Шаблон на тему семья пластилинография старшая группа. Кружок "пластилинография" в старшей группе

Программное содержание :

Закреплять приемы надавливания и размазывания,

Учить смешивать различные цвета,

Поддерживать желание доводить начатое дело до конца.

Развивать мелкую моторику,

Воспитывать навыки аккуратности.

Материалы для занятия : картон, засушенный кленовый лист, контур кленового листа, пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук.

Предварительная работа : наблюдение на прогулках, чтение стихов на осеннюю тему, загадывание загадок, д/и «С какого дерева лист?»

Интеграция ОО : художественное творчество, художественная литература, познание, коммуникация.

Ход занятия

1. Организационная часть.

Зашумела листьями осень золотая,
Закружила листьями, весело играя.
Вот листок березы, вот листок рябины,
Вот листочек тополя, вот листок осины,
А кленовый листок нам под ноги сразу лег.

П: Сегодня, ребятки у нас гость. Кто его узнал, как его зовут? (Это кленовый листочек.)

П: Кленовый лист во многом ассоциируется у нас с осенью, с ее красотой и неповторимыми красками природы. Какого он цвета? (Кленовые листья бывают разного цвета. Летом они зелёные, а осенью становятся жёлтыми и красными. На что он похож (на корону). По краям листа расположены острые зубчики, а верх напоминает царскую корону.
Сам же лист похож на многоугольник. А как вы думаете. А как вы думаете, каким образом листик к нам попал?

П: Верно. Послушайте сказку, о кленовом листочке.

В один тёплый, весенний день из кленовой почки выглянул маленький листочек. Солнце пригревало всё жарче и жарче и листок, всё смелее выбирался из своей липкой одёжки. И вот, однажды, он освободился из неё совсем, развернулся, а лопнувшая почка упала на землю.
Кленовый листочек огляделся по сторонам. Всё, что он увидел, ему очень понравилось: на ярком голубом небе светило солнце и согревало его, а внезапно приплывшая тучка приятно умыла листок, совсем рядом шелестели его братья и сестры, а соловей пел им чудесные песни…
Вот так, замечательно, жил листок всё лето, крепко держась за свою веточку. И ему казалось, что это будет продолжаться бесконечно. Но он ошибался. Однажды утром он почувствовал, что дождик умыл его более прохладной водой, а солнышко не выглянуло согреть его. На следующее утро повторилось то же самое. Листочку показалось, что он заболел. Его нежное зелёное тельце постепенно становилось желтым и сухим. Вдобавок ко всему, каждый день налетал холодный, сильный ветер, трепал листочек, пытаясь оторвать его от ветки. Листок с ужасом наблюдал, что то же самое происходит с его братьями и сёстрами. А самое страшное было то, что ветер всё чаще побеждал, отрывал от ветки листья и уносил неизвестно куда. Наш отважный листочек сопротивлялся изо всех сил, но однажды не выдержал, оторвался от ветки, и полетел, подгоняемый ветром. Он упал на холодную землю.
- Как холодно и грустно, - с тоской подумал листок.
Но, вдруг, рядом остановилась девочка. Она подняла листочек, бережно разгладила его и понесла домой. Дома она высушила его и положила в коробку, в которой лежали другие, разноцветные, очень красивые листья. Вскоре девочка составила из них в альбоме пестрый гербарий и отнесла его в школу. Листочек был счастлив, потому что каждый, кто открывал альбом, говорил:
- Какая красота! Пусть этот гербарий зимой напоминает нам о жарком лете и золотой осени.

За окошком лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился, полетел,
Желтый листик подружился с ветерком,
Все кружатся и играют под окном,
А когда веселый ветер улетал,
Желтый листик на асфальте застучал.
Я пошла во двор и листик подняла,
Принесла домой и маме отдала,
Оставлять его на улице нельзя,
Пусть живет всю зиму у меня.

Физкультминутка .

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Собирайте, не ленитесь

И друг другу улыбнитесь.

Листья желтые летят,

Словно зонтики кружат.

Ветер дунул: 1 , - 2, - 3,

Оторвались от земли

И взлетели высоко,

Но до неба далеко.

Покружились и опять

Опустились на земь спать.

2. Практическая часть.

П: Листочку очень понравилось играть с вами. Он шепнул мне, что вы очень хорошие ребята, но всё же ему грустно оттого, что он здесь один на белом свете. Давайте, ребятки, поможем нашему гостю приобрести друзей. Сегодня мы изобразим кленовые листики и разукрасим их пластилином.

Этот метод называется пластилинография.

1) На картоне нарисовать контур осеннего листика. Нужно из коричневого пластилина скатать тоненькие колбаски и прикрепить к контуру.

2) Затем разноцветные кусочки пластилина наложить на силуэт листика и «вливать» цвет в цвет (невыходя за контур).

3) Сгладить(размазать) границы соединения пластилиновых пятен разного цвета пальцами.

4). Начинать работу надо от середины к фигурным краям.

5) Раскатать короткую тонкую колбаску желтого (коричневого) цвета-это черешок листика.

6) Стекой нарисовать прожилки у листика.

3.Заключительная часть.

Ребята, давайте полюбуемся, какой замечательный осенний ковер у нас получился. Наш дружочек-кленовый листочек очень рад, что у него появилось много друзей.

Осень длинной, тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой –

Как хорош ты, лист цветной!

Светлана Грибанова

Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе внимание и детей и взрослых.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными.

Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику.

Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

Техника лепки из пластилина очень проста. Просто нужно отрывать небольшие кусочки от общего куска нужного нам цвета и скатывать из них небольшие шарики, которые затем успешно приклеиваются на подготовленный заранее фон с нарисованным на нем нужным контуром. Шарики выкладываются на поверхность основы и немного прижимаются пальцем. Это очень удобная техника, так как является многоразовой, ведь исправить ошибки на шаблоне не составит никакого труда.

При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема.

Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:

Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

Освоение новых приемов работы с пластилином и создание с их помощью сюжетных картин;

Обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

Развитие мелкой моторики;

Ознакомление с окружающим миром;

Развитие эмоций и фантазии

Развитие пространственного мышления и творческих способностей;

Воспитание у детей художественного вкуса;

Развитие моторики пальцев рук детей.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

Во избежание деформации картины, в качестве основы следует использовать плотный картон;

Предотвратить появление на картоне жирных пятен, поможет нанесенная на нее клейкая пленка (скотч);

Устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести контур рисунка под пленку (скотч);

Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".

(используем лак для волос)

Материалы для создания пластилиновой картины:

Картон с контурным рисунком, покрытый скотчем

Набор пластилина

Салфетка для рук

Стеки, зубочистки

Бросовый и природный материалы

Доска для лепки

Лак для волос

Дети научатся нетрадиционным техникам работы с пластилином - размазывание,

Выкладывание картинки пластилиновыми шариками

Катание шариков

Рисование картин шариками

Рисование полосками пластилина

Рисование по контуру

Работа с затвердевающим пластилином

Размазывание с объёмным эффектом

Работа с пластилином, сам процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию). Малыш постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца.

Пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.

Детям моей группы очень нравиться рисовать пластилином, они постепенно справляются с этой сложной техникой. Вот некоторые наши работы.

"Животные жарких стран"

"Подводный мир"


"Пожарная машина"

"Снеговик"


"Фигуристка"

"Кот в сапогах"

"Незнайка"

Публикации по теме:

"Зимний лес"Рисование методом тычка. Белый снег, пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится. И под утро снегом поле побелело,.

Сегодня знакомила своих детей с нетрадиционной техникой рисования. Сложное слово ГРАТТАЖ, они пока не запомнили, но это дело времени.

Нетрадиционная техника рисования – рисование салфетками Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей.

В настоящее время большой популярностью среди детей, родителей и педагоговпользуются так называемая нетрадиционная или неклассическая техника.

Актуальность батика в современном обществе. Батик – это волшебство… Роспись по ткани является одним из древнейших методов её украшения.

Пластилинография для детей 5-7 лет "Расцвели ромашки". Мастер-класс с пошаговым фото

Павлушко Оксана Михайловна, воспитатель БДОУ города Омска "Детский сад №204 комбинированного вида"
Мастер - класс рассчитан: для детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста, педагогов, родителей и творческих людей.
Назначение: панно может быть - подарком для мамы на 8 Марта, подарком на День рождения, украшением интерьера.
Цель: научить детей рисовать ромашки, используя технику "пластилинография".
Задачи:
- совершенствовать технику работы с пластилином;
- развивать художественный вкус, чувство композиции, творческие способности, мелкую моторику рук;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Легенды о ромашках.
Еще несколько веков назад в народе верили, - она вырастает там, где ночью упадет на землю яркая и сверкающая огнями звезда. Древние люди считали, что ромашка – цветок посвященный богу солнца. Они думали, что этот растение – маленькое солнышко, которое собственными лепестками соединяет множество дорог и судеб. А так как у каждой ромашки количество лепестков разное, то возникла традиция гадать на этом цветке.
Благодаря форме цветка похожего на зонт, была легенда, что ромашки в стародавние времена служили зонтиками у сказочных существ – маленьких гномиков живших в степи. Когда начинался дождь, эти человечки укрывались ромашкой, либо срывали ее и гуляли, поднимая растение прямо над своей головой. Дождь стучал по такому самодельному зонтику и маленькими струйками стекал с него, а гномик оставался полностью сухим.
Но самая красивая русская легенда - о происхождении названия данного цветка.
Она рассказывает о двух влюбленных, девушке и юноше Романе. Как-то Роман увидел сон о неизвестном государстве с дивными цветами на полянах. И когда он проснулся, то обнаружил это красивое растение, напоминающее солнышко с лепестками-лучиками прямо у себя на подушке.
Роман отнес цветок любимой, и он ей так понравился, что девушка назвала это красивое растение именем своего милого. Она захотела, чтобы такие цветы были доступны каждому влюбленному, и рассказала об этом любимому, попросив его собрать для нее громадный букет ромашек. Чтобы выполнить желание милой юноша отправился на поиски цветка, и спустя время попал в зловещее царство сновидений, где отыскал его. Но правитель поставил условие: он отдаст поле ромашек девушке, если Роман останется в этом царстве его слугой навечно. Ради своей возлюбленной юноша согласился.
Девушка длительное время ждала его возвращения и уже отчаялась получить от Романа хоть какую-то весточку, но в одно утро перед ее домом расцвело громадное поле ромашек, даря ей радость и напоминая о своей большой любви.


Материал:
цветной картон;
лист бумаги и простой карандаш (для эскиза);
пластилин;
линейка;
простой карандаш;
ножницы;

Стека;
корректирующий карандаш;
двухсторонний скотч;
катонная коробка от конфет.


Мастер - класс.
Вырезаем из цветного картона прямоугольник, такого размера, чтобы он помещался внутри рамки (часть коробки от конфет).


Нам понадобится белый лист такого же размера, чтобы нарисовать эскиз.


Рисуем эскиз.


Переносим эскиз на цветной картон. Положим на картон лист с эскизом, так, чтобы края бумаги и картона совместились. Обводим эскиз хорошо нажимая на карандаш. На картоне остаётся оттиск эскиза. Прорисовываем эскиз корректирующим карандашом.


Отщипываем от белого пластилина кусочки одинакового размера и скатываем из них шарики.


Раскладываем шарики на края лепестков ромашки.


Надавливаем на скатанный шарик указательным пальцем и оттягиваем его в направлении к центру.



Если вы хотите, чтобы ромашка получилась объемной, можно сделать лепестки в несколько слоев. Следующий слой – ближе к центру.



Делаем серединку. От жёлтого пластилина отщипываем кусочки и скатываем шарики. Прижимаем пальцем - сплющиваем.



Стекой наносим сечки, чтобы придать дополнительный объем (можно использовать зубочистку).



Отщипываем от зелёного пластилина кусочки и раскатываем тонкие палочки - стебельки.


Прижимаем пальцем палочки - стебельки к нарисованным стебелькам, чтобы закрепить на фоне.


Отщипываем от зелёного пластилина кусочки и раскатываем толстые палочки - листья.


Прижимаем пальцем палочки - листья к нарисованным листьям.


Придаём форму листьям. Указательным пальцем оттягиваем пластилин от центра, выходя за край листа. Получаются зубчики.


Прорисовываем прожилки стекой.



Вставляем ромашки в рамку, закрепив с помощью двухстороннего скотча.


Расцвели ромашки
На лесной опушке,
Белые рубашки,
Жёлтые макушки.
Н. Мельник

СПАСИБО!

Алена Викторовна Пущина
Проект по пластилинографии «Пластилиновые фантазии» в старшей группе

Актуальность

В соответствии с новым Федеральными Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области «Художественное творчество» , направленного на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении является - развитие детского творчества.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован проект художественной направленности “Пластилиновые чудеса”- основной идей которой является рисования картин – пластилином , пластилинография .

Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография » имеет два смысловых корня : «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин » подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией .

Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) .

Такое построение занятий проекта «Пластилиновые фантазии » способствует более успешному освоению образовательной программы.

Проблема

Однако практический аспект реализации задачи развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности остается актуальным и недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов.

Вместе с тем, занятия (в частности по изобразительной деятельности, проводимые с детьми в дошкольных учреждениях по типовым или некоторым альтернативным программам, направленным на познавательное развитие, не способствуют развитию творческих способностей ребенка. Все виды детской деятельности требуют амплификации-усложнения, углубления, обогащения.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами изобразительного творчества.

Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.

Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.

Цель и задачи проекта

Цель : Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии .

Задачи :

Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии .

Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) .

Учить работать на заданном пространстве.

Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином .

Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Развивать изобразительную деятельность детей.

Развивать сюжетно – игровой замысел.

Развивать интерес к процессу и результатам работы.

Развивать интерес к коллективной работе.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный

Освоить прием надавливания.

Освоить прием вдавливания.

Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца .

Освоить правильную постановку пальца.

Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной

Научиться не выходить за контур рисунка

Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку , как будто закрашивая его.

Использовать несколько цветов пластилина

Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

Научиться доводить дело до конца

Научиться аккуратно, выполнять свои работы

Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

Научиться действовать по образцу воспитателя

Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый

Самостоятельно решать творческие задачи.

Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Занятия проводятся 1раз в 2 недели

Продолжительность занятия 25минут.

Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми

Методы и приёмы реализации проекта

Методы :

Наглядные - наблюдение, показ, образец;

Словесные – беседы, обьяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;

Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный) .

Приёмы рисования пластилином :

Рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками» ;

Рисование мазками;

Заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками ;

Процарапывание по пластилину ;

Вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.

Ожидаемые результаты

Реализация познавательной активности. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

Обогащение словаря. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомство с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

Появление первых элементарных математических представлений о счете, размере, величине.

Развивитие сенсорных эталонов. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии . Происходит развитие общих сенсорных способностей : цвет, форма, величина.

Воспитывание тактильных и термических чувств пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях проекта происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифферинцация движений пальцев.

Перспективное планирование

Сентябрь :

1. ООД «Осеннее дерево»

2. Консультация для родителей «Пластилинография в детском саду . Виды пластилинографии »

3. ООД «Дары осени» (натюрморт «Овощи и фрукты» )

4. Индивидуальная работа «Божья коровка» (контурная пластилинография )

Октябрь :

1. ООД «Виноградная лоза»

2. ООД «Осенние фантазии » (коллективная лепка)

1. ООД «Ветка рябины»

2. ООД «Рыбки в аквариуме»

3. Самостоятельное художественное творчество

«Грибок» (воспитатель заранее готовит шаблоны с изображением различных грибов и затем организовывает выставку для родителей «Мы ходили по грибы» )

Декабрь :

1. ООД «Зимний вечер»

2. ООД «Елочка-красавица»

Январь :

1. ООД «У лукоморья дуб зеленый» (по мотивам сказок А. С. Пушкина)

3. Мастер – класс для родителей «Прилетели снегири»

Февраль :

1. ООД «Тюльпаны для любимого папы» (контурная пластилинография )

2. ООД «Броня крепка, а танки наши быстры» (интегрированное занятие ко дню Защитника Отечества»

3. Выставка работ для родителей «Пластилиновые фантазии »

Март :

1. ООД «Весенние цветы в подарок маме»

2. ООД «Ты беги, кораблик по волнам»

3 Консультация для родителей «Значение лепки для развития моторики рук ребенка»

1. ООД «Веселая Хохлома»

2. Презентация для родителей «Маленькие художники»

1. ООД «Котенок играет с клубком»

2. Самостоятельное художественное творчество

«Золотой луг» (одуванчики)

Итоговое мероприятие :

Выставка детских работ

Круглый стол. Обсуждение результатов проекта «Пластилиновые фантазии »

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В ведение

Взаимодействие с предметами помогает ребенку познавать мир. В этот момент происходит и познание своих творческих способностей, путем изменения того, к чему он прикасается. Во время занятий с пластилином проявляется тактильная активность, которая оказывает влияние на формирование фантазии ребенка и формируется база для развития его интеллекта. Доказана взаимосвязь, которая существует во время активных движений пальчиков малыша и формированием его речевого аппарата. Получается, что и с помощью рук в данный период жизни малыш учится выражать свои мысли. Руки для него в этот момент являются дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка. Помимо этого, не стоит забывать и о таком аспекте, как подготовка кистей рук к занятию письмом, которое в наше время нередко начинается ещё до того, как ребёнок отправится учиться в школу. К 5 годам ребенок должен уметь эмоционально откликаться на интересные выразительные образы, радоваться красивому предмету, рисунку, изобразительным материалам, осваивать простейшие изобразительно-выразительные и технические умения . Преобразования, происходящие в дошкольном образовании, порождают новые требования к развитию детей. Знакомство детей с нетрадиционной техникой лепки пластилинографией, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности, является доступным видом деятельности детей дошкольного возраста. Созданные в этом жанре лепные картины представляют собой выпуклые плоскостные объекты на горизонтальной плоскости.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова "пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Занятия пластилинографией позволяют всесторонне развивать личность ребёнка, его творческие способности, воображение, расширять возможности изобразительной деятельности детей . Дети получают знания, умения, навыки, ребёнок учится познавать мир осознавать себя и своё место в нём.

Итак, занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль в полноценном развитии ребенка потому что:

1. это один из способов познания окружающего мира и своего места в нем;

2. это один из способов развития интеллектуальных способностей;

3. это один из способов формирования его речевого аппарата;

4. в процессе занятий с пластилином ребенок начинает проявлять творческие способности.

Все перечисленные факты и определили выбор темы исследования: «Использование техники пластилинографии в обучении лепке детей 5-6 лет».

Цель исследования: Изучение особенностей использования пластилинографии в обучении лепке детей дошкольного возраста

Объект исследования: процесс обучения детей 5-6 лет.

Предмет исследования: использование пластилинографии для развития лепки у детей 5-6 лет.

Задачи исследования:

1. Проанализировать методическую и педагогическую литературу по определению содержания обучения лепке детей 5-6 лет.

2. Изучить технику пластилинографии, её возможности для развития формирования навыков лепки у детей 5-6 лет.

3.Разработать серию занятий по лепке с использованием пластилинографии.

4.Провести диагностику по выявлению использования пластилинографии в практике обучения лепке в дошкольных учреждениях..

Гипотеза исследования: пластилинография будет выступать эффективным средством развития навыков лепки у детей данного возраста при следующих педагогических условиях, если:

Дети овладеют техникой пластилинографии;

Пластилинография является структурным компонентом интегрированных занятий;

Педагог при проведении занятий использует разумное сочетание традиционных и нетрадиционных технологий обучения.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ научно - педагогической литературы.

2. Эмпирические: наблюдение, анализ продуктов изобразительной деятельности.

3. Интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что обобщены подходы ученых к проблеме использования пластилинографии в развитии лепки у детей 5-6 лет; раскрыты особенности формирования навыков лепки у детей старшего дошкольного возраста; определены педагогические условия, способствующие развитию изобразительных умений при использовании пластилинографии.

Практическая значимость исследования: составленный цикл интегрированных занятий поможет воспитателям организовать работу по использованию пластилинографии в обучении лепке.

1. Т еоретические аспекты обучения технике пластинографии детей 5-5 лет

1.1 М атериалы и оборудование

Основное оборудование: одежда, доска, нож (стек), материал (пластилин), оргалит или пластиковые крышки для основы. Предметный материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.

Дополнительное оборудование: заостренные спички или зубочистки, бисер, декоративные элементы для оформления, мягкая чистая тряпка (для чистки рук и стека по окончании занятий).

Рабочая одежда: прежде всего, от пластилина необходимо защитить школьную одежду ребенка, так как этот материал пачкает всё. Лучший вариант рабочей одежды для малыша - старая папина футболка. В ней ребенок закрыт со всех сторон, а рукава футболки спускаются как раз до его запястий. Идеально в край рукава вставить резинку. Можно пользоваться рабочим халатиком с длинными рукавами или фартуком с нарукавниками .

Главный рабочий инструмент - нож. В лепке его называют стеком. Нож должен быть небольшим и легким, прямым, не складным, но, прежде всего - безопасным, с тонким и не слишком острым лезвием, с заостренным (но не острым) концом. В некоторых наборах к пластилину прилагаются готовые пластмассовые стеки, однако они слабо удовлетворяют предъявляемым требованиям. Лучший стек - пластмассовый одноразовый нож. У него тонкое, ровное или мелко зазубренное лезвие, обратная кромка прямая, как линейка. Он легкий и безопасный. Лезвие его достаточно прочное, чтобы разрезать брикет пластилина средней твердости. Обратная кромка послужит для контроля качества формы и пропорций. В руках физически сильных учеников эти ножи иногда ломаются, так что лучше иметь некоторый запас.

Материалы и инструменты: плотный картон, оргалит или цветная пленка - для основы под картину. Деревянная или пластиковая дощечка - в качестве рабочего стола для раскатывания пластилина и лепки мелких деталей. Стакан с водой (руки необходимо периодически смачивать водой, чтобы пластилин к ним не прилипал). Хлопчатобумажная салфетка для рук. Набор стеков различной формы (Стеки - это небольшие пластмассовые или деревянные ножички для вырезания, выравнивания пластилина и деталировки изображаемых предметов). Различные зубчатые колесики, многогранники, трубочки и др. приспособления - для придания поверхности определенной структуры. Пластиковые медицинские или кондитерские шприцы - для выдавливания пластичной массы. Хороший пластилин. То есть такой, который имеет яркий цвет, тонко выкатывается и не липнет к рукам .

Сюжетом для аппликации может послужить любой рисунок из книги или журнала, который можно перенести на поверхности с помощью копировальной бумаги.

Аппликацию из пластилина можно выполнять разными способами. Для работы потребуется лист картона, выбранный сюжет и цветной пластилин. Преимущества пластилиновой аппликации перед лепкой объемных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.

Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона или маркером на стекло, заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав стеком краям нужную форму.

Кусок стекла предварительно нужно тщательно вымыть с мылом или моющим средством для стекла, обсушить салфеткой. Края стекла лучше всего заклеить скотчем или изолентой, чтобы не пораниться во время работы. Перенесите рисунок на стекло при помощи маркера, заполните элементы рисунка пластилином, для чего подбирают нужный по размерам кусочек пластилина и хорошо разминают его в руках и размазывают по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. После того как аппликация закончена, нужно снять скотч с краев и наложить на пластилиновую поверхность фон из цветной бумаги, а сверху плотно - еще одно стекло такого же размера, затем плотный картон. По контуру полученную работу обклейте полосками из цветной бумаги, чтобы получилась аккуратная рамка. Аппликацию также можно выполнять на листе плотного картона, но в таком случае на основе будут оставаться жирные пятна от пластилина.

1.2 М етоды и приемы обучения технике пластинографии

Приступая к работе с пластилином, нужно научить детей основным приемам. Потому что именно раскатывая, скатывая, сплющивая, прищипывая, оттягивая и заглаживая пластилин можно получить те или иные объекты для создания аппликации.

Для того, чтобы скатать пластилин нужно положить кусочек между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

При раскатывании пластилинового шара происходит его превращение в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Если нужны лепешка или диск, то вначале скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Для того, чтобы придать определенную фактуру поверхности изделия, необходимо прищипывать детали из пластилина. Это необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Похожим на предыдущий приемом делают оттягивание. Для этого после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Для того, чтобы создать плавный переход от одной детали к другой при соединении и для закругления используют заглаживание. Оно выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Чтобы разделить брусок на нужные кусочки используют разрезание, применяя стек или резачок.

Прикладывая и несильно прижимая детали друг к другу получают соединение нескольких деталей. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Пластилиновую фигурку можно слепить двумя способами: из целого куска пластилина или соединить несколько деталей в одну. Фигурка, сделанная из одного куска пластилина, устойчивее фигурки из нескольких деталей и слепить ее быстрее, чем такую же, но составленную из нескольких простых элементов. Однако использование и соединение разнообразных деталей при лепке позволяет сделать фигурки более сложными, детализированными .

При выборе того или иного способа лепки, конечно, следует обратить внимание на возраст и индивидуальные способности ребенка. Чем хуже моторные навыки, тем целесообразнее лепить поделки, используя как можно меньше лишних деталей. Лучше в этом случае сконцентрировать внимание на свойствах пластилина: цвете, форме, пластичности. Ведь ребенок только учиться познавать мир через сложный процесс творчества. С возрастом можно увеличивать количество деталей. Мысленное дробление предполагаемой поделки на части научит ребенка анализировать и планировать.

Для того чтобы приступить к лепке из пластилина какой-либо фигуры, в первую очередь нужно освоить несколько простых приемов лепки простых элементов таких, например, как шар, валик, конус, лепешка и др.

Полезные советы

Остатки пластилина, мелкие кусочки, можно рассортировывать по небольшим полиэтиленовым пакетам или пластмассовым контейнерам по цветам.

Для того чтобы получить одинаковые элементы фигуры, особенно это касается случаев, когда лепят такие детали, как ушки, руки, ноги, лепестки цветов, листья и прочее, необходимо отделять одинаковые заготовки от куска пластилина. Если брусок новый, стандартного размера, то его легко разделить на равные части. Если же кусок пластилина уже побывал в работе, то нужно скатать из него ровный валик, а затем разделить на ровные части.

Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок. В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета. Если смешать пластилин с небольшим количеством черного, добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот, смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона.

На практике это происходит следующим образом. Берут 2 кусочка пластилина разного цвета, предварительно каждый нужно хорошо разогреть в руках и скатать их в один валик. Полученный валик перегибают пополам, получив более толстый и короткий валик, его опять тщательно раскатывают и складывают пополам и т.д. Раскатывание и сгибание продолжается до тех пор, пока кусок пластилина не станет однородного цвета, без пятнышек и прожилок. Сразу нежелательно смешивать 3 цвета, лучше всего сначала смешать 2 цвета до получения однородного, потом к полученному прибавить третий цвет.

Смешивание цветов:

Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого

Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого

Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного

Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого

Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого

Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.

Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.

Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого

Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов .

Прилипший к поверхности пластилин лучше всего удалять при помощи стека или сухой тряпочки. Для того чтобы готовая фигурка из пластилина блестела и ее поверхность была гладкой, ее нужно подержать на некотором расстоянии от пламени свечи. В этом случае следует соблюдать аккуратность и осторожность, и осуществлять процедуру обязательно в присутствии взрослых.

Для того чтобы сохранить фигурку из обычного пластилина надолго, можно покрыть ее 2-3 слоями водоэмульсионной краски, главное, чтобы, не оставалось подтеков. Краска будет хорошо ложиться на пластилиновую поверхность, если ее предварительно обезжирить. Для этого используют тальк, крахмал или муку, которые наносятся на изделие сухой кисточкой. После того как краска высохнет, фигурку раскрашивают гуашью и покрывают лаком. Обработанная таким образом фигурка будет долго храниться и выглядеть как настоящая статуэтка. Единственное, что нужно, - предохранять фигурку от падения, чтобы она не деформировалась. Для получения прочной поверхности пластилиновой поделки можно воспользоваться другим способом: на изделие наносят тонким слоем клей и присыпают манной крупой. После того как поверхность высохнет, ее покрывают белой водоэмульсионной краской, а после высыхания расписывают акриловыми красками. Этот способ займет некоторое время, так как нужно будет хорошо просушить каждый нанесенный слой.

Картина - это уже более сложный вариант аппликации из пластилина. Здесь потребуется некоторый навык работы с этим материалом, умение смешивать цвета и аккуратность. Технологию пластилиновой картины лучше всего начать осваивать с простых изображений небольшого размера. В процессе выполнения картины в пластилиновой технике у каждого вырабатываются свой стиль и манера, появляется уверенность в работе с материалом, собственные рецепты получения тонов и оттенков, а также маленькие хитрости и секреты. Выполнив несколько простых и небольших картин. Можно будет приступать к более сложному произведению.

Итак, для создания пластилиновой картины потребуется сюжет (собственный или из книги (журнала), основа, набор стеков и немного первоначальных знаний о технике выполнения пластилиновой картины.

В качестве основы для пластилиновой картины подойдет плотный картон, пластина из оргстекла или фанера. Картина, выполненная из пластилина, может быть как плоской, так и выпуклой в зависимости от составляющих ее деталей.

Картина может быть квадратной, круглой, овальной и др. используя стек или пальцы на основу наносится пластилин. Затем он размазывается по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками.

Картину можно сделать рельефной разными способами - формированием элементов при помощи стека, лепкой отдельных деталей, путем резания ножницами и поднимания разрезов, протирания пластилина через сито или выдавливание его через чеснокодавилку и пр.

Работу над картиной начинают с верхнего края основы, чтобы исключить касание рук покрытых пластилином участков поверхности. Округлые и овальные элементы выполняют из скатанных пластилиновых шариков, которые при закреплении на основе расплющиваются.

Тонкие полоски на картине выполняют при помощи скатанных на плоскости валиков. Валики не должны быть слишком длинными, иначе их трудно будет переносить на основу. Длинные линии и элементы составляют из нескольких коротких валиков. Перед накладыванием валиков на поверхность их нужно предварительно остудить. Раскатывая тонкие валики, нужно учитывать, что при расплющивании они увеличиваются в поперечном сечении.

Для выполнения таких деталей картины, как лепестки, стебли цветов, завитки, пряди волос, нужны будут ровные валики, которые можно получить, выдавливая разогретый пластилин через одноразовый шприц или через чеснокодавилку. Если протереть пластилин через мелкое металлическое ситечко, то можно получить рыхлые и пушистые элементы картины, такие как кораллы, трава, мех животных и иное.

При помощи расчески, кончиков ножниц, шила или стека, путем продавливания тонких бороздок можно добиться эффекта рельефности некоторых деталей картины (например, морские волны или рябь можно выполнить путем процарапывания поверхности расческой).

Для изображения листьев или кроны деревьев у пластилиновой детали создают резной край. Это можно сделать, разрезая пластилиновую лепешечку ножницами, стеком или скальпелем, придавливая его под углом к линии оформления.

Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стека.

Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков.

Чтобы получить эффект объемности или прозрачности некоторых элементов картины, пластилин наносят тонким слоем и растирают пальцами. Для достижения нужного эффекта лишний слой пластилина соскабливают стеком.

Как оформить и хранить пластилиновые картины. Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Картину с рельефным изображением можно также поместить в рамку под стекло, но вдоль рамки положить прокладку, соответствующую выпуклости изображения. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию.

1.3 О собенности развития изобразительных умений у детей 5-6 лет

В детском саду ребенка знакомят с достаточно широким кругом общественных и природных явлений. Это расценивается как источник «питания» творчества.

Наблюдения детей могут помочь развитию комбинаторных способностей. Важно, чтобы они увидели, что некоторые явления могут быть изменены и преобразованы. Воспринимая это, дети способны уже выискивать желаемые изменения, видеть художественные качества предметов. В процессе своих наблюдений дети не только «созерцают» окружающее, но и пытливо ищут способы его преобразования. Именно на это же и должен направлять их воспитатель.

Эти особенности детского восприятия имеют важное значение для последующего успешного развития их творчества. Они тесно связаны с социальными и национальными представлениями. Организуя наблюдения детей, воспитатель устанавливает соотношения между общественным окружением и национальными традициями, которые находят выражение в искусстве и эстетике быта, в памятниках старины и трудовом укладе. Так, жизнь в ее разнообразии служит источником творчества детей, которое, в свою очередь, знакомит нас с их замыслами и представлениями.

Выявление способностей у детей и правильное их развитие -- одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.

Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение осуществляется педагогом планомерно и систематически.

Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал -- бумага, карандаш, кусочек глины, кубики, мелки и т. д. В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.

Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.

Дети путем ассоциаций учатся находить сходство в простейших формах и линиях с каким-либо предметом. Такие ассоциации могут возникнуть у них непроизвольно, когда кто-нибудь из ребят замечает, что его штрихи или бесформенный кусочек глины напоминают знакомый предмет. Они могут быть вызваны разными качествами рисунка, вылепленного изделия -- цветом, формой, композиционным построением.

Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу.

Одним из путей такого перехода является повторение той формы, которая получилась у него случайно. Узнав в начерченных линиях какой-либо предмет, ребенок сознательно повторяет еще раз. Это говорит о новом, более высоком этапе в развитии изобразительных способностей, так как он появился в результате замысла.

Иногда может быть не полное повторение всего изображения, а добавление к ассоциированной форме каких-либо деталей: рук, ног, глаз -- человеку, колес -- машине и т. п. Большая роль в этом процессе принадлежит воспитателю, который, задавая вопросы, помогает ребенку осознать сделанное, например: что у тебя получилось? Чего не хватает?

С появлением сознательного воспроизведения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Деятельность приобретает творческий характер.

В дальнейшем с накоплением детьми опыта, овладением изобразительными умениями перед ними можно поставить новую задачу -- научиться изображать особенности предметов одного вида, передавая основные признаки .

Одна из наиболее сложных задач для детей -- это умение передавать изобразительными средствами пространственные соотношения. В лепке и конструировании эта задача решается путем расстановки изображенных предметов ближе или дальше на определенной площади.

Ребенок 5--6 лет способен осознать и научиться передавать пространство более сложными приемами, соответствующими действительности, -- изображать его широкой полосой земли с расположением предметов на ней близко (ниже), далеко (выше) и полосой неба, сливающегося на линии горизонта с землей.

Старшие дошкольники стремятся к реальной окраске с использованием различных оттенков.

Таким образом, мы видим, что развитие изобразительных способностей проходит ряд этапов. Вопросы развития их тесно связаны с проблемой детского творчества.

1.4 П ластинография как средство развития изобразительных умений у детей 5-6 лет

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой.

При неполном смешивании разных цветов получается окраска «под мрамор». Очень эффектно выглядят «мраморные» поделки: камешки, вазы, кашпо, скульптуры. Для получения такой окраски нужно взять 2-- 3 куска пластилина и смешивать их до образования причудливых разводов и пятен. Сначала дети делают это стихийно, по вдохновению -- что получится. Со временем приходит понимание того, что мраморную окраску можно моделировать и создавать по замыслу. Но нужно посоветовать не брать много исходных цветов. Сначала лучше ограничиться двумя-тремя, затем можно поэкспериментировать с 3--5 цветами. При этом нужно поддерживать стремление детей к созданию гармоничных, радующих глаз цветосочетаний.

Этапы создания картин

1. Подбор эскиза. Возможны следующие варианты: детям предлагается готовый эскиз; эскиз выполнен педагогом после обсуждения с детьми; каждый ребенок сам выполняет эскиз по собственному замыслу.

2. Перенос эскиза на основу (картон, оргалит) педагогом в присутствии детей в свободное от занятий время.

3. Подбор цвета пластилина, смешивание пластилина для получения необходимых тонов.

4. Выполнение фона: выбор цвета неба, земли в соответствии с замыслом картины; выбор приемов на несения пластилиновых мазков. Техника нанесения мазков такова: от куска пластилина отрываем маленький, с горошину, кусочек и, приложив его к основе, размазываем в нужном направлении. Горизонтальное направление выбирается при передаче образа спокойного неба, земли, круговое -- при передаче образа кучевых облаков, волн, наклонное -- для изображения солнечных лучей. На места, в которых будут располагаться персонажи и детали в технике мазка (деревья, кусты), пластилин на этой стадии не наносится.

5. Создание картины начинаем с дальнего плана и постепенно продвигаемся к ближнему плану. Художественные образы выполняются в двух техниках -- технике мазка и технике барельефа. Первая используется для передачи образов деревьев, кустов, цветов .

Рельефная лепка.

Поделки, изготовленные этим способом, представляют собой объемное лепное изображение на плоскости. Способ рельефной лепки может быть самостоятельным (основным) или вспомогательным (дополнительным). Дети дошкольного возраста уже замечают особенности плоскостных и объемных видов изобразительного искусства. Им нужно помочь увидеть в рельефном изображении сочетание объема и плоскости. Рельефный образ нельзя увидеть со всех сторон (как скульптуру), так как он всегда располагается на какой-либо основе. И в то же время он не совпадает пространственно с основой, а выходит за ее пределы.

В зависимости от степени несовпадения с плоскостью различают следующие виды рельефа:

Барельеф, в котором изображение выступает менее, чем на половину своего объема;

Горельеф, в котором изображение выступает над плоскостью основы более, чем на половину своего объема;

Контррельеф, в котором изображение не выступает над основой, а, напротив, углубляется в нее.

Рельефная лепка всегда начинается с подготовки основы. Это может быть вылепленный объемный предмет (ваза, чашка, коробочка, терем) для украшения рельефным узором или плоская глиняная (пластилиновая) форма для картины или панно. Такую форму сначала нужно раскатать в лепешку, а затем обрезать до нужного размера. Форма выбирается или нейтральная в виде круга, овала, прямоугольника, квадрата, ромба, или по теме сюжета в виде звезды, листочка, цветка и т.д. Детали для картины или узора выполняются отдельно и прикрепляются к основе. Рельефные картины и панно могут быть хорошим подарком или украшением помещения.

Приемы лепки

Использование элемента «конус»: от куска пластилина отщипываем маленький кусочек и раскатываем его в форме конуса. Готовый элемент наносим на контур кроны куста, дерева; заполняем силуэт от внешнего контура к стволу растений.

Использование элемента «шар»: создание образов лиственных деревьев и кустов: шар прикладываем к основе и размазываем по направлению вниз. (При выполнении мазка указательный или большой палец помещаем на шар, немного отступив вниз от его верхнего края, и размазываем пластилин; прикладываем шар к основе и размазываем сначала по направлению влево, затем - вправо;

Выполнение образа хвойного дерева -- ели (выполняется в одном цвете и двух цветах): начинаем с нижних лап в направлении от края ветки к стволу. При создании двухцветной ели сначала наносим нижний мазок темного цвета. Затем, отступив от нижнего края, кладем на него мазок светлого цвета. Двойные мазки наносятся по контуру дерева, а затем хаотично -- внутри контура.

Использование элемента «валик»: кусочки пластилина раскатываем в длинные, тонкие валики. Первый валик выкладываем по внешнему краю кроны, слегка прижимаем, чтобы закрепить на основе. Затем придавливаем его пальцем, отступив от внешнего контура, и размазыванием по направлению к стволу по всей длине валика. После первого ряда делаем второй, и отступив необходимое расстояние. Такими мазками покрываем всю крону. Усложнить изображение растений можно за счет цвета, делая мазки разного тона одного цвета (от темного к светлому, от бледного к насыщенному, от холодного к теплому) или разного цвета (гармонирующие или контрастные). Сочетание цветов зависит от особенностей художественного образа.

Техника барельефа используется для создания архитектурных сооружений, транспортных средств, людей и животных. Эскизы образов выполняются детьми на бумаге, затем вырезаются. Далее подбираем пластилин нужного цвета и делаем из него пластину, к которой прикладываем нарисованный шаблон. С помощью стеки вырезаем по контуру шаблона целое изображение или его части. Готовые фигуры прикрепляем на основу, начиная с дальнего плана. Дополняем художественные образы декоративными узорами в технике барельефа и горельефа. Для декорирования используем различные материалы: стеки, палочки, стержни, спички, вязальные спицы и т. д. По окончании работы покрываем картины двумя-тремя слоями бесцветного лака для дерева. После просушки картину вставляем в рамку и вешаем на стену.

Таким образом, пластилинография может быть хорошим средством, помогающим педагогу развить у детей 5-6 лет изобразительные умения. О реальных результатах педагогической работы в данном направлении мы поговорим во второй главе.

2. О собенности изучения пластинографии детьми 5-6 лет

2.1 Д иагностический комплекс развития изобразительных умений у детей 5-6 лет

Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином - занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.

Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.

На основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.) в качестве критериев и уровней оценки изобразительных умений у детей данного возраста определены: знает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать, различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета, умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка глины маленькие комочки, сплющивает их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу, лепит несложные предметы; аккуратно пользуется глиной .

Результаты наблюдений и диагностика детей проводилась в старшей группе. Наблюдения показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие -- собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи -- застегивать -- расстегивать застежки - молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах.

Данные критерии были распределены по уровням в таблице 1 .

Таблица 1. Уровни развития изобразительных умений у детей 5-6 лет

Критерии (индикаторы)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Творческая активность.

Повышенный интерес, творческая активность.

Реб. активен, есть интерес к данному виду деят., но вып. работу по указанию педагога

Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания.

Новизна, оригинальность.

Субъек. новизна, оригинальность и вариат. как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества. «индивид.» подчерк детской продукции.

Ребёнок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с подсказками педагога.

Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками.

Сенсорные способности

(чувство цвета, формы).

Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения.

Есть незначительные искажения. Отступления от окраски.

Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность.

Композиция.

По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами.

На полосе листа с незначительными элементами.

Не продуманно, носит случайный характер.

Общая ручная умелость.

Хорошо развита моторика рук, аккуратность.

Ручная умелость развита.

Слабо развита моторика рук.

Самостоятельность.

Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца.

Требуется незначительная помощь.

Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция.

Сначала проводилось наблюдение за детьми в непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству.

Наглядно количественные данные наблюдения представлены в табл. 2 .

Таблица 2. Результаты наблюдения

Анализ наблюдения показал, что 17 (68%) детей находятся на низком уровне. Эти дети не знают, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать, не различают красный, синий, зеленый, желтый цвета. Не умеют раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка пластилина маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу. Не умеют лепить несложные предметы; пользуется пластилином не аккуратно.

На среднем уровне выявлено 8 (32%) детей. Эти дети знают, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать, с подсказкой взрослого различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета. Однако они затрудняются раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка пластилина маленькие комочки, сплющивает их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу. Не умеют лепить несложные предметы; пользуется пластилином не аккуратно.

На высоком уровне нет ни одного ребенка.

Затем проводился анализ продуктов детской деятельности. Оценивались детские работы, выполненные в технике лепка. В качестве критериев оценки были взяты критерии, предложенные Т.С. Комаровой:

1. Передача формы:

Форма передана точно;

Есть незначительнее искажения;

Искажения значительные, форма не удалась.

2. Строение предмета:

Части расположены верно;

Части предмета расположены неверно.

4. Передача пропорции предмета в изображении:

Пропорции предмета соблюдаются;

Есть незначительные искажения;

Пропорции предмета переданы неверно.

5. Композиция:

Соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

Есть незначительные искажения;

Пропорциональность разных предметов передана неверно.

6. Передача движения:

Движение передано достаточно четко;

Движение передано неопределенно, неумело;

Изображение статичное.

Наглядно количественные данные анализа продуктов деятельности детей представлены в таблице 3 .

дошкольный пластилиновый картина

Таблица 3. Результаты анализа продуктов деятельности детей

Таким образом, в результате оценки продуктов деятельности детей, выявлено 5 (20%) детей со средним уровнем. Для этих детей характерно: наличие незначительного искажения в передаче формы предмета, строении предмета, передачи пропорции предмета, композиции, движение передано неопределенно, неумело.

На низком уровне находится 20 (80%) детей. Для этих детей характерно: искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорциональность разных предметов передана неверно, изображение статичное.

Обобщенные результаты диагностики представлены в таблице 4 .

Таблица 4. Обобщенные результаты диагностики уровней развития изобразительных умений у детей этого возраста.

Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента поставили перед нами задачу опытно - экспериментальным путём проверить эффективность использования пластилинографии в развитии художественного творчества у детей данного возраста.

2.2 К омплекс занятий, развивающих изобразительные умения у детей 5-6 лет при использовании пластинографии

Для развития изобразительных умений у детей 5-6 лет с использованием пластилинографии была составлена план-сетка интегрированных занятий (см. Приложение №1).

Реализация данных занятий осуществлялась в соответствии с планом непосредственно образовательной деятельности: 1 занятие в неделю, продолжительность занятия 20 минут.

Построение и проведение интегрированной непосредственно образовательной деятельности осуществлялось по следующему алгоритму:

Определялась область знаний, интегрирование которых будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;

Анализировалось и отбиралось из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;

Учитывались программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста;

Определялось одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования;

Выявлялся основной принцип построения системы интегрированных занятий (например, тематический) и распределялись задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним;

Продумывались развивающие задачи;

Использовались разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики);

Учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, использовалось большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой);

Использовались в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи экспериментирование, моделирование и т.д.);

Учитывался личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.

o При планировании и организации интегрированных занятий важно учитывать следующие условия:

Обязательный учет содержания базовой программы детского сада;

В интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного занятия. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;

При разработке занятия необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, способствующих усвоению основного материала, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания;

При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятия, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии;

Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности воспитанников на занятии;

При планировании и проведении интегрированного занятия педагогами требуется тщательная координация действий;

Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на интегрированном занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;

На интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т.д.

Одним из важных принципов планирования интегрированного занятия является определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта. Большое значение на интегрированных занятиях придается развитию у ребенка коммуникативных способностей как одного из важнейших факторов его готовности к школе.

Интегрированные занятия - важнейшая часть системы межпредметных связей. Каждое из этих занятий ведут два и более педагогов. Материал таких занятий показывает единство процессов, происходящих в окружающем мире, позволяет воспитанникам видеть взаимозависимость различных наук. Поэтому основной и первоначальной деятельностью ДОУ по осуществлению культурологического подхода в интеграции образования являются интеграция и координация деятельности специалистов ДОУ (музыкального руководителя, педагогов дополнительного образования, инструктора по физической культуре), последняя первоначально может строиться только на взаимосвязи содержания образования через интегрированные занятия и интегрированные мероприятия (праздники, досуги).

Суть интеграции педагогов в обучении детей состоит в ее межпредметной и междеятельностной основе при реализации программного материала. В содержании каждого раздела программы и образования в целом представлены три взаимосвязанных блока: знания, эмоции и познавательные мотивы, способствующие интеграции познания, новому синтезу информации, получаемой ребенком, тем самым, формируя у него не разрозненные знания о мире, а его целостную картину.

В процессе занятий пластилинографией обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми (беседа взрослого с детьми, а также стихотворения, потешки, загадки).

Цели и задачи знакомства с пластичным материалом - пластилином

Обучение разнообразным приемам действий с пластичными материалами: разминание, отщипывание, сплющивание;

Формирование интереса к работе с пластичными материалами;

Развитие мелкой моторики.

Подготовка к работе

Перед началом занятия по знакомству с пластичными материалами необходимо подготовить рабочее место. При работе с пластилином на столы следует постелить клеенку, а детям надеть специальные клеенчатые фартуки и нарукавники или халаты с рукавами на резинке. пригодятся также влажные тряпочки, чтобы малыши могли вытирать руки.

В занятиях с детьми данного возраста используются простые сюжеты, близкие и понятные опыту детей.

Организация занятий

Занятия важно проводить в небольшой группе. Педагог сидит за одним столом с детьми, чтобы иметь возможность помогать каждому ребенку. Вначале длительность занятий составляла около 10--15 минут, постепенно время их проведения увеличивалось. В основе каждого занятия лежит обучение одному из приемов работы с пластилином. Чтобы закрепить навыки детей, повторяется один и тот же сюжет несколько раз на разных занятиях. Занятия проходили в виде игры и сопровождались комментариями воспитателя.

Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.)

Конспект занятия пейзаж в смешанной технике "Зимняя фантазия" для детей 5-6 лет.

Тема: пейзаж в смешанной технике "Зимняя фантазия".

Образовательная область: познавательное развитие, коммуникативное развитие, художественно - эстетическое.

Цель: создание зимнего пейзажа из подручных материалов.

Обучающие:

Продолжать знакомство детей с жанром пейзаж, его разновидностью и особенностями исполнения в разных техниках и материалах;

Учить комбинированию различных материалов в одной работе, дополнять один материал другим для достижения большей выразительности образа, сюжета.

Развивающие:

Развивать творческие способности, самостоятельность в выборе материалов и техник исполнения работы, аккуратность.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к красоте родного пейзажа.

Вид деятельности: игровой, познавательный, коммуникативный, двигательный

Материалы и инструменты:

Лист бумаги А3(для акварели);

Карандаш простой, ластик, кисть;

Пластилин;

Доска для лепки, стека;

Цветные карандаши;

Восковые мелки;

Тряпочка для рук.

Ход занятия:

Орг.момент:

Солнышко, здравствуй, здравствуй!

День такой прекрасный.

Хорошо под солнышком мы растем

Здоровей становимся с каждым днем.

Актуализация

Широкие, привольные,

Родимые края…

Берёзка белоствольная,

Любимица моя,

Стоит, как свечка, белая,

Глядит она вокруг:

Ей рожь кивает спелая,

Ей кланяется луг.

Вы когда-нибудь выезжали из города с родителями на природу?

Или может быть гуляли по парку?

Что вам понравилось в таких прогулках?

Сегодня мы с вами попробует изобразить небольшую часть той природы, которую видели.

Практическая часть.

Начинаем работу над пейзажем с карандашного наброска-линии стволов деревьев, и дугообразные линии снежных сугробов.

Далее работа с пластилином, им мы будем рисовать фон пейзажа. Синий пластилин растираем по поверхности листа(рисуем как восковыми мелками). Закрашиваем небо и верхнюю часть сугробов, стволы деревьев не трогаем -это берёзки. Затем точно так же, но только сугробы рисуем фиолетовым пластилином.

Теперь рисуем чёрным пластилином стволы берёз(рисуем ребром).

Сделаем стволы деревьев более чёткими. Для этого на доске скатаем длинные тонкие колбаски(пальчиками) и разместим их на линиях стволов, и то же колбасками изобразим ветви.

Сугробы выполним в такой же технике, но фиолетовым цветом. Сначала скатываем колбаски, размещаем их на линиях сугробов, и создаём рельефный рисунок деревянным кончиком кисти.

Так поступаем со всеми сугробами.

И переходим к работе с цветными карандашами. Фиолетовым карандашом усиливаем цвет неба на горизонте.

Восковыми мелками зелёного и чёрного цвета рисуем на горизонте треугольники ёлок дальнего плана.

Красным и жёлтым карандашом рисуем на небе сияние морозного вечера.

Восковым мелком чёрного цвета рисуем ветви берёз и чёрточки на стволах.

Рядом с берёзкой внизу рисуем ёлочку восковым мелком зелёного цвета. Пластилиновую линию сугроба в районе ёлочки убираем стекой.

Снег на ёлке выполним голубым и белым смешанным между собой пластилином.

Простым карандашом усиливаем фон в районе веточек-лёгкая штриховка, и наша "Зимняя фантазия" завершена (смотри приложение №2).

Заключительная часть.

Пластилинография - это можно сказать рисование пластилином. Мы с вами можно сказать что рисовали. Только для рисования выбрали не краски, а пластилин. И, посмотрите, как красиво получилось! Березки получились непохожие друг на друга, разнообразные.

Воспитатель обращает внимание детей на положительные качества каждой работы, поощряя самостоятельные проявления каждого ребёнка.

Давайте устроим в группе выставку наших работ для гостей и родителей? (да) И вы всем объясните, что вы рисовали пластилином, и такой вид рисования называется …

Тема: «Наряд для куклы!»

...

Подобные документы

    Особенности развития творческой активности у детей раннего возраста. Пластилинография как структурный компонент интегрированных занятий. Выявление уровня развития изобразительных умений у детей с применением техники пластилиновой живописи в лепке.

    дипломная работа , добавлен 07.09.2015

    Знакомство с теоретическими основами детского творчества в лепке детей дошкольного возраста. Особенности диагностики исходного уровня развития творческих способностей детей 3-4 лет. Развитие творчества как одна из главных задач дошкольного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2016

    Выявление возможностей использования лепки в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Технические способы, приёмы работы с пластическими материалами. Разработка конспекта по развитию мелкой моторики рук у детей в процессе обучения лепке.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Теоретические аспекты обучения лепке в начальной школе. История развития скульптуры, народные глиняные игрушки. Учет возрастных особенностей детей при обучении лепке. Особенности методики изучения лепки, анализ программ по изобразительному искусству.

    дипломная работа , добавлен 05.08.2010

    Характеристика процесса развития мелкой моторики рук у ребенка. Методы и приемы по использованию лепки. Разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности по лепке, направленной на развитие моторики рук у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2014

    Влияние индивидуализации игрового метода с применением игровых ситуаций при обучении детей дошкольного возраста плаванию, на повышение эффективности процесса обучения, эмоционального фона занятий, увеличение мотивации занятий дошкольников плаванием.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2015

    Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей, ее виды и формы, методы и приемы обучения, принципы организации соответствующих занятий. Методика обучения лепке в первой младшей, средней и старшей, в подготовительной группе.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2015

    Психологическая характеристика особенностей развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, методы и приемы обучения лепке дымковской народной игрушки, применяемые материалы. Определение уровня сформированности технических навыков.

    дипломная работа , добавлен 16.11.2009

    Значение плавания для физиологического развития детей дошкольного возраста. Общеразвивающие и специальные физические упражнения при обучении плаванию. Использование игр, игровых упражнений. Диагностика физических показателей и двигательных умений у детей.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2013

    Теория и практика обучения детей старшего дошкольного возраста моделированию поделок способом оригами. Изучение и выявление уровня сформированности мелкомоторных движений у детей старшего дошкольного возраста. Диагностические задания и их результаты.

Поделиться: