Татуировка история происхождения. Все о татуировках

Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы.

Oднако, появилась татуировка гораздо раньше - при первобытнообщинном строе. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, а кроме того, наделялась определенной магической силой.

Причины возникновения обычая татуировки тоже не совсем ясны. По одной теории - это логический прогресс от естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми Каменного Века. Раны и кровоподтеки сливались в причудливые шрамы, отличавшие их носителя от соплеменников в выгодную сторону, как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные семьи разрастались, объединялись в маленькие организованные общины и на кожу уже специально наносились отметины, имеющие специфическое значение в пределах определенной общественной группы. Происходило это в конце Ледникового периода…
Глубоки исторические корни, тату-география не менее внушительна. Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все - разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании.

Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату - от рождения до смерти, - и уж, конечно, нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник.

Лицо - всегда на виду. Поэтому именно лицо украшается в первую очередь. Племена Майори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки - Моко. Эти удивительные хитросплетения узоров служат и постоянной боевой раскраской, и показателем доблести и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Моко, он удостаивался высшей почести - его голову отрезали и хранили, как реликвию племени. А трупы нераскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Образцы Моко так индивидуальны, что зачастую использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, Майори, подписывая "купчую", тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: на атолле Нукуро детей, рожденных нетатуированными женщинами, убивали при рождении.

Татуировка связана и с так называемыми "переходными" обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю - Апо-Кезио - всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое - горьким и т. д. поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки. Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и Апо-Кезио.
Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только "дикарями". В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана. Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила и наказанием.

В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе - дугообразную, а за третье - еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ - "собака". В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой, в Британии татуировкой "D" метили дезертиров, в Германии - выбивали номера жертвам концлагерей, да и что скрывать, у нас в Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое…

А ведь в древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян.
Праславяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями - пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена."

Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру "дикие" племена, моряки с их кораблей обзаводились там шикарными татуировками на память о путешествиях. Печально известный капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания в 1769 году, он привез с Таити не только само слово "tattoo", но и "Великого Омаи", сплошь истатуированного полинезийца, ставшего сенсацией - первой живой тату - галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия "знатного дикаря". К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы. Например, некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего столетия… Но, хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашенных циркачей, сами они отнюдь не спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и других подобных "профсоюзов", использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям. Современная популярность тату на Западе многим обязана именно им. Вместе с тем, они же в ответе за творческий застой в западной татуировке XIX-начала XX века. Скудное воображение и сомнительный художественный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату-"репертуара" морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами.

Как ни печально, факт остается фактом - цивилизация низвела древнее искусство до уровня дешевого ширпотреба. Отсутствие спроса на достойную продукцию расхолаживало татуировщиков, лишало стимула к творчеству и новым стилистическим разработкам.

А ведь именно тогда, в 1891 году, американец О"Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку, заменившую всевозможные самодельные инструменты и приспособления. Но даже технический прогресс не сдвинул дело с мертвой точки. Всю первую половину XX века и Европа и Америка ходили со стандартным набором незамысловатых лубочных картинок.

И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 50 - 60-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур - Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, - создавая захватывающие гибриды, новые стили, школы и направления. Так начался новый, современный этап тысячелетней тату - истории, который, несомненно, заслуживает отдельного подробного рассказа.

Увлечение татуировкой, если это так можно назвать, завоевывает все новых и новых последователей. Летом, когда все стремятся одеться максимально открыто, легко заметить – разрисованных тел становится все больше и больше. Это весьма удивительно, учитывая особенности нашего времени.


Сейчас все переменчиво, как никогда в истории, люди быстро устают от чего-то, желают новенького и вообще все находится в постоянном движении – мы постоянно желаем новых приобретений, новых впечатлений, нового опыта. Но с татуировкой напротив, она статична. Заполучив рисунок на тело, мы не сможем легко изменить сюжет или избавиться от тату вообще. Почему же тогда татуировка популярна?


Самое главное, популярность татуировок растет во всех слоях населения, даже в самых культурных и обеспеченных! Раньше татуировки носили уголовники и различная шпана, а сейчас образованные и культурные люди. Давайте заглянем в историю татуировки и попробуем разобраться.



Слово «татуировка» имеет свои корни в полинезийских языках и означает «сделанное по всем правилам». А возможно, это слово произошло от использовавшегося на острове Таити слова «татау» – «ударять».


Для древних индейцев татуировка имела сакральное значение, помогала демонстрировать свой статус и заслуги, а так же являлась частью многих ритуалов, в том числе и магических. Индейцы рисовали на теле необходимый узор, а затем брали острый акулий зуб и с помощью молоточка превращали рисунок в татуировку.


При этом индейцы, как и многие другие народы, свято верили в символизм и значение татуировки, они не рисовали на себе, что попало, а лишь те рисунки, которые могли помочь им в жизни, изменить жизнь к лучшему.



Несмотря на то, что древние люди были примитивны, не имели интернета для общения и не могли свободно и массово пересекать моря и океаны, татуировка присутствовала в разных уголках планеты - в племенах, которые никак не могли встречаться.



Кожа древней мумии со следами татуировки


Народ нага из джунглей Индонезии мало с кем общался, но и у них были татуировки.


Они делали татуировку воинам племени – она свидетельствовала об их силе и достижениях. Секреты значения татуировок передавались из поколения в поколение, а делать их могли только жены старейшин племени. Каждый раз после удачной охоты воину наносилась очередная татуировка, и чем больше добычи брал воин, тем больше татуировок покрывало его тело.


Но не только воины и охотники украшали себя рисунками. Татуировка находила себе место даже на теле девочек, которым после первых месячных наносили несколько поперечных полосок на подбородке и загадочный орнамент па лбу. Эти знаки якобы оберегали девочку от злых духов. А после замужества женщинам из племени нага делались наколки на плечах.



Интересно, кто мог надоумить людей, что татуировка может иметь какое-то влияние на духов? Может быть, сами духи таким образом насмехались и глумились над примитивными людьми?



Женщины и девушки Древнего Египта жили в более развитом обществе, нежели племена в джунглях, но и они тоже украшали себя татуировкам. Еще за 3000 лет до нашей эры египетские женщины знали тату! Зачем им это было нужно?


По мнению египетских жрецов, татуировки помогали женщинам в беременности и родах, укрепляли здоровье. Жрецы общались с духами, от которых они скорее всего и получили знания о татуировках.





Фото сверху и снизу – татуировки Алтайской Принцессы


На территории современной России в Алтае в необычной гробнице под глыбой льда обнаружили захоронение. Ее назвали Принцесса Укока – Алтайская Принцесса. Мумия принцессы сохранила татуировки до наших дней.


Помимо принцессы были и другие находки, которые указывают на любовь скифов к татуировке. На эту тему писал Геродот. По его мнению, у скифов и фракийцев ритуал нанесения татуировки проводился только для . Если нет татуировки – перед вами человек из низшего сословия.


В Новой Зеландии искусством татуировки прославились маори. Каждый рисунок был индивидуальным, как бы личным кодом человека, он подчеркивал знатность человека, древность его рода и особые заслуги. Женщинам-маори проводили специальные ритуалы по нанесению татуировок вокруг рта, по их верованиям, они на долгие годы сохраняли молодость и красоту.



Мумии со следами татуировок находили в самых разных уголках Земли, о татуировках свидетельствуют также статуэтки и различные изображения людей.


Почему древние люди из разных концов земли делали татуировки, как они додумались до этого, ведь они не имели прямого общения и не передавали знания? На этот счет может существовать множество теорий, но если глубоко вдуматься, можно понять – желание сделать татуировку нашим предкам нашептывали разные духи, с которыми общались их шаманы и жрецы.


Современные люди зачастую не верят в духов, сейчас почти не осталось шаманов, а жрецы встречаются лишь на страницах книжек, но это не значит, что духи исчезли и перестали нашептывать нам разные желания.





Фото сверху – Алтайская Принцесса и ее татуировка
Фото снизу современная копия



Всматриваясь в историю, можно заметить, что татуировки обильно покрывали тела людей до прихода христианства. Когда христианство утвердилось, татуировка потеряла популярность, а нынешний рост популярности татуировки наглядно показывает утрату влияния христианства на сознание людей. В общем, люди возвращаются к дохристианским истокам, возрождаются языческие религии и многое другое, что в христианский период было немыслимо.



Есть и иные причины. Как мы уже говорили – современный мир переменчив, и мы всё время хотим чего-то новенького, но вместе с этим хочется чего-то постоянного, что не смогут отнять налоги и кризисы. Этим постоянным для некоторых людей становится татуировка.


В обществе, живущем по принципу «использовал и выбросил», люди начинают наносить на собственное тело несмываемые рисунки и символы, ведь это сопровождает их до самой смерти. Тату единственный пожизненный капитал, который до самого конца у них никто не сможет отнять!


Помимо этого татуировка дает возможность выделиться и заявить о собственной уникальности. Тату для некоторых демонстрирует уверенность в себе, яркую индивидуальность и некую крутизну.





Привлекают взгляды к определенным частям тела и призваны усилить их привлекательность и сексуальность, что сейчас очень важно, ведь вокруг масса соблазнительных девушек и надо как-то выделиться среди соперниц.


Посему в понимании определенных людей татуировка на самом деле становится капиталом и даже инвестицией в себя, в свою жизнь.


Хотя по правде татуировка весьма сомнительный капитал, но зато ее легко нанести и легко демонстрировать. Знания тоже капитал на всю жизнь, знания и образование не могут отнять кризисы, но знания намного сложнее приобрести.


Теперь мы знаем историю татуировки и можем понять причины популярности.




Трудно сказать, когда именно человек впервые нанес рисунок на свою кожу. Но доподлинно известно, что история татуировки насчитывает не менее 60000 лет. Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы.

Oднако, появилась татуировка гораздо раньше — при первобытнообщинном строе. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, а кроме того, наделялась определенной магической силой.

Причины возникновения обычая татуировки тоже не совсем ясны. По одной теории — это логический прогресс от естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми Каменного Века. Раны и кровоподтеки сливались в причудливые шрамы, отличавшие их носителя от соплеменников в выгодную сторону, как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные семьи разрастались, объединялись в маленькие организованные общины и на кожу уже специально наносились отметины, имеющие специфическое значение в пределах определенной общественной группы. Происходило это в конце Ледникового периода…

Глубоки исторические корни, тату-география не менее внушительна. Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все — разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании.

Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату — от рождения до смерти, — и уж, конечно, нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник.

Лицо — всегда на виду. Поэтому именно лицо украшается в первую очередь. Племена Майори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки — Моко. Эти удивительные хитросплетения узоров служат и постоянной боевой раскраской, и показателем доблести и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Моко, он удостаивался высшей почести — его голову отрезали и хранили, как реликвию племени. А трупы нераскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Образцы Моко так индивидуальны, что зачастую использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, Майори, подписывая "купчую", тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: на атолле Нукуро детей, рожденных нетатуированными женщинами, убивали при рождении.

Татуировка связана и с так называемыми "переходными" обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю — Апо-Кезио — всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое — горьким и т. д. поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки. Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и Апо-Кезио.

Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только "дикарями". В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана. Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила и наказанием.

В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе — дугообразную, а за третье — еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ — "собака". В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой, в Британии татуировкой "D" метили дезертиров, в Германии — выбивали номера жертвам концлагерей, да и что скрывать, у нас в Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое…

А ведь в древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян.

Праславяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями — пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена."

Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру "дикие" племена, моряки с их кораблей обзаводились там шикарными татуировками на память о путешествиях. Печально известный капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания в 1769 году, он привез с Таити не только само слово "tattoo", но и "Великого Омаи", сплошь истатуированного полинезийца, ставшего сенсацией — первой живой тату — галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия "знатного дикаря".

К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы. Например, некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего столетия… Но, хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашеных циркачей, сами они отнюдь не спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и других подобных "профсоюзов", использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям. Современная популярность тату на Западе многим обязана именно им. Вместе с тем, они же в ответе за творческий застой в западной татуировке XIX-начала XX века. Скудное воображение и сомнительный художественный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату-"репертуара" морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами.

Как ни печально, факт остается фактом — цивилизация низвела древнее искусство до уровня дешевого ширпотреба. Отсутствие спроса на достойную продукцию расхолаживало татуировщиков, лишало стимула к творчеству и новым стилистическим разработкам.

А ведь именно тогда, в 1891 году, американец О"Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку, заменившую всевозможные самодельные инструменты и приспособления. Но даже технический прогресс не сдвинул дело с мертвой точки. Всю первую половину XX века и Европа и Америка ходили со стандартным набором незамысловатых лубочных картинок.

И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 50 — 60-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур — Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, — создавая захватывающие гибриды, новые стили, школы и направления. Так начался новый, современный этап тысячелетней тату — истории, который, несомненно, заслуживает отдельного подробного рассказа.

Татуировка – древнейшее культурное явление, которое берет свое начало еще в первобытные времена. В те далекие годы наши предки активно украшали свое тело символическими рисунками, которые имели особое значение, были элементом устрашения противника, условным обозначением первобытных кланов и прочее.




Многие рисунки тех времен нашли отображение в современном боди-арте, который включает самые разные стилистические направления.

История татуировки в Европе несколько туманна. В каждом языке европейской группы было свое слово, обозначающее нательные рисунки. К примеру, жители Голландии называли тату «рисование методом накалывания». Русское слово «наколка» также имеет вполне однозначный смысл.

В английском языке в отношении тату употреблялось словосочетание, означающее «раскрашенный пунктиром», что намекает на методику нанесения татуировок в те времена.

Открытие нового континента, где местные цивилизации активно использовали нательную живопись для самовыражения и ритуальных практик, дало толчок зарождающейся культуре боди-арт. Изначально слово «татуировка» употреблялось лишь в отношении рисунков, наносимых жителями Таити. После же путешествий мореплавателя Кука термин «тату» разошелся по всей Европе и контрастно отпечатался в культуре того времени.

В середине 19 века термин «татуировка» был впервые применен в научной среде. После этого слово распространилось во всем цивилизованном мире.

На территории современной России татуировки существовали еще во времена древних руссов. Некоторые свидетельства 10 века говорят о том, что наши предки-язычники украшали себя красивыми татуировками. К сожалению, таких свидетельств немного, и сказать, насколько популярны татуировки были в России того времени нельзя. Тем не менее, начало 20 века ознаменовалось возрождением культуры наколок. Такие рисунки были популярны среди матросов – людей, которые как никто другой плотно соприкасались с другими культурами. Также важным толчком к развитию нательного искусства стала криминализация общества того времени, доминирование воровской культуры и другие явления тюремной среды. Во времена советского союза татуировки также можно было встретить среди армейцев.Некоторые наколки имели политическую подоплеку и украшали тела соответствующих деятелей, оппозиционеров и бунтарей.

В наши дни культура тату набирает обороты популярности не только в России, но и по всему миру. Еще десяток лет назад нательный рисунок был уделом неформалов и романтиков. Сегодня же самые разные картинки могут украшать подкачанное тело маркетинг-директора, дизайнера или даже публичного бизнесмена. Причем эти рисунки далеко не всегда маленькие и незаметные.

Надписи, символы, узоры и полноценные картины покрывают сегодня тела самых разных людей из самых разных социальных слоев. Сегодня татуировка стала одним из ярких способов самоидентификации и выражения своего внутреннего мира. Парни с забитыми рукавами и девушки с элегантными узорами на бёдрах разукрасили наш социум своей аутентичностью.


Краски и пигменты

Набивание татуировки – это процесс нанесения краски под кожу специальной машинкой со встроенной иглой. Качество зависит не только от мастерства художника и наличия дорогого оборудования.

Немаловажный фактор – это свойства самой краски.

Краска для тату – это особый пигмент, который при контакте с кожей обретает определенный цвет и сохраняет яркость рисунка. Большой процент представленных на рынке красок для татуировок имеют основу, которая позволяет смешивать разные краски и получать новые оттенки.

Некоторые мастера тату не используют популярные профессиональные краски, предпочитая создавать свои собственные пигменты. Как правило, это происходит тогда, когда художник выставляет высокие требования к чистоте и дисперсности продукта.

В не столь отдаленные времена, когда химия как наука еще развилась недостаточно, для нанесения татуировок использовались краски на основе растительных компонентов. Разумеется, такие пигменты вызывали ряд неприятных последствий, в том числе аллергические реакции. Кроме того, краски того времени быстро выцветали.

Но в наше время всё обстоит совершенно по-другому. Современные краски производятся на высокоточном оборудовании. Продукт проходит тщательную обработку и очистку. Большинство современных красок в своем составе имеют компоненты, которые способствуют ускорению заживления травмированной кожи.

Краски для тату можно распределить по ценовым категориям. Есть доступные, а есть – дорогие. Последние, в основном, представлены продуктами, имеющими в составе микрогранулы хирургического пластика. Татуировка, набитая такими чернилами, сохранит первозданность цвета на долгие годы.

Тем не менее, в последнее время все чаще используются краски на органической основе. Технология минеральных пигментов позволяет сохранить четкость рисунка и минимизировать вероятность того, что татуировка «поплывет». Органические чернила, как правило, используются для микропигментации.

Тату в религиях мира

Мировые религии по-разному трактую такое культурное явление как татуировка. Рассмотрим наиболее интересные факты в этом направлении.

Виды тату

Все татуировки можно глобально разделить на 2 вида – на временные и постоянные. Со вторыми всё понятно – вывести их можно только с помощью особых далеко не самых приятных процедур. Временные же татуировки – это великолепная альтернатива традиционному боди-арту, так как со временем такие рисунки блекнут и вовсе исчезают. О них и поговорим.

Временные тату –выбор для тех, кто еще не готов к более брутальным экспериментам со своим телом. Если вы решили сделать постоянную тату, но еще не определились с местом нанесения или эскизом, то есть смысл задуматься над тем, чтобы нанести временный рисунок. Так вы сможете предварительно оценить, нравится ли вам выбранная картина, надпись или символика. Кроме того, вы на личном опыте прочувствуете, что это такое – иметь татуировку. Если вдруг вам это не понравится – просто сведите временную тату и забудьте об этом. Если же, наоборот, вам понравится, как вы выглядите с временной татуировкой, то можно смело выбирать эскиз для полноценной тату.

Есть несколько способов нанесения временных татуировок. Каждый из них имеет свои преимущества и особенности. Рассмотрим самые популярные:

Кроме того, есть еще ряд методов, позволяющих наносить временные рисунки на тело. В последнее время популярны хрустальные татуировки, переводные рисунки и блеск-тату. Эти экстравагантные способы украшения своего тела пользуются особой популярностью в fashion-индустрии.

Стили тату

Разумеется, боди-арт – это необъятное поле для творчества. Тем не менее, за годы существования культуры татуировок было сформировано несколько ключевых стилей, которые ярко отличаются друг от друга и имеют свои особенности. Вот они:

  • Реализм. Суть его состоит в нанесении рисунков с детальным и реалистичным отображением людей, пейзажей и т.п. Несмотря на стереотип о том, что реализм начал развиваться не так давно, на самом деле такие тату украшали благородные тела еще в 19 веке. Увидеть портрет на плече офицера было нормальным явлением.
  • Ориентал. Уже из названия понятно, что этот стиль переплетается с восточной культурой. Любите татуировки с изображением и ? Вас привлекает тематика гейш и японских ? Или вы хотите украсить свое тело великолепной ? Тогда стиль ориентал вам придется по вкусу.
  • Стиль берет свое начало в первой половине 20 века в США, когда преступные синдикаты активно расширяли сферы своего влияния. Именно тогда татуировки в стиле можно было наблюдать на мужественных торсах бесстрашных мафиози. – весьма специфичный стиль, который популярен как в криминальном мире, так и среди мирного населения.
  • Суть стиля – имитация механической конструкции человеческого тела, спрятанной под кожным покровом. Разорванная мышца, под которой скрываются шестеренки, поршни и подшипники, – классическая татуировка в стиле .
  • Старая школа европейской и американской татуировки берет начало в 19 веке. Популярность стиля то падает, то вновь растет. Неизменные поклонники жанра – любители тяжелой музыки и брутального образа жизни. или адский . Не желаете ли?
  • Пожалуй, самый популярный формат татуировок. Успех этого жанра вполне понятен – татуировки выполняются, как правило, в одном цвете и представляют собой хитрые . По форме могут быть самые разные, но в большинстве случаев имеют линии, схожие с пламенем, кинжалами и сюрикенами. – традиционный формат татуировок в Океании, а также в некоторых африканских племенах. Свидетельства говорят также о том, что подобные тату украшали тела .
  • Треш. Философия этого стиля – увидеть красоту даже в самых ужасных вещах. Яркие краски, спонтанные линии, и их эмоциональная насыщенность – вот ключевые особенности стиля, название которого дословно переводится как «мусор».Даже фото подобных татуировок способно вызвать яркие эмоции у неискушенной публики.
  • Дотворк. Особая техника нанесения татуировки, которая сформировала аутентичный стиль. Дотворк позволяет создавать геометрически сложные рисунки.При этом яркость и контрастность деталей зависит от плотности нанесения точек на конкретный участок кожи.Дотворк – «блюдо» для истинных гурманов боди-арта.
  • Насыщенные и необычные татуировки, которые имеют мужские и женские вариации. На плечах парней и мужчин смотрятся воинственно и агрессивно, что добавляет им шарма. Женский же образ такие тату делают и вовсе брутальным и диким.
  • Нью-скул. Новое веяние в боди-арте, возникшее в 1980-е годы. Новая школа тату была популяризирована по всему миру. Нью-скулу свойственна яркость красок и нетривиальность сюжетов. Часто ко всему этому примешивается психоделика и абстракция.
  • Традишнл. Традиционное направление бодиарта имеет свою историю и особый смысл. Не стоит относиться поверхностно ко всем этим , и . Символизм и сакральный смысл в этих татуировках проявляется особенно ярко. За внешним минимализмом скрывается завершенность композиции и лаконичная мудрость.
  • Блэкворк. Стиль чрезвычайно аутентичный. Узнать его можно по масштабным участкам кожи, буквально залитым черной краской до состояния глянцевой однородной поверхности. Типичный блэкворк – это геометрические фигуры, равномерно залитые черной краской на всех участках. Черный квадрат на спине – распространенный формат тату в стиле блэкворк. При этом тот факт, что татуировка выполнена в черном цвете, еще не означает, что она принадлежит к семейству блэкворк.
  • Нео-традишнл. Стиль несколько отличается от традиционного. Во многом напоминает нью-скул.
  • Этника. Относительно недавно этнические веяния вошли в тренд. Эти татуировки отличаются удивительным многообразием рисунков, интересными сочетаниями цветов и объемностью изображений.
  • Скетч-стайл. Поистине аутентичный стиль,который полностью ломает стереотип о том, что тату должна быть яркой, четкой и утонченной. Скетч-стайл скорее напоминает наброски в молескине, чем изящный эскиз.
  • Акварель. Даже если вы скептично относитесь к культуре тату, стиль способен изменить ваше восприятие нательного искусства.Такие тату предпочитают творческие натуры. Акварель не имеет ничего общего с другими стилями, что делает его особым направлением в искусстве.
  • Хендпоук. Такие татуировки отличаются простотой исполнения. Как правило, тату в стиле хендпоук выглядят забавно и часто неприлично.

Разумеется, мир татуировок не ограничивается только вышеперечисленными стилями. Мастера боди-арта постоянно экспериментируют и создают новые направления в этом нетривиальном искусстве.

Кроме того, многое зависит и от самого художника, ведь некоторые мастера практикуют свой собственный стиль, несравнимый ни с одним из уже существующих.

Нанесение тату

Нанесение тату – это комплексный процесс, состоящий из следующих этапов:

  • Нанесение на кожу антибактериальных средств;
  • Подготовка рабочего места мастера;
  • Нанесение тонкого слоя вазелина на кожу клиента;
  • Нанесение контуров татуировки с помощью машинки;
  • Удаление остатков краски салфеткой или ватным тампоном;
  • Закрашивание татуировки с помощью специальной машинки, отличающейся широкой амплитудой движения иглы;
  • Корректировка цветов и контуров татуировки;
  • Нанесение на кожу антисептического средства, ускоряющего процесс заживления;
  • Заклеивание татуировки специальным пластырем или пленкой во избежание заражения.

Клиент по возвращению домой должен обработать свой «трофей» и следовать режиму ухода за татуировкой. Процесс полного заживления может занять до 10 дней, что стоит учитывать при планировании своего времени на ближайшие пару недель.

Выведение тату

Нередки случаи, когда татуировка теряет свою актуальность и наступает момент, когда от нее хочется избавиться. Сделать это можно множеством способов. К примеру, можно прибегнуть к старому, но очень болезненному способу выведения тату – механическому повреждению разрисованного участка кожи. Этот метод практиковался в советских тюрьмах, где авторитетные преступники заставляли новичков сводить «незаслуженные» наколки с помощью кирпича.

К счастью, сегодня есть более гуманный способ удаления тату. Речь идет о лазерном выведении татуировок. С помощью рубинового лазера можно безболезненно избавиться от нежелательного нательного рисунка.

Принцип работы оборудования очень прост. Пучок лазера направляется на молекулу красителя, которая разбивается на мелкие частички. Эти частички попадают в лимфу, а затем выводятся из организма. Сегодня лазерное удаление тату считается одним из самых безопасных и комфортных способов решения эстетических проблем такого рода.


Уход за тату

Правильный уход за татуировкой – это очень важно, особенно если речь идет о первых днях с момента нанесения рисунка. Мы представим ряд обязательных рекомендаций, которые нужно соблюдать для того, чтобы избежать типичных проблем, таких как инфекция, нарушение целостности рисунка и прочее:

  1. Снимайте повязку после нанесения тату точно по предписанию вашего мастера. Обычно это время составляет от 4 до 12 часов в зависимости от масштабности вашей тату.
  2. В первые дни после нанесения тату промывайте ее теплой водой с мылом без использования спиртосодержащих веществ.
  3. После первой «домашней» промывки нанесите на место рисунка антибактериальное средство, рекомендованное вашим мастером.
  4. Ни в коем случае не сдирайте образующуюся корочку. Дайте коже время для заживления, а корочка отпадет со временем сама.
  5. В первые дни после нанесения тату избегайте попадания на рисунок прямых солнечных лучей. Ультрафиолет может заметно подпортить внешний вид тату.
  6. От употребления алкоголя и других препаратов, повышающих давление, лучше отказаться на этапе заживления тату. Повышение давления может способствовать изменению татуировки за счет выбивания пигмента.
  7. Старайтесь избегать серьезных физических нагрузок в первые недели после нанесения тату.

Помните, что неправильный уход за тату может испортить ее первоначальный внешний вид. Кроме того, занесение инфекции – далеко не самая приятная вещь, поэтому к уходу в домашних условиях стоит подойти серьезно. Вы ведь не хотите, чтобы тонкая работа мастера потеряла яркость и четкость линий?

«За» и «против» нанесения тату

Что означает ваша татуировка? Где вы ее хотите набить? Будет ли она актуальна через несколько лет? Если вы не ответили на эти вопросы, то вам точно стоит задуматься над тем, готовы ли вы к тому, чтобы украсить ваше тело татуировкой. Чтобы быть объективными, мы представим аргументы за и против тату.

Преимущества тату:

Недостатки тату:

  • Тату – это больно, особенно для людей, которым свойственна повышенная чувствительность;
  • Тату многими считается асоциальным украшением, которое точно не сочетается с белым воротничком и деловым костюмом;
  • Тату – это условно навсегда.

Мы рекомендуем тщательно подходить к выбору татуировки, чтобы потом не тратить уйму денег на ее выведение. Подумайте над тем, чего вы ожидаете от рисунка и для чего хотите украсить им свое тело.Только осознанно сделанная татуировка не станет для вас разочарованием в будущем.

Все, что связано с человеком, будь то жизненный уклад, обычаи того или иного человеческого сообщества, традиции и привычки, способы и язык общения, другие многочисленные аспекты жизнедеятельности высшего творения природы - человека, могут быть понятны только при внимательном изучении причин и мотивов поступков и поведения отдельных представителей человеческой расы или целых регионов.

Особенно это относится к развитию различных форм искусства, и в частности - к искусству украшения человека. Ведь нелепо было бы думать, что в прошлом одежда существовала только для защиты от дождя, снега, ветра. Разнообразие костюмов даже в рамках одной какой-либо немногочисленной народности свидетельствует о стремлении человека посредством одежды привлечь к себе внимание, выделиться или другими словами - украсить себя. И как это ни парадоксально, но одним из элементов искусства украшения является древний обычай раскрашивать свое тело различными способами - обычай, который тесно связан с появлением одежды. И один из способов - татуирование тела. Проникнуть в тайну татуировки, впрочем, как и в другие тайны человеческой цивилизации, помогает история - великая наука, дающая нам в полной мере осознать кто мы, почему мы такие, какие причины лежат в основе наших привычек, традиций и поступков.

Раскрашивание тела в любых его видах следует рассматривать как пережиток времен заро­ждения человечества. Первоначально тело просто размалевывалось красками. Художники каменного века, расписывая кожу, оперирова­ли уже красками семнадцати различных цветов и оттенков. В железный век в копях для добыва­ния красок искали главным образом охру, кото­рая, между прочим, применялась и при создании знаменитых франко-кантабрийских пещерных наскальных рисунков. Тела размале­вывали для отпугивания злых духов и врагов, для украшения, для подчеркивания обществен­ного положения и ранга, а также в культовых целях.

Однако эта живопись была непрочной. По­этому возникла потребность в способе, позво­ляющем создавать узоры, сохраняющиеся на коже длительное время. Кожу стали надрезать и накалывать. Вначале появилась татуировка руб­цами, которая и поныне применяется у отдель­ных темнокожих племен на островах Океании.

Мотивы, которыми человек руководствовал­ся, татуируя свое тело, были весьма разнообраз­ны. В некоторых случаях знаки татуировки служили клеймами или племенным отличием. В других случаях рисунок настолько непостоянен для каждого индивидуума, что о «национальном» отличии не может быть и речи. Так, например, племя моту в Новой Гвинее то татуировалось, то вовсе не придерживалось этого обычая. Безусловно, важны также мотивы культа. Операция нанесения татуировки обставляется значительной религиозной торжественностью и идет рука об руку с обрядами, совершаемыми при наступлении половой зрелости. Например, у австра­лийцев к 18-20 годам совершалась церемония опрыскивания кровью и татуировка.

И все-таки самым важным мотивом остава­лось и остается желание человека украсить себя. Это подтверждает песнь, которую пели при выполнении татуировки в Полинезии:

"...Пусть каждая линия будет проведена

На теле великого, богатого мужа,

Пусть фигуры будут красивы!

А на теле мужа, который ничего

не может заплатить,

Проведи линии и кривые, и не замыкай их!.."

Таким образом, богатые и знатные татуиро­ваны лучше и обильнее, чем бедные. Рабы же и вовсе были лишены этой чести.

С течением времени внутреннее содержание и смысл рисованных изображений постепенно от­ступали на задний план, и в тех местах, где еще. сохранялся обычай татуировать свое тело, татуи­ровка выражается различными вариациями. Так, индейцы тлинкиты (северо-запад Америки) изо­бражали в своих рисунках браслеты и кольца; на Каролинских островах девушки татуировали себе нижние части живота и ляжек; африканские яунде, которые татуировались рубцами, проводят от, угла рта к уху через щеку изображение трубки.

Культурные религии Запада и Востока сократили область распространения татуировки. А между тем много веков назад и в Европе были знакомы с этим обычаем. Так, постановление церковного совета в Норткумберлэнде (Англия) в 787 году осуждало этот языческий пережиток.

Совсем недалеко от нас то время, когда тун­гусы, якуты и остяки выводили на лице рисунки уколами; на руках татуировка была чаще. Те­перь она исчезла совершенно.

У индейцев колумбийских берегов на северо-востоке Америки женщины разрисовывали се­бе даже язык.

В Японии низшие слои общества покрывали тело изображениями различных растений, ландшафтами, человеческими фигурами.

На центральных островах Полинезии сущест­вовал обычай татуировать у каждого на теле изображение его духа-покровителя - священного животного.

У ряда африканских племен супруги получа­ют татуированные знаки вместо обручальных колец, а мать носит знаки, указывающие на чис­ло ее детей.

В Калифорнии (у кароков и патават) выводи­ли на щеках узор пера, и весь живот покрывали изображением дерева. По рисунку и цвету татуи­ровки на теле туземцев, а также по ее месторас­положению можно было определить статус данного лица в племени. Американские индей­цы наносили на свое тело боевой раскрас во время враждебных отношений с другими племе­нами. Различие лишь в том, что яркий раскрас наносился на некоторое время, тогда как татуи­ровка - на всю жизнь.

О древности обычая украшать свое тело раз­личными рисунками свидетельствуют как пись­менные источники, так и находки археологов. В связи с этим представляется весьма интерес­ным краткий исторический «экскурс", проведен­ный известным археологом С. И. Руденко в работе «Культура населения горного Алтая в скифское время". Вот что он пишет.

В древности татуировка у различных народов имела многообразное назначение. По сообще­нию Геродота, у фракиян "порезы на коже озна­чали благородное происхождение; не имеющий их - не благороден». Как повествует Ксенофонт, у сыновей богатых моссиник "спины были разри­сованы, а передняя часть тела татуирована цве­тами». По свидетельству Помпония Мелы, агафирсы «разрисовывали свои лица и тела бо­лее или менее, смотря по степени благородства». Позже этот обычай отмечен у динлинов и у на­следовавших им кыргызов, у которых татуиров­ка была привилегией храбрейших. В античной древности рабы носили на теле выполненное татуировкой имя своего хозяина. Более того, Геродот рассказывает, что во времена Дария Гистаспа татуировкой пользовались для кон­спиративной переписки. Так, к Аристагору - тирану Милета - "из Суз от Гистиэя пришел раб с исписанной головой, указуя на то, что Ариста­ гору следует восстать на царя. Желая дать знать это Аристагору, Гистиэй, вследствие того, что дороги охранялись стражей, мог сде­лать это безопасно только следующим обра­зом: вернейшему из рабов он сбрил волосы на голове и исписал ее уколами, потом дал воло­сам отрасти. Как скоро волосы выросли, он отослал раба в Милет с единственным поруче­нием: по прибытии на место предложить Ари­стагору обрить его и осмотреть голову, а уколы на голове приглашали, как сказано, к возмуще­нию».

Следует отметить, что на наличие татуировки у племен Ближнего Востока и Восточной Европы имеются некоторые" указания. По сообщению Гиппократа, «вся масса скифов, сколько ни есть их кочевников, прижигают себе плечи, руки и кисти рук, груди, бедра и чресла, но не для чего иного, - объясняет знаменитый врач, - как из-за слабости и вялости, чтобы быть энергич­нее». О царских скифах Геродот писал, что они "делают себе на руках порезы» в знак печали при похоронах, вместе с отрезанием частей уха и прокалыванием левой руки стрелой. Однако шрамы на тепе после указанных операций еще нельзя рассматривать как татуировку. О наличие татуировки у соседей скифов - агафирсов - сообщают позднейшие авторы. Так, Помпоний Мела пишет, что они «разрисовывают лица и тела... одним и тем же рисунком и так, что смыть их невозможно», а Аммиан Марцеллин добавляет, что племя это раскрашивало все тело голубым узором. По словам Плиния, «даки и сарматы мужчины расписывали себе тело».

Прекрасным подтверждением этого является татуировка вождя одного из алтайских племен - саков, по образу жизни и культуре родственных скифским племенам, обитавшим в Северном Причерноморье. Она была обнаружена на теле вождя, погребенного в одном из Пазырыкских курганов, в процессе археологических раскопок в 1948 году.

Татуировка эта сохранилась не целиком.

Плохо сохранилась татуировка, особенно в ле­вой ее части, на груди мужчины, захороненного в одном из курганов. Здесь кожа и мышечная ткань были разрушены. Между тем здесь, над сердцем. была изображена передняя часть туловища, точ­нее, голова львиного грифона или какого-то дру­гого фантастического зверя. Туловище зверя проходило под левой рукой мужчины, а над левой лопаткой была изображена задняя его половина с длинным, приподнятым кверху и спирально за­вившимся хвостом со змеиной или птичьей голов­кой на конце (рис. 1, 2). Хотя передняя часть и голова зверя не сохранились, а передние лапы сильно деформированы, о голове можно соста­вить представление по аналогичным изображе­ниям на правой руке или на правой ноге внизу. Особенно хорошо, за исключением участка на плече, сохранилась татуировка правой руки, по­крывающая ее полностью, начиная от плеча до кисти. В развернутом виде эта татуировка пред­ставлена на рис. 5. Внизу изображение кулана или осла с вывернутым задом; на одном с ним уровне изображение фантастического крылатого зверя с кошачьим хвостом; выше - горный ба­ран с вывернутым задом, затем в той же позе олень с орлиным клювом, длинными рогами, от­ростки которых заканчиваются птичьими голов­ками, птичьи же головки изображены вдоль по шее и на конце длинного хвоста; над оленем снова изображение клыкастого хищника, но уже не крылатого, а подобного тому, который изобра­жен на левом боку; наконец, на плече опять изо­бражение оленя с вывернутым задом, рогами с птичьими головами и длинным хвостом, на конце которого такая же птичья головка.

Татуировка на левой руке сохранилась хуже (рис. 4) и, насколько удалось установить, со­стояла из трех самостоятельных изображений, которые представляют собой фигуры двух оле­ней и одного горного барана, с подогнутыми в прыжке передними ногами, вывернутым задом и приподнятыми кверху задними ногами. Самое интересное и лучше других сохранившееся - среднее изображение оленя.

Основное изображение на правой наружной стороне голени, от коленной чашечки до щико­лотки, - рыба. Ниже рыбы, на стопе, - изобра­жение фантастического клыкастого и рогатого, с кошачьим хвостом, зверя; на шее этого живот­ного три птичьих головки. Обращают на себя внимание шарики, как бы вылетающие изо рта этого зверя. Скорее всего, эти кружки татуиров­ки не имеют непосредственного отношения к изображению зверя. Подобные кружки - одним длинным и другим коротким рядами - татуиро­ваны на спине, по обеим сторонам позвоночни­ка до поясницы (рис. 2). И те и другие нанесены, вероятно, с медицинскими цепями, как утоляю­щие местные боли того или иного происхожде­ния. Такое назначение татуировки хорошо известно этнографам, изучающим сибирские на­родности, в частности - хантов и эскимосов. С внутренней стороны ноги, вдоль голени, парал­лельно изображению рыбы, изображены в ряд четыре мчащихся горных барана или козла с вы­тянутыми ногами. Фигуры этих баранов ногами касаются друг друга и представляют собой еди­ную динамичную композицию. Выше этой груп­пы имелось еще одно недостаточно выясненное изображение присевшего рогатого и крылатого зверя с длинным хвостом, заканчивающимся птичьей головкой.

Описанная татуировка могла быть выполнена либо прошиванием кожи, либо нанесением уко­лов с введением глубоко под кожу черного кра­сящего вещества, по всей вероятности сажи. Прием накалывания более вероятен, чем прошивания, хотя алтайцы в это время имели тончай­шие иглы и нитки, с помощью которых могли пользоваться и последним приемом. Значитель­ная глубина проникновения красящего вещест­ва в тело позволяет думать, что татуировка была выполнена не прошиванием кожи, а путем нако­лов. Несомненно также, что она производилась задолго до смерти этого престарелого вождя, возможно, еще в молодости. Дело в том, что он был тучным, с сильно развитой подкожной жи­ровой клетчаткой. Обильный слой жира, непо­средственно залегающий под кожей, не был окрашен, между тем мышцы под ним, на участ­ках непосредственно под татуировкой, были ин­тенсивно окрашены в черный цвет. Во время татуировки вождь если и не был худ, то во вся­ком случае был не так тучен, как перед смертью.

При жизни человека татуировка, выполнен­ная сажей или черной краской, как и всегда, на белой коже имела голубой, синеватый цвет, а на смуглой коже - темно-синий. В момент от­крытия тела при раскопках она была почти чер­ного цвета на коричневом фоне кожи.

Анализ сохранившихся изображений на теле вождя позволяет сделать некоторые выводы о назначении татуировки.

Вероятнее всего, она отмечала знатное про­исхождение вождя или его мужество, а может быть, и то и другое вместе. С другой стороны, не случайно изображение на груди в области серд­ца львиной или грифоновой головы - основной фигуры во всей татуировке. Кроме того, боль­шинство остальных изображений - звери фан­тастические, концентрирующие в себе признаки тигра, оленя и орла, змеи. Все эти изображения могли иметь какое-то магическое назначение, пока еще неясное. Однако наряду с этими изо­бражениями, наличие в татуировке ряда бегу­щих горных баранов как бы указывает на то, что на данном этапе развития горно-алтайского об­щества татуировке могло придаваться уже и чис­то декоративное назначение.

Таким образом, помимо украшений, которые надевали в уши, на руки, возможно, на ноги, у древних племен практиковалась и татуировка тела.

Площадь покрытого татуировкой человеческо­го тела во все времена колебалась в зависимости от различных факторов: как от существующих культовых, религиозных и других обычаев, так и от желаний и возможностей субъекта.

Так, например, некоторые полинезийцы умуд­рялись покрывать татуировкой целиком все тело, поэтому они производили впечатление оде­тых, хотя на самом деле были совершенно голы. Умение добиться такого эффекта расценивалось как признак высшего мастерства.

Новозеландские маори, высокоразвитая спо­собность которых к орнаменту выражается так­же и в великолепной резьбе по дереву, заполняли всю кожу на теле сложнейшими сюжетами, стро­го соблюдая при этом симметрию. Изобилие и красота татуировки считались знаками благород­ного происхождения и высокого социального по­ложения.

Ранг, личные качества, звание - все это и даже больше (например, длинная родословная) могло быть выражено в татуировке. И поскольку рисунки на коже так много значили в обществен­ном мнении, женщины без татуировки считались безобразными. Но и мужчину без татуировки тоже считали человеком второго сорта.

Так, однажды один европейский художник написал портрет старого маори. Это была очень удачная картина. Однако, когда портрет показа­ли самому новозеландцу, тот спросил, кто на нем изображен. Художник воспринял этот во­прос как шутку, но маори взял кисть и нарисо­вал на свободной стороне холста полосы и крендели татуировки своего лица. Когда он за­кончил, то стал поучать европейца: «Вот так я выгляжу, а твоя мазня бессмысленна».

В Европе во времена галерного рабства, что­бы легче было поймать сбежавшего галерника, ему клеймили каленым железом плечо или голо­ву. Почти два тысячелетия спустя, этот обычай возродился среди корабельных экипажей. С той лишь разницей, что люди подвергали себя этой пытке добровольно, а рисунки на коже делались для обозначения их профессии.

Поначалу не каждому европейскому матросу хотелось оставлять у себя на коже сувенир из Юж­ных морей в виде татуировки. Одним казалось это чересчур болезненным, другие опасались, что в случае их розыска полицией татуировка могла их выдать.

Вскоре рисунки на коже вошли у моряков в моду. Дело дошло до того, что без татуировки на матроса смотрели как на неполноценного. Для это­го уже не надо было плавать в Южные моря. Те­перь в любом европейском или американском порту имелись специалисты по нанесению рисун­ков на тело.

Рядом с именами своих девушек матросы лю­били накалывать распятие. Считалось, что то­гда в море с ними ничего не случится.

Огромным спросом пользовалась роза, кото­рую считали символом любви. Очень популярно было и сочетание креста, якоря и двух объятых пламенем сердец. Нельзя не упомянуть также о матросе, целующем развевающееся знамя и неж­но обнимающем девушку. Эти сцены олицетво­ряли расставание и встречу.

Отливающие синевой женщины, изображен­ные на бедре, руке или груди морского бродяги, почти всегда были обнаженными. К немногим полностью одетым идолам морской татуировки относится маленькая морячка, изображенная вместе с трехмачтовиком на заднем плане и из­речением "Fare well!» - «Счастливого пути!». Чтобы выставить это напутствие напоказ, мат­росские блузы шились с вырезом, доходящим почти до пояса. С тех пор, как человечество на­чало подвергать себя опасностям на море и в чу­жих странах, изображение женщины стало также и символом богини удачи - Фортуны. Подобными символами морского счастья были также якорь, спасательный круг и дельфин. Встречались матросы, которые умудрялись выкалывать якорь даже на лысине.

Матросы, татуировавшие распятие на всех частях тела, были убеждены, что в случае ко­раблекрушения ни одна акула не осмелится не то что съесть татуированного, но даже попробо­вать мизинец на его ноге. Устрашающее дейст­вие должны были оказывать и змеи.

Таким образом, татуирование тела имеет давнюю и интересную историю, которую каж­дый может изучить, листая труды всемирно из­вестных ученых - историков, археологов, этнографов и блестящих популяризаторов исто­рии человечества.

Поделиться: