Моя семья – моя крепость. Проект в средней группе на тему: моя семья по фгос Ваши взаимоотношения с родителями мужа

Правильно составить свою родословную достаточно сложно, а без соответствующих знаний практически невозможно. Есть различные варианты составления родословной: от предка к потомку или от потомка к предку.


Я выбрала смешанную восходящую родословную . Смешанная потому что в ней записываются родственники по линии отца и матери, восходящая потому что запись восходит к все более отдаленным поколениям.

Моя родословная пока небольшая, но здесь я расположила родственников, о которых собрала сведения. С этими людьми я состою в кровном родстве.

Я планирую собрать больше сведений о своей семье, узнать о родственниках до седьмого поколения, изучить дополнительную литературу, записать рассказы живых родственников, побывать в архиве и написать историю моей семьи, которую я люблю и горжусь.

2. Немного о себе

Меня зовут Гаянова Лия Маратовна (см. приложение №3 ). Я родилась 7 января 2002 года. Мне 15 лет. Я учусь в 8 Б классе школы №4 города Бирска.

Когда я была маленькой, я очень любила строить дома. Из кубиков ли, из песка ли, но обязательно – дома. Мои сооружения всегда получались разными: то крошечными, то огромными, то избушками на курьих ножках, то королевскими замками.

И сколько я себя помню, я всегда строила дома. Я выросла, но строить дома не перестала. Просто теперь я возвожу свой дом не из кубиков, не из кирпичей, не из брёвен и, уж конечно, не из песка. Я прекрасно обхожусь без этих обязательных атрибутов своего детства. Впрочем, кто-то, возможно, усомнится в том, что дом можно построить и без строительных материалов. Напрасно. Ещё как можно! Из традиций, например. Из семейного уклада. Из всего того, чем живёт дружная семья.

Дом в моём понимании – это порядок, лад, который царит в семье, большой ли, маленькой ли, неважно. Дом для меня – это тот образ жизни, который складывается годами, выстраивается десятилетиями. Для меня мой дом – это и место, где проходит большая часть моей жизни, это среда обитания, если так можно выразиться. Но не только. Мой дом – это и люди, его населяющие.

Самые близкие мне люди: бабушка и дедушка, мама и папа. Именно они и построили крепость под названием «Мой дом ». Так каков же он, мой дом? Насколько прочна моя крепость?

Задаваясь этими вопросами, невольно вспоминаю бабушку – «командира семейного фронта », как шутливо называет её мой дед, её муж, с которым она прожила в любви и согласии почти пятьдесят лет.

Мама говорит, что бабушке с дедушкой счастье было предначертано самой судьбой. Не подлежит сомнению то, что именно судьба вела их друг к другу.

3. Моя семья

Семья – это, что с тобой всегда
Вот она, моя семья:
Папа, мама и конечно я!

Мой папа , Гаянов Марат Муллаянович, родился 22 мая 1970 года в селе Павловка. Имя Марат означает «желанный ». Закончил школу № 4 города Бирска. Занимался вольной борьбой. Поступил в ПЛ №31.В 1997 году папа женился на маме.

Сейчас он работает вышка-монтажником на Севере в городе Губкенский. Работа очень тяжелая, но он ее любит. Приезжая с вахты, он всегда привозит мне подарочки, а самое главное видеозаписи и фотографии, на которых я вижу природу и животных этой природной зоны.

Мой папа трудолюбивый. У него золотые руки в том плане, что все он делает аккуратно, надежно и долговечно. Он может помочь по дому и вкусный обед нам приготовить.

Моя мама , Гаянова Лилия Файзрахманова, родилась 20 августа 1966 года в селе Метели. Девичья фамилия Ахмельдинова. После окончания Белокатайской средней школы она поступила в медицинский институт города Уфы. Вскоре стала врачом.

Вот уже 20 лет она работает в Бирской больнице. Моя мама добрая и отзывчивая, в то же время строгая и требовательная. У нее очень сложная работа, приходится читать много дополнительной литературы.

Дома мама неустанно заботится обо мне. Вместе с папой помогают по хозяйству бабушке и дедушке. В доме у нас всегда чисто и уютно. Мама очень аккуратная и меня приучает к этому.

А ещё она умеет вкусно готовить. Все, кого мама угощает своими приготовлениями, хвалят её. Словом, она у нас настоящая хозяйка.

Я горжусь своими родителями.
Дом, в котором мы живём,
Самый лучший в мире дом.
Память добрую о нём
Мы всю жизнь в сердцах несём.
Пусть тепло и добрый свет
Будут в нём на тысячу лет!

4. Откуда мы родом и где наши корни?

4.1. Мои бабушки и дедушки


А сейчас я хочу рассказать о своих любимых бабушках и дедушках .

Лучше друга не найти - обойди весь свет.
Лучше бабушки моей в целом мире нет.
Ярче солнышка она улыбается
И печали все мои забываются.

Моя бабушка , Ахмельдинова Фатыма Махмутовна родилась 20 сентября 1930 года в село Фаткулино. Сейчас она живёт с дедушкой в городе Бирске. Училась в Улу-Телякской школе. Окончила восьмилетку. Работала штукатуром-маляром, мотористом, техничкой. Зарплата была не большой 120 рублей. Она очень рано начала работать, так как нужны были деньги. Труд моей бабушки стал вкладом в развитие нашей страны.

У моей бабушки есть медаль материнства. Она воспитала 5 детей: Рим – мой дядя, Наиль – мой дядя, Ринат - мой дядя, Галия – моя тетя, Лилия- моя мама. Сколько работящих людей поставила на ноги моя бабушка.

Бабушку все уважают и любят. Она замечательная бабушка. Без дела она не сидит ни минуты. В доме у неё всегда чисто и уютно. И хотя ей исполнилось 83 года, она выглядит молодой и красивой. По рассказам бабушки, когда она вышла замуж, председатель подарил им своего жеребца.

Моя любимая бабушка уже на пенсии, но она вовсе не выглядит старой. У моей бабули очень длинные волосы, она заплетает их в косичку. Глаза – это самое красивое в бабушкиной внешности. Они большие, глубокие и добрые. Бабушка всегда смотрит ласково и немного тревожно, ведь она постоянно заботится о нас, своих родных.

Одевается бабушка очень практично и просто. Бабушка считает, что одежда должна служить удобству, а не мешать.

В общем, моя бабушка выглядит довольно бодро и энергично. Поэтому ей дают меньше лет, чем есть на самом деле. На ее лице, увы, заметны несколько крупных морщин, будто от улыбок. Однако это только украшает мою бабушку, ведь это означает то, что она любит улыбаться людям.


Мой дедушка , Ахмельдинов Файзрахман Рахимович, родился 10 февраля 1929 года в село Фаткулино. В молодости работал шахтером в Казахстане, вскоре Нефтяником. В 1985 работал в Культюбинске в разведке. Затем вышел на пенсию. Где жили? Как говорит бабушка: ”Где работал там и жили.” Познакомились на вечеринке. В 1953 году сошлись с бабушкой. Жили вместе 43 года.

Прошло много лет с того момента, когда бабушка с дедушкой встретились. Но они прекрасно помнят и свою первую встречу, и своё первое свидание. Недавно я поинтересовалась у дедушки, как была одета бабушка на их первом свидании.

Дедушка улыбнулся, ничуть не удивившись моему вопросу, и ответил: «Она была в белом ситцевом платье, по которому цвели крупные ярко-красные маки, в тон белым туфелькам с красными бантиками. А сама она была худенькая, стройная, с синими, как море, глазами. Поверь, в такую девушку невозможно было не влюбиться ».

Мне стало интересно, а помнит ли бабушка, как выглядел дед на первом свидании. К моему изумлению, оказалось, что бабушка тоже ничего не забыла. «Да, да, – отозвалась она на мой вопрос, и глаза её, потеплев, засверкали каким-то особым светом, светом непогасшей любви, наверное.

– Он был в светло-голубой рубашке, которая очень ему шла, в коричневых брюках и тёмных ботинках. А в руках он держал огромный букет роз. Ты знаешь, он часто дарил мне цветы: и когда ухаживал, и когда у нас уже появились дети…»

Правда, теперь дедушка всё чаще дарит не цветы, а «шикарные » коробки конфет. Ведь он знает: его Фатыма – большая сладкоежка. Мне такие подарки очень нравятся. Сил у бабушки «расправляться » с ними не хватает, вот я и помогаю ей «поедать » содержимое больших красивых коробок.

Ну а если серьёзно, то я считаю, что мне в моей ещё очень короткой жизни несказанно повезло. У меня есть и бабушка, и дедушка, очень светлые, добрые и интеллигентные люди, любящие мир, друг друга, своих детей и внуков. И потому, что они есть в моей жизни, я могу с уверенностью сказать: мой дом – это моя семья. А моя семья – это моя крепость.

Крепость, которую никто и ничто не сможет разрушить, ведь царят в ней любовь, взаимопонимание и уважение. Разве это не счастье?! (См.приложение№4 ) А вот такие грамоты за добросовестный труд получили мои дедушка и бабушка.

Вторая бабушка

Моя вторая бабушка , Гаянова Халиса Юсуповна, родилась 12 ноября 1938 года в селе Болтачево. Работала кухонным работником. Очень общительная, трудолюбивая. Бабушка – добрая, она хорошо рассказывала сказки, у неё большие красивые глаза.

Бабушка всегда была готова помочь, принести чего-нибудь, купит разных вкусностей, отрывая от своей невеликой пенсии. Или зазвать меня в гости, чтобы, как говорит мама, "мы с папой от тебя отдохнули". Мне кажется, пока есть у нас бабушки и дедушки, то у нас есть как бы якорь в жизни. Надежная опора. Якорь у моряков считают символом надежды, что корабль не унесет в море и не разобьет о камни на берегу.


Дедушка , Гаянов Муллаян Минигаянович, родился 18 ноября 1935 года. Работал монтажником на буровой. Дедушка - рыбак и увлеченный фотограф. Он очень любил показывать мне свои фотографии.Дедушка умеет делать все! У него золотые руки. Он может мастерить множество всяких вещей, даже мебель.

Когда-то он сам собрал радиоприемник, потому что увлекался радио. Еще он когда-то хорошо играл на баяне, даже окончил музыкальную школу. Но потом забросил это дело, потому что стало некогда.Мой дедушка - очень интересный человек.

Бабушка с дедушкой воспитали и вырастили пятерых детей : Рафиса (моего дядю), Рафима (моего дядю), Раиса (моего дядю), Гульнару (мою тетю), Марата (моего папу). Мои дедушка и бабушка, всю жизнь прожили в родном посёлке. Труд в их семье считался основой всего. Они с малых лет приучали детей к труду.

Моя бабушка была терпеливая и сильная духом. Бабушка всегда всё успевала. Она очень хорошо умела вязать. Дедушка тоже всю жизнь работал на буровой. Он мастер на все руки. Своё умение к трудолюбию он передал сыну.

Дядя Рафис со своей семьёй живёт в городе Бирске. Вместе с женой Олесей растят сына Эдика. Сейчас наших бабушки и дедушки нет. Они умерли. Но мы всегда будем помнить, и любить их. Будем помнить, как они любили баловать нас сладостями, как они учила нас быть честными и правдивыми.

4.2. Мои прабабушки и прадедушки

Четвёртое поколение – это поколение моих прабабушек и прадедушек. Как и у каждого человека у меня было 4 прабабушки и 4 прадедушки. Очень жаль, но большинство из них я не застала в живых. Они задолго до моего рождения ушли из жизни.

Моя прабабушка (по матери) Тазиева Махмуза Абдрахмановна. Родилась в д. Тукмаклы в 1905 году. Работала в колхозе. Из курса истории я знаю, что почти бесплатный труд колхозников позволил нашей стране превратиться в великую державу. Воспитала 8 детей: Фатыма – моя бабушка, Фатыха, Шафик, Хамит, Зайнат, Зайтуна, Гатав, Хамидулла.

Мой прадедушка, Тазиев Махмут Газидтинович. Родился в 1888 году. Он отличался своим внешним видом: был высокого роста, широк в плечах. Работал в колхозе; шкурник, когда было время, работал в бригаде.

4.3. Далёкие предки

Наша семья очень многолюдная. С детства нас воспитывали в родственных отношениях, учили уважать и понимать друг друга.

Семья для меня – это совершенно особое понятие, и я хотела бы сделать все, чтобы мои родные всегда были счастливы и здоровы, и чтобы видели во мне реальную поддержку и воплощение своих надежд.

МАДОУ «Детский сад «Загадка»»

Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой

Информационно – исследовательский проект

« Моя семья – моя крепость»

Руководитель проекта:

Воспитатель Спринская Н.В.

Участники проекта:

Воспитанники старшей группы

«Теремок» и их родители

Название проекта :

« Мой семья – моя крепость»

Пояснительная записка

Что такое семья – понятно всем. Семья это – дом, семья – это мир, где царят любовь и преданность, это одни на всех привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой, могут царить лишь покой и любовь. В прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности

Для ребёнка знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живёт его семья. Дети должны знать, как зовут родителей, как важен их труд и занятия других членов семьи, называть ближайших родственников и принимать посильное участие в подготовке семейных праздников.

С этой целью мы решили организовать совместный проект « Мой дом – моя крепость. Моя семья – моя опора».

Актуальность проекта

Семья – это «храм» духовности и нравственности, который созидают совместными усилиями члены семьи. Каждая семья представляет собой неповторимое сочетание индивидуальностей, характеров и нравов, но, несмотря на такие значимые особенности, является частью общества, которое регламентирует правила поведения и в значительной степени определяет ценностные ориентиры. Если по какой – либо причине семья не разделяет созданных обществом ценностей, не вписывается в его нормы, то и дети в такой семье не усваивают необходимых ценностей и норм и отличаются от сверстников отклоняющимся поведением. Впоследствии, их относят к статусу девиантов и\или деликвентов и не принимают в желаемую ими социальную группу. Справедливости ради следует отметить, что в настоящее время, отклоняющееся поведение присуще детям и из внешне благополучных семей, не уделяющих достаточного внимания нравственным, этическим, моральным компонентам воспитания. Оно ярко проявляется как в конкретных действиях, так и в их представлениях о ценностных идеалах и нравственных ориентирах. Если родители бездуховны, уделяют большую часть времени накоплению материальных ценностей, то, естественно, они недодают своим детям эмоционально насыщенного общения. Чем чаще мы сталкиваемся с проявлением безответственного отношения к воспитанию, тем реже мы будем встречать людей, поведение которых эквивалентно нравственным требованиям. В подобных условиях ещё более значительным становится роль школы в пропаганде общечеловеческих ценностей и нравственных ориентиров не только среди учащихся, но и среди их родителей. При определении содержания нравственного просвещения детей, педагогу важно знать какие духовно-нравственные представления дети уже имеют. Важным источником накопления знаний является знакомство с окружающим миром. Ещё более важный источник – осмысление детьми личного опыта. Усвоение нравственных норм происходит в живой практике общения людей, когда совершаются и переживаются положительные и отрицательные поступки. Опыт просветительской работы среди родителей даёт основания предположить, что для современных родителей духовно – нравственное воспитание является наиболее сложным моментом. Сегодня родители в большей степени озабочены накоплением детьми конкретных знаний, а волнующие разговоры о человеческой сущности, добродетелях ведутся крайне редко.

Связь поколений, знание своих корней, понимание, какие люди окружают ребёнка, какое место в истории своей страны или малой родины занимают близкие люди, семья – это очень значимый момент в воспитании. Ещё А.С.Пушкин писал: « Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». В 6-7 лет дети вполне способны понимать и правильно оценивать духовно-нравственные нормы. Изучение родословной каждого ребёнка целесообразно начинать именно в этом возрасте. В наше время проблема изучения истории своей семьи наиболее актуальна, так как семьи в современном мире теряют связь поколений. Общение сведено минимуму не только между дальними, но и между близкими родственниками. Изучение родословной семьи способствует более тесному общению её членов, развивает интерес к истории семьи, способствует укреплению духовных ценностей, повышает её культурный уровень. «История должна давать нравственные уроки и задачи». Эти слова русского философа Павла Флоренского как нельзя лучше подтверждают то, что история отдельно взятой семьи и история всего государства в целом тесно связаны. Конечно, детям самостоятельно составить родословную невозможно, поэтому здесь нужна огромная помощь родителей. К 35-40 годам интерес к истории своих корней у людей большой и достаточно устойчивый, поэтому родители, а также старшее поколение, активно включаются в изучение родословной. Совместная работа помогает сблизить членов семьи, помогает посмотреть друг на друга по-новому. Дети с удивлением узнают многие детали из жизни своих родных. Начинают гордиться успехами и достижениями мам, пап, бабушек и дедушек.

Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из самых значимых. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы.

Родословное дерево человечества изучалось всегда, но знакомство с ним происходило в старшем возрасте. Эта проблема не была исследована на уровне младшего школьного возраста. Для успешной реализации данного проекта за основу взята модель взаимодействия: педагог - дети – родители. Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых. Поэтому возникает потребность в ее изучении.

В детском понимании не до конца сложились определения таких понятий, как «семья», «род», «предок»…

С учетом этого и была выбрана тема исследования « Моя семья – моя крепость»

Цель проекта: через организацию разных видов деятельности детей создать условия, способствующие закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к членам своей семьи, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй.

Задачи проекта:

1. Образовательные :

Расширить представления детей о себе, о членах своей семьи.

Закрепить знания детей своего места жительства и адреса.

Закрепить знания о профессиях членов семьи.

Учить рассказыванию о себе, о членах своей семьи.

Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”. Расширять и обогащать словарь детей новыми понятиями (племянник(ца), пра- (бабушка, дедушка), двоюродные брат и сестра, заимствованные: кузен и кузина); расширять лексический словарь (дед- дедушка, баба- бабушка, тетя-тетушка и т.д.)

Дать понятие о народных семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.

2. Развивающие:

Развивать познавательный интерес к членам своей семьи.

Развивать воображение, логическое мышление, связную речь детей.

Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений.

3. Воспитательные:

Воспитание нравственности.

Воспитывать любовь и интерес к членам своей семьи, желание помогать членам своей семьи.

Помочь осознать важность семейных традиций, совместного труда и отдыха, необходимость уважительного, заботливого отношения к членам своей семьи.

Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

Укреплять детско-родительские отношения.

Тип проекта: творческий, информационно – исследовательский,

внутри группы; при участии детей и взрослых; средней продолжительности.

Объект исследования: семья.

Предмет исследования : родословная семьи.

Проблема : дети не имеют достаточных знаний о членах своей семьи, о родственных связях, о предшествующих поколениях.

Гипотеза : В результате работы над проектом у детей, родителей и других членов семьи установится более тесная связь во взаимоотношениях, что будет способствовать развитию интереса к истории своей семьи.

Методы работы: 1. Анкетирование.

3. Метод интервьюирования.

4. Метод анализа результатов совместной деятельности;

Межпредметные связи : музыка, литературное чтение, окружающий мир, ИЗО.

Руководитель проекта: Спринская Наталья Владимировна

Участники: Воспитатель, воспитанники старшей группы «Теремок», их родители и другие члены семей.

Прогнозируемый результат проекта:

Планируемые результаты проекта «Моя семья-моя крепость»

1. Актуализировано у воспитанников представление о понятии «Семья, род; родословная»

2.Разработан совместный групповой проект;

3.Привлечены к деятельному участию в проектах родители воспитанников;

4.Получен совместный опыт эмоционально-ценностных переживаний детей и родителей;

5.Организована выставка творческих работ детей по теме, демонстрация презентаций родословных семей, семейных увлечений;

6. Проведено совместное мероприятие с детьми и родителями «Семейный калейдоскоп».

Этапы работы:

    Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

    Составление плана-схемы проекта.

    Обсуждение проекта на собрании.

    Сбор и анализ материалов по теме проекта.

    Работа по плану с детьми, родителями.

    Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

    Презентация проекта.

Пути реализации проекта:

        1. Составление «семейного» словарика.

          Разработка проектной работы «Мое имя и фамилия».

          Рисование «Мой папа-чемпион»

          Разработка проектной работы «Кто, кто в домике живет»

          Рисование «Моя любимая мамочка»

          Разработка проектной работы «Целуем бабушкины руки»

          Рисование «Семья глазами детей»

          Разработка проектной работы «Традиции семьи. Семейные реликвии»

          Разработка проектной работы «Меню выходного дня семьи»

          Разработка проектной работы «родословная моей семьи»

          Разработка проектной работы «Мой прадед-участник Великой Отечественной войны»

          Итоговое групповое праздничное мероприятие «Семейный калейдоскоп».

Содержание работы с детьми:

              1. Цикл бесед о семье:

«Сердце семьи»

«Странички семейного альбома»

Беседа о семье на основе обсуждения рассказа Л.Толстого

«Косточка»

«Семья глазами ребенка»

«Беседа о маме»

«Что такое родословная семьи?»

2. Чтение и анализ произведений о семье.

3. Рассматривание иллюстраций, составление рассказов по картинкам.

4. Загадки, пословицы и поговорки о доме и семье.

5. Рассказы о Великой Отечественной войне:

С.П.Алексеев «От Москвы до Берлина», «Идет война народная»

В.Ф. Панова «Сергей Иванович и Таня»

В.Е. Карасева «Маленькие ленинградцы»

6. Цикл бесед о ВОВ:

«Родина – мать зовет!»

«Дети войны»

«Музыка войны»

«Мы пол-Европы прошагали, пол-Земли»

Содержание работы с родителями.

1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

2. Помощь в пополнении книжного уголка произведениями о семье.

3. Проведение работы по подбору загадок, стихов и песен, пословиц и поговорок о семье, о членах семьи.

4. Помощь детям в разработке проектных работ и в поиске информации.

5. Помощь в организации группового мероприятия «семейный калейдоскоп», участие некоторых родителей в мероприятии, помощь в подготовке костюмов и атрибутов для праздника.

6. Родительская встреча-тренинг «Итоги проекта», сбор отзывов родителей о проекте.

План-схема
работы с детьми и родителями по реализации проекта

Этап работы

Содержание работы

Ответственные

1.

Подготовительный

разработка этапов проектной деятельности;

разработка анкеты для диагностики уровня знаний детей о семье, родословной;

разработка примерных конспектов занятий и групповых мероприятий;

продумать формы работы с родителями в процессе реализации проекта; разработать консультации, родительское собрание, оформить уголок чтения.

Воспитатели

Спринская Н.В.,

Будаева Л.Н.,

родители воспитанников

2.

Основной

проводится диагностика на начальном этапе и заключительном, где прослеживается динамика детей; проводятся занятия по чтению, окружающему миру, ИЗО по теме проекта.

Изготовление «Семейного словарика», организуются выставки детских работ на тему « Мое имя. Моя фамилия» «Мой папа-чемпион», «Моя семья», (срок реализации - февраль), «Моя любимая мамочка», «Кто, кто в домике живет», «Семья глазами детей», «Целуем бабушкины руки» (срок реализации – март); «Традиции семьи. Семейные реликвии», «Меню выходного дня семьи», «Мой прадед-участник Великой Отечественной войны» (срок реализации – апрель), групповое праздничное мероприятие «Семейный калейдоскоп» (срок реализации – май);

родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы; работа с пословицами и поговорками о семье.

Воспитатели

Спринская Н.В.,

Будаева Л.Н.,

воспитанники,

родители воспитанников

3.

Заключительный

Подведение итогов:

1. Обработка информации по сводной информационно-диагностической карте по выявлению знаний у детей о своей семье;

2. Оформление результатов проекта;

3. «Родословное древо моей семьи».

4. Проведение итогового группового праздничного мероприятия «Семейный калейдоскоп»

5. Отзывы родителей о проекте.

Воспитатели

Спринская Н.В.,

Будаева Л.Н.,

воспитанники,

родители воспитанников

Приложение 1

    Персональный информационный проект «Мое имя и моя фамилия»

Цель: развитие у воспитанников интереса к своему происхождению.

Задачи:

    Формирование понятия о значимости имени и фамилии для каждого человека, о происхождении имен и фамилий.

    Расширение представлений о происхождении своего имени и своей фамилии.

    Организация исследовательской деятельности по данному направлению.

    Создание условий для получения личного опыта в творческой деятельности воспитанников, в работе с первоисточниками.

Этапы проекта:

    Мотивационный этап .

Педагог заявляет общий замысел (Что для человека означает его имя, как родители выбирают имя своему ребенку, зачем людям фамилия, истории возникновения фамилий), создает положительный мотивационный настрой для воспитанников и их родителей.

    Подготовительный этап- совместное планирование деятельности (ребята, родители, педагоги).

На этом этапе обсуждается, что такое проект, этапы проекта (выбрать тему, подумать, собрать информацию -спросить у другого человека, получить информацию из книг или из интернета, понаблюдать, посмотреть по телевизору, провести эксперимент, обсудить в группе,-подведение итогов и оформление результатов, представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта-альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок, презентация и т.д.-презентация проекта). Определяются тема и цели проект, формулируются задачи. Актуализируется проблема незнания происхождения своего имени и фамилии с обучающимися и родителями. Вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности обучающихся с помощью педагога и родителей.

    Информационно-операционный этап – проведение исследовательской работы.

Творческие задания детям: составить рассказ о значении своего имени, разузнать у родителей, почему их так назвали. Исследовать историю возникновения своей фамилии.

Задание родителям: помочь детям в сборе информации о происхождении имени и фамилии ребенка.

На этом этапе воспитанники совместно с родителями собирают материал, работают с литературой и другими источниками информации, беседуют с родственниками, непосредственно выполняют проект, оформляют его. В назначенное время проводится групповая конференция: представление и презентация индивидуальных творческих работ.

    Рефлексивно-оценочный этап – подведение итогов.

На этом этапе проводится анализ творческих и исследовательских работ по ранее обозначенным критериям. Организуется выставка работ, после чего проводится итоговая рефлексия - работа в круге:

На каком этапе работы возникли трудности?

Что вас порадовало, удивило, может быть, расстроило?

Что было для вас наиболее значимым?

О чём задумались?

Итоговая рефлексия проводится также и с родителями на ближайшем родительском собрании.

    Персональный творческий проект «Кто, кто в домике живет» (моя семья)

Цель: формирование у воспитанников уважительное отношение к своим родителям, к своей семье.

Задачи:

1. Воспитание чуткого, доброго, внимательного отношения к близким людям-родителям.

2. Организация исследовательской деятельности по данному направлению.

3. Создание условий для получения личного опыта в творческой деятельности воспитанников.

Этапы проекта: (Те же самые, как и в 1 проекте).

Проблема - в обществе утрачено представление о традиционном понятии «семья».

Творческие задания детям: рисунок «Моя мама», рисунок «Мой папа-чемпион», составить фоторассказ о родителях, их профессиях, где, по какому адресу проживает семья.

Задание родителям: помочь детям в сборе информации и в составлении эмблемы своей семьи.

Проведение конференции: представление и презентация индивидуальных творческих работ.

Итоговая рефлексия проводится и с детьми и с родителями.

    Персональный творческий проект «Мои предки. Родословная моей семьи»

Цель: развитие чувства ответственности за прошлое, настоящее и будущее своего рода, осознания себя как части микросоциума

Задачи:

Этапы проекта:(Такие же, как в 1 проекте)

Проблема – в современном мире утеряна связь поколений, общение сведено к минимуму не только между дальними, но и близкими родственниками

Творческие задания детям: рисунки «Семья глазами детей». Создать родословную своей семьи («Семейное дерево»), мини-проект «Целуем бабушкины руки» (самостоятельный выбор формы представления продукта)

Задание родителям: помочь детям в сборе информации и в составлении родословной семьи

Конкурс рисунков «Семья глазами детей»

Проведение конференции: представление и презентация индивидуальных творческих работ

IV . Персональный творческий проект «Традиции моей семьи. Семейные реликвии»

Цель: формирование у воспитанников ценностных представлений о семейных ценностях, традициях.

Задачи:

1. Развитие интереса к истории семьи.

2. Формирование у воспитанников ценностных представлений об институте семьи.

3. Формирование умения работать с архивными документами (в том числе и в семейном архиве).

3. Организация исследовательской деятельности по данному направлению.

4. Создание условий для получения личного опыта в творческой деятельности воспитанников.

Этапы проекта: (такие же, как и в 1 проекте)

Проблема – в современном мире утрачено представление о традиционном понятии «семья», о семейных традициях и праздниках.

Творческие задания детям: рассказать о традициях семьи, разузнать о семейных реликвиях, составить «Меню выходного дня семьи».

Задание родителям: помочь детям в сборе информации и в составлении проектной работы

    Персональный творческий проект «Мой прадед-участник Великой Отечественной войны»

Цель: привитие обучающимся уважительного отношения к своим предкам, воспитание чувства гордости за своих предков, подарившим мир на Земле (участников ВОВ).

Задачи:

1. Развитие интереса к истории семьи.

2. Формирование у воспитанников ценностных представлений об институте семьи.

3. Формирование умения работать с архивными документами (в том числе и в семейном архиве).

3. Организация исследовательской деятельности по данному направлению.

4. Создание условий для получения личного опыта в творческой деятельности воспитанников.

Этапы проекта:(Такие же, как и в 1 проекте)

Проблема – в современном мире утрачена связь поколений, понизилось знание своих корней, о том, какое место в истории своей страны и малой родины занимают близкие люди

Творческие задания детям: исследовать, есть ли в роду участники Вов, герои Вов. Составить рассказ о подвигах родственников (пополнение КНИГИ ПАМЯТИ группы), творческая работа «Открытка ветерану», участие в акции «Бессмертный полк», возложение цветов к памятнику «Вечный огонь», разучивание танца «Закаты алые» и инсценировки «Баллада о матери».

Задание родителям: помочь детям в сборе информации и в составлении проектной работы, в подготовке костюмов к мероприятию.

Проведение групповой конференции: представление и презентация индивидуальных творческих работ, подготовка номера для выступления к 9 мая.

    Групповой творческий проект «Семейный калейдоскоп»

Цель: Формирование у воспитанников ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни.

Задачи:

1. Объединение членов семьи общими интересами и расширение представлений о роли семьи в жизни каждого человека.

2. Воспитание уважительного отношения к семье и к семейным традициям.

3. Развитие у воспитанников творческих способностей.

4. Укрепление связи семьи и детского сада.

Этапы проекта:

1.Мотивационный этап. Педагог объявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой воспитанников и родителей. Дети обсуждают, предлагают свои идеи.

2.Подготовительный этап - совместное планирование деятельности (ребята, родители, педагоги). Определяется тема и цель проекта, формулируются задачи, актуализируется проблема – незначительное сотрудничество семьи и детского сада; вырабатывается план действий, распределяются роли.

3. Информационно-операционный этап – работа над КТД «Семейный калейдоскоп»

Творческое задание детям:

Создание приглашений на мероприятие

Подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального кино, видео-оформления, организация выставки творческих работ воспитанников по теме «Моя семья-моя крепость»

Репетиции

Проведение мероприятия

Творческое задание родителям:

Организовать выставку творческих работ детей, приготовить любимые блюда семьи и организовать чаепитие на итоговом мероприятии

4. Рефлексивно-оценочный этап – подведение итогов

Анализ КТД по критериям

Отзывы родителей

Итоговая рефлексия - работа в круге:

Что было хорошо, что - не очень и как надо было делать?

На каком этапе работы возникли трудности?

Что вас порадовало, удивило, может быть, расстроило?

Что было для вас наиболее значимым?

О чём задумались?

Выражение благодарности всем семьям, участвующим в проекте «Моя семья-моя крепость».

Итоговая рефлексия с родителями проводится на ближайшем родительском собрании.

Приложение 2

Памятка для родителей «Что такое «семья» и «семейные

традиции?»:

Семья есть первичный, естественный и в то же время священный союз. В семье ребенок учится первым совестным движениям сердца, получает первые уроки любви, веры и свободы, что позволяет ему подняться в дальнейшем к другим формам человеческого единения – Родине и государству. Огромное влияние на развитие личности ребенка оказывает культура семьи.

Культуру семьи составляют нормы и правила поведения, идеи, материальные предметы, используемые членами семьи. Главный элемент семейной культуры – традиции семьи. Под семейными традициями понимают обычаи, духовные ценности, правила поведения, принятые в данной семье и передающиеся из поколения в поколение.

Семейные традиции служат упрочению семейно-родословных связей, формируют эмоциональную близость всех членов семьи, передают и формируют ценные нравственные качества человека: доброту, сострадание, взаимопонимание, сдержанность, вежливость, почтительное отношение к старшим.

К сожалению, большинство семейных традиций были утрачены в начале XX века. Наша задача – приобщать дошкольников к семейным традициям, возрождать и углублять традиции, наиболее значимые для современных семей.

Каковы же семейные традиции, укрепляющие семейные отношения,

делающие жизнь семьи интересной и насыщенной?

Прежде всего, это домашние игры, совместное чтение по вечерам сказок, былин, рассказов, духовной литературы, семейные вечера для малышей с участием всех членов семьи, домашние спектакли, изготовление подарков к вечерам, праздникам.

Приобщению детей к домашнему труду способствует обучение дошкольников рукоделию (вышиванию, вязанию, бисероплетению и т.д.), сотворчество детей и родителей (рисование, аппликация, лепка, конструирование из природного материала).

Особый интерес вызывают традиции, способствующие сохраниению истории семьи – изучение и составление родословной, семейных архивов с фотографиями и историями о семье, поиск семейных реликвий, создание домашних мини-музеев.

Возрождение интереса к истории своей семьи, переосмысление роли семейных традиций, приобщение детей к культуре семьи особенно значимо в дошкольные годы, так как именно в этом возрасте закладываются основы социального поведения человека, создается поле жизни и надежный тыл ребенку.

Приложение 3

Анкета для родителей «Знаю ли я родословную своей семьи?»

11.

Известна ли Вам родословная Вашей семьи?

Да

Нет

22.

Все ли Вы знаете о своих предках на уровне:

Родителей;

Дедов и бабушек;

Прадедов и прабабушек;

Пращуров;

Прапращуров

Да

Нет

Кое-что

33.

Знаете ли Вы, где и как собрать информацию о своих предках?

А. Знаете ли Вы, как работать в архивах?

Б. Как получить информацию в библиотеках?

В. Умеете ли Вы проводить опросы родственников?

Да

Нет

44.

Знаете ли Вы, как использовать собранную информацию для составления Вашего семейного древа?

Да

Нет

55.

Заинтересовала ли Вас эта анкета?

Да

Нет

66.

Нужны ли Вам консультации для проведения исследования родословной своей семьи?

Да

Нет

77.

Данные участника исследования:

Ф.И.О.__________________________________________________

Возраст:________________________________________________

Приложение 4



Высказывания великих людей Если собираетесь кого – нибудь полюбить, научитесь сначала прощать. А.В.Вампилов Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Цицерон Любить – значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо. Аристотель


Моя история из прошлого Однажды мы с семьёй ездили в зоопарк. Мне понравились лебеди. Одни были белые и пушистые, как снег, а другие – чёрные, как смола. А ещё около клетки с обезьянками стоял охранник, он дал одной обезьянке жвачку и она её жевала, как человек. В зоопарке мы видели разных зверей. После с папой, мамой и братиком мы катались на каруселях. Этот день я запомнила так как всем было весело.


Что есть настоящее проявление любви? Я мог бы написать рассказ о том, что я люблю. Но в двух словах сейчас для вас об этом расскажу. Боюсь устану говорить о том, что я люблю. Я просто лучше подойду и маму обниму. И папу тоже я люблю, и младшую сестру, Играть, смеяться и шалить, и Родину свою. Ты можешь многое любить, о главном не забудь: Ты уважай других людей и вежлив с ними будь. Приди на помощь в трудный час, заботься и люби, Живи, учись, расти и маму береги. И я хочу всем вам сказать без лжи и без упрёка: Любить кого – то хорошо, а ненавидеть…плохо!


Методика незаконченных предложений «Дома я люблю общаться с __________». «Я люблю помогать по хозяйству ______». «Я люблю с папой поговорить о _______». «Я люблю поговорить с мамой о ______». «Я благодарен маме за ______________». «Я благодарен папе за ______________». «Я благодарен бабушке за ___________». «Я благодарен дедушке за ___________». «Я благодарен сестре (брату) за _______».
Афоризмы маленьких мудрецов Корни есть у всех. Корни – это наши воспоминания. Кристина, 4 класс Красота, доброта, знания, ум – вот корни человека. Василий, 4 класс Мои корни – это мои родители. Екатерина, 4 класс Сила дерева – в его корнях. Сила человека в его друзьях. Данил, 4 класс

Первые участники нашего проекта о дружной, крепкой семье - Владимир и Виктория Силаевы, Московская область, Фрязино.

Стаж семейной жизни 25 лет. Трое детей: Иван, Семён и Полина.

Владимир Силаев:

Я воспитывался в семье с отчимом. Мой младший брат был мне родным только по матери. Моя мать ушла от моего отца и вышла за муж во второй раз. Отношения между матерью и точимом нельзя назвать лучезарными. Частые скандалы, разборки, истерики и все это на глазах у нас. Но были и спокойные периоды, отчим был по натуре все таки хорошим человеком.

Познакомились мы ещё когда я после школы учился в училище, моя будущая жена былы дочерью одной сотрудницы (преподавателя). И часто приходила к маме на работу. В одной из поездок по стране (тогда профсоюзы бесплатно отправляли молодежь на экскурсии по городам и весям) мы познакомились. Но это было просто знакомство. Мы тогда знали что с этой девочкой лучше не связываться из-за крутого нрава её мамы, которая запрещала ей всякую дружбу с мальчиками. Уже потом, спустя два года службы в армии я повстречал её на улице: красивая девушка. Через два месяца общения я сказал что нам надо пожениться так как я ждать долго не хочу. У меня много на тот момент было девушек, но она была полной противоположностью остальным. Добрая, бесхитростная, где то наивная. Перечислять можно долго. Рядом с ней я был счастлив. Конечно в 21 год я был не сахар. Я уничтожил все её записные книжки, удалил её подруг, установил свои правила и условия. Её друзья и подруги говорили ей что зря она со мной связалась типа я псих и тд. Я был не вполне счастлив с мамой и отчимом, поэтому я мечтал создать такую семью, где дети все будут родными, одной фамилии. Я хотел быть хорошим отцом. И я увидел в ней будущую мать своих детей. Ни о каких подарках и ресторанах тогда и речи не шло. Ходили в кино, гуляли и хотели сделать друг друга счастливыми.

Чета Силаевых, 1991.

3. Как у вас формируется и как регулируется семейный бюджет, траты, расходы?

С самого начала деньги были только у меня. Только. И даже когда супруга работала - отдавала мне свою зарплату. Сейчас действуют те же правила. Она никогда не знала сколько у меня денег, в смысле точной суммы. Деньги, которые ей были нужны, просила у меня, и я давал ей необходимую сумму. Но она никогда не просила лишние, никогда. Были времена - годами ходила в одной и той же одежде и обуви, не имела модные побрякушки. Мы были бедны, но работали и учились самоотверженно. То есть нет денег у жены или у мужа. Они у меня, но это общие, семейные деньги. Только контролирую их я. Когда ребёнку исполнился год и несколько месяцев, она пошла работать, так как денег не хватало. И я не считал ни когда что жена должна сидеть у "очага". То есть если не считать беременность и год после - супруга всегда работала и часто больше меня. Место работы было под моим контролем и последние лет двадцать в одной организации со мной.

4. Как у вас работает семейная иерархия? Кто принимает решение?

Иерархия у нас такая. Решения, последнее слово всегда за мной. Я глава семьи, я отвечаю за семью, поэтому я и решаю. Но чем дольше мы живём тем больше я прислушиваюсь к супруге. Разве плохо выслушать авторитетное мнение женщины, которая 25 лет положила на благо своей семьи?

Честно говоря, не знаю что и сказать. У нас настоящих ссор, а тем более конфликтов не было. Причины для них нет. Мы на мир смотрим одинаково. Хотим видеть детей счастливыми. К примеру: взгляды в быту, в политике часто совпадают. И меня, к примеру, ничего не раздражает в супруге. А это важно. А темы, где нам нравится разное, например музыка, кино, так и остаются. У каждого есть своё личное пространство, на мой взгляд человек в браке не должен ощущать себя несвободным.

6. Что для вас означает сделать супругу счастливой? Что вы делаете для этого? Как вы поддерживаете супругу?

Вопрос сложный. Она должна чувствовать, что не безразлична мне. Я думаю, я сделал её счастливой. Она состоялась как мать, как уважаемый человек. Я не запрещал заниматься тем что важно для неё. К примеру занятия музыкой, фоно и вокалом. Важно чувствовать состояние души родного человека, просто любить.. И она, эта любовь, возвращалась ко мне стократно. Супруга чаще меня поддерживала чем я её. Я работал, "воевал", и её поддержка, понимание были мне нужны.

Первого сына мы воспитывали в строгости. Ему больше всех " досталось". Не считаю себя идеальным родителем. Не было у нас "мама папа и я - спортивная семья", сказки на ночь и игры в мячик.

Я не знаю как это сделать специально. Мои нам рассказывают, а кому же ещё? Мы им о своих (хотя они и так видят и все знают), а они нам говорят. Тут наверно важен фактор любви к своим детям и любовь детей к нам.

9. Как вы справляетесь с деструктивным влиянием извне? Советы друзей/подруг, масс-медиа, фильмов и т.д. Как боретесь соблазнами?

Мы доверяем друг другу. И подруги, и друзья, а так же родители, естественно, пытались влиять на нас. Но потом оставили это занятие, видя нашу сплоченность и то упорство, с которым мы отстаивали друг друга перед посторонними. Мы понимали, что советы подруг и т.п. не доводят до добра, людьми часто движет обыкновенная зависть. Я всегда знал, чего я хочу, и знал что мне надо, а мнение, отображенное в медийном пространстве и в фильмах не воспринимаю. Мы знаем, как жили наши предки, знаем, что такое традиционное общество. Я рос среди поколения переживших войну и у них (моих бабушек и дедушек) были нормальные семьи и много детей, вот их мнение и ценности я разделял. А сейчас с экранов нас учат люди которые сами свою жизнь обустроить не в силах. Имею ввиду в плане семьи. С соблазнами не борюсь. Время на них не остаётся.

Когда 25 лет назад я женился, я понимал, что делаю. Очень хорошо. И знал что это на всю жизнь. Так же мне говорила супруга, и я верил ей. Мы ещё тогда решили, что надо вырастить, воспитать и помочь встать на ноги нашим детям - и мы это делаем. Может это и делает нашу семью прочной. Объединяет нас многое. Конечно дети, общее прошлое, общее мировозрение, ну и работаем в одной сфере. Повторюсь, что цель у нас главная одна, это помочь детям стать хорошими людьми.

11. Ваши взаимоотношения с родителями жены?

У меня отношения с мамой жены не простые. Первое, что я сделал, когда встретил свою будущую жену - вывел её из под влияние матери. Моя тёща очень сильная и властная натура, и я уверен, что долго бы мы не протянули в браке, если бы я не лишил её власти над дочерью. Жили мы всегда отдельно и по возможности подальше. Что и всем советую. Родной отец жены рано ушёл из жизни, а отчима супруги я не воспринимаю как отца. Нет хуже подарка от мамы детям чем ОТЧИМ. И я, и жена знаем это.

Серьезных кризисов у нас не было. Были конечно и споры, и скандалы, и дети создавали проблемы (особенно в подростковом возрасте). Мы понимали что все пройдёт, надо собрать силы и пережить. Вот финансовые кризисы это да. Когда денег нет, занять не у кого, а зарплату задерживают. При Ельцине это обычным явлением было. Но мы были молоды, и была уверенность, что трудности пройдут, и все будет хорошо. А теперь понимаем, что вся жизнь состоит из трудностей и их решений.

13. От чего им приходится отказываться ради семьи? Как это компенсировать?

Честно, ни от чего такого я не отказывался ради семьи. Если не считать, конечно, веселые компании с доступными девушками. Семья для меня - естественная среда обитания, я её создал и мне в ней комфортно. Я всегда иду домой с удовольствием. Семья не мешала моим планам на работе, моим увлечениям. Конечно, нам было не до развлечений многие годы. Сейчас свободного времени больше, и самое время заняться собой.

Нам интересно друг с другом до сих пор. Это ведь жизнь, все меняется, мы меняемся. И искра - она то затухает, то опять появляется. Она может и погаснуть, но появится что то новое. Часто по работе нам приходилось долго не видеться, от недели до полугода. Уверен что это на пользу.

15. Какой совет вы бы дали тем, кто только начинает жить семьёй?

Я бы дал такой совет молодым. Если вы решаете создать семью, то вы оба не должны допускать мысли о том, что это не на всю жизнь. Я всегда сравниваю семью с кораблем. Я капитан, жена помощник капитана, а команда это дети. Чтобы судно шло в нужном направлении, команда должна быть сплоченной, иначе не дойдёт корабль до берега. Не спорьте из-за мелочей, жизнь очень коротка. Никогда не выносите сор из избы, все что было между вами, между вами и детьми должно и остаться внутри семьи. Не жалуйтесь и не просите совета у родных и знакомых - живите своим умом.

Семья Силаевых

Виктория Силаева:

1. В какой семье вы воспитывались? Какие отношения между матерью и отцом были привычными?

Я воспитывалась с отчимом. Моя мама была три раза замужем и имела двоих детей от разных отцов. Мама всегда была во главе всех. Руководила всеми членами семьи. Отчим был офицером, мать учителем. Отец крепко выпивал, пока его не уволили со службы. Потом продолжал работать на заводе и пить. Пока не случился инсульт. Сейчас мои родители на пенсии. Мама продолжает работать на дому, а папа вполне рад своей жизнью. Сказать, что родители любили друг друга я не могу. Но им вместе было комфортно.

2. Как вы познакомились и как развивались ваши отношения?

Мой муж учился у моей мамы, и мы часто встречались в училище. Ездили вместе на экскурсии и уже тогда чувствовали симпатию друг друга. Прошло много лет, Володя отслужил в армии и однажды мы встретились. Я пригласила его домой. Дальше наши отношения развивались стремительно. Через месяц Володя позвонил мне на работу и сделал предложение, я тут же согласилась. Сыграли свадьбу через две недели, т.к. Володя уезжал на 11-ти месячные курсы. Было тяжело, после свадьбы мой муж уехал в другой город и приезжал по выходным, но не всегда. Я старалась убить время тем, что ходила к свекрови и узнавала все о моем любимом. Училась готовить блюда, которые он любит, смотрела фильмы, которые ему нравятся.

3. Как у вас формируется и регулируется семейный бюджет, траты, расходы?

Я никогда не задумывалась о семейном бюджете. Отдавала зарплату мужу, а он распоряжался всеми деньгами. Я никогда ни в чем не испытывала нужды. Со временем я научилась немного откладывать на «черный день». И в нужный момент отдаю эти деньги мужу или детям. Но обязательно с согласия мужа.

4. Как у вас работает семейная иерархия? Кто принимает решения?

Для меня глава семьи - муж. Я выходила за мужа. Все решения принимает он. Мы советуемся, иногда даже спорим. Но последнее слово всегда за главой семьи. Я не представляю другой ситуации в семье. Женщина должна создавать в доме уют, рожать и воспитывать детей, а не «махать шашкой».

5. Как вы улаживаете ссоры и конфликты в семье?

За 25 лет совместной жизни, у нас не случилось ни одной серьезной ссоры. Мы всегда стараемся найти компромисс. Я считаю, что женщина должна уметь сглаживать и не усугублять сложившуюся ситуацию. Если даже она уверенна, что права, не надо доказывать мужу свою правоту, когда он и без того уже раздражен. Надо успокоить своего любимого, а когда все наладится - спокойно еще раз все обсудить.

6. Что для вас означает сделать супруга счастливым? Что вы делаете для этого? Как вы поддерживаете супруга.

Многие мои знакомые девушки, когда выходили замуж, изначально делали ошибку. Они хотели, чтобы их сделали счастливыми. Но не бывает счастья без отдачи. Когда ты видишь своего любимого счастливым, становишься от этого тоже счастлив. Я не могу сказать, как я поддерживаю своего любимого. Просто я живу с ним одной жизнью, его беда - это моя беда, его радость - это моя радость.

7. Как вы воспитываете детей?

Детей мы воспитали в любви к обоим родителям. Мальчики выросли настоящими мужчинами, а девочка скромная и мне кажется мудрая.

Виктория Силаева с дочерью Полиной

8. Как сделать так, чтобы дети рассказывали о своих проблемах?

Никогда не обманывать своих детей. Стараться участвовать во всем, что они делают. И самое главное, когда дети приходят что-то рассказать, не отталкивать их, выслушать и пожалеть или порадоваться вместе с ними.

9. Как вы справляетесь с деструктивным влиянием извне? Советы подруг, масс-медиа, фильмов и т.д. Как боретесь с соблазнами?

Для меня всегда было важно, что происходит в моей семье. Было даже такое в нашей жизни, что мне приходилось несколько сезонов ходить в осеннем пальто или не хватало денег на обувь и ноги зимой сильно замерзали. Тогда появлялись «доброжелатели», которые советовали завести любовника или вовсе бросить мужа. Но я никогда этого не понимала. Я всегда знала, была уверенна, что положение изменится и все будет хорошо, просто надо немного потерпеть. Так оно и случалось.

10. Что, по-вашему, делает семью прочной? Что объединяет вас? Какие общие дела, цели?

На мой взгляд, очень много в семье зависит от женщины. Можно из-за пустяка разжечь огонь, а можно потушить огромное пожарище. Жить в браке - это большой труд. Женщина должна служить своему мужу. Так как было у наших предков заведено. Если у мужа неприятности, ни в коем случае не надо на него давить, надо помочь подсказать и придать уверенности в себе.
Объединяют нас наши дети, наши цели и задачи, которые мы вместе шаг за шагом решаем. Вот сейчас, например, мой муж решил научить меня водить машину, хотя я безумно этого боюсь. Но он придает мне уверенности, и я уже верю, что однажды без страха сяду за руль. Мы не останавливаемся на достигнутом, идем вперед вместе.

11. Ваши взаимоотношения с родителями мужа?

Моя свекровь очень хорошо приняла меня в семью. Но со временем, стала ревновать меня к мужу. Много было разногласий. Мой муж всегда принимал мою сторону. Прошло время, и отношения наладились. Сейчас мы очень дружно живем.

12. Происходили ли в вашей семейной жизни кризисы, с чем были связаны и как они были преодолены?

Конечно, кризисы случались. В основном не хватало денег или не было своего жилья. Мой муж работал на трех работах, чтобы обеспечить меня и детей всем необходимым пока я была в декрете. Его сокращали с подработок, и мы оставались совсем без денег. Я всегда старалась ему помочь. Как только возраст моих детей достигал возможности ходить в детский сад, я шла работать. Однажды мой муж попал в госпиталь, не выдержал таких нагрузок. После этого я на все смотрю по-другому. Всегда надо быть рядом и вместе, только тогда преодолеваются все преграды. Никогда не отступать и поддерживать друг друга. Как только начинаешь думать о себе и жалеть себя, все идет на «перекосяк».

13. От чего вам приходится отказываться ради семьи? Как это компенсировать?

Не поверите, но мне нечего компенсировать. Я всегда была свободна в своих действиях. Если хотелось встретиться с подружками, муж всегда был за. Когда я подумала о том, что могу стать певицей и поступила в студию при Гнесенке, Володя меня только поддерживал. Он всегда был рядом, понимал и обсуждал со мной все. Конечно без его разрешения я никаких действий не совершала. Пока мы молоды и красивы, на нас обращают внимание мужчины. Но я честно вам признаюсь, что никогда не было никаких соблазнов или я просто не допускала этого.

14. Как не потерять искру в отношениях между супругами?

Когда мы были молодые и видели, как общаются наши родители между собой, нам казалось, что мы всегда будем обнимать друг друга и целовать. Но с возрастом конечно все меняется. Мы по-другому разговариваем, не так часто обнимаем друг друга. Но поверьте по-прежнему влюблены. Можем часами разговаривать о нашей молодости. Как было тяжело и как мы были счастливы. Надо просто любить и понимать друг друга. Как бы вам не было некогда или вы безумно устали, всегда выслушайте своего любимого, мне кажется это самое главное.

15. Какой совет вы бы дали тем, кто только начинает жить семьей?

Я хочу дать совет женщинам. Не надо слишком много уделять внимания своей персоне, вы никогда не получите любви и счастья от своего супруга, если будете думать только о себе. Служите своему мужу, вы вышли ЗА МУЖА, а не перед ним. Женщина это - уют, ласка и доброта. Тогда ваш любимый никогда не уйдет от вас и даже не посмотрит ни на кого. И еще, я глубоко убеждена, что если в семье появляется ребенок, развод категорически невозможен. Дети, это наше будущее. Они очень страдают от того, что семья не полная. Хорошо подумайте, перед тем как создавать семью. Любите и понимайте друг друга. Никогда не останавливайтесь на достигнутом и всегда идите вперед.

Александр Бирюков

Вконтакте

Сценарий классного часа «Мой дом - моя крепость»

(Мероприятие проведено в рамках городского конкурса «Самый классный классный»)

Цель классного часа: формирование ценностного отношения к семье, возрождение нравственно-этических норм, ценностей и традиций семейного уклада.

Задачи :

Способствовать воспитанию патриотических чувств, чувства гордости за родственников и предков;

Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге,формирование нравственного долга перед родителями;

Сплочение классного коллектива;

Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы.

Форма : тематический классный час с участием родителей.

М етоды : словесные методы: рассказ-беседа,; наглядные методы: изобразительная наглядность, демонстрация слайдов; практические; частично-поисковый.

Формы организации деятельности : фронтальная, групповая и парная.

Организационная работа:
Проведено родительское собрание. Родителями, совместно с детьми, были подготовлены к мероприятию семейные гербы, фотовыставка на тему: «Загляни в семейный альбом»; были написаны сочинения, где дети рассказали об увлечениях каждого члена семьи, их обычаях и традициях; дети нарисовали рисунки на тему: «Вместе - дружная семья».

Участники: классный руководитель, родители и учащиеся 4 класса.

Время мероприятия – 45 минут.

Запись на доске « Мой дом – моя крепость »

Фотовыставка «Загляни в семейный альбом»;

Выставка рисунков «Вместе - дружная семья»;

Сочинения «Моя семья».

Дети и родители сидят по 6 человек в группах.

Раздаточный материал:

4 листа ватмана, маркеры

4 конверта с карточками: «память», «любовь», «понимание».

Звучит мелодия песни «Гимн семье».

Учитель: Добрый день,уважаемые родители, гости, ребята! Как хорошо, что мы с вами сегодня собрались вместе. У вас, дорогие мамы, несомненно, много неотложных дел, но оставьте все заботы и дела дома и вместе со своими детьми постарайтесь сегодня отдохнуть.

Ребята, у меня к вам вопрос, что такое семья? Как вы понимаете это слово? (Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Словарь Д. Ушакова)

Семья… Слово это понятно всем, как «хлеб» и «вода». Семья – это дом, это папа и мама, дедушка и бабушка, брат и сестра. Это любовь и забота, труд и радость, несчастья и печали, привычки и традиции.

(Слайды 1-3)

-(показываю табличку с буквой Д) Эта буква в современном русском языке называется просто – «дэ», в старославянском – «добро». А внешне она на что похожа? Правильно, на дом. Русские крестьяне так и называли эту букву – «дом».(Показываю табличку с буквой О)

Буква О похожа на круг, хоровод. Возьмутся люди за руки и получится хоровод. За руки берутся люди дружные, любящие друг друга. Это вы, ваши папа и мама, сёстры и братья, ваша семья.(Показываю табличку с буквой М)

Буква М похожа на ограду. Дом ведь надо охранять, семью оберегать. За оградой можно жить спокойно. Теперь в слове «дом» каждая буква на своём месте. А зачем нам нужен дом?

Дом охраняет человека от зверей, злых людей, всяких бед. Он даёт уют, тепло, покой. Спасает от холода, дождя, ветра. В нём мы спим, едим, работаем, нянчим детей, молимся Богу, поём песни, рассказываем сказки.

Человек придумал много пословиц о доме и семье. А какие пословицы знаете вы? (Ответы)

Ребята, а кто догадался о чем мы будем сегодня говорить? (О семье, о доме)

Я еще знаю пословицу «Мой дом - моя крепость».

Именно так называется наш классный час. (Слайд 4)

А почему так говорят вы мне ответите чуть позже. Я расскажу вам одну легенду.(Слайд №5)

«В давние времена жила одна семья и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи:

Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга.

Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и тоже слово»

Как вы думаете какое слово мог написать старец? («Понимание».)

Что значит понимание, понимать? (Понимать – значит, с полуслова или вовсе без слов знать, что чувствует и что хочет сказать или сделать собеседник.)

А как сделать так, чтобы ты понимал своих близких и был понят, чтобы тебе доверяли, и ты доверял другим?

Что для этого необходимо? (Чувства.)

Какие? (Любовь. Уважение. Согласие.)

Все правильно, ребята, каждое из этих слов мог написать старец. Только уважение, любовь, понимание, согласие должны быть в вашей семье, в вашем доме.

До начала 20 века семья состояла не из одного поколения. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие. Да, одному человеку нелегко прожить. И что бы ни говорили, а семья – главное богатство в жизни. В наше время семьи небольшие, в них часто по 1-2 ребенка.А вот интересно, какой семье легче прожить на свете! (Ответы)

Я совершенно с вами согласна. Думаю, легче той семье, где не унывают, не падают духом, радуются жизни. И судя по ярким рисункам и трогательным сочинениям ребят, у вас именно такие семьи. Чтение сочинений. (Слайд №6)

Учитель: В каждом доме хранятся старые фотографии. С них на нас смотрят родные лица. Мы повторяем их черты. Мы их продолжение. Старое уходит, но его нужно знать и беречь.

На нашей выставке вы можете увидеть семейные фотографии.

(Рассказы членов семей о школьных семейных фотографиях) (Слайд №7)

Во многих семьях хранятся боевые и трудовые ордена, дорогие реликвии и сувениры.Мы уже слышали удивительную историю о бабушке Локтионовой Насти, которая в 16 лет пошла добровольцем на фронт.(Слайд №8) А сегодня Сережа Копытин расскажет о своей прабабушке.

Замечательно,что в ваших домах, семьях живет память…….

Мы должны помнить, интересоваться жизнью своих близких родственников. Как не знать, кем были, о чем мечтали, с чем и за что боролись и сражались наши деды и прадеды.

Учитель: В старинные времена был красивый обычай- каждому роду, семье полагалось иметь свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности.

Нет на свете одинаковых детей и родителей, каждая семья интересна по-своему. Давайте убедимся в этом.(Выступления семей). (Слайд №9)

Учитель: Наш классный час называется «Мой дом – моя крепость». Друзья, вы задумывались, почему так говорят: «Мой дом – моя крепость?» (Ответы) (Слайд 10)

Дом – это целый мир. Очень важно иметь свой дом. Без него человек не может быть счастлив. Несомненно, у каждого человека должна быть не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, это-место, где человеку тепло и уютно. Сегодня мы постараемся построить дом своей мечты, где все будут жить дружно, в любви и согласии. Но строить его мы будем из особого материала. Пусть каждая группа будет строительной бригадой. Я предлагаю вам вот такие конверты в которых строительные кирпичики.(Раздаю конверты «кирпичики») На трех кирпичиках у вас уже написаны слова: «понимание»,«память», «любовь». Остальные надо подписать. Придумайте, какие кирпичики возьмете для строительства своего чудесного, счастливого дома. Крыше можно дать свое название. (Семьи – бригады выполняют задание. Далее происходит защита проектов «Дом моей мечты»).

Учитель: Благодарю всех строителей. Дома у каждой группы оказались прекрасными. Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал при строительстве частичку души. Итак,мы завершили постройку наших домов, и какой мы можем сделать вывод?

- Что самое главное должно быть в доме , что бы каждый из вас с твердой уверенностью мог сказать «Мой дом- моя крепость» (Покой, уют, добро, понимание, любовь, здоровье и т.д.).

И то насколько этот дом прочен, зависит от каждого из нас, кто в этом доме живет. Именно поэтому в названии нашего классного часа была положена пословица «Мой дом – моя крепость». Это крепость для души человека, ибо ничто так не поддерживает человека, не создает ему опору в жизни как родной дом.

Ребята, обратите внимание, а чего ещё не хватает в наших домах. (Света) Верно, так давайте зажжем свет в окошке, и пусть он горит в доме с любовью и теплотой и будет открыт для любого доброго спутника. (Слайд 11)

Учитель : У меня в руке ромашка с одним лепестком. Помните сказку «Цветик-семицветик». (Слайд №12) Если бы у вас оказался этот волшебный цветок и было бы одно желание, что бы вы загадали?

(Родители и дети берут лепесток и говорят желание)

Учитель: А я бы попросила мира на всей планете.

«Мой дом – моя крепость»…..(Слайд № 13) Оказывается, это мудрое изречение имеет и более глубокое, чем нам казалось, значение. Сложно и неуютно в сегодняшнем мире. Рушатся идеалы, распадаются державы, летят с пьедесталов памятники… Но есть ценности, которые остаются вечными и незыблемыми, и к ним принадлежит семья.

Семья, дом – это крепость, которая не поддаётся волнениям самого лихого времени. Это мир, где сохранились и царят в отношениях людей бескорыстие, преданность, самопожертвование. Это спасательный круг, который помогает нам не потонуть в океане хаоса и беспредела, с помощью которого мы каждый вечер прибиваемся к спокойной и надёжной гавани, где царят уют, радость, душевный покой.

А если, покой, уют, добро, понимание, любовь, здоровье будет в наших домах, то наши семьи будут крепкими.

А если каждая семья будет крепкая, то и всё государство, в котором мы живём, будет сильным, процветающим, надёжным.

Семейная радость Добрый и радостный
Счастливые лица! Праздник для всех!
Желаю всем семьям Любовь процветает
Любовью светиться! Кругом по Земле!..
Пусть в семьях весёлый Мир вашему дому
Звучит детский смех, И в каждой семье!

Я желаю вам удачи во всех делах, семейного счастья и достатка в доме. Берегите себя и заботьтесь о своих близких! Звучит музыка «Родительский дом».

Поделиться: