Организация самостоятельной двигательной деятельности детей средней группы. Организация самостоятельной двигательной активности детей

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный характер. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего организма. В каких бы условиях не воспитывался ребенок, ему необходимы средства для своевременного и правильного развития движений: просторное помещение, пособия и предметы, побуждающие его к действию, подвижные игры, музыкальная ОД, а так же НОД по развитию физических качеств. Помимо организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме детей большое место занимает самостоятельная деятельность. У ребенка появляется возможность играть, двигаться по своему собственному желанию. Однако и здесь его действия во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве двигательной активностью детей можно в значительной степени повлиять на разнообразие их игр, движений, не подавляя инициативы.

3 слайд

Описание слайда:

Основными средствами физического воспитания маленьких детей является правильное питание, широкое использование естественных факторов природы, хороший гигиенический уход, четко организованный режим дня, методически правильное проведение режимных процессов (кормления, сна, туалета), создание благоприятных условия для разнообразной деятельности и прежде всего для развития движений ребенка

4 слайд

Описание слайда:

Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой, из чего следует, что недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности детей

5 слайд

Описание слайда:

Одной из сторон организации воспитания и развития личности является физическая культура, расширяющая адаптационные возможности ребенка. Двигательная активность способствует укреплению здоровья человека, повышает его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Это особенно важно сегодня, в условиях резко возросшего темпа жизни. Двигательная активность - необходимое условие разностороннего развития ребенка: окружающий мир он познает через движения, в них находит выход своей неуемной жажде познания, энергии, фантазии. Движения создают условия для развития интеллекта, стимулируют речевую и эмоциональную активность, учат общению; словом, движение-это жизнь ребенка, его стихия!

6 слайд

Описание слайда:

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально

7 слайд

Описание слайда:

Самостоятельная двигательная деятельность детей влияет на следующие функции: Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности. Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость), формирование правильной осанки. Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения. Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость), нравственных качеств (доброжелательность, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать), формирование привычки к ЗОЖ, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).

8 слайд

Описание слайда:

Организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Кроме того, имеется прямая взаимосвязь, как указывают специалисты, между двигательным ритмом и умственной работоспособностью ребенка. Вредна, отмечают они, как недостаточная, так и излишняя двигательная активность. Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении. Она составляет в среднем от 10 до 15 тысяч активных перемещений в пространстве в сутки для детей 6-7 лет; 10-12 тысяч - для детей 5-6 лет; 8-10 тысяч - для детей 3-4 лет; 6-8 тысяч - для детей 2-3 лет. Около 60-70% этого количества движений должно приходиться на период пребывания ребенка в образовательном учреждении.

9 слайд

Описание слайда:

Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала. Потребность детей в движении наиболее полно реализуется в их самостоятельной деятельности. Самостоятельно, но под руководством воспитателя происходит и освоение всех основных движений. Вот почему так важно создавать условия, необходимые для того, чтобы каждый малыш имел возможность двигаться сколько хочет, чтобы деятельность его была содержательной и разнообразной. «…Ребенок в дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни».

10 слайд

Описание слайда:

Каждое из режимных отрезков самостоятельной двигательной деятельности - это определенная «оздоровительная доза» в виде движений, физической нагрузки, работающая на здоровье ребенка, его правильное физическое развитие и физическую подготовленность, даёт ребенку возможность общения со сверстниками и воспитателями, т.е. социальный комфорт, а освоение двигательных умений - возможность самовыражения. Когда дети должны самостоятельно двигаться? В любое время, когда они этого захотят! Поэтому должны быть продуманы условия для движений. Обязательно каждый из детей должен получить свою «двигательную дозу» во время утреннего приема, после завтрака перед ОД, на прогулке, после дневного сна. Каждому из режимных отрезков соответствуют особые требования к интенсивности движений. Во время утреннего приема двигательная деятельность спокойная, умеренная. Воспитатель занят приемом детей, не может уделить должного внимания прямому руководству и поэтому заранее создает условия для простых, хорошо знакомых детям движений, не требующих страховки: раскладывает на полу плоскостные дорожки, шнуры, дуги, кегли, несколько раз меняет их расположение, что-то быстро убирает.

11 слайд

Описание слайда:

На прогулке дети должны двигаться много, активно. Движения могут быть сложные, так как есть возможность и поучить каждого ребенка отдельно, и обеспечить ему нужную страховку. Воспитатель сам определяет время, содержание, длительность, место проведения, количество занимающихся, руководствуясь своим знанием индивидуальных особенностей малышей. Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил. В вечернее время можно применять игры, способствующие развитию точности и ловкости движений: шашки, упражнения с оздоровительными шарами, ручными эспандерами и др. Очень хорошо, если дети старшего возраста обучены игре в шахматы, которые развивают логику и активность мышления, сосредоточенность и целеустремленность.

12 слайд

Описание слайда:

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим удовлетворению потребности в движениях.

13 слайд

Описание слайда:

Одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и др.). Учитывая индивидуальные особенности детей и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями.

14 слайд

Описание слайда:

Для удовлетворения двигательных потребностей детей должны быть созданы специальные условия, основанные на следующих принципах: непрерывность (с утра до вечера); добровольность (вызывать желание, а не принуждать); доступность упражнений; чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.

15 слайд

Описание слайда:

Значительное влияние на двигательную активность дошкольников в играх оказывает их общение. Введение в игры движений с использованием пособий увеличивает продолжительность общения детей

16 слайд

Описание слайда:

Формированию у ребенка навыков самостоятельных двигательных действий способствуют различные мелкие и крупные физкультурные пособия, игрушки. Третий год жизни - подбираются игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия - это каталки, коляски, автомобили, мячи, шары, которые используются для бросания, прокатывания в воротца, катания и скатывания с горки. Применяются крупные физкультурные пособия: горки, лесенки, ворота, скамейки, ящики и др., на которых ребенок упражняется в лазании, ползании, перешагивании и т.д. Четвертый год жизни - двигательные игрушки, мелкие пособия и игры: для упражнений в бросании и метании даются мячи разных размеров, мешочки, кольца, кольцебросы и мячебросы, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки, а также велосипеды и т.д., способствующие ориентировке в пространстве, подводящие к усвоению правил безопасного передвижения по улице. Для 5-6-летних детей широко используют спортивные игры - городки, серсо, кольцеброс, баскетбол, бадминтон, настольный теннис и др. Эти игры способствуют подготовке к школе, занятиям спортом. Дети самостоятельно и творчески участвует в играх типа «школа мяча», организует игры-эстафеты и игры с элементами соревнования. Воспитатель наблюдает за этими играми и корректирует их ход.

17 слайд

Описание слайда:

В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место должно отводиться показу разнообразных движений с физкультурными пособиями. При этом важно учитывать индивидуальные проявления каждого ребенка. Так, чрезмерно подвижным детям следует показать действия, требующие точности выполнения или особой осторожности при пользовании пособием, например, прокатить мяч по узкой доске в воротики; попасть мешочком с песком в цель и т. д. Малоподвижным детям можно предложить активные действия и движения, не требующие точности выполнения: бросить мяч вдаль и побежать за ним; прыгнуть из обруча в обруч, через скакалку и т. д.

18 слайд

Описание слайда:

Таким образом, в руководстве двигательной активностью детей могут быть выделены два основных этапа. Вначале устанавливаются непосредственные контакты воспитателя с каждым ребенком, выясняется его интерес к играм, упражнениям и физкультурным пособиям, его взаимоотношения со сверстниками, выявляется наличие у него двигательного опыта. Для развития самостоятельной деятельности детей создаются необходимые условия: своевременная помощь каждому ребенку в выборе игр и упражнений, физкультурных пособий, места для игры. На этом этапе могут быть применены следующие методы и приемы: совместное выполнение упражнений ребенка с воспитателем или с другими детьми; объяснение и показ более сложных элементов движений; поощрение. Основным направлением руководства двигательной активностью детей в процессе самостоятельной деятельности является обогащение ее разнообразными движениями.

Татьяна Александровна Косолапова

детский сад №149 «»Ёлочка

г.о. Тольятти, Самарской области

Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ.

«Ребенку доставляет большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других».

П.Ф. Лесгафт

Гармоничное развитие ребенка невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на здоровье и физическое развитие ребенка. Однако, согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Интеллектуальные перегрузки, снижение двигательной активности как по объёму, так и по интенсивности, однообразное её содержание – вот основные причины нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста. Всё это порождает изменения в эмоциональной сфере. Самостоятельная двигательная деятельность детей, о пользе которой написано немало, является прекрасным средством физического и эмоционального развития личности.

Самостоятельная двигательная деятельность – это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка. По данным физиологов, дети в этом виде деятельности в большей степени удовлетворяют свою потребность в движении, чем в организованной деятельности. Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются разнообразные движения. Преимущество её заключается в том, что ребенок сам выбирает вид движения, темп, делает паузы, чередует их. Эта форма работы требует особого, опосредованного руководства.

Двигательный режим в детском саду складывается из организованной и самостоятельной двигательной деятельности. Процентное соотношение их разное в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Однако, самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объема их общей двигательной активности. Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:

Организацию физкультурно-игровой среды: достаточное количество пространства для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;

Закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время;

Владение воспитателями специальными (опосредованными) методами активизации движений детей.

Все руководство строится только на основе индивидуального подхода. Необходимо:

Наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости оказывать помощь;

Предусматривать каждому ребенку место для движений, чтобы никто не мешал, оберегать это пространство;

Привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнять те или иные движения;

Снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется, помочь выбрать пособие для движений вопросом, загадкой, советом;

Пытаться без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч, скакалку и т.д.) и показав варианты действий, если это необходимо;

При знакомстве с новым предметом показывать его в первую очередь малоподвижным детям, сопровождая показ несложными активными движениями и перемещениями в пространстве, детям большой подвижности - движениями, требующими точности, сдержанности, осторожности (ходьба, бег, прокатывание мяча по ограниченной плоскости; все виды лазанья и т. п.);

Отдавать предпочтение пособиям, требующим активных действий, чаще менять их расположение, обеспечивать сменяемость не только в течение недели, но и дня;

Никогда насильно не усаживать на место подвижного ребенка, наоборот, с помощью сюжета внести в его бесцельные действия целесообразность;

Иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;

Обыгрывать новые пособия, показывая, как по-разному можно с ними действовать. Например: по доске - ходить, бегать, прыгать, ползать, прокатывать мяч; скакалку можно крутить вдвоем, делать из нее дорожку, круг, а затем выполнять разные движения; мяч - вращать на месте, прокатывать, подкидывать, бросать, отбивать, играть вдвоем и т. д.;

Периодически вместе с детьми строить «полосы препятствий» из имеющихся пособий и побуждать преодолевать их «по-разному»;

Обогащать сюжетно-ролевые игры детей разнообразными видами и способами всех основных движений.

Значение этой формы физического воспитания детей дошкольного возраста неоспоримо. Самостоятельная деятельность, формируя у детей умение выбирать и выполнять (без помощи взрослых) физические упражнения, воспитывает в то же время инициативу, активность, организаторские способности, творческую деятельность. Например, младшие дошкольники уже в середине учебного года (вследствие систематической работы в данном направлении) способны самостоятельно придумывать новые движения, упражнения с известными пособиями; старшие дошкольники – обогащать знакомые подвижные игры большим количеством вариантов, а также создавать новые.

Самостоятельно заниматься физическими упражнениями могут все воспитанники детского сада, независимо от возраста, индивидуально и объединяясь в небольшие группы. Материалом служат те упражнения, которые, не требуя сложной организации и страховки, наиболее эффективно влияют на организм ребенка: ползание, упражнения с мячом, прыжки через длинную и короткую скакалку, метание в цель, бег; катание на велосипеде, качелях, каруселях и самокате, бадминтон, теннис, серсо, кольцеброс, подвижные и другие игры.

Руководить самостоятельной двигательной деятельностью необходимо осторожно, тактично, ненавязчиво: подбадривать, поощрять, предлагать. Не стесняя инициативы детей направлять деятельность каждого ребенка и следить одновременно за всей группой. Например, детям, долго прыгающим через скакалку, предложить поиграть в кегли, серсо или другие спокойные игры; поддержать детей при неудачных попытках и попросить помощи у тех, кто в этом виде движений более успешен.

Таким образом, правильная организация самостоятельной двигательной деятельности будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками, развитию творчества.

Список литературы

1. Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной активности детей // Дошкольное воспитание, 2004, №1

2. Медведева, Т. Активная деятельность старших дошкольников / Т. Медведева //Дошкольное воспитание, 2006, №8

3. Никитина М.А. Инновационные технологии организации двигательной активности старших дошкольников / Никитина М.А., Храмцов П.И. - М., 2009

4. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / Москва: Мозаика – Синтез. 2000.

5. Хвастунова, Т.А. Организация предметно-развивающей среды в соотвествии с современными требованиями / Т.А, Хвастунова //Воспитатель ДОУ,2009, №2

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Д/С № 149 «Ёлочка»

г. о. Тольятти

Консультация для педагогов на тему:

«Организация самостоятельной двигательной деятельности детей»

Подготовил:

инструктор по физической культуре

Косолапова Т. А.

2012-2013 учебный год


Знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную деятельность(СДД) в течение дня. Они целенаправленно организуются педагогом, который продумывает формы и виды деятельности и осуществляет ее корректировку. СДД активизирует мыслительные процессы, учит проявлять настойчивость, целеустремленность, самостоятельность и творчество. Педагог активизирует его двигательные умения и навыки, в зависимости от индивидуальных способностей предоставляя ему возможность принятия решений. Воспитатель может усложнять или упрощать задания, вызывая полезные психофизические усилия. Формированию у ребенка навыков самостоятельных двигательных действий способствуют различные мелкие и крупные физкультурные пособия, игрушки. На третьем году жизни подбираются игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия - это каталки, коляски, автомобили, мячи, шары, которые используются для бросания, прокатывания в воротца, катания и скатывания с горки.Применяются крупные физкультурные пособия: горки, лесенки, ворота, скамейки, ящики и др., на которых ребенок упражняется в лазании, ползании, подлезании, перешагивании и т.д. Использование этих игрушек и пособий проводится под руководством педагога после предварительного разучивания действий с ними на занятиях. Объясняя способы действия, воспитатель приучает ребенка к усвоению пространственной терминологии, названий упражнений, исходных положений, что содействует развитию мышц ног, рук, тела, основных движений. Для ребенка четвертого года жизни воспитатель подбирает двигательные игрушки, мелкие пособия и игры: для упражнений в бросании и метании даются мячи разных размеров, мешочки, кольца, кольцебросы и мячебросы, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки, а также трех- и двухколесные велосипеды, машины с педальным управлением и т.д., способствующие ориентировке в пространстве, подводящие к усвоению правил безопасного передвижения по улице. В старших группах (для 5-6-летних детей) широко используют спортивные игры - городки, серсо, кольцеброс, ринго, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, мячеброс, щитобол и др. Эти игры способствуют подготовке к школе, занятиям спортом. Ребенок самостоятельно и творчески участвует в играх типа «школа мяча», организует игры-эстафеты и игры с элементами соревнования. Воспитатель наблюдает за ходом этих игр и корректирует их ход.В вечернее время можно применять игры, способствующие развитию точности и ловкости движений: «Бирюльки», «Палочки-недотроги», шашки, упражнения с оздоровительными шарами, ручными эспандерами. Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил. I Самостоятельную двигательную деятельность ребенка воспитатель систематически и последовательно планирует и направляет.

“Самостоятельная двигательная детей в условиях группы детского сада”

Охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое развитие детей – главная цель педагогической работы в ДОУ. Одна из важнейших задач является удовлетворение естественной потребности детей в движении. Суточная двигательная активность детей должна составлять определенное количество локомоций. Недостаточная двигательная активность неблагоприятно сказывается на растущем организме ребенка.

Современные городские дети не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Этому способствуют определенные факторы: перенасыщенное пространство групп в детском саду и квартир, сокращением игровых площадок, большое количество транспорта, преобладанием статичного время препровождения и т. д.

Несмотря на большую физкультурно-оздоровительную работу, существует проблема – дети не умеют правильно организовывать самостоятельную двигательную активность в условиях ограниченного пространства. Дошкольники очень активны и не могут соотносить свои желания с возможностями группы, участка, квартиры.

С целью выяснения индивидуальных интересов воспитанников мною было проведено наблюдение (в течение месяца) за их самостоятельной деятельностью (Приложение 1) . В листах наблюдений фиксировались предпочтения детей в выборе видов деятельности и нарушения поведения, проявляющиеся у детей во время самостоятельной деятельности.

Моя задача, как педагога, состоит в удовлетворении естественной потребности детей в движении. Свой внутренний мир дети выражают движением.

С целью реализации данной задачи, была создана здоровьеформирующая среда, состоящая из нового оборудования спортивного уголка. К нему относятся комплекс “Тихие тренажеры” и размеченная площадка для активной деятельности детей в группе. Мною была составлена картотека игр: на размеченной площадке и игр с “Тихими тренажерами” (Приложение 2) .

Совместно с инструктором по физической культуре были разработаны методические рекомендации по организации обучения детей основным видам движений в условиях ограниченного пространства.

Результаты проделанной работы:

  1. Значительно возрос интерес детей к подвижным играм
  2. Творческие игры стали разнообразнее, как бы вобрав в себя подвижные
  3. Снизилась спонтанная двигательная активность дошкольников
  4. Повысилась продолжительность и интенсивность движений
  5. Разнообразнее стали сами движения
  6. Снизилось количество нарушений поведения детей

В целом, дети стали отдавать предпочтение активному времяпрепровождению. Увеличились продолжительность и интенсивность движений. Сами движения стали разнообразнее. При этом дети стали меньше нарушать поведение, им стало интересно организовывать свои подвижные игры с использованием новых пособий и атрибутов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение Новоспасский детский сад №7

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ:

« Самостоятельная

двигательная активность

детей в условиях

группы »

Подготовила

воспитатель Маракаева С.Е.

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении.

Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, сосредоточение, радость и т.д.) ребёнок может выразить движением. Недостаточная двигательная активность детей ведёт к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.

Во всех программах дошкольного воспитания большое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе, в т.ч. организации двигательного режима воспитанников. Однако важно отметить, что современные городские дети не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Она всё больше ограничивается созданными условиями:

  • Замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду и квартир;
  • Ограничением двигательной активности на прогулках (сокращение игровых площадок, большое количество транспорта);
  • Требованиями (запреты) взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадёшь и т.п.);
  • Увеличением продолжительности познавательных занятий с преобладанием статических поз;
  • Преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные и настольные игры, игры с конструктором, занятия изобразительной деятельностью и т.д.)
  • Генетической наследственностью (по последним статистическим данным только 10% детей являются условно здоровыми).

Но самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В группе, где много детей, мебели, игрушек, невозможно бегать, кидать мяч или прыгать через скакалку. То же самое и в квартире, где места зачастую ещё меньше.

Таким образом, одной из задач педагогов является научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади (группы, квартиры и т.п.).

Дети старшего дошкольного возраста, часто очень активные, не могут соотносить свои желания с возможностями группы или квартиры. Традиционные подвижные игры трудно проводить в помещении, где много мебели, игрушек, и, кроме того, для таких игр часто требуется участие нескольких игроков. А если хочется поиграть одному или с двумя-тремя друзьями? Как сделать самостоятельное активное движение интересным и доступным для детей?

Сначала необходимо определить индивидуальные предпочтения дошкольников: любимые игры, виды движений, чаще всего используемые в самостоятельной деятельности и т. д. Определив круг интересов детей, можно подобрать именно те подвижные игры и изготовить такие атрибуты, которые будут органично вливаться в их самостоятельную деятельность и стимулировать безопасную двигательную активность в условиях ограниченного помещения.

Так, с целью выяснения индивидуальных интересов воспитанников мы провели наблюдение (в течение месяца) за их самостоятельной деятельностью . В листах наблюдения фиксировались предпочтения дошкольников в выборе видов деятельности, названия творческих игр, а также нарушения поведения, проявляющиеся у детей во время самостоятельной деятельности.

Анализ результатов показал, что дошкольники предпочитают такие творческие игры, как: "Домики" (организуют домик и обустраивают его); "Зверята" (кто-то из детей мама, а кто-то ее детеныш; они ходят по группе, выполняют несложные движения, устраивают домики); "Больница"; "Магазин"; "Гараж" (или подобные игры с машинами).

Кроме того, дети любят делать постройки из крупного и мелкого конструктора "Лето", обыгрывая их. Из настольных игр они выбирают разнообразные лото, много рисуют и раскрашивают.

Очень незначительное время уделяется играм с оборудованием спортивного уголка и подвижным играм, где самостоятельная двигательная активность носит в основном спонтанный, хаотичный характер.

С целью оценки объемов самостоятельной двигательной активности детей и получения ее объективных характеристик была использована методика шагометрии, с помощью которой определялось количество движений, выполненных ребенком за конкретный период времени.

Двигательная активность детей оценивалась во время самостоятельной деятельности в группе в первую (в течение 35 мин) и вторую (в течение 45 мин) половину дня. В таблицу заносились средние результаты по итогам наблюдения в течение 3-4 дней.

В результате измерений и сопоставления их со средними показателями выяснилось, что у большинства дошкольников показатель самостоятельной двигательной активности в помещении значительно ниже нормы, в то же время у пяти воспитанников из группы зафиксирована повышенная двигательная активность. Следует отметить, что такие дети чаще всего являются источниками конфликтных и травмоопасных ситуаций в группе. А также были выявлены незначительные изменения двигательной активности дошкольников в течение дня и в разные дни недели.

На основе полученных данных, в результате тщательного изучения программы физического развития детей дошкольного возраста, при участии педагога-психолога нами была разработана серия игр, учитывающих индивидуальные потребности дошкольников (игровые интересы, необходимость тренировки отдельных групп мышц, задачи развития данного возраста) и позволяющих им активно двигаться в условиях группы (приложение 3). Игры вводились в самостоятельную деятельность воспитанников постепенно.

Сначала были придуманы и изготовлены атрибуты для игр (На чем можно попрыгать в группе? Что можно метать и кидать так, чтобы это было неопасно и интересно? Где полазить?). Варианты атрибутов и пособий предлагали и делали все: педагоги, дети и их родители.

После обучения новые атрибуты и игры стали использоваться в физкультурных минутках. Простота игр, разнообразные варианты применения привычных предметов, возможность дозировать физическую нагрузку стимулировали детей и взрослых к придумыванию новых вариантов.

Также игры вводились в процессе совместной деятельности. Дети с удовольствием принимают взрослого в свою игру и прислушиваются к его предложениям. Здесь необходимо учитывать, что это совместная деятельность, а не прямое руководство.

Использование новых атрибутов - один из вариантов игры. Например, во время игры "Домик котят" девочкам была предложена новая ортопедическая дорожка голубого цвета. Дети решили, что это будет река, и котята будут в ней купаться. Они с удовольствием ползали, ходили и прыгали по дорожке. Через некоторое время дорожка перекочевала в домик и стала кроваткой, на которой спали котята. Затем она стала огородом, и девочки долго перебирали пальцами ее наполнители, имитируя работу на грядке.

Другая форма игры - создание проблемных ситуаций. Например, в процессе игры мальчиков в военных необходимо изобразить сложные условия похода. Для этого ребята использовали разноцветные коврики, раскинув их по ковру. Прыгали по ним как по кочкам, шли друг за другом, имитируя разведчиков, а в конце пути устроили тоннель из обручей, через который должен был проползти весь отряд.

И, наконец, введение новой игры опосредованно, через рассказы воспитателя и родителей. Так, одна из мам рассказала своему сыну, как они в детстве играли в путаницу, используя веревку: выкладывали из нее запутанные узоры и старались пройти их, ни разу не наступив. После этого рассказа дети стали делать путаницу (паутину, лабиринт, сеть) из скакалок.

В результате анализа предметно-игровой среды группы, работы по изготовлению новых атрибутов и пособий был составлен перечень физкультурного и спортивно-игрового оборудования для дошкольников старшего возраста.

Совместно с инструктором по физической культуре в планирование работы по физическому воспитанию был включен раздел "Обучение детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства".

В результате проведенной работы значительно возрос интерес воспитанников к подвижным играм. Творческие игры стали значительно разнообразнее, как бы вобрав в себя подвижные. Прямо пропорционально возросшему интересу к подвижным играм снизилась хаотичная спонтанная двигательная активность дошкольников. В целом дети стали отдавать предпочтение активному времяпрепровождению. Возросли продолжительность и интенсивность движений. Разнообразнее стали сами движения.

Следует также отметить, что наряду со значительным ростом интенсивности самостоятельной двигательной активности существенно снизилось количество нарушений поведения у детей и число травмоопасных ситуаций, возникающих во время самостоятельной деятельности.

Приложение 1

Методика наблюдения за самостоятельной деятельностью детей

Фамилия, имя ребенка

Виды самостоятельной деятельности

Творческие игры, какие

Настольные

Изо

Подвижные

Хаотичное движение по группе

Проявления нарушения поведения

Критерии оценки

● - часто выбирает данный вид деятельности, сам может инициировать ее;

■ - не часто выбирает данный вид деятельности, следует примеру другого ребенка;

▼- очень редко участвует в данной деятельности, интерес кратковременный.

Приложение 2

Методика измерения самостоятельной двигательной активности с использованием шагомера

Фамилия, имя ребенка

Показатели самостоятельной двигательной активности

Объем движения (движения)

Интенсивность (движений/мин)

Уровень соответствия средним значениям

Критерии оценки

Средний показатель самостоятельной двигательной активности детей в помещении 2400-2810.

● - соответствует средним показателям двигательной активности (2400-2810);

■ - немного ниже средних показателей двигательной активности (2100-2400);

▼- намного ниже средних показателей двигательной активности (1800-2100).

Приложение 3

Серия игр для активной двигательной деятельности детей в условиях группы с новым оборудованием спортивного уголка

Игры с ковриками

Оборудование: текстильные коврики разных цветов 25 х 25 см с разноцветными геометрическими фигурами в центре (варианты оформления лицевой стороны ковриков могут быть различными). Нижняя сторона ковриков должна быть сделана из нескользящего материала.

Игра "Классики"

Цель:

Организация: коврики раскладываются на полу с чередованием: 1-й ряд - два коврика рядом, 2-й - один коврик, 3-й - два коврика рядом и т. д.

Ход игры:

Дети по очереди прыгают по коврикам как по классикам.

  • 1-й вариант: две ноги врозь, две ноги вместе, две ноги врозь;
  • 2-й вариант: две ноги врозь, на одной ноге, две ноги врозь;
  • 3-й вариант: ноги крестиком, ноги вместе, ноги крестиком.

Игра "Гигантские шаги"

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.

Организация: коврики раскладываются по кругу, на расстоянии большого шага ребенка.

Ход игры:

Дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик (прямые, боковые шаги, на пальцах, на пятках, спиной вперед).

Игра "Веселая дорожка"

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания; формирование перекрестных движений; оречевление пространственных отношений; закрепление знаний цвета, формы, упражнение в прыжках и беге.

Организация: коврики располагаются на полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка.

Ход игры:

Выбирается водящий, который первым прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, стараясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.

Игра "Займи свое место"

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики; координации, внимания; формирование перекрестных движений; оречевление пространственных отношений; закрепление знаний цвета, формы.

Организация: коврики располагаются по большому кругу.

Ход игры:

Воспитатель дает словесное указание любому играющему ребенку, какой коврик он должен занять (например: "Встань на красный коврик с зеленым овалом в середине"). После того как дошкольник займет свое место, он сам дает указание следующему игроку; тот, в свою очередь, продолжает игру, и так до тех пор пока все играющие не займут свои места. По сигналу воспитателя дети разбегаются или бегают по кругу; по следующему сигналу дети занимают:

  • 1 вариант - свои коврики;
  • 2 вариант - любой коврик.

После чего каждый из игроков должен сказать, на каком коврике он оказался (например: "Я стою на синем коврике, в середине которого красный треугольник").

Игры с тихим тренажером

Оборудование: "Тихий тренажер" - наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1,5 м, силуэты ножек от пола и до 70 см; разноцветные полоски (5-10 штук) длиной 1,0- 1,50 м для подпрыгивания.

Игра "Достань ягодку"

Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право - лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук. Организация: на стене, выше силуэтов ладошек, наклеивается изображение ягод.

Ход игры:

По команде пара детей должна подняться по ладошкам от пола до ягодки. Можно отрывать от стены только одну руку. Руки ставятся на силуэты, соблюдая право - лево. Побеждает тот, кто первым сорвал ягодку.

Игра "Пройди по стенке"

Цель: развитие координации, тренировка мышц спины и ног, релаксация. Организация: около стены расстилается мягкий коврик.

Ход игры:

Дети по очереди ложатся на пол и стараются "пройти" по дорожке на стене. Начинают от пола, постепенно поднимая ноги все выше, переходя в положение "Березка".

Игра "Допрыгни до полочки"

Цель: развитие координации, пространственных отношений (право - лево), упражнение в прыжках с места в высоту, тренировка стопы.

Организация: дети строятся в колонну по одному. Разноцветные полоски наклеиваются на стену на высоте от вытянутой руки самого низкого ребенка и до высоты прыжка самого рослого.

Ход игры:

Дети по очереди подпрыгивают у стены, стараясь дотянуться как можно выше до разноцветных полосок.

Игра "Путаница"

Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право - лево), тренировка мышц плечевого пояса и рук.

Организация: на стене в произвольном порядке наклеены силуэты ладошек. Дети могут играть по одному или в паре.

Ход игры:

Дети проходят ладошками по силуэтам снизу доверху, руки можно ставить только на парные силуэты (право - лево), при этом кисти рук приходится поворачивать в разные стороны.

  • 1-й вариант - ребенок играет один и просто "ходит" руками по стенке;
  • 2-й вариант - дети играют в паре "Кто быстрее доберется до условной метки?". При этом руки могут
    перекрещиваться, дети меняться местами, но не отрывать рук от стены;
  • 3-й вариант - один ребенок ведущий, он дает команды другому ребенку куда идти (например, правая - красная, левая - зеленая и т. д.).

Основные виды движений

Пособия и атрибуты

Ходьба

Слабый мышечный корсет. Не сформировано ощущение правильной осанки. Мышцы разгибатели развиты слабее, поэтому дети часто принимают неправильные позы (опущенная голова, сутулая спина, запавшая грудь)

Следить за хорошей осанкой детей. При ходьбе давать детям ориентир, для того чтобы они не опускали голову. Чаще использовать ходьбу на носках и с предметом на голове, для формирования ощущения правильной осанки. Давать задания, в которых изменяются темп и направление движения при ходьбе, с разным положением рук, умение чередовать ходьбу с другими движениями. Чаще проводить упражнения в ходьбе: по песку, дорожкам с естественными поворотами, с преодолением препятствий

Гигантские шаги - перешагивание различными способами с коврика на коврик.

Веселые негритята - перенос мешочков с грузом на голове, ходьба по ортопедической дорожке, между шнурами

Коврики

Коврики

Мешочки с грузом, ортопедические дорожки

Бег

Мышечная система еще слабая. Формируется свод стопы. Координация движений в процессе формирования. Быстрое утомление

Обязательно контролировать осанку детей во время бега. Обращать внимание на согласование движения рук и ног, непринужденность движений. Следить за тем, чтобы в беге дети ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног. Недопустимо требовать сгибания рук в локтях и прижимания их к груди, что сковывает движения, плохо влияет на дыхание и кровообращение. Применять бег на короткие дистанции, чередуя его со спокойной ходьбой, при условии частого использования бега

Веселая дорожка - перешагивание с коврика на коврик по команде ведущего.

Займи свое место - перебегание по команде с коврика на коврик.

Прогулка - ходьба по узкой дорожке между скакалок, по ортопедической дорожке.

Обезьянки - хождение руками и ногами по стенке (развитие координации)

Коврики

Скакалки, дорожки

Тихий тренажер

Прыжки

Формируется свод стопы, слабые связки и мышцы. Слабо развиты координация движений, глазомер, чувство равновесия

Особое внимание обращать на мягкое приземление, а не преодоление высоты или длины. Лучше организовать подпрыгивание, тогда внимание ребенка не отвлекается необходимостью преодоления препятствия, а сосредоточенно на самом движении. Широко использовать подводящие упражнения (поднимание на носках, сочетание поднимания и взмахов рук, подскоки, подпрыгивания)

Достань ягодку - подпрыгивание, дотягивание до условной метки.

Через кочку - перепрыгивание через мешочки с песком.

С кочки на кочку - запрыгивание и спрыгивание на большие мешочки с песком

Тихий тренажер

Мешочки с песком малые Мешочки с песком большие

Основные виды движений

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Игры для самостоятельной деятельности

Пособия и атрибуты

Метание, катание, бросание

Слабые мышцы плечевого пояса

Особое внимание на правильный замах, т. к. это не только способствует приобретению и закреплению навыка, но и укрепляет мышцы спины. Объяснять и показывать детям правильную позу при метании, обращая внимание на исходное положение. Уточнять некоторые элементы техники броска, ловли мяча (замедленные движения)

Урожай в кладовочку - забрасывание мешочков в короб.

Попади в цель - метание мешочков в цветные ладошки.

Хитрый мяч - прокатывание мяча из руки в руку различными способами

Кольцеброс, кегли

Мешочки с песком

Мешочки с песком, тихий тренажер

Мячи большие и малые

Кольцеброс, кегли

Лазание, ползание, пролеза-ние, подлеза-ние

Страх высоты, слабо развитая координация движений. Продолжается развитие и совершенствование двигательного анализатора. Слабые мышцы спины. Продолжается формирование позвоночных изгибов

Следить за тем, чтобы дети правильно обхватывали планку, руки держали на ширине плеч, поочередно работали обеими руками; не смотрели вниз, держались прямо. Обращать внимание на то, чтобы дети не пропускали перекладины (чередующийся шаг). Постепенное освоение перехода с пролета на пролет - приставной шаг. При ползании на четвереньках обязательный последующий переход в вертикальное положение и активное выпрямление позвоночника. Регулярное усложнение препятствий, которые нужно преодолевать

Паутинка - перелезание, подлеза-ние пролезание между натянутых шнуров.

Достань ягодку - "лазание" по тихому тренажеру.

Пройди по стене - ходьба и лазание по тихому тренажеру.

Котята - хождение на четвереньках по ортопедическим дорожкам и коврикам.

Паровозик - пролезание на четвереньках в обручи, под препятствиями

Скакалки, шнуры

Тихий тренажер

Тихий тренажер

Ортопедическая дорожка, коврики

Обручи

Упражнения на равновесие

Устойчивость и чувство равновесия еще только формируются

Проводить упражнения в спокойном темпе, не включать соревнований на быстроту выполнения движений. Обращать внимание на уверенность выполнения статичных поз

По мостику - хождение по шнурам, ортопедической дорожке, между скакалок.

Аисты - стояние на одной ноге на мешочке с песком или на полу

Шнуры, ортопедическая дорожка, скакалки

Мешочек с песком

Упражнения на развитие отдельных групп мышц

Остаются слабыми мышцы шеи, груди, поясницы, свода стопы и кистей рук

Точно дозировать упражнения и применять их в разнообразных комбинациях и вариантах. Обеспечивать избирательный характер воздействия на отдельные звенья двигательного аппарата, отдельные группы мышц и определенные системы организма - в зависимости от конкретных задач

Сажаем огород - игры с ортопедической дорожкой.

Паутинка - перелезание, подлеза-ние, пролезание между натянутых шнуров

Ортопедическая дорожка Шнуры


Поделиться: