Конспект по трудовой деятельности. Конспект по организации трудовой деятельности в старшей группе на тему «Наведём порядок в группе

Тема: «Генеральная уборка группы»

Виды деятельности : трудовая, коммуникативная.

Цель: формировать привычку поддерживать чистоту и порядок в группе.

Задачи:

1) Совершенствовать умение мыть кукольную посуду, протирать пыль на мебели, аккуратно расставлять игрушки и пособия в шкафах.

2) Закреплять умение детей планировать деятельность, договариваться о распределении обязанностей. Понимать, что работа подгруппы является частью общего дела.

3) Развивать аккуратность, старательность.

4) Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование: 4 картинки-подсказки, алгоритм этапов трудовой деятельности, карточки-схемы, фартуки, клеенки, ведра, тазы, мыло, тряпочки, салфетки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект трудовой деятельности в старшей группе.

Тема: «Генеральная уборка группы»

Виды деятельности : трудовая, коммуникативная.

Формы проведения: коллективный труд.

Цель: формировать привычку поддерживать чистоту и порядок в группе.

Задачи:

1) Совершенствовать умение мыть кукольную посуду, протирать пыль на мебели, аккуратно расставлять игрушки и пособия в шкафах.

2) Закреплять умение детей планировать деятельность, договариваться о распределении обязанностей. Понимать, что работа подгруппы является частью общего дела.

3) Развивать аккуратность, старательность.

4) Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование: 4 картинки-подсказки, алгоритм этапов трудовой деятельности, карточки-схемы, фартуки, клеенки, ведра, тазы, мыло, тряпочки, салфетки.

1 этап. Мотивация детей к деятельности.

Воспитатель: «Ребята, какой праздник мы будет отмечать в конце ноября? (День Матери).

Как мы к нему готовимся? (Нарисовали портреты мам, сделали открытки, учим стихи, готовим концерт). В этот день ваши мамы придут к нам в гости. А все ли в группе готово к приходу гостей?»

2 этап. Постановка детьми цели предстоящей деятельности.

Воспитатель: «Как подготовить группу к приходу гостей?

Что нужно сделать? (Навести порядок. Расставить игрушки и т.д.)

А, вы, согласны сделать нашу группу чистой, аккуратной, уютной?»

3 этап. Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности.

Воспитатель: «Вы сказали, что нужно навести порядок. А что конкретно нужно сделать?»

(Если дети что-то не назовут, то предложить им рассмотреть картинки-подсказки. Например, нарисованы стулья, а рядом тазик, мыло и тряпочка).

Воспитатель: «Что нам нужно сегодня сделать?» (Помыть стулья).

Аналогично рассматриваются еще 3 картинки: нарисован шкаф с кукольной посудой, рядом тазик, мыло и тряпочка –помыть кукольную посуду. Также навести порядок в уголке ПДД и протереть пыль в шкафах с игрушками.

Воспитатель: «Как мы сегодня будем работать? Как будет удобней, быстрей?» (Ответы детей). Предлагаю разделиться на бригады. Бригадиров выберем с помощью жеребьевки. (Выбирают). Сейчас я приглашаю бригадиров, чтобы вы выбрали картинку, где будет трудиться ваша бригада. (Бригадиры выходят и поочередно выбирают). Бригадиры, я прошу вас выбрать к себе в бригады помощников. (Называют имена детей)

Воспитатель: «У нас есть бригады, есть бригадиры. Каждая бригада знает, где будет трудиться. Мы можем браться за дело? У нас все готово?» (Нет).

Что еще необходимо сделать, чтобы начать трудиться? (Надеть фартуки). А еще?

(Если дети затрудняются, то предложить им помощь).

Воспитатель: «Посмотрите, нас есть картинки, они нам помогут. Что они означают?»

(1-надеть фартук, 2 - подготовить место, 3 - подготовить оборудование, 4 - распределить этапы работы и выполнить ее, 5 - убрать свое рабочее место, 6-снять фартук, 7- помыть руки).

Воспитатель: «Приглашаю каждую бригаду выбрать все необходимое и пройти на свои рабочие места.» (Бригады поочередно выходят и выбирают себе инвентарь для труда).

Пока играет музыка - работаем, если музыка закончилась- заканчиваем, наводим порядок.

4 этап. Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности.

Дети приступают к работе. Звучит аудиозапись веселой музыки. Во время работы координирую работу звеньев, помогаю в организации, напоминаю порядок работы (использую карточки - схемы). Завершение работы.

Воспитатель: «Ребята, музыка закончилась. Что нужно сделать?» (Убрать свое рабочее место, отнести инвентарь на место)

5 этап. Рефлексия, подведение итогов, обсуждение результатов.

Воспитатель: «Давайте пройдем по группе и посмотрим на результаты вашей работы.

Чья бригада наводила здесь порядок? Все ли вы успели? Довели начатое дело до конца?»

(Аналогично подводятся итоги по всем бригадам).

Воспитатель: «Ну, а теперь наша группа готова к проходу гостей? Понравится вашим мамам у нас в группе? Что мы сделали для того, чтобы в нашей группе стало чисто и аккуратно? (Ответы детей). Каждый из вас сделал маленькое дело, но все вместе сделали большое, общее дело».

А, сейчас я прошу оценить себя. Если вы считаете, что все у вас получилось, вы довольны своей работой - похлопайте себе. Если вы считаете, что у вас не все получилось, вы недовольны своей работой - просто помолчите и подумайте, что нужно сделать в следующий раз, чтобы все получилось.


На тему: «Вежливые помощники».

Время в режиме дня : 15.00-15.20

Вид трудовой деятельности, форма организации : Самообслуживание (поручения).

Программное содержание : Формировать умение самостоятельно одеваться. Учить замечать и самостоятельно устранять неполадки в своем внешнем виде. Продолжать учить правильно употреблять формулы вежливости.

Оборудование: зеркало.

: Дети, про какого человека можно сказать, что он вежливый? (Вежливый человек всегда благодарит за помощь, здоровается при встрече, говорит вежливые слова). А когда вас можно назвать вежливыми?

Мы используем вежливые слова, когда приходим в детский сад и когда уходим домой, а также когда встречаемся с друзьями.

А теперь, пожалуйста, все проверьте и поправьте свои прически.

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Волос к волосу - коса,

Каждой девочки краса!

Что мы делаем расческой?

Вите делаем прическу.

Витя в зеркало глядит:

Нет вихров - приятный вид.

Детям предлагается полюбоваться на прически.

Время в режиме дня : 15.20 -15.30.

хозяйственно-бытовой труд (дежурство по столовой).

Программное содержание: приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, убирать посуду.

Оборудование: фартуки для дежурных.

Молодцы, дети, вы все старались. Теперь мы умытые, причесанные и нарядные. У нас есть настоящие хозяюшки? Кто у нас сегодня дежурный? Напомните, как правильно сервируется стол. (Салфетки ставятся в центр стола. Бокалы, тарелки расставляются по количеству детей за столом. Столовые приборы раскладываются на индивидуальные салфетки).

Воспитатель. Теперь можно идти накрывать на стол. Потом мы посмотрим и оценим работу дежурных. На самый красивый стол поставим вазочку с цветами, а на другие столы - вазочки с веточками. Как красиво у нас в группе!

Дети садятся за столы.

Дети, у нас сегодня на полдник маковая булочка и молоко. Приятного аппетита, будьте аккуратны, не торопитесь.

Время в режиме дня: 15.30-15.50.

Вид трудовой деятельности, форма организации: «Приготовление печенья» (коллективный хозяйственно-бытовой труд.

Программное содержание: Развивать у детей интерес к приготовлению пищи. Закреплять приемы работы с тестом: раскатывание скалкой, вырезание печенья с помощью формочки. Формировать общественно значимые мотивы труда, умение работать аккуратно, старательно, дружно.

Оборудование: На столах, сдвинутых вместе разделочные доски и скалки, формочки для вырезания теста, посередине миска с тестом, миска с яйцом, ножи, салфетки.

Организационно-методические указания: - Давайте, ребята, приготовим сегодня угощение для наших кукол. Для работы мы уже все приготовили, осталось только сделать из соленого теста печенье. Будем трудиться вместе. Вымойте руки, наденьте фартуки, и приступим к работе. Рассказываю: как было замешено тесто. Сначала мы взяли муку, затем влили воду, добавили соль. Получилось крутое тесто.

После этого предлагаю скатать из теста колбаску и разделить ее на четыре части. Напоминаю, что раскатывать тесто следует тонким слоем, чтобы печенье быстро испеклось, и было вкусным. Показываю и рассказываю, как вырезать формочкой печенье. Затем предлагаю детям приступить к изготовлению печенья. Убираю со столов лишние предметы и ставлю противень. Напоминаю, что укладывать на них печенье нужно плотно друг к другу.

Подводя итог, читаю стихотворение:

Взяли мы стакан воды

В мисочку налили,

А потом яичко вбили,

Чуть-чуть посолили.

Мы просеяли муку,

Тесто замесили.

Скалкой тесто раскатали

И кружочки делать стали.

Нет! Мы вовсе не шалили,

Мы печенье налепили!

А теперь, что нужно будет сделать? (Пригласить наших кукол к столу). В конце работы напоминаю, что нужно привести все в порядок, помыть руки, подготовиться к принятию гостей на участке.

Время в режиме дня : 16.30-17.00.

Вид трудовой деятельности, форма организации. К оллективный хозяйственно-бытовой труд по уборке участка.

Программное содержание. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться. Воспитывать опрятность, стремление следить за своим внешним видом. Проявлять бережное отношение к вещам, оказывать взаимопомощь, проявлять гуманные чувства по отношению друг к другу. Закреплять понятия: изнанка, лицо, снаружи, внутри, спереди, сзади.

Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников. Формировать навыки взаимоотношений, привычку к чистоте и порядку. Закреплять умение планировать деятельность, распределять между собой обязанности. Формировать у детей убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда. Закрепить действия с инвентарем.

Оборудование: картинки с заданиями, три метелки, два веника, два совка, носилки, ведерки, лейки, тряпочки.

Организационно-методические указания . Напоминаю правила пользования инструментами. Обращаю внимание на подготовленный инвентарь и предлагаю взять с собой три метелки, два веника, два совка, носилки, ведерки, лейки, тряпочки.

Предлагаю одеться, взять с собой оборудование и выйти на участок.

В небе солнышко гуляет,

С ясным днем вас поздравляет.

Поднимайся, детвора,

Уж гулять давно пора!

Будем сами одеваться.

На прогулку собираться.

Ребята подходят к своим шкафчикам. Побуждаю помогать друг другу застегивать пуговицы, молнии, пряжки, поправлять воротнички, одергивать платья и т.д. Обращаю внимание на тех, кто уже оделся, на то, какая у них опрятная, чистая, неизмятая одежда. Помогает детям сделать вывод: кто не пачкает вещи, аккуратно вешает, бережет их, тот всегда выглядит красивым и аккуратным.

Напоминаю взять с собой оборудование.

На участке.

Мы польем песок из леек

И дорожки подметем,

Пыль сотрем со всех скамеек,

А потом играть пойдем.

Дети приступают к работе. В ходе труда даю советы, помогаю в организации, напоминаю порядок работы.

В это ведро мы бумажки соберем. Кому мы поручили это дело?

Наблюдаю за деятельностью детей, слежу за действиями детей по отношению друг к другу.

Саша веник возьмет

И веранду подметет.

Этой тряпочкой Наташа

Со скамеек пыль сотрет.

Подбадриваю ребят, помогаю советами и действиями, побуждаю помогать друг другу.

Я вижу, что Коля и Вера уже хорошо полили песок. А теперь они возьмут лопатки и будут сгребать его в кучу, а Света с Олей будут им помогать.

По окончании работы прошу навести порядок на рабочих местах, прополоскать тряпочки, протереть ведра, отнести оборудование в группу.

Конспект совместной трудовой деятельности в старшей группе

Тема: ««Служба быта»

Образовательная задача: учить давать оценку деятельности своей бригады и коллектива в целом; закрепить у детей навык участия в организованном труде, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива; формировать привычку поддерживать порядок и чистоту в группе. Закрепить умение планировать деятельность, распределять между собой обязанности.

Развивающая задача: развивать привычку предварительно обдумывать организацию работы и последовательность её выполнения, развивать интерес и привычку к работе

Воспитательная задача: воспитывать трудолюбие, уважение к труду взрослых, взаимовыручку.

Оборудование: фартуки на всех детей, 3 тазика, 2 детские машины, бандероль с тряпочками, письмо-заявка.

Ребята, вы знаете, что есть службы, которые приходят к людям на помощь. Какие это службы?

Ответы детей: (скорая помощь, МЧС, аварийная служба, пожарная служба).

Воспитатель: А есть служба, которая оказывает услуги людям. Это служба быта. Как вы думаете, какие услуги оказывает эта служба?

Ответы детей:(стирает, моет, покупает продукты, гладит, убирается в квартирах, моет окна).

Воспитатель: Что же делают работники службы быта?

Ответы детей: (помогают людям).

Ребята, вы хотели бы организовать службу быта в нашей группе? Как вы думаете в нашей группе, кому мы могли бы помочь? (младшему воспитателю Светлане Евгеньевне)

Раздается стук в дверь, приходить почтальон с посылкой.

Это группа «Солнышко»? Вам бандероль, получите и распишитесь.

Ребята, давайте посмотрим, что находится в этом бандероли (дети вместе с воспитателем разворачивают сверток и находят там тряпочки для труда и заявку). Воспитатель обращает внимание детей на заявку.

Ребята, а что это за необычное письмо, здесь нет букв, а только рисунок (ответы детей).

Правильно, это заявка, и поступила она к нам от Светланы Евгеньевны. О чем же в этой заявке говориться? (нужно помыть строительный материал). Чтобы выполнить эту заявку, что нужно сделать вначале? (разделиться на бригады)

Кого нам нужно выбрать в 1- ю очередь? (шоферов-грузчиков)

Среди кого мы будем выбирать шоферов-грузчиков, среди всех ребят или только среди мальчиков? (это работа тяжелая и ее должны выполнять мальчики). Каким образом будет выбирать шоферов-грузчиков? (по считалке).

Кого нам еще нужно выбрать? (кладовщиков на верхние и нижние склады). Среди кого мы будем выбирать? (среди девочек, эта работа требует аккуратности и внимания).

А что будут делать остальные дети? (мыть и вытирать строительный материал)

На сколько бригад нужно разделить оставшихся детей? (на 3). Как будем делить? (ответы детей).

В каждой бригаде должен быть бригадир. Договоритесь, кого вы в своей бригаде назначите бригадиром.

Чтобы приступить к выполнению этой заявки, что нам нужно сделать вначале? (одеть фартуки, подготовить рабочее место, налить в тазики воду).

Теперь попрошу подойти ко мне трех бригадиров для жеребьевки выполнения работы (на столе лежит 3 карточки рисунком вниз, на которых изображены: тазик с мыльной водой, тазик с чистой водой и тряпочка). Бригадиры не глядя, берут одну из карточек.

А теперь подготовьте все, что вам нужно для работы и приступайте к ее выполнению.

Как только первая бригада заканчивает протирать кубики мыльной водой, она убирают свое рабочее место, и идет помогать второй и третьей бригаде. Когда заканчивает работу вторая бригада, она идет помогать третьей бригаде. Когда вся работа будет закончена, и все оборудование будет разложено по своим местам, предлагаю детям собраться на «Летучку».

Чья бригада мыла кубики мыльной водой? Бригадир, расскажите, как вы работали, были ли какие-нибудь трудности?

Чья бригада протирала кубики чистой водой? Вы справились со своей работой?

Чья бригада протирала кубики насухо? Как у вас обстояли дела?

Ребята, скажите, понравилась ли вам работа кладовщиков и шоферов-грузчиков, они со своей работой справились?

У нас получилось, что каждый делал свое маленькое дело, а все вместе мы сделали одно большое дело – вымыли строительный материал. Теперь все кубики в нашей группе – чистые.

Давайте позовем Светлану Евгеньевну, чтобы она приняла вашу работу.

Ребята, а я знаю, что вы еще и пословицы о труде знаете. Назовите их.

1. Работа мастера боится.

2. Воля и труд, дивные всходы дают.

3. Если есть труд – значит, будет и успех.

4. Терпение и труд все перетрут.

5. Тяжело жить, кто от работы бежит.

6. Кому работа в тягость, тот не знает радость.

7. Глаза страшатся, а руки делают.

8. Поспешишь – людей насмешишь.

9. Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет.

10. Землю красит солнце, а человека труд.

11. Сделал дело – гуляй смело.

12. Судят не по словам, а по делам.

13. Труд человека кормит, а лень портит.

Воспитатель: Молодцы ребята, мы сегодня здорово с вами сегодня потрудились и заслужили с вами медальки. (воспитатель раздает детям медальки) и подводит итог дня.

Составление конспектов занятий для дошкольников

Дмитриева Ольга Ивановна,

преподаватель педагогики и психологии ОАОУ СПО

"Астраханский социально-педагогический колледж"

В представленном материале подробно описывается специфика составления конспектов по разным видам деятельности:

    план-конспект трудовой деятельности;

    план-конспект игровой деятельности;

    план-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Составление плана-конспекта по проведению трудовой деятельности с детьми

Выделяют четыре вида детского труда:

    Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);

    Хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);

    Труд в природе (уход за растениями и животными в уголке природы, в цветнике, в огороде, в саду);

    Ручной труд (работа с бумагой, тканью, природным материалом, бросовым материалом и др.)

    Осуществляется трудовая деятельность в трех формах:

    Поручения (простые и сложные, длительные и кратковременные, эпизодические и постоянные).

    Дежурство (по столовой, по занятиям, по уголку природы).

    Коллективный труд (общий и совместный).

    Приступая к составлению конспекта, следует продумать использование всех видов и форм. (Так как ручной труд применяется со старшей группы и требует большой подготовки, то его следует планировать во второй половине дня).

Примерное планирование

Младшая группа

Первая половина дня

Прием детей.

Простое поручение в уголке природы.

Простое поручение по хозяйственно-бытовому труду (во время подготовки к завтраку, обеду).

Между занятиями.

Простое поручение по самообслуживанию.

Прогулка.

Вторая половина дня

Простое поручение по самообслуживанию.

Простое поручение по хозяйственно-бытовому труду (во время подготовки к полднику и ужину).

Средняя группа

Первая половина дня

Прием детей.

Коллективное поручение в уголке природы.

Дежурство по столовой.

Между занятиями

Простое поручение по самообслуживанию.

Дежурство по занятиям (вторая половина года).

Прогулка.

Коллективное поручение по хозяйственно-бытовому труду.

Вторая половина дня

Общий коллективный хозяйственно-бытовой труд или труд в природе.

Совместный ручной труд с воспитателем (поручения).

Дежурство по столовой.

Старшая группа

Первая половина дня

Прием детей.

Дежурство в уголке природы.

Индивидуальное поручение по самообслуживанию.

Дежурство по столовой.

Между занятиями.

Дежурство по занятиям.

Прогулка.

Коллективное поручение по хозяйственно-бытовому труду.

Общий коллективный труд в природе.

Вторая половина дня

Общий коллективный хозяйственно-бытовой труд или труд в природе или ручной труд.

Дежурство по столовой.

Поручения по самообслуживанию.

Подготовительная к школе группа

Первая половина дня

Прием детей.

Дежурство в уголке природы.

Индивидуальное поручение по самообслуживанию.

Дежурство по столовой.

Между занятиями.

Коллективное поручение по самообслуживанию.

Дежурство по занятиям.

Прогулка.

Совместный коллективный или общий хозяйственно-бытовой труд, труд в природе.

Вторая половина дня

Совместный или общий коллективный хозяйственно-бытовой труд или труд в природе или ручной труд.

Дежурство по столовой.

Поручения по самообслуживанию.

План–конспект оформляется по следующей схеме

Время в режиме дня

Вид трудовой деятельности, форма организации

Программное содержание

Оборудование

Примечание

При планировании трудовой деятельности в разных возрастных группах следует учитывать следующие рекомендации по ее организации:

I. Организация задания. Организуя трудовое задание, воспитатель решает две группы задач:

а) ребёнка следует научить выполнять задание, то есть принять задачу, овладеть трудовыми умениями, достичь цель;

б) воспитывать необходимые нравственные и нравственно-волевые качества.

II. Постановка задачи. Воспитатель вызывает у ребёнка желание охотно включиться в трудовую деятельность.

Младший возраст: воспитатель сам начинает работу и предлагает продолжить её, показывая какие конкретные действия они должны выполнять. Хвалит детей.

Средний возраст: чередуются формы предложения и требования. Поставленная задача мотивируется. Оценивается желание ребёнка включиться в труд.

Старший возраст: воспитатель ставит ребёнка в условие необходимого выполнения задачи.

III. Закрепление навыков работы (указания к руководству процесса труда детей).

Младший возраст: воспитатель трудиться вместе с детьми, работа сопровождается объяснениями, проявлением интереса к деятельности ребёнка, оценкой промежуточного результата.

Средний возраст: воспитатель убеждается в наличии умений, прочном их усвоении. Это определяет уровень его участия, присутствует при работе детей до её завершения.

Старший возраст: педагог не всегда находится рядом, но контроль обязателен, оценивает промежуточные результаты.

IV. Завершение работы и достижение результата деятельности.

Младший возраст: обращается внимание на результат и смысл деятельности, положительно оценивается качество в труде.

Средний возраст: рассказывается, что они делали и зачем, поощряются правильные ответы, оцениваются те качества, которые помогли ребёнку справиться с заданием (при анализе хорошо использовать театральные игрушки «бибабо»).

Старший возраст: воспитатель спрашивает, самих детей как они оценивают результат, анализирует проявленные ребёнком качества.

Пословицы и поговорки о труде

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Лень, отвори дверь! Сгоришь! - Хоть сгорю, да не отворю.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Один собирает, другой зевает.

Не потрудиться, так и хлеба не родится.

Глаза страшатся, а руки делают.

Работай до поту, так и поешь в охоту!

Белые ручки чужие труды любят.

У него лень за пазухой гнездо свила.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.

Муравей не велик, а горы копает.

Что посеешь, то и пожнешь.

Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Руки не протянешь, так с полки не достанешь.

Терпение и труд - все перетрут.

Одни с сошкой - семеро с ложкой.

Пошло дело на лад - и сам ему рад!

Обещал - сделал, дал слово - держи.

Поспешишь - людей насмешишь.

Без волнения и заботы нет радости от работы.

Звону много, да толку мало.

Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет.

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Образец конспекта трудовой деятельности для старшей группы во вторую половину дня

Время в режиме дня :15.00-15.20

Вид трудовой деятельности, форма организации :Самообслуживание (поручения).

Программное содержание : Формировать умение самостоятельно одеваться. Учить замечать и самостоятельно устранять неполадки в своем внешнем виде. Продолжать учить правильно употреблять формулы вежливости.

Оборудование: зеркало.

: Дети, про какого человека можно сказать, что он вежливый? (Вежливый человек всегда благодарит за помощь, здорова­ется при встрече, говорит вежливые слова). А когда вас можно назвать вежливыми?

Мы используем вежливые слова, когда прихо­дим в детский сад и когда уходим домой, а также когда встречаемся с друзьями.

А теперь, пожалуйста, все проверьте и поправьте свои прически.

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Волос к волосу - коса,

Каждой девочки краса!

Что мы делаем расческой?

Вите делаем прическу.

Витя в зеркало глядит:

Нет вихров - приятный вид.

Детям предлагается полюбоваться на прически.

Время в режиме дня : 15.20 -15.30.

хозяйственно-бытовой труд (дежурство по столовой).

Программное содержание: приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, убирать посуду.

Оборудование: фартуки для дежурных.

Молодцы, дети, вы все старались. Теперь мы умы­тые, причесанные и нарядные. У нас есть настоящие хозяюшки? Кто у нас сегодня дежурный? Напомните, как правильно сервируется стол. (Салфетки ставятся в центр стола. Бокалы, тарелки рас­ставляются по количеству детей за столом. Столовые приборы рас­кладываются на индивидуальные салфетки).

Воспитатель. Теперь можно идти накрывать на стол. Потом мы посмотрим и оценим работу дежурных. На самый красивый стол поставим вазочку с цветами, а на другие столы - вазочки с веточ­ками. Как красиво у нас в группе!

Дети садятся за столы.

Дети, у нас сегодня на полдник маковая булочка и молоко. Приятного аппетита, будьте аккуратны, не торопи­тесь.

Время в режиме дня: 15.30-15.50.

Вид трудовой деятельности, форма организации: «Приготовление печенья» (коллективный хозяйственно-бытовой труд.

Программное содержание: Развивать у детей интерес к приготовлению пищи. Закреплять приемы работы с тестом: раскатывание скалкой, вырезание печенья с помощью фор­мочки. Формировать об­щественно значимые мотивы труда, умение работать аккурат­но, старательно, дружно.

Оборудование: На столах, сдвинутых вместе разде­лочные доски и скалки, формочки для вырезания теста, посередине миска с тестом, миска с яйцом, ножи, салфетки.

Организационно-методические указания: - Давайте, ребята, приготовим сегодня угощение для мам и пап. Для ра­боты мы уже все приготовили, осталось только сделать из теста печенье. Будем трудиться вместе. Вымойте руки, наденьте фартуки, и при­ступим к работе. Рассказываю: как было замешено тесто. Сначала мы взяли муку, затем влили растопленное масло, положили сахар, соль, соду, яйца и хорошо все перемешали. Получилось крутое песочное тесто.

После этого предлагаю скатать из теста кол­баску и разделить ее на четыре части. Напоминаю, что раска­тывать тесто следует тонким слоем, чтобы печенье быстро испеклось, и было вкусным. Показываю и рассказываю, как вырезать формочкой печенье. Затем предлагаю детям приступить к изготовлению печенья. Убираю со столов лишние предметы и ставлю противень, которое нужно смазать маслом. Спрашиваю детей, для чего это надо сделать? (Чтобы не прилипли.) Напоминаю, что укладывать на них печенье нужно плотно друг к другу. По окончании работы поручаю одному из детей смазать печенье желтком.

Подводя итог, читаю стихотворение:

Взяли мы стакан воды

В мисочку налили,

А потом яичко вбили,

Чуть-чуть посолили.

Мы просеяли муку,

Тесто замесили.

Скалкой тесто раскатали

И кружочки делать стали.

Нет! Мы вовсе не шалили,

Мы печенье налепили!

А теперь, что нужно будет сделать? (Отнести противни на кухню, чтобы печенье испеклось.) Как повара узнают об их готовности? (Правильно, пойдет приятный запах, и печенье покроется золотистой корочкой). В конце работы напоминаю, что нужно привести все в порядок, помыть руки, подготовиться к принятию гостей на участке.

Время в режиме дня : 16.30-17.00.

Вид трудовой деятельности, форма организации. К оллективный хозяйственно-бытовой труд по уборке участка.

Программное содержание. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться. Воспитывать опрятность, стремление следить за своим внешним видом. Проявлять бережное отношение к вещам, оказывать взаимопомощь, проявлять гуманные чувства по отношению друг к другу. Закреплять понятия: изнанка, лицо, снаружи, внутри, спереди, сзади.

Учить детей участвовать в ор­ганизованном труде коллектива сверстников. Формировать навыки взаимоотношений, привычку к чистоте и порядку. Закреплять умение планиро­вать деятельность, распределять между собой обязанности. Формировать у детей убеждение в обществен­ной значимости и необходимости бытового труда. Закрепить действия с инвентарем.

Оборудование: картинки с заданиями, три метелки, два веника, два совка, носилки, ведерки, лейки, тряпочки.

Организационно-методические указания . Напоминаю правила пользования инструментами. Обращаю внимание на подготовленный инвентарь и предлагаю взять с собой три метелки, два веника, два совка, носилки, ведерки, лей­ки, тряпочки.

Предлагаю одеться, взять с собой оборудование и выйти на участок.

В небе солнышко гуляет,

С ясным днем вас поздравляет.

Поднимайся, детвора,

Уж гулять давно пора!

Будем сами одеваться.

На прогулку собираться.

Ребята подходят к своим шкафчикам. Побуждаю помогать друг другу застегивать пуговицы, молнии, пряжки, поправлять воротнички, одергивать платья и т.д. Обращаю внимание на тех, кто уже оделся, на то, какая у них опрятная, чистая, неизмятая одежда. Помогает детям сделать вывод: кто не пачкает вещи, аккуратно вешает, бережет их, тот всегда выглядит красивым и аккуратным.

Напоминаю взять с собой оборудование.

На участке.

Мы польем песок из леек

И дорожки подметем,

Пыль сотрем со всех скамеек,

А потом играть пойдем.

Дети приступают к работе. В ходе труда даю советы, помо­гаю в организации, напоминаю порядок работы.

В это ведро мы бумажки соберем. Кому мы поручили это дело?

Наблюдаю за деятельностью детей, слежу за дейст­виями детей по отношению друг к другу.

Саша веник возьмет

И веранду подметет.

Этой тряпочкой Наташа

Со скамеек пыль сотрет.

Подбадриваю ребят, помога­ю советами и действиями, побуждаю помогать друг другу.

Я вижу, что Коля и Вера уже хорошо полили песок. А те­перь они возьмут лопатки и будут сгребать его в кучу, а Света с Олей будут им помогать.

По окончании работы прошу навести порядок на рабочих местах, прополоскать тряпочки, протереть ведра, отнести оборудование в группу.

Составление плана-конспекта по проведению игровой деятельности с детьми

План–конспект оформляется по следующей схеме:

Время в режиме дня

Вид, название игры

Программное содержание

Оборудование

Организационно-методические указания

Примечание

Конспект игровой деятельности в старшей группе во вторую половину дня (образец)

Время в режиме дня: 15.20-15.35.

Вид, название игры: Дидактическая игра «Сравни кукол».

Программное содержание : Учить детей соотносить предметы с разными характеристиками, употреблять эти характеристики при описании.

Оборудование: Две разные по характеристикам куклы, два разных мяча.

Организационно-методические указания: В начале игры предложить рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Но сначала нужно назвать кукол (Одна кукла Маша, другая кукла Наташа. У Маши светлые и короткие волосы, у Наташи темные и длинные волосы. У Маши голубые глаза, у Наташи черные глаза. Наташа в платье, а Маша в брюках. У кукол разная одежда).

Затем я говорю, что куклы захотели поиграть, они взяли…. (мячики). Показываю два мячика. – Этот мячик, какой? (Круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик, какой? (Круглый, большой, резиновый, красный). Что можно делать с мячами? (Кидать, бросать, ловить). Хорошо, а что еще можно, посмотрите, что я делаю (Подкидывать, подбрасывать).

Хорошо, а теперь посмотрите внимательно на другой мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он?

Он средний. Катя, повтори.

Давай расскажем, как Маша и Наташа играли.

Маша и Наташа захотели… (поиграть с мячиком). Один мячик ….. какой? (Один мячик красный и большой). Другой мячик…… (синий и маленький). Маша взяла…. (красный большой мячик). Наташа взяла……(синий маленький мячик). Как они играли с мячиками? Что можно делать с мячиками? (Они кидали, подбрасывали, ловили мячи).

Затем рассказываю, как куклы ходили гулять. После прослушивания рассказа, предлагаю Кате вместе рассказать. Начинаю предложения, Катя должна закончить.

Однажды…….(куклы пошли гулять). А зонтики …….(забыли дома). Они спрятались ……..(под дерево). Дождик кончился…….(куклы пошди домой). Кукла Маша пошла……. (по широкой дороге), а кукла Наташа ………(по узкой).

Молодец, хорошо.

Время в режиме дня: 15.35-15.50.

Вид, название игры: Театрализованная игра «Веселые гуси».

Программное содержание: Учить рассказывать и разыгры­вать сказку. Развивать умение разыгрывать диалог в непринужденной форме.

Оборудование: Игрушки, текст р.н.песенки «Веселые гуси».

Организационно-методические указания: Предлагаю детям сесть на стулья, стоящие полукругом. На столе сюрпризно появляются «веселые гуси». Зачитываю стихотворение. Предлагаю выделить роли, объяснить, почему автор назвал гусей веселыми? Какими еще можно назвать гусей. Дети дают характеристику бабушке.

Далее предлагаю разыграть сказку троим детям. Договориться, кто кем будет. Читаю стихотворение, а дети говорят от лица героя и изображают действие. В конце хвалю детей, спрашиваю мнение зрителей. Далее выбираем желающих еще раз разыграть сказку.

Время в режиме дня 15.40- 16.15.

Вид, название игры: Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».

Программное содержание: учить отбирать необходимые для игры костюмы, атрибу­ты;

формулировать замысел игры, планировать игру; действовать с воображаемыми объектами, исполь­зовать предметы-заместители; распределять роли и действовать согласно приня­той на себя роли (по подражанию); отражать в игре труд взрослых, передавать отно­шения между людьми.

Оборудование: куклы, медицинский халат и шапочка, фоноскоп, коробки для таблеток и витамины, игрушечные шпри­цы и градусники, вата, бинты, шпатели.

Организационно-методические указания:

Организационный момент. Ребята, недавно мы с вами чи­тали интересную сказку К. И. Чуковского «Айболит». Вспом­ните, кого лечил доктор? Что болело у зверей? Как их лечил добрый доктор Айболит? Вы хотите поиграть в игру «Доктор»? Вспомните, какие врачи лечат детей. (дети рассказывают о работе разных врачей, медсестры, работников регистратуры.) Посмотрите внимательно на иг­ровой уголок: кто у нас будет вместо детей? Правильно, куклы.

Развитие сюжета. Посмотрите, какие они грустные. Навер­ное, они заболели. Нужно отвести их в поликлинику. Кто будет их родителями? Кто поведет их к врачам, в поликлинику? Кто будет играть роль врачей? Кто будет медсестрой? Кто будет рабо­тать в регистратуре? Я буду главным врачом (распре­деляю роли.)

Хорошо. Если там (жест в сторону игрового уголка) у нас - дом для кукол, то где будет поликлиника? Почему вы так думаете? Тут будут работать врачи. Как называется врач, который лечит грипп и простуду? Глазки? Ушки? Зубки? Давай­те отберем предметы, принадлежащие людям этих профессий. Вам нужно обустроить медицинские кабинеты. (Дети, играю­щие роль врачей, надевают белые халаты, берут соответ­ствующие медицинские инструменты, садятся за столы.)

Нужно знать, к какому врачу необходимо обратиться. Спро­сите, что болит у куклы. (Дети, играющие роль родителей, определяют, к какому врачу они поведут своих детей.)

В поликлинике начинается прием. Пациенты, возьмите карты в регистратуре. Займите очередь к врачу. Прежде, чем войти в кабинет, нужно постучать. Войдя в кабинет, поздоровайтесь и расскажите, что болит у вашей дочки. (Дети с куклами берут в регистратуре карту и идут на прием к врачу)

Врачи, займите свои рабочие места. Вам нужно внимательно выслушивать пациентов, вежливо отвечать на их вопросы, осматривать, давать рекомендации, выписывать рецепты, больничные листы, направления на анализ крови.

Внимательно наблюдаю за игрой. Выполняя роль главного врача, развиваю сюжет и слежу за соблюдением правил игры в соответствии с принятой ролью, показываю каждому ребенку действия врачей-специалистов.

Итоги игры. Поликлиника закрывается: уже поздно. Врачи, снимите халаты и расставьте по местам медицинское оборудование. Родители, возьмите рецепты и зайдите в поликлинику за таблетками и витаминами. Потом нужно отвести домой детей, и уложить в кроватки. Вот теперь у нас в группе полный порядок, никто даже не догадается, во что мы играли. Скажите, во что мы играли? Какую роль вы выполняли в игре? Что делали ваши персонажи? Понравилась вам игра? Молодцы.

Время в режиме дня: 16.40-17.00.

Вид, название игры : Подвижная игра «Волк во рву».

Программное содержание: Продолжать учить играть в знакомые подвижные игры, доводить их до конца, проявлять инициативу и творчество.

Оборудование: Посередине полянки, поперек ее, двумя параллельными линиями, выложенными мелких палочек на расстоянии 1 м одна от другой, обозначается ров.

Организационно-методические указания. Предлагаю детям вспомнить правила игры: «Во рву находится водящий, он изображает волка. Остальные играющие - козы. Они живут на одном краю полянки. На противоположном краю полянки находится поле, в котором козы пасутся. По словам воспитателя: «Козы, в поле, волк во рву- играющие бегут в поле, перепрыгивая по дороге через ров. Волк должен их догнать» Выбираем по считалке волка. Дети занимают свои места. Напоминаю волку: ты бегаешь во рву, стараешься поймать (осалить) прыгающих коз-детей. Даю команду: начать игру. Во время игры слежу, чтобы осаленные отходили на время в сторону. Говорю: « Козы, домой!» Все бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. Контролирую выполнение правил: если ребенок попадет ногой в ров, то он тоже считается пойманным. После нескольких перебежек выбирается другой водящий - волк, и игра начинается снова. Подвожу итог игры: как вы думаете, кто сегодня был самый быстрый волк, а кто был неувертливой козой. Повторяем правила игры.

Составление плана-конспекта занятия по ознакомлению с окружающим

При составлении конспекта занятия следует ориентироваться на такую последовательность:

1. Вид занятия.

2. Тема занятия.

3. Программное содержание (образовательная, воспитательная, развивающая задачи).

4. Подготовка воспитателя к занятию.

5. Подготовка детей к занятию (предшествующая работа).

6. Материалы и оборудование.

7. Организация детей на занятии.

8. Ход занятия. (Оформляется в соответствии с планом занятия).

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в младшей группе (образец)

1. Вид занятия : Игра.

2 .Тема: «Кошка и собака».

3. Программное содержание:

Закрепить знания детей о внешнем виде, о повадках кошки и собаки.

Словарь: активизировать слова кошка-котенок, собака-щенок, кошечка, собачка; учить обозначать соответствующие действия глаголами.

Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности.

4. Подготовка воспитателя к занятию : составила конспект, используя Программу воспитания и обучения в детском саду //Под. Ред. Н.А.Васильевой, М., 2005г., кн. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: 1986, Хрестоматия для маленьких.- М,.1996г.

5. Подготовка детей к занятию: Наблюдение за домашними животными, показ игрушек кошки и собаки и игры с ними.

6. Оборудование и дидактический материал: игрушки - кошка, котенок, щенок, мышка; большая, маленькая миски, по 5-6 кружков больших и маленьких - ребенку.

7. Организация детей на занятии: свободная.

8 . ХОД ЗАНЯТИЯ.

I .Организационная часть: (0,5.мин).

Сообщаю детям: Сегодня мы пойдем в гости к домашним животным кошке и собаке.

Появляется кошка.

Кто же встречает кошку?

Это кто встречает маму Звонкой песней «мяу-мяу»? (До чего же голос тонок!) Это - рыженький... (котенок). (С. Еремеев)

II . Основная часть.(14мин.)

2.1.Показ игрушек: «Кошка и котенок».

Изображаю с помощью игрушек.:

На окно-окошко Села мама-кошка,

Села, посидела, Песенку запела: Мяу!

А котенок услыхал, Быстро к маме прибежал. Он на кошку поглядел, Тонким голосом запел: Мяу!

2.2. Д/упражнение «Заболела кошка»

Ребятки, посмотрите: кошечки заболела. Пожалеем ее.

Заболела кисонька, Кисонька-беляночка, болит у кисы головушка,

Ой, как болит! Болит у кисы лапочка, ой, как болит! Болит у кисы ноженька, Ой, как болит! (А. Ануфриева)

Пришли ребятки, стали кисоньку лечить, молочком ее поить. Давайте украсим миску для мамы-кошки и мисочку для котенка.

Дети выкладывают на большой миске узор из больших круж­ков, на маленькой - из маленьких.

Кошечка поправилась, попив теплого молочка, и стала иг­рать со своим котенком.

Весь день мама-кошечка нянчит котят, И каждый ребенок, как мама, усат! (М. Дружинина)

Пока котенок крошка,

С ним рядом мама-кошка.

Когда он вырастет - ему

Все в жизни делать самому. Без ванной комнаты и мыла

Мыть шерстку так, как мама мыла.

(В. Борисов)

Д/упражнение «Котятки» (М. Аромштан).

Дети выполняют движения соответственно тексту.

Читаю стихотворение, показываю движение:

Все котятки

Мыли лапки:

Вот так, вот так!

Мыли ушки,

Мыли брюшки:

Вот так, вот так!

А потом они устали.

Сладко-сладко засыпали:

Вот так, вот так!

А когда котята проснутся, сразу начинают шалить и играть.

2.4. Подвижная игра «Киса и мыши».

Провожу игру:

Веселятся мыши.

Скачут и играют,

Песни распевают,

Горюшка не знают.

Только Киса на порог,

В домике у Кисы Дети - «мыши» бегают по залу врассыпную. «Киса» стоит в сто­ронке.

«Киса» выбегает из своего укрытия и догоняет «мышей, убегающих на стульчики («в норки»).

Поиграли кошка и котята с мышами и пошли погулять. Пойдемте и мы вместе с ними. Дети подражают движениям кошки.

Д/упражнение «Почему кот умывается».

Дети показывают, как котик умывается.

Вот сел котенок в уголке, И мой вопрос: К чему он моет язычком И хвост, и нос?

Ответы детей: Сел умываться кот - То, значит, гость идет. (Р. Каука)

И, правда, котик умылся - гость пришел. А какой это гость догадайтесь сами. (Загадываю загадку С. Еремеева.)

Это кто же к нам бежит И от радости визжит, А потом лежит у ног? Это маленький... (щенок).

2.6. Д/ Игра с собачкой

Провожу игру:показываю детям игрушечную собачку.

Вот на стуле я сижу И собачку я держу. Я собачку ставлю на пол, Ставлю собачку на пол, глажу ее: Дай, собачка, детям лапу. Вот собачка подошла, Подношу собачку к малышу. Ребенок называет свое имя, пожимая ей лапу. Коле лапку подала. (А. Ануфриева)

Мы с нашим щеночком познакомились. А самого щенка зовут Бобик. Он очень веселый и, хотя еще совсем маленький, уже помогает маме-собаке охранять дом. С мамой весело играть. Дом не страшно охранять. Дружно лаем: - Кто идет На хозяйский огород? (М. Дружинина)

Обычно котята и щенята ссорятся, но наш котик дружит с Бобиком. Говорю: А вот и мама-кошка пришла.

2.7. Чтение русской народной потешки «Кисонька-мурысонька»

Дети. Кисонька-мурысонька, где ты была?

Кисонька. На мельнице!

Дети. Кисонька-мурысонька, что ты там делала?

Кисонька. Муку молола!

Дети. Кисонька-мурысонька, что из муки пекла?

К и с о н ь к а. Прянички!

Дети. Кисонька-мурысонька, с кем прянички ела?

Кисонька. Одна!

Дети. Не ешь одна! Не ешь одна!

Угостила мама-кошка оладушками котят и щеночка.

Угостим кошку и собаку?

Дети имитируют угощение кошечки «сметанкой» и собаки «косточкой», показывают, как они лижут язычком.

III . Заключительная часть: (0,5 мин.) Предлагаю детям попрощаться с новыми друзьями. Нацеливаю детей на последующую деятельность.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе (образец)

Вид: Рассматривание предметов.

Тема: Ознакомление со свойствами камней.

Программное содержание:

дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней;

развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поисковой деятельности;

создать детям хорошее настроение; воспитывать эстетические чувства, доброту, заботливое отношение друг к другу.

Подготовка воспитателя к занятию: составила конспект, используя Программу воспитания и обучения в детском саду //Под. Ред. Н.А.Васильевой, М., 2005г., кн. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в старшей группе: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: 1996.

Предварительная работа: выбор героя определён детьми, лепка камешков из пластилина, сбор коллекции камней, наблюдения на прогулках.

Материалы и оборудование: коллекция камней, ёмкости для опытов с водой, разноцветные камешки по количеству детей, шкатулки, глобус, камешки-конфетки.

Организация детей на занятии: свободная.

Ход занятия.

I .Организационная часть: (2 .мин).

«Находка в сундучке»

Дети входят в группу, обращаются к гостям:

─Здравствуйте. Мы рады вас видеть!

Ппредлагаю детям показать свои шкатулки, хвалит, какие они красивые, аккуратные и прошу заглянуть внутрь.

─Что нового появилось в вашей шкатулке?

Дети отвечают.

─Они красивые? Вам нравятся?

Дети делятся впечатлениями.

─Эти камешки не простые, а волшебные. Давайте совершим волшебство.

Предлагаю детям перекладывать волшебный камешек из руки в руку и говорю, что тогда к ним придёт тот, кого они долго ждали. Звучит музыка, появляется клоун Тёпа, здоровается и знакомится с детьми.

ТЁПА. Как я сюда попал? Какие такие камешки? А какого они цвета?

Дети отвечают.

Чтобы я не исчез, давайте положим камешки на полочку.

Дети говорят, что у них есть целая коллекция камешков, показывают ему её. Тёпа удивляется, какие они красивые и как их много.

II. Основная часть (20 мин)

2.1. «Одежда для Земли»

Тёпа, а ты знаешь, откуда взялись эти камешки? Мы тебе сейчас расскажем.

Дети рассказывают о том, где они взяли эти камешки.(Подсказываю детям).

У нашей Земли есть одежда. Она состоит из камешков (показываю глобус). Знаешь, Тёпа, что это такое?

ТЁПА. Это, наверное, мячик.

Дети объясняют ему, что это глобус.

Посмотрите на глобус. Каждый камешек – это кусочек горы. Там, где очень много камней, возвышаются горы. Посмотрите, сколько на Земле гор! Они обозначены на глобусе тёмно-коричневым цветом.

ТЁПА. Я никогда не был в горах. А какие они, горы? Вы были в горах?

Дети отвечают.

Посмотрите, на глобусе очень много голубого цвета. Это вода, моря и океаны. Нашу Землю называют «голубая планета». В воде то же очень много гор, которые состоят из камней. Это дно морей и океанов. Подводный мир похож на наш аквариум. Помните, камешки лежат там как маленькие горы. (Показываю детям иллюстрации).

Хотите тоже построить гору в воде?

2.2. Эксперимент с водой.

Дети вместе с Тёпой подходят к столам. Наливаю воду.

Как вы думаете, потонут камешки или нет? Что происходит, когда камешки кидаешь в воду? От каких камешков брызг больше – от маленьких или больших?

Дети отвечают.

2.3. Складывание гор из камней.

Выкладывать гору нужно камешек на камешек. Почему камешки не складываются ровненько? Потому что они в воде скользкие и гладкие. Их такими делает вода. (Предлагаю взять несколько камней в руку и потрясти их) Так и вода двигает камни, ударяет их друг о друга, они трутся и становятся круглыми.

Тёпа говорит, что он быстрее всех сложит гору, а потом смотрит, какие горы у кого получились, кто постарался построить высокую гору. Все дети любуются горами.

ТЁПА. Какие камешки вам нравятся больше, мокрые или сухие?

Дети делятся впечатлениями.

2.4. Физминутка-игра «Преодолеем препятствия»

Предлагаю детям вообразить: как мы будем продвигаться между гор: вот узкая тропинка, вот широкая, вдруг камни полетели откуда-то сверху, вдруг на нашем пути встретился упрямый козлик, а здесь мы увидели цветы на склоне и захотели их сорвать (вместе с детьми имитирую движения).

2.5. «Подарок в мешочек» для друзей Тёпы.

Тёпа загрустил.

─Что же ты загрустил?

─Мне так понравились ваши камешки, что очень захотелось показать их своим друзьям. Вы можете подарить мне камешки из вашей коллекции? А у меня есть и мешочек для камешков, но вот беда: я не знаю, что рассказать о камешках своим друзьям. Расскажите мне о камешках побольше и поинтереснее.

Дети рассказывают о камнях, называя их свойства.

(тяжелые, твердые, тонут в воде, от больших камней образуются брызги в воде, бывают разноцветными, гладкими, ребристыми, теплыми или холодными)

Подшучиваю над Тёпой и дарю ему камешек из пластилина. Тёпа «случайно обнаруживает», что это не такие камешки. (Сжимает их в ладони). Дети говорят, что они из пластилина, и называют отличия пластилина и камня (если дети затрудняются, задаю наводящие вопросы).

ТЁПА. И я сейчас над вами подшучу. (Достаёт камешки-конфетки). Это тоже камешки.(Пробует).Их можно кушать.

III . Заключительная часть: (3 мин.)

Тёпа говорит, что ему очень понравилось играть с детьми и камешками (обобщает всё узнанное), но нужно возвращаться к своим друзьям.

Спрашиваю детей, что им сегодня понравилось? Что они запомнили? Поощряю детей за активность.

Литература

    Буре Р.С. Дошкольник и труд. СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

    Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. М., 1983.

    Дыбина О. Б. Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов.- М.: Сфера, 1999.

    Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера.- 2007.

    Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.

    Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду- М.: Мозаика-Синтез, 2005.

    Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. М., ВЛАДОС, 2005.

    Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004.

    Недоспасова В. А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 2003.

    Нравственное и трудовое воспитание детей в детском саду /Под ред. Р.С. Буре. М., 2002.

    Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду- М.: Мозаика-Синтез, 2005.

    Рылеева Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. М.: Айрис-пресс, 2005.

    Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.

    Теплюк С.Н., Лямина Г. М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду.- М: Мозаика-Синтез, 2005.

Конспект занятия по трудовой деятельности старшая группа «Поможем Федоре» - страница №1/1

Конспект занятия по трудовой деятельности

старшая группа

« Поможем Федоре»

Образовательная область: Коммуникативно-личностное развитие

Цель: Формирование положительного отношения к труду и его результатам.

Задачи:


Обучающие:

1. Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива.

2. Закреплять умения правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда, соблюдая технику безопасности.

3. Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда.

4. Познакомить детей с размножением растения путём черенкования.

Развивающие:

5. Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе труда, совершенствовать умения планировать свою деятельность, распределять между собой обязанности, давать оценку труду своей группы и коллектива в целом.

Воспитательные:

6. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда, желание прийти на помощь, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников.

Коррекционные:

7. Развивать словарный запас детей по теме «Хозяйственно - бытовой труд»

Уточнить и активизировать в речи детей название разнообразных предметов окружающей действительности.

Закреплять правильное произношение звуков в пословицах и поговорках.

Закреплять употребление существительных в именительном падеже

Методы и приемы: беседа, объяснение, вопросы проблемного характера, разъяснение, художественное слово, опора на знания детей, практическая работа, сюрпризный момент.

Место проведения: группа.

Материалы и оборудование по виду труда:

Детская посуда, губки, фартуки, тазы с мыльной и чистой водой, клеенки, чистая пеленка, алгоритмы.

Комнатные цветы в горшках, тазы, столы, пульверизаторы, тряпочки, клеенки, фартуки, алгоритмы, лейки с водой, лопатки для рыхление, щеточки.

Книги с потертым корешком по числу детей, цветная и белая бумага, на которой нанесены линии шириной в 4-5 см, ножницы, клей, клеенки, тряпочки для снятия лишнего клея, алгоритмы.

Комнатное растение, нож, ваза прозрачная с водой, уголь.

Предварительная работа: беседа о труде, заучивание пословиц и поговорок о труде, рассматривание иллюстрации и альбомов о различных профессиях взрослых, наблюдали за работой повара, дворника, помощника воспитателя, прачки, библиотекаря, закрепление представления о труде через дидактические игры, чтение стихотворений, сказки Корнея Чуковского: «Федорино горе», «Мойдодыр», стихотворение С.Я. Маршака «Как печатали нашу книгу», «Книжка про книжку», «Песня библиотечных книг», беседа с детьми о правилах работы с книгой. Просмотр мультфильмов.

Проводилась исследовательская работа: «В каком цветочном горшке вода впитывается быстрее» (с рыхлой почвой или нет) мы полили оба растения и сравнили, где вода впиталась быстрее. Почему в рыхлой почве вода впиталась быстрее? (Потому что мы разрыхлили почву и воде легче пробиться к корню растения). Выявляли какое комнатное растение нуждается в поливе, какое нет.

Прогнозируемый результат: В результате коллективного хозяйственно-бытового труда у детей формируется ценностное отношение к собственному труду и труду своих сверстников; дети должны понять, что после их работы в группе стало чисто, светло и красиво.

Ход занятия:

Воспитатель с детьми приветствуют приглашённых гостей. Слышится шорох, шум за дверями.

Воспитатель: Ой, ребята, кто – то к нам в гости идёт.

Входит Федора и поёт песню « про лень».

Песня «Федоры»

1. До чего же хорошо ничего не делать,

Суп в кастрюльке бы сварить,

Только кто бы сделал?

Вот кастрюлечка моя

Да вся черным – черна.

Кто помыл бы мне её?

А я совсем больна.

2. Я чайку бы попила –

Самовар пустой.

Может кто – то принесёт

Мне воды простой?

Только чашечка моя

Да вся черным – черна,

Кто помыл бы мне её?

А я совсем больна.

Воспитатель: Кто это ребята?

Дети: Федора.

Федора: Здравствуйте, ребята (слова Федоры о том, как хорошо быть лентяйкой).

Как хорошо ничего не делать, лежишь, отдыхаешь. А все делается само

по себе, само моется, поливается, готовится. Красота!

Воспитатель: Ребята, а разве хорошо быть ленивым?

Дети: Нет.

Воспитатель: Послушай, Федора, какие поговорки и пословицы знают ребята про лень.

Пословицы и поговорки:

Лентяй усталости не знает; У ленивого - всегда завтра и послезавтра; Для лентяев каждый день – выходной; Лентяй и летом не загорает; Если не будешь лениться, будет хлеб и соль; От безделья человек портится; Нет болезни страшнее, чем лень; Легко только тому, кто ничего не делает.

Воспитатель: - Наши ребята Федора любят и умеют трудиться. Хочешь, мы и тебя научим?

Федора: - Ну, не знаю, а вы согласны мне помочь?

Воспитатель: Ребята, а кто знает пословицы о труде?

Дети читают пословицы и поговорки о труде:

«Терпение и труд все перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит», « Судят не по словам, а по делам», «Кто любит трудиться, тому на месте не сидится».

Воспитатель:- Но перед тем как помочь Федоре, мы поиграем в игру

с помощью которой, мы с вами разделимся на пары и узнаем кто, что будет выполнять. Когда заиграет музыка, вы будете порхать как бабочки, а как только музыка закончится, каждый должен взять одну карточку и найти себе пару с одинаковым рисунком. У кого какое будет изображение, тот тем и будет заниматься.

(Проводится малоподвижная игра «Найди пару»)

А) Воспитатель: Что у вас изображено на картинках?

Дети: Посуда.

Дети: Мыть посуду.

Воспитатель: Правильно,

Б) Воспитатель: Что у вас изображено на картинках?

Дети: Книга.

Воспитатель: Как вы думаете, какое ваше задание?

Дети: Отремонтировать книгу.

Воспитатель: Правильно,

В) Воспитатель: Что у вас изображено на картинках?

Дети: Комнатные цветы

Воспитатель: Как вы думаете, какое ваше задание?

Дети: Уход за комнатными растениями

Воспитатель: Правильно,

Воспитатель: Ребята, у вас сформировались бригады, а теперь выберем бригадира. Бригадир должен быть честный, трудолюбивый, старательный, ответственный, аккуратный. (Дети предлагают кого можно выбрать бригадирами)

Воспитатель: Когда трудятся вмести, нужно обязательно распределить работу и вместе решить вопрос, кто чем будет заниматься и какой инвентарь вам понадобится для труда. (Посуда) Ребята, какое оборудование вам понадобиться для мытья игрушек? Кто из вас будет мыть посуду, а кто полоскать? (Цветы) Какое оборудование вам понадобиться для ухода за комнатными растениями? Какое растение требует ухода? Как вы будете за ним ухаживать? (Книги) Что вам понадобиться для ремонта книг? Кто из вас будет подгонять полоски для подклейки книг по длине, кто будет их отрезать, а кто подклеивать?

Воспитатель: Берите инвентарь который вам понадобится для труда

На столах приготовлены тазы с водой.

Но прежде, чем начать трудиться, дети вместе с воспитателем вспоминают и закрепляют правила безопасного обращения с предметами труда.

С водой обращайся аккуратно, не разливай воду, засучить рукава. При ухаживании за цветами - осторожно обтирать листья чтобы не повредить их, при рыхлении - чтобы не повредить корни, при поливе - аккуратно поливать под корни не лить мима цветочного горшка. При пользовании с ножницами- ножницами не размахивать, острыми концами держать от себя, к верху не поднимать. Клея наносить немножко, лишний клей снять тряпочкой.

Правило: А сейчас мы с вами вспомним правило которые помогут нам трудиться

Все, что можешь, делай сам;

Не забывай убирать за собой;

Уважай труд других людей;

Прежде, чем начать трудиться, приготовь все необходимое;

Делай все аккуратно, не торопясь;

Не отвлекайся, когда трудишься;

Правильно пользуйся орудиями труда;

Не оставляй работу незаконченной;

Если трудишься не один, работай дружно;

Если окончил дело раньше, помоги другим.

Воспитатель: Ну, а теперь оденем фартуки, и за дело! Наш девиз: «К труду готов, больше дела, меньше слов». (Звучит фонограмма детских песен про дружбу).

Самостоятельная трудовая деятельность.

В процессе труда воспитатель дает советы, помогает в организации, напоминает порядок работы; спрашивает, как дети распределили обязанности по труду, оказывает индивидуальную помощь

В ходе трудовой деятельности Федора ходит по группе и восхищается.

Федора: Как у вас красиво в группе, как уютно, не то что у меня в избушке. А сами то вы, какие красивые, аккуратные, чистенькие.

Воспитатель обращает внимание Федоры на детей, подводит к разным «центрам». Федора удивляется тому, как ребята дружно и аккуратно умеют трудиться. Старается помочь ребятам, но делает это неправильно. Дети делают замечания и показывают, как надо правильно работать.

Воспитатель: Молодцы, а теперь не забудем навести порядок на своем рабочем столе, все уберем на место.

Воспитатель следит, чтобы после завершения работы дети навели порядок на рабочих местах, все материалы и оборудование убрали на место

Бригадиры по очереди рассказывают, что они сделали, дают собственную оценку деятельности своей бригады.

Федора: Ребята вы все так чисто и хорошо делаете - молодцы, а какие красивые у вас комнатные растения! А у меня в избе нет ни одного комнатного растения.

Воспитатель: Ребята, давайте подарим Федоре комнатное растение. Федора какое растение тебе у нас понравилось?

Федора: Герань

Воспитатель: Если от этого растений взять веточку ― черенок, поставить его в воду, то оно даст корешки. Затем посадить его в землю и поливать, то из него вырастет такое же растения, как то, от которого оно взято. (воспитатель срезает черенок и ставит его в воду)

Воспитатель: Федора, мы с ребятами вырастим для тебя комнатное растение герань, а затем подарим её тебе.

Федора- Спасибо, ребята! Скоро у меня тоже появится комнатное растение, за которым я буду ухаживать! А вы все молодцы! Каждый потрудился немножко, а вместе большое дело сделали. Что же вам помогло?

Дети: Дружба

Воспитатель: Ребята а вы знаете поговорки о дружбе

Дети- Да (отвечают несколько детей)

Поговорки:

Верный друг лучше сотни слуг.

Все за одного и один за всех.

Вражда не делает добра.

Без друга в жизни туго.

Сам пропадай, а товарища выручай.

Старый друг лучше новых двух.

Дружба - великая сила.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Воспитатель- Как вы думаете, после того, как мы все дружно поработали, при помощи каких пословиц можно подвести итог нашей работе?

Ответы детей: Сделал - дело гуляй смело.

Делу время - потехе час.

Воспитатель:- Ну, вот давайте и повеселимся! И споём песню.

Дети поют песню «Настоящий друг»

Федора благодарит детей, прощается и уходит. Приглашает к себе на чай в гости, так как она научилась быть трудолюбивой и аккуратной.

Дети: Спасибо, Федора, конечно, придем, когда посадим черенок в землю, и принесем тебе комнатное растение, ведь в гости без подарка ходить не принято.

Рефлексия: Ребята, интересно мы с вами сегодня провели время. А чем мы с вами сегодня занимались? чему мы сегодня научились и научили Федору? С чем вам было тяжело справиться? А какой труд и деятельность не вызвало затруднений? Понравилось ли вам трудиться сообща и почему?

А что нового вы сегодня узнали?

Воспитатель: Вот как много оказалось у нас дел! Как интересно работать вот так дружно всем вместе, помогая друг другу. И дело спорится. В совместном труде рождается дружба.

Поделиться: