Когда ребенок узнает маму и тянется ручками. Когда ребенок начинает держать игрушку в руке

На третьем месяце ребенок входит в важный этап в своей жизни и внимание родителей должно быть сконцентрировано на кормление и гигиенические процедуры. А главное, именно в этот период формируется суточный ритм малыша.

Нормы развития трехмесячного ребенка

Уже к концу второго месяца ребенок активно реагирует на окружающий мир. Именно развитие малыша в 3 месяца начинается со знакомства с ним. Малыш осознанно концентрирует взгляд на предметах, которые находятся в непосредственной близости к нему. Кроха реагирует на различные звуки, причем приятным ему звукам он улыбается, а на неприятные реагирует плачем. То есть, он уже ярко выражает свои эмоции. Если на протяжении двух месяцев связь с малышом была односторонней, все его реакции были нарефлекторном уровне, то теперь ребенок поднимает самостоятельно головку, тянет ручки к интересующему его предмету, прислушивается к голосам и интонациям.

Трехмесячный ребенок, находясь на руках у родителей в вертикальном положении, 30 и более секунд держит головку, свободно поворачивает ее на180° за интересующим предметом. Глазки такого крохи еще слабенькие, поэтому ему проще и приятнее концентрировать взгляд на неподвижных или медленно движущихся предметах.

Иногда малыши в трехмесячном возрасте могут слегка косить глазками. Это объясняется тем, что ребенок приспосабливается к новому видению предметов. Лучше всего над кроваткой подвесить несколько крупных игрушекна резинке ярких, преимущественно красных оттенков. Малыш в таком возрасте различает цвета и с охотой тянется ручками к заинтересовавшей его игрушке.

Малыш двигается

Крепкие, подвижные детки в начале третьего месяца уже двигаются, но в соответствии со стандартами, развитие малыша в 3 месяца только к концу третьего месяца или даже началу четвертого считается нормальным, когда малыш самостоятельно переворачивается со спинки на животик. Таким образом, он развивает «корпусную стабильность», проще говоря, пробует возможности своего тела. Лежа на животике, ребенок сам поднимается и опирается на локоточки, держит головку 2-3 минуты, свободно поворачиваетее в разные стороны, рассматривая все его окружающее. Если малыш все это выполняет, это означает отличные неврологические показатели.

Но самое интересное, что уже в этом возрасте, держа ребенка под мышки, его уже можно на пару-тройку секунд ставить на ножки. Конечно, стоять онне будет, это пока только его визуальное восприятие, кроха щупает ножками опору. Как правило, такая процедура очень нравится малышам.

Правила предосторожности

Именно потому, что развитие малыша в 3 месяца переходит в активную стадию, за ребенком нужен особо тщательный уход. Крохе все интересно, онвертится и крутится во все стороны постоянно. Поэтому малыш должен всегда находиться в огороженном месте. Это может быть детский манеж или кроватка с поднятой стенкой. Или хотя бы подушки должны отделять малыша от края, предотвращая его возможное падение. Ну и конечно, желательно, не спускать с ребенка глаз, а поскольку физически это невозможно, находясь на расстоянии, можно ласково что-нибудь ему говорить. Он некоторое время будет концентрироваться на голос и не станет крутиться, поскольку в таком возрасте дети не могут делать два дела одновременно.

Развитие малыша (4 месяца).

Вашему крохе уже исполнилось 4 месяца,в это время он начинает выражать свои эмоции более адекватно. У него формируются первые хватательные движения ручек, ребенок все, что в ручках тянет в рот и тренируется в переворотах – так что пора принять дополнительные меры безопасности – это чистые игрушки, которые должны быть прочными и не имеющие мелких деталей. Но и ни в коем случае нельзя препятствовать этому навыку принципиально важному, ведь ваш малыш именнотаким образом знакомится с окружающим миром. Он все облизывает и пробует «на зубок», что является в его развитии важным инструментом. Именно на этом основывается развитие малыша в 4 месяца.

Используйте для чистки игрушек детские моющие специальные средства, которые в себе не содержат вредные компоненты для ребенка. Их нужно мытьрегулярно, и тщательно ополаскивая.

Поведение четырех месячного крохи

Должны сделать первую прививку от столбняка, дифтерии и коклюша, и первую вакцинацию от полиомиелита.

Развитие малыша в 4 месяца уже позволяет в сутки потреблять пищу объемомдо 1 литра. Грудное вскармливание способно компенсировать всю потребность крохи в пище и в жидкости. Если у ребенка искусственное вскармливание, то можно уже начинать вводить прикорм – это овощные и фруктовые пюре, кашки, а также переходить на режим кормления 5 раз в день.

На этом этапе развития периоды, когда малыш бодрствует, заметно удлинились. Он уже уверенно держит головку лежа на животике и приподнимается на ручках. Также разглядывает с интересом перед собой предметы, пытаясь до них дотянуться и одной ручкой схватить, опираясь при этом на другую. Ребенок, лежа на спине, радостно играет со своими ножками, ловит их ручками и старается дотянуть в ротик, еще пытается перевернуться со спины на животик. При подтягивании крохи за ручки из положения лежа на спинке, он садиться и старается выпрямить свою спинку.

Игры

Теперь ваш ребенок с огромным энтузиазмом, много и хорошо «гулит», а также громко смеется, при этом тренируя свой речевой аппарат. Такой яркий и эмоциональный месяц жизни малыша наполните радостью общения – чаще берите его на руки, улыбайтесь, смейтесь и не скупитесь на ласку.

На этот месяц в хит-параде игр абсолютным лидером является игра в «ку-ку» или в прятки. Вы пропадаете из поля зрения малыша и потом внезапно снова появляетесь, или можно по-другому – свое лицо чем-нибудь закрываете. И ваше «возвращение» всегда будет встречаться смехом. К игрушкам, которые положительно влияют на развитие малыша в 4 месяца, можно отнести мелодично и ненавязчиво издающие звуки неваляшки, игрушки-подвески, развивающие коврики и другие игрушки, которые предназначены для тактильной и визуальной стимуляции развития, и выполнены из нетоксичных и прочных материалов.

В трех-четырех месячном возрасте интенсивность прибавки веса у малыша снижается – и составляет приблизительно 750г. Примерно на 2 см. увеличивается его рост, и сравниваются окружности грудной клетки и головы.

Развитие малыша (5 месяцев).


Развитие малыша в 5 месяцев делает акцент на формирование двигательной активности – на моторный компонент. Кконцу этого месяца кроха уже будет самостоятельно в пространстве менятьположение собственного тела, совершать перевороты с животика на бок и обратно. При этом развиваясь как физически, так и психологически.

Какие способности имеет малыш?

Продолжается на 5 месяце жизни крохи усовершенствоваться координация егодвижений – он уже с ловкостью хватает, притягивает к себе и отталкивает, ловит, затем ощупывает игрушки-подвески, и таким образом он«собирает» об окружающих предметах сенсорную информацию, из-за чего осуществляется накопление чувственного опыта. Когда малыш лежит на спинеон совершает забавные «пируэты» и движения ногами, а при захватывании ручками предметов-подвесок и поднимая их, активируются не только мышцы рук но и другие мышцы тела.

К началу 5 месяца жизни малыш уже может самостоятельно сидеть, при этом делая опор на свои ручки вытянутые вперед – это важный шаг к его и вашейнезависимости. Его попытки сесть нужно поощрять, хвалить и высказывать всячески ваше одобрение – это будет стимулировать его к повторным попыткам сесть, что является отличной тренировкой мышц спины. Кроха уже может на твердой опоре устойчиво и ровно стоять, если его поддерживает подмышки взрослый.

Если в поведении крохи появилось беспокойство, он тянет в рот кулачки и их грызет, то это признак, что начались резаться зубки. К симптомам можно отнести повышенную сонливость, небольшое повышение температуры и дерганье себя за ушки. И эти признаки проявляются еще за несколько недель до того как из распухшей десны появиться краешек первого белоснежного резца.

Ввод прикорма

Развитие малыша в 5 месяцев уже угасает рефлекс выталкивания из ротика ложечки, его пищеварительная система уже достаточно окрепла и можно начинать вводить прикорм. При условии, что все необходимые вещества ребенок получает при грудном вскармливании, то первое опробование «настоящей» пищи можно провести попозже – этим вы снизите возможность возникновения пищевой аллергии. А если ребенок кормиться искусственно или смешанно, он появился на свет раньше положенного срока, отмечаются проявления рахита или анемии, то самое время вводить прикорм, начините совощного пюре.

Игрушки

В этот период лучшими игрушками для малыша станут удобные для удерживания в его ручке погремушки с ручками, которые стимулируют способность перехватывания предметов из рук взрослого, музыкальные предметы, игрушки-пищалки, мягкие кубики, имеющие яркие цвета, фактурныепредметы. Для глаз генетически более полезными являются такие цвета - зеленый, оранжевый, голубой, желтый.

Ребенок в процессе общения проявляет яркую реакцию на ему знакомого человека. Замечается разная реакция на интонации голоса издаваемые взрослым – кроха может расплакаться на отрицательную, а ласковое общениевызовет доброжелательный вид, хорошее расположение духа, он начинает громко и певуче гулить.

Когда и во что играть с ребенком до года.

Уже с самого своего рождения ребенок готов к усиленному развитию своих умственных и физических способностей. Причем он открыт к такому развитию по средствам общения, тесного взаимодействияс взрослыми и посредствам игры. Что же мы, взрослые сможем предложить ему, когда ребенок начинает играть? Об этом мы и хотим поведать на страницах этого материала. Начинать никогда не рано!

Когда ребенок начинает играть: от 0 до 3 месяцев

Конечно, в таком возрасте малыш еще во многом ограничен в своих возможностях по причине еще не совсем полного физического развития. Поэтому его игра должна быть в полной мере обогащена общением с родителями. В этом возрасте рекомендуется:
Носить младенца на руках с той целью, чтобы он видел, что происходит вокруг него, танцевать вместе с ним, при этом раскачиваясь в такт звучащей музыке;
Разговаривать с малышом и пойте для него песни. Когда ваш малыш станет старше, не стесняйтесь гримасничать с ним, всячески веселить его,заставляя смеяться;
Можно ласково пробегать пальцами по животу малыша, ласково его тормошить.

Играем в возрасте 4-6 месяцев

В этом возрасте родителям можно порекомендовать следующие игры с маленьким:
Кружите его в воздухе;
Вспомните игру-сказку «Сорока-ворона». Да, да ту самую, где сорока-ворона «кашку варила и на порог скакала». Загибая его пальчики вовремя этой игры, вы помогаете развитию его тактильных и моторных функций.
Покажите малышу, как он может плескаться в ванной во время купания.Рекомендуемым списком игрушек, с которыми ваш ребенок сможет играть в этом возрасте может быть следующий список: текстурные игрушки из резины,которые малыш сможет жевать, прыгунки (желательно применять у шестимесячных малышей, которые могут держать голову), в момент купания, покажите ему как удобно лить воду при помощи небьющихся чашек, простейшие, прыгающие и музыкальные игрушки, при помощи которых ребенок поймет причинно-следственные связи.

Играем в возрасте 7-9 месяцев

Рекомендуемыми играми в таком возрасте могут стать:
Прятки, при которых родитель будет закрывать лицо руками, а потом удивлять малыша внезапным открытием своих ладоней;
Ползание по маминому или папиному телу;
Легкое покусывание пальчиков на ручках или ножках;
Игры в «аэроплан»;
Наполните коробку из-под печенья, или же конфет любыми неопасными предметами, пронаблюдайте, как маленький будет их вынимать и бросать их.

Играем в возрасте 9-12 месяцев

В этом возрасте можно порекомендовать различные варианты пряток, когда вы будете накрывать малыша материей и делать вид, что вы его потеряли, прятать предметы у него на глазах в шкафы ил ящики, разучивание несложных песенок, танцы, катание на спине, и кружение в воздухе.


Подвижные игры с родителями на свежем воздухе – это неотъемлемая и необходимая часть детского досуга. Но, к сожалению, иногда по незнанию или из-за неосторожности родители во время таких игр могут травмировать ребенка, причем таким способом, о котором многие даже не догадываются.

Возможно, вы слышали о таких ситуациях, когда при попытке поймать за руку ребенка или приподнять его, удерживая за кисть, малыш внезапно начинает плакать и держаться за ручку, не позволяя к ней прикасаться или совершать ею какие-либо движения. Испуганные родители думают, что случился перелом и мчатся в ближайший травмпункт (и правильно делают), но часто ни при осмотре, ни на снимке не обнаруживаются признаки серьезной травмы и травматолог в считанные минуты, производя определенные манипуляции с рукой, возвращает ребенку хорошее настроение.

Неприятность в подобных ситуациях возникает из-за того, что ребенка слишком энергично потянули за руку, спровоцировав этим состояние, которое имеет сложное название «пронационный подвывих головки лучевой кости». Встречается он, в основном, у детей до 6 лет.

Давайте разберемся, что же это такое, чтобы в будущем избежать подобных проблем.

Локтевой сустав образован с одной стороны плечевой костью, а с другой – локтевой костью и головкой лучевой кости, которая по форме напоминает гантельку. Вокруг головки лучевой кости расположена кольцевидная связка, которая фиксирует кость в необходимом положении.

У детей связки более растяжимые, чем у взрослых, поэтому, если сильно или резко потянуть малыша за руку, то головка лучевой кости может частично «выскользнуть» из кольцевидной связки, ущемив ее при этом в локтевом суставе (см. картинку под статьей).

Это провоцирует боль, а также то, что ребенок не может повернуть ручку ладонью кверху. Также иногда может наблюдаться небольшой отек в области головки лучевой кости.

Если в течение нескольких часов обратиться за медицинской помощью, то, после установления диагноза, доктор сравнительно быстро и легко устраняет проблему. Если же промедлить с оказанием необходимой помощи, то, из-за нарастающего отека, вправить такой подвывих несколько сложнее. Признаком вправления подвывиха является то, что восстанавливается полный объем движений кисти и ребенок может повернуть ее ладошкой кверху. После вправления часто рекомендуют иммобилизацию на 1-2 суток.

Подытожим: нельзя тянуть и дергать маленьких детей за кисть или предплечье, потому что это может спровоцировать пронационный подвывих головки лучевой кости (nursemaid elbow или pulled elbow в англоязычной литературе). При необходимости, лучше поддерживать за руку выше локтевого сустава. В случае появления выше описанных признаков (внезапный плач, щажение конечности, невозможность повернуть ладонь кистью кверху) необходимо без промедлений обратиться за медицинской помощью.

Будьте здоровы!

Как известно, молодые мамы очень мнительны и находятся под пристальным вниманием бабушек и иных родственников. И у старшего поколения на все есть свое мнение и совет, хотя порой достаточно дельный. И когда они замечают, что грудничок тянет в рот кулачки, пальцы, то называют это вредной привычкой, от которой необходимо отучать не менее вредными методами. Но есть ли в этом такая необходимость? В среднем такой период начинается в три месяца, когда грудничок осознает свои руки, начинает изучать окружающий мир на вкус.

Почему дети сосут пальцы, кулачки, губу?

Хочет кушать . Раньше считалось, что это признак голода. И это действительно может быть желание покушать, особенно если до кормления осталось полчаса. Просто малыш проголодался раньше положенного ему времени. Тогда не стоит придерживаться графиков, особенно на предпочтительней прикладывать к груди по требованию. А если малыш тянет ручки после еды, то возможно он просто не доел.

Выпив быстро переднее молочко, заднее он выпивает понемногу, по каплям. Именно поэтому не стоит давать обе груди в одно кормление, так как желудок наполниться быстро, но он не наестся надолго.

Утоление рефлекса сосания . Но чаще всего это обычное желание удовлетворить врожденный рефлекс сосания. Ведь еще в утробе дети могут сосать палец или кулачок. Особенно это касается деток, которые кушают молоко или смесь из бутылочки. Обычно свою порцию они съедают в 2-3 раза быстрее за пять – десять минут, поэтому рефлекс остается неудовлетворенным. И если малышу не дать грудь, то он засунет то, что всегда при нем – свою руку. Ярким признаком неудовлетворенности рефлекса сосания являются причмокивания при сосании кулачка.

Успокоение . У малыша присутствует постоянное желание чувствовать маму. Сосание груди успокаивает и усыпляет малыша, дает ему чувство защищенности. Поэтому грудничок, которому не хватает груди, заменяет ее на кулачок.

Если ребенок начинает тянуть в рот пальцы, руки и прочие вещи, которые ему попадаются после четырех – шести месяцев, и это сопровождается активным слюноотделением, родителям стоит ждать появления зубов. Обычно это даже не совсем сосание, а скорее покусывания, порой с остервенением и злостью, нервозностью, жевание вещей.

Сосание пальцев и кулачков имеет и отрицательные моменты .
Когда детки постоянно тянут в рот руки, это может привести к негативным последствиям в будущем:

  • Возможность инфицировать полость рта, а значит и желудок. Это приводит к , а соответственно, болям в животике, коликам и медикаментозному лечению. Ребенок ручками не только берется за намытую кроватку, стульчик, но и за все, до чего сможет дотянуться, пока его носят, пытается ухватить полотенца, занавески, мамины волосы, живые и искусственные растения.
  • Из-за стимуляции ротовой полости, появляется повышенное слюноотделение. Из-за чего мокнут кофты, шея, локти, простынки, а ребенок теряет воду, может начаться . А на щечках, шее появляются раздражения, на ручках – мокнущая кожа.
  • Если малыш сосет постоянно один пальчик, то это может привести в его деформации.
  • Также это приводит к неправильному росту зубов, выпиранию верхних передних и отклонению нижних.

Что делать в таком случае?

Если ваш малыш сосет кулак или руку, особенно в юном возрасте, то не стоит прибегать к изобретательным советам родни. Многие мажут пальчики соком алоэ или горчицей, привязывают ручки или надевают приспособления, не позволяющие их сгибать.

Эти методы в некоторых случаях действенны, но в основном при послаблениях детки продолжают сосать ручки. А крики могут вызвать стресс у малыша и могут привести к обратному эффекту. Тогда отучить ребенка от этой привычки будет практически невозможно. Иногда, когда деткам ограничивают движения рук, не давая их сосать, они находят себе заменитель – губу.

Отучение от сосания начните с внимательного отслеживания времени, когда малыш тянет в рот руки. Попробуйте ребенку чаще давать грудь, по каждому требованию малыша или увеличьте периоды кормления. Не меняйте грудь, если вам кажется, что он уже все съел. Во время кормления детки могут насасывать несколько приливов. Кроме того так они получают более сытное, полезное заднее молочко. Если он не хочет брать грудь или малыш искусственник, то предложите пустышку. Многие детки, которые находятся на , не признают соски, но можно попробовать их обмануть.

Пустышку обмакивают в грудное молоко или розовое варенье (его используют как профилактику стоматита). Новый вкус привлечет внимание и пусть ненадолго, но малыш примет соску. Некоторые предлагают использовать мед, но помните, что он является сильным аллергеном и ребенок может покрыться сыпью, так что относитесь к нему с осторожностью, и не давайте деткам, имеющим предрасположенность к аллергическим реакциям.

Если мама кормит с бутылочки, то попробуйте купить соску для более раннего возраста, где напор маленький и грудничку придется прикладывать усилия, чтобы сосать. Соответственно время кормления увеличится.

Можно попробовать занять ребенку ручки . Отвлеките малыша, поиграйте с ним в игры, развивающие мелкую моторику (еще один плюс таких игр – развитие речи). Попробуйте дать малышу глину или мешочки, наполненные различными крупами.
Если причина сосания пальцев и кулачков зубы, то помогут специальные зубопрорезатели. Сейчас их существует множество – различных форм и размеров. Новинкой являются охлаждающие зубопрорезатели, которые остужают воспаленные десна, снимают раздражения.

Многие мамы относятся к сосанию ручек, кулачков и пальцев достаточно спокойно и не проводят никаких мероприятий по отучению. На самом деле, если ребенку уделяется достаточное внимание, его любят и окружают заботой, то к возрасту активного движения (девять – двенадцать месяцев) это пройдет самостоятельно .

Десятый месяц

Берет предметы правильно, двумя пальцами, перелистывает книжку, пытается ее рассматривать, подражает движениям взрослых или животных, охотно демонстрирует свои умения.

Одиннадцатый месяц

Хорошо ориентируется в пространстве – встает, садится, ползает, ходит с поддержкой. Находит любимые предметы, выполняет простые просьбы, знает названия многих предметов. Может показать какую-то часть тела, произносит первые слова обращения и лепечет с интонацией, напевно во время игры.

Двенадцатый месяц

Пытается стоять без опоры. Некоторые дети начинают самостоятельно ходить. Приседает и выпрямляется без опоры. Легко наклоняется, чтобы поднять игрушку, отдает игрушку, если его просят. Легко разбирает пирамидку, может открыть и закрыть дверь, находит спрятанный предмет. Пытается участвовать в одевании, умывании, кормлении – держит ложку. Начинает играть – кормит игрушки, укладывает их спать. Подражает звукам на улицах, определенными созвучиями обозначает предметы, любит находиться со взрослыми и включать их в свою игру.

Годовалый ребенок – это уже вполне сложившийся человечек, который умеет объяснить внимательному взрослому, что он хочет, и с удовольствием общается со взрослыми, радуется, когда они его хвалят, и готов учиться всему, лишь бы эти главные в его жизни люди были им довольны.

Глубоко заблуждаются те родители, которые считают, что до года ребенок слишком мал, чтобы заниматься его воспитанием. Дескать, он пока еще в таком возрасте ничего не понимает, не осознает и не смыслит. Однако есть определенные психологические правила, которые должны применяться родителями по отношению к малышу в его период развития от 0 до 1 года.

Инструкция

В первую очередь, возьмите за правило заниматься малышом вместе, то есть, чтобы и мама и папа уделяли процессу воспитания максимум внимания. В этот период от мамы понадобится все свободное время для малыша, от папы – обеспечение маме этого времени и возможности иногда отдохнуть.

После полугода ребенок остро начинает чувствовать нужду в обоих родителях, у него формируется понятие и представление о том, что , потому роль отца, который всегда находится рядом с ним и его мамой, в такой возрастной период неоценима.

Первый год жизни ребенка постоянно происходит его физическое и умственное развитие. Не усаживайте специально его, не поворачивайте ему голову, не ставьте на ножки. Он сделает это сам тогда, когда почувствует в себе силы, когда его мышцы и кости окрепнут достаточно.

4 месяца

4 месяц не несет никаких серьезных изменений, кроме укрепления опорно-двигательного аппарата и проявления эмоциональной активности. Малыш с интересом тянет в рот игрушки, свободно переворачивается и может сидеть с поддержкой.

5 месяцев

Этот период надо отметить особо, поскольку именно сейчас начинается активный прогресс мозга, это наиболее благоприятный период для развития моторики и получения первоначальных сведений об окружающем мире.

6 месяцев

Спустя полгода после рождения малыш умеет сидеть и пытается ползать. Повышенная двигательная активность помогает ему быстро осваивать мир и его признаки. Старайтесь ни в чем не ограничивать малыша, позаботьтесь только о его безопасности.

7 месяцев

Ребенок начинает активно ползать, а имея опору встает на колени. Если вы возьмете его за руки и поднимете, он будет устойчиво стоять на ногах.

8 месяцев

В этот период ребенок учится самостоятельно добывать необходимые ему предметы. Быстро развивается его мимика и мелкая моторика. Теперь вы можете поиграть в ладушки. Становятся более разнообразные и произносимые им звуки. Кроме того, малыш может легко вставать, имея опору.

9 месяцев

В это время ребенок становится более раздражительным, потому что его мозг начинает воспринимать большие объемы новой информации. Зато теперь ему подвластны новые движения, он может переставлять мелкие игрушки, ходить с опорой и преодолевать препятствия на своем пути.

10 месяцев

Ребенок выполняет многие сознательные действия, открывает коробки, прячет игрушки, стоит без опоры и выполняет простейшие просьбы. Попросите малыша помахать вам рукой на прощание или подать игрушку. Он с радостью будет учиться взаимодействовать с вами.

11 месяцев

в этот период ребенок спокойно перемещается в пространстве. Более понятнее чем раньше, выражает свое отношение к происходящему и знает большинство окружающих его предметов.

12 месяцев

Примерно в это время ваш малыш научится ходить и будет произносить около 10 слов. Теперь он умеет открывать двери, предлагает игры и относится ко многим вещам сознательно. Он преодолел все основные этапы раннего развития и теперь остается лишь закрепить их.

Видео по теме

Совет 5: Психология ребенка: от рождения до сознательного возраста

Детская психология – это отрасль психологии, которая изучает поведение ребенка и специфику его развития.

Развитие ребенка в обществе начинается с его общения с родителями и близкими людьми. Как понять, что ребенок распознает мир? Он улыбается. Это и есть первое проявление. Психологи утверждают, что ребенок уже в двухмесячном возрасте может сознательно улыбаться при виде человеческого лица, как правило, матери или отца. К 5–7 месяцам он может улыбаться другим людям, которых часто видит. А к незнакомым всё еще относится подозрительно, так скажем.

Детям такого возраста свойственно бояться или смущаться при виде чужих людей. Уже в таком возрасте у людей проявляется качество отличать «своих» от «чужих». Даже у таких маленьких детей для каждого из родителей есть своя функция. Исследования показали, что дети воспринимают отца в первую очередь как развлечение. Для них отец своего рода игрушка, которая всегда смешит и веселит. А мать воспринимается как защитница, у которой всегда можно получать еду, укрытие и тепло.

С самого начала жизни маленькие дети используют эмоции, чтобы добиться у взрослых того, чего хотят. Как показывает практика, ребенок уже с одного года может стать «главным» в семье. Большая часть эмоций у детей - это своего рода определенное исследование, которое иногда превращается в игру, затем в проверку реакции, а иногда и в сладкую месть, если, например, взрослый в конечном счете сдался.

Ребенок уже с раннего возраста может активно управлять отношениями. У него всегда огромное количество планов по тому или иному поводу. И, скорее всего, не взрослый, а ребенок решит каким будет результат, положительным или отрицательным. Например, если не купить ему игрушку по первому требованию, то он начнет истереть, но не из-за обиды, а в качестве наказания родителю за плохое поведение. Иногда родители становятся марионеткой в руках детей. Сначала это кажется забавным, эдакий маленький босс, но, главное, в раннем возрасте пресечь это, ибо в будущем это может перерасти в обычную избалованность.

Для того, чтобы ребенок не плакал, он должен быть здоровым, сытым и отдохнувшим. Чтобы поддерживать здоровье ребенка, нужно полноценное питание, здоровый сон, свежий воздух, активное бодрствование и счастливая отдохнувшая мама. Мамы стараются обеспечить ребеночка всем, а про себя зачастую забывают. Мамам обязательно надо отдыхать, от этого зависит здоровье ребенка.

Малыши до 3-4 месяцев питаются только молоком, а затем в их рацион вводят фруктовые и овощные соки. Прикорм начинают с объема чайной ложки и постепенно доводят до 30 мл. Этот процесс лучше начинать с несладких соков (яблоко, морковь). Педиатры советуют давать витамин Д вместе с морковным соком, вместе они лучше усваиваются. В следующий месяц вводят фруктовое и овощное пюре, а затем творог, сливочное масло, крупы, желток и мясо.

Для ребенка обязателен продолжительный сон на свежем воздухе. Перед сном также необходимо проветривать помещение, в котором малыш спит. В процессе сна ребенок не должен слышать никаких посторонних шумов, классической музыки и детских песенок. Психологи советуют лишь в первые 15 минут сопровождать сон малыша подобными произведениями. Первые месяцы детей нужно обязательно плотно пеленать, чтобы они не барахтались во сне и не будили сами себя.

Во время бодрствования для ребенка обязательна гимнастика, соответствующая их возрасту. Так каждый месяц они будут приобретать новые навыки и способности. Необходимо помнить, что задача упражнений – научить ребенка не сидеть, а самостоятельно садиться, не стоять, а самому встать. Не торопите малыша. Так же в поликлинике, в кабинете здорового ребенка, необходимо получить навыки массажа и проводить его ежедневно в одни и те же часы.

С новорожденным тяжело соблюдать режим дня, но если его придерживаться, то и капризов с проблемами будет намного меньше. В начале пути молодым матерям придется потерпеть, чтобы достичь желаемых результатов, а по итогу мать точно будет знать причину слез малыша и что он в данный момент хочет. Соблюдая нехитрые рекомендации, указанные в специальной литературе, вы добьетесь того, что ваш малыш вырастет здоровым и счастливым.

На первой неделе жизни новорожденный теряет до 8% от массы тела при рождении, затем его вес начинает расти. Примерно на 7-й день отпадает пуповинный остаток. До 3-й недели малыш воспринимает только громкие звуки, так как уши закрыты эмбриональной жидкостью. До конца месяца его кожа постепенно светлеет и приобретает естественный цвет. Мышцы у грудничка находятся в тонусе, именуемом педиатрами физиологическим, поэтому ручки и ножки все время согнуты, а ладошки – зажаты в кулачки. Ребенок может видеть предметы на расстоянии до 30 см, поворачивает голову на свет. В этот период чаще всего бывают колики и срыгивания. Ребенка нужно выкладывать на животик, при этом он приподымает головку и удерживает по несколько секунд. В первый месяц жизни является обязательным еженедельное посещение грудничка педиатром. Чтобы сообщить родителям о своих потребностях, малыш плачет, и успокаивается, когда его возьмут на ручки. За раз съедает 80-120 мл грудного молока или его заменителя — смеси. Частота кормлений – приблизительно каждые 2 часа. Средняя прибавка в весе – 1 кг, в росте – 2 см.

  • 2 месяц

Малыш уже издает различимые звуки, мурлычет, агукает. Тональность его голоса меняется. При виде родителей улыбается, начинает различать голоса, прислушивается к разговорам. В этот период он впервые улыбается, хоть и бессознательно. Чтобы малыш уверенно держал голову, нужно чаще выкладывать его на животик. Это же упражнение укрепит мышцы брюшного пресса и поможет избавиться от колик. Держит погремушку в ручке, трясет ею, внимательно наблюдает за игрушками. Поворачивается на бочок и спит на нем. Лежа на спине, выпрямляет ручки и ножки. Тянет в рот ручки, при этом обильно выделяется слюна. Во время плача появляются слезы. Самое время для развития зрительных навыков присоединить на кроватку мобиль. Для здоровья ребенка очень важны ежедневные прогулки на свежем воздухе, а также следует уделить внимание выработке режима сна и бодрствования. За второй месяц жизни ребенок набирает около 800 г и вытягивается на пару сантиметров.

  • 3 месяц

Малыш уже способен осязать окружающую обстановку, видит все больше предметов. Ему нравится, когда его носят столбиком, чтобы больше рассматривать окружающую обстановку. Изучает ладошки, пальчики. Поворачивает голову в разные стороны в поисках источника звука, четко различает лица окружающих. Начинает различать запахи. С этого месяца родителям нужно пристальней следить за малышом, ведь он начинает переворачиваться со спинки на животик. Еще одно достижение – он уже уверенно держит головку, находясь в вертикальном положении на руках или лежа на животе. Сейчас малышу понравится яркий развивающий коврик, укачивающий центр. Если положить перед ним разноцветную игрушку, он попытается дотянуться до нее и самостоятельно схватить. Тянет в рот погремушки. Средняя прибавка в весе – 800 г, в росте – 2 см.

  • 4 месяц

Период колик постепенно проходит, теперь малыш может спать немного дольше и просыпаться на кормления реже. Лежа на животике, он пытается подняться, опираясь на ручки. Он узнает среди других людей маму, улыбается ей, разговаривает. Прислушивается к музыке. Особый интерес вызывает его отражение в зеркале. Дольше может акцентировать внимание на предметах или каком-то процессе. Переворачивается со спинки набок и на живот. Пытается переворачиваться на спинку. Тянется к игрушкам, берет игрушку двумя ручками. Отталкивается ножками и ручками от опоры. Лежа на спинке, приподымает голову и прижимает подбородок к груди. Если его подтянуть за ручки, пытается присесть. Берет игрушку и трясет ее одной рукой, радостно реагирует на ту музыку, которая ему нравится. Активно пытается участвовать в разговоре, лепечет отдельные слоги с разной силой. Прибавка в весе – 700-800 г, в росте – 1-2 см.

  • 5 месяц

Малыш умеет легко переворачиваться на бочок, с живота на спинку и наоборот. Лежа на спине, приподымает голову, чтобы больше видеть. Упирается ножками в кровать и пытается встать на «мостик». Лежа на животе, вытягивает прямо ручки и ножки, держит одной ручкой игрушку. Все больше окружающих предметов вызывают у малыша интерес, особенно цветных. Перекладывает игрушки из одной ручки в другую. Наблюдает за падающей на пол игрушкой. Теперь он не только берет их в ручки и бросает, но и пытается тянуть в рот. Это может свидетельствовать о скором появления зубов. Малыш значительно реже плачет, больше улыбается и смеется; он интересный и веселый. Появление чужого человека может вызвать отрицательную реакцию и даже плач. Переводит взгляд с одного присутствующего собеседника на другого. За месяц ребенок в среднем прибавляет в весе 700 г и 1-2 см.

  • 6 месяц

Малыш научился уверенно сидеть без поддержки, хотя сам еще не садится. Некоторые детки все же совершают попытки сесть самостоятельно. Лежа на животике, опирается на вытянутые ручки и приподымается. При поддержке опирается на ножки и пытается стоять. Делает попытки приподняться на четвереньки. Дотягивается до отдаленных предметов. Выбирает понравившуюся игрушку из нескольких, предложенных на выбор. Рассматривает ручки, пальчики. В это время пора вводить первый прикорм. Чаще всего его начинают с приготовленных на пару овощей. Качество стула меняется, кормления грудью становятся все реже. Вырабатываются вкусовые предпочтения. Пьет из чашки-непроливайки. Поворачивается, когда его называют по имени. Начинает произносить слоги «ма», «ба», «да». Днем спит 2-3 раза. В этот период начинают прорезываться зубы. Это может сопровождаться болью, повышением температуры, повышением слюноотделения, беспокойством. Прибавка в весе – 650 г, в росте – 1-2 см.

  • 7 месяц

Малыш любит большую часть времени проводить, лежа на животике. Начинает ползать, самостоятельно принимает сидячее положение и удерживает равновесие. Некоторые детки в этом возрасте уже уверенно садятся. Малыш тянет к маме ручки, просит, чтоб его взяли на руки. Он обращается к окружающим, зовет их. Ребенок уже не засыпает после еды, он проводит больше времени за играми. Сидит с прямой спинкой, во время кормления крутится в разные стороны, пытается увильнуть. Много лепечет, старается имитировать звуки, издаваемые взрослыми. Берет погремушку и стучит ею по поверхности. Держит бутылочку. Можно предложить ему пить из чашки и пробовать держать ложку. В это время прорезываются два нижних зубика. Это может доставлять дискомфорт при кормлении грудью. Он уже не так быстро набирает вес, так как изменился характер пищи и он стал больше двигаться. Прибавка в весе – 600 г, в росте – 1-2 см.

  • 8 месяц

Малыш совершенствует свои умения садиться, поворачиваться. Лежа на животике, свободно вертит головой. Его интересуют все окружающие предметы, он легко преодолевает препятствия. Много лепечет новых слогов, пытается просить те или иные предметы. Отталкивает ручками мяч. Захватывает мелкие предметы при помощи двух пальцев. Ему нравится бросать игрушки на пол, чтобы вы их подымали. Ребенок пытается вставать у опоры, стоять по несколько минут, держась за поручни кроватки. Танцует, повторяет смех взрослых. Не любит оставаться один, переживает, когда мама уходит. Сейчас для малыша важно чтобы с ним разговаривали, озвучивали действия. Он уже понимает запреты. Пьет из «взрослой» чашки. С заметным удовольствием кушает кашки, мясо, печень, молочные продукты, фрукты, овощи, печенье. За этот месяц малыш прибавил в весе 500-600 г и вырос на 2 см.

  • 9 месяц

Малыш уже может играть некоторое время самостоятельно, складывать игрушки в кучку. Сидя на полу, поворачивает в стороны корпус. Он пробует залезть на стул или диван, стоит несколько минут у стены или держась за мебель. Его положение еще неустойчиво и он смешно падает на попу. Если его придерживать за ручки, кроха будет ходить в течение нескольких минут. Также он уверенно топает у опоры. Выдвигает нижние ящики мебели, достает из них все предметы. Стучит предметом по предмету. Очень быстро ползает, быстро передвигается в ходунках, пританцовывает. У малыша теперь появляются любимые игрушки, которые он везде берет с собой. Начинает играть кубиками и сортерами. Его голос имеет более четкий эмоциональный окрас и различные интонации. Самостоятельно тянет в рот еду. Малыш набирает за месяц 500 г и подрастает на 1-1,5 см.

  • 10 месяц

Ребенок опирается на ручки в сидячем положении, ползает на животике. Перекладывает мелкие предметы с места на место. Старается стоять без поддержки рук. Некоторые крохи на этом этапе жизни делают первые шаги. Реагирует на запреты, выражает обиду. Удивляется, услышав незнакомые звуки. Пытается копировать выражение лица и мимику взрослых. Пытается произнести слова «мама», «дай» и другие. Проявляет любовь к родителям, обнимает ручками, пытается поцеловать. Малыш старается привлечь к себе внимание взрослых, чему несказанно радуется. Он четко осознает настроение взрослых, распознает их радость или неодобрение. Поэтому важно правильно реагировать на его поступки, чтобы малыш понимал, что хорошо, а что – плохо. Самостоятельно пережевывает пищу. Прибавка в весе составляет 450 г, рост увеличивается на 1,5 см.

  • 11 месяц

Малыш уже уверенно топает, держась за мамину ручку и у опоры. Может сделать самостоятельно несколько шагов. Пританцовывает в такт музыке. Может щипать и кусаться. Выполняет движения по просьбе, бросает мячик в указанном направлении. Ребенок исследует квартиру, находит новые незнакомые предметы, стучит ими о другие предметы с особой силой. Поэтому родителям следует позаботиться о безопасном нахождении малыша в комнате, убрать опасные вещи из зоны досягаемости. Играет в ладушки, «ку-ку». Машет ручкой при прощании, показывает жестами «дай» и «ну-ну». Повторяет некоторые слова с соответствующей интонацией: «мама», «баба», «папа», «дай». Показывает, где у игрушки находятся глазки. Он понимает отдельные, часто повторяемые фразы. Кушает печенье, яблоко, хлеб. По истечению 11-го месяца ребенок набирает в весе 400 г, в росте – 1-1,5 см.

  • 12 месяц

Спустя 12 месяцев малыш уже многое умеет и понимает: самостоятельно ходит, строит пирамиды из кубиков, много лепечет, повторяет отдельные слоги или даже слова за взрослыми. Он знает свое имя и его сокращенную форму, реагирует на него с радостью. В большинстве случаев в этом возрасте малыш не только очень быстро ползает, но и достаточно уверенно ходит. Достает предметы из коробки, запоминает их месторасположение. Ребенок просит кушать, имитирует это соответствующими звуками. Хлопает в ладоши, просится на ручки. Показывает ручкой, в каком направлении хочет идти. Смеется при виде животных. Повторяет звуки некоторых животных, машин. Рассматривает картинки в книжках. Радуется, когда его хвалят. Днем спит один раз. Пьет и ест самостоятельно. Постепенно переходит на взрослую пищу, тянет из маминой тарелки. К концу первого года ребенок должен утроить тот вес, с которым он родился, а за последний месяц набрать 300 г и подрасти еще на 1 см.

Поделиться: