Развивающие и не затратные способы для занятия с малышом.

Досуг двухлетнего малыша существенно отличается от годовалого, что неудивительно. Кроха становится вдвое активнее, любознательнее, сообразительнее. Задача мамочки: не упустить время и максимально полно загрузить чадо упражнениями на развитие мелкой моторики, творческого мышления, речи, слуха, чувства ритма, памяти, наблюдательности, внимания, логики.

В 2 года дети стремятся все делать самостоятельно, из их уст постоянно звучит фраза: «Я сам». Родителям ни в коем случае нельзя отбивать охоту браться за все самому. Важно при этом запастись терпением и неустанно ждать, пока ребенок будет неумело возиться с застежками, пуговичками, шнурками. Рекомендуется постоянно нахваливать его, поощрять, независимо от конечного результата действий.

Психологи настаивают на том, что уже в двухлетнем возрасте следует видеть в ребенке личность, показывать ему, что он уже взрослый, вполне сознательный человек. Для этого чаще нужно садиться на корточки, чтобы глаза находились на одной с ним высоте от пола, а не смотреть свысока, снисходительно раздавая похвалу.

Упражнения по развитию речи, мелкой моторики

Взаимосвязь речевого аппарата и моторики пальчиков давно доказана известными медиками, педагогами. Чем больше ребенок выполняет движений пальчиками рук, тем больше он провоцирует к развитию отделы головного мозга, отвечающие за речь. Для малыша одинаково важно научиться координировать движения рук и проговаривать свои действия вслух. Идеальными занятиями по развитию мелкой моторики и речи считаются:

  1. Основными упражнениями, как и , остаются пальчиковые игры . Разгибая, загибая пальцы, повторяя при этом стишки, присказки, потешки, ребенок учится управлять телом, запоминать фразы.
  2. С помощью массажа мамочка разогревает ручки, учит правильно держать пальчики. Сами прикосновения тоже важны - в них присутствуют элементы нежности, ласки, необходимые для того, чтобы кроха чувствовал себя любимым, защищенным.
  3. сортировкой мелких предметов , увлечь непоседу можно надолго. В два годика он с удовольствием сосредотачивается на перебирании круп, макарон, бусинок, камешков. При этом не стоит оставлять чадо наедине, чтобы он не наелся предметов, с которыми играет. Одно дело, если это будет рис, и совсем другое - если в организм попадут несъедобные предметы.
  4. В 2 года важно дать в руки разные материалы, отличающиеся на ощупь . Малыш должен учиться различать: мех, бархат, шелк, бумагу, фольгу, деревянные палочки (карандаши), резиновые мячики, пластилин. Когда он трогает их, произносите вслух свойства материалов, название для запоминания.
  5. Если вы решили занять лепкой из пластилина, предварительно разогрейте его, подготовьте трафареты. Начинать лепку лучше с простых фигур (треугольник, круг, квадрат), со временем добавляя новые элементы.
  6. Пирамидки, кубики, кольца позволят познакомиться с цветами. Первые конструкции должен складывать с ребенком взрослый. При этом рекомендуется произносить вслух название цвета предмета, который кроха держит в руках. Для малыша в 2 года лучше подобрать насыщенные, яркие тона игрушек.

Во что поиграть?

Важное значение имеет и физическое развитие. Игры с мячом, кеглями, водой смогут занять внимание на некоторое время. Кроме того, дети обожают прятки. Обязательно назовите предмет, покажите его и спрячьте в комнате на видном месте. Затем попросите найти нужную вещь.

Мяч и кегли лучше использовать на улице. Если кеглей нет, можно нарисовать на асфальте ровные или кривые линии и попросить пройти по ним.

Очень полезны игры под музыку, учите ребенка двигаться ритмично, повторять за вами простые физические упражнения (наклоны, приседания, махи руками, ногами, прыжки).

Маленьким детям нравится выполнять «взрослые» дела: вытирать пыль, мыть посуду, подметать, пылесосить, стирать, складывать в стиральную машину вещи (игрушки). Никогда не запрещайте малышу браться за них - пусть он делает это по своему усмотрению. Результат в этом возрасте не важен, куда важнее привить желание брать на себя домашние обязанности.

Уборку игрушек тоже можно организовать в виде игры. Возьмите в руки лукошко и дайте такое же малышу. Попросите помочь вам собрать «урожай» в комнате. Кладите по одной или несколько игрушек в лукошко и относите их на место.

Чтение, познание окружающего мира

Первые книжки должны читать и комментировать взрослые. Если взгляд ребенка привлекла какая-либо картинка, надо подробнее на ней остановиться. Обязательно анализируйте происходящее в сказке, артистично обыгрывайте героев. Малыши хорошо воспринимают кукол, которые надеваются на руку. Они с удовольствием с ними общаются, берутся сами выступать от их имени. После прочтения книжек, показывайте рисунки и просите называть героев, описывать их качества.

Важно: не игнорируйте ребенка и не оставляйте играть самостоятельно.

Это может привести к развитию замкнутости, некоммуникабельности. Старайтесь придумать новые, найти забытые игры, чтобы непоседе никогда не было скучно.

Детки в 2 года обычно непоседливы и подвижны. Они открыты для исследования окружающей среды. Их нельзя оставлять без присмотра, чтобы не подвергать опасности. Мамам иногда приходится размышлять, чем можно занять ребенка в 2 года. Малыши в этом возрасте не могут долго удерживать внимание на одном виде деятельности. Они быстро устают и им необходимо переключиться на что-то другое. Потому в запасе у родителей должен быть солидный перечень занятий, которые они могут предложить своим крохам.

Чем занять 2-летнего ребенка дома?

Поток энергии крохи можно направить на развитие творческого потенциала. Малыши обычно с удовольствием рисуют. Стоит предложить крохе бумагу, а также карандаши или фломастеры. Можно дать ребенку трафареты, при помощи которых он сможет самостоятельно делать простенькие изображения. Если родители боятся сильных загрязнений в результате самостоятельного рисования малышей, то отличной идеей будет установить магнитную доску.

Можно приобрести наборы разных наклеек. Дети способы провести за игрой с ними некоторое время.

На холодильнике можно разместить магниты с изображением овощей, фруктов, животных. Малыши смогут рассматривать их и играться, пока мама готовит обед.

Некоторые мамы не знают, какими играми занять ребенка в 2 года на время приготовления пищи. Обычно дети с удовольствием наблюдают за тем, что происходит на кухне. Малыш может готовить еду из игрушечных продуктов. Также можно предложить ему какие-то крупы, макароны, которые кроха сможет пересыпать, помешивать. Делать это можно руками или ложкой. На некоторое время малыша увлечет процесс кормления игрушек. Пусть он предложит им попробовать свою стряпню и угостит каждую из ложечки. Если мама даст ребенку коробочки разного размера, то он сможет складывать их одна в другую. Многие дети с удовольствием рассматривают кастрюли, пластиковые судки, подбирают к ним крышки по размеру. Эти занятия не только увлекают ребенка, но и помогают его развитию.

Также стоит рассмотреть, чем занять гиперактивного ребенка в 2 года. Ведь такие дети особенно непоседливы и постоянно подвергают себя опасности. Организовать время с малышом можно, предложив ему какую-либо ролевую игру. Причем стоит помнить, что ребенку должны доставаться как пассивные, так и активные роли. В первое время игра не должна требовать соблюдения многочисленных правил. Также малышу можно предлагать и спокойные задания (лепка, рисование). Они помогут развить усидчивость. Важно поощрять кроху за занятие видом деятельности, который требует концентрации внимания.

Занятия для детей в транспорте

Отправляясь в поездку, родителям предстоит решить, чем занять ребенка 2 года в машине, в поезде, в Если малыш будет занят интересными делами, то он не будет капризничать и проявлять недовольство.

Современные технологии позволяют организовать просмотр кинофильма практически в любом виде транспорта. Потому малышу можно предложить посмотреть любимый мультфильм. В автомобиле можно организовать прослушивание аудиосказок, веселых детских песен. К тому же их прослушивание совершенствует слуховое восприятие информации.

В поездку с ребенком нужно обязательно взять следующие вещи, которые помогут организовать его досуг:

В возрасте двух с половиной лет развитие малыша, как физическое, так и психическое, снова делает огромный шаг вперед. Теперь характер крохи уже практически сформировался. Малыш любит ролевые игры и книги. Многие из деток 2,5 лет собираются пойти в детский сад, а кто-то уже посещает это учреждение. Какими умениями обладает малыш к этому возрасту и как заниматься с ребенком, чтобы стимулировать его дальнейшее развитие?


С ребенком в 2,5 года можно поиграть во множество игр

Особенности возраста

  • Физическая активность карапуза продолжает повышаться. Из-за этого некоторые дети 2,5 лет перестают спать в дневное время, хотя педиатры советуют оставить дневной сон в режиме дня малыша-дошкольника минимум до 5 лет.
  • Близится новый кризис развития (трех лет), поэтому родителям важно отыскать баланс между запретами и разрешениями. На ребенка нельзя давить, но и допускать вседозволенности тоже не следует.
  • Гамма эмоций ребенка расширяется. У ребенка уже есть тонкие и весьма сложные эмоциональные реакции, например, тоска, сочувствие, опасение, зависть или нежность. Ребенок уже может сопереживать. Кроха по-прежнему привязан к маме, но расставание обычно происходит без слез. Когда у малыша что-то получается и он получает похвалу, это очень радует кроху. Услышав в свой адрес неодобрение, ребенок огорчается.
  • Игры, которыми интересуется малыш, постепенно усложняются. Особенно это относится к ролевым играм, в которых кроха может менять роль по очереди.
  • В речи малыша 2,5 лет уже присутствуют все части речи. Кроме того, ребенок научился контролировать силу голоса. Если раньше карапузу было больше интересно «куда» и «где», то теперь самым частым вопросом становится «почему».


Ребенок нуждается в играх как со взрослыми, так и с детьми

Сделайте вместе с крохой открытку для бабушки по методике «Маленький Леонардо». В следующем видео занятие показывает эксперт по интеллектуальному развитию Теплякова О. Н.

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Рост и вес

Если сравнить с показателями в 2 года, то ребенок прибавляет примерно 1100-1200 г и вырастает на 5 см. Средние показатели физического развития, а также границы нормы этих показателей мы представили в таблице:

Настало время выучить с ребенком основные цвета. Поможет в этом вам следующее видео педагога дошкольного образования Анны Веденеевой.

Что малыш должен уметь?

Большинство деток в 2,5 года умеет:

  • Ходить в быстром темпе и бегать.
  • Спускаться и подниматься по лестнице.
  • Перешагивать через препятствие.
  • Ходить, приподнявшись на носки.
  • Прыгать на двух ногах.
  • Самостоятельно есть, а также пить из чашки.
  • Умываться и чистить зубы, а также самостоятельно причесываться.
  • Надевать без помощи простые вещи, а также обувь, у которой несложная застежка.
  • Понимать шутки.
  • Подражать взрослым в домашних делах.
  • В играх подражать роли своего пола.
  • Участвовать в разговоре.
  • Говорить простыми предложениями, включающими два-три слова.
  • Рисовать карандашами и красками.
  • Складывать кубики и играть с конструктором.
  • Собирать простые (из 2-4 деталей) пазлы.
  • Играть с мячом – бросать его двумя руками, перебрасывать через препятствие, а также ловить двумя руками.
  • Ориентироваться в 3-4 цветах, а также в 4-6 геометрических формах.
  • Контролировать физиологические потребности.


Кинетический песок будет способствовать развитию моторики крохи и займет ребенка при невозможности сходить в песочницу

Занятия

  1. Учите ребенка не только подпрыгивать на одном месте, но и прыгать вперед, отталкиваясь обеими ногами. Также для физического развития рекомендуются игры с мячом.
  2. Предлагайте крохе собирать картинки и пазлы, у которых есть 3-4 детали. Также можно собирать квадрат Никитина.
  3. Играйте с конструктором, предлагая малышу не только строить произвольно, но и ориентироваться на чертеж.
  4. Рассматривайте с ребенком разные картинки и обсуждайте их. Предлагайте отыскать на них ошибки (используйте для этого пособия).
  5. Для музыкального развития крохи включайте ребенку разнообразные мелодии, вместе слушайте звуки разных инструментов, а также обращайте внимание малыша на звуки вокруг него (чирикание птички, шум транспорта, звук воды в ванной, шуршание листьев от ветра). Если ребенку нравятся детские песни, предложите ему угадывать напетую мамой знакомую мелодию.
  6. Занимайтесь с ребенком рисованием. Для этого используйте карандаши, краски, мелки, фломастеры, а также рисуйте палочкой по снегу или песку во время прогулок. Малышам 2,5 лет по-прежнему нравятся пальчиковые краски. Также уже можно предложить малышу раскрашивать картинки.
  7. Много общайтесь с ребенком, чтобы его словарный запас постоянно расширялся. Стройте с малюткой диалоги, отвечайте на вопросы карапуза и задавайте свои.
  8. Лепите с крохой из пластилина либо из соленого теста, а также делайте разнообразные аппликации.
  9. Изучайте с малышом понятия мало-много, ниже-выше, справа-слева.
  10. Сортируйте с ребенком разные предметы, взяв за основу цвет, тип, величину или другую характеристику.
  11. Загадывайте ребенку несложные загадки, например, описывайте животное и предлагайте его отгадать.
  12. Предлагайте крохе поиграть с кубиками, прищепками, водой, рамками-вкладышами, мозаикой, шнуровкой.
  13. Предложите крохе отгадать предмет на ощупь.
  14. Рассматривайте с малышом карточки Домана и пользуйтесь для развивающих занятий другими пособиями.
  15. Для развития памяти карапуза прячьте игрушки и находите их, предлагайте ребенку принести вам предмет по памяти, обсуждайте события, которые недавно произошли.
  16. На прогулке, а также с помощью книг и видео изучайте с ребенком окружающий мир – животных, транспорт, явления природы, насекомых, продукты питания, цветы и многое другое.


Больше занимайтесь с ребенком над более слабыми областями развития

Вот и прошел тот день, когда вместе с малышом вы задули две свечи на его именинном торте. Это уже не тот беспомощный комочек, который вы увидели в момент рождения. Ваш ребенок вырос, многому научился, произошло его эмоциональное, психологическое и физическое развитие. Чего же он успел достичь? Во-первых, значительно обогатился его лексикон. Он узнал 100-200 новых слов. Ребенок может общаться простыми предложениями, употребляя прилагательные (обычно к 2,5 годам и позже).

Малыш эмоционально уравновешен, обычно расположен в хорошем настроении. Для него не составит труда как спуститься, так и подняться по лестнице. Он резво бегает, прыгает, перешагивает препятствия. Ребенок правильно складывает пирамидку из 4-5 колец, начинает различать предметы по их качеству – холодный, горячий, тяжелый, мягкий. Может самостоятельно частично снимать одежду, например, носочки или колготки, и одеваться при поддержке взрослых.

Уход за ребенком в 2 года

Ухаживая за малышом, родители следят за его здоровьем, безопасностью, развивают его, обеспечивают комфорт. Продолжают вырабатывать культурно-гигиенические навыки у ребенка. Он все чаще должен сам пить из чашки, есть ложкой, проситься на горшок. К двум годам необходимо полностью отойти от памперсов или оставить их только на крайний случай – поход в гости, длительный переезд или прогулка в холодное время года.

Малыш уже знает, что после улицы, также как и перед едой нужно мыть ручки. Во время еды следует объяснять малышу правила нахождения за столом – что нельзя размахивать руками, проливать содержимое тарелки, нужно быть аккуратным. За общим столом ему еще находиться неудобно, поэтому прием пищи должен происходить в специальном месте — за детским столиком или стульчиком.

Питание ребенка в 2 года

К двум годам организм ребенка, все его органы, в том числе и пищеварения, претерпевают ряд изменений. Совершенствуется функция пищеварительной системы, печени, селезенки, поджелудочной. Стабилизируется кишечная микрофлора, которая помогает разлагать клетчатку, синтезировать полезные элементы, витамины. Поэтому в рацион вводят новые блюда и продукты – овощные салаты, морковь, свекла, бобовые, щи, борщи на мясном бульоне. У ребенка появляются дополнительные молочные зубы, он уже в состоянии хорошо пережевывать пищу. Поэтому перетирать ее не надо. Достаточно хорошо разварить, можно дополнительно размять вилкой. Как бы ни хотелось побаловать своего малыша, но такие продукты как колбаса, копчености, шоколад, торты, сдоба, в два года еще рано вводить в питание. Стоит ограничиться карамелью, зефиром, пастилой.

Режим дня ребенка в 2 года

Режим детей, посещающих ясли и находящихся дома, может отличаться временем пробуждения и отходом ко сну. Обычно «домашние» дети позже ложатся и позже встают. В остальном же распорядок дня у них схож. Дневной рацион малыша разделен на четыре кормления, с промежутками около четырех часов. Если у вашего ребенка хороший аппетит, можно оставить ему пятое кормление в виде второго завтрака или полуночника (прием пищи за 1-1,5 до сна). В день ребенку необходимо две прогулки на свежем воздухе и два дневных сна. Постепенно можно попробовать перевести его на один дневной сон. Если он стал вялым, капризным, у него снизился аппетит, следует малыша вернуть в привычный режим. После дневного сна можно ввести водные процедуры – обливание ножек прохладной водой или обтирание тела влажным полотенцем. Это сделает организм малыша более закаленным и стойким к простудам.

Занятия с ребенком в 2 года

В два года ребенок осваивает все больше окружающего пространства. Ему интересно абсолютно все. Обязательно разговаривайте с ним, объясняйте, не отмахивайтесь от него, отвечайте на каждый его вопрос. Его можно взять на прогулку в парк, понаблюдать за тем, как летают бабочки, жучки, поют птички, растут цветочки, показать, как это красиво. Этим вы развиваете в нем эстетические качества. Осенью обратить его внимание, как меняют свой цвет листья, почему они осыпаются. Маленькие дети очень любят собирать каштаны или желуди, поэтому не отказывайте им в этом удовольствии.

Обязательно купите ребенку паззлы и конструктор с яркими крупными деталями, подскажите, как собирать картинку. Можно приобрести кубики с алфавитом или цифры и буквы на магнитиках, чтобы начать с ними знакомиться и постепенно запоминать. Следите за реакцией ребенка, чтобы ему было интересно самому. Обычно от увлекательного занятия его бывает не оторвать. Не заставляйте его делать что-то через силу. Если малыш чего-то не хочет, капризничает, значит он еще не созрел в эмоциональном и психологическом плане. Лучше подождите пару месяцев, чтобы он подрос.

В два годика можно в игровой форме начать учиться различать и запоминать цвета. Необходимо выбрать игрушки разного цвета, например, желтого, красного, зеленого – пластмассовых мишек, зайчиков, мышат. И подготовить квадраты или прямоугольники таких же цветов (предварительно вырезать из бумаги). Вначале поиграть недолго с одной игрушкой, называя ее цвет, затем с другой. После вместе с малышом попытаться найти для каждой игрушки свой домик, т.е. такого же цвета, как и игрушка. Вначале ребенок будет путаться, но затем безошибочно начнет определять цвета, и произносить их названия. Когда ребенком полностью усвоены одни цвета, постепенно переходят к ознакомлению с другими.

Малыши очень любят слушать сказки, вам придется рассказывать или перечитывать их по многу раз. Наберитесь терпения. Сказки и книжки учат ребенка быть добрым, храбрым, справедливым — показывают это на примерах, доступных для его понимания. Пусть ваш малыш еще и еще раз переживет волнительный момент, пожалев обиженного зайчика, мышонка или радуясь, что удалось прогнать хитрую лисицу или победить злого волка.

Чтобы ребенок не коверкал слова и учился правильно говорить, можно с ним заучить и повторять несложные предложения-чистоговорки. Вначале их нужно выучить, проговорить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Начать можно с самых простых, например, «ос-ос-ос – на столе кокос», «ас-ас-ас – сладкий ананас». Затем немного усложнить: «Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой», «У осы не усы, не усищи, а усики». В более сложных вариантах присутствуют трудновыговариваемые звуки – «ж», «ш», «р», «ч». Например, «ро-ро-ро – на полу ведро» или «ежу на ужин жук нужен».

Для развития слухового восприятия, с малышом можно поиграть в такую игру. Взять 6 или 8 пустых желтеньких контейнеров от «киндерсюрпризов» или спичечных коробков. Коробки можно оклеить однотонной цветной бумагой. Сделать 3 или 4 пары, насыпав в каждую пару равное количество разных сыпучих веществ, чтобы совпадал звук. Например, гречку, сахар, положить фасоль или бусины. Один такой набор (3-4 контейнера) дать ребенку, другой оставить себе. Взрослый берет любой коробок, трясет им, а малыш должен потрясти все свои контейнеры, чтобы выбрать правильный коробок, похожий по звучанию.

Игры и игрушки для детей в 2 года

В этом возрасте ребенок не только хочет играть в игрушки, но и принимать активное участие во «взрослой» жизни. Поэтому ему можно дать небольшую свободу действий. Разрешить переставлять стулья, переложить книжки на полке, навести порядок в шкафу. Его даже можно оставить на некоторое время в комнате одного. Не забыв при этом обеспечить безопасность: спрятать все опасные предметы, спички, иголки, лекарства, если они расположены в зоне досягаемости.

В два года ребенок достаточно усидчив. Особо не утомляясь, может полчаса заниматься одним делом. Поэтому он получит массу удовольствия, если дать ему фломастер или карандаш и разрешить порисовать. Можно показать ему, как рисовать самые простые фигуры, кружочки и загогулины. Вначале помогая своей рукой, а затем дать ему возможность выводить их самостоятельно. Малыши очень любят пальчиковые краски, рисовать ими легко и увлекательно. Но в два года можно попробовать дать ему в руки кисточку. Пусть ребенок поводит ею по бумаге, смешивая краски и наслаждаясь процессом. Постепенно он начнет рисовать вполне осмысленные «картины».

Чтобы малыша развлечь, можно сделать самые простые аппликации. Вырезать из бумаги разные фигурки. Затем их намочить в тазике с водой и приклеивать на двери или кафельную стену. Этими действиями малыш может заниматься самостоятельно, а у вас появится свободное время для своих дел. Если вы готовите обед на кухне, посадите ребенка рядом, чтобы он был на глазах, и в то же время «при деле», не отвлекал вас.

Медицинское наблюдение в 2 года

Малыш в два года уже окреп, ему не требуется такого пристального медицинского наблюдения, как на первом году жизни. Участкового педиатра он посещает по мере необходимости, чтобы мама могла получить необходимую консультацию, во время болезни или перед назначением прививок. Если малыш посещает ясли, медицинское наблюдение производится непосредственно по месту, в детском саду. По показаниям, могут быть назначены обследования у узких специалистов – психолога, логопеда, фтизиатра, эндокринолога и т.п. Раз в год малышам необходимо проходить обязательную диспансеризацию у отоларинголога, хирурга, окулиста, невропатолога и терапевта. А также в сроки делать необходимые прививки и проводить ревакцинацию.

Два года – это такой возраст у ребенка, когда его развитие происходит убыстренными темпами. Он меняется и взрослеет практически на глазах. Не упускайте этот момент. Играйте с малышом, читайте книги, разговаривайте, учите новым словам, давайте слушать музыку. Не бойтесь перегрузить ребенка, в это время для него много информации не бывает. Главное, чтобы ваши с ним занятия были для него в радость и в охотку, преподносите их в виде игры. Следите, чтобы он достаточно времени отдыхал, не забывайте про дневной сон. Можно начать привлекать ребенка к помощи в домашних делах, посильных для него. Например, протереть пыль, покормить попугайчика или кошечку, собрать крошки со стола. Пусть на этом этапе у него не все получается и вам придется за ним многое переделывать, главное, привить ему любовь к труду и подарить еще немного позитивных эмоций. Ведь он так любит помогать взрослым, ощущая себя большим. Даже, если он то-то пролил во время уборки или рассыпал, не ругайте его, подбодрите и похвалите за старания. Вообще его не стоит ругать, если у него что-то не получается (в игре или обучении), чтобы не запугать и не отбить охоту.

1. Выстраивать дорожку с препятствиями. Если на дороге поставить стол, то под ним можно проползать, хорошо ползти через туннель из стульев для взрослых, накрытых разными тканями, покрывалами (лучше начинать с прозрачных, чтобы малыш легко мог преодолеть страх). Можно положить на путь подушку, через которую нужно перелезть или перепрыгнуть. Если выложить веревочку или ленту, то по ней непросто идти, стараясь не сходить. Фантазируйте, добавляйте хорошую музыку для ваших занятий. Можно усложнять задание со временем - менять препятствия, задавать цель, например, перенести мягкие игрушки от начала дорожки до конца.

Зачем это? Ребенок активно осваивает свое тело и учится с ним работать в этом возрасте. Мы даем ему возможность тренировать мышцы, крупную моторику, ощущать себя в пространстве, развиваем сенсорное восприятие.

2. Сенсорные дорожки. Их можно сшить, можно купить готовые, а можно составлять из различных предметов, которые есть у вас в доме. Например, если выложить кусочки от старой одежды - шерстяной, меховой, шелковой, льняной (чем разнообразнее будут текстуры, тем интереснее) - получится прекрасная сенсорная дорожка. Если не боитесь закаливания, то можно использовать мокрые полотенца, попробуйте сочетать горячие и холодные. Если взять старые наволочки и наполнить их разными природными материалами, макаронными изделиями, синтепоном, лоскутами, крупами, пакетами (в каждую наволочку что-то одно), будет множество впечатлений, ощущений и открытий. Наполнять можно наволочки или специально сшитые мешочки шишками, желудями, горохом, фасолью, макаронами, синтепоном, ватой, крахмалом, семечками, орехами или скорлупой от орехов, камнями, листьями, стружкой дерева, поролоном и другими наполнителями. Можно нашить на текстильные квадраты разные предметы, создавая различные текстуры (пуговицы, палочки, веревки и др) По дорожке можно ползать, ходить, трогать руками, изучать внутренности (продумайте безопасность!).

Дорожки полезны тем, что дают богатые сенсорные ощущения, что в свою очередь развивает каналы восприятия. А развивая органы чувств мы влияем на формирование мозговых структур, которые, как мы знаем, к этому возрасту продолжают активно развиваться. Если малыш часто ходит по мокрым полотенцам, да еще и в хорошо проветренном помещении, то ему не страшны промокающие ботиночки или морозы. Но прежде чем закаливать ребенка, узнайте как можно больше об этом, чтобы сделать все правильно.

3. Рассматриваем и изучаем разные материалы. Можно подготавливать для ребенка поднос или корзиночку с различными природными материалами, которые он сможет изучать. Это могут быть живые цветы, разные шишки, плоды, камни, кора деревьев, перья разных птиц или разные по величине и расцветке, это могут быть лоскутки разных тканей, предметы из разных материалов - пластиковые, железные, деревянные, резиновые, сшитые из ткани и другие, это могут быть предметы разные по весу, температуре, цвету, гладки-шероховатые, предметы или баночки с разными запахами, шумовые коробочки/баночки, баночки с разноцветной водой, баночки с разной по плотности жидкостью, баночки с разными крупами, мешочки с крупами.

Развиваем органы чувств - зрение, тактильное восприятие, обоняние, слух, крупную и мелкую моторику и представления об окружающем мире.


4. Деревянные кубики. Конечно же кубики могут быть из разных материалов, но дерево экологичнее и удобнее других. Кроме того можно приобретать не только кубики, а брусочки из дерева, цилиндры (я видела, как некоторые родители сами делают из разной древесины цилиндры, хорошо обрабатывая края), конструкторы. Эти изделия могут быть натурального вида или окрашены в разные цвета. Здесь я лично против только слишком ярких, неестественных и неприятных для глаза цветов - наблюдайте за своими ощущениями.

Из кубиков можно строить башни, выстраивать их в ряд, если кубики разные по размеру, то можно строить башню или лестницу.

Развиваем координацию движений, моторику, зрительный канал (малышу важно увидеть, как выстраивать башню, ровно совмещая углы кубиков), даем представление о размере, цвете, весе, высоте (строим низкую/высокую башню), длине (выстраиваем дорожку) в зависимости от материала.

5. Полочка с музыкальными инструментами. Это может быть не обязательно отдельная полочка, это может быть корзина или коробка, мешочек с несколькими простыми музыкальными инструментами. Многие инструменты можно сделать самим. Многие можно приобрести за адекватную цену или можно взять их ненадолго у знакомых (в садике, где я работаю одна прекраснейшая мама принесла свои инструменты на время и дети с удовольствием с ними занимаются). Что это за простые музыкальные инструменты? Это деревянные ложки, клавесы (деревянные ритмические палочки), бубен, румба, шейкеры, маракасы, кастаньеты, шум дождя, там-там, свистулька, казу, колокольчики, металлические тарелочки, трещетка, рубель, дарбука, деревянная коробочка и множество других. Важно, чтобы инструментов было немного, они были удобные для малыша, выделите место, где они будут храниться. Как занимаемся - сначала лучше презентовать один инструмент. Например, сделали вы для себя и малыша шейкеры. Покажите шейкер, как его удобно держать и покажите, как извлечь звук. Пусть малыш немного позанимается сам. В следующий раз, а может быть и в этот, включите хорошую музыку, под которую здорово играть на шейкере. Вы можете играть ритмы или аритмично, а малыш может просто наблюдать или подключаться к вам. Пожалуйста, не поправляйте его, пусть он играет так, как это получается, как ему хочется. Можно и даже нужно подвигаться под музыку и поиграть на шейкере. Постепенно презентуйте другие музыкальные инструменты. Позже малыш сможет сам выбирать, на чем он будет играть под музыку и можно будет делать простые оркестровки.

Инструменты ломаются, поэтому, если вам жалко, лучше их не давайте ребенку. Лучше сделать самим что-то - будет дешевле и не жалко.

Что развиваем? Органы слуха, координацию, крупную моторику, чувство ритма, эмоциональность, как это не странно, но речь мы тоже такими занятиями развиваем. Если инструменты парные (маракасы, ложки, клавесы и др), то развиваем связи между левым и правым полушарием, ребенок сам воспроизводит звук, т.е. он становится творцом, еще небольшим, но уже музыкантом. Если малышу давать свободу и гарантировать безоценочность, то ему понравиться импровизировать, что важно для будущего музыканта и просто для жизни.

6. Лепка. Сейчас есть огромное множество материалов для лепки - разные виды пластилина, масс для лепки, песок, глина, пластика, соленое тесто и другие. Здорово, если ребенку постепенно дают возможность познакомиться с разными материалами. Для лепки готовим отдельную корзиночку или подносик, где хранится дощечка, на которой будет работать ребенок, контейнер с массой для лепки, стеки, формочки, скалочки и другие приспособления, которые у вас есть. Я писала уже о лепке из соленного теста, поэтому отправляю вас сюда -

Лепка развивает моторику, сенсорные каналы, дает возможность малышу самому быть творцом и развивать свои творческие способности.

7. Рисование. Рисовать можно на листе, лежащем на столе, а можно на мольберте. Можно использовать различную бумагу, можно использовать различные красящие материалы, а еще разные кисти, предметы и техники. Это дает громаднейшее количество вариантов работы. Как и с лепкой нужно выделить место для хранения всего необходимого для рисования. Это может быть поднос с непроливайкой, кисточками, подставкой для бумаги, красками, например. Или это может быть мольберт с приготовленным листом, возле которого стоят разведенные краски, кисти, передник и губочка, чтобы вытереть краску после работы. Это может быть целая полка с различными материалами, которые разложены по контейнерам или коробочкам. Чем можно рисовать: цветными карандашами, пастелью, восковыми мелками, мелом на доске, гуашью, акварелью, углем, пальчиковыми красками, распыляя подкрашенную воду, фломастеры. Можно использовать кисти с синтетическими волокнами, можно с щетиной, кисти бывают разной формы и след они оставляют разный, можно использовать печати и штампы, ролики, губки, трубочки, все, что оставляет след. Можно раскрашивать предметы. Малышу важно презентовать новый материал, показать, как с ним работать и давать возможность самостоятельно поэксперементировать. Учим убирать за собой рабочее место, ведь это прекрасная возможность поупражняться. Есть особое направление в рисовании - свободное рисование. Здесь важно организовать пространство, в котором будет не жалко что-либо испачкать, можно обтянуть парниковой пленкой все, что может быть испорчено. Ребенка лучше раздеть или надеть то, что совсем не жалко. Подбираем хорошо смывающуюся краску, разводим в разных контейнерах, подготавливаем кисти и ролики, а можно рисовать руками или какими-нибудь предметами(подошвой старых ботинок, губками, стаканчиками, листьями с деревьев и др), раскладываем бумагу или предметы, которые можно раскрасить, показываем ребенку, что можно делать и даем ему возможность погрузиться в это. Дети часто очень любят рисовать на себе.

Рисование развивает крупную и мелкую моторику, координацию движений, зрительный канал, эмоциональность, дает возможность ребенку творить и развиваться в этом, готовит руку к письму (если обводить шаблоны, учиться рисовать по трафарету, обводить пунктирный рисунок, раскрашивать).

8. Мячики. Мячи можно использовать разные - большие и маленькие, сделанные из разных материалов, массажные и гладкие, легкие и утяжеленные, мягкие и упругие, светящиеся и с разными наполнителями, разных цветов и с разными текстурами. Храним мячи в отведенном для этого месте. Что с ними можно делать? Можно вообще ничего не делать, потому что если ребенок его увидит, он сам покажет вам мастер-класс. Нужно только внимательно наблюдать и присоединяться. Можно покатать и побросать мячики под музыку - тогда музыка ярче ощущается. Можно мячи учиться забрасывать в корзину, переносить с места на место, закатывать в лунку, подбрасывать и ловить, подавать другому человеку и принимать, пинать ногой и вести мяч к цели, можно сесть на него и попружинить, можно постучать по мячу или мячом об пол, можно покататься на мяче или покатать мяч по телу - наблюдайте за ребенком, экспериментируйте сами.

Развиваем множество всего - координацию движений, сенсорное восприятие, даем возможность попробовать различные движения, развиваем чувства ритма и музыкальный слух, если занимаемся с мячами под музыку или под скандирование стихотворения или потешки, под пение, развиваем ловкость, тренируем зоркость. Это профилактика плоскостопия и проблем с осанкой (катаем маленький мячик ногами, пружиним на мяче сидя на попе).

9. Сортеры. Можно приобрести, можно сделать самим. О них много написано, не буду углубляться, ограничусь лишь фото.


10. Чтение книг. Для книг лучше выделить постоянное место - низкая полочка или коробка с книгами. Здорово, если есть и уютное креслице для чтения или столик со стульчиком, хорошее освещение. Книги лучше брать с жесткими не рвущимися страницами, с реалистичными иллюстрациями (машины, деревья, животные, предметы быта, одежда, продукты, цветы и другое). Показываем, как листать страницы, как бережно обращаться с книгой.

Развиваем моторику, пассивный и активный словарный запас, кругозор, любовь к чтению и получению информации.

11. Уход за растениями. Растения, которые находятся в близости ребенка должны быть безопасными (бывают ядовитые, с шипами или колючками, режущие). Горшок с растением лучше поставить в глубокий контейнер на случай заливанием водой. Этот контейнер нужно постоянно опустошать и мыть. Можно выделить отдельную корзиночку или подносик с лейкой, пульверизатором и мисочкой с губкой или пуховкой для очистки листьев от пыли. Проверяйте, насколько все удобно для использования малышом. Лучше, если все будет одного цвета или с одним рисунком (можно наклеить рисунок), тогда ребенку будет легче ориентироваться, куда нужно все убрать и для чего это. Нужна будет швабра, чтобы вытирать пролитую воду и подставка под раковину, чтобы ребенок мог сам налить воды в лейку или пульверизатор. Покажите, как наполнить водой лейку и как ее удобнее нести, как полить цветок, то же самое с пульверизатором. Если у вас губка для протирания растений, то можно показать, как ее намочить и как протереть лист, если пуховка, то покажите, как можно пользоваться ей.

Ухаживая за растениями ребенок встает в новую роль - он созидает окружающий мир. В процессе тренируются крупная моторика, координация движений, сенсорное восприятие, аккуратность и бережное отношение.


12. Кулинария. Даже когда вы готовите что-то сложное, вы можете малышу предложить выполнить какие-то простые операции - очистить вареное яйцо, порезать маленький брусочек картофеля для супа, помочь замешать тесто для блинов, порвать листья салата на кусочки - можно продумывать степень участия ребенка в процессе. Это для него очень важно и полезно, потому что он становиться частью семьи и человечества, он приобщается к культуре. Приготовление пищи - дело очень увлекательное и дети потом с хорошим аппетитом съедают то, что сами помогали приготовить. Для перекусов ребенок может порезать сам банан или яблоко, почистить мандарин или намазать хлеб маслом. Тема кулинарии очень обширна и требует отдельной статьи, я пока что остановлюсь на этом. Для ребенка хорошо бы выделить маленький фартук, дощечку, безопасный нож и другие кухонные принадлежности по необходимости.

13. Уход за домашними питомцами. Если у вас их еще нет, то очень полезно кем-нибудь обзавестись. За рыбкой можно наблюдать, кормить ее, сажать водоросли, менять воду вместе со взрослыми. Хомяку можно готовить продукты - порвать лист капусты на кусочки, а потом кормить, наполнять кормушку, поилку, мыть его вместе со взрослым. С собакой можно всем вместе гулять, ребенку можно доверить вычесывание шерсти, давать корм или витамины, наливать воду, вместе со взрослым купать животное. Выбирайте сами животное, продумывайте степень участия ребенка и безопасность для ребенка и животного (например, если малыш кормит кошку, то отмеряйте нужное количество корма и ставьте баночку, где ее может достать ребенок и пересыпать в миску животного, подбирайте животное с добрым характером, прививайте его и дрессируйте). Нужно учить взаимодействовать ребенка с животным: подержать можно, но не крепко сжимая, погладить можно, а ударять или махать перед мордочкой - нельзя, играть с собакой можно, но потом важно помыть руки.

Ухаживая за животным ребенок становиться в позицию взрослого, который ухаживает за младшим, это развивает его в социальном плане. Взаимодействие с животными очень полезно для эмоционального и социального развития. Все что делает ребенок по уходу за животным дает возможность развивать координацию движений, мелкую и крупную моторику, самостоятельность, сенсорику.

14. Слушание музыки. Музыку для слушания выбирайте хорошо записанную и исполненную, простую и лучше народную (не обязательно русскую народную, можно слушать музыку со всех концов света). Классическую музыку тоже можно включать, но здесь сложнее с подбором. Советую прочитать эту статью . Не нужно учить малыша слушать музыку сидя и не двигаясь. Чтобы воспринимать и слышать музыку, человеку необходимо совершать движения (у взрослых эта особенность контролируется, а ребенку важно выражать себя в движениях). Поэтому двигайтесь под музыку, кружитесь, танцуйте, хлопайте и топайте, играйте на простых музыкальных инструментах.

Музыкальное развитие тесно связано с развитием речи и эмоциональным развитием, под музыку хочется двигаться, а это физически развивает малыша.


15. Прищепки. Выбирайте те, что проще детской ручкой открыть. Прищепки можно прикреплять и снимать, соединять друг с другом, с ними можно придумать множество развивающих игр.


Сидорова Наталья

Поделиться: