Консультация психолога: «О половом воспитании дошкольников. «Социально-половое воспитание в детском саду Половое воспитание в детском саду

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

(2012/13 УЧЕБНЫЙ ГОД)

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования»

Дальнереченского городского округа,

Приморский край

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 12»

Дальнереченского городского округа

(МБДОУ«ЦРР-детский сад № 12»),

(692136, Приморский край, г. Дальнереченск, ул. Театральная д.16)

Номинация конкурса : «Организация воспитательного процесса»

Учебно-практическое пособие на тему:

«Социально-половое воспитание в детском саду»

Семинар

«Социально-половое воспитание в детском саду»

Цель: познакомить педагогов с особенностями социально-полового воспитания, вызвать интерес у педагогов к планированию образовательного процесса в ДОУ с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному признаку.
План проведения семинара:

1. Гендерное воспитание в детском саду.

2. Мальчики и девочки.

3. Роль игры в жизни дошкольника. Игрушки для девочек и мальчиков.

5. Практическая часть.
Ход семинара:
1. Гендерное воспитание в детском саду
Биологический и социальный пол - гендер.

Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным расам из-за различного цвета кожи, обусловленного разными условиями проживания, мы принадлежим к разным народам, потому что говорим на разных языках. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство. В чем оно проявляется?

Это сходство делит всех людей на две большие группы: мужчины и женщины. Мы, мужчины и женщины, такие похожие, несмотря на то, что принадлежим к разным расам и народам. Но мы такие разные, женщины и мужчины, хотя можем принадлежать даже к одному роду. Чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины?

(Варианты ответов слушателей.)

А различаемся мы генетически, анатомически и физиологически. Мы по-разному ведем себя в социуме. В обществе считается: что свойственно мужчине, то нельзя делать женщине.

Приведите примеры генетического, физиологического и анатомического различия мужчин и женщин.

(Варианты, ответов слушателей.)
Что вы можете сказать о социальных ролях мужчин и женщин?

(Варианты ответов слушателей.)

Мужчина и женщина - как день и ночь, как небо и земля, как огонь и лед. Мы, такие разные и несхожие в своих суждениях, поведении, чувствах. Мы по-разному ведем себя в одной и той же ситуации, по-разному воспринимаем окружающий мир. Различие в восприятии окружающего мира способствует тому, что мы не понимаем друг друга. А непонимание - источник конфликта.

Различие между полами будоражило умы человечества. Например, в XVII в. в Европе считали, что женский организм являет собой недоразвитый вариант мужского. Основа такого понимания строилась на социальных ролях, которые исполняли в обществе в то время мужчина и женщина. Если вспомнить историю XVII в., станет ясно, что роль женщины в то время сводилась к воспроизведению рода и сексуальному удовлетворению мужчины. Женщина большую часть времени находилась в доме родителей или мужа, изредка появляясь на балах.

В эпоху Возрождения европейцы изменили свой взгляд и стали считать, что мужчина и женщина - полярные по своей природе организмы. Социальные различия между мужчиной и женщиной определялись различием их биологического статуса.

В основу разделения человечества на два противоположных пола брались морфологические особенности человека (наружные и половые органы). Но сегодня биологи ставят под сомнение разделение людей на два противоположных пола только по этим признакам. Они выделяют несколько уровней организации человека, которые в различных сочетаниях определяют конституционные особенности человека. Эти уровни:

Генетический пол (набор генов);

Гонадный пол (железы внутренней секреции);


  • морфологический пол (наружные и внутренние половые органы);

  • церебральный пол (дифференциация пола под влиянием тестостерона).
Всегда рождались люди с неопределенными морфологическими признаками и возникали сомнения, к какому полу их отнести. Есть в нашей речи и такие выражения: «Не баба, а мужик в юбке» или: «Штаны носит, а ведет себя как женщина». Это говорит о том, что существует социокультурные аспекты в различении мужского и женского. Можно привести пример социокультурного различия пола в европейской культуре и африканской: в Европе множество украшений на себе носят женщины, а в Африке во многих племенах - это привилегия мужчин. Еще пример: юбки в Шотландии - это национальная одежда мужчин, а юбки в европейском обществе всегда считались предметом женского туалета.

Наблюдаются сейчас изменения и в морфологии пола в связи с изменением социального статуса женщины в обществе. Женщины во многих странах получили равноправие, многие из женщин занимают лидирующее положение среди мужчин. Истинно мужские профессии, как это было принято считать во все века, становятся теперь доступны и для женщин. В современном обществе женщины занимаются и тяжелым физическим трудом. Американские ученые провели исследования изменений женщин с XIX до XXI в. Вот какие они сделали выводы.

На смену женской фигуре, называемой «песочные часы» (узкие плечи, тонкая талия и широкие бедра), как у Мэрилин Монро, пришла фигура наших современниц - прямоугольник (плечи и бедра одинаковой ширины). Уже не редкость, когда фигура женщин напоминает треугольник -- чисто мужской вариант. Ученые отметили, что у некоторых женщин наблюдается огрубение голоса и полысение головы. Установлено, что у таких женщин в организме начинают преобладать мужские гормоны.

Поэтому в современной науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различии мужского и женского, связывая их с понятием пола и тендера.

Пол в переводе с латинского означает «порождать». Это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Гендер - социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии людей.

«Генетические, эндокринные и церебральные факторы определяют не только психологические различия между мужчиной и женщиной, а уровень психической и двигательной активности* (Д.В. Воронцов). Это двигательная активность и активность психических процессов внутри организма. А общество всегда определяет средства и границы проявления активности. В любом обществе существуют свои критерии: что можно и что нельзя. В обществе существует культура, которая усваивается его членами. Общество через культуру диктует правила поведения для мужчин и женщин - своеобразные правила этикета. Именно культура является системообразующим признаком поведения, которое называет мужским или женским.

Гендер называют социальным полом, так как человек взаимодействует с другими людьми в социуме и поведение его может быть разным в различных взаимодействиях. Биологическая женщина при взаимодействии может стать «мужчиной», т.е. ее поведение напоминает мужское - курит, сквернословит, ведет себя агрессивно. В этот момент ее социальный пол - мужской.

И пол, и гендер являются системами условных обозначений, которые формируют определенный порядок отношений между людьми, их отношение к различным проявлениям сексуальности, а также определяют формы представления себя другим людям в разнообразных практиках социального взаимодействия.

Начиная с 1970 г. ведутся споры о том, что определяет поведение и образ жизни человека - биология или среда. Может ли воспитание (культура) взять верх над биологией и определить собственно сам биологический пол?

С момента рождения ребенка начинается его воспитание. Ребенка учат, что означает быть девочкой или мальчиком, потом мужчиной и женщиной: как себя вести, что надевать, какие прически носить. То есть с момента рождения начинается гендерная социализация -- процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Родился ребенок. Если его запеленать, то мама, не зная, кто у нее родился, не сможет сказать, перед ней мальчик или девочка. Но биотоки мозга уже различаются у новорожденных по частоте импульсов. А пока и новорожденным все равно, кто они по полу. Ребенок только после трех лет начинает осознавать свой пол. Поэтому до трех лет мальчик может сказать: «Я пошла» и «Я пошел».

Ребенок начинает с рождения познавать окружающий мир. Придя в детский сад, ребенок познает подобных себе так, как он делал это с игрушками дома. Он может укусить сверстника, ткнуть пальцем в глаз, может обнять, когда другой плачет. Идет процесс познания. Ребенок начинает понимать, что он отличается от других.

Как воспитывать мальчиков, чтобы из них выросли настоящие мужчины? Какие условия для развития создать девочкам, чтобы из них выросли настоящие женщины? Этот вопрос всегда возникал в обществе. Может быть, успешному воспитанию будет способствовать раздельное обучение мальчиков и девочек? Обратимся к истории.

Из истории раздельного обучения

В дореволюционной России было раздельное обучение девочек и мальчиков, так как считалось, что девочки отличаются меньшими интеллектуальными способностями. Детей отдавали в гимназии по полу с 9 лет, после того, как вырастут зубы, сменяющие молочные. Программы для обучения тоже соответственно были разные. Девочек готовили для ведения домашнего хозяйства, а мальчики должны были в дальнейшем служить обществу.

В XX в. в Европе стали создавать учреждения с совместным по полу обучением и воспитанием. Их примеру последовал и Санкт-Петербург. В 1908 г. были открыты первые коммерческие училища с совместным обучением юношей и девушек. После революции эта практика продолжалась. Совместное обучение считалось прогрессивным. Педагоги и психологи подчеркивали, что совместное обучение способствует формированию дружбы между противоположными полами. Был сделан вывод:

Совместное обучение подчеркивает равенство полов;

Создает базу для межличностных контактов и совместного труда.

В 1943 г. практика раздельного обучения была вновь восстановлена в связи с июльским постановлением СНК. Согласно этому постановлению внедрялись разные модели социализации в зависимости от пола, так как после окончания школы мальчики уходили на фронт.

Стоит напомнить о той политике, которую проводило государство в отношении мужчин и женщин. А политика демонстрировала возвращение к традиционной модели семьи и воспитания, при котором мать - главная фигура, отвечающая за весь уклад семейной жизни и воспитание детей. Отцу отводилась второстепенная роль. Главное предназначение отца - служить Отечеству.

Эта политика нашла отражение и в раздельном обучении мальчиков и девочек. Образ матери, как господствующий в семейном воспитании, - был основным в женском образовании. В мужском образовании господствовал образ мужчины - защитника Отечества. Кроме этого, и те и другие должны были трудиться на благо своей социалистической Родины.

Либеральный климат школы резко изменился. Отношения мальчиков и девочек, которые могли теперь встречаться на редких совместных вечерах, под бдительным надзором учителей, утратили товарищеский характер, эротизировались и сексуализировались.

В условиях раздельного обучения мальчики и девочки воспитывались как две абсолютно разные группы людей, имеющие противоположные сущности и предназначение. По многочисленным просьбам учителей и родителей раздельное по полу обучение было отменено.

Раздельное обучение в советских школах привело к тому, что женский интеллект не получил должного развития из-за политики государства, И девушки оказались невостребованными государством, где правят мужчины.

Но и в совместном обучении есть минусы. Страдает детская психика, особенно психика мальчиков. Женский и мужской организм устроен по-разному. А совместное обучение делает половую ориентацию смешанной, т.е., феминизирует мужчин и омужествляет женщин. Девочки в силу своего опережающего полового созревания (2 года разницы) начинают играть доминирующую роль, а мальчики становятся ведомыми.

Большой недостаток наших школ в том, что там преподают почти одни женщины. И это тоже отрицательно сказывается на поведении мальчиков. Они перенимают женский тип поведения. Женщины-учителя при объяснении нового материала все «разжевывают» в силу своих женских особенностей, а перед мальчиками надо ставить проблему поиска, поэтому им лучше материал «недообъяснить». Учитель-женщина делает установку на послушание. Мальчики, в силу своих особенностей, редко бывают послушными из-за своей активности. И оценки им ставят чаще не за знания, а за поведение. Мальчики в школе чаще, чем девочки, зарабатывают невроз, так как они из-за своей активности устают быстрее, чем девочки. Для них надо чаще делать физминутки. В смешанной школе по коридору во время перемены страшно идти: кругом бегущие мальчики разного возраста. Это отдых организма мальчиков после 45 минут сидения без активных движений. И каждое родительское собрание в школе начинается со слов классного руководителя: «Уважаемые родители! Не могут себя вести на переменах ваши дети. Они скоро будут сбивать с ног даже учителей». И, действительно, будут, если не учитывать особенности организма мальчиков и девочек.

В начальных классах всех мальчиков ругают за неаккуратность письма и плохой почерк. Когда наши дети начали читать, у них стали проверять технику чтения. И опять мальчики не укладывались в норму. Снова на собраниях отчитывали родителей мальчиков, что не уделяем им внимания. Интересно, кто ввел нормы на технику чтения в школах, одинаковую для мальчиков и девочек? Ясно одно, что этим людям не известно, что у представительниц женского пола речь развита почти в 3 раза больше, чем у мужского. За день женщина произносит 20 тысяч слов, а мужчина - 7. Девочки, в отличие от мальчиков, отличаются аккуратностью, так как у них мелкая моторика руки развита лучше, чем у мальчиков.

Социальное осознанное воспитание начинается с дошкольного учреждения. Ведь дети приходят в ДОУ с двух лет, а пол ребенок начинает различать в 3 года. Как создать образовательную модель, способствующую совпадению биологического и социального пола, чтобы воспитать настоящих мужчин и женщин? Везде хороша «золотая середина». «Золотая середина» - это смешанное обучение и воспитание с элементами разделения, это дифференцированный подход с учетом половых признаков. Попробуем построить такую модель. Итак, с чего же мы начнем?

Чтобы правильно воспитывать и обучать, надо хорошо познать объект приложения своих педагогических воздействий.

ПОЛ - в широком смысле - совокупность телесных, физиологических, поведенческих и социальных признаков, на основании которых индивида считают мужчиной (мальчиком) или женщиной (девочкой) ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ - направленное, систематическое педагогическое воздействие с целью формирования личности мальчика и девочки, и оптимизации их деятельности во всех, связанных с отношением полов, сфер жизни. Вопросам полового воспитания детей уделяли внимание видные педагоги прошлого - И. Ж.Руссо, И. П.Пестолоцци. Впервые вопрос о половом воспитании детей и подростков в России встал в конце 60-х годов XIX в. в работах Д. И.Писарева, И. С.Симонова, К. П.Веселовской, К. Д.Ушинского, А. Н.Островского. В советский период в работах Н. К.Крупской, С. Т.Щацкого, П. П.Блонского, А. С.Макаренко, В. А.Сухомлинского. В книге "Очерки детской сексульности" П. П.Блонского отражена четкая концепция полового воспитания Многие педагоги, психологи (А. М.Мельникова, А. С.Чистович) сводят решение этой проблемы к трем момен­там: I) складывающиеся отношения между родителями; 2) родитель­ские чувства к детям; 3) необходимость наличия знаний и умений вести с детьми доверительные беседы. Дошкольный возраст - это период, когда закладываются и фор­мируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем разви­тии слои психики и личности. Психосексуальная дифференциация са­мым интимным образом вплетена в канву этого периода. Развитие ребенка с первых дней жизни - это развитие конкретного мальчика или девочки. Половое воспитание надо начинать с раннего возрас­та, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тог­да понимание половых отношений останется у него на всю жизнь. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, тру­довым, физическим, эстетическим воспитанием. Именно они дают растущему человеку представление о долге, красоте, развивают во­лю, способность управлять стремлениями и желаниями, в том числе и сексуальными, подчиняя их сознанию, нравственным принципам, нор­мам общественной морали. Проблему полового воспитания детей се­годня делают актуальной такие объективные обстоятельства, как акселерация, свобода общения молодежи, широкая доступность средств массовой информации; недостаточность контроля родителей за пове­дением детей, особенно в городе; интимность, сексуальность пере­живаний, склонность детей держать все в тайне к др. Можно выде­лить несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных сторон по­лового воспитания: I) это сложная психолого-педагогическая зада­ча, решение которой преследует основную цель - сформировать у человека высокие нравственные позиции в вопросах пола. Сюда включаются такие морально-этические понятия, как девичья честь, стыдливость, юношеское (мужское) достоинство, уважение к женщи­не, порядочность в дружбе, верность в любви и многое другое отражающее культуру поведения; 2) социально-гигиеническая сто­рона полового воспитания, связанная с подготовкой мальчиков и девочек к выполнению мужских и женских социальных ролей; 3) ком­плекс медико-биологических проблем, куда входят знания об анатомо-физиологических особенностях полов, о закономерностях полово­го развития и созревания во взаимосвязи с общим физическим раз­витием организма, вопросы личной гигиены, здоровья и пр. Генери­рование пола в воспитании детей в дальнейшем может проявиться в неадекватном социальном поведении взрослых мужчин и женщин. В результате у девушек и женщин отсутствуют такие важные женские качества, как доброта, мягкость, нежность; у юношей и мужчин не формируются такие мужские качества, как эмоциональная устойчи­вость, твердость, решительность, ответственность. Это затрудня­ет выполнение ими своих социальных ролей в семейной и обществен­ной жизни. Проблема полового воспитания актуальна и в связи с необходимостью подготовки подрастающего поколения к будущей се­мейной жизни. Для Девочек характерно: - игровые объединения их более устойчивые, отдают предпочтение совместным играм, общение выборочное; - они более активные и аккуратные, повтому взрослые их чаще хва­лят, они получают больше положительных оценок; - склонность, к опекунской деятельности (ухаживать, няньчкть, за­ботиться), они любят поучать, наставлять, критиковать сверстни­ков; - повышенный интерес к своей внешности, они более чувстви­тельные к ее оценке другими, сильней реагируют на мнение других людей, более зависимы от чужого мнения. Для мальчиков характерно: - ходят они быстрее, чем девочки, владеют большим потенциалом физической силы: динамичные, выносливые; - лучше применяют свои знания в новых условиях, успешнее справ­ляются с числовыми манипуляциям!, и пространственными заданиями, отдают предпочтение новым путям в игровых и жизненных ситуациях; - больше времени отводят одиночным играм, интересы их сосредото­чены на технике, на играх-соревнованиях, строительных играх, иг­рах в войну; - более активные, чаще нарушают дисциплину, шумят, менее склонны придерживаться установленных рамок, границ; - ярко выражена склонность к преобразовательной, конструктивной деятельности; интерес к инструментам, орудиям труда, разнообраз­ным машинам и механизмам. Задачи воспитания мальчиков и девочек : 1. формирование у дошкольников соответствующих возрасту представ­лений по проблемам пола и взаимодействия между мальчиками и де­вочками; 2. формирование переживаний и мотивации ребенка своего существо­вания как представителя пода; 3. стимуляция проявлений детьми начальных качеств мужественности и женственности в разных видах деятельности и повседневной жизни. Основные Направления полового воспитания дошкольников : - полоролевое воспитание, которое включает осознание себя как представителя определенного пола, усвоение мужской и женской со­циальных ролей, формирование качеств мужественности и женствен­ности; - сексуальное воспитание: формирование образа тела, представление об отличии полов, о рождении человека в контексте нравственных требований; - подготовка будущих семьянинов. В раннем возрасте должна осуществляться половая идентифика­ция, т. е. осознание ребенком своей принадлежности к тому или иному полу и освоение соответствующей программы поведения. В дошкольном возрасте осуществляется половая социализация, эле­ментарное образование по вопросам деторождения, формирование у дошкольников образа тела. Как показывают исследования, примерно до 3 лет дети как бы "бесполые", им нравятся одни и те же иг­рушки. На 4 году жизни - дифференциация в выборе игрушек, тема­тики игр и рисунков. На 5 году жизни достигаются устойчивые по­ловые представления и поведение. Основные направления деятельности педагога по воспитанию будущего семьянина: - формирование у детей понятия значения семьи, важности и необ­ходимости для человека; - формирование точного представления о содержании семейных ролей, взаимодействиях между членами семьи; - воспитание любви к родителям; - подготовка мальчиков к роли отца и мужа, девочек - матери и жены; - приучение детей к участию в семейных делах. В половом воспитании очень важным является психологический климат семьи, любовь, дружба и взаимное уважение между всеми ее членами. Каждый из родителей обязан вносить лепту в воспитание детей, являясь для них в первую очередь образцом мужественности или женственности. От отца в современной семье следует ожидать не только материального вклада, но и мудрой строгости, рассуди­тельной справедливости в - оценке положительных и отрицательных со­бытий, сдержаннее в проявлении чувств, уверенности, надежности. Не грубые выходки и необузданные инстинкты, а благородство, пре­дупредительное уважительное отношение к женщине, любовь к жене и детям, помощь им во всем, защита более слабого - вот образец мужской роли, которую ребенок должен видеть в семье. От матери больше ожидается умение создать уют, атмосферу душевной теплоты, способность чутко реагировать на радости и огорчения всех членов семьи, готовность всегда придти на помощь. Ей принадлежит важная роль в воспитании мягкости, доброты и многих других положитель­ных качеств у детей. В современных условиях, когда отец все бо­лее утрачивает роль кормильца и главы семьи, а внутри семейные отношения начинают строиться на новых принципах, это приобрета­ет особое значение, так как вследствие неправильных подходов к распределению ролей здесь могут наблюдаться такие явления, как феминизация мужского и маскулиэация женского поведения. Отстра­нение отца от воспитания детей и перекладывание этой роли толь­ко на мать приводит к тому, что их сыновья не готовятся к испол­нению мужской роли, отцовских обязанностей, нередко усваивают "женский тип" поведения (феминизация). Такие мальчики часто ме­нее инициативны, более робки, менее зрелы в социально-граждан­ском отношении. Иногда мальчик, воспитываемый без участия отца, усваивает агрессивный, жестокий тип поведения как противополож­ность женскому. Уже в дошкольном возрасте их поведение достав­ляет немало хлопот. В семейной жизни такие люди, как правило, не способны сочувствовать, сопереживать, управлять своим поведе­нием, а мужественность нередко видят в пьянках, драках и т. п. Девочки, воспитанные без отца, не имеют правильного представления о мужественности, оно нередко искажается не без усилий матери, которая свой горький личный опыт обобщает и распространяет на всех мужчин. В итоге в будущем такая девочка неправильно понима­ет мужа и сыновей, т. е. не может в должной мере исполнять роль жены и матери. При властолюбивой матери и безвольном отце дочь нередко вырастает властной, деспотичной, а сын, наоборот, - сла­бовольным, безынициативным. Не лучший образец для подражания по­дают жестокий отец и всепрощающая мать. Условия Правильного полового воспитания детей в семье: - согласованность работы семьи и педагогов по данной проблеме; - педагогическая культура родителей; - положительный психологический климат семьи на примере типовых поведений для пола, эмоциональный контакт родителей с детьми; - ориентация при воспитании в семье па общечеловеческие качест­ва, на формирование мужественности и женственности.

Половое воспитание дошкольников.

(сообщение из опыта работы воспитателя Чикуровой Т.И.)

Основы полового воспитания, как часть системы нравственного воспитания, закладываются в семье. От того, как оно было поставлено, часто зависит очень многое в формировании личности ребенка.

В половом воспитании дошкольника в семье существенным является буквально все. Важен уход за ребенком. Значительную роль играет и климат семейной жизни, вся эмоциональная сфера, в которой растет ребенок. Царят тли в доме мир и согласие, или отношения между членами недоброжелательные. Относятся ли к ребенку тепло, с любовью, лаской, заботой, или же напротив, на него смотрят как на обузу. Проявляют ли родители живой интерес к миру маленького человека или они равнодушны к нему и отмахиваются от его вопросов и рассказов, как утомительных и назойливых…

Именно в семье, в отношениях с родителями, ребенок впервые получает образцы переживания, отзывчивости и взаимопомощи. Нежность и любовь нужны ребенку для того, чтобы став взрослым, он смог передать своим детям эстафету доброты, ласки и заботы. Ссоры родителей обременяют ребенка отрицательными переживаниями. Если у него нет ощущения семейного очага, нет четких привязанностей, то как он потом будет создавать семью, каким будет отцом или матерью?

Едва достигнув трехлетнего возраста, малыши начинают обращаться к нам со своими бесчисленными «почему?». Мир открывает перед нами каждый день, каждый час множество чудес, и дети хотят немедленно все знать, во всем разобраться. Своими неожиданными вопросами они часто ставят взрослых в тупик. Можно сказать, то и для родителей в эту пору начинается период педагогических « почему?» и «как?». И, пожалуй, ничто не приводит взрослых в такое замешательство, как вопросы вроде «откуда берутся дети?» А вопрос этот возникает неизбежно, «потому что ребенок видит приготовления в семье к появлению братика или сестренки и, наконец, встречает новорожденного дома, он слышит разговоры о том, что у знакомых или у соседей родился ребенок. Да и безотносительно к рождению других детей малыш, несомненно, будет пытаться решить первую в его жизни философскую проблему в процессе осознания своего собственного «Я» - как он проявился. Ребенок делает важное для себя открытие, когда понимает: «Я мальчик» или «Я девочка». Родители часто интуитивно, испокон веков развивали у ребенка представление о принадлежности к своему полу, поощряя при этом в мальчике – мужские, а в девочке – женские черты характера. Например мальчику внушают: «Ты будешь мужчиной, солдатом, а солдаты не плачут». А девочке говорят: «Ах, какие красивые у тебя бантики!» И это совершенно правильно. Воспитание в мальчике мужественности, а в девочке женственности нужно прививать с малых лет. Не следует забывать, что будущий человек формируется в детстве и именно в этом периоде возможно наилучшее и наиболее воздействие на него, необходимо то, что мы называем половым воспитанием. Окончательно осознав свой пол, ребенок естественно задается вопросом: откуда берутся дети? Причем этот вопрос для него столь же важен, как и все другие: «Почему трава зеленая? Как летает птица? Откуда снег?» И так же невинен. Обычно это происходит в 3 – 4 года. Вопрос ребенка должен быть встречен родителями совершенно спокойно. Поверьте, что малыш отнюдь не ждет от вас подробных разъяснений. Чем спокойней будет тон ответа, тем меньше вероятность зафиксировать внимание ребенка. Нужно сделать так, чтобы вопрос принял в его сознании свой естественный вид и не вызывал мыслей о чем-то запрещенном, стыдливом.

Мать должна просто, в доступной форме рассказать малышу, что он находится у нее в животе, а потом, когда подрос и ему там стало тесно, вышел наружу. Говорить надо только правду. Ребенок не глупее нас, он просто менее опытен и может решать серьезные вопросы, но на уровне своего соответствующего опыту понимания. Поэтому напрасно скрывать от ребенка то, что в ближайшем будущем должен узнать. Уводящие в сторону ответы, сказки про аиста, капусту, магазин и т. д. удовлетворяют любопытство ненадолго и рано или поздно будут разоблачены. Грубый ответ в этом случае не только гасит пытливость детского ума, но и разрушает взаимопонимание между взрослыми и малышом, уменьшает его доверие к взрослому. Ведь ребенок задает эти вопросы не от того, что уже аморален и думает о недозволенном. Он хочет знать все об устройстве мира и имеет право задать подобный вопрос. Поэтому не надо уклоняться от ответов и очень важно поддерживать доверительное отношение к вам ребенка. Однако любопытство малыша следует удовлетворять на его уровне.

Если ребенок не задает вам таких вопросов, это вовсе не значит, что подобные вещи его совершенно не интересуют. Скорее всего, он уже получил достаточную информацию на стороне или понял, что тема эта запретная и спрашивать ничего нельзя. И в том, и в другом случае родителям следует быть внимательными, а когда найдется повод для разговора на эту тему, начать его самим. Таким образом, можно установить нужный контакт с ребенком, и появится надежда, что в дальнейшем он уже будет приходить с расспросами к вам. К тому же можно понять, что именно малыш уже знает, выяснить источники и, в некоторых случаях, предохранить его от дурного влияния.

В дошкольных учреждениях, где открытые детские туалеты и ребята обоих полов видят друг друга обнаженными у детей, как правило, нет интереса к различиям в строении их тел. Поэтому сексологи даже рекомендуют разрешать детям пользоваться совместным туалетом, мыть разнополых детей вместе. Причем лучше всего начинать это с самого раннего детства. В проблеме полового воспитания главное значение имеют не какие-то частные приемы и готовые фразы, а весь фон воспитательной работы с ребенком в семье, детском саду.

Вот что говорил по этому поводу А.С Макаренко:»Воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям, интересам, мы тем самым воспитываем его в половом отношении». Таким образом, речь идет в первую очередь о нравственном воспитании в широком смысле слова. Ребенок не должен расти эгоистом, всеобщем баловнем, которому все и всегда позволено. Важно привить ему умение поступиться своими интересами ради других людей – взрослых и маленьких, необходимо воспитать мальчика в духе рыцарского уважения и вежливости по отношению к девочкам. Не касаясь при этом вовсе вопроса пола, а основывая свои советы и требования на том, что он мальчик, сильнее своих сверстниц и должен всегда и во всем им помогать.

Дети должны жить по твердо установленному режиму дня. Аккуратно соблюдаемый распорядок сна и бодрствования, игр и приема пищи имеет большое значение для правильного развития вообще и для полового воспитания в частности. Ребенок, привыкший засыпать в одно и тоже время, будет ложиться в постель для того, чтобы тут же уснуть, а не предаваться всякого рода фантазиям и грезам. Еще важнее, чтобы он не залеживался в постели утром. Кстати сказать, постель не должна быть слишком мягкой и теплой. Полезно привить ребенку привычку спать, положив руки поверх одеяла, лежа на спине или на правом боку. Необходимо избегать каких бы то ни было раздражающих и возбуждающих воздействий на половые органы. Прежде всего, ребенка нужно ежедневно купать. Соблюдая все эти несложные правила можно избежать раннего, преждевременно появления у детей половой возбудимости, которая может привести к тому, что ребенок будет стремиться повторить, воспроизвести понравившиеся ощущения и пристрастия к искусственному возбуждению половых органов. По той же причине следует немедленно обращаться к врачу в случае, если у ребенка появится зуд в области половых органов, вызванный кожным заболеванием или же глистами – острицами.

Питание ребенка должно быть умеренным. Надо избегать обильной горячей пищи перед сном. Ни в коем случае нельзя давать крепкий чай, отказаться от натурального кофе. Совершенно излишни в рационе ребенка возбуждающие специи – перец, корица, цикорий и т. п. Необходимо следить за тем, чтобы дети своевременно опорожняли кишечник и мочевой пузырь, а не приплясывали при позывах к мочеиспусканию, будучи не в силах оторваться от увлекательной игры. У девочки привычка не опорожнять своевременно мочевой пузырь и кишечник может стать одной из причин возникновения смещений матки. Если ребенок по долгу засиживается на горшке, с этим также следует бороться, предварительно обратившись к врачу. Возможно малыш страдает запорами, и врач посоветует, какие меры необходимо принять в таком случае. Желательно, чтобы дети старше трех лет, если позволяют условия, спали в отдельной комнате. Постель должна быть индивидуальная. Бурные ласки, поцелуи, шутливые пошлепывания, щекотание - все это совершенно не нужно ребенку, а скорее даже вредно. В.М. Бехтерев подчеркивал, что в этих случаях в результате раздражений частей тела, связанных с сексуальной сферой, у ребенка возникает половое возбуждение. Таким образом, создаются условия к появлению у него к ранней сексуальности, а иногда упорного стремления к самоудовлетворению едва пробудившегося полового чувства. Совершенно ясно также и то, что всякие неровности в поведении взрослых по отношению к малышу – будь то чрезмерная ласка или излишняя строгость – создают ненужные перегрузки для его еще хрупкой нервной системы, способствуют возникновению неуравновешенности и капризности.

Огромную роль в половом воспитании играет весь комплекс мероприятий по улучшению общего физического развития ребенка – гимнастические упражнения, закаливание, воздушные и солнечные ванны. Немалое значение имеет борьба с детским рахитом и его предупреждение. Особую опасность это заболевание представляет для девочек. Правильный режим жизни и питания ребенка, употребление витамина «Д», умеренное, но достаточное ультрафиолетовое облучение – надежная гарантия от рахита. Половой инстинкт, как и все инстинкты, является наследственным, врожденным. Однако природа мудро позаботилась о том, чтобы инстинкт этот до определенного возраста оставался скрытым, необнаруженным в отличии от других инстинктов (пищевого оборонительного, ориентированного), ранее проявление которых является жизненно необходимым. Мера по предупреждению половых возбуждений – соблюдение ряда гигиенических правил.

Довольно распространенной ошибкой, которую допускают взрослые в половом воспитании, является незаметное для них самих культивирование антагонизма между мальчиками и девочками. «Чего ты разревелся, как девчонка!» «Так вести себя стыдно. Ты же мальчишка!»- такие и подобные фразы нередко приходится слышать от родителей и воспитателей. Тем самым у детей формируется понятие о превосходстве одного пола над другим. Ведь и без того малышам присущ некоторый антагонизм. Правда, антагонизм этот в основном напускной, показной. Мальчик дергает девочку за косичку, к которой испытывает смутное, непонятное тяготение, старается досадить ей по мелочам, стремясь обратить на себя ее внимание - .это «болезнь роста», проявление процесса осознания своего пола. Это результат первых сопоставлений, которые по каким- то скрытым психологическим закономерностям на определенном этапе приводят уже к противопоставлению. Мы, взрослые, не должны усиливать такого рода душевные контрасты в своих воспитанниках. Это чревато в дальнейшем неуважительным и даже грубым отношением между юношами и девушками. Нужно стремится в работе с детьми не противопоставлению мальчиков и девочек, а к развитию между ними здоровых, дружеских отношений, к воспитанию с ранних лет чувства мужского благородства у мальчиков и разумного чувства собственного достоинства у девочек. Достаточно подчеркнуть то, что мальчик сильнее физически, а поэтому он призван всегда помогать девочке в выполнении трудной работы, уступать место, пропускать ее вперед, входя в дверь, подать руку выходя из автобуса и т.п.

Очень важный фактор в половом воспитании – личный пример родителей (например их отношениях их друг к другу и ко всем членам семьи). Дети подмечают и чувствуют тончайшие ньюансы в поступках старших, в их высказываниях, в их настроении. Взрослея ребенок обнаруживает все большую склонность анализировать поведение родителей. И хотя этот анализ подчас наивен и поверхностен, тем не менее, он свидетельствует об острой наблюдательности ребенка. В случаях когда дети становятся случайными и постоянными свидетелями внимания, взаимной заботы и теплоты родителей друг к другу, это может только благотворно сказаться на психическом развитии дошкольников, создает хорошую почву для воспитательной работы. Но ни в коем случае даже маленькие дети не должны становиться очевидцами интимной стороны жизни супругов. Необходимо предостеречь родителей от заблуждения, будто дети «все равно ничего не поймут и ничем таким не интересуются».

Многие, наоборот, впадают в другую крайность – создают вокруг ребенка стерильную среду, этакое безвоздушное пространство, в котором объявлены крамолой такие слова, как «жених», «муж и жена», «роды» и т.п. здесь мы встречаемся с стремлением уйти от объяснения этих понятий сыну или дочери, с попыткой оттянуть до определенного срок взросление дитяти, перенести всю ответственность и все тяготы полового воспитания в школу. В такой семье пожалуй, и «Сказку о царе Салтане» сочтут за безнравственную и не детскую книжку. Ханжество и лицемерие не совместимы с понятиями нравственности и чистоты. Мы должны стремиться к естественности и простоте в обращении с детьми, во всем стиле воспитательной работы. Пусть мать отец, работник детского сада, не превращаются в подружку или в приятеля, а станут для ребенка настоящими, умными, искренними друзьями, то может только помочь в деле полового воспитания.

Еще раз хочется напомнить, что начинать его нужно с младенчества. Иначе оно по существу оказывается уже перевоспитанием и не может в полной мере компенсировать пробелы, допущенные в свое время. Правильно поставленное половое воспитание помогает решению и преодолению многих вопросов и проблем, встающих перед ребенком, способствуя в итоге формированию цельной, гармонической личности.


КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов

«Социально-половое воспитание в детском саду»

Цель: познакомить педагогов с особенностями социально-полового воспитания, вызвать интерес у педагогов к планированию образовательного процесса в ДОУ с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному признаку.

План семинара:

  1. Мальчики и девочки.
  2. Роль игры в жизни дошкольника. Игрушки для девочек и мальчиков.
  3. С чего начать? (Практические рекомендации по организации работы по социально-половому воспитанию).

Ход семинара:

Гендерное воспитание в детском саду.

Биологический и социальный пол – гендер. Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным расам из-за различного цвета кожи, обусловленного разными условиями проживания, мы принадлежим к разным народам, потому что говорим на разных языках. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство. В чем оно проявляется?

Варианты ответов

Это сходство делит всех людей на две большие группы: мужчины и женщины. Мы, мужчины и женщины, такие похожие, несмотря на то, что принадлежим к разным расам и народам. Но мы такие разные, женщины и мужчины, хотя можем принадлежать даже к одному роду. Чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины?

Варианты ответов

А различаемся мы генетически, анатомически и физиологически. Мы по-разному ведем себя в социуме. В обществе считается: что свойственно мужчине, то нельзя делать женщине.

Как воспитывать мальчиков, чтобы из них выросли настоящие мужчины? Какие условия для развития создать девочкам, чтобы из них выросли настоящие женщины? Этот вопрос всегда возникал в обществе. Может быть, успешному воспитанию будет способствовать раздельное обучение мальчиков и девочек? Обратимся к истории.

В дореволюционной России было раздельное обучение девочек и мальчиков, так как считалось, что девочки отличаются меньшими интеллектуальными способностями. Детей отдавали в гимназии по полу с 9 лет, после того, как вырастут зубы, сменяющие молочные. Программы для обучения тоже соответственно были разные. Девочек готовили для ведения домашнего хозяйства, а мальчики должны были в дальнейшем служить обществу.

В 20 в. в Европе стали создавать учреждения с совместным по полу обучением и воспитанием. Их примеру последовал и Санк-Петербург. В 1908 г. были открыты первые коммерческие училища с совместным обучением юношей и девушек. После революции эта практика продолжалась. Совместное обучение считалось прогрессивным. Педагоги и психологи подчеркивали, что совместное обучение способствует формированию дружбы между противоположными полами. Был сделан вывод:

Совместное обучение подчеркивает равенство полов;

Создает базу для межличностных контактов и совместного труда.

В 1943 г. практика раздельного обучения была вновь восстановлена в связи с июльским постановлением СНК. Согласно этому постановлению внедрялись разные модели социализации в зависимости от пола, так как после окончания школы мальчики уходили на фронт.

Стоит напомнить о той политике, которую проводило государство в отношении мужчин и женщин. А политика демонстрировала возвращение к традиционной модели семьи и воспитания, при котором мать – главная фигура, отвечающая за весь уклад семейной жизни и воспитание детей. Отцу отводилась второстепенная роль. Главное предназначение отца – служить Отечеству.

Эта политика нашла отражение и в раздельном обучении мальчиков и девочек. Образ матери, как господствующий в семейном воспитании, - был основным в женском образовании. В мужском образовании господствовал образ мужчины – защитника Отечества. Кроме этого, и те и другие должны были трудиться на благо своей социалистической Родины.

Либеральный климат школы резко изменился. Отношения мальчиков и девочек, которые могли теперь встречаться на редких совместных вечерах, под бдительным надзором учителей, утратили товарищеский характер. В условиях раздельного обучения мальчики и девочки воспитывались как две абсолютно разные группы людей, имеющие противоположные сущности и предназначение. По многочисленным просьбам учителей и родителей раздельное по полу обучение было отменено.

Но и в совместном обучении есть минусы. Страдает детская психика, особенно психика мальчиков. Женский и мужской организм устроен по-разному. А совместное обучение делает половую ориентацию смешанной, т.е. феминизирует мужчин и омужествляет женщин. Девочки в силу своего опережающего полового созревания (2 года разницы) начинают играть доминирующую роль, а мальчики становятся ведомыми.

Большой недостаток наших школ в том, что там преподают почти одни женщины. И это тоже отрицательно сказывается на поведении мальчиков. Они перенимают женский тип поведения. Женщины-учителя при объяснении нового материала все «разжевывают» в силу своих женских особенностей, а перед мальчиками надо ставить проблему поиска, поэтому им лучше материал «недообъяснить». Учитель-женщина делает установку на послушание. Мальчики, в силу своих особенностей, редко бывают послушными из-за своей активности. И оценки им ставят чаще не за знания, а за поведение. Мальчики в школе чаще, чем девочки, зарабатывают невроз, так как они из-за своей активности устают быстрее, чем девочки. Для них надо чаще делать физминутки.

В начальных классах всех мальчиков ругают за неаккуратность письма и плохой почерк. Когда наши дети начали читать, у них стали проверять технику чтения. И опять мальчики не укладывались в норму. Интересно, кто ввел нормы на технику чтения, одинаковую для мальчиков и девочек? Ясно одно, что этим людям неизвестно, что у представительниц женского пола речь развита почти в 3 раза больше, чем у мужского. За день женщина произносит 20 тысяч слов, а мужчина – 7. девочки, в отличие от мальчиков, отличаются аккуратностью, так как у них мелкая моторика руки развита лучше, чем у мальчиков. Мальчики начинают ходить позже на 2-3 месяца, чем девочки, а говорить позже на 4-6 месяцев. Мальчики более подвижны, чем девочки. Для детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются чаще в 2 раза. Трудновоспитуемые – чаще мальчики. Их чаще ругают, меньше берут на руки.

До 8 лет острота слуха у мальчиков выше (генная память – надо выследить дичь и убить, чтобы принести в пещеру своей женщине), чем у девочек.

Девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают. У них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить их кожные покровы.

Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, то они осваивают его вертикально: лезут на лестницу, тумбочку. Поэтому мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр.

Они отвечают по-разному на занятиях. Мальчик смотрит на парту, в сторону, если не знает, или пере собой, если знает ответ (генетически –взгляд в упор – вызов). А девочка смотрит в лицо, как бы ищет в глазах у взрослого подтверждения правильности ответа.

Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации. А девочки задают вопросы для установления контакта.

У девочек лучше развита беглость речи и скорость чтения. Но мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды.

У девочек лучше развита мелкая моторика рук. Поэтому они пишут аккуратно и лучше выполняют работу, связанную с мелкой моторикой (вышивание, бисероплетение).

Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны, чем девочки.

Мозг девочек готов к ответу на любую неприятность, готов отреагировать на воздействие с любой стороны (инстинкт выживания), так как цель женского – рождение жизни и ее сохранение. А цель мужского пола – это прогресс. Открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенствуют.

Мальчик и девочка – два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они – будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути.

Социальное осознанное воспитание начинается с дошкольного учреждения. Ведь дети приходят в ДОУ с двух лет, а пол ребенок начинает различать в 3 года. Как создать образовательную модель, способствующую совпадению биологического и социального пола, чтобы воспитать настоящих мужчин и женщин? Везде хороша «золотая середина» - это смешанное обучение и воспитание с элементами разделения, это дифференцированный подход с учетом половых признаков.

Чтобы воспитать будущих мужчину и женщину, надо знать о мальчиках и девочках как можно больше. В этом родителя поможет книга В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман «Девочки и мальчики – два разных мира».

Игрушки для девочек

Какие черты характера вы бы хотели видеть у женщин?

(варианты ответов)

Чтобы девочка стала хорошей мамой и хозяйкой, какие игрушки ей нужны?

(варианты ответов)

А если вы хотите воспитать бизнес-леди, то какие игрушки ей будут нужны?

(варианты ответов)

Все черты характера начинают формироваться в раннем детстве в процессе игровой деятельности.

Воспитывая девочку, необходимо запомнить, что сначала в ней надо воспитать хорошую хозяйку и маму. Если этому ее не научить, то семейная жизнь будущей женщины будет неудачной или вовсе не сложится. А для того, чтобы девочка была в семейной жизни, ей помогут такие игрушки, как куклы. Существует несколько видов кукол, отличающихся по размеру. Они могут быть сделаны и из разного материала.

  1. Мягкая тряпичная. Самые маленькие дети любят мягкие и теплые предметы, напоминающие тепло человеческого тела. Для этого подойдут мягкие тряпичные куклы. У этой куклы черты лица должны быть смазаны, так как она рекомендуется для самых маленьких детей, чтобы знакомить их с частями тела. Ребёнку задают вопрос: «Где у куклы ручки? А где глазки?» и т.д., добиваясь того, чтобы ребенок показывал пальчиком то, что вы называете.
  2. Маленькие куклы. Размеры у них должны быть такие, чтобы ребенок мог свою куклу положить в карман или сумочку. С этой куклой разговаривают, познавая окружающий мир на прогулках. У детей развивается диалогическая речь, так как они ведут диалог от имени куклы.
  3. Куклы среднего размера. Нужны для того, чтобы им шить наряды. Такая работа развивает навыки моделирования. Те из девочек, кто любит шить куклам наряды, выбирают профессию модельера. Навыки шитья готовят девочку к жизни в семье. Один знакомый сказал, что у него возникают неприятные чувства, когда он видит женщину с дыркой в одежде.
  4. Пупсы. Девочки, играя с такими куклами, приобретают навыки ухода за ребенком. Кукольная индустрия снабжает этих кукол всем необходимым для ухода за ними: бутылочки для кормления, пеленки, одежда для новорожденных, памперсы. Игра с такими куклами, девочка приобретает навыки ухода за детьми, которые ей пригодятся в будущей жизни.
  5. Куклы ручной работы. Эти куклы всегда привлекают внимание, так как мастер делает небольшое количество игрушек.

Другие игрушки

  1. игрушечные бытовые предметы. Это те игрушки, которые нужны для того, чтобы благоустроить быт кукол: дом, где они живут, обстановка для дома, машина и прочее.
  2. игрушки для организации сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Больница», «Почта», «Кафе», «Офис», и др.
  3. предметы для рукодельниц. Это все необходимое для вязания, вышивания, аппликации, бисероплетения.
  4. конструктор. Нужен для того, чтобы можно было построить кукле дом и его благоустроить. Для этой цели подойдет конструктор «Лего» или набор строительного материала. Если этого нет, можно использовать для строительства дома коробки. Если в них вырезать окна и двери, стены дома оклеить обоями, то получится уютный домик.
  5. игрушки для подвижных игр. Мячи, скакалки, резиночки, роликовые коньки. Эти игрушки способствуют развитию физических качеств: гибкости, ловкости, вырабатывают быстроту реакции.
  6. мягкие игрушки. В современных магазинах имеется большой выбор. В грустные минуты мягкую игрушку можно прижать к себе, с ней хорошо укладываться в постель.
  7. мелкие вещицы. Это те вещи, которые девочке будут необходимы в ее будущей жизни и станут символом женственности: заколки, сумочки, духи, коробочки, шкатулки, вазочки.
  8. канцелярские товары или материал для продуктивной деятельности: карандаши, фломастеры, бумага, клей, скотч, краски, гуашь, бумага разных видов и цвета, пластилин.
  9. игрушки для игр с водой. Вода всегда действует успокаивающе. Не забывайте, что с пяти лет девочка и мальчик могут себе постирать трусики и носки. И в 4 года они тоже это делают с удовольствием. Научите их делать это правильно и через игру. Тогда во взрослой семейной жизни у них исчезнет причина конфликта из-за того, кто кому должен стирать нижнее белье.
  10. яркий бросовый материал. Это красивые коробочки и флакончики из-под духов, коробки от конфет, баночки от кремов, обертки от конфет, кусочки ткани и прочее, что может быть использовано в сюжетно-ролевой игре или для рукоделия.

Игрушки для мальчиков.

Какими бы вы хотели видеть своих мальчиков?

(варианты ответов)

Умные, сильные, храбрые, смелые, целеустремленные, уравновешенные. Да, вы назвали мужские качества. А эти качества начинают воспитывать с детства в процессе игровой деятельности. Если внимательно наблюдать, с какими игрушками больше всего любит играть ваш ребенок, можно узнать, кем он будет в недалеком будущем.

К игрушкам мальчиков относят:

1. транспорт. Это виды транспорта, которые существуют в продаже. Пусть дети разбирают машины, самолеты, вертолеты и космическую технику, как знать, может кто-то из них будет великим изобретателем.

2. солдатики. Раньше каждый мальчик имел такую игрушку. Сначала солдатики были деревянными, потом оловянными, а теперь их делают из пластмассы. Солдатиков одевали в военную форму своего времени. С этими игрушками хорошо разыгрывать исторические сражения. Солдатиками любил играть А.В. Суворов.

3. герои мультфильмов. Бэтмен, Челокек-паук, спецназ и другие герои. Если ребенок сильно увлекся этими игрушками, то надо переключить его внимание на другие. Спецназ с наручниками и пистолетом может вызвать агрессию у детей.

4. оружие. У народов Севера было принято давать ребенку в руки нож с трех лет, чтобы из него вырос отличный охотник. Нож воспитывает дисциплину. Только научите ребенка пользоваться этим холодным оружием.

Меч – орудие древнего воина. Он тоже привлекает внимание мальчиков. Предупредите ребенка, что нельзя замахиваться на живого человека и целиться в глаза.

Пистолеты, ружья, винтовки, автоматы – одни из любимых игрушек мальчиков, так как мужской пол по своей природе более активен и агрессивен. С этим оружием ребенок играет в военные игры, стреляет в воображаемых преступников.

Лук – его легко сделать и родителям. Это оружие развивает у детей меткость, внимание. Будьте осторожны, стрелы должны быть с мягким наконечником. Научите ребенка главному правилу – стрелять из лука можно только в мишень.

Дартс – современный прототип лука. С этой игрушкой надо помнить о технике безопасности.

  1. Мяч. Мячи бывают разных размеров, каждый из них выполняет свою функцию. Развивает и укрепляет физически, воспитывает целеустремленность. Хорошо играть в коллективные игр с мячом: футбол, волейбол и др. Кроме физических качеств эти игры развивают у мальчиков волю, умение договориться, стремление к победе.
  2. Игры в путешествия. Что можно взять с собой в путешествие? Это: компас, фонарик, бинокль, лупа, карта, фляжка, оружие, подручный материал, из которого можно построить транспорт для путешествия.
  3. Строительство. Строить можно из разнообразных строительных материалов, благо есть из чего выбирать. А можно и из подручных материалов. Дети любят строить из диванных подушек, стульев.
  4. барабаны, бубны, шумелки, свистульки и другие музыкальные инструменты пригодятся для экспериментальной деятельности со звуком.
  5. летающие предметы: бумеранги, летающие тарелки, воздушные змеи, летающие модели самолетов развивают силу рук, ловкость, меткость.
  6. игрушки-животные. Девочки любят играть в куклы, а мальчики играют с животными. Животных можно брать с собой в путешествия, с ними можно и разговаривать.
  7. танграм. Это набор различных геометрических фигур, из которых можно выкладывать различных животных или узоры.
  8. Оригами. Изготовление поделок из бумаги путем сгибания и складывания. Во время работы у детей развивается мелкая моторика руки, что влечет за собой развитие мозга.
  9. детские столярные инструменты. Это то, чем должен уметь владеть настоящий мужчина, чтобы исправить недоделки в своем доме. И еще настоящий мужчина должен был раньше построить дом своими руками.
  10. спортивный инвентарь и атрибуты для занятия спортом. Физическую силу, так необходимую мальчикам, помогут развить занятия спортом. Для этого требуются гантели, гири, тренажеры. Покупайте мальчикам коньки, лыжи.

Литература:

Еремеева В.Д., Хризман Т.П. «Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, школьным психологам» М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

Практикум по гендерной психологии/ под ред. И.С. Клециной. – СПб: Питер, 2003

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. НОУ «Учебный центр» им. Л.А. Венгер «Развитие» М., 2000

Руйе М. Сексуальность/ Пер. с фр. О.Басанцевой. М: ФАИР-ПРЕСС, 2006

Скоробогатова Е. Фэн-шуй игрушек. М.: Оникс, 2006


Ольга Волобуева
Социально-половое воспитание в детском саду. Консультация для родителей и воспитателей

Гендерное воспитание в детском саду.

Биологический и социальный пол - гендер. Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным расам из-за различного цвета кожи, обусловленного разными условиями проживания, мы принадлежим к разным народам, потому что говорим на разных языках. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство. В чем оно проявляется?

Это сходство делит всех людей на две большие группы: мужчины и женщины. Мы, мужчины и женщины, такие похожие, несмотря на то, что принадлежим к разным расам и народам. Но мы такие разные, женщины и мужчины, хотя можем принадлежать даже к одному роду. Чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины?

А различаемся мы генетически, анатомически и физиологически. Мы по-разному ведем себя в социуме. В обществе считается: что свойственно мужчине, то нельзя делать женщине.

Что вы можете сказать о социальных ролях мужчин и женщин?

Мужчина и женщина - как день и ночь, как небо и земля, как огонь и лед. Мы, такие разные и несхожие в своих суждениях, поведении, чувствах. Мы по-разному ведем себя в одной и той же ситуации, по-разному воспринимаем окружающий мир. Различие в восприятии окружающего мира способствует тому, что мне понимаем друг друга. А непонимание - источник конфликта.

Различие между полами будоражило умы человечества. Например, в XVII в. В Европе считали, что женский организм являет собой недоразвитый вариант мужского. Основа такого понимания строилась на социальных ролях, которые исполняли в обществе в то время мужчина и женщина. Если вспомнить историю XVII в., станет ясно, что роль женщины в то время сводилась к воспроизведению рода и сексуальному удовлетворению мужчины. Женщина большую часть времени находилась в доме родителей или мужа, изредка появляясь на балах.

В основу разделения человечества на два противоположных пола брались морфологические особенности человека (наружные и половые органы). Но сегодня биологи ставят под сомнение разделение людей на два противоположных пола только по этим признакам. Они выделяют несколько уровней организации человека, которые в различных сочетаниях определяют конституционные особенности человека. Эти уровни:

Генетический пол (набор генов);

Гонадный пол (железы внутренней секреции);

Морфологический пол (наружные и внутренние половые органы);

Церебральный пол (дифференциация пола под влиянием тестостерона).

Всегда рождались люди с неопределенными морфологическими признаками и возникали сомнения, к какому полу их отнести. Есть в нашей речи и такие выражения: «Не баба, а мужик в юбке» или: «Штаны носит, а ведет себя как женщина». Это говорит о том, что существует социокультурные аспекты в различении мужского и женского. Можно привести пример социокультурного различия пола в европейской культуре и африканской: в Европе множество украшений на себе носят женщины, а в Африке во многих племенах - это привилегия мужчин. Еще пример: юбки в Шотландии - это национальная одежда мужчин, а юбки в европейском обществе всегда считались предметом женского туалета.

Наблюдаются сейчас изменения и в морфологии пола в связи с изменением социального статуса женщины в обществе. Женщины во многих странах получили равноправие, многие из женщин занимают лидирующее положение среди мужчин. Истинно мужские профессии, как это было принято считать во все века, становятся теперь доступны и для женщин. В современном обществе женщины занимаются и тяжелым физическим трудом. Американские ученые провели исследования изменений женщин с XIX до XXI в. Вот какие они сделали выводы.

На смену женской фигуре, называемой «песочные часы» (узкие плечи, тонкая талия и широкие бедра, как у Мэрилин Монро, пришла фигура наших современниц - прямоугольник (плечи и бедра одинаковой ширины). Уже не редкость, когда фигура женщин напоминает треугольник -- чисто мужской вариант. Ученые отметили, что у некоторых женщин наблюдается огрубение голоса и полысение головы. Установлено, что у таких женщин в организме начинают преобладать мужские гормоны.

Поэтому в современной науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различии мужского и женского, связывая их с понятием пола и гендера.

Пол в переводе с латинского означает «порождать». Это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Гендер называют социальным полом, так как человек взаимодействует с другими людьми в социуме и поведение его может быть разным в различных взаимодействиях. Биологическая женщина при взаимодействии может стать «мужчиной», т. е. ее поведение напоминает мужское - курит, сквернословит, ведет себя агрессивно. В этот момент ее социальный пол - мужской.

И пол, и гендер являются системами условных обозначений, которые формируют определенный порядок отношений между людьми, их отношение к различным проявлениям сексуальности, а также определяют формы представления себя другим людям в разнообразных практиках социального взаимодействия.

Начиная с 1970 г. ведутся споры о том, что определяет поведение и образ жизни человека - биология или среда. Может ли воспитание (культура) взять верх над биологией и определить собственно сам биологический пол?

С момента рождения ребенка начинается его воспитание. Ребенка учат, что означает быть девочкой или мальчиком, потом мужчиной и женщиной: как себя вести, что надевать, какие прически носить. То есть с момента рождения начинается гендерная социализация -- процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Ребенок начинает с рождения познавать окружающий мир. Придя в детский сад, ребенок познает подобных себе так, как он делал это с игрушками дома. Он может укусить сверстника, ткнуть пальцем в глаз, может обнять, когда другой плачет. Идет процесс познания. Ребенок начинает понимать, что он отличается от других.

Как воспитывать мальчиков, чтобы из них выросли настоящие мужчины? Какие условия для развития создать девочкам, чтобы из них выросли настоящие женщины? Этот вопрос всегда возникал в обществе. Может быть, успешному воспитанию будет способствовать раздельное обучение мальчиков и девочек? Обратимся к истории.

Из истории раздельного обучения

В дореволюционной России было раздельное обучение девочек и мальчиков, так как считалось, что девочки отличаются меньшими интеллектуальными способностями. Детей отдавали в гимназии по полу с 9 лет, после того, как вырастут зубы, сменяющие молочные. Программы для обучения тоже соответственно были разные. Девочек готовили для ведения домашнего хозяйства, а мальчики должны были в дальнейшем служить обществу.

В XX в. в Европе стали создавать учреждения с совместным по полу обучением и воспитанием. Их примеру последовал и Санкт-Петербург. В 1908 г. были открыты первые коммерческие училища с совместным обучением юношей и девушек. После революции эта практика продолжалась. Совместное обучение считалось прогрессивным. Педагоги и психологи подчеркивали, что совместное обучение способствует формированию дружбы между противоположными полами. Был сделан вывод:

Совместное обучение подчеркивает равенство полов;

Создает базу для межличностных контактов и совместного труда.

В 1943 г. практика раздельного обучения была вновь восстановлена в связи с июльским постановлением СНК. Согласно этому постановлению внедрялись разные модели социализации в зависимости от пола, так как после окончания школы мальчики уходили на фронт.

Стоит напомнить о той политике, которую проводило государство в отношении мужчин и женщин. А политика демонстрировала возвращение к традиционной модели семьи и воспитания, при котором мать - главная фигура, отвечающая за весь уклад семейной жизни и воспитание детей. Отцу отводилась второстепенная роль. Главное предназначение отца - служить Отечеству.

Эта политика нашла отражение и в раздельном обучении мальчиков и девочек. Образ матери, как господствующий в семейном воспитании, - был основным в женском образовании. В мужском образовании господствовал образ мужчины - защитника Отечества. Кроме этого, и те и другие должны были трудиться на благо своей социалистической Родины.

Либеральный климат школы резко изменился. Отношения мальчиков и девочек, которые могли теперь встречаться на редких совместных вечерах, под бдительным надзором учителей, утратили товарищеский характер, эротизировались и сексуализировались.

В условиях раздельного обучения мальчики и девочки воспитывались как две абсолютно разные группы людей, имеющие противоположные сущности и предназначение. По многочисленным просьбам учителей и родителей раздельное по полу обучение было отменено.

Раздельное обучение в советских школах привело к тому, что женский интеллект не получил должного развития из-за политики государства, И девушки оказались невостребованными государством, где правят мужчины.

Но и в совместном обучении есть минусы. Страдает детская психика, особенно психика мальчиков. Женский и мужской организм устроен по-разному. А совместное обучение делает половую ориентацию смешанной, т. е., феминизирует мужчин и омужествляет женщин. Девочки в силу своего опережающего полового созревания (2 года разницы) начинают играть доминирующую роль, а мальчики становятся ведомыми.

Большой недостаток наших школ в том, что там преподают почти одни женщины. И это тоже отрицательно сказывается на поведении мальчиков. Они перенимают женский тип поведения. Женщины-учителя при объяснении нового материала все «разжевывают» в силу своих женских особенностей, а перед мальчиками надо ставить проблему поиска, поэтому им лучше материал «недообъяснить». Учитель-женщина делает установку на послушание. Мальчики, в силу своих особенностей, редко бывают послушными из-за своей активности. И оценки им ставят чаще не за знания, а за поведение. Мальчики в школе чаще, чем девочки, зарабатывают невроз, так как они из-за своей активности устают быстрее, чем девочки. Для них надо чаще делать физминутки. В смешанной школе по коридору во время перемены страшно идти: кругом бегущие мальчики разного возраста. Это отдых организма мальчиков после 45 минут сидения без активных движений. И каждое родительское собрание в школе начинается со слов классного руководителя: «Уважаемые родители! Не могут себя вести на переменах ваши дети. Они скоро будут сбивать с ног даже учителей». И, действительно, будут, если не учитывать особенности организма мальчиков и девочек.

Социальное осознанное воспитание начинается с дошкольного учреждения. Ведь дети приходят в ДОУ с двух лет, а пол ребенок начинает различать в 3 года. Как создать образовательную модель, способствующую совпадению биологического и социального пола, чтобы воспитать настоящих мужчин и женщин? Везде хороша «золотая середина». «Золотая середина» - это смешанное обучение и воспитание с элементами разделения, это дифференцированный подход с учетом половых признаков. Попробуем построить такую мо-дель. Итак, с чего же мы начнем?

Чтобы правильно воспитывать и обучать, надо хорошо познать объект приложения своих педагогических воздействий.

Девочки и мальчики

Проводя родительские собрания в дошкольном учреждении, задаем вопрос родителям: «Чем отличаются ваши методы воспитания мальчиков и девочек?» У всех удивленные глаза, а потом кто-нибудь спрашивает: «А разве их надо воспитывать по-разному?» Хорошо, если родители-психологи, они знают. А педагоги? Нам раньше в педучилищах об этом не говорили. Мальчики и девочки отличались для нас только своим внешним видом. Вот и воспитывали, не учитывая особенностей пола. А в начальной школе до сих пор проверяют технику чтения у мальчиков и девочек по одним параметрам, при этом не учитывая половых признаков и темперамент ребенка. В число не укладывающихся в эти нормативы попадают мальчики. Иначе и быть не может, ведь разные они, мальчики и девочки. Зайдите в логопедическую группу любого детского сада, и вы увидите, что там преобладают мальчики. В дошкольном учреждении за последнее время наблюдается такая тенденция - мальчики начинают говорить теперь значительно позже девочек, в 3 года и позже. В детский сад детей отдают теперь с 2-3 лет, и родители не знают, как развивать речь детей в таком раннем возрасте. С детьми родители мало разговаривают, не читают им книги. Забыты традиционные народные детские игры («Ладушки», «Сорока Дуда» идр., которые развивали руку ребенка и, следовательно, его речь. Это заменяется общением с телевизором и компьютером. Поэтому у ребенка к 4 – м годам, навыки в работе с компьютером совершенствуются, чего нельзя сказать о речи ребенка.

Чтобы воспитать будущих мужчину и женщину, надо знать о мальчиках и девочках как можно больше. В этом родителям поможет книга В. Д. Еремеевой, Т. П. Хризман «Девочки и мальчики - два разных мира».

Чем же они отличаются друг от друга? (Различие мальчиков и девочек взяты из книги В. Д. Еремеевой, Т. П. Хризман «Девочки и мальчики - два разных мира»).

Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница различается почти в 2 года.

Мальчики начинают позже ходить на 2-3 месяца, чем девочки, а говорить позже на 4-6 месяцев.

При рождении мальчиков у женщин чаще бывают осложнения. На 100 зачатий девочек приходится 120-180 зачатий мальчиков.

Мальчики более подвижны, чем девочки. Для детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются чаще в 2 раза.

Трудновоспитуемые - чаще мальчики. Их чаще ругают, меньше берут на руки.

До 8 лет острота слуха у мальчиков выше (генная память - надо выследит дичь и убить, чтобы принести в пещеру своей женщине, чем у девочек.

Девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают. У них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить их кожные покровы.

Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя.

Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, то они осваивают его вертикально: лезут на лестницу, тумбочку. Поэтому мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр.

Они отвечают по-разному на занятиях. Мальчик смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает ответ. А девочка смотрит в лицо, как бы ищет в глазах у взрослого подтверждения правильности ответа.

Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации. А девочки задают вопросы для установления контакта.

У девочек лучше развита беглость речи и скорость чтения. Но мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды.

У девочек лучше развита мелкая моторика рук. Поэтому они пишут аккуратно и лучше выполняют работу, связанную с мелкой моторикой (вышивание, бисероплетение).

Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны, чем девочки.

Мозг девочек готов к ответу на любую неприятность, готов отреагировать на воздействие с любой стороны (инстинкт выживания, так как цель женского - рождение жизни и ее сохранение. А цель мужского пола - это прогресс. Открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенствуют.

Мальчик и девочка - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути.

А суть - это: каким должен быть человек, мужчина или женщина. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию.

Используемая литература:

1. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, школьным психологам. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

2. Практикум по тендерной психологии / Под ред. И. О. Клециной. - СПб. : Питер, 2003.

3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. НОУ «Учебный центр» им. Л. А. Венгера «Развитие». - М., 2000.

4. Скоробогатова Е. Фэн-шуй игрушек. - М. : Оникс, 2006.

Поделиться: