Роль отца в жизни ребенка (от рождения до пяти лет). Отец и сын

В новой рубрике «Детская психология» публикуем статью на очень важную тему, которая часто не осознается родителями. Речь пойдёт о роли отца в развитии и становлении ребенка — всем молодым родителям её нужно прочитать обязательно! И пусть вас не пугает её большой размер: полчаса, затраченные на прочтение статьи и ее осмысливание убережет вас от множества ошибок, уже сделанных другими родителями. Рассказывает профессиональный психолог — Марта Луковникова.

Отвергая отца: диалоги из практики психолога

На приеме: (мальчик 6 лет, тяжелое невротическое расстройство)

С кем ты живешь?
- С мамой.
- А папа?
- А мы его выгнали.
- Как это?
- Мы с ним развелись … он нас унижает… он не мужик … испортил нам лучшие годы…

На приеме: (подросток 14 лет, тяжелые мигрени, обмороки, противоправное поведение)

А почему ты не нарисовал папу, ведь вы же одна семья?
- Лучше бы его вообще не было, такого папы…
- Что ты имеешь ввиду?
- Он матери всю жизнь испоганил, вел себя как свинья…сейчас не работает…
- А лично к тебе папа как относится?
- Ну, за двойки не ругает…
- … все?
- И все, …чего от него? …я даже деньги сам зарабатываю себе на развлечения…
- А чем зарабатываешь?
- Корзины плету…
- А кто научил?
- Отец…он меня вообще многому научил, я еще рыбу ловить могу…машину водить могу… по дереву немного… вот к весне лодку смолили, на рыбалку с отцом поедем.
- Как же ты в одной лодке сидишь с человеком, которого бы лучше вообще на свете не было?
- … ну, вообще у нас с ним так-то… отношения интересные … когда мать уезжает, у нас хорошо…это она с ним не ладит, а я то и с мамкой и с отцом могу, когда не вместе…

На приеме: (девочка 6 лет, проблемы с общением, не внимательная, ночные кошмары, заикание, грызет ногти …)

Почему ты нарисовала только маму с братом, а где же папа и ты?
- Ну, мы в другом месте, чтобы у мамы было хорошее настроение…
- А если вы будете все вместе?
- То плохо…
- Как это плохо?
- … … (девочка плачет)

Через некоторое время:
- Только вы маме не говорите, что я папу тоже люблю, очень…

На приеме: (подросток с тяжелым невротическим нарушением)

- …Ваш сын действительно верит в смерть своего отца?
- Да! Мы это ему специально сказали,… а то не дай бог с ним встретиться захочет, потом необерешься наследственности,… но мы с бабушкой про отца только хорошее говорим, чтоб не переживал и стремился стать хорошим человеком.

На приеме: (мальчик 8 лет, тяжелая депрессия и ряд других заболеваний)

- … А что с папой?
- Не знаю…

Я обращаюсь к маме:

Вы не говорите о смерти отца?
- Он знает, мы говорили об этом… (мама плачет), да он и не спрашивает, и фотографии смотреть не хочет.

Когда мама выходит из кабинета, я спрашиваю мальчика:
- … тебе интересно про папу узнать?

Мальчик оживает и первый раз смотрит мне в глаза.
- Да, но нельзя…
- Почему?
- Мама опять заплачет, не надо.

Отвергая отца: цена отказа от отца

За время работы с детьми, в своей практике, мне пришлось столкнуться со следующими фактами:

  • Дети любят своих родителей одинаково сильно, вне зависимости от демонстрируемого ими поведения.
  • Ребенок воспринимает маму и папу как целое и как важнейшую часть самого себя.
  • Отношение ребенка к отцу и отца к ребенку всегда формирует мать. (Женщина выступает посредником между отцом и ребёнком, именно она транслирует ребёнку: кто его отец, какой он и как к нему следует относиться).

Мать имеет абсолютную власть над ребёнком, она делает с ним всё что захочет, сознательно или бессознательно. Такая сила дана женщине природой для того, чтобы потомство смогло выжить без лишних сомнений. Сначала сама мама является миром ребенка, а позднее она выводит ребенка в мир через себя. Ребенок познает мир через маму, видит мир ее глазами, акцентирует внимание на том, что значимо для мамы. Осознанно и неосознанно мама активно формирует восприятие ребенка. С отцом ребенка тоже знакомит мама, она транслирует степень значимости отца. Если мама не доверяет мужу, то ребенок будет избегать отца.

На приеме:

Моей дочке 1год 7месяцев. Она с криком убегает от отца, а когда он берет ее на руки — плачет и вырывается. А последнее время стала говорить отцу: “Уходи, я тебя не люблю. Ты плохой”.

А что вы действительно чувствуете к своему мужу?

Я сильно обижена на него…до слез.

Отношение отца к ребенку тоже формирует мать. Например, если женщина не уважает отца ребенка, то мужчина может отказать ребенку во внимании. Достаточно часто повторяется одна и та же ситуация: стоит только женщине изменить внутреннее отношение к отцу ребенка, как он неожиданно изъявляет желание видеть ребенка и участвовать в его воспитании. И это даже в тех случаях, когда отец до этого долгие годы игнорировал ребенка.

  • Если нарушено внимание, память, неадекватна самооценка, а поведение оставляет желать лучшего – то в душе ребенка катастрофически не хватает отца.
  • Отвержение отца в семье часто ведет к появлению интеллектуальной и психической задержке развития ребенка.
  • Если нарушена коммуникативная сфера, высокая тревожность, страхи, а приспосабливаться к жизни ребенок так и не научился, и везде чувствует себя чужим – значит он никак не может отыскать маму в своем сердце.
  • Детям легче справляться с проблемами взросления, если они чувствуют, что мама и папа принимают их целиком, такими, какие они есть.
  • Ребенок растет здоровым эмоционально и физически, когда он находится вне зоны проблем своих родителей — каждого индивидуально и/или их как пары. То есть он занимает свое детское место в системе семьи.
  • Ребёнок всегда “держит флаг” за отвергнутого родителя. Поэтому он будет соединяться с ним в своей душе любыми способами. Например, он может повторять тяжёлые особенности судьбы, характера, поведения и т.п. Причём, чем сильнее мать не принимает эти особенности, тем ярче у ребёнка они проявляются. Но как только мама искренне разрешит ребёнку быть похожим на своего отца, любить его открыто, у ребёнка появится выбор: соединяться с отцом через тяжелое или же любить его напрямую – сердцем.

Ребенок предан маме и папе одинаково сильно, он связан любовью. Но когда отношения в паре становятся тяжелыми, ребенок силой своей преданности и любви глубоко включается в то тяжелое, что причиняет боль родителям. Он берет на себя столько, что действительно во многом облегчает душевные страдания одного или обоих родителей сразу. Например, ребенок может стать психологически равным родителям: другом, партнером. И даже психотерапевтом. А может подняться еще выше, заменяя психологически им их родителей. Такая ноша является непосильной ни для физического, ни для психического здоровья ребенка. Ведь, в итоге, он остается без своей опоры – без родителей.

Когда мама не любит, не доверяет, не уважает или просто обижена на отца ребенка, то глядя на ребенка и видя в нем многие проявления отца, осознанно или неосознанно дает малышу понять, что его “мужская часть” плохая. Она как бы говорит: “Это мне не нравится. Ты не мой ребенок, если ты похож на своего отца”. И из любви к матери, а точнее из-за глубокого стремления выжить в данной семейной системе, ребёнок всё-таки отказывается от отца, а следовательно и от мужского в себе.

За подобный отказ ребенок платит слишком дорогую цену. В душе этого предательства он себе никогда не простит. И обязательно накажет себя за это сломанной судьбой, плохим здоровьем, неудачливостью в жизни. Ведь жить с этой виной невыносимо, даже если она не всегда осознаётся. Но это цена его выживания.

Чтобы примерно почувствовать, что же происходит в душе ребёнка, попробуйте закрыть глаза и представить двух самых близких для вас людей, за которых вы можете, не задумываясь, отдать жизнь. А теперь вы все трое, крепко держась за руки, оказались в горах. Но гора, на которой вы стояли, неожиданно рухнула. И оказалось, что вы чудом удержались на скале, а два ваших самых дорогих человека повисли над пропастью, держась за ваши руки. Силы кончаются и вы понимаете, что двоих не вытащить. Спасти можно только кого-то одного. Кого вы выберете? В этот момент мамы, как правило, говорят: “Нет, лучше уж умереть всем вместе. Это ужасно!” Действительно, так было бы легче, но условия жизни таковы, что ребенку приходится сделать невозможный выбор. И он его делает. Чаще в сторону мамы. “Представьте, что вы все-таки отпустили одного человека и вытащили другого.

Что вы будете чувствовать по отношению к тому, кого вы не смогли спасти?

Огромную, испепеляющую вину.

А к тому, ради кого вы это сделали?

Ненависть”.

Но природа мудра — тема злости на мать в детстве табулирована жестко. Это оправдано, ведь мама не только дарит жизнь, она её ещё и поддерживает. После отказа от папы, мама остается единственным человеком, который может поддержать в жизни. Поэтому, выражая свой гнев, можно спилить сук, на котором сидишь. И тогда этот гнев обращается на самого себя (аутоагрессия). “Это я плохо справился, я предал папу, я сделал недостаточно для того, чтобы…и только я один. Мама не виновата — она слабая женщина”. И тогда начинаются проблемы с поведением, психическим и физическим здоровьем.

Отвергая отца: роль отца в развитии ребенка и становлении личности

Мужское гораздо больше, чем похожесть на собственного отца. Принцип мужского – это закон. Духовность. Честь и достоинство. Чувство меры (внутреннее ощущение уместности и своевременности). Социальная самореализация (работа по душе, хороший материальный доход, карьера) возможна, только если в душе человека есть позитивный образ отца.

Какой бы замечательной ни была мать, но только отец может инициировать взрослую часть внутри ребёнка. (Даже если отцу самому не удалось выстроить отношения с собственным отцом. Для процесса инициации это не столь важно). Вы, наверное, встречали взрослых людей, которые инфантильны и беспомощны как дети? Начинают одновременно кучу дел, имеют множество проектов, но ни один так и не доводят до конца. Или те, кто боятся начать дело, проявить активность в социальной самореализации. Или те, кто не могут сказать “нет”. Или не держат данного слова, на них сложно в чём либо положиться. Или те, кто постоянно лгут. Или те, кто боятся иметь собственную точку зрения, соглашаются со многим против собственной воли, “прогибаясь” под обстоятельства. Или наоборот, те, кто ведут себя вызывающе, воюют с окружающим миром, противопоставляя себя другим людям, многое делая в пику, или даже ведут себя противоправно. Или те, кому жизнь в социуме даётся с огромным трудом, “втридорога” и т.п. – всё это те люди, у которых не было доступа к своему отцу.

Только рядом с отцом маленький ребёнок впервые познаёт границы. Собственные границы и границы других людей. Грани дозволенного и не дозволенного. Свои возможности и способности. Рядом с отцом ребёнок чувствует, как действует закон. Его силу. (С мамой отношения строятся по другому принципу: без границ – полное слияние). Как пример, можно вспомнить поведение европейцев (в Европе ярко выражены принципы мужского) и русских (в России ярко выражены принципы женского), когда они вместе оказываются на одной территории. Европейцы, на какой бы маленькой территории не оказались в пространстве, интуитивно размещаются таким образом, что никому никто не мешает, никто не нарушает ничьих границ, и даже если это переполненное людьми пространство, то всё равно каждому остаётся место для своих интересов. Если же появляются русские, то они заполняют собой всё. Уже никому нет места рядом. Своим поведением разрушая чужое пространство, потому что не имеют своих собственных границ. Начинается хаос. А это именно то, чем и является женское без мужского.

Именно в мужском потоке формируются достоинство, честь, воля, целеустремлённость, ответственность – во все временна высоко ценимые человеческие качества.

Другими словами, дети, которых мама не допустила к отцовскому потоку (сознательно или бессознательно) не смогут легко и естественно пробудить в себе уравновешенного, взрослого, ответственного, логичного, целеустремлённого человека – теперь придётся прилагать огромные усилия. Потому что психологически они остались мальчикам и и девочками, так и не став мужчинами и женщинами.

Теперь за мамино решение: оградить ребёнка от отца, человек всю жизнь будет платить невероятно высокую цену. Словно он потерял благословение на жизнь.

“Если жена уважает мужа, а муж уважает жену, дети тоже чувствуют уважение к себе. Кто отвергает мужа (или жену), тот отвергает его (или её) в детях. Дети воспринимают это как личное отвержение” — Берт Хеллингер.

Отец играет разные, но значимые роли для сына и дочери. Для мальчика отец – это его самоидентификация по полу (т.е. ощущение себя мужчиной не только физически, но и психологически). Отец — это родина для сына, его “стая”.

Отвергая отца: роль отца для сына

Мальчик с самого начала рождается у человека другого пола. Всё с чем соприкасается мальчик в матери – иное по сути, иное, чем он сам. Женщина переживает то же чувство. Поэтому замечательно, когда мама может одарить сына своей любовью, наполнив женским потоком, инициировав женские принципы, с любовью отпустив его на родину – к отцу. (Кстати, только в этом случае сын может уважать свою мать и быть ей искренне благодарен). С момента рождения и, примерно, до трёх лет мальчик находится в поле влияния матери. Т.е. он напитывается женским: чувствительностью и нежностью. Способностью к близким, доверительным и долговременным эмоциональным отношениям. Именно с матерью ребёнок учится эмпатии (вчувствование в душевное состояние другого человека). В общении с ней пробуждается интерес к другим людям. Активно инициируется развитие эмоциональной сферы, а так же интуиции и творческих способностей – они тоже в зоне женского. Если мать была открыта в своей любви к малышу, то в последствии, став взрослым, такой мужчина будет заботливым мужем, ласковым любовником и любящим отцом.

В норме, примерно, после трёх лет, мама отпускает сына к отцу. Важно подчеркнуть, что она отпускает его навсегда . Отпускает, значит, разрешает мальчику напитываться мужским и быть мужчиной. И для этого процесса не столь важно жив отец, или умер, может быть у него другая семья, или он далеко, или у него тяжелая судьба.

Бывает и так, что биологического отца нет и не может быть рядом с ребёнком. Тогда здесь имеет значение, что мать чувствует в душе к отцу ребёнка. Если женщина не может согласиться ни с его судьбой, ни с ним, как правильным отцом для её ребёнка, то малыш получает пожизненный запрет на мужское. И даже правильная среда, в которой он вращается, не сможет скомпенсировать ему эту утрату. Он может занимается мужскими видами спорта, второй муж мамы может быть замечательным человеком и мужественным мужчиной, возможно даже есть дедушка, или дядя, готовые общаться с ребенком, но всё это останется на поверхности, как форма поведения. В душе ребёнок никогда не осмелится нарушить материнского запрета. Но если женщине всё таки удаётся принять отца ребёнка в своё сердце, то ребёнок бессознательно будет чувствовать, что мужское это хорошо. Сама мама дала своё благословение. Теперь встречая в своей жизни мужчин: дедушка, друзья, учителя, или новый мамин муж, ребёнок сможет через них напитываться мужским потоком. Который, он будет брать у своего отца.

Единственное, что имеет значение, это какой образ в душе у матери об отце ребёнка. Допустить ребёнка к отцовскому потоку мама может только при условии, что в душе она уважает отца ребёнка, или как минимум, хорошо к нему относится. Если этого не происходит, то бесполезно говорить мужу: “Иди, поиграй с ребёнком. Сходите вместе погулять” и т.п., отец этих слов не услышит, так же, как и ребёнок. Воздействие имеет только то, что принято душой. Благословляет ли мама отца и ребёнка на взаимную любовь друг к другу? Наполняется ли мамино сердце теплом, когда она видит, как ребёнок похож на своего отца? Если отец признан, то теперь малыш начнёт активно наполнятся мужским. Теперь развитие пойдёт по мужскому типу, со всеми мужскими особенностями, повадками, предпочтениями, и нюансами. Т.е. теперь мальчик сильно начнёт отличаться от маминого женского и всё больше станет походить на папино мужское. Так вырастают мужчины с выраженным мужским.

Отвергая отца: роль отца для дочери

С дочерьми этот процесс обстоит несколько иначе. Девочка тоже, примерно, до трёх лет находится с мамой, напитываясь женским. В районе трех – четырёх лет она переходит под влияние отца и находится в поле его влияния примерн
о до шести – семи лет. В это время активно инициируется мужское: воля, целеустремлённость, логика, образное мышление, память, внимание, трудолюбие, ответственность и т.д. А самое главное, именно в этот период закладывается понимание того, что девочка отличается от папы по полу. Что она похожа на маму и скоро она станет такая же красивая женщина как мама. Именно в этот период дочери обожают своих отцов. Активно проявляют знаки внимания и симпатию по отношению к папе. Хорошо, если мама это поддержит, а папа сможет показать дочери, что она прекрасна и что он её любит. В дальнейшем именно этот опыт общения с самым главным мужчиной в жизни позволит ей чувствовать себя привлекательной женщиной. Дочери, не допущенные в своё время к отцу, психологически так и остаются девочками, не смотря на то, что уже давно стали взрослыми. Но по истечении некоторого времени папе очень важно отпустить дочь обратно к маме – в женское, а маме – её принять. Это происходит когда девочка начинает чувствовать, что папа любит маму чуть больше чем её, и что как женщина мама нравится и подходит папе больше. Это горькое расставание с самым лучшим мужчиной, но невероятно целительное. Теперь у девочки инициированы принципы мужского, значит она многого сможет добиться в жизни. Но самое главное, у неё есть счастливый опыт быть принимаемой и любимой мужчиной. Вернувшись к маме, она теперь всю жизнь будет наполнятся женским. Эта сила даст ей возможность найти хорошего партнёра и создать семью, родить и воспитать здоровых детей.

Обычно после подобного открытия мамы чувствуют себя растерянными и полными противоречий. Все они задают примерно одни и те же вопросы:

“Как же быть, если отца своего ребенка я не только не люблю, я его просто ненавижу?! Его даже уважать не за что — опустившийся человек! Я что, ребенку врать буду, что его отец хороший человек? Да я ребенку только и говорю: “Посмотри на своего отца… . Умоляю, только не будь как он!” Или: “Когда я вижу, что моя дочь хмурит брови, как ее отец, я хочу убить их обоих!”.

Если смотреть на это так, то появятся злость и отчаяние. Но сейчас речь идет о ребенке, а не о парных отношениях женщины. А для ребёнка оба родителя равно значимые и одинаково любимые. Женщина очень часто смешивает свои парные отношения с родительскими. Для ребёнка это невыносимо. Женщина как бы говорит своему малышу: “Он плохой партнёр для меня, значит он плохой отец для тебя”. Это разные вещи. Ребёнок не должен быть включён в особенности отношений пары. Образно говоря, дверь в родительскую спальню должна остаться для него закрытой навсегда. А вот как родители, эти два человека остаются в его полном распоряжении. Т.е. мужчина как партнёр и как отец ребёнка это два разных человека. Ребёнок ничего не знает об отце как о партнёре. А женщина не знает его как отца. Поэтому для женщины он только партнёр, а для ребёнка только отец. Мать, которая не может принять отца своего ребёнка, не может полностью принять и ребёнка. Поэтому она не может любить его безусловной любовью. А в этом случае ребёнок теряет доступ к обоим родителям. Теперь отношения с мамой внутренне, душевно будут тяжелы. Ребёнок либо будет подстраиваться и угождать матери, при этом частенько болея (так “пережигается” агрессия на мать), либо ребёнок активно будет протестовать. Но ни в первом, ни во втором случае открытой любви между матерью и ребёнком не будет.

Кстати, люди, которые не любят себя, считают себя некрасивыми, не принимают свою индивидуальность, а так же те, кто склонны к чрезмерному самоосуждению и осуждению всех и вся, это те бывшие дети, мать которых осуждала и отвергала в них их отца.Теперь отношения с самим собой и жизнью строятся по усвоенному в детстве принципу.

Но если женщине все-таки хватит мужества и любви к ребёнку, чтобы не вываливать тяжесть парных отношений на своё чадо, отделить в своей душе парные отношения от родительских, то у ребёнка наступит огромное душевное и физическое облегчение. (Многие дети перестают болеть после проделанной душевной работы их матерью). Тогда, не смотря на то, что родители разошлись, или не ладят, у ребёнка хватит в дальнейшем сил, чтобы жить и продолжать жизнь.

Наши предки знали такую закономерность, что если женщина умеет уважать своего мужа, своих и его родителей, то дети в таких семьях не болеют, а их судьбы складываются удачно.

Практика работы с детьми, подростками и взрослыми людьми показала, что самая сильная человеческая боль, имеющая долговременные последствия, это боль от потери родителей в свое душе. Кстати, именно эта потеря является, зачастую, причиной депрессии.

Поэтому для облегчения жизни ребенка и его полного выздоровления важно не столько само физическое присутствие родителей в повседневной жизни ребенка, сколько доброе и уважительное отношение к ним в его собственной душе. Словно родители никогда не покидали ребенка, а стоят за его спиной. Стоят, как ангелы — хранители. И так с первого и до последнего дня жизни. Неслучайно, что из десяти заповедей объяснением и мотивировкой сопровождается только пятая: “Чти отца и матерь твою, чтобы ты жил на земле долго и счастливо”. Именно это знание позволяет выжить человечеству, оставаясь духовно и физически здоровым.

Ведь только тогда, когда сердце наполнено почтением и благодарностью своим родителям, хотя бы за бесценный дар жизни, можно смело идти вперёд.

Отвергая отца: история со счастливым концом

Хочется рассказать об одном случае, ярко иллюстрирующем выше сказанное. Ко мне обратились мама и бабушка одного семилетнего мальчика. У ребенка было очень тяжелое состояние: кроме невероятной неуправляемой агрессии, истерик, постоянной тревоги, проблем в школе, ночных кошмаров, страхов, были еще сильнейшие головные боли и мучительное ощущение мурашек по всему телу. Мама с папой у этого мальчика развелись очень давно. Ребенок помнил отца больше по фотографиям. Всю свою сознательную жизнь он жил с мамой и бабашкой. Ребенок был полной копией своего отца. Как внешне, так и в характере все чаще обнаруживалось сходство. Единственное, что слышал мальчик о своем отце, это то, что его родитель — невероятное чудовище (мама с бабушкой не скупились на эпитеты), и еще то, что он к их большому горю как раз на это чудовище очень похож. И теперь перед ребенком ставилась задача перебороть “злые” качества и стать хорошим человеком. А на приеме передо мной сидел совершенно замечательный ребенок, к тому же с большими творческими способностями, но рассуждал он о жизни так, как будто ему лет семьдесят, не меньше. Мы взялись за работу все вместе: мама, бабушка, мальчик и я. Первое, что сделали женщины, это решительно изменили политику семьи.

Мама начала рассказывать сыну о том, какими хорошими качествами обладает его отец. О том хорошем, что было у них в отношениях. О том, что ей нравится, что сын похож на своего отца. Что он может быть абсолютно таким же, как папа. Самое главное, что сын не несет ответственности за их партнерские отношения. И не зависимо от того, что они разведены как пара — как родители они останутся для него навсегда вместе. А сын может любить папу ничуть не меньше, чем маму. Некоторое время спустя мальчик написал папе письмо. У сына появилась папина фотография на письменном столе, а другую, маленькую, он стал носить с собой в школу. Потом в семье появились дополнительные праздники: день рождение папы; день, когда папа сделал маме предложение; когда папа выиграл матч. А самое главное, теперь, когда мама смотрела на сына, она с гордостью произносила: “Как же ты похож на своего отца!” Когда состоялась наша очередная встреча, мама поделилась, что врать вообще не пришлось — бывший муж действительно многогранная личность. А вот с сыном стали происходить просто фантастические изменения: сначала пропала агрессия, потом — страхи, боли; появились успехи в школе, исчезли злополучные мурашки, ребенок стал управляемым. И снова вернулся к жизни. “Я не могу в это поверить, неужели отец играет такую роль?!”.

Да, каждый из нас – продолжение и итог слияния двух потоков жизни: материнского (и ее рода) и отцовского (и его рода). Соглашаясь с этим в ребенке, принимая его судьбу такой, какая она ему дана, — мы даем ему шанс расти. Это и есть родительское благословение на Жизнь.

Очередной выпуск программы «Психология навынос» посвящен проблемным ситуациям в отношениях взрослых детей и родителей.

Просмотрев или почитав стенограмму программы, вы узнаете:

на какие периоды можно разделить детско-родительские отношения;

почему хорошие отношения с родителями — это крайне трудная штука по самой природе этих отношений;

как себя вести, если родители начинают учить тебя, взрослого, жизни и критиковать любой твой выбор;

почему уходить из родительской семьи сразу в собственную, минуя период отделения и жизни в одиночестве, — это не лучший вариант;

правда или нет, что мы неосознанно подбираем себе партнеров, похожих на наших родителей;

почему мы не имеем права требовать от родителей любить нас больше, чем они любят друг друга;

почему так сильно иногда стараясь построить свою жизнь «от противного» и не быть похожими на своего однополого родителя, мы потом с ужасом ловим себя на мысли, что повторяем их поведение и воспроизводим их взгляды;

как выйти из манипулятивной игры «ты плохой сын (дочь)» и не считать себя виноватыми, даже если мама/папа настойчиво пытаются убедить вас в обратном.

Ответы на эти и многие другие вопросы — в программе «Психология навынос» с психологом Павлом Зыгмантовичем и журналистом Ольгой Какшинской.



Открыть/скачать видео (146.73 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Скачать аудио (27.08 МБ)

— Отношения детей с родителями — это по природе своей крайне сложная вещь. Чтобы сделать их хорошими, нужно прикладывать огромное количество усилий.

Так происходит, потому что отношения родителей и детей иерархические. Можно ли дружить со своим начальником? Это не просто дарить друг другу мелкие подарки, а прийти в гости, взять денег в долг, рассказать о проблемах в браке, пожаловаться на жизнь. Отношения с родителями допускают некоторые разногласия. По аналогии: можно ли допустить некоторые разногласия с начальником, наорать на него?

Современное 35-летнее поколение вряд ли скажет, что нынешние 15-летние молодцы, у них хороший вкус и они с ними одной крови. Не сходятся ни музыкальные вкусы, ни взгляды на моду. Из-за разрыва в возрасте 35-летний никогда не будет наравне с 15-летним. Человек даже нехотя выстраивает иерархию исходя из этого. Такое же поведение — и со стороны родителей.

Представим, что у 35-летнего сотрудника появился 23-летний начальник, только вышел после вуза. Ничего хорошего такой работник про руководство не скажет, хотя что, в сущности, произошло? Он может быть умнее, лучше что-то знать, и что, что вы проработали на этой работе на 12 лет больше него? Но вопрос иерархии важен для человека. С родителями то же самое. Они очевидно старше вас на некоторое количество лет, они были на Земле, пока вас не было. Эту иерархичность трудно преодолеть, поэтому хорошие отношения с родителями — это всегда активный, трудоемкий и не всегда успешный процесс навстречу друг другу. Требуются серьезные усилия со стороны младшего и старшего поколения. Если никто ничего не делает, отношения не будут хорошими.

— Можно ли разделить детско-родительские отношения на периоды?

— Выделить четкие периоды сложно. Когда ребенок маленький, он хочет одобрения со стороны родителей. Это включает в себя опеку, поддержку, удовлетворение каких-то нужд — все, что делает родитель для выживания ребенка. Вдобавок к этому ребенок хочет свободы. Пока ребенок маленький, он хочет больше одобрения и любви. Когда он становится старше, ему все больше нужно свободы. Это не значит, что ему не нужно одобрение, но акценты меняются.

У родителей все по-другому. Они ожидают от детей послушания и уважения. При этом родителю хочется ощущать свою необходимость этому ребенку. С возрастом у родителя сохраняются оба эти желания, но чем ближе к старости, тем больше потребности в собственной нужности. И если у детей с возрастом снижается потребность в одобрении, то у родителей снижается потребность в уважении.

Получается, ребенок хочет свободы, а родитель — уважения, которое проявляется в подчинении. Такое противоречие заложено самой природой, и его надо решать по доброй воле: договариваться, размышлять, понимать нужды другого.

Отношения ребенка к родителям можно разделить на этапы. Первая стадия — это обожание. Он длится примерно до пяти лет. Дети обожают родителей, даже если последние не очень хорошие. В большинстве случаев, когда в неблагополучную семью приходят забирать ребенка, ребенок до пяти лет прячется и не хочет уходить от родителей.

Потом обожание сменяется некоторым протестом. Это начинается со школы, когда на первое место выходит учитель, и усиливается к подростковому возрасту. Но кризисы протекают у всех по-разному. Переходный возраст — это не всегда катастрофа. К примеру, диснеевский мультфильм «Русалочка» прекрасно раскрывает этот этап жизни. Шестнадцатилетняя русалочка Ариэль мечтает о жизни на земле, хочет узнать, как ходят люди, ее пленит тот мир. Папа Ариэль возмущен и запрещает ей. Но в подростковом возрасте для ребенка нормально считать место, где он живет, плохим, а какое-то другое — хорошим. Иначе он просто не захочет уйти, а когда-то он должен встать на собственные ноги. Этот процесс может протекать мягко, ребенок может считать, что родители молодцы, но они не все понимают. Тем более это касается нынешней ситуации, когда развитие технологий настолько быстрое, что ребенок освоил компьютер, а мама боится к нему приближаться. 15 лет — нормальный и нужный период бунта. В идеале лет в 16 ребенок должен встать на ноги, жить своей жизнью и за свой счет.

Третий период — дистанцирование. Ребенок не вдается в подробности жизни родителей, возможно, уезжает учиться в другой город. Они не воюют, но у каждого своя жизнь. Этот период может длиться до бесконечности, как и протест. Но если от бунта человек переходит к дистанцированию, у него большие шансы рано или поздно выйти на четвертый этап — принятие.

Ребенок понимает, каково это — быть родителем. Чаще всего это связано с появлением собственных детей, но не обязательно. Когда ходишь по квартире с ребенком в три часа ночи, наутро у многих появляется желание позвонить родителям и извиниться. Человек понимает, что пережили его родители с ним. В возрасте 14 лет своего ребенка родитель начинает понимать, почему его мама все время звонила ему и спрашивала, где он.

— Нам пришло письмо, в котором девушка рассказывает о напряженности, которая возникает при совместном проживании с родителями после 20 лет. Например, ребенок поступил в университет в том же городе, снимать квартиру дорого, и он остается жить с родителями. Но в воздухе начинает витать напряжение. Вроде никто не гонит из дома, но тебе не очень и рады. Нужно ли уезжать от родителей после 20?

— На самом деле важно не то, с кем человек живет, а то, как он живет. С одной стороны, лучше, чтобы ребенок уезжал. Это самостоятельность, проверка на готовность к взрослой жизни. Но это не всегда возможно. Если ребенок живет с родителями на полном пансионе, это проблема. Но если дети перестроили отношения с родителями по принципу «я ваш младший партнер, квартирант», тогда все гораздо лучше. Квартирант платит какие-то деньги за коммуналку, квартиру, он оплачивает какие-то продукты. Если бы этот ребенок снимал где-то комнату, кто бы ее убирал? Кто бы убирал места общего пользования? В партнерстве эти обязанности распределены равномерно: есть график, кто, что и когда моет. В таком формате неважно, живете вы с родителями или отдельно, вы живете как взрослый человек.

А если мама за вас все моет, стирает, готовит для вас, вы берете из холодильника все что угодно и ничего не кладете взамен, это проблема. Так нельзя. Может быть, нашей читательнице намекают, что пора участвовать в коммунальной жизни на других основаниях. Когда человек приезжает на два дня в гости, можно лечь на диване, и вам будут рады. Но если мы говорим о постоянном проживании, будьте добры жить как взрослый человек с другими взрослыми людьми, без мыслей, что вам кто-то что-то должен.

— Хороша ли ситуация, когда из родительской семьи девушка выходит замуж и сразу переходит в свою собственную семью, минуя период становления и адаптации жизни в одиночестве?

— Скорее нет, чем да. В этом варианте больше шансов создать не очень счастливый брак. Это зависит от причины вступления в брак. Если вы женитесь или выходите замуж, чтобы сбежать из родительской семьи или чтобы был кто-то, чтобы заслонил вас от «ужасной действительности», брак долго не продержится. Нельзя вступать в брак из страха, и нельзя в нем оставаться из страха. Брак, пропитанный страхом, отравляет обоих. Как ком накапливаются взаимные претензии, люди выражают их некрасиво и не могут нормально обсудить, потому что им страшно. Когда человеку страшно, он ведет себя неадекватно.

Когда женщина вступает в брак, чтобы мужчина защитил ее от этого «ужасного большого страшного мира», как она с ним будет общаться? Он же наверняка не сможет ее защитить так, как она хочет. Когда-то он обязательно проколется. Как она себя поведет, когда это произойдет?

Или мужчина женился, чтобы уйти из родительской семьи. Теперь он глава семьи, все должно быть по его желанию. А так не происходит, потому что он живет с живым человеком, у которого есть свои интересы. Он сбежал, чтобы им не командовали, а им все равно командуют. Человек будет бояться разрешить ситуацию, потому что это чревато разводом, а это значит, что человек останется один, вернется к родителям или его некому будет защищать.

Но если это делается не из страха, это хороший вариант.

— Существует устойчивое мнение, что мы очень часто выбираем себе партнеров по жизни, похожих на наших родителей. И потом, будучи в браке, вдруг понимаем: как муж похож на вашего отца или жена — вылитая мама.

— Рациональное зерно в этом есть. Например, есть два вида уток. У одного вида самцы — с зелеными головами, а у второго — нет. Если взять этих самцов, еще в яйцах перенести их в гнездо другого вида и их высидит наседка, эти самцы никогда не пойдут к своим самкам. Они будут считать своими местных самок, потому что самки этих видов очень похожи, а самцы отличаются. Но если проделать подобное перемещение с самками, она поймет, где чей самец.

Безусловно, образ родителя очень важен. Самцы, которых перенесли от одного вида в другой, не возвращаются к своему виду, потому что по мелким признакам они привыкли, что самка их вида выглядит вот так. Учитывая, что самки их вида отличаются незначительно, они выбирают ту, что похожа на маму.

Но когда мы говорим, что выбираем партнеров, похожих на наших родителей, о каком сходстве мы говорим? По внешности, повадкам, характеру, вкусам и интересам? Это уже четыре критерия, а если вдаваться в подробности, деталей еще больше. Поэтому нельзя сказать, что мы выбираем партнеров, похожих на родителей. Мы из частности делаем обобщение. Можно говорить: в этом ты похож на моего папу (или маму), а в этом непохож.

На образ будущего партнера сильно влияет первая влюбленность или образ, запавший в сердце в детстве. Тогда мужчина ищет партнерш, похожих на этот образ, а не на маму. А еще чаще влияют все вместе взятые факторы.

— Нам написала читательница: «Мама любит больше отца, чем меня. Даже в три года я понимала, что она меня как будто не любит. Подозреваю, что и родила она меня и брата в угоду ему, чтобы привязать, а не потому что хотела детей. Она спокойно может подставить меня перед отцом, даже присвоить мой труд себе, например, по уборке дома. Сейчас у меня самой ребенок, но возиться с внуками она не хочет. Что делать?»

— Так и хочется спросить, а что нашу читательницу удивляет? В конце концов, мама папу узнала гораздо раньше, чем вас, и, вполне возможно, любит его больше, чем вас. Что тут такого удивительного? Может, у нее материнское поведение не так обусловлено, как у других женщин. Папе в этой ситуации повезло.

Это иллюзия, что у женщины есть материнский инстинкт. У нас есть материнская программа, которая заложена в качестве дистрибутива. Ее еще надо запустить, чтобы она заработала. Но нет материнского инстинкта, который однозначно привязан к заботе о потомстве. У нас есть выделения окситоцина и пролактина, когда мы видим маленьких существ с большой головой — ребенка. Это вызывает умиление, но это рефлекс. Наша родительская программа рефлексивна, и то, что родители полностью выкладываются ради потомства, отказывают себе во всем, это больше социальное, а не врожденное явление. Да, мама в этом письме местами ведет себя нечестно. Но сама по себе любовь матери не обещана. Мама, вполне возможно, любит эту девочку на своем уровне, просто девочке хочется большего. Снизьте планку ожиданий. Мама не обязана вас любить настолько сильно, как вам этого хочется.

— Следующее письмо: «Очень властная мать. У нас дома не жизнь, а хронический скандал. В детстве она меня часто била, а отца выгнала. Сейчас, когда я взрослая, постоянно лезет в мои отношения, критикует мой выбор. Мужчины просто сбегают от меня из-за нее. Что делать?».

— Если женщина живет вместе с матерью, надо разъехаться. Хорошие отношения родителей — это работа обеих сторон. Если одна из сторон не старается, можно разойтись и не позволять матери критиковать. Например, если она в разговоре по телефону перешла черту, сказать, что больше вы не хотите этого терпеть, это неприемлемо, и договориться, что больше она так делать не будет. А если будет, то класть трубку. Это воспитательная мера. Может быть, чувство вины из-за когнитивного диссонанса: вы хороший человек, поступаете плохо, значит, вы плохой человек. Но это не плохой поступок. Мама будет недовольна. Но у нее что, есть эксклюзивное право портить вам жизнь? Она могла бить в детстве и сейчас тоже может? Совершенно нормально класть трубку, уходить из гостей. Три, пять, шесть, семь, десять таких раз, и человек начнет думать. Он может обидеться, но зато точно не будет лезть в отношения.

Звучит дико, но если человек заигрывается, имеет смысл донести до него некоторую реальность. Каждое прерывание контакта дает сигнал, что это неправильное поведение. Если вы не делали ничего плохого, а родитель обиделся, вы не виноваты. Точно так же, если родители не делали ничего плохого, а ребенок обиделся, они не виноваты. Откровенно плохая вещь, когда вы бьете человека, оскорбляете его, воруете деньги, вещи, делаете пакости. Но если вы говорите, что вы не хотите разговаривать в таком тоне, это не плохое поведение, это нормально. Конечно, это вызовет бурю эмоций, но это не плохое поведение. Прерывание контакта после договоренности, предупреждения, напоминания — это нормальное поведение.

— Почему так сильно стараясь построить свою жизнь от противного и не быть похожим на своего отца или мать, вдруг в какой-то момент понимаешь, что ведешь себя точно так же?

— Ребенок — это не чистая доска, на которой можно написать все, что захочешь. Формирование личности ребенка — это сложное взаимодействие внутреннего (того, что заложено природой) и внешнего. К внешнему относится даже гормональный фон матери, когда ребенок был в утробе. Ребенок учится, снимает какие-то модели с окружающих людей или персонажей. Причем мы не знаем, сколько именно и с кого он снимет. Ребенок — это самообучающаяся машина. В ходе обучения у него выстраивается когнитивная схема — инструкция по взаимодействию с информацией. Туда входят четыре элемента: восприятие, оценка, эмоциональное реагирование и действие, которое возникает из этих эмоций. Допустим, девушка написала парню сообщение в мессенджере, а он не отвечает. Она фокусирует все внимание на его ответе. Если она увидит, что он прочитал и молчит, она может подумать: «Я тебе не нравлюсь, ты не хочешь отвечать». В этот момент она обидится, придет в отчаяние, разозлится. После этого она может ему позвонить и сказать, что он мерзавец.

Теперь вернемся к родителям. Ребенок вырос и сам стал родителем. Выросший ребенок приходит со своим ребенком с прогулки. Первое, что он замечает, это грязные коленки на комбинезоне, а не веселое настроение ребенка или ветку, которую он принес с улицы. Он обращает внимание именно на это, потому что в его опыте родители всегда акцентировали внимание на чистоте одежды. В этой когнитивной схеме у него сформирована оценка, что грязная одежда — это плохо.

Возможно, когда его воспитывали, стиральных машин не было или плохо стирали, и за грязную одежду ругали. Ребенок выучил, что это плохо. Раз это плохо, значит, реакцией на грязные коленки ребенка будет злость и раздражение. В результате он может накричать на ребенка.

Это хорошая новость, потому что можно проследить за собой: что вы воспринимаете, что вы при этом думаете и как оцениваете происходящее, что вы при этом чувствуете и делаете. Например, ребенок приходит из школы. Что у него спрашивают родители? Что было интересного в школе или какие оценки он получил? Если человек начинает это осмысливать, похожесть на родителя ослабевает.

— Периоды, когда мы усваиваем родительские оценки, продолжаются всю жизнь или только в детстве?

— Сензитивный период — время, когда человек наиболее восприимчив к чему-либо. Сложность в том, что мы никогда не знаем, когда наступит сензитивный период. Наверное, есть периоды, когда мамино внушение доходит до адресата, но это совпадение. Поэтому в детских садах детям стараются дать много: и лепка, и рисование, и движение, и музыка, и пение. Есть шанс, что зацепит сензитивный период.

— Письмо от мужчины: «Мама — больной человек по нервной части. Чуть что — слезы, крик или надуманные претензии. Живем в разных городах. Не позвонил вовремя — обида. Не приехал — обида. Такое впечатление, что она отказывается понимать, что у взрослого человека есть своя жизнь и разрываться надвое невозможно. Что делать?».

— Звоните маме сами и спрашивайте: что надеть, что поесть. Через две недели мама скажет: «Живи уже своей жизнью, что ты как маленький». Второй вариант связан с чувством вины. Наш читатель чувствует вину, что он неправильно себя ведет. На самом деле в этой истории не очень правильно ведет себя мама. Взрослый человек живет своей жизнью, и важно это понимать. Мама обижается, наш читатель чувствует себя виноватым. Нужно понимать, что вы не плохой и ничего плохого не сделали. Мама обиделась, но ничего страшного. Детям и родителям нужно понимать, что все уже выросли. Если один не понимает, второй ему об этом говорит. Это трудно, но напомню, что хорошие отношения родителей и детей — следствие огромной работы. Нужно вырасти и детям, и родителям. Когда оба выросли, становится легче. Если кто-то не вырос, ему надо помочь вырасти. Это не будет сопровождаться бурной радостью, но никто и не обещал, что будет легко.


Мама начинала укладывать дочку в девять вечера. И часов до одиннадцати в доме шло сражение под названием «пора спать!». Папа не выдержал: «Отстань от ребёнка, устанет - сама уснёт», взял ревущую дочь на руки и отправился с нею пить чай. Чай попили, послушали сказку… Когда дочка уснула, началась очередная бурная сцена: «Опять ты подрываешь мой авторитет!».

Никто не спорит: единый подход и единодушное мнение и единая тактика в воспитании - просто отлично. Но… в семье порою случается наоборот: сколько людей, столько и мнений, и каждый отстаивает своё.
Мама сажает дочку делать уроки после обеда, папа считает (и разрешает) сначала на улице погулять. Мамам желает, чтобы сын ходил в музыкальную школу, папа - за спортивную секцию.
А тут ещё бабушки - дедушки, тёти - дяди запросто могут вмешаться, у них свои «заморочки». И что делать ребёнку? Он же любит обоих! всех! Ну, не может он разорваться на части, чтобы всем угодить.

Что делать?
Первое и основное. Не надо обсуждать при наследниках ньюансы их воспитания. Ребёнок, ставший свидетелем родительских разногласий, попадает в опасную вилку: кого послушаться, кого не послушаться, и чьи требования не выполнять.
По сути, ему приходится решать едва ль не гамлетовский вопрос: быть или не быть. С кем быть? Каким быть? Стараясь сделать что-то, «как папа сказал», он рискует маму разочаровать… Для мамы начнёт стараться - вдруг папа рассердится, что тогда?!
От такого раздвоенья ребёнок теряется, испытывает эмоциональный дискомфорт.
А если ему приходится лавировать между требованиями мамы и папы не от случая к случаю, а постоянно, он начинает жить в состоянии тревожного ожидания. И как результат - капризы, нытьё, истерики и прочие детские вредности.
Правда, детская психика так пластична, что большинство малышей (а детей постарше - тем более) в конце концов приспосабливаются и выбирают из всех вариантов родительских требований - желаний те, что им выгодней им самим. И - быстро осваивают науку манипуляции и пользуются ею вовсю.

Что делать, чтобы в вашей семье подобного не случалось?

Поделите сферы влияния
Решите, кто за что отвечает.
Если, например, детским питанием занимается мама - ей решать, что ребёнку есть можно, а что нельзя. Хочет папа иметь спортивного сына - он делает с ним зарядку, водит в спортивную секцию. Сам.
Принцип простой: кто из родителей заявляет - тот и выполняет; а другой не должен мешать.
А если «заявитель» отказывается? Не спорьте, не ссорьтесь, а просто создайте положительный стимул - реализацию чего-то приятного за честно выполненные обязательства. Например, договоритесь: папа водит ребёнка в бассейн, но (!) зато по субботам может отправиться на рыбалку. И ещё - оцените старания по достоинству: не забывайте одобрять и хвалить.

Позволяйте друг другу думать и поступать по - разному.
И по- разному поступать
Ссоры, обиды, замкнутость гораздо хуже сказываются на детях, чем мелкие изгибы в «единой линии поведения». У вас малыш засыпает в кроватке, а у папы - только на плече с бутылочкой молока? У папы ребёнок идёт домой по первому зову, а с вами готов в «догонялки» играть? Ну и что, если это игра, а не истеричный каприз? Родительская позиция должна быть твёрдой в тех вопросах, которые касаются психического состояния, здоровья ребёнка, его безопасности.

Вспомните про соринку в чужом глазу и бревно в своём собственном; печально, но собственных «брёвен» мы часто не замечаем.
Напоминайте себе, что не бывает истины в последней инстанции, и что вера в свою абсолютную правоту - это уже гордыня, которая, между прочим, названа в числе 7 смертных грехов. Причём с этом списке стоит под номером первым.

Создайте традицию - проводите Круглый Стол или Семейный Совет
\/ Объявите тему Совета заранее
\/ Выберете подходящее время (Лучше всего - если время станет традиционным, например, каждую пятницу в конце каждого месяца).
\/ В совете участвуют все, каждый (даже самый младший в семье)
\/ После объявления темы (рассказе о сути проблемы) каждый имеет право высказаться. Критиковать не имеет права никто!
\/ В конце совещания принимают решение по заявленной и обсуждённой теме. Решение обязаны все выполнять!
\/ На следующем Совете подводите итоги - что получилось, что нет; и делаете корректировку в случае необходимости.
\/ Заканчивайте заседание чем-то очень приятным, (те решения, что связаны с добрыми ассоциациями, всегда приятнее выполнять).


Детективы стали столь популярны, что термин «злой и добрый полицейские» из книг и с экрана перекочевал в семейную жизнь. Стоит ли следовать этой схеме, воспитывая детей?

«У нас с мужем, - пишет одна мама, - разные взгляды на воспитание, из-за чего мы часто ругаемся. Говорю, например, дочке: Ты почему уроки до сих пор не сделала?», а он: «Дай ребёнку спокойно поесть». И так почти во всём: что я запрещаю, то он разрешает. Получается, что я для ребёнка как злой полицейский, а он - добрый. Убеждала, что родители должны быть заодно - бесполезно», - жалуется мама.
Впрочем, бывает и наоборот. «Сердитым полицейским» в семье становится папа, а мама всегда готова дитя утешать и прощать.
В обоих случаях результат одинаков: из «хорошего полицейского» дети будет верёвки вить, сторониться «плохого». И усвоив слабинки каждого, научится манипулировать. И тем, и другим.
Что делать?
В первую очередь - разобраться, что провоцирует разногласие.
Обычно называют такие причины: разный жизненный опыт, инфантильность одного из супругов, характеры разные. Но сколько на свете семей, где подобная разность не мешает найти общий язык!
Думаю, основная причина - напряжённое отношение между супругами. Откуда оно происходит? Понять поможет это маленький тест.

Как папа становится «полицейским»
Надо сказать, что «полицейским» (неважно - добрым или сердитым) муж может стать с подачи жены. (Впрочем, как и жена - с подачи супруга)

Мамы, проверьте себя! Вы часто…
- одобряете мужа?
- с мужем советуетесь?
- его поправляете («надо так», «дай покажу»)?
- делаете ему замечания при ребёнке?
- вмешиваетесь, когда папа играет с детьми?
- говорите «должен», «обязан», «не прав»
- даёте советы - как надо делать правильно?
- склонны к обобщениям при обсуждении спорных вопросов? («ты всегда», «каждый раз», «я тебе говорила»)
Если на первый и второй вопросы вы ответили «нет» и «да» на все остальное - увы, стать «полицейским» вынуждаете мужа вы. А сами вы - нет, даже не полицейский, а следователь или судья.
Проще сказать, один из супругов стремится быть непререкаемым авторитетом, а другой - всеми силами тщится доказать свою родительскую состоятельность. И потому - то рьяно противоречит, то пускает всё на самотёк.

Единым фронтом не всегда хорошо
Казалось бы, хорошо, когда родители придерживаются единых взглядов на воспитание. Но… только представьте что чувствует ребенок, которого оба родителя хором отчитывают за какой-то проступок, оба суровы (и т.д. и т.п.)
Если такое случается часто, ребёнок сочтёт, что все против него! Все - не любят!
Если же ругает/наказывает один из родителей (а другой держит нейтралитет), после полученного нагоняя сын/дочь сможет обратиться к другому и тот… нет, не одобрит, и штрафные санкции не отменит, но (!) искренне посочувствует - т.е. присоединится к чувства его: «Я понимаю, как тебе плохо (стыдно, горько, неприятно) сейчас, но что делать, как аукнется, так и откликнется». И таким со-чувствующим пониманием покажет, что да, поступок плохой, но сам ребёнок - хороший, и все по-прежнему любят его. И тем поддержат то лучшее, что есть в человеке.
Именно сочувствующему родителю («доброму полицейскому») проще вызвать ребёнка на откровенность, а также помочь разобраться, в чём суть ошибки и как исправить её.

Как быть, когда папа с мамой имеют разные взгляды на воспитание?
Договариваться.
Мы же довольно легко договариваемся по многим вопросам (какие купить обои к ремонту, куда поехать в отпуск), где-то идём на уступки, в чём-то ищем - находим компромиссное решение. Так и тут..
1) первое, о чём стоит договориться - не выяснять отношений при детях
2) поделите обязанности и ответственность. И в тех ситуации, за которые один из родителей взял ответственность на себя, другой не вмешивается и не навязывает мнения своего
3) когда один из супругов поступает не так, как вы считаете правильным - не делайте замечания, а запишите его, чтобы потом обсудить;
4) раз в неделю устраивайте «круглый стол для мирных переговоров», делитесь мнением, обсуждайте различные ситуации,
5) уступайте друг другу, стараясь найти компромисс
6) поддерживайте и одобряйте. Каждый имеет право на своё мнение, с ним можно не соглашаться, но уважать.
И будет всё хорошо.

© Нина Некрасова

Папа и мама для маленького ребенка творят весь мир. Они формируют для него систему ценностей и предубеждений. Родители - это также зеркало, в которое смотрит ребенок.

Ведь до определенного возраста ребенок создает мнение о себе исключительно со слов родителей. Дети нас любят, нам доверяют, нас копируют. И, вообще, до определенного возраста дети «боготворят» родителей.

Но мы, взрослые, полностью осознаем свою исключительную роль в жизни наших чад? И всегда чувствуем ответственность за создание мира для наших детей?

Многие родители пользуются своей безграничной властью над детьми. Дети вырастают, и тогда во взрослой жизни встречаем сотрудников, которые в свои 35 лет не могут принять ни одного самостоятельного решения, постоянно советуются с мамой по вопросам типа "Какого цвета рубашку или платье одеть сегодня".

Многие взрослые люди катастрофически боятся общения с людьми. Поскольку в родительской семье они в свой адрес слышали только критику и осуждение.

Я не говорю, что родители определяют нашу судьбу, но от опыта общения с ними очень и очень многое зависит в жизни.

Есть наглядная былина на эту тему. «У мамы было два сына. Она их воспитывала и часто бросала фразу: «Все равно будете в психбольнице» Когда ребята выросли, то и в самом деле попали в психушку. Один сын - в качестве пациента, а другой там работал врачом». Такой может быть сила родительских слов, которые мы ненароком раздаем нашим детям.

Часто родители не знают как себя вести, не могут найти свою роль в воспитании, потому что не понимают: что происходит в психике, в душе ребенка? Давайте попробуем по шагам проанализировать роль мамы и папы в жизни наших детей.

Как все устроено?

Известно, что когда появляется на свет ребенок, то он наследует не только биологические показатели, но и психологические сценарии, установки и страхи от своих родителей. На этот процесс мы не очень можем повлиять. Но на процесс роста, воспитание ребенка - можем.

Мы знаем, что на физиологическом уровне нужно обеспечивать потребности младенца в пище, тепле. Так вот, на уровне психологическом - это потребности в любви, ласке, нежности, уважении.

Хочется уже забыть распространенный миф о младенцах: «Не берите ребенка часто на руки, потому что разбалуешь». Это ошибочное утверждение. Было проведено очень масштабное исследование под руководством психолога Рене Шпица, которое выяснило: отсутствие любви - является причиной болезненности и высокой смертности среди детей. (Наблюдение проводились за младенцами в детских домах и приютах, где они находились в благоприятных с точки зрения гигиены и питания условиях, но не получали достаточно эмоциональной заботы со стороны персонала).

На эмоциональном уровне родители должны безусловно любить свою кроху и оба должны помочь ребенку пережить свое психологическое рождение - отделение от них. Это происходит примерно в 2,5-3,5 года, когда ребенок сформировала свое "Я" и уже осознает себя отдельной личностью. Это сверхважно.

Среди родителей часто бытует мнение (особенно среди мужчин), что воспитание можно отложить на потом, где-то на школьный возраст. Но это ошибочное представление. До 3-х лет ребенок формирует стержень, фундамент своей личности. Много информации усваивается им на глубинном бессознательном уровне.

В старшем возрасте преобладает уже сознательное восприятие. Поэтому, лучше сразу помогать ребенку строить надежный дом личности, чем потом разрушать его и пытаться бесполезно перестроить, если вас что-то не устраивает.

Роль родителей в течение первых 3-х лет. Первый период - от рождения

В период от рождения до овладения хождением на первый план выходит роль мамы, которая, в идеале, дарит безусловную любовь и кормит грудью.

Каждому ребенку важно пережить симбиоз (единство) с мамой. Существует естественная потребность мамы и младенца в глубокой гармоничной связи. И чем сильнее эта связь (привязанность), тем больше вероятность, что ребенок успешно завершит стадию отделения от мамы и станет независимой отдельной личностью.

В общем, как мама так и папа помогают ребенку на первом году жизни установить базовое доверие или недоверие к миру. Это происходит из-за ежедневного ответа родителей на детские нужды. На этом этапе ребенку нужен эмоциональная и духовная связь с родителями. Малыш должен чувствовать, что его любят просто за то, что он есть.

Малыши нуждаются в много любящих прикосновений, контакта глазами, колыбельных песен и разговоров с любовью в голосе. Опыт показывает, что мужчинам, которые присутствовали на партнерских родах и принимали активное участие в заботе над младенцем, легче установить и поддерживать с ребенком близкие дружеские отношения.

После того, как малыш становится на ножки, он начинает физически удаляться от мамы. Однако, на эмоциональном уровне юный исследователь теперь очень нуждается в поддержке его первых достижений.

Папы можно назначить ответственным за создание безопасного развивающей среды для ребенка: убрать все ценные и опасные вещи, а вещи-игрушки - сделать интересными и доступными.

Важно, чтобы ребенка постоянно не останавливали словами "Это опасно! Не трогай! "Ребенок активно завоевывает, осваивает. Поэтому старайтесь чаще положительно оценивать старания ребенка. Не критикуйте малыша за чрезмерную активность. Запреты старайтесь сделать их очень конкретными (плита, утюг, огонь).

Второй год жизни малыша


В период 1,5-2 года происходит ранний этап эмоционального отделения от мамы. В этом возрасте актуализируется фигура папы-друга и утешителя. Ребенок начинает себя осознавать отдельной личностью со своими желаниями.

Ему от этого и страшно, и радостно. Поэтому у малышей могут случаться истерики. Он ищет подтверждения у родителей, что с ним все хорошо. Ваша кровиночка требует понимания, теплых объятий и принятие своего взросления.

Ребенок продолжает движение вперед, если уже насытился безусловной любовью и создал позитивный внутренний образ мамы. Мамочка должна давать ребенку сигнал, что она ее так же любит и положительно воспринимает его взросления. (Не все мамы здесь дают зеленый свет. Некоторые впадают в гиперопеки и продолжают длительное время относиться к ребенку как к младенцу. Иногда это удобно маме, хотя редко из мам кто себе в этом признается).

В этом процессе очень важна роль отца. Если отец был физически и эмоционально присутствует в моменты, когда мамы не было рядом, то ребенку легче отделиться. Мама также должна посылать ребенку сигнал, что «папе можно доверять», что важны доверительные отношения между супругами.

Присутствие отца и его включенность в процесс воспитания особенно важна для мальчиков. Поскольку ребятам по своей природе нужно разрушить идентичность с мамой, и развить вместе здоровую мужскую самоидентификацию.

Кризис трех лет

В 2-3,5 ребенок пытается освоить самообслуживания (еда, одевание, гигиенические навыки), и это очень хорошо. Следует поддерживать ее стремления и стимулировать движение к автономии от родителей. Так формируется уверено здоровая личность вашего ребенка.

Как маме, так и папе следует начинать доверять ребенку заботу за себя. Не критиковать его, не ругать за "погрешности", а быть терпеливыми и выдержанными.

Здесь важна постепенность и вера в ребенка. Не ждите, что сразу все будет идеально не нагружайте ребенка много. Идите за ребенком.

Любимыми словами вашего чада в этом возрасте станут "Я сам!", "Нет", "Я хочу". Ребенку становится очень важным, чтобы мама и папа начали воспринимать его всерьез, чтобы его чувства уважали.

Это нормальные нарциссические потребности ребенка. Если они удовлетворяются, то ребенок это перерастет и сформирует здоровую самооценку.

Этот возраст - это самое тяжелое время для родителей. Кризис трех лет, как правило, сопровождается детскими истериками, протестами, гневом. Здесь нужна только спокойная реакция на любые агрессивные импульсы, разрешение на переживания конфликтных чувств вместо запугивания и угроз.

Очень важна единомыслие обоих родителей. Это нелегко, но попробуйте в своем маленьком разбушевавшемся ребенке видеть букашку, пробивающуюся к своему месту под солнцем это, заслуживает уважения.

Родителям, что в свое время сами не прожили эти периоды в своем детстве, будет сложнее справиться со своими ролями.

Возраст ребенка от 3-х до 6-ти лет

В течение 3-6 лет у ребенка наступает период поло-ролевой идентификации. Для детей становятся важным вопрос: кто я? девочка? мальчик?

Ребенок под влиянием своих собственных наблюдений и замечаний взрослых начинает понимать, каким должно быть поведение девочек, мальчиков. Какова их роль? Это - половое становления маленькой личности. В этот период часто мальчики говорят мамам, когда вырастут и женятся на них. А девочки мечтают о папе-принце. Это нормально. Роли родителей очень интересные в этом периоде.

Папа в это время для своей дочери формирует образ будущего мужа и помогает ребенку выработать модели взаимодействия с мужчинами. В этот период ребенок разрабатывает, по сути, основы сценария своей будущей жизни и супружеской, в частности.

Тоже самое и у мальчика. На маму проектируется роль будущей жены. Обоим родителям стоит положительно включиться в эту "игру". Папам стоит замечать красоту своих дочерей, подмечать заботливые черты их характера, отсекать манипулирования и негативные проявления.

Надо сказать, что девочка в семье бессознательно будет стремиться быть похожей на свою маму (присутствует идентичность с мамой). Поэтому девочке нужно иметь перед собой живой положительный пример. Модели поведения детей, ценности черпаются из семьи.

У мальчиков первичное уподобление мамы должно заменить идентификация с папой. Ему через общение с папой и другими мужчинами нужно сформировать мужество. Жена должна поддерживать положительное и уважительное отношение к своему мужу, отцу и способствовать этому процессу.

В противном случае у мальчика может сформироваться обесценивание родительской и мужской роли. Ему труднее стать Настоящим мужчиной. Мама должна верить в своего маленького мужчину (сына) и давать ему пространство для самостоятельных поступков.

Школьный возраст ребенка

В старшем возрасте воспитание продолжается, но фокус внимания детей существенно перемещается на социум. Стержневые основы формируются вокруг этих вопросов.

Если коротко подытожить, то можно сказать словами народной поговорки: "воспитывай сына так, будто он должен жениться на твоей дочери, а дочь - так, чтобы она была замечательной женой твоему сыну".

Эти слова, конечно, не об инцесте, а о сути истинного воспитания, где есть место ролям мамы и папы. Главное, не путать родительский эгоизм (воспитание ребенка для себя и своих амбиций) с искренним желанием ребенку счастье.

Это будет проявляться со временем в способности ребенка самостоятельно и мудро вершить свою судьбу и в будущем создать свою гармоничную семью.

Мой подход к подготовке ребенка ко сну отличается кардинально. С самого раннего возраста (начиная с 1 месяца) я брал ребенка на руки, и мы ходили смотреть на птичек, собачек, цветочки и машины, трогали кору деревьев, камешки и траву, слушали жужжание пчел и пение птиц. Ребенок получал информацию по всем каналам восприятия («смотрели», «трогали», «слушали») и, конечно, скоро перегружался этой информацией, «клевал носом», засыпал. После этого я укладывал его в коляску или кроватку.

Как специалист по укачиванию ребенка, поделюсь своим главным секретом: если ребенок засыпает в вертикальном положении — это знак того, что он получил достаточное количество информации и ему есть, что перерабатывать во время сна.

Как мужчины относятся к здоровью ребенка

Кому-то может показаться, что мужчины относятся к заботе о здоровье ребенка легкомысленно, но это далеко не так.

Представьте, что ребенок долго сидит в прохладном пруду, а папа доволен, так как ему самому не хочется выходить из воды. А как реагирует мама? Она возмущена:

Выходите немедленно, а то простудитесь!

Это же просто какая-то вредительская установка: выйдем и точно простудимся.

Наш организм, получая удовольствие, прекрасно понимает, что заболей мы завтра, все развлечения закончатся! И тогда начинают работать естественные защитные механизмы, развивается иммунитет, закаляется тело. Ребенку очень хочется плескаться в воде, наблюдать за мальками и бросать камушки. А это можно делать только тогда, когда ты здоров.

Источник фото: pixabay.com

Мужчина превращает реальность в развивающую среду

Женщина очень часто стремится прислушаться к советам и рекомендациям и поэтому для развития ребенка использует готовые игрушки и различные дидактические пособия. Мужчина же, напротив, развивает малыша при помощи реальных объектов и сюжетов, превращая окружающую действительность в развивающую среду.

Он дает в руки ребенку различные инструменты, знакомит с техникой. Даже обычный прием пищи можно наполнить развивающим эффектом. Для развития мелкой моторики необходимо задействовать пальцы в процессе манипулирования мелкими предметами. Я использовал простое упражнение в игре с сыном, которому не исполнилось еще и шести месяцев. Резал мелкими кусочками фрукты.

Сначала это были кубики со сторонами 1 см, со временем их размер уменьшался. Вкусные кубики я рассыпал на столе, и малыш вынужден был брать их пальчиками.

При этом, сам того не осознавая, ребенок использовал правильный захват (щипковый и пинцетный), а это уже — подготовка руки к письму. Рановато?

Но ведь еще В.Сухомлинский писал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня нейропсихологами уже доказан тот факт, что на развитие речи прямое влияние оказывают мелкие движения пальцев рук (говорить начинают дети в тот момент, когда им удается совершать изолированные движения пальцами).

По мере взросления ребенка я стал учить его застегивать пуговицы (кстати, важный навык самообслуживания). Занятие не из приятных, особенно когда не получается, а не получается поначалу всегда. В борьбе со скукой мы превратили обучение в игру.


Источник фото: n1s1.parents.ru

Сначала осваивали крупные пуговицы на старом пальто. Чтобы было интереснее, на пуговицы наклеили кружочки из картона и нарисовали на них глазки, ротик. Получились смешные мордашки. Веселые человечки могут спрятаться, выглянуть на улицу одним глазом и, наконец, высунуть голову в окошко, подставить улыбающееся личико ласковым лучам весеннего солнышка.

Давайте посмотрим на все по-новому!

При осмысленном подходе мощнейшей развивающей средой становится не только любой предмет или деятельность, но и любая территория, например обочина дороги!

Автомобили такие разные, динамичные. Они отлично помогают взрослому развивать ребенка: «Смотри, вон красная машина поехала, а эта — белая» (различение цветов); «Легковая машина маленькая, а грузовая — большая» (величина предметов); «Справа едет автобус, а слева — пожарная машина» (ориентация в пространстве);«Давай посчитаем машины» и т. п.

А чего стоят наши еженедельные прогулки в лес, которые мы начали с 1,5-месячного возраста! В лесу все по-настоящему.


Источник фото: pixabay.com

К сожалению мы, взрослые, часто проходим мимо удивительных вещей, которые кажутся нам привычными. Ребенок же удивляется очень многому, так как видит это впервые в жизни!

Обучая ребенка простейшим навыкам, мы и сами можем поучиться сложнейшей и уникальной способности — видеть обыденные вещи и явления с непривычной точки зрения, как будто первый раз в жизни. Это умение помогает решать не только познавательные задачи, но и психологические проблемы, а потому его нужно развивать, беря пример с малышей.

Папы — за общение с электроникой !

С самого раннего возраста папы вовлекают ребенка в процесс общения с электроникой. Вернее, малыш сам тянется к телефону, пультам дистанционного управления, компьютеру, и отцы им в этом не препятствуют.

К сожалению, мамы часто видят в этом потакание прихотям малыша. Дети, стремясь к технике, действуют интуитивно верно.

Психологи выявили следующую закономерность: человек осваивает технические системы тем успешнее и быстрее, чем раньше начинает это делать.

Например, в семье появляется компьютер. До этого все члены семьи обладали нулевыми навыками пользователя. Загляните в эту семью через год и сравните успехи 10-летнего сына и его 35-летних родителей.

Развивающий потенциал мобильного телефона

Все электронные устройства «заряжены» развивающим потенциалом, так как работают по принципу заложенных в них алгоритмов. Постигая их, ребенок учится мыслить логически. Мышление — процесс нахождения связей и отношений между предметами и явлениями окружающей действительности .

Электронные устройства как будто созданы для того, чтобы изучать причинно-следственные связи. Прекрасным развивающим устройством является мобильный телефон. Изменяя громкость звонка, познакомьте малыша со словами «громко», «тихо». С целью развития речи можно связаться с автоответчиком сервисной службы и дать ребенку вдоволь наговориться с «электронной тетей».

Телефон хорошо, а фотоаппарат лучше. Особенно цифровой. Вот где моментально можно увидеть, как действия приводят к результату, сравнить фотоизображение с реальностью, а через некоторое время снова просмотреть и сопоставить с образом из зрительной памяти. Ну, а уж когда ребенок просматривает собственные изображения на фотографиях или видео, бурными темпами формируется его «Я-концепция» (механизмы самоидентификации, самопознания и самовыражения). Все это напрямую связано с развитием личности ребенка.

Стресс и страх необходимы!

Не менее важным аспектом развития личности малыша является эмоциональное развитие в целом и эмоционального интеллекта в частности. Эти факторы способствуют успеху в школьном обучении и самореализации во взрослой жизни. Недаром диагностика школьной готовности включает в себя исследование трех параметров — интеллектуальная, эмоциональная и личностная готовность.


Источник фото: pixabay.com

Бесспорно, мамы уделяют развитию эмоциональности ребенка большое внимание. Но, в отличие от отцов, они часто недооценивают позитивное влияние стресса на развитие детской эмоциональности.

Да, именно стресса, ведь способность противостоять стрессовым факторам природно обусловлена и необходима человеку. Не менее важен в нашей жизни и страх, в разумных пределах, конечно. Умение вовремя и адекватно отреагировать на отрицательные эмоции — важный навык, который необходимо формировать для развития эмоциональной устойчивости ребенка.

В арсенале родителя обязательно должны быть игры, в ходе которых ребенку необходимо (да и хочется) прятаться, убегать, отражать нападение. Эти игры возвращают в добрые времена мамонтов и саблезубых тигров, во времена, когда человек умел использовать стресс «по назначению».

Тогда стресс не угнетал его сознание, а помогал выжить и почувствовать себя победителем.


Источник фото: pixabay.com

Времена изменились, а физиология человека осталась прежней. Ребенку необходимо переживание сильных эмоций, как отрицательных, так и положительных. Лучший способ создать и пережить их — это игра.

Ну а кто, как не мужчина, может придумать для ребенка игру под названием «Каменный век отдыхает!»

Инстинкт собирательства — в основе игры

Инстинкт собирательства, охоты глубоко заложен в бессознательном человека. Родители могут применять различные игры, цель которых — поиск предметов и их свойств.

Одну из таких игр я веду уже около полутора лет. Игра не имеет названия, но она очень нравится моему сыну, а потому живет долго, развивается, и я думаю, продолжит трансформироваться при решении новых обучающих задач. Начиналось все, когда сыну еще не исполнилось семи месяцев.

Мы прятали под подушку и находили любимую игрушку — мишку. Это было знакомство со словами «прятать» и «находить», которые я громко и с интонацией проговаривал. К девяти месяцам игра модернизировалась. Мишка стал прятаться в комнате, но с обязательным условием (это важно!) — он должен был быть виден. Я сажал мишку на видное место в комнате, а потом входил туда с сыном на руках. Его задача была найти медвежонка глазами. Малыш крутил головой и очень радовался, когда находил игрушку.

Мишка со временем становился хитрее, выбирая места не столь очевидные (на полу, прямо у входа в комнату, на люстре, на цветочной подставке).

Задача постепенно усложнялась: мишка «прятался» за тюль на подоконнике (ограниченная видимость), только одна голова выглядывала из-за какого-нибудь предмета (частичная видимость). Убегал в смежную комнату, и, несмотря на то, что игрушка была хорошо видна, ребенку необходимо было расширить психологические границы и направить внимание за пределы изначально заданной территории поиска, то есть преодолеть уже сложившиеся стереотипы восприятия. При таком витке событий игра стала приобретать ценность как инструмент развития не только восприятия, внимания и произвольности, но и как средство формирования психологической гибкости ребенка.


Источник фото: mamaplus.md

Затем игра развивалась по пути уменьшения размеров объектов поиска и использования не совсем обычных мест размещения предметов в пространстве. Моя фантазия иссякала, но наступила осень, и наша игра перенеслась на просторы лесов. Мы с сыном и дочерью превратились в грибников. Ярославу было 1,5 года. Иногда я первым замечал гриб и демонстративно пытался пройти мимо. Но не тут-то было. Сынишка останавливал меня криком: «Папа, гиб!» Теперь эта игра развивала не только познавательные процессы ребенка, но и его самооценку. (Правда, по мнению психологов, формирование «Я-концепции», а следовательно, и самооценки как ее составляющей начинается только к 3 годам).

Папа — лучший друг!

Спонтанность — одно из важнейших отличий мужского подхода к игре с ребенком. Почему мужчины редко планируют развитие игры, а чаще следуют ходу развития событий и желаниям своим и ребенка?

Да потому, что мужчина в игре сам становится ребенком. Причем чем он старше, тем лучше у него это получается. Он проникается духом игры, увлекается, получая не только удовольствие от процесса, но и пользу. Эта спонтанность, искренняя увлеченность процессом и стремление перейти из ведущего игры в ее участника делает мужчину лучшим другом ребенка.

Ну а мама, тем временем, всегда остается мамой. Любящей, опекающей, доброй, самой лучшей мамой на свете!

Вам есть, что рассказать о своем отце?.

Игорь Губарев ,
практикующий психолог, отец двоих детей

Поделиться: