Лексико-грамматические игры и задания. Грамматические игры для дошкольников

Игра «Смешинка»

Цель: Учить детей соотносить с движением глаголы, образованные с помощью приставок.

Краткое описание: С помощью считалки:

Жили-были

Я ли, ты ли.

Между нами вышел спор.

Кто затеял, позабыли

И не дружим до сих пор.

Вдруг игра на этот раз

Помирить сумеет нас?

Дети выбирают «смешинку», задача которой - рассмешить играющих. Возможности неиссякаемы: копируются движения неуклюжего медведя, хитрой лисы, трусливого зайца; можно неожиданно чихнуть, спеть, прочесть смешную считалку (стихотворение) и т. д. Тот, кто засмеется, платит фант. Если фантов наберется около десяти, их разыгрывают. Воспитатель садится лицом к детям, а кто-либо из победителей помогает ему: берет фант, прячет за спину и спрашивает: «Что полагается фанту, который у меня за спиной прячется?» Воспитатель придумывает движения: пройти прямо, на корточках, влезть на стул, пролезть под столом, спрыгнуть, наклониться, выпрямиться, перешагнуть, перепрыгнуть, при сесть и др. Тот, кто неправильно выполняет заданное действие, не получает фант; его разыгрывают повторно, или на помощь приходит кто-либо из детей, котёорый сумеет выполнить задание.

Игра «Мороз» Белорусская народная игра

Цель: Закрепить умения детей образовывать глагол от существительного с помощью приставок.

Игровой материал: Элементы костюма Деда Мороза.

Краткое описание: С помощью считалки дети выбирают Деда Мороза.

Ты белый, ты яркий,

Ты в шубе, ты в шапке,

У тебя красный нос.

Это ты - Дед Мороз!

Начало игры. Все дети разбегаются. Задача Деда Мороза - дотронуться до любого игрока и заморозить его. Замороженный стоит неподвижно в той позе, в какой его осалил Дед Мороз. Проштрафившийся платит фант, который Дед Мороз разыгрывает в конце игры. Новым Дедом Морозом может быть тот, кого не осалили, или кто стоял неподвижно сравнительно долго, или кто хорошо отыграл свой фант.

Методические указания: Все игры с фантами проходят интереснее и осваиваются в разновозрастном коллективе, когда игровой опыт естественным образом передается от старших по возрасту детей к младшим. Поэтому в многокомплектном детском саду их желательно организовывать, приглашая к общению детей из разных групп (на участке, в музыкальном зале). Если же игры воспитатель организует впервые с малышами, то их организацию и придумывание заданий он берет на себя.

Игра «Два брата»

Цель: Учить детей правильно употреблять глаголы.

Игровой материал: Куклы Шустрик и Мямлик (медвежата).

Краткое описание: Воспитатель. Жили-были в лесу два брата - два маленьких медвежонка. Звали их Шустрик и Мямлик (показыва ет игрушки). Шустрик был веселый, послушный, всегда успевал все вовремя сделать. Мямлик - очень медлительный. У него не хватало времени даже на любимые игры, поэтому он всегда грустил. Родители его считали непослушным.

Обычно Шустрик просыпается очень рано и быстро подымается с постели, а Мямлик еще только... (встает, добавляют дети; свои слова воспитатель сопровождает движениями Шустрика и Мямлика). Шустрик уже одет, а Мямлик... (только одевается, добавляют дети). Шустрик заправил постель, Мямлик... (заправляет; и т. д. соответственно: умылся - умывается, почистил зубы - чистит, позавтракал - завтракает, пришел в школу - идет в школу, пообедал - обедает, сделал уроки - делает уроки, собрался на прогулку - собирается, лег спать - ложится спать). Дети, пожалуйста, подскажите Мямлику: как стать веселым?

В содержании игры воспитатель может использовать различные сюжеты: "На прогулке", "В лесу", "На реке", "На утренней гимнастике" и др.

Игра «Добавь слово»

Цель: Учить детей дополнять в предложении опущенные глаголы, нахо дить нужное слово по смыслу высказывания.

Игровой материал: Кукла Гена.

Краткое описание: Игра начинается со вступительной беседы о том, как дети помогают родителям, что они умеют делать.

Воспитатель. К нам в гости пришел мальчик Гена. Он, как и вы, любит помогать бабушке, дедушке, маме, папе, брату и сестре. Вы спрашиваете, что он умеет делать? Мы сейчас будем угадывать.

Гена (его роль исполняет воспитатель): Я умею постель... (дети: застилать). Я умею пол... (подметать). Я умею пыль... (вытирать). Я умею посуду... (мыть, полоскать). Я умею цветы... (поливать). Я помогаю стол... (накрывать). Я помогаю тарелки... (расставлять). Я помогаю вилки... (раскладывать). Я помогаю крошки со стола... (сметать). Я помогаю комнату... (убирать).

При повторном проведении игры дети от хоровых высказываний переходят к ответам по указанию Гены.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: Учить детей подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы- антонимы.

Игровой материал: Кукла Чиполино.

Краткое описание: Воспитатель. К нам, в детский сад, пришел в гости Чиполино. Все ему у нас нравится: как мы зарядку делаем, как играем, лепим из пластилина, рисуем, поем и танцуем. Однако... Чиполино, а почему ты за грустил? Что? Скажешь мне на ухо? Что? Не умеешь подбирать, как наши дети, слова-"наоборот", слова с противоположным значением? Ребята, поможем Чиполино? Я буду называть слова, а вы вместе с Чиполино придумайте слова-"наоборот", слова с противоположным значением.

Выбегать - вбегать

Прибегать - убегать

Привозить - увозить

Прилетать - улетать

подплывать - отплывать

Закрывать - открывать,

Вставать - ложиться

Говорить - молчать

Мириться - ссориться

Надевать - снимать

Одевать - раздевать

Кричать - молчать

Нагревать - охлаждать

Выходить - приходить

Воспитатель: Чиполино, теперь ты понял, что означает, подбери слова-наоборот?

Игра «Невидимка»

Цель: Учить детей образовывать формы глагола второго лица единственного и множественного числа.

Игровой материал: Кукла, шапка-невидимка, ширма, музыкальные инструменты (игрушки), мебель.

Краткое описание: Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришел Невидимка (его роль исполняет кто-либо из детей), у которого есть шапка-невидимка (показывает). Когда Невидимка надевает эту шапку, никто его уже не видит. В подтверждение этих слов Невидимка надевает шапку и прячется за ширму, а затем, выйдя из-за ширмы и сняв шапку, рассказывает детям, что любит и умеет делать (показывает: танцует, поет, читает стихи, бегает, прыгает, играет на музыкальных инструментах, сидит, спит, ходит и т. д.), вновь надевает шапку (прячется за ширму) и выполняет одно из названных действий. Дети, задавая ему вопросы, угадывают, что он делает: "Ты спишь?", "Ты делаешь зарядку?" и т. д. Тот, кто угадал первым, получает право быть Невидимкой.

Когда игра хорошо знакома, можно выбрать двух Невидимок. Тогда дети будут образовывать множественное число глаголов.

Игра «Кто что делает?»

Цель: Учить детей образовывать формы глаголов третьего лица единственного и множественного чисел.

Игровой материал: Игрушки: кошка, собака, два ежа.

Краткое описание: Воспитатель рассматривает с детьми игрушки (кошку, собаку, двух ежей) и предлагает описать их внешний вид (кош ка - серенькая, пушистая, мягкая, маленькая; собачка - белая, мохнатая, большая; ежи - колючие, серенькие, маленькие).

Воспитатель:

Что делает кошка, когда ее гладим? А что она делает, когда видит мышку?

Что делает кошка, когда видит мышку не настоящую, а игрушечную?

Еще что умеет делать кошка?

Как много интересных слов сказали вы про кошку! (Повторяет их.)

А что делает собачка?

Что делает собачка, когда видит кошку?

Когда собачке дают кусочек мяса, то что она делает?

Что умеют делать ежи?

Как ежи носят себе еду? Как они свой голос подают?

Дети:

Мурлычет, радуется, выгибает спинку. Тихо подкрадывается, бежит, ловит, прыгает.

Бегает, играет, подпрыгивает, хватает, тащит, ра- дуется.

Мяукать, лакать молоко, пить.

Лает, кусается, бегает, ходит, сидит, спит, смотрит, ест.

Хочет поймать, бежит за кошкой, лает, ловит. Подпрыгивает, служит, ест, радуется.

Они ходят, сворачиваются в клубочек, плавают, бегают.

Накалывают все на иголки.

Ежи фыркают.

Ответы детей педагог сопровождает движениями игрушек. После организованной игры дети получают игрушки для свободной деятельности.

Игра «Все наоборот»

Цель: Учить детей образовывать глаголы-антонимы (противоположного значения), с помощью приставок.

Игровой материал: Две обезьянки (игрушки).

Краткое описание: Воспитатель. Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Вот послушайте мой рассказ. (Рассказ педагог сопровождает движениями игрушек.) У мамы-обезьяны были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица... (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет... (унесет), пришьет... (оторвет), вычистит... (испачкает), замолчит... (заговорит), повесит... (снимет) и т. д.

Занятие можно продолжить чтением стихотворения В. Берестова "Непослушная кукла". Воспитатель.

Ее просят танцевать,

Она лезет под кровать.

Что за воспитание!

Просто наказание!

Все играть - она лежать,

Все лежать - она бежать.

Что за воспитание!

Просто наказание!

Это стихотворение написал поэт Валентин Берестов. С кем бы вы хотели, дети, играть - с Послушницей или Упрямицей? А что же делать Упрямице? (Ответы.) Сейчас я прочитаю вам другое стихотворение "Делайте наоборот", его автор - поэт Екатерина Карганова - предлагает упрямым детям исправиться.

Если вы очень упрямы,

Делайте наоборот -

Не вам помогает мама,

А вы помогаете! Вот.

Теперь Упрямица станет помогать маме, и ее не будут больше так называть. Не так ли?

Игра «Назови, что сделал Умейка»

Цель: Учить детей составлять (распространять) предложение с однородными сказуемыми.

Игровой материал: Бумага, ножницы и др. (по усмотрению воспитателя).

Краткое описание: В гости к детям приходит Умейка (его роль исполняет заранее подготовленный ребенок, можно и из старшей группы). Задание получают и группа (следить за действиями гостя), и Умейка, но так, чтобы никто не слышал: "Подойди к столу, возьми бумагу, отрежь полоску и отдай Сереже". Умейка выполняет задание, а дети внимательно следят за ним. Выигрывает тот ребенок, который пра вильно перечислит все действия Умейки. Ребенок-победитель исполняет роль Умейки.

Задания Умейке могут быть самые разные: подойди к двери, попрыгай и вернись обратно; подойди к столу, возьми книгу и дай Вадиму; возьми машину, поставь в гараж; выйди из комнаты и войди обратно; подойди к кубику и перепрыгни через него; возьми мяч и подбрось его вверх; уложи куклу спать.

Игра «Кто больше назовет действий»

Цель: Учить детей образовывать различные глагольные формы (инфинитив, третье лицо и т. д.).

Игровой материал: Кукла Неумейка. Картинки: одежда, самолет, дождь, снег, кукла, собака, солнце.

Краткое описание: На занятие приходит Неумейка и приносит с собой картинки. Задание детям: подобрать слова, обозначающие действия изображенного предмета или явления. Например: что можно сделать с одеждой? (Выстирать, выгладить, надеть, зашить, запачкать, вычистить.)

Что делает самолет? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится.)

Что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше.)

Что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит.)

Что можно делать с куклой? (Укладывать, кормить, катать, лечить, гулять, танцевать, одевать, наряжать, купать, качать.)

Что делает собака? (Лает, грызет, виляет хвостом, подпрыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет.)

Что можно сказать о солнце? (Светит, греет, всходит, заходит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает.)

Такую игру можно проводить по разным темам: "Предметы домашнего обихода", "Явления природы", "Времена го да", "Животные и птицы" и др.

Игра «Кто больше знает профессий?»

Цель: Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель - строит, учитель - учит и т. д.).

Краткое описание: Воспитатель. Я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я учу вас, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю вам стихотворения, рассказы, гуляю с вами, укладываю спать... Это моя профессия - воспитывать вас. А какая у меня профессия? Она нам готовит обед. Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Ответы.) Каждый взрослый человек обязательно учится какой-либо профессии. Овладев ею, поступает на работу и выполняет определенные действия. Что делает повар? (Дети: Повар варит, печет, жарит, чистит овощи.) Что делает врач? (Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.) Что делает портной? (Кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.)

Воспитатель называет и другие профессии - строителя, учителя, пастуха, сапожника, а дети называют действия.

Методические указания: Занятие на эту тему желательно проводить в конце года при соответствующей подготовке детей.

Игра «Сорока» Игра - драматизация

Цель: Учить детей соотносить глагол, обозначаемое им действие предмета и сам предмет.

Игровой материал: Иголки, очки, мыло, звонок, щетка, утюг, кисть, веник. Сорока (игрушка).

Краткое описание : Воспитатель. Пока вы были на прогулке, к нам в группу прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Посмотрим, что она взяла (на столе ведущий раскладывает предметы), и попросим их вернуть.

Дети.

Сорока, сорока, Отдай нам мыльце!

Сорока.

Не дам, не отдам.

Возьму ваше мыльце,

Отдам своему сорочонку умыться!

Дети.

Сорока, сорока,
Отдай нам иголку!

Сорока.
Не дам, не отдам!
Возьму я иголку,
Сорочку сошью своему сорочонку.

Дети. Сорока, сорока, отдай нам очки!

Сорока. Не дам, не отдам! Я сама без очков. Прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети. Сорока, сорока, Отдай нам звоночек!

Сорока. Не дам, не отдам! Возьму я звоночек, Отдам сорочонку: звони, мой сыночек!

Ведущий. Ты, сорока, не спеши, Ты у деток попроси, Все тебя они поймут, Все, что надо, подадут.

Воспитатель. Что ты будешь делать, сорока?

Сорока. Буду чистить, гладить, красить, мыть, подметать, стирать, читать, шить.

Воспитатель. Дети, что для этого нужно сороке? (Дети называют и приносят соответствующие предметы.)

Сорока благодарит и улетает, пообещав все вернуть.

Примечание. Занятие можно продолжить, когда сорока принесет все обратно. Так появляется возможность вспомнить, что она делала с каждым предметом: мылом помылась, щеткой чистила, утюгом гладила, краской красила и т. д.

Игра «Звуковая дорожка»

Цель: Автоматизировать изолированный звук: формировать звуковую культуру речи.

Описание куба: На гранях куба представлены игровые задания для определенной группы звуков.

Ход игры:

Дети передают кубик, произнося считалку.

«Раз, два, три, четыре, пять

Будешь ты вращать».

Ребенок с закрытыми глазами выбирает грань, произносит автоматизированный звук, подбирает картинку с заданным звуком.

«Насос» - звук [с]

«Жук» - звук [ж]

«Комар» - звук [з]

«Машина» - звук мотора [р]

«Камыши» - звук ветра [ш]

«Коза» - звук [к]

Игра «Назови слова»

Цель: Учить детей называть слова с заданным звуком.

Ход игры:

Педагог предлагает детям назвать слова с заданным звуком. За правильный ответ дети получают жетоны. В конце игры определяется победитель.

Игра «Зоопарк»

Цель: Продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход игры:

Игра «Веселый язычок»

Цель: Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков.

Ход игры:

В: Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался «ротик». Домик открывался и закрывался. (Показывает) Чем закрывается домик? (зубами).

В: Правильно! Нижние зубы - крылечко, а верхние - дверка. Давайте все вместе закроем и откроем домик Язычка. Улыбнитесь, закройте домик так, чтобы и крылечко и дверка были хорошо видны. (Дети выполняют упражнение «Улыбка») .

Жил Язычок в своем домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется. (Показывает.) язычок был очень любопытный. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает, дай0ка и я попробую! Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Давайте и мы высунем язычок все вместе и спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрее! Совсем как у котенка получается! (Дети выполняют упр. «Полакаем молоко»)

А еще любил Язычок песни петь. Услышит, как дети кричат: «а-а-а», откроет дверку широко-широко и запоет «а-а-а». услышит, как лошадка ржет: «и-и-и», сделает узенькую щелку в дверке и запоет: «и-и-и». услышит, как поезд гудит: «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «у-у-у».

Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот такая сказка.

Игра «Какое слово потерялось? »

Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход игры:

Воспитатель читает стихотворение.

«Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих,

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко. »

В: Вспомните стихи и скажите, какое слово «потерялось»

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку (гладко)

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в кроватку на (бочок) ит. д.

По окончании воспитатель подчеркивает, что в стихах много разных слов, и все они звучат по-разному.

Игра «Зоопарк»

Цель: Продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход игры:

Дети называют животных, птиц, рыб, которые живут в «Зоопарке». Воспитатель каждый раз акцентирует внимание детей на термине «слово» (Вова сказал слово «попугай»)

Определяется победитель. За названные слова дети поощряются фишками.

Игра «В кругу с мячом»

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.

Ход игры:

Воспитатель называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. ребенок называет слово-друга и возвращает мяч обратно.

Образец: галка-палка, мышка-мишка, печка-свечка, стол-пол, Маша-растеряша.

Игра «Сердитый ворон»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове.

Ход игры:

Детям раздаются шапки-маски различных зверей. К складному домику приставляют «мостик» (доску) .

В: В этом домике живут звери: заяц, лиса, медведь, волк и др. Перейти в домик можно только по мостику, но он не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а придти обратно непросто. Около мостика сидит ворон (надевает на себя шапочку-маску ворона). Каждого животного, кто приходит к мостику, он спрашивает, какой звук первый в названии этого животного. Кто правильно ответит, тот пройдет. А кто не знает ответа, того сердитый ворон не пропускает.

Игра «Назови слова со звуком [с"] и [с].»

Цель: Продолжать учить детей дифференцировать в словах звуки [с"] и [с].

Ход игры:

Детям даются конверты с тремя картинками: в двух есть звуки [с"] и [с], а в одной нет, и две фишки-кружочка синего и зеленого цвета. Дети называют изображенный на картинке предмет и накрывают его кружочком синего, если звук [с], или зеленого, если звук [с"], цвета.

Игра «Самолет»

Цель: Продолжать учить узнавать звук [с] в словах.

Ход игры:

В: Сегодня мы отправляемся в полет на самолете и надо придумать, какие вещи взять с собой (Раздает детям картинки.) взять с собой можно только те предметы, в названиях которых слышится звук [с].

Дети строят самолет. Воспитатель-«стюардесса» впускает пассажиров только с картинками, на которых изображены предметы со звуком [с]. При входе в самолет ребенок показывает свою картинку и говорит: «Я возьму с собой сумку» (санки, сапоги, сыр и др.) и садятся на свое место.

Мы отправляемся в полет. Чтобы нам было веселее, выучим стихотворение, в котором почти все слова имеют звук [с].

«Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами

И опять вернемся к маме. » А. Барто

Игра «Слова - загадки»

Цель: Продолжать учить детей определять протяженность слов.

Ход игры:

Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают, определяют какое слово длинное или короткое.

Дид. упр. «Маятник»

Цель:

Ход игры:

В: У некоторых часов есть маятник, и наш язык тоже захотел быть маятником. Он качается из стороны в сторону, но не дотрагивается до губ, а то часы остановятся (показ) .

Дети выполняют упражнение 5-6 раз; после короткого отдыха повторяют его.

Дид. упр. «Будь внимательным»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход игры:

В: У меня на фланелеграфе картинки. Вы с куклой их будете называть: кукла начнет слово, а вы его закончите. Например, кукла скажет: «Поми» (показ на помидор, а вы скажете «дор», получится «помидор».

Слова для работы: па-роход, та-релка. Вино-град, ко-рова, ша-рик, ля-гушка, пету-шок, е-жик, яб-локо, бе-лочка, цып-ленок, ко-лесо (после того, как дети дополнят слово, воспитатель произносит его целиком) .

Игра «Заводные игрушки»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход игры:

(показывая картинки на фланелеграфе)

В: Это заводные игрушки, говорящие. Они заводятся крючком так: «Гри-гри-грибок» (дети и воспитатель имитируют, что заводят игрушки ключом, дважды повторяют первый слог и все слово) .

Игра «Большие и маленькие комары»

Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.

Ход игры:

Дети делятся на две подгруппы: одна - большие комары, другая - маленькие. В зависимости от того чья песенка (в исполнении воспитателя) слышится в слове, та подгруппа детей «летает», как комарики.

Образец: зонт, земляника, зима, заяц, зеркало, золото, мозаика, пузырь и т. д.

В игре используются атрибуты - шапочки, изображающие большого и маленького комара.

Игра «Чей домик»

Цель: Продолжать учить детей различать на слух звуки [з] и [з"] в словах. Развивать фонематический слух детей.

Ход игры:

Детям раздаются конверты с двумя плоскостными домиками с изображениями большого и маленького комара и по три картинки, в двух названиях которых есть звуки [з] и [з"], а в одной - нет. Они должны самостоятельно распределить картинки по домикам в соответствии с тем, какие звуки в них слышатся. Воспитатель, участвуя в этой игре, сознательно делает ошибки, побуждая детей исправлять их.

Игра с мячом «Назови слова со звуком [з]»

Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком, дифференцировать звуки [з] и [з"] в словах.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. Передавая мяч друг другу по кругу, они должны назвать слово со звуком [з]. Воспитатель спрашивает. Какой звук в этом слове [з] или [з"].

Игра «Чижик»

Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука [ч"].

Ход игры:

Группа детей - чижики. Они сидят в клетке. Кошка (один из детей) затаилась в углу.

Дети:

Чижик в клетке сидел,

Чижик громко в клетке пел;

Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Я на волю улечу.

Появляется кошка. С криком «Мяу! » она ловит «чижиков», а те разбегаются.

Игра «Выдели слово»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Ход игры:

Воспитатель читает стихотворение и предлагает детям хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат слова с заданным звуком.

«Хозяйка» - [з]

Не привык трудиться зайка,

Барсуку трудиться лень,

Только белочка-хозяйка

За работой целый день.

Где же зайка? Где же зайка?

Ты поди-ка, разузнай-ка.

Видно зайка стал зазнайка,

Раз забыл тебя, хозяйка.

«Мыши на крыше» - [ш]

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши.

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Впереди идут старшины,

Запевают гимн мышиный.

Тише, тише, тише, тише,

Шаг ровней держите, мыши!

Цель: уточнять представления о строении человеческого тела, активизировать словарный запас по этой теме.

1. Воспитатель показывает, а дети называют части тела.

2. Ребенок самостоятельно показывает и называет части тела.

Рука: плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы, ногти.

Туловище: шея, плечи, грудь, живот, спина.

Голова: волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, веки, глаза, нос, щеки, рот, борода, подбородок.

Рот: губы, зубы, язык.

Нога: бедро, колено, голень, щиколотка, ступня, пальцы, ногти, подошва.

«Один - много» (с мячом)

Цель: активизировать словарь по теме «Человек и его здоровье»; закреплять умение детей словоизменения.

Задание. педагог называет часть тела в единственном числе (нос) и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает изменением слова в множественное число (носы) и возвращает мяч педагогу.

«Ласковое слово» (можно проводить с мячом, с микрофоном или по кругу, как считалочку)

Цель: закреплять у детей навык суффиксального словообразования (-оньк-, -еньк-, -чк-, -чн-); развивать коммуникативные навыки детей, вызывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Задание1. Назови ласково «волосы - волосики»

Голова - …, лоб - …, брови - …, ресницы - …, глаза - …, затылок - …, щеки - …, нос - …, подбородок - …, рот - …, язык - …, горло - …, зубы - …, уши - …, грудь - …, губы - …, руки - …, локти - …, пальцы - …, ногти - …, плечи - …, шея - …, спина - …, живот - …, ноги - …, колени - …, пятки - …, лопатки - … и т.д.

Задание 2. Дети выбирают себе название ОБЪЕКТА и составляют диалог.

У меня глаза.

У тебя глазки. У меня рот.

У тебя ротик. У меня нос.

У тебя носик. У меня зубы.

У тебя зубки. У меня локти.

У тебя локотки. У меня спина… И т.д.

Задание 3. Назови малышей ласково!

Саша - Сашенька, Алена - Аленушка, Лена - …, Вова - …, Женя - …, Алеша - …, Дима - …, Коля - …, Ваня - …, Вася - …, Оля - …, Таня - …, Катя - …, Люда - …, Наташа - …, Люба - …, Света - …, Лиля - … и т.д.

«Кто больше знает слов?»

Цель: активизировать предметный словарь по теме « «; упражнять в составлении простого предложения с заданным словом.

Дети называют по одному слову - части тела.

Задание. Скажите, для чего нужна телу эта часть?

Например: «Ухо»: «Ухо нужно человеку, чтобы слышать звуки!»

Глаза нужны человеку, чтобы видеть, рассматривать, присматриваться; чтобы «строить глазки»; чтобы «косить глазом» и т.д.

«Что над/под чем?»

Цель: активизировать в речи применение предлогов; развивать пространственную ориентировку относительно себя и относительно других предметов; упражнять в изменении, согласовании существительных в форме Творительного падежа ед. числа.

Материал: зеркала.

Задание. Назвать части лица (затем тела и окружающие предметы) относительно друг друга.

Например: Где находятся ваши глаза? - На лице, под бровями; над щеками, по обеим сторонам от носа и т.д.

«Кто больше назовет действий объекта?»

Цель: активизировать словарь действий; упражнять в составлении простого предложения с заданным (задуманным) словом; развивать воображение и чувство юмора детей.

1. Дети по очереди называют действия, которые может выполнять названный педагогом ОБЪЕКТ, кратко объясняя их цель. Выигрывает тот, кто последним назвал подходящее действие.

Например: Нос - нюхать, дышать, морщиться, сморкаться, чихать … И гулять (как у Гоголя)

2. Подобрать предмет (часть тела) к действию (с мячом):

видят - …, дышит - …, трогают - …, слышат - …, жуют - …, нюхает - …, работают - …, стоят - …, говорит - …, бегают - …, машут - …, пишут - … и т.д.

3. Отгадать предмет (часть тела) по нескольким действиям: дышит и нюхает - …, дышит, ест и говорит - …, шьют, пишут, играют - …, слушают и слышат - …, жуют, кусают и сжимаются - …, думает, кивает, вертится - … и т.д.

«Отражение в озере»

Цель: - активизировать в речи детей названия цвета (формы), предметов по теме «Человек и его здоровье»;

Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже (Винительный падеж);

Уточнять представления детей о реальных объектах;

Развивать способность к творческому воображению в процессе преобразования объекта по цвету (форме или величине); развивать способности к логическому мышлению при выявлении следствий такого преобразования.

Развивать связную речь детей при объяснении следствий преображения объектов.

Оборудование: бесформенные листочки цветной бумаги (цветные очки), предметные картинки по теме «Тело человека».

Задание. «Водяной со дна озера видит людей…

Только одного цвета - цвета своего озера;

Искаженной формы;

Искаженной величины.

Представьте себя в роли такого Водяного и расскажите, как изменятся эти люди?!

Например: Люди с синим цветом кожи, волосами, глазами, губами… Или люди - роботы: квадратные головы, туловище, ноги и руки прямоугольной формы (как им двигаться?) Что они увидят квадратными глазами? Как будет двигаться зрачок?

Предложите детям нарисовать таких «инопланетян».

«Украсим слово»

Цель: активизировать качественный словарь по теме «Человек и его здоровье»; развивать ситуативно-деловую форму общения между сверстниками.

Дети делятся на подгруппы по 3-4 человека и выбирают путем жребия картинку (например, глаз).

Задание. каждая команда по очереди называет слово - определение к ОБЪЕКТУ - глазу. Повторять слова нельзя. Выигрывает та команда, которая назовет большее количество слов - определений.

Глаз: карий, всевидящий, зоркий, слепой, мокрый, слезливый, плачущий, хитрый, прищуренный, испуганный, широко распахнутый, косой, внимательный, большой - маленький, красивый и т.д.

Голова: умная, красивая, большая, детская, взрослая, больная - здоровая, толковая и т.д.

Ноги: длинные - короткие, большие - маленькие, сильные - слабые, красивые, стройные - кривые, крепкие, развитые (мышцы), устойчивые и т.д

Руки: сильные - слабые, большие - маленькие, работящие, ленивые, умелые, чистые - грязные, нежные, золотые и т.д.

Волосы: длинные - короткие, густые - редкие, кудрявые - прямые, черные, русые, рыжие, чистые, тонкие, торчащие, жесткие, мягкие, шелковистые и т.д.

Язык: большой - маленький, широкий - узкий, мягкий, мясистый, неподвижный, болтливый, без костей, как помело и т.д.

Тема: «Огород. Овощи»

1. Вспомни 8-10 названий овощей. Назови овощи красные, жёлтые, зелёные, бордовые.

______________________________________________________________

2. Дидактическая игра «Один-много»:

Огурец - огурцы

Помидор - __________

Перец - __________

Баклажан - __________

3. Д/и «Назови ласково»:

Огурец – огурчик тыква - ___________

Лук – __________ чеснок - ___________

Морковь – __________ помидор - ___________

4. Д/и «Назови сок»:

Сок из моркови – морковный

Сок из огурца - __________

Сок из чеснока - __________

5. Отгадай загадки, выучи любые две:

  1. Красная девица сидит в темнице, а коса - на улице. __________
  2. Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко. Что это? __________
  3. Голова на ножке, в голове – горошки. __________
  4. Я длинный и зелёный, вкусный и солёный, вкусный и сырой, кто же я такой? __________
  5. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи – меня ищи. __________
  6. Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. __________

6. Расскажи о своём любимом овоще (если ребёнок затрудняется, даём ему план рассказа):

Я люблю __________, он (она) __________ цвета, __________ формы, __________ на вкус. Из него (неё) можно приготовить __________. А я люблю есть его (её) __________(сырым, в салате…).

7. Нарисуй в квадрате огурец так, чтобы он одним концом касался левого нижнего угла квадрата, а другим правого верхнего. Раскрась его.

8. Из какой сказки этот овощ и как он называется? Раскрась картинку.

Тема: « Сад. Фрукты»

1. Вспомни 8-10 названий фруктов. ___________________________________________________________________________

2. Д/и «Один – много»: 3. Д/и «Назови сок»:

Яблоко – яблоки

Груша - __________ из лимона - __________

Слива - __________ из апельсина - __________

Персик - __________ из яблока - __________

Банан - __________ из сливы - __________

4. Д/и «Большой – маленький»: 5. Что лишнее и почему?

Яблоко – яблочко

Лимон - __________ Яблоко, груша, помидор, лимон

Банан - __________

Апельсин - __________

6. Расскажи о своём любимом фрукте по плану:

  1. Как твой любимый фрукт называется?
  2. Где он растёт?
  3. Какого он цвета, какой формы?
  4. Что можно из него приготовить?
  5. В каком виде ты его любишь есть?

7. Объясни словечко:

Плодоносит ____________________________________________________________

Удобрение _____________________________________________________________

Толстокожий ___________________________________________________________

8. Отгадай загадки:

Само с кулачок, На сучках висят шары,

Красный бочок, посинели от жары.

Потрогаешь – гладко, __________

А откусишь – сладко.__________

9. Нарисуй в правом верхнем углу квадрата банан, в правом нижнем углу – яблоко, в левом верхнем углу – грушу, в левом нижнем углу – апельсин.

10. О каком фрукте загадка? Раскрась его. Какие ещё фрукты ты видишь?

Жёлтый, сочный, кислый он. Называется …

Тема: «Осень. Деревья»

1. Знать , какое сейчас время года. Учить названия осенних месяцев. Какие изменения произошли в природе осенью?

2. Вспомни не менее 5 названий деревьев._____________________________

__________________________________________________________________

3. Выучить загадку:

Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. __________

4. Д/и «Скажи наоборот»:

У сосны иглы длинные, а у ели __________

У клёна листья большие, а у берёзы __________

У дуба ствол толстый, а у берёзы __________

У берёзы ствол светлый, а у клёна __________

5. Д/и «Какой лист?»:

У клёна лист – кленовый у тополя - __________

у берёзы - __________ у ивы - __________

у рябины - __________ у дуба - __________

6. Что лишнее и почему?

Дуб, рябина, осень, осина. ___________________________________________

7. Объясни словечко:

Разноцветные ______________________________________________________

Листопад __________________________________________________________

Проливной ________________________________________________________

8. Исправь предложения:

На клёне желтеют берёзовые листья.___________________________________

Когда идёт дождь, на улице сухо. _____________________________________

9. Обведи по точкам и раскрась капельку дождя и листик. С какого дерева слетел этот лист?

10. Нарисуй три листочка так, чтобы красный был между жёлтым и зелёным.

Тема: «Грибы и ягоды»

1. Назови 3-5 съедобных и 1-2 несъедобных гриба. ______________________

___________________________________________________________________

Назови 3-5 названий ягод садовых и 3-5 – лесных. _______________________

___________________________________________________________________

2. Д/и «Назови ласково»:

Боровик - __________ клубника - __________

Груздь - __________ малина - __________

Моховик - __________ черника - __________

Корзина - __________ смородина - __________

Поляна - __________ клюква - __________

3. Что лишнее и почему?

Малина, клубника, ананас, черника. ___________________________________

Подосиновик, маслёнок, мухомор, груздь. ______________________________

Солить, варить, подметать, мариновать. ________________________________

4. Скажи по образцу:

Компот Варенье

Из малины - малиновый малиновое

Из черники - __________________________________

Из клубники - __________________________________

Из брусники - __________________________________

Из смородины - __________________________________

Из вишни - __________________________________

5. Объясни словечко:

Подосиновик _______________________________________________________

Подберёзовик ______________________________________________________

Черноплодная (рябина) ______________________________________________

Сыроежка _________________________________________________________

6. Про какую ягоду загадка? Раскрась её. Какие ещё ягоды ты видишь?

Про какой гриб загадка? Раскрась его. А как называется другой гриб?

На полянке у дорожки А вот кто-то важный

Красные горошки. На беленькой ножке.

Кто мимо пройдёт - Он в шапочке красной,

В рот себе их кладёт. На шапке – горошки.

Тема: «Игрушки»

1. Рассмотреть с ребёнком несколько игрушек, определить материал, из которого каждая из них сделана, отметить внешние признаки игрушки (форму, цвет, качество).

2. Д/и «Назови ласково»:

Кукла - __________

Мяч - __________

Мишка - __________

Матрёшка - __________

3.Д/и «Скажи наоборот»:

Мишка мягкий, а кубик - __________

Грузовик тяжёлый, а мяч - __________

Кукла новая, а пирамидка - __________

4. Д/и «Из чего – какой?»:

Автобус из металла (какой?) – металлический

Мишка из плюша - ____________________

Дом из пластмассы - ____________________

Ослик из резины - ____________________

Пирамидка из дерева - ____________________

Ведро из железа - ____________________

5. Составить описательный рассказ об игрушке по следующему плану:

  1. Что это?
  2. Каков её внешний вид (величина, цвет, форма)?
  3. Из какого материала сделана?
  4. Как с ней можно играть?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Отгадай загадки:

Глаза голубые, румяные щёчки. В небо взлетает со скоростью света.

Я с нею играю в маму и дочку. Эта игрушка, конечно, ……………

Его бьют, а он не плачет,

Упадёт – поскачет.

Обведи и раскрась игрушку, которая тебе больше нравится.

Тема: «Осенняя одежда, обувь, головные уборы»

1. Назвать осеннюю одежду, обувь, головные уборы. Рассказать о порядке надевания вещей при выходе на прогулку.

2. Рассмотреть верхнюю одежду и назвать её детали (воротник, карман, пуговицы, рукава…).

3. Подобрать как можно больше предметов к местоимениям:

Моя – шапка,_______________________________________________________

Мои - _____________________________________________________________

Мой - _____________________________________________________________

Моё - _____________________________________________________________

4. Д/и «Подбери признак»:

Куртка (какая?) – красная, тёплая,…

Сапоги (какие?) - ____________________

Шарф (какой?) - ____________________

Пальто (какое?) - ____________________

5. Д/и «Четвёртый лишний»:

Куртка, сапоги, панамка, перчатки.

6. Д/и «Назови, какие»:

Сапоги из резины - _______________________

Шапка из шерсти - _______________________

Перчатки из кожи - _______________________

7. Составить описательный рассказ об осенней одежде, обуви, головном уборе (по выбору).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Закончи узор на свитере и раскрась его. Обведи шарфик, придумай узор для него.

Тема: «Как лес к зиме готовится»

1. Д/и «Чей дом?»: 2. Д/и «Кому что дать?»:

Берлога - дом медведя. Орехи - __________

Логово - __________ Мёд - __________

Нора - __________ Грибы - __________

Дупло - __________ Кору - __________

3. Д/и «Назови ласково»:

Белка - __________ Хвост - __________

Лиса - __________ Нос - __________

Заяц - __________ Лапа - __________

4. Пересказать текст:

Заяц

У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая, тёплая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче скрываться от врагов. Заяц вместе с зайчатами живёт в лесу в норе.

5. Вопросы на засыпку:

  1. Кто больше – лиса или заяц? А у кого лап больше?
  2. Нора справа от дерева. Что слева?

6. Д/и «Четвёртый лишний»:

Нора, аквариум, логово, берлога.

7. Развитие звукового анализа и синтеза:

  1. Хлопни, когда услышишь слово со звуком «м»: мак, бак, мама, баба, майка, зайка.
  2. Назови 1-ый звук в слове МУКА.
  3. Придумай ещё слова на этот звук. ________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

8. Отгадай загадку, раскрась отгадку. Каких ещё животных ты здесь увидел?

Кто, забыв свои тревоги,

До весны храпит в берлоге?

Тема: «Перелётные птицы»

1. Вспомнить вместе с ребёнком, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе. Назвать птиц, которые улетают на юг, объяснить, почему они улетают и называются перелётными. Рассмотреть иллюстрации с изображением перелётных птиц.

2. Д/и «Улетает – не улетает». (Взрослый называет птицу, а ребёнок говорит, перелётная она или зимующая.)

3. Д/и «Скажи наоборот»:

Аист большой, а соловей __________

У аиста длинная шея, а у кукушки __________

Аист белый, а грач __________

4. Д/и «Скажи одним словом»:

У аиста ноги длинные, поэтому его называют __________

У ласточки хвост длинный, поэтому её называют __________

5. Д/и «Чьи крылья?»:

У журавля – журавлиные.

У гуся - __________

У утки - __________

У грача - __________

6. Объясни словечко:

Водоплавающие - ___________________________________________________

Насекомоядные - ___________________________________________________

7. Какое слово не подходит?

Утка, утиный, уточка, минутка, утёнок.

Лебедь, лебединый, лебеда, лебёдушка.

Журавль, журавлиный, журнал, журавушка.

8. Вопросы на засыпку!

Чего больше – крыльев или птиц?

Чего больше – крыльев или ног у птицы?

9. Обведи скворечник и скворца. Раскрась рисунок.

Тема: «Зимующие птицы»

1. Вспомни 5-7 названий зимующих птиц. ______________________________

___________________________________________________________________

2. Исправь ошибки:

Чёрный ворона - __________

Белый сова - __________

Серое голубь - __________

Снегирь клевала хлеб. - _________________________

Сорока сидел на заборе. - ________________________

Ворона чирикала на солнышке. - ___________________

3. Д/и «Назови одним словом»:

У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая.

У сороки длинный хвост, поэтому её называют __________.

У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют __________.

У вороны чёрные крылья, поэтому её называют _________.

У дятла длинный клюв, поэтому его называют __________.

4. Д/и «Сравни птичек»:

У совы – голова, а у воробья – головка.

У совы – тело, а у воробья - __________.

У совы – лапы, а у воробья - __________.

У совы – крылья, а у воробья - __________.

У совы – глаза, а у воробья - __________.

У совы –клюв, а у воробья - __________.

5. Д/и «Скажи наоборот»:

Воробей маленький, а ворона - __________.

У синицы хвост короткий, а у сороки - __________.

Голубь тяжёлый, а воробей - __________.

У синицы клюв тонкий, а у вороны - __________.

6. Сравни птиц с людьми и животными:

У человека – дети, а у птицы - __________.

У человека – нос, а у птицы - __________.

У животных – шерсть, а у птиц - __________.

У кошки – лапы, а у птицы - ___________.

7. Отгадай загадку. Раскрась птичку.

Тема: «Домашние животные»

1. Назвать домашних животных, обсудить внешние признаки каждого.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, а хвост колечком. __________
  2. Спереди – пятачок, сзади – крючок, посреди – спинка, а на ней – щетинка. __________
  3. По горам, по долам, ходит шуба и кафтан. __________
  4. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Всё время умывается, а с водой не знается. __________
  5. Я большой и я красивый, я бегу – и вьётся грива, длинный шёлковый хвосток и копытами – цок, цок. __________

3. Назови детёнышей животных:

У кошки – котёнок котята

У собаки - __________ __________

У свиньи - __________ __________

У лошади - __________ __________

У козы - __________ __________

У коровы - __________ __________

У овцы - __________ __________

У осла - __________ __________

4. Д/и «Подскажи словечко»:

Табун – много лошадей

Стадо – много __________

Отара – много __________

Свора – много __________

Корова мычит. Овца __________.

Лошадь __________. Собака ________.

Кошка __________.

Свинья _________.

6. Опиши своё любимое домашнее животное по плану:

  1. Как называется «мама» и «папа» твоего любимого домашнего животного?
  2. Как выглядит твоё любимое домашнее животное?
  3. Чем оно питается?
  4. Какую пользу оно приносит человеку?

7. Отгадай загадку, раскрась отгадку.

Предварительный просмотр:

Тема: «Домашние птицы»

1. Рассмотреть иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей. Уточнить какую пользу приносят.

2. Отгадать загадки:

  1. Квохчет, квохчет, детей созывает,

Всех под крыло собирает. __________

  1. Хвост с узорами, сапоги со шпорами.

Всех бужу, хоть часов не завожу. __________

  1. Явился в жёлтой шубке, прощайте, две скорлупки. __________
  2. Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. __________

3. Д/и «Исправь ошибку»:

У утки – гусята __________

У индюшки – цыплята __________

У курицы – утята __________

У гусыни – индюшата __________

4. Назови всю семью:

Гусь – гусыня – гусята

Петух - __________ - __________

Селезень - _________ - __________

Индюк - __________ - __________

5. Д/и «Скажи наоборот»:

Утка большая, а утёнок - __________

Цыплёнок молодой, а петух - __________

У гуся шея длинная, а у курицы - __________

У курицы лапы без перепонок, а у утки - __________

6. Что лишнее и почему?

Утёнок, гусёнок, котёнок, цыплёнок.

Перо, крыло, клюв, утка.

7. Раскрась петушка:

Тема: «Зима. Зимняя одежда»

1. Вспомни и перечисли названия времён года. Назови зимние месяцы.

2. Каким может быть :

Снег - _____________________________________________________________

Зима - _____________________________________________________________

Мороз - ___________________________________________________________

3. Собери предложения:

Позёмка, улица, метёт, по. ___________________________________________

Окно, мороз, узор, на, нарисовал. _____________________________________

4. Отгадай загадки:

  1. Сижу верхом,

Не знаю на ком. __________

  1. Чтоб не мёрзнуть, пять ребят

В печке вязаной сидят. __________

  1. Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в школу, днём – домой. __________

5. Д/и «Из чего – какой?»:

Свитер из шерсти (какой?) - __________

Платок из шерсти (какой?) - __________

Шапка из меха (какая?) - __________

Сапоги из кожи (какие?) - __________

6. Что лишнее и почему?

Август, декабрь, январь. _____________________________________________

7. Д/и «Узнай по описанию»:

Взрослый описывает один из предметов одежды кого-нибудь из членов семьи, а ребёнок называет, что это и кому принадлежит.

8. Отгадай загадку, раскрась отгадку:

Тема: «Зимние забавы. Новый год»

1. Какие зимние игры и забавы ты знаешь? Назови зимние праздники.____________________________________________________________________________________________________________________________

2. Отгадай загадки, выучи любую:

  1. Две новые, кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги

И по большим снегам беги. __________

  1. Мчусь как пуля я вперёд, лишь поскрипывает лёд,

Да мелькают огоньки. Кто несёт меня? __________

  1. Всё лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры – помчались с горы. __________

  1. По снегу покатите – я подрасту,

На костре согреете – я пропаду. __________

  1. Меня не растили –

Из снега слепили

И вставили ловко

Мне в носик морковку. __________

3. Подбери по 3 признака к каждому слову:

Лыжи (какие?) - _____________________________________________________

Коньки (какие?) - ___________________________________________________

Санки (какие?) - ____________________________________________________

4. Д/и «Исправь ошибку»:

Лыжнику нужны санки. ______________________________________________

Конькобежцу нужны лыжи. __________________________________________

Саночнику нужны коньки. ____________________________________________

Хоккеисту нужны санки. _____________________________________________

5. Что лишнее и почему?

Лыжи, зима, санки, коньки. ___________________________________________

6. Обведи снежную бабу, дорисуй ей нос (морковку), глаза (угольки), рот, шляпу (ведро), метлу, пуговицы.

Тема: «Человек. Части тела»

1. Назови и покажи части тела:

Ступня, колено, бедро, голень, пятка, локоть, кисть, бровь, лоб, висок, скула, затылок.

2. Отгадай загадки:

  1. Живёт мой братец за горой –

Не может встретиться со мной. __________

  1. Всегда во рту, а не проглотишь. __________
  2. Пять братьев годами равные, а ростом разные. __________
  3. Всю жизнь ходят наперегонки, а обогнать друг друга не могут. _______

3. Д/и «Один – много»:

Глаз - __________ Палец - __________

Ухо - __________ Рот - __________

Нос - __________ Лоб - __________

4. Объясни словечко:

Пятипалый - __________ Сероглазый - ______________

Двуногий - __________ Кареглазый - ______________

Одноногий - __________ Длинноволосый - __________

Широкоплечий - __________ Безрукий - _______________

5. Что лишнее и почему?

Рога, копыта, пятки, хвосты.___________________________________________

Нога, колено, тапка, пятка.____________________________________________

6. Что можно делать:

Руками - ___________________________________________________________

Ногами - ___________________________________________________________

Зубами - ___________________________________________________________

Ушами - ___________________________________________________________

Носом - ___________________________________________________________

7. Рассмотри портреты. Что забыл нарисовать художник? Дорисуй недостающие части лица героям сказки и раскрась портреты.

Тема: «Транспорт»

1. Назови 3-4 вида транспорта – наземного, водного, воздушного.__________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назови одним словом машину, которая:

Возит молоко - __________

Мешает бетон - __________

Возит воду - _____________

Дробит камни - __________

Возит бензин - __________

Убирает снег - ___________

3. Как назвать остановку:

Трамвая - ______________

Автобуса - _____________

Троллейбуса - __________

4. Д/и «Кто чем управляет?»:

Самолётом – управляет лётчик;

Машиной - ________________

Поездом - _________________

Кораблём - ________________

5. Д/и «Четвёртый лишний»:

Пароход, лодка, самолёт, парусник.

Самолёт, вертолёт, мотоцикл, воздушный шар.

Трамвай, троллейбус, велосипед, автобус.

6. Исправь предложения:

Дом подъехал к машине._____________________________________________

Бензин кончился потому, что машина остановилась. _____________________

___________________________________________________________________

7. Дорисуй недостающие детали. Раскрась рисунки.

Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения»

1. Расскажи , как следует правильно переходить улицу.

2. Объясни, для чего нужны:

Фары _____________________________________________________________

Тормоза___________________________________________________________

Багажник __________________________________________________________

Ветровое стекло ____________________________________________________

Правила дорожного движения ________________________________________

3. Какую машину нужно пропустить на дороге первой и почему?

Снегоуборочная и «скорая помощь».

Пожарная, бетономешалка и бензовоз.

Грузовик, аварийная и молоковоз.

4. Закончи предложения:

Машинист – это тот, кто…_____________________________________________

Регулировщик – это…________________________________________________

Шофёр – это…______________________________________________________

Лётчик – это…_______________________________________________________

Пешеход – это…_____________________________________________________

Пассажир – это…____________________________________________________

Кондуктор – это…___________________________________________________

5. Д/и «Из чего – какой?»:

Дверца из металла (какая?) - ____________________

Руль из пластмассы (какой?) - ___________________

Сиденье, обшитое кожей (какое?) - ______________

Колесо из резины (какое?) - _____________________

6. Подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от глагола ехать :

Машина из гаража… Машина до дома…

Машина в ворота… Машина от дома…

Машина к дому… Машина с моста…

7. Обведи и правильно раскрась светофор:

Обведи и раскрась жезл, который помогает милиционеру регулировать уличное движение. Раскрась фуражку регулировщика:

Тема: «Посуда. Продукты питания»

1. Назови посуду:

Чайную - _________________________________________________________

Столовую - _______________________________________________________

Кухонную - _______________________________________________________

2. Составить предложения с предлогом в , упражнять в словообразовании:

В какую посуду кладут … (хлеб, горчицу, перец, салат, конфеты, соль, молоко, селёдку, масло)? ____________________________________________________

___________________________________________________________________

Что кладут в салатницу (селёдочницу, солонку, маслёнку, сухарницу)?

___________________________________________________________________

Что наливают в супницу, молочник, соусницу, кофейник, чайник?

___________________________________________________________________

3. Д/и «Какое это блюдо?»:

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)? ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки)?

___________________________________________________________________

Какое варенье из …(яблок, сливы, абрикоса, малины, смородины)?

___________________________________________________________________

4. Назови части посуды:

Чайник – носик, крышка, стенки, донышко.

Кружка - _____________________________

Кастрюля - ___________________________

Стакан - _____________________________

5. Объясни словечко:

Овощерезка - ______________________________________________________

Картофелечистка - __________________________________________________

Кофеварка - ________________________________________________________

Мясорубка - _______________________________________________________

Кофемолка - _______________________________________________________

Соковыжималка - ___________________________________________________

6. Обведи посуду, придумай и нарисуй на ней узор:

Тема: «Материалы и инструменты»

1. Вспомни 5-7 названий инструментов. ______________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Отгадай загадки, выучи любую:

  1. Зубы есть, а хлеба не ест. __________
  2. Без головы, а в шляпе

Одна нога, да и та без сапога. __________

  1. Одноглазая старушка

Узоры вышивает,

Весь мир одевает,

А сама нагишом. __________

3. Что делают:

Топором - ___________ Граблями - ____________

Молотком - __________ Ножницами - __________

Лопатой - ____________

4. Из чего – какой?

Из чугуна – чугунный; из серебра - ___________

Из металла - __________ из пластика - __________

Из бумаги - ___________ из золота - ____________

Из стали - ____________ из дуба - ______________

Из резины - __________ из глины - _____________

Из камня - ____________ из пластмассы - ________

5. Что лишнее и почему?

Иголка, шёлк, ножницы, напёрсток.

Топор, дрова, пила, рубанок.

6. Придумай предложения с парами слов:

Гвоздь – молоток ___________________________________________________

Лопата – яма _______________________________________________________

7. Отгадай загадку, раскрась отгадку:

Предварительный просмотр:

Тема: «Защитники Отечества»

1. Рассказать ребёнку о празднике, кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день.

2. Отгадай загадки:

  1. Он знаком ребятам всем,

И с орлом он носит шлем,

За спиной его винтовка,

Марширует очень ловко. ____________

  1. Не трактор, а с гусеницами,

Не крепость, а с башней,

Не ружьё, а с дулом. ___________

3. Как называется человек, который:

Летает на вертолёте – ______________________________________________

Ездит на танке - ____________________________________________________

Служит в пехоте - ___________________________________________________

Прыгает с парашютом - _____________________________________________

Служит на подводной лодке – ________________________________________

4. Какое слово не подходит?

Воин, воинский, воет, воевать, война.

Рана, ранить, охрана, раненый, ранение.

5. Что общего и чем отличаются?

Танк и трактор

Футболка и тельняшка

6. Составить предложения с парами слов:

Пограничник – собака _______________________________________________

Солдат – автомат ___________________________________________________

7. Раскрась по желанию танк или корабль:

Тема: «Комнатные растения»

1. Познакомить ребёнка с комнатными растениями, рассмотреть их, обратить внимание на их внешний вид. Объяснить , как нужно ухаживать за растениями, выучить некоторые названия комнатных растений.

2. Вспомни , как надо ухаживать за комнатными растениями и закончи предложения:

Чтобы цветы не сохли, их надо _______________

Когда земля уплотняется, её надо ____________

Пыльные листья надо _______________________

3. Д/и «Назови ласково»:

Цветок - __________

Лист - ____________

Стебель - _________

Корень - __________

4. Д/и «Скажи наоборот»:

Листья (какие?) узкие - __________ Стебель (какой?) толстый - __________

Большие - _____________________ Длинный - _______________________

Гладкие - ______________________ Вьющийся - ______________________

Мелкие - ______________________

5. С помощью взрослого сравнить кактус и алоэ, составить небольшой сравнительный рассказ о внешних особенностях этих растений.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Отгадай загадки:

  1. Есть зелёные уроды

Из колючей злой породы. __________

  1. Раным-рано поутру

Лейку новую беру.

Мне воды не жалко.

Пей, моя … __________

7. Раскрась фиалку, запомни как она выглядит:

Тема: «Ранние признаки весны. Первые цветы»

1. Отгадай загадки:

  1. Первый вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. _______________

  1. Лежит полгода покрывало,

А весной его – как не бывало._______________

2. Объясни словечко:

Подснежник - ______________________________________________________

Проталина - ________________________________________________________

Оттепель - _________________________________________________________

Капель - ___________________________________________________________

Сосулька - _________________________________________________________

Первоцвет - ________________________________________________________

Ледоход - __________________________________________________________

3. Найди общее слово:

Льётся, журчит - __________

Дует, шумит - ____________

Пригревает, ослепляет - __________

Голубое, высокое, чистое - ___________

4. Д/и «Скажи наоборот»:

Зимой снег чистый, а весной - __________

Зимой дни холодные, а весной - _________

Зимой солнце тусклое, а весной - __________

Зимой погода часто пасмурная, а зимой - _________

5. Д/и «Подбери признаки»:

Весна (какая?) - _____________________________________________________

Солнце (какое?) - ___________________________________________________

Небо (какое?) - ____________________________________________________

6.Раскрась зелёным карандашом веточку и листики мимозы, а жёлтым – цветки. Дорисуй листочки.

Тема: «Весна в природе»

1. Закончи предложение:

Зимой в лесу появляется много зайчат, бельчат,_________________________.

2. Отгадай загадки:

  1. Кто пчелиный любит мёд,

Лапу кто зимой сосёт? __________

  1. Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней. ___________

  1. Чей тоскливый вой

Слушал лес зимой? _____________

3. Назови деток:

У зайцев - __________ У белок - __________

У волков - __________ У ежей - ___________

У медведей - ________ У лосей - __________

У лис - ______________ У бобров - _________

4. Что лишнее и почему?

Медвежий, лисий, заячий, холодный.

Лисёнок, бельчонок, утёнок, рысёнок.

5. Скажи наоборот:

Холод - ______________

Солнечный - __________

Ветреный - ___________

Радостный - __________

Глубокий - ___________

Быстрый - ____________

6. Исправь предложения:

Волчица учила зайчат охотиться. ______________________________________

Волчица привела волчат в тёплое дупло. _______________________________

7. Весной у диких животных появляются детёныши. Правильно назови мам и их детёнышей, раскрась их. Проведи дорожку от мамы к её детёнышу.

Тема: «Труд людей весной»

1. Объясни пословицы:

  1. Весной не поработаешь – зимой не поешь.
  2. Кто весной не пролежит – целый год сыт будет.

2. Д/и «Назови ласково»:

Сад - __________

Огород - __________

Грядка - ___________

Парник - __________

Яблоня - __________

3. Составь предложения с парами слов:

Копать – грядка

___________________________________________________________________

Поливать – теплица

___________________________________________________________________

4. Назови и объясни 4-е слово:

День - ночь, лето - зима;

Птица - яйцо, растение - __________;

Яблоня – сад, луковица - __________;

Клумба – цветы, грядка - __________;

Лопата – копать, лейка - ___________.

5. Что лишнее и почему?

Копать, сажать, мариновать __________________________________________

Поливать, удобрять, играть ___________________________________________

Сад, огород, грабли _________________________________________________

6. Какое слово не подходит?

Семя, семечко, Семён, семена.

Сад, ссадина, садик, садовый, садовод.

7. Отгадай загадку, раскрась отгадку. Назови инструменты.

Тема: «Космос»

1. Рассказать ребёнку о празднике День космонавтики, объяснить , что это за праздник. Рассказать о первом космонавте – Ю.Гагарине.

2. Отгадай загадки:

  1. Светит, сверкает, всех согревает. __________
  2. Рассыпался горох на тысячи дорог._________
  3. Поле не меряно,

Овцы не считаны,

Пастух рогат. ____________________________

3. Д/и «Скажи наоборот»:

Далеко - _________ Темно - _________

Высоко - _________ Ярко - __________

Улететь - _________ Тесно - _________

Взлетать - _________

4. Объяснить ребёнку значение слов:

Созвездие, луноход, спутник, космонавт, невесомость, скафандр.

5. Что лишнее и почему?

Приземлиться, припоздниться, прилуниться.

Солнце, Луна, ракета.

6. Д/и «Где какой?»:

На Земле – земной;

На Луне - ____________

На Солнце – __________

7. Какое слово не подходит?

Солнце, сон, солнечный, солнышко.

Космос, косматый, космонавт, космический.

8. О какой «птице» загадка? Раскрась её. Что ещё ты видишь на картинке?

Тема: «Возвращение птиц. Насекомые»

1. Назови птиц, которые осенью от нас улетают, а весной возвращаются. ______________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Д/и «Назови ласково»:

Комар - __________ Гнездо - ____________

Паук - ____________ Кукушка - ___________

Гусеница - _________ Соловей - ___________

Пчела - ___________ Скворец - ___________

Жук - _____________

3. Кто лишний и почему?

Сорока, ворона, ласточка.___________________________________________

Жук, бабочка, птенец._______________________________________________

4. Кого выводят эти птицы?

Журавли – журавлят

Грачи - ___________

Скворцы - _________

Гуси - _____________

Утки - _____________

5. Исправь предложения:

Птица высидела птенцов и отложила яйца. __________________________________________________________________

Червяк склевал скворца._____________________________________________

Песня спела соловья. _______________________________________________

6. Продолжи предложение:

Птицы едят насекомых – жуков, _______________________________________ В квартире нашей новый дом. Живёт посуда в доме том.

В нём место есть и для конфет, он называется __________.

  1. С ногами, а без рук, с сиденьем, а без живота,

Со спинкой, а без головы. __________

  1. По ночам во сне Ванятка до того задремлет сладко,

Что не хочется вставать, что за штука я? __________

  1. Под крышей четыре ножки, на крыше суп да ложки. ___________

3. Д/и «Из чего – какой?»:

Ножки табуретки из металла. Они (какие?) __________________.

Дверцы шкафа из стекла. Они (какие?) ______________________.

Ручки на дверцах из пластмассы. Они (какие?) ________________.

Столешница стола из дерева. Она (какая?) ___________________.

Обивка на кресле из кожи. Она (какая?) _____________________.

4. Д/и «Скажи одним словом»:

Стол для газет и журналов называется журнальный .

Стол, за которым обедают, называется ________________________________.

Стол, за которым пишут, называется __________________________________.

Стол для компьютера называется _____________________________________.

Полка для книг называется __________________________________________.

Шкаф для одежды называется _______________________________________.

Шкаф для книг называется ___________________________________________.

5. Придумай предложения по опорным словам, включая маленькие слова В, НА, ПОД, НАД:

Полка – диван ____________________________________________________

Торт –стол _________________________________________________________

Платье – шкаф ______________________________________________________

Щенок – кресло ____________________________________________________

6. Закончи стишки, дорисуй то, чего не хватает. А ещё нарисуй на столе вазу, а под стулом мяч.

Тема: «День Победы»

  1. Рассказать ребёнку о том, какой праздник отмечают в нашей стране 9 мая и почему он называется «День Победы» .

2. Отгадай загадку:

Он знаком ребятам всем,

И с орлом он носит шлем,

За спиной его винтовка,

Марширует очень ловко. ______________

3. Подобрать родственные слова:

Герой - ____________________________________________________________

Защита - ___________________________________________________________

4. Подобрать синонимы (слова близкие по смыслу) к слову смелый:

___________________________________________________________________

5. Объясни пословицы:

  1. Бой красен мужеством, а товарищ – дружеством.
  2. Бой отвагу любит.
  3. Мир строит, а война разрушает.

6 . Д/и «4 лишний»:

Снайпер, сапёр, танкист, артист.

Пистолет, генерал, винтовка, ружьё.

7. Нарисовать картину на военную тематику.

Тема: «Рыбы»

1. Рассмотреть с ребёнком картинки с изображением рыб (морских, пресноводных, аквариумных).

2. Отгадай загадки:

  1. Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.
  2. У родителей и детей вся одежда из монеток.
  3. Блещут в речке чистой спинкой серебристой.

3. Покажи части тела рыб (туловище, хвост, спинку, голову, глаза, рот, плавники, чешую, жабры).

4. Объяснить ребёнку понятия хищные и мирные рыбы. Рассказать , чем питаются хищные рыбы (мальками рыб, мелкими рыбами, лягушками), мирные рыбы (личинками насекомых, водорослями), аквариумные рыбы (специальным кормом).

5. Д/и «Назови ласково»:

Сельдь - __________ Ёрш - __________

Окунь - ___________ Сом - __________

Щука - ____________

6. Д/и «Чьи хвосты?»:

Хвост щуки (чей?) - ___________

Хвост окуня (чей?) - __________

Хвост ерша (чей?) - ___________

Хвост акулы (чей?) - ___________

7. Ответить на вопросы:

  1. Как называется суп из рыбы? (уха)
  2. Чем ловят рыбу? (удочкой, сетью, неводом)
  3. Кто такие мальки? (детки рыб)
  4. Кто такой рыболов? (человек, который ловит рыбу)

8. Подобрать родственные слова к слову «рыба»:

Рыбка, рыбный, ____________________________________________________

9. Обведи рыбку, раскрась водоросли, камни, не забудь вокруг нарисовать голубым карандашом воду.

Эта рыбка-меченосец,

Длинный острый хвостик носит.


Чтобы говорить на иностранном языке правильно, необходимо знать грамматику этого языка. Это верное утверждение, но верно оно в большей степени для взрослых, изучающих иностранный язык. Дети могут не знать грамматику с точки зрения теории, но они могут «чувствовать» и интуитивно говорить грамматически правильно. Ведь ребенок до школы или соответствующих занятий дома не знает, что такое будущее время, что такое глагол и существительное, не знает, как правильно склонять существительные и прилагательные, но при этом без проблем может сказать на родном языке: «Мы завтра пойдем на детскую площадку». Он просто знает, что нужно сказать именно так.

Как маленькие дети осваивают грамматику родного языка?

Все очень просто. Дети постоянно слышат, как употребляются разные слова в реальной жизни, как они соотносятся друг с другом и как согласовываются между собой. Дети видят применение одних и тех же грамматических структур в похожих жизненных ситуациях тысячи раз. Мозг человека активнее всего развивается до 6-7 лет. В этом возрасте мозг ребенка в состоянии анализировать бесконечные объемы информации, выявлять логические закономерности и запоминать исключения. Дети анализируют речь взрослых и сами пытаются по аналогии говорить фразы, которые они раннее не слышали. Если они ошибаются, то взрослые поправляют их. Так ребенок узнает об исключениях и о новых для себя правилах. Таким образом основной принцип изучения грамматики родного языка для маленьких детей это многократное повторение правильных грамматических структур в устной речи.

Что же такое грамматика?

Знание грамматики любого языка означает знание закономерностей построения правильных осмысленных фраз на этом языке.

Грамматика включает в себя:

  • знание разницы между частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол и т.д.), их правильное применение и согласование между собой (с использованием окончаний, приставок. предлогов, частиц или артиклей)
  • знание порядка слов в предложении (в русском языке нет строгого порядка слов, но во многих языках порядок довольно строгий и, переставив слова местами, можно изменить смысл фразы)
  • знание временных категорий глагола (как передать будущее, настоящее, прошедшее время)
  • знание принципов словообразования (например, переходы из одной части речи в другую за счет окончаний, частиц или предлогов (на основе глаголов формируются инфинитив, герундий, причастие))

Чтобы Ваш ребенок освоил все эти области грамматики иностранного языка, нужно постепенно включать их все в Ваши занятия. Это значит, что сначала Вы будете говорить с ребенком самими простыми фразами из 2-3 слов, потом количество слов в одном предложении будет увеличиваться, появятся прилагательные, наречия и служебные части речи. Сначала Вы будете говорить только в простом настоящем времени, а постепенно подключать к речи все остальные времена. Важно постепенно включить в речь все основные грамматические структуры языка, а не ограничиваться только самими простыми. Не нужно недооценивать своего ребенка, детям процесс изучения грамматики дается намного проще, чем взрослым.

Как заниматься с детьми дошкольного возраста грамматикой иностранного языка?

Чтобы изучение иностранного языка было для ребенка естественным процессом, при его изучении нужно использовать такой же принцип как и при изучении родного языка. Повторение-повторение-повторение. Причем не отдельных слов, а фраз, и эти фразы должны быть привязаны к реальным ситуациям. Поэтому обучение иностранным языкам детей дошкольного возраста должно строиться только на играх. Так как для ребенка создать реальные ситуации применения устной речи на иностранном языке можно только в играх (если нет возможности долго и часто путешествовать). Обыгрывайте любые сценки из жизни Вашего ребенка. Например, чтобы изучить прошедшее время, вспомните, что ребенок увлекательного делал в прошлом, и сделайте такую сценку с его игрушками, проговаривая все на иностранном языке в прошедшем времени.

Однозначно Ваш ребенок сначала будет говорить грамматически неправильно. Но это нестрашно. Пусть говорит с ошибками. Главное, чтобы он говорил. В основном ошибки будут потому, что он будет переводить дословно с родного языка на иностранный. Поэтому чтобы он начал говорить правильно, нужно стараться избегать перевода на родной язык. Не стремитесь объяснять правила на родном языке с примерами на иностранном языке. Ребенку будет скучно и неинтересно это слушать. Он намного быстрее заговорит правильно, если будет слышать правильную речь. Он быстрее проанализирует ее сам и начнет говорить правильно.

Поэтому никаких специальных занятий грамматикой с дошкольниками и даже младшими школьниками не нужно. Минимальное количество объяснений на родном языке, да и то только в том случае, если ребенок Вас спрашивает.

Просто говорите больше, читайте больше, учите стихи.

Боитесь учить ребенка грамматике и говорить с ребенком, потому что сами не знаете грамматики?

Не стоит этого боятся. Если Вы сами начинаете заниматься иностранным языком с ребенком с нуля, то сначала Вы будете говорить с ребенком самими элементарными фразами, где сложно ошибиться (см.статью ). То есть первые занятия будут состоять с фраз на иностранном языке «я бегу», «я иду», «я стою» и т.д. При этом Вы будете вместе ребенком бежать, ходить и стоять. Постепенно фразы будут усложняться, но и Ваши собственные знания будут увеличиваться. Вы будете постоянно практиковаться с ребенком в устной речи, постепенно переходя от простого к сложного. Поэтому и Ваши познания в грамматике быстро окрепнут.

Дети дают нам уникальную возможность, освоить то, что мы сами в детстве или юности по каким-то причинам упустили. Воспользуйтесь этим! Работайте над собой!

В чем подход при изучении грамматики взрослыми отличается от детей?

Взрослые, начиная изучать иностранный язык, уже обладают большим количество шаблонов грамматики родного языка (или изучаемых раннее других иностранных языков). Обладая этими знаниями, мы по аналогии начинаем использовать их в других языках. Где-то это облегчает процесс обучения, если правила в языках похожи. Например, мы знаем, чем глагол отличается от существительного. Зная корень одного иностранного слова, мы быстро понимаем смыл однокоренных с ним слов из других частей речи.

английский: to read – reading – reader – read

немецкий: lesen – das Lesen – der Leser – gelesen

Нам не нужно учить каждое слово по отдельности. А для малыша каждое слово будет уникальным.

С другой стороны дети легче чем взрослые осваивают те шаблоны другого языка, которых нет в родной речи. Ребенку все равно учить китайский или английский.

Когда начинать заниматься с детьми грамматикой иностранного языка?

Переходить к изучению грамматических правил в теории иностранного языка с детьми дошкольного и младшего школьного возраста стоит:

  • если ребенок уже начал понимать теорию грамматики родного языка (неважно в школе или дома) и
  • если ребенок уже слышал и начал использовать эти грамматические структуры в своей речи на иностранном языке.

Первый пункт важен, чтобы не тратить время дважды на изучение одних и тех же понятий. К тому же на примере родной речи грамматические правила освоить намного проще.

Второй пункт взрослым переварить бывает сложно. Как это начать говорить в прошедшем времени, не зная правил образования глаголов в прошедшем времени? Но ведь дети именно так начинают говорить на родном языке.

Чем старше становится ребенок, тем раньше нужно начинать с теоретических правил грамматики. Чем мы старше, тем больше мы хотим понимать, почему нужно говорить так, а не иначе. Меняется психика, меняется подход к обучению.

В любом случае при изучении грамматики с более старшими детьми и взрослыми желательно использовать учебники отечественных авторов. То, что легко понять англичанину, опираясь на шаблоны английского языка, бывает сложно понять русскому. И наоборот. В русском нет артиклей и строгого порядка слов, поэтому частые ошибки у русских именно в этих областях грамматики. Англичанам же крайне тяжело даются русские падежи, которых нет в английском.

Но в любом возрасте обучение грамматике должно строиться на многократном применении правил. Правила нужно «чувствовать», а не только знать. То есть их применение должно быть уже на уровне рефлексов, а не на уровне воспоминаний таблички из учебника. Для этого нужно не бессмысленные письменные упражнения делать, а нужно либо много говорить, либо много читать. Только тогда правила из теории перейдут в рефлексы.

Грамматику учить скучно, и тем более к этому не готовы маленькие дети. Но чтобы говорить понятно, хотя бы основы грамматики знать нужно обязательно. Мы все смогли освоить грамматику родного языка, и если сделать для ребенка этот процесс максимально естественным, он сможет освоить без особых сложностей грамматику любого иностранного языка. Говорите, читайте, учите стихи, играйте! Грамматика освоится постепенно сама.

Примеры занятий на 5 языках, отвечающих этим принципам, Вы можете найти

Поделиться: