Самооценка ребенка. Ее формирование и развитие

Самооценка ребенка дошкольного возраста формирует его личность. В зависимости от нее дети становятся в большой или меньшей степени мотивированы к получению новых знаний и выработке полезных навыков. Так происходит становление уверенности будущего члена общества.В этой статье узнаете, как повысить самооценку ребенку дошкольного и школьного возраста.

Что такое детская самооценка

До того как пойдет в школу, его характер и личность проходят путь становления. Самооценка ребенка дошкольного возраста формируется на основе мнения человека о самом себе. С раннего детства индивид дает оценку своим физическим возможностям и внешности. По мере взросления человека, в поле зрения попадают навыки, полученные на практике. Дети начинают придавать больше значения моральным качествам.

Особенности самооценки детей дошкольного возраста состоят в том, что все поступки ребенка отпечатываются в его подсознании. Для индивида важно восприятие самого себя и то, как его действия воспринимают другие люди. Здесь играют роль взаимоотношения ребенка с его наставниками и сверстниками.

Для дошкольника важно, что думают о нем окружающие, какое мнение сложилось у детей такого же возраста, как оцениваются поступки взрослыми. На этом пути школьник либо начинает подчиняться стереотипам, либо вырабатывает свои собственные нормы поведения.

Самооценка дошкольника формируется на основе навыков и координации собственных желаний. Ученик имеет намерения, пытается их реализовать, соотносит действия со своими собственными возможностями и возможностями других людей. Ребенок стремится найти общий язык со своими одногодками, ищет одобрения у взрослых.

В психологии самооценка младшего школьника формируется на основе его ключевых видов деятельности. Важно то, кто окружает ребенка, насколько взаимодействие становится качественным. Ведущая деятельность может быть связана с достижениями в школе, детском садике. Здесь школьник должен учиться контролировать свое собственное поведение. Оно закладывает адекватную оценку личности. На каждом из этапов детям стоит стремиться к сохранению внимания, аккуратности и терпению. Как только такие качества развиваются, сразу же появляются положительные результаты. Это залог положительной самооценки в младшем школьном возрасте.

Этапы формирования самооценки

Для родителей важно уделять внимание самооценки ребенка еще до того момента, как он пойдет в школу. Во время нахождения в среднем учебном заведении педагоги также стремятся повышать оценку детей. Это необходимо для полноценного развития личности. Дети, которые не перешагнули семилетний возраст, не могут самостоятельно сформировать свою самооценку. Мышление детей построено на образах. В этом возрасте есть место исключительно для формирования осознанного интереса к самооценке.

Самооценка ребенка дошкольного возраста постоянно развивается.

У нее есть определенные черты. Как только дети попадают в школьные стены, то автоматически происходит разделение на группы. Условно ребята становятся хорошими и плохими, слабыми и сильными. Появляется своеобразная иерархия. Такой процесс очень быстрый. Буквально через несколько месяцев распределяются все роли между детьми. Со временем структура взаимоотношений в классе меняется. На это влияют достижения и успехи в школе. Также свою лепту вносят замечания со стороны педагогов, оценки за домашние задания, слова похвалы или упреки. У школьника происходит постоянное сравнивание себя с другими детьми. Эти факторы становятся основными в формировании самооценки младших школьников.

Для детей играет значение, какие первые отметки будут поставлены в дневник. Зачастую у школьников встречается заниженная самооценка. Не все могут смириться с низкими баллами, которые они получают при ответе у доски или за выполненное домашнее задание. Их личность протестует, не соглашается с оценками, выставленными педагогами. Это создает конфликтные ситуации, что делает проблему еще больших масштабов. Постепенно увеличивается эмоциональное напряжение, в некоторых случаях детям нужна помощь психологов. Они могут приобретать такие качества как невнимательность и растерянность, постоянно волнуются.

Самооценка ребенка дошкольного возраста превращается в ярлык. Отметки равняются их оценке самих себя. К примеру, если школьник получил двойку за контрольную работу, но при этом он прилагал много усилий для усвоения материала, то его будет трудно понять, почему именно такая ситуация произошла с ним. Если педагог не пояснил отметку и не помог ребенку исправить ситуацию, разобрать правила или понять формулу, то он почувствует себя неудачником. Нередко дети приписывают отметки себе как личности, думают, что взрослые просто плохо о них думают.

Нельзя дать однозначного ответа на вопрос, какая самооценка характерна для ребенка дошкольного возраста. Формирование оценки себя детьми состоит из множества факторов. Важно, чтобы будущий школьник имел возможность самостоятельно сформировать мнение о себе, объективно оценивать свои навыки и достижения. Не все могут правильно оценивать свои поступки, поэтому здесь нужно деликатно подойти к ребенку, помочь ему советом, вместе проанализировать действия или конкретную проблему.

Для чего нужна самооценка

Самооценка ребенка дошкольного возраста выполняет сразу несколько функций. Она помогает ему адекватно воспринимать сверстников, своих родителей, понимать, правильный ли он совершил поступок.

К самым распространенным значениям оценки себя ребенком принято относить следующие роли:

  • обучающую;
  • стимулирующую;
  • мотивирующую;
  • аналитическую.

Самооценка в младшем школьном возрасте в формате обучения дает возможность самостоятельно оценивать свои результаты. Так ученик может сам понять, что именно ему необходимо выучить, над какими ошибками еще стоит поработать. Если у ребенка адекватная оценка себя самого, то в процессе учебы он может обойтись без помощи родителей.

Также разумная самооценка ребенка дошкольного возраста может стимулировать ребенка еще раз попробовать свои силы в выполнении, например, сложного задания. Благодаря повышенной мотивации дети добиваются успеха. При аналитическом мышлении школьник может самостоятельно структурировать свои знания, упорядочивать полученные навыки и опыт.

Такие функции являются ключевыми моментами в особенности развития самооценки младших школьников. В любом из видов деятельности ученик развивает различные навыки. Например, он может совершенствоваться в школьной среде, в бытовых вопросах, в играх со сверстниками. Так формируется адекватная самооценка у детей.

Самооценка младшего школьника: диагностика

Какова самооценка у подавляющего большинства дошкольников? Такой вопрос нередко интересует педагогов в родителей. Есть различные способы и упражнения для того чтобы выяснить, как школьник оценивает самого себя. Благодаря специальным мероприятиям определяется самооценка школьника. Учителя проводят внеклассные уроки. Важно не перегружать в этот момент детское мышление и эмоции.

Методика по определению самооценки в младшем школьном возрасте базируется на комплексном подходе. В нее включены несколько упражнений:

  1. Педагоги предлагают детям изобразить самих себя. После школьники дают характеристику своим качествам, учителя в этой ситуации интересуются, кто изображен на бумаге, почему именно в таких красках и с таким выражением лица. Здесь важно разделить качества на плохие и хорошие, помочь ребенку сформировать адекватную оценку себя.
  2. Можно предложить детям выдумать себе новые имена или представить себя в виде сказочных персонажей. Опытные психологи смогут извлечь информацию о самооценке ребенка.
  3. Также разрабатываются специальные опросные листы. Дети должны ответить на незамысловатые вопросы. По итогу анкетирования составляется портрет ребенка.

Диагностика самооценки в младшем школьном возрасте может проводиться посредством различных методик. Это необходимо для понимания, нужно ли корректировать оценку ребенка в отношении самого себя, какая именно помощь необходима. Адекватная самооценка младшего школьника - это редкость. Она постоянно меняется. Чаще встречается завышенная или заниженная самооценка у ребенка. Комплекс специальных упражнений со стороны педагогов должен проводиться не реже раза в месяц.

Особенности самооценки у школьников

Самооценка ребенка дошкольного возраста может быть диагностирована. Для этого проводятся исследования в широком кругу школьников, учащихся в младших классах.

Существует три основных вида оценки себя детьми:

  • адекватная;
  • завышенная;
  • заниженная.

Такие виды самооценки могут быть устойчивыми и гибкими. Дети разделяются на несколько групп:

  1. Адекватной оценкой себя обычно обладают дети, которые достаточно энергичные и активные. Он быстро ищут решения к сложным задачам, усидчивые. Учеба доставляет удовольствие таким детям. Они не боятся критики в свою сторону, легко воспринимают замечания. Каждая новая задача их увлекает. Они легко идут на контакт с другими детьми.
  2. Самооценка ребенка может быть завышена. Такие дети стараются по максимуму преуспеть во всех видах деятельности. Он часто проявляют самостоятельность, не спрашивают разрешения у взрослых. Общественные правила у таких детей не пользуются уважением. Многие родители не понимают, что делать если у ребенка завышенная самооценка. В первую очередь им нужно рассказывать, что в обществе существуют договоренности, их нужно соблюдать, так взаимодействие между людьми будет наиболее конструктивным. Есть риск того, что если школьник будет оценивать слишком высоко свои способности, то он потерпит неудачу. Это может сказаться в последующем на желании браться за сложные задачи.
  3. Самооценка дошкольников может быть занижена. Такие дети стремятся к выполнению легких заданий. Они думают, что не смогут справиться с более высоким уровнем, так как у них не хватает зданий. Но это далеко не соответствует реальному положению дел. Ученик может оказываться от высокой отметки, поскольку считает, что заслужил ее. Это влияет на самоуважение, теряется коммуникация с другими детьми и взрослыми, есть трудности во взаимоотношениях с другими людьми. На уровне подсознания такой школьник ждет неприятностей в своей жизни, вырабатывается негативный взгляд на мир в целом.

Таким образом, нельзя дать однозначный ответ, какова самооценка у большинства дошкольников и учащихся средних учебных заведений. Каждый ребенок по-своему выстраивает взаимоотношения с окружающими, самостоятельно решает, достоин ли он высоких оценок и уважения. Виды самооценки младших школьников говорят о том, что педагогам и родителям стоит больше уделять теме формирования мнения детей о самих себе, стараться корректировать в позитивную сторону.

Способы коррекции самооценки

Многие взрослые пытаются найти ответ о том, как можно корректировать самооценку школьника. Для развития адекватной оценки себя, психологи выработали ряд рекомендаций:

  1. Не желательно сравнивать способности одного ребенка с другими. У каждого есть свои таланты и желания, которые должны быть реализованы в жизни. Не бывает такого, чтобы все были одинаково развиты во всех сферах: начиная от математики и заканчивая физической культурой. Нужно прислушиваться к ребенку, что ему больше всего нравится делать, что его увлекает и доставляет радость.
  2. Требования следует выставлять адекватными способностям ребенка. Не стоит требовать от него знание школьной программы за девятый класс, когда он только заканчивает третий. Усвоение информации и приобретение навыков требует время, для каждого свой промежуток. В противном случае, если ребенок не будет достигать поставленных высоких задач, и не будет понимать, почему именно так происходит, то будет снижаться оценка себя.
  3. Важно периодически хвалить ребенка. Так самооценка ребенка дошкольного возраста будет расти. Особенно это актуально, когда ученик прилагает большие усилия для достижения поставленных целей. Например, он очень прилежно учится, старается радовать своих родителей успехами.
  4. Не нужно ругаться на ребенка, если у него что-то не получилось. Лучше ему спокойно объяснить что нужно для достижения успеха. Все неудачи исправимы. Не давайте расстраиваться ребенку, слезами делу не помочь. Школьник должен поменять отношение к самому себе, задуматься над тем, почему не получилось выполнить поставленные задачи.
  5. Если ребенок совершил ошибку, то не нужно его ругать. Достаточно просто пояснить, к чему могут привести плохие поступки.

Важно как можно чаще общаться с ребенком, обсуждать его достижения, гордиться им. Именно таким образом растет самооценка детей дошкольного возраста и школьников. Стоит пояснить ребенку, что нет ничего страшного в ошибках, все взрослые проходят через взлеты и падения. Главное давать правильную оценку себе, анализировать ситуацию и делать выводы.

В чем опасность низкой самооценки

Самооценка младшего школьника может быть занижена. На это может быть целый ряд причин: как минимум к нему было плохое отношение в семье и школе, как максимум - он пережил трагические события в своей жизни. Важно вовремя принять меры, протянуть руку помощи ребенку. Дети не всегда понимают, что происходит, почему мир такой несправедливый к ним. Бывает, что они переживают насмешки со стороны сверстников, и не находят поддержки со стороны своих родителей и учителей.

Если не помогать такому ребенку, то в будущем он будет иметь заниженную самооценку, что отразится на качестве его жизни и на взаимодействии с другими людьми. Такие люди остаются одинокими, испытывают агрессию по отношению к окружающему миру. Они стремятся уйти от ответственности, постоянно сомневаются в собственных решениях.

К самым распространенным причинам низкой самооценки младших школьников относится небрежное воспитание и чрезмерная критика. В особенности таким детям уделяется мало любви и внимания, они часто замыкаются в своем мире, не идут на контакт с другими людьми.

Бывает, что родители не замечают, как оказывают давление на ребенка. Они думают, что так можно достигнуть результатов намного быстрее, чем в других семьях. Иногда таким способом проявляется родительский эгоизм. У ребенка не остается места для принятия собственных решений. Он чувствует себя неуверенно во взрослой жизни.

Как повысить самооценку

Намного чаще можно встретить детей, у которых заниженная самооценка, чем детей, который довольны собой. В первую очередь на такие процессы влияют внешние факторы. Школьник не в состоянии дать адекватную оценку себе в дошкольном возрасте, он зависим от мнения других людей, например, родителей или учителей.

Самооценка формируется на основе мнения окружающих. Если правильная оценка себя у ребенка не сформировалась в детском возрасте, то будучи взрослым ему будет тяжело самостоятельно ее корректировать.

Родителям важно гордиться своими детьми. Они должны чувствовать любовь и уважение со стороны взрослых. Школьник должен понимать, что в любой момент, даже в самой трудной жизненной ситуации он может всегда обратиться за помощью.

Родителям и педагогам стоит помочь ребенку с выбором занятия, где он в полной мере сможет раскрыть свои способности и таланты. В любом из начинаний ребенка нужно поддерживать, акцентировать внимание на его успехах. Дети должны также уметь отстаивать свое мнение, при необходимости отказывать взрослым, но обязательно обосновывать свое решение.

Самооценка у детей с ограниченными возможностями

У детей-инвалидов нередко возникают проблемы с самооценкой. Такая проблема обусловлена внешними факторами. Если в семье к такому ребенку относятся с трепетом, стараются его всячески окружить любовью, то другие люди могут относиться с непониманием, быть агрессивно настроенными.

Здесь важно как можно больше говорить с ребенком о том, что в жизни бывают разные ситуации. Не все дети рождаются с одинаковыми возможностями, и от этого никуда не уйти, нужно учиться с этим жить. Школьнику важно найти занятие, которое бы поднимало самооценку, отвлекало его внимание. Когда дети с ограниченными возможностями развивают свои таланты, то они чувствуют себя нужными обществу. Позитивным опытом будет поиск единомышленников, таких же детей с общими интересами.

То, как человек оценивает свою значимость, во многом определяет отношение к нему других людей. Следовательно, адекватная самооценка ребенка – залог его успеха в будущем.

Осознание собственного «я» и своей ценности как личности происходит в раннем детстве. Если самостоятельно ребенок не справляется с этой задачей, задача родителей – распознать проблему и помочь ему в формировании правильной, здоровой самооценки.

Принято выделять 3 типа самооценки – нормальную, заниженную и завышенную. Определить ее можно с помощью специальных тестов и личных наблюдений.

Для этого используется методика на выявление самооценки ребенка – «Лесенка». Малышу предлагают поместить себя на одну из нарисованных ступенек, объяснив, что внизу должны находиться «плохие дети», выше «хорошие», а вверху «самые лучшие». По сделанному выбору можно судить об уровне самоуважения.

Конечно, одной методики недостаточно для получения достоверной характеристики детей по самооценке. Поэтому перед тем как сделать вывод, психолог применяет еще ряд тестов и проводит беседу с малышом. Но основные признаки сформировавшегося вида самооценки заметны и в повседневной жизни. Рассмотрим их подробнее.

Нормальная

Если ребенок адекватно себя оценивает, его поведение будет следующим:

  • Не боится пробовать новые для себя занятия.
  • В сложной ситуации старается найти решение самостоятельно, но умеет обращаться за помощью, если это необходимо.
  • Может признать, что ошибся и попробовать это исправить.
  • Нормально идет на контакт с детьми, не пытается унизить младших или более слабых.

Завышенная

Такие дети переоценивают свою значимость и возможности. Завышенная самооценка у ребенка определяется по ряду характерных признаков:

  • Эгоцентризм – сосредоточенность только на собственных чувствах и желаниях.
  • Болезненное восприятие критики в свой адрес, вызывающее бурю протестов.
  • Навязчивость и привлечение внимания любыми способами.
  • Агрессивность при общении с детьми, стремление выделиться за счет унижения других, желание всегда занимать лидирующую позицию.

Заниженная

Характеристика детей с заниженной самооценкой:

  • Тревожность и неуверенность, мешающие общению со сверстниками.
  • Чрезмерная скромность и застенчивость.
  • Недоверчивость, страх быть обманутыми.
  • Обидчивость, замкнутость, желание больше времени проводить в одиночестве.
  • Отказ от занятий, вызывающих затруднения и требующих приложения усилий.
  • Настрой на негатив, выражающийся фразами «У меня не получится», «Я плохой» и т. д.

Особенности самооценки у детей

Самоуважение и умение адекватно себя воспринимать меняется по мере взросления личности. Но влияние типа воспитания на самооценку ребенка очень велико, поэтому родителям нужно отслеживать ее возрастные изменения и, при необходимости, корректировать.

В дошкольном возрасте

Самооценка ребенка дошкольного возраста нередко завышена. Это вполне нормально. В начальный период жизни дети учатся оценивать себя и не всегда делают это правильно, особенно если в семье любое их действие сопровождается восторженными комментариями.

При отсутствии перегибов в воспитании (как попустительства и восхваления, так и унижения), завышенная самооценка дошкольника со временем придет в норму. Отсутствие самоуважения у ребенка в этом возрасте более опасно.

Заметив признаки заниженной самооценки нужно пересмотреть воспитательные меры и манеру общения с малышом, так как избавиться от этой проблемы с годами становится намного сложнее. Родители должны помочь поднять самооценку ребенку, сам он с этой задачей не справится.

В младшем школьном возрасте

В чем заключаются особенности самооценки детей младшего школьного возраста? Учась в первом классе, ребенок обычно оценивает себя завышено. Во втором наблюдается тенденция к умеренному снижению самооценки. В третьем школьник оценивает свои способности и возможности нормально или занижено. Случаи завышенной самооценки в этом возрасте редки.

На формирование самоуважения в этот период существенное влияние оказывает учебно-воспитательный процесс, в частности, успеваемость в школе. Дети младшего школьного возраста, по сути, еще малыши, поэтому при нарастающей неуверенности и снижении самооценки у чада не стоит акцентировать внимание на неудачах в учебе.

В среднем школьном возрасте

В средних классах детям свойственно оценивать себя объективно. Происходит закономерное взросление, совершенствуется способность к самоанализу.

Но заниженная самооценка у ребенка среднего школьного возраста возможна и чаще связана со сложностями в общении со сверстниками, чем с учебным процессом. Мнение о нем одноклассников выходит на первый план в системе ценностей.

Ребенок превращается в подростка, но по-прежнему нуждается в одобрении и внимании родителей. На этом этапе важно проявлять интерес к его увлечениям и предоставлять больше возможностей для развития самостоятельности. Тотальный контроль и чрезмерные требования к успеваемости снижают самооценку подростка.

В старшем школьном возрасте

Низкая самооценка у ребенка в старших классах – явление распространенное. Этому способствуют первые неудачные влюбленности, страхи, связанные с экзаменами и предстоящим выбором профессии.

Чтобы сохранить нормальный уровень самоуважения у школьников-старшеклассников, лучше воздержаться от критики их внешности, друзей и увлечений. Если основной причиной повышенной тревожности стала учеба, нужно постараться объяснить бесполезность самобичевания и подсказать пути решения проблемы.

Что делать с низкой самооценкой?

Дети с заниженной самооценкой нуждаются в помощи. В первую очередь, родительской, а в случае стойких изменений – и профессиональной.

Что делать, чтобы повысить самооценку у ребенка:

  • Найдите для него «зону успешности». Это может быть хобби или другое занятие, которое ему нравится и хорошо получается. Для повышения самооценки желательно, чтобы он мог видеть результаты своих трудов – получать грамоты, занимать призовые места и т. д.
  • Если предпочтений и талантов нет, можно сделать сундучок достижений – метод подходит детям младшего возраста. В течение дня нужно записывать все хорошие поступки и успехи (помог по дому, прочел книгу, нарисовал рисунок и т. д.) и складывать записки в коробочку. Периодически сундучок открывают и вместе с ребенком вспоминают о его достижениях.
  • Разрешайте чаще принимать решения и действовать самостоятельно, конечно, в соответствии с возрастом. Возможность самому выбрать одежду или приготовить простое блюдо (хотя бы бутерброды) положительно скажется на самооценке ребенка, при условии, что вы воздержитесь от критики и подчеркнете положительные моменты.
  • Чаще напоминайте, что любите его. Это важно и малышам, и подросткам.
  • Не оставляйте достижения ребенка без внимания. Это не означает, что хвалить нужно буквально за все (дети сразу чувствуют фальшь), но реальные, пусть и небольшие победы, должны поощряться.
  • Развивайте у ребенка положительный настрой и веру в себя. Говорите, что верите в его успех, ведь он умный и способный, как мама с папой. И по возможности подкрепляйте слова дельными советами.

Как сформировать адекватную самооценку?

Чтобы повышение самооценки у детей не стало для вас проблемой в будущем, принимайте меры по ее адекватному развитию с самого раннего возраста.

Практически все родители уверенны, что воспитывают ребенка правильно, опираясь на опыт из своего детства. Но, даже действуя из лучших побуждений, можно допустить множество ошибок.

Простые правила, помогающие сформировать нормальную самооценку:

  • Чаще позволяйте детям высказывать свое мнение и проявлять эмоции. Слишком авторитарные и строгие родители добиваются послушания, но ценой становится инертность, неуверенность и отсутствие у ребенка своего мнения.
  • Не запрещайте помогать вам в чем-либо, даже сами можете сделать быстрее и лучше.
  • Не пытайтесь оградить ребенка от всех неудач и разочарований. Проживание детьми не только положительного, но и отрицательного опыта необходимо для адекватного восприятия своих сил и возможностей.
  • Учите детей правильно воспринимать победы и поражения, на примере конкретных ситуаций, лучше из собственного опыта.
  • Если ребенок поступил плохо, объясняйте, что вы недовольны не им самим, а его поступком.
  • Не ставьте перед детьми заведомо невыполнимых задач.
  • Устраняйте источники психологического угнетения. Если ребенок стал объектом травли в школе, не заставляйте его стать сильнее и решить проблему самостоятельно. Проще сменить место учебы и сохранить детскую психику.

Чего делать нельзя?

Повысить самооценку и вернуть уверенность ребенку не получится, если:

  • Говорить, что другие дети сильнее, умнее, успешнее него. Этим вы занижаете его значимость как личности.
  • Хвалить за то, к чему ребенок не прилагал усилий, а также из жалости.
  • Критиковать его поделки, рисунки или оценки в школе, если он старается, но результат вам не нравится.
  • Запугивать в воспитательных целях «Сейчас достану ремень!», «Ты у меня получишь!» и т. д.
  • Наказывать за проступки физически и унижать словесно.

Воспитать из малыша гармонично развитую личность можно – главное, не переусердствовать с критикой и похвалой. Неуверенность в себе, как и излишняя самоуверенность не приносят человеку пользы в любом возрасте.

Полезное видео про самооценку ребенка

САМООЦЕНКА РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНИКА

Начальный этап формирования личности ребёнка от 3 до 7 лет.

«Я сам!» - Отделение от взрослого - Открытие своей внутренней жизни. Самосознание.

Таблица №1.

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ

Младшие дошкольники

Средние дошкольники

Старшие дошкольники

РУКОВОДИТ

Соподчинённость мотивов

Личностное «ХОЧУ»

Общественно значимые «НАДО»

СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

ПРОЯВЛЯЮТСЯ

В разных видах деятельности (особенно в общении со взрослыми), направлены на предметы деятельности.

В желании сделать что - то для других людей.

КАК ОБРАЗЕЦ

УСВОЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ

Моральные представления и оценки:

Активное отношение к событиям жизни; - Формируется сочувствие, заботливость.

ПОДРАЖАНИЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Неустойчивое поведение

Общение со взрослыми и сверстниками;

Услышанное;

Увиденное;

Собственная деятельность.

РУКОВОДИТ

САМООЦЕНКА

На основе оценок взрослого и достигнутых результатов деятельности.

Завышенная

завышенная

Более правильная и достаточно устойчивая

СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Усвоение норм и правил

Умение соотносить свои поступки с этими правилами

Знают свои возможности и умеют достигать цели в привычной деятельности

Первые задатки произвольного поведения

САМООЦЕНКА дошкольника (таблица №1) формируется: С одной стороны под воздействием похвалы взрослых, их оценок достижений ребенка, а с другой стороны — под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

В разных видах деятельности самооценка разная:

В рисовании ребенок оценивает себя правильно;

В грамоте переоценивает;

В пении недооценивает себя.

Ребенок раньше осознает те качества, особенности поведение, которые чаще всего оценивает взрослый. Как бы он это не делал - словом, жестом, мимикой, улыбкой.

Прежде всего, осознают дети те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе.

Критерии самооценки зависят от взрослого, принятой системы воспитательной работы.

Как взрослый оценивает ребенка и сверстников.

Если взрослый равнодушен, не обращает внимания на ребенка, то у него образ себя становится преимущественно негативный с низкой самооценкой. В результате: усиливается защитная реакция (плач, крики, ярость, задержка умственных и социальных умений, дефекты формирования чувств).

Для формирования самооценки важна та деятельность, в которую включен ребенок и оценки его достижений взрослыми и сверстниками.

Подмечено:

Дети, выделяющие свое «Я» через деятельность — завышают свои самооценки;

Дети, выделяющие свое «Я» через сферу отношений — самооценка чаще занижена;

Дети, имеющие разный статус, положение, в группе по разному оценивают себя. «Непопулярные» дети переоценивают себя.

Взрослый должен:

Помогать ребенку в осознании его особенностей не только в деятельности;

Но и в поведении, отношении к окружающим;

Помогать формировать адекватную самооценку, высокую.

Дети с высокой самооценкой:

В группе чувствуют себя увереннее;

Активнее проявляют свои интересы;

Ставят перед собой более высокие цели.

Но завышенная самооценка может привести к возникновению высокомерия, агрессивности.

Помогая ребенку в повышении его самооценки взрослый, тем самым, помогает ребенку в приобретении уверенности в себе и в обеспечении популярности в группе.

Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания

(по М.И. Лисиной)

Таблица №2.

Дети с адекватной самооценкой

Дети с завышенной самооценкой

Дети с заниженной самооценкой

Родители уделяют ребёнку достаточно много времени.

Родители уделяют ребёнку очень много времени.

Родители уделяют ребёнку очень мало времени.

Оценивают положительно, но не выше, чем большинство сверстников.

Оценивают высоко, более развитым, чем большинство сверстников.

Оценивают ниже, чем большинство сверстников.

Часто поощряют

(не подарками).

Очень часто поощряют (в том числе подарками).

Не поощряют.

Наказывают в виде отказа от общения.

Редко наказывают.

Часто наказывают, упрекают.

Адекватно оценивают физические и умственные данные

Очень высоко оценивают умственные данные. Хвалят при других.

Низко оценивают.

Прогнозируют хорошие успехи в школе.

Ожидают отличные успехи в школе.

Не ожидают успехов в школе и жизни.

Итак, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценка и ожидания в семье не соответствуют особенностям ребёнка, его представления о себе окажутся искажёнными.

В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнения и страха включаться в подготовку к школе.

В таблице №1 - слева направо по колонкам, каждая из которых обозначает младший, средний и старший дошкольный возраст соответственно проиллюстрированы основные направления, по которым происходит формирование личности дошкольника: соподчиненность мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольного поведения. В этом процессе большая роль принадлежит взрослому, который руководит ребенком, создает ему условия и является для него образцом для подражания.

В таблице №1 - соподчиненность мотивов: от младшего возраста с личностным «ХОЧУ» - к старшему возрасту, когда формируется общественно значимое «НАДО».

Соподчиненность мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника.

Благодаря развитию механизма соподчинения мотивов, старшие дошкольники легче ограничивают свои непосредственные желания.

Включаясь в новые виды деятельности, в новые системы отношений дошкольники осваивают и новые мотивы: мотивы достижения цели, соревнования, соперничества и др.

По своей побудительной силе мотивы могут распределяться следующим образом:

Собственные обещания ребёнка, как правило, не имеют побудительной силы.

Бесполезно требовать от него обещаний.

Нужно иметь ввиду, что ряд невыполненных обещаний подкрепляет такую личностную черту, как НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ.

Среди разных мотивов выделяются ДОМИНИРУЮЩИЕ МОТИВЫ.

Можно наблюдать в поведение детей различное доминирование: эгоистичное, коллективистическое и связанное с содержанием деятельности.

Среди социальных мотивов - мотив достижения успеха.

Появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, их соподчинение, ведет к тому, что дошкольник все более осознанно старается добиться поставленной цели.

ЕСЛИ в младенческом возрасте наблюдается выполнение целенаправленных действий. В качестве цели выступает предмет, игрушка.

Младший возраст. Ребенок действует с предметами. Играет в кубики. Цель: построить дом.

В раннем возрасте складывается целенаправленность действия, идущая изнутри (от желаний ребенка), а не только извне (от предмета).

ТО в дошкольном возрасте формируется умение удержать возникшую цель.

Старший дошкольный возраст. Дети поют песню. Цель: организовать хор.

Развивая целенаправленность ребенка, взрослый должен:

а) расчленять задание на ряд последовательных звеньев;

б) поэтапно давать указания (напоминать о способах достижения цели;

в) оценивать и желание ставить цель и получение результата.

ЦЕЛЬ и МОТИВ действия могут:

а) совпадать. Результат действия («Достать игрушку!») и есть то, ради чего оно выполняется;

б) не совпадать. Например, рисунок выполняется ради похвалы.

Может быть ситуация, когда действуют два мотива, но в разных направлениях. Ребенку необходимо сделать выбор между двумя возможными решениями. Происходит борьба мотивов и заканчивается победой одного из них. Возможны внутренние конфликты личности.

К 6—7 годам дошкольник может планировать предстоящую деятельность в знакомой для него ситуации. И добиваться ее результата. Свои действия сопровождает речью. (Речевое управление.)

Поведение дошкольника становится все более управляемым, волевым.

Под самосознанием понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе.

В первый год жизни складываются предпосылки для дальнейшего развития личности - «предличностные образования» (Н.Н.Авдеева, С.Ю.Мещерякова). Младенец имеет собственную и достаточно разнообразную психическую жизнь. На протяжении первого года жизни он накапливает опыт взаимодействия c окружающим миром, в ходе которого складывается отношение к себе, другим людям и предметам.

Главным условием развития личности выступает общение ребенка с другими людьми. Только в этой сфере младенец может проявить себя как человек и выразить свое отношение к другому человеку. И даже предметы вызывают интерес малыша, если они включены в контекст общения со взрослым. Ребенка привлекает прежде всего то, с чем увлеченно действует взрослый.

Взрослый с первых дней оценивает малыша. В любой оценке главным для ребенка является доброжелательное внимание. Он не понимает обращенных к нему слов, не выделяет содержание оценки, но очень чувствителен к отношению со стороны взрослых. Эта чувствительность ярко выражена уже к 3 мес.

Такое отношение к ребенку формирует у него положительное отношение к людям и положительное самоощущение, когда он переживает свою значимость для близких. Это переживание создает условие для того, чтобы ребенок активно проявлял себя. Интерес к взрослому и ответная реакция на его инициативные действия возникают у младенца к концу первого месяца жизни в виде улыбки. А к 2 мес. нарастает интерес к людям и предметам. В 3 мес. можно говорить о том, что сложилось предличностное образование - активность, отчасти врожденное качество, но развивающееся в основном под влиянием социальных условий жизни и при решающем влиянии общения со взрослыми.

В 4-5 мес. ребенок показывает себя как доверчивое, жизнерадостное, любознательное и требовательное существо. Его инициативность очень высока, разнообразно поведение.

Положительное самоощущение, складываясь в первом полугодии жизни под влиянием доброжелательного внимания взрослого, после 6 мес. во многом зависит от успешности манипуляций малыша с предметами. Ребенок четко воспринимает результаты своих действий. Малыш старается с помощью взрослого получить какой-то объект, потрогать недосягаемый предмет, обследовать его. При повторяющихся неудачах он ощущает себя неуверенным, неумелым. А успех побуждает его снова и снова совершать действие.

О складывающихся первых привязанностях можно судить по ярко выраженным положительным эмоциям младенца, когда возникает взаимообмен переживаниями со взрослым. С возрастом растет и избирательность отношения ко взрослому. Если 3-месячный малыш примерно одинаково реагирует на любого взрослого, улыбаясь и радуясь, то во втором полугодии он четко разделяет родных, знакомых и совершенно чужих людей. Общаясь с близкими, ребенок активен, инициативен, его переживания не только положительные, но и отрицательные очень яркие.


Малыши, особенно после 8 мес, начинают бояться незнакомцев. Часто, если отсутствует близкий взрослый, они плачут, отворачиваются, отползают от чужого взрослого, проявляя робость и неуверенность. В то же время негативная реакция на чужих, в присутствии родных людей, сменяется интересом и стремлением привлечь к себе внимание. Сидя на руках у мамы, малыш смотрит на незнакомого человека, пытается поймать его взгляд, издает звуки и совершает другие инициативные действия. К 12 мес. ребенок связывает знакомого взрослого с определенными действиями, ожидая их от него. Так, заглядывает в сумку, с которой пришла бабушка, если она все время приносит в ней подарки. Он просится на руки к папе, если тот постоянно играет с ним. Неодинаковое отношение к разным лицам говорит о том, что к концу первого года жизни у ребенка складываются устойчивые образы взрослых. В это же время у малыша резко нарастают проявления упрямства, негативизма в ответ на замечание взрослого, настойчивость в осуществлении своих желаний и требований.

О развитии предпосылок в становлении образа себя говорит отношение ребенка к своему отражению в зеркале. В 2-3 мес. младенец долго, сосредоточенно рассматривает свое отражение в зеркале. Положительное переживание себя выражается в радостном отношении к своему зеркальному отражению.

К 6 мес. у ребенка возникает исследовательское поведение, он обследует свое отражение руками, обводит контур лица, дотрагивается до отражения руки. После 6 мес. дети соотносят свои реальные действия с наблюдаемыми в зеркале. Они шевелят пальчиками, размахивают руками, прослеживают взглядом отражение своих действий. В возрасте 11-12 мес. малыши подолгу играют со своим отражением: гримасничают, кривляются, совершая ритмические и мимические действия. Наблюдаются действия, направленные на коррекцию своего внешнего вида. В первом полугодии второго года жизни дети, пользуясь зеркалом, рассматривают пуговки, кармашки, шнурочки на своей одежде, с интересом наблюдают за меняющимся отражением. Разнообразнее становятся игры перед зеркалом. К двум годам малыши часто подпрыгивают перед зеркалом, весело при этом смеясь. Они уверенно узнают себя и с удовольствием меняют свой внешний облик: надевают платочек, причесываются и пр.

Особенности развития элементов самосознания в младенческом возрасте:

Под влиянием личностно-адресованного общения со взрослым у ребенка складывается ощущение своей важности для другого, эмоционально-положительное отношение к себе; интерес и инициативность к окружающим;

Формируется первое предличностное новообразование -активность.

Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Взаимоотношения взрослого с ребенком усложняются. Продолжая относиться к малышу заботливо и нежно, взрослый действует совместно с ребенком, оценивает его достижения в области действий с предметами. У преддошкольника возникает новое отношение к взрослому. Он сравнивает свой результат с результатом другого человека. Носителем образца выступает взрослый. Теперь малыш относится к взрослому как к образцу для подражания.

Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его деятельность. Достиг результата -значит хороший. Не достиг - значит плохой. Поэтому дети в раннем возрасте так бурно переживают свои неудачи. Под влиянием оценки взрослого ребенок начинает осознавать критерии успешности или неуспешности своей деятельности. Дифференцируется общее положительное отношение к малышу («Ты хороший, я тебя люблю») и отношение, опосредованное результатом деятельности («Молодец, сегодня ты быстро оделся»). Ребенок же оценивает себя положительно и недифференцированно: «Я хороший».

Отделение себя от своих действий связано с усложнением видов деятельности, которые выполняет ребенок. Он понимает, что действия совершает именно он, и это приводит к изменениям в предметах. Каждый результат деятельности становится для ребенка утверждением своего «я», для него очень важно, чтобы его достижения кто-либо увидел и оценил.

Таким ценителем выступает взрослый. Одобрение и похвала взрослого рождают у малыша чувство гордости, собственного достоинства. Отсутствие таковых ведет к переживанию огорчений, стыда. Предметный мир становится не только сферой познания, но и сферой саморегуляции, утверждения своего «я», сферой достижений. Ребенок, действуя с предметами, пробует свои силы.

Освоение способов употребления предметов приводит к тому, что в возрасте около 2 лет у ребенка начинает развиваться подлинная самостоятельность, показателями которой являются «личные желания» малыша (Т.С.Гуськова). Младенец мог ставить элементарные цели и стремился их достичь. Например, искал спрятанную игрушку. В раннем детстве ребенок может ставить цель, достижение которой приводит к получению социально значимого результата, социально ожидаемого эффекта в действии с предметом. Так, малыш настаивает на самостоятельности в приеме пищи, стремясь сам действовать ложкой. На 3-м году жизни способность ребенка удерживать в памяти поставленную цель вырастает, что позволяет ему определенным образом организовать свои действия для ее достижения.

Важные изменения в сфере самостоятельности происходят к трем годам. Под влиянием делового сотрудничества со взрослым у ребенка формируется целеустремленность, способность с помощью старших соотносить полученный результат с исходным намерением, сравнить то, что получил, с тем, что хотел получить. Еще один важный компонент самостоятельности - самооценка, в основе которой лежит умение соотносить предполагаемый и реальный результат, - формируется за пределами раннего возраста.

В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка. Уже в 6 мес. младенец реагирует на свое и чужое имя по-разному. В раннем детстве имя для ребенка является показателем его индивидуальности, отличает от другого человека. В то же время имя выступает средством идентификации с другими людьми, подчеркивая принадлежность малыша к полу, семье, национальности. Обращение к ребенку по имени придает личную адресованность воздействиям взрослого, употребление его ласковых форм демонстрирует малышу положительное отношение к нему.

В раннем возрасте изменяются отношения ребенка к людям, предметам, самому себе. В ряде случаев поступки детей не связаны ни с ситуативным мгновенным желанием, ни с конкретной ситуацией, их мотивом является стремление ребенка к самостоятельности, проявлению его личности. Малыш стремится быть большим, немедленно выполнять все действия, присущие взрослому. Возникает личное действие и сознание «Я сам». Личное действие - это такое действие, к которому ребенок относится как к своему, им самим производимому: «Я буду рисовать. Я буду гулять. Я буду умываться».

Если взрослый не перестроит свое отношение к ребенку, не организует деловое сотрудничество, если он демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное поведение, характерное для кризиса 3 лет. Его симптомы описал Л.С.Выготский и назвал кризисом отношений. К ним относятся:

Негативизм - такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых;

Упрямство - это реакция ребенка, когда он настаивает на своем требовании не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал;

Строптивость - реакция ребенка, направленная против установленных для него норм воспитания, против образа жизни;

Своеволие, или своенравие, заключается в тенденции ребенка к самостоятельности, когда он все хочет сделать сам;

Протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер;

Симптом обесценивания взрослого, его дискредитация;

Стремление к деспотизму - желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим;

Ревность по отношению к младшим и старшим, если в семье еще есть дети;

Реакции невротического или психопатического характера (страхи, неспокойный сон, ночной энурез, резкие затруднения в речи и т.д.).

Особенности развития самосознания в раннем возрасте:

Ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий;

Постепенно развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности;

Возникает гордость за собственные достижения - личностное новообразование раннего детства.

У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. И с другой стороны, сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Чем младше ребенок, тем некритичнее он воспринимает мнение взрослых о себе. Старшие дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт.

Чем младше дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников. В 3-4 года взаимооценки детей более субъективны, чаще подвержены влиянию эмоционального отношения друг к другу. Малыши почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не дифференцируют близкие по содержанию качества (Т.А.Репина). В младшем дошкольном возрасте положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. У старших дошкольников преобладают положительные. Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5-5,5 лет. Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами у детей 5-7 лет. У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников.

Важное место в оценке сверстников в любом возрасте занимают их деловые качества, навыки и умения, обеспечивающие успешность совместной деятельности, а также нравственные качества. В группе детского сада существует система ценностей, которая определяет взаимооценки детей. Постепенно расширяется диапазон моральных проявлений, который ассоциируется у ребенка с понятием «хороший» в отношении сверстника и себя. В 4-5 лет он невелик (не бить никого, слушать воспитательницу, маму). В 5-6 лет он становится больше, хотя по-прежнему называемые качества касаются только отношений в детском саду и семье (защищать детей, не кричать, не баловаться, быть аккуратным, не жалеть, когда что-то даешь, помогать маме, делиться игрушками). В 6-7 лет моральные нормы осознаются дошкольниками точнее и относятся к людям более широкого окружения (не драться, слушаться, со всеми дружить, принимать в игру, угощать всех, помогать младшим, не обзываться, не врать, никого не обижать, уступать место старшим). В 6-7 лет большинство детей правильно понимают те нравственные качества, по которым оценивают сверстников: трудолюбие, аккуратность, умение дружно играть, справедливость и др.

Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстника. К ровеснику ребенок более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Он легко оценивает себя положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются, по данным Т.А.Репиной, лишь у незначительного числа детей седьмого года жизни.

Причина неадекватной оценки состоит в том, что дошкольнику, особенно младшему, очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в состоянии это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей настолько сильно, что ребенок часто идет на уловки, чтобы косвенно показать свое превосходство.

Нередко дети гордятся качествами, которыми не обладают, рассказывают о вымышленных достижениях. Это происходит в силу нескольких причин. Р.Х.Шакуров показал, что ребенок, приписывая себе определенные качества, не всегда понимает значение соответствующего слова, а осознает только его оценочный смысл: таким быть хорошо. Отсюда и несовпадение его самооценки с реальностью. Кроме того, дошкольник не может в полной мере разобраться в своей психической жизни и осознать свои качества или свойства. Поэтому дети часто гордятся качествами, которым обладают в незначительной степени.

С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. Имея реальную опору: рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку.

В возрасте 3-4 лет ребенок завышение оценивает свои возможности в достижении результата, мало знает о личностных качествах и познавательных возможностях, зачастую смешивает конкретные достижения с высокой личной оценкой. При условии развитого опыта общения ребенок в 5 лет не только знает о своих умениях, но имеет некоторое представление о познавательных возможностях, личностных качествах, внешнем облике, адекватно реагирует на успех и неудачу. В 6-7 лет дошкольник хорошо представляет свои физические возможности, оценивает их правильно, у него складывается представление о личностных качествах и умственных возможностях.

Эгоистическая позиция заключается в том, что ребенку безразличны другие дети, а его интересы сосредоточены на предметах. Поэтому такие дети часто допускают в адрес товарища грубость, агрессивность. Обычно дошкольники с такой позицией ничего не знают о своих ровесниках и даже не всегда помнят их имена. Зато игрушки, которые приносят другие, ребенок замечает всегда. Такая позиция вредна не только для сверстников, но и для самого ребенка. Его не любят товарищи, не хотят с ним играть или дружить. От этого он становится еще агрессивнее.

Конкурентная позиция состоит в том, что ребенок понимает: чтобы тебя любили, уважали и ценили, нужно быть послушным, хорошим, никого не обижать. Такого ребенка любят и хвалят воспитатели. Он добивается признания в группе сверстников. Но они интересуют его только как средство самоутверждения. Малыш напряженно следит за успехами других и радуется их неудачам. Он оценивает сверстника неадекватно, с точки зрения своих достоинств.

Ребенок с гуманной позицией относится к товарищу как к самоценной личности. Он положительно относится к товарищам, очень чувствителен к внутреннему состоянию других, хорошо знает интересы, настроения и желания окружающих. Охотно, по своей инициативе делится тем, что имеет, помогает другим не в расчете на похвалу, а потому что сам получает от этого радость и удовлетворение.

К 7 годам у ребенка происходит важное преобразование в плане самооценки. Она из общей становится дифференцированной. Ребенок делает выводы о своих достижениях в разных видах деятельности. Он замечает, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже.

До 5 лет дети обычно переоценивают свои умения. А в 5-6,5 лет редко хвалят себя, хотя тенденция похвалиться сохраняется. В то же время возрастает число обоснованных оценок. К 7 годам большинство детей правильно себя оценивают и осознают себя в разных видах деятельности.

На 7-м году жизни у ребенка намечается дифференциация двух аспектов самосознания - познание себя и отношение к себе.

Так, при самооценке: «Иногда хороший, иногда плохой» наблюдается эмоционально положительное отношение к себе («Нравлюсь») или при общей положительной оценке «Хороший» - сдержанное эмоционально-ценностное отношение («Нравлюсь себе чуть-чуть»). У детей 4 лет чаще наблюдается тенденция обосновывать эмоционально-ценностное отношение к себе эстетической привлекательностью, а не этической («Нравлюсь себе, потому что красивая»). В 4-5 лет намечается желание что-то изменить в себе, хотя оно не распространяется на характеристики нравственного облика. В старшем дошкольном возрасте наряду с тем, что большинство детей удовлетворено собой, стремление изменить что-то в себе, стать другим возрастает.

Кроме осознания своих качеств, старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков. Они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, и собственный опыт.

В дошкольном детстве начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания - осознание себя во времени. Ребенок первоначально живет только настоящим. С накоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого. Старший дошкольник просит взрослых рассказать о том, как он был маленьким, и сам с удовольствием вспоминает отдельные эпизоды недалекого прошлого. Характерно, что, полностью не осознавая изменений, происходящих в нем самом с течением времени, ребенок понимает, что раньше он был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его интересует и прошлое близких людей.

У дошкольника складывается способность осознать и будущее. Ребенок хочет пойти в школу, освоить какую-то профессию, вырасти, чтобы приобрести определенные преимущества.

Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний - все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение «личного сознания» (Д.Б.Эльконин). Оно появляется к концу дошкольного возраста, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений со взрослым (то есть теперь ребенок понимает, что он еще не большой, а маленький).

К концу раннего детства ребенок усваивает свою половую принадлежность. На протяжении всего дошкольного возраста интенсивно идут процессы половой социализации и половой дифференциации. Они состоят в усвоении ориентации на ценности своего пола, в усвоении социальных стремлений, установок, стереотипов полового поведения. Теперь дошкольник обращает внимание не только на различия мужчин и женщин во внешности, одежде, но и в манере вести себя. Закладываются основы представлений о мужественности и женственности. Возрастают половые различия мальчиков и девочек в предпочтениях занятий, видов деятельности и игр, общения. К концу дошкольного возраста ребенок осознает необратимость своей половой принадлежности и строит свое поведение в соответствии с ней.

Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:

Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;

Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя;

Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;

К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;

Развивается способность мотивировать самооценку;

Появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Основным фактором, влияющим на становление активности, развитие самосознания и уверенности в себе, в дошкольном детстве выступает общение со взрослым. Именно взрослый стимулирует зарождение и становление у ребенка оценочной деятельности, когда:

Выражает свое отношение к окружающему и оценочный подход;

Организует деятельность малыша, обеспечивая накопление опыта индивидуальной деятельности, ставя задачу, показывая способы ее решения и оценивая исполнение;

Представляет образцы деятельности и тем самым дает ребенку критерии правильности ее выполнения;

Организует совместную со сверстниками деятельность, которая помогает ребенку видеть в ровеснике личность, учитывать его желания, считаться с его интересами, а также переносить в ситуации общения со сверстниками образцы деятельности и поведения взрослых (М.И.Лисина, Д.Б.Годовикова и др.).

Доброжелательное и нежное отношение к младенцу, создание фона заботливости и внимания, обращения к малышу по имени, похвала его действий, предоставление возможности проявить инициативу и поддержание ее способствуют формированию активности. Совместные наблюдения, показ разных способов использования предметов развивают активность в сфере манипуляций с предметами.

В раннем детстве формирующаяся «гордость за свои достижения», активность, стремление к самостоятельности побуждают ребенка не только искать область для проявления, но и получить оценку своих успехов взрослым.

Одна из распространенных ошибочных позиций взрослого в отношении малыша - невнимательность к его достижениям, которые взрослому кажутся незначительными, несущественными. Ребенок, не дождавшись доброжелательной и внимательной оценки, начинает добиваться любой, даже отрицательной, с помощью лжи, хвастовства, проявлений раздражительности, капризности, строптивости. Теперь он не ждет от взрослого поддержки в своих неудачах, которые объясняет вымышленными обстоятельствами, скрывает или сваливает вину на другого. Он хочет утвердиться любым путем, «жаждет победы над взрослым».

Непослушание и строптивость вызываются не только невнимательностью, но и безнадзорностью, безразличием окружающих. Трехлетний ребенок не выносит эмоционального безразличия, предпочитая ему окрик, шлепок, недовольство, гнев.

Недооценивание взрослым деятельности ребенка приводит к нетактичному поведению, состоящему в том, что взрослый прерывает эту деятельность, разрушает планы ребенка, не дает реализоваться его проектам. Это прерывание вызывает напряженную ситуацию, приводит к протестам. Такая тактика взрослого сдерживает формирование такого важнейшего личностного качества у ребенка, как умение доводить дело до конца, снижает ценность и смысл дела, подчеркивает его несерьезность и необязательность. При ошибочном воздействии взрослых у детей 1-3 лет возникают две формы несамостоятельности: инфантилизм и синдром беспомощности. Инфантилизм проявляется как реакция ребенка на подавление взрослым его инициативы, избыток оценки и вмешательства. Тогда у малыша перестают возникать инициативные намерения. Синдром беспомощности вызывается полным отсутствием или минимальным вниманием к делам и действиям малыша. Ребенок создает видимость самостоятельности, когда длительное время что-то делает, но действия его остаются очень скудными и однообразными (например, подолгу пересыпает песок из одного ведерка в другое). Поддержка проявлений самостоятельности - вот чего ждет ребенок от взрослого. Критериями подлинной самостоятельности выступают инициатива и элементарное планирование, длительная увлеченность одним делом и стремление получить не любой, а задуманный результат. Поэтому взрослый должен помочь ребенку активизировать интерес к предметам, корректировать замысел, помочь его осуществить, выражать уверенность в случайности неудач (Т.В.Гуськова).

Отрицательные оценки и отрицательные эмоции оказывают общее тормозящее влияние на активность ребенка. Следует отрицательно оценивать не ребенка, а конкретные его действия, сохраняя при этом доброжелательный фон, не сердясь и не раздражаясь. Обязательно объяснить, что и почему не получилось, и если нужно, то помочь.

Можно сравнивать полученные ребенком результаты с предложенным взрослым эталоном, с теми результатами, которых он раньше достигал. Неэффективна апелляция взрослого к самолюбию детей, сравнение их со сверстниками. Такие сравнения не побуждают к активности, а рождают тревожные чувства («Меня больше не любят. Любят не меня, а другого»), а нередко и отрицательное отношение к тому, с кем сравнивают. Гораздо эффективнее похвалить ребенка: «Сегодня получилось лучше. Если поучиться, то обязательно получится». Малыш в 2-3 года нацелен на результат, с него и надо начинать оценку, и лишь затем оценивать замысел и воплощение. С детьми постарше -наоборот.

«Строгие взрослые» пристальное внимание уделяют проступкам детей, их неумению, незнанию, тому, что ребятам не удается достичь. Положительные стороны поведения и деятельности они не отмечают, воспринимают как должное. В таком случае дети систематически получают, хотя и заслуженные, но только отрицательные оценки. Это приводит к тому, что дети, чрезвычайно чувствительные к оценке взрослого, имеют низкую самооценку. Их активность, любознательность внутренне ограничивается боязнью промаха. Отрицательная оценка угнетает инициативу и самостоятельность, держит ребенка в постоянном напряжении.

«Восторженные взрослые» поощряют преимущественно успехи, положительные стороны, подчеркивают даже самые незначительные достижения. Дети становятся малочувствительны к отрицательной оценке, а поэтому некритичны к себе, не удовлетворены своим положением в группе сверстников или среди посторонних взрослых.

«Безразличные взрослые» дают несистематические, случайные оценки, которые лишают детей твердых ориентиров в деятельности и поведении. Они недисциплинированны.

«Справедливые взрослые» в равной степени замечают успехи и неудачи и соответственно их оценивают. Дети легко дифференцируют то, что одобряется, и то, что порицается. Они уверены в себе, что создает благоприятные условия для развития адекватной самооценки.

Оценки взрослого делятся на позитивные, побуждающие к действиям, и негативные, цель которых затормозить или не допустить какие-либо действия.

Злоупотребление повышенным тоном, жесткими безусловными формами требований и оценок, постоянными напоминаниями ведет к развитию пассивности, слепого послушания, снижает инициативность и самостоятельность. Особый вред для формирования личности наносят предвосхищающие отрицательные оценки, дающие пессимистический прогноз, выражающие уверенность в том, что ребенок вообще не способен проявлять положительные качества.

Личность человека. Когда она появляется, как проявляется и вообще, что это такое? Эти вопросы наверняка задавал себе каждый и не раз. Особенно часто над этими вопросами задумываются родители. Ребенок – это личность? И если да, то, как сделать эту личность гармоничной и полноценной.
Личность – понятие достаточно широкое и имеет несколько составляющих. Об одной из них и пойдет речь.
Итак, самооценка – один из компонентов личности. Представляет собой некий феномен активно развивающийся и формирующийся в детстве. Поэтому важно огромное внимание уделять развитию самооценки ребенка дошкольного возраста (3-6 лет).

Самооценка дошкольника и ее компоненты

Именно на том или ином уровне позволяет ребенку оценивать себя и окружающих, воспринимать мир и проявлять индивидуальную активность во всех видах деятельности: будь-то общение со сверстниками и взрослыми, игра, самообслуживание или другие.
Самооценка имеет два основных компонента. Интеллектуальный – это представление о себе, знания о себе, сравнения с другими и анализ. Эмоциональный компонент – это отношение к себе, которое формируется из отношений взрослых к ребенку, удовлетворение его положением в семье и среди сверстников.
В дошкольном возрасте преобладает именно эмоциональный компонент. Поэтому дошкольник постоянно спрашивает «Я хороший? Я молодец?». Эти вопросы могут мучить малыша непрерывно. Для него важен ответ родителей, так как мама и папа – самый авторитетный эталон в жизни дошкольника. Ребенку нужен ответ родителей для успокоения своего внутреннего мира, а, вернее, эмоционального компонента самооценки, который преобладает на протяжении всего дошкольного детства.
Эти компоненты развиваются и формируются в дошкольном возрасте и по мере взросления ребенка немного изменяются.

Формирование самооценки

Первые признаки проявления самооценки связаны с . Это и есть кризис самости. У малыша происходит полное отделение от матери, и он неустанно твердит «Я», «Сам». Это слабое проявление когнитивного компонента самооценки. Малыш ждет оценку своей деятельности окружающими его взрослыми – проявление эмоционального компонента. Получилось построить песочный куличик, малыш бежит к родителям или поднимает на них глаза и ждет именно положительную оценку. Для того чтобы убедиться «Я – хороший».
В дошкольном возрасте деятельность не различима с личностью для самого ребенка. То есть если мама говорит, что куличик не красивый, ребенок воспринимает это как то, что он сам плохой и при постоянном неуспехе начинает отказываться от различного вида деятельности. Так как его самооценка становится низкой. А при заниженной и низкой самооценке развивается неуверенность и нежелание к чему-либо стремиться, возникают сложности в общении со сверстниками и взрослыми. Это происходит потому, что если человек сам считает себя плохим, то со временем все к нему начинают относиться как к «плохому». Ребенок становится неуверенным, замкнутым необщительным.
Однако если мама или папа будут стараться разграничивать в оценивании малыша от его деятельности, самооценка ребенка будет более дифференцированной – то есть со временем ребенок начнет понимать «Я хороший, но сделал не очень хорошо».
Хотя важно учесть, что чрезмерное захваливание ребенка приведет к чрезмерному завышению самооценки, а это в свою очередь отрицательно скажется на восприятии малышом себя и окружающих. Самооценка станет высокой, но хорошие отношения ни с взрослыми, ни с детьми не сложатся. Ребенок выработает внутреннюю позицию «Я – супер хороший, а вы – плохие».
Для дошкольного возраста характерна завышенная дифференцированная самооценка. Именно, небольшая завышенность самооценки помогает ребенку справляться со сложностями его окружающего мира. К концу дошкольного возраста у ребенка начинается самооценка становиться более гармоничной. Дети начинают воспринимать себя более объективно, учитывают и знания о себе и отношение к себе окружающих.

Влияние родителей и сверстников на развитие самооценки

Ребенок растет в мире людей и его непосредственное окружение оказывает огромное влияние на развитие личности, а значит и на самооценку.
  1. Взрослым при общении с дошкольником (да и со школьником) необходимо использовать метод убеждения. Взрослый для ребенка 3-7 лет является авторитетом, который все знает и все умеет. Поэтому все оценочные суждения взрослого могут перечеркнуть все только что сформированные о себе или о ком-то умозаключения дошкольника. Авторитарные категоричные заявления родителей формируют у ребенка подчинение или протест (это зависит от самооценки ребенка) и снижают самооценку дошкольника. В будущем такому малышу трудно будет иметь свое мнение.
  2. Со стороны родителей важно мягкое, грамотное оценивание ребенка. Образ, который создают родители, причем как положительный, так и отрицательный, постепенно становится собственными знаниями ребенка о себе. Например, при постоянном отрицательном оценивании «Опять плохо», «Лучше бы ты не брался» самооценка становится низкой, и при общении со сверстниками такой дошкольник может оказаться «изгоем». Если у ребенка не все получается, целесообразнее ему помочь справиться с трудностями, чем упрекать.
  3. Сверстники также оказывают влияние на формирование самооценки. Дети говорят то, что думают и чувствуют, и если им кто-то не нравится, то об этом будет сказано открыто. Такая детская непосредственность, может, конечно, занижать уже низкую самооценку, но и повысить ее. Это происходит потому, что дети оценивают другие качества сверстника. Например, умение играть, придерживаться правил, быстро бегать.
Пока ребенок еще находится в дошкольном возрасте, родители могут корректировать самооценку своего ребенка, изменив стиль семейного воспитания способов общения со своим сыном или дочкой. Ведь нет ничего сильнее родительской любви, способной принять ошибки и простить обиды, а также создать условия для полноценного развития своего ребенка.
Поделиться: