Алгоритм родительского собрания в детском саду. Родительские собрания в детском саду

Неотъемлемой частью садиковой жизни являются родительские собрания. По плану они проводятся четырежды на год, но на практике случаются чаще. Поводом для внеочередного собрания может служить чрезвычайная ситуация в детском коллективе или желание педагогов и родителей усовершенствовать свои взаимоотношения с детьми.

Цель родительского собрания в детском саду – это налаживание связи воспитатель-родитель. Чем крепче она будет, тем большую пользу принесет этот тандем ребенку и всему детскому коллективу.

Как провести родительское собрание в детском саду?

В первую очередь, организация и проведение этого мероприятия – задача воспитателей. Они заранее продумывают тематику родительских собраний в детском саду, которая может быть весьма различной и затрагивать разнообразные аспекты воспитания малыша и его развития, как в коллективе, так и в домашней среде.

Темы, предлагаемые воспитателями, дают возможность родителям задуматься над такими проблемами, как:

  • правильно ли разговаривает малыш и что нужно, чтобы улучшить разговорные навыки и словарный запас;
  • значение в развитии творческих способностей и разговорной речи;
  • повышение заинтересованности родителей в вопросах воспитания;
  • и, как следствие – невнимательность и неусидчивость ребенка;
  • отношения ребенка к живой и неживой природе, любви к окружающим.

Формы проведения родительских собраний в детском саду

Всё чаще можно встретить ситуацию, когда родительские собрания в детском саду бывают нетрадиционными, а в форме активных дискуссий или даже оживленных эстафет. Это немного необычно, в сравнении с общепринятыми нормами проведения таких мероприятий, когда родители выслушивают заготовленную речь воспитателя, и расходятся по домам. После таких скучных стандартных собраний мама или папа чувствуют недовольство тем, что у них забрали час времени и редко делают какие-то выводы, на которые рассчитывает воспитатель.

Сейчас воспитатели стараются не отставать от своих коллег и хотят сделать такие сборы интересными и плодотворными для родителей. Ведь воспитание ребенка – дело нелегкое и требующее массу сил и энергии, которых, у вечно занятых работой родителей, подчас не хватает.

После интересно проведенных собраний у мам и пап возникает желание воспитывать в своем малыше успешного человека. Многим родителям такое открытие приходит впервые именно при обсуждении проблем воспитания в неформальной обстановке такого собрания.

Малыши с воспитателями готовят красочные приглашения для родителей, которые вручают в присутствии воспитателя. На собрания часто приглашают гостей извне – детских психологов, докторов, педагогов развивающих центров для того, чтобы они завели горячую дискуссию, в которой мог бы поучаствовать каждый из родителей и сделать для себя определенные выводы.

Виды родительских собраний в детском саду

На сегодня существует несколько разновидностей общения между родителями и воспитателем, которые являются традиционными формами собраний это:

К нетрадиционным видам относятся информационно-аналитические, которые знакомят родителей с определенными возрастными потребностями детей, и досуговые, когда между воспитателями и родителями устанавливается эмоциональная связь, необходимая для совместного воспитания подрастающего поколения.

Родительское собрание в нетрадиционной форме в детском саду


Место работы: МБДОУ № 27 г.Челябинск
Родительское собрание в нетрадиционной форме в детском саду.
Цель:формиование родительского коллектива в группе детского сада.
Задачи: создание хорошего микроклимат, снятие у родителей тревожности, устанить недосказанность и неопределённость среди родителей, применять необходимые методики для устанавления контакта с родителями.

Родительское собрание – это способ взаимодействия воспитателя и родителей по какой-либо актуальной проблеме, но на сегодняшний день смысл таких собраний сводится к решению организационных вопросов. Родители не ходят на собрания, потому что они скучны, затянуты, статичны и малоэффективны.
Задача воспитателя – серьёзно готовиться к таким мероприятиям. Чтобы обеспечить наиболее эффективное взаимодействие необходимо так, чтобы воспитатель из лектора превратился в партнёра родителей.
Любое родительское собрание должно быть необычно, нетрадиционно, оно должно проходить как праздник, как игра. В этом случае у родителей возникает большое желание присутствовать на нём. Сначала нужно сформировать актив родителей, на первое время это будет родительский комитет. Выстроив актив и доброжелательные отношения между родителями своей группы, можно добиться усиления воспитательного процесса, найти поддержку своим педагогическим начинаниям и творчеству, что в итоге положительно скажется на развитии детей.
Важно устроить установочное родительское собрание для презентации своей группы и себя.
1. Правильно организовать обстановку. Посадите родителей в круг, а не традиционно за маленькие столы и стульчики. Таким образом, все приобретут равные позиции и может возникнуть именно диалог между воспитателем и родителем.
2. Знакомство. Надо дать возможность представиться всем. Для этого можно использовать игрушку, которую родители будут передавать по кругу, называя своё имя. Также на этом этапе можно использовать методику «Геометрические фигуры» для определения типа личности. Родителям предлагаются геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг) и просят выбрать фигуру, которая по их мнению наиболее точно определяет их как личность. Так вы сможете определить тип каждого родителя.
3. Установление благоприятного рабочего микроклимата. Родители отдают детей в новую группу, поэтому они переживают, будет ли ребёнку хорошо в новом коллективе. Снять у родителей эту тревожность может упражнение «Повтори, как зовут» Каждый участник по кругу называет своё имя и показывает какое-то движение, говоря «Я делаю так». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом называет своё имя и показывает своё движение. Так. Последний участник должен повторить имена всех членов группы.
4. Работа группы. Теперь можно провести методику «Ваши ожидания». Родители пишут на доске по одному слову, характеризующему их ожидания от детского сада, воспитателя, администрации. Потом коллективно рассматривают эти ожидания в порядке убывания. Таким образом, и воспитатель понимать позицию родителей, и у родителей формируются представления о том, для чего нужен детский сад, что реально, а что нет.
5. Дать возможность родителям задать вопросы. Можно использовать «Корзину вопросов» (на листочке родители анонимно пишут самые важные вопросы). В этом случае исчезает ситуация недосказанности, неопределённости.
6. Окончание родительского собрания, подведение итогов, рефлексия.
Очень важно на этом этапе дать родителям высказаться о чувствах и эмоциях, полученных на первом собрании. Упражнение «Связующая нить». Участники становятся в круг. Воспитатель по кругу передаёт клубок и предлагает участникам высказаться: охарактеризовать своё настроение, рассказать о чувствах, что понравилось, а что нет и почему.
Хорошо, если в конце собрания произойдёт рукопожатие- это закрепит положительный и добродушный настрой.
После проведённого собрания обычно родители уходят в хорошем настроении, без чувства неудовлетворённости и усталости.
Итак, первая ступенька в построении родительского коллектива проложена. Чем больше таких ступенек, тем интереснее, увлекательнее станет работа по воспитанию детей.

Родители – это большие дети, и с ними тоже надо играть!!!

Есть ли в них необходимость? Ведь детский садик - еще не школа.

Часто новость о предстоящем собрании не вызывает энтузиазма у родителей, которым приходится отпрашиваться с работы или менять собственные планы. Многие не видят в таких мероприятиях ничего хорошего, только необходимость сдавать деньги на очередные нужды детсада. Задача воспитателя - переломить негативное отношение мам и пап к таким встречам путем подачи интересной и полезной информации.

Для чего они нужны?

Родительское собрание в детском саду очень важно для установления контакта между семьей и персоналом учреждения (в первую очередь - воспитателем). Это одна из форм обратной связи и возможность озвучить актуальную информацию, обсудить важные моменты воспитания, поговорить об особенностях детского развития.

Кроме того, на них, как правило, приглашают психологов, методистов, врачей, логопедов и других специалистов, деятельность которых так или иначе связана с воспитание малышей. Информация, которую получают от них родители подопечных, бывает весьма ценной. Грамотный специалист в состоянии вовремя отследить малозаметные отклонения в развитии ребенка и дать семье нужные рекомендации.

Сколько собраний нас ждет?

Родительское собрание в детском саду проводится ежегодно. Как правило, по плану предусмотрено 2-3 таких мероприятия в каждой группе. Кроме того, бывают внеочередные встречи в случае каких-то незапланированных событий, требующих обсуждения с родителями. Например, в обязательном порядке проводится собрание при подготовке выпуска из детского сада, так как это мероприятие хлопотное, требует хорошей организации и предполагает активное участие всей семьи.

Основные темы привязаны к плану учебно-воспитательной работы в течение года. На первое родительское собрание, которое обычно проводится в сентябре, приходят мамы и папы малышей-новичков. Они знакомятся между собой и с воспитателем, вместе с ним обсуждают учебный план на весь год, выбирают родительский комитет. Родительские собрания в младшей группе, проводимые впервые, имеют особое значение. Они задают тон будущему сотрудничеству каждой семьи с персоналом детсада, которое продлится вплоть до школы.

Часто на первое родительское собрание воспитатель приглашает психолога или методиста. Они объясняют родителям особенности развития малышей данной возрастной группы, советуют, как организовать домашние занятия с детьми для закрепления детсадовского материала.

Вторая встреча чаще всего назначается в середине учебного года, в зимний сезон. Обычно это время повальных простуд. Поэтому актуальные вопросы, обязательно включаемые в повестку дня, - детское здоровье, навыки закаливания и профилактика вирусных инфекций. На собрание часто приглашают врача или медсестру. Тогда же обычно ведется обсуждение текущих успехов и проблем, промежуточных результатов и различных мелких происшествий.

На родительское собрание в средней группе детсада приходят уже опытные и закаленные мамы и папы. Детки подросли, и на первый план вместо проблем приучения к горшку и к ложке выходят более "взрослые" моменты. Родительское собрание в средней группе часто проходит с демонстрацией творческих успехов малышей в виде рисунков и поделок.

Заключительную встречу в каждой группе организовывают в конце учебного года, перед летними каникулами. Это время, когда подводятся итоги. В обязательном порядке проводится такое родительское собрание в подготовительной группе. На нем обычно выступают психолог и логопед. Они дают родителям необходимые рекомендации по подготовке к школьной жизни, рассказывают, что могут сделать мамы и папы за летний период для успешного старта будущих первоклассников.

Какими бывают родительские собрания?

По форме такие мероприятия бывают традиционными и нетрадиционными. Собрание в традиционной форме представляет собой встречу родителей с основным докладчиком - воспитателем, а также представителями родительского комитета или узкими специалистами. На нем возможно совместное обсуждение актуальных вопросов, а также различное анкетирование. Темы родительских собраний в этом случае, как правило, стандартные: "Азы воспитания", "Знаете ли вы своего ребенка?", "Подготовка к школе", "Какие игрушки нужны детям" и т. п.

В нетрадиционной форме мероприятие может проводиться в незапланированной ситуации, когда возникает необходимость срочно обсудить какой-то серьезный вопрос. Неформальная обстановка способствует более успешному взаимодействию педагогов с родителями, раскрепощению присутствующих, налаживанию контакта.

Нетрадиционное родительское собрание может проходить в виде совместных посиделок с чаепитием и даже включать в себя элементы сюжетной игры. На нем возможно присутствие детей вместе со взрослыми для совместной подготовки к утреннику. Родительское собрание в старшей группе (не говоря уже о подготовительной) вполне возможно сделать общим с детьми - те уже достаточно большие.

Как правильно организовать собрание

О предстоящем мероприятии воспитатель обязан предупредить родителей заранее, желательно за 2 недели. Объявление о дате, времени и теме будущей встречи должно быть вывешено на доске с информацией.

Воспитатель составляет план мероприятия, готовит наглядные материалы, распечатывает анкеты и продумывает оптимальную форму проведения. Также он согласует с другими специалистами (методистом, логопедом, психологом) необходимость их присутствия и тематику выступлений. Приглашенные обязательно должны иметь время для подготовки.

Как его проводить

В начале собрания необходимо рассказать о детских успехах, похвалить воспитанников за достижения. В присутствии коллектива ни в коем случае не следует обсуждать проблемы отдельного ребенка.

Родительское собрание в детском саду в качестве главной цели имеет задачу информирования мам и пап о важных моментах детсадовской жизни, обогащения педагогическим опытом и знаниями. Если работа с семьей хорошо продумана и организована, результаты воспитательного процесса не заставят себя ждать. Другие менее важные вопросы обычно решаются в рабочем порядке ежедневно при родительских посещениях.

О чем еще должен помнить воспитатель

Планируя поход на собрание, родители должны знать, что их там ожидает. Тем не менее, в первую очередь следует заново напомнить тему и поблагодарить присутствующих за то, что они смогли прийти, особенно если это первое родительское собрание.

Начинать собрание всегда следует с позитивных моментов. Обязательно хвалите детей за успехи, о неудачах лучше упоминать вскользь и только в общем виде, без индивидуального перечисления. Не следует никого приводить в пример или сравнивать с другими детьми (как старшими, так и младшими).

Главные вопросы

Какие организационные моменты обычно решаются на родительском собрании? Это покупка необходимых принадлежностей для садика (игрушек, канцтоваров, хозяйственных мелочей), обсуждение их количества и стоимости. А также выбор родительского комитета или отчет его представителя о проделанной работе, обсуждение предлагаемых экскурсий, развлекательных мероприятий (например, концертов или походов в кукольный театр), подготовка к проведению утренников и закупка детских подарков. Кроме того, организация творческих занятий с детьми и приобретение всего необходимого для этого (бумаги, пластилина, фломастеров).

Если планируется крупное мероприятие, например, новогодний утренник, список обсуждаемых вопросов должен быть подготовлен заранее. Например, будет ли организовано общее чаепитие, стоит ли приглашать фотографа, какие маскарадные костюмы потребуются детям. При обсуждении всех вопросов предполагается активное участие родительского комитета, поэтому просто необходимо дать слово его представителю.

А что потом?

После собрания, как правило, воспитатель (а так же психолог или логопед) обговаривает существующие проблемы и трудности с родителями конкретного ребенка в индивидуальном порядке. Объяснение должно быть кратким и продуктивным, без резких оценок и с обязательной подачей нужных медицинских и психологических рекомендаций. Цель таких бесед - проинформировать мам и пап о возникших трудностях, научить, как грамотно исправить ситуацию в домашних условиях без ругани и наказаний.

О пользе родительских собраний

Некоторые самоуверенно полагают, что знают собственного ребенка как никто, и новой информации собрание им не принесет. На самом деле это не так. Ребенок постоянно развивается, ежедневно у него возникают разнообразные увлечения, появляются новые друзья. Бывает, что об изменившихся интересах малыша, а также о каких-то негативных моментах его жизни родители узнают только из рассказа воспитательницы. Такой взгляд со стороны на собственного сына или дочку может оказаться очень полезным и своевременным. Более того, родители узнают на собрании о взаимоотношениях детей в группе, поймут, насколько успешно их ребенок вписывается в коллектив, оценят соответствие собственного чада общепринятым нормам.

Не бойтесь заведующих!

Если у мам и пап имеются вопросы, решить которые в состоянии только заведующая(ий) детским садом, следует пойти навстречу и постараться организовать выступление представителя администрации. К тому же вопросы, требующие денежных вложений с родительской стороны и касающиеся обустройства и ремонта садика в целом (включая закупку нужного инвентаря), должны решаться в присутствии заведующей или ее заместителя по хозяйственной части.

Протокол - наше все

Если в детском саду проводится родительское собрание, ФГОС предписывает обязательное ведение его протокола. В данном документе, составленном по итогам мероприятия, указывается дата проведения, тематика, количество присутствующих, а также список приглашенных с указанием должностей и фамилий.

Протоколы родительских собраний в детском саду обязательно содержат повестку, все пункты которой отмечаются по порядку. Затем приводится краткое изложение обсуждаемого вопроса с указанием должности и ФИО докладчика, коротко конспектируются высказанные замечания и пожелания, а также результаты по каждому пункту.

Если имело место голосование, это обязательно фиксируется в протоколе с указанием числа высказавшихся как "за", так и "против", а также воздержавшихся. В конце приводится принятое собранием решение с указанием сроков исполнения и ответственных по тому или иному вопросу, проставляются подписи (с расшифровкой) председателя и секретаря.

Что еще важно знать при составлении протокола

Выписка с решением родительского собрания отдельно вывешивается на информационном стенде в родительском уголке. Конфиденциальные вопросы, касающиеся педагогической диагностики, рекомендации конкретным родителям на коллективное обсуждение не выносятся и не протоколируются. Решение принимается отдельно по каждому пункту, причем его формулировка обязана быть четкой и конкретной.

Протокол собрания является официальным документом. Он должен быть оформлен в течение трех дней и присутствовать в числе документов МДОУ. За его правильное и своевременное ведение отвечает воспитатель или старший воспитатель (в случае общего собрания). К протоколу прикладываются конспекты текста выступающих и другие документы.

Инструкция

Предупредить родителей о дне и часе родительского собрания необходимо за две недели, повесив объявление на доске объявлений группы. Также воспитатель должен в словесной форме сказать о том, что будет собрание и попросить присутствовать обязательно.

Оригинальным может стать проведение собрания вместе с . Пусть они почувствуют себя взрослыми и наравне с родителями понесут ответственность за свои поступки. Послушав о себе со стороны, примерив на себя роль родителя, может переосмыслить свое поведение и взгляд на учебу в целом. К тому же, таким образом вы добьетесь большей посещаемости на собраниях.

Если родители недовольны оценками своих детей или вашим способом подачи материала, проведите собрание в виде урока. Пусть взрослые на себе оценят ваш метод преподавания и почувствуют себя на месте детей. Так вы сообща сможете понять все плюсы и минусы, что в будущем поможет наладить лучший контакт с детьми.

Старайтесь не ругать детей при других взрослых. Лучше назначайте отдельные встречи с родителями неуспевающих учеников. Помните, что многие взрослые, впервые пришедшие на родительское собрание, волнуются так же, как их дети первого сентября. Помогите им адаптироваться в школьной жизни, и они помогут вам воспитывать маленьких учеников.

Видео по теме

Родительское собрание – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Именно на нем классный руководитель встречается с родителями учеников, обсуждая организационные вопросы, проблемы образования, успеваемости, сообщает им важную информацию. От того, насколько серьезно классный руководитель подойдет к организации родительского собрания, зависит его эффективность.

Инструкция

Обратите внимание на родителей, их социальный статус и образовательный уровень. Так, эмоционально воспринимают информацию родители молодого возраста без высшего образования. Рационально подходят образованные родители среднего возраста. Мужчины более скептичны, чем , поэтому для них потребуются более веские . Женщины более восприимчивы к эмоциям и , поэтому будьте с ними более сдержанны.

Учитывайте продолжительность родительского собрания. Рассчитайте беседу на 30-40 минут не более. В течение этого времени вы должны донести до родителей основную цель собрания, причем эту мысль стоит повторить и в начале и в конце общения в разных формах.

Тема зависит от того, о чем вы собираетесь говорить: о переходном возрасте, о режиме дня, об между учениками, о работе с ними. У вас должен быть конспект беседы, ее план. Конечно, вы не будете читать по бумаге, но иметь перед глазами «скелет» беседы необходимо.

Ваша речь должна быть свободной. Большой проблемой молодых учителей является волнение. Если учитель переживает, его слова сразу теряют авторитет, поэтому старайтесь заранее продумать ответы на возможные вопросы родителей. Вполне возможно, что вам придется написать свою речь.

Составляя план беседы, помните, что непроизвольный интерес у родителей бывает только в первые 5 минут. Далее все зависит от того, насколько вы успеете заинтересовать их. Это должна быть именно беседа, в которой родители будут принимать активное участие, а не спектакль одного актера.

Если вы планируете разговаривать об успеваемости учеников, то никогда не говорите о плохой учебе или плохом поведении конкретного ученика при всех родителях. Многие из тех, чьи дети становятся такими «звездами» класса, просто не приходят на собрания, чтобы не краснеть при всех. Вы можете похвалить учеников за хорошие оценки или поведение, найдя для каждого хорошие слова. А с родителями трудных детей работайте индивидуально.

Видео по теме

Результаты образовательного и воспитательного процессов в дошкольном учреждении зависят от многих условий. Одно из них - это хорошие отношения воспитателя и родительского коллектива. Достичь взаимопонимания, добрых и искренних отношений можно благодаря родительским собраниям.

Инструкция

Родительские собрания необходимо проводить регулярно, не менее одного раза в два-три месяца. С их темами нужно познакомить заранее. Это можно сделать на первой встрече, в сентябре, или вывесить объявление на информационном стенде.

Устройте выставку детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из природных материалов. Не забудьте подписать название работы и имя автора. Родителям будет приятно увидеть, каких успехов добился их ребенок.

Вы можете провести собрание в виде , беседы со специалистами, анкетирования. Если хочется чего-то необычного, творческого, организуйте КВН для родителей или открытое мероприятие. Все зависит от того, каких целей вы стремитесь достичь.

Заранее запланируйте вопросы, которые необходимо решить с родителями. Вы можете обсудить будущие (экскурсии, выставки, театральные постановки) или решить финансовые вопросы. Составьте подробный план, в котором укажите, кто и в какой последовательности будет выступать, просчитайте время на каждое выступление.

Если собрание проводится в подготовительной группе, раздайте родителям тетради с работами их детей. Расскажите о том, как нужно заниматься с ребятами дома, на что особенно стоит обратить внимание. Познакомьте их также с тем, что дети должны знать и уметь перед поступлением в первый класс.

Расскажите родителям, насколько дружны дети, нет ли конфликтов между ними. Обратите их внимание на то, как они могут помочь вам в развитии взаимовыручки, ответственности, выдержки у ребят.

Пригласите для выступления специалистов: психолога, логопеда, медицинского работника или социального педагога. Предварительно вам нужно провести анкетирование, чтобы выяснить, чья консультация требуется родителям.

Не высказывайте недовольство в отношении поведения или учебы какого-либо ребенка в присутствии других родителей. Все индивидуальные беседы проводите в конце собрания.

Будьте тактичны и внимательны, и вы добьетесь такого же доброжелательного отношения к себе.

Родительские собрания позволяют классному руководителю поддерживать связь с родителями школьников. На них учитель имеет возможность не только сообщить родителям об успеваемости их детей, но и рассказать об основных положениях в уставе школы. К первому родительскому собранию необходимо готовиться наиболее тщательно, так как в это время складывается первое впечатление о педагоге.

Инструкция

Представьтесь родителям. Расскажите о том, вы получили, а также о том, какой учебный предмет (помимо классного руководства) вы будете преподавать в данном . Обязательно сообщите информацию о вашем педагогическом и предыдущих местах работы. Если вы являетесь призером каких-либо конкурсов профессионального мастерства или лауреатом различных фестивалей, расскажите об этом родителям. Вы можете (по своему желанию) рассказать и о своей семье, о хобби и т.д. Это позволит вам наладить доверительные, искренние отношения внутри коллектива.

Сообщите родителям о ваших требованиях к ученикам: внешнем виде, ведении дневников, посещаемости уроков, активном участии в жизни классного коллектива и т.д. Зачитайте также основные положения из устава учебного заведения.

Расскажите об основных направлениях в работе с детьми, которые вы считаете приоритетными и те, на которые будете опираться в своей работе с воспитанниками. Например, вы можете проводить патриотическое и организовать работу тимуровских групп или готовить экскурсоводов в музей Боевой Славы при учебном заведении. Предложите родителям помочь детям, например, в составлении портфолио ветеранов.

Оксана Петренко
Организация и проведение родительского собрания в ДОУ

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Родительское , собрание – одна из основных форм работы с родителями . На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллектива . Воспитатель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов детей и родителей .

Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с детьми и родителями , а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Родительское собрание – это не просто форма связи семьи и дошкольного образовательного учреждения, это университет важной педагогической информации.

Если подойти к родительским собраниям неформально , творчески, родители станут вашими единомышленниками и помогут сделать жизнь детей в детском саду ярче, разнообразнее и радостнее.

Требования к

Плановое групповое родительское собрание проводить 1 раз в квартал .

Тематику родительского собрания подбирать в соответствии с общими целями, задачами и приоритетными направлениями дошкольного образовательного учреждения.

Осуществлять предварительную и текущую подготовку к проведению родительского собрания .

Осуществлять анализ итогов проведения каждого родительского собрания .

Знакомить органы управления дошкольного образовательного учреждения с решениями группового родительского собрания .

1. Собрание организуется и проводится не реже одного раза в квартал, в зависимости от возраста детей и особенностей группы. Собрание должно начинаться в строго установленное время.

2. Максимальная продолжительность -1 – 1.5 ч (60 мин с родителями и 20 мин с участием детей) .

3. В начале учебного года, на первой встрече с родителями , важно определит встреч на учебный год (с км бы они хотели встретиться, получить консультацию) . Тема собрания не должна возникать спонтанно.

4. требует от воспитателя тщательной подготовки, своего рода «сценария» , только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей .

5. Как правило родительское собрание состоит из двух частей : общей (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссии и т. д.) и индивидуальной (по запросам родителей ) .

6. Основным методом проведения собрания должен стать диалог . Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения. В ходе проведения собрания могут быть использованы следующие методы :

Дискуссия;

Исследование;

Социально – педагогический тренинг;

Диагностика;

Психологические игры.

Особое значение имеет форма приглашения родителей на собрание с указанием вопросов, которые будут там рассматриваться. Родителей целесообразно пригласить дважды : первый раз – за 2 – 3 недели до его проведения , и второй раз – не позднее, чем за 4 – 5 дней, с целью подтверждения информации о дате и времени проведения собрания

Виды родительских собраний

Главная задача родительских собраний – искать совместные пути решения всевозможных проблем. Собрания можно условно разделить :

На организационные ;

Установочные (инструктивные) ;

Знакомящие с аналитическими материалами, о заболеваемости и посещаемости, медосмотре без упоминания фамилий детей и родителей .

Консультативные

. собрания , созываемые по поводу какой – либо черезвычайной ситуации

Совместные с детьми и родителями

С оказанием помощи отдельным семьям и детям

Тематические

. собрания – диспуты

Отчетные (итоговые)

Информационно – просветительные

Основные этапы

Вступительное слово ведущего собрания , представление гостей (5 мин)

Тест – настрой как способ аутогенной тренировки

2. Анализ анкет родителей (воспитателем, психологом и др.) Проводится для более яркого представления обсуждаемой на собрании проблемы (5 – 7 мин)

3. Выступление по теме собрания (узкого специалиста, психолога, воспитателя) Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным (10 – 15 мин)

4. Обсуждение проблемы родителями (20 мин)

5. Анализ воспитателем результатов воспитательно – образовательной работы с детьми по теме собрания .

6 Выполнение практических заданий всеми родителями

7. Совместная работа родителей с детьми

8. Заключительная часть собрания . Завершая родительское собрание , целесообразно подвести итоги, в которых дать оценку того, оправдались ли ожидания его участников.

Важно следить за временем и завершить собрание – встречу в установленное время. Если какой – то вопрос останется без ответа, можно перенести его обсуждение на следующую встречу либо обсудить его в формате консультации, тренинга. Специально определите время для индивидуального общения с родителями и родителей между собой . Родитель должен уйти с собрания с ощущением , что он всегда и во всем должен помогать своему ребенку.

Чего не стоит делать на собрании ?

Обсуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание .

Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.

Давать негативную оценку всей группе.

Использовать для общения с родителями назидательный тон .

На первом же родительском собрании тематику последующих встреч желательно объявить на длительный период, желательно на год. В таком случае родители смогут заранее представить, какой объем психолого-педагогических, социально экономических, медико-экологических и других знаний они получат, какие вопросы можно включить дополнительно по их просьбе, каких специалистов желательно послушать (специалисты, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор ЛФК, медик и т. д.)

Важным условием успеха родительских собраний является определение четкого графика их проведения . Этот график на первом собрании сообщается родителями для того , чтобы они заранее могли спланировать свое служебное и домашнее время, не занимать его никакими делами. В зависимости от возможностей или от желания эти встречи могут проходить ежемесячно или раз в квартал, в одни и те же часы.

Ведь сами педагоги заинтересованы в том, чтобы родители усвоили тот минимум педагогических знаний, который необходим для эффективного семейного воспитания.

Семейное воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены будут к его осуществлению оба родителя : мама и папа. Следовательно, необходимо стремиться к тому, чтобы названные тематические родительские собрания они посещали вместе одновременно.

Очень важно убедить родителей , что семейное воспитание это - не морали и нотации, а ВЕСЬ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗ МЫСЛЕЙ РОДИТЕЛЕЙ , это постоянное общение с детьми при условии соблюдения общечеловеческой морали, правил поведения и общения. Вот почему одной из первых тем родительского собрания должна стать тема : "Один день из жизни ребенка в семье", которая поможет понять родителям простую истину : "РЕБЕНОК УЧИТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДИТ У СЕБЯ В ДОМУ : родители пример тому !" Закон РФ "Об образовании" поставил на первое место такую двуединую задачу перед семьей, как развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического и нравственного здоровья. Решать эту задачу следует ежедневно, ежечасно, ежеминутно.

Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание .

Родительские собрания могут быть ;

организационными ;

текущими или тематическими;

итоговыми;

общесадовскими и групповыми.

Родительское собрание закономерно считается не менее сложным "жанром", чем проведение занятий . Здесь встречаются две стороны, участвующие в общеобразовательном процессе, - педагоги и родители - для того , чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей.

Этапы родительского собрания .

1 этап. Организация родительского собрания .

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей . Практика показывает, что эта часть работы важна. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания : заблаговременно пригласить родителей , разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие жизнь детей в детском саду. Заранее оформить благодарственные письма тем родителям , чьи дети принимали участие в конкурсах и выставках. Завершает организационную часть этапов подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания .

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания .

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Воспитатель лучше знает родителей группы , чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно , на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов;

Анализ достижений детей группы. В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими результатами деятельности детей; с самого начала стоит предупредить родителей , что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, приобретение пособий и т. д.) состоит из двух составляющих : отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах : заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом .

Личные беседы с родителями . На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей , имеющих проблемы в воспитании и развитии.

Сложность состоит в том, что очень часто эти родители , опасаясь критики, избегают родительских собраний , и воспитатель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения : "Я вас понимаю!", "Я с вами согласен!".

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания .

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании : необходимо сделать вывод, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании . Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию , разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей ; все это в последствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей , оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания , явка родителей , причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т . д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации.

Родительские собрания – это действенная форма общения воспитателей с родителями . Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами , содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В настоящее время педагоги используют новые нетрадиционные формы работы с родителями : спортивные праздники, КВН, вечера досугов и многие другие. Мероприятие, проводимые эпизодически , не могут заменить систематической работы с родителями . Целесообразно проводить групповые родительские собрания , консультации, беседы. В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на доклад. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями , а также и других форм работы. От воспитателя требуется творческий подход к материалу : поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей , направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциации с собственным опытом воспитания детей, переосмысления своей родительской позиции . При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях . Главное, чтобы родители не являлись пассивными слушателями.

Целесообразно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видиофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т. д. Интерес должен быть вызван заранее, в период подготовки к мероприятию. Формулировку темы следует сделать проблемной.

В практике положительно зарекомендовала себя своевременная подготовка пригласительных билетов руками детей. Например, если собрание посвящается проблеме трудового воспитания, можно оформить приглашение в виде венчика или фартука, если речь пойдет о подготовке к Новому году, то сделать его в виде елочки. Следует заранее предложить родителям вопросы для обсуждения и небольшие задания. Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток – шоу.

Содержание общения с родителями включает множество вопросов воспитания, развития и обучения детей. Оно должно охватывать весь круг задач воспитания и обучения детей в детском саду. Для родителей не существует второстепенных тем, поскольку с рождением ребенка они вынуждены овладеть профессией педагога. Как показывает практика, родителям важно знать особенности того или иного возраста, закономерности развития детей, их потребности, нюансы нравственного, умственного, физического и других сторон воспитания. В то же время педагоги идут на поводу у родителей , учитывая запросы, потребность в педагогических знаниях. Следует учитывать и тот факт, что сейчас на родителей обрушивается большой поток информации : выходит множество журналов, создаются радио – и телепрограммы, но при этом они направлены на усредненного родителя и среднестатистического ребенка, а к воспитанию приходят мамы и папы, которым важно знать особенности развития воспитания именно их детей. Поэтому непосредственно педагог играет ведущую роль в обогащении родителей педагогическими знаниями.

Рекомендуется начинать учебный год со встречи, на которой необходимо осветить закономерности развития ребенка того или иного возраста, научить родителей наблюдать за ним , рационально организовать его деятельность , увидеть себя со стороны как педагогов. Дальнейшие мероприятия можно планировать по своему усмотрению, в зависимости от приоритетного направления учреждения, потребности родителей и других факторов .

Работа воспитателей с семьей может подразделена на ежедневную, еженедельную и разовую. В каждой группе должен существовать свой план работы с семьями конкретных детей (с указанием сроков) .

Ежедневная работа направлена на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребенка в детском саду и поддержании контакта с семьей.

Прежде всего этой цели служит стенд для родителей , имеющиеся в каждой группе, который включает в себя следующую информацию :

Программу медицинских мероприятий на месяц – заполняют медики. Текущие рекомендации по закаливанию, оздоровление, профилактике заболеваний. Список необходимой одежды для мальчика/ девочки – по сезону.

Характеристика возрастных психологических особенностей детей данной группы.

Режим дня.

Расписание занятий.

Правила внутреннего распорядка для родителей .

Еженедельно каждый родитель должен получить возможность для беседы с воспитателем об индивидуальном развитии своего ребенка. Для того, чтобы этот процесс перестал носить спонтанный и стихийный характер, нужно составить график бесед. С родителями проблемных детей такие беседы по необходимости могут проводиться даже ежедневно в течение какого – то периода (не более 2 недель) . Это означает, что на вечер каждый воспитатель планирует беседу с 4 родителями . Важно, чтобы время педагога не занимали постоянно одни и те же наиболее общительные родители , а также они не отвлекали воспитателя разговорами на посторонние темы.

Темы и цели беседы тоже должны быть отражены в планах работы и соответствовать результатам обследования детей и семей, проведенного в начале учебного года.

Продумывая план бесед с родителями , воспитателями используют материал наблюдений за ребенком, который накопился в течение недели.

Ежемесячные мероприятия – это совместные праздники, педагогические гостиные, дискуссионные клубы. Они специально планируются заранее и готовятся педагогическим коллективом ДОУ. В ходе таких мероприятий могут решаться разные задачи, но всегда следует стремиться к установлению доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановка совместного с родителями творчества .

Родительское собрание как форма работы с семьей.

По свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому, на наш взгляд, улучшение качества дошкольного образования, прежде всего, зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения, а в дальнейшем семьи и школы. В основе работы нашего коллектива с семьей, лежит системный подход, который позволяет изменять взгляды и взаимодействие в семье на воспитание ребенка, таким образом, чтобы они перестали быть негативными, пассивными.

Совместная работа с семьей по воспитанию здорового ребенка в нашем ДОУ, строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию :

Мы работаем над тем, чтобы цели и задачи воспитания и развития здорового ребенка были приняты и воспитателями, и родителями .

Знакомим семью с содержанием, методами и приемами работы в детском саду по всем аспектам здоровья.

Немаловажным является системность и последовательность в работе; индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье, взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей , укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду .

Анализ практики нашего ДОУ показывает, что не все родители , на должном уровне, вникают в проблемы воспитания, развития и оздоровление своего ребенка, поэтому в условиях жизни в современном обществе педагогу необходимо разобраться в проблеме «Что сегодня происходит между детским садом и родителями ?» Достаточно ли возможностей для успешного взаимодействия? А принятие дошкольным учреждением полностью проблем на себя, не может обеспечить повышение эффективности процесса воспитания и развития здорового ребенка. Поэтому основным направлением считаем сближение интересов педагогов, детей и их родителей .

Современная семья в большей мере, чем прежде нуждается в помощи (медицинской, педагогической, социальной) . С участием педагога в освоении родителем адекватного опыта семейного воспитания – это гибкая психологическая проработанная педагогом поддержка родителей в их личностном осознании своих прав. Следовательно, в работе педагога с родителями должны быть изменены мотивы, цели и методы сотрудничества, исходя из их потребностей и трудностей. Поэтому педагоги и родители должны быть ознакомлены с задачами воспитания и развития детей, вовремя и одновременно. Необходимо воспитателям и родителям объединить свои усилия и обеспечить малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь и дома и в детском саду. Это позволит развитию основных способностей ребенка, умению общаться со сверстниками и обеспечит успешную социализацию в обществе.

Современные родители достаточно грамотны , имеют доступ к педагогической информации, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно и поэтому знания у родителей хаотичны .

Положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. И это возможно при условии учета особенностей каждой конкретной семьи.

Готовясь к собранию , воспитатель может заранее попросить родителей заполнить анкеты , которые помогут составить более конкретное представление о том вопросе, который предлагается обсудить на родительском собрании .

Основные этапы подготовки родительского собрания .

Выбор темы собрания .

Определение целей родительского собрания .

Определение вида, формы, этапов родительского собрания , способов и приемов совместной работы его участников.

Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно – методической литературы по рассматриваемой проблеме.

Разработка сценария собрания .

Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания .

Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей .

Приглашение родителей и других участников собраний .

Изготовление оригинальных памяток с советами, плакатов по теме собрания .

Подготовка конкурсов по теме собрания .

Подготовка выставок по теме собрания .

Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания .

Разработка проекта решения собрания , рекомендаций, памяток родителям .

Приглашение сказочного героя на собрание (по мере необходимости) .

Проведение заседания родительского комитета (по мере необходимости) .

Оборудование и оформление места проведения родительского собрания .

Непосредственно перед собранием необходимо :

Подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться. Можно расставить столы и стулья по кругу, на них выставить карточки с именами, отчествами родителей ,

Подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, а также – карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.

Продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания .

Проведение родительского собрания

Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей : вводной, основной и «разное» .

I. Вводная часть призвана организовать родителей , создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон : звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего .

II. Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.

Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок.

Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.

По возможности разбираемые ситуации лучше инсценировать.

Для иллюстраций своих идей и соображений использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания .

При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы : лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.

III. В третьей части родительского собрания – «разное» – обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга , организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения , договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т. д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом .

По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

Поделиться: