Развитие грудничка в 4 месяца. Четвёртый месяц жизни ребёнка и особенности его развития

Время чтения: 9 минут

Каждый этап жизни младенца сопровождается рядом изменений, анализ которых помогает родителям убедиться в том, что он растет без отклонений от нормы. Мамам и папам очень важно следить за развитием ребенка в 4 месяца, ведь в этот период мальчики и девочки должны уже много чего уметь, у него появляются новые физические и психоэмоциональные особенности. Узнайте, что характерно для младенцев в этом возрасте.

Как выглядит ребенок в 4 месяца

Чтобы убедиться в том, что малыш растет здоровым, нужно оценить внешний вид, физические навыки, поведение, рефлексы. Совокупность этих параметров говорит об общем уровне развития. Легче всего оценить внешние данные малыша. Для 4 месяцев характерен активный рост волос, ногтей. У некоторых крох усиливается образование слюны из-за постоянного облизывания рук и других предметов.

Малыш становится более пропорциональным, у него одинаковые по окружность голова и грудная клетка, выпрямившиеся и окрепшие руки, ноги. Глаза темнеют, становятся максимально приближены к тому цвету, который будет во взрослом возрасте. Первые волосики с головы выпадают и выкатываются, а на их месте могут вырасти новые, более крепкие, причем, даже другого оттенка.

Рост, вес

Из-за пока еще невысокой физической активности прибавка в массе тела большая, составляет 0,75 кг. Мальчики и девочки набирают вес одинаково. Рост увеличивается в среднем на 2,5 см. Окружность грудной клетки и головы становятся одинаковыми. Чтобы убедиться в том, что развитие ребенка в 4 месяца происходит без отклонений от нормы, сравните личные данные с усредненными, приведенными в таблице ниже:

Развитие ребенка на 4 месяце жизни

На этом периоде жизни меняется не только облик малыша, но и поведение. Он становится внимательнее, активнее, испытывает уже широкий спектр эмоциональных реакций, как положительных, так и отрицательных. Появляется любознательность к собственному телу, близким людям, окружающим предметам. В период бодрствований малыш стремится к общению с родителями, активным играм. Безусловные рефлексы новорожденных исчезают и угасают.

Поведение

У всех малышей разные характеры, но есть общие признаки того, что он развивается в соответствии с нормами. Особенности поведения крохи в 4 месяца:

  1. Оживленная реакция на материнский голос в виде смеха, лепета.
  2. Положительные эмоции на новые яркие игрушки.
  3. Чадо узнает свое имя, начинает реагировать на него.
  4. Изучение собственного тела. Дитя рассматривает руки, ощупывает лицо, тянет ножки в рот. Малышу нравится наблюдать за своим отражением в зеркале.
  5. Младенец узнает родных, которые проводят с ним время, но больше всех выделяет маму. Малыш получает удовольствие от словесного общения с ней, тактильных контактов.
  6. При посторонних людях кроха ведет себя настороженно. Одного человека он может испугаться, а к другому проявлять заинтересованность.
  7. Происходит улучшение зрения. Грудничок следит за движущимися предметами взглядом, начинает различать цвета, особенно желтый и красный.

Рефлексы

Для возраста в 4 месяца характерно исчезновение и угасание множества произвольных реакций. Какие рефлексы новорожденного становятся все мене выраженными:

  1. Безусловный рефлекс Робинсона трансформируется в целенаправленное хватание. Ребенок берет мелкие предметы, держит их в руке некоторое время.
  2. Угасает рефлекс Моро. При нем малыш вскидывает руки с раскрытыми ладошками и снова собирает их на груди, если хлопнуть по поверхности, на которой он лежит.
  3. Угасает рефлекс ползания по Бауэру. Если стимулировать реакцию (создавать у пяток лежащего на животике грудничка опору), то малыш сумеет ползти в 5 месяцев.
  4. Рефлексы Таланта и Бауэра полностью исчезают. Их наличие говорит о возможных неврологических нарушениях.

Что он должен уметь

Существует ряд физических и психоэмоциональных навыков, которыми должен обладать младенец четырехмесячного возраста. Родителям нужно понимать, что в каждой семье развитие малыша в 4 месяца протекает по разному. Отсутствие того или иного умения не обязательно говорит о том, что у крохи проблемы со здоровьем, поэтому маме с папой не стоит паниковать раньше времени. Узнайте, что должен делать ребенок в 4 месяца.

Физические навыки

Тело грудничка с каждым днем становится сильнее, крепче. Что умеют дети в 4 месяца:

  1. Младенец начинает самостоятельно переворачиваться с живота и обратно. Мышцы спины уже окрепли для этого. Он способен лежать в кроватке на животе, уверенно удерживать головку, рассматривать окружающую обстановку. Ненадолго грудничок умеет приподниматься на ладошках, удерживая туловище. Однако, сидеть крохе еще рано, даже при поддержке подушечками, позвоночник еще слаб для этого.
  2. В положении лежа на спине грудничок приподнимает голову и плечики.
  3. Ребенок уже увереннее управляет руками. Он способен при кормлении держатся за маму, за бутылочку. Ладошки малыша почти все время открыты. Ребенок способен складывать их вместе, хлопать, держать предметы до 30 секунд, трясти погремушки.
  4. Если младенца взять за подмышки, он упирается в поверхность пальцами и отталкивается.
  5. При плаче у чада уже должны течь слезы, потому что слезные железы уже полноценно функционируют.
  6. Гипертонус в руках уходит, в ногах пока сохраняется.
  7. Налаживается работа пищеварительной системы. К 4 месяцам у большинства деток проходят колики.
  8. Из-за активного развития слуха малыш должен поворачивать головку на звуки. В 4 месяца дети начинают отличать по голосу близких от незнакомцев. Возможно покачивание головой в такт музыке.
  9. Косоглазие и слабость глазных мышц к 4 месяцам должны полностью пройти, потому что мышцы укрепляются.

Психоэмоциональное развитие

Очень важно оценить не только физические навыки ребенка в 4 месяца, но и психические. Кроха становится эмоционально развитие, для спокойствия ему необходимо общаться со взрослыми много времени. Малыш среди всех людей наибольшую привязанность ощущает к маме, выделяет ее среди остальных, перенимает настроение. Ребенок уже способен расстроиться, если ей грустно, или улыбается в ответ на ее хорошее настроение. Во время игр малыш может смеяться, испытывает радость.

Какие изменения в психологическом состоянии характерны для 4 месяцев:

  1. Начинается установление элементарных причинно-следственных связей. К примеру, увидев грудь мамы, малыш понимает, что сейчас будет кушать.
  2. Появление таких эмоций, как любопытство, обида, радость, страх.
  3. Развивается память. Малыш способен различать предметы, увиденные им ранее.
  4. Маму и себя малыш пока воспринимает, как одно целое.

Речевые навыки

Ребенок гулит большое количество времени. Он способен произносить звуки «о», «а», «м», «п», «б» очень четко. Некоторые детки в 4 месяца уже даже делают первые попытки составлять слоги, но это происходит очень редко. Если ваш малыш еще этого не умеет, не волнуйтесь, отклонением это не считается. В 4 месяца ребенок должен активно общаться с родителями: реагировать на интонацию, пытаться «отвечать». Развитие речи у мальчиков иногда протекает медленнее, чем у девочек.

Особенности ухода за четырехмесячным ребенком

Утро малыша непременно должно начинаться с гигиенических процедур. Следует умыть лицо, протереть глазки, при необходимости почистить нос и уши. В возрасте 4 месяцев ребенку следует часто подстригать ноготки, потому что они растут очень быстро. Гуляйте с малышом дважды в сутки. Длительность пребывания на свежем воздухе определяйте самостоятельно, ориентируясь на погоду.

Ориентировочный распорядок дня и режим питания четырехмесячного малыша представлен в таблице ниже:

Время Процедуры
7:00 Подъем, первое кормление, гигиена.
8:30 Дневной сон.
10:30 Подъем, второе кормление, бодрствование.
12:00 Прогулка, второй дневной сон на свежем воздухе.
14:00 Возвращение домой, пробуждение, третье кормление.
14:30 Бодрствование, развивающие игры и упражнения.
16:00 Прогулка, третий дневной сон на свежем воздухе.
17:30 Возвращение домой, подъем, четвертое кормление.
18:00 Бодрствование.
20:00 Купание, пятое кормление, вечерний ритуал и последующее укладывание на ночь.
00:30 Ночное кормление и немедленное продолжение сна.

Питание и сон

Правила кормления определяются способом: естественным или искусственным. Особенности правильного питания ребенка в 4 месяца:

  1. Малыш на естественном вскармливании пьет пока только грудное молоко, но реже прикладывается к груди. Как правило, кушает он, пока засыпает, потом во сне и сразу после пробуждения. Режим кормления уже четко отработанный.
  2. С искусственниками дело обстоит по другому. Определенный объем детской смеси нужно давать приблизительно через каждые 3,5 часа. Выходит 6 искусственных вскармливаний в сутки. Как правило, за день расходуется 0,9-1 л детского питания, а за один прием – 150-170 мл.
  3. Ребенку на искусственной смеси можно вводить в 4 месяца первый прикорм пищей. Подойдет сок, немного жидкого пюре. Детям на грудном вскармливании прикорм вводят в рацион не раньше полугода, как рекомендуют современные специалисты.

В сутки малыш бодрствует более двух часов кряду. Спит же он в сумме до 15 часов, из них 10 приходятся на ночь. Дневных снов три. Укладывать дитя на ночь рекомендуется между 19 и 21 часами. Чтобы ребенок хорошо засыпал, разработайте определенный вечерний ритуал, к примеру, купание, поглаживание, колыбельная. Не пропускайте ни одного элемента и повторяйте все каждый день.

Как развить ребенка в 4 месяца

Родители обязательно должны прилагать усилия для того, чтобы малыш рос нормально. Уделяйте ребенку внимание, играйте с ним, делайте упражнения и массажи. Помните, что очень важна эмоциональная связь с мамой и папой и от того, будет ли она крепкой, в определенной степени будет зависеть уровень развития чада. Обязательно проводите с ним побольше времени и старайтесь разговаривать обо всем: домашних делах, игрушках, предметах быта.

Игры

Если вы будете развлекать маленького ребенка, то принесете организму крошки существенную пользу. Как развивать малыша в 4 месяца в игровой форме:

  1. Подвесьте над малышом яркие украшения на такой высоте, чтоб он хватался за них ручками. Желательно, чтобы они издавали звуки и имели разную фактуру.
  2. Поочередно давайте ребенку потрогать погремушку, мягкую игрушку, куклу, резиновую пищалку, другие яркие предметы. Главное, чтобы отличались их размер и форма. Можете положить игрушку в кроватку, если она безопасная. Это полезно для развития тактильного восприятия.
  3. Играйте в «прятки» и «ку-ку», «сороку-ворону».
  4. Пускайте перед ребенком мыльные пузыри, пусть следит за тем, как они летают.

Физические упражнения

Не только игры, но и зарядка способствует тому, чтобы развитие ребенка в 4 месяца протекало нормально. Какими упражнениями нужно заниматься с крохой:

  1. Берите грудничка за ручки, медленно поднимайте их вверх и опускайте вниз вдоль тела, потом плавно скрещивайте на груди и разводите в стороны.
  2. Дважды в день укладывайте ребенка на спину. Берите за ручки и делайте круговые движения.
  3. Поворачивайте малыша с одного бока на другой. Затем положите на живот. Сгибайте и распрямляйте ножки.

Частые проблемы

Каждые родители должны четко понимать, что абсолютно все дети разные. Есть малыши с ранним или наоборот запоздалым развитием, не все вписываются в общепринятые нормы. Однако, есть ряд признаков, наличие которых в 4 месяца говорит о том, что ребенка нужно показать педиатру:

  1. Малыш не стремится брать игрушки и другие предметы или не может удержать их в руке некоторое время. Это говорит о проблемах развития мелкой моторики и двигательных навыков.
  2. Не может научиться переворачиваться на живот.
  3. Отклоняет голову назад при подтягивании за обе руки.
  4. Не реагирует на общение с людьми, скуп на эмоции.
  5. Лежа на животе не приподнимается, не опирается на ручки.
  6. В вертикальном положении не упирается в поверхность ногами.

Видео

На протяжении 4 месяца жизни быстрыми темпами совершенствуются движения крохи, его восприятие окружающего. Общение со взрослыми становится более содержательным.

Постепенно ослабевает гипертонус мышц рук и ног – движения становятся более свободными и целенаправленными. Малыш, который в первые месяцы жизни мог страдать от колик, становится более спокойным, реже капризничает. Это и создает предпосылки для «рывка» в развитии ребенка.

Маленький непоседа

К 4 месяцам кроха осваивает много новых движений. С каждым днем они становятся все более разнообразными. Одним из важнейших двигательных навыков, которыми малыш овладевает в этот период, является умение переворачиваться со спины на живот и обратно. Кроха проделывает этот «трюк» в несколько этапов: сначала он, вытягиваясь в струнку, переворачивается со спины на бок, затем на живот и обратно – с живота на спину. Помогите ребенку стать более ловким с помощью следующих упражнений.

Упражнение «Кручусь – верчусь» . Положив малыша спинкой на ровную поверхность, покажите ему любую яркую игрушку, перемещая вправо или влево, чтобы ребенок потянулся за ней. Вот он уже и на боку. Проведите игрушку над головой, вновь заинтересовав кроху. Пусть он постарается перевернуться на животик. Если самостоятельно не получается, помогите ему, слегка подтолкнув в нужном направлении. Вот ребенок перевернулся на живот. Пусть наградой за приложенные усилия станет игрушка, за которой он так усердно тянулся. Дайте крохе рассмотреть и потрогать ее. Таким же образом побуждаем малыша переворачиваться обратно – с живота на спину.

Упражнение «Качели» . Возьмите ребенка за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, после чего бережно положите назад. Повторите движения несколько раз. Это упражнение укрепляет мышцы живота и одновременно дает возможность крохе по?новому увидеть окружающий мир.

Следующее упражнение поможет укрепить мышцы ног, подготовить кроху к ходьбе.

Упражнение «Потанцуем?» . Держите ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ступни касались поверхности кровати или пола (но не ставьте его на ножки!). Малыш при этом будет совершать пружинящие движения ногами, как бы пританцовывая. Можно напевать веселую пестушку: «Попляши-попляши, наши ножки хороши! Вот как! Вот как! И вот эдак и вот так!»

В этом возрасте ребенок уверенно поворачивает, поднимает и удерживает голову, лежа на животе. Он опирается на предплечья, пытаясь дотянуться одной рукой до игрушки. Лежа на спине, кроха может поднимать голову и подтягивать подбородок к груди.

Упражнение «Дотянись и возьми» . Следует учить ребенка брать предмет из разных положений: на спине, на боку, на животе. Причем не стремитесь дать малышу игрушку или другой заинтересовавший его предмет по первому требованию – пусть кроха постарается дотянуться до него самостоятельно. Благодаря этому упражнению укрепляются мышцы рук, спины и живота: создается основа для овладения навыками ползания.

Двигательные упражнения удобно выполнять на полу, постелив теплый коврик или одеяло. Тогда мама будет спокойна: как бы малыш ни вертелся – он не упадет и не ударится.

К четырем месяцам у младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Сначала, пытаясь схватить и удержать игрушку в ручках, малыш совершает много лишних движений: пробует схватить ее одной и двумя руками, открывает рот, промахивается. Вскоре движения становятся более ловкими и точными. Кроха не только захватывает игрушку, но и пробует ощупать ее.

Отработку навыков захватывания и удерживания предметов можно осуществлять таким образом.

Упражнение «Две игрушки» . Данное занятие, как и предыдущие, требует неоднократного повторения. Предложите ребенку две удобные для захвата игрушки. Это могут быть погремушки на стержне или кольце-держателе, два шарика и т.?д. Вначале вложите малышу в каждую руку по игрушке. Когда малыш освоит навык удержания предметов, можно в шутливой форме отнимать их у крохи и давать вновь. Через некоторое время, выполняя это упражнение, добивайтесь того, чтобы кроха самостоятельно дотягивался и брал игрушки. Гирлянды из игрушек можно подвешивать уже не над грудью ребенка, а на расстоянии его вытянутой руки – пусть тянется к предметам и захватывает их, прилагая мышечное усилие.

К концу четвертого месяца кроха не только хорошо удерживает игрушку в ручках, но и пробует ее на ощупь. Овладение ощупывающими действиями руки – важное достижение этого периода. Одновременно с развитием тактильной чувствительности совершенствуется мелкая моторика, осваиваются первые способы манипулирования предметами.

Упражнение «Сожми – разожми» . Покажите малышу резиновую игрушку, удобную для захвата рукой (не слишком тугую, имеющую округлую форму и небольшой размер, подходящий для маленьких ручек). Ребенок берет игрушку в ручку и сжимает ее. Резиновая игрушка издает звук и этим привлекает внимание малыша, он пытается снова сжать ее. Если кроха не может догадаться сжать игрушку самостоятельно, помогите ему, взяв ручку ребенка в свою.

Сжимая и разжимая ладошки, кроха тренирует мышцы пальчиков, развивает осязание, укрепляет кисти рук.

В этом возрасте умение пользоваться руками становится все более совершенным. Малыш осваивает новый способ взаимодействия с предметом: хватает ручкой и, разжав пальчики, роняет предмет. К концу четвертого месяца ребенок может усвоить другой способ – брать игрушки, которые предлагает взрослый, а затем с силой их выбрасывать. Таким образом малыш познает новые способы действий с предметами.

Теперь ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с игрушками, которые после удара по ней начинают звенеть, качаться или вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до игрушек сначала руками, а затем ногами.

Развиваем восприятие

Важнейшее место в психическом развитии малыша этого возраста занимает развитие осязания, зрительного и тактильного восприятия, слуховых ощущений.

Овладение ощупывающими действиями рукой помогает крохе познавать мир через тактильные ощущения. Малыш начинает сопоставлять кожные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

Упражнение «Такие разные игрушки» . Для занятия понадобится 4–5 игрушек, выполненных из разных материалов: дерева, ткани (разной фактуры), пластика, металла, резины и т.?д. Каждый предмет должен быть небольшого размера, удобным для обхвата рукой и осязания. Предлагайте малышу по очереди каждую игрушку: пусть он дотянется до нее, схватит ручкой и начнет ощупывать. Когда интерес к игрушке у ребенка ослабнет, предложите ему следующую игрушку и т.?д. Осязание разных по фактуре поверхностей развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

Затем можно предложить крохе предметы, разнообразные по форме, весу (тяжелый – легкий), величине (больше – меньше). Во-первых, вы обогатите развивающую среду малыша, а во-вторых, дадите ему новые тактильные ощущения, способствующие развитию осязания и мелкой моторики.

Информации из внешнего мира хватает малышу для получения зрительных впечатлений: кроха рассматривает все, что попадает в его поле зрения. Особенно внимательно он присматривается к новым предметам и тем объектам, которые обеспечивают сочетание зрительных и слуховых ощущений.

На этом этапе активно развивается слуховое восприятие. Малыш умеет различать звуки, интонации, голоса мамы и других близких, прислушивается к ним. Детские песенки, классическая музыка, мамино пение также способствуют развитию слухового восприятия. Музыка может использоваться как фон для других занятий, а может стать средством самостоятельных упражнений.

Упражнение «Мир звуков» . Можно познакомить кроху с новыми для него звуками, например звуками простых музыкальных инструментов (бубен, барабан, металлофон, колокольчик). Следите только, чтобы звуки были не слишком громкими, чтобы не напугать ребенка. Познакомьте малыша с новым предметом по примерной схеме: показ – действие – объяснение. То есть сначала дайте крохе возможность рассмотреть предмет, потрогать его, ощупать. Затем приведите инструмент в действие: пусть малыш прослушает новые звуки. А потом объясните ему, что это за предмет. Повторив последовательность действий еще раз, вы закрепляете полученное знание о новом звуке и предмете, который этот звук производит. Постепенно ребенок обретает способность соотносить образ предмета, его название со звучанием.

Четырехмесячный малыш любит разглядывать свое тело – ручки, ножки. Он сводит руки вместе и подолгу может рассматривать их. Можно уже на этом этапе начинать изучение тела.

Упражнение «Чей это носик?» . Возьмите ручку ребенка в свою и дотроньтесь до носа крохи со словами: «Чей это носик? Это носик (имя малыша)». Затем до своего носа: «А это мамин носик». Также покажите крохе его ручки, ножки – можно погладить их, пощекотать. Такая тактильная стимуляция в сочетании со словесными комментариями помогает ребенку соединять зрительные, тактильные и слуховые ощущения, обеспечивая целостное восприятие.

Четырехмесячный малыш начинает проявлять любопытство. Он поворачивает голову в сторону источника звука, разворачивает корпус или вытягивает шею, чтобы получше рассмотреть предмет. В поле его внимания могут одновременно находиться до 3 игрушек.

Для развития зрительного восприятия предлагайте крохе яркие игрушки контрастных цветов – теперь ребенок сосредоточенно рассматривает любой предмет, попавший к нему в руки. Играйте с крохой, показывая ему разнообразные предметы: бусы, часы, ложки. Совершайте прогулки по квартире, обращая внимание малыша на предметы, находящиеся в комнатах. Предоставьте ребенку возможность как следует рассмотреть заинтересовавший его предмет, помогите дотянуться до него, дотронуться ручкой. Можно выкладывать ребенка животиком на яркий разноцветный коврик – пусть он рассматривает рисунки и трогает их пальчиками, предлагать для просмотра детские книжки из разнообразных материалов и с четкими картинками.

В этом месяце появляется первый интерес к зеркалу.

Упражнение «Гляделки» . Подойдите с малышом на руках к большому зеркалу. Привлеките внимание к его и своему отражению: покажите ушки, носик, ручки, указывая на ребенка и на его зеркальное отражение. Состройте отражению смешную рожицу, высуньте язык – кроха замирает, внимательно рассматривая выражение маминого лица в зеркале, может тянуться к нему.

Учимся понимать друг друга . Речевые проявления малыша стали более активными. В его голосовой репертуар добавились новые звуки: протяжные гласные и сочетание гласных и согласных звуков («е», «и», «а», «м», «б», «га», «агу», «бы», «ма»). Кроха начинает лепетать, получая удовольствие от собственного голоса. В целях развития голосовых реакций необходимо поддерживать положительное эмоциональное состояние: чаще улыбайтесь малышу, пойте песенки, разговаривайте с ним. Разговор с ребенком проводите с большим эмоциональным подъемом, много раз подряд повторяйте его имя, короткие рифмованные строки, меняя интонацию и громкость.

Речь маленького ребенка формируется по подражанию речи взрослого. Поэтому следует быть внимательным к тому, что и как вы говорите. Произносите слова медленно, четко проговаривая их и правильно называя предметы. В этот бессловесный период кроха, объединяя зрительные и слуховые ощущения, начинает соотносить образ предмета с его названием.

Упражнение «Угадай, что звенит?» . Позвените колокольчиком или погремушкой вне поля зрения ребенка, побуждая его поворачивать головку или туловище и взглядом отыскивать предмет. Похвалите малыша, когда он зафиксирует взгляд на этом предмете. Дайте его рассмотреть, потрогать, ощупать. Такое упражнение помогает крохе научиться по звуку определять местоположение предмета. А взаимодействие звуковых и зрительных стимулов оказывает благоприятное действие на развитие слухового восприятия, что очень важно для развития речи.

Упражнение «Как зверята разговаривают?» . Приготовьте игрушки-животные или книжку с их изображением. Показывая на животное, назовите его и произнесите звуки, имитирующие речь этого зверька. Например, «Посмотри, это утка. Как крякает утка? Кря-кря. А это мышка. Она тоненько пищит. Пи-пи».

Упражнение «Передразнивание» . Разговаривая с малышом, улыбайтесь ему и подражайте тем звукам, которые он начинает произносить. Тем самым вы способствуете увеличению голосовой активности крохи, побуждаете его взаимодействовать с вами. Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет «говорить» с вами, тем самым тренируя речевой аппарат.

Благоприятное действие оказывает массаж пальчиков и рук малыша. Раздражение рецепторов на кончиках пальцев стимулирует работу тех участков коры головного мозга, которые отвечают за речь. Поэтому чем лучше будет развита мелкая моторика ребенка, тем быстрее он заговорит.

Показывайте малышу все, что его окружает, и ясно и четко называйте это. Кроха усваивает названия предметов, это способствует накоплению пассивного словарного запаса. Во время игры и бодрствования ребенка комментируйте свои действия, обязательно разговаривайте с ним, привлекайте внимание к игрушке словами, например: «Посмотри, что это у меня. Ах, какая игрушка!». Пытайтесь встретиться с крохой взглядом, обменяться улыбками, смейтесь вместе с ним. Кроме развития речевых навыков, это способствует формированию у младенца сопереживания, привязанности к близкому взрослому.

Пробуем на вскус

Малыш тянет в рот свои кулачки, игрушки, зажатые в руке, жует рукава кофточки – буквально все, что попадется под руку. Следует помнить – это не вредная привычка, а способ познания окружающего. Работа рецепторов языка обеспечивает крохе вкусовые ощущения. На начальном этапе прорезывания зубов эти действия помогают снять неприятные ощущения, обильное слюноотделение и зуд в деснах. Следите за тем, чтобы игрушки и другие предметы, с которыми взаимодействует ребенок, были чистыми. Также надо оценить предлагаемые ребенку игрушки с точки зрения возможности отделения мелких частей, так как ребенок может их проглотить.

Смейтесь на здоровье!

Важной особенностью данного периода является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой – родители впервые слышат его смех. Ребенок становится более общительным, он сам отыскивает взглядом лицо взрослого, улыбается, лепечет и заставляет взрослых улыбаться ему в ответ. Малыш может с интересом рассматривать других людей, пытается гулить, по-своему «разговаривать» с ними.

Также негативным эмоциональным состоянием кроха дает вам понять, что ему что-то не нравится. Он может заплакать, когда вы прерываете игру.

Уже в этом возрасте достаточно сложная эмоциональная организация заставляет ребенка подыскивать поведенческие стереотипы, поэтому особенно важно создать для малыша спокойную психологическую обстановку. Психологический климат в семье должен быть положительным, иначе ребенок вырастет неврастеничным, капризным, плаксивым.

Играя с малышом, чаще хвалите, одобряйте его, разделяйте его радость по поводу пусть даже небольших достижений. Глядя на взрослого и выделяя его действия, обращенные к себе, младенец начинает выделять и чувствовать самого себя. В этот период формируется чувство доверия к окружающему. Благодаря эмоциональной привязанности к близким людям у ребенка закладывается чувство уверенности в себе, формируется позитивное отношение к окружающему миру.

Важные достижения четвертого месяца

  • ребенок может переворачиваться со спины на живот или с живота на спину;
  • уверенно поворачивает, поднимает и удерживает голову, лежа на животе;
  • фокусирует взгляд на предметах;
  • захватывает ручкой игрушку, рассматривает ее или тащит в рот;
  • может произвольно держать игрушку, трясти и двигать ее;
  • проявляет интерес к зеркалу, подолгу рассматривая свое отражение;
  • по звуку определяет местоположение предмета;
  • произносит новые лепетные звуки и звукосочетания («е», «и», «а», «м», «б», «га», «агу», «бы», «ма»);
  • звонко смеется, когда с ним общаются или когда его щекочут;
  • с удовольствием произносит новые звуки и подражает различным интонациям;
  • усложняются эмоциональные реакции (удовольствие, недовольство, смех и т.д.).

Первые 4 месяца жизни ребенка по праву считаются самыми насыщенными и продуктивными. За это время малыш интенсивно развивается. Речь идет не только о наборе массы тела, но и о различных навыках. Малыш становится более активным, охотнее идет на контакт с родителями и посторонними людьми. Он активно взаимодействует с внешним миром, что позволяет ему приобретать новые жизненные навыки. Чтобы не пропустить возможные отклонения в развитии, родителям будет полезно знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца.

Социальные навыки

К 4-му месяцу жизни у крохи формируется «комплекс оживления». Это значит, что при общении со взрослыми ребенок начинает активно двигать конечностями, улыбаться и радостно гукать. К этому времени малыш уже умеет не только улыбаться, но и радостно смеяться. Он прекрасно различает хорошие и плохие эмоции взрослых людей. Радуется при появлении новой игрушки.

В 4 месяца кроха безошибочно узнает среди других взрослых людей своих родителей. И это не удивительно, ведь они проводят с ребенком больше всего времени.

Примечателен тот факт, что дети этой возрастной группы способны отличить своих родственников не только по внешнему виду, но и по голосам. Если они не видят своих родителей , то начинают активно искать их взглядом и прислушиваться к окружающей обстановке.

Уровень психологического развития

До четырехмесячного возраста дети улыбаются рефлекторно. После 4-х месяцев ребенок начинает улыбаться осмысленно. То есть, его настроением начинает руководить центральная нервная система. При этом ребенку доступен весь спектр эмоций и чувств , что и взрослому человеку.

Это очень важный этап в развитии крохи. Именно в этом время родители должны позаботится о том, чтобы между ними и малышом установилась тесная эмоциональная связь. В дальнейшем это позволит ребенку правильно развиваться в психоэмоциональном плане. Ему будет проще приспосабливаться к окружающему миру, ведь он будет знать, что рядом есть любящие его люди.

Физическая активность

К 4-м месяцам малыши приобретают некоторую самостоятельность . Они активно поворачивают голову. Во время кормления предпочитают помогать себе руками. Они хватаются за грудь мамы или бутылочку.

Естественно, это не все навыки, которыми овладевает кроха за 4 месяца жизни. Их намного больше. Основными из них являются:

Зрение и слух

Малыш к 4-месяцам начинает активно обращать внимание на все яркие или движущиеся предметы. Раньше у него не работала фокусировка зрения. Он мог различить предметы, расположенные только на расстоянии 40 см. Теперь же он отчетливо видит на дистанции в 3-3,5 м. Теперь кроха может наслаждаться видом своей комнаты. Да и прогулки на свежем воздухе становятся для него более познавательными.

Что касается слуха, то к 4-м месяцам он у крох становится таким же острым, как и взрослых людей. Теперь малыши умеют реагировать на окружающие звуки должным образом: при резких и незнакомых звуках они пугаются, а, слыша маму, радуются.

В этом возрасте родители не должны допускать скандалов при ребенке, так как кроха прекрасно различает эмоциональный окрас речи.

Желательно, чтобы малыш во время бодрствования не оставался в тишине. Если мама занята домашними делами, она может поставить ему классическую музыку, записи детских сказок или колыбельных песен. Все это пойдет маленькому человеку на пользу.

Речевые навыки

К возрасту 4-х месяцев ребенок должен уметь активно пользоваться своим речевым аппаратом. Он уже должным образом произносит основные слоги: «ба», «па», «ма». Из-за их четкого произношения многие молодые родители ошибочно думают, что чадо вот-вот заговорит. Это ошибочные ожидания. До полноценной речи еще далеко. Слоги, которые слышат родители от крохи в этом возрасте, указывают лишь на хорошее настроение. Эти звуки дети произносят неосознанно, они лишь копируют артикуляцию взрослых людей. И все равно это очень важный шаг. Ведь теперь у ребенка появился еще один инструмент привлечения внимания родителей.

Возможные отклонения

Когда речь заходит о патологиях развития, многие люди забывают о том, что все дети индивидуальны и уникальны. Даже если поместить детей в одинаковые условия , развиваться они будут по-разному. Например, если ребенок начинает переворачиваться на 1 месяц позже своих сверстников, это считается нормой.

В тех случаях, когда отставание достигает 2-х месяцев, тогда родителям нужно срочно показать свою кроху врачам.

Отсутствие половины вышеописанных навыков – серьезный повод для обращения за помощью. Нужно непременно идти к врачам в следующих случаях:

Все эти отклонения красноречиво указывают на отставание ребенка в физическом и психоэмоциональном развитии. Без помощи педиатра и невролога здесь не обойтись .

Если отклонения от нормы незначительные, скорее всего, родители просто не уделяли должного внимания развитию крохи.

Родители должны знать, что нужно делать , чтобы ребенок хорошо развивался.

Распорядок дня

К четырехмесячному возрасту родители должны делать все, чтобы ребенок был более активным днем. Нужно увеличить время непрерывного бодрствования до 3-х часов . Ребенок должен достаточное время гулять, играть с родителями. Ему должно хватать времени на освоение новых навыков.

Ночной сон ребенка должен занимать от 7-10 часов. При этом следует учитывать тот факт, что кроха, вероятнее всего, будет ночью просыпаться, чтобы поесть. Поэтому родителям следует загодя делать питание на ночь.

Физическое развитие

Делать это упражнение нужно не чаще 2-х раз в день.

Ребенок также должен уметь активно переворачиваться в 4 месяца. Если у него это плохо получается, это не повод для паники. Родители могут ускорить усвоение навыка. Для этого им нужно положить кроху на спину, взять ножку малыша, согнуть ее и отвести в сторону. Ребенок инстинктивно потянется ручкой в ту же сторону. Родители должны дать ему палец . Кроха ухватится за него и, воспользовавшись опорой, перевернется на живот.

Делать это упражнение нужно очень нежно и осторожно.

Чтобы у крохи лучше работали пальчики, родители могут сделать для него специальную игрушку: сенсорную коробку. Делать ее несложно: нужно взять картонный кубик и оклеить его различными материалами. В двух боках коробочки нужно сделать отверстия такого размера, чтобы кроха могла засунуть туда руку. Внутри коробочки нужно крепко закрепить шнурки, пуговички, ворсистую и гладкую ткань, фольгу.

Ребенок будет активно пытаться нащупать разные детали игрушки. Тем самым у него будет активно развиваться мелкая моторика.

Развитие слуха

Слух развивать проще всего. Для этого нужно воспользоваться различными музыкальными инструментами вроде колокольчика, свирели, ксилофона. Нужно издавать различные звуки с их помощью рядом с ребенком. При этом кроха должна видеть, что именно издает звук. Ребенок должен уметь вычислять местонахождение звукового источника.

Стимулирование речевого аппарата

Это не столько работа для ребенка , сколько для его родителей. Они должны делать следующие упражнения:

  • взять малыша на руки так, чтобы он видел лицо мамы;
  • она должна высунуть язык и покачать им из стороны в сторону;
  • надуть щеки и пофыркать;
  • вытянуть губы трубочкой.

Спустя некоторое время малыш начнет копировать действия мамы. Тем самым у него будет быстрее развиваться речевой аппарат.

Заключение

Итак, теперь вы знаете, что должен уметь ребенок в 4 месяца . Он способен хватать предметы, манипулировать ими, гукать, эмоционально реагировать на изменение окружающих условий. На этом этапе жизни малыша родители должны помочь ему закрепить новые навыки и создать условия для движения к новым достижениям.

Доброго времени суток, дорогие родители! Четыре месяца назад ваш малыш появился на свет. Он уже подрос, приобрёл так много новых навыков. А сейчас я вам расскажу, что должен уметь делать ребёнок в 4 месяца.

Физиология малыша

Вес вашего ребёнка заметно изменился. За этот месяц карапуз набирает в среднем 700 грамм. В этом возрасте вес мальчиков колеблется от 5400 грамм до 7800 грамм, а девочек – от 4900 до 7200.

Рост увеличивается в среднем на три сантиметра. У четырёхмесячных девочек рост 58,3 см-64,2 см, а у мальчиков от 58,5 см до 64,7 см.

Но не стоит забывать про индивидуальные особенности организма крохи и внешние факторы. Не нужно сразу расстраиваться и паниковать, если вес или рост ребёнка не входит в эти рамки.

Мой малыш в четырёхмесячном возрасте уже весил 6,6 кг, при этом его рост был уже 66 см.

Рефлексы

  1. Ребёнок с лёгкостью берёт разные предметы, задерживает их в руках и кладёт на место.
  2. Малыш из положения «на животике» ползёт, если ножки, согнутые в коленках, упираются во что-то твёрдое.
  3. Практически исчезает рефлекс Моро.
  4. А этот рефлекс уже должен отсутствовать. Если ребёнку провести пальцем слева и справа возле позвоночника (вдоль всей его длины), то карапуз начнёт изгибать свою спинку.

Развитие органов чувств

В этот период малышу свойственно следующее:

  1. Ребёнок с лёгкостью узнаёт предметы, может концентрировать своё внимание и разглядывать понравившийся объект.
  2. Смотрит на один предмет, потом переводит свой взгляд на другой.
  3. У малыша начинает формироваться зрительная память.
  4. Реагирует на звуки, поворачивает головку в ту сторону, где он прозвучал.
  5. Слушает внимательно, когда с ним говорят. Распознаёт, с какой интонацией к нему обращаются.
  6. Можно заметить, что ребёнок слышит разницу в быстрых и медленных мелодиях.
  7. Ребёнок широко открывает глаза, если рядом с ним появляется резкий звук.
  8. Кроха всё больше разговаривает.
  9. Уже вы можете слышать от него не только звуки, но и слоги, особенно «ма», «па». « »
  10. Малыш может смеяться.

Эмоции крохи

В четыре месяца карапуз всё больше проявляет свои чувства.

  1. Малыш улыбается , когда вас видит, когда радуется.
  2. Вы даже можете услышать смех ребёнка.
  3. Кроха проявляет свои эмоции движениями рук и ног.
  4. Ребёнок уже умеет возмущаться, при этом издаёт разные звуки с характерной интонацией.
  5. Уже с лёгкостью узнает родителей и близких родственников, и даже их голоса.

Как ребёнок двигается

Ребёнок уже владеет многими двигательными навыками:

  1. Самостоятельно удерживает голову. « »
  2. Когда он лежит на животе, может поднимать голову и удерживать её довольно длительное время, при этом умудряясь смотреть по сторонам.
  3. Умеет переворачиваться с живота на спину и обратно. « »
  4. Может отталкиваться, как лягушонок, если когда он лежит на животе, ему подставить свою ладонь под стопы.
  5. Самостоятельно берёт погремушку и играется ей, кладёт на место.

Здоровый сон ребёнка

За сутки ребёнок в среднем спит 15 часов, 10 из которых приходятся на ночное время. Дневной сон делится на три раза, может длиться приблизительно по полтора часа. Ночью малыш практически не просыпается, исключения могут составлять желание покушать и смена подгузника , но после этих процедур ребёнок быстро засыпает.

Питание малыша

Для деток на грудном вскармливании ничего особо не изменяется в этом возрасте. Разве что у карапузов растёт аппетит, и они за одно кормление съедают больший объём маминого молока.

Что касается детей на искусственном вскармливании, то для них в четыре месяца происходят перемены. Именно в это время в их рацион питания добавляется прикорм. Первыми вводят овощные пюре. Дают по пол чайной ложки и смотрят за реакцией организма ребёнка. Если аллергия не возникает, постепенно повышайте порцию. « »

Патологии четырёхмесячного возраста

У деток могут появиться проблемы со здоровьем или с развитием и вам необходимо знать об этом и о причинах их возникновения, чтоб суметь вовремя распознать их и начать действовать.

Можно отметить ряд причин, которые вызывают температуру у детей в четыре месяца:

  1. У малыша лезут зубки.
  2. Тепловой удар.
  3. Долгий плач, сопровождающийся сильным криком.
  4. Гиперактивность малыша.
  5. Отклонения в функционировании пищеварительной системы.
  6. Вирусные и бактериальные заболевания.

Кашель у малыша в таком возрасте может стать следствием таких проблем:

  1. Воспаление горла, ушей, носовых пазух, аденоидов.
  2. В дыхательные пути попало чужеродное тело.
  3. Инфекционный процесс в органах пищеварения.

Стоит обратить внимание и срочно бежать к врачу, если кашель ребёнка сопровождается следующими симптомами:

  1. Сопровождается мокротой разных оттенков или кровью.
  2. Не исчезает дольше трёх недель.
  3. Резко появляется на пару с высокой температурой.

Отклонения в развитии

Все детки индивидуальны и по-разному развиваются. Кто-то раньше среднего, кто-то позже. Но есть вещи, которые малыш просто обязан уметь делать в четырёхмесячном возрасте:

  1. Совершать двигательные движения.
  2. В руке, хоть короткое время, удерживать предметы.
  3. Самостоятельно держать голову, лёжа на животе.
  4. Уметь переворачиваться.
  5. Опираться на локти и приподниматься, если его положили на животик.
  6. Упираться ногами на поверхность, находясь в стоячем состоянии.
  7. Произносить звуки.
  8. Слышать и узнавать голоса и другие звуки.
  9. Узнавать самых близких родных и радоваться их появлению.
  10. Проявлять положительные эмоции во время игры со взрослым.
  11. Улыбаться, в частности реагируя на что-то или кого-то.

Причины слёз малыша

В этом возрасте маме всё проще распознать, почему плачет её кроха. Это обусловлено тем, что малыш льёт слёзки с разной интонацией, с разной громкостью, при этом может совершать какие-то движения или хвататься за больное место.

Давайте рассмотрим основные причины, вызывающие плач:

  1. Ребёнок замёрз или вспотел.
  2. Повышенная или сниженная влажность в помещении.
  3. Малыш голоден.
  4. Карапуз может плакать от усталости.
  5. Нужно сменить подгузник.
  6. У ребёнка что-то вызывает неудобства.
  7. Малыша напугал громкий шум или резкий стук.
  8. Если плач сопровождается резкими дёрганьями ножек, поджиманием коленок к животику – у вашего карапуза колики или метеоризм.
  9. Ребёнок заболел.

Стимулируем развитие ребёнка

Не забывайте принимать участие в развитии ребёнка. Полезным будет совершать ряд действий:

  1. Следите, чтоб рядом с малышом не возникали никакие скандалы и ссоры. И тем более не кричите на ребёнка. Так вы ломаете ему психику и рождаете фобии.
  2. Разговаривайте с малышом в разных интонациях, передавайте ему свои чувства, но только положительные.
  3. Общайтесь с ребёнком как можно чаще, проводите с ним время, потанцуйте с ним на руках. Причём ещё лучше, если это будут делать не только родители, но и другие родственники малыша.
  4. Важно называть кроху по имени. И конечно делать это нежно.
  5. Рассказывайте ребёнку сказки перед сном, читайте стихотворения.

Я сыночку иногда рассказывала известные произведения, а иногда придумывала свои истории. Он лежал тихонько и слушал каждое моё слово. И до сих пор очень любит сказки.

  1. Радуйте ребёнка новыми подарками. Пусть игрушки будут разной формы, цвета, но желательно яркие.
  2. Обязательно включайте крохе музыку, но только что-то нежное, спокойное (уж точно не рок), пойте ему колыбельные. Так будет развиваться слух крохи.

Я пела своему сыну, и знаете, со временем, он начал «подпевать». На своём, понятном только ему языке, но всё же.

  1. Устраивайте с ребёнком диалог. Можете начинать с простых звуков, особенно с тех, которые вы слышали от своего карапуза. Увидите, крохе это понравится, он начнёт вам отвечать.

Вот мы и разобрались, какими навыками, умениями и достижениями должен владеть малыш в четыре месяца. Он ещё такой маленький, а уже так много достиг. А это только первые его победы, дальше будет больше. Счастья и здоровья вашей крохе!

К этому возрасту ребенка жизнь в доме понемногу входит в свое русло. Родители привыкли к своему новому образу жизни, кроха тоже «освоился». В норме к 4 месяцам малыша уже не должны мучить проблемы с работой кишечника, а его сон ночью уже не так прерывист, что дает возможность выспаться родителям. Однако дольше бодрствует, начиная активно исследовать окружающую обстановку.

Это обязательно сопровождается требованиями внимания со стороны взрослых. Видя, как малыш буквально по дням развивается и растет, многие родители озадачиваются вопросом: «Что должен уметь ребенок в 4 месяца?» По сути, он еще младенец, однако именно с этого периода начинают закладываться и формироваться многие важные для его будущего развития навыки. От их уровня будет зависеть психическое, эмоциональное и физическое становление ребенка.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца - все индивидуально

Помните, что одинаковых детей не бывает, и было бы неправильно всех подгонять «под одну гребенку». Кто-то более спокоен, кто-то активен, кто-то открыт миру, ну а кто-то предпочитает наблюдать: малыши такие же разные, как и взрослые люди. Но существует некоторый свод с базовыми навыками того, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Он является неким эталоном, сверяя с которым способности ребенка, можно судить о степени его развития.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца - базовые навыки
  1. Переворачиваться со спины на бок и на живот. В положении лежа на животе малыш способен перемещать взгляд за движущимися объектами.
  2. Приподнимаясь или лежа на животе, опираться на поверхность ладошками. В таком положении хорошо держать голову, свободно поворачивая ее влево и вправо.
  3. Реагировать на появление знакомых и незнакомых лиц.
  4. Прислушиваться к появлению звуков и определять источник их происхождения.
  5. Самостоятельно брать и удерживать в ручках игрушки и предметы. Проявлять реакцию на новые, выражать «недовольство», если их у него забрали.
  6. Без поддержки устойчиво держать головку.
  7. Отзываться на свое имя.
  8. Хватать или пытаться схватить висящие над ним игрушки. Реагировать на яркие предметы в доме.
  9. Рассматривать, трогать и переворачивать в ручках игрушки.
  10. Опираться на кончики пальцев ножек, когда его поддерживают в вертикальном положении.
  11. Смеяться, когда его забавляют взрослые.
  12. Подолгу гулить с добавлением долгих, протяжных гортанных звуков.

Это основные элементы поведения, присущие всем детям данного возраста. Какие-либо явные несоответствия с тем, что должен уметь делать ребенок в 4 месяца, должны быть внимательно изучены соответствующими специалистами.

Развитие вашего ребенка

Природа - природой, однако то, что умеет ребенок в 4 месяца, в немалой степени зависит от того, как родители общаются со своим малышом и что делают для его полноценного развития. Известно, что дети, с которыми много разговаривают близкие, быстрее адаптируются и развиваются. В дальнейшем у таких деток наблюдаются высокие способности к любому обучению. Непременный атрибут нормального развития - игрушки. В таком возрасте это могут быть погремушки или даже развивающие игры по возрасту. На данном этапе главное - мелкая моторика, концентрация взгляда, хватательный рефлекс и цветовое восприятие. Всеобщее развитие не будет полным без физической активности - массажи, гимнастики, прогулки на свежем воздухе способствуют развитию умственной деятельности. Все эти меры хороши, если малыш, прежде всего, окружен любовью. В такой обстановке он будет расти легко и радостно, а его развитие всегда будет на должном уровне.

Поделиться: