Познавательно-исследовательский проект «Что за чудо — магнит? Проект в старшей группе на тему: «Волшебный камень магнит Проект по исследовательской деятельности магнит в доу.

Мастер-класс.

Тема: «Удивительный магнит».

Цель: представление опыта работы с детьми по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер- класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследоватекльскую деятельность;

Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми;

Сформировать у участников мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Ход мастер-класса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас!

Детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Ребенок настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать. Процесс познания – творческий, и наша задача – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованию, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Сегодня мы на миг окажемся в волшебной стране «Экспериментов», поэтому я хоть и не волшебник и не маг, превращаю вас в юных исследователей! Я буду к вам обращаться как к детям.

Ребята! Я предлагаю Вам отправиться в волшебную страну. В этой стране учились волшебству разные волшебники из сказок.

Вспомните, каких волшебников, вы знаете? (Хоттабыч, Фея, Баба-Яга)

Ребята, что у нас за цветочек на доске?

Это - «Цветик-семицветик, он поможет нам открыть тайны волшебства (берем один лепесток).

- Лети, лети, лепесток,

Через север на восток,

Через запад, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься, ты, земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы все мы превратились в волшебников!

1 задание – Давайте, дети оденем шляпы и превратимся волшебниками. Я тоже одену и вместе с вами стану волшебницей.

Ой, на доске еще какое – то письмо, давайте, прочитаем его.

Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?

Какой способ нашел Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы (снял доспехи, сделанные из железа)

(показываю магнит)

-«Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит ».

Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то притягивает ли он другие предметы? Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем! Мы проведем опыт и узнаем все ли притягивает магнит? Ребята, давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит.

Волшебство начинается…

Только надо обязательно соблюдать правила безопасности с острыми предметами.

Опыт 1. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из предметов на столе.

- На красный квадрат положите предметы , которые не притягивает магнит ,

а зеленый – которые притягивает. Приступайте!

Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.

Вывод : все железные предметы притягиваются к нему, значит, магнит притягивает железные предметы: шурупы, гвоздики, скрепки монеты и т.д.

А какие предметы не притянул? (Пуговицы, ткань, резину, карандаш, ластик и т.д.)

Опыт 2. А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?

Вывод: Железные предметы притягиваются через бумагу.

Опыт 3. Сейчас накройте железные предметы кусочками ткани и поднесите магнит. Что произошло, покажите.

Вывод: Магнит действует через ткань.

Опыт 4. Положите все железные предметы в пластмассовые тарелочки, а магнитом проведите под тарелочкой. Что происходит?

Вывод : Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмасс.

Обобщение : магнит притягивает только железные предметы.

Опыт 5.

А сейчас чтобы нам стало веселее мы устроим

дискотеку для сказочных героев.

Через картон (магниты один сверху, другой снизу) делаем разнообразные движения.

Вывод: магниты притягиваются друг к другу.

Опыт 6

Вы любите фокусы?

* «Магнитный фокус – кораблики»

Оборудование: таз с водой, кораблики.

Ход опыта : опустить лодочки с иголочками на мачте в воду, управлять лодочками, двигая над тазом (не касаясь их). Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

Вывод: магнит действует даже на расстоянии.

Опыт 7

* Мы будем совершать следующее волшебство.

Оно называется «Рыбалка».

Нужно достать рыбок из воды не замочив рук и магнита.

Опыт 8: В стакан с водой кладем рыбок, как достать с помощью магнита?

Магнитом надо вести по стенке стакана. Магнит поднимает рыбку.

Что же это за волшебство? Как вы думаете, почему у вас получилось достать рыбки из воды, не замочив рук?

Вывод:

Магнит может действовать на предметы через стекло.

Опыт 9

Сейчас я предлагаю вам игру «Волшебный лабиринт».

У вас у всех лежат карточки с дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку) с помощью магнита через бумагу. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.

Воспитатель: что происходит с монеткой?

Вывод: Магнит снова оказывает свое волшебное действие через бумагу.

Опыт 10

В сказке «Золушка» злая мачеха перемешала чечевицу с горохом и заставила перебирать Золушку. И помогли Золушке в этом птички. Но коварная злая мачеха снова смешала крупы с шурупами, болтами и гайками и опять заставила перебирать Золушку. Птицы помочь не могут, боятся сломать клювики.

Может быть, мы сможем помочь? Как это сделать быстрее? (при помощи магнитов).

Вы хорошо сегодня поработали и много узнали интересного про волшебный камень – магнит…

Довольны ли, вы, секретам волшебства?

Так как приближается праздник Новый год. Про него говорят – он подарки принесет. И я на память хочу подарить магнитики, которые вы украсите сами.

Возьмите - горсточку счастья, любви и везения! (бисер). Украсьте свои магнит.

Предварительный просмотр:

Памятка

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать что-то новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно и как можно.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.

Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребёнка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребёнок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

«Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам».

Ральф У. Эмерсон


Сотовая связь, компьютеры, банкоматы - не работают… Так было бы, если бы мир лишился магнитных свойств. Практически всё, что мы используем - следствие использования магнитных материалов в большом количестве. Это электроприборы, электродвигатели, различные датчики, денежные купюры, банковские карты, автомобили….
Природа полна тайн и загадок. И необыкновенная способность магнитов притягивать к себе предметы вызывала у меня удивление с раннего детства. Моё первое знакомство с магнитом произошло тогда, когда в один из дней рождений мне подарили игры с магнитами. Сначала меня занимали сами игры, а недавно мне подарили набор «природа магнетизма». И так, мне захотелось выяснить, что же такое магнит, какие тайны хранит он в себе и есть ли у него связь с электричеством, потому что я живу в молодом городе энергетиков. Ведь главная гордость нашего города - это атомная станция.

Цель нашей работы: Выяснить влияние электричества и магнетизма на окружающие предметы.

Задачи:
1. Выявить способности магнита.
2. Определить, какими свойствами обладают магниты.
3.Установить, есть ли связь между магнитами и электричеством.

Методы исследования: наблюдение, сравнение, изучение литературы, эксперименты, обобщение.

Гипотеза: “Что такое магнит?”

Предположим… это волшебный предмет.

Возможно, что … это предмет, который притягивает к себе металлические предметы.
Допустим... магнит чем-то полезен на Земле.
Допустим … электрический ток без магнитного поля не существует.

Легенда о магните
В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. Этот камень стали называть «камнем Магнуса» или просто «магнитом», по названию местности, где добывали железную руду (холмы Магнезии в Малой Азии). На многих языках мира магнит - это значит «любящий».
Первым прибором, основанным на явлении магнетизма, стал компас. Компас - это устройство для ориентирования на местности. При помощи компаса можно определить, где находятся стороны света: север, юг, запад, восток. Он был изобретен в Китае, приблизительно между IV и VI веками. Устроен компас довольно просто: внутри у него есть магнитная стрелка, которая вращается вертикально и по кругу, она всегда указывает на север. А определив по стрелке, где север, можно определить и где находятся остальные части света. Без этого простейшего навигационного прибора были бы невозможны Великие географические открытия 15-17 веков.

Магнитные полюсы Земли не совпадают с его географическими полюсами
Вокруг Земли есть сильное магнитное поле. Если бы Земля, хоть на мгновение потеряла свою магнитную защиту, на её поверхность проникло бы губительное космическое излучение, которое по своему действию подобно радиоактивному. Учёные считают, что это может привести к катастрофе на нашей планете. К счастью магнетизм сопровождает Землю на протяжении всей её истории.

Магниты
Магнетизм - это невидимая сила, которая действует на некоторые металлы, особенно на железо и сталь. Материалы, создающие эту силу, называются магнитными, или магнитами.
МАГНИТ (магнетит)- кусок железной руды, обладающий свойством притягивать железные или стальные предметы и имеющие собственное магнитное поле. Магниты бывают естественные (природные) и искусственные.
Естественные (или природные) магниты встречаются в природе в виде залежей магнитных руд. Самый крупный известный природный магнит находится в Тартуском университете. Его масса составляет 13 кг, и он способен поднять груз в 40кг. Искусственный магнит. (намагниченное тело, предмет из металла, сплава).
Искусственные магниты - это магниты созданные человеком на основе различных ферромагнетиков (из железа, кобальта и некоторых добавок). Искусственные магниты можно получить, натирая куском магнита в одном направлении железные бруски или просто прислоняя не намагниченный образец к постоянному магниту. Они могут удержать груз более чем в 5000 раз, превышающий их собственный вес.

Искусственные магниты существуют двух видов:
Постоянные магниты - тела, сохраняющие длительное время магнитные свойства, изготовляются из магнитно-твёрдых материалов, их магнитные свойства не связаны с использованием внешних источников или токов.
Электромагниты - изготовляются с сердечником из магнитно-мягкого железа. Создаваемые ими магнитные поля обусловлены те, что по проводу обмотки охватывающей сердечник проходит электрический ток.
Магнитная сила - сила, с которой предметы притягиваются к магниту.
Магнитное поле- это район вокруг магнита, в котором действует его сила.
Полюса магнита - место, где обнаруживается наиболее сильное действие.
Магниты обладают разными свойствами:
- притягивают металлические предметы;
-могут действовать через другие материалы;
-могут притягиваться на расстоянии;
-магнитная сила зависит от формы и размеров магнита;
-у магнитов есть полюсы «положительный» и «отрицательный», магнитная сила «сильнее» на полюсах»;
-магнитные полюса существуют только парами;
-магнитная сила имеет свою зону активности «магнитное поле»;
- одинаковые полюсы отталкиваются, разные притягиваются;
- магнитная сила ориентируется по сторонам света;
-магнит может «намагнитить» любой металлический предмет.
-температура влияет на магнитную силу.

Опыт № 1: Что привлекает магниты?
Взяли предметы из бумаги, металлов, пластмассы, стали и ткани разделили их на две группы: металлические и не металлические. 1. Поднесли магнит по очереди к предметам первой группы. 2. Поднесли магнит по очереди к предметам второй группы. 3. Затем поднесли магнит к поверхности холодильника, шкафа, стене, оконному стеклу. В результате установили: некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а некоторые не испытывают его притяжения; к некоторым поверхностям магнит притягивается сам, а к другим нет. Это происходит потому, что магниты это куски железа или стали обладающие способностью притягивать предметы из железа, стали и металлов содержащих их в небольшом количестве. Дерево, стекло, пластмасса, бумага ткань не реагируют на магнит. К железной поверхности больших размеров магнит притягивается сам, будучи более легким.
Вывод: магнит притягивает к себе только предметы из железа, стали и некоторых других металлов.

Опыт № 2: Может ли магнитная сила проходить через предметы?
В стакан с водой бросили скрепку. Прислонили магнит к стенке стакана на уровне скрепки. И после того, как он приблизился к стенке стакана, медленно двигал магнит по стенке вверх.
Скрепка перемещалась вместе с магнитом и поднялась вверх вместе с магнитом. Это происходит потому, что магнитная сила действует и сквозь стекло и сквозь воду.
Вывод: магнитная сила может проходить через предметы и вещества.

Опыт № 3: Магниты действуют на расстоянии
Нарисуем на бумаге линию и положим на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет к магниту. Отметим это расстояние.
Проведем этот же опыт с другими магнитами. Можно увидеть, что одни из них, сильные примагничивают скрепку с более далекого расстояния, другие слабые -примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств.
Вывод : Чем больше магнит, тем больше сила притяжения и тем больше расстояние, на котором магнит оказывает свое воздействие.

Опыт № 4: Зависит ли сила притяжения от формы, размера магнита?
Взяли три магнита разной формы и разного размера. 1. Разложили в три коробки различные металлические предметы (гвозди, монеты, скрепки) по группам. 2. Затем подносили по очереди магниты к разным коробкам и подсчитали, сколько однотипных предметов сможет поднять каждый магнит. В результате было установлено, что один магнит поднимает больше предметов, чем другие. Это происходит потому, что форма и размеры магнита влияет на его силу. Самые сильные магнитные свойства имеют края магнита, а самые слабые - серединка. Подковообразные магниты сильнее прямоугольных. Самый слабый магнит круглой формы. Среди магнитов, имеющих одну форму, сильнее будет магнит большего размера.
Вывод: сила магнита зависит от его формы и размера.

Опыт № 5 : Магнит имеет два полюса .
Каждый магнит имеет 1 северный (N- ) и 1 южный (S+) полюс. Концы магнита называются полюсами. Мы приблизили друг к другу сначала одинаково окрашенные полюсы магнитов, потом разноокрашенные. В результате этого установили, что полюсы одного цвета отталкиваются, а разного притягиваются. Это происходит потому, что полюсы каждого магнита имеют противоположные знаки (положительный и отрицательный). Полюсы противоположных знаков притягиваются; одинаковых - отталкиваются. Если магнит разломать напополам, то он все равно будет иметь 2 полюса. Попробуем сложить 2 магнита. Они превратились в один большой, а магнитные полюсы обнаружены только на противоположных концах составного магнита. Приложим железный шарик к полюсам магнита. Оказалось, что лучше всего шарик притягивается к полюсам, а посередине притяжения нет.
Вывод: у магнита есть два полюса: южный и северный. Одинаковые полюса отталкиваются, разные полюса притягиваются. Магнитная сила сильнее на полюсах. Невозможно получить магнит с одним полюсом.

Опыт № 6: Как намагнитить и размагнитить гвоздь?
Проведем по гвоздю любым концом магнита в одном и том же направлении 30 раз. Касаясь шарика или скрепки, проверим, что гвоздь стал намагниченным и притягивает скрепки. Попробуем провести по гвоздю магнитом вперед-назад и проверим магнитные свойства снова. Скрепки к гвоздю не притягиваются.
Вывод: Любой металлический предмет можно намагнитить и размагнитить.

Опыт № 7: Как увидеть магнитное поле?
На магнит прямоугольной формы мы положили лист бумаги, на бумагу насыпали металлические опилки. Большая часть опилок распределилась по концам магнита - это магнитные полюса. Магнитная сила концентрируется на полюсах. По рисунку металлических опилок видно зону (силовые линии) активности магнита. Эти линии называются магнитным полем. Пересекающихся линий среди них нет.
Силовые линии магнитного поля выходят из северного полюса магнита (N), и входят в южный (S). Силовые линии магнитного поля всегда замкнуты (закольцованы).
Форма этих линий, зависит от формы магнита и взаимоотношений полюсов. Мы положим сверху на лист там, где видим контур магнита, половину пластикового шара. Ура! У нас получилась модель магнитного поля Земли!
Вывод: железные опилки образуют узоры под магнитом потому, что опилки располагаются вдоль магнитных силовых линий. Таким образом, с помощью опилок можно как бы увидеть магнитное поле.

Опыт № 8: Магнитное поле Земли
Невидимые силовые линии опутывают планету, соединяя Северный и Южный магнитный полюса. Они называются магнитным полем Земли. Обнаружить магнитное поле у любого тела можно с помощью компаса.

Стрелка компаса намагничена, поэтому реагирует на любое тело имеющее магнитное поле. Поэтому мы можем сказать, что стрелка компаса сориентирована и в магнитном поле Земли т.к. её стрелка показывает направление на север. Как и у всех магнитов у Земли есть полюса. Северный магнитный полюс Земли находится вблизи южного географического полюса. Южный магнитный полюс Земли расположен там, где северный географический полюс.
Возьмем компас, поставим на стол и повращаем его. Какая-то невидимая сила поворачивает стрелку и заставляет её показывать красным концом, где находится север. Это - магнитное поле Земли. Стрелка компаса представляет собой магнит. У постоянных (металлических) магнитов северный полюс красят в синий цвет, южный - в красный. И только у компасов, сделано наоборот для того, чтобы синяя стрелка (южный полюс) показывала туда, где холодно - на северный полюс Земли, а красная - туда, где жарко. Она всегда поворачивается, чтобы указывать на магнитный север.
Но всегда ли компас показывает на север? Возьмём магнит и поднесем его к стрелке. Мы видим, что стрелка повернется к магниту, и мы сможем определить, где северный и южный полюса магнита. Поднесем магнит северным полюсом к стрелке сбоку. Стрелка повернется к магниту, потому что поле нашего магнита сильнее, чем магнитное поле Земли. Постепенно отводим магнит на расстояние, при котором стрелка займет среднее положение, то есть она притягивается Землей и нашим магнитом одинаково.
Вывод: Наша планета Земля - это огромный магнит, полюса которого находятся совсем рядом от географических полюсов планеты. Магнитное поле всех наших магнитов взаимодействует с ее магнитным полем. На этом основана работа компаса, магнитная стрелка которого выстраивается вдоль силовых линий магнитного поля Земли, всегда показывая на север. Значит, на севере Земли находится южный магнитный полюс, а на юге северный магнитный полюс.

Опыт № 9: Делаем компас
Возьмем иглу и намагнитим её с одной стороны с помощью магнита. Нальём в тарелку воды, положим иглу в пластиковую трубочку и пометим маркером намагниченную сторону и опустим в воду. Трубочка вращается. Рядом расположим компас. Намагниченный конец указывает на север.
Ура! Самодельный компас работает!

Опыт № 10: Как влияет температура на свойства магнита?
Поднесем к компасу намагниченную иголку, стрелка повернется к ней. Зажмём иглу в деревянной прищепке и нагреем иглу в пламени свечи докрасна, стрелка компаса вернется в первоначальное положение
Вывод: железо или сталь, нагретое до определенной температуры, теряет магнитные свойства, и даже самый мощный магнит его не притягивает. Как только иголка нагрелась, магнит перестал ее притягивать.

Опыт №11: Можно ли магнитные свойства передать обычному железу?
Возьмём 7 железных шариков и магнит. Поднесем шарик к полюсу, шарик прилипнет к магниту. Добавим другой шарик к первому и так добавляем все 7 шариков. Получилась магнитная цепочка. Возьмемся за верхний шарик и отделим его вместе с остальными шариками от магнита. Мы знаем, что они не магниты, но почему они не разделились сразу? Шарики намагнитились и стали магнитами. Внутри металлических шариков находится магнитное поле, которое придает им магнитные свойства. Чем дальше от полюса магнита, тем оно слабее. Медленно отодвигая шарики от магнита, мы видим, как они падают один за другим.
Вывод: Магнитные свойства можно передать обычному железу. Но магнитное поле недолговечно, его можно сделать искусственно.

Электричество
Чтобы выполнить любую работу: переместить груз, обогреть, охладить, осветить помещение, выполнить вычисления и т.д., требуется электрическая энергия. Без электричества нельзя представить современную жизнь.
Как и где вырабатывается электричество?
Существует много способов получения электроэнергии: это атомные электростанции . Атомная (ядерная) энергия преобразуется в электрическую. Она вырабатывается специальными машинами - турбинами. Генератор вращается с помощью турбины, для которой используется вода, пар, газ. Генератором энергии на АЭС является атомный реактор; теплоэлектростанции потребляют полезные ископаемые; гидроэлектростанции, для них нужно, чтобы рядом протекала река; ветряные мельницы и солнечные батареи .
Я узнал, что все предметы, в том числе и человек, состоят из маленьких частичек - атомов.
Каждый атом состоит из протонов - они неподвижные и образуют «атомное ядро», протоны имеют положительный заряд(+). Также в каждом атоме есть электроны. Они подвижны и постоянно вращаются вокруг ядра, и могут «перетекать» от одного атома к другому. Электроны имеют отрицательный заряд (-).
Когда электрон перепрыгивает с одного атома на другой, возникает электричество .
Слово «электричество » происходит от греческого «электрон», что означает «янтарь». Древние греки заметили, что янтарь, потертый об овечью шерсть, притягивает к себе лёгкие предметы.
Всем знакомы легкое потрескивание и искры, издаваемые при снимании с тела синтетической или шерстяной кофты, особенно заметные в тишине и в темноте. Или воздушный шарик, если им активно играть, вдруг начинает собирать на себя пылинки. Это самое простое бытовое проявление электричества - электризация объектов (статическое электричество).
Статическое электричество - это явление, связанное со скоплением положительных и отрицательных зарядов на поверхности тела. Оно не опасно для человека. Его можно получить, если потереть один о другой два предмета (сделанные из разных материалов). Когда статическое электричество становится достаточно мощным можно увидеть электрическую искру (электрический заряд).
Что такое электрический ток и откуда он берётся?
Откуда берется электричество в розетке? Электричество, поступающее в наши дома по проводам, вырабатывается на электростанциях с помощью специальной машины,
которая называется электрогенератором.
Конструкция его довольно проста: между полюсами магнита
вращается катушка с медным проводом (она называется ротором).
В проводе, движущемся в магнитном поле, появляется электрический ток.
В проводах электроны двигаются под действием магнитного поля. Они двигаются в одинаковом направлении, как течет вода в реке. Это электрический ток.
Очень важно: чтобы ток возник, «дорога» от отрицательно заряженного полюса (на котором электронов слишком много) до положительного полюса (где для них много свободного места) должна быть непрерывной. Это означает «замкнутая цепь».
Электрический ток - это направленный поток заряженных частиц. Это «перетекание» электронов от одного предмета к другому, но в одном направлении. Чтобы ток появился, необходимо направить его в одном направлении. Как заставить его течь?
Для этого необходим источник тока , т.е. устройство, в котором какой-то вид энергии превратится в электрическую энергию. Их бывает несколько видов:
Механический - из-за трения деталей на частях прибора накапливаются заряды и возникает ток (это генераторы).
Тепловой - ток появляется из-за нагревания проволоки (это термодатчики).
Световой - энергия света превращается в электрическую (это солнечные батареи, световые датчики, калькуляторы, видеокамеры).
Химический - ток возникает из-за химической реакции между веществами (это батарейки, аккумуляторы).
Вещества, позволяющие току проходить через них, называются проводниками. Металлы и графит, растворы солей и кислот, влажная почва, тела людей и животных являются хорошими проводниками электричества. К материалам, которые обычно не проводят электричество, относятся: янтарь, нефть, воск, стекло, резина, бумага, пластмасса. Такие материалы называются диэлектриками.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №24 «Васильки»»

села Осиново Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан

Исследовательский проект


«ВОЛШЕБНЫЙ

КАМЕНЬ - МАГНИТ»

Выполнила:

воспитатель

Кумсковская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М., 2003.

Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом. – М., 2001.

Дыбина О.В. Что было до…// Дошкольная педагогика. №1, 2006.

Киселева А. С., Данилина Т. А., Ладога Т. С., Зуйкова М. Б. проектный метод в деятельности дошкольного образования. – М., 2004.

Большая книга « почему» / под редакцией А.В. Веселовой. Изд-во: ЗАО «РОСМЭН» 2014.

«Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников».

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. 2010 г.

    «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2010 г.

    «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. 2011 г.

    «365 научных экспериментов». 2010 г.

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные

1. Формировать представления детей о физическом явлении - магнетизм.

2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду, ткань, крупы, дерево, песок).

3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм».

Развивающие

1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.

2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные

1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».

2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.

3. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: магнит в коробочке, скрепки большие и маленькие,стол со скатертью, аквариум с водой и морскими обитателями, корабль большой, картинки, мольберт с картинками.

Раздаточный: магнит на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянный стаканс водой, металлические скрепки и шайба, удочки, ёмкости с различными крупами, бумажные кораблики, платочки, картон, белые халаты с бейджиками и очки.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей в группу и вносит коробку с большим магнитом. Коробка - закрыта.

Ребята, сегодня утром к нам в группу кто-то принёс коробочку с загадкой, попробуйте угадать что это?

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

Ответы детей…

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Воспитатель: - Я расскажу вам одну старинную легенду . В давние – давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые гвоздями и деревянная палка с железным наконечником прилипают к черным камням, которые валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни (черные по цвету) не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух взял несколько камней, принес их в деревню и очень удивил своих соседей. От имени пастуха «Магнис» - появилось название «магнит».

Но на многих языках мира слово «магнит» значит просто «любящий» - это из-за его способности притягивать к себе. Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление.

- « Наша задача - познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать (Какой на ощупь?Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый - легкий?), цвет (тёмно - серый), дают определение - «Магнит - это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес и цвет тёмно – серый».

Воспитатель приглашает детей в зал, оформленный под научную лабораторию….

Задает детям вопрос - «Куда мы пришли?»

Дети рассматривают материалы, «оборудование», предлагают вариант ответа.

Воспитатель: используя подсказку, подводит детей к выводу, что оказались они в научно-исследовательском институте.

Спрашивает детей, кто работает в научно-исследовательских институтах и чем занимаются люди данной профессии.

Дети: учёные, исследователи, проводят разные опыты.

Воспитатель: - Ребята! Я предлагаю вам посетить наш институт и на некоторое время стать учеными - исследователями.

Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной лаборатории». Изучают правила, распределяют роли.

Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, так как он уже побывал в данной лаборатории и знает, чем интересным здесь можно заняться.

Детям предлагаются роли лаборантов (белые халаты, очки, бейджики, с соответствующим обозначением).

Воспитатель: - « Коллеги, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?»

Ответы детей.

Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем лаборантам в лабораторию.

- «Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»

Дети перечисляют…

1. мягкая игрушка

2. деревянный карандаш

3. пластмассовая пуговица

4. стеклянный стакан

5. металлическая скрепка и шайба.

Опыт № 1.

«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание.

«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).

- «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).

- «А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик).

« Какой можно сделать вывод?»

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

Опыт № 2. Достать магнитом змейку из банки.

Коллеги, посмотрите, стоит стеклянный стакан, а в нём змейка из скрепок. Как достать скрепки не опуская туда руки?

Ответы детей, обсуждение, догадки.

Попробуем достатьмагнитом?

Ребята, какой можно сделать вывод?


Дети: Вывод: Магнит действует через стекло.

Воспитатель: - Как вы думаете, только ли через стекло действует магнит?

Ответы детей.

Опыт № 3. Игра «Рыболов».

Магнитными удочками дети вылавливают морских обитателей из аквариума.

В конце игры обсуждается следующее свойство:

«Магнит не боится воды, действует через воду».


Опыт №4. «Есть ли у магнита препятствия?»

Наполненная емкость с различными веществами (песок, гречка, кукуруза, пшено, семечки, семена тыквы, манная крупа, семечки арбуза), на дне которой помещены металлические предметы. Дети опускают магнит в емкость.

Вывод: Магнит может притягивать и вытаскивать предметы из песка, гречки, пшена, семечек, семян тыквы, манной крупы, семечек арбуза). Магнит не боится препятствий.

Опыт №5. « Кораблики бумажные».

На кораблике есть скрепки, а они металлические, значит магнит их, притягивает. Интересно сможет ли магнит притянуть кораблики через толстую, деревянную столешницу?

Вывод: Магнит может притягивать и двигать железные предметы через толстую, деревянную столешницу.

Опыт №6 «Притягивает ли магнит железные предметы через ткань?»

Положите на скрепку ткань.

Вывод: Магнит может притягивать железные предметы через ткань.


Опыт №7 «Притягивает ли магнит железные предметы через картон?»

Положите на скрепкукартон.

Вывод: Магнит может притягивать железные предметы через картон.

Разминка: Помогите мне, пожалуйста, понять, какие предметы притягиваются, а какие нет. Вы магниты – я показываю предмет, если он примагничивается – хлопаете в ладоши, если нет – руки за спину.

Молодцы! (картинки – нож, мяч, кастрюля, лыжи, коньки, тарелка, карандаши, самовар, замок, сапоги, тетрадь и т. д.)

Опыт №7 «Умный магнит пластилин».

В пластилин внедрено миллионы магнитных частичек и неодимиовый магнит. Пластилин: - рвётся,

Прыгает,

Тянется,

Всасывает в себя неодимиовый магнит.

Вот какие чудесные магниты – сколько можно сделать волшебства с ними.

Давайте на нашей схеме стрелочкой отметим, что примагничивает к себе магнит (Мольберт с картинками).

Воспитатель обращает внимание детей на коробку с магнитом.

- Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.

Какими свойства

ми обладает магнит?

Дети называют свойства:

1. Магнит притягивает только металлические предметы.

2. Магнит действует через стекло, воду, картон,ткань, толстую деревяшку, крупы, семечки, песок.

3. Магнит не боится препятствий.

Асель читает стихотворение про магнит:

Уже давно люблю магнит.

Он и теперь меня манит

Камня маленький кусок,

Невзрачный, серенький брусок.

- Дорогие лаборанты, руководство научно-исследовательского института благодарит вас за проделанную работу и награждает вас сладостями.

Уважаемые коллеги, сейчас нам пора возвращаться в группу и заново стать детьми.

Мамонтова Ольга Ивановна, воспитатель муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский
сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого направления развития
воспитанников № 38 «Гвоздика» с. Кочубеевского Кочубеевского района
Познавательно – исследовательский проект
«Волшебный камень магнит»
Участники проекта:
Воспитатель: Мамонтова О.И.,
дети, родители группы «Почемучки»

МДОУ № 38 «Гвоздика»
Тема: Создание мини­ музея «Валшебный камень магнит» как
средстворазвития навыков коллективной исследовательской деятельности у
детей дошкольного возраста.
Актуальность проекта:
Данная тема актуальна тем,
что в образовательном процессе
экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет
ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на
собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей,
закономерностей.Дети активно работают с магнитом, не задумываясь о его
свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.
В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у
ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно
больше нового.
Проблема: Федеральные Государственные Требования предусматривают
всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Тема изучения магнита
и его применение стала актуальной. Магнит ­ доступный для ребенка и
универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в
конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них
недостаточно знаний о магнитах, его свойствах и использовании. У детей есть
желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из
магнита. Для этого заинтересовать родителей совместной эксперементальной
деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий,
привлечь к активному участию в обогащении предметно­развивающей среды,
воспитывать жизненную активность у детей и родителей.
Цель проекта:Развитие познавательной активности ребенка в процессе
формирование представлений о магните, его свойствеи использование в
медицине, технике, быту и в группе.
Задачи:
 Знакомство с понятием «магнит»;
 Познакомить с историей появления «магнита»;
 Формирование представлений о свойствах «магнита»;
 Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком;
 Формирование умений приобретать знания посредством проведения
практических опытов, делать выводы, обобщения;
 Воспитания навыков взаимопомощи и сотрудничества.

 Развивать познавательную активность детей, исследовательскую
деятельность,любознательность, наблюдательность, мелкую моторику
рук;
 Активизировать личностную позицию ребенка
 Способствовать активному участию каждого ребенка в решении
проблемных ситуаций.
 Расширять словарный запас детей (слова «магнит», «притягивает»,
«отталкивает», «магнитное поле» и др.)
 Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающих
его предметах.
 Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с
опасными предметами.
Объект: Магнит и представление, что умеет магнит.
Предмет: Создание психолого – педагогических условий для развития
навыков коллективной исследовательской деятельности у детей дошкольного
возраста.
Этапы реализации проекта
1этап – мотивационно ­ ориентировочный (подготовительный).
Мотивом для творческой, познавательно­исследовательской деятельности
дошкольника для нас, педагогов является развивающая и воспитательная
задача, а для ребенка это «проблемный вопрос», который он сам «придумал»
и «озвучил». Здесь мы обращаем внимание на то, что проблема, лежащая в
основе, должна быть «четкой», то есть ребенок должен иметь объективную
возможность ее разрешить. И для нас это важно, так как определяя свою
проблему, ребенок перестает быть исполнителем отдельных заданий. Он
может осмысленно двигаться вперед, ощущая свою значимость, имея
возможность выбрать свой путь.
2 этап – поисковый
В результате вопросно – ответной беседы, организованной педагогом,
составляем план работы по каждой теме исследования.
В некоторых случаях этот план непосредственно связан с вопросами, на
которые ребенку нужно ответить. Но за частую детям бывает необходимо
определить какими знаниями, умениями, материалами они обладают для
решения своей проблемы. Для них задаем вопросы: что им необходимо
выяснить, чему научиться, какую работу выполнить, что для этого
потребуется? На этом этапе задание и разные виды работ стараемся
распределить в соответствии с детскими интересами, их возможностями,
приоритетами их развития. Здесь же детьми выдвигаются гипотезы и
составляются планы ­ действий, которые мы стараемся сделать наглядными.
Это нужно для того, чтобы сохранить в сознании детей задуманное, помнить
проблему своей работы.
3 этап – практический

Здесь стараемся научить детей с помощью определенных заданий планировать
свою предстоящую работу, организовывать совместную работу в паре, в
группе, т.е. работать в команде. А так же не отступать от намеченного плана.
Мы предлагаем детям следующие комбинации вопросов: с чего стоит начать
работу; что тебе кажется важным: быстрота выполнения, аккуратность,
интересно, красота; как ты будешь действовать, расскажи по порядку; что
тебе пригодиться для твоей работы?
Гипотеза:
Если мы создадим психолого – педагогические условия для органицации
мини­ музея «Волшебный камень магнит», то у детей:
 Возникает устойчивый интерес к изучению данной темы в различных
видах деятельности:
 Сформируются навыки исследовательской деятельности:
 Повысится социальная активность, умение работать в коллективе детей
и в конечном итоге это приведет к повышению познавательной
активности детей,
навыков
исследовательской деятельности.
формированию первоначальных
Применение разнообразных эффективных методов по ознакомлению со
свойствами магнита,
повышает интерес детей к окружающей
действительности, стремление к самостоятельному познанию.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители
воспитанников.
Задачи для педагогов:
1. На основе изученных проблем детей поставлена цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (обсуждение плана с родителями).
3. Составление плана­схемы проекта.
4. Сбор, накопление материала.
5. Включение в план схему проекта совместной деятельности,
экспериментов и других видов детской деятельности.
6. Обогащение предметно­развивающей среды
7. Создание мини­музея «Волшебный камень магнит»
8. Выпустить фотоальбом «Зачем нужен магнит»;
9. Пополнение картотеки опытов и экспериментов новыми материалами;
10.Презентация проекта.
Задачи, поставленные для детей:
1. Закрепить знание детей магните (Что такое магнит?, как появился
магнит?, какие бывают магниты?, свойства магнита, эксперименты с
магнитом).
2. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности,
желание познавать новое.
3. Развивать связную разговорную речь детей, активизируя новыми
словами (магнит, притягивает, отталкивает, магнитное поле)

4. Формировать исследовательские навыки.
5. Воспитывать умение работать в коллективе, желание делится
информацией, участвовать в совместной опытно – экспериментальной
деятельности.
6. Пробуждать желание работать совместно с родителями.
Задачи, поставленные для родителей:
1. Помочь детям получить необходимую информацию по теме проекта.
2. Участие в организации мини­музея «Волшебный камень магнит»;
3. Оформление фотоальбома «Зачем нужен магнит»;
4. Активное участие в обогащении предметно­развивающей среды;
5. Сбор, накопление материала

Сила магнита
Схема работы по проекту
Магнитное поле
Свойства
магнита
Что такое
магнит?
Форма магнита
Полюса магнита
Магнит
притягивает
железные
предметы
Применение
В промышлености
Техника
История
появления
магнита

В быту
Медицина

Презентация проекта «Волшебный камень магнит»
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе формирование
представлений о магните, истории появления магнита, его свойстве,
использование в медицине, технике, быту и в группе.
Задачи:
 систематизировать знания детей о магните,познакомить с историей
появления «магнита»; формирование
представлений о свойствах
«магнита»;актуализация знаний об использовании свойств магнита
человеком;
 развивать логическое мышление,
коммуникативные навыки;
формировать
наблюдений,
экспериментирования, делать выводы, обобщения, любознательность,
наблюдательность, мелкую моторику рук;
 воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с
опасными предметами, воспитания навыков взаимопомощи и
сотрудничества;

знания детей на
основе
Ожидаемый результат:
 дети приобретут опыт в исследовательской деятельности, в
выдвижении гипотез и выборе методов их подтверждения;
 Научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с
сверстниками и взрослыми при проведении
педагогом,
исследовательской деятельности;
 смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на
основе исследований.
Оборудование: «волшебный» клубочек, ноутбук, проектор, посылка со
звуковым письмом и «волшебным камнем», шапочки, магниты, карточки
с изображением предметов, рукавички, металлические предметы,
емкость с водой.
Примерный ход мероприятия.
­ Уважаемые гости сегодня мы пригласили вас на презентацию
проекта «Волшебный камень магнит». Мы с ребятами длительное
время знакомились с магнитом, изучали свойства магнита,
исследовали магнит, и сегодня мы покажем наш результат.
Организационный
Ребята, заходят в зал под музыку.
(Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и построится
в круг)
­ Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и
улыбнёмся им.

Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся.
2. Посылка от почтальона.
­ Ребята, на пороге в ваш детский сад я повстречала почтальона, он
передал посылку для детей старшей группы «Почемучки»
(Дети садятся на ковер и рассматривают содержимое посылки.)
Воспитатель удивляется необычному камню и предлагает
прослушать звуковое письмо.
3. Письмо от Лунтика.
«Здравствуйте, ребята! Однажды на тропинке я нашел этот камень. Мои
друзья сказали, что он не простой, а волшебный. Я знаю, что вы много
занимаетесь и многое уже умеете. Помогите мне узнать, как называется этот
камень, почему его называют «волшебным» и зачем он нужен. Жду вашего
ответа. Ваш Лунтик».
­ Ребята, как мы сможем помочь Лунтику?
­ Я предлагаю вам исследовать камень Лунтика, все о нем узнать и
отправить ему такое же звуковое письмо.
­Давайте внимательно рассмотрим камень, присланный Лунтиком. Как
он называется? (Ответы детей)
(Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики)
­ А Свитенко Алина расскажет нам, что такое магнит…
Магнит – это камень, который умеет притягивать металлические предметы.
У магнита есть северный и южный полюс. Даже если разломить магнит, у него
все равно будет северный и южный полюсы. Магнит притягивает только
предметы, сделанные из железа и стали. Область вокруг магнита называется
магнитным полем. Это зона, в которой действует сила его притяжения. Сила
которая притягивает предметы, называется силой магнита.
Чтение стихотворения «Магнит»:
С мамочкой мы мастерицы:
Занимаемся шитьем.
То иголочками, то спицей
Целый день одежду шьем.
А вчера совсем случайно
Потеряли мы иглу.
Целый день ее искали
И придумали игру.
Если мы возьмем магнит­
Он и тянет, и манит.
Отыскали все под лавкой
И колечки, и булавку.
Даже в щелях и в пыли
Гайки папины нашли.
Получился целый праздник.
Вот такой магнит­проказник!

­ Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Одну
старинную легенду о появлении магнита нам расскажет Артем.
Легенда о появлении магнита
­ В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил,
что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным
наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под
ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево
не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые
ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни
не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил
несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени
пастуха и появилось название «магнит».
Воспитатель: На один вопрос Лунтика мы уже ответили – этот камень
называется магнит.
Воспитатель:
Ребята, мы с вами в группе изучали долгое время магнит. Скажите,
какими свойствами обладает магнит?
­ Уважаемые гости предлагаю посмотреть фотографии как дети изучали
свойства магнита в группе.
Просмотр фотографий «Экспериментирование с магнитом»
Воспитатель: А чтобы ответить на второй вопрос Лунтика «Почему
камень называют волшебным» предлагаю послушать наших юных
исследователей в лаборатории.
4. Лаборатория.
«Вот перед вами волшебный магнит. Много секретов в себе он хранит».
­ Что мы знаем о свойствах магнита?
­ Как эти свойства можно проверить?
Вот мы и сейчас проверим. « Важное дело – Эксперимент!
В нём интересен нам каждый момент».
Опыт № 1 «Магнит притягивает металлические предметы» Борканова Лиза
«У меня случилась неприятность. Моя собачка стащила у меня все
металлические детали перепутала их с пластмассовыми, резиновыми и
деревянными, и спрятала их под кровать.
Я очень расстроилась, так как сама не могла справится, но мама предложила
взять магнит и разобрать их. Я сначала удивилась, как это камень может мне
помочь? Мама сказала: чтобы сделать это правильно, нужно использовать
магнит.
Вот я сейчас и проверю. « Важное дело – Эксперимент!
(Лиза берет магнит и самостоятельно извлекает с его помощью из коробки
железные предметы.)

В коробочке осталось предметы из дерева, резины, пластмассы, бумаги,
потому, что они не притягиваются к магниту, они не сделаны из магнитных
металлов
чем
Опыт № 2 «Форма магнита и его сила» Сурин Сергей
Я хочу рассказать о форме магнита и его силе.
Магниты бывают разных размеров и форм: в форме подковы, прямоугольника
и круга.
Я взял одну коробку и положил в неё монеты. В две другие коробки положил
гвозди и скрепки. Если взять магнит в форме подковы и поднести его к
каждой из коробок, можно увидеть, сколько предметов притянулось к нему.
Также можно использовать прямоугольный и круглый магниты и увидеть
сколько предметов притянулось к каждому из магнитов.
Магнит в форме подковы притягивает больше предметов,
прямоугольный. А прямоугольный больше, чем круглый магнит.
Опыт № 3 «Полюса магнита» Рябихин Миша
“Я очень люблю играть с магнитом. Я даже придумал машину на магните.”
(ребенок показывает игрушечную машинку с прикреплённым магнитом.)
“Когда я подносил магнит к машине. Машина двигалась вперёд. (Показ
ребенком)
Но однажды, машина стала двигаться в другую сторону. (Показ ребенком)
“Магнит сломался,” – решил я и очень расстроился.Мама мне рассказала, что
у магнита есть разные полюса. Когда сближаем одинаковые полюсы –
машинка отъезжает. Когда сближаем разные – то машинка подъезжает. Вот я
сейчас поднесу магнит к машинке, а вы догадайтесь – это были разные или
одинаковые полюса.
6.
Динамическая пауза «Волшебный камень»
­ А сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем.
(Воспитатель предлагает образовать круг и сообщает детям, что он будет в
роли магнита. Показывая карточку с изображением металлического предмета,
дети подбегают к воспитателю, а если воспитатель показывает карточку с
изображением другого предмета – дети отбегают от него).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у магнита есть поле? Наверное на
этом поле растут злаки?
Магнитное поле Фомин Матвей
На магнитном поле злаки не растут. Магнитным полем называется
пространство около магнита. У Земли Тоже есть магнитное поле – как –
будто внутри её огромный магнит
5. Фокусы.
Воспитатель: А сейчас я хочу вас позабавить.
(Воспитатель демонстрирует ёмкость с водой, в которую опускает
скрепку).
1.«Достань скрепку»

Я загадаю вам одну очень интересную загадку: « Как, не намочив руки,
достать скрепку из воды?»
Для того чтобы достать скрепку из воды, нужно прислонить магнит к стеклу
на уровне скрепки. После того как она приблизится к стенке стакана,
медленно двигать магнит вверх. Скрепка следует за магнитом. Её можно
легко достать, не замочив руки.
сила,он действует сквозь стекло и воду.Так
Значит у магнита есть
происходит из – за подводного магнетизма. Магнитная сила действует также
под водой.
1. Волшебная рукавичка
­ Ребята, а теперь я вам покажу фокус. Он называется «Волшебная
рукавичка»
(Воспитатель одевает две рукавички, в одной из которой лежит магнит и
проводит над металлическими предметами сначала одной рукавичкой, где
нет магнита, а затем второй, где есть магнит.К рукавичке с магнитом
притянулись все предметы).
­ Как вы думаете, ребята, почему предметы прилипли к рукавичке?
­ Молодцы, ребята! Вы уже многое знаете о магните.
6. Просмотр фотографий «Мы играет с магнитом»
­ А сейчас я предлагаю посмотреть фотографии «Как мы играет с
магнитом»
Воспитатель: Вот мы и выяснили, почему магнит называют
волшебным
7. Для чего нужен магнит.
­ Нам осталось выяснить, для чего нужен магнит?
­ Скажите мне, пожалуйста, вы узнавали что –то новое и интересное,
откуда вы добывали эту информацию? (Спрашивали у взрослых,
находили и читали в книгах, выходили в Интернет, услышали по
телевизору, позвонили другу и т.д.)
­ Сегодня у нас с вами есть возможность рассказать нашим гостям, о том
что вы узнали в книгах, в интернете, у взрослых.
 Медицина
«Применение магнитов в медицине» Вика Рамонюта
Магниты используются во многих медицинских приборах. Для их создания
используются постоянные магниты большой мощности, они позволяют
добиться однородного магнитного поля, при этом не потребляют
электричество. Так же магниты очень часто используются при лечении
сложных переломов костей. Широко распространён магнитный метод
удаления металлических частиц из глаза. Магнитные браслеты, благотворно
влияющие на больных с нарушением кровяного давления.
 В быту: Гелеверьева Полина

В аудиосистемах, например, в наушниках, магниты помогают создать мощный,
в электрических гитарах
Двери нашего холодильника также имеет внутри магниты, чтобы они лучше
прилипали. Именно магниты не дают дверцам холодильника открыться и
плотно прижимают Лак для ногтей с магнитными частицами. Для созданий
узора необходимо лишь поднести магнит. Магниты используют и для
фиксация столовых принадлежностей на кухне.
Магниты применяют в металлоискателях. Военные ищут в земле спрятанные
мины и снаряды.
8. Ответ Лунтику
­ Вот мы свами и ответили на все вопросы Лунтика: как называется этот
«волшебный камень», почему его называют волшебным и для чего он
нужен. У нас есть возможность пообщаться с Лунтиком по скайпу
(Дети с воспитателем проходят к ноутбуку)
­ Давайте поздороваемся и расскажем Лунтику о том, что узнали о
«волшебном камне».
­ Как называется этот камень, почему его называют «волшебным», где
его используют? (Ответы детей).
­Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.
9. Ответ от Лунтика.
«Спасибо,вам, ребята, за помощь. Я всем своим друзьям рассказал про
волшебный камень – магнит и даже с его помощью помог найти иголку
Дядюшки Шнюка. Вы – настоящие Всезнайки! До свидания! До новых
встреч!»
10.Итог занятия. Сюрпризный момент.
­ Ну, что ребята, нам пора прощаться с гостями. А я для вас приготовила
еще один сюрприз. Хочу подарить вам эти замечательные магниты. Я
уверена теперь вы с его помощью сможете проводить свои собственные
исследования, показывать фокусы своим родным дома и друзьям. Вы
такие любознательные, интересные, умные, добрые. До свидания.

Инга Варлашова
Познавательно-исследовательский проект «Свойства магнита»

Познавательно-исследовательский проект :

«Свойства магнита »

Группа № 10 «Паруса»

Воспитатель : Варлашова Инга Анатольевна

Место выполнения :

МАДОУ № 5 «МОРЯЧОК» Краснодарский край г. Геленджик

Актуальность :

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Главное достоинство экспериментирования в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В детском экспериментировании наиболее сильно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний. Экспериментирование связано со всеми видами деятельности такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, ФЭМП.

Проблема :

Знакомство с магнитом произошло с игрой «Лабиринт» когда дети взяли держатель «карандаш» и начали двигать по лабиринтам небольшой железный шарик, сначала детей заняла игра, затем им стало интересно как двигается шар по лабиринту не соприкасаясь с держателем «карандашом» притом же держатель и шар были отделены друг от друга прозрачным плотным пластиком.

Цель проекта :

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование. Изучить свойства магнита и возможности использования в свободной игровой деятельности детей.

Задачи проекта :

Образовательные

Знакомство с понятием «магнит »

Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств.

Развивать познавательную активность , обследовать предмет и экспериментировать с ним - формировать представление о свойствах магнита выявить действия магнитных сил Земли . Развивать мыслительные операции, логическое мышление, умение выдвигать гипотезы, делать выводы стремления к самостоятельному познанию и размышлению , активизировать словарь детей.

Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.

Способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения, взаимопонимания, воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

Методы проекта : Игровой, творческий, проблемно поисковый, опытно -экспериментальный.

Этапы и сроки реализации.

1этап. Подготовительный

2этап. Практический

3 этап. Заключительный

1 этап. Подготовительный

1. Знакомство с темой, выделили ее актуальность, спланировали деятельность.

2. привлечь родителей к подбору тематической художественной и детской литературы;

3. просмотр мультфильмов «Фиксики»

4. пополнение развивающей среды :

5. работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта .

6. разработка занятий, определение тематики бесед.

2 этап. Практический

1. Ознакомление с природным происхождением магнит .

2. Узнать свойства магнита - опыты с магнитом , игры с магнитной доской , игры с магнитом в уголке экспериментирования, исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит

3 этап. Заключительный

1 Создание магнитного театра «Пчела Майя»

2 Изготовления дидактической игры «Притянет не притянет?»

3 Итоговое занятие

Материал и оборудование :

1 большой магнит , маленькие магниты по числу детей , скрепки, булавки, маленькие гвозди, гайки, набор предметов из различных материалов : мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянная ёмкость, бумага, предметы из дерева, пластмасс, камни, алюминия.

Итоговое занятие

Организационный момент

Идёт деятельность в группе раздаётся звонок скайпа.

Воспитатель :

Ребята нам кто то звонит, вам интересно кто это звонит? Давайте узнаем?

Ответы детей…

2 Видео : обращения Фиксика к детям.

«Здравствуйте ребята, я Фиксик посмотрите, что я обнаружил. Наш профессор сказал, что это магнит , но он забыл сказать зачем он нам нужен. А нам так хочется знать, для чего он нам нужен, где его можно использовать и каковы его свойства » (связь прерывается)

Воспитатель : Ребята, мы сможем помочь Фиксику?

Ответ детей…

Воспитатель : Ребята, а вы сами знаете, что такое магнит ?

Ответ детей…

Воспитатель : А где вам встречался магнит ?

Ответ детей…

Воспитатель : Ребята, я вам предлагаю превратиться на время в исследователей и помочь узнать Фиксику о свойствах магнита , вы согласны?

Ответы детей…

Воспитатель : А в этом нам помогут вот эти предметы, как вы думаете, что это такое?

Ответы детей…

Воспитатель : Тогда возьмите каждый по магниту , и мы сможем с вами показать и рассказать Фиксику свойства магнита .

Воспитатель вместе с детьми обходят группу, подносят магниты к предметам .

Исследования :

Дети проводят магнитом над предметами , пластик и бумага, алюминиевые конструкции мягкие игрушки, карандаши, пуговицы, камни, не притягиваются,а железные детали притягиваются к магнитам . У воспитателя в руках большой магнит , воспитатель обращает внимания детей, что размер магнита играет значения , магнит притягивает больше предметов к себе и примагничивает сильнее .

Воспитатель : Что мы с вами видим?

Ответы детей…

Воспитатель : Мы узнали что, металлические предметы из стали и железа притягиваются к магниту , а алюминиевые, бумага, камни, мягкие игрушки, дерево, пластик не испытывают его притяжения. Так же играет значения какой по размеру магнит .

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете сможет ли магнит притянуть предмет , если между ними будет препятствие?

Ответы детей…

Воспитатель : А давайте исследуем?

Ответы детей…

Исследование :

«Есть ли у магнита препятствия

Наполненная емкость с различными веществами (стеклянные небольшие шарики, песок, крупа, камни, картон, на дно которой помещены металлические предметы. Дети опускают магнит в емкость .

Ответы детей…

Воспитатель : Магнит может притягивать и вытаскивать предметы из песка, гречи, манки, гороха, а также среди камней, а так же может двигать предметы через картон. Магнит не боится препятствий.

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете магнит боится воды ?

Ответы детей…

Воспитатель : А хотите проверить?

Ответы детей…

Исследование :

«Сокровища морского дна»

В ёмкость с водой опустим металлические небольшие монеты, булавки, скрепки. Затем надо вести магнит по внешней стороне ёмкости скрепка следует за движением магнита вверх .

Воспитатель : Что мы с вами увидели?

Ответы детей…

Воспитатель : Да, магнитная сила проходит через воду и стекло и магнит не боится воды .

Физ-минутка :

Воспитатель :

Ребята наши руки устали давайте с вами немного отдохнём?

Ответы детей…

Воспитатель : Представьте себе, что я магнит , я раздам вам карточки с картинками, на них будет изображения, то что притягивает магнит и не притягивает , это будет как будто ваше имя, на время игры. Кому попадется ключ, кому то пластиковый конструктор и т. д. Я буду проходить мимо каждого из вас, и каждый из вас будет притягиваться ко мне как к магниту или убегать в сторону. (Игра повторяется, с заменой карточек)

Воспитатель : Друзья мои, мы немного отдохнули, хотите ещё продолжить наше исследования?

Ответы детей :

Воспитатель : Смотрите ребята, а как вы думаете магнитные свойства можно передать обычному железу?

Ответы детей…

Воспитатель : А давайте проверим?

Ответы детей…

Подвесьте к сильному магниту снизу скрепку . Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю ! Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.

Если магнит убрать , то все скрепки рассыпятся. То же самое произойдет с другими железными деталями (гвозди, гайки, если они некоторое время побудут в магнитном поле , то и они приобретут свое собственное магнитное поле .

Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагниченное поле легко разрушить,если просто резко стукнуть предмет.

Воспитатель : Что вы узнали нового?

Ответы детей…

Воспитатель : Да, магнитное поле можно создать искусственно.

Воспитатель : Друзья мои вот и закончился наш исследовательский проект . Что Вам больше всего понравилось?

Ответы детей…

Наводящие вопросы воспитателя :

Какого цвета магнит ?

Он твёрдый или мягкий?

Он лёгкий или тяжёлый?

С каким свойствам магнита вы познакомились ?

- Магнит притягивает железные предметы?

- Магнитные силы проходят через разные материалы?

А через какие материалы притягивает магнит ?

Действует ли магнит на расстоянии ?

- Магнит может притягивать через препятствия?

Играет ли размер магнита в примагничивании ?

Ответы детей :

Воспитатель : А кому мы можем об этом рассказать?

Ответы детей…

Воспитатель : Да, нам сегодня звонили Фиксик и он очень ждёт нашего рассказа. А как мы сможем ему об этом рассказать?

Дети :

Воспитатель : Ребята нас сегодня снимали на видео камеру, давайте отправим наше видео Фиксику, и он сможет увидеть и услышать, что примагничивает магнит . Вы согласны?

Ответы детей…

Заключительный этап (Совместная деятельность в режимных моментах) :

Изготовление театра «Пчёлка Майя» ;

дидактическая игра «Магнитит , не магнитит » .

Список литературы :

1. «Неизвестное рядом, опыты и эксперименты для дошкольников» --Дыбина О. В. Рахманова Н. П. 2010, Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.

2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» - М.: Издательство : Детство-Пресс,2013

Поделиться: