Семейный клуб как эффективная форма работы психолога с родителями в детском саду. Семейный клуб как эффективная форма работы психолога с родителями в детском саду Взаимодействие педагога психолога с родителями в доу

Елена Казакова
Семейный клуб как эффективная форма работы психолога с родителями в детском саду

Работа педагога- психолога дошкольного учреждения невозможна без сотрудничества с семьей, поскольку каждый детский психолог знает , что дети практически не имеют собственных психологических проблем , их проблемы - отражение проблем родителей . Поэтому работая с личностью родителей , меняя их поведение как по отношению к ребёнку, так и по отношению друг к другу, можно разрешить психологические проблемы ребенка .

Пытаться что-то изменить в ребёнке, не затрагивая его взаимодействия с родителями невозможно . Ведь самыми главными людьми на свете, на слова и поведение которых ориентируется ребёнок, являются его родители . Психолог может затратить огромные усилия на то, чтобы обучить ребёнка чему-то. Но возвратившись из детского сада домой , он сверит полученные знания с теми, которые ему предлагает родитель , а эти знания для ребёнка важнее, и будет воспроизводить старые закрепленные образцы поведения.

Ребёнок, имеющий внутренние проблемы, которые формируются именно семьей , не может с ними справиться самостоятельно без помощи психологов , педагогов и, естественно, родителей .

И отсюда вырастает значимость работы психолога с семьей . Однако привлечь родителей к сотрудничеству , часто бывает не простой задачей. Взрослые люди, если они не готовы к взаимодействию, всегда найдут массу причин для того, чтобы избежать его. И тогда встает вопрос : «Как привлекать родителей к эффективному взаимодействию ? Как показать им важность сотрудничества с ДОУ?»

Семья является древнейшим общественным институтом. В ней сочетаются личностные и общественные интересы. Именно в семье закладываются основы взаимоотношений, дети получают первые знания, в процессе деятельности формируются практические навыки . Семья является тем самым «маленьким миром» , в котором закладываются и развиваются личностные качества ребенка. Каждая семья по-своему уникальна и неповторима. Вместе с тем, не всегда родители могут правильно на практике применить имеющиеся в багаже знания.

В нашем детском саду «Клубничка » применяются разные формы работы с родителями . Помимо традиционных групповых и индивидуальных консультаций, родительских собраний , уже несколько лет функционирует семейный клуб .

Семейный клуб – это перспективная форма работы с семьей , учитывающая актуальные потребности семьи, способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи и передаче опыта в воспитании детей.

Основными целями работы семейного клуба в нашем детском саду являются :

Объединение усилий детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей;

Повышение психолого -педагогической компетенции родителей ;

Обмен опытом семейного воспитания ;

Укрепление детско- родительских отношений ;

Предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

В процессе деятельности клуба решаются следующие задачи :

1. обеспечение эффективного взаимодействия между педагогами ДОУ и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития потенциальных возможностей детей в условиях ДОУ и семьи;

2. оказание всесторонней психолого -педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста в целях обеспечения всестороннего гармоничного развития ребенка;

3. психолого -педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей ; проведение (в случае необходимости) комплексной профилактики и коррекции различных отклонений в физическом, речевом, психическом , социальном развитии детей дошкольного возраста.

Формы работы семейного клуба варьируются от темы , состава участников и задач : круглый стол, тренинг, практикум, решение педагогических ситуаций, обмен опытом семейного воспитания , видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении, организация совместной деятельности детей и родителей и др . Использование разнообразных форм сотрудничества с родителями на занятиях семейного клуба даёт возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся психолого -педагогические знания, развивать креативные способности.

Все формы работы с детьми и родителями могут быть при этом разделены :

на индивидуальную работу с родителем и ребёнком ;

работу в мини-группах ;

групповую работу с родителями ;

групповую работу с родителями и их детьми .

В нашем детском саду предпочтение отдаётся коллективным формам работы .

Правила проведения семейного клуба :

Добровольная основа – через красочное, яркое объявление за неделю до начала мероприятия.

Вместе с ребёнком занятие посещает кто-то из родителей .

Количественный состав – до 8-10 пар.

Занятия проводятся 1 раз в месяц в различных специальных помещениях детского сада .

Каждое занятие рассчитано на 35-60 минут.

Каждое занятие включает в себя игровую деятельность.

В конце каждого занятия – подведение итогов, вручение небольших сюрпризов детям (конфеты, яблоки и т. д.) .

Семейный клуб в нашем дошкольном учреждении – структура динамичная : встречи могут сливаться в один цикл или дробиться. Всё это направлено на максимальную результативность встреч для всех участников. В ходе взаимодействия с родителями содержание работы клуба может корректироваться. Эффективность содержания данной работы зависит от активного участия всех специалистов ДОУ в выработке единства педагогических требований к ребёнку и расширении познаний в области педагогики, детской психологии и оздоровления детей.

В деятельности клуба мы придерживаемся следующих принципов :

1. В работе клуба участвуют заинтересованные и активные родители .

2. Мы учимся любить и принимать детей такими, какие они у нас есть.

3. Каждый независимо от возраста имеет свою точку зрения.

4. Важно и ценно для ребёнка чувствовать поддержку родителей . Вместе мы преодолеем все трудности.

5. Учимся слушать и слышать друг друга в клубе , дома, на улице.

Организация проводилась в три этапа.

Первый этап : организационный.

Цель : подготовка к работе по данному направлению.

Задачи :

Определить с помощью анкетирования начальный уровень психолого -педагогической и социокультурной компетентности членов семьи по проблеме.

Изучить литературу по данной теме.

Подобрать практический материал.

Результат : разработка перспективного плана работы семейного клуба .

Планирование работы семейного клуба осуществляется на основе анализа запросов родителей , данных мониторинга посредством метода наблюдения за детьми.

Второй этап : внедренческий.

«В мире развивающих игр» (интеллектуально развитие) .

«Секреты общения» (коммуникативные навыки) .

«Семейная гостиная » (художественно-эстетическое развитие) .

«Красота и здоровье» (физическое развитие и оздоровление детей) .

Цель третьего этапа : определение эффективности проделанной работы , сопоставление начального и конечного уровней психолого -педагогической и социокультурной компетентности родителей и их взаимодействия с детьми.

Содержанием работы на данном этапе является анализ промежуточных и конечных результатов совместной деятельности родителей , педагогов и детей; разработка планов работы семейного клуба на следующий год , обсуждение удачных и неудачных форм работы , моделирование различных вариантов организации работы семейного клуба с целью повышения эффективности деятельности .

Таким образом, опыт работы семейного клуба в нашем детском саду показал , что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому , как союзников. Показывая себя ребёнку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают ребёнку возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей – прекрасный фундамент для развития личности.

Кроме того, работа семейного клуба показала , что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду , переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. А мудрая пословица гласит, что «слова учат, а пример заставляет подражать» .

Итогом работы семейного клуба в нашем детском саду стало улучшение эмоционального состояния детей, выход на более высокий уровень взаимодействия. На 9 % увеличилось количество детей с нормальным уровнем тревожности, на 7 % увеличилось количество детей с адекватной самооценкой. В целом по детскому саду снизился процент агрессивных детей. Рефлексивные отчеты родителей , принимавших участие в работе семейного клуба , позволяют фиксировать положительную динамику в построении продуктивного детско- родительского взаимодействия .

Таким образом, объединив родителей всего детского сада по интересам , создалось детско-взрослое сообщество , работающее в едином ключе и способствующее решению поставленных целей и задач. В результате повысилась психолого -педагогическая компетентность родителей . При создании благоприятных условий для реализации и развития потенциальных возможностей воспитанников снизился контингент детей, нуждающихся в коррекционной помощи, а так же прослеживается динамика успешной коррекции.

Литература :

1. Андреева А. Д. Семья как основной институт в раннем дошкольном детстве // Вестник практической психологии и образования . - 2008. -№ 2.

2. Зубова О. М., Лукьянова Н. А. Клуб заботливых родителей // Справочник старшего воспитателя. 2010. №11.

3. Каракозова Н. Ю., Мязина А. И., Кудрина А. А. Семейные клубы в дошкольном учреждении как форма социализации ребенка : учебно-методическое пособие. 2012.

4. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. / Под редакцией Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2008.

Работа педагога-психолога с родителями в детском саду

Взаимодействие педагога-психолога с родителями дошкольников в детском саду.

Взаимодействие с родителями дошкольников - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении. Стремясь сделать такое взаимодействие наиболее эффективным, специалист планирует разнообразные формы работы с родителями; при этом он старается использовать все имеющиеся в его арсенале знания и средства, учесть все те наработки, которые есть в его личном профессиональном опыте и в опыте его коллег.
И как этот опыт показывает, взаимодействие педагога с родителями является действительно значимой и весьма продуктивной составляющей педагогического процесса в целом. Это, в частности, выражается в общей заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогом-психологом; в их активном участии в различных мероприятиях, проводимых как в традиционных, так и в нетрадиционных формах; а также в частоте обращений родителей за консультацией по проблемам социально-психологической адаптации и развития дошкольников (трудности детей, связанные с общением как со сверстниками, так и со взрослыми; трудности, связанные со спецификой возраста, эмоциональные проблемы детей; проблемы детей, связанные с развитием и др.).
Первое знакомство психолога с родителями происходит именно тогда, когда они впервые приводят своих детей в детский сад. И именно в этот момент, то есть с самого начала, важно правильно организовать контакт психолога с родителями, прежде всего, наметить возможные точки соприкосновения с ними; обосновать значимость совместной деятельности, наметить основные пути, формы и средства взаимодействия.
При этом личный профессиональный опыт позволяет сделать вывод, что для наибольшей эффективности работу с родителями следует проводить поэтапно. При этом целесообразно будет выделить следующие этапы взаимодействия с семьей воспитанника:

1. Этап подготовительный . Задачи данного этапа: установление контакта с родителями, формирование у них положительной установки на детский сад, уверенности в пользе для ребёнка посещения данного дошкольного учреждения; осознания ими важности специальных усилий семьи в период адаптации ребенка к новым социальным условиям; оказание родителям помощи в установлении доброжелательных и продуктивных отношений с воспитателями.
На этом этапе:
Педагог-психолог организует родительское собрание, на котором он знакомит родителей с основными задачами, направлениями и формами своей деятельности в детском саду, обозначает круг проблем и вопросов, находящихся в пределах его профессиональной компетенции.
Проводит мини-анкетирование родителей по теме: «Каким я вижу взаимодействие с психологом».
Подготавливает цикл встреч «Психологическая гостиная», где обсуждает с родителями вопросы, связанные с адаптацией малыша к детскому саду; раскрывает значимость для ребенка поддержки со стороны семьи, особенно - в период привыкания малыша к условиям детского сада; здесь родители получают рекомендации по вопросам подготовки и адаптации детей к новым социальным условиям. Важной темой обсуждения на этих встречах становится психологическая готовность родителей к посещению ребенком детского сада.
Осуществляет анкетирование по теме: «Готовность ребенка к поступлению в детский сад», где определяется готовность его к детскому саду и прогнозируется специфика и темпы его социальной адаптации.
Встречается с родителями в индивидуальном порядке, организует беседу на тему: «Как подготовить ребенка к детскому саду», в ходе которой помогает родителям определиться в последовательности их действий в этот важный для малыша период.
Разрабатывает и вручает каждой из семей воспитанников детского сада раз в две недели памятки о развитии и воспитании детей.

2. Этап сотрудничества. Задачи данного этапа: изучение взаимоотношений родителей и детей, анализ затруднений, возникающих у родителей в ходе развития и воспитания ребенка. В связи с этим педагог-психолог на весь учебный год составляет план мероприятий с участием родителей, имеющих детей в каждой из возрастных групп. Их тематика определяется с учетом результатов анкетирования родителей и запросов педагогов.
На этом этапе:
Оформляются информационные стенды.
Организуются индивидуальные беседы.
Вручаются памятки с практическими советами психолога и с различными играми, например, направленные на формирование социальной компетенции у детей, развитие познавательных процессов и др.

Проводятся групповые консультации, семинары-практикумы, тренинги.
Тематика встреч самая разнообразная:
«Особенности поведения детей 5-6 лет»
«Гиперактивный ребенок. Что делать?»
«Причины конфликтов, возникающих в отношениях с ребенком, и пути их разрешения»
«Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Как их развивать?»
«Психологическая готовность дошкольника к школе»
«Семья на пороге школьной жизни»
«Закономерности и особенности развития детей раннего возраста»
«Как справиться с кризисом 3-х лет?»
На этих встречах используются необычные приемы, например, такие как:
моделирование и анализ тех ситуаций, в которых может оказаться ребенок; основная задача такого моделирования - научить родителей формировать навыки поведения у малыша;
обсуждение на групповых встречах с родителями сходных проблемных ситуаций и поиск путей выхода их них;
проведение ролевых игр, в ходе которых родители берут на себя роль ребенка, пытаясь понять, что чувствует ребенок в разных ситуациях и как он реагирует на взаимодействие со взрослыми;
совместный анализ детских рисунков и адаптационных листов;
проведение бесед в вопросно–ответной форме
Тематика памяток и информационных уголков тоже весьма интересна и разнообразна.
Информационные стенды:
«Возрастные особенности детей 6-7 лет»
«Психологическая готовность к школе, ее компоненты»
«Скоро в школу. Как развивать познавательные процессы у детей 6-7 лет?»
«Развиваем внимание»
«Развиваем мышление»
Памятки:
«Развитие зрительно-моторной координации. Игры»
«Как правильно сформировать самооценку у детей 6-7 лет?»
«Кризис 7 лет»
«Как помочь тревожному ребенку?»
«Готовим руку к письму»
«Развитие пространственной ориентации у детей 6-7 лет»
«Тест для родителей «А я к школе готов?»

3. Этап. Наблюдение за ребенком в период посещения им детского сада. Задачи данного этапа: оказание родителям помощи в решении задач развития и воспитания ребенка, выявление и снятие возникающих проблем у них проблем. С учетом этого строится дальнейшая работа педагога-психолога с ребенком и с его семьей.
На этом этапе так же оформляются информационные стенды; проводятся индивидуальные беседы, родители совместно с психологом анализируют результаты диагностики, пытаются осмыслить итоги наблюдений за ребенком. А так же составляются для родителей памятки с индивидуальными рекомендациями.

4. Рефлексивно-аналитический этап. Задача данного этапа - подведение итогов взаимодействия. На этом этапе, как итог взаимодействия педагога – психолога с родителями, проводится родительское собрание в группе детей 6 – 7 лет

Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к нему, и какие функции он имеет право выполнять? Эти вопросы задают себе многие родители. Маленький человечек попадает в непривычную, странную и новую для него обстановку детского сада. Вокруг много детишек и взрослых, следует подчиняться распорядку, самостоятельно кушать и играть с другими детками, учиться общаться со сверстниками и взаимодействовать со взрослыми. Помочь ребенку адаптироваться и проследить за его состоянием должен педагог-психолог в детском саду. Для многих малышей такое учреждение – первый серьезный стресс. Чтобы избежать неприятных последствий, не стоит оставлять кажущиеся на первый взгляд проблемы маленьких воспитанников без внимания.

Кто такой психолог?

Педагог-психолог в детском саду является очень важным специалистом для деток, их родителей и персонала учреждения. Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает психолог - он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные.

Трудится психолог в трех направлениях:

  • Работа с ребенком. Специалист оценивает личностные характеристики малыша, его психотип, особенности психики и поведения, его природные наклонности, страхи. Зная особенности каждого конкретного ребенка, психолог в детском саду помогает адаптироваться к новым условиям, найти общий язык со сверстниками и воспитателями, решить конфликтные ситуации и помочь, если у малыша проблемы. Работа психолога с детками объединяет функции психологического ведения и педагогики.
  • Работа с родителями ребенка. Пожалуй, детский садик является для родителей малыша стрессом даже большим, чем для самого воспитанника. В задачи психолога входит работа с мамами и папами в нескольких направлениях: помочь осознать новый статус ребенка, объяснить, как вести себя с ним, как работать в области развития своего малыша, решать конфликтные ситуации. Специалист подсказывает родителям дальнейший путь воспитания. Также в задачи психолога входит выявление отклонений в развитии и сообщение родителям о том, что их чадо нуждается в консультации врачей.
  • Работа с персоналом детского садика. Есть мнение, что труд воспитателя низкоквалифицированный, простой, не требующий особых сил и специальных навыков. Это огромная ошибка. Психолог в детском саду как раз осуществляет работу с воспитательским составом, помогает с проблемными детками и выполняет наставнические функции по части работы с ребятами. Каждый педагог должен найти общий язык со всей группой малышей, подобрать ключик к маленькому сердечку, стать другом, покровителем и наставником.

Функции психолога

Стоит рассмотреть подробней, какие функции выполняют психологи в детских садах. Они следующие:

  • адаптивная;
  • диагностическая;
  • педагогическая;
  • консультационная;
  • аналитическая;
  • проблемная.

Адаптивная

Психолог помогает адаптироваться каждому ребенку к условиям детского садика. Как правило, большинство детей не могут сразу осознать, где они находятся, что вообще происходит и как себя вести. Ребенок находится в состоянии стресса, и задача психолога – поработать с ним, чтобы условия детского садика стали для каждого малыша естественными и комфортными.

Работа ведется как с коллективом в целом, так и с каждым ребенком. Для осуществления этих функций создается дневник психолога в детском саду. В нем специалист отмечает пункты плана по адаптации младших детсадовцев и ребят, попавших в учреждение в более старшем возрасте. Он расписывает план мероприятий по работе как с малышами, так и с родителями, и воспитательским составом.

Задача этого этапа – помочь каждому ребенку осознать себя частью коллектива и почувствовать себя комфортно в условиях детского садика.

Диагностическая

В рамках этой функции психолог в детском саду проводит диагностику психотипа ребенка, его способностей и наклонностей, возможных проблем. Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет. Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и проч.).

Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей малышей, психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка. Это могут быть:

  • логопедические проблемы;
  • привычки нервного толка (грызть ногти, ковырять в носу);
  • задержка в развитии;
  • расстройства поведения;
  • прочие проблемы.

С учетом результатов выстраиваются занятия психолога в детском саду с малышами. Если потребуется, он направит ребенка на консультацию к узкому специалисту.

Педагогическая

Психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:

  • разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий;
  • составляют график развивающих игр;
  • проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток;
  • разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
  • проводят обучающую работу с персоналом;
  • беседуют с родителями деток;
  • разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).

Консультационная

Психолог работает путем общения. Консультации психолога детского сада могут носить характер:

  • личный (беседа с каждым ребенком);
  • общий (работа с детским коллективом);
  • личный (беседа с каждым родителем);
  • общий (с группой родителей);
  • личный (с ребенком и его родителями);
  • общий (с родителями и воспитателями);
  • общий (с воспитателями и детьми).

В рамках каждой консультации рассматриваются определенные нюансы. Психолог может консультировать по таким вопросам:

  • Как помочь ребенку адаптироваться?
  • Базовые советы родителям – как вести себя с детсадовцем?
  • Игровые занятия с детками, имитация различных ситуаций.
  • Работа с каждым ребенком для анализа его личности, потребностей и проблем.
  • Разрешение конфликтных и проблемных ситуаций.
  • Работа с родителями и воспитателями в личных вопросах.
  • Выявление проблемных деток и извещение родителей о трудностях.
  • Многое другое.

Вся консультационная работа психолога базируется на помощи деткам и их родителям расти и развиваться вместе.

Аналитическая

В рамках аналитической работы психолог:

  • анализирует деток – их поведение, навыки, проблемы;
  • составляет отчеты в вышестоящие организации;
  • выполняет задания аналитического характера, предусмотренные законодательством;
  • ведет дневники и журналы в установленной законодательством форме;
  • подает отчеты, предусмотренные законодательно.

Проблемная

Психолог детского сада решает и проблемные ситуации. В его компетенцию входят:

  • выявление проблем у деток;
  • анализ проблем и принятие решения - требуется ли консультация специалиста и специфическое лечение, либо проблема может быть решена психологом;
  • помощь в решении конфликтных ситуаций;
  • работа в проблемных или нестандартных ситуациях с детками, их родителями и персоналом садика;
  • ведение частных занятий с малышами для решения их проблем.

Как правило, для психолога установлены четкие ограничения и прописаны функции, которые он выполнять уже не имеет права. Рассмотрим их подробней.

Чего психолог не имеет права делать

Функции психолога не распространяются на:

  • Постановку диагноза детям.
  • Проведение специфического лечения либо его назначение.
  • Составление обязательной программы для родителей по воспитанию ребенка. Работа психолога носит консультационный и вспомогательный характер.
  • Работу с детьми для постановки у них определенных поведенческих и ситуационных моментов, которые носят заведомо опасный для ребенка характер.
  • Любую работу, которая направлена на «копание» в голове малыша без ведома родителей или которая может нанести ребенку вред.

Советы психолога в детском саду направлены на помощь в адаптации, развитии и взаимодействии ребенка с окружающим миром. Они не носят явного лечебного характера. Также запрещены на законодательном уровне любые действия, которые могут причинить вред психическому либо физическому здоровью малыша.

Поэтому психолог детского сада – это специалист, который помогает малышам, их родителям и персоналу жить дружно, учиться вместе и чувствовать себя легко и комфортно.

Взаимодействие дошкольных учреждений с семьями воспитанников – одно из важных направлений деятельности ДОУ. В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов детского сада с родителями, которое было бы направлено на повышение психолого-педагогической культуры родителей, формирование у них педагогических умений и навыков. Важно найти такие формы и методы работы, которые позволят учесть потребности родителей, будут способствовать формированию активной родительской позиции. Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию.

В нашем ДОУ, наряду с воспитателями и другими специалистами, я стремлюсь к использованию эффективных и инновационных форм и методов работы с родителями воспитанников с целью установления доверительных и партнерских отношений с родителями, а также вовлечение семьи в коррекционно-образовательное пространство.

Представляю вашему вниманию некоторые из них.

Наглядная информация имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее подачи имеют не меньшее значение, чем ее содержание. Родителей нужно привлечь и заинтересовать. Для этого я стараюсь, чтобы информация была содержательной и в то же время краткой, эстетично оформлена в соответствии с единым сюжетом или в одном стиле. Информационные материалы регулярно обновляются (каждый месяц), используются фотомонтажи, оригинальные названия рубрик, так как, актуальность и оригинальность подачи материала привлекают родителей и позволяют повысить их педагогическую культуру.

Проблема готовности к школе – общая «головная боль» родителей, педагогов и психологов детских садов. Практика показывает – далеко не все дети, переступающие порог школы, оказываются готовыми к новому этапу своей жизни. Школьные проблемы сына или дочери нередко застают родителей врасплох. Размышления о том, как помочь родителям и детям подготовиться к встрече с новой для них школьной ситуацией привели к созданию мною семейного клуба «На пороге школьной жизни» , программы психологических занятий для детей старшего дошкольного возраста и их родителей.

Основные задачи семейного клуба:

1. Приобщение родителей к участию в жизни в ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества.

2. Оптимизация детско - родительских отношений.

3. Обмен опытом, обсуждение возникших проблем в развитии и воспитании детей.

4. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

5. Психолого-педагогическое просвещение родителей об индивидуальных особенностях детей по подготовке к школьному обучению.

6. Создание эффективных условий совместного сотрудничества родителей, воспитанников и специалистов во всестороннем развитии детей для успешного обучения в школе.

7. Формирование мотивационной и психологической готовности детей к школе.

Нетрадиционные родительские встречи с педагогом-психологом всегда интересны, увлекательны и находят позитивный отклик у родителей.

Семинар-практикум привлекает меня тем, что это активная форма взаимодействия, позволяющая незамедлительно получать обратную связь. Она эффективна тем, что родители не просто получают «готовый продукт» в виде информации, а должны сами активно включиться в процесс ее «добывания».

Тренинги зарекомендовали себя как эффективное средство развития толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов «отцов и детей», установления позитивных отношений как между родителями, родителями и детьми, так и между родителями и психологом.

Анастасия Водопьянова
Взаимодействие педагога-психолога с родителями дошкольников в детском саду

Солнечногорский муниципальный район Московской области

Управление образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 43 »

Юридический адрес : 141500, Московская область, тел/факс 8(496) 26-4-49-31

Г. Солнечногорск, Микрорайон Рекинцо E-mail: sadik [email protected]

Разработал : педагог - психолог

МБДОУ № 43 ВодопьяноваА. С.

Работа педагога-психолога с родителями в детском саду

Взаимодействие педагога-психолога с родителями дошкольников в детском саду .

Взаимодействие с родителями дошкольников - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении . Стремясь сделать такое взаимодействие наиболее эффективным, специалист планирует разнообразные формы работы с родителями ; при этом он старается использовать все имеющиеся в его арсенале знания и средства, учесть все те наработки, которые есть в его личном профессиональном опыте и в опыте его коллег.

И как этот опыт показывает, взаимодействие педагога с родителями является действительно значимой и весьма продуктивной составляющей педагогического процесса в целом . Это, в частности, выражается в общей заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогом-психологом ; в их активном участии в различных мероприятиях, проводимых как в традиционных, так и в нетрадиционных формах; а также в частоте обращений родителей за консультацией по проблемам социально-психологической адаптации и развития дошкольников (трудности детей, связанные с общением как со сверстниками, так и со взрослыми; трудности, связанные со спецификой возраста, эмоциональные проблемы детей; проблемы детей, связанные с развитием и др.).

Первое знакомство психолога с родителями происходит именно тогда, когда они впервые приводят своих детей в детский сад . И именно в этот момент, то есть с самого начала, важно правильно организовать контакт психолога с родителями , прежде всего, наметить возможные точки соприкосновения с ними; обосновать значимость совместной деятельности, наметить основные пути, формы и средства взаимодействия .

При этом личный профессиональный опыт позволяет сделать вывод, что для наибольшей эффективности работу с родителями следует проводить поэтапно. При этом целесообразно будет выделить следующие этапы взаимодействия с семьей воспитанника :

1. Этап подготовительный. Задачи данного этапа : установление контакта с родителями , формирование у них положительной установки на детский сад , уверенности в пользе для ребёнка посещения данного дошкольного учреждения ; осознания ими важности специальных усилий семьи в период адаптации ребенка к новым социальным условиям; оказание родителям помощи в установлении доброжелательных и продуктивных отношений с воспитателями.

На этом этапе :

Педагог -психолог организует родительское собрание , на котором он знакомит родителей с основными задачами, направлениями и формами своей деятельности в детском саду , обозначает круг проблем и вопросов, находящихся в пределах его профессиональной компетенции.

Проводит мини-анкетирование родителей по теме : «Каким я вижу взаимодействие с психологом » .

Подготавливает цикл встреч «Психологическая гостиная» , где обсуждает с родителями вопросы , связанные с адаптацией малыша к детскому саду ; раскрывает значимость для ребенка поддержки со стороны семьи, особенно - в период привыкания малыша к условиям детского сада ; здесь родители получают рекомендации по вопросам подготовки и адаптации детей к новым социальным условиям. Важной темой обсуждения на этих встречах становится психологическая готовность родителей к посещению ребенком детского сада .

Осуществляет анкетирование по теме : «Готовность ребенка к поступлению в детский сад » , где определяется готовность его к детскому саду и прогнозируется специфика и темпы его социальной адаптации.

Встречается с родителями в индивидуальном порядке, организует беседу на тему : «Как подготовить ребенка к детскому саду » , в ходе которой помогает родителям определиться в последовательности их действий в этот важный для малыша период.

Разрабатывает и вручает каждой из семей воспитанников детского сада раз в две недели памятки о развитии и воспитании детей.

2. Этап сотрудничества. Задачи данного этапа : изучение взаимоотношений родителей и детей , анализ затруднений, возникающих у родителей в ходе развития и воспитания ребенка. В связи с этим педагог -психолог на весь учебный год составляет план мероприятий с участием родителей , имеющих детей в каждой из возрастных групп. Их тематика определяется с учетом результатов анкетирования родителей и запросов педагогов .

На этом этапе :

Оформляются информационные стенды.

Организуются индивидуальные беседы.

Вручаются памятки с практическими советами психолога и с различными играми, например, направленные на формирование социальной компетенции у детей, развитие познавательных процессов и др.

Проводятся групповые консультации, семинары-практикумы, тренинги.

Тематика встреч самая разнообразная :

«Особенности поведения детей 5-6 лет»

«Гиперактивный ребенок. Что делать?»

«Причины конфликтов, возникающих в отношениях с ребенком, и пути их разрешения»

«Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста . Как их развивать?»

«Психологическая готовность дошкольника к школе »

«Семья на пороге школьной жизни»

«Закономерности и особенности развития детей раннего возраста»

«Как справиться с кризисом 3-х лет?»

На этих встречах используются необычные приемы, например, такие как :

Моделирование и анализ тех ситуаций, в которых может оказаться ребенок; основная задача такого моделирования - научить родителей формировать навыки поведения у малыша;

Обсуждение на групповых встречах с родителями сходных проблемных ситуаций и поиск путей выхода их них;

Проведение ролевых игр, в ходе которых родители берут на себя роль ребенка, пытаясь понять, что чувствует ребенок в разных ситуациях и как он реагирует на взаимодействие со взрослыми ;

Совместный анализ детских рисунков и адаптационных листов;

Проведение бесед в вопросно–ответной форме

Тематика памяток и информационных уголков тоже весьма интересна и разнообразна.

Информационные стенды :

«Возрастные особенности детей 6-7 лет»

«Психологическая готовность к школе, ее компоненты»

«Скоро в школу. Как развивать познавательные процессы у детей 6-7 лет?»

«Развиваем внимание»

«Развиваем мышление»

Памятки :

«Развитие зрительно-моторной координации. Игры»

«Как правильно сформировать самооценку у детей 6-7 лет?»

«Кризис 7 лет»

«Как помочь тревожному ребенку?»

«Готовим руку к письму»

«Развитие пространственной ориентации у детей 6-7 лет»

«Тест для родителей «А я к школе готов?»

3. Этап. Наблюдение за ребенком в период посещения им детского сада . Задачи данного этапа : оказание родителям помощи в решении задач развития и воспитания ребенка, выявление и снятие возникающих проблем у них проблем. С учетом этого строится дальнейшая работа педагога -психолога с ребенком и с его семьей.

На этом этапе так же оформляются информационные стенды; проводятся индивидуальные беседы, родители совместно с психологом анализируют результаты диагностики, пытаются осмыслить итоги наблюдений за ребенком. А так же составляются для родителей памятки с индивидуальными рекомендациями.

4. Рефлексивно-аналитический этап. Задача данного этапа - подведение итогов взаимодействия . На этом этапе, как итог взаимодействия педагога – психолога с родителями , проводится родительское собрание в группе детей 6 – 7 лет по теме : «К школе я готов» , на котором родители изучают результаты психологической готовности своих детей к школе, оценивают свою роль в процессе взаимодействия на протяжении всего периода посещения ребенком дошкольного учреждения .

Итак, в процессе моей профессиональной практики сформировались некоторые убеждения, которые определяют особенности моей работы как специалиста в этом направлении.

1. Я убеждена, что необходим индивидуальный подход к каждой семье, так как все семьи и дети разные.

2. Большое значение в работе приобретает взаимное доверие между педагогом-психологом и родителями и эмоциональный контакт между ними. Именно доверительные тёплые отношения, сложившиеся на этапе первого взаимодействия , в последствии во многом определяют характер взаимоотношений родителей с детским садом в целом .

3. Практика показала, что интересными и эффективными приемами в работе с родителями являются : моделирование ситуаций, анализ детских работ , а так же участие родителей в деловых и ролевых играх.

Поделиться: