Моей малышке 4 месяца. Календарь развития: ребенку четыре месяца

Четвёртый месяц жизни малыша можно назвать переломным, этапным. Ребёнок в 4 месяца уже не похож на новорождённого малыша, которого только что принесли из роддома. Он вырос, прибавил в весе, а его взгляд и выражение лица разумны. Этот возраст малыша - время значительных перемен. Позади колики, работа кишечника наладилась, малыш окреп и готов изучать и исследовать мир, он уже многое умеет делать, задача родителей - развивать его навыки должным образом.

Физическое развитие малыша на пятом месяце жизни

Ребёнок продолжает активно расти и прибавлять в весе. Норма прибавки на этом этапе составляет до 750 г, роста - до 2,5 см. Согласно данным ВОЗ нормальный вес ребёнка в этом возрасте составляет 5–8 кг, рост 57–66 см.

Нормы роста и веса у детей в 4 месяца: как выглядят мальчики и девочки

У детей в 4 месяца быстро растут ногти, меняются волосы, может измениться цвет глаз. Спит четырёхмесячный ребёнок 15–18 часов в сутки. Около 10 часов - это ночной сон, остальные часы сна укладываются в три дневных сна . В норме ребёнок может проснуться ночью 2–3 раза для кормления, но может и спать всю ночь без пробуждения. Наиболее благоприятное время для укладывания на ночь - с 19 до 21 часа.

К 4 месяцам родителям и ребёнку уже нужно выработать ритуал отхода ко сну - ежедневно повторяющиеся действия помогут в будущем спокойно укладывать ребёнка и помогут ему засыпать самостоятельно. Единого правила, как уложить спать ребёнка не существует, но общие рекомендации - купание, лёгкий массаж, спокойная музыка, чтение книг - могут помочь.

Достижения в 4 месяца: что должен уметь делать ребёнок

В развитии ребёнка в это время происходят явные изменения. Движения становятся более стабильными, малыш уже может целенаправленно взять игрушку и рассматривать, держа в руках. Совершенствуются зрение и слух.

Уровень интеллекта уже позволяет устанавливать причинно-следственные связи: младенец может находить взаимосвязи между зрительными, тактильными и слуховыми данными. Если младенец случайно затронет погремушку рукой, то он будет пытаться повторить те же действия, чтобы заставить погремушку снова издавать звуки.

Н.Е.Веракса

Ребёнок может фокусировать зрение, различать цвета. Ребёнок будет тянуться и схватит яркую погремушку, предпочтёт её игрушке более спокойного цвета. Чистые и яркие цвета игрушек воспринимаются ребёнком лучше, чем тёмные или сочетания нескольких цветов.

Многоцветные игрушки могут быстро утомить малыша, лучше в этом возрасте выбирать погремушки красного, жёлтого, зелёного или синего цветов.

Ребёнок начинает реагировать на появление новых предметов или людей и может узнавать их, если видит не впервые . Он уже узнаёт маму, радуется, когда видит её. Если мама отойдёт от ребёнка, и вместо неё подойдёт незнакомый человек, кроха будет выражать недовольство, после чего заметит незнакомца, отвлечётся. При повторном появлении матери оживляется и тянется к ней.

Малыш в возрасте четырёх месяцев различает основные звуки, он поворачивает голову на звук, может отличать голоса родных от голосов чужих людей. Слыша знакомый голос, оживляется, поворачивает голову, на незнакомый же настораживается и может даже испугаться . Если погреметь погремушкой вне поля зрения малыша, он, прислушавшись, повернёт голову на звук. Кроме того, малыш различает звуки музыки и эмоциональную окраску звуков. Слушая колыбельную или другую спокойную музыку, дети успокаиваются, под быструю и весёлую оживляются, начинают двигать руками и ногами, радоваться.

Малыш начинает гулить, причём он может делать это, находясь один, например, в процессе разглядывания игрушек . Если подойти к нему и эмоционально пообщаться с ним, малыш в ответ будет радоваться и смеяться.

Также младенец уже может соотносить движения губ и издаваемые ими звуки, что было выяснено в ходе исследований П.Кул и А.Мелтзофа. Младенцам одновременно демонстрировались два видеофильма без звука, между которыми располагалась аудиоколонка. В фильмах были изображения лиц, произносивших звуки «а» и «и», соответственно. Из колонки попеременно звучал либо звук «а», либо звук «и». Младенцы дольше смотрели на тот видеофильм, которому соответствовал произносимый звук.

Н.Е.Веракса

Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. - С. 39-42.

К четырём месяцам постепенно угасают рефлексы новорождённого:

  • Безусловный хватательный рефлекс заменяется направленным хватанием. Кроме того, взяв в руки предмет, кроха не просто держит его, а пытается производить с ним какие-либо действия - рассматривает его, трясёт, тянет в рот;
  • Угасает рефлекс ползания - если дать лежащему на животе малышу опору, он будет пытаться ползти, отталкиваясь от опоры;
  • Рефлекс Моро - если громко хлопнуть ладонью рядом с младенцем, он сначала широко раскидывает ручки, а потом собирает их на груди;
  • Угасают также рефлексы Переза и Талана, проверять их в домашних условиях не рекомендуется.

Рефлексы угасают плавно и могут быть выражены у разных детей в разной степени.

Ползти и сидеть ещё рано

В возрасте 4 месяцев ребёнок обычно уже умеет переворачиваться со спины на живот и наоборот . Умение переворачиваться даёт ему возможность изучать окружающий его мир, для чего вместо пеленального столика малышу следует предоставить более обширное пространство. Это позволит расширить обзор, будет побуждать малыша двигаться, изучать все вокруг себя.

Лёжа на спине, малыш может приподнимать спину и плечи, как будто пытается сесть. Если потянуть его за ручки, он сядет, уверенно держа голову. Однако, сейчас ортопеды категорически против раннего присаживания ребёнка, пока он не будет сидеть самостоятельно.

Лёжа на животике, карапуз приподнимается на ручки и хорошо держит голову. Некоторые дети в этом возрасте начинают ползать по-пластунски, некоторые могут вставать на четвереньки. Можно учить малыша переворачиваться.

В четыре месяца кроха уже испытывает целую гамму эмоций - страх, радость, обиду, любопытство. Ярко проявляется комплекс оживления - увидев знакомого человека или игрушку, он активно двигает ручками и ножками, улыбается, издаёт звуки. Все чаще малыш смеётся, узнаёт своё имя.

Умения 4-месячного ребёнка на фото

Малыш в четыре месяца может подниматься на вытянутых руках Ребёнок узнает маму, радуется, оживляется, когда видит близких людей Ребёнок может целенаправленно взять игрушку, держать ее руках, изучать, рассматривать некоторое время
Ребёнок рассматривает игрушки ярких, чистых цветов, при этом он может гулить

Навыки малыша в четыре месяца - видео

Какой нужен уход

Уход за грудничком в четыре месяца незначительно меняется. Главным образом это происходит из-за того, что начинают прорезываться зубы. К этому времени уже можно приобрести специальные прорезыватели и давать их малышу.

Питание

Ест кроха в возрасте 4 месяца порядка 8 раз грудное молоко или смесь. С 4 месяцев можно начинать прикорм, только если это рекомендовал педиатр. Обычно прикорм начинают с овощных пюре. Дают сначала половину ложки, постепенно доводя порцию до 50 грамм в день. Вводятся сначала два-три овоща, после два-три фрукта, затем можно начинать прикармливать кашами.

В некоторых случаях, например, если карапуз плохо набирает вес, педиатр может порекомендовать начать прикорм с каш. Вопреки общепринятому мнению (рекомендуя вводить овощи, затем фрукты, затем крупы, педиатры опираются на данные исследований Всемирной Организации Здравоохранения) существуют и альтернативные мнения. Например, доктор Е. О. Комаровский считает, что вводить прикорм в 4 месяца незачем, ребёнку должно хватать материнского молока или молочной смеси.

Обеспечение грудничка всеми необходимыми питательными вещества базируется на правильном питании матери при грудном вскармливании или подбора оптимального состава смеси при искусственном.

Доктор Комаровский о том, когда можно вводить прикорм - видео

Нужные процедуры

Ежедневно необходимы водные процедуры - умывание, подмывание. Носик и уши чистятся с помощью ватных жгутиков по необходимости. Купать можно каждый день или через день. Во время купания уже можно использовать различные игрушки, добавить гимнастические упражнения, плавание. В режим дня четырёхмесячного малыша стоит добавить гимнастику. Заниматься гимнастикой нужно с выспавшимся и сытым малышом. Не забудьте свериться с календарём прививок - в 4 месяца, как правило, повторно вводят адсорбированную коклюшно-дифтерийно-столбнячную вакцину (АКДС).

Как заниматься гимнастикой с четырёхмесячным малышом - видео

Развитие и игры: что и как развивать

Развитие младенца в этом возрасте сильно зависит от тесного контакта с мамой. Ребёнок ещё мал для активных или ролевых игр, главное для него сейчас - общение и изучение окружающего мира . С ним нужно разговаривать, можно носить его с собой, показывать ему предметы, рассказывать, что вы делаете. При общении с малышом можно воспроизводить звуки различных предметов или животных - паровоза, льва, машины. Также можно имитировать звуки, которые издаёт сам ребёнок, получится своеобразный диалог между мамой и малышом. Он учится вас понимать.

Чему можно научить кроху

В четырёхмесячном возрасте хорошо подойдут игры-потешки, такие как «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и подобные им. Такие игры не только веселят малыша, но и стимулируют работу его организма. Нехитрая, на первый взгляд, игра в прятки - лицо закрывается руками, потом руки убираются, внезапное появление мамы вызывает у ребёнка радость и смех - развивает причинно-следственные связи. Для развивающих игр подойдут мягкие пищащие игрушки. Нужно вложить игрушку в руку малыша и сжать её. Вскоре он научится сжимать ладошку сам, чтобы услышать звук. Игру можно усложнить, вложив по игрушке в обе ручки ребёнка, чтобы он учился сжимать ручки одновременно. Ребёнку можно помочь исследовать части тела, например, надеть на ножки яркие носки. Яркий цвет привлечёт внимание ребёнка, он будет рассматривать предмет, попытается дотянуться до него.

Для младенца важно развитие тактильных ощущений. В руки крохе можно давать ткани, различающиеся по фактуре, например, шёлк, вельвет, бархат. Можно завязать узелки на шнурке и на атласной ленте и дать их малышу в руки.

Растущий ребёнок постоянно меняется, приобретает новые навыки, познаёт мир. Родителям важно помнить, что ребёнок развивается гармонично, так как заложено природой, его не следует торопить. Развитие каждого ребёнка происходит постепенно и индивидуально, поэтому нужно помнить, что навыки и умения, которые описаны в статье, не придут к малышу ровно в четыре месяца. Постепенно он будет приобретать новые навыки, а родители должны ему только немного помочь.

Ребенку исполнилось 4 месяца. Четырехмесячный кроха стал более активным, эмоциональным и подвижным. У него увеличивается тактильная чувствительность, малыш сосредоточен при прикосновениях и улыбается при щекотании. Во время бодрствования грудничок внимательно изучает всё вокруг. Рассмотрим более подробно физическое и психическое развитие.

Физическое развитие ребенка в 4 месяца

Двигательная активность младенца на данном этапе еще ограничена, ведь большую часть времени он проводит лежа на спине. Поэтому прибавка в массе за предыдущие четыре недели произойдет сравнительно большая – около 0,7 – 0,8 кг. Вырастает кроха за предыдущие недели на 2,5 см – 3 см, и многая одежда становится ему уже мала. Окружность грудной клетки и головная окружность уже почти уравнивают свои показатели и уже к пятому месяцу грудная клетка станет в обхвате слегка больше, чем голова.

Таблица показателей средних величин физического развития

Важно! Хотя каждая мама знает, что её младенец развивается по своему индивидуальному темпу, стоит все же обращать внимание и на средние параметры большинства грудных детей данного возраста. Границы норм позволяют выявить, есть ли отставание в развитии, и не следует ли обратить внимание на корректирование одного или нескольких показателей физического развития (наиболее важны для оценивания рост и вес).

Основные навыки ребенка в 4 месяца

Время Элемент режима Примерная длительность
6.00 Кормление, умывание, утренний туалет (смена подгузника) 30 мин.
6.30 – 7.30 Бодрствование, легкая гимнастика 1 час
7.30 – 9.30 Утренний сон 2 часа
9.30 Кормление 30 мин.
9.30 – 11.00 Бодрствование, игры, утренняя прогулка 1,5 часа
11.00 – 13.00 Дневной сон 2 часа
13.00 Кормление 30 минут
13.30 – 14.30 Бодрствование, массаж, гимнастика 1 час
14.30 – 16.30 Дневной сон на свежем воздухе 2 часа
16.30 Кормление 30 мин.
17.00 – 18.00 Бодрствование, игры 1 час
18.00 – 19.30 Вечерний сон 1,5 часа
19.30 – 20.00 Бодрствование после пробуждения, общение с мамой 30 мин.
20.00 Кормление 30 мин.
20.30 Купание, подготовка к ночному сну 30 мин.
20.30 – 6.00 Сон 8 – 9 ч.

Пять секретов хорошего сна для грудничка

Ближе к полугоду малыши начинают активничать по времени больше, чем прежде, перевозбуждаться днем от событий и эмоций, что часто приводит к нарушениям сна. Маме приходится искать оригинальные способы помочь своему крохе, когда он не может уснуть. Ниже приведены несколько советов, которые помогут уложить маленького непоседу спать.

1. Ежедневные прогулки

Сон на свежем воздухе приходит к малышам очень быстро – легкое покачивание коляски, шум деревьев, ветерок… И кроха через 10 минут уже сладко сопит. Как правило, на улице дети спят дольше, чем дома. Перед прогулкой можно покормить вашего крошку. Сытый карапуз быстрее засыпает и лучше спит.

2. Активные игры

Здоровая усталость днём будет способствовать крепкому и здоровому сну. Поиграйте с дочкой или сыночком около часа в различные веселые игры – «Сорока – белобока», «Коза рогатая», попрыгайте вместе на фитболе. Затем постепенно снижайте темп игры на спокойный, и через 20-30 минут выходите на прогулку. Обычно после активного общения кроха испытывает сонливость и охотно засыпает в коляске.

3. Купание перед сном

На ночной сон грудничков укладывать тяжелее всего – именно в вечерние часы одолевают капризы, но засыпать грудной ребенок никак не хочет. В этом случае поможет купание непосредственно перед сном в теплой воде с успокаивающими травами (лавандой, валерианой, можжевельником). Вода «окутывает» и расслабляет младенца, после купания он крепко засыпает.

4. «Одновременное дыхание»

Умиротворенная мама и её спокойное сердцебиение могут успокоить разгулявшегося карапуза. Лягте вместе с крохой на кровать или возьмите его на руки. Постарайтесь дышать в такт со своим чадом, подстраивайтесь под его ритм дыхания. Подышите вместе 1-2 минуты, а затем попробуйте отрегулировать свое дыхание, сделав его таким, какое оно у вас во время отдыха и сна – спокойным и глубоким. Через пару минут младенец начнет дышать с мамой в такт и уснет.

5. Эмоциональное состояние

Обязательно нужно обращать внимание на поведение грудничка, его настрой. Если кроха начинает капризничать после долгого бодрствования – это первый признак того, что он устал и уже готов ко сну. И наоборот, если младенец отказывается спать, или же промежуток времени, которое мама тратит на то, чтобы уложить его, по продолжительности больше, чем сам сон, то ребенка необходимо укладывать позже.

На заметку! Важно помнить – когда спокойны вы, спокоен и ваш кроха. Маленькие дети очень чутко реагируют на изменение эмоционального состояния мамы. Попробуйте забыть о делах, которые предстоит сделать, и сосредоточиться на сне вашего любимого чада.

Питание младенца – на что обратить внимание маме

При поддерживаемом мамой вскармливании грудью на четвертом месяце ребенок продолжает получать в полном объеме материнское молоко. Количество кормлений в сутки при режиме по требованию может доходить до десяти, в случае режима по часам – до 5-6. При хорошем наборе веса, учитывая правильное и здоровое, полноценное развитие малыша, введение прикорма на данном этапе не требуется. Грудное молоко как минимум до достижения младенцем 6 месяцев полностью удовлетворит потребности его растущего организма в питательных веществах.

Обратите внимание! Всемирная Организация Здравоохранения советует кормящим мамам сохранять грудное вскармливание в течение всего первого года жизни малыша.

У младенцев на искусственном вскармливании другая ситуация: уже к 4 месяцам у них усиливается секреция соляной кислоты, формируется местный кишечный иммунитет и увеличивается активность пищеварительных ферментов. К этому периоду растут потребности организма малыша в белках, минеральных солях и витаминах, что невозможно удовлетворить только лишь за счет питательной смеси. Поэтому к 4 – на ИВ можно постепенно адаптировать к употреблению пищи с более плотной консистенцией, т.е. вводить первый прикорм.

С чего лучше начать введение прикорма?

Для первой порции прикорма в 0,5 ч.л. подойдут овощное пюре или каша. Выбор конкретного продукта для пробы зависит от самочувствия младенца и особенностей его неокрепшего организма.

Каша С каши начинают прикорм в том случае, если у крохи наблюдается недобор веса или он страдает частым расстройством стула. Это должен быть безмолочный продукт, не содержащий глютен. Легко усваивается каша из гречневой крупы (предназначенная для раннего детского питания), далее «по рейтингу» идут рисовая и кукурузная каши.
Овощное пюре С овощным пюре начинать знакомство стоит здоровому ребенку, а также в тех случаях, когда у грудничка избыточный вес, либо имеется склонность к запорам. Хорошо подойдут для пробы цветная капуста, либо брокколи или кабачок. Овощи дети едят с меньшей охотой, чем каши, поэтому маме стоит набраться терпения. В случае отказа грудничка пробовать пюре, можно повторить попытку освоения нового блюда спустя пару-тройку дней.
Фруктовое пюре Однокомпонентные пюре из фруктов прекрасно утоляют голод и дают малышу больше энергии. В срок 4 – 4,5 месяцев карапузу можно предложить пюре из чернослива, слив, персиков. Такое нововведение в меню позволит крохе справиться с задержкой стула благодаря клетчатке и пектиновым веществам.

Новый продукт вводить в меню грудничка нужно преимущественно в первой половине дня, чтобы до конца суток можно было проследить реакцию малыша. В случае удачной попытки порция постепенно увеличивается с половины чайной ложки до целой. За 5 – 7 дней порция доводится до возрастной нормы в 50 – 100 г и заменяет собой одно из предшествующих кормлений смесью. Через 10 – 14 дней можно пробовать добавлять в качестве прикорма следующий продукт. В итоге к концу месяца режим кормления может выглядеть примерно так:

Упражнения с крохой

Укрепляющую гимнастику можно проводить с малышом в том случае, если у него полностью ушел гипертонус. Обычно это бывает в период до 3,5 – 4 месяцев. Гимнастика включает в себя различные сгибания и разгибания частей тела, стимулирование к ползанию и переворотам, выкладывание на фитбол. Если ваш юный спортсмен не выдерживает 10 минут упражнений, гимнастику можно выполнять понемногу в течение дня, разделив занятия на 2-3 минутные части.

Особенно эффективны в данном возрасте упражнения:

  1. катание на мяче – малыша нужно положить животиком на фитбол, и стать с ним рядом, придерживая за ручки. Попробуйте слегка попружинить, покачать мяч. Карапузу будет весело, а тем временем у него задействуются все мышцы тела;
  2. велосипедисты – одну ножку малыша вытягиваем вперед, а вторую в этот же момент сгибаем в колене. Затем наоборот. Повторить упражнение 4-6 раз. Такой прием с ножками напоминает движение на велосипеде. Обязательно сопровождайте занятие музыкой, потешками, и не забывайте следить за реакцией крохи;
  3. обнимашки – возьмите грудничка за ладошки и направьте правую ладонь к левом боку, а левую – ко второму боку, как будто кроха обнимает сам себя. Затем повторите объятия, только пусть сверху теперь окажется другая ладошка. Повторите несколько раз.

С четырех месяцев можно активно приучать малыша к утренней зарядке в игровой форме. Чтобы каждый день у крохи начинался с хорошего настроения и заряда энергии, маме можно с младенцем делать легкую гимнастику. Это благоприятно влияет и на физическое развитие, и на эмоциональное, уверяют психологи. Например, вот такая зарядка – пятиминутка со стихотворением станет отличным подспорьем для первых упражнений с грудничком:

Мышки возле грядки делали зарядку (ручки малыша поднимаем вверх, затем опускаем вниз ),

Лапки вверх подняли, кошку увидали (держа за ручки, повороты на бочок) .

Кошка, кошка, брысь, брысь! (скрещиваем ручки перед грудью) .

К нам ты, кошка, не крадись! (круговые повороты ручками в локтях) .

Мы мышата сильные, сильные, спортивные (поза силача) .

Мышки, мышки, не кричите, мышки, мышки, подскажите (ручки в стороны и к себе) ,

Расскажите вы котяткам, как же делать им зарядку (ручки в стороны и к себе) .

Раз, два, три, четыре (ручки вверх в стороны, к себе, вниз) ,

Лапки – выше, затем – шире, а теперь опустим вниз, и тихонечко крадись (ручки по бокам) .

Побежали, побежали, ох, как мышки мы устали (ножки, согнутые в коленях, по очереди сгибаем и разгибаем) .

Вот спасибо вам, мышатки, расскажу я все котяткам.

Массаж для укрепления здоровья ребенка

Массаж дает нагрузку на мышцы, поэтому проводить его без назначения врача стоит с большой осторожностью, буквально на весу кончиками пальцев. Сочетать массажные движения лучше всего с гимнастикой, но обязательно спустя час после приема пищи ребенком. Маме нужно смазать руки детским кремом или персиковым маслом, и приступать к массажу. Массировать кроху всегда нужно сверху вниз: шейка, спинка, ягодицы, ножки, и в завершение – грудная клетка и ручки.

  • Положите грудничка на животик. Начинайте делать поглаживающие движения шеи и плеч, для удобства работая указательными пальцами. Массируйте область вдоль позвонков от головы к спине 5-7 раз.
  • Спинку нужно гладить от ягодиц к плечикам 5-7 раз. Область позвоночника старайтесь при массаже избегать. После поглаживания можно слегка пройтись ребрами ладоней по тем же линиям. Легким растирающим движением размять всю спинку. Затем легонько похлопать, двигаясь снизу вверх. Массаж спины закончить нежными поглаживаниями.
  • Ягодицы малыша массируются так же, как и спинка, только добавляется разминание твердой стороной согнутых пальцев с небольшим усилием.
  • Ножки грудничка энергично поглаживаются массажными движениями от пятки к ягодицам. Массаж нужно делать попеременно, – завершив разминание одной ножки, переходить к следующей.
  • Грудка поглаживается движениями подушечек пальцев. Область молочных желез при массаже остается нетронутой. Погладьте животик вашего чада по часовой стрелке вокруг пупка. Второй и третий круги выполняйте с небольшим пощипыванием, затем снова легкое поглаживание.
  • Ручки массажируются от ладоней к плечикам поглаживающими движениями. Затем можно слегка пощипать, создать вибрацию подушечками пальцев. В завершение – снова поглаживание.

С четвертым месяцем в жизни крохи наступают новые этапы развития: больше эмоциональных проявлений, новые физические умения, первые стремления и уже маленькие победы. Пик формирования системы пищеварения позади, мучительные все меньше одолевают ребенка, поэтому остается больше сил и настроения для изучения ещё такого неопознанного мира вокруг.

Физиологическое развитие на 4 месяце жизни

Рост и вес

Переступив рубеж четырех месяцев, чадо продолжает активно набирать вес. Несмотря на новые умения, физическая активность все также не велика, поэтому прибавка в весе может составить от 600 до 750 гр. Согласно стандартным параметрам вес должен приблизиться к границе 6-7 кг, а рост к отметке до 65 см.

Рефлексы

На фоне постоянного развития, старые навыки и рефлексы новорожденного постепенно сменяются новыми, более совершенными. Среди них:

  • Хватательный рефлекс Робинсона. Ранее он носил безусловный характер, но к 4-м месяцам малыш осознанно тянется к предметам в поле зрения, хватает их и старательно удерживает. От степени проявления этого рефлекса зависит дальнейшее развитие мелкой моторики у ребенка.
  • Ползание по рефлексу Бауэра. Раньше кроха пытался ползать, когда чувствовал опору у ножек. Но на момент исполнения 4-х месяцев эти стремления забываются: рефлекс или угасает вовсе, или малыш пытается ползти уже без чьей-либо помощи.
  • Автоматический рефлекс Моро. У большинства детей к этому возрасту данный рефлекс уже не проявляется. Ранее его можно было вызвать резким хлопком или ударом по поверхности. Выражался он в разведении ручек в сторону и разжимании кулачков, а затем возвратом в исходное положение.

В 4 месяца малыш должен полностью избавиться от двух рефлексов-раздражителей:

  • Рефлекс Переса, который при ведении по позвоночнику с легким нажатием пальцев вызывает у ребенка крик, разгибание туловища и конечностей.
  • Рефлекс Галанта, который при раздражении кожи по линии позвоночника провоцирует изгиб спины, а иногда и разгиб ноги на той стороне, где проводят пальцами.

Состояние этих рефлексов проверяет непосредственно педиатр и в случае их наличия направляет на консультацию к невропатологу.

Помимо отсутствия определенных рефлекторных реакций, признаками здорового развития малыша являются приобретенные способности. К ним относятся:

  • Перевороты тела как на живот, так уже с него обратно на бок и спинку.
  • Опора на ладошки в положении лежа на животе. При этом удержание головы должно быть уверенным и продолжительным (не менее 15 мин).
  • Стремительные толчки от твердой поверхности пальчиками на ногах, когда малыша держат за подмышки.
  • Отсутствие тонуса в ручках. На ножках он все еще может проявляться, ведь большая часть активности в этот период приходится именно на них.
  • Хватание и удерживание предметов 20-30 секунд. У крохи уже должно быть понимание, что при движении погремушки она будет издавать звуки.
  • Активное участие в кормлении: малыш стремится поддерживать бутылочку или держаться за грудь.
  • Первые умения управлять своими ручками: тянуться и трогать окружающие предметы, осознанно засовывать пальцы в рот.
  • Раскрытие ладошек и разжимание пальчиков.
  • Умение садиться, когда его приподнимают за ручки. На данном этапе развития усердствовать с высаживанием не стоит, так как позвоночник все ещё только укрепляется.

  • Ребенок становится все активней и более эмоционально реагирует на голос мамы: оживленно дергает ножками и ручками, радостно улыбается или даже смеется, по-своему с ней болтает. Такие проявления могут наблюдаться и как реакция на новые игрушки или людей.
  • Малыш начинает понимать как его зовут, поэтому следует почаще к нему обращаться в третьем лице. В ответ на разговоры с ним, ребенок должен отвечать первыми звуками: преимущественно протяжными гласными, но элементы твердых согласных также могут иметь место.
  • Кроха начинает запоминать очередность каждодневных действий, понимать, что будет после того или иного события. К примеру, терпеливо ждать после купания массажа; при одевании понимать, что планируется поход на улицу; при виде груди успокаиваться в преддверии кормления.
  • У него появляются первые чувства: ему бывает обидно, страшно, весело, грустно и даже интересно или скучно.
  • Малыш начинает испытывать любопытство к собственному телу. Так, он внимательно изучает свои ручки, трогает личико, ушки или голову, даже узнает себя в зеркале и с интересом наблюдает.
  • Он уже легко узнает своих близких, требует их внимания, особенно мамы. С ней у младенца по-прежнему сильная связь, поэтому ему необходим постоянный контакт: как в плане прикосновений и поглаживаний, так и в эмоциональном аспекте. Мама должна понимать, что и радость, и грусть ребенком моментально чувствуется — от этого зависит его настроение.
  • При виде ранее не знакомых людей, ребенок ведет себя довольно осторожно, внимательно изучая новые лица. Такая же реакция может наблюдаться, если кто-то из членов семьи будет в шапке, капюшоне или солнечных очках, ведь чадо в таком виде их не узнает. А сняв такую «маскировку», можно наблюдать яркие эмоции удивления в виде звуков, мимики и активных телодвижений.
  • В четыре месяца у малыша активно совершенствуется восприятие окружающего мира на зрение и слух. Теперь он не только пристально наблюдает за движущимися игрушками в поле его зрения, а ещё и запоминает их. А если показать чаду, как грохочет погремушка, а затем пошуметь ею в другой стороне – он будет поворачивать голову на слух в поисках знакомого звука.

Зрение

Помимо усиленной внимательности, ребенок начинает интересоваться цветами. Первыми он будет замечать красочные и сочные цвета, такие как солнечный желтый или сочный красный. Менее насыщенные оттенки (зеленые, голубые и синие тона) также приковывают его взор к себе, но в меньшей степени. Поэтому выбирать новые игрушки следует исходя из этих предпочтений: яркие, но не смешанные друг с другом цвета. Малыш лучше воспримет развлечение, если в составе игрушки будет не более 4 оттенков, а иначе он быстро утомится и потеряет интерес.

Слух

Настал тот период, когда ребенок усердно прислушивается к звукам вокруг него, различая голос папы и мамы, начиная вертеть головой в поиске их самих. Прислушиваясь к мелодии или песни, он уже проявляет свою симпатию или, наоборот, недовольство по поводу услышанного. Крохе в таком возрасте более приятны ритмичные темпы, чем высокие звучания, так как его слух воспринимает только пару тонов из всего возможного спектра. Четко слышимый ритм сыграет успокаивающий эффект и даст возможность добавить элемент игры в виде движений ручками и ножками под такт музыки.

В 4 месяца у младенца наступает этап, когда ему так необходимо постоянное общение. От этого зависит, когда наступит начало его будущих первых слов и предложений. Поэтому родителям необходимо стать более общительными: объяснять словами любое действие, рассказывать о совместных планах на сегодня, описывать происходящие вокруг ситуации. Эффективным будет чтение первых книжечек с большими картинками или использование карточек со словами и иллюстрациями к ним.

В свою очередь, кроха будет отвечать на услышанные речи своим языком. Чтобы он начал пробовать повторять за мамой, ему необходимо показать, как это делается: надо подождать пока он закончит «свое предложение», а затем воспроизвести его звуки. Таким образом у ребенка вырабатывается навык подражания речи, который поможет ему легче научиться говорить.

Отсутствие навыков: что должно насторожить

Каждый ребенок склонен к своему индивидуальному развитию. Поэтому у одних детей перечисленные способности возникают раньше, у других проявляются позднее. Это не всегда является поводом для беспокойства, но стоит знать отсутствие каких умений должно привлечь внимание. Тревожными знаками являются отсутствие:

  • Хватания и удержания даже самых легких предметов в ручке.
  • Попыток перевернуться на живот или неудачные стремления.
  • Начальных поднятий на ручках в положении лежа на животе.
  • Уверенного держания головы, когда малыша приподнимают за ручки.
  • Элементарных эмоций и реакций на внимание, разговоры и игры: удивления, восторженности, грусти, улыбок, смеха.
  • Уверенной стойки на пальчиках ног, если кроху придерживая поставить.

Режим кормления и сна

При грудном вскармливании

Детей на ГВ следует кормить по уже выработанному индивидуальному графику: . В этом возрасте уже нет необходимости тщательно отмерять количество съеденного или проверять жирность молока. Если малыш каждый день прибавляет в весе, то получаемой им еды вполне достаточно.

При правильном , ее молоко содержит все необходимое для крепкого здоровья ребенка, поэтому вводить прикорм нет необходимости. К дополнительной пище в виде фруктовых пюре и соков прибегают в отдельных случаях после рекомендации педиатров. Если в развитии и росте крохи нет никаких особенностей, то повышать риск аллергий и проблем с пищеварением из-за новой еды не стоит.

Для будущего прикорма лучше всего использовать овощные продукты в виде пюре. Микроэлементы и витамины, содержащиеся в них, нужнее детскому организму, чем во фруктовой пище. К тому же, многие малыши не принимают менее вкусные овощи после того, как распробуют сладкое пюре из фруктов.

При искусственном кормлении

Если рацион у малыша состоит из молочной смеси, то с 4-х месяцев можно ввести соки. Вводить этот новый для детского животика продукт следует постепенно, не более 30 гр в день в разбавленном виде.

Периодичность и количество потребляемой смеси зависит от динамики набираемого веса. В среднем, к четырем месяцам ребенок должен кушать 5-7 раз за день и съедать 150 гр за одно кормление.

Сон

Нормой для достаточного отдыха и полного восстановления детских сил считается сон, который длится не менее 13-15 часов. К 4-м месяцам количество ночных кормлений должно сократиться до 1-2 раз, а суммарный сон должен составлять 10 часов. Если малыш уже спит всю ночь и просыпается лишь под утро – это является естественным явлением и не считается отклонением от нормы. Остальные 3-5 часов припадают на дневной отдых и сон во время гуляния.

К этому возрасту пора приучить малыша к режиму дневного сна. Тогда он будет легче засыпать и лучше спать, что предотвратит его переутомление и сбои в ночном сне. Также важно оптимальное время для укладывания, которым считается период с 7 до 9 часов вечера.

В 4 месяца ребенок напрямую зависит от контакта с мамой. Это же касается и развития его новых умений и навыков. Поэтому так важно брать малыша с собой, а не оставлять в манеже или в кроватке. К примеру, взять его с собой на кухню в коляске или слинге и, делая домашние дела, рассказывать ему все детали. Использование для этих целей кенгуру не рекомендуется до 6 месяцев , когда спинка ребенка окрепнет.

Следует постоянно говорить с младенцем, активно вести диалог. Крохе очень важно понимать и чувствовать, что он не только услышан, а является одним из главных действующих лиц разговора. Поэтому ему будет очень интересно послушать, как используется тот или иной предмет, какого он цвета, что еще бывает такого цвета. Если предмет безопасен, то можно разрешить малышу его пощупать и попробовать на вкус. Он будет рад таким новым нестандартным игрушкам. Тем более такие предметы или самодельные игрушки из бечевок, завязанных в узелки, меха и гладких тканей хорошо развивают моторику и дарят радость новых ощущений.

Развивающие игры с ребенком

В привычный режим дня можно включить такие игры:

  • С элементом неожиданности в конце: всем известные «Коза рогатая» или «По кочкам, по кочкам». Они вырабатывают реакцию ребенка.
  • Для развития координации и ориентации: «Ку-ку». Лучше всего прятаться с одной, а появляться с другой стороны от малыша, чтоб он поворачивал голову на звук.
  • Для развития мышц ручек: «Ладушки». Надо показать крохе, как можно раскрывать ладошку во время хлопков, чтоб позже он сам тренировал разжимания.
  • Включающие легкий массаж: «Сорока-ворона». В процессе игры затрагиваются все точки на ладошке и пальчиках, а ведь каждая из них отвечает за определенный орган. Так, в центре находится точка кишечника, мизинец определяет сердце, на безымянный палец спроецирована точка нервной системы, средний отвечает за печень, указательный за желудок, а на большом пальце разместилась точка головного мозга.

Для полноценного развития малыша лучше использовать все методы в комплексе. Также стоит продолжать массаж после купания, добавлять новые упражнения, аккуратно закаливать маленький организм. Все это поможет ему быстрее и легче научиться новому и порадовать родителей.

Четвёртый месяц – время больших перемен в плане антропометрических показателей, и нервно-психического развития. Остались позади первые волнения и бессонные ночи, связанные с коликами, трудностями кормления. Развитие ребенка в 4 месяца идёт ускоренными темпами. В данный период он учится познавать окружающий мир, с любопытством изучает увиденное, услышанное, попробованное на ощупь .

На языке педиатров данное словосочетание означает физические параметры тела. Оценка состоит из измеренного роста, веса и частично окружности тела.

  • В четыре месяца жизни малыш растёт медленнее более раннего периода. Постепенно сглаживается разница между окружностью головы и груди. Как вы помните, голова у новорождённых непропорционально большая.
  • Масса тела увеличивается на 750 г. , а в целом, весит малютка в четыре месяца на 2 950 г больше момента рождения. Рост увеличивается на 2.5 см , окружность груди – на 20 мм , головы – на 15 мм .

Постепенно совершенствуется и нервная система, формируются новые умения, навыки. Вырабатывается режим: днём кроха бодрствует, а ночью спит. Правда, ночной сон пока с пробуждениями. Но есть дети, начинающие уже в возрасте 4–5 месяцев спать всю ночь, не просыпаясь на кормление.

Несколько слов о прививках

В 4-месячном возрасте предстоит сделать несколько прививок (в поликлинике по месту жительства всегда имеется календарь профилактических прививок, принятый в регионе). Необходимо к ним подготовиться: сдать анализы, пройти специалистов. Избегайте очагов инфекций, места скопления большого количества людей (магазины и т. д.).

Накануне и после прививки следует измерить температуру. Делать термометрию следует ещё в течение 4–5 дней после укола. Следите за местом инъекции и за самочувствием крохи. В случае любых недомоганияй вызовите врача.

После прививки 2–3 дня нельзя купать малыша и выходить на прогулки.

Кормление малыша и правила ухода

Малютке, находящемуся на грудном вскармливании, необходимо давать грудь столько раз, сколько он попросит. Но не следует забывать о прибавке массы тела. Когда всё идёт по плану, то прикорм не нужен (даже если календарь питания говорит об обратном). Нет надобности и во фруктовых соках. Лучше всего маме постепенно включать их в свой рацион, следя за отсутствием аллергии у грудничка.

Младенцу же с недовесом начинаем вводить прикормы. Во избежание аллергии желательно сначала попробовать овощное пюре, а потом идти по плану питания. Но следует избегать продуктов, являющихся заведомо аллергенными: фрукты и овощи ярко-красного, оранжевого цвета, цитрусовые.

Детям, находящимся на искусственном вскармливании прикорм вводим согласно правилам: фруктовые соки, фруктовое пюре, овощное пюре, каши. Вначале порции совсем маленькие – всего несколько капель. Постепенно увеличиваем объем. Но надо внимательно следить за реакцией ребенка, стулом. В случае склонности к запорам, рекомендуется ввести в рацион груши, сливы, гречневую и овсяную каши.

Какое бы питание ни было, лучше, самим готовить ему еду. Намного полезнее свежие овощи и фрукты со своего огорода, с грядки. Каши аналогично — готовить самим. Главное – класть в блюда соли и сахара меньше обычного. Со временем стоит начинать добавлять чуть-чуть масла: сначала растительного, потом сливочного.

Уход за ребёнком в 4 месяца неизменен с рождения: тщательное соблюдение гигиены, своевременное купание (летом – ежедневно, зимой – реже).

Сон у деток в 4 месяца составляет приблизительно 15 часов в сутки. Из них в ночное время – 10 часов, остальное, поделённое на несколько частей – в дневное. Конечно же, нормы условные, каждый ребенок индивидуален. Сколько кроха хочет спать, столько он и проспит, вы ничего не поделаете. Учитывайте наличие индивидуальной потребности в сне, ребенок способен чувствовать себя хорошо, поспав днём всего 2–3 часа.

Важна выработка режима: укладываться спать и вставать в одно время. И кроха легче уснет, и вы спланируете свои дела во время «тихого часа».

Оценка нервно-психического развития

Важный показатель – нервно-психическое развитие (навыки грудничка в конкретном возрасте). Оценивается несколько важных параметров.

  • Прежде всего, в четвёртый месяц жизни угасают и исчезают безусловные рефлексы новорождённых (хватательный, опоры, шаговые, Моро, ползания), пропадает гипертонус рук. Наличии их в 4 — 4.5 месяца, скорее всего, потребует лечения и обследования. Здесь нужно подключать врачей: педиатра и невролога.
  • Общие движения – малютка должен уметь переворачиваться с живота на бочок и на спинку, со спины на живот, и, опираясь на ручки, приподнимать грудь и голову. Если он ещё не умеет переворачиваться, то стоит его немного «подстегнуть», подвесив к бортику кроватки игрушку. Попытка взять игрушку потребует тянуться к ней и переворачиваться на бочок. Все движения ребенок совершает из любопытства, ведь ему хочется увидеть мир вокруг себя. Родители ему помогают, перемещая «лежанку» в разные места. Иногда даже кладут малютку на пол, проверив, нет ли сквозняков.
  • Движения рук становятся точными и чёткими: он в состоянии брать, точнее, ловить заинтересовавший предмет, подолгу удерживать его, ощупывать. Маленький человек начал координировать свои движения. Но ещё нет целенаправленности движений рук: он случайно касается погремушки, а потом пытается ее поймать. Для более активного развития над ним вешаются яркие игрушки (в кроватке). Необходимо покрепче закрепить верёвочку, держащую погремушки, исключив неудобства для ребенка.
  • Малыш во время кормления трогает материнскую грудь (бутылочку). А когда ротик свободен, он начинает тянуть в него свой пальчик – начинается знакомство со своим телом.
  • В свой 4-й месяц грудничок ярко проявляет эмоции, на радость родителям. У него мама ассоциируется с приятными ощущениями, ласковым голосом, нежностью и любовью. Потому, увидев её, малыш начинает улыбаться, разговаривать, и у него появляется «комплекс оживления». Он громко хохочет во время игры со взрослыми, улыбается, когда с ним разговаривают и гладят его. Недовольный кроха хнычет, призывая маму обратить на него внимание. Плач у него уже не рефлекторный, а вполне осознанный. У плача есть серьёзная причина. Умеет выражать обиду, страх, любопытство, радость. На незнакомого человека реагирует хныканьем либо плачем. Способен запомнить человека, появляющегося 2 раза в неделю, и каждая встреча на данном этапе, как в первый раз.
  • У вашего ребенка развивается зрение – он рассматривает яркие предметы, различает объём, цвет и форму. Следит за движущимися предметами. Он вполне узнаёт близких. Но при виде мамы, к примеру, с другой причёской или в очках, он не узнает её. Реакция будет соответствующей.
  • Развивается и слух. При резком звуке младенец ищет источник, поворачивая голову в разные стороны. Отличает знакомые голоса от незнакомых. Самое время приобщить его к музыке, подходящая мелодия не только развивает музыкальный слух, но и влияет на мозговую деятельность.
  • Развивается и речь. К концу четвертого месяца малыш подолгу гулит. Произносит звуки (сначала гласные), слоги и старается повторять за взрослыми. Рекомендуется чаще разговаривать с детьми: медленно, меняя выражение лица, чётко выговаривая каждый звук. И, говорить следует спокойным голосом, нежно и ласково. Необязательно выделять обучению время: допустимо делать всё «по ходу дела». Например, на прогулке называть все предметы, встречающиеся вам. А дома разглядывать картинки и называть изображенные предметы. Обращайте внимание и на речь вашего малыша: повторяйте за ним, обучая кроху подражанию. Когда он уже станет осознанно повторять за вами, начинайте проговаривать новые звуки (сначала гласные, затем согласные).
  • Мышление. Младенец понимает причинно-следственные связи. Например, увидел мамину грудь – значит, скоро покормят; увидел погремушку – значит, следует ее взять и погреметь и т. д.

Примечание: не слушайте советы говорящих, что детей в таком возрасте нужно подсаживать. Раньше, да, так и поступали, особенно с мальчиками. Сейчас нормы, возраста начала сидения, изменились кардинально. Дети должны сесть с окрепшими мышцами: на 5-й месяц, и в полгода и даже позже вне зависимости от пола. На раннем подсаживании — мышцы слабые, создаётся нагрузка на позвоночник, отсюда – проблемы с осанкой, боли и т. д.

Показатели из списка условны, в случае отклонений, не паникуйте. Все дети развиваются по-разному. При настороженности — лучше проконсультируйтесь с врачом. Важно помнить, отклонение иногда наблюдается и у недоношенного: отставание и в физическом, и в нервно-психическом развитии. Но имея хороший уход и любящих родителей, он быстро догонит своих сверстников.

Помощь в развитии

Полноценному развитию ребенка способствуют:

  • Общение и разговоры. Не обязательно создавать ситуации специально, допустимо просто носить малютку с собой и постоянно комментировать свои действия, разговаривать с ним.
  • Погремушки – яркие, содержащие не более 3–4 цветов. Пестрота кроху лишь утомит.
  • Различные игры: «Ку-ку» (вы прячетесь за своими ладонями), «Сорока-ворона», «Ладушки-ладушки», «Коза рогатая» и т. д. Главное –проявление интереса у крохи (подробности на видео). Неплохая мысль – устроить импровизированный кукольный театр: детям нравится следить за зверюшками, у каждого из них своя интонация, тембр и ритм. В дальнейшем они будут пытаться воспроизводить услышанные звуки.
  • Книги. Младенцы с удовольствием слушают сказки, прочитанные с интонацией и мимикой. Стоит купить специальные обучающие издания, подходящие по возрасту. Очень полезны стихи. Доказано: детки, слушающие читаемые родителями стихи в юном возрасте, обладают хорошей памятью и слухом, им легко даются иностранные языки.
  • Массаж и гимнастика (основные движения на фото).

В отношении приспособлений типа ходунков, прыгунков – их применять ещё рано по причине неокрепших мышц позвоночника и спины, не готовых к нагрузке. Лучше подождать до 6 месяцев.

Очень популярны развивающие детские коврики. Изготавливаются даже дома, из кусков поролона и ткани. Должно получиться наподобие матраца. А «оснащают» изделие чем угодно. Например, пришить пуговицы, бусинки, кусочки тканей, различных по фактуре и т. д. Коврики – не только развлечение, но и тренировка мелкой моторики, влияющей на мозговую деятельность.

Растите здоровыми!

В 4 месяца развитие ребенка выходит на новый уровень: в психике и физиологии крохи наступают серьезные изменения. Удобно ознакомиться на видео с особенностями развития четырехмесячного малыша или прослушать лекции педиатра Комаровского. Он подробно объясняет, что стоит делать маме при уходе за грудничком на этом, а чего лучше избегать.

Физиологические показатели четырехмесячного малыша

В современной педиатрической практике существуют два типа таблиц и стандартов - отечественные и международные. Основные параметры, на которых основываются данные стандарты, сводятся к измерению нескольких физических показателей:

  • роста;
  • веса;
  • окружности головы;
  • окружность груди.

Показатели эти зависят от роста и веса, которые малыш имел при рождении. Согласно отечественной педиатрической школе , пороговые уровни этих показателей у 4-х месячного ребенка следующие:

  • вес для мальчиков - 6-7,6 кг, для девочек 5,7-7,1 кг, допустимое отклонение до 0,7 кг (при рождении ребенка не в срок);
  • рост у мальчиков составляет 58,7-64,5 см, у девчушек эти показатели составляют 58,5-64 см;
  • окружность головы 39-43,5 см;
  • окружность груди 38,6-44,6 см.

В возрасте до года ребенок должен регулярно посещать педиатра, чтобы врач мог отследить соответствие развития ребенка общепринятым нормам. Конечно, предельно строго на эти показатели ориентироваться не стоит, но примерное представление родителям и участковому врачу они дадут

Международные стандарты отличаются от тех, что принятых у нас. Погрешности по половому признаку совпадают, а вот сами показатели международных стандартов имеют отклонение в большую сторону:

  • вес – 6,2-7,6 кг
  • рост – 57,8-68 см;
  • окружность головы – 38,1-44 см;
  • окружность груди 37,3-45,2 см.

Отклонения росто-весовых показателей от нормативов

Младенец 4-х месяцев набирает вес в непосредственной связи с такими факторами, как:

  • рацион;
  • наследственность;
  • течение беременности;
  • физиологическое развитие.

Если роды прошли до срока, малыш может отставать по росто-весовым показателям от нормальных значений. В 4 месяца он может не догнать своих рожденных в срок сверстников и «выровняться» лишь ко 2-му году жизни. То же касается переношенных детей или малышей, которые родились очень крупными по наследственным причинам. Их показатели отличаются от возрастной нормы, правда, в большую сторону.

Такая ситуация не повод для паники. Более значимым в этом случае будет анализ общего состояния крохи, но при изменении весовых показателей в большую или меньшую сторону на 1 кг, следует обратить на это внимание. Оба случая – повод направиться к специалисту и изменить рацион крохи, так как они чреваты:

  • ожирением (увеличение массы тела);
  • рахитом и гипоксией (снижение весовых показателей).

Режим для 4-х месячного ребенка: нужен или нет?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

На пятом месяце в жизни ребенка должны произойти существенные перемены. Пора прививать ему привычки к соблюдению распорядка дня. К 4 месяцам малыш должен четко отличать день от ночи . В этом возрасте ваше чадо нуждается:

  • в ежедневных длительных прогулках на свежем воздухе;
  • тщательном массаже, особенно нуждаются в массаже кисти и стопы (лучше делать упражнения перед приемом вечерней ванны) (подробнее в статье: );
  • каждодневном купании (желательно перед сном, если крошка хорошо реагирует на водные процедуры);
  • активных развивающих играх в период бодрствования.

В 3-4 месяца ребенок уже способен получить от водных процедур максимальное удовольствие, если только родители постепенно приучали его к ним. Лучше всего использовать для купания специальную детскую ванночку

На пятом месяце жизни малыши больше времени тратят на общение со взрослыми и познание мира. Однако переусердствовать с этим не стоит. Ребенок не должен проводить без сна более 4-х часов подряд, такое бодрствование может перегрузить его нервную систему, что приведет к нарушению сна и нервным расстройствам.

В четыре месяца родители должны уделять время тому, чтобы обучить ребенка засыпать и спать самому , позаботиться о качественном ночном сне. Сон и еду пора разносить на разные промежутки времени, не стоит кормить кроху в кроватке.

Физиология ребенка и ее особенности

4-5 месяцев – это время, когда ребенок перестает носить царапки, даже если в более раннем возрасте удавалось их надеть, поэтому за длиной ногтей нужно следить. Ногти у детей хотя и мягкие, но при отламывании образуют острые поверхности, которыми малыш легко может оцарапать и себя, и маму.

К этому возрасту кишечник перестает беспокоить малыша, его работа стабилизируется, но на смену одной проблеме приходит другая. У ребенка активно начинают резаться зубы. Это вызывает сильный зуд, слюнотечение и даже болевые ощущения в области десен. Опытный врач посоветует наиболее подходящее для крошки средство.

На этом этапе жизни следует особое внимание уделять развитию мышечного корсета 4-х месячного ребенка. Некоторые детки могут привести свое тело в сидячее положение. Если они лишь делают попытки сесть, помогать им и усаживать их нельзя. Как только мышцы и костная система будут готовы, кроха сможет сесть самостоятельно. Игры для малыша имеют большое значение, так как способствуют укреплению мышц и развитию познавательной сферы.


Большое значение в 4 месяца имеют несложные развивающие игрушки, помогающие малышу прикоснуться к окружающему миру, познакомиться с ним

Психическое развитие малыша

  • активный контакт с внешним миром;
  • тяга к ярким цветным предметам;
  • усовершенствование речевого аппарата;
  • обогащение эмоциональной сферы.

Это основные моменты в психике младенца, на которые взрослым следует обратить внимание. Тенденция говорить на ненужные детям темы или в их присутствии высказывать негативные суждения недовольным тоном должна быть забыта. Этого не следует делать и в более раннем периоде. Но в 4 месяца думать, что ребенок мал и не понимает слов или интонаций, не стоит.

Он прекрасно разбирается в эмоциональной окраске речи , реагирует на нее и эмоционально, и поведенчески. Может расплакаться. Нервная система малыша четырехмесячного очень чувствительна, он бурно реагирует на раздражители, как на позитивные (например, на обращение к нему по имени), так и на негативные (например, он тянет к маме ручки, а она проходит мимо, не обратив на это внимания).

В 4 месяца крохе очень понравятся песни и потешки, музыкальные игры, которые сочетаются с массажем (рекомендуем прочитать: ). При обращении к ребенку по имени и с улыбкой, он радостно отвечает улыбкой и гулением (может пытаться произнести отдельные слоги), т.е. уже четко распознает свое имя. Некоторые детки из любви к произнесению звуков могут перенапрягаться и розоветь, в этом нет ничего страшного, просто они увлеклись процессом.

В этом возрасте внимание детей уже не поглощено целиком удовлетворением естественных потребностей (голода, жажды, потребности в защищенности и сне), они способны удивляться, восхищаться, обижаться, огорчаться. С ними нужно считаться как с личностями, развивать эмоциональный компонент этой личности в должном русле. И все же в этом возрасте основные потребности имеют существенное значение.


Малыш в 4 месяца уже открыто проявляет свои эмоции, может радоваться и грустить. Поэтому родители должны считаться с его присутствием при обсуждении негативных или неприятных тем, по возможности ограждать малыша от прихода агрессивно или критически настроенных людей

Сводная таблица навыков и умений

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность "Комплекс оживления" возникает легко и часто: при контакте с малышом он широко улыбается, двигает ручками и ножками. Из положения лежа на животе опирается на ручки, приподнимая верхнюю часть туловища. Легко переворачивается на бок. Может делать попытки ползать по кроватке. Хорошо удерживает головку в вертикальной плоскости, вертит ей в разные стороны. При поддержке под мышки опирается ступнями о твердую поверхность (ножки при этом согнуты в тазобедренных суставах).
Движения ручек Развивается тактильная чувствительность: низко висящие над кроваткой игрушки трогает, хватает, тянет в рот обеими ручками. Погремушки хорошо удерживает, трясет их. С 4х месяцев развиваются целенаправленные действия с предметами: учится перемещать игрушки, двигать ими, извлекать звуки.
Навыки В процессе кормления придерживает мамину грудь или бутылочку. При виде груди тянется к ней, пытается захватывать.
Зрение Понимает, какое изображение объемное, а какое плоское. Хорошо следит за игрушкой в течение 3х минут. Узнает себя в зеркале. Узнает и радуется близким, на незнакомых смотрит спокойно и настороженно.
Слух С замиранием прислушивается к голосу, звукам, поворачивает головку в их сторону. Отличает голос близкого человека от незнакомца.
Эмоции Смеется в голос. Начинает реагировать на щекотку. Интересуется всем, происходящим вокруг. До 20 минут может играть сам с собой, трогая и двигая игрушки. Затем требует к себе внимания.
Речь Гулит, повторяя гласные на распев. Появляются первые слоги.
Интеллект Учится выполнять целенаправленные действия. Начинает понимать причинно-следственные связи: если нажать на выключатель, то свет погаснет.

Питание и его особенности

К этому возрасту можно переходить на 5-ти разовое питание , в таком случае последнее кормление будет приходиться примерно на 20 часов. При этом младенец должен спать примерно 10 часов подряд, именно поэтому режим питания на грудном вскармливании должен быть скорректирован. Однако, не все малыши в 4 месяца могут выдержать длительную голодную паузу, некоторые детки все же просят еду - можно попробовать поить их детским чаем или разведенным соком. Возможно, малютка просыпается, потому что хочет пить, но если этого недостаточно, конечно, морить голодом малыша не стоит. Постепенно нужно все-таки отучать его от грудного кормления ночью - например, плотно накормив при последнем вечернем приеме пищи.

Если малыш находится на грудном вскармливании, прикорм можно не вводить. Если же кроха искусственник, или рацион питания является смешанным, нужно понемногу приучать вашего ребенка к «взрослой» пище. Начать можно с овощных пюре. Некоторые детки хорошо кушают с ложечки с первых проб, некоторые не воспринимают такой способ питания. Малышу можно дать поиграть детской пластиковой ложкой, чтобы он к ней привык. Это облегчит последующее его кормление.

Между кормлениями (если ребенок здоров и родился в срок) должно быть не менее четырех часов , отклонение до получаса допустимо, но лучше его избегать путем полноценного кормления при каждом приеме пищи. Если малыш отстает в наборе веса, попробуйте перейти на 6-ти разовый режим питания.

Поделиться: