Проект по энергосбережению "вместе ярче". Проект "энергосбережение" проект (средняя группа) на тему Проекты по энергосбережению в детском саду

В соответствии с письмом первого заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Н.В. Третьяк от 05. 07.2016г. №НТ – 943/08 «О календаре образовательных событий на 2016/17 учебный год, на основании приказа министерства образования и науки Калужской области от 15.08.2016г №1586 «О календаре образовательных событий на 2016/17учебный год» в МДОУ детский сад «Солнышко» проведена Неделя энергосбережения.

Организованы с детьми, родителями и сотрудниками следующие мероприятия по экономии энергетических ресурсов:

С детьми:

  1. «Откуда приходит к нам электричество?»
  2. «Потреблять, а не распылять энергию»
  3. «Энергию сохрани – планету сбереги!»
  4. «Для чего нам нужно электричество»
  5. «Как бережно относится к электричеству»

Проведены тематические ООД по теме: «Сбережем электричество», «Путешествие капельки» - старшие группы; «Светит лампочка в окошке», «Как мы можем сберечь тепло в наших группах»- младшие группы;

Наблюдения: за работой электрической лампочки, за солнцем. - Чтение произведения К.Чуковского «Краденое солнце».

Было организовано дежурство в подготовительной к школе группе на предмет экономии энергии.

Организован для детей просмотр видеоматериалов по пропаганде энергосбережения и света.

С воспитанниками ДОУ : во время недели энергосбережения воспитатели дошкольных групп реализовали следующие задачи: - активизировали знания воспитанников в области энергосбережения; - пропагандировали идею энергосбережения среди дошкольников и их родителей; - воспитывали у дошкольников культу­ру энергосбережения. Задания в течение недели, которые выполняли ребята, научили их делать первые шаги к сбережению ресурсов.

В рамках мероприятий Недели энергосбережения была также организована работа с родителями:

  • в родительских уголках выставлены папки передвижки «Способы экономии электроэнергии «Экономим разумно!»,
  • в родительских уголках вывешены рекомендация «Выключи свет – экономь энергию!». В уголке для родителей оформлена статья «Энергосбережение в доме»

Вывод: Для себя участники недели энергосбережения сделали вывод о том, что они - частичка большого общества всех людей на Земле, и многое зависит от них самих. Некоторые родители, после убедительных доводов детей, заменили в доме лампы накаливания на энергосберегающие. Ребята собираются и дальше применять на практике меры энергосбережения в своём доме. Родители поддерживают стремления детей учиться экономить. Родители поддержали девиз ««Энергию сохрани – планету сбереги!»

В рамках недели были проведены мероприятия с коллективом сотрудников с целью активизации работы по пропаганде и информированию в сфере энергосбережения, а также развитию умений грамотного общения с энергетическими и топливными ресурсами, обучение простым приемам энергосбережения в быту. Проведена консультации «Экономия энергетических ресурсов» в осенне-зимний период. На информационных стендах развешаны плакаты «Берегите тепло и свет!».

Энергосбережение - это образ жизни, что реально может содействовать решениям природоохранных проблем всего Земного шара.

Состав участников:

Детей – 78; родителей 64; сотрудников – 21;

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« Энергосбережение - дело для всех, польза для каждого» Средняя группа «Лучики» Творческий проект

Тип проекта: познавательный Продолжительность проекта: среднесрочный Предмет исследования: энергия: свет, вода, электричество По количеству участников: групповой Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители. Цель проекта. Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, элементарных правилах безопасности и энергосбережения. Задачи: формировать у дошкольников представления об электричестве, где оно «живёт», как попадает в дома и используется человеком; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность и творческие способности; воспитывать навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни; бережное отношение к природе, электроэнергии и теплу; развивать коммуникативные навыки; вовлекать дошкольников в полезную деятельность по энерго - и ресурсосбережению Предварительная работа: ежедневные наблюдения различных явлений окружающего мира; беседы о воде, воздухе, электричестве, природных ископаемых; рассматривание и чтение детских энциклопедий; дидактические игры «Свет, вода, звук», «Основы безопасности», «Мой дом». опыты и эксперименты с водой, воздухом, светом.

Проблема разумного использования энергии является одной из главных проблем человечества. Энергосбережение – это не только экономия денег, но и забота о Планете. Каждый из нас является частью Планеты, поэтому любое наше действие или бездействие способно повлиять на развитие событий. Энергосбережение – это очень важно, так как нам жить на этой Планете и нашим потомкам! В ходе реализации проекта нам хотелось напомнить детям самые простые методы экономии электроэнергии, тепла, воды. Рассказать, как можно сэкономить энергоресурсы в детском саду и дома, какую роль играет экономия энергии в сохранении экологии Земли и какие правила необходимо соблюдать каждому, чтобы беречь природные ресурсы. Только целенаправленная работа по воспитанию у дошкольников культуры ресурсо - и энергосбережения принесёт свои плоды во взрослой жизни сегодняшних малышей, они не будут расточительными, пусть станут активными помощниками общественных инициатив, направленных на сохранение и преумножение ресурсов нашей страны. Планируемые результаты: После завершения проекта Дети: замечают красоту окружающей природы, стремятся сохранить ее; знают, что наша планета - общий дом для людей, животных, растений; могут рассказать на доступном им уровне, какую роль играют свет, тепло, чистый воздух, вода, почва в жизни человека, животных, растений; знают, что ресурсы Земли не бесконечны, они трудно восстановимы; являются грамотными потребителями водо - и энергоресурсов, просят об этом взрослых; испытывают гордость за приносимую своей семье и обществу пользу. Педагоги: имеют знания по актуальным вопросам энергосбережения; обмениваются положительным опытом по организации работы с детьми и родителями по энергосбережению; в сотрудничестве с детьми берегут электроэнергию, воду, тепло на своем рабочем месте, тем самым оказывая помощь детскому саду, району и городу. Родители: пополняют свои знания по энергосбережению и берегут энергоресурсы с пользой для семейного бюджета; проявляют творчество, участвуя в экологических праздниках и акциях; более ответственно относятся к расходу энергоресурсов и воды, стремятся к положительной оценке своих действий со стороны детей; в совместном с ребенком деле укрепляются отношения с ним.

I. Первоначальный Анализ научной литературы по теме «Энергосбережение» Анкетирование родителей «Умеете ли вы экономить энергию?» Этапы реализации проекта II. Основной Цикл занятий по познавательному блоку «Энергосбережение». Беседы «Умные помощники человека», «Энергия вокруг нас», «Электричество в природе (молния)», «Живая и неживая природа» и др. Просмотр мультимедийной презентации «Энергосбережение»; Чтение художественной литературы: «Сказка о потерянном тепле» И. Башмакова, Дворецкая Ж.Г. , Ситникова И.А. «Путешествие малышей по стране «Бережливость» и др. Занятия по художественно-творческой деятельности «Путешествие Капельки и Искорки». Выставка «Энергия вокруг» Оформление буклета «Как помочь природе?» НОД «Азбука Берегоши » Развлечение «Счетчик в гостях у ребят» III. Заключительный Викторина «Путешествие с гномом Экономом». Оформление выставки коллективных творческих работ «Береги энергию». Разработка правил экономного пользования водой, теплом и электроэнергией. Создание информационных уголков для родителей «Берегите воду!», «Сохраним тепло!».

Приложение 1 ОПЫТЫ и ЭКСПЕРИМЕНТЫ Техника безопасности Каким бы простым не был эксперимент, нельзя оставлять детей одних, начинать надо с инструктажа. Выдаем детям фартуки, объясняя, что настоящие учены (физики-химики) работают только в специальной одежде. Обращаем внимание детей на то, что опыты нужно проводить аккуратно и осторожно, ведь это не «игрушки, а настоящее взрослое занятие!» Ингредиенты нельзя пробовать на вкус и разливать, ведь среди них могут оказаться и «опасные». Малыши с первой минуты исследовательской работы должны знать правила и стараться не нарушать их. Однако помните, что нельзя запугивать ребенка, иначе отобьете у него всякую охоту что-то делать. Опыт на тему: «Газ» Как ребенку доступно и интересно рассказать о том, что такое газ? Это вполне доступно можно разъяснить и показать в ходе опыта « Вулкан ». Его можно провести с помощью научно-познавательного набора «Могучий вулкан», а можно и самим сделать вулкан в условиях детского сада. И не только удовлетворить любопытство юных исследователей, но и пробудить интерес к географии, химии и геологии. Итак, нам понадобится материал для самого вулкана: им может быть пластилин, глина, соленое тесто или стеклянная банка, закопанная в песок соответствующим образом. Лепим вокруг банки на какой-либо подставке (картон, коробка, доска, столешница) гору с кратером, которым и будет являться замаскированное горлышко банки. Далее насыпаем в кратер 1 столовую ложку питьевой соды (гидрокарбонат натрия), столько же любой жидкости для мытья посуды, несколько капель красного пищевого красителя или свекольного сока для придания нужно цвета лаве. Дозировка дана в расчете на банку вместимостью 100-150 мл. Если теперь влить в жерло вулкана 40-50 мл столового уксуса 3-9%, начнется извержение, и из жерла повалит бурлящая пена. Происходит химическая реакция с выделением углекислого газа, который пузырится, заставляя массу переливаться через края кратера. Все совершенно безвредно и безопасно: NaHCO3 (бикарбонат натрия, или сода) + HC2H3O2 (уксусная кислота) = NaC2H3O2 (ацетат натрия) + CO2 (углекислый газ) + H2О (вода). Средство для мытья посуды заставит «лаву» сильнее пузыриться. Этот опыт вполне безвреден и гарантирует ребенку полную безопасность от ожогов, отравлений и прочих неприятностей. Единственный минус – это запах уксуса, который можно исправить, проводя опыт в хорошо проветриваемом помещении или на улице. И, безусловно, нужно объяснить ребенку, что «делать» вулкан можно только вместе с взрослыми.

Цикл опытов на тему: «Электричество» Цикл опытов на тему: «Тепло» Опыт «Тёплый - холодный» Цель: ознакомление с предметами, по-разному проводящими тепло; научить определять на ощупь, какой предмет самый тёплый. Материал: деревянные, металлические и пластмассовые предметы. Действия: предметы расположить на солнечной стороне подоконника. Через некоторое время предложить детям определить тактильным способом, какой из предметов нагрелся больше. Вывод: металлические предметы нагреваются быстрее. Опыт «Где живёт теплота?» Цель: - закрепление понятия об источниках тепла (солнце, батарея, руки, пламя свечи и др.); демонстрация изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла. Материал: пластилин по количеству детей, свеча, металлическая тарелка. Действия: перед проведением опыта подержать пластилин в прохладном месте. Затем детям предлагается попробовать слепить из него что-нибудь. Дети рассуждают, что надо сделать с пластилином, чтобы с ним было удобно работать. Взрослый предлагает им попробовать несколько вариантов, как согреть пластилин (на солнце, на батарее, в руках, над пламенем свечи). Вывод: пластилин при нагревании становится мягким. При нагревании над пламенем свечи пластилин становится жидким. Это значит, что в зависимости от источника тепла пластилин может находиться в разном состоянии (твёрдый, мягкий, жидкий). Наблюдение «Кому нужно тепло?» Цель: формирование у детей элементарных понятий о важности тепла и его значении в жизни человека. Действия: воспитатель предлагает детям в начале прогулки определить по своим ощущениям, тепло ли им. После проведения подвижных игр взрослый просит сравнить свои тепловые ощущения с первоначальными. Затем детям предлагается понаблюдать за прохожими, растениями, насекомыми и определить, кому тепло, а кому холодно.

Приложение 2 Словесная игра «История лампочки» Цель: закреплять представления детей об истории появления электрической лампочки; стимулировать развитие связной речи. Игровые действия: подобрать карточки в соответствии с появлением предмета в жизни людей, составить цепочку и рассказать о предмете. Материал: картинки для игры «История лампочки». Ход игры. Воспитатель. Чем освещалось человеческое жилье до появления электрического света? Вспомните свои рассказы об истории лампочки, которые вы сочиняли вместе с родителями. Примерные рассказы детей: Ребенок выставляет первой картинку «солнце»: «До того, как человек научился пользоваться огнем, единственным источником света для него было солнце. Но когда наступала ночь, людям грозили дикие звери, которые хорошо видели в темноте и могли напасть на человека. Если ночь заставала людей в лесу, они могли заблудиться и не найти дороги домой». Вторая картинка – «костер»: «Когда человек научился добывать огонь и сохранять его, костер стал для человека и светом, и теплом в пещере. Он горел в пещере, давая и свет, и тепло, служил защитой от хищников». Третья картинка – «лучина»: «Потом люди освещали свои жилища лучинами. Это самая обычная щепка, только заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы: это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит, ее надо было часто менять, следить, чтобы не случился пожар». Картинка «свеча»: «Из пчелиного воска люди научились делать свечи, которые горели дольше лучины. Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Это очень удобное изобретение используют и сегодня в торжественных случаях, например, в Новогодний праздник». - Как вы думаете, чем неудобна свеча? Дети. Ею можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит, дает мало света. Картинка «керосиновая лампа»: «Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые: уголь и нефть. Тогда появились керосиновые лампы, в которых можно делать пламя сильнее или меньше по желанию хозяина. Это было экономно и удобно. За стеклянной колбой пламя становилось безопасно». - Удобной ли была керосиновая лампа? Почему?

Дети. Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в нее постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался, и вспыхивал огонь. Картинка «электрическая лампочка»: «Когда человек узнал об электричестве, он придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников – какие вы знаете? (Люстры, бра, настольные лампы, торшеры). Лампочка. Многие люди знают об электричестве, о моей истории, но… не жалеют меня, не умеют правильно пользоваться. Вот например, у мальчика Вани было очень много игрушек на батарейках. Но он их все разломал… Воспитатель. За что лампочка могла обидеться на мальчика Ваню? (Когда его не видели родители, Ваня выкручивал из игрушек все лампочки). Ребята, почему нельзя этого делать? (Портится игрушка, лампочка может испортиться, разбиться, это действие опасно для детей и т.д.). - Где еще мы можем встретить лампочку? Игра «Где живет Лампочка?» Цель: закреплять представления детей об электроприборах, стимулировать развитие связной речи. Игровые действия: выбрать картинки с изображением предметов, у которых имеется лампочка, обозначить место ее на предмете с помощью маленького символа, объяснить ее назначение. Материал: картинки с изображением разных предметов; красный картонный кружочек. ХОД ИГРЫ Воспитатель. Найдите на картинках только те предметы, в которых может быть электрическая лампочка. Обозначьте эту картинку красным кружочком. Объясните, для чего в этом предмете нужна электрическая лампочка. Картинки: холодильник, стол, телевизор, книжная полка, пылесос, шуба, телефон, ваза, кухонная плита, книга, утюг, ковер, игрушки на батарейках, фонарик, компьютер, аудио магнитофон, радиоприемник, проигрыватель, прибор сигнализации, миксер и др. Воспитатель. Лампочка – необходимый элемент любого электроприбора. Лампочка. Мама в этой семье целый день трудится на работе, а чем же ей приходится заниматься еще и дома? (Стирает, готовит еду, убирает, шьет и т.д.) Воспитатель. За что могла Лампочка обидеться на маму Ани и Вани? (Включено одновременно электроприборов) Лампочка. Ребята, как вы думаете, всегда ли надо пользоваться электроприбором в быту? Можно ли использовать механические приборы? Почему? Игра «Закончи предложение» Цель: закреплять представления детей о способах экономии электроэнергии; стимулировать развитие логического мышления, связной речи. Игровые действия: придумывать разнообразные ответы на заданный вопрос, заканчивать предложение, начатое педагогом. Материал: конверт, карточки с вопросами, незаконченными предложениями. Ход игры. Воспитатель. У меня конверт от бабушки и дедушки с вопросами. - Новая энергосберегающая лампочка лучше, потому что … (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, меньше отрицательного воздействия на природу и т.т.) - Папа с мамой заменили старые лампочки энергосберегающими, потому что…….. - Выходя из комнаты надо выключать свет потому, что …….. - Электроэнергию надо беречь, так как ……………. - Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому что…. - Если не выключать свет днем и ночью, то….. - Если во всем доме вдруг погасли электрические лампочки, то… - Фонари на улице перестали светить, поэтому….и т.д.

Приложение 3 Анкета для родителей «Умеете ли вы экономить энергию?» 1. Вы записываете ваше энергопотребление? 2. Вы выключаете свет в комнате, когда уходите из неё? 3. Стиральная машина всегда заполнена полностью, когда вы её используете? 4. Холодильник стоит в прохладном месте? 5. Вы не ставите мебель перед обогревателем? 6. Вы начали использовать энергосберегающие лампочки? 7. Вы используете местное освещение (бра, торшер, настольную лампу)? 8. Вы проветриваете быстро и эффективно, всего несколько минут за раз? 9. Вы утепляете дом на зиму? 10. Вы зашториваете окна на ночь, чтобы удержать тепло? 11. Вы кладёте крышку на кастрюлю, когда варите? 12. Вы часто размораживаете холодильник? 13. Вы используете раковину для мытья посуды? 14. Вы моетесь под душем, а не принимаете ванну? 15. Вы ходите пешком или ездите на велосипеде в школу и на работу? 16. Вы снижаете температуру в помещении, когда выходите? 17. Вы снижаете температуру в помещении ночью? 18. Вы повторно используете стекло, бумагу, металл? 19. Вы не покупаете товары, которые могут использоваться один раз? 20. Вы не покупаете товар в больших обёртках? 21. Вы чините вещи, вместо того чтобы заменить их? Сложите все ответы ДА. Если у вас получилось: От 1 до 5 – вам ещё многому нужно научиться. Начните прямо сейчас. От 6 до 10 – у вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой.



ОПЫТЫ.

ЧТО В КОРОБКЕ?

ЦЕЛЬ: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

ОСНАЩЕНИЕ: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или открыть крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее). Взрослый открывает прорезь, и после того как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывают о других источниках света - фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае видно, и делает вывод о значении света.

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

ЦЕЛЬ: понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.

ОСНАЩЕНИЕ: Иллюстрации пейзажей, событий в разные части суток.

Дети заранее вместе с родителями наблюдают на улице за освещенностью в разные части суток (утро, день, вечер, ночь), за луной. Вспоминают свои наблюдения и сравнивают освещенность солнцем и луной. Взрослый предлагает детям изготовить модель (круговую диаграмму) частей суток: подобрать цвет (объясняя свой выбор степенью белизны бумаги и цвета) и раскрасить сектора или проклеить их цветной бумагой. Дети подбирают иллюстрации (пейзажи и изображения режимных моментов) по каждой части суток.

ВОЛШЕБНЫЕ ЛУЧИ.

ЦЕЛЬ: понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.

ОСНАЩЕНИЕ: свеча, настольная лампа, два фонарика разной мощности.

Взрослый вместе с детьми освещает издалека фонариком картину и предлагает детям определить изображение. Обсуждает, почему плохо видно; что сделать, чтобы разглядеть изображение лучше (приблизить фонарь или заменить его на более сильный). Дети пробуют оба варианта, обсуждают результаты и делают вывод (освещенность зависит от источника: чем он ближе и сильнее, тем больше света, и наоборот).

СВЕТ ВОКРУГ НАС.

ЦЕЛЬ: определить принадлежность источников света к природному и рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.

ОСНАЩЕНИЕ: картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик), несколько предметов, которые не дают света.

Взрослый предлагает детям определить, темно сейчас или светло, и объяснить свой ответ (видим все, что вокруг нас). Выяснить, что светит сейчас (солнце), что может осветить предметы, когда в природе темно (лампа, костер). Затем взрослый предлагает выбрать те картинки, где изображены предметы, дающие свет; разделить их на две группы (рукотворный, природный мир). Продемонстрировать действие лучины, свечи, настольной лампы, фонарика. Сравнить результат (что светит ярче). Разложить в такой же последовательности картинки с их изображением. Рассмотреть особенности строения предложенных предметов, обсудить назначение и особенности их использования.

Цикл опытов на тему: «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»

« КАК УВИДЕТЬ МОЛНИЮ?»

Цель: Выяснить, что гроза - проявление электричества в природе.

Материал: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.

Проведение опыта. Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании (она наэлектризовалась), появился треск - проявление электричества).

«ПОЧЕМУ ЛАМПОЧКА СВЕТИТ?»

Цель: Понимать принцип работы электроприбора.

Материал: Батарейка для фонарика (4,5В), тонкая проволока, маленькая лампочка с припаянными проводами, игрушка «сова» из бумаги.

Проведение опыта. Дети рассматривают игрушку со спрятанной внутри батарейкой. Взрослый предлагает разгадать «секрет», почему глаза у этой игрушки светятся. Дети выполняют действия: рассматривают источник электричества, его устройство, отсоединяют лампочку, подсоединяют к клеммам тонкую проволоку, пробуют ее на ощупь. Выясняют, что служит источником света: в прозрачной колбе находится проволочка, когда подсоединяют батарейку, проволочка внутри раскаляется, начинает светиться, от этого и лампочка становится теплой. Дети объясняют, что так же действует электронагреватели в электрочайнике и утюге.

Цикл опытов на тему: «ТЕПЛО»

Опыт «ТЁПЛЫЙ — ХОЛОДНЫЙ»

Цель: ознакомление с предметами, по-разному проводящими тепло; научить определять на ощупь, какой предмет самый тёплый.

Материал: деревянные, металлические и пластмассовые предметы.

Действия: предметы расположить на солнечной стороне подоконника. Через некоторое время предложить детям определить тактильным способом, какой из предметов нагрелся больше.

Вывод: металлические предметы нагреваются быстрее.

Опыт «ГДЕ ЖИВЁТ ТЕПЛОТА?»

Цель: — закрепление понятия об источниках тепла (солнце, батарея, руки, пламя свечи и др.); демонстрация изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

Материал: пластилин по количеству детей, свеча, металлическая тарелка.

Действия: перед проведением опыта подержать пластилин в прохладном месте. Затем детям предлагается попробовать слепить из него что-нибудь. Дети рассуждают, что надо сделать с пластилином, чтобы с ним было удобно работать. Взрослый предлагает им попробовать несколько вариантов, как согреть пластилин (на солнце, на батарее, в руках, над пламенем свечи).

Вывод: пластилин при нагревании становится мягким. При нагревании над пламенем свечи пластилин становится жидким. Это значит, что в зависимости от источника тепла пластилин может находиться в разном состоянии (твёрдый, мягкий, жидкий).

Наблюдение «КОМУ НУЖНО ТЕПЛО?»

Цель: формирование у детей элементарных понятий о важности тепла и его значении в жизни человека.

Действия: воспитатель предлагает детям в начале прогулки определить по своим ощущениям, тепло ли им. После проведения подвижных игр взрослый просит сравнить свои тепловые ощущения с первоначальными. Затем детям предлагается понаблюдать за прохожими, растениями, насекомыми и определить, кому тепло, а кому холодно.

«ПОМОГИ ЗОЛУШКЕ»

Цель: формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; закреплять знания о статическом электричестве.

Материал: 2-3 емкости с перемешанным перцем и сахаром, вода, сито, карандаши или деревянные палочки.

Проведение опыта. Воображаемая ситуация. «Представьте себе, что Злая Мачеха придумала Золушке новое задание: перемешала перец с сахаром и велела успеть разделить их до утра. Бедная Золушка не знает, как это сделать. Сможем ли мы ей в этом помочь?»

Вариант 1. Можно использовать воду.

Опыт 1. Вода добавляется в одну из емкостей: сахар растворяется, перец всплывает на поверхность воды или, намокнув, располагается в ее толще. (Дети приходят к выводу, что этот вариант не годится: сахар растворяется).

Вариант 2. Можно использовать мелкое сито.

Опыт 2. Содержимое из второй емкости высыпается в сито и просеивается. (Дети приходят к выводу, что этот способ также неудачен, потому что мелкие частички перца плохо проходят через отверстия сита и задерживаются в нем).

Вариант 3. Если дети сами не вспомнят о существовании статического электричества, то воспитатель с помощью наводящих вопросов напоминает им об этом явлении.

Опыт 3. Дети потирают карандаши (деревянные палочки) о свои волосы и прикасаются к смеси. К наэлектризованным предметам быстро прилипает перец. Дети аккуратно его ссыпают в другую емкость. (Перец легче сахара, поэтому свободно прилипает к палочкам под действием электричества).

«ОЖИВШИЕ ВОЛОСЫ».

Цель: познакомить детей с проявлением одного вида электричества.

Материал: расческа.

Проведение опыта. В гости приходит ребенок из другой группы и показывает детям фокус: достает из кармана расческу, потирает ею о свою шерстяную рубашку, дотрагивается до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом».

Вопрос детям: «Почему так происходит?» (Волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения расчески с шерстяной тканью рубашки).

Министерство энергетики Российской Федерации

Томский государственный университет

ПРОЕКТ

Разработка мероприятий по энергосбережению и повышению

энергетической эффективности в Детском саде №271 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития

Исполнители:

Чистова Е. А.

Кузнецова Е. М

Лукашенко Н. В.

Устьянцева Г. П

Руководитель группы:

Долгих П.П.

г. Красноярск 2014 г.

2.1 Пропаганда и популяризация энергосбережения в учреждении 6

2.2 Применение автоматических сенсорных смесителей в натуральном и де- 7 нежном выражении

2.3 Применение датчиков движения в натуральном и денежном выражении. 8

2.4 Применение теплоотражающих конструкций за радиаторами отопления 11

2.5 Замена ламп накаливания на энергосберегающие 13 Заключение 16 Литература 19 Введение Энергосбережение является актуальным и необходимым условием нормального функционирования детского сада, так как повышения эффективности использования топливно – энергетических ресурсов при непрерывном росте цен на энергоресурсы и соответственно росте стоимости электрической и тепловой энергии позволяет добиться существенной экономии ТЭР, так и финансовых ресурсов.



Анализ функционирования МБДОУ Детский сад № 271 показывает, что основные потери ТЭР наблюдаются при неэффективном использовании, распределений и потреблений тепловой и электрической энергии и воды, а так же использовании старого оборудования электрических приборов и отсутствии капитального ремонта со дня существования учебного заведения.

Нерациональное использование и потеря энергии и воды приводят к потере тепловой энергии, электрической и воды.

Соответственно это приводит:

К росту бюджетного финансирования на учреждение, Ухудшению экологической обстановки.

Целью разработки данного проекта является:

Повышение эффективности мероприятий по энергосбережению в здании МБДОУ №271

Задачами внедряемых мероприятий является:

Получение объективных данных об объеме энергетических ресурсов;

Определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

Разработка общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

1 Основные сведения об учреждении

Здание сада:

Год ввода в эксплуатацию – 1977 год;

Стены – железобетонные плиты;

Окна – ПВХ профили и деревянные с раздельным двойным остеклением;

Крыша – мягкая кровля, безскатная;

Физический и фактический износ здания, строения – 17%.

Учреждение потребляет из систем централизованного энергоснабжения:

Электроэнергию – на освещение, силовую нагрузку (оргтехника и бытовое оборудование);

Тепловую энергию – на отопление и горячее водоснабжение;

Воду – хозяйственно-бытового назначения, а также услуги по водоотведению.

Структура энергопотребления МБДОУ № 271 в 2013 году представлена в таблице 1.

Таблица 1 Структура энергопотребления МБДОУ № 271 в 2013 году

–  –  –

цен на энергоносители их расточительное и неэффективное использование недопустимо.

Создание условий для повышения эффективности использования энергетических ресурсов становится одной из приоритетных задач развития учреждения.

Потенциал энергосбережения возможен при внедрении организационно-технических мероприятий и инвестиционных проектов, направленных на снижение энергетических затрат, эффективное использование энергетических и материальных ресурсов, повышение эффективности энергосбережения.

Для достижения этих целей, необходимо произвести мероприятия:

По установке датчиков движения;

По смене ламп накаливания на энергосберегающие;

По применению автоматических сенсорных смесителей;

По монтажу теплоотражающих конструкций за радиаторами отопления.

2 Мероприятия, проводимые для сокращения потребления энергоресурсов

2.1 Пропаганда и популяризация энергосбережения в учреждении

–  –  –

Тарифы:

На горячую воду Тгор = 36 руб./ м3

На холодную воду Тхол = 11,16 руб./ м3 Фактическое потребление горячей воды на все смесительные устройства за год Vгор.смес.=105,44 м3 Фактическое потребление холодной воды на смесительные устройства за год Vхол.смес.=177,64 м3 В здании установлено 10 смесителей.

Затраты на установку одного автоматического сенсорного смесителя с учетом материалов и стоимости работ 2500 руб.

Коэффициент экономии автоматических сенсорных смесителей k eff составляет 40%.

Годовая экономия горячей воды с установленным автоматическим сенVг = k eff Vгор.смес.= 0,4105,44 = 42 м3 сорным смесителем:

Годовая экономия холодной воды с установленным автоматическим Vх = k eff Vхол.смес.= 0,4177,64 = 71 м3 сенсорным смесителем:

–  –  –

Как видно из приведенного расчета, мероприятие «Применение автоматических сенсорных смесителей» окупится примерно за 10 лет.

2.3 Применение датчиков движения в натуральном и денежном выражении.

Расчёта эффективности

–  –  –

[м2 ] - площадь помещения, освещения вследствие её запылённости. Принимается 1.3 люминесцентных.,

Коэффициент минимальной освещённости, принимаемый для люсветовой поток 1 лампы, определяемый по формуле:

минисцентных ламп 1.1.,

–  –  –

Пусть до установки датчика освещение работало в течение 240 ч в месяц.

После установки датчика движения освещение включается только в случае присутствия человека в зоне действия датчика. На основании экспериментальных данных время работы освещения при наличии датчика снижа

–  –  –

Необходимо произвести оценку годовой экономии от внедрения мероприятия в натуральном и денежном выражении в здании, оборудованном 5 однотипными приборами отопления.

Геометрические размеры проекции отопительного прибора на стену:

–  –  –

ставляет ср.нар = 7,1.

Средняя температура наружного воздуха за отопительный период совнутр = 8,7 Коэффициент теплоотдачи от внутреннего воздуха к ограждению

2.5 Замена ламп накаливания на энергосберегающие Сведения об учреждении Количество помещений с временным пребыванием людей 2.

Количество и мощность ламп накаливания в помещениях с временным пребыванием людей (для каждого помещения):

Количество ламп – 12 шт.,

Мощность – 100 Вт, Число часов работы системы освещения – 12 ч.

Тариф на электрическую энергию Т = 3.8 руб.

Число рабочих дней учреждения в году – 247 дней.

Методика расчёта эффективности мероприятия

Расчетное потребление электроэнергии на освещение помещений с временным пребыванием людей составляет, кВт ч:

Wлн = N Рлн z 10 3, W лн =12. 100. 12. 247=3556800=3556,8 кВтч где N [шт.]– количество ламп накаливания в местах с временным пребыванием людей; Р лн [Вт] – мощность лампы накаливания; [ч] – время работы системы освещения; z – число рабочих дней в году.

Установка датчиков движения и присутствия позволит сократить число часов работы системы освещения до 1-2 часов. Замена ламп накаливания на компактные люминесцентные лампы позволит снизить использование электроэнергии на работу осветительных установок.

Расход электроэнергии на освещение мест с временным пребыванием людей после внедрения системы автоматического регулирования и замены ламп составит, кВт ч:

При внедрении системы автоматического управления освещением в помещениях с временным пребыванием людей время использования светильников, согласно опытным данным, уменьшится до 2,5 часа.

Wклл = N Рклл а z 10 3, W клл =12. 25. 2,5. 247=185250=186 кВтч где Р клл [Вт] – мощность компактной люминесцентной лампы; а [ч] – время работы системы освещения после установки датчиков движения и присутствия.

Экономия электроэнергии при внедрении мероприятий будет равна, кВт ч:

Wлн Wклл.

W W=3556.8-186=3370.8 кВтч

Годовая экономия в денежном выражении составит, тыс. руб.:

–  –  –

где N клл – требуемое количество ламп, 12шт.; С клл – стоимость одной компактной люминесцентной лампы, 150 руб.; k – доля затрат на монтаж датчиков движения в стоимости оборудования, 20% (0,2); N а – требуемое количество регуляторов системы освещения (количество помещений), 12шт.;

C а – стоимость одного регулятора системы освещения, 100 руб.

Таким образом, используя формулу, находим срок окупаемости меро

Срок службы компактных люминесцентных ламп составляет 2 года.

Срок службы датчиков движения – 5 лет.

–  –  –

В результате мероприятий по энергосбережению мы получили следующие результаты применение автоматических сенсорных смесителей в денежном выражении коэффициент экономии автоматических сенсорных смесителей – до 50%.

–  –  –

Применение датчиков движения в натуральном и денежном выражении.

Главная цель данного оборудования – обеспечить пользователю комфорт и экономию энергии. Успешный опыт эксплуатации датчиков движения показывает, что они позволяют сэкономить 70–80 % электрической энергии, затрачиваемой на освещение.

–  –  –

Существенное снижение тепловых потерь в данной ситуации позволяет установка теплоотражающих экранов, изолирующих участки стен, расположенные за отопительными приборами. Установка подобных отражателей является малозатратным способом экономии энергии с низким сроком окупаемости Использование ламп накаливания для освещения помещений приводит к значительному перерасходу электрической энергии, поскольку люминесцентные или светодиодные лампы, генерирующие аналогичный по мощности световой поток, потребляют в 4-9 раз меньше электроэнергии

–  –  –

На основании закона № 261ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предложен план мероприятий для повышения энергетической эффективности.

Литература

1. Энергетическая стратегия России до 2030 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 года N 1715-р);

2. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;

3. Госпрограмма РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 2446-р);

4. Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

5. ГОСТ Р 51387-99 «Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения».

6. ГОСТ Р 51541-99 «Энергосбережение. Энергетическая эффективность.

В дошкольный период у детей формируются первые представления об окружающем мире: различных предметах дома, в детском саду и на улице, природе, профессиях людей и т. д. На занятиях по познанию окружающего мира в дошкольном учреждении необходимо расширять эти представления у ребёнка, формировать гармонично развитую личность, способную ориентироваться в привычных жизненных ситуациях.

Формирование представлений об окружающем мире в разных возрастных группах ДОУ

Занятия по познанию окружающего мира включают в себя изучение мира природы, явлений общественной жизни (жизнь и труд взрослых), предметного окружения. Общей целью курса таких мероприятий в ДОУ является формирование у ребёнка целостной картины мира, критического мышления, умения самостоятельно определять и эмоционально реагировать на происходящее в окружающем мире, развитие воображения, творческой и познавательной активности.

Занятия по изучению окружающей среды помогают детям лучше ориентироваться в различных житейских ситуациях

  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
  • формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях);
  • формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках;
  • формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблю­дать.

В. А. Сухомлинский

«Сердце отдаю детям»

Проводить занятия по знакомству с окружающим миром педагогу следует, учитывая возрастные особенности детей, используя адекватные подходящие приёмы, средства и методы.

Первая младшая группа

В первой младшей группе ставятся следующие задачи:


Так, игра «Мамы - дома повара» (по О. В. Дыбиной) направлена на демонстрацию важности домашнего труда мамы, знакомство с различными блюдами и их названиями. Предварительным материалом к игре выступает совместная подготовка родителей и детей фотографий мам, на которых они заняты процессом приготовления еды.

Ход игры:

  1. Воспитатель достаёт и показывает ребятам игрушечного персонажа Сороку-белобоку и начинает разговаривать с ней: «Сорока, сорока, ты к нам прилетела, чтобы сварить кашу?», а сорока-игрушка отвечает: «Нет, я пришла узнать у ребят, что же готовят их мамы дома».
  2. Дети по очереди выходят и рассказывают, показывая фотографию со своей мамой, о том, какое блюдо она готовит. Например: «Моя мама готовит суп. Она добавляет туда картошку, морковь, лук, перец». Воспитатель дополняет рассказ ребёнка: «Так, значит, это овощной суп. Ребята, а вы любите супы? У кого ещё мама готовит суп? А какие ещё есть: гороховый, борщ, свекольник? Кто что больше любит?» и т. д. Происходит беседа. Следующий ребёнок, например, рассказывает о том, что его мама печёт пирожки. Вспоминаются блюда, которые ещё можно выпекать (пирог, плюшки). Другой малыш показывает фото, как мама жарит картошку. Воспитатель поддерживает и направляет разговор о том, какие блюда тоже можно готовить на сковородке (котлеты, блинчики), интересуется мнением ребят.
  3. После того как все малыши рассказали о трудах своих мам, Сорока-белобока говорит: «Ребята, у вас замечательные мамы! Как они трудятся дома и какую вкусную еду готовят для всей семьи! Спасибо за интересный рассказ! А я полетела рассказывать своим детишкам-сорочатам о том, как можно приготовить вкусную еду. Пока».
  4. Фотографии мам выставляются на мольберте. Каждый ребёнок может ещё раз рассказать о своей маме воспитателю или другим ребятам.

Вторая младшая группа

Во второй младшей группе дети:

  • продолжают знакомиться с предметами и их свойствами - учатся определять размер, форму, вес, расположение (далеко - близко, высоко - низко), различать цвета;
  • иизучают свойства материалов (твёрдость, пластичность), структуру поверхности (гладкая, скользкая, шершавая) в играх «Из чего это сделано?», «Послушная глина» и др.;
  • начинают простейшие исследования предметов (тонет - не тонет, рвётся - не рвётся);
  • принимают участие в беседах о семье и её важности, учатся рассказывать о своих родственниках;
  • знакомятся с профессиями (медсестра, воспитатель).

Изучая разные профессии, дети приобщаются к общественной жизни

Важно подчёркивать в занятиях различие предметов, сделанных людьми (табуретка, ложка, диван) и созданных природой (шишка, камень, ветка). Например, в игре «Помоги Незнайке» дети складывают предметы в различные мешочки в зависимости от того, сделаны они человеком или нет. Усложнить игру можно, попросив ребят обосновывать свой выбор («Я положил мяч в этот мешок, потому что его сделал человек»).

Средняя группа

В средней группе воспитанники:

  • учатся различать предметы по их использованию (для рисования, игры, труда);
  • продолжают знакомиться со свойствами и качествами предметов;
  • расширяют знания об общественном транспорте;
  • продолжают знакомиться с детским садом и его сотрудниками;
  • продолжают изучать родной край, знакомятся с названиями улиц, достопримечательностями города, праздниками, получают начальные представления об армии страны;
  • продолжают знакомиться с профессиями (шофёр, продавец, врач), вводится само понятие «профессия».

Следует объяснять ребятам, почему тот или иной предмет сделан из определённого материала (мебель - из дерева, зонт - из водонепроницаемой ткани, чашка - из фарфора). Также детям интересно знакомиться с историей появления предметов и материалов.

Игры с пуговицами учат дошкольников различать цвет и размер, а также тренируют мелкую моторику

Например, можно провести игру «Какая бумага была в прошлом», целью которой является знакомство детей с видами бумаги в прошлом и с её современным использованием. Воспитатель рассказывает про каждый материал, который в прошлом использовали для написания на нём текстов. При рассмотрении самого древнего вида - камня, подчёркивается неудобство его применения в письме и необходимость поиска других материалов. Затем дети изучают глиняную табличку. В совместном разговоре с педагогом они приходят к выводу, что глина мягкая, на ней удобнее писать, чем на камне, но табличка хрупкая и может разбиться. Преподаватель рассказывает группе о бересте, что этот материал использовался в Древней Руси и сделан он из берёзовой коры. Писать на бересте удобно, но вот книгу сделать из неё не получится. Детям предлагается сложить бересту, чтобы они убедились, как трудно это сделать - она сразу ломается.
Затем воспитатель рассказывает, что из далёкого Китая когда-то был привезён новый материал для письма - бумага. Сначала она была тёмная, поверхность была у неё шероховатая. В итоге беседа подводится к рассмотрению листа бумаги, используемого в настоящее время, - гладкого, тонкого и белого. Ребятам задаётся вопрос, что можно сделать из бумаги (книги, газеты, журналы, тетради и т. д.). В заключающей части занятия удачным будет прочитать стихотворение, например, С. Маршака «Чистый лист».

Видео: открытый урок по познанию окружающего мира в средней группе

Старшая группа

  • учатся различать и называть виды транспорта, бытовые приборы для удобства и комфорта (чайник, кофемолка, комбайн, тостер, утюг, пылесос, ковёр), можно организовать дидактические игры «Предметы, создающие комфорт в доме», «Что облегчает домашний труд»;
  • учатся сами описывать предметы (их свойства и качества), например, проводятся игры «Упрямый предмет», «Из какого материала сделано»;
  • продолжают знакомиться с родным краем;
  • расширяют знания о профессиях (врач, шофёр);
  • учатся различать некоторые виды войск;
  • обучаются некоторым правилам дорожного движения.

На занятиях по окружающему миру ребята могут попробовать себя в роли садоводов

При ознакомлении детей старшей группы с новыми видами профессий, следует акцентировать внимание на важности любого труда, его ценности. Например, занятие «В гостях у художника» учит детей ценить творческую деятельность живописцев, показывает её значимость и необходимость.

Ход занятия:


Занятия по познанию окружающего мира для детей старшего дошкольного возраста должны побуждать их проводить собственные исследования, учиться анализировать происходящее, устанавливать причинно-следственные связи.

Подготовительная группа

В подготовительной группе занятия по познанию окружающего мира направлены на:

  • обогащение знаний об окружающих предметах, истории их создания, видах транспорта;
  • проведение бесед о семье (говорить о датах рождения родственников, называть их имена);
  • формирование представлений детей о школе, библиотеке, музее, используя экскурсии, рассматривание альбомов, беседы;
  • расширение знаний о родном крае, знакомство с флагом, гербом и гимном страны;
  • проведение бесед о нашей планете, формирование навыка пользоваться картой (старшие дошкольники с интересом воспринимают темы о космосе, полёте Ю. Гагарина, В. Терешковой, космических экипажах и станциях);
  • углублять знания об армии;
  • формировать интерес к новым профессиям.

В подготовительной группе следует активно использовать преобразовательную деятельность, тем самым развивая творческую активность ребят и их воображение. Например, игры-преобразования «Укрась ёлочку», «Дом из ткани», «Ватрушка» побуждают дошкольников выступать в роли творцов, преобразователей.

Таблица: примерный план занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Автор Дыбина О.
Месяц Тема Программное содержание
Сентябрь Предметы-помощники Формировать представления о предметах, облегчающих труд человека.
Дружная семья
  • Расширять представления детей о семье;
  • разивать чувство гордости за свою семью.
Октябрь Удивительные предметы Учить сравнивать предметы, придуманные людьми и созданные природой, находить между ними общее.
Как хорошо у нас в саду
  • Расширять представления о работе детского саду, его сотрудниках;
  • воспитывать любовь к своей группе.
Ноябрь Путешествие в прошлое книги Показать историю создания книги, какие материалы раньше использовались и как менялся вид книги во времени.
Школа
  • Познакомить детей с профессией учителя;
  • воспитывать интерес к школе.
Декабрь На выставке кожаных изделий
  • Дать понятие о коже как о материале, познакомить с её свойствами;
  • изучить предметы и вещи, создаваемые из кожи.
Путешествие в типографию
  • Познакомить детей с трудом работников типографии;
  • познакомить с процессом создания книги.
Январь Две вазы Закреплять представления о стекле и предметах из него.
Библиотека
  • Дать детям представление о библиотеке;
  • ознакомить с правилами посещения библиотеки.
Февраль В мире материалов (викторина) Закреплять представления детей о различных материалах.
Защитники Родины
  • Расширять представления детей об армии;
  • воспитывать любовь к Родине.
Март Знатоки Расширять знания о предметах окружающего мира.
Моё Отечество - Россия Воспитывать уважение и любовь к родному краю.
Апрель Путешествие в прошлое счётных устройств
  • Познакомить с прошлым счётных устройств;
  • развивать познавательную активность.
Космос
  • Расширять представления детей о космосе;
  • рассказать об известных космонавтах.
Май Путешествие в прошлое светофора
  • Познакомить с прошлым светофора;
  • расширять знания о правилах дорожного движения.
К дедушке на ферму
  • Познакомить детей с профессией фермера;
  • воспитывать чувство уважения к работникам сельского хозяйства.

Демонстрационный материал на занятиях по познанию окружающей среды в детском саду

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром используются различные приёмы оформления наглядных материалов. Это могут быть:

  • схемы;
  • слайды;
  • картинки-карточки
  • поделки;
  • плакаты;
  • стенгазеты и т. п.

Воспитатель, готовясь к занятию, заранее продумывает, какой вид демонстрационного материала лучше подойдёт для данной темы, ищет информацию в сети или книгах, распечатывает и оформляет. Например, на занятии по изучению леса можно показать ребятам фотографии различных деревьев, а также изготовить поделку или нарисовать дерево.

Материал на занятии должен быть наглядным и понятным ребятам

Интерес у дошкольников вызовет игра по самостоятельному сбору частей в целое. Например, разрезать картинку ромашки и предложить сложить её в правильном порядке. Для изучения темы «Семья» удачным будет использование карточек с изображениями членов семьи. При изучении правил дорожного движения пригодятся схемы, демонстрирующие переход дороги в положенном месте, работу светофора и т. д.

Фотогалерея: демонстрационный материал к занятиям в ДОУ по познанию окружающей среды

Безопасность на дороге зависит от соблюдения правил дорожного движения Знание знаков дорожного движения поможет ребятам ориентироваться на улице Младшие дошкольники с удовольствием воспроизводят голоса домашних животных Плакат с народными костюмами познакомит ребят с особенностями разных культур Дошкольникам нужно определить, какое животное чем питается Работа с карточками по изучению видов транспорта развивает у дошкольников навыки анализа и синтеза С помощью такого изображения педагог знакомит малышей со строением дерева Набор карточек поможет дошкольникам при изучении темы «Семья»

Разработка проекта по познанию окружающего мира в детском саду

Участие в проектной деятельности формирует у детей реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования происходит обогащение памяти ребёнка, активизируются мыслительные процессы. При разработке проекта воспитатель учитывает возрастные особенности дошкольников, выбирает интересную ребятам тему и обосновывает её актуальность. Затем педагог формулирует цели и задачи, подбирает методы реализации поставленных целей, прогнозирует ожидаемые результаты работы по проекту.

Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму.

Китайская народная мудрость

Оформление проекта включает следующие основные моменты:

  1. Краткая аннотация с обоснованием актуальности проекта.
  2. Характеристика участников проекта.
  3. Цель и задачи проекта.
  4. Предполагаемые результаты.
  5. Сроки реализации проекта.
  6. Необходимые материалы и оборудование.
  7. Этапы реализации проекта (в том числе изучение литературы, работа с родителями, мониторинг и т. д.).
  8. Список использованной литературы.

Проект по энергосбережению

Недостаток бережного обращения с ресурсами - одна из важных экологических проблем в настоящее время. Забота о нашей планете и разумное использование энергии ложатся в основу проводимых проектов по энергосбережению в детском саду. Цель проекта по энергосбережению - показать необходимость экономичного использования энергии, напомнить элементарные приёмы, помогающие сократить потребление электроэнергии, водных и тепловых ресурсов, изучить правила безопасности. Оптимальным считается начинать вводить вопросы по сохранению энергии в старшей группе. В этом возрасте быстро прививаются привычки, формируется умение отвечать за свои поступки.

Проект по энергосбережению может быть краткосрочным (1–3 недели), среднесрочным (4–6 недель) или долгосрочным (более полугода). В проекте обычно участвуют воспитатель, дети и их родители. Реализация подразумевает 3 этапа:

  1. Вводная часть. Подготовка, сбор материала.
  2. Практическая часть. Проведение исследований, мероприятий.
  3. Завершение, подведение итогов.

В качестве подготовки и мотивации к основной части проекта можно использовать:

  • беседы об электричестве, воде, свете с опорой на жизненный опыт;
  • опыты со светом , водой, воздухом;
  • изучение детских энциклопедий по экологии;
  • дидактические игры (например, «Мой дом», «Безопасное поведение»);
  • регулярное наблюдение за явлениями окружающего мира;
  • анкеты для родителей.

От бесед и рассказов об электричестве дошкольники переходят к творческой деятельности в рамках проекта

При проведении опытов важно провести вводный инструктаж и рассказать о правилах безопасности. Ребята должны понимать, что проведение экспериментов - серьёзное дело. Но не стоит преподносить это в строгой форме, чтобы не испугать воспитанников. Лучше, например, сказать, что все знаменитые физики и химики обязательно надевают перчатки перед началом опыта, а также аккуратно относятся к жидкостям, не разливают их и не пробуют ничего на вкус.

Например, опыт «Как увидеть молнию», цель которого будет являться выяснение того, что гроза - проявление электричества в природе, может быть проведён с помощью:

  • воздушного шара;
  • шерстяных кусочков ткани;
  • рупора.

Этапы проведения:

  1. Сложенные друг на друга кусочки шерстяной ткани натирают воздушным шаром или пластмассовым предметом.
  2. Подносят к ним рупор (для усиления звука).
  3. Медленно разъединяют ткань. В результате происходит электризация, сопровождающаяся характерным треском, появилось электричество.

Для проведения дидактической игры «Где живёт Лампочка?» понадобятся:

  • картинки с изображением различных бытовых приборов (холодильник, стол, телевизор, книжный шкаф, пылесос, шуба, телефон, ваза и т. п.);
  • красный картонный или бумажный кружочек.

Этапы проведения:

  1. Воспитатель показывает ребятам картинки с различными приборами и предлагает им назвать только те, в которых есть лампочка, и выделить их красным кружочком.
  2. Далее проводит беседу с ребятами о важности использования электричества в быту. Спрашивает, чем обычно занимается мама дома, какую бытовую технику использует (утюг, стиральную машину, плиту, фен). Лампочка может держать обиду на маму Наташи и Кати (использование многих приборов одновременно).
  3. Лампочка спрашивает ребят: «Как вы думаете, всегда ли нужно использовать электрические приборы? Или можно заменить их механическими? В каких случаях?». Ребята высказывают своё мнение.

Основной целью подготовительного этапа является дать вводные знания по электричеству, заинтересовать детей в проведении практических занятий.

Практическая часть проекта состоит из активной работы её участников. Она может включать:

  • изготовление демонстрационного материала, карточек и схем для проведения опытов;
  • подготовку к выставке;
  • наблюдения (например, за дождём, росой, паром);
  • дидактические игры;
  • опыты;
  • чтение экологических сказок;
  • беседы;
  • сочинение совместных с ребёнком рассказов, загадок по теме;
  • оформление декораций для эпизодов сказки;
  • театрализованные сценки;
  • изготовление плакатов, стенгазет;
  • изготовление памяток;
  • проведение консультаций и т. п.

В рамках проекта можно провести акцию с призывом беречь электроэнергию

На завершающем этапе организуются:

  • выставки;
  • тематические уголки;
  • чтение стихов;
  • загадывание загадок;
  • составление кроссворда;
  • игры;
  • развлечения;
  • фотоальбом и др.

На завершающем этапе реализации проекта можно предложить воспитанникам сделать тематический коллаж

Таблица: паспорт педагогического проекта «Энергоша»

Автор Матюшёнок Г. Е., заместитель заведующего ГУО «Ясли-сад № 432 г. Минска».
Цель проекта Создание условий для формирования у детей старшей группы основ бережного отношения к использованию электроэнергии.
Задачи проекта
  • Познакомить детей с различными видами энергии;
  • изучить с детьми правила безопасного обращения с электрическими приборами;
  • учить дошкольников бережному отношению к энергоресурсам страны, углубив их представления об электроэнергии через организацию исследовательской деятельности.
1-й этап (выделение проблемы)
  1. Что такое электричество (познавательные занятия «Что такое электричество», «Откуда к нам приходит электричество», «Обогревательные приборы»).
  2. Почему лампочка светится (игра-занятие «Королева Лампочка»).
  3. Для чего нужно беречь электричество (беседа «Экономим тепло»).
2-й этап (исследовательский, сбор информации)
  1. Общение:
    • беседы «Что такое электрический ток и откуда он берётся», «Чем освещалось жильё до…»;
    • чтение «Электричество в природе», «Как солнышко электрическую лампочку зажгло» (Жилинский И. М.), «Научимся электросбережению», «Мудрые советы»;
    • загадки об электроприборах.
  2. Игры:
    • «Что было, что будет»;
    • «Хорошо - плохо»;
    • «Свет, звук»;
    • «Магазин» (сюжетно-ролевая);
    • «Разрезные картинки»;
    • «Выбери лишнюю картинку»;
    • «Ремонтная мастерская» (сюжетно-ролевая);
    • «Самый тихий, самый лёгкий, самый быстрый» (классификация бытовых предметов);
    • «Новоселье» (сюжетно-ролевая).
  3. Художественно-речевая деятельность:
    • лепка «Наши помощники электроприборы»;
    • сочинение загадок о бытовой технике;
    • рисование «Волшебная лампочка», «Где живёт электричество».
  4. Познавательно-практическая деятельность:
    • опыты (с расчёской, шариками, «Загорится ли лампочка в фонарике»);
    • наблюдения «Где в нашей группе живёт электричество», «Как мы видим электричество», «Чтобы зря не горели лампочки»;
    • рассматривание иллюстраций (предметы бытовой техники).
  5. Взаимодействие с семьёй:
    • наблюдение с родителями за работой электросчётчика;
    • подбор загадок об электроприборах и электричестве;
    • подсчёт количества лампочек в квартире;
    • подбор информации об экономном расходовании энергии;
    • изготовление плакатов «Берегите электроэнергию».
3-й этап (заключительный, презентация)
  • Фотоальбом «Полезные помощники»;
  • рекомендации «Безопасное поведение с электричеством»;
  • сообщение «Как устроена электрическая лампочка»;
  • кроссворд «Наши друзья - электрические приборы».
Результаты
  • Дети становятся более внимательными к природе, пытаются бережно к ней относиться, экономнее потребляют электроэнергию.
  • Родители более ответственно относятся к расходу электричества в доме и в совместной работе с ребёнком укрепляют взаимоотношения.
  • Воспитатель повышает свои знания по поводу сохранения природных ресурсов, делится своим опытом с коллегами и родителями, бережёт энергию на рабочем месте, показывая детям пример.

Проект «Звуки вокруг нас»

Проекты в детском саду по исследованию звука создаются педагогами для привлечения внимания ребят к музыке, побуждения к игре на музыкальных инструментах, в частности, в детском оркестре. Проект «Звуки вокруг нас» направлен на то, чтобы учить дошкольников отличать шумовые звуки от музыкальных. Так как у детей младших групп очень слабо развит слух, чувство ритма, подобные проекты будут актуальны для ребят старших и подготовительных групп.

В процессе проекта «Звуки вокруг нас» дети учатся различать природные и искусственные источники звука

Приведём пример одного из проектов «Звуки вокруг нас», разработанного воспитателем старшей группы Юдиной Г. А. Цель проекта - расширять представления детей о различных звуках окружающего мира. Проект среднесрочный, рассчитан на 1 месяц.

Таблица: содержание проектной деятельности «Звуки вокруг нас»

Этап Мероприятие Задачи Ответственные Сроки
Подготовительный. Беседа с детьми «Шумовые и музыкальные звуки».
  • Познакомить детей с тем, что все звуки делятся на шумовые и музыкальные;
  • показать чем отличается шумовой звук от музыкального.
Музыкальный руководитель 1-я неделя
Создание проблемной ситуации для детей. Выяснить, что дети знают о звукообразовании и звукоизвлечении, что хотели бы ещё узнать. Воспитатели 1-я неделя
Информирование родителей и детей.
  • Ознакомить родителей с проблемой проекта;
  • вместе обсудить цели и задачи проекта;
  • сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
Воспитатели, родители 1-я неделя
  • Оформление родительского уголка «Для вас, родители».
  • Размещение рекомендаций по теме проекта.
Просвещение родителей. Воспитатели Постоянно
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
  • Оснащение театрального уголка группы новыми музыкальными инструментами.
  • Оснащение природного уголка новыми атрибутами для экспериментирования.
Организовать совместную деятельность детей и родителей. Воспитатели, родители 1–2-я недели
Деятельностный.
Формирование знаний, умений, навыков при решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.
Беседа «Польза и вред звуков».
  • Обогащать знания детей о здоровом образе жизни на основе работы органов слуха;
  • расширять представления детей об особенностях слухового восприятия людей и животных.
Воспитатели 2-я неделя
  • Дидактическая игра «Слушаем шум».
  • Прослушивание фонограммы различных шумов (А. Буренина «Театральные шумы»).
Развивать слуховое внимание, словарный запас. Воспитатели 2-я неделя
Совместная работа детей и родителей: послушать и нарисовать мальчикам - шумы, которые услышали на улице; девочкам - шумы, которые услышали дома. Развивать слуховое внимание, воображение, память. Дети, родители 2-я неделя
Дидактическая игра «Что звучит?». Определять предмет, не глядя, по издаваемому звуку, развивая слуховое внимание, воображение. Воспитатели 3-я неделя
Дидактическая игра «Музыка или шум?». Определять происхождение звука, различать музыкальные и немузыкальные звуки. Музыкальный руководитель 3-я неделя
Исследовательская деятельность детей.
  • Развивать слуховое внимание;
  • подбирать предметы, издающие звук, по свойству предмета (деревянный, металлический, стеклянный, шуршащий).
Воспитатели 3-я неделя
Творческая мастерская: изготовление шумовых музыкальных инструментов.
  • Способствовать развитию сотрудничества педагогов с родителями и детьми;
  • продолжать развивать коммуникативные навыки, работая в мини-группах.
Воспитатели, дети, родители 4-я неделя
Результативный. Викторина «Музыкальные и немузыкальные звуки». Закрепить понятия музыкальных и немузыкальных звуков. Музыкальный руководитель, воспитатели 4-я неделя

Пример конспекта занятия «Природные зоны России» в подготовительной группе

Цель: расширять представления детей о природе родной страны, сформировать представления о различных природных зонах, воспитывать любовь к родному краю, учить пользоваться географической картой.

Методы и приёмы:

  • беседы;
  • словесная инструкция;
  • наглядный показ;
  • игры;
  • чтение литературы по теме;
  • дискуссии.

Рассматривание атласов и энциклопедий расширяет представления детей о мире

Предварительная работа:

  • работа по карте России и карте мира;
  • заучивание стихов о России;
  • чтение энциклопедии;
  • рассматривание картинок.

Ход занятия:

  1. Воспитатель рассматривает вместе с детьми атлас России, просит дошкольников очертить границы страны на карте. Рассказывает о важности изучения особенностей родной страны, любви к ней. Просит ребёнка прочитать стихотворение о России (подготовленное заранее).
  2. Воспитатель предлагает ребятам отправиться в путешествие по России. Сначала рассказывает о Крайнем Севере (показывает ребятам плакат с изображением тундры): спрашивает детей, что они думают о климате в этой местности, как там проходят времена года. Изучаются растения и ягоды, которые растут в тундре, рассматриваются их фото или картинки. Затем ребята знакомятся с животными-жителями Севера. Игра «Бывает ли это на Севере?».
  3. Воспитатель показывает дошкольникам плакат с изображением степи. Спрашивает, что они думают о её климате. Говорят о растительном (душица, ковыль) и животном (суслики, хомяки, антилопы) мире в этой местности. Проводят исследование: в ёмкость с землёй наливают немного воды, затем феном высушивают землю, имитируя горячий ветер. Формулируют вывод, что в степи дуют горячие ветра, которые высушивают почву.
  4. Подводят итоги. Вывод о том, что территория нашей страны - огромная. На ней встречается разнообразная растительность и климатические условия. Нужно гордиться, что мы живём в такой большой и красивой стране.

Занятия по познанию окружающей среды проводятся во всех возрастных группах ДОУ и включают обширный материал, который помогает ребятам ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с особенностями природы и быта людей. Проведение различных опытов, экскурсии, интересные проекты помогают лучше усваивать знания и научиться бережно относиться к природе и её ресурсам.

Поделиться: