Почему мои дети не любят советские мультики. Почему мой ребенок меня не понимает? Почему мой ребенок не

Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

Что делать, если еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства. Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим - рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.

Отсутствие стимулов

Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место - это не только источник получения доходов, но и возможность добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо. Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек. Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.

На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития. Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе. В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.

Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

  1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
  2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу - стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
  3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.

Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в вступая в пору становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода. Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление. Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

  1. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
  2. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
  3. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.

Лучшая награда - родительское одобрение

Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот - родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

Подводим итоги

Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе - достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!

Между мужским и женским мозгом существуют различия, которые среди прочего влияют на возможности обучения. (Если этот вопрос хочется поизучать глубже — смотрите результаты исследований Герберт Лэндсел (Herbert Landsell) США, Дорин Кимура (Doreen Kimura) Канада и др.).

Девочки успешнее мальчиков в начальных классах, так как они лучше воспринимают и запоминают информацию, логически не связанную, им легче дается чтение и правописание. Мальчики же быстрее осваивают работу с формулами и теоремами, они лучше воспринимают и запоминают логически организованную информацию.

Когда школьная математика начинает ставить перед ребятами задачи более сложные, чем деление и умножение, мальчики справляются с ними чаще всего намного лучше и быстрее девочек.

И это объясняет тот факт, почему в старших классах мальчики догоняют, а зачастую и обгоняют девочек по успеваемости.

Мальчики больше внимания уделяют вещам, девочки – отношениями между людьми. Этим объясняется повышенная чувствительность девочек к случайно произнесенному грубому слову или укоряющему взгляду.

Они считывают и анализируют полученную информацию на эмоциональном уровне, зачастую подсознательно. И возможно, с точки зрения Взрослого «ничего страшного не произошло»: со стороны может казаться, что взаимоотношения Учителя и Ученика «нормальные», а для девочки ходить в школу становится невыносимо тяжело.

Чаще всего мальчики более активны физически, и им сложно высидеть весь урок. Перемены не хватает на то, чтобы выбросить накопившуюся энергию. И на следующие занятия они приходят в возбужденном состоянии, требуется немало времени, чтобы они смогли начать слушать Учителя.

С другой стороны, если к началу урока мальчики успевают вернуться в спокойное состояние, то они готовы сразу включиться в процесс, но пока Учитель делает перекличку, проверяет домашнее задание и говорит какие-то вводные слова, мальчики успевают «перегореть» и потом уже не способны включиться в процесс.

Убедить ребенка учиться при таких разных потребностях мальчиков и девочек становится весьма трудной задачей.

От совместного обучения проигрывают оба пола: девочки за начальную школу успевают привыкнуть к тому, что им все дается легко, а мальчики привыкают быть отстающими.

Потом картинка меняется. У девочек очень часто развивается «синдром отличницы», который мешает потом на протяжении всей жизни: девочкам бывает очень трудно смириться с неудачей, если есть привычка делать все удачно с первой попытки.

Возможно, ваш ребенок не хочет учиться по одной из вышеперечисленных причин.

Помимо половых отличий существуют еще и личностные, и они тоже не всегда учитываются Учителем.

Всех людей по доминирующему способу восприятия можно разделить на три группы:

  1. аудиалы
  2. визуалы
  3. кинестетики

У аудиалов доминирует слух, у визуалов – зрение, у кинестетиков – ощущения: осязание, вкус, обоняние.

Каждый человек использует (по возможности) все три группы, но одна из них является доминирующей, с ее помощью человек усваивает информацию наилучшим для себя способом.

Аудиалу может быть сложно воспринять информацию, которая не озвучивается вслух, а пишется на доске, например. Визуалу, напротив, будет сложнее усвоить информацию на слух, не видя ее.

В идеале на каждом уроке у Ученика должна быть возможность и услышать, и увидеть, а иногда и потрогать на ощупь (когда это возможно, конечно). На вопрос «как заинтересовать ребенка учиться » с точки зрения подачи информации не может быть одного, универсального ответа.

Но, к сожалению, Учитель часто использует тот способ передачи информации, который удобен ему. Многие учителя считают, что готовить слайды или видеоматериал, когда можно просто прочитать кусок текста – это дополнительная и «лишняя» работа.

Хотелось бы, чтобы в школе акцент был именно на знания, а там, где дается информация, хотелось бы большей ее структуризации и связности.

Вы можете задать их нашему дежурному психологу:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с психологом-консультантом, то оставьте свое сообщение (как только на линии появится первый свободный психолог - с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на .

Копирование материалов сайта без ссылки на источник и указания авторства – запрещено!

Чем старше становится мой сын, тем всё чаще мне задают вопрос: «А выходите в садик?» И когда я отвечаю: «Нет», удивляются. Мол, садик же так нужен… Не спорю, кому-то он нужен. Но считаю, что пока мы с сыном прекрасно обходимся без него. Каждый раз пускаться в пространные объяснения, почему мой ребенок не ходит в детский сад, не вижу смысла. Поэтому, в основном, всегда отвечаю коротко, мол, мне муж разрешает не работать, поэтому я могу сама заниматься с сыном. Зря что ли педагогическое образование получала. 😉

И вот решила поразмышлять. А, может, действительно, люди правы, и мы что-то теряем, не посещая детский сад. Поэтому, беру исходные данные. Сейчас моему сыну 3 года и 9 месяцев (за время, пока писала этот пост, сыну давно исполнилось 4, однако). Можно, конечно, было «округлить», но факт в том, что сейчас он осваивает всё новые навыки, постепенно продвигаясь в сложных умениях (типа счёта и чтения), буквально каждый месяц. И, если в 3,9 он только-только начинал читать, то сейчас — в 4, 3 — уже вполне в состоянии прочесть маме или бабушке детскую книжку.

Интеллектуальное развитие:

  • знает весь алфавит (с двух лет);
  • читает названия магазинов, слова на упаковках продуктов и в книжках, а с недавних пор стал сам читать и свои книжки;
  • считает уверенно до 30 — имеется в виду порядковый счет (чуть менее уверенно до 60, если совсем немного помогать, досчитает и до 100);
  • учится складывать и вычитать в пределах 10;
  • пробует писать буквы;
  • сам составляет слова из букв магнитной азбуки (и делает это почти без ошибок);

  • рисует простые геометрические формы (круг, квадрат, прямоугольник, овал) — понимаем, что условно, потому что координация руки пока не позволяет рисовать точно;
  • различает плоские и объемные фигуры (прямоугольник и параллелепипед, круг и шар, куб и квадрат, треугольник и конус);
  • управляется с ножницами (как рассказывала — во время — сам вырезал по контуру круг и треугольно-трапециевидные формы);
  • в начале года я научила его играть «в слова» (когда один участник называет слово, а второй на конечную букву этого слова придумывает новое, и так продолжается, пока не надоест), и играть может до полутора часов (пусть с небольшими «хитростями» с моей стороны (например, я стараюсь, чтобы мои слова не кончались на букву «а» в виду ограниченного словарного запаса у сына на эту букву) и очень редкими подсказками, но чем дальше, тем лучше он справляется, заодно пополняет свой словарный запас).

Бытовые навыки:

  • сам раздевается, частично сам одевается — простые вещи (типа трусиков, футболки, шорт) надевает сам, застегивает замки и пуговички (шнуровка пока не доступна);
  • сам всегда ест (отмечаю, что некоторые дети в 3,5 ещё иногда пользуются маминой помощью в данном случае; у нас это только, когда ему хочется особенного внимания — очень редко);
  • сам умывается и чистит зубы;
  • после еды ставит тарелку в раковину, а, когда есть настроение, может и помыть;
  • убирает игрушки (конечно, не всегда с энтузиазмом, но раньше я помогала ему, теперь нет — просто он знает, что это его «обязанность»);
  • подметает и помогает мыть полы (опять-таки, по настроению, но вполне хорошо);
  • дед научил его управляться с пилой на даче — простые досочки может пилить;
  • работает отверткой

к примеру, вот эту машину сам раскрутил, а потом закрутил (орудие пытки машины — то есть отвертка — слева).

Хочу обратить внимание: я сейчас просто констатирую факты, во мне нет никакой гордости за навыки ребенка, мало того, например, я считаю, что читать вообще-то нам рановато — ребенок должен играть в этом возрасте, а не учиться считать и читать. Но мой ребенок успевает всё. И я не могу запретить ему учиться читать… Тем более, что никаких специальных методик я не применяю…

При этом я не сажу его «на полчаса заниматься» — просто мне повезло: мой ребёнок очень быстро схватывает информацию и усваивает её. Такой родился.

Почему мы не ходим в детский сад

Теперь, собственно, подводя итоги — я считаю, что мой сын развивается вполне нормально, согласно возрастным усредненным показателям, при всей моей нелюбви к усреднениям. Кроме того, сейчас у него формируется интерес к чтению и письму. В тоже время я знаю, что в большинстве садов в группах установлены телевизоры (а мы смотрим мультики раз в неделю, а то и меньше), и потому предполагаю, что при общем уровне детей, которые не знают букв (вряд ли воспитатели в садах занимаются этим) он тоже потеряет интерес к чтению. А мне этого не хотелось бы.

Далее момент. Мой сын не спит днем. Он вообще «не режимный» ребенок с самого своего рождения. Как я мучилась, когда в новорожденном возрасте нужно было из-за проблем с питанием кормить его каждые два часа, а он не хотел этого. Постепенно, конечно, все наладилось. Но уже тогда, когда ему было 2-3 месяца, стало понятно: график 2 часа спим — 10 минут едим — 15 минут бодрствуем — это не для нашего ребенка. Он всегда жил только по своим внутренним часам. И тоже самое продолжается сейчас. Единственное, режимное время — это 23.00, когда он засыпает. И то — плюс-минус 10-20 минут. Заставить силой его что-либо делать практически нереально. Можно попробовать убедить или подкупить (например, поешь кашу, тогда пойдешь со мной в магазин — а то может пойти и без завтрака ведь).

Конечно, в саду его научили бы лепить и клеить более в широком плане, чем могу научить его я. Но я воспринимаю это лишь как ступеньку для моего развития — мне следует уделить внимание этой области творчества. Потому что всё новое сын с удовольствием принимается делать. И я купила пару пособий, которые помогут нам обоим на начальном этапе — ведь и сама я в детстве никогда толком не умела лепить из пластилина. Да и рисовала, честно говоря, не ахти. Хотя, было время, даже делала попытки в позапрошлом году участвовать в , где были задания для .

Из минусов, который часто приводят сторонники «садиков», только один, который мне наиболее очевиден — недостаток общения со сверстниками. Так называемая «социализация». Но лично для меня это слишком маленький минус, который не перевешивает плюсы. Сколько того общения со сверстниками нужно ребенку до 5 лет? Да от силы час-полтора… Ему нужны родители в первую очередь. Бабушки и дедушки. А уже потом друзья. Согласно возрастной психологии, если мне не изменяет память, активное становление навыков взаимодействия и именно дружеских отношений, начинается только с семи-девяти лет. Безусловно, у каждого ребенка по-своему. Я вижу, что мой ребенок нормально взаимодействует с другими детьми, хотя, безусловно, не всегда всё идеально в этом отношении.

И потом, так называемая «нехватка общения» становится более ощутима зимой, потому что мы мало бываем на площадке и в гостях. Летом же он так активно общается, что этого, на мой взгляд, пока хватает за глаза. На данном этапе.

Сейчас сын очень много времени проводит с дедушкой и бабушкой на даче, а это и свежий воздух, и колодезная вода, и ягоды-овощи, выращенные заботливой бабушкой, и развитие мужских способностей (ребенок и поливает грядки, и носит дрова для бани, и помогает деду вообще во всем). А осенью, если удастся договориться с секцией, попробуем походить на айкидо — тут будет и спорт, и общение, и общее развитие.

Дальше будет видно, как сложится. В последнее время я стараюсь не делать опрометчивых заявлений в духе: «Я никогда…» Потому что жизнь показывает: чем активнее говоришь «никогда», тем чаще потом получаешь опровержение. Поэтому и тут я ни в коем случае не открещиваюсь от возможности посещать детский сад в будущем. Будет необходимость — будем ходить. Но пока этой необходимости нет — радуемся возможности быть вместе.

- Не хочу Чебурашку, - вопит Маша. - Не хочу Карлсона! Хочу .

- Да твой щенячий патруль - сплошная ложь! - злюсь я. - В жизни не бывает, чтобы было столько суперспособностей, чтобы все всегда выигрывали.

Но Маша смотрит и хохочет над шалостями щенка Маршала. Смотрит и хохочет над шалостями Маши. Смотрит и хохочет над дурачком Банги и толстым Пити. Я пыталась запрещать, но она смотрела у бабушек. И… ничего страшного не случилось. Мой ребенок не испортился. А смеху было столько! А радости!

Я начинала ее приобщение к мультипликации со старых добрых советских мультфильмов. Скучно ерзая на стуле, Машенька не засмеялась ни разу. А над чем?

Тревожные, вонзающиеся в уши своей взвинченностью нотки клавесина, знаменующие начало мультфильма , в котором никто из персонажей не улыбается и все, кроме толстяка, страдают депрессией? Этот мультфильм великолепен своей психологией, но - для взрослых.

В советских мультиках нет детей. Там - маленькие взрослые, решающие взрослые проблемы. Ребенок не должен строить детскую площадку и очищать озеро (Крокодил Гена), не должен решать проблемы добычи еды и защиты жизни (Котенок Гав), да и хорошо отрепетированный навык выносить мусорное ведро, печь пироги и поливать цветы тоже под большим вопросом, если речь идет о девочке, которой в этом возрасте положено играть с подружками в резиночку во дворе (Наташка из «Домовенка Кузи»).

Взрослые, как правило, этим детям не союзники, а те, кто отбирает радость. У Наташи отнимают волшебный сундучок (метафора радости и детства), у дяди Федора - кота (я не могу себе представить степень черствости человека, который может сказать: «А какая от кота польза?», если он не видит этой очевидной пользы в виде радости и общения), у Малыша в «Карлсоне» - собаку и кино, а в «Котенке Гаве» - трудно представить - даже собственное имя у щенка. Никто его не звал, потому что он никому не нужен.

Ребенок в СССР в качестве «ребенка» действительно был никому не нужен, он должен был сразу стать маленьким взрослым, и вся система образования, начиная с яслей, была нацелена на это.

Неслучайно Федьку зовут не Федькой, а дядей Федором, в его случае перелом уже произошел - он уже стал маленьким взрослым, настолько взрослым, что смог сам уйти из дома и автономно существовать.

А вспомните «Когда зажигаются елки»: «Терпеть надо! Не маленький!» - говорит один ребенок (Медвежонок) другому ребенку (Зайчику). Говорит, когда зайчик смеется от щекотки. Все чувства советский ребенок должен был держать в себе! И в первую очередь - радость.

Ну да, в герои нереалистичные. А разве в советских мультфильмах - реалистичные? Ведь не было таких детей, которые только и мечтали класть кирпичи до вечера («Песенка мышонка»), делали уроки, не глядя в телевизор («Попугай Кеша»), выстраивались в очереди на прививки («Бегемот, который боялся прививок»). В последнем мультфильме вообще использован запрещенный прием: в очереди сидят только взрослые «разумные» дети, после чего у ребенка должно создаться впечатление, будто он ОДИН боится прививок (один, понимаете, а не ВСЕ!). В советских мультиках широко использовались все те приемы, которые сегодня признаны запрещенными в родительской практике общения с детьми: стыдить, запрещать плакать и проявлять чувства, сравнивать с другими.

Дети с этим отъемом радости и чувств боролись, как могли. Зная основы детской психологии, легко проследить возникновение у ребенка внутреннего конфликта, когда его внутреннего Ребенка - шалящего, делающего ошибки, протестующего, желающего «запретного» (лакомств, например) - считали стыдным, должны были уничтожить. Считать часть себя плохим - это очень тяжело. Но нельзя убить эту часть себя, и она в той или иной форме возвращалась. Детские писатели и сценаристы очень хорошо показали ее отделение в мультфильмах.

Я думаю, что Карлсон психологически - это часть личности Малыша, та часть, которой взрослые люди вокруг него (родители и няня) существовать запрещали, поэтому Малыш был вынужден просто отделить ее от себя.

Кто нашалил? Малыш? Нет. Малыш хороший. Шалят плохие. Карлсон нашалил. А Малыш Карлсона любит. Он продолжает любить ту «плохую» часть себя, просто она существует уже отдельно. Вот так он решил этот внутренний конфликт.

Поэтому неслучайна одна важная деталь: стоит взрослым людям появиться в комнате Малыша - как Карлсон чудом исчезает. Разумеется, Малыш тут же превращается в «маленького взрослого человечка», который должен делать уроки, подтянуть штаны и вообще вести себя как полагается.

Домовенок Кузя у Наташки, думаю, то же начало - детское, шалящее, отделенное от ставшей строгой и одинокой Наташки. Кузенька тоже внезапно «умирает» с появлением в комнате взрослых.

Чебурашка. Очень интересный персонаж. Примечателен он тем, что символизирует ребенка, оказавшегося в мире взрослых, которые не уверены в себе и потеряны, то есть сами как дети, но только без свойственной детям радости и уверенности в себе. И они не знают, что с этим ребенком (Чебурашкой) делать! Он для них - неизвестное существо. Практически как для многих наших родителей из 90-х. Они не знают, как дальше жить, они не нашли себя и даже друзьями-то обзавестись не сумели, куда уж им воспитывать детей. А ведь тот, кто психологически не был ребенком, не прожил эту часть себя, в дальнейшем не сможет адаптироваться к миру и чувствовать себя защищенным… Чебурашка в их мире одинок и не нужен, лишний пазл. Потому что они и сами ощущают себя лишними.

Образов отделенного от «правильного и удобного ребенка» шалящего дитяти в советских мультиках и сказках очень много. Капризничает и балуется не Верочка, а обезьянка Анфиса; Попугай Кеша - альтер эго правильного мальчика Вовки, который только и делает, что учит уроки и даже не смотрит телевизор; мыши и кот Леопольд - из той же серии. Задача у этих мультиков вроде бы была в том, чтобы советские дети стали такими, как Вова, и не стали такими, как Кеша. А происходило ровно наоборот! Ну кто помнит серенького мальчика Вову? Кто помнит унывающего Гену? Все помнят Шапокляк! Анфиску! Карлсона! Кузю! Мышей! Котенка Гава! Кешу!

Сценаристы и писатели заложили в мультфильмы вовсе не воспитательный оттенок «будьте собранными, ребята, а не как эти», а напротив - крик души детей, потерявших детство и радость. Какой образ семьи мы видим в советских мультиках? Часто это семьи «однодетные», где замотанные родители с утра до ночи трудятся на предприятии, а ребенок предоставлен сам себе и часто обслуживает дом, при этом без надежды получить хоть каплю внимания и теплоты от родителей. Вспомним, например, фразу мамы дяди Федора: «Я так устаю на работе, что даже телевизор нет сил смотреть». А мама Наташи в мультике «Домовенок Кузя»: единственное, что мы слышим от нее - сухое «умница, дочка», лишенное теплоты искренней похвалы. На второго ребенка нет ни сил, ни времени, ни желания, да и первый смотрится как часть советского интерьера в стиле «положено иметь», будто не с желанием его «заводили», а потому что у всех сервант и у нас сервант, у всех ребенок и у нас ребенок. Или, напротив - поздний единственный и перелюбленный.

Вместо целостной личности, где внутренний Ребенок проявляет себя в творчестве, а внутренний Взрослый выбирает, где это творчество проявлять, советское общество воспитывало человека с гигантским внутренним Родителем, который блокировал самостоятельные решения страхом выпасть из повестки дня партии, социума, собственных родителей.

Для партии и государства живая творческая свободная энергия ребенка - угроза, которую надо запереть в клетку.

Очень мало в советских мультфильмах встречается зрелых личностей, где все три компонента - Взрослый, Родитель и Ребенок, уравновешены и не находятся в состоянии конфликта. Почти все персонажи находятся в роли Родителя или Ребенка, и отрицательными оказываются те, которые проявляют свободный образ жизни и мыслей, - символы Ребенка.

И поэтому многие популярные советские мультики очень-очень грустные. Мой ребенок их смотреть не хочет, а я - не могу. Мне грустно.

Есть, конечно, в этом ряду счастливые исключения: мультфильмы про Львенка и Черепаху, про Ежика и Медвежонка, про Лисенка и так далее. Но это уже совсем другая история - история спасения советского ребенка через авторов, которые умели говорить с ним на одном языке. И, как правило, эти мультики тоже грустные. Когда Ежик искал свой кораблик («Осенние кораблики») - тоже хотелось плакать от того, что никто-никто его не понимает, он одинок в мире взрослых, забывших мечты и желания, кроме естественных потребностей поспать и наесться.

Что же касается современных мультфильмов, где герои шалят на полную катушку и ведут себя эгоистично, - мне кажется, так проживается ребенком невозможность сделать то же в жизни, и это неплохо. Главное, чтобы эти эмоции не стали для него самыми яркими в жизни. А «Врумиз», «Маша и медведь» и «Щенячий патруль» воспитывают куда лучше советских мультфильмов. Потому что делают это через радость, смех и через то, что герои - на одной волне с ребенком. Герои - настоящие дети! А дети эгоистичны. Но именно дети не боятся собственных ошибок и часто начинают вести себя альтруистично по собственной воле, а не по принуждению «сверху», как в советских мультфильмах.

Это зрелище, поверьте, куда лучше, чем убитый горем ослик Иа, у которого каждый день хуже предыдущего, и потеря хвоста знаменует, в общем-то, потерю себя. Ослик Иа потерял вовсе не хвост, он потерял внутреннего Ребенка - того, кто любим, кто радуется, кто смеется, творит и имеет опору в самом себе. И не боится ошибок. А иначе от лужи и не отойдешь.

Желаю вам не терять собственный хвост и радоваться!

Оригинальный текст размещен на сайте Matrony.ru, автор - Алеся Лонская.

Поделиться: