Пословицы о семье, людях и народе. Пословицы о семье Пословица где в семье там

Классный час «Уроки семьи и семейных ценностей»

Класс: 6 б

Провела: Мухамеджанова Э.Р.

Задачи : способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни, развивать мышление, речь, воображение, соблюдение семейных традиций.

Сама позиция наставника должна быть философической по отношению к жизни как величайшей ценности. Использование игр имеет одно ключевое направление: заставляет воспитанников осмысливать жизнь и свое отношение к ней.

Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Что для тебя означает понятие семья?
  2. Какая семья считается счастливой?
  3. Требует ли жизнь в семье большого творчества?
  4. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?

Подготовительный этап:

Используемый реквизит: листы бумаги, ручки, ручки бумажные, наградные жетоны. Оформление доски. Плакат с контурами Дома, куда будут прикрепляться ручки. Эпиграф: «Семья вся вместе - душа на месте»

«Из россыпи народной мудрости»:

  1. Где в семье согласие, там и дети хорошо воспитываются!
  2. Стать родителями легко. Быть родителями, напротив, трудно. (В.Буш)
  3. Отношение к детям – безошибочная мера духовного достоинства человека. (Янка Брыль)
  4. Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое. (В.Г.Белинский)
  5. Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А.С.Пушкин)
  6. Любовь к родителям – основа всех добродетелей. (Цицерон)
  7. Родителей слушать – горя не знать!
  8. Кого в детстве воспитаешь на того в старости и обопрешься!
  9. При солнце тепло, при родителях хорошо!
  10. Береги отца с матерью: других не найдешь

Алгоритм деятельности:

Звучит тихая музыка Учитель: Здравствуйте дети, гости. Сегодня в рамках недели «островок тепла» мы проводим с вами классный час под названием « уроки семьи и семейных ценностей ».

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

Перед вами лежат ладошки.

Задание: опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? В каждый пальчик необходимо вписать слова - характеристики.

Учитель: Посмотрите на доску. На ней - силуэт дома, символ семейного очага, ведь недаром говорят: моя семья – моя крепость. Теперь вам необходимо выйти зачитать о своей семьей и прикрепить свою ладошку.

Как вы думаете, почему руки? (ответы детей ) (умелые руки, рука взаимопомощи, мамины руки, ласковые руки…)

Викторина

Вопросы:

Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)

Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)

Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает « семья ». Что это за слово? (Родина.)

Какая птица спасла Дюймовочку от свадьбы с кротом? (Ласточка.)

В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями , и никому не позволено их разлучать»? («Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой ? («Муха-Цокотуха».)

Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)

Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)

Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра.)

Самые семейные грибы – это… Какие? (Опята.)

Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного р одственника ? (Мать -и-мачеха.)

В каком месяце отмечается Международный день семей ? В мае ;

Учитель. Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветом - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

Мне не хватает теплоты, -
Она сказала дочке.
Дочь удивилась:
Мерзнешь ты
И в летние денечки?
Ты не поймешь, еще мала, -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит:
Я поняла! -
И тащит одеяло.

Учитель. О какой теплоте говориться в этих отрывках? (душевной )

В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности, в такой семье есть душевное тепло и взаимопонимание.

Задание «Для моих родных»

Перед вами лежат листочки, напишите на них всех членов своей семьи. Под каждым вашим родственником запишите четыре вещи, которые он любит.

(Ученики записывают на листе имена всех членов своей семьи и под каждым именем - минимум четыре вещи, которые любит тот или иной член их семьи. После чего говорят об этом вслух).

Сейчас вам нужно перевернуть листок и на обратной стороне написать тех же самых родственников и под каждым из них, то, что вы можете сделать для того, чтобы доставить ему радость.

(Учащиеся пишут, а потом каждый говорит).

Посмотрите на ваш лист, как вы думаете, для чего мы это написали. Что это такое? … Да действительно, мы составили для каждого из вас план любви для всей семьи.

Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения. Сколько пословиц народ сложил о семье. Внимание на доску. Вам тоже придется сложить пословицы, т.е. расшифровать их.

На доске:

1. ЯСТЮАРИБОС ЙЕН К ЕСВ, ОДНОЛОХ КАК: АКЧЕП – ЯЬМЕС

2. ТЕН ЫДЖУН И КАТ, ТЕВОС АД ЬВОБЮЛ ЕЬМЕС В

Ответы.

Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Сейчас я прочту вам правила, существующие в некоей семье, скажем, Ивановых. Послушайте их и скажите, какие правила вы, будучи взрослыми и уважаемыми главами своих семейств, не сочли бы возможным ввести в обиход вашей семьи.

  1. Родители контролируют школьные дела детей.
  2. Каждый член семьи имеет свои обязанности.
  3. Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы.
  4. Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.
  5. При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие.
  6. Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время.
  7. Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.

Учитель. Будни это тяжелый труд всех членов семьи . Взаимовыручка, взаимопомощь, понимание и.т.д. Но в семье как же праздников. В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, т.е. такими, которые празднует вся страна, у каждой семьи есть свои собственные. Давайте; поиграем.

Игра: Кто последним назовет семейный праздник, тот – победитель. (День рождения, день бракосочетания, проводы в армию, новоселье, вручение аттестата об окончании школы, день первой зарплаты, поступление в первый класс, прощание с детским садом, прощание с начальной школой, покупка дачи, автомобиля, победа в конкурсе...)

Учитель: Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы, приятная остроумная беседа, непринужденное веселье, радостное оживление - вот непременные спутники. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль все же играют хозяева.

Задание. Скажите, а каких людей пригласили бы вы к себе в гости? Почему?

Учитель: По каким критериям окружающие могут составить мнение о вашей семье? (ответы детей).

Задание:

А теперь вообразите, что у вас, допустим, в Америке, объявилась дальняя родственница, которая прислала вам письмо и попросила рассказать о семье. Как вы оригинальным способом представите портрет своей семьи?

Подведение итогов. Награждение победителей.

АНКЕТА:

Перечислите всех членов семьи,живущих вместе с вами

  1. мама
  2. папа
  3. брат
  4. сестра
  5. бабушка
  6. дедушка
  7. тётя
  8. дядя

Какие семейные традиции вы соблюдаете?

  1. Посещение кино, театра, концертов
  2. Дни поминовения усопших
  3. Дни рождения
  4. Религиозные обряды (посещения церкви, посты, праздники. .)
  5. Гражданские праздники (Новый год, 8 Марта, 1 мая, 9 мая. .)
  6. Интеллектуальные конкурсы, викторины
  7. Совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, поездки на природу
  8. Школьные праздники

Отметьте, какими увлечениями вы занимаетесь вместе с родителями

  1. Чтение книг
  2. Домашнее животное (уход, дрессировка)
  3. Живопись, рисование
  4. Шахматы
  5. Коллекционирование
  6. Рыбалка
  7. Спорт
  8. Шитьё, вышивка, вязание
  9. Сочинение стихов. сказок, рассказов

Какой труд объединяет вашу семью ?

  1. Общего труда нет, у каждого свое дело
  2. Уборка квартиры
  3. Работа в саду, на даче
  4. Ремонт квартиры
  5. Уход за маленьким ребёнком
  6. Уход за домашними животными

Собираете ли вы семейные советы для того, чтобы:

  1. Обсуждать проблемы воспитания детей
  2. Обсуждать покупки членов семьи
  3. Распределять работу по дому, ответственность
  4. Планировать отпуск
  5. Распределить бюджет семьи
  6. Семейные проблемы решаются в рабочем порядке, без специальных семейных советов

Тема

Этапы

Где в семье лад, там и ребят хорошо растят

Цель

  1. Создать условия для рефлексии опыта семьи на нравственных основаниях.
  2. Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях воспитанников.
  3. Сделать совместные выводы о значении взаимопонимания в семье, как одном из слагаемых будущего счастья.

Информация учителя

Есть дом, в котором я живу,

И для меня он лучший самый,

В нем и во сне, и наяву

А вечерами папа мне,

Когда смолкают птицы в гнездах,

Расскажет о луне,

Ракетах, спутниках и звездах.

Пускай мой дом пребудет вечно,

Пускай в нем будут хлеб и смех.

Туда я буду возвращаться бесконечно,

И только с ним возможен мой успех.

Семья - колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка - все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь. Называется тема:

«Где в семье лад, там и ребят хорошо растят»

«Я - позиция» Причина «Я - позиции».

(родители отвечают на вопросы по кругу)

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

Спасибо за ваши ответы, а я хотел бы обратиться к словам И.Д.Вильде «Сколько человеческого счастья разбилось в дребезги только потому, что кто-то кому-то не сказал: «Извини»

  1. Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на вашу? Если сможете, то объясните почему?

А сейчас я хочу предложить Вам ответы на вопросы анкеты детей:

1) семья – это… самые близкие люди, которые всегда готовы помочь, … сплоченный, дружный коллектив, а также люди, близкие друг другу в духовном плане, …это защита и опора

2) в дали от родного дома я буду вспоминать… о маминых вкусных блюдах, об уюте дома и о моих родных, … о том, как мы со всей семьей вместе гуляли в парке, как мы весело играли в разные игры, смеялись, и дружно проводили время! И я буду скучать, … о моих родных и близких, о традициях нашей семьи и о своей любимой собаке.

3) мне бы не хотелось, чтобы в моей будущей семье… были ссоры и конфликты, …были обман и непонимание, … были разногласия между мной и моим мужем

Разбивка на группы

На спинке ваших стульев приклеены карточки разного цвета, пожалуйста, возьмите эти карточки и сядьте в группы в соответствии с цветами.

«Я – позиция» и общественно значимая норма. (работа в группах)

Задание 1.

Ситуация №1. Мальчик поздно возвращается домой. Родители, заждавшись, налетают на него с упреками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям.

Позже раздается телефонный звонок, и родители узнают, что их ребенок задержался по очень уважительной причине.

  • Реальная ситуация?
  • В чем сложность данной ситуации?

Попробуйте сами ее разрешить

Подведение итога. В том, что мальчик опоздал, не позвонил, есть, конечно, и его вина, но надо понять, что в этот момент было что-то более важное для него.

Все это вполне реально обсудить со своим ребенком, но не в стиле указания, а в стиле совета, обсуждения, чтобы ребенок сумел понять, почему вы волнуетесь в данной ситуации, к чему это может привести.

И еще: умейте прощать даже то, что прощать трудно. Любовь и справедливость - вот что требуется нашим детям постоянно!

Сама домашняя среда объективно способствует возникновению доверия и искренности.

Девочки идут из школы и обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мама только приехала и сейчас девочка сообщит ей новости за 3 дня.

Но как только девочка входит домой, мама быстро спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость.

Огорченная девочка уходит в свою комнату.

Давайте обсудим данную ситуацию

Вывод:

Важно не упустить момент, когда мы нужны детям, когда они тянутся к нам, хотят обсудить с нами важные для них вопросы. И это не должно становиться причиной семейного раздора.

Задание 2. Я Вам прочитаю текст записки, а Вы попробуйте определить, про кого она может быть написана.

Текст записки: «На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна».

(ответы родителей)

Спасибо за ответы. А теперь давайте узнаем, про кого на самом деле она написана.

Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века,

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» ее на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

Подведение итога. Задумайтесь, а воспитываете ли вы своих детей так, чтобы они в будущем не поступили по отношению к Вам подобным образом.

Задание 3. Какие качества необходимы человеку для того, чтобы развить способности к взаимопониманию?

Человек, который способен критически мыслить, способен к самоанализу, - это человек, который не будет винить кого-то в том, что его не понимают. Он не ждет изменения в других людях или обстоятельствах. Он меняет себя.

Дискуссия (разворот в круг)

10 минут.

1) Группы выступают (1-2 минуты) по заданию 1.

(О различных путях выхода из конфликта)

2) Выступления групп по заданию 2.

3) Выступление групп по заданию 3.

Рефлексия

(в круге).

3-5 минут

Мне понравилось…

Я узнал…

Я смогу применить…

Я желаю…

Свободный выбор.

Нашу встречу хочется закончить притчей.

Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию.

А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество.

Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все. что у нас было, а тебе и дела нет!»

Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».

Свет в окне дома... Какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну, вот я и дома»: раздражение - ну, что им надо, чего им не спится: боязнь - как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?

Уходя с собрания, очень хочется, чтобы вы задумались, а какие чувства свет в вашем окне вызывает у ваших детей, которые сами через очень небольшой промежуток времени станут папами и мамами и сами будут зажигать свет в своих окнах.

Памятки родителям

Принципы отношений родителей с детьми

  1. Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детским сердцам.
  2. Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
  3. Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка.
  4. Я часто забываю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выходы из тупиковых ситуаций.
  5. Я знаю много об окружающем мире. Поэтому Я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире.
  6. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стремиться смягчать удары судьбы.
  7. Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью.

Семья – это… самые близкие люди, которые всегда готовы помочь, сплоченный, дружный коллектив, люди, близкие друг другу в духовном плане, защита и опора.

Вдали от родного дома я буду вспоминать… о маминых вкусных блюдах, об уюте дома и о моих родных, о том, как мы со всей семьей вместе гуляли в парке, как мы весело играли в разные игры, смеялись, и дружно проводили время! И я буду скучать, о моих родных и близких, о традициях нашей семьи, о своей любимой собаке.

Мне бы не хотелось, чтобы в моей будущей семье… были ссоры и конфликты, были обман и непонимание, были разногласия между мной и моим мужем.

Задание №1 Мальчик поздно возвращается домой. Родители, заждавшись, налетают на него с упреками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям. Позже раздается телефонный звонок, и родители узнают, что их ребенок задержался по очень уважительной причине. В чем сложность данной ситуации? Попробуйте сами ее разрешить

Записка «На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна» Как вы думаете, про кого написана эта записка?

Какие качества необходимы человеку для того, чтобы развить способности к взаимопониманию? Задание №2

Рефлексия Мне понравилось… Я узнал… Я смогу применить… Я желаю…

«Где в семье лад, там и ребят хорошо растят»

Принципы отношений родителей с детьми Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт лю­бящим детским сердцам. Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на са­мом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ре­бенку и ценить его. Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. По­этому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка. Я часто забываю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выходы из тупиковых ситуаций. Я знаю много об окружающем мире. Поэтому Я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стремиться смягчать удары судьбы. Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, ла­ской и нежностью.

Благодарю за понимание и сотрудничество!


  1. А ну, сочтемся своими: бабушкин внучатый козел тещиной курице как пришелся?
  2. Баба-бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь.
  3. Близкая родня: наша Марина вашей Катерине двоюродная Прасковья.
  4. Брат брата не выдаст.
  5. Брат с братом на медведя ходят.
  6. Братская любовь крепче каменной стены.
  7. Была б моя бабуся, никого не боюся; бабушка - щиток, кулак - молоток.
  8. В гостях хорошо, а дома лучше.
  9. В дружной семье и в холод тепло.
  10. В недружной семье добра не бывает.
  11. В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
  12. В своей семье всяк сам большой.
  13. В своей семье какой расчет?
  14. В своем доме и стены помогают.
  15. В семье и каша гуще.
  16. В семье разлад, так и дому не рад.
  17. В семье согласно, так идет дело прекрасно.
  18. В семье, где нет согласия, добра не бывает.
  19. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
  20. В хорошей семье хорошие дети растут.
  21. Везде хорошо, но дома лучше.
  22. Вся семья вместе, так и душа на месте.
  23. Где мир да лад, там и Божья благодать.
  24. Где совет - там и свет, где согласье - там и Бог.
  25. Густая каша семьи не разгонит.
  26. Двойня - и счастья вдвое.
  27. Девичье смиренье дороже ожерелья.
  28. Дерево держится корнями, а человек семьей.
  29. Дети родителям не судьи.
  30. Для внука дедушка - ум, а бабушка - душа.
  31. Доброе братство лучше богатства.
  32. Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
  33. Дома все споро, а вчуже житье хуже.
  34. Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут.
  35. Дружная семья не знает печали.
  36. Жизнь родителей в детях.
  37. За общим столом еда вкуснее.
  38. Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет.
  39. И ворона воронят хвалит.
  40. Каков брат, такова и сестра.
  41. Княжна хороша, и барыня хороша, а живет красна и наша сестра.
  42. Когда нет семьи, так и дома нет.
  43. Коли внучек маю, так и сказки знаю.
  44. Куда мать, туда и дитя.
  45. Лучших братьев и сестер не бывает.
  46. Люблю своих детей, но внуки милей.
  47. Любовь братская крепче каменных стен.
  48. Любовь да совет - там горя нет.
  49. Любящая мать - душа семьи и украшение жизни.
  50. Материнская молитва со дна моря достает.
  51. Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
  52. Мать всякому делу голова.
  53. Мать кормит детей, как земля людей.
  54. Мать приветная - ограда каменная.
  55. Мы родные: ваши собаки ели, а наши на ваших через плетень глядели.
  56. На что и клад, когда в семье лад.
  57. Намеки да попреки - семейные пороки.
  58. Не будет добра, коли в семье вражда.
  59. Не прячь свои неудачи от родителей.
  60. Нет добра, коли меж своими вражда.
  61. Нет друга супротив родного брата.
  62. Отец наказывает, отец и хвалит.
  63. Отца с матерью почитать - горя не знать.
  64. При солнышке тепло, при матери добро.
  65. Родителей чти - не собьешься с истинного пути.
  66. Родители трудолюбивы - и дети не ленивы.
  67. Родительское слово мимо не молвится.
  68. Свои люди - сочтемся.
  69. Свой дом - не чужой: из него не уйдешь.
  70. Свой своему не враг.
  71. Свой со своим считайся, а чужой не вступайся.
  72. Семейное согласие всего дороже.
  73. Семейный горшок всегда кипит.
  74. Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
  75. Семьей дорожить - счастливым быть.
  76. Семьей и горох молотят.
  77. Семья без детей, что цветок без запаха.
  78. Семья в куче, не страшна и туча.
  79. Семья дает человеку путевку в жизнь.
  80. Семья крепка ладом.
  81. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  82. Семья - опора счастья.
  83. Сердце матери греет лучше солнца.
  84. Сердце матери отходчиво.
  85. Сестра с сестрою, как река с водою.
  86. Согласие да лад - в семье клад.
  87. Согласную семью и горе не берет.
  88. Согласье в семье - богатство.
  89. Ссора в своей семье - до первого взгляда.
  90. Старший брат как второй отец.
  91. Счастье родителей - честность и трудолюбие детей.
  92. Сын да дочь - ясно солнце, светел месяц.
  93. Терпенью матери нет предела.
  94. Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить.
  95. У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
  96. У милого дитяти много имен.
  97. Хоть тесно, да лучше вместе.
  98. Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.
  99. Человек без братьев и сестер - одинокое дерево.
  100. Человек без семьи, что дерево без плодов.
  101. Что есть - вместе, чего нет - пополам.

Мода на количество детей - как бы странно это ни звучало - существует. В начале 20 века редкостью была семья с одним ребенком. Спустя полвека привычной картиной стала семья с двумя детьми. В лихие 90-е редко какие родители решались завести больше, чем с одного ребенка. А уж трое отпрысков - это героизм! Лихие годы плавно перетекли в стабильные, хоть временами и кризисные. Правда, почему-то смущает: зачем? Как так вышло? Чем руководствовались муж и жена, когда заводили «так много» детей?..

По мнению и опытных родителей, и психологов, и педагогов, самый большой переворот в семейных отношениях производит рождение первенца: разница между нулем и единицей в этом вопросе огромна, можно сказать, принципиальна. Меняется вся жизнь: происходит не только бытовая встряска (недосыпы-памперсы-ползунки-прогулки-детские поликлиники), но и смена приоритетов -старшим членам семьи приходится учитывать интересы «новичка» и порой жертвовать своими.

Со вторым ребенком, безусловно, помогает опыт, и все же появление младшего ребенка в семье вызывает волну новых забот и сложных вопросов. Передел внимания родителей, раздел игрушек и детского имущества, ревность, беспорядок в квартире. Для первенца рождение брата или сестры - тоже испытание: он перестал быть центром вселенной. И все-таки брат или сестра - это на всю жизнь. Он или она будет поддержкой и опорой, когда родителей не станет, лучшим другом, который знает, какой ты человек на самом деле.

Многодетные мамы в один голос заявляют: появление третьего ребенка в семье принципиально ничего в ней не меняет. Жизнь давно уже перестроена под нужды детей, к моменту рождения третьего стиль жизни «чайлдфри» с ночными клубами и бесконечными тусовками, как правило, давно уже в прошлом. Вещей (одежды, обуви, игрушек) хватает; родительского опыта тоже достаточно, чтобы не частить к педиатрам из-за банальных простуд и царапин.

Конечно, появление третьего привносит в жизнь семьи определенную специфику:

  • средний ребенок становится - пришла пора ему ощутить ревность, а мама с папой уже не так сильно озабочены этой проблемой, как при рождении второго;
  • придется подумать о том, уместится ли в вашем семейном автомобиле ;
  • младший грудничок, а старших уже надо водить детей на кружки и секции, приходится разрабатывать нестандартные подходы к тайм-менеджменту.

Конечно, многое зависит от разницы в возрасте между детьми - чем она больше, тем легче родителям справляться чисто физически. Но даже при маленькой разнице (в 2-3 года), рано или поздно родители троих обнаруживают, что двое (а затем и трое) могут решать многие вопросы самостоятельно. В общем, жизнь налаживается. Правда, происходит это не за одну ночь…

Зачем люди рожают третьего?

Мамы троих детей часто отмечают, что окружающие готовы заподозрить их в каком угодно «криминале» из-за появления в семье третьего ребенка. Возникают предположения о незапланированной беременности, медицинских показаниях, желании родить третьего ребенка для нового мужа, попытке «вытрясти» из государства льготы (квартиру, участок земли и т.д.). Люди почему-то не готовы принять простую мысль, что ребенка можно родить не для какой-то цели, а просто чтобы его любить.

О каких, кстати, льготах идет речь?

Согласно российскому законодательству, к многодетным относят семьи, в которых три и более ребенка, в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством) и не достигших возраста 18 лет (в случае прохождения обучения возраст повышается). Государство действительно выражает готовность помогать многодетным семьям - им положены различные права и льготы: скидки для пользование коммунальными услугами, бесплатный проезд детей на городском общественном транспорте и скидка на проезд на междугородном транспорте, бесплатное питание для детей в учебных заведениях, первоочередное поступление в школы и обеспечение путевками в санатории и т.д.

Родителям, решившимся завести троих и более детей, предоставляются садовые или огородные участки, дается право на гибкие формы трудоустройства (например, неполная занятость), первоочередное обучение или переобучение. Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке многодетных семей», родители трех и более детей могут получить разовый льготный кредит или беспроцентный заем на строительство или приобретение жилья (ст.5 п.1 пп.8); получить жилье в первоочередном порядке, бесплатно в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - если докажут, что нуждаются в улучшении жилищных условий и подходят под расплывчатую формулировку «отвечают дополнительным условиям, установленным органами местного самоуправления» (ст.5 п.1 пп. 9).

Тот же закон «О государственной поддержке…» предлагает родителям многодетных семей заняться малым предпринимательством или фермерской деятельностью и обещает государственную поддержку. Так, они могут разово получить земельный участок для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, малого и другого предприятия - а заодно с ним и льготы по налогообложению (ст.5 п.1 пп. 11), или получить разовый льготный кредит или беспроцентный заем в первоочередном порядке на приобретение техники, оборудования, автомобильного транспорта и на другие связанные с созданием и развитием крестьянских (фермерских) хозяйств цели (ст.5 п.1 пп.12).

Многодетные родители отмечают, что в повседневной жизни полезны такие льготы, как освобождение от транспортного налога и право на бесплатную парковку в центре Москвы, льготный вход в зоопарк и в некоторые музеи.

Но конечно, не ради сомнительных льгот люди рожают детей! Многие льготы в реальности оказываются «приятным пустячком», и всерьез финансово помочь многодетной семье не могут. Все льготы нужно оформлять, отстаивая всеми «любимые» очереди в государственных учреждениях и доказывая свою «многодетность», а некоторые (как право на бесплатную парковку) приходится потом ежегодно подтверждать и переоформлять… Никакие льготы не стоят того, чтобы пойти ради них на рождение второго, третьего и последующих детей.

Президент и народные представители в Госдуме все чаще высказывают мнение о том, что семьи с тремя детьми стали нормой, а значит, уже не должны считаться многодетными. Из уст в уста и в интернете передаются слухи о том, что «норму многодетности» поднимут до 4 детей с начала следующего, 2016 года (законопроектов таких пока нет). Скорее всего, это голословные утверждения: до «нормы» семьям с тремя детьми пока далеко. Они все еще довольно редко встречаются и, хотя перестали восприниматься окружающими «в штыки», вовсе не стали моделью для подражания. Да и сами народные представители не торопятся «следовать нормам» и заводить больше 1-2 детей.

Так почему же родители «решаются на третьего»?

Если попытаться сформулировать ответы логически и разложить по полочкам, то получатся следующие причины:

  1. Любовь к маленьким детям

Когда старшие дети подрастают и поступают в школы и детские сады, мамы и папы ощущают тоску и потребность быть кому-то жизненно необходимыми, желание «потискать» ароматного, пухленького малыша.

  1. Общение и «клановость»

Родители стремятся создать «клан», чтобы дети были дружными, и их было много. Чего-чего, а недостатка общения дети из многодетных семей не испытывают.

  1. Желание родить ребенка другого пола

Если двое старших детей однополые, то многие семьи решаются «на мальчика/девочку».

  1. «Последний шанс»

Некоторые женщины, достигая возраста за 40, осознают, что вскоре уже не смогут стать мамами и рожают третьего, позднего ребенка, чтобы вновь ощутить себя женщинами, хранительницами очага, дарящими жизнь.

Какими бы ни были рациональные причины, зачастую родители просто хотят родить и любить еще одного ребенка - потому, что могут, что есть на это душевные силы и стремление.

Трое детей - это здорово и совсем не так сложно, как может показаться со стороны. Все трудности и хлопоты с лихвой окупаются тем счастьем, которое дети приносят в семью. Вокруг многодетности ходит много мифов, которые жизнь разбивает в прах. Любая мама (и двух, и трех, и более детей) подтвердит, что трудно только когда у детей маленькая разница в возрасте (меньше 2-х лет), и пока все дети маленькие. Когда дети подрастают, становится легче. Если разница лет 5-6, то трудности взращивания малышей ощущаются не так остро.

Во многих «многодетных» ситуациях можно найти преимущества: например, когда старший сын идет в школу, второй ходит в садик, и в семье появляется грудничок, то мама, присматривая дома за малышом, может больше помогать старшему в учебе; не нужна продленка, как не нужна и няня для детсадовца, пока тот болеет.

Детская же ревность - ею больше пугают. Если грамотно подготовиться и вести себя правильно, ревность можно свести к минимуму и даже вовсе без нее обойтись.

Получается, что вопрос о рождении третьего ребенка для некоторых из нас (просто в силу внутренних предпосылок и личностных особенностей) по существу не отличается от вопроса о рождении первого. Если для женщины роль жены и мамы - на первом месте, то с рождением детей она перестает терзаться вопросами о смысле жизни и своем предназначении и точно знает, зачем и для кого живет. Вопрос «зачем рожать - первого, второго, третьего» просто не возникает.

  • Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в мае 2014 года, 53% россиян считают, что в семье должно быть два ребенка, но только 38% имеют столько детей. О желательности в семье троих детей заявили 28% респондентов, но лишь 8% воплотили свои идеи на практике. 10% россиян уверены, что и одного ребенка достаточно (среди жителей столиц статистически больше семей с одним ребенком). В целом, россияне придерживаются патриархальных взглядов - только 1% ответивших предположили, что семья вполне может гармонично существовать совсем без детей.
  • Зачем, по мнению россиян, люди заводят детей? Среди ответов - забота о продолжении рода (36%), забота о детях как смысл жизни (19%), дети как главная цель брака (14%), надежда на опору в старости (9%), просто счастье (6%).
  • Почему же тогда люди не заводят детей? 31% россиян просто не представляют, почему. Еще 18% предположили, что на детей не хватает денег, 14% - что в избытке эгоизм. Среди ответов также слабое здоровье (10%), невозможность иметь детей (9%), личный выбор, убеждения (7%), боязнь ответственности (6%).
  • В 2015 году 18 000 матерей в Москве родили третьего и более по счету ребенка.
  • В 2009 году в России был учрежден орден «Родительская слава» (для родителей и усыновителей, воспитавших 7 и более детей). За период с момента появления этим знаком отличия была награждена 281 семья. В 2014 году орден получили 20 семей. За 2015 год уже наградили 25 семей, из них двое родителей-одиночек.
  • По данным Объединения многодетных семей Москвы, в столице зарегистрировано 104 088 семей со статусом многодетные, из них - 125 воспитывают 10 и более детей.

Родной дом - там, где тепло и уютно, где сердце отдыхает и поет душа, а семья - надежная крепость с фундаментом из любви, уважения и взаимопонимания. О безграничной любви к родным людям, о важности доброжелательных семейных отношений - следующие пословицы.

  • В дружной семье и в холод тепло.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • В семье разлад, так и дому не рад.
  • Земля без воды - мертва, человек без семи - пустоцвет.
  • В родной семье и каша гуще.
  • В семье дружат - живут не тужат.
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • Семьей и горох молотят.
  • Согласие да лад в семье - клад.
  • Согласную семью горе не берет.
  • В семье согласно, так идет дело прекрасно.
  • Семья в куче - не страшна и туча.
  • Семья без детей - что цветок без запаха.
  • Намеки да попреки - семейные пороки.
  • В хорошей семье хорошие дети растут.
  • Близкая родня: наша Марина вашей Катерине двоюродная Прасковья.
  • В семье разлад, так и дому не рад.
  • В семье согласно, так идет дело прекрасно.
  • В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
  • Где мир да лад, там и Божья благодать.
  • Где совет - там и свет, где согласие - там и Бог.
  • Дерево держится корнями, а человек семьей.
  • На что и клад, когда в семье лад.
  • Намеки да попреки - семейные пороки.
  • Свой дом - не чужой: из него не уйдешь.
  • Семьей дорожить - счастливым быть.
  • Семья без детей, что цветок без запаха.
  • Семья - опора счастья.
  • Семья крепка ладом.
  • Согласие да лад - в семье клад.
  • Согласную семью и горе не берет.
  • Согласие в семье - богатство.
  • Хоть тесно, да лучше вместе.
  • Человек без семьи, что дерево без плодов.
  • Что есть - вместе, чего нет - пополам.

Пословицы о родителях и детях

Родительский дом, будто колыбель, согревает теплом и нежностью, заботой и добротой. Папа и мама - Твои лучшие друзья, справедливые наставники и главные критики. Цени и уважай своих родителей, ведь они - бесценная сокровищница мудрости и любви, подаренная Тебе свыше.

  • Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
  • Дети родителям не судьи.
  • Для внука дедушка - ум, а бабушка - душа.
  • Жизнь родителей в детях.
  • И ворона воронят хвалит.
  • Братская любовь крепче каменной стены.
  • Брат с братом на медведя ходят.
  • Каков брат, такова и сестра.
  • Коли внучек маю, так и сказки знаю.
  • Куда мать, туда и дитя.
  • Люблю своих детей, но внуки милей.
  • Где любовь да совет, там горя нет.
  • Любящая мать - душа семьи и украшение жизни.
  • Материнская молитва со дна моря достает.
  • Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
  • Мать всякому делу голова.
  • Мать кормит детей, как земля людей.
  • Мать приветная - ограда каменная.
  • Мы родные: ваши собаки ели, а наши на ваших через плетень глядели.
  • Нет добра, коли меж своими вражда.
  • Нет друга супротив родного брата.
  • Отец наказывает, отец и хвалит.
  • Отца с матерью почитать - горя не знать.
  • При солнышке тепло, при матери добро.
  • Родителей чти - не собьешься с истинного пути.
  • Родители трудолюбивы - и дети не ленивы.
  • Родительское слово мимо не молвится.
  • Сердце матери греет лучше солнца.
  • Сестра с сестрою, как река с водою.
  • Старший брат, как второй отец.
  • Счастье родителей - честность и трудолюбие детей.
  • Сын да дочь - ясно солнце, светел месяц.
  • Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить.
  • У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
  • Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.
  • Человек без братьев и сестер - одинокое дерево.

Пословицы о людях

Каждый человек - загадка. Разгадать не просто, но так интересно познавать, если его украшают мудрость, рассудительность, искренность. Читай пословицы и поговорки о людях и узнаешь, какие качества в человеке ценны, а какие - вредны.

  • Человек не орех - сразу не раскусишь.
  • Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.
  • Человек с коротким умом обзаводится длинным языком.
  • Человек живёт век, а его дела - два.
  • В лохмотьях и царя за нищего примут.
  • В чужом глазу сучок видит, в своём - бревна не замечает.
  • Если человека не знаешь, посмотри на его друга.
  • Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут.
  • Денег ни гроша, зато слава хороша.
  • Видом сокол, а голосом ворона.
  • Человек божий обшит кожей.
  • Не место красит человека, а человек место.
  • Встречают по одёжке, провожают по уму.
  • Красна птица перьем, а человек ученьем.
  • Честь дороже жизни.
  • Человека красит голова, а не шапка.
  • Чужая душа - потёмки.
  • День меркнет ночью, а человек печалью.
  • Нет таких трав, чтоб знать чужой нрав.
  • Глуп совсем, кто не знается ни с кем.
  • Совесть без зубов, а загрызёт.
  • Хорошему человеку везде хорошо, а худому - везде худо.
  • Людей не суди, на себя погляди.
  • Не глаза видят, а человек; не ухо слышит, а душа.
  • Без мыла в душу влезет.
  • И худой человек проживёт свой век.
  • В бедах человек умудряется.
  • Человек ходит, бог водит.
  • Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • И воробей не живёт без людей.
  • Высоко летает, да низко садится.
  • Горбатого могила исправит.
  • Не будь овцой, а то волки съедят.
  • На красавице всякая тряпка - шёлк.
  • Добрая слава на печке лежит, а худая по свету бежит.
  • Человек славен трудом.
  • Каков есть, такова и честь.
  • Птицу кормом, а человека словом обманывают.
  • Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
  • Человек, что замок: к каждому нужно ключик подобрать.
  • Язык мал, а великим человеком ворочает.
  • Падок соловей на таракана, человек – на льстивые речи.
  • Людей-то много, да человека нет.
  • Чем больше плодов на дереве, тем скромнее его ветки книзу клонятся.
  • Дерево смотри в плодах, человека - в делах.

Пословицы про народ

Давным-давно, когда не было еще чернил и бумаги, народная мудрость передавалась из поколения в поколение в сказках, песнях, легендах и поговорках. До сегодняшних времен дошли справедливые высказывания про наш народ - дружный, колоритный, искренний и талантливый...

  • Если народ един, он непобедим.
  • Если вздохнуть всем народом - ветер будет.
  • Гром и народ не заставишь умолкнуть.
  • Народ не убьёшь, его на всё хватит.
  • Враг боек, да наш народ стоек.
  • Обиженный народ хуже ос жжёт.
  • Земля народом сильна.
  • Народ захочет, бездну перескочит.
  • Где народ, там и правда.
  • Учи народ, учись у народа.
  • Без народа - одна невзгода.
  • Для себя жить - тлеть, для семьи - гореть, а для народа - светить.
  • Если народу служить, и на полюсе можно прожить.
  • Земле - воду, багатство - народу.
  • Кто с народом, тот непобедим.
  • Кто стоит за народ, того народ героем зовет.
  • Море не высохнет, а народ не заблудится.
  • Народ зря говорить не будет.
  • Наш народ зря не любит говорить, а если сказал, то связал.
  • Наш народ растет из года в год.
  • Служи так народу, чтобы за него в огонь и в воду.
  • Солнце не померкнет, народ не сломится.

Поделиться: