Русская кукла проект в доу. Творческий проект «Русская народная кукла

Группа № 8

Воспитатель: Копытова И. Н.


«Русская народна кукла»

Познавательно-творческий проект

Среднесрочный проект (два месяца)

Возраст детей: 6-7 лет


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

  • Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
  • Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
  • Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

  • В нашем время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, их делают на фабрике и эти игрушки несут тепла души их создателей.
  • Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Каждая кукла сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стало ощущаться потребность в оригинальных изделиях.

Цель проекта

  • пробуждение интереса детей к русской культуре и традиционной народной кукле

Задачи работы с детьми по ознакомлению с традиционными тряпичными куклами

  • Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества
  • Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки
  • Знакомить с народными традициями
  • Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умению создавать и выполнять самостоятельно художественные изделия в традициях народного искусства
  • Развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству
  • Учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол
  • Воспитывать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус

Этапы реализации проекта

  • 1. Изучение истории возникновения народной куклы
  • 2. Изучение видов кукол
  • 3. Изучение технологии изготовления кукол
  • 4. Изготовление русской народной куклы « Мартинички» или «Неразлучники»
  • 5. Изготовление русской народной куклы «Масленица»
  • 6. Изготовление русской народной куклы «Пасха»
  • 7.Демонстрация и дарение кукол детьми родителям

АЛГОРИТМ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ

  • Вводная часть
  • Объяснение нового материала (знакомство с историей и традициями)
  • Определение последовательности работы
  • Изготовление основы куклы
  • Создание костюма куклы
  • Оформление куклы
  • Итог занятия

Виды традиционных тряпичных кукол по назначению

ИГРОВЫЕ

ОБЕРЕГОВЫЕ

Столбушки

Малышок-голышок

Куватка

ОБРЯДОВЫЕ

Простоволосая

Ангелочек

Неразлучники

Лихоманки

Кукла с косой

Масленица

Коляда

День и ночь

Девка-Баба

Кукла нарядная

Кострома

Вепсская

Бабушкина кукла

Кукушечка

Узелковая

Покосница

Колокольчик

Зайчик

Купатка

Бессонница

Бабочка

Козьма и Демьян

Утешительница

Капуста

Берегиня

Пеленашка

Десятиручка

Крупеничка

Веснянка

Свадебная

Желанница

Пасхальная голубка

Владимирская столбушка


Виды тряпичных кукол по способу изготовления

Основа куклы – 2 прямоугольника

Куватка, Пасха, Неразлучники, Козьма и Демьян, Десятиручка, Веснянка, Колокольчик, узелковая, свадебная

Кукла, в которых голова представляет шарик, положенный в центр квадрата или прямоугольника, а руки сделаны из этого же квадрата по диагонали. Иногда на эту основу крепится грудь.

День и ночь, ангел, колокольчик, закрутка, Бессонница

Куклы-столбушки, основа которых скатка из ткани

Владимирская столбушка, Берегиня, Лихоманка

Куклы в основе которых мешочек

Зольная, Зернушка, Крупеничка


Почему у народной куклы нет лица?

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.


Куклы-обереги

В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли - "рванки").


Пеленашка - древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При крещении младенец приобретал статус человека). Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой. Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленутая кукла могла быть использована детьми в играх.


Широкое распространение на Севере России имела кукла - берестушка, кукла была изготовлена из бересты, свёрнутой в трубочку. Внутрь вкладывалась молитва (или заговор). Это был сильный оберег. Как правило, эту куклу делала для ребёнка и дарила ему родная бабушка (поэтому её иногда называли " бабушкина кукла ").


Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка», иногда такую куклу называли «Неразлучники» . У женской и мужской фигуры общая рука - символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.


Зернушка - кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.


"День и Ночь" (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань-ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».

Кукла - веник помогала хозяйке "вымести сор из избы". Конечно, это был не материальный мусор, а сор, из-за которого происходили ссоры, разлад в доме. Изготавливалась она, как правило, из трав, соломы, лыка. Одежда куклы состояла из сарафанчика и платочка. По наряду куклы можно было определить место ее «рождения». Данная кукла бытовала в центральных и южных губерниях.


Куклы- лихорадки . Двенадцать куколок, спеленутые как младенцы, скрепленные вместе. Их помещали за печкой, чтобы их никто не видел. Лихорадки спасали от болезней.


Обрядовые куклы

У народов России куклы использовались в различных обрядах и праздниках народного календаря. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.


Кукла-Стригушка была связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка, отходов льнопроизводства. Иногда ее одевали, но иногда ее украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными.


"Коза". Выполнялась данная кукла на крестообразной основе, а лицо, рога и борода были сделаны из лыка. "Коза" была наряжена в красивое платье и имела на себе обрядовые предметы: колокольчики, бусы, серьги, колечки и мешочки с травами. Данная кукла использовалась в обрядах колядования.

В Крещенские дни делали куклу Крестец , ставили её у ведра с водой, обязательно освящённой. Считалось, что в эти дни вода была святой. Кукла была выполнена на крестообразной основе, её украшали тесёмочками и ленточками.


Очень необычными были красноликие пасхальные куклы, которых делали к Вербному воскресению, обязательно из красного лоскута. Их дарили на счастье, радость, она могла присутствовать на пасхальном столе вместе с пасхальными дарами, а затем эти куклы отдавали паломникам (на следующий год таких кукол делали новых).


Домашняя Масленица

В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины. Чаще всего таких кукол изготавливали из соломы и лыка. Лицо обтягивали льняной тканью и одевали в традиционный наряд.


На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку , наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки - заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды. Кукла "Купавка".


Десятиручка - кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли.


Игровые куклы

Игру в куклы крестьяне не считали пустой забавой. Они верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами плохо обращаться – неприятностей не миновать. Играли не только девочки и подростки, но и девушки на выданье. Девушки приносили своих кукол на посиделки, в гости, в поле.


Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть.


Куклу «Бабочку» подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Кукла – игровая, ее могли изготовить своими руками даже маленькие дети. Как правило, делали «Бабочку» из однотонной ткани.


Узелковая кукла

Узелковая кукла - самая подходящая первая кукла для младенца, однако при всей своей простоте годится практически для любого возраста.







Проект для детей старшего дошкольного возраста «Народная тряпичная кукла»


Кравченко Надежда Николаевна, воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад №7, г.Бутурлиновка Воронежская область
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»
Сергей Михалков


Тип проекта: долгосрочный
Срок реализации: декабрь-апрель
Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Цель проекта: Пробудить интерес детей к истокам русской народной культуры в процессе ознакомления их с историей возникновения традиционной тряпичной куклы.
Задачи:
-Обогащать знания дошкольников об истории возникновения традиционных народных тряпичных кукол
-Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской народной тряпичной куклы
-Учить детей изготовлять кукол своими руками
-Развивать мелкую моторику рук и умение работать с разными видами ткани
-Воспитывать интерес к русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважение к национальным традициям.

Проблема: Современные дети в основном играют плассмасовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У них недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет материалов для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.
Родители имеют недостаточно знаний о русской народной тряпичной кукле, истории её возникновения, технологии её изготовления, что ведет к потери культурно-исторических ценностей русского народа.

Актуальность:
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления представляет возможности для творческого самовыражения детей, формирование навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении куклы является то, что её можно изготовлять без иглы и ножниц. Дети приобретают необходимые трудовые навыки.

Ожидаемый результат:

1. Создание картотеки детской и методической литературы
2. Разработка перспективного плана по теме» народная тряпичная кукла»
3. Проведение мастер-класса для родителей и воспитателей ДОУ
4. Обновление эстетического пространства группы
5. Пополнение и обновление предметно-развивающей среды группы
6. Создание мини-музея « Куклы из бабушкиного сундука»
7. Разработка системы занятий по теме «Тряпичная кукла»

План реализации проекта.I этап:
1.Беседа с детьми о народных тряпичных куклах, постановка проблемы. 2. Подбор книг о тряпичных куклах и художественной литературы
3. Сбор необходимой информации из интернета (презентации, фото, видео)
4. Изучение образовательных технологий и методической литературы по данной проблеме
5.Изучение технологий изготовления народной куклы
6. Анкетирование родителей « Как и во что вы играете со своим ребенком»
7. Разработка диагностического материала
8. Подбор необходимого материала для практической деятельности

План реализации.II этап:
1. Беседа с детьми « Знакомство с тряпичной куклой (игровые, обережные, обрядовые) Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей её создания и предназначением.
2. Презентация « Куклы, в которые играли наши бабушки»
3.НОД «Знакомство с русским национальным костюмом и тканями»
4.Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами
5.Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле
6.Чтение русской народной сказки « Василиса Прекрасная»
7. Составление описательных рассказов «Моя любимая кукла»


8. Рисование « Нарисуй тряпичную куклу»


9. Мастер-класс для детей «Народная тряпичная кукла «Колокольчик"


10. Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Отдарок на подарок»


11. Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Птичка»


12. Мастер-класс для педагогов « Девичьи посиделки» (кукла Вербница)


13. Изготовление альбома « Традиционный календарь изготовления народной тряпичной куклы»
14. Изготовление картотеки « Стихи о народной кукле»
15. Изготовление альбома « Технологическая карта изготовления традиционной русской народной куклы»
16. Альбом «Правила создания традиционной народной куклы»
17. Картотека дидактических игр, хороводных игр, пальчиковых игр
18. Выставка семейных работ « Игрушка своими руками» (работа с родителями)
19. Консультация для родителей « Народная тряпичная кукла – как традиционный элемент воспитания детей»
20. Экскурсия в краеведческий музей


План реализации проекта.III этап:
1. Создание мини-музея «Народная тряпичная кукла»
2.Презентация проекта « Народная тряпичная кукла»

Заключение:
Мероприятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной тряпичной куклы, с русскими народными обрядами и тем самым приобщить детей к народной традиционной культуре России.

Проект
Тема: «Народная кукла в играх современных детей»
Возраст 5 – 7 лет

Составлен на основе примерной программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, Т.С.Гербовой 2007 г.

Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты не заставил себя долго ждать, их плоды пожинаем ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. В наше время, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою страну. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу.Бесценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная народная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Занятия с детьми народной куклой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.
Традиции использования народных игрушек, кукол помогут сохранить ценности человеческих отношений и этнокультуры в семье, обществе и передавать молодому поколению социальный опыт народа. Особое значение эта работа приобретает в современном дошкольном образование. Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность.
Но в современном мире игрушки наших детей стилизованы под героев американских мультфильмов и ребенок не владеет информацией о традиционной народной кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Им на смену приходят иностранные мультфильмы и компьютерные игры. В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупают постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения.Перед нами, педагогами стоит задача – помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев.
Однако здесь мы сталкиваемся с рядом проблем:
- нет достаточного методического и игрового материала по народной кукле;
- низкий уровень заинтересованности родителей в работе с детьми и педагогами по данной теме;
- недостаточно сформировано творческое взаимодействие между родителями воспитанников и детским садом.
- в дошкольной педагогике нет разработанной современной модели работы с народными куклами.
1. Направленность проекта:
Данный проект направлен на комплексную интеграцию образовательных областей в соответствии с федеральными государственными требованиями.
2.Проект предназначен для детей старшей и подготовительной группы, педагогов, родителей, в целях приобщения детей к русским народным традициям.
3.Цель проекта: разработка эффективной системы работы по развитию интереса детей к русской народной культуре и народной кукле.
4.Задачи проекта:
- расширять знания детей о культуре народа (традиции, праздники, приметы, загадки, поговорки, потешки)
- познакомить детей с историей возникновения народной куклы (виды кукол, технология изготовления)
- учить изготовлять народных кукол.
- развивать навыки игрового взаимодействия, творческое воображение.
- развивать речь детей, расширять словарный запас
- воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду.
5. Прогнозируемые результаты.
- Повысится интерес детей к народной кукле и народным традициям;
- Расширятся знания детей о народной кукле;
- Сформируется интерескизготовлению простых кукол;
- Создастся апробированная система мероприятий по формированию интереса у детей к народной кукле;
- Улучшится творческоевзаимодействие с семьями воспитанников в ходе реализации проекта.
- Сформируются у детей навыкибережного отношения к результатам своего и чужого труда.
6. Важнейшие индикаторы и показатели, показатели, позволяющие оценить ход реализации проекта.
- Высокий уровень развития у детей интереса к народной кукле и народным традициям;
- Возрастет доля участия детей в экспериментально исследовательской деятельности;
- Возрастет качество образовательного процесса;
- Возрастет процесс социализации детей в новой среде.
7. Условия реализации проекта.
Нормативно-правовое обеспечение
- наличие локальных актов (утверждение ООП и плана-графика ФГТ), регламентирующих деятельность и образовательный процесс в рамках ФГТ
- наличие банка данных нормативно-правовых документов разного уровня
Кадровое обеспечение
- педагоги заинтересованы во внедрении инновационных технологий
- владение педагога современными образовательными технологиями
Научно-методическое обеспечение
- определена модель учебного процесса в соответствии с ФГТ
- разработаны комплексно-тематическое планирование и система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения детьми ООП.
Информационное обеспечение
- организовано взаимодействие сотрудников ДОУ с родителями воспитанников, с социумом.
Материально - технические
- наличие предметно-развивающей среды.
- создание уголка ряженья, уголка «Сказочная мастерская»
- создание мини-музея « Куклы наших бабушек»
8. Этапы проекта
1 этап подготовительный
На первом этапе изучена и проанализирована литература по теме, определены объемы материала, сроки, направление по проекту. Совершенствование необходимой материально- технической базы и развивающей предметной среды (альбомы, материалы, дидактические игры, подборка художественной литературы, конспекты занятий), с целью накопления представлений о народной культуре, быте, народных традициях. Старшая группа (сентябрь)-проведение родительского собрания «Народная кукла в играх современных детей»
Цель: Наладить взаимодействие с родителями в организации исследовательской деятельности по теме «Создание народной куклы»
- Экскурсия в библиотеку.
Цель: поиск материала по созданию народной куклы.
Старшая группа (октябрь)- экскурсия в музей Дома детского творчества.
Цель: поиск материала по созданию народной куклы, познакомить со старинными предметами быта нашей местности.
-Работа с родителями с целью вовлечения родителей в изготовление альбомов, схем, чертежей по изготовлению народной куклы.
Октябрь- январь -работа с родителями.
Вовлечение родителей к изготовлению народных кукол (Кубышка-травница, Кувадка, Берегиня дома, Коми кукла акань, Младенец- полено, Столбушка, Ангел, Колокольчик, Стригушка, Покосница, Помощница, Кукла на ложке, Кормилкавепсская, кукла на счастье, Веснянка)
Таким образом, на первом этапе мы стараемся сформировать у детей устойчивый интерес к ознакомлению с историей своего народа, развивать эмоциональную отзывчивость, желание знакомиться с народными куклами и их изготовлением.
2 этап основной
Длительный - начиная со старшей группы (январь) по март подготовительной группы.
Цель: изучение педагогической литературы; разработка, проверка действенности и эффективности мероприятий, направленных на развитие интереса детей к народной кукле.
сроки: с января старшей группы по март подготовительной группы - 1,5 года.
мероприятия направленные на развитие интереса детей к народной кукле реализуются в соответствии с тематикой и сроками разработанными в перспективно - тематическом планировании.
исполнитель: воспитатель группы, родители.

КОМПЛЕКСНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СТАРШАЯ ГРУППА
Месяц Мероприятие Цель Краткое содержание Материал
Январь Знакомство с куклой Младенец- полено Познакомить детей с образом народной куклы, историей создания куклы и ее предназначением
Беседа
Чтение р.н.с. «Терешечка» Кукла младенец-полено
Январь Д/и «Кто ты куколка моя?» Закрепить знание детей о кукле Младенец- полено

Кукла Младенец- полено
Январь Изготовление народной куклы Младенец- полено Научить детей изготавливать куклу, развивать интерес к народной кукле, Способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы Совместная творческая деятельность педагога и детей в процессе изготовления куклы Поленце (30 см), ткань, узкая лента, образцы изготовления куклы
Февраль Знакомство с народной куклой Кувадка Познакомить детей с историей создания куклы и ее предназначением
Беседа,
рассматривание куклы Кукла Кувадка
Февраль Обучение игровым действиям с куклами, народными играми Хороводная игра «У бабушки Меланьи»

Соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики. Запомнить слова для игры
Февраль Изготовление народной куклы Кувадка. Научить детей изготавливать куклу Кувадка способом скрутки, развивать интерес к народной кукле, способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы Совместная творческая деятельность педагога и детей в процессе изготовления куклы Кукла Кувадка, схемы изготовления куклы, прямоугольная и квадратная ткань, нитки.
Март Знакомство с куклой Веснянка Познакомить детей с народными традициями, весенними игровыми куклами на примере куклы Веснянка Беседа о празднике пасха и предназначении куклы веснянка Кукла Веснянка
Март Беседа «Русские традиции» Расширять представления детей о значении природы и ее
явлениях в народных традициях
Знакомство поговорками и приметами о весне Кукла Веснянка, иллюстрации на тему «Весна»
Март Подарок к празднику пасха -изготовление народной куклы Веснянка Учить детей делать народную куклу веснянка узловым способом, развивать мелкую моторику пальцев рук Творческая деятельность детей по изготовлению куклы. Кукла Веснянка, схемы изготовления, прямоугольник белой ткани, полоска ткани, прямоугольный лоскут ткани на ручки и юбочку, треугольный лоскуток на платочек
Апрель Знакомство с народной куклой Столбушка Познакомить детей с народной игровой куклой с
Столбушка, развивать у детей интерес к кукле. Беседа
Рассматривание куклы, игры с куклой Кукла Столбушка
Апрель Знакомство детей с народными традициями, народным фольклором, посредством
колыбельных песен Познакомить детей с колыбельными песенками, их предназначением, обучение игровым действиям с куклами Разучивание колыбельной песенки, слушание музыки Свиридов «Колыбельная» Игрушечная кроватка, куклы
Апрель Русская народная подвижная игра « Платок» Знакомить детей с народными играми Подвижная игра с бегом Платок

Апрель Изготовление народной куклы «Столбушка» Научить детей изготовлять куколку, развивать творчество Совместная творческая деятельность родителей и детей
Плотная ткань (20х20),светлая ткань(20х20),комочек ваты,нитка
Май Д/и «Узнай по описанию» Закрепить знания детей о изученных куклах. Воспитывать наблюдательность, внимание, умение различать кукол по признакам. Игровая деятельность Народные куклы: Младенец-полено, Кувадка. Веснянка.

КОМПЛЕКСНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Месяц Мероприятия Цель Краткое содержание Материал
сентябрь д/и «Узнай по описанию» Закрепить названия изученных кукол, воспитывать внимание, наблюдательность
Игровая деятельность Народные куклы: Кувадка, Веснянка, Младенец- полено.
сентябрь знакомство детей с куклой Покосница Познакомить детей с народной куклой Покосница, ее происхождением и предназначением. Беседа с детьми о лете. Рассматривание картины Кустодиева
«Сенокос»

Кукла Покосница, картина Кустодиева «Сенокос»
сентябрь Рисование «Сенокос» Закрепить знание детей о времени года-лето, о труде взрослых. Развивать творчество Рассматривание иллюстраций на тему «Лето» Краски, альбомы,
кисти.
сентябрь Д/и «Кто ты куколка моя?» Закрепить знания детей о народных куклах. Игровая деятельность Народные куклы: покосница, младенец полено,кувадка,веснянка.
сентябрь Изготовление народной куклы покосница Учить детей изготовлять куклу из ткани и ваты, развивать навыки работы с нитками. Совместная творческая деятельность детей и родителей в процессе изготовления куклы Народная кукла покосница, схема изготовления куклы. Лоскут белой ткани 10х20, цветная ткань 10х20, красные нитки, вата, треугольный лоскут ткани для платка, полоска ткани 1х7 см
Октябрь Знакомство с народной куклой Стригушка Познакомить детей с куклой, сделанной из лыка Беседа с детьми Кукла Стригушка
Октябрь Беседа « От семени до льняного полотна» Познакомить детей с процессом изготовления народного костюма

Беседа Картины «Лен цветет», «Пряха», иллюстрации прялки и льна.
Октябрь Рассказ Ушинского «Как рубашка в поле выросла» Знакомство детей с рассказом, слушать внимательно и отвечать на вопросы по содержанию. Чтение художественной литературы. Иллюстрации к рассказу
Ноябрь Знакомство с народной куколкой счастье Познакомить детей с куколкой счастье, ее предназначением Беседа Картина Ф. Булкина «Девушка перед зеркалом»
Ноябрь Беседа «По одежке встречают» Объяснить детям значение наряда, прически куклы и ее статуса в игре Рассматривание кукол, игровая деятельность. Куколка счастье, куколка Стригушка.
Ноябрь Норвежская сказка «Куколка в траве» Познакомить детей со сказкой, беседа по содержанию Чтение художественной литературы Куколка счастье
Ноябрь Изготовление народной куколки счастье- в подарок мамам на День матери. Учить детей изготовлять куклу счастье, воспитывать любовь к близким, желание о них заботиться. Творческая деятельность детей Вата, белый материал, нитки для волос, материал для юбки, красные нитки.
Декабрь Знакомство с Коми куклой акань Познакомить детей с куклой,ее назначением,технологией изготовления. Беседа
Рассматривание куклы. Кукла Коми акань
Декабрь Рисование « Кукла в национальном костюме» Познакомить детей с народным костюмом и орнаментом коми, развивать творчество. Рассматривание куклы в коми национальном костюме, рассматривание коми орнаментов. Альбом, гуашь, кисти,баночки с водой, образец для рисования.
Декабрь Экскурсия в музей «Комикерка» Познакомить детей со старинными предметами утвари, развивать у детей интерес к родному краю.

Рассматривание предметов обихода коми избы, объяснить детям как их использовали. Старинные предметы утвари, мебели
Январь Беседа с детьми о празднике Рождество. Познакомить детей с праздником, его значением и обычаями. Беседа.
Рассматривание рождественских открыток. Иллюстрации, открытки
Январь Знакомство и изготовление народной куклы Ангел Познакомить детей с народной куклой ангел, технологией изготовления. Совместная творческая деятельность педагога и детей по изготовлению куклы. Образец куклы Ангел, вата, квадратный лоскуток, красные нитки.
Январь Знакомство детей с куклой на ложке. Познакомить детей с народной куклой на ложке, ее происхождением и предназначением. Рассматривание различных ложек и куклы на ложке. Кукла на ложке, ложки,сделанные из различных материалов.
Январь В гостях у бабушки Арины. Расширять представления о русских народных, семейных обычаях. Развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику. Рассматривание предметов старины. Деревянная посуда
Январь Изготовление народной куклы на ложке. Научить детей изготовлять куклу на ложке. Совместная творческая деятельность педагога и детей по изготовлению куклы Образец куклы на ложке, деревянная ложка, квадратный лоскуток, вата, красные нитки.
Февраль Знакомство детей с народной куклой Кубышка-травница. Познакомить детей с народной куклой Кубышка- травница, ее происхождением, предназначением и технологией изготовления. Беседа Кукла Кубышка- травница.
Февраль Д/и « Кто ты куколка моя?» Воспитывать у детей внимание, наблюдательность. Игровая деятельность. Народные куклы
Февраль « Растения, которые нас лечат» Познакомить детей с лекарственными растениями нашей местности, их внешним видом, местом произрастания. Беседа.
Рассматривание гербариев, иллюстраций с лекарственными растениями. Гербарии
Март Знакомство с народной куклой Колокольчик. Познакомить детей с народными костюмами, на примере куклы колокольчик, показать многослойность народного костюма. Рассказ о русском наряде, в который обряжается кукла. Детали русского наряда и их значение. Народная кукла Колокольчик.
Март Чтение сказки «Василиса прекрасная» Познакомить детей со сказкой, учить внимательно ее слушать. Беседа по содержанию. Чтение художественной литературы. Иллюстрации к сказке.
Март Изготовление народной куклы Колокольчик. Научить детей изготавливать куклу колокольчик, развивать творчество. Совместная творческая деятельность детей и родителей по изготовлению куклы Образец кукла колокольчик, три круглых лоскутка ткани разного цвета. Один меньше другого, вата, нитки, треугольный лоскуток на платок.
Март Рисование « Моя любимая куколка»- выставка работ. Учить детей рисовать понравившуюся куклу, развивать творчество Рассматривание кукол, художественное творчество. Народные куклы, краски. Кисти, альбомные листы.

3 этапаналитический
Анализ выполнения задач проекта на каждом этапе.
Подготовительная группа (апрель – май) проведение диагностики с целью определения достижений поставленных целей и задач проекта.
Апрель - май (подготовительная группа) - итоговая диагностика уровня сформированности интереса детей к народной кукле; анализ эффективности работы по данному проекту на заключительном этапе.(Приложение №1)
Творческий отчет о проделанной работе
- Показ сказки « Бабушкины куклы»
-Участие детей в исследовательской конференции «Я- исследователь»
-Создание мини- музея « Куклы наших бабушек»
Результаты работы над проектом:
По результатам работы проекта «Народная кукла в играх современных детей» стало понятно, что знакомство с историей народной куклы и технологией её изготовления,возможно, начинать с детского сада. Эта работа предоставляет возможности для творческого самовыражения детей, формирования навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма и пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении игрушки является то, что её можно изготовить без иглы и ножниц. Дети мастерили кукол из различных материалов. Тем самым они приобрели необходимые трудовые навыки, у них начал формироваться хороший вкус.
Занятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной куклы, с русскими народными песнями, обрядами и тем самым приобщить детей к народной традиционной культуре России и Коми.
В процессе работы над проектом сформировались дружеское творческое взаимодействие с семьями воспитанников, в работе над проектом были задействованы 90% родителей и детей группы, значительно повысился уровень знаний родителей и педагогов по проблеме, пополнилась и обновилась предметно развивающей среда группы. Завершающим этапом проекта стало создание мини-музея, посвященного народной кукле, изготовленным не только из ткани, а так же из других материалов«Куклы наших бабушек»
Дальнейшее развитие проекта:
-использование рукотворной куклы в игровой деятельности детей:
-участие в конкурсах, выставках, акциях;
-публикации

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Итоговые результата работы над темой
Контрольно – измерительные материалы
Интегративное качество: «Любознательный, активный»
- интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;
- задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
- способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах деятельности);
-в случаях затруднения обращается за помощью к взрослому;
-принимает живое заинтересованное участие в образовательном процессе;
Интегрированное качество « Эмоционально отзывчивый».
-откликается на эмоции близких людей и друзей;
-сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов;
Интегрированное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками».
-активно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;
- способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;
Интегрированное качество «Способныйуправлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила».
-способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
Интегрированное качество «Способныйрешать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту».
- может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач;
- способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, рассказе;
Интегрированное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».
- имеет представления об обществе, его культурных ценностях;
Интегрированное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».
- умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
Интегрированное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками».
- у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности;
Образовательная область « Социализация».
- самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр;
- придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации, находит новую трактовку роли и исполняет ее;
- может моделировать предметно- игровую среду;
Образовательная область «Труд».
- проявляет трудолюбие в работе над куклой;
- может планировать свою трудовую деятельность; отбирать необходимые материалы для работы;
Образовательная область « Познание»
- может выполнять модели кукол по рисунку и словесной инструкции;
- имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира;
- имеет представления о родном крае; его достопримечательностях;
- устанавливает элементарные причинно- следственные связи;
Образовательная область « Коммуникация».
- владеет достаточным словарным запасом, свободно общается с педагогами, родителями, сверстниками;
- пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, по набору картин с фабульным развитием действия;
Образовательная область « Художественное творчество»
- различает виды изобразительного искусства, декоративно – прикладное и народное искусство.

Литература
1. Елена Берстнева, Наталья Догаева « Кукольный сундучок»,издательство «ООО Белый город», Москва.
2. Дайн Г. Д. « Русская народная игрушка»-М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-192с.,ил.
3.Цыгвинская О.А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. –СП б.: ООО «Издательство « Детство – пресс», 2013.- 80с.,цв. Ил.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Тевризского муниципального района Омской области «Тевризский детский сад№3»
Проект «Народная тряпичная кукла»

для детей старшего дошкольного возраста.
Выполнила: воспитатель Битель Светлана Сергеевна

Ранее, на неделе «Хлеб всему голова», мы узнали, что на Руси, при посеве зерна, первую горсть брали из мешочка, сшитого в виде куклы. После окончания уборочных работ крестьяне отбирали самую лучшую, отборную крупу нового урожая, чтобы опять наполнить ею куклу-мешочек. Эту куклу бережно хранили до следующего сева.

Мы решили узнать, что это за кукла, и какие еще бывают куклы.

Паспорт проекта
Тип проекта – информационно-творческий
По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности
По характеру участия – ребенок участник
По продолжительности – краткосрочный
По количеству участников – групповой
Форма представления – презентация

Участники проекта: Дети, воспитатель, родители, музыкальный работник.

Выясняем интересы и потребности детей по данной теме.

Вопросы анкетирования детей:
1. Знаешь ли ты, что такое кукла?
2. Есть ли дома тряпичная кукла?
3. Какие народные тряпичные куклы тебе известны?
4. Знаешь ли ты, когда и зачем была придумана народная кукла?
5. Любишь игрушки, сделанные своими руками?
6. Что нужно для изготовления народной куклы?
7. Умеешь ли ты делать тряпичные куклы?
8. Хочешь научиться делать тряпичную куклу?

Проблема: У детей дошкольного возраста очень слабый интерес к народной тряпичной кукле.
Причины:
Незнание истории возникновения народной куклы.
Отсутствие навыка изготовления тряпичной куклы.
Отсутствие в развивающей среды для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы

Ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей.
Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной куклой.
Задачи:
1. Изучение истории возникновения народной тряпичной куклы.
2. Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.
3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
4. Создание мини-музея народной тряпичной куклы.

Методы проекта: наглядный, словесный, практический.

Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской» цели) .
Что знаю?
Народных кукол: масленица, чучело огородное.
Историю возникновения народной куклы.
Что хочу узнать?
Какие еще есть народные куклы.
Как сделать самостоя- тельно куклу.
Можно ли играть с такими куклами.
Как узнать?
Найти в книгах, журналах картинки и иллюстрации с изображением и описанием народных тряпичных кукол, их историю возникновения

Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап
1. Постановка цели, задач.
2. Изучение методической литературы.

II. Разработка проекта
1. Подбор литературы. Накопление представлений о народной культуре, быте, традициях русского народа.
2. Пополнение окружающей среды. Подбор пособий для работы с детьми.
3. Выбор форм работы с родителями.
4. Выбор основных мероприятий.
5. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
6. Определение и формулировка ожидаемых результатов.

III. Внедрение проекта (основной)
1. Составление консультаций, памяток, рекомендаций.
2. Создание мастерской и мини-музея «Народная тряпичная кукла».
3. Совместные мероприятия с родителями и детьми.
Творческие задания для родителей.
Беседы, наблюдения, занятия с детьми.
Игровая, трудовая, продуктивная, музыкально-театрализованная деятельность с детьми.

IV. Итоговое мероприятие
Выставка "Куклы из бабушкиного сундучка"
Праздник для детей и родителей

Разработка плана достижения цели
Познавательное развитие:
Экскурсия в краеведческий музей.
Экскурсия в библиотеку.
Презентация «Народная тряпичная кукла».
Чтение художественной литературы:
Народная сказка «Василиса Прекрасная» или «Матушкина кукла». Стихи о куклах авторы: Г. Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов.
Потешки. Поговорки. Загадки.
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«Составь картинку»,
«Кто ты куколка моя? »,
«Узнай по описанию».
Русские народные игры
(подвижные, малоподвижные) .
Сюжетно- ролевые игры:
«Деревенская семья»,
«Дочки-матери».
Речевое развитие:
Беседа «История возникновения
народной куклы».
Беседа «Виды кукол».
Беседа «Русская народная игрушка».
Беседа «Моя любимая игрушка».
Продуктивная деятельность:
Изготовление куклы Зерновушки в мастерской
Аппликация «Кукла из бабушкиного сундука"
Конструирование из бумаги «Кукла».
Рисование: «Моя любимая кукла».
Рисование: «Куклы из нашего музея».
Лепка «девочка в сарафане».
Музыкально-театрализованная деятельность:
Разучивание русских народных песен, песен-закличек, песен-игр, хороводов, колыбельных, танцевальных номеров, сценок.
Работа с родителями:
Консультация: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре».
Мастер класс: «Изготовление народной куклы закрутки».
Совместное изготовление с детьми куклы для выставки.
Составление альбома «Народная тряпичная кукла»
Консультация: «Народная кукла в игре современных детей».
Оформление информационного стенда
«Социокультурная и развивающая роль тряпичной куклы в семье».
Подбор картинок, иллюстраций, фотографий.
Подборка стихов, загадок,
пословиц и поговорок о труде.

Предполагаемый результат работы:
Повышение интереса к русской народной кукле
Повышение познавательной активности детей
Активизация словарного запаса детей
Усиление ресурсного обеспечения группы
Альбом «Народная тряпичная кукла»
Изготовленные куклы для мини-музея
Презентация

Используемый ресурс:
Методическая литература
1. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла.
2. Учебно-методическое пособие» Санкт-Петербург:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
3. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007
4. Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
5. О. Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь
6. Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009
7. Ирина Богданова "Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки"/ Сибирская Благозвонница, 2010г.
8. Москин Д., Яшкова Т. "Загадка народной куклы".- Петрозаводск: Периодика, 2010.
9. Лариса Яковлева "Куклы на все времена".
Детская литература
10. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492
11. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009
12. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007.- 120 с.
13. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы /сост. З. И. Зимина.
14. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла
15. И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
16. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология».
17. Галина и Мария Дайн. «Культура и традиции». 2007 г.
18. Берстенева Елена, Догаева Наталия «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками»
Электронные (интернет) ресурсы
19. Тряпичные куклы: www.rukukla.ru
20. Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru
21. Тряпичная народная кукла:www.kukla-dusha.net
22. Славянская кукла: www.slavakukla.ru
23. Народная кукла:www.vedjena.gallery.ru.
24. Русские обрядовые куклы:www.club.osinka.ru.
25. Ручная Работа:www.handmade.idvz.ru
26. Славянская доктрина: www.mirtesen.ru
27. Славянские куклы: www.liveinternet.ru

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "НАРОДНАЯ КУКЛА"

Паспорт проекта

Актуальность проекта

1. История возникновения куклы

2. Виды кукол

2.1 Куклы- обереги

2.2 Игровые куклы

2.3 Обрядовые куклы

3. Экономическое обоснование

Заключение

Список литературы


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта "Народная кукла"

Основные разработчики проекта студенты групп ТШ-61, КМ-71

Руководитель: Гампель Вера Николаевна, преподаватель дисциплин "Технология швейных изделий", "История костюма"

Цель проекта:

Пробудить интерес молодежи к русской культуре и традиционной народной кукле

Задачи проекта:

Изучение истории возникновения народной куклы;

Изучение видов кукол;

Изучение технологии изготовления народных кукол;

Создание методического пособия по изготовлению народной куклы;

Изготовление обереговых и игровых сувенирных кукол;

Воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям.


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить.Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Этапы реализации проекта

1. Изучение истории возникновения народной куклы

2. Изучение видов кукол

3. Изучение технологии изготовления кукол

4. Создание пособия по изготовлению народной куклы;

5. Изготовление обереговых и игровых сувенирных кукол

6. Презентация проекта

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников.Сейчас известно 90 видов кукол.Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во -первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.

В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).

Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.

Поделиться: