиздание легендарной модели часов Tank в 2002-ом и обновление линии Panthère в 2003-ем параллельно с развитием других направлений таких, как галантерея и парфюмерия не только укрепило имидж Cartier, но и продемонстрировало неустанное стремление к постоянному развитию с бережным сохранением всех исторических традиций бренда.

Грандиозное празднование 150-летия Cartier показало, что компания, начинавшаяся с простой ювелирной мастерской и сегодня остается флагманом в своем деле. Круглую дату отметили выпуском эксклюзивных коллекций часов и ювелирных украшений, а музеи Нью-Йорка и Лондона поздравили юбиляра масштабной ретроспективой ярчайших событий из истории одного из крупнейших ювелирных домов Франции.

Спустя почти 170 лет после открытия первого парижского ателье, фирма Cartier стала номером один в производстве ювелирных украшений и второй по величине компанией в производстве часов и галантерейных изделий. Чем бы ни занимался бренд, в своих коллекциях он сумел сохранить свободу мышления и семейные традиции, заложившие прочный фундамент авторитета и популярности марки.

(1819-1904) французский ювелир

Имя Картье давно ассоциируется с изящными ювелирными изделиями, которые традиционно поставлялись королевским домам всего мира. Расхожей стала фраза: «Картье - ювелир королей и король ювелиров».

Со временем изящные, отделанные золотом, эмалями, драгоценными камнями часы, пудреницы, футляры, несессеры и флаконы для духов стали покупать известные деятели искусства: М. Дитрих, О. Хепберн, Ш. Азнавур, Э. Джон, О. Мути. И сегодня в мире считается престижным иметь одну-две вещи от Картье.

Родоначальник династии, Пьер Картье, специализировался на изготовлении пудрениц и изобретении узоров рукояток. Он приучил к ремеслу своего сына Луи Франсуа, обучавшегося у М. Пикарда и принявшего по настоянию отца его ювелирное производство. В 1847 г. Луи открыл мастерскую и магазин в доме 31 по улице Монтергей в Париже. Ему оказывала покровительство принцесса Матильда, кузина Наполеона III, это помогало привлечь богатых покупателей.

Луи Картье стал знаменитым благодаря своим флаконам, внешняя сторона которых имела изящную рамку с инициалами владельца.

После открытия магазина работа буквально закипела, началось изготовление изделий, которые смогли бы удовлетворить самый изысканный вкус покупателя любого пола. Каждая дизайнерская находка сразу же апробировалась, фирма прославилась и своими экспериментальными поисками. Сфера интересов Картье оказалась весьма разнообразной: от отдельных разработок до производства самых разнообразных ювелирных изделий, включая украшения и предметы интерьера.

В 1859 году Луи начал сотрудничать с известным английским модельером Чарльзом Бортом, вместе они создавали единые ансамбли, закладывая основы «высокой моды». Изящные туалеты Ворта прекрасно дополнялись блеском драгоценных камней в украшениях Картье. Подобные новинки стали пользоваться невероятным спросом. В 1867 г. на выставке аристократы всего мира любовались изделиями фирмы Картье и были буквально очарованы ими.

До конца XIX в. дом Картье в основном продолжал изготавливать штучную продукцию, выпускавшуюся для богатейших людей мира. Более массовое производство было связано с именем сына Луи, Альфреда Картье, который в 1874 г. возглавил фирму и вскоре представил несколько интересных разработок, рассчитанных на менее состоятельных покупателей. Он выступил в качестве оборотистого предпринимателя: проявив деловую хватку, сумел поправить дела фирмы, ухудшившиеся во время франко-прусской войны, когда сверхдорогие изделия не пользовались спросом. Альфреду удалось восстановить репутацию фирмы в Европе.

В конце девяностых годов было предпринято важное решение: офис переместили на улицу Мира, считавшуюся ювелирным и дизайнерским центром Парижа. Практически ежегодно фирма удивляла своих покупателей. Например, в 1896 г. Картье представили своеобразную конструкцию на основе платины вместо обычно использовавшихся золота и серебра. Размещенные на платине камни производили особое впечатление, дополнявшееся слегка золотистым цветом металла. Массивность изделия не смутила заказчиков, увидевших в подобном сочетании особое очарование.

Сам Картье видел в новом материале практически неограниченные возможности, сочетание прочности и гибкости позволяло воплощать разнообразные задумки ювелира. Он как бы вышивал по платине драгоценными камнями.

К концу XIX в. Альфред перешел от изготовления драгоценностей и предметов искусства к созданию часов. Он попытался возродить традицию создания настольных часов и преуспел: его изделия отличались совершенством, причем каждое последующее не походило на предыдущее.

Первые настольные часы были созданы для королевских семей Востока, Греции и Англии. В 1904 г. появились первые наручные часы, созданные специально для бразильского пилота Сантоса Дюмона. Часы смелого и, можно даже сказать, эксцентричного дизайна стали одним из характерных изделий фирмы. Полагают, что они были проданы 400 000 покупателей.

Позже, в 1919 г., появились часы «Танк», по очертанию корпуса напоминавшие боевую машину. Они были созданы в память командующего американскими экспедиционными войсками генерала Джонса. Невероятный успех модели привел к появлению ее улучшенного варианта в 1922 году.

Заручившись поддержкой ведущих часовых производителей Культье, Мовадо и Элбеля, Картье смог выпустить несколько совместных разработок. Специально для паши из Марракеша в 1932 г. были созданы первые в мире водонепроницаемые часы «Роскошь».

Поиск новых идей и расширение рынков сбыта продолжились и после смерти Луи Картье. XX век ознаменовался постепенным продвижением изделий фирмы на мировой рынок. В1902 г. было открыто дочернее предприятие в Лондоне, управление делами там принял на себя Жак, один из сыновей Альфреда Картье. Другие направления были связаны с деятельностью его братьев Пьера и Луи. Они основали отделения в Нью-Йорке, Москве и на Востоке.

Пьер Картье постепенно выходил на русский рынок. В 1904 г. он приехал в Россию с выставкой драгоценных изделий. Побывавший на ней император Николай II был потрясен качеством работы и невероятной красотой камней. Вскоре в Москве и Петербурге были открыты магазины фирмы. Городской совет Парижа обратился к Картье с просьбой изготовить для русского царя подарочное пасхальное яйцо. Судьба изделия оказалась мистической: после смерти Николая II оно было утрачено и лишь через много лет обнаружилось в коллекции нью-йоркского музея «Метрополитен». Альфред сам изучал работы старых русских мастеров и заставил сына поработать в ювелирных мастерских. Пьер пробыл в России в течение трех лет. К сожалению, только десять процентов сделанных им изделий сегодня находятся в России. Большой интерес к изделиям фирмы проявился в 1925 г. во время Парижской выставки декоративных искусств. Тогда дом Картье представил свои разработки, ставшие изящным дополнением к демонстрировавшимися вместе с ними платьями.

Семья продолжала работать вместе, причем под именем Картье работали как члены семейного клана, так и привлекаемые специалисты. Перед войной открылись филиалы фирмы в Каннах (в 1935 г.) и Монте-Карло (в 1938 г.).

В 1939 г. самые маленькие наручные часы Картье были подарены британской наследной принцессе Елизавете. Став королевой, она неоднократно пополняла свою коллекцию драгоценностей изделиями от Картье. Английская корона по достоинству ценила его заслуги: в 1904 г. король Эдуард VII пожаловал дому Картье звание поставщика его двора. К 1939 году пятнадцать королевских семей удостоили этой чести дом Картье.

В 1941 г. мастера фирмы изготовили «Птицу в клетке» - необычайное изделие из золота со вставками из драгоценных камней. Сотрудники фирмы не только занимались творчеством, но и стремились помочь патриотам в борьбе с фашизмом. Сам Картье выступил финансовым гарантом и организовал сбор средств для формирования армии генерала де Голля. С его помощью удалось собрать значительную сумму. Лондонский офис его фирмы стал местом размещения штаб-квартиры французского командования.

Когда немцы оккупировали Париж, Би-Би-Си вело трансляцию речи де Голля из лондонского офиса Жака Картье. В знак победы ювелиры изготовили брошь «Освобожденная птица». Правительство Франции в свою очередь отметило Картье высокой военной наградой.

Изготовление военных атрибутов стало после войны еще одним направлением деятельности фирмы. Вначале был изготовлен жезл для маршала Фохта. По предложению герцога де Граммона мастера Картье изготовляют шпаги, которые традиционно вручаются каждому принятому во Французскую Академию. Рукоятки, сделанные в этих мастерских, считаются подлинными произведениями ювелирного искусства.

До войны дом Картье разрабатывал идею создания собственных духов, но ее смогли осуществить только в 1981 году, когда появились духи «Must» и «Santos». Постепенно к ним добавились новые разновидности, включая и мужскую туалетную воду «Pasha».

Как обычно, продумывались все детали, начиная от аромата и названия духов и кончая формой флакона и материала, из которого он изготавливался. Так, духи «Must» как бы реализовывали традиционный для фирмы принцип: «Вы должны иметь это от Картье». В конце девяностых появилась другая новинка - «So Pretty». Цветочный аромат был составлен из наиболее дорогостоящих эссенций.

К своему юбилею фирма подготовила новый парфюмерный шедевр «Declaration», выразив таким образом своеобразное признание тем покупателям, которые оставались верными Картье. Не случайно флакон был огранен в форме сердца с изящной надписью.

До начала шестидесятых годов отделения фирмы в Париже, Лондоне и Нью-Йорке функционировали как общее семейное предприятие. Но в 1962 г. было продано нью-йоркское, а в 1965 г. и парижское отделения. В 1979 г. была проведена реорганизация фирмы, начавшей функционировать как мировая фирма Картье. Сегодня существует почти 2000 их бутиков, их можно встретить в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Париже, Лондоне, Гонконге.

Вскоре после представления французского варианта «Танка» в Москве на Кузнецком мосту также был открыт бутик. Одним из первых в нем побывал известный певец Ш. Азнавур, получивший в подарок именные часы с первым порядковым номером.

Существует интересная версия, как Картье пришли к своеобразному сочетанию металлов и драгоценных камней. Марина де Бурбон, жена одного из представителей древнего рода, владелица антикварного магазинчика, полагает, что логотип Картье появился благодаря Ж. Кокто, который заказал три кольца из разноцветного золота - белого, красного и желтого. Переплетенные колечки и стали символом фирмы.

Сотрудничество Ж. Кокто с фирмой Картье продолжалось на протяжении ряда лет. Поэту и режиссеру принадлежит фраза: «Фальшивые бриллианты не отбрасывают таких огненных блесков, как настоящие». Он попросил Л. Картье изготовить «бриллиантовые слезы», которые были использованы в картине «Красавица и чудовище».

Многолетняя связь фирмы с кино осуществляется по нескольким направлениям. Драгоценности Картье украшали звезд как на экране, так и на светских мероприятиях.

Мэрилин Монро-воспела драгоценности Картье в картине «Джентльмены предпочитают блондинок». Впервые же драгоценности фирмы представил в 1926 году Р. Валентино: в фильме «Сын шейха» он носит часы знаменитой фирмы. Наиболее обширной считается коллекция Э. Тейлор. Она является обладательницей бриллиантового колье с большим голубым сапфиром. Украшающие колье бриллианты были получены после разрезания алмаза достоинством в 64 карата.

Поделиться: