Рассказ дошкольникам про защитников родины. День защитника Отечества: материалы для занятий с детьми


ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Защитники Отечества»

ФИО (полностью)

Ященко Светлана Петровна

Место работы

МБОУ НОШ-ДС «Надежда»

Должность

Воспитатель

Предмет

НОД «Познание: формирование целостной картины мира» с интеграцией в образовательные области «Коммуникация», «Художественная литература», «Физическое развитие», «Музыка».

Класс

Подготовительная группа

Тема и номер урока в теме

«Защитники Отечества»

Базовый учебник

    Цель урока: Расширять кругозор о героическом прошлом России и воинов - защитников русской земли.

    Задачи:

    обучающие : подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди всегда помнят о защитниках Отечества, в честь героев слагают песни и стихи, устанавливают памятники.

    развивающие: развивать интерес к истории своей страны.

    воспитательные: воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, гордости ее историческим прошлым.

    Тип урока – интегрированное занятие

    Формы работы учащихся – беседа, д/игра, выполнение игровых физических упражнений, чтение стихов.

    Необходимое техническое оборудование – личный компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон.

    Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

Вводная

Беседа с детьми,

д/игра «Назови»,

Показ слайдов (3,4,5,6,7,8)

Беседа с воспитателем,

10 мин

Основная

Рассказ воспитателя, игровые задания детям.

Показ слайдов (9 -24)

Игровые упражнения,

Физкультминутка.

Рассматривание наглядного материала

15 мин

Заключительная

Беседа с детьми,

руководство инсценировкой.

Показ слайдов(25-30)

Участие в инсценировке.

Беседа

10 мин

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

презентация

презентация

Презентация «Защитники Отечества»

Предварительная работа:

    Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

    Рассматривание картины «Бородинское сражение».

    Чтение произведений о Великой Отечественной войне, о защитниках Отечества, отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».

    Заучивание стихотворений о Великой Отечественной войне

    Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Солтане».

    Посещение музея боевой славы.

    Экскурсия к памятникам героям войны 1812 года.

    Разучивание песен, танцев с военной тематикой.

    Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», тематическое рисование к «Дню Защитника Отечества», «Поздравительные открытки к Дню Победы»

Оборудование:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, иллюстрации богатырей Древней Руси.

Активизация словаря :

Богатырь, русичи, былины, гусар, полководец, главнокомандующий, сражение, ветераны, Рейхстаг.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, 23 февраля наша страна отмечает праздник - День Защитника Отечества. Вы знаете, что нашей стране приходилось очень часто отражать нападение врагов. Ведь Россия - богатая, красивая и очень многие хотели бы владеть ею, (слайд 3)

Еще в древние времена большой опасностью для русских земель были набеги врагов. Они разоряли на Руси села и города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства

И каждый раз вставали на защиту своей Родины русские люди – русичи, так в далекие времена звали наших предков – славян, (слайд 4) Славились русичи богатырской силой, храбростью и мужеством. Об их подвигах и силе слагались песни, сказки и былины.

А знаете – ли вы, ребята, русских богатырей? Назовите их (слайд 5)

Ответы детей:

В каких сказках (мультфильмах) мы встречаемся с богатырями? (слайд 6, 7, 8)

Ответы детей:

Много славных подвигов совершили русские люди, оберегая свою землю от врагов. В далеком 1812году на Россию напала армия французского императора Наполеона. Наполеон решил покорить Россию. Армия Наполеона была очень сильна и завоевала много стран. Но главной своей целью Наполеон считал взятие Москвы, (слайд 9)

Наполеон говорил, что если он возьмет Москву, то поразит Россию в самое сердце. Но когда его армия вступила на нашу землю, весь русский народ поднялся на борьбу с ней. Возглавил русскую армию полководец Михаил Илларионович Кутузов. (слайд 9)

Кутузов умело вел бои. В боях русская армия проявляла величайшую стойкость, решительность, но Наполеон все же продвигался к Москве.

26 августа 1812 года Кутузов решил дать бой армии Наполеона у деревни Бородино. Это сражение вошло в историю как Бородинское сражение, (слайд 10)

Только темная ночь остановила бой! Наполеон сказал: «Самое страшное сражение из всех сражений было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы!»

Но потери русских солдат были огромны, и тогда Кутузов приказал отступать, чтобы сохранить войска, а потом вновь ударить по врагу.

Гордо вошел Наполеон в Москву и стал ждать, когда явятся русские, но никто не пришел на поклон. Москва была пуста. Жители из нее ушли. Город горел. Наполеон смотрел на пылающую Москву и готов был подписать мир, но никто ему мира не предлагал, (слайд 11)

Ничего не оставалось Наполеону, как только покинуть Москву. Под селом Тарутино Кутузов разбил французскую армию. Последний бой был дан на Смоленской дороге. Так закончилось нашествие Наполеона, (слайд 12)

Воспитатель: д\и «Отгадай»

Ребята, отгадайте, какой из этих солдат принимал участие в Бородинском сражении? (слайд 13)

Ответы детей : картинка №4

Воспитатель: Чтобы защищать Родину, воин должен многое уметь, а главное быть сильным. Как стать сильным?

Ответы детей : Заниматься спортом, закаляться, делать зарядку по утрам и т. д.

Физкультминутка (слайд14)

Богатырь он вот каков: (показывают силача)

Он силен, он здоров,

Он из лука стрелял

Метко палицу бросал (имитация действий)

На границе стоял

Зорко, зорко наблюдал

Подрастаем мы, смотри

Станем, как богатыри

Воспитатель: Спустя много лет началась еще одна война – Великая Отечественная 1941-1945 годов. Война с фашисткой Германией. Гитлер, как и Наполеон, хотел завоевать весь мир, покорить нашу Россию, Москву, (слайд 15) звук

Но не суждено было сбыться мечтам врагов. Наш народ одержал победу.

Великая отечественная война началась 22 июня 1941 года. Подлый враг напал на мирную страну внезапно, не объявляя нам войны. Фашисты надеялись на легкую и быструю победу. Им хотелось захватить богатства нашей страны, а мирных людей сделать рабами. Но они просчитались. На защиту Родины встал весь народ от мала до велика. (слайд 16-19) звук

В те дни появилась такая песня – призыв «Вставай, страна огромная /Вставай, на смертный бой, / С фашисткой силой темною, / С проклятою ордой».

(Звучит песня «Вставай, страна огромная», муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача)

Это была жестокая, принесшая нашей стране много горя и большие разрушения война. Кто из вас, ребята, знает об этой войне, слышал от взрослых, видел в кино? (высказывания детей)

Воспитатель: (д\и «Назови и покажи»)

какие вы знаете виды военной техники времён Великой Отечественной войны (слайд20)

Я, предлагаю вам ответить на вопросы викторины:

    Какими наградами за заслуги перед Родиной награждают защитников Отечества? (орденами и медалями)

    Какое оружие называется женским именем? (катюша) (слайд 21)

    Какое звание было присвоено столице нашей Родины Москве, и городу Смоленску за героизм и мужество в Великой Отечественной войне? (город-герой)

    Какое звание было присвоено нашему городу? (знак воинской славы) (слайд22)

    Где было водружено Знамя Победы? (в Берлине, над рейхстагом) (слайд 23)

    Где проходил парад Победы? (в Москве, на Красной Площади)

    Отгадайте загадку:

Вдруг из темной темноты

В небе выросли кусты.

А на них – то голубые,

Пунцовые, золотые

Распускаются цветы

Небывалой красоты.

И все улицы под ними

Тоже стали голубыми,

Пунцовыми, золотыми, разноцветными.

(салют) (слайд 24)

Долгие 4 года воевали наши и другие народы с фашистами. И, наконец, 9 мая 1945 года одержали сокрушительную Победу над врагом. (слайд 25) звук

Если вы думаете, что это происходило давным-давно, то ошибаетесь. Еще живы те люди, которые участвовали в этих событиях. Конечно, сейчас они совсем старенькие, но если 9 мая вы выйдете на улицу, то обязательно увидите их с орденами и медалями. (слайд 26)

Те же, кто был детьми во время войны, будут без боевых наград, но и их вы узнаете по радостной улыбке - это тоже их праздник, они точно знают цену мирному небу над головой.

Но это и наш праздник, потому что он – история страны.

А чтобы помнить об этой истории люди устанавливают памятники и отмечают праздники. Герои живут среди нас, и не всегда различишь героя в скромном человеке. Почтим память всех погибших за нашу Родину минутой молчания.

На площадь приходим с цветами,

Бессменно солдат там стоит,

И Вечный огонь – наша память –

Всегда озаряет гранит. (В. Губарев) (слайд 27)

В нашей стране этот день – выходной, в Москве на Красной площади и в других больших городах в День Победы проводятся военные парады, вечером над всей страной раздаются самые мирные на свете взрывы – салют Победы. (слайд 28-29)

И, сегодня, в наши дни, защитники Отечества защищают нашу Родину – Россию. Многие наши мальчики, когда, вырастут, станут военными и будут служить в армии, чтобы защищать Родину. (слайд 30)

Мы играем, мы играем,

Мы – пехота, моряки.

Мы ракеты запускаем,

Любим звонкие клинки.

Мы мечтаем, мы мечтаем,

Что, когда мы подрастем,

Пехотинцами мы станем

И во флот служить пойдем.

На границу и в саперы,

В летчики, в подводный флот.

Подрастем мы очень скоро,

А пока игра идет.

(песня «Будем в армии служить» муз. Ю.Чичкова, сл. В.Малкова)

Тематическая беседа для старших дошкольников "День защитника Отечества" - 23 февраля. Конспект

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ№43 г. Колпино Санкт - Петербург
Описание: Материал разработан для детей старшего, подготовительного дошкольного возраста. Будет полезен воспитателям.
Цель: Расширить знания детей о празднике-Дне защитников Отечества.
Задачи:
- Воспитывать у детей уважительное отношение к защитникам Отечества.
- Вызвать чувство гордости за Российскую армию, желание быть похожими на сильных, смелых воинов.
- Развивать память, воображение, речь.
Материал: иллюстрации, открытки, плакаты с изображением защитников Отечества.
Предварительная работа: чтение художественной литературы об армии; рассматривание иллюстраций «армейские будни»; беседы об армии.

Ход мероприятия:

- Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Назовите, пожалуйста, какой сейчас месяц? А какой праздник мы с вами будем отмечать в этом месяце?
- Ответы: месяц – февраль, а праздник – День защитника Отечества. Мы в этот день поздравляем пап, дедушек, братьев и т.д.
- Ребята, посмотрите, какие картинки развешены у нас в группе. А как вы думаете, что бы это значило?
- Ответы – рассуждения детей.
- Правильно, близится праздник «День защитника Отечества». И сегодня мы с вами поговорим на эту тему.
- Посмотрите, внимательно на картинки, что там изображено?


- Ответы детей.
- Совершенно верно, солдаты, матросы, офицеры. А как, одним словом назвать этих людей?
- Ответы детей.
- Конечно это военные? А что означает – Военные?
- Это люди, которые защищают нас и всю страну, Родину, Отечество.
- А как вы думаете, что такое Отечество? Правильно, ребята, Отечество – это наша Родина.
- Как называется наша Родина?
- Ответ: Россия.
- Ребята, а какие виды войск вы знаете?
- Ответы: военно – воздушные силы,


военно – морские силы,


сухопутные или наземные.


- А можете, назвать, что делают летчики, пехотинцы, моряки?
- Ответы: летчики – защищают небо, моряки – море, а пехотинцы – сушу.
- Ребята, а кто является главным защитником Отечества в мирное время?
- Ответ: Солдаты.
- Каким должен быть солдат?
- Ответ: Сильным, смелым, ловким, выносливым, упорным, отважным, внимательным, любить свою Отчизну и свой народ, а самое главное, он должен быть здоровым, чтобы мог нас защищать.
- Ребята, но ведь сейчас нет войны, зачем же нужная армия в мирное время?
- Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов.
- Ребята, а что же делают солдаты в армии в мирное время?
- Солдаты тренируются, проводят учебные учения, сражения, изучают военную технику.
- Давайте и мы с вами проведем физминутку, представьте, что вы на учениях.

Выполнение физических упражнений:
1. Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой – раз, правой – раз!
Посмотрите вы на нас!
2. Приседаем быстро, ловко.
Морякам нужна сноровка
Чтобы мышцы укреплять
И по палубе шагать!
Приседания, руки вперёд (осанка).

Молодцы, присядьте на стульчики и давайте поиграем.
Д/и «Продолжи предложение».
«Танком управляет» - продолжите предложение (танкист).
За штурвалом самолета сидит (пилот).
Из пушки стреляет (артиллерист).
Границу охраняет (пограничник).
На корабле служит (моряк).
На подводной лодке несет службу (моряк - подводник).
С парашютом прыгает (десантник).
В ракетных войсках служит (ракетчик).
- Молодцы, ребята, Вы справились с заданием. Чтобы стать настоящими защитниками Отечества нужно многому учиться. Ребята, я желаю Вам стать надёжными защитниками Отечества.
- Наше занятие подошло к концу, надеюсь, Вам понравилось.
За то, что солнце светит нам,
За то, что нет войны,
Спасибо тем, кто бережёт
Покой родной страны.


Всех поздравляем с наступающим праздником.

Тематическое занятие для средних и старших дошкольников посвященное
«Дню защитника Отечества»

Подготовила: Терехова Инна Владимировна
музыкальный руководитель первой категории
ГБОУ д/с №358, Москва.

Программное содержание:
Воспитывать любовь и уважение детей к защитникам Отечества. Формировать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них. Воспитывать у детей патриотические чувства, вызывать чувство гордости за нашу армию, ее историю.
Поддерживать интерес детей к службе воинов путем чтения художественных произведений, рассматривания иллюстраций, организации инсценировки стихотворения.
Провести сравнительную параллель: защитники Древней Руси и современные воины - защитники Отечества.
Формировать более полные и точные представления о моряках, летчиках, пограничниках и т. д
Побуждать детей к активности в различных видах художественной деятельности: в музыкальной - выразительно петь; в художественно-речевой - высказываться о Российской Армии, выразительно читать стихи, развивать чувство ритма.

Цель:
Воспитывать гордость за свою страну, свой народ, стремление к взаимовыручке;
создать положительный эмоциональный настрой, веселое, бодрое настроение.

Ход занятия

М.р: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о празднике, который скоро будет отмечать наша страна – Дне защитника Отечества. Но сначала я хочу вас спросить, как вы понимаете слово «Отечество»? (ответы детей.) Правильно, отечество – это наша Родина, та страна, где мы родились и живем, - Россия! Так почему же появился такой праздник, праздник защитников нашей Родины?
Страна наша всегда была очень богатой и большой. И моря, и реки, и горы, и пустыни, и равнины, и дремучие леса – все есть в России, и все это привлекало к себе другие народы, у которых не было всех этих богатств. Они нападали на наши земли, разоряли города и села, захватывали пленных, и пытались завладеть русскими просторами. Но русские люди всегда мужественно защищали свою Родину и не давали ее в обиду. В старину наши границы защищали богатыри. Они собирались в дружины и охраняли наши земли. Богатыри были очень сильными и ловкими, прекрасно держались в седле и хорошо владели оружием. Про них слагали сказки, песни и даже рисовали их.

видиоряд «Богатыри»

Русский художник Виктор Васнецов написал немало картин, связанных с русским эпосом, сказками и былинами, русской историей. Но картина "Богатыри", безусловно, является вершиной его творчества. Созданию которой живописец отдал чуть ли не тридцать лет. Она была завершена в 1898 году. Эту картину часто называют "Три богатыря", что, конечно, отражает суть картины: на ней изображены трое русских витязей, сильных, достойных, красивых, надежных. Эти сказочные персонажи хорошо знакомы нам по народным русским былинам. Все они одеты в воинские доспехи, у каждого в руках оружие. Они несут дозор где-то в холмистых полях, смотрят, все ли в порядке в земле Русской.

Сила, мудрость, молодость и удача - вот что олицетворяет собой эта могучая троица, вышедшая из древних сказаний. Мы знаем имена каждого из них. В центре находится вглядывающийся вдаль величавый богатырь, исполненный сил. Это Илья Муромец. По левую руку его Добрыня Никитич, о котором известно, что он обладал знаниями, смекалкой, опытом. Справа от Ильи Муромца Алеша Попович, молодой, веселый, миловидный юноша, лиричный и романтичный. Недаром к седлу у него сзади прикреплены гусли. У каждого из героев свое оружие, что дает им возможность сражаться против любого врага. Илья Муромец держит в руках копье. Добрыня Никитич достает из ножен меч, а Алеша Попович уверенно держит лук. Они смогут защитить свою землю

Богатырскую силушку да удаль свою богатыри показывали не только на поле боя, но и устраивали свои соревнования –игрища, где выбирали сильнейшего. Не забывают про старинных защитников земли русской и сейчас. И я предлагаю посмотреть вам танец богатырей, который исполняют мальчики нашего сада.
«Богатырская сила»
Менялась наша страна, менялись и ее защитники: богатыри, петровские стрелки, отважные гусары.

Кто становился гусаром? Богатые, знатные, высокообразованные молодые люди дворянского происхождения (сословия). Благодаря полученному образованию они увлекались музыкой, литературой и сумели создать эталон гусара. В конце XIX века они были любимцами публики, особенно женщин. Чем вызваны эти симпатии? Конечно, их внешностью, гусарским костюмом. Гусары - люди отважные. Недаром повторяли слова: «Пусть покинет меня все! Только бы не покинуло мужество!» Славились гусары и взаимовыручкой: «Сам погибай, а товарища выручай!». Когда на нашу землю в 1812 году напали французы, весь народ поднялся на защиту Родины, но особой доблестью отличались гусарские полки.
Гусары были образцом во всем, и сейчас их образ с удовольствием повторяют и взрослые и дети. Предлагаю вам посмотреть, как изображают марш гусаров ваши сверстники. А поскольку они не взрослые, а пока еще дети, то и музыку используют детскую – композитора П.И.Чайковского «Марш деревянных солдатиков»

Видио «Марш деревянный солдатиков»,

Видите, как четко маршируют ребята, как красиво перестраиваются, и замечательно барабанят. Давайте и мы с вами представим себя гусарами, марширующими на параде.

Дети играют на барабанах марш.

Сейчас я вам рассказала о защитниках нашей Родины, которые жили очень давно. Как вы думаете, какая сейчас армия в нашей стране? (ответ детей). Правильно, сильная, мощная, хорошо вооруженная, мужественная. В нашей армии есть много родов войск. Давайте вместе вспомним где служат наши защитники? (ответы детей) Правильно ребята, нас охраняют и летчики, и пехотинцы, и танкисты, и десантные войска, и артиллеристы, и подводники, и моряки Все они берегут нашу мирную жизнь, чтобы вы могли спокойно расти, играть, учиться. Наши мальчики, также как и их папы и дедушки, когда подрастут тоже пойдут в армию, а пока они о ней только мечтают.

Мальчики читают стихи Н. Ивановой «ВОЕННЫЕ ПРОФЕССИИ»
(показ слайдов)

ТАНКИСТ
Везде, как будто вездеход,
На гусеницах танк пройдет
Ствол орудийный впереди,
Опасно, враг, не подходи!
Танк прочной защищен броней
И сможет встретить бой!

ЛЁТЧИК
Он металлическую птицу
Поднимет в облака.
Теперь воздушная граница
Надежна и крепка!

ПОДВОДНИК
Вот дивная картина -
Выходит из глубин
Стальная субмарина,
Как будто бы дельфин!
Подводники в ней служат -
Они и там, и тут
Под водной гладью кружат,
Границу берегут!

ДЕСАНТНИК
Десантники в минуты
Спускаются с небес.
Распутав парашюты,
Прочешут темный лес,
Овраги, горы и луга.
Найдут опасного врага.

САПЕР
Давно закончилась война,
Но след оставила она -
Бывает, среди грядок
Закопаны снаряды.
И с техникой придет сапер,
Чтоб обезвредить поле.
Не будет взрывов с этих пор,
Беды, и слез, и боли!

ВОЕННЫЙ ВРАЧ
Солдат у вражеских высот
Был ранен утром рано.
Отважный военврач спасет,
Он перевяжет раны!
Врач извлечет из ран солдата
Два небольших осколка
И скажет: "Унывать не надо!
Живи, братишка, долго!"

МОРЯК
На мачте наш трехцветный флаг,
На палубе стоит моряк.
И знает, что моря страны,
Границы океанов
И днем, и ночью быть должны
Под бдительной охраной.

Исполняют песню З.Роот «Стоит у руля капитан»

Муз.рук.: Ребята, мы сегодня говорили с вами о защитниках нашей Родины. О тех, которые жили очень давно и о тех, кто защищает наше Отечество сейчас. Мы гордимся всеми, кто стоял на защите нашей родины - нашими отцами и дедами. Мы верим в наших мальчишек – будущих защитников нашей страны! И поздравляем всех с наступающим праздником!

На площади Красной,
Под небом Кремля,
Цветы распустились
Среди февраля.

Над площадью Красной –
Цветные огни,
Летят на погоны
Военных они.

На площади Красной
Орудия бьют:
В честь Армии нашей
Сегодня салют.
(В. Степанов)

Упражнение с салютиками.
Видео ролик "Защитники Отечества" на одноименную песню в исполнении вокальной студии "Веснушки".

От художественной литературы перейду к учебному пособию.
"Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне" - очень хорошее информативное издание. Это небольшая детская книга о Великой Отечественной Войне . Материал подается с форме занятий-бесед, книга понятна школьникам всех возрастов. В тексте можно найти стихи о войне . После каждой темы читателю предлагается ответить на несколько вопросов. Книжка маленькая, в тонком переплете, но и цена скромная. Я проводила по этой книжке-брошюре беседы в 9-му мая со своими детьми. Книжку так же могут использовать школьние учителя и воспитатели детского сада для проведения тематических уроков и занятий.

К сожалению, книги в магазинах сейчас нет (на момент написания этих строк). Однако, её часто переиздают, поэтому ссылки на нее я оставлю. Возможно, на момент, когда вы читаете этот текст, книга появилась в магазинах.

»
»
»

Аннотация:
В пособии представлены занятия-беседы, посвященные Второй мировой войне и важнейшим событиям Великой Отечественной войны: началу войны, обороне Москвы, решающим сражениям, победе нашей страны над фашисткой Германией, освобождению народов Европы от фашизма.
Предлагаемый материал прост по форме, доступен по содержанию и может быть использован при проведении занятий по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников.
Пособие адресовано воспитателям ДОУ, учителям начальных классов, гувернерам и родителям.

Намного больше информации представлено в книге "Герои Великой отечественной войны. Люди и подвиги". Это издание можно с полным правом назвать энциклопедией Великой отечественной войны для школьников. Книжка не очень большая, но содержательная и при этом доступная по цене. И пока еще её можно найти в магазинах, хоть и не во всех.

»
»
»
»
»

Аннотация:
Книга "Герои Великой отечественной войны. Люди и подвиги" представляет краткую историю войны 1941-1945 гг., рассказывает о главных создателях побед - советских полководцах, и о тех, кто воплощал их замыслы, - о народных героях. Чёткие карты помогут проследить ход войны, последовательность военных операций и продвижение войск. Фотографии военных лет погрузят вас в атмосферу того времени. Красочные иллюстрации познакомят с оружием, техникой, военной формой и наградами той эпохи. Информативные статьи, написанные простым языком и дополненные интересными фактами, увлекут любого читателя.
В оформлении используются реальные фотографии военных лет, полученные из авторитетных архивов, что придает даже достаточно краткому изложению фактологическую достоверность.


Последнее время популярностью пользуются познавательные издания, написанные Еленой Ульевой. Она выпустила уже много книг. Одна из них - "Беседы о войне, энциклопедия для малышей" .

Эта книга построена в форме беседы дедушки, прошедшего войну, и его внука Миши, живущего в наше время. Дедушка рассказывает о том, кто такие фашисты, как началась война, о защите Брестской крепости, мобилизации... Каждая беседа посвящена отдельной теме. "Концентрационные лагеря", "Собаки на войне", "Концертные бригады", "Второй фронт", "Эвакуация", "Подвиг Ивана Кожедуба", "Ядерный взрыв в Японии" - всего 91 тема. Статьи небольшие, начинаются обычно диалогом дедушки и внука, далее следует подробный рассказ. Иллюстраций не очень много, в основном это портреты или небольшие тематические картинки - танк, рация, медаль. Но встречаются более интересные иллюстрации: виды оружия, боевая техника, форма и снаряжение солдат и офицеров.

В книге много тем и много информации, при этом изложена она понятно, короткими рассказами. Возможно, для дошкольников книга будет чуть сложновата, так как темы рассматриваются очень непростые. А вот младшим школьникам такое чтение будет посильно и полезно.

В продаже сейчас можно найти несколько разных изданий этой книги.

Эта статья предназначается мамам, папам, бабушкам, дедушкам – всем, кто хотел бы рассказать своим детям о таком празднике, как 23 февраля — День защитника Отечества.

23 февраля в нашей стране отмечается праздник – День защитника Отечества. Что наши дети знают об этом празднике?

Они знают ровно столько, сколько мы, взрослые им расскажем об этом.

Как же произошло создание Армии в России?

1918 год … В России идет гражданская война. Ужасное и тяжелое время для страны, измотанной революцией и войной…

15 (28) января 1918 года Совет народных комиссаров Советской России издал Декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии. На фронте началась запись в новую армию солдат-добровольцев, из которых формировали красноармейские роты. 23 февраля 1918 г. председатель СНК В. И. Ленин опубликовал в «Правде» статью «Мир или война», в которой призвал: «… готовить революционную армию не фразами и возгласами, а созданием серьезной, всенародной, могучей армии».

История нашей родины сложна, многогранна и очень непроста. Восприятие истории – вопрос спорный, об этом дети узнают гораздо позднее. Важно то, чтобы дети знали, что защита Родины – это долг чести для каждого мужчины. Это идет из глубины веков…В этой статье мы покажем только самые великие, самые значимые примеры патриотизма, любви к родной земле.

Давайте начнем с былинных героев, с древней Руси…

Былина — от слова «быль», то есть то, что было в действительности, осталось в народной памяти и передавалось рассказчиками от поколения к поколению. Давным-давно на нашу страну шли враги: печенеги, половцы, разоряли и сжигали селения, грабили жилища, забирали в плен людей и увозили с собой добро. Эти страшные события не могли оставить равнодушными добрых молодцев - защитников земли русской. Народ создавал былины, а главными героями былин были – богатыри.

Перед нами картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович — знаменитые герои народных былин, защитники родной земли. Васнецов писал о своей картине: « Картина моя – Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли ворога, обижают ли кого». Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье и щит, в другой булава. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. Справа на коне рыжей масти Алеша Попович, держит в руках лук со стрелами. Гордый боевой дух, стремление защищать свою землю русскую от врагов – вот суть этой картины.

Русский народ сложил прекрасные пословицы о защитниках своей земли:

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.

В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке

Отечественная война 1812 года.

Не будем вдаваться в причины, побудившие французского императора Наполеона начать войну против России. Речь здесь идет о мужестве, стойкости, воле русских воинов – защитников родины. Накануне вторжения Наполеон говорил: «Я иду в Москву и в одно или два сражения всё кончу. Император Александр будет на коленях просить мира. Я сожгу Тулу и обезоружу Россию». Наполеон даже представить себе не мог, какое мощное сопротивление он встретит на пути…Русская армия ХIХ века имела патриотическую концепцию, автором которой был генералиссимус А. В. Суворов. Стержень патриотизма Суворова – готовность умереть за Россию.

Защищая свой дом, свою семью, свою родину, право на жизнь, русские люди обнаружили невиданную стойкость духа и самопожертвование, показали чудеса храбрости. Они вызывали в непобедимом до сих пор Наполеоне сначала удивление, а потом страх.

Лучше всех о русском патриотизме сказал М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино»

И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.

Существует целая серия картин художников – баталистов о войне 1812 года.

Картина художника В.В. Верещагина «Конец Бородинского сражения».

Ну и конечно, гениальное произведение Л.Н. Толстого «Война и мир». Читать это произведение нужно осмысленно, вдумчиво. По мнению Толстого, русский народ глубоко патриотичен. При занятии французами Смоленска крестьяне сжигали сено, чтобы не продавать его своим врагам. Каждый по-своему старался причинить боль врагу, чтобы они почувствовали ненависть истинных хозяев земли. Купец Ферапонтов сжег собственную лавку, чтобы она не досталась французам. Настоящими патриотами являются русские солдаты. Их патриотизм и героизм показан в сценах под Аустерлицем, Смоленском, Бородиным. Героями и истинными патриотами у Толстого становятся внешне ничем не примечательные люди.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Это отдельная страница в истории нашей родины. Плечом к плечу встал весь народ. «Все для фронта, все для победы!» — под этим лозунгом жила вся страна..

Об этой тяжелой войне можно говорить много слов… Герои Брестской крепости в течение 32 суток вели ожесточенные оборонительные бои. Группами и в одиночку. Пели «Катюшу»…

Битва под Москвой… «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!». Этот призыв 28 героев-панфиловцев знала вся страна.

Немецкое командование вынуждено признать: «Силы, которые нам противостоят, являются по большей части решительной массой, которая в упорстве ведения войны представляет собой нечто совершенно новое по сравнению с нашими бывшими противниками. Мы вынуждены признать, что Красная Армия является очень серьезным противником… Русская пехота проявила неслыханное упорство, прежде всего в обороне стационарных укрепленных сооружений».

Сталинградская битва…И опять новый патриотический призыв: «За Волгой для нас земли нету!» Борьба за плацдармы у Волги, в особенности на Мамаевом кургане и на заводах в северной части города, продолжалась более двух месяцев. Сражения за завод «Красный Октябрь», тракторный завод и артиллерийский завод «Баррикады» стали известны на весь мир. Пока советские солдаты продолжали защищать свои позиции, ведя огонь по немцам, рабочие заводов и фабрик ремонтировали повреждённые советские танки и оружие в непосредственной близости от поля боя, а иногда и на самом поле боя. Дом сержанта Павлова мужественно удерживал оборону до полного освобождения города.

Блокада Ленинграда…

Гитлер принял решение «стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса… Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй» Но город выжил. Но сколько жертв понес этот город-фронт в битве за жизнь…

Курская дуга…Тяжелейшая битва. 1200 танков, самоходных артиллерийских установок, тысячи самолетов в воздухе…И вот, он –долгожданный перелом в войне.

Говорить о мужестве и героизме защитников родины можно бесконечно, и это не является целью нашего рассказа. Главное – это то, чтобы наши дети понимали – родина у нас у всех одна. И нужно уметь защищать свою землю. «Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество» — сказал русский поэт Г.Р. Державин.

Современные защитники Отечества

Под Отечеством принято понимать страну предков человека, отчизну, Родину. Отечество… Это и природа, и человек, и существующие порядки и традиции, и культурное наследие, и многое-многое другое. М.Е.Салтыкову-Щедрину принадлежат слова: «Отечество — тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но коего прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной».

Защитник отечества – это не только солдат, умеющий держать оружие и поставленный защищать границы своей страны. Если у человека нет совести, чести, нет чувства долга, нет чувства ответственности – то это не защитник родины. Настоящий защитник Отечества будет защищать ценности, традиции и все наследие, которое оставили ему родители, деды. Нашим детям нужно понимать, что посадить дерево во дворе своего дома, защитить слабого, обогреть бездомную собаку – все это тоже защита своего Отечества. Защитник этих нравственных принципов, этого наследия и может называться защитником Отечества, настоящим патриотом своей страны. Н.В. Гоголь сказал удивительно современные слова: «Если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей…».

С праздником Вас, защитники своего Отечества!

Поделиться: