Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у ребенка. Значение в клинической практике


Врачи и ученые много десятилетий исследуют особенности пищеварения детей и воздействие на него различных факторов. Рекомендации по питанию из года в год претерпевают изменения, пересматриваются в соответствии с современными данными и совершенствуются. Так как же все таки работает пищеварение крохи? И как правильно, с точки зрения физиологии, кормить младенцев? Поговорим об этом.

1. Поймать момент.

Пока малыш находится в животике у мамы, он получает питание через пуповину и плаценту. В это время его пищеварительная система работает еще не так активно, как у тех, кто уже появился на свет. Но все же младенец заглатывает околоплодные воды, и, следовательно, его железы постепенно включаются в работу. К моменту рождения в кишечнике крохи скапливается достаточное количество мекония, который состоит из остатков околоплодных вод и частичек слущенного эпителия. После обрезания пуповины малыш начинает питаться ртом, и его пищеварение активизируется.
Первые дни жизни - самые важные для нормализации работы пищеварения, поэтому необходимо знать некоторые особенности организма новорожденных, чтобы правильно организовать их питание. Полость рта у малышей относительно небольшая, но в ней отлично развиты жевательные мышцы. В дополнение к этому в щечках имеются особые комочки жира и по-особому устроена слизистая губ и язык. Все эти анатомические особенности нацелены на то, чтобы с самого рождения эффективно сосать мамину грудь. За счет такого строения ротового аппарата малыш захватывает сосок с околососковым кружком, выстилая язычок по нижней губке и выворачивая губки наружу - это позволяет создать вакуум и эффективно сосать.
Сосательный рефлекс у здорового доношенного малыша есть с рождения, но для того, чтобы запустить и закрепить его, нужно как можно раньше начать прикладывать маленького к груди (желательно в первые полчаса жизни). Если в это время разлучить малыша с мамой, а вместо груди дать соску, то врожденная программа собьется. И «переучивание» не даст эффекта - младенец все равно станет сосать грудь уже неправильно. Он будет травмировать соски матери, а может и вообще отказаться от груди.

2. Первые дни.

Одной из особенностей пищеварения крохи является слабое развитие слюнных желез, которые находятся в полости рта. Поэтому первые 1,5-2 месяца наблюдается некоторая сухость во рту, слюны выделяется мало, а увлажнение недостаточное. Из-за этих особенностей слизистая становится ранимой и чувствительной к инфекции. К тому же в первые месяцы на слизистой практически не вырабатывается защитный иммуноглобулин класса А - особые антитела, которые отвечают за защиту от проникновения микробов и вирусов. Именно поэтому у малышей часто развивается молочница - грибковое заболевание полости рта. Молочница создает неприятные ощущения во рту, дискомфорт при сосании, и ребенок может плакать, отказываться брать грудь. Если вы обнаружили творожистые налеты на щечках, деснах и языке (признаки молочницы), необходимо обработать грудь и рот малыша раствором соды и специальным средством от грибка, которое посоветует врач. При правильном лечении молочница пройдет за 4-5 дней.
Желудок малыша, в отличие от нашего, расположен почти горизонтально. Кроме того, его сфинктеры, круговые мышечные волокна на входе и выходе из желудка, имеют особенности. Кардиальный сфинктер - то есть входной, работает слабо, а вот пилорический, то есть выходной, - уже отлично развит. Поэтому если слишком растянуть желудок, вход в него останется открытым, а выход в кишечник будет закрыт и возможны срыгивание или рвота. Если в желудок попадет воздух, то при смене положения тела через приоткрытый верх он выйдет в пищевод и далее в рот - произойдет отрыжка.
Зная эти особенности строения сфинктеров, вы поймете, почему так важно следить за тем, чтобы малыш правильно прикладывался к груди и не «подсасывал» воздух (об этом свидетельствуют любые звуки при сосании, кроме глотков). Если малыш «искусственник», необходимо следить за объемом порций. Дело в том, что грудничок просто не сможет переесть, ведь молоко не льется из груди потоком, и малыш в состоянии регулировать его объем сосанием. Наевшись, он просто отпустит грудь. При кормлении же из бутылки молоко льется непрерывно, и младенцу не остается ничего, кроме как глотать, глотать и еще раз глотать. И, как следствие, - переедать. Рассчитывая объем питания для «искусственника», помните: объем желудка в период новорожденности - 25-30 мл, к месяцу он составляет до 100 мл, к 3 месяцам
до 150 мл, к полугоду до 200, к году до 250-300. И заполнен он должен быть не более чем на 2/3 !

3. Часто и помалу.

В животике у мамы малыш получал питание непрерывно. И потому сразу после рождения перестроиться на порционное «вкушение пищи» он не может. Из-за этого груднички и кормятся по требованию, получая молочко через короткие промежутки времени и понемногу. Обычно молоко в желудке находится 15-20 минут и постепенно мелкими порциями поступает в кишечник. Именно по этой причине не оправдали себя режимные кормления. Кроме того, частое прикладывание к груди эффективно опустошает и стимулирует грудь, давая прилив еще больших объемов. Детей-«искусственников» кормить малыми объемами постоянно крайне сложно, поэтому тут было выбрано кормление по часам. Однако в последнее время и этот метод пересматривается в сторону более свободного режима вскармливания, с вариацией объема смеси. Примерно до полугода пищеварительные железы желудка еще недостаточно активно вырабатывают желудочный сок, поэтому кроме молока или смеси ребенок не должен получать никакой другой пищи. Кишечник младенца более длинный, чем наш, но вот двигательная активность его еще недостаточна - не хватает скоординированной работы мышц по продвижению пищи от желудка к прямой кишке. Поэтому у малышей часты запоры и вздутия живота, в народе именуемые «коликами». Примерно к 3-4 месяцам активность мышц нормализуется, и все становится на свои места. В первые месяцы помочь крохе активировать перистальтику можно, почаще выкладывая его на животик или массируя переднюю брюшную стенку.

Кстати, особенности стула ребенка также обусловлены работой кишечника и сокращением мышц, а также типом кормления - грудным или искусственным. В течение двух первых суток после рождения кишечник должен опорожниться от мекония. Если в этот период малыш получает молозиво, которое обладает послабляющим свойством и активирует работу печени, меконий выводится быстрее. А следовательно, уменьшается вероятность развития желтухи, и даже если она возникнет, степень выраженности будет не такой яркой. На момент рождения кишечник младенца стерилен, и в первые же часы начинается его микробное заселение. Поэтому крайне важно, с какой микрофлорой желудочек познакомится - с кожи мамы и ее груди (при совместном пребывании и кормлении грудью) или из воздуха роддома и с рук персонала в детском отделении. И это еще один аргумент в пользу прикладывания к груди непосредственно после рождения и в пользу раннего совместного пребывания. На соске матери находится масса микробов, но они не опасны для малыша - с молоком он получает факторы, способствующие заселению полезных бактерий (они формируют лактои бифидофлору) и уничтожению вредных.
В первые 6-10 недель стул малыша часто пугает родителей, так как все время меняет свой характер. Но если ребенок находится исключительно на грудном вскармливании, его стул «имеет право» на подобное непостоянство. Это так называемый физиологический дисбактериоз - состояние, когда настраивается работа микрофлоры. Под действием иммунной защиты молока полезные микробы усмиряют и теснят буйных соседей (УПФ условно-патогенную флору). В это же время мама (через молоко) передает этой флоре уже сформированный иммунитет. Поэтому обнаруженные в кале грудничка стафилококк, клебсиелла или кишечная палочка не требуют специального лечения. Вся терапия заключается в кормлении грудью. На момент рождения кишечник малыша стерилен, и в первые же часы начинается его микробное заселение.
Настораживает зелень в стуле? Она обусловлена продуктами расщепления билирубина, который у малыша в первые месяцы жизни обычно повышен (что иногда проявляется желтушкой). А вот пенистый и водянистый стул объясняется избытком переднего молока, которое образуется между кормлениями. Первые месяцы жизни малыш испытывает относительный недостаток фермента лактазы, который расщепляет молочный сахар переднего молока (лактозу). В результате при избытке переднего молока не вся лактоза расщепляется, попадает в толстую кишку, где ее сбраживают микробы. Отсюда образование углекислого газа и избыток воды - пена и вода в стуле. В этом случае помогут более частые и продолжительные кормления.
Белые комочки в стуле обычно говорят о перенасыщении молоком, когда небольшая его часть не успевает перевариться и попадает в толстый кишечник в виде створоженных комочков. Отдельно стоит сказать о частоте стула ребенка. Она может быть различной: от нескольких раз в день до одного раза в несколько суток, но большего объема. Это касается, прежде всего, грудничков - молоко настолько хорошо усваивается ребенком, что почти не остается отходов, а стул происходит тогда, когда в прямой кишке накопится достаточный объем содержимого, чтобы вызвать рефлекс дефекации. При нормальном самочувствии, мягком животике и отхождении газов стул стимулировать не нужно, даже если его не было несколько суток - ребенок справится сам. У «искусственников» при адекватном подборе смеси и правильном ее дозировании допустимо ждать стула не более 2-3 суток. Увы, смеси не так хорошо перевариваются и даютсклонность к запору.

5. Новые блюда.

Когда же можно начинать прикорм? С точки зрения физиологии пищеварения, большинство ферментов желудка, печени и поджелудочной железы дозревают к 6-8 месяцам, а стенка кишечника становится менее проницаемой для аллергенов и вредных веществ к 4-6 месяцам. Поэтому правильным для детей всех типов вскармливания является введение прикорма в полгода, если по особым показаниям врач не назначит его раньше (например, введение в рацион каши при плохом наборе веса).

Материал взят из журнала Young Family за ноябрь 2011 года.


ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА

ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ

ОМСК - 2010

Учебное пособие «Функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта у детей», предназначенное для студентов педиатрического факультета, издается по решению ЦМК Омской государственной медицинской академии и учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России.

Рецензенты: д.м.н., профессор Ю.Г. МУХИНА

Д.м.н. М.А. ЛИВЗАН

Потрохова Е.А., Соботюк Н.В. Функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта у детей: учебное пособие /Е.А. Потрохова, Н.В. Соботюк// Омск, 2009 – 105 с.

В пособии изложены современные представления о функциональных расстройствах желудочно-кишечного тракта у детей. Приведены классификации, освещены вопросы клиники, диагностики, представлены основные группы препаратов, используемых при лечении данной патологии.

1. ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….4

2. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ…………………5

3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ………………………………….. 11

3.1 История вопроса……………………………………………….…11

3.2 Эпидемиология…………………………………………………...12

3.3 Этиология и патогенез……………………………………….….13

3.4 Классификация……………………………………….………….19

3.5 Диагностика………………………………………………………21

3.6 Лечение……………………………………………………………28

3.6.1 Коррекция психоневрологических нарушений……………………………………………………28

3.6.2 Диетотерапия………………………………..…………32

3.6.3 Медикаментозная терапия…………………………...37

4. ЧАСТНАЯ ПАТОЛОГИЯ…………………………………………...…65

4.1. Младенческая регургитация………………………………..…65

4.2 Руминационный синдром……………………………………….66

4.3 Синдром циклической рвоты………………………………..…67

4.4 Младенческая колика…………………………………………...70

4.5 Функциональная диарея………………………………………..72

4.6 Младенческая затрудненная дефекация (дисхезия)…………75

4.7 Функциональный запор…………………………………………75

4.8 Аэрофагия…………………………………………………………78

4.9 Функциональная диспепсия……………………………………79

4.10 Синдром раздраженного кишечника………………………...83

4.11 Абдоминальная мигрень………………………………………87

4.12 Функциональная абдоминальная боль……………………...88

4.13 Функциональное недержание кала…………………………..91

5. ДИСПАНСЕРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕТЬМИ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА…………………………………………….…95

6. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ………………………………………………...97

7. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ……………………………….…………98

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….103

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в целом отмечается рост числа заболеваний желудочно-кишечного тракта: в 1999 году болезни органов пищеварения у детей составили 450 случаев на 10000 детского населения, а в 2003 году – 525, у подростков соответственно – 402 и 412. Болезни органов пищеварения относятся к наиболее распространенным заболеваниям детского возраста, занимая по частоте II место. При изучении структуры заболеваемости отмечается, что первое место занимают функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта.

Проблема функциональных заболеваний желудочно-кишечного тракта приобретает все большую актуальность, что обусловлено повсеместной распространенностью этой патологии и сопряженными с ней многочисленными проблемами. Каждый второй житель нашей планеты имеет такие нарушения, как функциональная диспепсия, дисфункция желчевыводящих путей, синдром раздраженного кишечника, которые существенно ухудшают качество жизни, ограничивают социальную и трудовую деятельность. Во всем мире на диагностику и лечение функциональных расстройств ЖКТ ежегодно тратятся сотни миллионов долларов. В то же время многие врачи по-прежнему относятся к этой патологии как к несущественной и не требующей лечения.

Диагностика функциональных нарушений часто вызывает значительные трудности у практических врачей, приводя к большому числу ненужных обследований, а главное, к нерациональной терапии. При этом часто приходится сталкиваться не столько с незнанием проблемы, сколько с ее непониманием. В терминологическом плане следует дифференцировать функциональные нарушения и нарушения функции, два созвучных, но несколько различных понятий, теснейшим образом связанных между собой. Нарушение функции того или иного органа может быть связано с любой причиной, в том числе и с органическим его повреждением. Функциональные нарушения, в этом свете, можно рассматривать как частный случай нарушения функции органа, не связанного с органическим его повреждением.

Углубление знаний врача по проблеме функциональной патологии желудочно-кишечного тракта в детском и подростковом возрасте, своевременное и качественное профилактическое и диспансерное наблюдение, лечение с использованием современных схем, смещение акцента оказания помощи гастроэнтерологическим больным на амбулаторно-поликлиническую службу является одним из условий профилактики органических заболеваний желудочно-кишечного тракта в последующие возрастные периоды.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ

Формирование органов пищеварения начинается с 3-4-й недели эмбрионального периода, когда из энтодермальной пластинки образуется первичная кишка. На переднем конце ее на 4-й неделе возникает ротовое отверстие, а несколько позднее на противоположном конце появляется анальное отверстие. Кишка быстро удлиняется, а с 5-й недели эмбрионального периода кишечная трубка разграничивается на два отдела, являющиеся основой для формирования тонкой и толстой кишок. В этот период начинает выделяться желудок - как расширение первичной кишки. Одновременно идет образование слизистой, мышечной и серозной оболочек желудочно-кишечного тракта, в которых формируются кровеносные и лимфатические сосуды, нервные сплетения, эндокринные клетки.

Зародыш до имплантации в стенку матки питается за счет запасов в цитоплазме яйцеклетки. Эмбрион питается секретами слизистой оболочки матки и материалом желточного мешка (гистотрофный тип питания). Со времени образования плаценты основное значение приобретает гемотрофное (трансплацентарное) питание, обеспечиваемое транспортом питательных веществ из крови матери к плоду через плаценту. Оно играет ведущую роль до рождения ребенка.

В первые недели беременности у плода закладывается эндокринный аппарат желудочно-кишечного тракта и начинается продукция регуляторных пептидов. В процессе внутриутробного развития нарастает число эндокринных клеток, повышается содержание в них регуляторных пептидов (гастрина, секретина, мотилина, гастрального ингибирующего пептида, вазоактивного интестинального пептида, энтероглюкагона, соматостатина, нейротензина и др.). Одновременно повышается реактивность органов-мишеней по отношению к регуляторным пептидам. Во внутриутробном периоде закладываются периферические и центральные механизмы нервной регуляции деятельности желудочно-кишечного тракта.

У плода желудочно-кишечный тракт начинает функционировать уже на 16-20-й неделе внутриутробной жизни. К этому времени выражен глотательный рефлекс, в слюнных железах обнаруживается амилаза, в желудочных - пепсиноген, в тонкой кишке - секретин. Нормальный плод заглатывает большое количество амниотической жидкости, отдельные компоненты которой гидролизуются в кишечнике и всасываются. Не подвергшаяся перевариванию часть содержимого желудка и кишечника идет на образование мекония. С 4-5 месяцев внутриутробного развития начинается деятельность органов пищеварения и совместно с гемотрофным происходит амниотрофное питание. Суточное количество поглощаемой плодом жидкости в последние месяцы беременности может достигать более 1 л. Плод поглощает амниотическую жидкость, содержащую питательные вещества (белки, аминокислоты, глюкозу, витамины, гормоны, соли и др.) и гидролизующие их ферменты. Некоторые ферменты поступают в амниотическую жидкость от плода со слюной и мочой, вторым источником их является плацента, третий источник - организм матери (ферменты через плаценту и, минуя ее, могут поступать в амниотическую жидкость из крови беременной женщины).

Часть питательных веществ всасывается из желудочно-кишечного тракта без предварительного гидролиза (глюкоза, аминокислоты, некоторые димеры, олигомеры и даже полимеры), так как кишечная трубка плода имеет высокую проницаемость, энтероциты плода способны к пиноцитозу. Это важно учитывать при организации питания беременной женщины с целью профилактики аллергических заболеваний. Некоторая часть питательных веществ амниотической жидкости переваривается ее же ферментами, то есть в амниотическом питании плода большую роль играет аутолитический тип пищеварения. Амниотрофное питание типа собственного полостного пищеварения может осуществляться со 2-й половины беременности, когда клетками желудка и поджелудочной железы плода секретируются пепсиноген и липаза, хотя их уровень низкий. Амниотрофное питание и соответствующее ему пищеварение имеют значение не только для поставки питательных веществ в кровь плода, но и как подготовка органов пищеварения к лактотрофному питанию.

У новорожденных и детей первых месяцев жизни полость рта относительно мала, язык большой, хорошо развиты мышцы рта и щек, в толще щек имеются жировые тельца (комочки Биша), отличающиеся значительной упругостью в связи с преобладанием в них твердых (насыщенных) жирных кислот. Эти особенности обеспечивают полноценное сосание груди. Слизистая оболочка полости рта нежная, суховатая, богата кровеносными сосудами (легко ранима). Слюнные железы развиты слабо, продуцируют мало слюны (в большей степени функционируют подчелюстная, подъязычная железы у детей грудного возраста, у детей после года и взрослых - околоушная). Активно функционировать слюнные железы начинают к 3-4-му месяцу жизни, но даже в возрасте 1 года объем слюны (150 мл) составляет 1/10 от количества ее у взрослого человека. Ферментативная активность слюны в раннем возрасте составляет 1/3-1/2 от ее активности у взрослых, однако уровня взрослых она достигает в течение 1 -2 лет. Хотя ферментативная активность слюны в раннем возрасте низкая, ее действие на молоко способствует его створаживанию в желудке с образованием мелких хлопьев, что облегчает гидролиз казеина. Гиперсаливация в 3-4-месячном возрасте обусловлена прорезыванием зубов, слюна может вытекать изо рта из-за неумения детей глотать ее. Реакция слюны у детей первого года жизни нейтральная или слабокислая - это может способствовать развитию молочницы слизистой оболочки полости рта при неправильном уходе за ней. В раннем возрасте в слюне низкое содержание лизоцима, секреторного иммуноглобулина А, что обусловливает ее низкую бактерицидность и необходимость соблюдения правильного ухода за полостью рта.

Пищевод у детей раннего возраста имеет воронкообразную форму. Длина его у новорожденных составляет 10 см, с возрастом она увеличивается, при этом диаметр пищевода становится больше. Относительно короткий пищевод способствует тому, что часть желудка находится в грудной полости, а часть - в брюшной. В пищеводе имеется 3 физиологических сужения: в области соприкосновения пищевода с задней стенкой левого желудочка (во время эзофагоскопии при прохождении эндоскопа через этот отдел могут наблюдаться различные нарушения ритма сердца); при прохождении через диафрагму; на уровне бифуркации трахеи. Переход пищевода в желудок во все периоды детского возраста расположен на уровне X и XI грудного позвонка.

Желудок у детей грудного возраста расположен горизонтально, дно его и кардиальный отдел развиты слабо, отсутствует плотное охватывание пищевода ножками диафрагмы, все эти особенности в сочетании с повышенным интрагастральным давлением объясняет склонность детей первого года жизни к срыгиванию и рвоте. По мере того как ребенок начинает ходить, ось желудка становится более вертикальной, и к 7-11 годам он расположен так же, как у взрослого. Емкость желудка у новорожденного составляет 30- 35 мл, к году увеличивается до 250-300 мл, к 8 годам достигает 1000 мл. Секреторный аппарат желудка у детей 1-го года жизни развит недостаточно, в слизистой оболочке желудка у них в 2,5 раза меньше желез на 1 килограмм массы тела по сравнению со взрослыми. Хотя состав желудочного сока у детей такой же, как у взрослых (соляная кислота, молочная кислота, пепсин, сычужный фермент, липаза), но кислотность и ферментативная активность более низкие, что определяет низкую барьерную функцию желудка и рН желудочного сока (рН желудочного сока в первые 6-12 часов - 1,0-2,0 за счет молочной кислоты, затем очень быстро в течение нескольких дней повышается до 6,0; к концу первой недели – рН 4,0-6,0; к концу 1 года – рН 3,0-4,0; у взрослых рН - 1,5-2,2). Высокий рН желудка, с одной стороны, сохраняет целостность поступаемых с грудным молоком противоинфекционных факторов, в том числе иммуноглобулинов, с другой стороны, приводит к недостаточному расщеплению белков в желудке пепсином (необходимый рН для активности пепсина – 1-1,5), поэтому белки расщепляются в основном катепсинами и гастриксином, вырабатываемыми слизистой оболочкой желудка, оптимум действия их - при рН 4-5. Липаза желудка (вырабатываемая пилорическим отделом желудка, оптимум активности при рН – 4,0-8,0) расщепляет в кислой среде вместе с липазой женского молока до половины жиров женского молока. Эти особенности необходимо учитывать при назначении различных видов питания ребенку. С возрастом секреторная деятельность желудка увеличивается. Моторика желудка у детей первых месяцев жизни замедлена, перистальтика вялая. Сроки эвакуации пищи из желудка зависят от характера вскармливания. Женское молоко задерживается в желудке 2-3 ч, коровье - 3-4 ч, что свидетельствует о трудностях переваривания последнего.

Кишечник у детей относительно длиннее, чем у взрослых. У новорожденных нет сальниковых отростков, ленты ободочной кишки едва заметны, гаустры отсутствуют до 6 месяцев. Слепая кишка подвижна из-за длинной брыжейки, аппендикс, поэтому, может располагаться в правой подвздошной области, смещаться в малый таз и в левую половину живота, что создает трудности в диагностике аппендицита у детей раннего возраста.Аппендикс короче (4-5 см у новорожденных, у взрослых 9-12 см), имеет большой диаметр входного отверстия, легко дренируется, поэтому у детей раннего возраста аппендицит развивается редко. Брыжейка тонкого кишечника более длинная и легко растяжимая, что может приводить к перекрутам, инвагинации и другим патологическим процессам. Возникновению инвагинации у детей раннего возраста способствует и слабость илеоцекальной заслонки. Особенностью кишечника у детей является лучшее развитие циркулярной мускулатуры, чем продольной, что предрасполагает к спазмам кишечника и кишечной колике. Слабое развитие малого и большого сальников ведет к тому, что инфекционный процесс в брюшной полости (аппендицит и др.) часто осложняется развитием разлитого перитонита. Восходящая часть ободочной кишки у новорожденных короткая, нисходящая часть слабо подвижна. Сигмовидная кишка относительно длинная, это предрасполагает к запорам у детей, особенно если у матери молоко содержит повышенное количество жира. Прямая кишка у детей первых месяцев жизни также относительно длинная, со слабой фиксацией слизистого и подслизистого слоя, в связи с чем при тенезмах и упорных запорах возможно выпадение слизистой оболочки через анальное отверстие. Ампула прямой кишки слабо дифференцирована, жировая клетчатка не развита, вследствие чего ампула плохо фиксирована. Анус у детей расположен боле дорсально, чем у взрослых на расстоянии 20 мм от копчика.

В кишечнике интенсивно происходят процессы пищеварения, представленные 3 типами: внеклеточным (полостным), мембранным (пристеночным) и внутриклеточным. Внеклеточное (полостное) пищеварение осуществляется в полости кишечника, куда выделяются ферменты из крупных и мелких пищевых желёз; мембранное (пристеночное) пищеварение осуществляется в пространстве собственно ферментами энтероцитов, а также ферментами панкреатического происхождения, абсорбированными различными слоями гликокаликса; внутриклеточное пищеварение осуществляется в специальных вакуолях цитоплазмы эпителия с помощью пиноцитоза. У детей первого года жизни имеет место низкая активность полостного и высокая активность мембранного и внутриклеточного процессов пищеварения.

Секреторный аппарат кишечника к моменту рождения ребенка в целом сформирован, в кишечном соке находятся те же ферменты, что и у взрослых (энтерокиназа, щелочная фосфатаза, липаза, эрипсин, амилаза, мальтаза, лактаза, нуклеаза и др.), но активность их низкая. Под влиянием кишечных ферментов, главным образом поджелудочной железы, происходит расщепление белков, жиров и углеводов. Однако рН сока двенадцатиперстной кишки у детей раннего возраста слабокислый или нейтральный, поэтому расщепление белка трипсином ограничено (для трипсина оптимальный рН - щелочной). Особенно напряженно идет процесс переваривания жиров из-за низкой активности липолитических ферментов. У детей, находящихся на грудном вскармливании, эмульгированные желчью липиды на 50% расщепляются под влиянием липазы материнского молока. Переваривание углеводов происходит в тонком кишечнике под влиянием амилазы поджелудочной железы и дисахаридаз кишечного сока. Процессы гниения в кишечнике у здоровых детей грудного возраста не происходят. Особенности строения кишечной стенки и большая ее площадь определяют у детей раннего возраста более высокую, чем у взрослых, всасывательную способность и вместе с тем недостаточную барьерную функцию из-за высокой проницаемости слизистой оболочки для токсинов и микробов.

Двигательная функция желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста также имеет ряд особенностей. Перистальтическая волна пищевода и механическое раздражение нижнего его отдела пищевым комком вызывают рефлекторное раскрытие входа в желудок. Моторика желудка складывается из перистальтики (ритмические волны сокращения от кардиального отдела до привратника), перистолы (сопротивление, оказываемое стенками желудка растягивающему действию пищи) и колебаний тонуса стенки желудка, которое появляется через 2-3 ч после приема пищи. Моторика тонкого кишечника включает маятникообразное движение (ритмические колебания, которые осуществляют перемешивание кишечного содержимого с кишечным секретом и создают благоприятные условия для всасывания), колебание тонуса кишечной стенки и перистальтику (червеобразные движения по ходу кишечника, содействующие продвижению пищи). В толстом кишечнике отмечаются также маятникообразные и перистальтические движения, а в проксимальных отделах - антиперистальтика, способствующая формированию каловых масс. Время прохождения пищевой кашицы по кишечнику у детей короче, чем у взрослых: у новорожденных - от 4 до 18 ч, у более старших - около суток. Следует отметить, что при искусственном вскармливании этот срок удлиняется. Акт дефекации у грудных детей происходит рефлекторно без участия волевого момента, и лишь к концу первого года жизни дефекация становится произвольной.

Для новорожденного в первые 7 дней после рождения характерна физиологическая диспепсия (физиологический катар кишечника). Первый акт дефекации характеризуется выделением первородного кала, или мекония, в виде густой массы темно-оливкового цвета без запаха. В дальнейшем по мере заселения кишечника разнообразной микрофлорой происходит учащение стула до 5 раз, испражнения становятся жидковатыми, пенистыми с обильным смачиванием пеленок (переходный стул). К 7-му дню устанавливается нормальный микробный пейзаж и появляется молочный стул – горчицеобразный, тестоватой консистенции с кисловатым запахом от 1 до 4-5 раз в сутки. В более старшем возрасте стул становится оформленным, 1 раз в сутки.

Кишечник ребенка в первые часы жизни свободен от бактерий. В дальнейшем желудочно-кишечный тракт заселяется микрофлорой, при этом выделяют 3 этапа: 1 - (асептический)- длится 10-20 часов с момента рождения; 2 - (заселение) - 2-4 дня; 3 - (стабилизация) - 1-1,5 месяца. В полости рта у грудного ребенка можно обнаружить стафилококки, стрептококки, пневмококки, кишечную палочку и некоторые другие бактерии. В кале появляются кишечные палочки, бифидобактерии, молочнокислые палочки и др. При искусственном и смешанном вскармливании фаза бактериального инфицирования происходит быстрее.

Функции микрофлоры

· Защитная - барьер против микробной контаминации, снижение проницаемости слизистой оболочки кишки для макромалекул

· Иммунная - стимуляция созревания лимфоидного аппарата кишечника, созревания фагоцитов.

· Метаболическая

· Синтез витаминов группы В, К

· Обмен железа, желчных кислот, участие в липидном и углеводном обменах

· Пищеварительное расщепление углеводов, синтез ферментов, пристеночное пищеварение, регуляция всасываемости, стимуляция моторики желудочно-кишечного тракта.

Бактерии кишечника способствуют процессам ферментативного переваривания пищи. При естественном вскармливании преобладают бифидобактерии, молочнокислые палочки, в меньшем количестве - кишечная палочка. При искусственном и смешанном вскармливании в связи с преобладанием процессов гниения в кале много кишечной палочки, бродильная флора (бифидофлора, молочнокислые палочки) имеется в меньшем количестве.

Печень у детей относительно большая, у новорожденных она составляет около 4% массы тела (у взрослых - 2% массы тела). У детей раннего возраста желчеобразование менее интенсивное, чем у детей более старшего возраста. Желчь детей бедна желчными кислотами, холестерином, лецитином, солями и щелочью, но богата водой, муцином, пигментами и мочевиной, а также больше содержит таурохолевой, чем гликохолевой кислоты. Важно отметить, что таурохолевая кислота является антисептиком. Желчь нейтрализует кислую пищевую кашицу, что делает возможной деятельность поджелудочного и кишечного секретов. Кроме того, желчь активирует панкреатическую липазу, эмульгирует жиры, растворяет жирные кислоты, превращая их в мыла, усиливает перистальтику толстого отдела кишечника.

Таким образом, система органов пищеварения у детей отличается рядом анатомо-физиологических особенностей, которые отражаются на функциональной способности этих органов. У ребенка на первом году жизни потребность в пище относительно большая, чем у детей старшего возраста. Хотя у ребенка имеются все необходимые пищеварительные ферменты, функциональная способность органов пищеварения ограничена и может быть достаточной только при условии, если ребенок получает физиологическую пищу, а именно женское молоко. Даже небольшие отклонения в количестве и качестве пищи могут вызвать у грудного ребенка расстройства пищеварения (особенно часты они на 1-м году жизни) и в конечном итоге привести к отставанию физического развития.

Пищеварительная система начинает формироваться очень рано - уже с 7- 8-го дня внутриутробного развития плода, поэтому к моменту рождения она является уже достаточно зрелой системой. Но, даже несмотря на это, приспособлена пищевари­тельная система только к усвоению грудно­го материнского молока или специальных питательных смесей, а ни в коем случае не еды, употребляемой взрослым человеком. По своим составным частям пищевари­тельная система ребенка не отличается от таковой у взрослого человека. Она вклю­чает в себя непосредственно желудочно-кишечный тракт и входящие в него ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, кишечник и пищеварительные железы , которые образуют и выделяют активные вещест­ва, которые переваривают попадающие в организм пита­тельные компоненты.

Стенка органов желудочно-кишечного тракта образо­вана тремя составными частями: внутренняя - слизистая оболочка , средняя - мышечный слой и наружная - се­розная оболочка. Несмотря на кажущуюся общность строения, пище­варительная система ребенка очень сильно отличается от пищеварительной системы взрослого человека.

Питается ребенок после рождения только материн­ским молоком или смесью в процессе акта сосания бла­годаря особенностям строения ротовой полости. По­лость рта у ребенка по сравнению с таковой у взрослого очень маленькая, и большую ее часть занимает язык. Язык относительно больших размеров, короткий, широ­кий и толстый.

Мышцы щек и губ развиты очень хорошо, к тому же наличие в щеках плотных жировых комочков (жировых комочков биша) придает им вид пухлых или даже тол­стых. На деснах, так же как и на щеках, располагаются плотные участки^ напоминающие вид валиков. Именно благодаря такому строению ротовой полости грудного ребенка процесс сосания становится возможным.

Внутренняя поверхность ротовой полости покрыта слизистой оболочкой, которая тоже имеет свои особен­ности: она очень нежная, легкоранимая и богато снаб­жена кровеносными сосудами. До 3-4-месячного возра­ста слюнные железы ребенка еще недостаточно развиты, что обусловливает некоторую сухость слизистой, однако после этого возраста выделение слюны значительно уве­личивается, да так, что ребенок ее просто не успевает проглатывать, и она вытекает наружу.

Особенности строения пищевода у детей заклю­чаются в следующем: он короткий, узкий и высоко рас­положен.


Пищевод у новорожденного начинается на уровне III-IV шейных позвонков, к возрасту 2 лет достигает IV-V шейных позвонков, а к 12 годам находится на уров­не VI-VII позвонков, т. е. имеет такое же расположе­ние, как у взрослых людей. Длина и ширина пищевода с возрастом тоже увеличиваются, и если у грудного ре­бенка она составляет 10-12 см, а ширина - 5 см, то уже к 5 годам пищевод удлиняется до 16 см и расширяется до 1,5 см. Пищевод очень хорошо кровоснабжается, однако его мышечный слой развит плохо. Желудок ребенка также имеет свои особенности. Прежде всего с возрастом изменяется само распо­ложение желудка. Если у новорожденных детей он на­ходится горизонтально, то к возрасту 1-1,5 лет, когда ребенок начинает ходить, он располагается более вер­тикально. Конечно, с возрастом увеличивается и объем желудка: от 30-35 мл при рождении до 1000 мл к 8 го­дам. Мамы прекрасно знают, что грудные дети очень часто заглатывают воздух и срыгивают, однако мало кто знает, что эти процессы также обусловлены особен­ностями строения желудка, а точнее местом перехода пищевода в желудок: вход в желудок закрывает мышеч­ный валик, избыточное развитие которого не позволяет пище быстро поступать в желудок и делает возможным срыгивание.

Внутренний слизистый слой желудка хорошо крово­снабжается, так как содержит огромное количество крове­носных сосудов. Развитие мышечного слоя заторможено, он долгое время остается недоразвитым. Железы желудка недоразвиты, и их количество значительно уступает коли­честву желез у взрослого человека, что приводит к низ­кому содержанию желудочного пищеварительного сока у детей первого месяца жизни и снижению его кислот­ности. Однако, несмотря на небольшую пищеварительную активность, в желудочном соке содержится достаточное количество вещества, которое хорошо расщепляет компо­ненты грудного женского молока. Однако уже к 2-летне­му возрасту желудок ребенка становится по своим струк­турным и физиологическим особенностям практически таким же, как у взрослого человека.

Интенсивнее всего железа начинает расти в подрос­тковом возрасте.

Поджелудонная железа практически не разделена на дольки, однако к 10-12 годам границы становятся хорошо видны.

Печень, как и многие другие органы новорожденных детей, функционально незрелая, даже несмотря на то, что она имеет относительно большие размеры и выходит из-под края правой реберной дуги на 1-2 см. Так, на­пример, у новорожденных детей печень составляет 4% от массы тела, в то время как у взрослых - только 2%. I Так же как и поджелудочная железа, печень приобре­тает дольчатое строение только к 1-2 годам. К 7-летнему возрасту нижний край печени уже находится на уровне реберной дуги, а к 8-летнему ее строение соответствует таковому, как у взрослого человека. Основная роль печени для организма - это образо­вание . Также в печени происходит обезвреживание большинства веществ, всасываемых в кишечнике, накап­ливаются питательные вещества ( гликоген ) и образуется желчь , которая в свою очередь участвует в переваривании пищи. По мере взросления ребенка и введения в его ра­цион разнообразной пищи количество выделяемой желчи постепенно увеличивается. Еще одним компонентом пищеварительной системы является кишечник. Кишечник состоит из тонкой и тол­стой кишки.

Основными функциями тонкой кишки является пе­реваривание белков, углеводов и , а также всасы­вание полученных из них необходимых для организма веществ, однако у детей она достаточно долго остается незрелой, а следовательно, плохо работает. К тому же тонкий кишечник у детей занимает непостоянное

положение, которое определяется степенью его наполнения и относительно большей длиной, чем у взрослого человека.

Толстый кишечник к рождению также остается не­зрелым, В течение первых 12-24 ч после рождения ки­шечник ребенка остается стерильным, однако уже через 4-5 дней через рот , верхние дыхательные пути и прямую кишку в кишечник попадают различные бактерии , такие как бифидум-бактерии, лактобактерии и небольшое ко­личество кишечной палочки. Заселение кишечника бакте­риями приводит к улучшению переваривания пищи и об­разованию .

Общими особенностями кишечника у детей грудного и раннего возраста являются его повышенная проницае­мость, недоразвитие мышечного слоя и иннервации, бо­гатое кровоснабжение и повышенная ранимость. В связи с тем что мышечные клетки в детском организме плохо тренированы, пища по желудочно-кишечному тракту про­двигается медленно.

Частота актов дефекации у новорожденного ребен­ка равняется частоте кормлений и составляет 6-7 раз в сутки, у грудного - 4-5, у ребенка второго полугодия жизни - 2-3 раза в сутки. К двухлетнему возрасту часто­та испражнений становится такой же, как и взрослого человека: 1-2 раза в сутки.

В эмбриональном периоде основным видом питания является гистотроф-ное (после имплантации бластоцита зародыш питается секретом слизистой оболочки матки, а затем материалом желточного мешка), а после образова­ния плаценты (со II -III месяца внутриутробного развития) - гемотрофное (за счет трансплацентарного транспорта питательных веществ от матери пло­ду). Основой на этой стадии является внутриклеточное пищеварение. На фоне гемотрофного питания, начиная с 16 -20-й недели, проявляется деятельность собственно органов пищеварения, что выражается в амниотрофном питании. Плод начинает энтерально получать питательные вещества: белок, глюкозу, воду, минеральные соли и др. Появление протеолитической и аминопептидаз-ной активности тонкой кишки отмечается с 8-й недели, причем преимуще­ственно в дистальной половине. Дисахаридазная активность формируется не­сколько позже протеазной. С V-VI месяца беременности увеличивается активность мальтазы, которая становится максимальной на VIII месяце. Не­сколько позже нарастает сахаразная активность и с VIII - IX лунного месяца - лактазная, причем к рождению ребенка активность лактазы достигает макси­мума.

Темп развития органов пищеварения к рождению быстро нарастает, од­нако даже у новорожденного остается относительная функциональная незрелость слюнных желез, желудка, поджелудоч­ной железы, печени и других органов, сек­реты которых обеспечивают дистантное пи­щеварение. Поэтому лактотрофное питание является важнейшим этапом адаптации но­ворожденного к внеутробному существова­нию в первые дни, недели и месяцы жизни Молочное питание является итогом эволю­ции жизни, позволяющим разрешить, каза­лось бы, неразрешимые противоречия между огромными потребностями быстрорастущего организма и относительно низкой степенью функционально­го развития аппарата дистантного пищеварения.

Хотя к рождению ребенка слюнные железы морфологически сформиро­ваны, однако секреторная функция их в течение первых 2 - 3 мес постнатального развития низкая. Скорость слюноотделения натощак составляет всего 0,01-0,1 мл/мин, при сосании она возрастает до 0,4 мл/мин, а-Амилаза слюны у новорожденных низкая, но в последующие месяцы быстро нарастает и максимальной активности достигает к 2 -7 годам. Если в первые месяцы жизни слюна способствует лучшей герметизации ротовой полости при соса­нии, а также образованию мелких рыхлых сгустков казеина молока, то у де­тей, находящихся на искусственном вскармливании, и после введения прикор­ма, содержащего большое количество углеводов, слюна приобретает важное значение в переваривании углеводов и формировании пищевого комка. К 4 -5 мес наблюдается обильное слюнотечение, что обусловлено недоста­точной зрелостью центральных механизмов регуляции слюноотделения и заглатывания.

После начала энтерального питания емкость желудка быстро увеличи­вается и после рождения появляется его рефлекторное расслабление. Нейрогу-моральная регуляция желудочной секреции начинает проявляться к концу пер­вого месяца жизни. У новорожденных желудочная секреция после введения гистамина низкая (составляет 0,1-0,3 мл/мин, а интрагастральный рН не па­дает ниже 4). Лишь к концу первого года жизни секреция возрастает до 1 мл/мин, а интрагастральный рН снижается до 1,5 - 2,0, что обеспечивает оптимальное действие пепсина. Предполагают, что источником водородных ионов у двухмесячных детей является молочная кислота. Лишь с этого време­ни появляется соляная кислота. Среди протеолитических ферментов преобла­дает действие ренина (химозин) и гастриксина. В то же время у детей первого года жизни относительно высокая активность желудочной липазы, особен­ностью действия которой является способность гидролиза жиров в отсутствие желчных кислот при оптимуме действия в нейтральной или близкой к ней сре­де. Допускают, что 1 /з жиров женского молока гидролизуется в желудке. К рождению эндокринная функция поджелудочной железы относительно незрелая, но вполне обеспечивает гидролиз легкоусвояемых пищевых веществ, содержащихся в молоке. Панкреатическая секреция довольно быстро нара­стает, особенно на первом году жизни, после введения прикорма, причем при искусственном вскармливании функциональное созревание поджелудочной же­лезы опережает таковое при естественном. Количество панкреатического сока к концу первого года возрастает в 10 раз, а в последующие годы - еще в 10 раз, достигая цифр, свойственных взрослому человеку. Аналогично сокоотде-лению происходит нарастание ферментообразования. Среди различных фер­ментов поджелудочной железы при рождении особенно низка амилолитиче-ская активность, что отражает эволюционно сложившийся механизм молоч­ного питания (в женском молоке содержится дисахарид лактоза). Активность панкреатической а-амилазы только в течение первого года жизни увеличи­вается в 25 - 50 раз, а с переходом на обычное питание, при котором 60 % по­требности в калориях начинает покрываться за счет углеводов (преимуще­ственно за счет полисахаридов), амилолитическая активность к 4-5 годам достигает цифр, свойственных взрослому человеку. Более быстро происходит увеличение активности трипсина, химотрипсина, липазы, фосфолипазы. Дина­мика активности других ферментов менее изучена.

Хотя к рождению печень относительно велика, она в функциональном от­ношении незрела. Выделение желчных кислот, которые играют важную роль в процессе пищеварения, невелико, что, вероятно, нередко служит причиной стеатореи (в копрограмме выявляется большое количество жирных кислот, мыла, нейтрального жира) вследствие недостаточной активации поджелудоч­ной липазы. С возрастом нарастает образование желчных кислот с увеличе­нием отношения глицина к таурину (за счет снижения последнего) (табл. 45). В то же время печень ребенка первых месяцев жизни (особенно до 3 мес) обладает большей «гликогенной емкостью», чем у взрослых.

Таблица 45. Содержание желчных кислот в дуоденальном содержимом у детей.

Соотношение глицин/таурин

Соотношение кислот холевая/

хонодезоксихолевая/

дезоксихолевая

колебаний

Пределы колебаний

Печеночная желчь

Пузырная желчь

Примечание. 1 мг-экв=0,4 г свободной желчной кислоты.

Кишечник у новорожденных как бы компенсирует недостаточность тех органов, которые обеспечивают дистантное пищеварение. Особое значение приобретает мембранное пищеварение, осуществляемое как собственно фер­ментами энтероцитов, так и ферментами панкреатического происхождения (а возможно, слюнного и желудочного), абсорбированными различными слоями гликокаликса. Хотя к рождению ребенка все ферменты мембранного пищева­рения обладают высокой активностью, топография ферментативной активно­сти на протяжении тонкого кишечника у новорожденных имеет дистальный сдвиг, что уменьшает резервные возможности мембранного пищеварения. В то же время внутриклеточное пищеварение, осуществляемое пиноцитозом. у детей первого года жизни выражено значительно лучше, чем в более стар­шем возрасте. Таким образом, у ребенка периода новорожденности эволю­ционно сформировался особый механизм полостного пищеварения, адаптиро­ванный к лактотрофному питанию. Секрето- и ферментообразование ос­новных желез верхних отделов желудочно-кишечного тракта, обеспечивающих полостное пищеварение, созревает в постнатальном периоде развития. (табл.46)

Таблица 46. Некоторые показатели активности ферментов и секреции у детей.

Желудочный сок 1

Количество мл/ч

Дебит НСL (ммоль/ч кг)

Дебит пепсина (мг/ч кг)

Дуоденальное содержимое

Количество, мл/ч

α-Амилаза, ед.

Трипсин, мг

Липаза, ИЕ

1 цифры приведены после стимуляции гистамином

2 цифры приведены после стимуляции секретином и панкреозимином

На протяжении первого года жизни происходит особенно быстрое разви­тие дистантного пищеварения, значение которого с каждым годом возрастает. У детей первых дней и недель жизни наряду с общими свойственными челове­ку механизмами собственного пищеварения большое значение, в некоторой степени компенсирующее недостаточность полостного пищеварения, приобрел аутолитический компонент, при котором частично гидролиз полимеров осу­ществляется за счет ферментов, содержащихся в женском молоке. Поэтому при вскармливании ребенка первых дней и недель жизни процесс пищеварения по существу является смешанным, т. е. собственно аутолитическим. Посколь­ку в полости рта молоко находится очень короткое время, оно не подвергает­ся сколько-нибудь существенным изменениям. Молоко также относительно быстро эвакуируется из желудка. Поэтому гидролиз молочного сахара в ос­новном происходит в области щеточной каймы кишечного эпителия. Там же происходит всасывание образующихся моносахаридов (галактозы и глюкозы).

Дисахариды (сахароза, мальтоза, изомальтоза) подвергаются, как и лак­тоза, гидролизу в тонком кишечнике соответствующими дисахаридазами. На процесс усвоения ди- и моносахаридов в тонком кишечнике большое влияние оказывает осмолярность пищевого химуса. Преимущественное содержание в молоке дисахаридов является по существу эволюционно развитым приспо­соблением, обеспечивающим поддержание оптимальной осмолярности химуса у детей первого года жизни.

После введения прикорма, содержащего большое количество крахмала, возрастают роль и значение амилазной активности слюнных желез и подже­лудочной железы.

Особенностью переваривания и усвоения белков у новорожденных и де­тей первых дней и недель жизни является большая доля внутриклеточного звена пищеварения, что подтверждается более легким переходом пищевого белка в неизмененном состоянии в кровь. Особенно легко переходят лактоглобулины. Казеиноген же подвергается в начале створаживанию в желудке под влиянием ренина (химозина, сычужного фермента).

Под влиянием ферментов желудочного и панкреатического сока белки расщепляются до полипептидов, которые собственно кишечными протеазами энтероцитов подвергаются дальнейшему гидролизу до составляющих их ами­нокислот. Образовавшиеся аминокислоты активируются и всасываются, при­чем имеются некоторые различия во всасывании отдельных аминокислот в за­висимости от их рН (кислые, нейтральные, щелочные). Образовавшиеся полипептиды абсорбируются путем пиноцитоза, причем его роль в процессе утилизации белка, особенно у детей первых месяцев, значительна.

После введения прикорма значение полостного гидролиза белка значи­тельно возрастает. У детей старше одного года переваривание белка не отли­чается от такового у взрослого.

У детей первых месяцев жизни переваривание жира зависит от вида вскармливания. Желудочная липаза способна расщеплять жиры, образо­ванные жирными кислотами с короткой углеродной цепью (С 12), которых много в женском молоке. Жиры с более длинной углеродной цепью расщеп­ляются под влиянием панкреатической липазы в присутствии желчных кислот. Относительная незрелость внешнесекреторной функции печени оказывает су­щественное влияние на коэффициент абсорбции жира. Абсорбция жира в тон­ком кишечнике осуществляется преимущественно в проксимальных и средних отделах. При этом происходит усвоение как жирных кислот и глицерола, так и ди- и моноглицеридов. Жирные кислоты с длинной углеродной цепью в слизистой оболочке тонкого кишечника вновь эстерифицируются и посту­пают в лимфу в виде хиломикронов. Жирные кислоты с короткой цепью угле­родных атомов не ресинтезируются и поступают в большей степени в кровь, чем в лимфу.

В тонком кишечнике происходит также абсорбция витаминов. Витамин А в основном всасывается в верхней и средней трети тонкой кишки. Витамин D также абсорбируется в тощей кишке. В проксимальных отделах усваиваются витамины С, группы В (В 1 ,В 2 , биотин, пиридоксин, пантотеновая кислота).

Итак, проксимальные отделы тонкого кишечника являются основными местами усвоения составных частей пищи. Подвздошная кишка служит ре­зервной зоной для резорбции. Только витамин В 12 и желчные кислоты утили­зируются в подвздошной кишке. В то же время следует подчеркнуть, что пре­обладание проксимальных отделов в абсорбции питательных веществ становится окончательным уже в постнатальном периоде развития. В первые же дни, недели и месяцы жизни ребенка все отделы тонкого кишечника обла­дают высокой гидролитической и абсорбционной активностью. Это, вероят­но, эволюционно сложившийся тип формирования пищеварения у человека.

Существуют некие особенности пищеварения у детей раннего возраста, поэтому малыши часто страдают от икоты, срыгиваний, болей, коли. Родителям просто необходимо знать об этом, чтобы реакция на происходящее была адекватной. Именно особенности пищеварения у детей становятся причиной бессонных ночей, частого плача.

Давайте заглянем вглубь: в период внутриутробного развития все необходимые вещества малышу доставлялись благодаря плаценте и пуповине, причем в уже расщепленном виде. Появившись на свет, детский организм получает все необходимое с питанием, будь то грудное молоко или молочная смесь. Проблемы возникают на фоне быстрого роста и ускоренных обменных процессов.

Слюнные железы

Чтобы понять проблему, необходимо знать, что из себя представляет процесс пищеварения. Как известно, свое начало он берет еще в ротовой полости, где основная роль выделена слюнным железам. Особенности пищеварения у детей в период новорожденности предполагают небольшое количество выделяемой слюны, потому как в этом необходимости благодаря тому, что для усвоения молока, это роли не играет. Чрезмерная сухость оболочки ротовой полости – причина слабого слюноотделения, поэтому и возникает склонность к повреждениям. Кстати, к четырехмесячному возрасту выделение слюны увеличивается, однако малыш еще не умеет ее глотать, поэтому на данном этапе развития отмечается .

Желудок у детей

Особенности пищеварения у детей заключаются и в горизонтальном расположении желудка, которое сохраняется примерно до года. Именно это становится причиной срыгиваний в первые месяцы жизни малыша. Этому же способствует слабо развитые мышцы желудка, а также широкий вход. Срыгивания появляются и по причине заглатывания воздуха во время кормления, неправильно организованное кормление, неправильно подобранная соска.

Что касается объема желудка, то можно сказать, что по отношению к массе тела малыша он составляет до 60мл в возрасте до трех месяцев, далее – 100мл, а в годовалом возрасте – в два с половиной раза больше.

Вы никогда не задавались вопросом, почему новорожденные не едят то же самое, что и мы? Все дело в , а также низкой активности ферментов желудочного сока. Переваривание пищи в детском желудке длится не более трех часов (при условии грудного вскармливания), поэтому малыши часто кушают.

Кишечник в пищеварении

После желудка следует двенадцатиперстная кишка. В ход идет кишечное пищеварение, где уже принимают активное участие и желчевыделительная система, и поджелудочная железа. Всасывание полезных веществ происходит в кишечнике. Скорость продвижения содержимого по кишечнику напрямую зависит от характера вскармливания.

Если ребенка кормить коровьим молоком, каловые массы имеют плотную консистенцию, светлый цвет, специфический запах. В грудном возрасте может происходить от 2 до 5 раз, а к году – 1-2. Это связано с абсолютной стерильность кишечной флоры. Заселение полезных микроорганизмов происходит в течение первых суток жизни.

Поделиться: