Проект мое отечество по истории. Школьный проект "семья и отечество в моей жизни"

Стадия проекта:

Проект реализован

Цель проекта:

Воспитывать у детей патриотические чувства: любовь к Родине, к родному краю и его истории

Задачи проекта:

1. Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
2. Закрепить знания о том, что наша Родина называется Россия.
3. Познакомить с символом России- флагом, гербом, гимном.
4. Формировать представления о празднике «23 февраля».
5. Воспитывать уважение к ветеранам войны.

Достигнутые результаты за последний год:

 По окончанию проекта у детей появилось представление о том, что наша страна Россия очень большая. У нее так же, как и у других стран есть своя символика – герб, флаг, гимн. Что у России есть такие символы, как русская березка и матрешка.
 У детей проявились такие чувства, как патриотизм, любовь к своей Родине, чувство интернационализма.
 Расширились представления детей о своей Родине.
 Содержательно обогатили предметно-развивающую среду для организации работы с дошкольниками по приобщению детей к патриотическому воспитанию.
 Привлекли внимание родителей и повысили уровень их компетентности в вопросах воспитание у дошкольников основ патриотического воспитания.

Социальная значимость проекта:

1. Совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения воспитаннников, их творческой активности.
2. Формирование эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого воспитанника верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству.
3. Утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений.
4. Развитие патриотических чувств и сознания воспитанников.
5. Вовлечение в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
6. Повышение уровня педагогического мастерства у педагогов, участвующих в реализации проекта.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

 Образовательная область «Познавательное развитие»
Беседа «Символы России», просмотр видео «Московский Кремль».
Организованная образовательная деятельность «Русский народный костюм».
Путешествие по России (фотоотчет).
 Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:
Дидактические игры: «Государственные праздники», «Дополни предложение», «Отгадай загадку», «Подбери нужный предмет», «Найди флаг России», «Сложи флаг России», «Сложи герб России».
Сюжетно – ролевая игра « Защитники отечества».
Сюжетно-ролевая игра «Магазин русских народных игрушек».
 Образовательная область «Речевое развитие»
Речевые игры: «Закончи предложение» «Скажи наоборот», «Подбери словечко»;
- Составление рассказа по картине «Березы».
Чтение рассказа «Наше Отечество»- К. Ушинский.
Чтение стихотворения «Что мы Родиной зовем?» - В. Степанов.
Заучивание стихотворения «Люблю березу русскую» - Б. Житков.
 Образовательные область «Художественно – эстетическое развитие»:
ООД по рисованию «Русская Матрешка».
ООД по аппликации «Российский флаг», «Подарок для папы» «Матросы».
Конструирование «Празднично, украшенный дом».
Прослушивание песен «У моей России», «С чего начинается Родина?», «Гимн Российской федерации», «День Победы»
ООД по Аппликации «Вырежи и наклей сам» (оденем девочку в национальный русский костюм).

Работа с родителями:

1. Экскурсия с детьми и родителями по родному городу Балашиха.
2. Экскурсия с детьми и родителями к памятнику « Неизвестному солдату» и к «Вечному огню».
3. Пошив для куклы русского национального сарафана с привлечением родителей.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №20»

ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«Мое Отечество».

Выполнили воспитатели:

Журавлева М.В.

Архипова О.В.

Дзержинск

Образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад № 20»

воспитатель М.В.Журавлева, О.В.Архипова.

Творческое название:

«Мое Отечество» .

Классификация проекта:

Продолжительность проекта

среднесрочный

Количество

Групповой

Интегрированный

Информационно-творческий

Визитная карточка.

Пояснительная записка.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке.

Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения: со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, его столицей и символами.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, к своей земле.

Чувства привязанности к отеческим ценностям является основой формирования убеждений и готовность действовать соответствующим образом.

А значит, эта работа важна для воспитания человека будущего – настоящего патриота своей Родины.

Данный проект посвящен гражданско

патриатическому воспитанию детей. Данная работа направлена на формирование знаний у детей о символике современной Росси, о традициях нашей страны с учетом требований общеобразовательной программы дошкольного образования и в соответствии с ФГОС ДО. Проект способствует формированию познавательно-творческих умений и навыков .

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств и ценностей; создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Образовательные:

Формировать представление детей о родной стране;

Обобщить знания детей о национальных костюмах;

Формировать у детей чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;

Развивающие:

Развивать и углублять знания об истории и культуре России и родного края;

Развивать способности осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;

Развивать интерес и уважение к истории и культуре своего и других народов;

Развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края;

Развивать память, мышление, связную речь, мелкую моторику рук;

Побуждать детей к совместной деятельности.

Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать

Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к своей родине – России, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, к сверстникам и их родителям.

Воспитывать уважительное отношение к человеку-труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.

Воспитывать у учащихся чувства патриотизма.

Планирование.

Реализация проекта рассчитана на 1 месяц, будет проходить в 3 этапа:

Подготовка к проекту

Реализация проекта

Презентация

Разработка плана реализации проекта.

Провести диагностику детей на начало проекта

Обогатить предметно-пространственную среду в группе для реализации проекта

Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте. Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, историями о ВОВ, о военной технике усилиями педагога, детей и их родителей.

Обогащение предметно-развивающей среды.

Книжный уголок:

Предметные картинки, художественная литература по теме «Мое Отечество»

Уголок продуктивной деятельности:

Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации

Проведение викторины « Мое Отечество»

Проведение ООД, игр, бесед, рассматривание фотографий, чтение рассказов и стихотворений, составление и отгадывание загадок,

Проведение индивидуальных консультаций,

Защита проекта по теме «Мое отечество» по следующим аспектам:

«Что такое Родина, символика, народные костюмы.»

«Какую роль играет каждый гражданин нашей страны?»

«Зачем нужны национальные костюмы»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1.Воспитание у ребенка чувства любви и привязанности к своей Родине.

2.Развитие интереса к русским традициям и промыслам.

3.Знакомство с национальными и государственными символами России.

4.Помочь родителям понять важность воспитания патриотизма, гражданственности и расширить в семье совместную деятельность с детьми по данной проблеме.

Планирование.

Образовательные области

Дата,название мероприятий, задачи.

Познавательное развитие

13.02 . Рассматривание альбома «Государственная символика».

Задачи : расширять представления о государстве. Воспитывать любовь к Родине.

14.02 .Чтение художественной литературы.

Задачи : формировать у детей образ былинного богатыря. Развивать эмоциональное восприятие художественных произведений. Воспитывать любовь к Родине.

20.02. Рассматривание книжки-малышки «пословицы и поговорки о Родине»

Задачи : Продолжать знакомить детей с пословицами и поговорками о Родине.

22.02 Просмотр презентации «Мое Отечество»

Задачи : Углублять знания детей о Родине.

1.03 Беседа «Выборы в стране».

Задачи : Познакомить детей с понятием выборы, его предназначением. Развивать интерес и любознательность к организации прохождения выборов.

2.03 . Викторина «Мое Отечество»

Задачи: Активизировать имеющиеся знания, самостоятельные суждения. Развивать умения реагировать на высказывания партнера,- активно поддерживать инициативные высказывания на вопросы викторины. Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение ко всем национальностям, любовь и уважение к России.

Художественно-эстетическое развитие

8.02 . Заучивание Гимна России.

Задачи: воспитывать патриотизм, гордость за страну.

16.02 . Празнование «Масленицы».

Задачи: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Развивать интерес к руссконародному фольклору.

19.02 .ООД Рисование.

Тема: «Наша армия родная»

Задачи : Закреплять умение создавать рисунки по мотивам литературных произведений, передавая образы солдат, летчиков, моряков; изображать их жизнь и службу. Упражнять в рисовании и закрашивании рисунков цветными карандашами.

21.02 Праздник, посвященный к дню защитников отечества.

Задачи: Развивать патриатизм Воспитывать гордость за страну.

22.02 ООД Лепка.

Тема: Пограничник с собакой»

Задачи : Закреплять умение лепить фигуры человека и животного, передавая характерные черты образов. Упражнять в применении разнообразных технических приемов. Продолжать учить устанавливать вылепленные фигуры на подставке.

26.02 Конструирование солдата в вечернее время.

Задачи: Совершенствовать умение вырезать детали на глаз и приклеивать их к сделанному конусу (из круга) или цилиндра (из прямоугольника), придавать поделке определенный образ, украшая ее вырезанными мелкими деталями.

2.03. Оформление стенгазеты «Мое Отечество».

Задачи: обобщить знания детей о Родине.

Физическое развитие.

12.02 . п/и «Собери флажки».

Задачи : учить детей перебрасывать с одной стороны площадки на другую, стараясь быстро поднять флажок, держать флажки крепко, стараясь не уронить. Развивать у детей ловкость, быстроту движений, координацию, внимание.

15.02 .п/и «Будь ловким»

Задачи :учить детей прыгать в круг, перепрыгивая через мешочки с песком и обратно, стараясь, чтобы не осалил водящий. Отталкиваться и приземляться на обе ноги, на носки. Развивать ловкость, быстроту движений. Укреплять своды стоп.

Социально-коммуникативное развитие

8.02. Д/и « Профессии».

Задачи: расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Знакомить с орудиями труда, инструментами нужными людям этих профессий, соотносить их. Воспитывать уважение к труду взрослых.

15.02 Д/и «Скажи по-другому».

Задачи : упражнение детей в подборе синонимов и антонимов к словам; пополнение словаря синонимов и антонимов

Речевое развитие

5.02 . ООД Развитие речи

Тема: Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».

Задачи: Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.

12.02 беседа в вечернее время

Тема : «Наша Родина-Россия»

Задачи : воспитывать у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине.Ознакомление детей с такими понятиями, как “Россия”, “Родина”, “Отечество”; обзорное ознакомление с символикой и гимном России

16.02 ООД Развитие речи

Тема: Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Задачи: Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

26.02. Чтение стихов о Родине.

Задачи : Обогащать духовный мир детей.

Работа с родителями.

Форма проведения.

Оформление альбома

Беседа с родителями на тему: «Патриотическое воспитание детей».

Оформление книжки- малышки «Пословицы и поговорки о Родине».

Праздник, посвященный дню защитника Отечества.

Выставка детских рисунков.

Оформление стенгазеты «Мое Отечество»

Предмет, класс

  • Окружающий мир, 3 класс

Краткая аннотация проекта

Проект проводится при изучении темы «Я – гражданин России» в 3 классе, по программе «Школа 2100». Данный проект предназначен для развития творческих способностей учащихся: предполагает развитие образного и логического мышления при решении поставленных проблем, нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки сравнительно – сопоставительного анализа. Государственные символы Родины – это часть отечественной истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение многовековой жизни народов нашей страны. В процессе работы над проектом ребята знакомятся с государственной символикой и историей её изменения в разные исторические периоды. Исследуют, как выглядели государственные символы в прошлом. Большое внимание отводится самооценке учащимися своей работы в форме составления групповых проектов. Проект имеет большое воспитательное значение, он привлекает внимание учащихся к государственной символике России, дает представление о правилах отношения к ней, вызывает интерес к изучению геральдикии и вексиллологии.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

  • Может ли существовать страна без государственных символов?

Проблемные вопросы

  1. Почему государству трудно обойтись без официальных символов?
  2. Могут ли символы дать представление об особенностях того или иного государства и каким образом?
  3. По каким причинам одни государственные символы заменяются другими?
  4. Почему надо любить символы своей страны и уважать государственную символику других стран?

Учебные вопросы

  1. Каковы национальные символы России?
  2. Как зарождался гимн?
  3. С какой целью был принят в 1944 г. гимн СССР и какие черты государства в нем прославлялись?
  4. Значение герба в истории России.
  5. Какое значение имело принятие двуглавого орла в качестве нового российского государственного символа?
  6. История флага Российской Федерации.
  7. Когда возникли государственные флаги и почему?
  8. Какую роль выполняли первые русские флаги?
  9. Почему на одном из первых русских флагов были бело-сине-красные полосы?
  10. Какова роль символики в жизни общества?

Визитная карточка проекта

План проекта

Перед началом работы над проектом проводится

Подготовительная работа:

  1. Посещение в школьной библиотеке выставки книг, посвященных истории символов России.
  2. Среди учащихся 3-х классов проводится конкурс рисунков: «Здесь, видны флаг и герб России»

Этапы работы:

I этап- организационный

  1. Формирующее оценивание и планирование: фронтальная беседа и анкетирование в ходе демонстрации вводной презентации учителя, коллективное составление таблицы (З-У-Н), планирование
  2. работы в группах («мозговой штурм).

II этап – формулирование темы и цели проекта

  1. Использование подсказок «Советы мотивации», «Вопросы для планирования работы».
  2. Выдвижение гипотез решения проблемы.
  3. Обсуждение плана работы.
  4. Обсуждение возможных источников информации.
  5. Самостоятельная работа в группе.

III этап – работа над проектом

Создание презентаций, публикаций.

IV этап – промежуточный контроль

  1. Обсуждение возникших проблем.
  2. Рекомендации по их решению (неформальный опрос).
  3. Доработка проектов.

V этап – практический

  1. Итоговое самооценивание качества работы в группах перед защитой проекта.
  2. Защита проектов на уроке.

VI этап - итоговый

  1. Итоговое оценивание результатов проекта на уроке по группам (Отзывы сверстников).
  2. Проверка понимания (тест). Суммарное оценивание

Постпроектный этап (на следующем уроке)

Публикация учителя

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Перед началом проекта

  1. Самостоятельная работа в форме таблицы (З-У-Н) на уроке
  2. Формирующее оценивание «стартовых знаний» учащихся в форме фронтальной беседы и анкетирования в процессе демонстрации презентации учителя
  3. Формирование групп
  4. Вопросы для мотивации работы над проектом

В ходе работы над проектом

  1. По плану оценивания: работа с таблицей,практическая работа.
  2. Обсуждение предварительных результатов в каждой группе
  3. Неформальное общение с учащимися во внеурочное время. Итоговое оценивание умений

После завершения проекта

  1. Итоговое самооценивание качества работы в группах перед защитой проекта
  2. Проверочный список наблюдений за навыками мышления.

Критерии оценивания

  1. Соответствие планирования всего проекта и исследований учащихся целевым стандартам и задачам учебного курса.
  2. Нацелено на развитие навыков высокого мышления, ожидаемых от учеников в контексте проекта.
  3. Оценивания нацелены на интересы учеников, происходят в течение проекта и обеспечивают достоверной информацией о качестве и глубине изученного учениками материала.

I. Формирующие оценивания

  1. Формальные и неформальные методы самостоятельного оценивания: выявление потребностей учеников, побуждение к самоорганизации и взаимодействию, наблюдение прогресса, проверка понимания, обучение способам метапознания.
  2. Проводятся в начале работы над проектом в процессе демонстрации

«стартовой» презентации учителя, многократно в группах и индивидуально (на плановых встречах с группами, индивидуальное неформальное общение во внеурочное время).

  1. Самостоятельные и проверочные работы, тесты, предусмотренные учебной программой.

II. Итоговое оценивание

  1. Оценивание итоговых материалов и выступлений групп на защите проекта: критерии для оценки содержания, критерии оценки навыков совместной групповой деятельности, коммуникационных навыков, навыков высокого мышления, критерии публикаций, презентаций и других работ учащихся.
  2. Предпочтение отдаётся содержанию работ, а не структуре и графическим элементам.

Ирина Удовиченко
Проект «Мое Отечество - Россия» (подготовительная группа)

1. Город труженик, город-красавец.

Цели :

Расширять, уточнить и систематизировать знания детей о родном городе : заводах и фабриках, выпускающих «разную» продукции, наиболее красивых местах отдыха;

Развивать интерес к изучению города, желание узнать о нем больше;

Воспитывать любовь к городу, чувство гордости за него.

Достижения цели :

Беседа о городе с рассматриванием иллюстраций;

Д/у «Посмотри и назови» ;

Вопросы поискового характера;

Решение проблемной задачи;

Д/и «Найди пару»

Материал :

Посещение начальной школы;

Преемственность :

Посещение детьми школ;

Просмотр телепередач о школе;

Покупка школьных принадлежностей;

2 Флаг и герб России

Цели :

Расширять знания детей о государственной символике (флаг, герб гимн, познакомить с историей их возникновения; развивать желание больше узнать о своей Родине; образное мышлением и эстетическое отношение к окружавшему миру;

Воспитывать чувство гордости за свою страну;

Достижения цели :

Вопросы на уточнение знаний детей;

Рассказ педагога об истории возникновения флага, герба;

Рассматривание разных видов флага и герба России (Руси, СССР, гербов других городов;

Материал :

Флаг, герб, России ;

Аудиозапись гимна;

Гербы городов России ;

Преемственность :

Придумывание герба города;

Посещение краеведческого музея, памятных, красивых мест в городе и районе;

Чтение литературы по теме;

3 Наш город.

Цели :

Расширять знания детей о городе, исторических и памятных местах, местах отдыха людей, познакомить с предыдущими названиями города, закрепить названия района;

Развивать познавательный интерес к изучению истории родного города;

Воспитывать чувство гордости за свой городе.

Достижения цели :

Беседа о городе, районе, рассказ педагога;

Рассматривание иллюстраций, карты района;

Д/и «Узнай и назови» (памятные и красивые места0;

Повторение название улиц в районе,

Материал :

Фотографии, открытки, книги о городе, районе;

Карта города и области;

Портреты губернатора и мэра;

Преемственность :

Посещение музеев города, памятных, красивых мест в городе и районе;

Чтение литературы о городе районе;

Результаты проекта :

Создание макета «Героические улицы района» . Фотовыставка «Родные просторы»

Публикации по теме:

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина - Россия» (подготовительная группа) Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать.

Цель Обобщить и систематизировать знания детей о России, как о родной стране. Задачи - Образовательные задачи: 1. Систематизировать знания.

Конспект открытого занятия «Мой город, моя страна» клуб знатоков «Моё Отечество-Россия» Конспект открытого занятия на тему «Мой город, моя страна» клуб знатоков «Моё Отечество – Россия» (подготовительная группа) Щавелюк Ольга.

Конспект занятия «Я люблю тебя Россия, дорогая моя Русь» (подготовительная группа) Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Я люблю тебя Россия - дорогая моя Русь!» в подготовительной группе Программные задачи:.

Консультация для родителей «Отечество моё, Россия!» Отечество моё, Россия! Нас в детстве ветры по земле носили. Я слушал лес и обнимал траву, Еще не зная, что зовут Россией Тот синий мир,.

Материал к занятию по экологии. "Прогулка в зимний лес".Подготовительная группа. Г. Москва ГБОУ школа 982 Воспитатель: Федотова С. С..

Перспективный план работы с семьями воспитанников на тему «Моя Родина – Россия» в рамках проектной деятельности. Январь Цель: - Выявить.

План проектной работы «Моя страна» (подготовительная группа) Проектная деятельность с ИКТ Воспитатель Боярова Наталья Александровна Тема: «Краеведение» Цель: Развитие у детей коммуникативных познавательных.

Проект по музейной педагогике

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Шараповская средняя школа

ПРОЕКТ

ОТЕЧЕСТВО

Подготовили:

учащиеся 6 класса

Учитель:

Шишкина Н.Б .

с. Шарапово

2015г.

Оглавление

Введение

Глава I . История села Шарапово.

    1. Почему село так называется?

      Опрос жителей села

      Посещение музеев

      Выставка из бабушкиного сундука

Глава II . Мероприятия.

    1. Праздник «Масленица»

Глава III . Создание альбома о своём селе.

Заключение.

Литература.

Введение.

Актуальность проекта:

события последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальное расслоение общества, падение духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание. Стала все более заметной утрата нашим обществом традиционного российского самосознания. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В общественном сознании широкое распространение получили равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения интереса к государственной и военной службе. Решением данной проблемы является реализация проекта: «Отечество»

Цель: воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; бережного отношения к народной памяти, уважение к историческому прошлому страны; воспитание у детей патриотизма, формирование гражданской позиции.

Задачи проекта :

    Изучить дополнительную литературу о родном крае;

    Провести опрос среди жителей села;

    Посетить музеи родного края;

    Воспитывать любовь к родной природе; формировать представление о русской культуре;

    Создать альбом о селе Шарапово

Основные направления реализации проекта:

    Познавательная образовательная деятельность.

    Беседы о родной природе, известных людях родного края.

    Оформление фотоальбома .

    Чтение дополнительной литературы.

    Проведение ряд мероприятий, воспитывающих патриотизм.

Предполагаемые результаты:

    Приобретение знаний об истории родного села.

    Проявление интереса к событиям родного края.

    Научиться выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.

Глава I . История села Шарапово.

    1. Почему село так называется?

Территория, где расположено Шарапово, составляет часть Русской равнины, которая местами всхолмлена, изрезана оврагами и балками. В прошлом местность была покрыта дремучими лесами. Свидетельства того, что здесь были леса, сохранились в названии природных объектов, например: Липовая, Осинов дол.

Шарапово расположилось на так называемых Емелевых вершинах, которые были началом Большого дола (оврага). В верней части этих вершин располагались родники. Здесь были прорыты пруды. Рек вблизи нет. Ближайшая река Пьяна находится в 8 метрах от села.

В документах, хранящихся в Центральном Государственном архиве древних актов, был найден ответ на вопрос о времени возникновения и происхождения села. Документы о нашей местности конца 16 начала 17 века собраны в книге «Арзамасские поместные акты».

Документы свидетельствуют о том, что наиболее ранние сведения об истории с.Шарапово относятся к временам правления Ивана Грозного. После похода на Казань и Астрахань, присоединенные земли Среднего Поволжья, царь раздавал своим стрельцам за хорошую службу. Угодья будущего Шарапова были выделены стрельцу Шарапу Кашину. В писцовых книгах об этом упоминается под 1585 годом. Из этого следует, что название села произошло от имени первого помещика Шарапа. И было в то время в Шарапове 6 дворов, в том числе и помещичий.

В 1613 году на Шарапово напали ногайские татары, село разгромили, крестьян взяли в плен, а оставшихся посекли. Но село было вновь заселено, росло медленно, но развивалось. Как свидетельствует история, крестьяне помещичьих имений подвергались жесточайшей эксплуатации вплоть до того, что их положение в 17 – 18 веке было сведено к положению рабов. Именно это было причиной, что шараповские крестьяне принимали активное участие в борьбе против крепостнических порядков.

Документы донесли до нас сведения, что шараповские крестьяне вместе с крестьянами соседних сел, таких как Большая Арать, Гагино, участвовали в крестьянской войне под предводительством Степана Разина. Более подробно сохранились сведения об участии шараповских крестьян в войне под предводительством Е.И. Пугачева. Тогда они отказались выполнять указания властей о выставлении караула на случай появления отрядов Пугачева. Вместо этого они сами создали отряд и учинили нападение на свою помещицу Анненкову.

В 1905 году в зимнее время крестьяне под руководством Сергея Артешова устроили забастовку и прекратили выходить на работу в помещичье хозяйство, организовали раздачу помещичьего хлеба и рубку помещичьего леса. В 1916 году учинили расправу над управляющим помещичьим имением.

В 1917 году в селе насчитывалось 330 хозяйств и 2000 человек.

Земли шараповским крестьянам не хватало.

В 1917 году приходилось по 3-4 десятины на крестьянский двор. Родила земля в то время скудно. Поэтому жители Шарапова издавна занимались табаководством. Однако положение населения оставалось тяжелым, крестьяне влачили нищенское существование, ютились в хибарах с двумя окнами под соломенной крышей вместе со скотиной, перебивались с хлеба на квас.

Были в селе зажиточные хозяева, имевшие мельницы, маслобойки и крупорушки.

После революции усилился процесс дробления крестьянских хозяйств. В 1921 году в селе проживало 2640 человек, хозяйств было 429.

В послеоктябрьские годы село продолжало расти вплоть до конца 50-х годов. После этого начинается интенсивный отток населения главным образом в города. В 1961 год было 523 хозяйства с населением 2057 человек, а уже в 1979 год осталось 465 дворов с числом жителей 1375 человек.

Октябрь круто изменил жизнь сельчан. Земельные наделы удвоились, люди втягивались в коллективное хозяйство. Был создан ТОЗ, внедрялась техника. Ее покупали или брали напрокат. В Шарапове существовал прокатный пункт сельхозмашин. Колхоз был создан 15 января 1931 года. В первый год в него входило 46 хозяйств. Производственный фонд – 13 лошадей, 2 ветряных мельницы, конфискованных у кулаков. Постепенно многие виды труда были механизированы, земля приносит хорошие урожаи. Раньше в колхозе было 4636 га земли. В настоящее время колхоза в селе не существует.

Облик села изменился. Сейчас уже не найдешь дом – хибару под соломенной крышей. Начали строиться новые квартиры со всеми удобствами.

    1. Опрос жителей.

В ходе своего проекта мы провели опрос среди жителей нашего села. Они нам немного рассказали об истории возникновения села, об обычаях и традициях:

«… в Шарапове выращивали табак и ездили его продавать, поэтому наше село славилось табаком. Название села произошло от помещика Шарапа…»; «…наш край очень красивый! В каждом селе есть свои традиции. Наша традиция – выращивать табак. Раньше люди ходили с обозом в Нижний Новгород и продавали его там...»; «…наше село назвали по имени помещика Шарапа. Лес Пекшать- это мордовское название, Касть -тоже мордовское название. На Рождество мальчики ходили славить, а родным мальчикам давали денег больше остальных. Дорогих гостей сажали на шубу. Когда дома были не крашены, люди собирались и мыли у всех дома, а потом вместе кушали. На свадьбы было принято наряжать репей всякими лентами и ходить с ним по селу. Кладбище было раньше с правой стороны Чапары, и улицу прозвали "Мёртвый посёлок". Ходили продавать табак в Нижний Новгород…».

В результате, мы сделали вывод о том, что жители нашего села знают об истории его происхождения, об обычаях и традициях. А мы, в свою очередь, узнали много новых и интересных фактах, которые до этого нам были не известны.

    1. Посещение музеев.

Выполняя свой проект, наш класс посетил три музея нашего района:

1.Шатковский историко-краеведческий музей

2.Музей «Тани Савичевой»

3.Краеведческий музей с.Шарапово

В историко-краеведческом музее нам рассказали очень много полезной и интересной информации: когда было первое упоминание села Шарапово, откуда произошло его название, какие народы жили на территории села. Так же нам показали предметы старины, которые хранятся в этом музее; мы подробно познакомились с картой нашей местности.

В музее «Тани Савичевой» нам рассказали об этой девочке и о жизни во время блокады. Очень тяжело и невыносимо было пережить это время. Находясь в этом музее, мы как будто сами побывали в том страшном городе…

В краеведческом музее села Шарапово мы бываем часто. И во время выполнения проекта, мы тоже не оставили его без внимания. Но на этот раз мы туда ходили не только для экскурсии, но еще и для того, чтобы помочь в уборке музея. Мы провели там влажную уборку, помогли аккуратно разложить старинные вещи по своим местам. Нам это доставило большое удовольствие!

В нашем музее мы так же нашли одежду, которые носили наши предки. Мы этим заинтересовались, и дома решили найти что-нибудь из одежды в бабушкином сундуке. Нашли мы немного, так как времени уже прошло немало, и вещи не сохранились.

Глава II . Мероприятия.

    1. Масленица.

В нашей школе часто проходят праздники, в которых наш класс активно участвует. Проходят они очень интересно и весело. Некоторые из них в нашем селе принято праздновать обязательно. Так и в этом году не обошлось без празднования «Масленицы». На этом мероприятии прозвучало много веселых песен, частушек; были танцы, конкурсы. Конечно же, в завершении мероприятия, се учащиеся вышли на улицу, чтобы сжечь чучело Масленицы и проводить уходящий год. После этого по традиции всех угостили вкусными блинами.

    1. Классный час «Моя малая Родина»

Недавно у нас прошел классный час, посвященный нашей малой Родине –Шарапову. В начале учитель нам рассказал немного о нашей стране – России, о её символах, мы спели гимн. Затем мы узнали о происхождении названия села Шарапово, о его населении, традициях и обычаях. В конце классного часа мы сами придумали герб нашего села и нарисовали его.

Глава III . Создание альбома.

Результатом нашего проекта стало создание альбома о родном крае. В этот альбом мы поместили фотографии нашего села и написали немного информации о нём. В память о нашей работе этот альбом мы хотели бы подарить краеведческому музею нашего села.

Заключение.

Работая над проектом, мы изучили дополнительную литературу о родном крае. Из различных источников мы выяснили историю возникновения села Шарапово, о его обычаях и традициях. Нами были посещены музеи родного края, в которых было интересно и познавательно. Нам удалось посмотреть на одежду, которую носили наши предки, а некоторые вещи мы смогли даже примерить. На праздниках и классных часах, которые проводились в нашей школе, мы смогли сформировать представление о русской культуре, воспитать в себе чувство патриотизма.

Мы считаем, что достигли поставленной перед нами цели и решили все задачи, которые запланировали.

Работать над проектом нам очень понравилось, так как мы узнавали много интересной информации о родном крае, которой до этого не владели.

Сегодня мы много узнали о нашем родном крае. А свой проект мы хотели бы закончить стихотворением:

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья

И тропинка и лесок

В поле каждый колосок

Речка, небо голубое -

Это всё моё родное.

Интернет-ресурсы:

Поделиться: