Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми «группы риска». Дети группы риска и работа с ними в условиях дошкольного учреждения Как воспитателей подготовить к детям группы риска

Неполная семья- это не только семья разведённых родителей, но и семья, потерявшая кормильца, семья матери – одиночки, а также женщины, которая решилась взять на воспитание ребёнка из детского дома. И каждая ситуация отличается своими психологическими особенностями и трудностями, с которыми сталкивается одинокая мать (реже одинокий отец). Психологи отмечают: для ребёнка раннего и дошкольного возраста отец – это объект любви, восхищения, идентификации; человек, который является защитником и утешителем.

Исследования врачей показали, что из четырёх компонентов здоровья (соматическое, психологическое, физическое, психическое) в неполных семьях первоначально нарушается соматическое и психологическое здоровье, в последующем – физическое и психическое. Отмечено, что у детей из неполных семей частота нарушения компонентов здоровья выше, чем у их сверстников, проживающих в полных семьях. Для них характерны пассивность, эмоциональная нестабильность, не стремление к положительной оценке своих действий, склонность к невротическим нарушениям и противоправному поведению. Такие же трудности подстерегают родителей и ребёнка в семьях, переживших развод. И, поскольку быстродействующих лекарств для решения этих проблем не существует, взрослые сами ищут пути выхода из сложившейся неблагоприятной ситуации. Один из таких путей они видят в заключении повторного брака. Чтобы избежать различных проблем, взрослые, вновь вступающие в брак, должны воспитывать своих детей и детей своего супруга никем из них не пренебрегая и никого не обманывая. Если оба разведённых родителя и оба приёмных родителя окажутся зрелыми, мудрыми и терпимыми людьми, они могут вместе продумать всё таким образом, чтобы дети выиграли, а не проиграли. Самооценка, общение, правила в семье и семейная система – главные средства достижения семейного счастья.

Психокоррекция детско-родительских отношений должна быть направлена на повышение у взрослых чуткости и внимания к проявлению у детей тревожности, депрессивного состояния. В коррекционной работе применяются различные методики. Одна из них — диагностика эмоциональных связей (Игра «Почта»). (Суть игры – в выражении своего отношения к родным и близким с помощью «писем», которые он «разносит» по разным адресатам). Проводится индивидуально. Выбираются фигурки, замещающие членов семьи и фигура «Незнакомец»). В игре используются 20 писем. Первые 10 – передают отношения ребёнка к членам семьи:

1. Этого человека я люблю.

2. Этого человека я не люблю.

3. Об этом человеке я скучаю (не скучаю).

4. С этим человеком я люблю играть, читать.

5. Иногда я боюсь этого человека.

6. Я часто рассказываю этому человеку свои секреты.

7. На этого человека я часто сержусь.

8. Мне нравится помогать этому человеку дома.

9. К этому человеку я никогда не обращусь за помощью.

Следующие 10 писем передают отношение членов семьи к ребёнку (на основе детских представлений).

1.Этот человек меня любит (не любит).

2.Этот человек всегда весёлый.

3. Этот человек на меня всегда злится и сердится.

4. Этот человек меня всегда жалеет.

5. Этот человек часто наказывает меня и ругает.

6. Этот человек часто со мной играет (никогда не играет).

7. Этот человек самый добрый, хороший.

8. Этот человек мне всегда всё запрещает.

«Я люблю (не люблю)» — избирательность эмоциональных отношений ребёнка. Если одному тому же лицу адресуются несколько сообщений с положительной эмоциональной оценкой из обеих групп вопросов – взаимная симпатия, близость с этим человеком, письма с отрицательными посланиями – членам семьи, а не фигуре Незнакомца — наличие эмоциональных проблем в семье. Сообщение «К этому человеку я никогда не обращусь за помощью» может выражать безучастное отношение к данному лицу или указывает на бедность контактов с ним. Адресованность одному лицу писем с положительным и отрицательным содержанием можно рассматривать как противоречивость чувств ребёнка по отношению к этому человеку. Если послания «Я люблю (меня любит)» дети адресуют фигуре Незнакомца, это говорит об отсутствии объекта любви и привязанности среди близких людей.

Одна из методик – технология активного слушания ребёнка взрослым.

Ю.Б. Гиппенрейтер в своей книге «Как общаться с ребёнком?» уточняет некоторые правила поведения взрослого при использовании технологии активного слушания.

1. Беседуя, надо повернуться лицом к ребёнку, внимательно глядеть ему в глаза(чтобы глаза были на дном уровне);

2. Видя негативные переживания малыша, не задавайте ему вопросы, такая форма беседы не отражает сочувствие. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме;

3. Держите паузу между репликами – это позволит ребёнку разобраться в своих чувствах. «Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону или вдаль, продолжайте молчать – в нём происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа».

4. Отвечая на переживания ребёнка, старайтесь точнее обозначить, что вы поняли те чувства, которые он испытывает.

Использование данной технологии помогает добиться следующих результатов:

Исчезают или значительно ослабевают отрицательные переживания ребёнка;

Убедившись, что взрослый готов его слушать, ребёнок больше начинает рассказывать о себе; иногда в одной беседе «разматывается целый клубок проблем и огорчений»;

Высказывая наболевшее, ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы.

И другие методические приёмы.

2.Формирование умения осознавать причины и последствия своих действий.

Игры – этюды на идентификацию себя с различными героями (положительными и отрицательными),

Придумывание продолжения сказки и её обыгрывание;

Упражнения с элементами арттерапии: рисунки «Моё настроение», « Мой хороший поступок», «Я и мои шалости».

3. Формирование умения находить выход из трудных ситуаций.

Разыгрывание и обсуждение проблемных ситуаций;

Решение проблемных ситуаций, изображённых на картинках;

Завершить незаконченную историю и обыграть её.

4. Формирование умения понимать и принимать чувства другого человека.

Игры – этюды, изображающие различные чувства и настроения;

Игра «Маски» (с помощью мимики выразить разные чувства);

Этические беседы.

Игра «Семья» (сначала беседа, что такое семья, из кого она состоит, кто в семье чем занимается, затем обыгрывание различных ситуаций).

Хочется рассказать об одном эксперименте. Специалистами Психолого – медико – педагогической службы г. Люберцы Московской области проводилась работа с детьми из неблагополучных семей. Целью работы являлось создание механизма оказания психолого – педагогической помощи детям из неблагополучных семей «группы риска». Разработанные программы «Давайте познакомимся поближе» и «Ты — мой друг, и я — твой друг» представляют собой 2-х годовой цикл работы с целью развития эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

Занятия по первой программе «Давайте познакомимся поближе» проводятся с детьми 5-6 лет в январе — марте. Опыт работы в приютах, кризисных центрах, группах социальной защиты показывает, что для оказания квалифицированной помощи детям данной категории необходима комплексная диагностика развития ребенка с привлечением разных специалистов (врачей, психологов, дефектологов, социальных работников, игротерапевтов, психотерапевтов). На основе анализа истории развития ребенка с учетом результатов психологического и педагогического обследования составляется краткая характеристика на каждого с указанием предполагаемых направлений работы по преодолению выявленных нарушений.

Вторая программа «Ты — мой друг, и я — твой друг» для детей 6 -7 лет является логическим продолжением первой.

Дети из неблагополучных семей «группы риска» имеют ряд специфических особенностей. Для таких детей характерны повышенная конфликтность, тревожность, большое количество страхов, агрессивность и враждебность по отношению к окружающим. Общение носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Жизнь детей в социально-педагогических учреждениях не может заменить им опыт семьи и родительскую любовь. Дети тяжело переживают отрыв от семьи и по-прежнему продолжают любить своих родителей, идеализируют их, мечтают о возвращении в семью. Чем меньше возраст ребенка, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье. Она способствует появлению чувства беззащитности и неуверенности в себе.


Тревожность таких детей, их неуверенность приводит к резкому снижению эмоционального фона, к тенденции избегания общения. Нарушается нормальное развитие чувств детей. Отсутствие нормальных взаимоотношений в семье, чувства любви к ребенку приводит к невозможности формирования ощущения собственной значимости. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье — таковы главные причины нарушения эмоционального развития детей «группы риска».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Тумский детский сад «Огонёк», Клепиковского района,

Рязанской области, Россия.

Государственное казенное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, «Детский дом(смешанный) № 24»

ст. Григорополисская

Методы работы

с детьми «группы риска»

Воспитатель 1 группы: Бригадирова В.Г.

2015 г

«Дети - это наше будущее, наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Сухомлинский:

Оптимизация методов работы с трудными детьми

В настоящее время одним из самых важных и наиболее сложных направлений работы школы, является социально-педагогическая деятельность. Работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют их при этом по-разному:

Проблемные,

Дезадоптированные,

Беспризорные,

Дети с девиантным поведением

Дети «группы риска».

Дети, относящиеся к «группе риска »- это дети с отклонениями психофизического и социального развития. В силу генетических, биологических, социальных причин, дети «группы риска» имеют малозаметные отклонения в деятельности организма, прежде всего, нервной системы, что мешает им адекватно адаптироваться к школьной деятельности и социальным условиям жизни. Как узнать относится ли ваш ребёнок к «группе риска»? Это можно сделать по следующим признакам:

Непосещение или систематический пропуск занятий по неуважительной причине;

Самовольно уходящие из семьи и школы;

Занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;

Неуспевающие (трудно обучаемые) и недисциплинированные (трудновоспитуемые),

Имеющие вредные привычки,

Уклоняющиеся от обучения,

Состоящие на учёте в детской комнате милиции

Перед воспитателем стоит одновременно ряд задач: создать для ребенка домашнюю обстановку, установить взаимодействие с ним, научить соблюдать нормы общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. Он должен знать обо всех появлениях психических отклонений у подростков: вспыльчивость, драчливость, повышенная внушаемость, истеричность, заторможенность, низкая трудоспособность, гиперактивность и т.д.

Одним из приемов воспитания является оценка поведения подростка. Важно, чтобы она совпадала с мнением как детей, так и взрослых, то есть была объективной. Объективная оценка взрослыми успехов ребенка способствует формированию у него правильной самооценки, у него развиваются уверенность в себе, самоуважение.

Большую роль играет вовлечение воспитанников в трудовую деятельность . Стимулом в работе может являться оплата труда. Важную воспитательную роль в детском доме играет библиотека . Работа с книгой -метод приобщения их к знаниям . При формировании у детей стремления к знаниям используется индивидуальный подход , который предполагает:

· соотнесение уровня развития детей д/д с уровнем развития детей данного возраста;

· положительную оценку успехов;

· учет склонностей и возможностей ребенка;

· занимательность и наглядность материала в процессе воспитания;

· помощь в налаживании отношений со сверстниками и воспитателями;

· обучение владению словом.

Воспитателями 1 группы ведется педагогическое сопровождение воспитанников, где отражаются поведение ребенка, учеба, настроение и его развитие. При работе с трудными детьми д\д воспитателями 1 группы используются следующие методы воспитания:

Метод предупреждения нацелен на изменение мотивов оправдания неправильного поведения у учащихся, на формирование социально-ценных мотивов поведения. Используя метод переубеждения в работе с ребенком, необходимо руководствоваться следующими приемами:

    создание положительного общественного мнения;

    Воздействие на ребенка с помощью слова и деятельности;

    Создание условий для приобретения ребенком положительного жизненного опыта;

Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребен­ка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода педагог может добить­ся, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложив­шейся ситуации.

Метод переучивания нацелен на преодоление отрицательных привычек уч-ся, нездоровых потребностей, неправильных действий; изменение жизненного опыта. Используя метод переучивания, необходимо руководствоваться следующими приемами:

    включение ребенка в активную социально-ценную деятельность;

    оценка и поддержка положительных проявлений со стороны уч-ся;

    контроль и проверка выполнения предъявляемых к ребенку требований;

    предъявление четких запретов на негативные проявления уч-ся.

Также, самым распространенным и естественным является метод наблюдения . Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребятах, стараясь не оставить без внимания «незаметных». Заметки помогут обратить внимание и на пассивных.

Чаще всего педагог прибегает к методу беседы . Важно, чтобы к беседе педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

Поможет составить представление о ребенке изучение его биографии, его поступков и мотивов.

Все выше перечисленные методы должны применяться в сочетании методов поощрения и наказания.

Целью этих методов является стимулирование положительного поведения воспитанников, сдерживание отрицательного поведения.

Приемами положительного воспитательного воздействия на детей могут быть:

  • благодарственные письма

    неожиданные сюрпризы положительного свойства

    различные поощрения в виде поездок, путевок, участия в праздничных мероприятиях.

Каждый метод воспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с другими методами, а главным условием действенности данных методов явл-ся системное четко выстроенное воспитание в коллективе, организация взаимовоспитания и самовоспитания. Каждый воспитатель должен набраться терпения, быть последовательным в своих требованиях, чтобы все его усилия привели к положительному результату.

Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе педагогической работы с детьми группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов.

Педагогу в работе с подростками следует стимулировать у них процесс самопознания, поощрять ведение дневников , обучать этому. Дневник способствует самоанализу, самоутверждению, развитию внутреннего мира, автономности представлений подростка о себе, их независимости от суждений и оценок окружающих. Педагогу следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, способностям, регулярно проводить с ними профессиональные консультации, развивать интерес к профессии.

Можно составить план будущей жизни подростка , учитывая его профессиональные намерения, жизненную позицию. В плане определяются ближние и дальние цели, этапы их осуществления, возможные препятствия и пути их преодоления. План может решить проблему ранней профессиональной подготовки подростка, обрести ему уверенность в своем будущем.

В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком , педагог должен руководствоваться следующими «заповедями»:

Не навреди.

Принимай человека таким, каков он есть.

Соблюдай конфиденциальность.

Соблюдай меру взаимного откровения с ребенком, но сохраняй некоторую дистанцию.

Не отнимай у ребенка право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов.

Минимум специальных терминов.

Соблюдай принцип добровольности.

Я думаю, что весь наш коллектив хочет видеть у своих воспитанников только сияющие глаза, и чтобы в их сердцах пылала искра жизни к светлому будущему.

(приложение1)

Работа с «трудными» в функционалах руководителей и воспитателей

Директор

Совместно с администрацией, педагогами продумывает систему воспитательной работы: содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровень воспитательных мероприятий. Заботится о создании четко организованного, управляемого детского коллектива. Владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей, положением «трудных» детей.. Создает атмосферу взаимопонимания и добропорядочности.

Заместитель директора по учебной работе

Заботится о получении школьниками базового образования. Организует дополнительные занятия, вовлечение в кружки, корректирует обучение и воспитание, посредством малых педсоветов, педагогических консилиумов влияет на выработку понимания проблем ребенка, определением подходов в работе с ним, создает атмосферу доброжелательности в детском доме, детской среде.

Заместитель директора по воспитательной работе

Знает проблемы детей и их семей. Владеет информацией о социальном окружении подростков. Сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты, семьей. Организует работу с «трудными» подростками и их наставниками. Заботится о микроклимате в детском доме и группах.

Воспитатель

Знает детские проблемы, тревожные точки микрорайона. Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи детям. Он изучает личность «трудного» ребенка и воспитательную ситуацию с целью выявления нравственных ориентации подростка и воспитательных ситуаций и нравственной переориентации личности, реализует воспитание «трудного» на основе координации воспитательных усилий среды и анализирует полученный результат. Ведет дневник наблюдений.

Решает задачи разрешения трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями планирует индивидуальную работу с «трудными», педагогами, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в группе.

Заботятся о рационально организованном порядке жизни в детском доме, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для чтения книг, занятий спортом. Оберегают ребенка от нежелательных контактов во дворе, не допускают бесконтрольного пребывания на улице.

Психолог

Развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в коллективе. Выявляет избирательные отношения подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применении методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает анкетный материал, материал непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, сочинений и т.д., что позволяет углубить первоначальный диагноз.

Психолог предлагает результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов, ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.

Наставники

Назначаются педагогическим советом из наиболее опытных преподавателей, изучающих вопросы трудновоспитуемости. Положительно влияют на «трудных» детей, помогая преодолевать эгоизм и лень, что способствует исправлению других отрицательных свойств и самоперевоспитанию.

У наставника и подшефного формируются общие духовные интересы, совместные переживания, подростком по-новому воспринимаются воспитательные влияния окружающей среды. Наставник хорошо осведомлен о жизни подростка, чутко и внимательно относится к его проблемам. Он принимает активное участие в судьбе ребенка.

Инспектор по делам несовершеннолетних отдела профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетними

С каждым «трудным» школьником, уклоняющимся от учебы и труда, проводит следующую работу:

Лично беседует о причинах поведения подростка и предупреждает его о последствиях с позиции закона, помогает подростку в трудоустройстве и контролирует учебу;

Информирует администрацию о принятых мерах к «трудным» подросткам, стоящим на учете в милиции;

Выявляет факты антиобщественного поведения лиц, которые вредно влияют на подростка, готовит материал по этому вопросу для комиссии по делам несовершеннолетних;

Совместно с воспитателями, администрацией определяют меры индивидуального воздействия на «трудных»;

Ведет картотеку лиц, взятых на учет, непрерывно осуществляет наблюдение за ними лично, предупреждает воспитателей о негативных тенденциях в поведении того или иного подростка о последствиях, которые его ожидают, если тот не исправится;

Входит в состав комиссии по профилактике правонарушений.

Приложение № 2

Индивидуальная работа с «трудными» детьми.

ЦЕЛЬ : - предупредить отклонения в поведении подростков; помочь преодолеть возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь.

ЗАДАЧИ : - помочь познать самого себя;

Приобрести необходимые знания, гражданские и профессиональные качества;

Достичь нормальных отношений с родителями, учителями, сверстниками;

Сформировать творческие увлечения.

I этап:

Изучение подростка и окружающей его среды;

III этап:

Обеспечении психологической готовности подростка к перевоспитанию

а) беседы;

б) вхождение в доверие к подростку;

в) пробуждение интереса к деятельности.

III этап:

Копилка подростка

а) положительные качества;

б) поступки;

в) поощрение ребенка;

г) важно чтобы воспитанник сам мог оценивать свои поступки;

д) ориентация на идеал с помощью педагога.

1V этап :

Самовоспитание:

а) ученик должен самостоятельно выйти из кризиса;

Метод реконструкции характера.

Спортивные секции;

Технические кружки;

Производительный труд;

Творческая деятельность;

Вовлечение в правоохранительную деятельность;

Составить психологическую карту;

Воспитание сдержанности, терпеливости, терпимости;

Установление контакта с подростком

· Нахождение точек соприкосновения во взглядах;

· Обнаружение увлечений подростка и особенности поведения;

· Определение отрицательных качеств его личности и реакции на постороннее влияние;

· Выработка общих норм поведения и взаимодействия.

Работа с детьми,

склонными к правонарушениям.

1. Поддерживать тесную связь с КДН.

2. Привлекать работников КДН для проведения бесед на правовую тему с учащимися и родителями.

3. Взаимодействовать со школьным психологом в работе с подростками, склонными к правонарушениям.

4. Взаимодействовать с классными руководителями.

5. Ежедневно контролировать учебу, поведение и посещаемость учебных занятий учащихся, склонных к правонарушениям.

6. Собирать материал о поведении подростков, склонных к правонарушениям в школе и вне школы.

7. Охватить всех подростков, склонных к правонарушениям, занятиями по интересам в секциях и кружках.

8. Задействовать подростков, склонных к правонарушениям, в подготовке и проведении школьных мероприятий.

9. Проводить беседы с родителями подростков, склонных к правонарушениям.

10. Посещать подростков на дому.

11. Наладить совместную работу со школьным психологом в работе с подростками, склонными к правонарушениям.

12. Постоянно проводить индивидуальные беседы с подростками.

13. Еженедельно проводить заседания Совета помощи.

14. Изучать психологический климат в семьях подростков.

15. По необходимости установить контакт с руководством предприятий, на которых работают родители подростков из неблагополучных семей.

16. Контролировать проведение бесед на правовые темы на классных часах.

17. Постоянно проводить профилактическую антиалкогольную, гигиеническую работу.

18.Вести необходимую документацию (анкеты, психолого- педагогический паспорт учащегося, журнал).

19.Выступать перед педагогическим советом школы с информацией о работе по данной категории учащихся.

Профилактические мероприятия

Классные часы : «Семья в моей жизни», «О вреде курения и алкоголизма», «Здоровье человека - главная ценность», «Культура общения в семье»

Конкурс стенных газет:

«НЕТ! – вредным привычкам»

Курение и токсикомания

Я – за здоровье!

Наркомания.

Лекторий «Профилактика раннего курения».

Цикл бесед инспектора ОВД по теме : «Курение, пивной алкоголизм, правонарушения и ответственность за них».

Лекторий по гигиене:

    Культура питания;

Основы личной гигиены.

Тренинги зависимого поведения.

Профилактика вредных привычек –беседы:

Детско-подростковый алкоголизм (лекции просмотр фильма)

«Любовь и дружба» (интерактивный тренинг)

Диспут: «Будущее в твоих руках»

(Профилактика наркомании).

Гигиена девушек

Профилактические беседы : «Мы за здоровый образ жизни».

Беседа в рамках акции «Без прав не бывает обязанностей, без обязанностей не бывает прав!»

Круглый стол : «Вступая во взрослую жизнь»

Цикл лекций по предупреждению правонарушений.

Участие в конкурсе плакатов :«Антинаркотическая пропаганда»

Занятия «Преступление против здоровья и общественной нравственности»

Заседания дисциплинарной комиссии

Статистика воспитанников, состоящих на учете КДН,

количество детей снятых с учета.

По итогам 2010-2013гг, в группе нет воспитанников, состоящих на учете в КДН, также отсутствуют самовольные уходы воспитанников из детского дома.

Уровень сформированности и мотивации на здоровый образ жизни воспитанников 1 группы (воспитатель – Бригадирова В.Г.) – на конец 2012 уч.г. 70%, просматривается повышение в сравнении с началом 2011-12у.г. на 2%. За 1-е полугодие 2012-2013уч.года высокий уровень сформированности представлений и мотивации на здоровый образ жизни – 81%, в сравнении с концом 2011-12уч.года просматривается повышение на 11%. Все воспитанники проявляют большое внимание о своем здоровье, занимаются спортом, девочки танцами, выполняют утреннюю зарядку, физические упражнения отрицательно относятся к вредным привычкам, и этим дают положительный пример самым младшим воспитанникам, также вовлеченным в оздоровительные мероприятия. В группе проводятся занятия направленные на борьбу с вредными привычками и укрепление здоровья воспитанников. Каждый год воспитанники принимают участие в месячниках по сохранению и укреплению здоровья, повышению мотивации к ЗОЖ.

Май 2015г

Зам. директора по ВР Н.В. Панина

Особенности работы социального педагога с детьми группы риска.

Дети «группы риска» – это такая категория детей, которая требует особого

внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.

К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически

запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в

развитии.

В научной литературе понятие «дети группы риска» имеет ряд синонимических определений: «дети в трудной жизненной ситуации», «дети в особо трудных жизненных обстоятельствах», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «дети в социально опасных условиях», «дети, нуждающиеся в общественном воспитании», «дети, нуждающиеся в помощи государства» и т.п.

Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24. 07. 1998 г. принимает за основу термин «дети в трудной жизненной ситуации» и предлагает следующие критерии их дифференциации: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети- жертвы насилия; дети, отбывающие наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно — воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи.

Как видно, принадлежность детей к группе риска обусловлена различной неблагоприятной этиологией, т.е. имеет разные социальные корни.

В соответствии со спецификой жизненных условий конкретного ребенка, негативно влияющих на его специализацию, следует применять и конкретные методики педагогической реабилитации. Решением этой задачи занимается социальный педагог.

Социальный педагог — специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.). Социальный педагог изучает психолого-педагогические особенности личности и окружающей ее микросреды, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную социальную помощь и поддержку; способствует реализации прав и свобод клиентов, обеспечение охраны их жизни и здоровья.

Социальный педагог — специалист, компетентный в вопросах оказания педагогической, психологической, психотерапевтической, социальной помощи людям, нуждающимся в этой помощи.

В общих чертах принципы работы социального педагога с детьми группы риска формулируются следующим образом:

— Создание атмосферы доверительности отношений «социальный педагог — ребенок»;

— Подключение к процессу реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы социальной защиты населения, образования, охраны общественного порядка, здравоохранения);

— Тесное взаимодействие с семьей ребенка.

— Взаимодействие с классным руководителем.

Формированию отклоняющегося поведения ребенка в значительной мере способствуют различные стрессовые ситуации в его жизни. Это могут быть:

— развод родителей и их занятость своими личными переживаниями: девиантное поведение как реакция на эмоциональное невнимание родителей;

— смерть любимого человека: девиация как протест на потерю значимого лица;

— рождение нового ребенка и переключение внимание родителей на малыша: девиация как ревность;

— различные формы насилия в семье (унижения, словесные оскорбления, пренебрежение к его потребностям): девиация как компенсаторный механизм, как ответная форма насилия;

— ребенок — жертва сексуального насилия: этиология та же.

Отклоняющее поведение детей группы риска может быть вызвано также следующими причинами:

— ограниченная духовная культура;

— обедненная досуговая среда;

— скука, неумение найти достойное занятие;

— низкая коммуникабельность, неспособность к конструктивному общению с другими детьми;

— эмоциональная неразвитость;

— неумение использовать вербальную форму для доказательств своей правоты: непосредственный переход к агрессивным проявлениям в поведении.

Возвращаясь к перечисленным выше принципам работы социального педагога с детьми группы риска, необходимо остановиться на процедуре подключения к процессу их реабилитации других субъектов государственной системы защиты детва. Лучше всего, когда работа проходит в тесном сотрудничестве всех ведомств, занятых этой деятельностью (милиция, ОДН, органы опеки и попечительства, соцзащиты населения, здравоохранения и т. д.).

Диагностическая деятельность социального педагога заключается в сборе сведений о ребёнке. Это, в первую очередь, сбор социального анамнеза семьи ребёнка, изучение сети его социальных контактов. В изучении условий и форм обучения значительную помощь социальному работнику могут оказать учителя ребёнка. В процессе диагностической деятельности обязательно должна произойти первая беседа социального работника с ребёнком. Это одно из наиболее сложных направлений в деятельности социального работника по отношению к детям «группы риска» — установление контакта с таким ребёнком и создание доверительных отношений с ним. Такая работа требует от социального педагога наряду с психологической техникой информации о личностных характеристиках ребёнка. Сбор такой информации происходит на основе анализа личного дела ребёнка, собеседования с классным руководителем, индивидуальных бесед с ребёнком, наблюдения за ним во время уроков, на переменах и т.д.

Работа социального педагога с ребенком основывается на принципах толерантности, эмпатии, гуманного подхода к детям — проявления внимательного и доброго отношения ко всем, доверия к каждому и соблюдения его интересов в любой ситуации.

Наибольшую трудность в работе по установлению контакта и дальнейшему взаимодействию социальные работники испытывают с детьми агрессивными, лживыми, неуравновешенными, имеющими нервно-психические расстройства, наркотическую зависимость, проявляющими неадекватное поведение. Социальному работнику необходимо учитывать, что у данной категории детей ярко выражена враждебность и презрение к взрослым, бросившим их на произвол судьбы.

Аналитическая деятельность социального педагога заключается в подготовке психолого-педагогической и социальной характеристике ребёнка. На основе данной характеристики социальный работник должен разработать план собственной деятельности, разработать рекомендации для классного руководителя, родителей.

На этом этапе работы является желательным проведение психолого-педагогических и социальных консилиумов с целью изучения эффективности программы, предложенной социальным работником, а также внесения в неё необходимых корректив.

Социальный педагог должен подготовить аналитическую информацию по организации индивидуальной работы с ребёнком для педагогических советов, учителей и родителей.

Коррекционная работа представляет собой самую разнообразную деятельность социального педагога, определяющую воспитательное воздействие на ребёнка. Коррекционная работа может включать в себя проведение различных встреч, консультаций. Коррекционная работа проводится как в индивидуальной, так и групповой форме согласно разработанной программе.

Значительное место в деятельности социального педагога с детьми «группы риска» занимает образовательно-профилактическая деятельность . Формами такой работы могут быть индивидуальные профилактические беседы, индивидуальное консультирование по вопросам самоопределения ребёнка и выбора дальнейшего пути. Образовательно-профилактическая деятельность включает в себя и организацию для детей занятий по интересам (через дополнительную систему образования, внешкольные учреждения, кружковую работу и т.д.).

Одно из необходимых направлений работы социального работника с детьми «группы риска» — это тесный контакт с родителями . В такой деятельности необходимо проявить максимум терпимости к образу жизни семьи ребёнка и воспитательным издержкам. Социальный педагог должен оказывать конструктивную помощь, а не противодействовать и критиковать. Ему следует принять как данность сложившиеся в этой семье ролевые отношения и границы между поколениями. Очень продуктивным и желательным представляется вовлечение в процесс совместной деятельности и реабилитации ребёнка всей семьи в её самом расширенном составе, включая бабушек и дедушек, а также других родственников, контактирующих с ребёнком и его семьёй.

Доверительность отношений педагога с ребенком, как и его работа с семьей в целом, предполагает соблюдение конфиденциальности при получении информации о семье.

Бесспорно, что дети являются самой незащищённой, уязвимой и полностью зависящей от взрослых частью общества. Зачастую, именно по вине взрослых они оказываются в зонах стихийных катастроф, становятся заложниками физического, сексуального и эмоционального насилия.

Дети группы риска, представляют собой одну из наименее защищённых групп детей, которые в силу определённых обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества. Воздействие неблагоприятных факторов может вызвать негативные психические, физические и иные изменения в организме ребёнка, которые могут привести к тяжелейшим последствиям, различным отклонениям (девиациям) в поведении. Факторов возникновения и развития девиантного поведения много, среди которых?развод родителей, их занятость своими личными переживаниями, смерть любимого человека, рождение нового ребёнка и переключение на него внимания родителей, различные формы насилия над ребёнком в семье и др. Значительное влияние на ребёнка группы риска может оказать социальный работник.

Социальная работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный характер. Она должна разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи. В деятельности социального работника с детьми «группы риска» можно выделить несколько основных направлений: — это диагностическая деятельность, аналитическая, коррекционная работа, образовательно-профилактическая деятельность и работа с семьёй ребёнка.

Социальная работа с детьми в группе риска должна строиться с учётом причин дезадаптации и девиации, их психологических особенностей и основываться на уважении ребёнка, принятии его таким, какой он есть. Важнейшим условием успешности работы с детьми группы риска является включение таких детей в систему новых отношений, которые должны строиться на основе коллективной и общественно-полезной деятельности, а также при обязательной поддержке семьи.

Литература:

1 Социальная педагогика / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 416 с.

2 Филипович А.Л. Психолого-педагогичская работа с проблемными детьми и их семьями. — 2006. — № 4. — С. 58-60.

3 www.150-ozu-sch020.edusite.ru/…/planrabotyisocial-nogo pedagog ana2009.doc

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Психолого-социальная работа в детском доме и приюте.

Работа на тему:

« Особенности работы социального педагога с детьми группы риска »

Выполнила: студентка 4 курса ПСР

Бабийчук Наталия Юрьевна

(Сумарюк)

Санкт-Петербург

Автор: Менщикова Наталья Николаевна, социальный педагог МБОУ города Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 49».
Описание работы : предлагаю вашему вниманию методические рекомендации для классных руководителей и педагогов-предметников по работе с детьми девиантного поведения.

Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)

Мы не случайно выбрали тему нашего педсовета, т.к. в последнее время проблема работы с трудными подростками стала для нашей школы актуальной. С каждым годом все больше семей получают статус – «неблагополучная», становится все больше и детей состоящих на внутришкольном контроле и учете в ПДН.
И сегодня мы поговорим о том, каким должно быть образовательное пространство, в котором создаются все необходимые условия для нормальной жизнедеятельности всех участников учебно-воспитательного процесса, и попытаемся определить – какие же ошибки мы допускаем в общении с трудными подростками.
Три категории детей (дети-инвалиды, дети–сироты, дети-правонарушители) характеризуются тем, что их положение законодательно и нормативно регулируется государством, существуют специальные органы и ведомства, которые выявляют таких детей, устанавливают их статус, а также специальные учреждения для них.
Однако есть еще одна категория детей - это дети «группы риска» или «трудные дети», к которой обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения и т.д. Эта категория детей является «неофициальной», но внимание к ней значительно возросло, так как возросло количество таких детей.
Давайте уточним, кто же относится к «группе риска». Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов, так как все качества, присущие определённому возрасту, у них проявляются резче, собственное мнение у них не совпадает с общественным, часто они противостоят с окружением, это приводит к конфликтным ситуациям и даже противоправному поведению.
«Трудные» дети всегда являются для взрослых некой загадкой: Они постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем, добившись своего, доводят взрослых до раздражения или отвращения к себе.
Странности в поведении «трудных» подростков вызывают у педагогов, воспитателей и родителей страх, что они могут с ними не справиться. Многие из вас часто говорят, что ему бывает трудно с ребёнком: «требую - не выполняет», «я к нему с лаской, а он грубит», «прошу – не хочет», «хочу как лучше, а он не принимает моей помощи», «стараюсь помочь – он отвергает усилия», «дал слово, клялся, что больше не будет, а сам…», «всё знает, всё понимает, а делает наперекор», «попробовала поговорить с ним откровенно – он вообще замкнулся». Каждому педагогу знакомы эти и подобные сетования родителей.
Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания особенно возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам.
Подростковый возраст – период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает с невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики.
Подростковый возраст – это возраст поиска и обретения себя. Вопросы, на которые предстоит ответить подростку, не простые: «Кто я?», «Откуда пришел?», «Куда я иду?».
В процессе поиска ответов на них возникает много трудностей. Если у подростка формируется одна из установок: «Я не нравлюсь», «Я не способен», «Я ничего не значу», - это приводит к изменению личности в отрицательную сторону. Такой подросток становиться «Трудным». На основе отрицательных самопредставлений строится и его негативное поведение.
Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категории детей:
- дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
- дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
- дети из неблагополучных семей, семей, находящихся в социально опасном положении;
- дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке – дети в ТЖС;
- дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.
Часто этих детей ещё называют дети с девиантным поведением. Давайте разберёмся и в этих понятиях.
Поведение, отклоняющееся от норм, принятых в обществе, называют девиантным (от лат. – отклонение).
ВИДЫ девиантного поведения, с котоыми нам приходится сталкиваться в процессе нашей работы с детьми:
- деструктивное – нарушение дисциплины;
- делинквентное называют поведение, характеризуется склонностью к преступным или противоправным действиям
- аддиктивное поведение - (от англ. addiction - склонность, пагубная привычка; лат. addictus - рабски преданный) - особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния, например, алкоголь, наркотики, лекарства, различные яды, азартные игры, в т. ч. компьютерные; сексуальное А. п.; переедание и голодание; «работоголизм» («трудоголизм»).
Можно выделить 4 типа девиантного поведения:
1. Десоциализированное – плохие отношения с ровесниками, равнодушие к другим, эгоцентризм.
2. Социализированное – привязанность к своим, однако враждебность к посторонним.
3. Неагрессивное – устойчивая ложь, прогулы, побеги из дома, наркомания, алкоголизм, токсикомания.
4. Агрессивное – насилие над другими.

Итак, с понятиями разобрались, переходим к вопросу организации деятельности с такими детьми.
Прежде всего, необходимо найти способ взаимодействия с «трудными» детьми. Надо, понять, что "трудные" дети – это не просто дети, с которыми нам, взрослым, трудно, а это дети, которым трудно. Такими они становятся потому что лишены отцовской и материнской ласки, родительской поддержки и любви, детская душа не может развиваться нормально, она ослабевает, болеет, озлобляется и деформируется.
Только точно определяя причину проблем каждого подростка и создавая взаимное стремление разрешения этих проблем родителями, учителями, можно помочь «трудным» подросткам.
«Трудные» дети – дети, особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе, Это не плохие, безнадёжно испорченные ребята, а дети, требующие особого внимания и участия.
Коррекционная работа с трудным школьником - это оказание ему помощи в становлении полноценным членом общества, в реализации его индивидуального потенциала.
Итак, задача школы в работе с трудными детьми заключается в создании особого педагогического пространства, повышенного внимания, особого воспитательного воздействия.
В начале каждого учебного года мы проводим социальную диагностику класса, по результатам составляем социально – педагогический паспорт класса по категориям:
Многодетные семьи (трое и более детей до 18 лет);
Неполные семьи (если второй брак родителей официально зарегистрирован, то семья считается полной);
Малообеспеченные семьи (на данный момент это семьи, которые получают ежемесячное пособие на ребёнка согласно ЗКО № 7 от 31.12.04 «О ежемесячном пособии на ребёнка»);
Замещающие семьи (опекаемые дети и дети из приёмных семей);
Дети группы риска (устойчивое отклонение в поведении, пропуски уроков без уважительной причины, неуспеваемость, социально-педагогическая запущенность и т.д.);
Дети с отклонениями в здоровье, подтверждённые мед. документами;
Дети, чьи родители пенсионеры, инвалиды, безработные.
Социально-педагогическая запущенность проявляется в несформированности у ребенка свойств субъекта деятельности общения, самосознания, то есть нарушен образ «Я». Под педагогической запущенностью понимается такое состояние личности, которое является следствием недостатков или неправильной постановки учебно-воспитательной работы.
Особое значение в работе с педагогически запущенными школьниками имеют три момента:
- В общении с ними очень важно тёплое, сердечное, доброжелательное отношение.
- Воспитателю необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию.
- Нередко хорошие результаты даёт открыто выражаемое доверие к нравственным силам трудных подростков.
Социально - запущенные дети - дети, которые отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно – нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных компаниях и группировках.
Все эти группы детей попадают в категорию социально не защищенных детей, требующих особого внимания.
Определив поле своей деятельности, подключаем к работе педагога – психолога, который проводит диагностику состояния эмоционально-психологических отношений в классе и положения каждого ребенка в классном коллективе, психологических особенностей педагогически запущенных детей, их интересов и склонностей. По результатам диагностики даются рекомендации классным руководителям, продолжается индивидуальная работа с детьми, попавшими в категорию «дети группы риска».
Предлагаю алгоритм ваших действий в случае пропусков уроков обучающимися без уважительной причины:
- Провести беседу с учащимися и выяснить причину пропуска.
При отсутствии результата:
- Провести беседу с родителями, наметить план контроля со стороны родителей и классного руководителя.
При отсутствии результата:
- Приглашение учащегося на беседу к социальному педагогу с классным руководителем и отчетом о проделанной работе.
При отсутствии результата:
- Приглашение учащегося на Час школьного инспектора.
При отсутствии результата:
- Приглашение учащегося на Совет профилактики с родителями.
При отсутствии результата:
- Составление инспектором ПДН протокола по ст. 5.35 КоАП РФ, вызов на КДН и ЗП

Когда учитель может считать, что сделал все возможное в работе с отстающими учениками:
- Если есть план индивидуальной работы с отстающими учениками.
- Если учитель 2-3 раза встретился с родителями ученика, сообщая им о его проблемах и успехах
- Если ученик получает индивидуальное задание,
помощь и консультации.
- Пересажен с последних парт к более сильному ученику
- Если у него проверяются все письменные работы.
- Если ему рассказали и показали, как надо учить уроки
- И спросили за четверть 5-6 раз.
Если проводимая работа не приносит положительного результата, только тогда вы обращаетесь за помощью социального педагога, зам. директора по ВР. Подчёркиваю, после вашей индивидуальной работы с детьми, где вы испробовали все методы и приёмы воздействия на ребёнка.
У каждого классного руководителя в плане есть графа работы с трудными детьми и неблагополучными семьями, где запланированы собрания, профилактические беседы, посещения на дому. У классных руководителей, чьи дети состоят на внутришкольном (педагогическом) контроле, на который мы ставим по решению Совета профилактики, может быть такой план, составленный в свободной форме, но с обязательной отметкой о выполнении.
У классных руководителей, чьи дети состоят на профилактическом учёте в отделах полиции, индивидуальном профилактическом (внутришкольном) учёте – ставим по Постановлению КДН и ЗП приказом директора – должен быть план индивидуального сопровождения по месяцам с конкретными мероприятиями, который вы предоставляете для составления общего плана. 1 раз в 3 месяца мы сдаём отчёт о проведённых профилактических мероприятиях с ребёнком и его окружением в КДН и ЗП и характеризующий материал в ПДН ОП.
У классных руководителей, чьи дети проживают в семьях, находящихся в социально опасном положении, также должен быть индивидуальный план социальной реабилитации семьи обучающегося. Ежеквартально сдаётся аналитический отчёт по сопровождению данных семей.
Воспитательная работа заключается в педагогической целесообразности организации жизни таких детей. Это могут быть классные часы, конференции, собрания, конкурсы, состязания, праздники, утренники, вечера, смотры, митинги, культпоходы, встречи, выставки, беседы, походы, экскурсии, субботники, турпоездки, спартакиады, акции, минуты общения и др. Умение создать во время общения с детьми класса атмосферу откровенности, доверительности, открытости к диалогу, сотрудничеству помогают глубже и полнее понять ребенка, условия, среду формирование личности ребенка.
Ещё одной эффективной формой работой с детьми является посещение по месту жительства. В должностной инструкции классного руководителя прописано, что вы должны посещать семьи по месту жительства с целью изучения условия проживания и воспитания обучающихся (вновь прибывшие, обучающиеся и семьи, состоящие на внутришкольном педагогическом контроле, индивидуальном профилактическом (внутришкольном) учете, на профилактическом учете в ПДН ОП, находящимся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации). Также классный руководитель посещает неблагополучные семьи в целях изучения, контроля, коррекции ситуации и выработки совместно с родителями (законными представителями) обучающихся единой стратегии и тактики воспитательной работы. По результатам посещения составляете акты посещения семей.
Пункт 4.20. должностной инструкции гласит, что классный руководитель проводит индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Если о таком факте стало известно, то вы незамедлительно сообщаете данную информацию социальному педагогу или зам. директора по ВР.
Вчера на педагогических чтениях мы говорили о приоритете личностно-ориентированного образования и воспитания, то есть в работе мы должны опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое, т.к. вот парадокс - очевидное знание о подростках чаще всего остается только знанием и никак не затрагивает мир педагогической практики. Наша педагогическая деятельность в мире подростков изобилует ошибками, которые трудно понять и объяснить.
Так каким же должно быть образовательное пространство, в котором создаются все необходимые условия для нормальной жизнедеятельности подростка?
Итак,
1. Подросток нуждается в образовательных и воспитательных технологиях, качественно отличающихся от технологий младшей и старшей школы. Доминанта возраста - общение и действие. Это сензитивный период для формирования социальных навыков и умений, поэтому с уважением относитесь к праву подростка на самостоятельное мнение. С этой т.зр. целесообразно чаще использовать на уроке такие формы как круглый стол, форум, дебаты, судебный процесс, мозговой штурм для обмена идеями, суждениями, мнениями по различным проблемам.
2. Подросток очень нуждается во взрослом человеке, но не в каждом взрослом. Мы знаем, что в работе с подростками неприемлемы назидательные беседы и нравственные нотации, точно так же, как недопустим «сюсюкающий» тон. Взрослый нужен как партнер, опора, ориентир в быстро меняющемся мире.
Со школьниками легче работать педагогу:
Общительному
Внимательному
Доброму
Оптимистичному
Обладающему чувством юмора.
Дети уважают педагога, который:
Держит слово, точно выполняет обещанное
Мастер своего дела
Энергичен, организовывает увлекательные дела
Личность, умен, остроумен
Понимает школьников
Внимателен к детям и тактичен
3. Подросток нуждается в героях. Подросток всегда будет искать кумира для подражания. И этим кумиром чаще всего становится тот, кому не жалко ярких красок, сильных эмоций и громких дел.
4. Подросток нуждается в детском коллективе как естественной среде нормального развития. Без детского сообщества подросток так же не может обойтись, как ребенок без игры. Из этого следует только одно – возможно необходимо восстановить для каждого классного руководителя, смысл таких словосочетаний как коллективное творческое дело, развитие коллектива, коллективное и индивидуальное поручение, малая группа, лидер детского сообщества, чередование традиционных поручений.
5. Подростковый возраст - уникальное время для освоения опыта сотрудничества с другими людьми, для постижения главного- другой человек, отличный от тебя - не должен становится предметом оценки «хуже он или лучше», он просто - другой, но равный тебе по общечеловеческой ценности.
6. Одна из важнейших педагогических заповедей - защита права подростка на яркие и сильные эмоции, на приключения, на романтику, на увлечения и интересы. Если мы хотим заботиться об обучении подростка - нас, в первую очередь, должен волновать его познавательный интерес. Проще говоря, подросток будет лучше учиться, если ему будет интересно. Поэтому вчерашние педчтения – хороший совет педагогам использовать на уроках активные формы, групповые, элементы тренинга, а так же просмотр и обсуждение видеофильмов, освоить уже и использовать интерактивную доску.
7.И о семье. С семьей у подростка очень сложные отношения. Сложившиеся родительские стереотипы часто мешают взрослым настроиться на построение тех взаимоотношений, в которых более всего нуждается подросток - отношений равных прав и равной ответственности за создание в семье атмосферы комфорта, взаимного расположения, понимания; атмосферы, способствующей развитию каждого члена семьи.
Педагогические ошибки, родительское непонимание, социальная не расположенность - все это тот фон, на котором подросток действительно становится трудным - не только для себя, но и для других.
Вот и превращается технология педагогического сопровождения в одну из ведущих в образовании; мы должны научиться помогать подростку решать его собственные проблемы так, чтобы они служили его позитивному развитию и не усложняли, а улучшали мир окружающих его людей.
Организация обучения и воспитания детей "группы риска" должна осуществляться всесторонне, т.е. при тесном сотрудничестве всех участников образовательного и воспитательного процесса, только тогда она будет эффективна.
Завершая разговор о детях "группы риска", уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей:
Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от
правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка
(например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна
быть тщательно проверена в диагностической работе.
Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях,
когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует
отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно
– житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям
ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.
В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Поделиться: