Анализ эффективности работы с одаренными детьми. «Результативность работы с одарёнными детьми» Принципы работы с одарёнными детьми

Доклад на заседании ШМО учителей ИЯ

«Результативность работы с одарёнными детьми».

Учитель: Классен Л.И.

В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. Не вызывает сомнений то, что одаренные дети требуют специальных условий обучения, а также и то, что их высокие познавательные возможности и потребности часто не реализуются в традиционной школе. Это необходимо учитывать каждому учителю и планировать свою работу с одаренными детьми так, чтобы обучение и воспитание одаренного ребенка стали способами развития гармоничной личности, а не “накачкой” его готовой информацией и знаниями.

Правильный акцент при работе с такими детьми может быть сделан только в том случае, если учителем разработана специальная программа, индивидуальная траектория развития такого ребенка, ведь многие одаренные дети, обладая нестандартным мышлением, не принимают консервативных методов и подходов к любому делу. Им необходимы индивидуальные занятия, специальные курсы и программы. Важными инструментами становятся программы тьюторского сопровождения образовательной деятельности и педагогические технологии развивающего обучения.

Цели и задачи, направленные на работу с одаренными детьми:

    коммуникативные и проектные методики с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

    деление учащихся на группы, это позволяет разнообразить формы взаимодействия педагога с учениками при работе в относительно маленьком коллективе, с учетом их интересов, склонностей и способностей.

Актуальны индивидуальные занятия-консультации и внеклассная творческая и проектная деятельность по предмету.

Целесообразным представляется деление всего процесса обучения в школе на следующие учебно-методические этапы:

    1 этап - мотивационный (2-4 класс)

На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету на основе ндивидуальных заданий, а также опережающее изучение ряда тем, с последующей публичной презентацией при прохождении нового языкового материала остальной частью класса (ребенок становится соорганизатором учебного процесса). Дети привлекаются к участию в классных и в общешкольных мероприятиях, в разнообразных творческих заданиях (изготовление открыток, приглашений и т.п.). При проектировании данных видов деятельности необходимо опираться на следующий принцип - учение будет эффективным в том случае, если учащиеся получают радость от того, что они делают.

    2 этап (5-7 класс) - творческая деятельность и формирование основ исследовательской деятельности.

Происходит вовлечение учеников в творческую деятельность через знакомство с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка и последующей постановкой отрывков из них на сцене, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, работой над проектами. Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видео-экскурсиями, сообщениями о культуре, о спорте, об известных людях страны изучаемого языка.

    3 этап (8-9 класс) - Вовлечение в исследовательскую деятельность.

На данном этапе происходит групповой тренинг деятельности. Это метод развития, как коммуникативных, так и исследовательских навыков, навыков реферирования, а также деятельности, связанной с личным и социальным развитием. Развитие на этом этапе осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а также с учащимися, посещающими спецкурсы или ведущими самостоятельно выбранные исследовательские проекты.

Говоря в целом о работе с одаренными детьми, необходимо отметить три основных момента, которые представляются очень важными.

    Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное - не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.

    Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя.

    Сверхзадачей педагогов в этом вопросе вовсе не является подготовка профессиональных лингвистов или специалистов гуманитарных профессий.

Именно эти положения я учитываю, организовывая свою работу с учащимися, проявляющими способности и интерес к изучению моего предмета. Использую разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению английского языка. Разработаны задания повышенного уровня сложности по страноведению, грамматике. Учащиеся привлекаются к разработке и проведению конкурсов, мероприятий в рамках недели иностранного языка. Даю домашние задания повышенного уровня сложности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам. Для поддержания интереса к предмету готовлю уроки – путешествия, уроки – конкурсы.

Программа работы с одаренными детьми

Цели:

Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного образования.

Задачи:

Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик;
Использование на уроке английского языка дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности по предмету;

Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня знаний по английскому языку.

Функции учителя английского языка

Выявление одарённых детей.

Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
Предоставление необходимой информации классным руководителям.

Принципы работы с одарёнными детьми.

Принцип комфортности в любой деятельности.

Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

Возрастание роли внеурочной деятельности.

Принцип развивающего обучения.

Принцип добровольности.

План работы с одарёнными детьми на 2016 – 2017 учебный год.

Учитель: Классен Л.И.

Цель: уделять особое внимание психолого – педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей; усиление научно – методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по- своему . Задачи: - предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся; - удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация); - помощь одарённым детям в самораскрытии .

Мероприятия

Дата проведения

Составление базы одаренных детей.

сентябрь

школьный

Выявление умственного потенциала, стимулирование творческой активности.

сентябрь

школьный

Планирование и проведение школьной предметной олимпиады.

школьный

Участие в районных конкурсах.

районный

международный

Анализ результатов международной дистанционной олимпиады школьников.

школьный

Участие в международной дистанционной олимпиаде по английскому языку.

международный

Проведение игры « Поле чудес»

школьный

Проведение предметной недели.

школьный

Анализ работы с одарёнными детьми за год.

1.Выявление одаренных и талантливых детей.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффектив ная идентификация одаренности посредст вом какой-либо одноразовой процедуры тес тирования невозможна. Поэтому вместо од номоментного отбора одаренных детей учителя нашей школы направляют свои усилия на постепен ный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения в условиях общеобра зовательного учреждения, т.е.

прогнозирование умственной одаренности, трудностей её развития, поиск путей применения их в какой-либо деятельности, анализ особых успехов ученика;

представление критериев психолого – педагогических методов развития;

диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологической службы.

Условно мы выделяем три категории одаренных детей:

Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

В лицее отработана диагностика профессиональной компетентности учителей, работающих с одаренными детьми.

Психодиагностические методики для определения природных предпосылок склонности к тому или иному стилю педагогической деятельности.

Психодиагностические методики для определения склонности к стилю, ориентированного на результат.

Шкала эффективности педагогического стиля.

В лицее определены критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми:

Высокая коммуникативная культура, наличие творческих способностей.

Стремление к самообразованию и самосовершенствованию.

Профессиональная компетентность.

Умение найти подход к нестандартным детям.

Доброжелательность, чуткость, педагогический такт.

Знание возрастной психологии.

3. Цели работы с одаренными детьми.

В качестве приоритетных целей обучения детей с общей ода ренностью мы выделяем следующие:

– Выявление одаренных детей.

– развитие духовно-нравствен ных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое при менение оно будет иметь);

– создание условий для развития творческой личности;

– развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и рас крытие самобытности и индивидуаль ного своеобразия его возможностей);

–обеспечение широкой общеобразо вательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компе тентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными по требностями и склонностями учащихся.

4.Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности .

интеграция предметов школьной программы, дающая возможность развития общеучебных информационных и мыслительных навыков;

организация факультативных курсов по углубленному изучению предметов;

организация научно – исследовательской деятельности учащихся;

организация и участие в интеллектуальных играх (школьный Интеллектуальный марафон, международная игра Кенгуру, Всероссийская игра Русский медвежонок, школьная заочная математическая регата)

использование публикаций в Интернете и учебных программах на дисках с иллюстрациями и большим выбором обучающих заданий – ресурсом самопознания;

обучение во Всероссийской заочной физико-математической школе при МГУ им. М.В. Ломоносова ВЗМШ, чтобы иначе взглянуть на привычные вещи, показать красивые математические идеи и проблемы, научить решать нестандартные задачи. Эта одна из возможностей учёта интересов, склонностей и способностей учащихся. Обучение заочное, что прививает навыки самостоятельной работы с научной литературой, приучает к системному умственному труду.

5. Методы психолого – педагогического воздействия при работе с одаренным детьми.

Соревнование, индивидуальное или групповое, в результате которого учитель видит каждого ученика с его личными ресурсами учебного успеха.

Организация взаимной деятельности . помогающая учить задавать вопросы, анализировать и создавать новые задачи, находить ошибки.

Личностно – мотивированное обеспечение деятельности учащегося, мотивация через интерес к собственному Я, при котором поиск своих отличий от остальных начинает доминировать над поиском сходства, формировать осознанную Я- концепцию.

Формирование вербально – логического компонента интеллекта через семантику языка, смысла предложений, определяющегося их грамматической структурой и лексическим наполнением.

Создание комфортных условий обучения и воспитания . организация творческой развивающей среды, уменьшающей давление стереотипов; проведение нетрадиционных форм занятий.

Организация систематической внеклассной работы по предметам, способствующей развитию творческих способностей.

Использование современных образовательных технологий в обучении предмету и воспитательной работе.

6. Общие принципы обучения

К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:

Принцип развивающего и воспитывающего обучения означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

Принцип индивидуализации и диф ференциации обучения состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особен ности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

Принцип учета возрастных возмож ностей предполагает соответ ствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям ода ренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможно сти могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может при вести к отрицательным последствиям.

Источники: http://edu.tatar.ru/z_dol/lic1/page139414.htm

Начальная школа самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, т.к. впервые ведущей деятельностью становится учебная деятельность ребенка. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько младший школьник овладеет способами учебной деятельности, т.е. научится учиться, насколько будет привит ребенку интерес к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации, зависит успешность обучения в основной и старшей школе и желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия успешной работы с одаренными детьми

Долганова Елена Александровна, учитель начальных классов, руководитель ШМО учителей начальных классов БОУ СОШ №2 ст. Динской, Краснодарского края

Начальная школа самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, т.к. впервые ведущей деятельностью становится учебная деятельность ребенка. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько младший школьник овладеет способами учебной деятельности, т.е. научится учиться, насколько будет привит ребенку интерес к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации, зависит успешность обучения в основной и старшей школе и желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь.

Переход школы на новый ФГОС, вызванный преобразованиями российского общества, сопровождался усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Современное образование призвано обеспечить систематическое развитие, заложенных природой возможностей и задатков личности, их совершенствование и реализацию в деятельности. Это подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий, которые убедительно доказали необходимость создания условий для развития одаренных учащихся уже на этапе начальной школы, самореализация которых не может быть эффективно осуществлена в рамках традиционного обучения. Именно новый стандарт должен предоставить ребенку возможность самореализоваться. Новые стандарты общего образования сформулированы через набор требований, таких как:

  • требования к результатам освоения образовательных программ (а это умение учиться, сформированность компетентностей);
  • требования к структуре (наличие вариативной части, возможность выбора занятий учениками, включенность "неаудиторной занятости");
  • требования к условиям (наличие механизмов достижения нового качества, предоставление новых возможностей, стимулирование обновления и эффективности). Необходимо менять менталитет педагогов. Сейчас у всех одна модель обучения: дети «сидят правильно», внимательно слушают. Педагоги в большинстве случаев не могут расстаться с этой схемой. Школа будет не давать знания, которые в сегодняшнем мире устаревают быстрее, чем публикуются. Школа будет передавать способности, позволяющие в таком изменчивом мире жить – способность к принятию самостоятельных решений. А учитель должен быть «актером второго плана», просто находиться рядом с работающими детьми, направлять, помогать, не привлекая к себе внимания. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только усвоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Итак, одной из главных направлений работы учителей начальных классов нашей школы заключается в создании условий для оптимального развития одарённых детей. А в их число мы включаем и тех, чья одарённость на настоящий момент, может быть, ещё и не проявилась, и просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Начинается эта работа с организации педагогического и медико-психологического сопровождения учащихся. Школьный психолог обследует первоклассников на школьную зрелость, проводит мониторинг по выявлению способностей детей, выявляет мнение родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, особенностях личностного развития их ребёнка. Исходя из полученных результатов, готовятся рекомендации для классных руководителей, учителей-предметников, проводятся консультации для детей и их родителей.

Компонентами поддержания и сопровождения одарённого ребёнка выступают:

  • медико-психологическое сопровождение;
  • обучающее производство;
  • система дополнительного образования;
  • система социализации.

Мы стремимся создать такие условия, которые обеспечивали бы полноценное раскрытие творческого потенциала одарённого ребёнка, стимулировали бы детей к различным видам деятельности.

С этой целью в БОУ СОШ №2 успешно реализуется программа «Работа с одарёнными детьми в начальной школе».

Структура программы:

1. Пояснительная записка (актуальность проблемы, нормативно-правовая база).

2. Цель и задачи.

3. Психолого-педагогическая характеристика одаренности.

4. Принципы и подходы к реализации программы.

5. Основные направления работы.

6. Система мероприятий по реализации программы:

7. Этапы реализации.

8. Планируемые результаты.

7. Система оценивания.

Пояснительная записка.

В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, научно-практические конференции, соревнования, исследования и пр.)
Из материалов ФГОС.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования

Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа", послание Президента Российской Федерации А.Д Медведева Федеральному Собранию от 12.11.2009, постановление от 21 марта 2007 г. № 172 о федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы, Федеральная целевая программа «Дети России» (подпрограмма «Одарённые дети»).

Главной целью программы является формирование в БОУ СОШ №2 системы работы с одаренными детьми посредством выявления, сопровождения и поддержки интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей в сфере образования, культуры и искусства, физической культуры и спорта.

Как условия достижения обозначенной цели соответственно определяет и основные задачи :

1. Создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей. Социальная и психологическая поддержка одаренных детей.

2. Обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования;

3. Расширение возможностей для участия одаренных и способных школьников школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах, научно- практических конференциях в школе, районе, крае и за его пределами.

4. Проведение в школе различных мероприятий с одаренными детьми.

5. Активное использование возможностей внеурочной деятельности и внешкольной работы.

6. Использование перспективных образовательных технологий, форм и средств деятельности, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.

7. Апробация новых методических решений и приёмов обучения в инновационном процессе изменений и развития образовательного пространства.

8. Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей.

9. Составление школьного банка данных об одаренных детях, прогнозирование их развития.

Программа рассчитана на четырехлетний период обучения в начальной школе (1 – 4 классы) и является начальным этапом для последующего продолжения в среднем и старшем звене. Составлена данная программа в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями детей 7-11 лет. Реализация программы представлена в разных направлениях: урочная, внеурочная и внешкольная деятельность.

Психолого-педагогическая характеристика одаренности.

Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

В психологии одаренность определяется через понятие способности . Под способностями же в свою очередь понимаются индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.

Талант рассматривается как проявление выдающихся способностей, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренность –

  1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
  2. Общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.
  3. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей.
  4. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.
  5. Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Высшей же степенью развития таланта является гениальность, которая проявляется в создании качественно новых, уникальных творений, открытии ранее неизведанных путей творчества.

Признаки, отличающие одаренных учеников:

У них отличная память, способность классифицировать информацию.

Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры.

У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.

Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.

Психологический аспект: у одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте 7 – 11 лет они не могут четко развести реальность и фантазии.

Одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное.

В дальнейшем основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.

Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений.

Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения:

Как правило, более активно и всегда чем-либо заняты, занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;

Настойчиво преследуют поставленные перед ними цели, хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;

Благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;

Умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;

Некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

Критериями выделения видов одарённости являются:

1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики:

Практический – одарённость в ремёслах, спортивная, организационная;

Познавательный – интеллектуальная;

Художественно-эстетический – хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, музыкальная, изобразительная;

Коммуникативный – лидерская;

Духовно-ценностный – создание новых духовных ценностей, служение людям.

2.Степень сформированности.

3.Форма проявлений.

4.Широта проявлений в различных видах деятельности.

5. Особенности возрастного развития.

Принципы и подходы к реализации программы в БОУ СОШ №2:

Концептуальные идеи, которые легли в основу разработанной программы, заключаются в следующем:

Принцип подхода к личности ребенка исходит из признания одаренных детей как особой категории, эффективное развитие которых не может быть осуществлено в рамках традиционного обучения и определяется рядом положений, к которым относятся:

Создание условий для социализации ребенка как субъекта информационного пространства и собственного жизнетворчества;

Подготовка ребенка к плавному, цивилизованному вхождению в широкий мир культуры и воспитание у него навыков освоения совокупного духовного опыта человечества;

Оказание помощи ребенку в развитии своего творческого потенциала в соответствии с его способностями, склонностями и психофизиологическими особенностями;

Обеспечение психолого-педагогической поддержки, социальной защиты и охраны детства, жизни и здоровья ребенка, его прав в обществе, воспитание у ребенка гармоничных форм отношения к природе, обществу, самому себе.

Принцип подхода к конструированию содержания образования для обучения одаренных детей заключается в том, что образовательные программы должны быть направлены на самореализацию личности ребенка через осознанный выбор индивидуальной образовательной траектории. Это может достигаться предоставлением возможностей получения широкого универсального образования в условиях вариативного информационно-образовательного пространства.

Образовательные программы для этой категории учащихся должны предусматривать развитие мыслительных процессов более высокого уровня, психологическое и личностное развитие, формирование у одаренных школьников умения ориентироваться в изменяющемся потоке информации, развитие их исследовательской активности и творческих способностей, побуждение к приобретению новых знаний; совершенствование творческих способностей и способов работы с учебной информацией.

Важным принципом построения программы для одаренных школьников является интеграция , т.е. объединения тем, разделов, проблем, изучаемых в одной или нескольких содержательных областях, на основе установления содержательных связей с выделяемым центром, или содержательным «ядром», обучения.

Это – интегрированнные курсы «Окружающий мир», математика и информатика, обучение грамоте.

Принцип подхода к организации педагогической деятельности и содержанию труда педагога состоит в инновационном характере, обеспечивающим получение объективно и субъективно новых результатов и продуктов в сфере образования, что требует корректировки профессиональной культуры учителя и его ценностных ориентаций, принципиальной смены направленности в методологии и методике работы.

Поэтому в системе реализации программы перед учителем стоят следующие задачи :

Повышение профессионально-личностной квалификации в работе с одаренными детьми, что выражается в наличии следующих компонентов:

Психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности;

Профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая успешно активизировать детскую одаренность; совмещать управление, контроль процесса обучения и предоставление учащимся свободы учиться;

Профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации; стремление к личному росту;

Готовность к сотрудничеству в работе с одаренными детьми (создание на уроке доверительных межличностных отношений;

Взаимная личная информированность, признание прав учащегося на ошибку, обсуждение с учащимися целей и задач совместной деятельности, использование оценок и отметок в качестве побудительного стимула к учению и др.)

Обеспечение через подготовку педагогов к работе с одаренными детьми становления и развития как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации:

Создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства;

Формирование комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) к образованию педагогов;

Определение профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с одаренными детьми.

Принцип подхода к оценке эффективности системы работы с одаренными детьми заключается в выборе критериев, главными из которых являются качественные изменения в мотивационной, интеллектуальной, творческой и личностной сферах одаренных учащихся, а также позитивных результатах в деятельности образовательной системы.

При организации работы с одарёнными детьми следует:

Учитывать одарённость как сложное явление в психофизиологическом, интеллектуальном и социальном развитии личности учащегося;

Учитывать личностные и возрастные особенности одарённых детей;

Учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально-волевых качеств;

Создавать условия для освоения родителями способов формирования у ребёнка положительной «Я - концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одарённого ребёнка;

Оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.

Принципы работы с одарёнными детьми:

Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

Принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения;

Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Основные направления работы и система мероприятий по реализации программы:

Перед учителями начальных классов стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие и выявление способностей всех детей.

В рамках программы БОУ СОШ №2 предусматривает реализацию основных направлений работы - развивающего, координационного, информационного, диагностического и кадрового.

Развивающее направление –

а) включает организацию и участие в таких видах деятельности, как олимпиадная, конкурсная, участие в интеллектуальных играх, развивающих практиках, научно- практических конференциях и т. п. (школьного, муниципального, регионального, федерального, международного уровней);

Б) формирует умения: выслушать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным точкам зрения, аргументировано высказывать свое мнение и т.п. (реализации данного направления способствует также педагогическая технология развития критического мышления, которую учителя начальных классов активно используют в своей работе);

в) предполагает активное приобщение способных детей к учебной исследовательской и проектно – исследовательской деятельности, цель которой - в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащихся в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Актуализация личностного развития учащегося, способствующая формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими и развитию чуткого отношения к людям;

Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;

Использование активных форм обучения;

Организация практической работы;

Применение развивающих педагогических и ИКТ-технологий;

Проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, викторин, соревнований, конференций позволяющих ребёнку проявить свои способности;

Планирование, проведение и участие в предметных неделях, интеллектуальных играх, развивающих практиках и т. п.;

Посещение музыкальных, художественных, спортивных школ, клубов, секций, занятий по интересам.

В работе с одаренными детьми важно :

Создать ситуацию продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующую гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер;

Стремиться избежать в работе с одарёнными детьми двух крайностей – возведения ребёнка на пьедестал, подчёркивания его особых прав, с одной стороны, а, с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звёздностью»;

Координационное направление – обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности.

В рамках данного направления предполагается:

Планирование в годовом плане ШМО учителей начальных классов отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса;

Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приёмах, эффективных при работе с одарёнными детьми;

Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми;

Разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одарённость в определённых областях уже выявлена;

Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения.

Информационное направление – привлекает внимание педагогической общественности к проблемам одаренных детей, создает банк образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.

В рамках данного направления предполагается:

Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс;

Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельного мышления, инициативности и творчества;

Участие в семинарах по проблемам работы с одарёнными детьми;

Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам;

Оформление материалов по работе с одарёнными детьми (результаты диагностики, образцы заданий, итоги олимпиад и т.д.);

Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;

Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.

Диагностическое направление – включает в себя проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одаренные дети».

В рамках данного направления предполагается:

Проведение целенаправленных наблюдений за урочной и внеурочной деятельностью учащихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путём:

  • знакомства с приёмами целенаправленного педагогического наблюдения;
  • обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одарённости;
  • периодический сбор сведений среди учителей, работающих в классе о наличии одарённых учеников;
  • понимание особенностей развития одарённого ребёнка;
  • подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей;
  • сбор банка данных по одарённым детям;
  • определение критериев эффективности работы;
  • выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития ребёнка.

Кадровое направление – предусматривает повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи, создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.

В рамках данного направления предполагается:

Обучение на курсах повышения квалификации;

Научно-методическая работа по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом);

Проведение педагогических советов с приглашением специалистов;

Проведение «Мастер-классов», творческих отчётов учителей;

Проведение проблемных семинаров по данному направлению.

Участие одаренных и способных детей в различных видах урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Направления работы.

Виды и формы деятельности .

Урочное

Решение частично-поисковых задач разного уровня;

Выполнение творческих работ;

Проблемно-развивающее обучение;

Работа в малых группах;

Проектно-исследовательская деятельность;

Игровые технологии (деловые игры и путешествия);

Информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры);

Задания творческого и нестандартного характера;

  • задания развивающего характера;
  • проблемные вопросы;
  • организация проектно - практической работы;

Интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов;

Задания с отсроченным вопросом;

Интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;

Задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

Задания для развития познавательной активности;

Задания повышенной трудности по развитию логического мышления (анализ, синтез, классификация);

Задания на выявление причинно-следственных связей;

Задания на смекалку, активизирующие познавательную деятельность;

Подготовка сообщений, рефератов и других материалов к урокам литературного чтения, окружающего мира, Кубановедения и др.;

Помощь сильных учащихся слабоуспевающим в групповой и парной работе.

Внеурочное

Сбор материала и оформление портфеля личностных достижений (портфолио);

Подготовка и участие в календарных и тематических праздниках;

Участие в классных, школьных, районных предметных олимпиадах;

Участие в школьной и районной научно-практических конференциях;

Участие в конкурсах чтецов;

Проведение выставок детских работ, ярмарок талантов;

Подготовка презентаций с использованием ИКТ-технологий для уроков, классных часов;

Подготовка и выпуск стенгазет, конкурсы дизайнерских проектов;

Литературное творчество (рассказы, сочинения, репортажи, интервью, зарисовки);

Подготовка и проведение волонтерских мероприятий по различной тематике среди учеников начальной школы;

Участие в школьной художественной самодеятельности

Внешкольное

расширение количества детей, посещающих учреждения дополнительного образования:

Музыкальные школы;

Спортивные школы (волейбол, баскетбол, каратэ, футбол, легкая атлетика, теннис, шахматы);

Художественные школы;

Хоровые студии;

Детские клубы, ЦВР;

Участие во всероссийской олимпиаде школьников для учащихся 2-4 классов;

Общероссийском конкурсе «Русский медвежонок- языкознание для всех»;

Международном конкурсе «Золотое руно»;

Международном математическом конкурсе «Кенгуру» (2-11 кл.);

Всероссийском дистанционном конкурсе по информатике «КИТ».

Данная Программа включает несколько этапов реализации.

Организационный этап – включает в себя разработку системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, создание системы взаимосвязей педагогического сообщества и учреждений науки и культуры.

Цель диагностических процедур по выявлению способных детей – составить портфель данных об учащемся. Для этого используются тесты по определению личностных особенностей учащихся, уровня мотивации учения, развития познавательной сферы, творческих способностей; анкеты для родителей и другие формы.

Этап реализации - связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется, участие в районных, краевых, международных олимпиадах и конкурсах, конференциях, организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

Переходный этап – подведение итогов перед переходом в среднее звено школы. Предполагается проводить ежегодный контроль и анализ реализации программы, определять проблемы, возникшие в ходе реализации программы и составлять план для дальнейшей работы в этом направлении.

Планируемые результаты реализации программы.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

Сформировать систему работы с одарёнными детьми;

Создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;

Совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;

Сформировать банк данных «Одарённые дети».

Планируемые результаты работы с одаренными детьми:

Совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

Призовые места или дипломы в районных и краевых олимпиадах, НПК;

Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

Развитие творческого и логического мышления учащихся.

Модель одаренного ребенка:

Личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;

Личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;

Личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;

Личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;

Личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

Система оценивания.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов в системе работы с одаренными детьми является организация и проведение диагностических процедур с целью систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников, учета степени сформированности универсальных учебных действий, личностных характеристик. Формы и методы проверки различны.

Одним из таких методов является тестирование . Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех учащихся. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует учащихся не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации.

Наряду с тестированием будут учитываться результаты участия в школьных, районных, краевых и международных конкурсах и олимпиадах. Фиксируются: дипломы, грамоты, сертификаты, уровень мероприятия, степень заслуг.

Составление рейтинг а учащихся в различных номинациях, таких как: активность учащихся во внеклассной и внешкольной деятельности; результативность участия учащихся в различных видах деятельности (музыкальной, художественной, спортивной и т.д.)

Мониторинг результативности работы с учащимися :

Педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);

Изучение структуры интеллекта;

Отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения;

Отслеживание уровня развития творческого мышления (методика П.Торранса);

Отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся в учебной деятельности.

Реализация программы «Одаренные дети» в БОУ СОШ №2 позволит увеличить процент учащихся, принявших участие в олимпиадном движении, расширить и увеличить количество мероприятий, для раскрытия творческих способностей обучающихся, собрать банк данных детской одаренности, включающего сведения о детях с различными типами одаренности, повысить качество подготовки и количество педагогов работающих с одаренными детьми.


Н. П. Ансимова, А. В. Золотарева, Е. Н. Лекомцева

Методологические и методические основы оценки результативности работы педагогов

с одаренными детьми

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки РФ ЯГПУ им. К. Д. Ушинского № 27.4348.2017 / НМ по теме «Разработка научно-методических основ

работы педагога с одаренными детьми»

В настоящей статье на основе анализа научной литературы представлена характеристика основных методологических подходов повышения результативности работы педагога с одаренными детьми, а также сформулированы принципы работы по повышению результативности деятельности педагогов с одаренными детьми и молодежью. Кроме того, в статье представлено обоснование выбора комплекса критериев и показателей оценки результативности деятельности педагога, работающего с одаренными детьми.

Ключевые слова: одаренный учащийся, деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, компетентностный подход, результативность деятельности педагога, принципы работы по повышению результативности.

N. P. Ansimova, A. V. Zolotariova, E. N. Lekomtseva

Methodological and Methodical Bases of Assessing Teachers" Work Effectiveness

with Gifted Children

In the present article, on the basis of the analysis of scientific literature the characteristic of the main methodological approaches of increase in the teacher"s work effectiveness with gifted children is presented and also the principles of work on increase in teachers" activity effectiveness with gifted children and youth are formulated. Besides, justification of the choice of a complex of criteria and indicators of assessment of activity effectiveness of the teacher working with gifted children is presented in the article.

Keywords: gifted pupil, activity, personal focused, competence-based approaches, criteria, indicators, methods of assessing the teacher"s activity effectiveness, work principles on effectiveness increase.

Поиск новых форм по выявлению одаренных детей, новых педагогических технологий по развитию детской одаренности порождает проблему кадрового обеспечения процесса выявления и развития детской одаренности. Успешность работы с одаренными учащимися во многом зависит от педагога. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что в школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Именно педагог является ключевой фигурой всех инновационных процессов, от его квалификации, профессионализма зависит, сможет ли сформироваться одаренность учащегося.

В качестве основных методологических подходов повышения результативности работы педагога с одаренными детьми могут выступать дея-тельностный, личностно-ориентированный, ком-петентностный.

Компетентностный подход - относительно новое направление в научно-педагогической методологии. Широкое распространение он получил в профессиональном обучении, поскольку предполагает формирование самостоятельного, ответственного, успешного специалиста, обла-

дающего не только необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и важнейшими для эффективной деятельности личностными качествами и способностями.

Компетентностный подход рассматривается как своего рода инструмент усиления социального диалога высшей школы с миром труда; акцентирует внимание на результате образования, в качестве которого выступает не объем усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях; сам же результат раскрывается через совокупность различного рода компетенций .

Понятие «компетентность» при этом включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотиваци-онную, этическую, социальную и поведенческую.

В качестве основных понятий компетентност-ного подхода используются понятия «компетенции» и «компетентности». В современной науке широкое распространение получило определение компетенции, предложенное И. А. Зимней , которая понимает под компетенцией внутренние,

© Ансимова Н. П., Золотарева А. В., Лекомцева Е. Н., 2017

потенциальные психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений), проявляющиеся в компетентностях человека. Компетентность при этом рассматривается как результат овладения соответствующей компетенцией.

Компетенции, проявляясь в поведении и деятельности человека, становятся его личностными качествами, свойствами. Соответственно, они становятся компетентностями, которые характеризуются и мотивационными, и смысловыми, и отношенческими, и регуляторными составляющими, наряду со знанием и опытом.

Академик В. Д. Шадриков , углубляя и конкретизируя эти положения, рассматривает компетенцию как системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств. Компетенции формируются на основе знаний, умений, способностей, личностных качеств, а сами эти знания и умения выступают как условия для формирования компетенций.

Педагог, работающий с одаренными детьми, естественно, должен обладать необходимым набором компетентностей, которые позволят ему успешно справляться с задачами образовательной практики. А повышение результативности его деятельности будет зависеть от того, насколько полным набором компетентностей он будет обладать и каков будет уровень их сформирован-ности.

Реализация компетентностного подхода для повышения результативности работы педагога с одаренными детьми, таким образом, должна иметь некоторые особенности:

Компетентностный подход предполагает не столько наличие определенных знаний и умений, сколько готовность их применения для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в педагогической практике;

Компетентностный подход рассматривает профессиональные компетенции не как застывшие образования, а как постоянно изменяющиеся, развивающиеся, требующие от педагога непрерывного самосовершенствования;

Компетентностный подход предполагает проявление компетенций в реальной деятельности, что обусловливает необходимость разработки системы критериев и показателей результативности деятельности;

Компетентностный подход предусматривает оценку компетенций на основе объективных и субъективных показателей деятельности, а оценку повышения результативности - через отслеживание позитивной динамики основных ее показателей;

Компетентностный подход предполагает рассмотрение процесса повышения результативности работы педагогов с одаренными детьми, как минимум, с двух сторон - результативности деятельности и личностно-профессионального развития педагога.

Идея деятельностного подхода возникла в психологии и была сформулирована в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева .

Непременным условием эффективности деятельности, развития личности в контексте дея-тельностного подхода является опора на собственные силы человека, на внутреннюю логику его развития. Деятельность же выступает как интегрирующая основа всех психических свойств, функций, личностных качеств.

Деятельностный подход в целом, таким образом, исходит из представлений о единстве личности и деятельности. Это единство проявляется в том, что в результате деятельности происходят изменения в личности, а личность, в свою очередь, осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного развития.

Реализация деятельностного подхода для повышения результативности работы педагога с одаренными детьми, таким образом, должна также иметь некоторые особенности:

Деятельностный подход предполагает рассмотрение деятельности с двух сторон - внешней и внутренней, а следовательно, результативность деятельности педагога с одаренными детьми должна быть представлена, как минимум, двумя группами показателей: внешними проявлениями и внутренними условиями, обеспечивающими эффективность этих проявлений;

Деятельностный подход провозглашает идею субъектности участника деятельности, согласно которой деятельность должна прибрести смысл для всех ее участников, в данном случае -педагогов и одаренных детей;

Деятельностный подход обусловливает использование оценки результативности работы педагога с одаренными детьми со стороны обоих групп участников - взрослых и детей;

Деятельностный подход, исходящий из единства личности и деятельности, предполагает учет интересов и мотивации в целом педагогов и обучающихся для обеспечения ее результативности.

Личностно-ориентированный подход основан на учете личности обучающегося, его индивидуально-психологических особенностей, жиз-

ненного опыта, мотивации при организации образования, как общего, так и профессионального .

И. С. Якиманская утверждает, что при лич-ностно-ориентированном обучении во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность и самоценность, ее субъектный опыт, который вначале изучается, а потом учитывается при отборе содержания образования . С точки зрения М. А. Акоповой , личностно-ориентированное образование должно основываться на особой организации взаимодействия субъектов образовательного процесса, при которой создаются максимально возможные условия для развития у его участников способностей к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации во всех сферах деятельности. Личностно-ориентированный подход предполагает возможность осуществления свободного выбора приоритетов образования, индивидуальных траекторий формирования личного опыта .

Личностно-ориентированное развивающее образование ставит целью обеспечить развитие каждого обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей, на основе интеграции индивидуального личного опыта каждого ученика и усваиваемых научных понятий. Преобразовывая педагогическую учебную ситуацию в проблемную, а затем в образовательную учебную ситуацию, педагог обеспечивает переход ученика к самообучению и саморазвитию.

Реализация личностно-ориентированного подхода для повышения результативности работы педагога с одаренными детьми, таким образом, должна иметь некоторые особенности:

Личностно-ориентированный подход предполагает в качестве обязательного условия повышения результативности работы педагога с одаренными детьми профессиональное и личностное развитие как самого педагога, так и обучающихся;

Личностно-ориентированный подход предполагает учет имеющегося уровня развития участников образовательного процесса - их мотивации, доминирующих интересов, личностных качеств, накопленного опыта жизни и деятельности;

Личностно-ориентированный подход обусловливает необходимость реального взаимодействия в процессе совместной деятельности, приспособления друг к другу;

Личностно-ориентированный подход предполагает учет закономерностей возрастного, профессионального и индивидуального развития для организации эффективной деятельности и

повышения ее результативности, а также их регулярный мониторинг для внесения в деятельность необходимых корректив;

Личностно-ориентированный подход обусловливает необходимость создания мотиваци-онных, информационных, организационных, нормативных, методических, материально-технических условий для повышения результативности деятельности педагога с одаренными детьми;

Личностно-ориентированный подход предполагает учет особенностей развития личности педагогов и одаренных обучающихся при разработке содержания, технологий и методов работы и оценивания.

Выделенные методологические подходы позволили сформулировать некоторые принципы работы по повышению результативности деятельности педагогов с одаренными детьми и молодежью:

Принцип активизации и развития субъектной профессионально-образовательной позиции взрослого обучающегося, предполагающий формирование личностного смысла осуществляемой деятельности и умения брать на себя ответственность за ее результаты, умения принимать личность любого ученика, создавать творческую и свободную атмосферу обучения;

Принцип единства теоретической и практической подготовки педагогов, обусловливающий необходимость как наличия соответствующих знаний и понимания специфики работы с одаренными детьми, так и реализации этих знаний на практике и накопления опыта реальной работы;

Принцип единства и дифференциации общего и специального образования педагога, позволяющий эффективно работать с разными категориями детей, разными видами одаренности, в разных предметных областях и направленностях, педагогам разных должностей и специализации, не утрачивая единых целей деятельности;

Принцип свободы выбора индивидуальных образовательных маршрутов и дополнительных образовательных услуг, как для педагогов, так и для детей, позволяющий учитывать уровень их актуального развития и зону ближайшего развития;

Принцип объективности и многосторонности оценки результатов деятельности за счет современных оценочных процедур, технологий, инструментальных средств, позволяющий сформулировать необходимые и достаточные критерии результативности и разработать адекватные методы их оценивания;

Принцип кластерности, предполагающий разработку и реализацию персонифицированных профессионально-образовательных программ для педагогов различного профиля, разного уровня квалификации и специализации, создающих необходимые внутренние условия для повышения результативности их деятельности;

Принцип комплексности, предполагающий привлечение всех участников образовательного процесса - педагогов, администрации, родителей, психологов, социальных педагогов и других специалистов - к работе с одаренными детьми и молодежью, а также использование комплекса средств оценивания результативности их деятельности;

Принцип рефлексивности, использование которого в процессе организации работы с одаренными детьми помогает педагогу отслеживать процесс и результаты своей деятельности, находить ошибки и эффективные способы работы, осознавать причины и последствия своих действий.

Для определения комплекса критериев и показателей оценки результативности деятельности педагога, работающего с одаренными детьми, были предложены следующие основания:

Поскольку результативность проявляется в особенностях деятельности и отношении к ней, показатели должны отражать как объективные, так и субъективные признаки результативности деятельности педагога;

В связи с тем, что участниками деятельности являются одаренные дети и педагоги, в показателях должны быть отражены успехи деятельности не только педагогов, но и обучающихся;

Оценку субъективных показателей результативности должны осуществлять не только непосредственные участники деятельности, но и ее опосредованные и непосредственные «заказчики» - родители одаренных детей, педагоги-эксперты, руководители систем образования и пр.;

При оценивании важно учитывать не только результаты, которые достигнуты на конкретный момент времени, но и динамику их изменений в течение определенного промежутка времени -года, полугодия, четверти и т. д.

Указанные основания позволили выделить четыре критерия оценки результативности деятельности педагога, работающего с одаренными детьми, и подобрать к каждому из них набор конкретных показателей их проявления:

Удовлетворенность результатами деятельности педагога, работающего с одаренными детьми.

Достижения педагогов за оцениваемый период (год).

Достижения одаренных детей за оцениваемый период (год, полугодие).

Наличие методического обеспечения работы педагога с одаренными детьми.

Первый критерий - Удовлетворенность результатами деятельности педагога, работающего с одаренными детьми - может быть представлен следующими показателями:

Собственная удовлетворенность педагога работой с талантливыми детьми:

Интерес (положительное отношение) к работе с талантливыми детьми;

Стремление к самосовершенствованию в работе с талантливыми детьми;

Желание продолжать работу с талантливыми детьми;

Легкость установления контакта с одаренным ребенком.

Удовлетворенность талантливых детей работой педагога:

Комфортность взаимоотношений с педагогом;

Уверенность в том, что в достижении результатов ребенка ведущую роль сыграл сопровождающий педагог;

Желание взаимодействовать с педагогом;

Удовлетворенность своими успехами.

Удовлетворенность родителей талантливых детей работой педагога:

Согласие родителя на продолжение взаимодействия педагога и ребенка;

Положительные высказывания родителей о работе педагога;

Желание родителей посоветоваться с педагогом по вопросам, связанным с обучением, воспитанием, развитием талантливого ребенка, решением его проблем.

Второй критерий - Достижения педагогов за оцениваемый период - представлен следующими показателями:

Учебно-методическая результативность (достижения в деятельности педагога):

Активность участия в профессиональных конкурсах, грантах, научно-практических конференциях (на всероссийском, региональном, муниципальном уровне);

Участие в распространении передового педагогического опыта по работе с талантливыми учащимися - проведение открытых уроков, мастер-классов, творческих отчетов (на

всероссийском, региональном, муниципальном уровне);

Наличие персонального сайта у педагога;

Систематичность участия в обновлении школьного сайта;

Использование новых педагогических технологий (с указанием перечня технологий);

Разработка и реализация образовательной программы повышенного уровня (наличие программы и экспертного заключения на нее);

Наличие научных статей и научно -методических разработок;

Динамика результативности деятельности педагогов (повышение, снижение, стабильность).

Третий критерий - Достижения одаренных детей за оцениваемый период - характеризуется следующими показателями:

Учебно-воспитательная результативность (достижения в деятельности одаренных детей):

Качество знаний одаренных обучающихся по предмету (число учащихся, имеющих итоговые оценки «4» или «5»);

Результативность ГИА, ЕГЭ одаренных обучающихся (средний балл);

Участие талантливых учащихся в творческих конкурсах, в научно-практических конференциях (на всероссийском, региональном, муниципальном уровне);

Победы одаренных обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях (на всероссийском, региональном, муниципальном уровне);

Реализация одаренными обучающимися дополнительных проектов - групповых и ин-

дивидуальные проектов обучающихся, социальных проектов;

Динамика успехов детей (повышение,

снижение, стабильность).

Четвертый критерий - Наличие методического обеспечения работы педагога с одаренными детьми - отражается в следующих показателях:

Качество документации и методических разработок по сопровождению учебно-воспитательного процесса (УМК, разработки открытых уроков и мероприятий по сопровождению талантливых учащихся) - своевременная подача отчетов, ведение документации, установленной локальными актами учреждения;

Наличие ИОМ, портфолио одаренных учащихся;

Наличие плана внеклассной работы по предмету, включающей работу с одаренными учащимися;

Наличие плана взаимодействия с классным руководителем талантливого учащегося, с психологом ОУ, социальным педагогом;

Наличие плана мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями талантливых обучающихся;

Наличие отчета о проведении консультаций с родителями талантливых обучающихся.

Изложенные выше методологические основания оценки эффективности деятельности педагогов, работающих с одаренными детьми и молодежью, позволили разработать комплекс методических средств, который может быть использован для отслеживания результативности работы педагога (см. Табл. 1). В основе предлагаемых средств лежат методы опроса (анкетирования) и анализа документации.

Таблица 1

Комплекс методических средств и показателей для отслеживания результативности работы педагога с одаренными детьми и молодежью_

I. Удовлетворенность результатами деятельности педагога, работающего с одаренными детьми

1.1. Собственная удовлетворенность педагога работой с талантливыми детьми

интерес (положительное отношение) к работе с талантливыми детьми «Методика определения интегральной удовлетворенности трудом» (А. В. Батаршев, адаптированный вариант) 1 раз в год

стремление к самосовершенствованию в работе с талантливыми детьми результаты работы педагога по теме самообразования, участие в методической и экспертной работе 1 раз в год

желание продолжать работу с талантливыми детьми опросник для определения мотивационной готовности педагога к работе с одаренными детьми (документ с сайта www.sitemoy31.edusite.ru) 1 раз в год

легкость установления контакта с одаренным ребенком анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» (Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский) 1 раз в год

достижения педагогов за оцениваемый период (год) участие в профессиональных конкурсах, грантах, научно-практических конференциях 1 раз в год

достижения одаренных детей за оцениваемый период (год, полугодие) карта успешности одаренного учащегося 1 раз в год

наличие методического обеспечения работы педагога с одаренными детьми планы занятий, методические разработки 1 раз в год

1.2. Удовлетворенность талантливых детей работой педагога

желание взаимодействовать с педагогом определение степени удовлетворенности учащихся занятиями с педагогом (адаптированный вариант анкеты, разработанной А. А. Андреевым) 1 раз в год

удовлетворенность своими успехами самооценка 2 раза в год

1.3. Удовлетворенность родителей талантливых детей работой педагога

согласие родителей на продолжение взаимодействия педагога и ребенка протоколы родительских собраний, график консультаций для родителей; наличие плана мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями талантливых обучающихся 1 раз в год

положительные высказывания родителей о работе педагога благодарность письменная в адрес учреждения, вышестоящих организаций 1 раз в год

желание родителей посоветоваться с педагогом по вопросам, связанным с обучением, воспитанием, развитием талантливого ребенка, решением его проблем методика изучения удовлетворенности родителей работой педагога (разработана Е. Н. Степановым, адаптированный вариант) 2 раза в год

II. Достижения педагогов за оцениваемый период

2.1. Учебно-методическая результативность (достижения в деятельности педагога)

активность участия в профессиональных конкурсах, грантах, научно-практических конференциях (на всероссийском, региональном, муниципальном уровне) все имеющиеся у педагога сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения: дипломы лауреатов и участников конкурсов, грамоты, благодарственные письма, сертификаты, гранты (документы на получение) и т. д. 1 раз в год

участие в распространении передового педагогического опыта по работе с талантливыми учащимися - проведение открытых уроков, мастер-классов, творческих отчетов (на всероссийском, региональном, муниципальном уровне) данные о повышении квалификации и профессиональной подготовке 1 раз в год

наличие методического обеспечения работы педагога с одаренными детьми методические разработки 1 раз в год

наличие персонального сайта педагога скриншот экрана 1 раз в год

систематичность участия в обновлении школьного сайта наличие странички 1 раз в год

использование новых педагогических технологий (с указанием перечня) описание технологий 1 раз в год

разработка и реализация образовательной программы повышенного уровня наличие программы и экспертного заключения на эту программу 1 раз в год

наличие научных статей и научно-методических разработок список научных статей и научно-методических разработок 1 раз в год

динамика успехов детей (повышение, снижение, стабильность) карта успешности одаренного учащегося 2 раза в год

III. Достижения одаренных детей за оцениваемый период

3.1. Учебно-воспитательная результативность (достижения в деятельности одаренных детей)

качество знаний одаренных обучающихся по предмету (число учащихся, имеющих итоговые оценки «4» или «5»); качество знаний одаренных обучающихся по предмету 1 раз в четверть

результативность ГИА, ЕГЭ одаренных обучающихся (средний балл) итоги ГИА, ЕГЭ одаренных обучающихся 1 раз в год

участие талантливых учащихся в творческих конкурсах, в научно-практических конференциях (на всероссийском, региональном, муниципальном уровне) карта успешности одаренного учащегося 2 раза в год

победы одаренных обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях (на всероссийском, региональном, муниципальном уровне) карта успешности одаренного учащегося 2 раза в год

реализация одаренными обучающимися дополнительных проектов - групповых и индивидуальные проектов обучающихся, социальных проектов карта успешности одаренного учащегося 2 раза в год

динамика результативности деятельности педагогов (повышение, снижение, стабильность) анализ результатов итоговой успеваемости 1 раз в четверть

IV. Наличие методического обеспечения работы педагога с одаренными детьми

качество документации и методических разработок по сопровождению учебно-воспитательного процесса (УМК, разработки открытых уроков и мероприятий по сопровождению талантливых учашцхся) проверка документации 2 раза в год

своевременная подача отчетов, ведение документации, установленной локальными актами учреждения проверка отчетов По требованию

наличие ИОМ, портфолио одаренных учащихся проверка портфолио одаренных учащихся, отчета о реализации ИОМ 2 раза в год

наличие плана внеклассной работы по предмету, включающей работу с одаренными учащимися проверка плана внеклассной работы по предмету 1 раз в четверть

наличие плана взаимодействия с классным руководителем талантливого учащегося, с психологом ОУ, социальным педагогом проверка плана взаимодействия с классным руководителем талантливого учащегося, с психологом ОУ, социальным педагогом 1 раз в четверть

наличие плана мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями талантливых обучающихся проверка плана мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями талантливых обучающихся 1 раз в четверть

В качестве заключения отметим, что оценка эффективности деятельности педагогов, работающих с одаренными детьми и молодежью, - это серьезный шаг в направлении организации системной работы с одаренными детьми, о необходимости которой говорится давно.

Библиографический список

1. Акопова, М. А. Личностно-ориентированный подход в условиях выбора образовательных программ в ВШ [Текст] : монография / М. А. Акопова. - СПб. : Наука, 2003. - 180 с.

2. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОМ ВПО нового поколения [Текст] : методическое пособие / В. И. Байденко. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.

3. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - № 4. -С. 11-17.

4. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики [Текст] / Л. С. Выготский // Собрание сочинений / под ред. А. М. Матюшкина. - М. : Педагогика, 1983. -Т. 3. - 368 с.

5. Грибоедова, Т. П. Личностно-ориентированный подход в системе повышения квалификации [Текст] / Т. П. Грибоедова // Повышение квалификации и переподготовка кадров как фактор развития общеобразовательной школы: материалы всероссийской научно-практической конференции, 18-19 декабря 1996 г. -Кемерово, 1996. - С. 259-261.

6. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.

7. Зеер, Э. Ф., Романцев, Г. М. Личностно-ориентированное профессиональное образование [Текст] / Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев // Педагогика. -

2002. - № 3. - С. 16-21.

8. Иванов, Д. А., Митрофанов, К. Г., Соколова, О. В. Компетентностый подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий [Текст] : учебно -методическое пособие / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. - М. : АПК и ПРО,

9. Калугина, Т. Г. Личностно-ориентированная дидактика. Теория и практика [Текст] / Т. Г. Калугина. -Челябинск, 1998. - 87 с.

10. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Академия, 2005. - 352 с.

11. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика. -1973. - 424 с.

12. Сычева, И. А. Личностно-ориентированный подход в обучении / И. А. Сычева. - Режим доступа: http: // ext.spb.ru/index.php / 10566

13. Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с.

14. Шадриков, В. Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетенции [Текст] / В. Д. Шадриков // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. -Серия Психология. - 2006. - № 1. - С. 12-21.

15. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования [Текст] / И. С. Якиманская. - М. : Сентябрь, 2000. - 176 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Akopova, M. A. Lichnostno-orientirovannyj pod-hod v uslovijah vybora obrazovatel"nyh programm v VSh

: monografija / M. A. Akopova. - SPb. : Nauka, 2003. - 180 s.

2. Bajdenko, V I. Vyjavlenie sostava kompetencij vypusknikov vuzov kak neobhodimyj jetap proektirovani-ja GOM VPO novogo pokolenija : metodicheskoe posobie / V. I. Bajdenko. - M. : Issledovatel"skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2006. - 72 s.

3. Bondarevskaja, E. V. Gumanisticheskaja paradigma lichnostno-orientirovannogo obrazovanija /

E. V Bondarevskaja // Pedagogika. - 1997. - № 4. -S. 11-17.

4. Vygotskij, L. S. Problemy razvitija psihiki / L. S. Vygotskij // Sobranie sochinenij/pod red. A. M. Matjushkina. - M. : Pedagogika, 1983. - T. 3. -368 s.

5. Griboedova, T. P. Lichnostno-orientirovannyj pod-hod v sisteme povyshenija kvalifikacii / T. P. Griboedova // Povyshenie kvalifikacii i perepodgotovka kadrov kak faktor razvitija obshheobrazovatel"noj shkoly: materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii, 18-19 dekabija 1996 g. - Kemerovo, 1996. -S. 259-261.

6. Zimnjaja, I. A. Kljuchevye kompetentnosti kak re-zul"tativno-celevaja osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Avtorskaja versija / I. A. Zimnjaja. - M. : Issledovatel"skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004. - 42 s.

7. Zeer, Je. F., Romancev, G. M. Lichnostno-orientirovannoe professional"noe obrazovanie / Je.

F. Zeer, G. M. Romancev // Pedagogika. - 2002. - № 3. -S. 16-21.

8. Ivanov, D. A., Mitrofanov, K. G., Sokolova, O. V. Kompetentnostyj podhod v obrazovanii. Problemy, ponjatija, instrumentarij : uchebno-metodicheskoe posobie / D. A. Ivanov, K. G. Mitrofanov, O. V. Sokolova. - M. : APK i PRO, 2003. - 101 s.

9. Kalugina, T. G. Lichnostno-orientirovannaja did-aktika. Teorija i praktika / T. G. Kalugina. - Chel-jabinsk, 1998. - 87 s.

10. Leont"ev, A. N. Dejatel"nost". Soznanie. Lichnost" / A. N. Leont"ev. - M. : Akademija, 2005. - 352 s.

11. Rubinshtejn, S. L. Problemy obshhej psihologii / S. L. Rubinshtejn. - M. : Pedagogika. - 1973. -424 s.

12. Sycheva, I. A. Lichnostno-orientirovannyj pod-hod v obuchenii / I. A. Sycheva. - Rezhim dostupa: http: // ext.spb.ru/index.php / 10566

13. Formirovanie universal"nyh uchebnyh dejstvij v F79 osnovnoj shkole: ot dejstvija k mysli. Sistema za-danij: posobie dlja uchitelja / ; pod red. A. G. Asmolova. - M. : Prosveshhenie, 2010. - 159 s.

14. Shadrikov, V. D. Lichnostnye kachestva peda-goga kak sostavljajushhie professional"noj kompetencii / V D. Shadrikov // Vestnik Jaroslavskogo gosu-darstvennogo universiteta im. P. G. Demidova. - Serija Psihologija. - 2006. - № 1. - S. 12-21.

15. Jakimanskaja, I. S. Tehnologija lichnostno-orientirovannogo obrazovanija /

I. S. Jakimanskaja. - M. : Sentjabr", 2000. - 176 s.

1. Akopova M. A. The personal focused approach in conditions of the choice of educational programmes in higher school: monograph / M. A. Akopova. - SPb. : Science, 2003. - 180 p.

2. Baidenko V. I. Identification of structure of university graduates" competences as a necessary design stage of GOM VPO of new generation: methodical workbook / V. I. Baydenko. - M. : Research center of problems of quality of experts training, 2006. - 72 p.

3. Bondarevskaya E. V. A humanistic paradigm of the personal focused education // Pedagogics. - 1997. -№ 4. - P. 11 -17.

4. Vygotsky L. S. Problems of mentality development // Collection of works/under the editorship of A. M. Matyushkin. - M. : Pedagogics, 1983. - T. 3. - 368 p.

5. Griboyedova T. P. The personal focused approach in the system of professional development // Professional development and retraining of personnel as a factor of development of comprehensive school: materials of the All-Russian scientific and practical conference, on December 18-19, 1996. - Kemerovo, 1996. - P. 259-261.

6. Zimnyaya I. A. Key competence as a productive and target basis of a competence-based approach in education. Author"s version. - M. : Research center of problems of quality of experts training, 2004. - 42 p.

7. Zeer E. F., Romantsev G. M. The personal focused professional education // Pedagogics. - 2002. - № 3. -P. 16 -21.

8. Ivanov D. A., Mitrofanov K. G., Sokolova O. V Competence approach in education. Problems, concepts, tools: educational and methodical workbook. - M. : APK i PRO, 2003. - 101 p.

9. Kalugina T. G. The personal focused didactics. Theory and practice. - Chelyabinsk, 1998. - 87 p.

10. Leontiev A. N. Activity. Consciousness. Personality. - M. : Academy, 2005. - 352 p.

11. Rubenstein S. L. Problems of the general psychology. - M. : Pedagogics. - 1973. - 424 p.

12. Sycheva I. A. The personal focused approach in training. - Access mode: http: // ext.spb.ru/index.php/10566

13. Formation of universal educational actions in F79 main school: from action to a thought. System of tasks: a grant for the teacher / ; under the editorship of A. G. Asmolov. - M. : Education, 2010. - 159 p.

14. Shadrikov V. D. The teacher"s personal qualities as components of professional competence // Bulletin of Yaroslavl state university named after P. G. Demidov. -Psychology series. - 2006. - № 1. - P. 12-21.

15. Yakimanskaya I. S. Technology of the personal focused education. - M. : September, 2000. - 176 p.

Поделиться: