Обследование детей. Методика объективного обследования ребенка

Пользуются всеми методами обследования, которые применяют у взрослых (см. Анамнез у детей), но для того, чтобы результаты получились правильные и надежные, необходимо знать некоторые специальные методы объективного исследования детей.

Первое - это правильно подойти к ребенку, успокоить его. Крик и беспокойство ребенка затрудняют и даже делают невозможным обследование. Если ребенка застают спящим, его не следует будить, а, расспросив мать, стараются во время сна получить путем осмотра возможно больше данных.

Обращают внимание на положение ребенка. Здоровый грудной ребенок во время сна лежит на спине, ручки согнуты в локтях, зажаты в кулачки.

Дети старшего возраста определенного положения во время сна не принимают.

При некоторых заболеваниях детей наблюдается типичное для данной болезни положение. При менингите ребенок обычно лежит на боку, ноги согнуты в коленях и поджаты к животу; в случае выпота в плевральную полость - на больном боку; при , бронхиальной астме ребенок предпочитает полусидячее или сидячее положение.

Затем обращают внимание на окраску кожи лица и наличие сыпи. Бледность кожи с различными оттенками наблюдается при анемиях, лейкозах, заболеваниях почек, туберкулезной интоксикации, . Покраснение кожи - при , гриппе и других лихорадочных состояниях. Желтушная окраска видна при дневном свете. характерен для заболеваний сердца и легких. По характеру кожных высыпаний можно предположить наличие того или иного заболевания ( , инфекционные болезни, геморрагический диатез и т. д.).

Спокойное состояние ребенка во время сна - благоприятный момент для подсчета пульса и дыхания. Замедление пульса, характерное для , туберкулезного менингита, быстро исчезает при беспокойстве и крике ребенка. Если ребенок не спит, необходимо избегать всего, что может вызвать у него беспокойство. Не рекомендуется пристально смотреть на него, быстро подходить, громко разговаривать. Желательно при осмотре занять ребенка игрушкой или шутливым разговором.

Перед обследованием необходимо согреть и вымыть руки, так как кожа детей, особенно грудного возраста, легко ранима и предрасположена к гнойным инфекциям.

В дальнейшем план обследования зависит от возраста и пола ребенка. Детей до двух лет следует раздеть догола и производить обследование в кроватке, на пеленальном столике или на коленях матери. Более старших детей следует раздевать постепенно по мере исследования. Последнее особенно рекомендуется по отношению к девочкам школьного возраста, особенно в период , ввиду их стыдливости.

Нельзя забывать осматривать ноги ребенка, чтобы не пропустить такие заболевания, как геморрагический васкулит, врожденный вывих бедра, рахитоподобные изменения костей и пр.

Очень упорно сопротивляются обследованию дети с неустойчивой нервной системой. Такие дети иногда неожиданно подчиняются строгому приказанию и только в исключительных случаях их приходится удерживать.

Осмотр зева как самую неприятную для ребенка процедуру проводят в конце исследования; при этом не следует уступать просьбам ребенка и родителей осмотреть горло без ложечки или шпателя. Ребенка можно успокоить, сказав, что ложечка или шпатель нужны для осмотра зубов.

Каждый ребенок требует индивидуального подхода, и успех обследования полностью зависит от опыта и умения обследующего.

Обследование ребенка старшего возраста мало чем отличается от обследования взрослого. При обследовании детей раннего возраста те же самые методы исследования должны быть приспособлены к возрастным особенностям организма ребенка, и полученные данные должны рассматриваться с учетом этих особенностей. Особый подход к ребенку и отчасти к его матери, умение сделать наблюдения во время осмотра и получить необходимые сведения требуют от врача-педиатра не только медицинских, но и педагогических знаний, большого спокойствия и терпения. Анамнез (см.) собирается путем расспроса матери или ухаживающих за ребенком лиц. Уже во время беседы педиатр должен обратить внимание на положение ребенка в кроватке или на руках у матери, на его движения, поведение, взгляд и пр., что дает возможность сделать ориентировочные предположения о том или ином заболевании. После опроса матери ребенок должен быть обнажен для тщательного осмотра всего тела. Объективное исследование следует начинать с таких приемов, которые меньше всего вызывают неприятные ощущения и сопротивление ребенка. Поэтому порядок исследования органов и систем у ребенка иной, чем у взрослых, и нередко меняется не только в зависимости от вида заболевания, но и от поведения ребенка при исследовании. Так, счет пульса и дыхания, очень лабильных у детей, производится только при спокойном состоянии или во сне.

Ощупывание ребенка должно производиться очень осторожно, чисто вымытыми и обязательно теплыми руками. Определяется толщина подкожного слоя, эластичность и тургор кожи и подкожно-жирового слоя. Наряду с осмотром большое значение имеет ощупывание костей с учетом особенностей скелета в зависимости от возраста ребенка; при этом выявляются рахитические изменения (размягчение костей или гиперостозы), переломы, опухоли и пр.

Состояние мышечной системы исследуется как с помощью ощупывания, так и с помощью определения тонуса при пассивных движениях.

Пальпация лимфатических узлов производится по общим правилам; у детей раннего возраста нередко прощупываются мягкие лимфатические узлы при полном здоровье.

При исследовании органов грудной клетки надо помнить, что границы их и положение различны в зависимости от возраста даже в пределах первых трех лет. Вследствие тонкости стенок и небольшого объема грудной клетки требуется тем более осторожная перкуссия, чем младше ребенок. У грудных детей далеко не всегда удается провести перкуссию в сидячем положении, детей первых месяцев жизни чаще приходится перкутировать в лежачем положении. Крик, сильный вдох («закатывание») или выдох меняют результаты перкуссии, их приходится проверять при спокойном состоянии ребенка. Плач, сопровождаемый глубокими вдохами, помогает перкуссии и аускультации, давая возможность определить подвижность нижней границы легких или услышать хрипы, не появляющиеся при поверхностном дыхании; поэтому иногда приходится заставлять ребенка плакать. Аускультацию лучше проводить биаурикулярным стетоскопом или непосредственно ухом через тонкую простынку. Для детей раннего возраста физиологически нормальным является пуэрильное дыхание.

Исследование живота и органов брюшной полости начинают с осмотра, а затем производят пальпацию, которая у маленьких детей затруднена из-за крика и напряжения брюшной стенки, частого метеоризма. Зато тонкость брюшной стенки позволяет при осторожной пальпации теплыми руками легче, чем у взрослых, достичь задней стенки брюшной полости; при этом удается прощупать и почки или гематому надпочечника у новорожденного. Печень и особенно селезенку не следует ощупывать путем сильного вдавления пальцев; нужно осторожно погрузить пальцы п, не двигая ими, ждать, когда при вдохе ребенка селезенка «дотронется» до пальцев исследующего. Этот прием Г. Н. Сперанского позволяет определить селезенку даже тогда, когда она увеличена незначительно и мягкой консистенции.

Исследование нервной системы у детей ведется по общим правилам, но необходима правильная оценка результатов в соответствии со степенью развития нервной системы в зависимости от возраста ребенка.

Исследование полости рта, зева, носа и уха должно производиться в последнюю очередь, так как вызывает обычно сильное сопротивление ребенка и плач, после чего другие исследования были бы затруднительны. При сопротивлении ребенка этим исследованиям приходится посадить его на колени к матери или сестре и хорошо держать руки и ноги; лучше завернуть его с руками в одеяло. Исследование аева должно производиться мягко, но быстро.

Для инструментальных исследований применяются те же аппараты и приемы, что и у взрослых, отличны только размеры электродов, катетеров, олив и т. д. Техника выполнения всех этих исследований у грудных детей более затруднительна, чем у взрослых, и требует большого умения и опыта.

Биохимические исследования у детей должны производиться преимущественно микрометодами, так как получить кровь или мочу у ребенка в больших количествах трудно. При оценке полученных результатов необходимо учитывать возраст ребенка.

Почему же дети, изначально рождаясь здоровыми, по мере роста и развития начинают болеть все чаще и чаще? Такой вопрос нередко задают родители участковому педиатру и детским врачам-специалистам. Конечно, во многом это зависит от иммунной системы, которую как и все другие системы организма, необходимо стимулировать и тренировать. Обычно если ребенок постоянно болеет – длительно и очень часто, все говорят о снижении иммунитета. Что нужно понимать под этим выражением?

Начальные факторы

Функции иммунной системы закладываются еще во внутриутробном периоде, и поэтому беременность должна проходить в условиях максимального здоровья матери и ее хорошего эмоционального состояния. К последующему снижению иммунитета малыша могут приводить внутриутробные инфекции, сильная недоношенность или незрелость малыша к моменту его рождения. Любые факторы, влияющие на течение беременности и ее осложняющие, так или иначе могут повлиять на будущий иммунитет ребенка – малыш будет слабее сопротивляться инфекциям, чем его сверстники.

Роды влияют на иммунитет чуть меньше, но длительный родовой стресс, потери крови, кесарево сечение, стимуляция родов, применение медикаментов и особенно — антибиотиков, могут существенно влиять на формирование микрофлоры кожи, слизистых и кишечника, а это отражается на дальнейшем формировании иммунитета крохи.

После рождения

Одним из важнейших вкладов в копилку здоровья и крепкого иммунитета является совместное пребывание в роддоме и кормление грудью с самого первого дня ребенка, с первых капель молозива и как минимум до года. Грудное молоко – это своего рода «иммунная прививка» малышу. В нем кроме питательных веществ, витаминов и минералов содержатся антитела ко многим заболеваниям, иммуноглобулины и факторы, помогающие малышу укреплять иммунитет.

Дети, вскармливающиеся грудным молоком, болеют простудами реже, чем искусственники. И очень часто дети, которых переводят с грудного молока на смеси, очень резко, могут страдать от аллергии, что также изменяет иммунные силы организма. Также влияют на иммунитет проблемы с кишечником, гиповитаминозы, рахит и аллергия, проблемы питания, гипотрофия.

Дополнительные факторы

Выраженным ослабляющим иммунитет действием обладают тяжелые и длительные заболевания, операции, хронические инфекции. Особенно тяжело восстанавливается иммунитет после дизентерии, сальмонеллеза, ангин или пневмонии, гриппа, кори и затяжных вирусных инфекций. Могут существенно влиять на снижение иммунитета болезни печени и почек, аденоидиты, гаймориты, тонзиллиты, проблемы пищеварения, наследственные заболевания.

Сильно подрывают иммунитет атипичные инфекции, носительство таких микроорганизмов, как пневмоциста, микоплазма, хламидия. Снижают иммунитет глисты и лямблии.

Влияние на иммунитет оказывают препараты с иммунодепрессивным свойством, противоопухолевые препараты, стероиды, антибиотики. Эти средства применяют при лечении достаточно серьезных заболеваний, которые сами по себе влияют на организм.

Могут быть и врожденные и приобретенные иммунодефициты, как изолированные – определенного звена иммунитета, так и затрагивающие несколько звеньев. У таких детей возникают рецидивирующие однотипные инфекции – молочница, тонзиллиты, аденоиды.

С чего начать лечение ЧДБ?

При подобных проявлениях необходимо обращение к педиатру или иммунологу для прохождения минимально возможного обследования – сдать необходимо общие анализы крови и мочи, указывающий на изменение лейкоцитарной формулы, причем изменения в крови укажут (не прямо) на вирусную и микробную инфекцию. Также необходимо обследование на наличие вируса герпеса, цитмегалии и микоплазм, бакпосев из носа и зева на флору.

Алена Парецкая, педиатр

Регулярное комплексное обследование детей до года и после - это необходимость, позволяющая родителям вырастить здорового малыша. Значимость этой превентивной меры сложно переоценить, плановый профилактический осмотр ребёнка поможет:

  • выявить предрасположенность к развитию той или иной патологии и предупредить её развитие;
  • выявить уже имеющиеся заболевания и своевременно назначить их лечение;
  • выявить отклонения в развитии и предпринять меры к их устранению.

Выполнить комплексное обследование ребёнка в Москве можно в многопрофильной клинике ЦЭЛТ! Приём ведут опытные специалисты, которые своевременно выявят любые аномалии в развитии и сделают всё необходимое для того, чтобы ваш малыш рос здоровым. Мы располагаем мощной диагностической базой и налаженной системой взаимодействия с пациентами, что позволяет проводить все необходимые мероприятия в течение одного дня! Вы можете записаться к нам на приём по телефону или через Интернет.

Принципы обследования разных возрастных групп

На первом году жизни диспансеризация повторяется в 1, 3, 6 и 12 месяцев жизни ребенка - с небольшой лишь разницей в плане обследования, помимо этого, обязателен ежемесячный осмотр педиатром с оценкой антропометрических данных, приобретённых моторных навыков.

После года диспансеризация проводится заметно реже, обязательны ежегодный осмотр педиатром и специалистами, лабораторный скрининг, ряд инструментальных обследований. Перед оформлением в детские дошкольные или детские образовательные учреждения снова выполняется полная диспансеризация, к которой добавляются консультации логопеда и психиатра. Первый определит наличие проблем с речью, второй оценит психическое здоровье ребёнка.

Начиная с трёх лет в списке специалистов, обязательных к посещению появляется уролог для мальчиков, гинеколог для девочек, а с десяти лет - ещё и эндокринолог .

Все процедуры в нашей клинике проходят абсолютно безболезненно для маленьких пациентов. Наши специалисты умеют найти с ними общий язык и превратить диспансеризацию в маленькое приключение. Что касается родителей, то они получат профессиональные консультации и ответы на любые вопросы о здоровье своих детей.

Плановый осмотр ребёнка до года

Плановые осмотры в периоде с 10 до 13 лет включительно.

Следующая объёмная диспансеризация связана с началом пубертатного периода. Организм ребенка претерпевает ряд значительных изменений, наблюдаются интенсивный рост и развитие, активное функционирование органов и систем. Этот возраст - своеобразный «стресс» для организма, зачастую в пубертатном период случаются разного рода «поломки», то есть дебют той или иной патологии.

Плановый осмотр в 10 лет включает:

  • консультацию педиатра;
  • консультации специалистов: оториноларинголога, офтальмолога, невролога, хирурга, эндокринолога, ортопеда, стоматолога;

Плановый осмотр в 11 лет включает:

  • консультацию педиатра;
  • консультации специалистов: офтальмолога, хирурга, стоматолога;
  • инструментальное обследование: ЭКГ.

Плановый осмотр в 12 лет включает:

  • консультацию педиатра;
  • консультации специалистов: уролога (для мальчиков), гинеколога (для девочек), стоматолога;
  • лабораторное обследование: анализы крови, глюкозы крови, анализ мочи;
  • инструментальное обследование: ЭКГ.

Плановый осмотр в 13 лет включает:

  • консультацию педиатра;
  • консультации специалистов: стоматолога;
  • лабораторное обследование: анализы крови, глюкозы крови, анализ мочи;
  • инструментальное обследование: ЭКГ.

Плановые осмотры в периоде с 14 до 17 лет включительно.

Диспансеризация в этом возрастном периоде подразумевает регулярный ежегодный профилактический комплексный осмотр по единому плану:

  • консультация педиатра;
  • консультации специалистов: оториноларинголога, офтальмолога, невролога, хирурга, ортопеда, эндокринолога, уролога для мальчиков, гинеколога для девочек, стоматолога;
  • лабораторное обследование: анализы крови, глюкозы крови, анализы мочи, кала;

помимо указанного перечня анализов, возможно назначение ряда дополнительных обследований по показаниям (например, определение уровня гормонов);

  • инструментальное обследование: ЭКГ; флюорография (с 15 лет).

Стоит отметить, что весь перечень профилактического наблюдения применим исключительно к здоровым детям без каких-либо аномалий развития и соматической патологии. Что касается пациентов с проблемами со здоровьем, график наблюдения и перечень необходимого обследования корректируется соответственно имеющегося заболевания и назначается лечащим врачом в индивидуальном порядке.

Преимущества комплексного обследования в ЦЭЛТ

Правильный выбор клиники для выполнения комплексного обследования ребёнка играет важную роль. От него зависит не только эффективность этой меры, но и отношение малыша к диспансеризации. Оно не будет стрессом в случае, если вы обратитесь в ЦЭЛТ. Наши специалисты умеют найти подход к детворе и проведут все диагностические исследования в течение одного дня. Мы проведём полное исследование, которое включает в себя следующее:

При необходимости возможно и проведение других инструментальных исследований.

Итогом диспансеризации в клинике ЦЭЛТ будет консультация у педиатра, на которой он предоставит вам всю информацию о состоянии здоровья вашего ребёнка.

Обращаясь для планового осмотра в клинику ЦЭЛТ, вы можете рассчитывать на чуткое отношение и получение всей необходимой информации касательно здоровья своего ребёнка.
Поделиться: