Ажурное вырезание из бумаги: схемы и рекомендации. Ажурное вырезание из бумаги: схемы и рекомендации На Новый год
Сегодня я расскажу о таком непростом на первый взгляд виде творчества, как вырезание из бумаги. Зародилось это искусство предположительно в Китае и на местном языке звучит как "цзяньчжи" . В Китае оно имеет несколько направлений: "чуан-хуа" или "оконные цветы" (возникло из традиции украшать окна домов к празднику весны) и "си-хуа" (праздничные украшения, ритуальные предметы и пожелания на все случаи жизни). В дальнейшем искусство вырезания распространилось по всему миру, обретая в каждой стране свои особенности.
Традиционные китайские работы выполнялись исключительно ножницами , но сейчас есть и более простой способ - вырезание макетным ножом. О нем и пойдет речь. При некотором желании можно работать и обычным канцелярским ножиком с выдвижным лезвием, но такой вариант не очень удобен при работе с мелкими деталями.
Начну с материалов, которые понадобятся для работы:
1. Бумага . По сути она может быть абсолютно любой, кому что удобнее в работе. Я предпочитаю гладкую плотную бумагу, около 200 г/м. Моя вырезана из белой гладкой бумаги 220 или 240 г/м. Для тех, кто в Москве или Питере могу посоветовать магазин "Мир Бумаги", он же "Double V" . На их сайте еще пишут, что есть филиалы в Самаре, Твери, Челябинске, Новосибирске, Красноярске, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Киеве и Алматы. Но там не была, не знаю, что и как. Так вот: в этом магазине можно подобрать бумагу практически для любых прикладных целей. В зале стоят стойки с образцами, на которых указано название, плотность, цвет, тиснение и размер листа. Цены указаны в каталогах на столах. До праздников цены там были гораздо ниже, чем в художественных, сейчас, скорее всего, тоже поднялись, но в любом случае это несколько выгоднее получается и выбор у них, как правило, больше. Ну а если просто есть желание попробовать технику без лишних трат, всегда можно поучиться вырезать на обычном ватмане.
2. Ножи.
Они бывают нескольких видов. Самые обычные макетные ножики
представляют из себя ручку с цанговым зажимом, которым крепится сменное лезвие. Фирм, производящих такие ножи, сейчас очень много. Я пользуюсь набором ножиков неизвестного мне производителя:
В небольшой коробочке три рукоятки с лезвиями, ряд дополнительных лезвий на магнитной полоске и пинцет. Раньше работала только самым тонким ножом, но после долгой работы с ним начинают болеть пальцы. Сейчас в основном работаю средним ножом. У него более тяжелая ручка, он удобнее сидит в руке и неприятных ощущений в работе не вызывает. Самым большим ножом почти не работаю, его рукоятка мне не очень удобна, но все зависит от личных предпочтений.
По ценам: для пробы вполне подойдет один простенький ножик, сейчас выбор их огромный, цены начинаются примерно от 100 р. (информация по Москве, цены худ. магазинов).
Второй вид ножиков - макетный с шарнирным креплением лезвия . На фото он черный. Это ножик для художественных работ от "Mr. Painter". В целом довольно удобная вещь, но для работы с ним надо приноровиться. Если до этого вы резали обычным макетным ножом, то придется подстраиваться под крутящуюся головку этого ножа. Но если научиться с ним правильно работать, он может весьма серьезно облегчить процесс - не нужно будет постоянно поворачивать лезвие, шарнир позволяет сделать это за счет изменения наклона ручки. Еще стоит обратить внимание, что лезвия шарнирного ножа отличаются от обычных цанговых. Они более узкие и меньше по размеру. Покупкой дополнительных лезвияй я пока не занималась, в наборе с таким ножом предусмотрены 10 дополнительных лезвий. Этого вполне хватает на первое время.
Я покупала свой на оптовой базе рублей за 150, в розничных магазинах стоит порядка 300 р. Его можно найти в хобби-центрах, реже в худ. магазинах.
Третий вид ножей - нож на палец . Они бывают с шарнирным и статичным лезвием. Слышала много хороших отзызвов о них, но сама пока с такими не работала.
Еще иногда бывает нужен циркульный ножик . Удобная вещь для вырезания ровных кругов, но не стоит забывать, что он оставляет в центре круга вмятинку или дырочку от иглы.
3. Подложка. Чтобы не портить рабочий стол, нужно завести себе подложку для вырезания. Лучше всего для этих целей подходит специальный коврик для резки . Они бывают разных размеров, от А6 до А1 точно. У меня всегда на столе лежит один размером А3. Можно обойтись и просто толстым картоном или листом пластика, но это сильно осложнит процесс вырезания. На срезе бумаги могут появляться заусенцы, а в случае, если подложка используется давно - лезвие ножа может просто соскочить. А вырезание - такой процесс, где ошибку исправить бывает очень тяжело, так что лучше подготовиться и стараться их не допускать:)
Не могу сказать, что они очень дешевые обычно, но если вы собираетесь много вырезать, то крайне рекомендую приобрести. По ценам: А6 - от 100 р. (но они обычно под заказ бывают только), А4 - от 200, А1 может доходить до 3000 с лишним. Для начала вполне подойдет А4-А3.
4. Карандаш для нанесения контуров рисунка. Он должен быть постоянно тонко заточен. Предпочтительнее взять карандаш HB или B, очень твердые могут царапать бумагу, а мягкие - оставят следы, которые потом будет тяжело стереть. Удобно пользоваться механическим карандашом, его не приходится постоянно подтачивать.
Я предпочитаю рисовать на лицевой стороне, без предварительного эскиза. На фото - пример картинки, подготовленной для вырезания. Часть мелких деталей заштриховываю карандашом, чтобы было понятнее, что надо вырезать и было труднее ошибиться. Но если рисовать сразу начисто - это не про вас, то можно отрисовать картинку на черновом листке, а потом перевести на новый лист через световой стол или с помощью кальки. Или же просто наложить эскиз поверх чистовика и продавить контуры чем-нибудь твердым. Но последний способ выдержит не каждая бумага. Еще видела работы, в которых рисуют на обороте чистовика. Но тут следует помнить о том, что изображение должно быть предварительно зеркально отражено, чтобы в итоговой работе все было правильно. В целом неплохой способ, но я им не пользуюсь, потому что при вырезании мне удобнее немножко наклонять лезвие и срезать бумагу чуть-чуть под углом, чтобы срез выглядел более аккуратно. Но это уже кому как нравится:) Решать вам.
5. Ластик . Я стираю все черновые линии в конце работы, на уже вырезанной картинке. Тут лучше использовать мягкие ластики вроде Milan или Factis. Не стоит забывать, что бумага имеет свойство мяться и рваться, так что по вырезанной картинке следует работать ластиком очень осторожно, чтобы не повредить работу. Все катушки от ластика неплохо убираются с работы широкой мягкой синтетической кистью.
Посмотреть процесс работы можно на видео.
Фигурное вырезание из бумаги - традиционное китайское искусство, первые упоминания о котором датированы VI веком нашей эры. Но и сейчас этот вид арта пользуется популярностью во всем мире. Мы собрали работы лучших мастеров резьбы по бумаге. Эти люди - настоящие волшебники, способные превратить обычный лист бумаги в произведение искусства. Они часами могут вырезать витиеватые линии, наблюдая, как из обыкновенного листа бумаги появляется невероятная красота.
Кири Кен (Kiri Ken)
![](https://i2.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/08/paper-1.jpg)
Японский художник Кири Кен, чей псевдоним переводится как «Режущий меч», создает невероятно изящные произведения искусства из бумаги.
Некоторые его работы вырезаны настолько мелко и кропотливо, что кажется, это парящие живые существа. Талантливый японец предпочитает вырезать из бумаги морских жителей или же выразительные портреты. Несомненно, его работы вдохновлены миниатюрами, нарисованными тушью, а в тонких линиях угадывается графичная техника. Для создания своих изысканных работ японец использует специальный нож X-ACTO и особую бумагу Ehime Paper.
![](https://i2.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/08/paper-3.jpg)
![](https://i1.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/08/paper-8.jpg)
Роган Брауна (Rogan Brown)
Известный благодаря своим филигранным работам в виде бумажных микроорганизмов, ирландский художник Роган Браун использует «призму воображения» для создания поразительных произведений искусства. Творения Рогана Брауна отличает то, что это не просто причудливые узоры, а своеобразная интерпретация окружающего мира. Создает свои сложные «кружева» автор, по большей части, руками, вырезая виток за витком. И лишь изредка применяет лазерную резку бумаги. Вдохновение художник черпает во всем: от очертаний клеток под микроскопом до крупномасштабных геологических структур.
![](https://i0.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/09/eb44456a43642989b536fb2623od.jpg)
![](https://i0.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/09/1772708-HSOHIROZ-7.jpg)
Сюзи Тейлор (Suzy Taylor)
![](https://i2.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/09/5562d0ac99c2e.jpg)
Талантливая английская художница Сьюзи Тейлор из Хартфордшира создаёт потрясающие детализированные произведения искусства из бумаги, черпая вдохновения в своей любви к фолк-арту и цветочным мотивам. Причем вырезает девушка исключительно вручную. Сюзи настолько увлекает ее работа, что она может часами сосредоточено вырезать витиеватые линии, наблюдая, как из обыкновенного листа бумаги появляется невероятная красота.
![](https://i2.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/09/wycinanki_06.jpg)
![](https://i1.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/09/rabbit_complete3.jpg)
Патрик Кабрал (Patrick Cabral)
![](https://i2.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/09/patrick-cabral-cut-paper-art-40.jpg)
Филиппинский мастер Патрик Кабрал создаёт минималистические 3D-портреты редких животных. При этом бумажные скульптуры это просто его хобби, Патрик работает программистом и веб-аниматором. А в свободное время создаёт трёхмерные бумажные портреты животных, украшенные изысканными кружевными абстрактными узорами. По словам самого Патрика, таким образом он хочет обратить внимание людей на то, как хрупок этот мир.
![](https://i2.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/09/Patrick-Cabral-endangered-species-3.jpg)
![](https://i2.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/09/paper-art-3.jpg)
Пиппа Дирлага (Pippa Dyrlaga)
![](https://i2.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/09/69e118f70954.jpg)
Художница из Йоркшира Пиппа Дирлага с ювелирной точностью превращает лист бумаги в произведение искусства. Ее творения вдохновлены природой, животными, архитектурой, поп-культурой и местностью, где художница живёт. По словам Дирлаги, она работает в традиционной технике, используя скальпель и карандаш. На один трафарет обычно уходит один лист бумаги.
![](https://i0.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/09/ces-artistes-de-papier-dont-les-oeuvres-sont-coupees-le-souffle-56663-full.jpg)
![](https://i2.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/09/eb90f18f34b908.jpg)
Хина Аояма (Hina Aoyama)
![](https://i2.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/09/r2_38.media_.tumblr.com_tumblr_n4359kw6e61r0i205o5_1280_6d1e22b2.jpg)
Японская художница Хина Аояма родилась в Йокогаме, но сейчас живет во Франции. «Ультратонкими кружевными бумажными вырезками» она увлеклась еще в 2000 году. Хина использует для работы исключительно ножницы, с ювелирной точностью и безупречной аккуратностью вырезая кружевные изящные цветы, тексты и бабочки. Из-за их хрупкости резные работы наносятся на ткань или помещаются между стеклами, что бы сохранить узоры. На создание своих чудных творений у Хины Аояма уходит от пары дней до долгих недель кропотливой работы, в зависимости от сложности задуманного эскиза.
![](https://i1.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/09/0_255632_4ebf1711_XXXL.jpg)
![](https://i1.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/09/tumblr_n4359kw6e61r0i205o2_1280.jpg)
![](https://i1.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/09/paper-cutting-art-39.jpg)
Индийский художник из Ахмадабада, Парт Котекар творит бумажные чудеса. Идея начать вырезать из бумаги пришла ему во время экспериментов с трафаретами для граффити, и то, что начиналось как хобби, превратилось в профессию. Работы художника являются отражением аспектов повседневной жизни. Самое захватывающее в этой работе, как говорит Парт, то, что он до последнего момента не знает, как его очередной шедевр будет выглядеть. И это любопытство является одной из главных причин, почему он продолжает творить.
![](https://i1.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/09/papercutonesheetofpaper1-950x671.jpg)
![](https://i2.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/09/parth-kothekar-master-rezby-po-bumage-14.jpg)
Йо Хун (Yoo Hyun)
![](https://i2.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/09/327.jpg)
Корейский художник Йо Хун вырезает из листов бумаги портреты известных личностей: Пабло Пикассо, Одри Хепберн, Майкла Джексона и других. Все работы Йо Хун вырезает вручную, используя лишь специальный резак для бумаги. Особенность его работы заключается в том, что он вырезает портреты «ёлочкой», от которой даже рябит в глазах. Ни один из этих портретов не был бы виден на белом, поэтому каждый из них представлен на тёмном фоне.
![](https://i1.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/09/yoo-hyun-hand-cut-paper-joquz-3a.jpg)
![](https://i0.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/09/20152207201054.jpg)
Риу (Riu)
![](https://i1.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/09/paper-cutting-art-zentangle-mandala-mr-riu-52-5769301923f6c__880.jpg)
Художник из Японии, действующий под псевдонимом Риу в совершенстве освоил мастерство вырезания из бумаги. Свои работы японец создает с помощью канцелярского ножа. При этом он работает в технике зентангл, то есть не имеет никакого предварительного эскиза работы, а «рисует ножом» по бумаге просто так, как подсказывает ему полет фантазии. Секретом своего успеха мастер называет особое чувство ритма, которое помогает создавать новые шедевры.
![](https://i0.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/09/paper-cutting-art-zentangle-mandala-mr-riu-6-57692ec69695c__880.jpg)
![](https://i1.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/09/paper-cutting-art-zentangle-mandala-mr-riu-53-5769301cb9447__880.jpg)
Бови Ли (Bovey Lee)
Художница Бови Ли родилась в Гонконге, а теперь живет и работает в Питтсбурге, США. Она создает удивительно детальные иллюстрации из китайской рисовой бумаги и шелка, почти невесомые работы, полные фантастических сюжетов. Создавая свои работы, художница сначала переводит выполненные вручную изображения в электронный вид, затем распечатывает их и только потом приступает к долгой и кропотливой работе с помощью ножа и острых лезвий.
![](https://i1.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/09/screen-shot-2014-08-07-at-8-14-41-pm.png)
![](https://i2.wp.com/bigpicture.ru/wp-content/uploads/2017/09/bovey-lee-22.jpg)
Ищете новое хобби? Как насчет того, чтобы повырезать из бумаги? Наверняка кто-то сейчас иронично усмехнулся. Совершенно зря: художественное вырезание - это невероятно красиво. Мы убедились в этом, открыв книгу «Магия бумаги». Смотрите сами.
«Вырезать из бумаги можно, даже не имея способностей к рисованию», - утверждает Луиза Фиршау.
Есть миллион готовых шаблонов: просто распечатайте их. Или придумайте свой дизайн на компьютере: установите бесплатную программу для дизайнеров Inkscape , с помощью которой можно создавать базовые шаблоны.
Как начать вырезать
Замысловатые сюжеты и витиеватые контуры - каждая картина будто создана искусным художником. Но, поверьте, её легко можете сделать вы сами. Нужно лишь желание и несколько инструментов.
Выбирайте именно круглый: с держателем, похожим на карандаш, работать удобнее, чем с плоским. Вы это поймете, когда начнете делать закругленные надрезы и почувствуете, как нож слегка проворачивается в руке.
Хирургические лезвия
Выбор лезвий на рынке огромен: дело за вами. Сначала оно может показаться слишком гибким и непредсказуемым. Но, привыкнув, вы поймете, что им очень удобно делать круглые надрезы, а кончик отлично подходит для вырезания мелких деталей.
Самовосстанавливающийся коврик для резки
Дорогие брендовые коврики для резки вам ни к чему. Возьмите обычный резиновый - после нескольких недель интенсивного использования они все выглядят одинаково.
Лучше иметь два коврика: один для резки, другой для приклеивания. Если все делать на одном, он испачкается клеем и может испортить следующую вырезку.
Бумага
- Не берите офисную бумагу: линии получаются неровными, а результаты не впечатляют.
- Используйте специальную бумагу для вырезания или экспериментируйте с плотной. Например, можно взять фактурную акварельную или тутовую.
- Не используйте бумагу плотнее 170 г/м²: ее очень сложно резать, и рука быстро устает.
Шаблон для вырезания
С чего же начать? Мы предлагаем вам вот такую милую картинку из книги «Магия бумаги»: она украсит любой дом.
- Прежде чем взяться за первый шаблон, потренируйтесь просто резать бумагу. Поймите, с какой силой надавливать на лезвие, чтобы оно не ломалось, рука не начинала болеть, а надрез получался «чистым». Слегка надавите на лезвие и аккуратно прорежьте бумагу. Не спеша сделайте несколько линий, сохраняя одинаковое давление по всей длине.
- Начинайте вырезать с самого сложного участка или с того места, которое вызывает у вас больше всего сомнений . Тогда, если вы ошибетесь, не нужно будет переделывать слишком много.
- Не торопитесь . Меняйте лезвие каждые 10–15 минут и регулярно прерывайтесь, чтобы расслабить голову и шею. Работать гораздо удобнее на наклонной поверхности - например, на чертежной доске.
- Карандашные отметки на изнаночной стороне стирать не нужно . Все равно их никто не увидит, а ластиком можно повредить бумагу. Режьте всегда с изнанки.
- Не удаляйте обрезки бумаги в процессе работы, даже если очень хочется . Оставляйте все на месте - это стабилизирует вырезку. Рукаву / браслету / кошачьему хвосту будет не за что зацепиться.
- Когда закончите вырезать, не выталкивайте обрезки бумаги пальцем, а удалите при помощи ножа. Так бумага не порвется, и вы увидите, в каких местах нужно еще раз пройтись лезвием.
Представьте, как удивятся друзья и будут восхищены знакомые, когда увидят, какие картины вы создаете. А, кроме славы, вас ждет настоящее наслаждение творческим процессом, когда обычный шаблон превращается в очаровательный и обаятельный шедевр.
Иллюстрации и материалы из книги «Магия бумаги» . Книга выйдет совсем скоро. Вы можете подписаться на уведомление о выходе - и получить приятную скидку только для своих.