Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы. Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом и социальной действительностью в старшей группе Перспективный план ознакомление с родным городом

Дек 04 2012

Перспективно-тематический план работы

по ознакомлению детей с родным городом.

(старший дошкольный возраст)

Пояснительная записка.

Народ, который не знает своей
культуры и истории, — презренен
и легкомыслен.
Н. М. Карамзин

При знакомстве детей с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находятся во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым.

Перспективно-тематический план по ознакомлению старших дошкольников с родным городом составлен на основе методических разработок Р.М. Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина «Родники Дона», О.Л. Князева, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, Э.П. Костина «Родина моя- Россия», И.Ф. Мулько «Социально- нравственное воспитание детей 5-7 лет», Н.В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников», Т.И. Агуреева, Л.А. Баландина, Г.Ю. Цветкова «Казачий костюм» (учебно-методическое пособие), в связи с тем, что в выше названной литературе материал не систематизирован, нами был разработан перспективный план по ознакомлению детей с родным городом. План составлен с целью систематизации работы по ознакомлению детей с родным городом и разработан в соответствии с приказом № 655 « Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В основе составления плана лежит познавательно-речевое направление развития детей и предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

Образовательная :

— Расширять представления детей о родном городе (историческое прошлое, достопримечательности, традиции).

— Формировать представление о своем родном крае, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.

Развивающая :

— Развивать связную речь детей посредством составления рассказов, пересказа сказок, рассказов о родном городе.

— Пробудить в детях познавательный интерес к родному городу.

— Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения истории своего города.

Воспитательная:

— Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к своей малой родине средствами эстетического воспитания: через музыку, изобразительную деятельность, художественное слово.

— Способствовать укреплению семейных связей, развитию партнерских отношений между родителями и детским садом.

— Формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.

Работа проводится фронтально, по подгруппам и индивидуально в игровой форме . Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий. Спецификой организации работы является интеграция различных образовательных областей на основе единого содержательного поля.

Непосредственно- образовательная деятельность (подгрупповая и индивидуальная) осуществляется 1 раз в неделю, фронтальная- 1 раз в месяц.

К плану подобран игровой материал: это не только иллюстрации, презентации, фото- материалы, но и игры, соответствующие основным дидактическим принципам: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности каждого ребёнка.

Непосредственно образовательная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

С

е

н

т

я

б

р

ь

Познавательная беседа

«Мой родной край»

Цель: формировать представление о своем родном крае.

Ознакомление с природой Донского края «Растительный и животный мир»

Цель: развивать интерес, желание и умение наблюдать за живой и неживой природой Донского края.

Рассматривание книжных иллюстраций «Донской край».

Изготовление альбома

«Природа моего края».

О

к

т

я

б

р

ь

Познание

«Традиции и обычаи родного края»

Цель : формировать представления о традициях и обычаях родного края.

Знакомство с историей донского казачьего костюма.

Цель : познакомить с особенностями

Донского костюма, украшением, элементами одежды.

Народная игра «Колечко»

Цель : продолжать знакомить с народными играми.

Работа в рабочей тетради «Казачий костюм» («С чего начинается Родина»- детям о народной культуре).

Организовать слушание казачьих песен: «Донские песни» (В. Краснокулов), «Новочеркасский вальс» (муз. А. Чекунаева, сл. Т. Анисимовой).

Н

о

я

б

р

ь

Познание

История основания города Новочеркасска.

Презентация « Экскурсия по городу».

Цель : познакомить детей с историческим прошлым родного города, воспитывать интерес к истории родного края.

Обзорная экскурсия по городу Новочеркасску.

Цель : расширять представления детей об архитектурных и исторических памятниках города.

Рисование «Улицы города».

Цель : учить создавать образ улицы, используя технику работы с акварелью.

Рассматривание открыток, иллюстраций, фото «Новочеркасск».

Организовать прослушивание песен о Новочеркасске.

Д

е

к

а

б

р

ь

Познание

«Чем славится родной город»

(заводы, учебные заведения, промыслы, научные и культурные центры)

Цель : расширять представления о производствах и промышленностях города.

Фото -репортаж

«Мы — новочеркассцы!»

Цель : воспитывать чувство гордости за то, что ты житель своего города.

Изготовление фото альбома совместно с детьми и родителями «Славный город Новочеркасск! » с описательным рассказом.

Я

н

в

а

р

ь

Познание

«Архитектура нашего города».

Цель : познакомить дошкольников с архитектурными особенностями зданий.

Художественное творчество

(конструирование из строительного материала) «Здания нашего города».

Цель: закреплять умения строить здания различных стилей.

Просмотр видеоролика «ЮРГТУ» — в роли экскурсовода- ребёнок.

Цель : воспитывать интерес к архитектурным памятникам нашего города.

Оформить выставку в книжном уголке о городе Новочеркасске

(иллюстрации, литература).

С/р игра со строительным материалом «Мой город».

Ф

е

в

р

а

л

ь

Познание

«Достопримечательности родного города».

Цель : воспитывать чувство гордости за свой край.

Презентация «Храмы

г. Новочеркасска»

Цель : расширять представления об истории храмов нашего города.

Народная игра «Казаки-разбойники»

Цель : продолжать знакомить с правилами народных игр, вызвать интерес к русским забавам.

Изготовление коллажа «Достопримечательности города».

Рассматривание открыток «город Новочеркасск».

М

а

р

т

Познание

Познавательная беседа об улицах родного города Новочеркасска.

Цель : расширять представления детей об улицах города (история названий улиц и местонахождение их на карте города).

Составление рассказа совместно с родителями «Улица, на которой я живу».

Цель: способствовать развитию партнерских отношений между родителями и детским садом .

«Экскурсия по микрорайону», знакомство с его улицами:

Ул. Ленгника;

Ул. Щорса;

Ул. Будённовская.

Цель : закреплять представления детей об улицах нашего микрорайона.

Изготовление макета нашего микрорайона.

Цель : пробудить в детях познавательный интерес к микрорайону нашего детского сада.

Оформить выставку детских работ

и фото «Полюбуйтесь-ка, друзья, это улица моя!».

Рассматривание фото – альбома

«Улица, на которой я живу».

А

п

р

е

л

ь

Познание

Викторина «Знатоки родного города».

Цель : расширять представления о достопримечательностях родного города.

Разгадывание кроссворда

«Мой родной город».

Цель: обогащение знаний детей о городе, развитие познавательных процессов.

Рассматривание книжных иллюстраций, литературы.

М

а

й

Познание

Литературно-музыкальная композиция «Спасибо деду за Победу!»

Цель : углублять представления детей о важных военных сражениях; дать понятие «память», «погибшие», «памятники», о ритуалах почтения памяти в родном городе.

Познавательное сообщение

«Герои Дона в ВОВ» (люди, прославившие наш город).

Встреча с ветеранами ВОВ.

Презентация «Имена героев носят улицы нашего города».

Цель : закреплять знания о том, как защищали свою Родину советские люди в ВОВ.

Беседа о празднике «День города».

Цель : воспитывать интерес и чувство гордости за родной город.

Выставка военной техники, фото, художественной литературы на военную тематику.

Рисование «Салют в нашем городе»

(праздник «День города»).

Литература:

1. Р.М. Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина «Родники Дона» 2005, Ростов-на-Дону;
О.Л. Князева, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры 2000, С-П;
3. Э.П. Костина «Родина моя- Россия» 1996, Н. Новгород;
И.Ф. Мулько «Социально- нравственное воспитание детей 5-7 лет» 2004, М.;
Н.В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников» 2004, М.;
Т.И. Агуреева, Л.А. Баландина, Г.Ю. Цветкова «Казачий костюм» (учебно-методическое пособие).

Разработала
творческая группа:
ст. воспитатель Науменко Т.Ю.
воспитатель Бижова О.А.
воспитатель Сылкина Л.А.

г. Новочеркасск
МБДОУ д/с № 8
2011-2012 уч.г.

Posted by at 8:46 дп

Передовой педагогический опыт в детском саду

Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Немкина Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ д/с №2 Пермский край, г.Кунгур

«Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо надо мною-

Это все мое, родное!»

В. Орлов

В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.

Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:

Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. .. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. .. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края - Пермского края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 - 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Актуальность темы

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Кунгуру - городу, который является Родиной моих воспитанников.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Проблема

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Концептуальные основы проекта.

«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Кунгуром в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Участники проекта

Дети 5-6 лет (старшая группа)

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта

Принципы

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни) . С этой целью создан краеведческий минимузей, подобран материал о городе Кунгуре и Пермском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации .

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Кунгура.

Прогнозируемый результат.

Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Кунгура, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

  1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
  2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города,

II этап - основной, включает в себя:

  1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
  2. совместные мероприятия с семьями воспитанников,
  3. совместные мероприятия с детьми разного возраста,
  4. экскурсии по городу,
  5. пополнение развивающей среды,
  6. выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников,

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2011-2012 учебный год.

Дата

Тема

Сентябрь

Моя малая Родина

Изготовление альбома, составление рассказов «Дом, в котором я живу»

День рождение города

Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов,

Выставка детского рисунка «Мой любимый город»

История возникновения города

Изготовление альбома «Природа моего края»,

Оформление стенда «Кунгур теперь и прежде»

Знакомство с гербом города

Изодеятельность - «Нарисуй герб семьи»,

Знакомство с флагом, гербом и гимном России

Изготовление макета стеллы

Экскурсия по городу

Изготовление макета города,

Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Они прославили наш город

Игры «Рыбаки», «Магазин сувениров»,

Беседа о важности труда всех людей

Папа, мама, я - Кунгурская семья (викторина)

Дидактическая игра «Край, в котором мы живём»,

Заучивание стихотворений о Кунгуре

Кунгур - спортивный

Спортивный фестиваль «Белый медвежонок»,

Выставка детского рисунка «Мы любим спорт»

Боевая слава города

Изготовление праздничных открыток,

Встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей) ,

Беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2012 -2013 учебный год.

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

Наша родина в России

Чтение стихов о Пермском крае,

Рассматривание географической карты

Рассказ об особенностях климата, природы, животного мира

Мой город, дороже которого нет

Прогулки по городу Кунгуре,

Рассказы о достопримечательностях г.Кунгура, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе,

Звание «Почетный гражданин»,

Изготовление альбома совместно с родителями «Мой город - моя судьба»,

Чтение стихов о родном городе, прослушивание песен

Изготовление коллажа «Гостиный двор»,

История возникновения площади «Раньше и теперь»: Герб города

Знакомство с государственной символикой.

Герб. Флаг. Гимн России.

Герб Кунгура.

Чтение стихов о Родине,

Прослушивание песен,

Закрашивание изображения герба Кунгура

Дружная семья

Изготовление фотоальбома «Семейные традиции»

Кто такие саамы и где они живут

Посещение Краеведческого музея,

Кунгур - спортивный

История проведения соревнований,

Спортивный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья»

Вот моя улица

Экскурсия по микрорайону,

Знакомство с улицами:

Кунгур - город рыбаков

Рассказ о труде рыбаков,

Чтение стихов, рассказов,

Посещение Краеведческого музея, выставок

III этап - итоговый, включает в себя:

  1. итоговое диагностирование детей,
  2. повторное анкетирование родителей.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.

Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Кунгура доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Литература.

  1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
  2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
  3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
  4. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом и социальной действительностью в старшей группе

Сентябрь

Тема: «Мой дом – моя семья».

1. Занятие «Моя семья».

Цель: воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами её семьи.

2. Беседа «Кто живёт рядом с нами».

Цель: Помочь понять, что семья это все, кто живёт вместе с ребёнком. Знать и называть своих близких родственников.

3. Сюжетно-ролевая игра «Дом».

Цель: умение распределять обязанности по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол).

4. Целевая прогулка «Мой дом».

Цель: рассмотреть близлежащие дома.

Октябрь

Тема: «Двор детского сада».

1. Беседа «Мой детский сад».

Цель: воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослого, желание оказывать посильную помощь.

2. Прогулка «Двор детского сада».

Цель: знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на участках, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.

3. Вечер воспоминаний «История детского сада».

Цель: познакомить детей с историей детского сада.

Ноябрь

Тема: «Мой город».

1. Беседа «История города».

Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него.

2. Экскурсия по улицам города.

Цель: дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города.

3. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

4. Рисование «Транспорт города».

Цель: дать представление о транспорте, учить детей правилам поведения в общественном транспорте, рисовать транспорт.

Декабрь

Тема: «Мой край».

1. Беседа «История края».

Цель: познакомить детей с историей родного края, его названием; вызвать у детей интерес к своему краю, прививать чувство радости за него.

2. Рассматривание фотоальбома «Предприятия края».

Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.

3. Занятие «Мой край».

Цель: вызвать у детей интерес к родному краю, гордость за него.

Январь

Тема: «Природа города».

1. Прогулка «Природа зимой».

Цель: учить детей видеть красоту природы зимой.

2. Занятие «Растительный мир зимой».

Цель: знакомить детей с растительным миром города зимой с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе.

3. Рассматривание альбома «Наша Волга».

Цель: дать представление о реке Волга, ее растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения на водоёмах.

4. Беседа «Правила поведения на природе».

Цель: учить детей соблюдать правила поведения на природе. Дать понятие о заповедниках.

Февраль

Тема: «Достопримечательности города».

1. Рассказ воспитателя об исторических местах родного города.

Цель: прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города.

2. Беседа «Памятник воинам погибшим в годы Великой Отечественной Войны».

Цель: вызвать у детей желание подражать военнослужащим, быть такими же мужественными, смелыми.

3. Рассматривание альбома «Мой город».

Цель: вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города.

Март

Тема: «Знаменитые земляки»:

1.Беседа «Знаменитые земляки:

Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Козьмодемьянска, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.

2. Рассматривание фотоальбома «Люди труда».

Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.

3. Занятие «Знаменитые люди города Козьмодемьянска».

Цель: продолжать знакомить детей со знаменитыми людьми города, прививать уважение к труду, гордость за знаменитых людей города.

4. Рисование «Люди труда».

Цель: учить в рисунке отображать труд людей разных профессий.

Апрель

Тема: «Природа города весной».

1. Прогулка «Природа весной».

Цель: учить детей видеть красоту природы весной.

2. Занятие «Растительный мир весной».

Цель: знакомить детей с растительным миром города весной, с исчезающими видами растений, воспитывать бережное отношение к природе.

3. Беседа «Правила поведения на природе».

Цель: учить детей соблюдать правила поведения на природе, дать понятие о заповедниках.

4. Рисование «Белая берёза».

Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Уточнять представление об основных частях дерева.

1.Итоговое занятие.

Цель: прививать любовь к родному городу, к родным местам; гордиться тем, что живёшь в городе Козьмодемьянске.

2. Конкурс стихов и песен о родном городе.

Цель: вызвать у детей интерес к жизни родного города, чувство уважения и гордости за любимый город.


Пуказова Наталья Александровна

Программа «Йошкар-Ола - не просто Красный город…» по ознакомлению дошкольников с родным краем составлена с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Пояснительная записка

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период воспитания у детей любви к малой Родине, гордиться своими родными местами, знать историю и культуру, решать проблемы возрождения духовности и нравственных идеалов.

С изучения территории родного края - начинается познание страны, что имеет исключительно важное значение в воспитании у детей любви к своему Отечеству.

Реализация мероприятий в рамках программы «Йошкар-Ола - не просто Красный город…» по ознакомлению дошкольников с родным краем нацелена на подготовку детей к усвоению истории своего края, на формирование патриотизма.

Программа составлена с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на основе методических разработок: Софроновой Т.И., Шабалкиной В.А. «В мире национального искусства». - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2007.; Колесниковой Т.А. «Познаем, развиваемся, моделируем».- Й-Ола: Марийский институт образования, 1996 г.

Цель : Воспитывать у дошкольников любовь к малой Родине, РМЭ.

Задачи:

  1. Расширить представление детей о родном городе, крае.
  2. Знакомить со знаменитыми людьми, достопримечательностями.
  3. Приобщать к культуре, традициям, прошлому.
  4. Прививать чувство гордости, любви к своей республике, малой родине.

Цели и задачи данной программы будут достигнуты при тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

С целью закрепления знаний о республике и воспитания эмоционального отклика рекомендуется проводить экскурсии, целевые прогулки, походы, организовать группу выходного дня с целью посещения достопримечательных мест города родителями совместно с детьми.

В программе реализованы принципы комплексно-тематического планирования, учета возрастных особенностей детей, интеграции образовательного процесса. Рекомендуется начать работу по реализации программы со второй младшей группы.

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме

Месяц

Тема

Цель

Мероприятия

Сентябрь

Осень. Овощи. Фрукты

Формирование элементарного представления об овощах и фруктах родного края, знакомить с особенностями времени года

1) Игра «Чудесное лукошко»

2) Игра «Фрукты и овощи»

3) Смотр-конкурс «Дары осени»

4) Беседа «Осень - пора золотая»

5) Чтение худ. Литературы:

А.Плещеев «Осень - пора золотая»

Бальмонт «Осень»

6) Рассматривание иллюстраций известных художников «Времена года», «Осень»

Октябрь

Растительный мир Марийского края

Формирование элементарных представлений о растениях родного края

1) Занятие: «Путешествие в марийский лес»

2) Чтение художественной литературы

3) Рассмотрение серийных открыток

Ноябрь

Животный мир Марийских лесов

Дать первоначальное представление о диких животных, месте их обитания, внешних признаках

1) Игра «Где мой дом?»

2) Игра «Кто в домике живет?» (пазлы)

3) Игра «Кого встретил Степка?»

4)Загадки марийского края

5) Оформление альбома «Обитатели леса»

6) Игра «Летает, плавает»

Декабрь

Марийского края

Формирование представления детей о птицах Марийского края, проявлять заботу, трепетное отношение к ним

1) Игра «Что за птицы?»

2) Оформление альбома

3) Изготовление кормушек для зимовки птиц

4) Наблюдение за птицами

5) Чтение произведений: «Где обедал воробей?»

6) Разучивание игр «Птички и птенчики», «Птички в гнездышках»

Январь

Праздничное украшение города

Прививать любовь к родному краю, дать понятие о праздниках

1) Оформление карнавального альбома «Карнавальный костюм»

2) Праздничное украшение елки

3) Рассмотрение альбома «Маски»

4) Изготовление игрушек

5) Совместная прогулка с родителями

6) Рассмотрение построек изо льда

Февраль

Зимние забавы, место отдыха детей

Побуждать детей рассказывать о том, где проводят выходные дни, их забавах

1) Оформление альбома «Зима»

2) Оформление газеты: «Мой выходной день»

3) Конкурс: «Лучший снеговик»

4) Чтение стихов, сказок про зиму

5) Рассмотрение иллюстраций

Март

Йошкар-Ола - любимый город

Учить детей называть и любить родной город

1) Игра «Путешествие по городу»

2) Конкурс семейных газет «Необычное и прекрасное рядом»

3) Чтение стихов о городе

Апрель

Выходной день в родном городе

Учить называть свой город, побуждать рассказывать, где гуляли в выходные (парк, сквер…)

1) Оформление альбома «Мой выходной день»

2) Рассматривание фото «Красивые места в городе»

Выходной день на даче

Формирование положительного отношения к труду взрослых, желание принимать участие в посильном труде

1) Игра с мячом «Растения леса, сада, огорода»

2) Оформление семейной газеты «Мой день на даче»

3) Рассмотрение фото «Растения сада»

Перспективное планирование в средней группе по теме: «Знакомство дошкольников с родным краем»

Месяц

Тема

Цель

Мероприятия

Сентябрь

Растительный мир

Марийского края

Рассмотреть представления о многообразии растительного мира, их значение в жизни людей

1) Беседа «Лесная аптека на службе человека»

2) Проект «Очаровательный сорняк»

3) Игра «Лекарственные растения - средство оздоровления организма»

4) Рассмотрение иллюстраций «Растения нашего края»

Октябрь

Дикие животные марийских лесов, питание, подготовка к зиме, как спасаются от врагов

Рассмотреть представления о домашних и диких животных, как приспосабливаются к условиям жизни

1) Конкурс загадок о животных

2) Настольная игра «Животные и их детеныши»

3) Рассмотрение иллюстраций

4) Классификация диких и домашних животных

5) Чтение сказок и рассмотрение иллюстраций к ним

6) Игра «У медведя во бору»

Ноябрь

Йошкар-Ола, знакомство с городом

Продолжить разговор о родном городе, знакомство с названием улиц города, уметь рассказать о нем

1) Рассказ детей: «Мой выходной день»

2) Игра-путешествие по городу

3) Настольная игра «Строим город»

Декабрь

Улица, на которой расположен детский сад

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, знакомить с названиями улиц, на которых расположен детский сад, о красивых местах

1) Творческий рассказ «Я люблю свой детский сад»

2) Конкурс рисунка «Улицы бывают разные»

3) Красивые уголки улицы

Январь

Улица, на которой расположен дом

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, знакомство с названием улиц, на которых живут дети

1) Беседа: «Мой сад на улице Димитрова» Что обозначает?

2) Конкурс рисунков «Дом, в котором я живу»

Февраль

Государственные праздники

Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках

1) Беседа: «Никто не забыт, ничто не забыто»

2) спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья

3) Конкурс рисунка по сюжетам былин, народных сказок

Март

Достопримечатель

ности города

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать о самых красивых местах города, его достопримечательностях

1) Знакомство с бульварами

2) Киноафиша города

3) Конкурс рисунка «Афиша к любимым сказкам»

4) Заочное путешествие к музею

Апрель

Самые красивые места города

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать о самых красивых местах родного города

1) Семейный рисунок «Мои любимые места в городе»

2) Игра «Путешествие по родному городу»

3) Разучивание стихов о любимом городе

Знакомство с рекой Кокшага

Расширить представление детей о водоемах своего региона

1) Сюжетно-ролевая игра «В гостях у жителей подводного царства»

2) Рассмотрение иллюстраций

3) Прогулки по набережной реки

4) Знакомство с правилами поведения на воде

Перспективное планирование в старшей группе по теме: «Знакомство дошкольников с родным краем»

Месяц

Тема

Цель

Мероприятия

Сентябрь

Растительность

Красной книги

Уточнить и закрепить представления детей о растениях, занесенных в красную книгу, ответственность за окружающую природу

1) Занятие: «Растения, занесенные в Красную книгу»

2) Оформление альбома «Защити растения»

3) Конкурс знатоков природы

4) Разгадай кроссворд

5) Рассмотрение открыток «Мы из Красной книги»

6) Красная книга нашего региона - сигнал опасности

Октябрь

Правила поведения на природе

Учить вести себя так, чтобы не навредить природе, бережному отношению к ней

1) Занятие-праздник «Охранять природу - значит охранять родину»

2) Инсценировка «Правила поведения в природе»

3) Рассмотрение знаков поведения в природе

4) Конкурс рисунка «Правила поведения в лесу»

5)Составление правил поведения в природе с детьми

6) Совместная работа детей с родителями «Защитим природу»

Ноябрь

Животные Красной книги

Познакомить детей с животными своего края, занесенные под охрану человека

1) Проект: «Красная книга»

2) Игра «Мы из Красной книги»

Декабрь

Река Кокшага - легенда

Расширить представление детей о реке

1) Чтение марийских сказок

2) Конкурс рисунка «По страницам марийских сказок»

3) Рассмотрение иллюстраций с изображением марийских богатырей

4) Спортивный досуг «Развлечения и Сила богатырская»

5) Оформление альбома «Правила поведения на воде»

6) Конкурс-семинар плаката «Чистый город»

Январь

Флаг и герб

г. Йошкар-Ола

Познакомить детей с флагом и гербом, воспитывать чувство гордости за город

1) Беседа «Знакомство с гербом г. Йошкар-Олы»

2) Беседа «Триколор флага республики»

3) Игра «Собери герб» (пазлы)

4) Конкурс «Семейный герб»

Февраль

Знакомство с достопримечатель

ностями города

Рассказать детям о достопримечательностях города, воспитывать чувство любви, гордости

1) Игра «Такси»

2) Аппликации «Наш город»

3) Конкурс рисунка «Мое любимое место в городе»

Март

Народные традиции, обычаи

Воспитывать любовь к родному краю. Знакомить с народными традициями, обычаями. Формировать интерес к малой Родине

1) Знакомство с марийскими народными играми

2) Марийский народный праздник «Пеледыш-пайрем»

3) Аппликации «Марийский национальный костюм»

4) Разучивание марийских народных загадок

5) Прослушивание марийских песен

Апрель

Знакомство с марийскими писателями

Формирование интереса к малой Родине, рассказ с известными людьми. Воспитывать любовь, чувство гордости

1) Чтение марийских сказок

2) Конкурс рисунка по прочитанной сказке

3) Конкурс стихов

4) Рассмотрение портретов марийских писателей

5) Рассмотрение иллюстраций к сказкам

Государственные праздники

Расширить представление детей о родной стране и государственных праздниках. Воспитывать любовь к Родине

1) Занятие «Памяти Защитникам Отечества»

2) Семейная газета: «Никто не забыт, ничто не забыто»

3) Встреча с ветераном Великой Отечественной Войны

4) Памятник: «Вечный огонь» Посещение вместе с родителями

5) Парк Победы

Перспективное планирование в подготовительной к школе группе

Оксана Петухова
Перспективное планирование по ознакомлению дошкольников второй младшей группы с родным городом

Сентябрь

1. " Кто ты?"

Цель : Обогащать представление детей о себе и своих сверстниках; учить различать людей по полу, возрасту, индивидуальным особенностям.

2. "Кто живет рядом с нами. "

Цель : Помочь детям вспомнить, что семья это все, кто живет вместе с ребенком.

3. Тема : "Мой дом - моя семья. "

Цель : Повторить с детьми близких родственников (родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер, их имена. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сюжетно-ролевая игра "Моя семья. "

Цель : Продолжать повторять с детьми близких родственников, воспитывать любовь к членам своей семьи.

5. Дидактическая игра "Мое имя.

Цель : облегчение адаптационного периода, создание благоприятной социально-эмоциональной обстановки. Закреплять знания детей имен.

6. Фотовыставка " Моя семья "

Цель : облегчение адаптационного периода, создание благоприятной, социально-эмоциональной обстановки. Закреплять умение знать и называть своих близких родственников, их имена. Воспитание любви к членам своей семьи

1. "Моя улица, мои соседи. "

Цель : Формирование представлений об улице, ознакомление с различными видами улиц. 2. Рассматривание иллюстраций.

3."Нас окружают разные дома. "

Цель : Дать детям представление о больших и маленьких постройках (домах различных конструкций.

4. Сюжетно-ролевая игра " Дом".

Цель : развивать умение распределять обязанности по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. д.)

5. Выставка фотографий "Улица на которой я живу"

Цель : развит. Ком-х навыков, беседа с детьми по фотографии

Продолжать знакомить детей с таким понятием как улица,

6. Составление альбома " Дом, в котором я живу. "

(Фотографии детей у себя дома, во дворе.)

1. "Мой детский сад. "

Цель : Познакомить детей с некоторыми помещениями детского сада, рассказать об их назначении; дать знания о профессиях людей, работающих в детском саду, учить ценить их труд и заботу.

2. "Мой домашний адрес. "

Беседа о необходимости знания домашнего адреса, а также адреса детского сада : в городе много улиц у каждой есть свое название, у каждого дома свой номер.

3. Прогулка "Двор детского сада. "

Цель : Знакомить детей с участками детского сада, воспитывать желание поддерживать порядок на участках, бережно относится к оборудованию участков, труд на участке

4. Сюжетно-ролевая игра "Детский сад. "

Цель : Воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.

5. Создание коллажа :"Домик –сад" (с фотографиями воспитанников.)

Цель : Воспитание дружеских отношений между детьми, а также благоприятной социально-эмоциональной обстановки.

1. "Кто живет в городе . "

Цель : Объяснить детям, что люди которые живут в городе называются "горожане ",

… которым необходимо следить за чистотой и красотой нашего города .

2. Экскурсия " Природа зимой. "

Цель : Учить детей видеть красоту природы зимой. Знакомить с растительным миром зимой.

3. Беседа " Праздничное украшение города . "

Цель : Беседа о том, как выглядит город в праздничные дни , как он украшен, кт, куда ездил на новогоднее представление.

4."Зимние забавы"

Цель : Организовывать вместе с детьми подвижные игры с правилами на зимнюю тему. Побуждать детей участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек. Развивать умение надевать и снимать лыжи, ходить на них. Продолжать расширять представления о зиме, о характерных особенностях зимы. "Наш город зимой "

5. Создание коллажа.

Цель : На основе наиболее ярких впечатлений детей, закрепить представления о городе в зимнее время года .

1. "Транспорт в городе . "

Цель : Знакомить детей с видами транспорта. Наблюдение на прогулке за транспортом в городе . Как можно добраться с одного конца города до другого (показ фотографий) автобусами, маршрутными такси. Фотографии транспорта в городе .

2. Целевые прогулки детей с родителями по достопримечательным местам города .

3."Мой родной город . "Беседа о родном городе , о любимых местах своего города .

4. Проигрывание и рассматривании ситуации "Мы в городе . "

5. Рассматривание альбома - «Я в городе » .Фотовыставка " Мое любимое место в городе . "

Цель : Воспитание у детей любви к родному городу , чувства гордости за его красоту.

1. "День защитника Отечества. "

Цель : Воспитывать любовь к Родине, знакомить с военными профессиями.

2. Экскурсия в комнату-музей ДОУ.

Цель : Развитие познавательных интересов детей , знакомство с видами военной одежды.

3. Целевая прогулка по близлежащей улице. - "Экскурсия по микрорайону. "

Цель : Познакомить детей с микрорайоном, его объектами.

4."Улица, улица родная . " "Игры со строительным материалом : Цель : Развитие фантазии и творческих способностей детей, конструктивных способностей. Расширить и уточнить некоторые представления детей о расположении улиц. (Построить улицу, украсить ее, дать название.)

5. Коллаж "Мой папа (дедушка) служил в армии"

Цель : Учить узнавать членов семьи на разных фотографиях. Заучивание стихотворений о папе.

1. "Мамина мама-бабушка"

Цель : Продолжать учить называть членов семьи и ближайших родственников.

2. "Мы идем в гости. "

Цель : Познакомить с понятием "этикет. " Активизировать в речи различные формы вежливости, обогащать и активизировать словарный запас детей. Вызвать у детей симпатию к другим людям, с которыми им предстоит общаться. Расширение возможностей диалога.

3. Посещение комнаты музей ДОУ.

"Вещи из бабушкиного сундука"

Цель : Познакомить детей с одеждой , утварью и бытом русской семьи.

4."Чаепитие "

Цель : Создание благоприятной социально-эмоциональной обстановки; расширять кругозор детей, формировать доброжелательные отношения к своим сверстникам.

Учить в различных ситуациях договариваться, избегать конфликтов со сверстниками.

5. Подарок маме :" Ваза с орхидеями"

Цель : Воспитание заботы и любви к своей маме (бабушке) . Развитие творческих способностей, формирование практических навыков работы с бумагой и бросовым материалом.

1. " При солнышке -тепло, при матушке добро. "

Цель : Воспитывать уважение к членам семьи, проявлять заботу о близких; знакомить с устным народным творчеством . Формировать первичные гендерные представления. Заучивание потешек.

2. "Русская матрешка"

Цель : Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством, дать представление о русской народной игрушке-матрешке , ее свойствах и элементах декора, воспитывать у детей любовь к своему городу , к своему народу и его традициям.

3. Беседа о русских народных сказках : вспомнить, какие русские народные сказки известны детям. Рассматривание сказочных иллюстраций.

4. У нас в гостях музей : «Чудо- матрешка»

Цель : Продолжать знакомить с декоративно-прикладным искусством; формировать патриотические чувства, интерес к деревянным игрушкам, установить связь между поделками и людьми, их сделавшими, дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки,

5.«Собери матрешку.»

Совершенствовать умение правильно собирать матрешку. Продолжать расширять представление о народных игрушках . Развитие мелкой моторики.

6."Веселые шумелки"

Цель : Знакомство с музыкальными инструментами, и игрой на них.

Коллективное изготовление бумажных матрешек для игры.

Цель : Создание положительных эмоций через знакомство с народным творчеством . Развитие конструктивных способностей у детей. Пробуждать у ребенка желание сделать матрешку своими руками, помочь обрести уверенность в своих силах, а также получить удовольствие от результата своей работы.

1. "В городе День Победы . "

Цель : Рассказать детям о нашей стране, о ее название. О том, что наш народ отмечает День Победы. Рассмотреть изображения страны, родного города .

2. "Растительный мир весной"

Цель : Знакомить детей с растительным миром города весной , с исчезнувшими видами растений. Воспитывать бережное отношение к природе.

3. "Реки нашего города "

Цель : Дать представление о реках города , их растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения возле реки.

4. Экскурсия в комнату-музей ДОУ

"Вечный огонь "

Цель : Воспитание патриотических чувств у детей, памяти

5. Беседа о

"Правилах поведения на природе. "

Цель : Учить детей соблюдать правила поведения на природе.

6. Целевая прогулка на огород и цветник расположенных на территории ДОУ.

Цель : Наблюдение и уход за растениями.

Дидактическая игра "От какого дерева листок. "

Закрепить и расширить представления детей о деревьях родного края .

7. Создание альбома "Реки нашего города "

Цель : Закрепить знания детей о реках города , их обитателях.

Поделиться: