Подписываем документ: что, где и как

Полагаем, никто не будет спорить с тем, что главный бухгалтер - одна из ключевых должностей в компании. Сотрудник, занимающий такую должность, отвечает за правильное и своевременное движение денежных потоков, составление отчетности, исчисление и уплату налогов, поддержание финансовой дисциплины. С 1 января 2013 г. действует Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», изменивший статус главного бухгалтера организации. Мы расскажем специалистам кадровых служб об этих нововведениях, а также о том, требуется ли сейчас вносить какие-либо изменения в кадровые и иные документы.

Принятие обязательных для применения на всей территории РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, относится к ведению федеральных органов государственной власти (абз. 14 ч. 1 ст. 6 ТК РФ). В настоящее время в отношении должности главного бухгалтера к таким законам относится, прежде всего, Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «о бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухучете).

В ранее действовавшем Федеральном законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 129-ФЗ) главному бухгалтеру была посвящена отдельная статья 7. В Законе о бухучете в настоящее время такой статьи нет, а правовой статус главного бухгалтера представлен в ст. 7 «Организация ведения бухгалтерского учета». При этом нормы указанных Законов, касающиеся главного бухгалтера, принципиально различаются (табл. ).

Все нововведения, касающиеся непосредственно главных бухгалтеров, делятся на следующие направления.

1. Отсутствие норм о назначении на должность, освобождении от должности, о прямой подчиненности руководителю организации, обязательности требований главного бухгалтера по документам для всех работников, а также о его ответственности;

2. Введение одноуровневой подписи - только руководителя организации, подпись главного бухгалтера на первичных учетных документах и бухгалтерской отчетности не требуется (ст. 9, ч. 8 ст. 13 Закона о бухучете);

3. Перераспределение ответственности между руководителем организации и главным бухгалтером (ч. 8 ст. 7, ч. 2 и 8 ст. 13 Закона о бухучете);

4. Детализация процедуры разрешения разногласий между руководителем и главным бухгалтером (ч. 8 ст. 7 Закона о бухучете);

5. Введение специальных квалификационных требований к главным бухгалтерам общественно значимых компаний, акции которых котируются на международном рынке (ч. 4 ст. 7 Закона о бухучете);

6. Отсутствие требования наличия квалификационного аттестата профессионального бухгалтера;

7. Ограничения в ведении бухучета лично руководителем организации. Далее рассмотрим, как эти нововведения отражаются на организации работы у конкретных работодателей.

ИЗМЕНЕНИЕ 1. ОТСУТСТВИЕ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ

Законом № 129-ФЗ (ст. 7) были прямо установлены подчиненность, полномочия, обязанности и ответственность главного бухгалтера, обязательность его требований по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений для всех работников организации. Закон о бухучете аналогичные нормы уже не содержит.

Сравнение норм о статусе главного бухгалтера Закона о бухучете и Закона № 129-ФЗ

Теперь все эти вопросы должны регулироваться по общим правилам трудового законодательства и согласно локальным нормативным актам работодателя (должностным инструкциям, положению об организационной структуре организации и взаимодействии ее структурных подразделений, положению о бухгалтерии, положению о документообороте, графику документооборота и др.).

В пункте 2 ст. 7 Закона № 129-ФЗ было указано, что главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации. В нашей компании есть еще и должность финансового директора, и долгое время между сотрудником, занимающим эту должность, и главбухом был конфликт. Финдиректор постоянно требовал изменить структуру подчинения, а главбух ссылался на требования закона и выполнял указания только генерального директора. В итоге в конфликтных ситуациях финансовые проблемы решались у нас месяцами, да и не столько решались, сколько вся компания наблюдала за препирательством топ- менеджеров. С вступлением в силу нового Закона о бухучете вздохнули с облегчением, так как теперь имеем возможность урегулировать вопрос о подчинении главного бухгалтера самостоятельно. Подскажите, пожалуйста, как это сделать правильно?

Действительно, раньше главный бухгалтер подчинялся непосредственно руководителю организации, и в этих условиях во многих организациях возникали трения по поводу взаимоотношений финансового директора и главного бухгалтера в структуре подчинения. в условиях действия нового Закона о бухучете работодатель вправе самостоятельно решить вопрос подчинения главбуха.

Так, если главный бухгалтер возглавляет бухгалтерию, которая по функциональной структуре входит в состав финансового блока, можно:

  • (или) предусмотреть его подчинение непосредственно финансовому директору;
  • (или) описать процедуры согласования решений, полномочия и ответственность главного бухгалтера в локальном нормативном акте при традиционном его подчинении напрямую генеральному директору;
  • (или) предусмотреть, что главный бухгалтер подчиняется:
    • генеральному директору - по вопросам, отнесенным к его компетенции в сфере бухгалтерского учета, т. е. следует только его распоряжениям и указаниям;
    • финансовому директору - по всем иным вопросам, отнесенным к компетенции финансового директора.

Выбранный вариант необходимо отразить, например, в следующих документах:

  • Положении об организационной структуре организации и взаимодействии ее структурных подразделений;
  • Положении о бухгалтерии;
  • Положении о финансовом департаменте;
  • Должностной инструкции главного бухгалтера.?

Это необходимо еще и для того, чтобы к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности был привлечен тот работник, кто действительно виновен в нарушении законодательства.

Обратите внимание: вопросы подчиненности по должности не являются изменением ни трудовой функции, ни каких-либо других условий трудового договора, а значит, письменное согласие главного бухгалтера для вступления их в силу не требуется.

Руководитель компании дал задание всем подразделениям провести совместную работу и выяснить, по каким производственным вопросам какие структурные подразделения и с кем взаимодействуют, чтобы все основные правила коммуникации прописать в Положении о структуре организации. Курирует эту работу служба персонала. Самые «больные» вопросы - это вопросы взаимодействия с бухгалтерией всех подразделений. Нет ни одного отдела, который ежемесячно не готовил бы какую-либо документацию для бухгалтерии. Как следует прописать такие обязанности в Положении?

Ранее обязательность для всех работников организации требований главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений была закреплена на законодательном уровне (абз. 2 п. 3 ст. 7 Закона № 129-ФЗ). В настоящее время в законе подобных требований не содержится, но их желательно закрепить в локальном документе, например в графике документооборота, который должен быть рациональным и удобным как для бухгалтерии, так и для всех остальных подразделений, и описывать весь путь прохождения каждого конкретного документа (от момента его оформления, контроля составления, утверждения (подписания) до передачи документа соответствующим подразделениям и последующего хранения, с указанием исполнителей, подразделений, количества экземпляров, сроков оформления и передачи в бухгалтерию, а также сроков хранения).

Фактически главный бухгалтер в настоящее время не несет ответственности ни за какие действия, совершенные организацией. Вместе с тем он, как и раньше, несет дисциплинарную ответственность на общих основаниях с другими работниками. То есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работодатель может вынести главному бухгалтеру замечание, объявить выговор или даже уволить (ст. 192 и 193 ТК РФ). Кроме того, главный бухгалтер, как и любой другой работник (в зависимости от совершенного деяния, наличия его вины, соблюдения сроков давности привлечения к ответственности) может быть привлечен к материальной, административной и даже уголовной ответственности (ст. 241, ч. 2 ст. 243 ТК РФ, п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52, ст. 2.4 КоАП РФ, п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18, ст. 199 и 199.1 УК РФ, п. 7, 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64).?

ИЗМЕНЕНИЕ 2. ВВЕДЕНИЕ ОДНОУРОВНЕВОЙ ПОДПИСИ

В первичных учетных документах и в бухгалтерской отчетности подпись главного бухгалтера теперь не обязательна. вместо двухуровневой подписи, предусмотренной Законом № 129-ФЗ, Закон о бухучете ввел одноуровневую подпись - только руководителя организации. Главному бухгалтеру теперь остается лишь визирование финансовых документов и отчетности, причем только в том случае, если порядок визирования работодатель установит в локальном нормативном акте.

В настоящее время вносим изменения в должностную инструкцию главного бухгалтера. «Споткнулись» на его полномочиях. Например, право подписи документов. Как известно, в настоящее время на финансовой документации достаточно одной подписи - руководителя организации. Но как же быть с требованиями о двухуровневой подписи, содержащимися в нормативных документах по бухучету, которые официально не отменены?

В новом Законе о бухучете отсутствуют положения о необходимости подписи главного бухгалтера на денежных и расчетных документах, документах, подтверждающих финансовые и кредитные обязательства, а также на документах, которыми оформляются операции с денежными средствами, как это было предусмотрено ранее в абз. 3 п. 3 ст. 7, абз. 2 п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.

В то же время в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о бухучете до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных этим Законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления Закона в силу. В числе таких документов, например, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н (далее - Положение о бухучете).

Абзацами 2 и 3 п. 14 Положения о бухучете предусмотрено, что документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (за исключением документов, подписываемых руководителем федерального органа исполнительной власти, особенности оформления которых определяются отдельными указаниями Минфина России). Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту. Таким образом, Положение о бухучете по существу повторяет и уточняет утратившие силу нормы Закона № 129-ФЗ.

Нормы подзаконных нормативных правовых актов, прямо корреспондирующие с утратившими силу положениями Закона № 129-ФЗ, Также утратили силу. Закон о бухучете устанавливает требования к первичным учетным документам, среди которых отсутствуют требования наличия подписи главного бухгалтера. Специальных требований для каких-либо отдельных видов первичных учетных документов в Законе не содержится.

Статья 30 Закона № 402-ФЗ говорит только о применении правил ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. При этом нормы абз. 3 п. 14 Положения о бухучете не содержат правил ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, а касаются вопросов действительности финансовых и кредитных обязательств и понятия таких обязательств.

Между тем данные вопросы регулируются гражданским законодательством РФ и не относятся к сфере регулирования бухгалтерского учета исходя из понятия бухгалтерского учета, данного в статье 1 Закона о бухучете. На этом основании нормы абз. 2, 3 п. 14 Положения о бухучете с 1 января 2013 г. не подлежат применению.

Вместе с тем после 31 декабря 2012 г. порядок подписания документов, которыми оформляются операции с денежными средствами, продолжает регулироваться нормативными правовыми актами, утвержденными уполномоченными органами на основании законодательства РФ, в частности Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории Российской Федерации, утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П, Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П. На этом основании подпись главного бухгалтера по-прежнему нужна на кассовых документах: в кассовой книге 0310004, на приходных кассовых ордерах 0310001, на расходных кассовых ордерах 0310002.

Согласно ч. 8 ст. 13 Закона о бухучете бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. В отличие от п. 5 ст. 13 Закона № 129-ФЗ подпись главного бухгалтера (должностного лица, ведущего бухгалтерский учет) на бухгалтерской отчетности теперь не нужна.

ИЗМЕНЕНИЕ 3. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

По Закону № 129-ФЗ (п. 2 ст. 7) главный бухгалтер нес ответственность за своевременность сдачи бухгалтерской отчетности, ее полноту и достоверность. Но даже тогда налоговые инспекторы пытались привлечь к ответственности за непредставление или несвоевременное представление бухгалтерской отчетности не главного бухгалтера, а руководителя организации, хотя оспорить это в суде было совсем не сложно (постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18, Волгоградского областного суда от 06.03.2012 № 7а-131/12).?

Кто в настоящее время несет ответственность за нарушение сроков сдачи бухгалтерской отчетности или ее неполное представление?

В Законе о бухучете нет четкого разграничения полномочий руководителя и главного бухгалтера применительно к составлению и представлению отчетности, в нем сказано только, что ее составляет экономический субъект, т. е. организация, а не конкретное должностное лицо (ч. 2 ст. 13).

При этом «общая ответственность» за бухгалтерский учет и отчетность не возложена ни на руководителя, ни на главбуха. в отношении руководителя сказано, что он организует ведение бухгалтерского учета (а не несет за него ответственность), единоличная же ответственность возлагается на него только при наличии разногласий с главным бухгалтером, т. е. закреплен закрытый список ситуаций (ч. 1 и 8 ст. 7 Закона о бухучете).

В настоящее время запланирована разработка предложений по внесению изменений в законодательство за нарушение сроков раскрытия бухгалтерской отчетности (п. 17 плана Минфина на 2012-2015 гг., утв. приказом Минфина от 30.11.2011 № 440). Поэтому до принятия таких изменений при выборе должностного лица для привлечения к административной ответственности за опоздание со сдачей отчетности или ее неполное представление (ч. 1 ст. 15.6 коАП РФ) налоговая инспекция «по привычке» может выбрать главного бухгалтера.

На кого возложена ответственность за формирование учетной политики?

По Закону № 129-ФЗ главный бухгалтер также нес ответственность за формирование учетной политики. в Законе о бухучете аналогичной нормы нет, в нем сказано опять же, что экономический субъект, а не конкретное должностное лицо самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 2 ст. 8). Получается, что за формирование учетной политики, скорее всего, в случае налоговой проверки ответственность будет нести руководитель организации, который «в ответе за все».

Можно ли взыскать с главного бухгалтера уплаченные организацией налоговые и страховые штрафы и пени?

Взыскать с главного бухгалтера уплаченные организацией налоговые и страховые штрафы и пени нельзя, поскольку законным представителем организации и перед налоговой инспекцией, и перед внебюджетными фондами является руководитель организации (п. 1 ст. 27 НК РФ, подп. 1 п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «об обществах с ограниченной ответственностью», п. 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «об акционерных обществах», ч. 4 и 6 ст. 5.1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

ИЗМЕНЕНИЕ 4. УРЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ

Порядок урегулирования разногласий между руководителем и главным бухгалтером предусмотрен в ч. 8 ст. 7 Закона о бухучете.

Из указанной нормы следует, что для единоличной ответственности руководителя главному бухгалтеру нужно получить его письменное распоряжение на принятие к учету спорных данных первичных учетных документов или объектов бухгалтерского учета.

Обратите внимание! Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"» размещен 20.06.2012 на сайте Минфина России (www1.minfin.ru)

Речь идет о разногласиях между руководителем и главным бухгалтером по ведению бухгалтерского учета в отношении закрытого перечня ситуаций (ч. 8 ст. 7 Закона о бухучете):

  • данных, содержащихся в первичном учетном документе (принимаются или не принимаются);
  • объектов бухгалтерского учета (отражаются или не отражаются). Свои комментарии по поводу этих ситуаций главный бухгалтер излагает, как правило, в докладной записке (приложение 1 ).

В Законе о бухучете напрямую пока ничего не сказано о регистрации мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета (несуществующих объектов, отраженных в учете лишь для вида, в том числе неосуществленных затрат, несуществующих обязательств, мнимых сделок, не имевших место фактов хозяйственной жизни, а также несуществующих объектов, отраженных в учете вместо другого объекта с целью прикрыть его, притворных сделок).

Руководителем организации отдано устное распоряжение руководителя компании о принятии к исполнению мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета. Каков порядок действий главного бухгалтера в этой ситуации?

Полагаем, что в подобной ситуации главному бухгалтеру нужно оформить докладную записку о несогласии с такими действиями. Это освободит его от административной ответственности и снизит риски привлечения к уголовной ответственности за экономические преступления (ст. 15.5, 15.6 и 15.11 КоАП РФ, ст. 199, 199.1 и 199.2 УК РФ).

В такой докладной записке следует:

1. Подробно описать распоряжение, поступившее от руководителя, об отражении в учете конкретных фактов хозяйственной жизни (указав наименования контрагентов, реквизиты договоров, первичных учетных документов, счетов-фактур), обратив внимание на устную форму такого распоряжения.

2. Проинформировать руководителя организации о негативных налоговых последствиях принятия к учету таких фактов хозяйственной жизни и высокой вероятности привлечения к ответственности (со ссылкой на нормы НК РФ, КоАП РФ, УК РФ, постановление ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, позицию Минфина России, ФНС России, арбитражную практику, полученную информацию с сервисов ФНС России по проверке добросовестности контрагента и т. д.).

3. Изложить:

  • (либо) предложение об отказе от проведения в учете сомнительных фактов хозяйственной жизни;
  • (либо) просьбу письменно подтвердить поступившее устное распоряжение.

При этом докладную записку нужно адресовать напрямую руководителю организации (ч. 8 ст. 7 Закона о бухучете) даже при наличии в организационной структуре компании финансовой службы, возглавляемой финансовым директором, в состав которой входит бухгалтерия, и утвержденного регламента согласования решений, полномочий и ответственности в системе внутреннего контроля или специального подразделения компании, в обязанности которого входит исчисление налогов и составление налоговых деклараций.

Сам по себе составленный документ не освободит от ответственности главного бухгалтера, нужно, чтобы руководителем было оформлено письменное распоряжение (ч. 8 ст. 7 Закона о бухучете):

  • (либо) в виде резолюции руководителя на докладной записке;
  • (либо) в форме отдельного письменного распоряжения, изданного на основе докладной записки.

Докладная с резолюцией руководителя или отдельное письменное распоряжение:

  • подтвердит письменное указание руководителя компании об исполнении спорных фактов хозяйственной жизни;
  • освободит главного бухгалтера от административной ответственности;
  • будет расценена как смягчающее обстоятельство при применении ответственности за экономические преступления.

ИЗМЕНЕНИЕ 5. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Впервые на законодательном уровне введены специальные квалификационные требования к лицам, на которых возложено ведение бухгалтерского учета в общественно значимых компаниях, акции которых котируются на международном рынке. Установление этих требований является дополнительной мерой защиты интересов потенциальных инвесторов общественно значимых компаний, в том числе зарубежных, поскольку Закон о бухучете ставит во главу угла оценку финансового состояния экономического субъекта.

Согласно ч. 4 ст. 7 Закона о бухучете в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

  • иметь высшее профессиональное образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Указанным требованиям также должны соответствовать физические лица, с которыми организация заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Юридические лица, оказывающие такие услуги, должны иметь не менее одного работника, отвечающего установленным требованиям (ч. 6 ст. 7 Закона о бухучете).

Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами (ч. 5 ст. 7 Закона о бухучете).

Как видим, установленные Законом о бухучете требования к главным бухгалтерам достаточно простые. При этом ответственность за их нарушение не установлена. Это связано с тем, что ответственность является предметом других отраслей законодательства и обращаться в этом случае нужно к другим законам. Помните только, что у всех общественно значимых компаний, акции которых котируются на международном рынке, есть надзорные органы, контролирующие соблюдение действующего законодательства и имеющие для этого соответствующие механизмы воздействия.

Указанные требования обязательно нужно учесть специалистам кадровых служб общественно значимых компаний при заполнении формы для размещения вакансии и составления анкет кандидатов (соискателей) на вакантную должность главного бухгалтера.

Я работаю в отделе кадров страховой организации. В соответствии с новым Законом о бухучете к лицам, на которых в нашей организации возложено ведение бухгалтерского учета, предъявляются определенные квалификационные требования. Однако главный бухгалтер не имеет требуемого стажа работы. Является ли это основанием для его увольнения?

Перечисленные требования не применяются в отношении лиц, на которых возложено ведение бухгалтерского учета на день вступления в силу Закона о бухучете (1 января 2013 г.). На это указано в ч. 2 ст. 30 Закона о бухучете. Фактически данной нормой закреплено конституционное право работника на неухудшение условий вследствие изменения законодательной базы. Следовательно, ранее заключенные трудовые договоры (как и договоры об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета) в случае несоблюдения требований ч. 4 и 6 ст. 7 Закона о бухучете на этом основании расторгаться не могут.?

ИЗМЕНЕНИЕ 6. КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ АТТЕСТАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУХГАЛТЕРА

В Законе о бухучете нет никаких упоминаний о необходимости профессиональной аттестации бухгалтеров как обязательном условии выполнения ими работы по должности главного бухгалтера любой компании.

Формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров было предложено в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утв. постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283. в рамках реализации этого Постановления было разработано Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров, одобренное Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности, протокол № 8 от 30.09.1998 (далее - Положение об аттестации).

В пункте 1.2 Положения об аттестации установлено, что аттестация профессиональных бухгалтеров подтверждает:

  • соответствие специалиста требованиям профессиональной компетенции (уровень специальной подготовки, приобретенных навыков и накопленного опыта в соответствующей сфере деятельности);
  • способность специалиста в случае необходимости организовать качественную работу соответствующих служб в организациях различных форм собственности и отраслевой принадлежности, а также самостоятельно консультировать по вопросам бухгалтерского учета;
  • готовность специалиста к соблюдению норм профессиональной этики.

Аттестованным профессиональным бухгалтерам вручается квалификационный аттестат (п. 1.3 Положения об аттестации).

Кстати сказать

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37, содержит перечень квалификационных требований к должности главного бухгалтера любой организации - это высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет. При этом в п. 10 «Общие положения» Квалификационного справочника указано, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Квалификационный справочник не является нормативным правовым документом, он носит лишь рекомендательный характер для организаций различных отраслей экономики, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм (п. 2 постановления Минтруда России от 21.08.1998 № 37).

С 1 января 2013 г. указанные положения Квалификационного справочника в отношении должности главного бухгалтера общественно значимых компаний применять нельзя, поскольку они не соответствуют нормам ч. 4 ст. 7 Закона о бухучете.

Кроме того, были изданы:

  • Положение об аттестации Ассоциированных членов Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, претендующих на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера, утв. решением президентского Совета института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (протокол № 12/-05 от 21.12.2005);
  • Положение об аттестации Ассоциированных членов института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, претендующих на получение квалификационного аттестата резерва профессионального бухгалтера, утв. решением президентского Совета института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (протокол № 12/-05 от 21.12.2005).

В настоящее время многие бухгалтеры сдали (и продолжают сдавать) квалификационные экзамены, являются (становятся) членами института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России), регулярно повышают уровень своей профессиональной подготовки.

Тем не менее наличие квалификационного аттестата профессионального бухгалтера так и не получило законодательно определенного статуса. Закон о бухучете не выдвигает таких требований к главным бухгалтерам ни общественно значимых, ни обычных компаний.

Полагаем, что при размещении вакансий и в анкетах соискателей на должность главного бухгалтера вы можете указывать, что наличие квалификационного аттестата профессионального бухгалтера приветствуется как дополнительный фактор оценки профессиональной подготовки специалиста. так же как приветствуется в таких случаях наличие дипломов программ сертификации бухгалтеров по международным стандартам - МСФО ДипиФр (DipIFR), CPA, ACCA, CMA и др.

ИЗМЕНЕНИЕ 7. РУКОВОДИТЕЛЬ И ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР - ОДНО ЛИЦО

Теперь возложить ведение бухгалтерского учета на себя может только руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства, кроме кредитных организаций (ч. 3 ст. 7 Закона о бухучете). раньше вести бухучет лично могли руководители любых организаций (подп. «г» п. 2 ст. 6 Закона № 129-ФЗ).

Какие организации относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства?

Критерии отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской Федерации» и в постановлении Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Это, в частности, организации, у которых.

4.2.1. Сфера полномочий руководителя фирмы
К сожалению, многие руководители невнимательно читают действующее законодательство. А зря.
Ведь если бы они прочитали статью 6 Закона «О бухгалтерском учете», они бы узнали, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях и за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут именно руководители организаций.
Поэтому, конечно же, каждому директору было бы не лишним хотя бы немного разбираться в бухгалтерском учете - чтобы уметь правильно его организовать.
Именно руководитель организации в зависимости от объема учетной работы должен либо учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, либо просто ввести в штат должность бухгалтера, либо передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту, либо - при наличии достаточной квалификации и времени - вести бухгалтерский учет лично.
Именно руководитель должен утвердить учетную политику организации. И хотя разрабатывает учетную политику главный бухгалтер, руководителю не мешало бы тоже разобраться в тонкостях учета и поучаствовать в этом процессе, чтобы потом не спрашивать бухгалтера, куда он дел прибыль...
И поскольку руководитель подписывает бухгалтерскую и налоговую отчетность, он, конечно же, несет ответственность за их содержание.
4.2.2. Права и обязанности главного бухгалтера фирмы
Главный бухгалтер, возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Российский закон «О бухгалтерском учете» гласит, что главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной достоверной бухгалтерской отчетности.
В соответствии со ст. 18 закона «О бухгалтерском учете», руководители организации и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в установленном законодательством и нормативными документами порядке, искажения бухгалтерской отчетности, несоблюдения сроков ее предоставления и публикации привлекаются к административной и уголовной ответственности.
Главный бухгалтер, в частности, несет ответственность в случаях:
неправильного ведения бухгалтерского учета, следствием чего явились ошибки в бухгалтерском учете и искажения в бухгалтерской отчетности;
принятия к исполнению и оформлению документов по операциям, которые противоречат действующему законодательству, нарушения правил и положений, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность;
несвоевременной и неправильной выверки операций по расчетному и другим счетам в банках, расчетов с дебиторами и кредиторами;
нарушения порядка списания с бухгалтерских балансов недостач, де-биторской и кредиторской задолженностей и других потерь, за несвоевременное взыскание средств с виновных лиц;
составления недостоверной бухгалтерской отчетности, за нарушение сроков представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов.
Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций действующему законодательству, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Однако на практике нередко случается так, что руководитель организации и главный бухгалтер по-разному оценивают ту или иную хозяйственную операцию.
Приоритет в этом случае остается за руководителем организации: п. 4 ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» предусматривает, что «в случае разногласий между руководителем и главным бухгалтером по осуще-ствлению отдельных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций». При этом главному бухгалтеру следует сохранить оригиналы распоряжений руководителя на случай возникновения конфликтной ситуации.
Главный бухгалтер подписывает денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства (документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту). Эти документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными.
На главного бухгалтера не могут быть возложены обязанности, свя-занные с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности и денежные средства, он не может получать по чекам денежные средства и товарно-материальные ценности для пред-приятия. Для малых предприятий может быть сделано исключение: по согласованию с учреждением банка главный бухгалтер осуществляет и функцию кассира. На время отсутствия главного бухгалтера его права и обязанности переходят к заместителю или иному должностному лицу, о чем объявляется приказом по предприятию.
Назначение на должность и освобождение от должности главного бухгалтера производится руководителем предприятия. На должность главного бухгалтера рекомендуются лица, имеющие высшее специальное образование или стаж по специальности не менее трех лет. В организациях, деятельность которых в соответствии с установленными критериями подлежит обязательному аудиту, назначение специалиста на соответствующую должность рекомендуется производить при наличии квалифицированного аттестата профессионального бухгалтера либо аттестата аудитора.
Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляется актом проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности. При смене бухгалтера должен оформляться двусторонний акт сдачи-приемки дел, который подписывается главными бухгалтерами пред-приятия - увольняемым и назначаемым. Прием и сдача дел главными бухгалтерами производятся на основании приказа руководителя организации, в котором указывается лицо, которому предстоит принять дела, и срок приема-сдачи дел (в пределах 5-7 дней). В передаче дел должен участвовать представитель администрации организации, подпись которого на акте приема-передачи дел является обязательной. Перед приемом и сдачей дел проверяется состояние кассы и составляется акт проверки кассы, который подписывается сдающим и принимающим дела бухгалтерами, а также кассиром и представителем администрации, и прилагается к акту приема- сдачи дел бухгалтерии. После подписания акта проверки кассы главный бухгалтер, сдающий дела, освобождается от руководства бухгалтерией. Од-новременно вновь назначенный главный бухгалтер получает право подписи платежных поручений, чеков и других банковских и финансовых документов. До оформления этого права подписи прежний бухгалтер подписывает банковские документы под контролем вновь назначенного главного бухгалтера. В дальнейшем главный бухгалтер, принимающий дела, не только ведет проверку состояния финансовой работы, учета и отчетности, но и руководит текущей работой бухгалтерии.
Передача дел производится на основе последнего представленного бухгалтерией баланса. При этом производится полная проверка состояния ма-териального и денежного учета, расчетных статей баланса, а также отчетности, при этом используются периодические и годовые бухгалтерские отче- ты, выписки из счетов в банке, договоры, акты сверки расчетов, финансовые планы, сметы, штатные расписания, регистры синтетического и аналитического учета, акты снятия натуральных остатков, сличительные ведомости и протоколы инвентаризационной комиссии, акты ревизий и обследований, материалы о недостачах, растратах и хищениях. После полной проверки состояния учета, отчетности и основных финансовых показателей работы составляется акт приема и передачи дел, который подписывают принимающий и сдающий дела бухгалтеры, а также представитель администрации. Приемо-сдаточный акт составляется для разграничения ответственности принимающего и передающего дела бухгалтеров, его цель - проиллюстрировать состояние дел на момент приема-передачи. Акт должен отражать: ос-новные финансовые показатели работы организации; состояние первичной документации (прежде всего материального и денежного учета); мероприятия, необходимые для улучшения организации учета и финансового контроля. Акт составляется в двух экземплярах: первый остается в бухгалтерии организации, второй - у бухгалтера, передающего дела.
В общей части акта указывается общая организационная и методологическая характеристика учета:
описание формы ведения учета, состояние регистров и первичной документации;
состояние кассы и учета денежных средств, (кем исполняются обязанности кассира, обеспечены ли надлежащие условия хранения денежной наличности, состояние записей в кассовой книге, остаток наличных денег и других ценностей в кассе);
состояние учета расчетных операций (реальность дебиторской и кре-диторской задолженности, наличие просроченной и безнадежной задолженности, актов сверки взаимных расчетов и т.д.);
состояние учета производства;
сведения о соблюдении отчетной дисциплины;
состояние учета основных средств, нематериальных активов (когда последний раз проводилась инвентаризация имущества, сведения о полноте и качестве операции, в каком виде хранятся карточки);
состояние материального учета (сведения о наличии актов выверки бухгалтерских записей с записями материально ответственных лиц, дата последней выверки, сведения об инвентаризации ценностей);
правильность оформления и хранения документов, правильность оформления и хранения документов (сведения о хранении и учете бланков строгой отчетности, подшиты и пронумерованы ли документы); общее финансовое состояние организации, штаты и фонды заработной платы (сведения о наличии штатных расписаний и их исполнения, о наличии и качестве заполнения лицевых и налоговых карточек и т.д.);
сведения об аппарате и организации работы бухгалтерии (штат бухгалтерии, его укомплектованность, распределение обязанностей между сотрудниками, должностные инструкции, обеспеченность бухгалтерскими книгами, бланками).
Основная часть акта состоит из перечня передаваемых бухгалтер-ских и первичных документов, а также архива с указанием, за какой период эти документы составлены. Все документы и регистры должны быть сшиты в пачки за определенный период, страницы пронумерованы, на каждой пачке указывается количество содержащихся в ней листов. В акте указывается также наличие или отсутствие регистров и первичной документации. Подписывая акт, бухгалтер, сдающий дела, вправе сделать мотивированные оговорки о своем несогласии с его положениями, представитель администрации должен дать свое письменное заключение по возникшим разногласиям.
4.2.3. Как организовать бухгалтерский аппарат в средней и крупной фирме
Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятель-ности организации и осуществления контроля за рациональным использованием ресурсов.
Основными элементами системы бухгалтерского учета являются: рабочий план счетов; регистры и формы бухгалтерского учета; первичные учетные документы и документооборот; внутренняя бухгалтерская отчетность; инвентаризация; оценка имущества и обязательств.
Согласно Закону «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия. Как мы уже отмечали, в зависимости от объема учетной работы руководитель может:
учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
ввести в штат должность бухгалтера;
передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
вести бухгалтерский учет лично.
На практике руководитель редко ведет бухгалтерский учет лично - обычно эти функции выполняет бухгалтерия или бухгалтер. В этом случае руководитель должен создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить обязательное выполнение всеми подразделениями, службами и работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.
Главная задача бухгалтерии - способствовать достижению положительных результатов хозяйственной деятельности. Основными функциями бухгалтерии являются:
учет материально-технических ценностей (основных средств, материалов и т.д.);
учет расчетов по оплате труда (начисления заработной платы, удержания из заработной платы, отчисления на социальное и медицинское страхование, в пенсионный фонд и фонд занятости);
учет затрат на производство (вспомогательного производства, простоев, потерь от брака, расходов будущих периодов, незавершенного производства, основного производства);
учет финансовой деятельности (реализации продукции, прибыли, фондов и резервов);
учет денежных операций (денежных средств в кассе, на расчетных, валютных и прочих счетах в банке, расчетов с поставщиками и прочими кредиторами, с бюджетом, по иным платежам);
составление бухгалтерской отчетности.
Предприятие, основываясь на действующих в РФ формах и методах, при соблюдении общих методологических принципов, самостоятельно может установить организационную форму бухгалтерской работы исходя из вида предприятия и конкретных условий хозяйствования, форму и методы бухгалтерского учета, технологию обработки учетной информации, систему внутрипроизводственного (управленческого) учета, отчетности и контроля; учетную политику. В принципе, предприятие может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения.
Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеет разработка плана его организации, включающего в себя:
план документации и документооборота (перечень документов для учета операций, определение потребности в бланках, приобретение бланков, график документооборота);
план инвентаризации (порядок, формы, сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций);
рабочий план счетов и их корреспонденции;
план отчетности (перечень отчетных форм, сроки представления отчетности, наименования и адреса организаций, получающих отчеты, фамилии работников, отвечающих за составление отчетности с точным указанием выполняемых ими работ);
план технического оформления учета (характеристика применяемой формы учета и технического оснащения бухгалтерии);
план организации труда работников бухгалтерии (структура аппарата бухгалтерии, штат бухгалтерии, должностные характеристики, мероприятия по повышению квалификации).
При установлении структуры аппарата бухгалтерии и форм его связи с отдельными частями организации необходимо решить вопрос о централизации или децентрализации учета:
при централизации учета учетный аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтерии, и в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений организации 9цехов, отделов и т.д.); при этом в подразделениях осуществляют только первичную регистрации операций;
при децентрализации учета учетный аппарат рассредоточен по отдельным производственным подразделениям организации, где осуществляется синтетический и аналитический учет и составляются балансы и отчетность заводов, цехов или отделов; главная бухгалтерия производит сводку цеховых балансов и отчетов, составляет сводный баланс и отчеты по организации, а также осуществляет контроль за постановкой учета в отдельных частях организации.
Централизация учета обеспечивает более действенное руководство и контроль со стороны главного бухгалтера, позволяет целесообразнее распределить труд между работниками, более эффективно использовать технику. Децентрализация используется только в очень крупных органи- зациях. Требуемое количество бухгалтеров определяется в зависимости от объемов вырабатываемой информации по каждому из объектов учета. Расчеты количества бухгалтеров могут быть сделаны на основе типовых норм времени и норм обслуживания на работы по бухгалтерскому учету.
Структура бухгалтерского аппарата зависит в основном от условий организации и технологии производства, объема учетной работы и наличия технических средств учета. В настоящее время сложилось три типа организации структуры бухгалтерии:
линейная (иерархическая) - все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру, применяется в небольших организациях с численностью аппарата до 7-9 человек;
по вертикали (линейно-штабная) - создаются промежуточные звенья управления (отделы, бюро, секторы, группы), возглавляемые старшими бухгалтерами; распоряжения главного бухгалтера передаются старшим бухгалтерам соответствующих отделов, которые определяют конкретных исполнителей и контролируют выполнение работ, применяется в средних и некоторых крупных организациях;
комбинированная (функциональная) - в структуре бухгалтерии выделяются специальные подразделения, выполняющие замкнутый цикл работ, при этом права главного бухгалтера передаются руководителям подразделений бухгалтерий, которые самостоятельно распоряжаются в пределах установленной компетенции; эта форма применяется в особо крупных организациях и производственных объединениях.
Наиболее распространенной в средних предприятиях является линейно-штабная структура бухгалтерии. При этом в состав бухгалтерии, как правило, входят следующие группы:
материальная группа, отвечающая за учет приобретения материальных ценностей, их поступления и расходования (группа, ведущая учет основных средств и материалов);
группа учета оплаты труда, осуществляющая учет затрат труда рабочих, исчисление заработной платы, контроль за использованием фонда оплаты труда, учет расчетов с работниками, бюджетом, внебюджетными фондами и т.д.;
производственно-калькуляционная группа, где ведется учет затрат на производство, калькулируется себестоимость продукции, выявляются результаты внутризаводского хозрасчета, составляется отчетность о производстве;
группа учета готовой продукции, где осуществляется учет готовой продукции на складах и ее реализации;
общая группа, работники которой ведут учет остальных операций и Главную книгу, составляют бухгалтерский баланс и другие формы финансовой отчетности;
группы капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
в крупных организациях могут отдельно выделяться группа учета основных средств, расчетная группа, ведущая учет денежных средств и расчетов, группа подготовки и машинной обработки информации, сводно-ана- литическая группа и другие.
Для обеспечения соблюдения требований законодательства и политики руководства, сохранности имущества и информации, предоставления пользователям своевременной и достоверной информа-ции на предприятии должна быть создана система внутреннего контроля, под которой принято понимать совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством организации в качестве средств для ведения эффективной хозяйственной деятельности.
Система внутреннего контроля включает три составляющих:
1) среда контроля - осведомленность и конкретные действия руководства и собственников организации, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля; элементами среды контроля являются:
политика и стиль управления, обеспечивающие понимание сотрудниками важности контроля;
организационная структура предприятия, распределение обязанностей и ответственности;
ревизионная комиссия, контролирующая процесс подготовки отчетности;
методы распределения ответственности и обязанностей, отраженные в должностных инструкциях и кодексах профессиональной этики;
методы планирования управленческого контроля посредством периодических отчетов;
функция внутреннего аудита для анализа эффективности других служб;
кадровая политика, подготовка и переподготовка кадров;
внешние факторы (например, предоставление статистической от-четности и налоговых расчетов), которые заставляют руководство внедрять более эффективную систему контроля.
система бухгалтерского учета - включает в себя:
учетную политику организации;
организационную структуру бухгалтерии;
порядок оформления первичных документов и организацию документооборота;
систему бухгалтерских записей и порядок отражения данных в регистрах;
процесс подготовки бухгалтерской отчетности;
средства контроля, предусмотренные системой учета;
средства контроля - конкретные действия и мероприятия, которые обеспечивают достаточное разделение обязанностей, разрешенность операций, правильное документирование операций и их учет.

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Раздельный учет НДС-2018: что нового

С 01.01.2018 вступят в силу поправки в НК, согласно которым вести раздельный учет НДС по товарам (работам, услугам), используемым как в облагаемых НДС, так и в не облагаемых/освобожденных от обложения налогом операциях, нужно будет, даже если соблюдается правило пяти процентов.

Подрядчик уплатил НДС, а суд не признал работы выполненными: что делать?

НДС, начисленный и уплаченный подрядчиком в бюджет по работам, которые суд признал невыполненными, подрядчик может принять к вычету. Вопрос лишь в том, каким образом это лучше сделать: внести корректировки в книгу продаж за соответствующий период или принять налог к вычету на основании своего же счета-фактуры.

Индексация алиментов: новые правила

С 25.11.2017 года вступает в силу закон, вносящий поправки в процедуру взыскания алиментов. Так, теперь алименты, выплачиваемые в твердой сумме, должны индексироваться работодателем независимо от того, от кого был получен соответствующий исполнительный документ.

Пониженные тарифы для упрощенцев: справедливость торжествует

С 01.01.2017 вместо ОКВЭД1 действует новый ОКВЭД2. Из-за этого многие упрощенцы в 2017 г. не могли применять пониженные тарифы. Устранить проблему должно Письмо Минфина от 13.10.2017 № 03-15-07/66964 , доведенное до инспекций. Мы попросили прокомментировать этот документ специалиста ФНС России.

Новый порядок работы налоговиков с невыясненными платежами вступил в силу

С 1 декабря сотрудники ИФНС будут разбираться с невыясненными платежами по новым правилам, которые предусматривают уточнение платежек на перечисление как налогов, так и страховых взносов.

У «подозрительных» клиентов банков появился шанс реабилитироваться

Клиенты, которых банки ошибочно заподозрили в легализации («отмывании») доходов, полученных преступным путем, или в финансировании терроризма (ОД/ФТ) и включили в «черный список», теперь могут восстановить свое доброе имя и, соответственно, снова получить доступ к банковским услугам.

Взносы ИП за себя больше не зависят от МРОТ

Со следующего года фиксированные взносы на ОПС и ОМС, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями за себя, больше не будут рассчитываться исходя из действующего МРОТ, а будут установлены в твердой сумме.

Содержание журнала № 11 за 2015 г.

На вопросы отвечала Н.В. Цыбина, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Подписываем документ: что, где и как

Каждый факт хозяйственной жизни организации сопровождается документом: накладной, письмом, приказом или платежкой... Но не всегда понятно, кто ставит подпись в таких документах. Ответим на несколько вопросов по этой теме.

Главбух ушла в декрет? Передайте ЭЦП замещающему сотруднику

З.А. Климова, г. Пермь

Главный бухгалтер ушла в декретный отпуск. Вместо нее «Клиент-Банк» сейчас ведет ее заместитель. Может ли он использовать электронно-цифровую подпись главного? Нужно ли переделывать ЭЦП на нового человека или можно «передать» ЭЦП, оформив какой-нибудь документ?

Подробнее о том, как правильно передать полномочия на время отпуска руководства, написано: 2011, № 10, с. 15

: Замещающий сотрудник может пользоваться ЭЦП главного бухгалтера. Для этого необходим оп. 1 ст. 10 Закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ (далее - Закон № 63-ФЗ) :

  • <или> включить пункт о «передаче» ЭЦП в приказ о передаче заместителю полномочий на время декретного отпуска главного бухгалтера;
  • <или> издать отдельный приказ о «передаче» ЭЦП заместителю главного бухгалтера.

При этом ответственность при использовании ЭЦП главбуха будет нести уже заместитель.

Директор может передоверить право подписывать доверенности на получение ТМЦ другому лицу

О. Анишина, г. Суздаль

Наш директор собирается в отпуск. Все документы по приобретению и реализации товара (счета-фактуры, накладные, доверенности на получение ТМЦ) за него будут подписывать другие сотрудники. Достаточно ли указать на это в приказе?

: Счета-фактуры подписываются руководителем либо уполномоченными на то приказом или доверенностью лицам ип. 6 ст. 169 НК РФ . Так что если за директора счета-фактуры подписывать будет другой сотрудник, то право подписи можно передать доверенностью или приказо мп. 6 ст. 169 НК РФ .

В типовой накладной как при продаже, так и при покупке ТМЦ подпись руководителя не нужна - в ней расписываются материально-ответственные лица. Но если ваш директор все же подписывал эту первичку, то перед отпуском ему достаточно издать приказ о назначении лиц, ответственных за отгрузку и прием товар ап. 6 ч. 2 ст. 9 , ч. 1 ст. 7 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее - Закон № 402-ФЗ); п. 14 Положения, утв. Приказом Минфина от 29.07.98 № 34н .

Доверенность от организации может быть выписана только ее руководителем или другим лицом, уполномоченным учредительными документами действовать от лица организации без доверенности, то есть лицами, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ организаци иабз. 3 п. 1 ст. 53 ГК РФ ; ст. 27 НК РФ . Поэтому удобнее всего, если директор заранее подпишет необходимые доверенности на получение ТМЦ на период своего отсутстви яУказания, утв. Постановлением Госкомстата от 30.10.97 № 71а . Или он может передоверить это право кому-то, выписав доверенность на право подписания доверенностей на получение ТМЦп. 3 ст. 29 НК РФ ; пп. 1, 3 , 7 ст. 187 ГК РФ .

Главбух может утверждать авансовый отчет

М.И. Солнцева, г. Сочи

Может ли главный бухгалтер подписать авансовый отчет вместо руководителя?

: Да, может.

В авансовом отчете руководитель ставит свою подпись под словами «Утверждаю отчет в сумме...», тем самым подтверждая, что расходы по авансовому отчету - как говорится, на благо организации. Так что если директор решил доверить эту миссию главбуху, то нужно оформить:

  • <или> приказ о делегировании полномочий на утверждение авансовых отчетов;
  • <или> доверенност ьп. 4 ст. 185.1 ГК РФ .

Договоры, подписанные квалифицированной ЭЦП, имеют юридическую силу

Добронравова Мария

Надо ли договоры, заключенные на Портале поставщиков, распечатывать и заверять печатью организации и подписями руководителей? Или достаточно того, что они заверены ЭЦП?

О том, как подписываются электронные договоры, можно узнать: Портал поставщиков → Инструкция пользователя Портала поставщиков → Регистрация на Портале поставщиков

: Ставить «живые» подписи и печать на договоре, заключенном на Портале поставщиков, необязательно. Такие электронные договоры подписываются усиленной квалифицированной электронной цифровой подпись юпп. 1 , 4 ст. 5 Закона № 63-ФЗ . Договор, подписанный квалифицированной ЭЦП, признается равнозначным договору на бумажном носителе, подписанному «живой» подписью и заверенному печатью.

Однако если между вами и вашим контрагентом был заключен договор с условием, что вы обменяетесь бумажными версиями договора и заверите их печатями и подписями, то это условие вам необходимо будет соблюст ип. 3 ст. 6 Закона № 63-ФЗ .

Не все юрлица могут возложить обязанности главбуха на руководителя

В.В. Кирилюк, генеральный директор фирмы

Главный бухгалтер уволился, и его функции исполняет штатный бухгалтер, но без права подписи. Брать нового главбуха организация не планирует. Можно ли, имея в штатном расписании единицу главного бухгалтера, возложить руководство бухгалтерией на генерального директора? И как это правильно сделать?

: Да, это возможно, но только если ваша организация относится к малому или среднему бизнесу и не входит в перечень из ч. 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в него включены, например, организации, отчетность которых подлежит обязательному аудит у)ч. 2, 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ .

У вас есть два варианта, как возложить руководство бухгалтерией на директора.

ВАРИАНТ 1. Совмещение должностей. Для этого с гендиректором заключается допсоглашение к трудовому договору с указанием выполняемых обязанностей и размера доплаты за совмещени естатьи 60 , 60.2 , 151 ТК РФ . И издается приказ в свободной форме с формулировкой «...принимаю исполнение обязанностей по должности главного бухгалтера на себя...»ст. 60.2 ТК РФ .

ВАРИАНТ 2. Внутреннее совместительство. В этом случае составляется отдельный трудовой договор с гендиректором c указанием продолжительности рабочего времени и порядка расчета денежного вознаграждения за совместительств оч. 1 ст. 60.1 , ч. 1 ст. 282 ТК РФ . После чего издается приказ на внутреннее совместительство по стандартной форме № Т-1 (или по самостоятельно разработанной форм е).

Если предприниматель «один за всех», то в графе «Главный бухгалтер» ТОРГ-12 он расписывается сам

Владислав, предприниматель

Я индивидуальный предприниматель, учет веду сам, без бухгалтера. Должен ли я расписываться в графе «Главный бухгалтер» товарной накладной?

: Если вы сами ведете учет, то в графе «Главный бухгалтер» товарной накладной ТОРГ-12 должна стоять ваша подпис ьМетодические рекомендации, утв. Письмом Роскомторга от 10.07.96 № 1-794/32-5 ; ст. 9 Закона № 402-ФЗ .

Главбух доверенности не подписывает

Наташа Ерошина, г. Балаково, Саратовская обл.

В нашей организации сотрудникам были выданы доверенности на подписание первичных документов сроком на 1 год. В момент выписки и заверения доверенностей произошла смена главного бухгалтера. Должен ли новый бухгалтер завизировать эти доверенности?

: Нет. Доверенность выдается руководителем организации или другим лицом, уполномоченным на то учредительными документам иабз. 3 п. 1 ст. 53 , п. 4 ст. 185.1 ГК РФ . А значит, подпись главного бухгалтера на таких доверенностях ставить не нужно.

Факсимиле на финансовых документах не ставим

Н.О. Трофимова, г. Челябинск

У генерального директора есть факсимиле. На каких документах можно ставить факсимиле на законных основаниях - доверенностях, кассовой книге, счетах-фактурах, платежках, ведомостях, письмах, договорах, декларациях?

: Факсимильную печать нельзя ставить на следующих документах:

  • доверенностя хп. 4 ст. 185.1 ГК РФ ;
  • банковских документах (платежках, ордерах на сдачу наличны х)п. 2.3 Положения ЦБ от 19.06.2012 № 383-П ;
  • расчетных, платежных и расчетно-платежных ведомостя хПостановление Госкомстата от 05.01.2004 № 1 ;
  • кадровых документах (приказах, трудовых книжках, трудовых договора х)ст. 67 ТК РФ ; п. 2.2 Инструкции, утв. Постановлением Минтруда от 10.10.2003 № 69 ; п. 35 Правил, утв. Постановлением Правительства от 16.04.2003 № 225 ;
  • декларация хабз. 2 п. 5 ст. 80 НК РФ ; Постановление ФАС ВВО от 11.04.2008 № А11-2499/2007-К2-24/126 ;
  • кассовой книге и РКОп. 4.7 Указания ЦБ от 11.03.2014 № 3210-У ;
  • счетах-фактура хПостановление Президиума ВАС от 27.09.2011 № 4134/11 ; п. 6 ст. 169 НК РФ ; Письмо Минфина от 01.06.2010 № 03-07-09/33 ;
  • договорах, подлежащих госрегистрации (например, договоре купли-продажи недвижимост и)п. 2 ст. 434 ,
Поделиться: