Богородская игрушка «Кузнецы»: картонная версия. Богородская игрушка Ознакомление с богородской игрушкой в доу

Конспект занятия «Богородские игрушки » .

Цель : формирование знаний детей о Богородской игрушке .

Задачи :

Образовательные :

Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.

Привлечь внимание детей к игрушке , способствовать пониманию ее содержания.

Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки , ее занимательность.

Развивающие :

Развивать интерес к народной игрушке , к прошлому.

Развивать умение отличать богородские игрушки .

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к игрушке , интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам - резчикам по дереву.

Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками .

Планируемые результаты : дети знакомятся с Богородскими игрушками ; знакомятся с историей промысла (с тем, как народные умельцы их изготавливали, из каких пород дерева) ; получают удовольствие и положительные эмоции от игры с Богородскими игрушками

Словарь новых слов : игрушечное ремесло , купец.

Оборудование и материалы : альбомный лист, простой карандаш, цветные каандаши.

Богородские игрушки : дергунчики курочки клюют пшено, Мишка, свистульки.

Иллюстрации с росписью.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно, какие игрушки лежат перед вами ?

Дети : Красивые расписные игрушки .

Воспитатель : Из чего они сделаны?

Дети : Из дерева.

Воситатель : Совершенно верно! Эти игрушки сделаны из дерева , с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку . Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева , а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой , а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной , и заказал крестьянину сделать много таких игрушек . С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “ игрушечным” ремеслом , то есть изготавливать деревянные игрушки .

Воспитатель : А что необычного в этих игрушках ?

Дети : Они не такие как наши игрушки , сделаны из дерева.

Воспитатель : Давайте немного поближе рассмотрим Богородцкие игрушки .

Воспитатель демонстрирует клюющих курочек.

Встрепенется петушок.

О дощечку стук да стук.

Вместе с курами тук-тук.

Никогда не устают.

Куры зернышки клюют,

А яичек не несут.

Вот какие странные

Куры деревянные!

Дети : рассматривают игрушки .!

Воспитатель : Так же народные мастера делали и всеми любимые свистульки.

Воспитатель : Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Лавка народных игрушек » . Чтобы продавец продал вам какую-нибудь игрушку , нужно описать ее, назвать ее отличительные черты. Ее должен угадать «продавец» . Постарайтесь не только правильно описать словами игрушку , но и быть вежливыми покупателями. Покупатели могут поиграть с Богородскими игрушками .

Дети делятся на две команды : продавцы и покупатели. Покупатели описывают строение игрушки , цвета, которыми игрушка раскрашена , продавцы отгадывают и дают поиграть.

Воспитатьль: А теперь давайте попробуем с вами нарисовать, наши деревянные

игрушки. Дети выполняют работу.

Тема. «Богородская игрушка. Рисование медведя».

Цели. Развивать эстетические чувства; закреплять графические умения и
навыки в рисовании сложного объекта.

Оборудование. Матрешки, богородские игрушки.

Ход НОД

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Мы хотя и небольшие,
Но такие славные:
Все цветами расписные,
А одна – за главную.
Есть средь нас и крошки.
Кто же мы?

Дети. Матрешки.

Показ матрешек.

У. Из чего делали матрешек?

Д. Из дерева.

У. А теперь послушайте историю о том, как появились другие
игрушки из дерева.

Случилось это давным-давно, может, двести лет назад, а может, и больше, в селе
Богородском, что под Москвой.

Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской избе ребятам. И вот
однажды захотела мать порадовать своих детей игрушкой. А купить не на что.
Стала она думать: если из соломы сплести, так живо растреплют. Если из теста
слепить – засохнет и развалится. И взяла она полено из-под печки, топором и
ножиком вырезала куклу.

Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривали: «Ay, ay». И назвали ее Аука. А
выросли – забросили свою Ауку.

Собралась как-то мать на базар, увидела игрушку, взяла с собой и продала.

Раз едет по селу телега, сидит в ней мужик и кричит:

– Кто на базаре деревянную игрушку торговал?

– Я торговала, – говорит женщина, – а тебе зачем?

– А не вырежешь таких еще? Все куплю.

– Ладно, приезжай к празднику.

Сделала баба игрушки и побежала по селу о своей удаче рассказывать, мастерство
свое показывать. Односельчане стали вслед за ней разные игрушки делать и купцам
продавать.

III. Знакомство с новым материалом

У. Лохматые ели, дубы, березы, липы плотным кольцом окружали
село Богородское со всех сторон. В одних соседних селах плели на продажу
кузовки и лапти, в других – делали деревянные ложки и посуду, а богородцы
вырезали игрушки. Они считались лучшими игрушечниками. Привозили они игрушки на
ярмарку не мешками, не корзинами, а целыми возами. Стоили игрушки недорого, но
разве в цене дело? Главное – это радость, которую дарили богородские игрушки и
детям, и взрослым.

Давайте рассмотрим изделия богородских мастеров. Чем эти игрушки отличаются от
остальных?

Д. Они не раскрашены.

У. У мастеров выработалась своя художественная манера, свой
стиль резьбы. Они увидели, что из неокрашенного дерева игрушки могут быть даже
интереснее, и перестали их красить.

Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, звери и птицы, сценки
из повседневной жизни, сказочные сюжеты.

Каких героев сказок вы узнали?

Д. Богатыря Илью Муромца на коне, Царя Додона и Звездочета из
сказки «Золотой петушок»…

У. В Богородском научились мастерить игрушки с движением.
Потянешь за две планочки – игрушка ожила. Тук-тук – звонко бьют молотом по
наковальне кузнецы: мужик и медведь.

А вот на дощечке стоят куры – дерни за веревочку, и начнут они торопливо
клевать зерна.

Солдаты маршируют, кони лихо скачут, медвежата играют на балалайках. Героем
многих композиций является медведь, поэтому его мы и будем учиться сегодня
рисовать.

IV. Самостоятельная работа

ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ

1. Расположите лист вертикально. Проведите вертикальную линию. Легкими
штрихами наметьте высоту медведя.

2. Отметьте место головы, установив, сколько раз высота головы
укладывается в высоте всей фигуры.

3. Легкими прямыми линиями наметьте положение лап. Обратите внимание на
симметричный характер фигуры.

4. В технике легкого наброска продолжите уточнять положение и величину
лап, туловища.

5. Раскрасьте медведя в коричневый цвет.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 2 Богородская игрушка

Попова Ю.В.


На живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дубны стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.

Богородское - село старинное.


Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

Деревянные резные изделия выполнялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны. В остальное время основная часть населения занималась крестьянским трудом.


С этими забавными игрушками ребенок знакомится, еще не умея ходить. Стоит слегка качнуть рукой, и веселые деревянные курочки начинают дружно клевать зёрнышки, рассыпанные на расписной лужайке. Но научиться "кормить" курочек по очереди, одну за другой – не так-то просто. И маленькому ребенку для этого требуется максимум сосредоточенности, внимания, координации.


Об истории возникновения богородской игрушки рассказывают разные предания и легенды.

По одному из преданий первые игрушки из дерева стал резать основатель Троице-Сергиева монастыря, Сергий Радонежский, оделявший ими приходивших к нему крестьянских детей.

А еще говорят, что в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись "игрушечным" ремеслом.


Среди произведений той поры пользовались большим спросом мужские и женские фигурки: грибников и дровосеков, охотников, плясунов, музыкантов.

Как правило, они устанавливались на высоком пьедестале и расписывались в яркие цвета. Головки таких фигур соединялись с туловищами при помощи небольшой пружинки. Таким образом, игрушки "оживлялись".






Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. "Кузнецы" стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.


Некоторые игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется спиральная пружинка, она и приводит фигурку в действие ("Лыжники", "Как яблоньку сажают", "Мишка-дровосек").


Остроумна и занимательна игрушка "акробатик" с легкостью и динамичностью выделывающая невообразимые пируэты на турнике. А есть и медведь-акробат.


Еще одним традиционным механизмом считается развод, когда фигурки прикрепляют к раздвигающимся планкам. Так устроены "Солдаты на разводе".


Делают и целые композиции. На "Крестьянском дворе" все герои заняты своим делом: мать доит коров, отец колет дрова, дочка кормит кур, и они стучат клювами, а маленький сынишка качается на качелях. Фигурки приводит в движение кнопочный механизм. Детали крепятся на суровой нитке к внутренней планке. Сдвинулась планка - и фигурки "оживают".



Веселый звук-

Молоточков стук!

Под веселый перестук

Даже кошка мышке друг!

От рассвета до заката

Молотком стучат ребята.

Что за шум?

Что за гром?

Это мышь

Стучит с котом!


Мы с медведем

Можем смело

За любое

Браться дело!

Вот какой

Веселый звук-

Молоточков

Перестук!


МК по изготовлению

Игрушка-дергунчик


Нам понадобится:

  • Картон цветной и белый
  • Клей
  • Краски и кисти, карандаши или фломастеры
  • толстая нить
  • Проволока
  • Толстая игла
  • Бусинка

Изготовим детали игрушки

1.Вырезаем по шаблону все части игрушки из картона



3. Намечаем места для отверстий

В первую очередь соединим между собой детали ног и рук.

Для этого толстой иглой сделайте отверстия в местах, отмеченных точкой и скрепите детали проволокой


3. Намечаем места для отверстий в верхней части рук и ног

В верхней части рук и ног будем делать по два отверстия - одно под другим при помощи иглы




4.П риступаем к работе над механизмом движения

Протягиваем нитку через верхнее отверстие на руке и завязываем узелок. Также закрепляем нитку на второй руке и на двух ногах.

Прикрепляем руки и ноги к туловищу с помощью проволоки «улиткой» через верхнее отверстие.

Связываем нитки рук вместе, также связываем нитки ног

Важно!


Важно!

Когда будете проделывать эту операцию, опустите ноги и руки дергунчика «по швам»

Соединим горизональную нить от рук с такой же нитью от ног с пoмощью дополнительной длинной нити.

На конце этой нити можно прикрепить бусинку.


История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

История промысла

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

2. Подвижная игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Кузнецы , закрепленные на плашках;

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Курочки , клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, чистящие ковры, футболисты и т.д.

Технология изготовления

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на чурки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Чурки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе чурок старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки )

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Татьяна Кривоногова

Программное содержание:

1. Формировать знания детей о Богородской игрушке.

2. Познакомить детей с Богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.

3. Научить видеть красоту деревянной Богородской игрушки, ее занимательность.

4. Развивать интерес к народной игрушке.

5. Воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам - резчикам по дереву.

Материалы: Листы бумаги формата А 4, простые карандаши, ластики, цветные карандаши, фото иллюстрации или картинки с изображением Богородской игрушки.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент. Беседа с детьми.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Мишки, кубики, машинки

И конструкторы большие,

И мячи и безделушки –

Это все мои - (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, игрушки. Ребята, а у вас есть игрушки? В какие игрушки вы любите играть? (ответы детей)

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением Богородской игрушки и задает вопросы:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а какие игрушки вы видите здесь?

Дети: Красивые расписные игрушки.

Воспитатель: Из чего они сделаны, как вы думаете?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Совершенно верно! Эти игрушки сделаны из дерева, с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину сделать много таких игрушек. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись «игрушечным» ремеслом, то есть изготавливать деревянные игрушки.

Воспитатель: А что необычного в этих игрушках?

Дети: Они не такие как наши игрушки, мягкие, а сделаны из дерева.

Воспитатель: Да ребята, Богородские игрушки добрые, забавные, «живые». Потянешь за верёвочку улыбчивого Мишку - дергунчика, и он, приветствуя нас, раскинет в стороны лапы. Кузнецы Мишка и Мужик - бьют молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать планки. Мишка - дровосек крепится на подставке тумбочке, внутрь которой вставлена пружинка, которая приводит фигурку в действие.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, медведь из сказки сильным стал?

Дети: Да

Воспитатель: А как мы можем еще с вами стать сильными?

Дети: Нужно делать зарядку

Воспитатель: Совершенно верно, давайте и мы с вами сделаем зарядку

Физкультминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте).

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать (ходьба, руки поднимать (руки вверх,

Приседать и вставать (приседание 4-6 раз,

Прыгать и скакать (10 прыжков).

2. Рисование Богородской игрушки - медведя

Воспитатель: А теперь давайте попробуем с вами нарисовать деревянную

игрушку. Героем многих композиций является медведь, поэтому его мы и будем учиться сегодня рисовать. Прежде чем начать рисовать мишку, давайте его внимательно рассмотрим.

Показ изображения Богородского медведя.

Воспитатель: Рассмотрим сначала туловище. Какой формы туловище? (овальной). Что еще есть у мишки? (голова). А какой формы голова? (круглой). Не забывайте, если смотреть сбоку, то мордочка у него удлиненная. Где расположена голова? (если дети затрудняются, воспитатель отвечает, что голова расположена впереди (выше) туловища, и соединена с ним мощной короткой шеей). На что похожи лапы у медведя, какой они формы (овальные, но удлиненные? Где находятся лапы у медведя (внизу туловища? Сколько лап у медведя (2 передние и 2 задние лапы? Что есть на голове у мишки (уши? Какой они формы? (полукруглой). А уши у мишки большие или маленькие? (маленькие). Что еще есть на голове у мишки (глаза, нос? Рассмотрите внимательно лапы у мишки, что на них есть (когти? Ребята, а медведи какого цвета? (коричневого, бурого). Глаза, носик и когти какого цвета? (черного). Молодцы, вы внимательно рассмотрели мишку.

Показ воспитателя способа рисования. Рисование Богородского медведя простым карандашом.

Воспитатель: Прежде, чем разукрашивать нашего мишку цветными карандашами, давайте разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой?»

Медведь в берлоге крепко спит, (сжимают пальцы правой руки в кулачок, начиная с большого)

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится - (показывают мизинец, вращая им)

Убегает от лисицы.

Мелькает он среди кустов, (пальцы левой руки изображают клацающую мордочку лисы, догоняющей зайца)

Напетлял и был таков!

Самостоятельная деятельность детей. Разукрашивание Богородского медведя цветными карандашами.

3. Итог. Оформление выставки.

Воспитатель: Ребята, что вам понравилось сегодня?

А что - нет?

В чем испытали трудности? (Ответы детей.)

Воспитатель проводит выставку детских работ.

Дети рассматривают рисунки и делятся впечатлениями, выражают свое мнение.




Публикации по теме:

Интегрированное занятие в второй младшей группе «Богородская игрушка - медведь» музыкальный руководитель Терехова Наталья Александровна воспитатель Вострякова Юлия Викторовна Интеграция образовательных областей: речевое.

Конспект совместной образовательной деятельности по рисованию с детьми в старшей группе «Осьминог» Конспект совместной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». рисование «Осьминог»,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Весна пришла» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в старшей группе. Воспитатель: Матвеева Надежда Николаевна Место работы:.

Цель: Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к культуре и традициям. Задачи:.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Богородская игрушка» Программное содержание: 1. Познакомить детей с богородской игрушкой. 2. Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно.

Пестрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне... Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.

Старинное село Богородское расположено в 25 км от Сергиева Посада, близ Москвы. Народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси

Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.

Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки, которые так же, как и глиняные, относятся к народной пластике.

Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

Самый знаменитый богородский сюжет – кузнецы. Они повсюду – и на воротах фабрики и даже на фасадах домов.Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.


Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности.

Основное отличие богородской деревянной игрушки – щеповая резьба (маленькими кусочками отщипывается дерево).
Именно она создаёт фактурную поверхность, похожую на шерсть животных. Гладкие поверхности обрабатываются тонкой наждачной бумагой.

Большинство игрушек – движущиеся, а каждый тип движения имеет своё название.Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.

Развод (разводятся планочки)

Баланс.Крутится шарик-баланс и игрушка совершает какие-то действия.

Кнопочная игрушка.Нажимаем на кнопочку – двигается.

Мастера резали из липы фигурки животных и людей из народной жизни, басен и сказок.

Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.

В игрушках отражены практически все этапы развития страны.


Богородские игрушки делаются не только для детской забавы, но и для украшения жилья, для уюта.

В 1923 году мастера объединились в артель "Богородский резчик" и была открыта профессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву.

В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Рассказывают, что во время Великой Отечественной войны знаменитых резчиков отзывали с фронта, потому что богородскую игрушку экспортировали в США в обмен на оружие.

Сейчас много игрушек вытачивается на токарных станках и раскрашивается вручную.

Деревянные игрушки считаются одними из самых полезных для развития мелкой моторики ребёнка. Кроме того, их можно грызть, даже раскрашенные, потому что покрывают их специальным масляным лаком. Надо сказать, что и многие взрослые «впадают в детство» при виде движущихся фигурок!

Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов, но и за рубежом.

Далеко за пределами Московской области известны православные мастера - чудодеи Н. И. Максимов, В. В. Юров, С. Бадаев, М. А. Пронин, А. Я. Чушкин, А. А. Рыжов, И. К. Стулов и другие.

Богородские мастера-художники - участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе.

Игрушка "Крестьянин и курочка" находится в Историческом музее Москвы, композиция "Как мыши кота хоронили" - в музее народного искусства, игрушка "Кавалер и дама", "Царь Додон и звездочка" - в русском областном краеведческом музее. Есть игрушки и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.

Современная Богородская резьба - многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.

Богородская деревянная игрушка – это не только интересный сувенир, но и отличная игрушка для ребёнка: и руку развивает, и фантазию будит, и материал безопасный.

Французский скульптор Огюст Роден, увидев богородскую игрушку, сказал: Народ,который создал эту игрушку – великий народ.

Поделиться: