Конспект занятий по мелкой моторике. Занятие по развитию мелкой моторике

Светлана Рабинчук

Цель:

Развитие мелкой моторики рук посредством действий с предметами, пальчиковой гимнастики и нетрадиционной техники изодеятельности.

Задачи:

1. Закрепить умение рисовать методом «тычка» жёсткой кистью;

2. Продолжать учить соотносить движения рук с речью;

3. Развивать логическое мышление, творческие и композиционные способности;

4. Воспитывать трудолюбие и желание помочь другим людям.

Образовательные области:

Речевое развитие, познание, художественное творчество, социализация.

Материалы и оборудование:

Игра «Геометрическая мозаика», жёсткие кисти, вырезанные из белой бумаги цветы, гуашь, влажные салфетки, клеёнки для рисования, лист А3 с нарисованной вазой для цветов, двусторонний скотч, русский народный платок, ёмкости с фасолью и всякими мелкими предметами (крупа, твинки, песок, мягкие шарики и др., носовые платочки, прищепки, верёвка для сушки, яйца от киндер-сюрпризов, небольшие медальки.

Предварительная работа:

Рисование методом «тычка» жесткой сухой кистью – «Утёнок»;

Разучивание пальчиковой гимнастики;

Конструирование из геометрических фигур – игра «Геометрическая мозаика»;

Игры с прищепками;

Игры с мелкими предметами (переложить, разложить, выбрать нужное и др.);

Ход занятия:

1) Организационный момент.

Ребята, мы с вами сегодня отправимся в гости к бабушке Забавушке. Но сначала мы должны приготовиться.

Вы готовы, глазки?

Да! (поглаживание век)

Вы готовы, ушки?

Да! (поглаживание ушей)

Вы готовы, ручки?

Да! (поглаживание кистей рук)

Вы готовы, ножки?

Да! (поглаживание ног)

Вы готовы? (развести руки в стороны)

Да! (обнять себя руками)

2) Рисование методом «тычка» жёсткой кистью.

Не хочется к бабушке без подарка ехать. Может быть, мы ей цветочки нарисуем?

Дети раскрашивают вырезанные из бумаги цветы, затем мы приклеиваем их на большой лист. На листе заранее нарисована ваза для цветов.



Теперь можем ехать в гости. Давайте поедем на поезде.

3) Конструирование «Поезд» (из геометрических фигур).

Какие фигуры мы возьмём для вагончиков? (прямоугольники)

Какие фигуры возьмём для колёс? (круги)



Молодцы, построили. Садимся в поезд и поехали.

Паровозик, паровозик,

Нас из сказки в сказку возит.

Вижу реки и моря:

Приключенья, чудеса.


4) Пальчиковая гимнастика «Замок».

Вот мы и приехали, только что-то нас никто не встречает и дом закрыт. Давайте попробуем открыть дверь.

На двери висит замок (руки «замочком»)

Кто открыть его бы мог (пожать плечами)

Потянули, покрутили (покрутить в стороны, покрутить сцепленные кисти)

Постучали и открыли (постучать основанием кистей друг о друга, развести руки в стороны)

Надеваю платок на плечи – теперь я бабушка Забавушка.


Здравствуйте, ребята! Проходите, присаживайтесь. Что это вы мне привезли?

Дети здороваются и дарят нарисованные цветы.

Спасибо.

5) Игра «Золушка».

Задумала я сегодня суп из фасоли сварить, да уронила мешочек и вся фасоль рассыпалась. Помогите мне фасоль собрать.

На столе стоят тарелочки с фасолью вперемежку с разными мелкими предметами. Дети выбирают фасоль и складывают её отдельно.




Вот спасибо, отличный суп получится.

6) Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты».

Может быть, вы мне поможете капусту засолить?

Мы капусту рубим (прямые кисти вверх-вниз)

Мы морковку трём (трём правым кулачком по левой ладони)

Мы капусту солим (щепотка)

Мы капусту жмём (сжимаем обе кисти в кулаки)


7) Игра «Помощники».

Постирала я сегодня платочки, а отжать их не сумела – ручки болят. Вы умеете отжимать платочки?

Дети берутся за уголочек ткани и целиком вбирают его в ладонь, используя пальцы только одной руки, другая рука не помогает. Потом другой рукой.


А теперь повесим наши платочки сушиться.

Дети вешают платочки на верёвку и прикрепляют их прищепками.


8) Массаж ладошек.

Снесла мне сегодня курочка Ряба яички. Да яички не простые, а волшебные, с ними даже поиграть можно.

Раздаю детям пластмассовые яйца от киндер-сюрпризов, внутри лежат медальки.

Яичко в руки мы возьмем,

Крепко накрепко сожмем (сжимаем в ладошках)

С ним немножко поиграем

В наших ручках покатаем (катаем между ладошками)

На ладошку положу

И тихонько покручу (положить на ладошку и крутить пальчиками другой руки)

Курочка тебя снесла,

Поиграть мне принесла (сжимаем и разжимаем ладошки)

Будем мы с тобой играть,

Мои ручки развивать (катаем по столу от ладошки к ладошке)

Тебя можно покрутить

Будем мы с тобой дружить (крутим как юлу)

Посиди в моих ладошках,

Отдохни ты в них немножко (спрятать мячик в ладошках)





А яички-то волшебные с сюрпризом. Кто откроет яичко, тот и сюрприз найдёт.

Дети открывают яички, внутри медалька.

9) Игра «Сверни платочек».

Высохли наши платочки. Давайте их снимем с верёвочки и аккуратно свернём.

Дети сворачивают платочки, складывая уголочек к уголочку.




Я снимаю платок, превращаюсь в воспитателя.

10) Заключение.

Бабушка Забавушка пошла курочку кормить, а нам пора возвращаться в детский сад.

Садитесь в вагончики и поехали.

Паровозик, паровозик,

Нас из сказки в сказку возит.

Вижу реки и моря:

Приключенья, чудеса.

Дети встают друг за другом и имитируют езду на поезде.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию мелкой моторики рук в средней группе «Путешествие в сказочный лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию мелкой моторики Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию мелкой моторики. Цель:Формирование навыков и.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по развитию мелкой моторики руки в подготовительной группе

«Путешествие в страну Пальчиковых игр».

Разделы: Работа с дошкольниками

Рука – это вышедший наружу мозг человека.

И. Кант

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Сенсорное развитие, Здоровье, Социализация, Художественное творчество, Познание, Музыка.

Цель: развитие двигательных и познавательных способностей детей

Задачи:

1) Развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.

2) Развивать и формировать подвижность пальцев и кистей рук, зрительно-моторную координацию, ориентировку на бумаге, умение брать мелкие предметы, учитывая их форму и размер.

3) Развивать внимание, слуховое восприятие, память, умение подражать действиям воспитателя, понимать его словесные установки.

4) Развивать навыки учебной деятельности.

5) Закрепить понятия над, под, справа, слева, перед собой.

6) Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, аккуратность в работе.

7) Упражнять в счёте в пределах 10.

Предварительная работа: заготовка пряников из солёного теста, разучивание пальчиковых игр.

Демонстрационный материал:

Карта страны «Пальчиковых игр», домик гномика, гусеница из пробок, музыкальное сопровождение.

Раздаточный материал:

Счётные палочки, платочки, прищепки, пряники из солёного теста, гуашь, салфетки, пробки, шнурки, картинка - схема кораблика.

Ход мероприятия

Воспитатель: « Ребята, у нас на занятии сегодня гости. Давайте мы с ними поздороваемся: скажем, дружно «Здравствуйте».

Когда мы приветствуем друг друга, какие слова мы ещё говорим? А как можно поздороваться без помощи слов? (варианты детей)

Воспитатель: «Правильно, можно пожать друг другу руки. Антон, поздоровайся со своим соседом справа. Соня, поприветствуй соседа слева, а потом справа (3-4 ребенка).

Вот именно так и здороваются в стране «Пальчиковых игр», где живёт гномик Ладошка и куда он нас с вами приглашает. Посмотрите, вот карта страны «Пальчиковых Игр». Как вы думаете, на чём можно добраться в эту страну?

(Воспитатель с детьми рассматривают карту, отмечают, что она со всех сторон окружена водой, поэтому нужно выбрать подходящий вид транспорта).

Воспитатель: «Да, действительно, в эту страну можно добраться на вертолёте, самолёте, ракете, корабле, лодке.

Корабль, пароход, лодка - это какой вид транспорта? (водный).

Ракета, самолёт, вертолёт – это какой вид транспорта? (воздушный).

Мы отправимся туда на корабле, который сами и построим. А строительным материалом для нас послужат счётные палочки. Присаживайтесь на свои места. Давайте посчитаем, сколько счётных палочек нам понадобиться для строительства корабля. Итак, отсчитайте 10 палочек и принимайтесь за работу».

(Под музыкальное сопровождение дети выкладывают из счётных палочек контур кораблика по схеме).

Наши корабли готовы, закройте глаза, отправляемся в путешествие.

Под музыкальное сопровождение воспитатель читает стихотворение «Кораблик» :

«Кораблик к дальним берегам

Отправился однажды.

На нём был смелый капитан

И юнга был отважный».

(воспитатель показывает свою ладонь с гномиком Ладошка).

Гномик Ладошка: «Здравствуйте, ребята! Я хочу сегодня с вами поиграть. Сколько игр на белом свете?»

Дети: « Много».

Гномик Ладошка: « Да, их много. Какие игры вы знаете?»

Ответы детей

Гномик Ладошка: «Игры бывают разные подвижные и настольные, детские и взрослые, сложные и простые, для мальчиков и для девочек. Для учения и для развлечения».

Игра «Пошуршим карандашами»

Гномик Ладошка: « Посмотрите, на столе лежат карандаши, возьмите их. Как вы думаете, этими карандашами часто рисовали или они лежали без дела?»

Дети: «Лежали без дела».

Гномик Ладошка: «Почему вы так думаете?»

Ответы детей.

Гномик Ладошка: «Это неотточенные карандаши. Ульяна, какой это карандаш? (спрашиваю нескольких детей) Рисовать им нельзя, а что можно им делать?»

Ответы детей.

Гномик Ладошка: «Я вас научу шуршать карандашом. Положите карандаш на правую руку, прижмите его левой рукой и попробуйте пошуршать. Молодцы! А теперь пошуршим у правого уха, у левого, над головой, под подбородком».

Гномик Ладошка: «В пальчиковой стране живут не только игры, но и загадочные жители. А вот одна из них (показываю гусеницу). Как вы думаете, кто это?»

Ответы детей

Игра «Гусеничка»

Гномик Ладошка: « Хочу сказать вам, что это разноцветная гусеница. Чего ей не хватает? Правильно, друзей. Вы ей поможете обрести новых друзей?»

Дети: «Да» (дети собирают гусениц из пробок и заселяют в домик).

Гномик Ладошка: « Какие замечательные помощники! Помогли гусенице. А вы мамам дома помогаете?»

Дети: «Да».

Гномик Ладошка: «Я пока познакомлюсь с новыми друзьями и понаблюдаю, как вы умеете помогать своим мамам».

Воспитатель: «Ребята, давайте покажем какие вы умельцы».

Физкультурная минутка «Стирка».

Будем стирать платочки, помогать мамам.

Мамам дружно помогаем.

Сами в тазике стираем,

И рубашки и платочки,

Для сыночка и для дочки.

В тазик воду наливаем.

Порошочка насыпаем.

Всю одежду мы замочим,

Постираем, пополощем.

Отожмём её, встряхнём,

А потом легко и ловко

Мы развесим на верёвке.

(нужно повесить каждому по три платочка. Берём платочек за уголочек, сгибаем уголок, чтобы ветер не сорвал платочек).

А пока платочки сушатся

Мы попрыгаем, покружимся.

Игра «Кто быстрее»

К верёвке, на которой отмечена середина, с двух сторон привязаны палочки. Дети вступают парами и накручивают верёвку на палочку. Кто быстрее до середины.

Воспитатель: «Ой, ребята, платочки уже высохли, давайте их снимем с верёвки».

Дети снимают платочки с верёвки.

Воспитатель: « Молодцы! Потрудились вы на славу! Раз вы такие хорошие помощники, давайте мамам пряники испечём. Чтобы пряники испечь, что нужно замесить?»

Дети: «Тесто».

Пальчико-речевая игра «Замеси тесто»

Тесто мы месили

Пряники лепили

Шлёп, шлёп,

Шлёп, шлёп

Тесто мы месили

Пряники лепили.

Как тесто быстро подошло, вот они прянички! (раздаю пряники из солёного теста).

Сейчас мы будем их украшать. Как можно украсить пряник? Можно кружочками, волнистыми линиями, точками. Кисточек нет, будем пальчиками рисовать.

Постарайтесь, пекари!

Пряники тульские,

Мягкие, вкусные.

К самовару приглашаем,

Сладким чаем угощаем.

(Под музыкальное сопровождение дети украшают пальчиковой гуашью).

Воспитатель: « Вы молодцы, красивые пряники у вас получились!

Нам пора возвращаться. Попрощайтесь с гномиком и гусеницами».

Пальчико-речевая игра «Лодочка»

Можешь правила не знать, лишь за мною повторять.

Две ладошки прижму, (прижать ладошки не соединяя большие пальцы)

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, (волнообразные движения)

Это лодочка моя.

Паруса подниму, (поднять большие пальцы)

Синим морем поплыву, (волнообразные движения)

А по бурным волнам (соединить руки «рыбка» плывёт)

Плывут рыбки тут и там.

Заключительная часть: «Скажите, ребята, с какими предметами мы сегодня играли? Оказывается, столько игр можно придумать с разными предметами! В эти игры могут играть и мальчики и девочки».


Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук «Пальчиковые игры».

Программное содержание:

Развивать мелкую моторику рук у детей 4-5 лет посредством пальчиковых игр;

Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту;

Учить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение;

Учить элементам самомассажа рук.

Продолжать учить проговаривать и запоминать за воспитателем потешки, пальчиковые игры; развивать активную речь у детей 4-5 лет, ее выразительность, эмоционально отзываться на содержание потешки;

Отрабатывать аккуратность при складывании и наклеивании элементов солнца

Воспитывать интерес к процессу и результату работы, желание довести начатое дело до конца.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, что мы делаем чтобы стать ловкими, быстрыми и сильными? (делаем зарядку и занимаемся физкультурой) Как вы думаете нужна ли зарядка для наших пальчиков? Конечно, пальцы тоже нужно тренировать. Покажем гостям что мы умеем делать.

Разминка:

Пальчиковая игра «Как живешь?»

Как живешь? - Вот так! (большие пальцы вперед)

Как плывешь? - Вот так! (имитация плавания)

Как бежишь? - Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)

Вдаль глядишь? - Вот так! («бинокль»)

Ждешь обед? - Вот так! (Подпереть щеку кулачком)

Машешь вслед? - Вот так! (помахать кистью руки)

Утром спишь? - Вот так! (обе руки под щеку)

А шалишь? - Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)

Упражнение: «Карандаш»

Мы катаем карандаш,

Пальцам делаем массаж.

Станут пальчики умелы –

Не сидится им без дела.

Шишечный массаж .

Ребята, помните, мы с вами собирали шишки осенью в парке, вот сейчас они нам и пригодятся.

Проводиться шишечный массаж рук.

Игра «Помоги ежику».

Перед детьми - шаблоны (контуры) ежика.

Чего не хватает ежу? (Иголок) С помощью прищепок сделаем ежику иголочки.

Основная часть

Воспитатель:

Ребята, а вы любите сказки? Вот сейчас и проверим. Я загадаю загадки, а вы должны отгадать, какая это сказка.

    В этой сказке все живут дружно: одна – зерно толчет, другая – пироги печет, один – играет на гармонике, а другой их охраняет.

Каждый должен построить теремок из счетных палочек.

Чей теремок выше? Ниже?

Чей теремок шире? Уже? И т. Д

    Герой следующей сказки не человек и не животное. Узнаете, если отгадаете загадку:

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался наш дружок. (Колобок).

Сказка на пальчиках .

Покатился Колобок,

Колобок - румяный бок.

Первым встретил он зайчишку, (показ зайчика кистью руки)

Маленького шалунишку.

Песню спел – не поленился, (сжимание- разжимание пальцев)

Покатился Колобок, (круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)

Колобок – румяный бок.

Потом встретился волчок, (показ волка кистью руки)

Волчок – серенький бочок.

Песню спел – не поленился,

Покатился Колобок, (круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)

Колобок – румяный бок.

Встретил мишку на пути, (показ медведя кистью руки)

От него он смог уйти.

Песню спел – не поленился, (сжимание-разжимание пальцев)

А потом в густом лесу (показ кистью руки лисы)

Встретил кумушку – лису.

Песню спел - не поленился, (сжимание-разжимание пальцев)

Не успел он укатиться. (быстрые круговые движения кистями рук)

Психогимнастика.

Звучит мелодия «Весеннее утро». Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и вытянуть руки.

Воспитатель: Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Солнышко всех любит, греет, ласкает. От этого оживает вся природа весной. Через пальчики, как лучики солнца, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Усталость проходит, мышцы отдыхают. А теперь откройте глазки, усталость прошла.

(музыка выключается)

Физкультминутка.

Солнышко, солнышко, (Дети идет по кругу, взявшись за руки.)

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей, («Летят» по кругу».)

А сугробы тают, тают, (Медленно приседают.)

А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх.)

Практическая часть.

Изготовление солнышек (аппликация с элементами оригами)

Итог.

Елена Селезнева
Конспект занятия по развитию мелкой моторики «В поисках Миши»

Тема : «В поисках Миши » .

Цель : Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук .

Задачи : 1. Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и

не традиционные методы.

2. Развивать умение координировать действия пальцев, общую

координацию движений.

3. Учить выполнять действия в соответствии с текстом.

4. Формировать умение действовать по образцу, расслаблять и

напрягать мышцы рук.

Оборудование : тарелочки на каждого ребенка, фасоль, горох, манка, солнышко, кукла маша, мишка, счетные палочки.

Ход занятия.

1 Организационный момент

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте мы поздороваемся с собой и с гостями.

Игровое упражнение «Здравствуйте» .

Здравствуйте, ладошки (хлопают)

Хлоп, хлоп, хлоп.

Здравствуйте ножки (топают)

Топ, топ, топ.

Здравствуй, мой носик (указательным пальцем дотронуться до кончика носа)

Бип, бип, бип.

Здравствуйте, гости!

Воспитатель : Сегодня нас с вами ждут интересные задания, а выполнить их нам помогут наши пальчики.

Пальчиковая игра «Как живешь»

Как живешь? – Вот так! (большие пальцы вперед)

Как плывешь? – Вот так! (имитация плавания)

Как бежишь? – Вот так! (Указательный и средний пальцы «бегут» )

Вдаль глядишь? – Вот так! («бинокль» )

Ждешь обед? – Вот так? (подпереть щеку кулачком)

Машешь вслед? – Вот так! (помахать кистью руки)

Утром спишь? – Вот так! (обе руки под щеку)

А шалишь? – Вот так! (хлопнуть по надутым щечкам)

2. Основная часть

(Стук в дверь. Вносится кукла Маша и волшебный мешочек) .

Воспитатель : Ребята нам в гости пришла кукла Маша и принесла с собой мешочек. (пробую открыть мешочек) . Но мешочек не открывается. Ребята, Маша мне что-то мне говорит. Маша совсем не слушала Мишу, он на нее обиделся и ушел, а без него у нее ни чего не получается. Она просит вас помочь ей выполнить задания и найти Мишу. Поможем Маше? И еще она говорит,что мешочек, который она принесла, откроется после того как вы ей поможете.

Первое задание. Перебрать фасоль и горох.

Воспитатель : У Маши перемешалась вся фасоль и горох. Вам нужно будет перебрать фасоль и горох в разные блюдца.

Воспитатель : Молодцы вы хорошо справились с заданием. Попробую открыть мешочек, ни чего не получается. Придется выполнять еще задание.

Воспитатель : Перед тем как мы с вами начнем выполнять следующее задание, давайте поиграем.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять, (руки на поясе, повороты вправо, влево)

Будем строить и играть. (Дети приседают)

Дом большой, высокий строим. (тянутся руками вверх) .

Окна ставим, крышу кроем (прыгают на месте) .

Вот какой красивый дом! (вытягивают руки вперед) .

Будем жить мы в нем. (приседают)

Воспитатель : Смотрите счетные палочки. Маша просит вас выложить из счетных палочек домик. Приступим?

Второе задание

Дидактическая игра : «Выложи домик» .

Воспитатель : Молодцы, какие красивые у вас домики получились. (вновь пытаемся развязать мешочек , но не удается) .

Что такое? Как же так?

Не открыть его никак.

Третье задание.

Смотрите, солнышко. Какого оно цвета? (ответы детей) А на что оно похоже? (ответы детей) . Сейчас мы и попробуем нарисовать солнышко. Рисовать мы будем на манной крупе. А наши пальчики превратятся в волшебные карандаши, и каждый из вас нарисует свое солнышко. (Все подходят к столу. Показ рисования) . С чего мы начнем рисовать? (Ответы детей) . После того, как нарисуем круг, что следует нарисовать, лучики.

(дети подходят к тарелочкам с манной крупой и пальчиками рисуют солнышко).

Какие красивые у вас получились солнышки! Вы просто молодцы. Маше тоже все нравится.

3. Заключительная часть.

Ребята вам понравилось выполнять задания? Что вы сегодня делали? (Ответы детей) А кто нам помогал? Правильно наши пальчики. Они обязательно должны трудиться, чтобы помочь язычку хорошо говорить.

Воспитатель : Пробуем еще раз развязать мешочек , и узнаем, что же он от вас прятал. Да здесь же сладости для вас лежат.

(раздаю сладости и прощаемся с гостями) .

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия по развитию мелкой моторики «Путешествие в сказку с Колобком» (вторая младшая группа). Цель: Развитие.

Конспект занятия в форме клубного часа по развитию мелкой моторики «Моя семья» ЦЕЛЬ: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по развитию мелкой моторики «Волшебный лес и сказочные герои» «Волшебный лес и сказочные герои» Цели: Продолжать развивать у детей пальчиковую моторику руки; продолжать учить детей работать на листе.

Конспект занятия по развитию мелкой моторики «Карандаш - инструмент волшебный наш» Занятие №3 «карандаш-инструмент волшебный наш» Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности рук, освоение элементов самомассажа,.

Конспект занятия по развитию мелкой моторики «Кукла-гостья» Занятие№4 «Кукла-гостья» Цель: Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук. Задачи: Развивать координацию движений обеих рук, навык работы,.

Конспект занятия

Тема: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Цель:

продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить четкое произношение звуков «ж», «х», «т» с помощью чистоговорок.

Материал к занятию:

настольно-плоскостной театр: домик, дедушка, бабушка, внучек, внучка; разноцветные палочки (по 4 каждому ребёнку); «картинки-говорилки» для фланелеграфа.

Ход занятия:

Предварительная работа:

Дети садятся полукругом на стульчики, перед ними стол с настольно-плоскостным театром (домик, бабушка, дедушка, внучек и внучек).

Воспитатель начинает занятие:

Малыши, сейчас я вам покажу и расскажу сказку, а вы будете мне помогать, потому что некоторые стихотворения и «говорилки» из этой сказки вам знакомы.

«Однажды, Маша и Петя пошли в гости к своим бабушке и дедушке. Они постучали в дверь. Бабушка и дедушка были уже старенькие и плохо слышали, и плохо видели. Внучата постучали ещё раз. Бабушка с дедушкой посмотрели в окошечко и никак не могли разглядеть, кто же там стучится к ним».

Ребята, что надо сделать бабушке и дедушке, чтобы разглядеть своих внучаток? /Ответы детей: «Надеть очки»./

Конечно же, им нужны очки. А давайте мы с вами тоже поможем бабушке и дедушке разглядеть своих внучат. Мы представим, что мы бабушки и дедушки. Ну-ка покажите, какие у вас очки.

Дети рассказывают и с помощью пальцев рук показывают «очки».

«Бабушка и дедушка очки надели и внучаток разглядели». /Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки подносят к глазам./

Молодцы дети! А теперь слушайте сказку дальше.

«Внучата, Петя и Мша, попросили у дедушки лодку, чтобы покататься по речке. А лодочка была вот такая».

Воспитатель показывает лодочку из ладошек: обе ладошки поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням.

Малыши, покажите свои лодочки.

Дети показывают и рассказывают, а в конце изображают колечки с помощью соединения большого и указательного пальцев правой и левой руки.

Лодочка плывёт по речке,

(изображать движение лодки)

Оставляя на воде колечки.

(изображать колечки)

«А ещё решили Маша и Петя приделать к лодке флажок. Вот такой».

Показывает воспитатель: четыре пальца вместе, а большой опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе.

А теперь и вы приделайте к своим лодкам флажки.

«Флажок»

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

Сказка продолжается.

«Приплыли ребята на лодке к берегу и вышли погулять на полянку. А на полянке гуляла козочка, да не простая, а коза-дереза».

Давайте покажем её.

Дети вместе с воспитателем с помощью пальцев рук показывают козу: указательный и мизинец выставлены вперёд, средний и безымянный прижаты к ладони и охвачены большим.

Идёт коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто кашу не ест,

Молоко не пьёт?

Забодаю, забодаю…

Малыши, а давайте-ка отдохнём и поиграем. Вставайте друг за другом.

Воспитатель встаёт первой, а за ней все дети, проводится физкультминутка.

«По кочкам…»

По кочкам, по кочкам,

(прыжки с поочерёдным выбрасыванием вперёд то правой, то левой ноги)

В ямку – бух!

Раздавили сорок мух!!! (присесть и сказать)

Воспитатель приглашает детей к себе, в руках держит палочки.

Посмотрите, малыши, какие у меня красивые, разноцветные палочки. Сейчас я вам тоже дам несколько штук, и мы вспомним, как мы выкладывали из них фигуры.

Воспитатель разделяет по 4 палочки каждому. Спрашивает у детей, сколько палочек у них в руке. Выслушать индивидуальные ответы детей. Предложить вспомнить стишок про квадрат и выложить его.

«Квадрат»

(дети выкладывают на коврике)

Четыре палочки сложу

И вот квадратик получу.

Молодцы, ребятки, а сейчас идите-ка ко мне. Здесь нас ждут картинки-говорилки.

Дети идут за воспитателем к мольберту. Встают полукругом.

Воспитатель показывает поочерёдно на картинки и предлагает вспомнить про них говорилки-чистоговорки.

Жа-жа-жа – в лесу видели ежа.

Жу-жу-жу – молока дадим ежу.

Ха-ха-ха – не поймать нам петуха.

Та-та-та – хвост пушистый у кота.

Воспитатель в случае затруднений помогает детям вспомнить говорилки, напоминая им первые слоги.

Молодцы, малыши, вы хорошо позанимались. Язычок ваш сегодня много говорил. А теперь можете пойти поиграть со своими игрушками.

Итог занятия:

- Вам понравилось наше занятие?

Как плывет лодка?

Что ты делал флажком?

За кем идет коза рогатая? И т.д.

Поделиться: