Усвоение норм и ценностей организации новым сотрудником. «Деятельность педагога по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе (включая моральные и нравственные ценности)» учебно-методический материал (старшая группа) на тему Усвоение нор

Степень включения человека в организацию, успешность или неуспешность процесса его адаптации к организационному окружению во многом зависят от того, насколько человек усвоил и принял нормы и ценности организации. Входя в организацию, человек сталкивается со многими нормами и ценностями, узнает о них от коллег, из проспектов и учебных материалов, от лиц, не являющихся членами организации. Человек может принять все нормы и ценности организации, может принять часть из них, может не принять их совсем. Каждый из данных случаев имеет свои отличительные последствия для включения человека в организацию, может быть по-разному оценен самим человеком, организационным окружением и организацией. Для того чтобы дать общую характеристику и оценку того, как восприятие норм и ценностей влияет на включение человека в организацию, важно не только знать, насколько полно он усвоил и принял нормы и ценности организации, но и то, какие нормы и ценности были приняты человеком, а какие отторгнуты.

Все нормы и ценности организации с точки зрения ее миссии, целей и организационной культуры могут быть разделены на две группы: безусловно необходимые для принятия всеми членами организации и принятые, но небезусловно необходимые нормы и цен-1ности. В зависимости от того, какие нормы и ценности приняты новым членом организации, может быть выделено четыре типа адаптации:

Отрицание (не принимаются никакие нормы и ценности);

Конформизм (принимаются все нормы и ценности);

Мимикрия (основные нормы и ценности не приняты, но соблюдаются необязательные нормы и ценности, маскирующие неприятие основных норм и ценностей);

Адаптивный индивидуализм (обязательные нормы и ценности приняты, необязательные принимаются частично либо же не принимаются полностью).

Очевидно, что первый и третий типы восприятия человеком норм и ценностей организации делают невозможной его адаптацию к организационному окружению, приводят к его конфликту с организацией и разрыву связей. Второй и четвертый типы позволяют человеку адаптироваться и включиться в организацию, хотя они И приводят к существенно различным результатам включения.

Нельзя сказать, что какой-то из этих двух типов лучше, так как оценка принципиально зависит от того, в какую организацию входит человек. В бюрократических организациях, в организациях, в которых доминирует стандартизированная деятельность, где не требуется изобретательности, самостоятельности и оригинальности поведения, организацией может быть лучше и быстрее принят человек, воспринимающий все ее нормы и принципы. В предпринимательских и творческих организациях, где индивидуальность поведения может давать свои положительные результаты, адаптивный индивидуализм в большинстве случаев может рассматриваться как лучший путь восприятия человеком системы норм и ценностей организации.


Добродетель делает правильной

цель, а рассудительность - средство

для ее достижения.

Аристотель

Глава 11. Личностные основы поведения человека в организационном окружении

Так как в стратегическом управлении человек является исходной точкой в его осуществлении, то, естественно, стратегия работы с кадрами должна исходить из индивидуальных особенностей людей, из их личностных характеристик. Для стратегического управления нет кадров вообще, а есть конкретные люди, которые очень различны. Их различия проявляются во всем многообразии характеристик человека. Люди имеют разный рост, вес, возраст, пол, образование, используют различные языки, по-разному делают одинаковые действия и по-разному ведут себя в идентичных ситуациях. Это разнообразие делает человека человеком, а не машиной. Это же существенно расширяет потенциал и возможности организации. И это же разнообразие порождает трудности в управлении организацией, проблемы и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением.

Выделяя отдельные роли, организация стремится к стандартизации и унификации. Но если большинство ролей можно стандартизировать, то поведение большинства людей с трудом вписывается в стандартизированные рамки. Для того чтобы снимать противоречия между стандартизацией в организации труда и разнообразием в поведении человека, в особенности между поведением индивида и нормами организационного окружения, необходимо понимать и знать, что определяет поведение человека, как человек воспринимает себя и окружающих, каким образом он реагирует на те или иные стимулирующие воздействия, чем определяются его предпочтения, что для него неприемлемо, а что является само собой разумеющимся.

Естественно, поведение каждого отдельного человека носит индивидуальный характер. Однако можно выделить некоторые исходные моменты, комбинация которых во многом предопределяет то, как поведет себя индивид в определенной ситуации. К числу таких основополагающих личностных начал поведения человека относятся восприятие и критериальная база . Остановимся на их общей характеристике.

План работы по усвоению детьми старшего дошкольного возраста моральных норм и ценностей, формированию взаимоотношений (на один год)

Коковина Оксана Васильевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей», город Каменск-Уральский.
Описание материала. Предлагаю вашему вниманию план работы по усвоению детьми старшего дошкольного возраста моральных норм и ценностей, формированию взаимоотношений (на один год). Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы, так как позволит упорядочить работу в одном из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников.

Воспитание дружеских взаимоотношений, положительных привычек, отзывчивости, правдивости, формирование культуры поведения – одни из центральных тем педагогических рассуждений. Как выстроить работу по усвоению детьми моральных норм и ценностей? Каким образом сформировать адекватные взаимоотношения в группе дошкольников? Какие средства и методы окажутся эффективными в процессе приобщения детей к пониманию сложных терминов морали и нравственности? Суммируя опыт педагогов, ставящих перед собой подобные вопросы, мы разработали план педагогической деятельности по усвоению детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) моральных норм и ценностей, формированию взаимоотношений.
Данный план построен на трёх «китах» морали: формирование этических представлений, развитие положительных моральных качеств, формирование положительного самопринятия и культуры поведения (в том числе как основы формирования взаимоотношений в группе). Именно в такой последовательности расположен плановый материал в каждой неделе месяца. Реализация плана предполагает фронтальную работу в группе три раза в неделю при использовании традиционных средств и методов: словесных, наглядных и практических.

Цель педагогической работы – создать благоприятный психоэмоциональный климат в группе при формировании в сознании детей положительных установок на ту или иную ситуацию межличностных отношений и позитивное развитие этих отношений.
Задачи педагогической работы:
сформировать у детей представления о социально значимых чувствах и формах их проявления (этические представления);
заложить основы развития положительных моральных качеств детей;
создать условия для формирования положительного самопринятия, а также культуры поведения в кругу друзей и обществе.

Сентябрь - 1 неделя
1. Слушание детской песни «Что такое доброта?» и организация танцевальной активности.
Цель – акцентировать внимание детей на слове «доброта», помочь им осознать его значение.
2. Чтение стихотворения Н. Кузнецовой «Мы поссорились с подружкой»
Цель – развивать дружелюбное отношение к окружающим.
3. Беседа на тему «Будь всегда вежлив!»
Цель – напомнить детям формы вежливого общения.
Сентябрь - 2 неделя
1. Чтение стихов А. Барто из цикла «Вовка – добрая душа»
Цель – способствовать формированию представлений о доброте как положительном качестве человека.
2. Хороводная игра «Шёл король по лесу»
Цель – способствовать сближению детей, учить ребят согласовывать движения друг с другом и ритмом текста.
3. Обыгрывание и обсуждение ситуации «Ты пришёл утром в детский сад»
Цель – познакомить детей с разными формами приветствия.
Сентябрь - 3 неделя
1. Развлечение «Праздник вежливости и доброты»
Цель – закрепить знание детей о значении слов «добро», «доброта», «вежливость»; создать условия для воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.
2. Беседа на тему «Как надо играть с товарищами?»
Цель – развивать умение детей вместе играть, делиться игрушками.
3. Игра «Назови меня ласково»
Цель – познакомить детей с разными «ласковыми» формами имён, формировать положительное отношение друг к другу.
Сентябрь - 4 неделя
1. Итоговая беседа на тему «Что такое доброта?»
Цель - способствовать формированию представления о доброте как положительном качестве человека.
2. Чтение сказки Г. Циферова «Когда не хватает игрушек»
Цель – закреплять навыки дружелюбного отношения друг к другу.
3. Чтение стихотворения С. Михалкова «Ежели вы вежливы…»
Цель – способствовать формированию представлений о вежливости как показателе воспитанности человека.

Октябрь - 1 неделя
1. Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель – учить детей анализировать поступки детей, давать им моральную оценку.
2. Беседа на тему «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе?»
Цель – формировать в детях понимание реальности отдачи как добрых чувств, так и злых.
3. Упражнение «Разные формы приветствия и прощания»
Цель – напомнить детям формы словесного выражения вежливости при встрече и прощании.
Октябрь - 2 неделя
1. Беседа на тему «Что значит быть отзывчивым? Как относиться к просьбам чужих людей?»
Цель – познакомить детей с понятием «отзывчивость», формировать привычку отзываться на просьбы родных людей, друзей.
2. Подвижная игра «Пузырь»
Цель – развивать умение детей взаимодействовать друг с другом, доверять друг другу.
3. Дидактические игры в рамках темы «Моё имя»
Цель – помочь детям понять ценность и значимость каждого имени.
Октябрь - 3 неделя
1. Чтение сказки Г. Цыферова «Петушок и солнышко»
Цель – формировать представление детей о различии между добрыми и нехорошими поступками.
2. Дидактическая игра «Как поступить?»
Цель – учить детей подбирать правильный вариант оказания помощи нуждающемуся человеку.
3. Беседа на тему «Как вести себя в детском саду, чтобы всем было приятно и хорошо?»
Цель – закрепить навыки поведения в разных помещениях детского сада и в разные режимные моменты.
Октябрь - 4 неделя
1. Беседа на тему «Обещал – значит, выполни!»
Цель – формировать в детях понимание необходимости выполнять свои обещания.
2. Игра «Разрезанная открытка»
Цель – учить детей, произвольно выбрав часть разрезанной открытки, найти участников своей «команды», помочь затрудняющимся детям найти «команду».
3. Дидактическая игра «Никогда не унывай!»
Цель – научить детей по выражению лица определять настроение человека, формировать умение выражать сочувствие тому, кто в нём нуждается, а также улучшать настроение.

Ноябрь - 1 неделя
1. Беседа о сочувствии. Чтение сказки Г. Цыферова «Мишкина труба»
Цель – рассказать детям о сочувствии, о том, что каждый человек нуждается в понимании.
2. Обсуждение и обыгрывание сюжета р.н. сказки «Кот, петух и лиса».
Цель – на примере литературного произведения закрепить представления детей о сочувствии и понимании.
3. Обыгрывание и обсуждение ситуации «Как можно выразить сочувствие?»
Цель – формировать в детях чувства отзывчивости, умение выражать сочувствие к нуждам другого человека.
Ноябрь - 2 неделя
1. Чтение рассказа А. Митт «Шар в окошке»
Цель – формировать в детях представление о заботливом, чутком отношении к окружающим.
2. Игры со словом «пожалуйста».
Цель – помочь детям понять ценность вежливого общения с окружающими, развивать умение правильно употреблять «вежливые» слова.
3. Беседа на тему «Как и за что мы благодарим окружающих?»
Цель – закреплять словесные формы выражения благодарности.
Ноябрь - 3 неделя
1. Игра-драматизация сюжета сказки В. Сутеева «Под грибом»
Цель – на примере литературного произведения раскрыть понятие «дружба».
2. Рисование весёлых открыток
Цель – развивать умение детей делать приятный сюрприз «неизвестному другому».
3. Хороводная игра «Кто у нас хороший?»
Цель – вызвать положительные эмоции, радость от совместной игры, позитивное отношение друг к другу и к самому себе.
Ноябрь - 4 неделя
1. Развлечение на тему «Вместе весело шагать»
Цель – продолжать формировать правильное понимание понятия «дружба»
2. Беседа на тему «Как мы заботимся о своих близких?»
Цель – продолжать формировать чувства заботы и любви к близким людям.
3. Чтение рассказа В. Осеевой «Навестила»
Цель – показать детям разницу между полезным и бесполезным делом помощи.

Декабрь - 1 неделя
1. Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»
Цель – продолжать формировать правильное понимание дружбы и её ценности.
2. Беседа на тему «Как познакомиться и начать дружить?»
Цель – развивать умение детей налаживать контакты между собой с помощью речи.
3. Хороводная игра «Ты мой друг и я твой друг»
Цель – развивать у детей положительное принятие друг друга.
Декабрь - 2 неделя
1. Беседа на тему «Кто мой друг и кто мой враг?»
Цель – расширить представления детей о дружбе и вражде, конструктивных способах разрешения конфликтов.
2. Игровое упражнение «Прости меня»
Цель – учить детей видеть ситуации, требующие примирения соперников, и формировать умение детей правильно просить прощение.
3. Подвижная игра «Осьминог»
Цель – учить детей группироваться и создавать из своей группы единую фигуру.
Декабрь - 3 неделя
1. Чтение сказки Г. Цыферова «Кто кого добрее?»
Цель – помочь детям понять смысл доброты, её проявления в отношении других людей.
2. Дидактическая игра «Как можно поступить?»
Цель – развивать умение детей видеть решение разных проблемных ситуаций.
3. Рисование автопортретов «Я радуюсь» и «Я злюсь»
Цель – показать отличительные признаки доброты и злобы в человеке.
Декабрь - 4 неделя
1. Чтение пословиц и поговорок о заботе и помощи ближнему.
Цель – формировать правильное представление о взаимопомощи и заботе.
2. Чтение рассказа В. Осеевой «Сыновья»
Цель – формировать чувства заботы к близким людям, стремление помогать им, радовать, а не огорчать.
3. Игровые упражнения на воспитание культуры речевого общения.
Цель – закреплять знание словесных форм выражения просьбы и благодарности.

Январь - 1 неделя
1. Чтение и обсуждение сюжета английской сказки «Три поросёнка»
Цель – раскрыть смысл понятий «взаимопомощь», «поддержка».
2. Игра «Дедушка водяной»
Цель – учить детей узнавать друг друга на ощупь.
3. Игра «Поздоровайся со мной»
Цель – развивать умение детей пользоваться разными невербальными формами приветствия.
Январь - 2 неделя
1. Драматизация сюжета английской сказки «Три поросёнка»
Цель – продолжать формировать представления детей о дружбе и взаимопомощи.
2. Подвижная игра «Чай-чай, выручай!»
Цель – учить детей видеть «нуждающегося» в помощи игрока и оказывать ему помощь.
3. Игра с мячом «Наши имена»
Цель – учить детей употреблять разные положительные формы имён.
Январь - 3 неделя
1. Слушание детской песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь…»
Цель – показать значимость дружбы для человека, ценность друзей.
2. Чтение рассказа В. Осеевой «Просто старушка»
Цель – продолжать формировать в детях чувства заботы об окружающих и желания помочь им.
3. Игра «Придумай приветствие друга» (в парах)
Цель – помочь детям, разбившись по парам, придумать способы приветствия своего друга, расширить представления детей о том, кто может быть другом.
Январь - 4 неделя
1. Чтение произведения В. Катаева «Цветик – семицветик»
Цель – продолжать раскрывать смысл понятий «забота», «сочувствие», «поддержка».
2. Беседа на тему «Как мы можем позаботиться об окружающих людях?»
Цель – показать детям значение способности человека позаботиться о других, иногда чужих людях.
3. Решение проблемных ситуаций
Цель – помочь детям понять, каким образом они могут оказать помощь окружающим людям в реальной жизни (например, уступить место в транспорте)

Февраль - 1 неделя
1. Просмотр мультфильма «Какой чудесный день»
Цель – формировать представление о скромности как положительной черте характера.
2. Весёлая викторина на тему «Скромность и хвастовство»
Цель – воспитывать чувства скромности, учить детей проявлять заботу об окружающих.
3. Беседа на тему «Как вести себя в магазине»
Цель – закреплять навыки поведения в общественных местах.
Февраль - 2 неделя
1. Чтение р.н. сказки «Заяц – хваста»
Цель – продолжать формировать представление детей о скромности как положительной черте человеческого характера.
2. Чтение стихотворения С. Михалкова «Одна рифма»
Цель – продолжать развивать представления детей о правилах поведения в общественных местах.
3. Игра «Похвалим друг друга»
Цель – помочь детям найти что-то хорошее и привлекательное в другом ребёнке.
Февраль - 3 неделя
1. Беседа на тему «Терпение и труд всё перетрут»
Цель – раскрыть понятие «трудолюбие», помочь детям понять ценность труда для жизни человека.
2. Чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»
Цель – формировать представления о том, как можно трудом помочь другому человеку.
3. Развлечение на тему «Без труда не вытащить и рыбку из пруда»
Цель – закрепить представления детей о труде, воспитывать уважение к труду людей разных профессий.
Февраль - 4 неделя
1. Беседа на тему «Когда и в чём нужна смелость»
Цель – объяснить понятие «смелость», учить различать лихачество и смелость.
2. Чтение рассказа Л. Толстого «Котёнок»
Цель – развивать представления детей о смелости, правильном её применении.
3. Упражнение «Тревожные звонки – 01, 02, 03»
Цель – научить детей правильно говорить с диспетчерами в случае опасности.

Март - 1 неделя
1. Чтение рассказа М. Пляцковского «Счастливый день»
Цель – продолжать воспитывать в детях чувства уважения к маме и благодарность за её заботу.
2. Беседа на тему «Как я могу помочь маме?»
Цель – развивать представления детей об их возможной помощи в семейном быту.
3. Игра «Комплименты»
Цель – упражнять детей в произнесении комплиментов друг другу.
Март - 2 неделя
1. Беседа на тему «Мамин день»
Цель – формировать представления детей о том, почему люди всей Земли отмечают праздник
«8 марта», рассказать об уважении к маме.
2. Чтение стихотворения С. Погореловского «Попробуй волшебником стать»
Цель – развивать представление детей об уважении к родителям, матери.
3. Упражнение «Поздравим нашу маму»
Цель – упражнять детей в произнесении поздравлений и пожеланий в честь праздника «8 марта».
Март - 3 неделя
1. Беседа на тему «Грубость и драка»
Цель – дать детям представление о том, что драка и грубость – неприемлемые формы решения конфликтов.
2. Подвижная игра «Скажи! Сделай!»
Цель – показать детям разницу между словом и делом (угрозой и дракой).
3. Упражнение «Поможем Драчуну решить проблему словом»
Цель – научить детей разрешать конфликтные ситуации с помощью слов.
Март - 4 неделя
1. Чтение рассказа В. Железникова «Рыцарь»
Цель – формировать представления детей о мужественности, о том, что неотъемлемой её частью является защите слабых.
2. Оформление «Копилки добрых дел»
Цель – способствовать развитию у детей желания делать добро, помогать друг другу, близким людям.
3. Изготовление орденов «За благородный поступок»
Цель – развивать представления детей о мужественности, развивать желания детей совершать благородные поступки.

Апрель - 1 неделя
1. Рисование на тему «Мой друг»
Цель – научить детей отражать в рисунке положительные черты друзей; подчеркнуть, что умение дружить – важное качество человека.
2. Чтение сказки Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»
Цель – помочь детям понять, что «отношение рождает отношение», чтобы приобрести друзей, нужно самому хотеть дружить.
3. Беседа на тему «Весело и смешно – есть ли разница?»
Цель – рассказать о том, что не всякая шутка может стать причиной радости и веселья всех её участников, иногда шутки несут огорчение.
Апрель - 2 неделя
1. Беседа на тему «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»
Цель – объяснить детям смысл понятий «честность» и «ложь».
2. Игровое упражнение «Так бывает или нет?»
Цель – научить детей различать правду и ложь.
3. Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка»
Цель – раскрыть понятие «ложь», показать, что ложь не красит, а стыдит человека.
Апрель - 3 неделя
1. Чтение рассказа Н. Носова «Леденец»
Цель – продолжать формировать представление детей о лжи как неприемлемом поступке воспитанного человека.
2. Беседа с детьми об обманах в их жизни
Цель – помочь ребятам вспомнить чувства, которые они испытывали, когда обманывали сами или воспринимали чью-то ложь.
3. Чтение рассказа Л. Толстого «Лгун»
Цель – показать, что ложь способна привести не только к потере доверия, но даже к большой трагедии.
Апрель - 4 неделя
1. Чтение рассказа В. Осеевой «Что легче?»
Цель – продолжать формировать представление детей о том, что честность ценнее лжи, хоть и придерживаться её намного сложнее.
2. Чтение китайской сказки «Каждый своё получил»
Цель – раскрыть понятие «хитрость», на примере художественного произведения показать его взаимосвязь с понятиями «ложь», «зависть», «жадность».
3. Беседа на тему «Ошибка и ложь – в чём разница?»
Цель – показать детям разницу в преднамеренности и непреднамеренности поступка или отношения.

Май - 1 неделя
1. Беседа на тему «Что такое жадность?»
Цель – на примере литературных произведений объяснить детям смысл понятия «жадность».
2. Чтение венгерской сказки «Два жадных медвежонка»
Цель – показать последствия жадности и неумения договариваться между собой.
3. Чтение и обыгрывание сюжета рассказа В. Осеевой «Сторож»
Цель – способствовать формированию правильной позиции каждого ребёнка в коллективе сверстников.
Май - 2 неделя
1. Организация сюжетно-ролевой игры «Гости»
Цель – в игровой форме показать примерные «сценарии» приёма гостей и пребывания в гостях, помочь детям сделать выводы относительно правильного поведения в отношении гостей.
2. Чтение сказки А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» (глава 2. «В которой Винни-Пух пошёл в гости, а попал в безвыходное положение»)
Цель – познакомить с правилами поведения в гостях.
3. Беседа на тему «Если к вам пришли гости…»
Цель – формировать положительное отношение к людям, познакомить с правилами поведения при приёме гостей.
Май - 3 неделя
1. Беседа на тему «Кто это – вор?»
Цель – помочь детям понять, кого можно назвать «вором», формировать понимание того, что воровство – это нехорошее качество человеческого поведения.
2. Чтение сказки О. Емельяновой «Мишуткин мячик»
Цель – на примере художественного произведения помочь детям осознать ущербность воровства как для «пострадавшего», так и для «вора».
3. Просмотр мультфильма «Лунтик и его друзья»
(сезон 4, серия № 215 «Чужие вещи»)
Цель – формировать правильную позицию детей в отношении чужих вещей.
Май - 4 неделя
1. Беседа на тему «Обида и обиженные»
Цель – помочь детям понять, что такое обида и каким образом можно причинить её другому человеку.
2. Чтение стихотворения К. Льдова «Кто кого обидел?»
Цель – показать, что обида не всегда осознаётся человеком, поэтому нужно быть осторожными в общении и действии.
3. Просмотр мультфильма «Лунтик и его друзья» (сезон 7, серия № 112)
Цель – поговорить о правилах прощения и просьбы о прощении; отметить, что извинившийся ребёнок не должен повторять своей ошибки.

Июнь - 1 неделя
1. Рассматривание растений на участке
Цель – обратить внимание детей на деревья, кусты, цветы и травяной покров на участке; формировать чувства бережного отношения к природе.
2. Беседа на тему «Живые ли растения?»
Цель – подвести к пониманию того, что растения – это часть живой природы, способной погибнуть от вмешательства человека.
3. Игровая ситуация «Подарок для куклы»
Цель – помочь детям понять, что букет цветов, сорванных с клумбы и лишённых жизни, не может быть истинным подарком.
Июнь - 2 неделя
1. Наблюдение за насекомыми
Цель – обратить внимание детей на то, что трава и почва заселены живыми существами – насекомыми, которые приносят природе и человеку пользу.
2. Чтение стихотворения Е. Серовой «Добрый великан»
Цель – формировать бережное отношение к природе, живым существам.
3. Беседа на тему «Правильное поведение на природе»
Цель – рассказать о том, как можно отдохнуть на природе, не причиняя вред ни себе, ни окружающему миру.
Июнь - 3 неделя
1. Викторина на тему «Мой четвероногий друг»
Цель – расширить представление детей о жизни животных, о том, как они могут стать друзьями человека.
2. Чтение стихотворения Б. Заходера «Песня бездомных собак»
Цель – рассказать детям о том, что человек обязан заботится о тех животных, которых взял на своё попечение.
3. Беседа на тему «Правила поведения при встрече с бездомными животными»
Цель – рассказать о том, что бездомные, брошенные животные могут быть озлоблены на человека, поэтому «общаться» с ними можно только в присутствии взрослых.
Июнь - 4 неделя
1. Экскурсия на тему «Красота неживой природы»
Цель – помочь детям понять, почему природа названа «неживой»; развести понятия «неживая» и «ненужная».
2. Рассматривание картин разных художников, изображающих предметы неживой природы
Цель – учить детей замечать красоту природы, формировать бережное отношение к ней.
3. Беседа на тему «Красная книга природы»
Цель – рассказать о том, что не только природа должна служить человеку, но и человек призван сохранить и, по возможности, обогатить природу.

Июль - 1 неделя
1. Дидактическая игра «Настроение»
Цель – познакомить детей с проявлениями разных эмоций, научить их различать основные эмоции по выражению лица человека.
2. Чтение стихов Э. Мошковской «Обида» и З. Александровой «Плохая девочка»
Цель – показать, как наше настроение может повлиять на окружающих, «ни в чём не повинных» людей и животных.
3. Упражнение «Хозяин эмоций»
Цель – помочь детям понять, каким образом мы можем владеть своими эмоциями, научить детей элементарным приёмам сдерживания негативных эмоций.
Июль - 2 неделя
1. Рассказ воспитателя на тему «Как получилась радуга и как она заулыбалась»
Цель – рассказать детям о том, как образуется радуга: в результате дружбы хмурой тучки и всегда ясного солнышка.
2. Разучивание песни «Если друг к тебе пришёл, не делай так…»
Цель – продолжать формировать в сознании детей понимание, что они могут контролировать свои эмоции.
3. Чтение сказки А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» (глава 4 «В которой Иа-Иа теряет свой хвост, а Пух находит его»)
Цель – показать детям способы «преобразования» настроения другого человека; формировать в детях понимание собственной ответственности за характер отношений с другим человеком.
Июль - 3 неделя
1. Развлечение на тему «Наш великий Русский Язык и Ругаслово»
Цель – помочь детям понять, что в нашем языке есть не только нужные, важные, красивые, смелые, точные слова, но и слова, совсем ненужные и даже слова-«драчуны».
2. Беседа на тему «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь»
Цель – формировать в детях ответственное отношение к собственным словам, направленным на другого человека.
3. Чтение сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (глава 4 «Как Незнайка сочинял стихи»)
Цель – показать ребятам, каким образом слова могут причинить боль, раздражение другим людям, разрушать дружбу.
Июль - 4 неделя
1. Беседа на тему «Как словом можно ранить человека?»
Цель – развивать осознанное отношение к словам в процессе построения дружественных отношений между детьми.
2. Коллективная аппликация «Дерево добрых слов»
Цель – помочь детям освоить словарь «добрых» слов (слов похвалы, утешения и поддержки, слов дружбы).
3. Чтение стихотворения М. Поздеевой «Стихи о добрых словах»
Цель – продолжать формировать в сознании детей понимание важности и нужности добрых слов в общении людей.

Август - 1 неделя
1. Игра - фантазирование «Что будет, если…»
Цель – показать детям, что исход событий во многом зависит от их истоков, на которые мы можем повлиять.
2. Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель – научить детей находить и сопоставлять иллюстрации определённых действий людей и их последствий.
3. Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель – помочь детям научиться определять качество поступков, оценивать их с точки зрения влияния на других людей.
Август - 2 неделя
1. Беседа на тему «Друг – это…»
Цель – помочь детям сформулировать качества характера человека, способного дружить.
2. Чтение рассказа М. Пляцковского «Урок дружбы»
Цель – помочь детям понять свою роль в поддержании дружбы с другим ребёнком, объяснить, почему друзья должны уметь прощать друг друга.
3. Речевая игра «Добрые волшебники»
Цель – упражнять детей в подборе и употреблении «добрых» и «вежливых» слов.
Август - 3 неделя
1. Рассказ воспитателя «Кто же придумал правила поведения?..»
Цель – помочь детям понять, что правила поведения придумали сами люди для того, чтобы им было приятно жить.
2. Создание «Свода правил группы для укрепления дружбы»
Цель – побудить детей к осознанию важности каждого ребёнка группы, необходимости учитывать интересы всех детей; учить ребят договариваться между собой.
3. Чтение стихов А. Усачёва из книги «Азбука хорошего поведения» (на выбор воспитателя)
Цель – продолжать работу по формированию культуры поведения детей в разных ситуациях.
Август - 4 неделя
1. Развлечение «В стране хороших манер»
Цель – показать значимость хороших манер, «вежливых» и «добрых» слов в жизни человека, формировать понимание, что воспитанность – это хорошее качество человека.
2. Дидактическая игра «Противоположности»
Цель – упражнять детей в подборе слов (всех частей речи) и выражений-антонимов.
3. Чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» (глава «Встреча Буратино с Мальвиной, Артемоном и Пьеро)
Цель – продолжать формировать понимание детьми, что воспитанность – это положительное качество человека.


Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.


Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико­синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.


Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений: о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.


Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).


Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).


В младенческом возрасте (2 месяца -1 год) непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно- исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;


В раннем возрасте (1 год - 3 года) предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, восприятие сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;


Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) ряд видов деятельности, игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.


4 построение вариативного развивающего образования 4 построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; взаимодействие с родителями 5 взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.


Профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования; консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации); организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ФГТ Планируемые результаты освоения детьми ООП ДО подразделяются на итоговые и промежуточные. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка (9 интегративных качеств) ФГОС Целевые ориентиры дошкольного образования – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования целевые ориентиры образования в раннем возрасте целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного образования


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ФГТ Промежуточные результаты динамику формирования интегративных качеств воспитанников Промежуточные результаты раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период по всем направлениям развития детей. ФГОС 4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в виде педагогической диагностики (мониторинга) Целевые ориентиры не диагностируются не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ФГТ Система мониторинга Система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. ФГОС рамках педагогической диагностики проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики исключительно для задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); оптимизации работы с группой детей.


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ФГТ мониторинг наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик не тестового типа, критериальноориентированного тестирования, скрининг-тестов ФГОС используется психологическая диагностика используется психологическая диагностика развития детей педагоги-психологи, психологи проводят специалисты: педагоги-психологи, психологи с согласия родителей только с согласия родителей (законных представителей).


4.4. Настоящие требования являются ориентирами для а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации; б) решения задач: формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями; в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет; г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.


4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.


–ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; –использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; –владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:


–стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; –проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; –проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; –у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:


–ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; –ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:


–ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; –ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; –у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:


–ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; –ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

«Деятельность педагога по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе (включая моральные и нравственные ценности)»

  1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Состояние общественной нравственности в современной России – предмет беспокойства философов, социологов, педагогов. Улучшить нравственное состояние общества невозможно без усиления внимания к соответствующему направлению воспитательной работы с детьми, причем начиная с самого раннего возраста. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой цель – воспитание ребенка мыслящим, совестливым, честным, трудолюбивым. Скромным, уважительным, ответственным.

Человеческое поведение, т. е. образ жизни и действий, зависит не только от характера человека, его привычек, но и от того, как он следует определенным правилам и нормам, установленным обществом. Согласно ФГОС ДО основными задачами в работе с детьми по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе являются: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров дают следующее определение «норме», норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. По мнению Г.Н. Эйсмонт-Швыдкой , отечественная педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.

В ходе нравственного воспитания формируются нравственные ценности.

В большом энциклопедическом словаре под редакцией А.М. Прохорова , ценность истолковывается, как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

Главная функция нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве - это кардинальные принципы педагогики.

Анализ деятельности воспитателя ДО в решении проблемы усвоения норм и ценностей, принятых в обществе позволил выделить недостатки.

Недостатки в результатах, основном процессе, в условиях профессиональной деятельности

Недостатки в результатах

Недостатки в основном процессе

Недостатки в условиях профессиональной деятельности

  • У детей отсутствуют знания о социальных нормах поведения и правилах в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками
  • очень часто дети не способны договариваться, учитывать интересы и чувства других
  • многие дети затрудняются в проявлении толерантности
  • Воспитатели не достаточно владеют способами организации игровой деятельности современных детей, игры и игровые обучающие ситуации часто носят дидактический характер
  • индивидуальный подход к ребенку реализуется воспитателями с большими затруднениями
  • очень часто родители не соблюдают нормы и ценности, принятые в обществе, воспитатели затрудняются в организации взаимодействия с семьей.
  • У воспитателей низкая шкала собственных ценностей, многие не имеют чётких ценностных ориентиров
  • При организации деятельности детей воспитатель испытывает затруднения по интеграции разных видов деятельности (познавательная и игровая)
  • недостаточно наглядного материала и пособий в ДОО
  • Недостаточный уровень подготовки воспитателей, отсутствие педагогов-психологов
  • Воспитатели не внедряют в работу технологии ИКТ, ТРИЗ

Исходя из выше перечисленных недостатков можно выделить следующее противоречие: ФГОС ДО направлены на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, но нет оптимизированной системы работы в ДОУ, многие воспитатели не имеют чётких ценностных ориентиров, родители часто не соблюдают нормы и ценности, принятые в обществе, а педагоги не всегда могут построить работу с родителями по формированию у детей нравственного потенциала.

  1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

На основе проведенного анализа и существующих противоречий можно сформулировать профессиональную проблему, которая состоит в определении и подборе средств по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

  1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

В настоящее время, когда вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО), актуализируются вопросы поиска нового содержания, форм и методов воспитательно - образовательного процесса в детском саду, нацеленного на формирование ребенка как личности, готовой к жизни в меняющемся мире.

Новые образовательные результаты на основе целевых ориентиров

Целевой ориентир

Конкретизация в соответствии с возрастом и темой

Пример проявления качества в действии и речи ребенка

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми; привычки сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия. Воспитание заботливого отношения к малышам, пожилым людям; учить помогать им.

Дети дружно играют, активно участвуют в сюжетно-ролевых играх.

Помогают своим сверстникам в разных видах деятельности.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.

Обогащение словаря формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения). Развитие организаторских умений и навыков, способностей к межличностному сотрудничеству, развитие речи, памяти, мышления, воображения, мотивационные сферы ребенка.

При возникновении конфликтов пытается решить проблему мирным путем. Проявляет сочувствие, отзывчивость при возникновении у сверстников проблемных ситуаций. При общении использует вежливые слова

ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

Развитие волевых качеств: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Соблюдает правила поведения в детском саду, в культурно-досуговых центрах. Во время игр с правилами, следует этим правилам, учитывает желания и мнение других детей.

  1. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

В процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Важно, чтобы воспитательно - образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал основные виды социализации ребёнка (естественно-культурного, социально-культурного, социально-психологического и т.д.) и задавал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребёнок должен стать частью социума. Для решения данной проблемы необходимы изменения в образовательном процессе:

Составить план работы с детьми, используя при этом разные формы работы: сюжетно-ролевые игры, дидактические и подвижные; беседы по данной тематике, чтение произведений направленных на нравственное воспитание;

Организовать проектную деятельность, которая способствует побуждению детей к положительным поступкам и делам, уточняет представление детей о добрых и злых поступках и их последствии, развивает умение детей высказывать суждения;

Организовать работу с родителями (практикумы, памятки, круглый стол, пресс-конференции, развлечения, досуги), направленную на повышение осознания родителей о том, что они являются для ребенка источником моральных представлений;

В целях совершенствования теоретического и практического уровня педагогов в создании условий для нравственного воспитания детей организовать методическая работа через следующие формы: тематические консультации по созданию условий в группах; методическая выставка литературы и пособий; практикум по разработке проектов нравственных центров в возрастных группах; смотр-конкурс условий для воспитания нравственных качеств дошкольников.

Вид деятельности

Форма

Предполагаемый результат

Игровая

Сюжетно-ролевые игры:

«Больница»

«Поездка в автобусе»

«Магазин»

«Театр»

«Кафе»

«День рождение»

Формируют деловые личностные качества ребёнка, более или менее устойчивые моральные представления, способности к нравственной саморегуляции, а также, ролевые способы отображения окружающего;

Развивает организаторские умения и навыки, способности к межличностному сотрудничеству, развивает речь, память, мышление, воображение, мотивационные сферы ребенка.

Дидактические игры:

«Что такое хорошо, что такое плохо?»,

«Мешок добрых дел»,

«Помогаем маме»,

«Добрые и вежливые слова»,

«Цветок добрых дел»,

«Помоги Незнайке»,

«Сделай комплимент»,

«Благородные поступки»

Воспитывают организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим, обогащает словарь детей формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения)

Развивают волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Подвижные народные игры

Формируют готовность детей к совместной деятельности, развивают умения договариваться

Коммуникативная

Беседы на темы:

«Как и чем можно порадовать близких»,

«Наши добрые слова»,

«Мы идем в гости»,

«Как мы можем позаботиться о старших»,

«Что значит быть добрым?»,

«Мы в детском саду»

Расширяют представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома.

Конструирование

Изготовление книжки-малышки для детей младшей группы

Учит заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Изобразительная

Рисование по русским народным сказкам «Самый добрый герой»

Формирует умение оценивать поступки сказочных героев

Восприятие художественной литературы

Чтение произведений с последующим обсуждением поступков героев: русские народные сказки,

Стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?»

В.Осеева «Волшебное слово»

Е.Пермяк «Самое страшное»

В.Осеева «Просто старушка»

А. Барто «Вовка- добрая душа»

Формирует умение оценивать свои поступки и поступки сверстников, развивает стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Проектная

Проект

«Наши добрые дела»

Дети должны усвоить знания о важности и необходимости совершения хороших поступков; различать понятия «хорошо», «плохо», научиться сопереживать, совершать добрые поступки по собственной воле, познакомиться с различными произведениями о добре и зле, пословицами, поговорками, стихами, отрицательными и положительными героями, уметь анализировать различные ситуации.

Деятельность воспитателя по работе с родителями:

  • Практикум «Что мы знаем о своем ребенке?», «Взаимодействие с детьми», «Хорошо или плохо – азбука нравственности»
  • Памятки для родителей «Основные причины эмоционального неблагополучия детей»
  • Творческая лаборатория «Нравственные отношения в семье и детском саду»
  • Игра КВН «Роль этикета в нравственном воспитании детей»
  • Круглый стол «Семейные традиции. Праздники»
  • Пресс-конференция «Спрашивали - отвечаем»

Деятельность воспитателя в работе с воспитателями:

  • Проведение занятий, направленных на изучение данной проблемы практических и методических приложений; изучения опыта работы других ДОУ.
  • Семинар-практикум по теме: «Нравственное воспитание дошкольников с учетом современных программ и методик» и практические занятия, которые направлены на систематизацию и углубление теоретических знаний, на осмысление собственного педагогического опыта, на овладение современными технологиями; обзор методической литературы, раскрывающей актуальность работы в данном направлении.
  • Тематические консультации: «Психологические основы нравственного развития детей дошкольников», «Развитие нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста», «Формирование взаимоотношений между детьми», «Формирование чувства любви к природе в процессе прогулок дошкольников».
  • Открытый просмотр мероприятий у педагогов - для молодых воспитателей.
  • «Круглый стол» – цель данного мероприятия: совершенствование системы планирования работы педагогов с детьми по нравственному воспитанию, разработка стратегии взаимодействия специалистов и воспитателей, выявление эффективного опыта работы по данному направлению.
  • «Творческая группа» - участники которой, принимают участие в разработке плана инновационной деятельности, в разработке и составлении перспективных планов для детей и родителей, в подборе эффективных методов сотрудничества с родителями.
  • Индивидуальная работа, направленная на консультирование в проблемных ситуациях, анализ собственной деятельности, знакомство с результатами анализа.

Карта наблюдения

Показатель

Характеристика уровней критерий

Владеет элементарным самоконтролем, приемами сопоставления своих действий или своей работы с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их .

Критерий не выполняется

Критерий выполняется частично

Критерий выполняется полностью

Умеет самостоятельно объединиться в небольшой группе детей для деятельности (труд, игра), определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнеров, оценивать результат и характер взаимоотношений

Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качества личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый).

В качестве контроля, также предлагается диагностика, которая проводится психологом.

  1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Достижению новых образовательных результатов способствуют новые условия:

Кадровые:

  • Повышение уровня знаний педагогов (курсы повышение квалификации, семинары – практикумы, педагогические советы)
  • Интегрированная работа с педагогами ДОУ (музыкальным руководителем, физ. инструктором)
  • привлечение психолога

Научно – методические:

  • Обеспечение методической литературой на тему « Формирование у дошкольников норм и ценностей, принятых в обществе»
  • Создание и реализация проектов о морально-нравственном воспитании дошкольников
  • Планирование открытых занятий по социально-нравственному воспитанию детей

Нормативно - правовые:

  • Учет в образовательной деятельности всех документов. Принятых на государственном уровне и которые касаются дошкольного образования: Закон об образовании, Конвенция о правах ребёнка, ФГОС дошкольного образования, СанПин от 15.05.2013 г №26 и др.

Материально – технические:

  • Проектор;
  • Компьютер;
  • Музыкальный центр;
  • Интерактивная доска.

Информационные:

  • Оформление информационных стендов для родителей с рекомендациями по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе.
  • Подборка информационно-методической и художественной литературы для родителей.
  • Журнал «Дошкольное воспитание», «Старший воспитатель», «Обруч», «Современное дошкольное образование», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
  • Информационное освещение деятельности на сайте ДОУ;
  • Мультимедийные технологии.

Организационные:

  • Организовать в ДОУ кружок, направленный на усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе.
  • Организовать встречи с представителями Центра «Семья», посещение культурно-досуговых центров

Тезаурус

Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Нравственная ценность истолковывается, как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

Саморегуляция включает несколько сложных процессов, которые позволяют детям соответственно реагировать на окружающую среду


— сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.

В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение.

Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества , к которому он принадлежит, называется социализацией .

Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации :

  1. первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
  2. вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление человека.

Агенты социализации — это конкретные люди , ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации учреждения , влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий

  1. Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
  2. Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.
  3. Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
  4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
  5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976):

Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года).На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.

Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».

Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.

Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении.

Стадия юности (от 21 до 25 лет). На этой стадии для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей , человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью.

Стадия старости (старше 55/60 лет). На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.

В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

  1. биологическая наследственность;
  2. физическое окружение;
  3. культура, социальное окружение;
  4. групповой опыт;
  5. индивидуальный опыт.

Биологическое наследие каждого человека поставляет “сырые материалы”, которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.

Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией , а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией . Отклонение в социализации принято называть девиацией .

Модель социализации определяется тем , каким ценностям привержено общество , какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. Социализация организуется так, чтобы обеспечить воспроизводство свойств социальной системы. Если главная ценность общества — свобода личности, оно и формирует такие условия. Когда личности предоставляются определенные условия, она обучается самостоятельности и ответственности, уважению к своей и чужой индивидуальности. Это проявляется повсеместно: в семье, школе, в вузе, на работе и др. Причем, эта либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и ответственности.

Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения; уважение к законам, моральным ценностям; социальную ответственность, гражданское мужество, развивает чувство внутренней свободы и собственного достоинства; воспитание национального самосознания российского гражданина.

Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как .

Поделиться: