Конспект занятия во 2 мл гр по экологии. «Вода-водичка»

Конспект занятия по экологии "Ходят капельки по кругу". Вторая младшая группа

Описание материала: С помощью данного занятия воспитатели младших групп смогут наглядно объяснить детям значение воды в жизни растений, животных, птиц и людей. Дети экспериментальным путём научиться различать свойства воды, познакомятся с круговоротом воды в природе.
Программное содержание:
Расширить знания детей о воде, ее значение в жизни людей и всех живых организмов. Опытным путем показать детям, что вода прозрачная, без запаха, без вкуса, может быть жидкой, твердой и паром. Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Во время проведения опытов способствовать развитию у детей познавательного интереса, наблюдательности, умения делать простые умозаключения. Воспитывать бережное отношение к объектам живой и неживой природы.
Демонстрационный материал: Временные и постоянные обитатели живого уголка -попугай, рыбки, черепаха, морская свинка, хомячки, комнатные растения, стол, волшебный зонтик, на столе стоит три кувшина, три стакана, стекло, кусок льда на тарелке, салфетки, стеклышко, лед, аудиозапись слов Речки, бытовой мусор- пакеты, банки, бумага, очистки).
Раздаточный материал: карточки с изображением речки в разрезе и картинки с изображением рака, рыб, утки, птиц, черепахи, лягушки.
Герои: девочка-Капелька.
Воспитатель заводит детей в группу.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло много гостей, давайте с ними поздороваемся. Посмотрите, какой в нашей группе красивый природный уголок. В нем очень много комнатных растений и животных. Кого же вы видите перед собой? (попугая, рыбок, черепаху, морскую свинку, хомячков, комнатные растения) Какие они все? (живые) Скажите, без чего растения и животные не могут жить? (воздух, вода, пища). Почему же растения не могут прожить без воды? (засохнут) А животные? (умрут от жажды)
А теперь давайте сядем за столы. Перед вами картинки зверей, рыб и птиц. Давайте мы их поселим туда, где каждый из них живет (дети расселяют зверей, рыб, птиц в водоем на дерево, на землю). Почему ты поселила рыбку в воду? (она живет в воде) Почему ты поселил уточку на воду? (она плавает по воде) Куда ты поселил лягушку, черепаху и т.д.

А нам с вами нужна вода? Зачем она нам нужна? Где люди ее используют? Как вода попадает в наш дом? (из крана) А как вода попадает в кран? (по трубам из речек и озер) Откуда же вода берется в речках и озерах? Правильно идет дождь.
Ой, ребята, мне кажется, начинается весенний дождик! Идите все скорее ко мне под зонтик. (под музыку дождя появляется девочка-Капелька)
Капелька: Здравствуйте, ребята! Я – капелька весеннего дождя. Я упала с тучки вместе со своими сестричками-капельками. Что же мне теперь делать, как вернуться назад на тучку?
Воспитатель: Не огорчайся Капелька. Я думаю, что если мы с ребятами узнаем немного больше о воде, то сможем тебе помочь.
Капелька: Спасибо вам, ребята. Я с удовольствием расскажу вам о воде много нового.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит.

Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
(Н.Рыжова)
Воспитатель: Правильно, Капелька. Без воды ни нам, ни растениям, ни животным не прожить. Я расскажу вам о воде много нового.
(перед детьми стоит стол, на столе стоит три кувшина, три стакана, стекло, кусок льда на тарелке, салфетки)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, вода может быть разной, и сейчас мы с вами в этом убедимся. Вот перед вами два стакана. В один стакан я налила воду, в другой – молоко. А теперь в оба стакана опустим ложки. В каком стакане ложка видна? (в стакане с водой) Правильно. Значит вода прозрачная. Скажите ребята, а в луже вода прозрачная? (нет) Почему? (она грязная) Капелька, скажи, а грязную воду можно пить? (нет, пить можно только воду чистую или кипяченую)
Ребята, давайте мы с вами попробуем воду на вкус (дети пьют воду из стакана). Скажите, а какая она на вкус? (вкусная) Она сладкая как конфетка? (нет) Она соленая (нет) Она кислая (нет) Значит вода не имеет вкуса. Она безвкусная.
Посмотрите внимательно, что я сделала? (наливает из первого кувшина в розетку) (налили воду). Правильно. Что вода делает? (течет) Почему она течет? (вода – жидкая) (наливает во вторую розетку.Подойди и потрогай воду в голубой и желтой розетке. Она одинаковая или разная? (разная – холодная и теплая) (вызывает еще 4 детей) А теперь я налью воду в красную розетку. Скажите ребята, а эту воду можно потрогать? (нет) А откуда вы узнали, что эта вода кипяток? (идет пар) Капелька, скажи, а такую воду можно трогать? (Нет, горячей водой можно обжечься). Итак, мы с вами узнали, что вода может быть холодной, теплой и горячей. Капелька: Горячая вода получается, если холодную воду очень сильно нагреть. Воспитатель: Посмотрите ребята – это стеклышко абсолютно сухое. Давайте подержим его над паром. Какое оно стало теперь? Потрогайте (мокрое). Значит пар – это очень маленькие капельки воды. Скажите, а где вы каждый день видите пар? (в кухне, когда кипит чайник, облака, туман) Значит, вода может быть жидкой и паром. Посмотрите, что это? (лед) Потрогайте его, ребята, какой он? (твердый, холодный) Посмотрите, что с ним случилось после того как мы принесли его в теплую комнату? (он начал таять) Капелька, почему лед растаял?
Капелька: Потому, что лед – это замершая вода, если его нагреть – он растает. Вода очень необычная. Она может быть жидкой, твердой и паром.
Воспитатель: Вот как много интересного мы с вами узнали о воде. Спасибо тебе, Капелька!
Капелька: Пожалуйста. Ой, как же я соскучилась за своими сестричками-капельками и за мамой тучкой.
Воспитатель: Теперь, когда мы знаем о воде много нового мы поможем Капельке вернуться на тучку. Выходите в круг. Представьте, что вы все тоже стали маленькими капельками. А Ваня(ребёнок) стал весенним солнышком. Все капельки летают в весеннем небе, веселятся. Пошел дождик, и полетели капельки на землю, напоили ее водичкой. Скучно им стало поодиночке и решили они собраться вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (берутся за руки и образуют два ручейка, ходят змейкой). Встретились ручейки и стали большой речкой (соединяются в одну цепочку). Плывут капельки большой рекой (идут змейкой). Текла речка, текла и попала в большое-пребольшое море (перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в море, а потом пригрело весеннее Солнышко, коснулось своим лучом каждой капельки. Стали капельки легкими, а наша подружка-Капелька испарилась и полетела к маме-тучке.
Капелька: До свидания, ребята, скоро увидимся!
Воспитатель: А все остальные капельки опять стали детьми. Звучит грустная музыка.
Воспитатель: Ребята, какая печальная музыка, я думаю, что еще кому-то нужна наша помощь.
Речка: Я река, я река, глубока и широка. День за днем, за годом год, из речки море воду пьет. Все пьет и пьет, старается, а речка не кончается.
Воспитатель: Что с тобой случилось, Река? Почему ты печальна, грустна.
Речка: Я людей поила чистою водою и всех омывала мягкою волною, а теперь искриться волны перестали, потому что люди мусор набросали.
Воспитатель: Не волнуйся, Река, мы тебе поможем. Очистим тебя от мусора.
(воспитатель одевает перчатки и убирает мусор в мусорный пакет)
Воспитатель: Посмотрите, как повеселели обитатели реки. Мы всегда должны с вами помнить, что на отдыхе надо за собой всегда убирать мусор.
Река: Все правильно вы сделали ребята для меня
Нужна я всем на свете, спасибо вам, друзья!
Если вы не будете речку загрязнять,
Буду с удовольствием я людям помогать.
Буду вас поить, буду вас кормить,
И чистою водою всегда благодарить.
Воспитатель: Посмотрите, речка приготовила нам сюрприз – отблагодарила нас чистой родниковой водой. Скажем Речке спасибо, и попросим наш волшебный зонтик вернуть нас в детский сад.
Воспитатель: Вот как много нового мы с вами сегодня узнали о воде. Я думаю, что не только вы, ребята, но и наши гости задумались, как важна для нас вода. Недаром 22 марта отмечается Всемирный день защиты водных ресурсов.
Стихи детей.
1.Очень всем нужна вода
Рыбам, раку, жителям пруда.
Белке, зайцу, птичке,
Маме, мне, сестричке.
2.Мы водой польем цветы,
Постираем куколкам банты,
С мамой вымоем посуду.
И руки мыть всегда я буду.
Ванну для купания нальем.
А с друзьями чай попьем.
3.Очень всем вода нужна.
Вода чистая важна.
Потому мы просим вас
Реки и моря сберечь для нас.

Гульнара Зиенова
«Вода-водичка». Занятие по экологии во второй младшей группе

Тема : Водичка - водичка

Цель : Формировать у детей знания о свойствах воды ее значений.

Задачи :

1. Создать целостное представление о воде как о природном явлении;

2. Познакомить со свойствами воды (прозрачная, без вкуса) ;

3. Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;

4. Воспитывать бережное отношение к воде; учить беречь природные ресурсы;

5. Обогащать и активизировать словарь;

Билингвальный компонент : вода- water

Словарная работа : бесцветная

Оборудование : Капелька, картинки с изображением воды в природе, два прозрачных стакана с водой, молоком; прозрачные стаканы с водой на каждого ребенка, коктельные трубочки, стеклянная емкость с водой, различные предметы,таз с водой,шарики из фольги

Дети встают в круг : Ребята я сейчас вас буду спрашивать,а вы отвечайте словами и показывайте руками. (Дети имитируют) -Ручки мыли? (Мыли) . -Ушки мыли? (мыли) . -Щечки мыли? (Мыли) . -Все помыли, ничего не забыли? -А теперь мы чистые, зайчики пушистые. -Ребята вы слышите, кто-то стучится? (идет, открывает дверь и вносит в группу Капельку ) . - Ребята, смотрите, кто к нам в гости пришел! Капелька. Давайте с ней поздороваемся (Звучит аудиозапись журчания ручейка.) - Ребята, послушайте и определите, что это за звуки. (звуки воды) -Действительно, это журчит ручей. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие (дети здороваются с капелькой)

Капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде. Ни умыться, ни напиться Без воды, Листику не распуститься Без воды, Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек. И поэтому всегда Всем, везде нужна вода ! -. Так ли это? Как вы думаете?. А откуда взялась Капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, на которых изображены места, где путешествовала наша Капелька. Назовите их. -. Значит, Капелька – это маленькая частичка чего (воды) -Кому же нужна вода ? (Дети отвечают) . А может ли человек прожить без воды? (Дети отвечают) . Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. - Ребята, Капелька приготовила нам сюрприз. Давайте рассмотрим водичку и расскажем о ней, какая она. Для этого я приглашаю вас за столы.

(На столе прозрачные стаканчики с водой по количеству детей.)

Посмотрите, у вас у каждого есть стаканчик с водой. Понюхайте, есть ли запах у воды? - А какого цвета вода ?

(У воспитателя два стаканчика – один с молоком, другой с водой. В стаканы опущены коктейльные трубочки.)

Посмотрите на стакан с молоком. Какого цвета молоко (белого)

Да, молоко белого цвета. Как вы думаете, если я опущу трубочку в стакан с молоком, она будет видна (нет)

Посмотрите, я опускаю трубочку в стакан с молоком и трубочки не видно, потому что молоко белое.

Посмотрим теперь на стакан с водой. Если я в него опущу трубочку, она будет видна?

У воды нет цвета, она бесцветная, прозрачная, трубочка в стаканчике с водой видна. Дети переходят к столу, на котором стоят стаканы с водой. Воспитатель показывает детям сначала стакан с водой и опускает в него трубочку (трубочка видна, затем стакан с молоком, в который тоже опускает трубочку (трубочка не видна) (Воспитатель наливает воду в таз) (ВОДА ) -Ребята когда я наливали в тазик воду и водичка спела нам песенку. Вы слышали какую песню спела водичка (Да) Игра «ПЕСЕНКА ВОДЫ» (Закрепление произношения звуков [ш]; [с] (маленькая струйка [с]; большая [ш].) -Ребята, давайте о воде скажем много слов. Вода какая ? Через воду видно дно таза? -Значит вода какая ? (прозрачная) -Опустите в воду палец. Какие они стали (мокрые) -Если воду подогреть, то она будет какая? (горячая) -Если воду остудить в холодильнике, какая она будет? (холодная) ИГРА : «ВЕСЕЛЫЕ ШАРИКИ» Воспитатель (достает из коробки шарики из фольги, раздает детям) -Шарики тяжелые? А какие? (легкие) -Можно сказать, что они воздушные как облака? -Опускаем шарики в воду, не тонут. Дуем - плавают. - Ребята давайте пройдём за другой стол где Капелька приготовила для нас еще один сюрприз Посмотрите здесь есть много различных предметов.

Демонстрирует предметы (шайба, шуруп, пенопласт, железная и пластиковая крышки, камни, пенопласт)

Как вы думаете, что произойдет, если бросить эти предметы в воду?

Давайте проверим, что произойдет. Посмотрите я взяла в одну руку камень,в другую резиновую игрушку как вы думаете что произойдёт если опущу эти предметы в воду?

(Дети опускают выбранные ими предметы в ёмкость с водой.

Смотрят, что происходит. Делают выводы.)

(Дети повторяют опыт .

Делают вывод, что вода бесцветная . прозрачна)

Ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали (о воде)

Да, мы вспомнили, что вода нужна для всего живого, поговорили о свойствах воды. Кто мне может их назвать (ответы)

Что вам больше всего понравилось делать?

Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы и выполняли задания. Капелька нам дарит вот такие капельки,в свободное время мы с вами их раскрасим

Публикации по теме:

Конспект итогового открытого занятия во второй младшей группе «Водичка, водичка…» Цель: Закреплять знания детей о свойствах воды. Вызвать интерес к выполнению КГН, побуждать детей к постоянному их соблюдению. Закреплять.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии во второй младшей группе «Волшебница-вода» Интеграция образовательных.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Водичка, водичка…» План-конспект занятия «Водичка, водичка…» (вторая младшая группа) Задачи: Познавательное развитие: ознакомить детей.

Конспект занятия по воспитанию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе «Водичка, водичка» Конспект непосредственно образовательной деятельности во 2 мл группе. Образовательная область Физическое развитие по теме культурно-гигиенические.

Конспект НОД по экспериментированию во второй младшей группе «Водичка, водичка, умой мое личико» Тема: «Водичка, водичка – умой мое личико».Задачи: - Формировать представление детей о свойствах воды (теплая-холодная, жидкая-твердая,.

Цель: - Познакомить с животными, живущими в лесах Алтайского края.

Задачи: - учить различать животных, живущих в лесу (где живут? какие?);

Уточнять представление о том, чем они питаются;

Развивать внимание;

Воспитывать гуманное отношение к объектам природы, желание помогать.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная.

Планируемые результаты: проявляет активность при исполнении песни «Паровоз», принимает участие в играх «Чудесный мешочек», «Разложи морковку»; может по просьбе взрослого рассказать об изображенном на картинках, принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисование ягод для мишки).

Материалы и оборудование: картинки с изображением животных (белка, заяц, медведь) и их домиков (дупло, норка, берлога) орешки, шишки, «Чудесный мешочек», морковки разных размеров; ватман, краска красного цвета, угощения (конфеты).

Предварительная работа : рассматривание картинок с изображением диких животных, чтение стихов и загадок о лесе и его обитателях.

Активизация словаря: дупло, берлога, беспорядок.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Воспитатель: «Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда бы вы хотели отправиться? (Ответы детей). А мы с вами отправимся в лес. (Проводится игра малой подвижности).

А в лесу сильный ветер сосны крутит,

Словно самый тонкий прутик.

Елки ветер крутит тоже.

Мы с тобой на них похожи.

Вот по веткам белка мчится,

Белка ветра не боится.

Белка прыгает так ловко,

Ведь во всем нужна сноровка.

А куда медведь идет?

Ищет ягоды и мед.

Ну а нам пора садиться,

Заниматься не лениться.

Говорят весною лес

Полон сказочных чудес,

А давай-ка поспешим

Да на чудо поглядим.

А как вы думаете, на чем мы туда поедем? А поедем мы с вами на паровозе. Давайте вспомним песенку про паровоз. (Исполняется песенка «Паровоз»)

II. Основная часть.

Воспитатель: «Вот он, чудесный лес! А кто это нас встречает? Отгадайте загадку?

Кто в дупле живет,

Орешки грызет,

На деревьях резвится

Упасть не боится?

Пушистый хвост

Мелькает в вышине

И вместе с ней

Исчезнет на сосне. (белка)

Да, дети, в нашем лесу живут белки. А где живет белка? (в дупле) А на каком дереве белка устроила себе домик? (На сосне). А какая белка? (Она маленькая, юркая, на веточках резвится, у нее пушистый хвостик.)

Белка собирает орешки, шишки, грибочки. А куда она их прячет? (Она собирает их в свое дупло.)

Дети у белки в домике перемешались все орешки и шишки, что это можно назвать, когда перемешалось все, валяется все кругом? (Это беспорядок.) Давайте поможем ей навести порядок в дупле? (Проводится игра «Чудесный мешочек».)

Молодцы! Белка очень довольна и говорит вам спасибо!

Комочек пуха

Длинное ухо

Прыгает ловко

Любит морковку! (заяц)

Дети, а какой заяц? (Зайчик трусишка, длинные ушки, быстрые ножки, не бойся зайка, мы тебя не обидим.)

А что любит кушать заяц? (Заяц любит кушать морковку.) Посмотрите, под каким деревом сидит заяц? (Под елочкой.) Давайте мы поиграем с зайкой (проводится игра «Разложи морковку»).

Вот спасибо, помогли зайке!

Дети, паровозик нас заждался и зовет нас. Как паровозик нас зовет?

Чух! Чух! Чух!

Что за домик впереди? Кто живет в нем, посмотри?

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (Медведь.)

Это, конечно же, мишка. А какой мишка? (Большой, сердитый, косолапый, неуклюжий.)

А что любит кушать мишка? (Ягоды, мед.)

А где он живет? (В берлоге). А что это за дерево, под которым мишка свою берлогу устроил? (Это березка.)

Физминутка

Потихонечку пойдем, в хоровод мы встанем.

И к березке подойдем в белом сарафане.

Разойдемся в круг большой

И покружимся с тобой.

Дует ветер на тебя

И садятся птицы.

К нам опять пришла весна

Будем веселиться!

Воспитатель: «Дети весна пришла, мишка проснулся, проголодался, а кушать то нечего. Что мишка любит кушать? Давайте ему поможем, покормим мишку, нарисуем ему ягодки - малинки.»

Вот спасибо, помогли мишке, сколько много ягодок нарисовали, накормили его, он теперь очень доволен!

Дети, нам уже пора возвращаться в детский сад, а мы еще не у всех зверей в гостях побывали, какие еще звери живут в наших лесах? (Лисы, волки, лоси.)

Дети, мы с вами сегодня помогли и белке, и мишке, и зайцу, а звери тоже решили нас поблагодарить оставили нам корзиночку с подарками.

Занимаем места в нашем паровозике. Как гудит паровозик? Чух-Чух!!! Поехали в садик!

Насмотрелись мы чудес

Жди нас снова в гости, лес!

III. Подведение итогов:

Вот мы с вами и приехали в детский сад. А куда мы с вами ездили? На чем мы ездили в лес? Кого мы встретили в лесу? Как мы помогли белке? Чем накормили мишку? Какие вы молодцы, зверям нужно помогать, их нельзя обижать!

Период младшего дошкольного возраста является для ребёнка важным и ответственным периодом из-за целого ряда новообразований, возникающих на фоне расширения кругозора и формирования основ мировоззрения маленького человека. Волнообразный характер развития навыков и умений продолжает сохраняться, однако сформированные умения уже достаточно устойчиво закрепляются в сознании малыша. Период от 3 до 4 лет наиболее сензитивен для возникновения и закрепления активности в познании мира, природы, любознательности, желания учиться и обогащать свой Задача взрослого на данном этапе - активно способствовать развитию возникшего познавательного интереса ребёнка.

Целевые ориентиры образования ребёнка младшего дошкольного возраста

Малыш познаёт окружающую действительность всеми доступными для него способами: в ход идут предметы быта, любой из которых для ребёнка выступает в качестве игрушки. В возрасте трёх лет у дошкольника возникает направленный интерес к окружающему миру природы, участию в сезонных наблюдениях за изменениями вокруг. Организованный процесс познания мира природы и формирования основ бережного отношения к её ресурсам закладывается в дошкольных образовательных учреждениях на таких мероприятиях, как занятие по экологии. Во 2 младшей группе в процессе реализации образовательной области «Познавательное развитие» начинается активное привлечение малышей к ознакомлению с миром природы. Основой для ребёнка младшего дошкольного возраста является Малыш начинает активно демонстрировать игровые действия, они могут быть достаточно хаотичные и кратковременные, но при этом являются важным элементом интеллектуального и физического развития ребёнка. Экология для дошкольников является той областью, где малыши оптимально реализуют свою потребность в соединении игровой и обучающей деятельности.

Простейшие эксперименты в природе

Во 2 младшей группе у детей закрепляется умение взаимодействовать с песком и водой, начало которому было положено в группах раннего возраста. Песок с водой применялся, как правило, в качестве элемента песочной терапии для улучшения течения процесса адаптации. По мере взросления маленького человека его интерес к использованию природных ресурсов растёт, а задача взрослых на этом этапе - поддержать этот интерес и использовать его в целях развития познавательной мотивации. Разнообразить и улучшить качество обучающего воздействия помогут экспериментальные формы обучения. является именно той областью, где возможно использование опытов для эффективного обучения. Их можно планировать и проводить с водой и её состояниями, воздухом, почвой, растениями. Прежде чем приступить к экспериментированию, педагог составляет конспект занятия с элементами экспериментальной деятельности.

Требования к планированию во 2 младшей группе

Составляя план образовательного мероприятия для малышей, каждый педагог должен чётко понимать, какие задачи, из какой образовательной области будут реализованы в ходе проведения занятия. Учитывая требования ФГОС, следует также не упустить из виду возможность интеграции образовательных областей и максимальное использование ресурсов предметно-развивающей среды. Занятие по экологии в ДОУ проводится систематически, независимо от сезона и погодных условий.

Место эксперимента в обучении малышей

Деятельность малышей на занятиях по экологии направлена на формирование представлений о свойствах воды, песка и др. Важным направлением является также формирование понятия о том, что для роста и развития растений нужны вода и воздух. Кроме проведения экспериментов, занятие по экологии во 2 младшей группе планируется с учётом реализации следующих направлений: расширение представлений о растениях и животных, сезонных явлениях в природе, растениях, произрастающих в данной местности, ознакомление с миром диких животных и земноводных, миром насекомых, ознакомление с основными правилами поведения в природе.

Воздух и вода как предмет экспериментального исследования

Проведение простого исследования с детьми обеспечит интеграцию таких областей, как экспериментирование, музыка, познание (формирование картины окружающего мира). Конспект занятия составляется с учётом проведённой заранее подготовительной работы в форме беседы о воде и воздухе, рассматривании иллюстраций. Краткий план-конспект составляется заранее и состоит, как правило, из поэтапных шагов по реализации поставленных интегрированных задач.

План-конспект экологического занятия с элементами экспериментирования

После проведения предварительной работы педагогу следует определиться с объёмом словарной работы, планируемой к освоению на занятии. Составленный план, как правило, включает несколько пунктов. План-конспект экологического занятия на тему «Воздух и вода - наши лучшие друзья» может состоять из нескольких пунктов:

  1. Приветствие. Мотивация к деятельности, настрой на тему занятия.
  2. Сюрпризный момент, появление сказочного персонажа «Ветер».
  3. Экспериментальная деятельность по определению свойств воздуха (использование воздушных шаров, вееров и т.д.). Обсуждение.
  4. Физкультминутка.
  5. Возвращение на места, мотивация к продолжению занятия.
  6. Сюрпризный момент, появление сказочного персонажа «Вода».
  7. Экспериментальная деятельность по определению свойств воды (окрашивание воды в разные цвета при помощи красок, добавление в воду сахара, соли, лимонной кислоты для появления вкуса). Обсуждение.
  8. Подвижная игра вместе со сказочным персонажем.
  9. Поощрительные подарки героя для детей.
  10. Подведение итогов. Рефлексия занятия.

Как правило, такое занятие по экологии во 2 младшей группе имеет ярко выраженную практическую направленность в сочетании с игровой деятельностью, что делает такие занятия достаточно продуктивными и результативными.

Экологические занятия на природе

Кроме экспериментальной работы, достаточно полезным будет также проведение занятий по непосредственно на природе. Темы занятий по экологии максимально способствуют повышению продуктивности в естественных природных условиях. Программные задачи, реализуемые педагогом, направлены на формирование понимания того, как взрослые могут помогать природе, обучение умению видеть красоту и беззащитность окружающего мира. Дети учатся испытывать радость, удивление при встрече с природой, сопереживание при неосторожном обращении, желание выполнять совместные с педагогом действия по и растениями. Кроме формирования базовых знаний дошкольников об окружающем мире, экология для дошкольников также выполняет этическую функцию - воспитание и развитие чувства сопереживания, ответственности, коллективизма.

Сезонные изменения в природе глазами дошкольника

Ребёнок младшего дошкольного возраста в силу возрастающего интереса к окружающему миру начинает активно фиксировать изменения в погоде и интересоваться ими. Задача взрослых - подвести малыша к правильному пониманию сезонных изменений и взаимосвязи их с временами года. Смена сезонов целенаправленно отражается в наблюдениях, занятиях по ознакомлению с природой, обучающей деятельности в таком направлении как экология для детей. Элементы экологического воспитания реализуются в развлечениях, экскурсиях. Наиболее распространенной формой ознакомления малышей с сезонными явлениями в природе продолжают оставаться игры в силу своей структурной развлекательной направленности.

Сезонные развлечения для самых маленьких воспитанников

Ознакомление с сезонными изменениями следует учитывать, планируя занятие по экологии во 2 младшей группе. Для активизации интереса и воображения малышей целесообразно проводить такие занятия в форме игр или с элементами развлечений. Обязательным условием таких мероприятий является использование сюрпризных моментов, музыкального сопровождения, введение дополнительных героев. Малыши во 2 младшей группе эмоционально и позитивно реагируют на таких гостей, важно правильно подобрать героев с учётом сезона. Например, занятие по экологии «Весна» планируется с учётом таких персонажей, которые продемонстрируют сезонные изменения в своей жизнедеятельности:

Зайчик в серой шубке, одевший её с приходом весны;

Ласточка, прилетевшая из тёплых краёв;

Мишка, пробудившийся от зимней спячки и др.

Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста - процесс многогранный и достаточно интересный, имеющий также этическую и нравственную составляющую.

Конспект НОД для детей 3-4 лет: Тема: Знакомство с комнатными растениями

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт - Петербург
Описание: Предлагаю Вам конспект занятия для детей второй младшей группы (3 - 4 года). Этот конспект, направлен на воспитание у детей любви, заботы о комнатных растениях.

Цель: создать атмосферу радостного настроения;
Задачи: Обучающая - учить узнавать и называть части растения;
Развивающая - развивать сосредоточенность внимания и запоминания,
Воспитательная - воспитывать способность переживать чувство радости от рассматривания растения и умения ухаживать за ним.
Словарная работа: активизировать речь детей словами «корень, стебель, листья, цветок»
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с комнатными растениями, чтение стихотворений и сказок о цветах, беседа о растениях.
Методы: наглядный, словесный, практический.

ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. Вы согласны?
Ответы.
Воспитатель: А путешествие мы совершим в наш уголок природы. Отправляемся?
Ответы.
Воспитатель, вместе с детьми, стоят возле уголка природы.
Воспитатель: Ребята вы заметили, что изменилось в нашем уголке природы?
Ответы: Появились новые цветы.
Воспитатель: Правильно. А кто из вас ребята принес эти цветочки?
Дети отвечают.
Воспитатель: А может Егорка знает, как называется цветок, который он принес?
В ответ тишина.
Воспитатель: А ты Катюша знаешь название своего цветка?
Тоже в ответ тишина.
Воспитатель: Ребята, цветок, который принес Егор – называется фикус, а цветок, который принесла Катюша – называется бегония. Красивые названия, правда?
Ответы.


Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти цветы. Они похожи?
Дети: листочки зеленого цвета, растут в земле, на одном цветке есть цветочки, а на втором нет…
Воспитатель: Молодцы, но обратите внимание, листочки похожи на наших цветах?
Дети: нет.
Воспитатель: Чем они отличаются?
Ответы: на одном цветке они с узором, а на втором просто овальные.
Воспитатель: А как вы думаете, на ощупь они разные или одинаковые?
Дети: мнения детей расходятся.
Воспитатель: Давайте мы с вами потрогаем листочки на наших цветочках, и убедимся разные или одинаковые листочки?
Дети отвечают: разные на ощупь, на одном цветке гладкие, а на другом пупырчатые, одни сухие, вторые влажные.
Воспитатель: Ребята, а цветы, которые растут у вас дома, как называются?
Дети: комнатные.
Воспитатель: А они могут расти в лесу, на лугу?
Дети: нет.
Воспитатель: А почему комнатные растения не могут жить в другом месте?
Дети: оно же комнатное и может жить только в доме и тепле. Оно нуждается в заботе и уходе.
Воспитатель: А как вы думаете, в какой заботе нуждаются комнатные цветы?
Дети: Его нужно поливать, рыхлить землю, мыть листочки от пыли.


Воспитатель: Предлагаю рассмотреть внимательно наши цветочки. Кто знает, как называются части из которого, состоит растение, а точнее, нужно назвать части, из которого состоят наши цветочки?
В ответ тишина.
Воспитатель рассказывает детям, что у каждого растения есть: корень, стебель, листья, цветок, для чего они служат растению.
Воспитатель: приглашаю вас немного отдохнуть, небольшая физминутка:
Физминутка.
Говорит цветку цветок.
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок».
(дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой
(дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай
(вращение головой)
Стебель наклони слегка-
Вот зарядка для цветка.
(наклоны)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
(встряхивание кистями рук)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.
Воспитатель: Немножко отдохнули, возвращаемся в наш уголок. Посмотрите на слотах возле цветов лежат разные предметы. Как вы думаете, для чего они нужны?
Дети отвечают.
Воспитатель: Конечно для ухода за растениями. Хотите ими поработать?
Дети: да.
Воспитатель: возьмите каждый по одному предмету в ручки, скажите, что вы взяли в руку, и что вы будете делать этим предметом, и зачем?
Дети рассказывают, для чего нужен каждый предмет и что они будут делать.
Воспитатель: Я вам предлагаю побыть немного садовниками или огородниками. Приступайте к своим обязанностям.


Воспитатель: Молодцы, все.
Давайте послушаем Аленку, зачем она рыхлили землю цветам?
Ребенок рассказывает.
Воспитатель: А теперь нам Феденька расскажет, зачем он поливал цветочки?
Федя рассказывает.
Воспитатель: вы все большие молодцы, потрудились от души. Давайте подведем итоги нашего мероприятия.
Ребята вам понравилось наше занятие?
Как называются цветы, о которых мы с вами сегодня беседовали?
Где живут эти цветы?
Зачем нужно ухаживать за цветами?
Какого цвета цветы?
Как называются части наших растений?
Воспитатель: А теперь можно всем присесть на свои места и немного поиграть. Я вам на столы положили игры: «Разрезные картинки», «Собери целое из частей», «Дорисуй недостающую часть растению»
Поделиться: