Можно грудничку 4 месяца. Навыки ребенка в четыре месяца от рождения

После того, как в семье появляется малыш, каждый день, неделя и месяц несут новый, более осмысленный характер. Ведь развитие детей и освоение ими важных навыков происходит очень быстро.

Развитие ребёнка в 4 месяца сильно отличается от тех достижений, которыми вы умилялись ещё пару недель назад. Он уже узнаёт маму и папу, способен испытывать страх, обиду, радость… И каждый родитель должен отслеживать, соответствует ли развитие 4-месячного ребенка нормам, своевременно обращаться к специалистам, а самое главное – помогать своему чаду в освоении окружающего мира.

Фиксируем вес, рост и окружности

В основе правильного развития малыша, в том числе, на 4 месяце от роду, лежит физиология. Так как младенец ещё не в состоянии активно двигаться и расходовать свою энергию, прибавки в весе всё ещё велики.

В данном возрасте ежемесячная прибавка может варьировать в пределах 700-800 граммов. А в росте он увеличивается ещё на 2-2,5 см.

Таким образом, грудничок в 4 месяца весит примерно 6-7 кг, а его рост достигает отметки в 60-63 см. Небольшие отклонения от этих цифр в большую или меньшую сторону вполне допустимы. Они могут быть связаны со способом кормления, генетическими особенностями, а также тем, родился малыш в срок или прежде положенного времени.

Но это ещё не всё внешние признаки, характерные для ребёнка на 4 месяца. К данному возрасту окружность головы увеличивается примерно на 1,5 см, а грудной клетки – на 1,5-2 см. Таким образом, малыш начинает выглядеть более пропорционально, чем при рождении.

Вопросы питания на первом месте

Каждому ребёнку (причём, в любом возрасте), требуется сбалансированное питание. И материнское молоко – самый лучший продукт для четырёхмесячного карапуза, обогащённый всеми необходимыми витаминами, макро- и микроэлементами.

Современные педиатры разделились на два лагеря: одни считают, что кормление должно осуществляться по требованию. Другие являются сторонниками расписания. Каждый из этих способов имеет свои преимущества, и мама вправе выбрать тот, что больше подходит ей и её ребёнку.

В любом случае, родителям малыша, которому исполнился четвёртый месяц, должны быть известны следующие цифры:

  • количество кормлений – 6-7 раз (в среднем каждые 3 часа).
  • общая масса пищи составляет 1/6 или 1/7 от массы малыша;
  • средний показатель ежедневного объёма пищи – 1000 граммов молока.

Некоторые взрослые намерены вводить первый прикорм как раз в 4 месяца. Но хотеть – не значит мочь! Идти на данный шаг нужно только по рекомендации педиатра. Оптимальные продукты для этого – овощные и фруктовые пюре, а также соки. Но, повторим, для начала следует проконсультироваться со специалистом!

Вижу, слышу, но пока ничего не скажу!

Наблюдая за тем, как развивается ваше чадо по месяцам, обратите внимание на его зрение и слух. В данном возрасте кроха способна переводить взгляд с предмета на предмет и фиксировать его. Зрительный аппарат сформирован настолько, что малыш в состоянии отличить плоский предмет от объёмного.

Что касается слуха, то и здесь заметен явный прогресс. Говорить о том, что всё хорошо, можно, если ребенок в 4 месяца развитие демонстрирует активное, по возрасту, и обращает внимание на аудиальные раздражители. Он способен отыскать источник звука, прислушивается к маминому голосу.

Чтобы развивать слух крошки, старайтесь с ним как можно больше разговаривать, рассказывать сказки, петь. Голос не должен быть монотонным: «играйте» интонациями, меняйте тембр и уровень звука. Сделать это не сложно, зато положительно скажется на эмоциональном развитии малыша. И, возможно, через года 4 ваше дитя поразит всех вокальными и артистическими талантами!

Новые достижения, которые волнуют всех

Многих родителей волнует вопрос: «Что умеет ребёнок в 4 месяца?» Перечислим основные физические навыки:

  • лежать на животе, уверенно опираясь при этом на ручки;
  • удерживать голову в вертикальном положении;
  • активно двигать ножками, иногда распрямляя колени.

Кроме того, малыш в 4 месяца начинает уделять внимание пальчикам, ручкам и ножкам. Он подносит их к глазам, рассматривает, на его лице написаны эмоции – удивление и радость.

Помимо этого, 4-месячный малыш уже пытается самостоятельно схватить и удержать игрушку. Ему интересны форма, цвет, тактильные ощущения и звуки, которые издают погремушки. Развивающий коврик в данном возрасте придётся как нельзя кстати! Только при покупке обязательно обратите внимание на дуги. Они должны иметь надёжное крепление. Бывают случаи, когда «арки» неожиданно вырываются из отверстий. Это может напугаться новорождённого, а взрослым, склоняющимся над ним, нанести травму глаз.

Но вернёмся к вопросу о том, что должен делать ребёнок в 4 месяца. В данном возрасте мышечный корсет развит настолько, что малышу может хватить сил на переворот.

Сперва он завалится со спины на бочок, а потом окажется на животе. И после этого будьте настороже!

Малыш вступил в очень опасный возраст, ведь он – уже не новорождённый, который лежит неподвижно. Ребёнка уже нельзя оставлять одного на кровати или диване, где нет высоких бортиков. В противном случае, 4 месячный активный малыш может случайно упасть.

Однако поворот на живот – не последнее серьёзное достижение, на которое способно дитя в четыре месяца. Именно в это время у него может появиться первый зубик! Обратите внимание: 4-месячный ребёнок может вести себя капризно, плакать без причины, совать в рот ручки. Измерьте температуру, проверьте, нет ли покраснения и набухания дёсен. И попробуйте дать специальную игрушку-прорезыватель. Она поможет унять зуд и другие неприятные ощущения.

Эмоции и интеллект взаимосвязаны

А теперь – к самому интересному, к психоэмоциональному развитию. Ребенок в 4 месяца сильно отличается от ребятишек помладше! Во-первых, в этом возрасте довольно хорошо развит комплекс оживления. Так, реагируя на мамин голос или её обнажённую грудь, крошка начинает осознанно улыбаться и даже может издавать лепет. Речь идёт о звуках «м», «п», «а», «о».

Похожие реакции возникают и при виде любимой игрушки. Во-вторых, малыша всё больше интересуют игры. Неважно, мальчик это или девочка: чтобы в 3 – 4 года ваше чадо ничем не отличалось от сверстников, ему необходимо уделять внимание.

Уже в столь юном возрасте крошке рекомендуется показывать яркие крупные картинки. Недолго (3-5 секунд каждую), но ежедневно. И не забывайте про пальчиковые игры! Всем известны русские народные потешки про сороку-ворону, которая кашку варила; ладушки и бабушку; мальчика-с-пальчик. С помощью простеньких забав вы оказываете ребёнку неоценимую услугу: ведь они развивают мелкую моторику пальцев, но и улучшают активность головного мозга.

Для этих же целей как можно чаще давайте малышу игрушки с разными наполнителями и текстурами. Их даже не обязательно покупать: достаточно взять несколько ярких кусочков ткани, набить солью, ватой, песком, фасолью, и сшить так, чтобы получился мешочек. Эти бюджетные игрушки обязательно понравятся четырёхмесячному карапузу, а главное – будут способствовать его развитию.

Водные процедуры – каждый день

Развитие и уход – два взаимосвязанных понятия. Одна из важнейших ежедневных процедур, благотворно влияющих на физиологию и эмоциональное состояние карапуза, это плавание. Врачи рекомендуют регулярно в большом тазике или даже взрослой ванне.

Кстати, с двух месяцев малыша можно записывать в бассейн! Разумеется, если у него нет противопоказаний (например, анемии или высокой температуры). Да, ещё очень важно выбрать аквашколу с хорошими детскими инструкторами: они умеют завоевать доверие малышей и не испугать их при первом контакте с «большой водой».

Впрочем, купание в домашних условиях – важное занятие в расписании каждого младенца, независимо от того, ходит он в бассейн или нет.

Оно позволяет не только очистить кроху от естественных загрязнений, но и является частью закаливания.

Кроме того, контакт с тёплой водой (ориентировочно +36 градусов Цельсия) доставляет ребёнку искреннее удовольствие. Главное, чтобы этот ритуал стал постоянным для вашей семьи. Исключением может стать высокая температура малыша. Но и в данном случае его рекомендуется обтирать прохладной водой: помимо прочего, это позволит облегчить состояние и снизить температуру.

Некоторых родителей интересует воспитание детей четырёх месяцев от роду. Разумеется, это понятие просто несовместимо с действительностью! В данном возрасте малышей нужно любить, опекать, развивать… Но никак не воспитывать. Этот важный этап ваших взаимоотношений отложите на более поздний срок.

Что умеет ребенок в 4 месяца?

Развивайте у ребенка стремление к подражанию, особенно речевому. Внимательно слушайте гуление малыша: выделите любимый звук сынишки или дочурки и попробуйте повторить его во время «монолога». Присоединяйтесь к «разговору» ребенка, и через некоторое время он начнет повторять звук уже за вами. Вводите в ваши «беседы» новые звуки (сначала надо брать гласные).

Осваиваем переворот

Чтобы помочь ребенку научиться (или тренироваться) переворачиваться на бок , поместите сбоку в детской кроватке большую яркую игрушку. Отодвиньте эту игрушку подальше, чтобы малышу приходилось тянуться за ней. После нескольких попыток младенца дотянуться до игрушки, пододвиньте ее к нему. Привяжите к ручке или ножке малыша бубенчик на ленточке – это очень понравится ребенку и позволит лучше ощущать свое тело.

На 4 месяце ребенок учится произвольно захватывать игрушки; движения при этом становятся более четкими и точными. У малыша возникают «ощупывания», он замечает возникновение и исчезновение предметов, их качества (например, тяжесть), способен соотносить различные свойства предметов (оптические, звуковые и т.д.).

Действия рук носят еще случайный характер, без целенаправленного волевого усилия. У младенцев начинает появляться повторное притягивание случайно схваченного предмета с последующим ощупыванием и рассматриванием: теперь кроха обследует предмет губами и языком, может бросить его в определенное место, например на пол, чтобы вызвать звук.

С 4 месяцев ребенок уже может лежать на животе, приподнимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Под ладони ребенка можно подкладывать плоские подушечки из поролона (1-1,5 сой). К подушечке нужно подобрать набор чехлов из разной по цвету и фактуре ткани (фланель, шелк, клеенку и т.д.). К другой стороне чехла неплохо бы пришить плоские пуговицы различной формы.

Лежа на животе и опираясь на предплечья, малыш держит ладони на поверхности подушечки. Взрослый берет руку ребенка за запястье и проводит ладошкой малыша по поверхности подушечки, стремясь вызвать ощупывающие движения.

Полезны упражнения с ленточкой и шнурком: когда младенец лежит на спинке, взрослый вкладывает ему в ручки гладкую ленточку, а затем шнурок с узелками. Осторожно потягивая за один конец ленточку или шнурок, взрослый побуждает малыша не только крепче схватывать предмет, но и перехватывать его.

Предлагайте малышу для захватывания предметы различной формы (мягкие игрушки, крупные кубики из конструктора, колечки разного диаметра и т.д.). Такие упражнения развивают и мелкую моторику , и осязание.

Игры-потешки

Мама сажает ребенка на подушку, ритмично подбрасывает, а потом скидывает или скатывает вниз:

  • Тушки-тушки, сели на подушке,
  • Пришли подружки,
  • Столкнули с подушки.
  • Подниму дочушку (сынульку) на крутую горку.
  • Бух! Покатились, с горки свалились.

Ребенок лежит на спине, мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки:

  • Ножки-топтыжки пошли молотить,
  • Ручки-грабельки сено воротить.

Согнутые ножки приводить к животику, перевернуть на бочок:

  • Толкачики – рогачики, оп!
  • Перевертушки!

Тащить за ножки на себя:

  • Поехали – поехали за солью, за солью.

Мама стучит по пяточкам малыша в такт потешке:

  • Куй, куй, ковалек,
  • Подай сапожок,
  • На маленькую ножку
  • Золоту подковку.

Мама гладит своей рукой, а затем ручками малыша по называемым частям тела:

  • Тут лес (волосы),
  • Тут поляна (лоб),
  • Тут бугор (нос),
  • Тут – сердце живет (положите ручку ребенка и дайте ему послушать стук сердца).

Театр одной мамы

Чтобы ваш малыш с удовольствием слушал стихи и сказки, их надо рассказывать ярко и эмоционально. Можно даже устроить небольшой кукольный театр с помощью игрушек, имеющихся у вас в доме. С 3-4 месяцев дети с восхищением следят за маленькими яркими зверьками, у каждого из которых свой голос, тембр и ритм. К тому же таким образом малыши учатся воспринимать и передавать эмоции, вместе с вами радуясь вытянутой репке, плача над разбитым яичком, агукая вслед убежавшему Колобку…

Исследования ученых показали, что дети, которым с первых недель рассказывали стихи, в дальнейшем не имели никаких проблем с запоминанием больших объемов рифмованного ритмизированного текста (вы не мучились в школе, заучивая стихи?!). У них оказывался лучше развит фонематический слух, наблюдалась большая восприимчивость к иностранным языкам.

Первый год жизни ребенка - наиболее насыщенный как в плане развития эмоций, интеллектуального роста, так и в физическом аспекте. На первом году жизни воспринимать малыша как объект для кормления, мытья и сна нельзя. С ним необходимо играть, ведь в это время закладываются основные механизмы поведения человека как личности. Малыш учится разным способам эмоционального, морального и физического реагирования на внешние раздражители и события.

В 4 месяца малыш кажется совсем маленьким и беззащитным, однако это не мешает ему активно исследовать окружающий мир и развиваться огромными темпами

Обучение в большой степени происходит по методу импринтинга, то есть ребенок неосознанно запоминает, а в будущем копирует поведение значимых взрослых, в первую очередь родителей - об этом им нужно помнить при демонстрации тех или иных реакций в присутствии младенца. Мозг - не мышца, но нуждается к «накачке», как и физическое тело, только тренируясь, он совершенствуется. Развивающие игры – один из основных способов развития интеллектуальной сферы детей.

Что можно развить с помощью игры у 4-х месячного малыша?

  • хватательные движения;
  • тактильные ощущения;
  • мышечный корсет и, как следствие, умение держать голову, а в будущим садиться, вставать, ходить;
  • органы осязания и соответствующие им мозговые центры;
  • эмоциональную сферу.

В 4 месяца ребенку очень нужны игрушки, ведь время бодрствования увеличивается - уже можно с пользой развлечь малыша, поиграть с ним дома, предложив занятия для развития тела и ума. К четырем месяцам кроха должен научиться брать то, что вкладывают ему в руку, хватать предметы в поле его зрения (если он может до них дотянуться), способен различать неодинаковые поверхности. Кисти рук должны быть задействованы как можно больше и чаще, тогда занятия легко проводить в домашних условиях, они позволяют «убить не двух, а трех зайцев»:

  • совершенствуют тактильные возможности;
  • стимулируют центры в мозге, связанные с ладонной поверхностью руки, а это большая часть мозга;
  • задействуют биологически активные точки, которые нормализуют работу внутренних органов.

Разрешайте малышу трогать самые разные предметы, грызть их, перебирать, тогда он будет расти смышленым. В возрасте 4 месяцев малыш нуждается в массаже и упражнениях, которые позволят ему держать голову - для этих целей ребенка надо выкладывать на животик.


Упражнения по мелкой моторике - основа развития малыша в этом возрасте

Какие игрушки предложить крохе?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

  • удобные для хватания;
  • подходящие для грызения;
  • достаточно крупные и имеющие разную форму;
  • яркие, желательно присутствие всех цветов радуги;
  • с аудио-эффектами (погремушки, шуршалки, бубенцы, пищалки и т.д.).

Игрушки для малыша в 4 месяца должны быть подходящими по размеру к его ручке, удобными для хватания и удержания, то есть с кольцами, относительно небольшого диаметра, погремушки. К этому возрасту у ребенка начинают активно резаться в зубы, поэтому все, что вы дадите крохе, будет во рту (рекомендуем прочитать: ). Соответственно, на игрушках не должно быть бумажных наклеек или снимаемого лака, который он сгрызет, размер должен быть таким, чтобы малютка не мог их проглотить. Хотя бы часть игрушки должна легко входить в рот малыша. Далеко не все дети активно грызут прорезыватели, многие используют для «чесания» десен совершенно неподходящие для этого предметы: детские ложечки, пластиковые крышки от банок с водой и т.п.

В 4 месяца игрушки можно давать в ручку малыша или подвешивать над кроваткой так, чтобы он мог дотянуться до них рукой - это могут быть резиновые, пластиковые игрушки (зверушки, которые можно называть малышу) или детали от крупного конструктора (параллелограмм, куб, шар и т.д).


Милые забавные игрушки над кроваткой - не просто декор детской комнаты, они помогают малышу развиваться и отлично влияют на мелкую моторику

Общие правила проведения развивающих игр

Общие правила для проведения любой игры с ребенком в 4 месяца сводятся к готовности малыша к ним. Он должен быть:

  • здоровым;
  • сытым;
  • бодрым, а не сонным;
  • удобно одетым и в чистом подгузнике.

Доктор Комаровский подчеркивает, что дети 4-5 месяцев голод терпеть не могут, поэтому отвлечь малыша интересным занятием на долгое время не получится - голодный ребенок играть не захочет (рекомендуем прочитать: ). Не стоит также развлекать младенца, который хочет спать - это принесет больше вреда, чем пользы.

Игры для развития эмоциональной сферы и слуха

«Чтение в лицах» поможет занять малыша во время бодрствования и наладить с ним контакт на уровне передачи эмоций тоном, подстегнет к развитию первых речевых навыков. Для этой игры мама укладывает малыша в кроватку и читает ему сказку с обилием диалогов. Читать следует в лицах, выразительно, сопровождая мимикой те или иные аспекты эмоционального состояния героев. Малыш будет прислушиваться к голосу мамы, научаясь дифференцировать интонации. Со временем он будет гулить в ответ.

Следующая игра - «бубенцы» , очень проста в исполнении. Для этого маленькие колокольчики или погремушки привязывают к рукам (ногам) крохи с помощью ленточек или нетугих резинок. Двигая ручками, малыш будет задействовать игрушку, своим звоном привлекающую его. Во-первых, таким образом, он учится понимать, где его ручки (ножки), во-вторых будут тренироваться звуковые сенсоры и понимание, что именно его движения вызывают музыкальные звуки. Есть и другие игры, с которыми можно ознакомиться на видео.

Игры для развития движений

Упражнения и массаж в форме игры не только укрепят мышцы малыша, уберут гипертонус, но и порадуют ребенка. Начинают упражнения с предварительного массажа - он заключается в поглаживаниях ручек, ножек, животика. Затем делают 3 раза перекрещивания ручками и ножками. Полностью упражнение повторяют 5 раз, потом поочередно поджимают ножки крохе. Далее синхронно поднимают и опускают обе руки малыша, попеременно поднимают, и опускают руки ребенка. Упражнение делают по 5 раз каждое, комплекс повторяют еще раз в полном объеме.


Игры на кроватке и массаж способствуют физическому развитию малыша (подробнее в статье: )

Заниматься с малышом подобным образом можно дважды в день. Если кроха не хочет, сопротивляется каждому движению, напрягая ножки, отложите игру на другое время.

Игра для развития тактильных ощущений

Развивающая игра в узелки , скорее всего, заинтересует малыша и поможет развитию его тактильных навыков, а также простимулирует хватательные движения. Для ее проведения понадобится тесьма или ленточка с завязанными на ней узелками. Общая длина ленты 0,4 м, узелки завязывают каждые 0,1 м.

Главные линии и задачи развития малыша, создание развивающей среды, какие игрушки нужны ребенку в 4 месяца, что умеет ребенок в 4 месяца.

Ребенок в 4 месяца: особенности развития малыша, игры и упражнения, что умеет малыш

Главная линия развития ребенка в 4 месяца

Самая важная линия развития малыша в 4 месяца – это развитие его сенсомоторной двигательной активности. Ребенок в это время учится менять положение своего тела, что даёт ему дополнительные возможности для физического и умственного развития. Он становится более активным. Малыш захватывает и ощупывает висящие погремушки и игрушки, учится перехватывать предмет из руки мамы. Малыш познает разные свойства предметов – цвет, характер поверхности (гладкая, шероховатая, твердая, мягкая), звук, массу (легкий – тяжелый), раскачивает игрушки, трясет, ударяет, пробует на вкус.

Поэтому в этом возрасте малышу необходима развивающая среда, которая поддержит формирование у него этих новых умений и будет содействовать закреплению уже сформированных умений.

Какие игрушки нужны малышу в 4 месяца?

В этом возрасте очень важно научить малыша захватывать игрушки. Поэтому в первую очередь ребенку необходимы игрушки для захватывания и удержания в руке (погремушки с удобной ручкой, погремушки – подвески, погремушки – кольца, кольца с бубенцами или колокольчиками).

Самая удобная ручка – это прочная, круглая в сечении ручка погремушки, похожая на ручку деревянной ложки. Увы, теперь таких погремушек не так уж много, и многие мамы их делают сами. Предком такой погремушки был шаркунок – старинная русская игрушка из бересты. У шаркунков очень удобная ручка, приспособленная к размеру детской ладошки. Звук шаркунка мягкий, шелестящий. Шаркунки до сих пор делают мастера и продают на ярмарках. А вот в магазинах их уже не найти.

КАЛЕНДАРЬ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:

В 4 месяца игрушки для обучения захватыванию подвешивают в кроватке низко над грудью малыша, чтобы он, размахивая руками, наталкивался на них и начинал их притягивать к себе, захватывать, ощупывать. Расстояние от игрушки до малыша должно быть равно вытянутой ручке ребенка, чтобы он мог дотянуться до них.

К 5 месяцам постепенно игрушки начинают подвешивать не только так, чтобы ребенок случайно мог их достать, но и подальше чуть левее или правее – чтобы он стал тянуться к ним, направлять к ним ручки, мог их покачать, потянуть.

К 5 месяцам малыш научается брать игрушку из рук мамы (в положении на животе) и удерживать ее в своей ладошке длительное время (от 30 секунд до 1 минуты).

Также ребенку необходимы игрушки для демонстрации – неваляшка, разноцветные сюжетные игрушки, резиновые игрушки. Вы показываете игрушку, называете ее части, действия, читаете стишок, поете песенку о ней. При этом малыш лежит на животе. Эти игрушки должны быть объемными, привлекательными, яркими.

Для развития слухового восприятия нужны игрушки с разным звучанием. Это может быть бубен, металлофон, барабан, колокольчики, шумовые баночки и коробочки.

Для изготовления шумовых коробочек возьмите баночки от детского питания или от киндер-сюрпризов и положите в них разные наполнители. В одну – горох, в другую – орех, в третью – бусинки, в следующую – пуговки. Крепко закройте и завинтите крышки баночек.

Если Вы даете шумовые коробочки в руки малышу, то они должны быть безопасными для него. Для этого они должны быть вшиты в тканевый яркий чехольчик, чтобы даже при неожиданном открытии баночки ничего из нее не высыпалось. Иначе малыш может случайно открыть коробочку и проглотить наполнитель.

Для развития тактильной чувствительности можно сшить тканевые подушечки из ткани разной фактуры и разного цвета. При этом наполнить их разными звучащими наполнителями – вшить бубенец или наполненную бисером коробочку киндер-сюрприза или шуршащую упаковочную бумагу. Если в 4 месяца малыш будет только ощупывать их и извлекать звуки, то в дальнейшем, когда он подрастет, Вы сможете находить пары подушечек по цвету, по звуку, по весу (тяжелая – легкая). Подушечки могут быть как одной формы (все квадратные), так и разных форм (елочка, домик, рыбка и т.д.).

Также для развития тактильной чувствительности можно подвешивать на поперечную перекладину или шнур колокольчики, привязывая к ним шнуры разной фактуры и разного сечения. Малыш трогает шнуры, тянет за них и слышит мелодичный перезвон колокольчиков.

Игрушки желательно покупать природных оттенков — цвета живой природы – неба, дерева, песка, травы (голубые, желтые, зеленые, оранжевые). Звучание игрушек должно быть разнообразным.

На пятом месяце жизни нужно чаще выкладывать малыша на животик и класть игрушки недалеко от ребенка, чтобы он тянулся к ним, менял положение тела, доставал их, а не просто лежа на спине случайно их задевал (как это было на четвертом месяце жизни).

Игрушки надо менять каждые 2-3 дня, так как знакомая игрушка уже не привлекает внимание малыша. Для этого весь «арсенал» игрушек можно поделить на четыре части и предлагать их по очереди (менять). Не стоит давать сразу все игрушки малышу – это рассеивает его внимание.

Все игрушки (в том числе и те, которые мы демонстрируем ему) надо давать малышу в руки для того, чтобы он послушал звук, рассмотрел, погладил, попробовал на вкус, понюхал. Чем активнее малыш в познании мира, тем он лучше развивается.

Вы, наверное, заметили, что я ничего не пишу о так называемых аудио и видео-развивающих программах для младенцев, на которых написано, что они рекомендованы детям с 3-4 месяцев для их обучения и развития. Почему? Потому что на самом деле эти программы не развивают малыша и не обучают его, а скорее наоборот, утомляют и вызывают трудности в дальнейшем развитии. Исследованиями доказано, что основным развивающим стимулом в первый год жизни для ребенка является речь мамы! И качество этой речи определяет успех ребенка в дальнейшем — и не только уровень его речевого развития, но и уровень интеллектуального развития. Причем развивает малыша именно речь мамы, а не аудиозапись или видеозапись чужого голоса, так как малыш отличает голос матери от других звуков с очень раннего возраста. Поэтому важно разговаривать с ребенком во время укладывания спать, пробуждения, переодевания, купания, игр и упражнений, использовать пестушки и потешки, колыбельные.

Что умеет ребенок в 4 месяца

  • Малыш уверенно держит голову как лежа на животе, так и в вертикальном положении тела, когда его носят на руках. Когда ребенок лежит на животе, он упирается на предплечья. Нужно следить за тем, чтобы малыш упирался не на сжатый кулачок, а на раскрытую ладошку.
  • Ребенок поднимает голову в положении лежа на спине.
  • Он ощупывает свои ручки, играет с ними, рассматривает их, берет вложенную в ручку игрушку в рот (развитие координации «рот – рука»). Ребенок ощупывает ручками игрушки, край одеяла или подушки, водит руками по игрушке (развитие осязания).
  • К пятому месяцу раскрывается кулачок, поэтому малыш может свободно брать игрушку из рук мамы и удерживать ее в своей руке. Малыш рассматривает игрушку, вложенную в руку.
  • Он умеет целенаправленно тянуться к игрушке (висящей над грудью или находящейся в руках у мамы), захватывать и удерживать ее, манипулировать ей (развитие зрительно-моторной координации).

В 4-4,5 месяца ребенок может брать игрушку двумя руками, иногда одной рукой.

Если в три месяца ребенок наталкивался на подвешенные игрушки, то в четыре он захватывает, ощупывает и рассматривает их. А к 5 месяцам у него сформируется умение схватывания игрушки – он будет четко брать игрушку из рук взрослого.

Конечно, нужно следить, чтобы игрушки для малыша в этом возрасте были удобными для захватывания.

Когда малыш тянется к игрушке, он смотрит не только на нее, но и на свою ручку. В 4 месяца он уже в состоянии оценить расстояние до игрушки. Но умение схватить игрушку развито еще недостаточно, и малыш часто идет к игрушке не «прямым маршрутом», а « в обход», делая петлеобразные движения, отклоняясь в другое направление.

Кроме того, ребенок еще все игрушки захватывает одинаково – прижимая пальцами к ладони. В дальнейшем, приобретя опыт схватывания игрушек и предметов разной формы, малыш начнет захватывать предметы по-разному в зависимости от их формы.

  • Ребенок проявляет интерес к разным игрушкам, их звучанию.

  • Малыш эмоционально откликается на разные интонации речи мамы (ласковая, веселая, строгая), на разный характер музыкальной мелодии (различает и по-разному реагирует на плясовую или спокойную музыку)
  • Ребенок радуется при виде мамы, узнает ее. Он может узнать близкого взрослого с расстояния в два-три метра, находясь на руках у другого взрослого. Узнает он маму и папу и по голосу. Различает близких людей и незнакомых, по-разному реагирует на них. К 5 месяцам реагирует на новую обстановку, может заплакать при виде чужих людей, длительно их рассматривает.
  • Малыш смеется в ответ на эмоциональное общение с ним мамы. Может заплакать, если мама говорит с ним недовольным тоном.
  • Ребенок следит за перемещающимся предметом или концентрирует свой взгляд на неподвижном предмете в разных положениях туловища: на руках у взрослого, лежа на спине, лежа на животе.
  • Он находит взглядом невидимый источник звука (музыка, игрушка, мама) – поворачивает в сторону звука голову и находит источник звука глазами.
  • Ребенок в 4 месяца певуче гулит. В гулении малыш учится произносить гласные звуки созвучно родному языку, тренирует речевые навыки. В течение пятого месяца жизни гуление становится более разнообразным – певучим с разной интонацией.

Малыш в 4 месяца гулит длительно в ответ на речь мамы, при рассматривании игрушки, во время бодрствования. Если ребенок слышит голос мамы, то гуление становится более длительным и разнообразным. Гуление проявляется только когда у ребенка хорошее самочувствие и эмоциональное состояние.

К 5-6 месяцам гуление сменится отдельными слогами – лепетом: мамама, баба, папа и др. Лепет будет свидетельствовать о том, что ребенок слышит звуки речи взрослых, слышит сам себя, достиг определенного уровня развития артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения.

Чтобы у ребенка развивались подготовительные речевые навыки, очень важно создать тишину дома, чтобы ребенок слышал сам свое гуление. Ему очень нужно научиться слышать самого себя. Если же в доме постоянно работает телевизор, то этот фон мешает полноценному развитию ребенка и его слуховому сосредоточению.

  • Малыш может привлекать к себе внимание звуками. Это умение появляется у ребенка только тогда, когда с ним постоянно общаются, разговаривают. Если же этого нет, то малыш не проявляет интереса ко взрослому и не привлекает его внимание.
  • Ребенок играет в перекличку с мамой. Как играть в перекличку Вы узнаете из второй части статьи (Игры и упражнения)
  • В 4 месяца ребенок учится поворачиваться со спинки на бочок. Это умение приходит к малышу не сразу, не «вдруг». Сначала он высоко поднимается на предплечья так, как будто скоро перевернется. А потом уже делает первый поворот. Когда малыш освоит это умение, он начинает учиться поворачиваться со спины на живот. Это произойдет позже — примерно в 5 месяцев. Однако уже ближе к 5 месяцам жизни у многих детишек появляются предпосылки такого поворота – они начинают переворачиваться со спинки на животик «блоком» (т.е. одновременно поворачивая голову, плечи и таз).

Первые повороты малыша очень стремительные, быстрые, резкие, неожиданные, поэтому за детьми нужен глаз да глаз! И лишь затем малыш научится делать их плавно.

ВНИМАНИЕ: ОЧЕНЬ ВАЖНО! Ребенка в 4 месяца нельзя оставлять без присмотра, даже если он еще не умеет поворачиваться! Он может повернуться очень неожиданно для Вас (например, потеряет Вас из виду и начнет Вас искать) и упасть.

  • Ребенок придерживает руками грудь мамы или бутылочку, при введении прикорма к 5 месяцам начинает есть с ложечки.
  • Малыш различает цвета (именно поэтому мы используем цветные ленты разного цвета для подвешивания игрушек в кроватке, да и сами игрушки для игр и занятий с малышом подбираем так, чтобы они были разных цветов).
  • Ребенок при потягивании за руки пытается подняться и сесть. Но малыш в этом возрасте еще не сидит и нельзя его сажать насильно! Также в этом возрасте нельзя сажать малыша на подушки, прислоняя к стене. Почему нельзя? Ребенок, не умеющий сидеть, еще не может сам изменить положение своего тела, даже если поза ему стала неудобной. Это отрицательно сказывается на состоянии позвоночника ребенка, дальнейшем развитии движений.

Каковы нормативные показатели развития ребенка? Что он будет уметь к концу месяца, то есть к 5 месяцам?

К концу месяца малыш умеет:

  1. длительно лежать на животе при опоре на ладони,
  2. крепко упираться выпрямленными ногами о стол (в вертикальном положении) при поддержке под мышки – стоит ровно, устойчиво,
  3. может поворачиваться со спины на бочок,
  4. хорошо берет игрушки и предметы (целенаправленно притягивает и захватывает игрушку с расстояния вытянутой руки из удобного положения тела), удерживает игрушку в руке от 30 секунд до минуты. В случае неудачи повторяет попытку схватить и удержать предмет без побуждений мамы.
  5. отличает новые игрушки от знакомых,
  6. манипулирует игрушками, активно исследует их
  7. отличает близких людей от незнакомых, в том числе по голосу (речь, пение)
  8. отличает ласковую интонацию от сердитой,
  9. активно гулит.

Если малыш что-то не умеет, то не стоит расстраиваться. Просто нужно делать с ним упражнения, и всё получится. Чаще всего у ребенка наблюдаются трудности, если просто с ним раньше не занимались т.к. родители были в неведении по поводу того, что даже с таким крохой нужно проводить специальные упражнения, массаж и игры. Когда начнете заниматься и играть с ребенком, у него всё получится, пусть немножко позже.

Также нужно знать, что у каждого ребенка «своя норма». Один начнет переворачиваться на неделю позже, другой на неделю раньше. Это зависит и от самого ребенка, и от того, проводится ли с ним гимнастика и массаж и от многих других факторов. Однако есть очень тревожные симптомы, которые показывают, что малышу нужна помощь специалистов. На что нужно обратить внимание?

Тревожные симптомы в развитии ребенка в 4 месяца

Следует посоветоваться со специалистами и принять вовремя меры помощи малышу, если ребенок в 4 месяца

  • лежа на животе, не может приподнять туловище, опираясь на предплечья,
  • голова малыша отклоняется назад, когда Вы поднимаете его в вертикальное положение из положения лежа на спине.
  • не пытается опереться на кончики пальцев ног, когда малыша поддерживают под мышки и держат в вертикальном положении,
  • не улыбается, когда мама с ним говорит и не выражает радости, когда с ним играют и общаются (равнодушен к общению с близкими взрослыми).

Неизвестное об известном. Тайны колыбельных песен — первого учебника жизни для ребенка.

Какими они должны быть? Как они влияют на младенца и на маму? В чем их развивающая роль? Как их правильно использовать колыбельные для развития ребенка? В чем ценность народных колыбельных песен?

Отточенный многими поколениями и веками метод развития младенцев.

Или на обложку курса ниже для

Четырехмесячный малыш становится более внимательным, активным и жизнерадостным. Он меняется физически и эмоционально, радуя родителей новыми навыками и достижениями. Чему научился младенец к 4 месяцам и как можно помочь развитию карапуза этого возраста?


Одной из самых больших радостей в этом возрасте является переворачивание

Физиологические изменения

  • У 4-месячного малыша значительно укрепляются мышцы спины и улучшается их координация, в результате чего ребенок учится переворачиваться. Тем не менее, сидеть кроха еще не может, поэтому усаживать его с поддержкой в виде подушек не рекомендуется.
  • Многие рефлексы, характерные для новорожденного, уже исчезли или начали угасать, например, рефлексы ползания и Моро. Гипертонус рук уже полностью пропал, а в ногах еще сохраняется.
  • Слезные железы ребенка начинают свою работу, поэтому при плаче у малютки уже появляются слезы.
  • Зрение малыша начинает воспринимать все больше цветов. Крохе по нраву чистые тона желтого, красного, синего и зеленого. Если у ребенка после родов присутствовало косоглазие из-за слабости глазных мышц, к 4 месяцам оно должно пройти, поскольку мышцы глаз укрепляются.
  • Слух ребенка также активно развивается. Услышав звуки, кроха поворачивается в их сторону. Малыш уже умеет отличать голоса близких от голосов незнакомцев. Слыша музыку, карапуз начинает покачивать головой в такт. Крохе больше нравятся ритмичные мелодии с низкими тонами, чем высокие тона.
  • Работа пищеварительной системы младенца уже наладилась и стала более стабильной, колики у большинства деток уже прошли.
  • У некоторых малышей усиливается образование слюны, однако это связано не с появлением первых зубов, а с постоянным нахождением рук и разных предметов во рту младенца, которые он изучает таким образом.
  • Волосы и ногти малыша 4 месяцев растут очень быстро.

В эмоциональном плане кроха этого возраста становится более развитым и сильно нуждается в общении со взрослыми. Среди всех людей малыш особенно выделяет маму и реагирует на ее настроение. Если мамочка грустит, младенец будет это чувствовать, а на мамину улыбку непременно ответит собственной очаровательной улыбкой.


Улыбка ребенка очаровывает родителей

Физическое развитие

Так как двигательная активность 4-месячного малыша еще невысокая, прибавка в массе в этом возрасте довольно большая и составляет около 750 грамм. Рост крохи становится больше на 2,5 см, а окружности головы и грудной клетки в этом возрасте становятся одинаковыми (к пятому месяцу грудная клетка становится больше обхвата головы).

Хотя все детки развиваются по-разному, средние показатели для большинства младенцев этого возраста и границы норм помогают выявить, нормально ли растет младенец и не следует ли обратить внимание педиатра на превышение или уменьшение какого-то из параметров физического развития. Нормы для 4-месячных малышей мы представили в таблице:

Что малыш умеет?

  • Лежа на животе, кроха уверенно удерживает свою голову и рассматривает все вокруг. Мало того, младенец уже может приподнимать вместе с головой всю верхнюю часть тела и опираться на ладошки.
  • К четырем месяцам младенец освоил перевороты на животик с положения на спине. Некоторые малыши даже научились переворачиваться обратно и пытаются ползать на животе, помогая себе ножками.
  • Лежа на спине, кроха научился приподнимать голову вместе с плечевым поясом. Это первые попытки младенца садиться.
  • Малютка уже неплохо управляет своими руками. Во время кормлений ручки ребенка часто обнимают грудь мамы или обхватывают бутылочку. Пребывая в кроватке, кроха уже уверенно ухватывает руками предметы, которые висят над ней (игрушки мобиля).
  • Во время игр ребенок улыбается и часто смеется. Ребенок в возрасте 4 месяцев очень эмоционален, он может как радоваться, так и огорчаться или обижаться.
  • Гуление четырехмесячного младенца довольно длительное. Вы услышите от малютки звуки «а», «о», «б», «п» и «м». Некоторые малыши даже научились их связывать в слоги.


Представленные показатели нормы являются лишь ориентиром

Отметим, что каждый младенец развивается в своем темпе и одни навыки у карапуза могут появиться раньше, а другие – чуть позже, чем у сверстников. Тем не менее, есть умения, отсутствие которых в 4-месячном возрасте должно насторожить родителей. Обратитесь к педиатру, если малыш:

  • Не хватает предметы и не удерживает их в ручке некоторое время.
  • Не приподнимается с опорой на руки, когда лежит на животе.
  • Не научился переворачиваться на живот.
  • При вертикальном положении (когда родитель поддерживает под мышки) не опирается ногами о поверхность.
  • Когда подтягивают за обе ручки, головка ребенка отклоняется назад.
  • Не проявляет каких-либо эмоций и не реагирует на общение с людьми.

О том, стоит ли беспокоиться, если есть отклонения от норм, смотрите в видео доктора Комаровского.

О том, что, согласно нормам, должен уметь ребенок в 4 месяца, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Занятия для развития

  • Подвешивайте над ребенком яркие игрушки так, чтобы кроха мог ухватить их ручками. Отлично, если такие игрушки будут иметь разную фактуру или издавать звуки.
  • Вкладывайте в ручки ребенка погремушки разного размера и разной формы. Предложите крохе потрогать не только погремушки, но и мягкую игрушку, небольшую куклу, музыкальную игрушку с кнопочками, резиновую пищалку и другие предметы.
  • Играйте с младенцем в «прятки». Спрячьте свое лицо за носовым платком, затем откройте лицо и скажите «ку-ку». Также можете закрывать своими руками свои глаза, а потом закрывать своими руками глазки малыша. Крохе непременно понравятся все варианты игры.
  • Поиграйте с младенцем в «сороку-ворону». Так как на ладошке есть центры, стимулирующие работу кишечника, такая игра будет полезна не только для мышц руки, но и для пищеварения.
  • Пускайте мыльные пузыри и пусть кроха наблюдает за их медленным полетом.
  • Наденьте на одну ножку младенца носочек яркого цвета, чтобы карапуз захотел его ухватить. Также можете привязать к ножке младенца колокольчик. Обязательно похвалите кроху, когда ребенок достанет носок или колокольчик.
  • Для лучшего физического развития и тренировки координации возьмите младенца за ручки, поднимайте их вверх, а затем опускайте вдоль тела вниз. После этого скрещивайте руки на груди и разводите их в стороны.
  • Во время гимнастики, массажа и любых других дел вместе с ребенком напейте песенки и проговаривайте детские стишки, а укладывая малютку спать, напевайте колыбельную или рассказывайте сказку.
  • Стройте с крохой «диалоги», чтобы малютка учился подражать вашей речи. Проговаривайте разные слова так, чтобы младенец видел вашу мимику. Также важно повторять за малюткой звуки, которые произносит ребенок.


Детям в 4 месяца в первую очередь необходима забота и любовь мамы

Попробуйте провести с ребенком занятие «Червячок», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.

Уход

Утро четырехмесячного ребенка, как и ранее, начинается с гигиенических процедур. Умывайте младенцу лицо и вытирайте глазки, очистку ушей и носика проводите при необходимости. Подстригать ногти в этом возрасте приходится достаточно часто, поскольку они быстро растут, а младенец постоянно засовывает ручки в рот.

Гулять с 4-месячным карапузом следует дважды в день, ориентируясь на погодные условия. В летний период длительность прогулок может составлять до 6 часов. Зимой советуют выходить на прогулку на 1-2 часа. Воздержаться от нее следует лишь при сильном морозе, ливне или порывистом ветре.

Гимнастику и легкий массаж рекомендуют делать ребенку дважды в день. Сначала уложите кроху на спинку, возьмите за ручки и сделайте ними круговые движения. Затем поверните младенца на один бок и на другой, после чего возьмите ножки карапуза и подвигайте ими. Далее кроху нужно повернуть на живот, и в этой позе сгибать и распрямлять его ножки.


Гимнастика и массаж помогут развитию вашего ребенка

В процессе массажа стоит использовать потешки.






Техника массажа в 4 месяца подробно показана Николаем Никоновым – ведущим врачом и массажистом России в следующем видео.

Для улучшения засыпания следует создать определенный ритуал, который будет настраивать младенца на ночной сон. В этот ритуал может входить купание, поглаживание тела ребенка, кормление, колыбельная или сказка. Повторяйте такой ритуал ежедневно, не пропуская его элементы.

Помните о правилах безопасности и не оставляйте кроху одного, ведь многие малыши в 4 месяца уже научились переворачиваться, а те, которым это еще не удалось, могут порадовать новым навыком в любой момент.

О том, что в первую очередь необходимо малышу в 4 месяца, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Режим дня

Ребенок уже может бодрствовать больше 2 часов подряд и во время этих периодов ведет себя очень активно.

Четырехмесячный ребенок спит в сутки до 15 часов. Ночной сон в этом возрасте длится около 10 часов. Дневных снов у многих детей 4 месяцев становится три, а их общая длительность составляет около 5 часов. Оптимальным временем укладывания на ночной сон называют 19-21 час. Если вы начнете укладывание позже, то возможны трудности из-за переутомления младенца.

Малыш на грудном вскармливании продолжает получать исключительно грудное молоко. При этом кроха начал прикладываться к груди реже. Обычно это происходит в процессе засыпания, во время сна, а также сразу после пробуждения. В результате у ребенка имеется уже достаточно точный режим кормлений.


В 4 месяца достаточно легко можно наладить режим кормлений

У ребенка на искусственном вскармливании режим питания более строгий. Он предусматривает определенный объем смеси и 6 кормлений в сутки с промежутками примерно 3,5 часа. Количество смеси, в которой нуждается кроха-искусственник в сутки, определяют, разделив вес малыша на 7. Это общее количество распределяют поровну на 6 кормлений.

В среднем младенцы 4 месяцев съедают 900-1000 мл адаптированной смеси в сутки. За одно кормление малыш получает в среднем 150-170 мл смеси. Также в этом возрасте детям, получающим смесь, начинают вводить прикорм . Первым блюдом прикорма выбирают овощи или кашу. Новый продукт дают во второе кормление, увеличивая его количество до 100 г.

Не забывайте разнообразить день крохи различными потешками. Одна из них представлена Татьяной Лазаревой в следующем видео.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Поделиться: