Kazakhstan Fashion Week представляет.

ОЧЕНЬ МОДНО

Если последние два года вы не читали новостей и нежились в патриотическом анабиозе, сообщаем: в стране наступил жесткий кризис. Помните, как из ресторанов понемногу исчезал нормандский камамбер? Примерно тогда все и началось. И если за элегичной динамикой цен на нефть условной марки Brent вы могли не уследить, то за френд-лентой следить обязаны. Зимой 2016-го многие предпочли родные просторы Розы Хутора () разорительным склонам Санкт-Морица, перестали давать ужины с шампанским и переместились в актуальную пельменную в Столешниковом. Вдруг стало модно постить селфи на фоне пейзажей Крыма, а на романтический уик-энд отправляться на берега Невы. Поездку на западные фешен-уики теперь сможет позволить лишь жалкая горстка упакованных в Chanel и Alexander Wang завсегдатаев. Вынужденный тренд на патриотизм привел к тому, что в России официально наступил золотой век отечественных дизайнеров. Все явки и пароли – в нашем путеводителе по Mercedes-Benz Fashion Week Russia.

ИСТОРИЯ

Российская неделя моды проходит в Москве уже 15 лет. За это время к аскетичной Russian Fashion Week прибавилась лакшери-приставка Mercedes-Benz, и весь проект переместился в Манеж.

Попасть в основное расписание показов MBFW может любой дизайнер, который прошел отборочный конкурс. Желающие поучаствовать делятся на четыре группы: legendary, celebrity, new и trash.

Легенды – личности, которые надо именовать не дизайнерами, а модельерами. Например, Вячеслав Зайцев (спешите насладиться, покуда созданная им империя все еще управляется самим Вячеславом Михайловичем) или даже . Эти двое проводят показы на льготных условиях, потому что работают на космическом для отечественного текстильпрома уровне.

Знаменитости – вроде певицы Кети Топурии из A’Studio или телевизионного модиста и авторитета Александра Рогова. Они автоматом попадают в шорт-лист, так как одними своими именами пиарят мероприятие в СМИ.

Новички – талантливые первопроходцы, робко выставляющие на отбор пятнадцать моделей, скроенных на свои и окропленных собственными кровью и потом. Этой весной в их числе уже известные московской публике SORRY, I"M NOT, а также KSENIASERAYA, Leка, VIPERS, Portnoy Beso, MUUS Lena Maksimova, SALLE DE MODE.

Трэш – толпа самоуверенных деятелей околомоды с одним кривым пальто в лукбуке. Откопать среди десятков кандидатов достойных так же тяжело, как найти хоть один стильный лук в Instagram Ольги Бузовой, то есть практически нереально.

Но не только российскими подданными горды организаторы: считать Неделю локальным междусобойчиком в корне неверно. На столичной площадке коллекцию представляла, например, англичанка Дженни Пэкхем – в ее платьях щеголяют Кейт Миддлтон и Анжелина Джоли. Лично отсвечивали на Неделе дизайнеры Мэтью Уильямсон и даже Вивьен Вествуд. Американский Vogue публиковал обзор самых интересных показов прошлой весны, а заокеанские фешен-блогеры не перестают сравнивать московский Манеж с американским Lincoln Center, где проходит Нью-йоркская неделя моды.

MUST-SEE

Вячеслав Зайцев. Маэстро, визитная карточка MBFW – и это еще не все. От первых леди до бесцветных героинь «Модного приговора» – Вячеслав одевал всех. Шоу обычно затягиваются, так что запаситесь терпением и хорошенько подзарядите личный айфон – гаджет на 10-20% заряда не доживет и до половины показа.


Юлия Далакян. Из года в год демонстрирует адекватную женскую одежду, которую реально можно носить. На показ приходить непременно – если не за вдохновением, то ради фотографии в обнимку с постоянными гостями Сергеем Зверевым или Константином Андрикопулосом (в зависимости от настроения).

Алена Ахмадуллина. Сказочная Аленушка устраивает, пожалуй, самые эффектные шоу на MBFW, и дело тут не только в удачно подобранных моделях. Гигантская ладья посреди подиума – разве не аргумент? Приглосов гораздо меньше, чем желающих прийти, так что заранее оставьте заявку в бутике на Никольской.


Творцы с холмов Грузии. Мощное закавказское присутствие – примета нескольких последних сезонов. Уже, можно сказать, традиция. Представители самого стильного государства Передней Азии в рамках Недели стабильно демонстрируют москвичам с пяток коллекций международного уровня.

КТО ПРИХОДИТ

Звездная гвардия. У каждого мало-мальски успешного дизайнера есть козырные товарищи. К одному приходят поблистать победители «Золотого граммофона», у второго #frontrow забит актерами отечественного артхауса, на одежду третьего облизываются фешен-редакторы интернет-СМИ. Первые ряды и созданы для всех этих гвардейцев.

Модная туса. Тела королев стритстайла, художников и тусовщиков класса Б время от времени мелькают в светской хронике (но только на сайтах), а лица порой попадают в «Инстаграм» Тимы Колесникова (на заднем плане за Алексеем «Кисой» и красивыми хайболами). Приходят по приглашению знакомого дизайнера. На показ забегают, не снимая парки, чтобы сразу после шоу убежать на следующее мероприятие.


Околомодные окуньки. Начинающие журналисты, тинейджеры в хиппошляпах, YouTube-фрики и студенты-гуманитарии в самодельных остромодных прикидах. Приглашения на показ либо выиграли через конкурс в «Инстаграме», либо подобрали на выходе из Манежа. Приходят за два часа до шоу, наворачивают круги по павильону, томятся в очередях за халявными укладками, транслируют все происходящее в «Перископ».

Special guests, то есть особо ценные гости. Реальные покупатели дизайнерских трудов – финансовый гарант будущих показов. Заслуженно получили приглашения за годы ношения вышитых пальто от ____ (подставьте имя любого русского дизайнера).

Алупка-1962. Женщины постбальзаковского возраста в верхней одежде, которые с утра до вечера ходят по показам. Самые благодарные зрители MBFW – внимательно смотрели все шоу, хотя не помнят по имени ни одного дизайнера. Они дружелюбно подскажут, где взять инвайт на афтепати (куда только они в итоге и приходят).

ДЕЛОВАЯ ПРОГРАММА

Дизайнеры – не бизнесмены. Если человек разбирается и в шелках, и в тонкостях грамотного продакт-плейсмента, значит, это два разных человека. Сколько бы фонвизинский Митрофанушка ни пытался совмещать кройку актуальнейшей копии свитшота Vetements с переговорами в ЦУМе, ничего дельного из этого не выходит: нужно искать менеджера. Но для начинающих дизайнеров, которые пиарятся самостоятельно, MBFW придумали бизнес-программу. Здесь можно наконец посмотреть дальше собственного носа с модной сережкой от Евгении Линович в правой ноздре: послушать полезные лекции, да и просто заявить о себе.

Главное событие деловой программы этого сезона – международная конференция Fashion Futurum, на которой 30 лидеров индустрии обсудят изменения в мире моды за круглым столом. Среди них представители Недели моды в Милане, декан Polimoda Данило Вентури и редакторы ведущих модных журналов из Италии.

Ежегодно Неделя моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia проходит в ЦВЗ «Манеж», где свои коллекции показывают дизайнеры из России, Грузии, Белоруссии, Украины, Индии и других стран. Самые известные дизайнеры, звезды кино и телевидения, модные блогеры и популярные личности страны — на неделю моды сходятся все или почти все. И, безусловно, все значимые лица модной индустрии получают специальные пригласительные на показы, а тем временем огромное количество начинающих блогеров и просто людей, интересующихся модой, из года в год раздумывают над тем, как же попасть на Неделю моды в Москве. Сегодня мы поделимся с вами тем, как же можно попасть на самое модное событие нашей страны.

Итак, если вы не являетесь селебрити и вам не дарят пригласительные на модные мероприятия, но посетить их все-таки очень хочется, то вооружайтесь и вчитывайтесь! 😉

  • Самый распространенный вариант присутствия на всех показах — это получение аккредитации. Аккредитация — это официальное подтверждение участия в мероприятии. Если вы модный блогер или журналист, вам необходимо заполнить форму на сайте MBFWR , и с вами свяжутся представители pr-агентства, которые в индивидуальном порядке рассматривают все заявки. Если издание, в котором вы работаете, или ваш блог имеет достаточное количество просмотров — то вам предоставят именной бейдж, позволяющий присутствовать абсолютно на всех показах! А также брать интервью у дизайнеров и наблюдать за подготовкой к показу за кулисами! Кроме того, будь вы блогер или журналист — у вас есть возможность также аккредитовать вашего личного фотографа.
  • Следующий вариант присутствия на Неделе моды — работа у партнеров мероприятия. Например, в одном из сезонов партнером-стилистом Недели Моды была компания LOREAL. Так вот у компании была своя информационная стойка, где молодые девушки оповещали желающих о возможностях марки Loreal. Можно устроиться на подобную работу, которая обеспечит вас бейджем на всю неделю (то есть пропуском на показы), а также предоставит возможность заработать!

  • Самый очевидный путь присутствия на показе — это получение пригласительного от дизайнера/директора или модели, участвующей в том или ином показе. Например, в прошлом году, мне достались пригласительные билеты от модели, которая была знакомой моего знакомого. Да, самая обычная схема, когда хорошие знакомые играют большое значение 🙂 Единственной проблемой станет то, что вы сможете посетить только определенный показ определенного дизайнера.
  • Итак, самый легкий способ получения билетов на Неделю моды — это просто выиграть их! По соглашению организаторов Недели моды и дизайнеров, партнеры практически всегда разыгрывают билеты на своих сайтах. Если участвовать в нескольких конкурсах одновременно, то вероятность выиграть пригласительные в одном из них очень велика. Вы также можете принять участие в одном из розыгрышей билетов у нас

Этой осенью, с 21 по 25 октября, Москва проводит Mercedes-Benz Fashion Week 2015 (весна-лето). Вниманию столичных адептов фешн-индустрии будут представлены коллекции более 70 дизайнеров из России, Украины, Китая, Турции и других стран. Редакция портала «ЗаграNица» решила подготовиться к одному из главных событий осени и узнала, какие сюрпризы ждут москвичей в новом модном сезоне

Справка

На протяжении вот уже 15 лет агентство-владелец «Артефакт» проводит серии сезонных показов талантливых дизайнеров под названием . Москва за время существования Недели моды повидала и открыла миру множество новых брендов и дизайнеров.

Мероприятие несколько раз меняло своё название: с локального бренда - российская Неделя прет-а-порте - на национальный Russian Fashion Week, а в 2011-м уже на глобальный бренд Mercedes-Benz Fashion Week Russia.

Раньше у показов Недели моды не было постоянной площадки, они проходили в таких известных местах, как , ЦДХ на Крымском валу, в шатрах на Васильевском спуске и в Центре международной торговли. Но вот уже несколько сезонов в выборе площадки проявляется завидное постоянство, и Mercedes-Benz Fashion Week 2015 не станет исключением и тоже пройдет в центральном «Манеже».


Фото: insignia-lb.com

31 сезон

Среди участников Недели моды числятся много успешных дизайнеров и брендов, таких как Alena Akhmadullina, VIVA VOX, Tony Ward Couture, Yasya Minochkina (Украина), Julia Nikolaeva, Laroom, PIROSMANI BY JENYA MALYGINA, IGOR GULYAEV, MASTERPEACE, Julia Dalakian, Yez by Yegor Zaitsev, Goga Nikabadze, DIMANEU.

Многие из них уже прославились не только на отечественных аренах, но и во всем мире.


Одним из самых ожидаемых показов Mercedes-Benz Fashion Week Москва станет шоу грузинки Рии Кебурии , которая в 2013 году приятно удивила зрителей своими симметричными платьями с гофрированными вставками и головными уборами с бусинами и камнями.

Фото: static.vogue.ru Фото: static.vogue.ru Фото: static.vogue.ru

Ежегодно в рамках MBFW Russia свои коллекции презентуют и зарубежные дизайнеры.

Хедлайнер MBFW China Тайгер Чжан приедет в Москву, чтобы показать коллекцию весна-лето 2016 своей марки NE TIGER .

Слоган марки NE TIGER - «соединяя прошлое и настоящее, интегрируя китайские и западные традиции». Цель бренда - возрождение традиционной китайской культуры создания одежды, не отрекаясь от собственного оригинального стиля.


Фото: fashion.chinese-luxury.com

Из дебютантов в 31-м сезоне, которых поддерживает Мерседес-Бенц Фэшн Вик Москва 2015, можно будет увидеть таких грузинских дизайнеров, как TAKO MEKVABIDZE и Eka Balanchivadze . Один из любимых лейтмотивов творчества последнего дизайнера - импровизация с фактурами и геометрическими принтами.

Tako Mekvabidze. Фото: tbilisifashionweek.com Фото: mekvabidze.com Фото: wordpress.com

А молодые участники Vika Smolyanitskaya, Outlaw Moscow и Ksenia Knyazeva , которые демонстрировали свои коллекции в прошлом сезоне в виде презентаций, в этот раз уже представят свои коллекции на подиуме Мерседес-Бенц Фэшн Вик 2015.

Премьерные коллекции покажут начинающие модельеры в рамках многочисленных групповых показов, конкурсов и презентаций капсульных коллекций в шоу-румах.


Outlaw Moscow.
Vika Smolyanitskaya. Фото: mercedesbenzfashionweek.ru

Интригой нового сезона считается бренд-дебютант ESVE , который окутан тайной. Никто не знает, чьё имя скрывается за этими четырьмя буквами. Мужчина это или женщина, группа дизайнеров или же один человек, но ESVE уверены: «Единственное, что имеет значение, – это коллекция, она расскажет всё».


Фото:

Сегодня, сообщил мне с утра канал Euronews, в Москве начался третий день Mercedes Benz Fashion Week Russia. С одной стороны, новость не то чтобы меня удивила — мы давно готовились к этому третьему дню, чуть позже объясню почему. Но так вот, когда тебе об этом говорит канал, который я смотрю за его благодушное европейство, — мелочь, а приятно.

Что такое Неделя моды для Москвы? Город мало замечает события, которые не создают особые пробки и ради которых не перегораживают улицы; но если часам к трем выйти на Манежную площадь, вас с непривычки удивят (меня, по крайней мере, удивляют) стайки молодых людей на каком-то особенно заточенном острие стиля, стратегически оккупирующие территорию перед входом в Манеж.

Они ожидают внимания со стороны стритстайл-фотографов — уже несколько сезонов на неделю приезжают представители заметных мировых ресурсов, и московская молодежь пользуется случаем показать, что у нас тут со стилем все в порядке.

А этот сезон, сообщает нам пресс-релиз недели, стал рекордным по вниманию международных СМИ; я опущу перечисление названий сайтов, журналов и стран, но выглядит перечень вполне убедительно и демонстрирует качественный, так сказать, срез. Что само по себе хорошо: как известно, характерная особенность всего, что происходит у нас в Москве, — мы сами относимся к отечественным начинаниям с некоторым предубеждением. Попросту говоря, журналисты московских модных изданий не были частыми гостями на наших неделях моды. На то есть несколько субъективных и объективных причин.

Субъективные сводятся все к тому же — предубеждение. Мы всегда сначала ждем, когда что-то будет замечено и признано там, на Западе. Я сам, честно говоря, долгое время следил за происходящим сквозь пальцы. Только сейчас, когда мы представляем на Mercedes Benz Fashion Week показ наших студентов Школы дизайна ВШЭ (мы выступаем под маркой HARD), я стал смотреть на вопрос с другой стороны и понимать, что MBFW, например, дает площадку молодым и начинающим именам, и важность этого не стоит недооценивать. Объективные причины тоже, в общем, очевидны. Для дизайнеров, как и для их гостей, показ — главное и единственное событие; для профессиональных зрителей значимы показы во множественном числе, потому что так они складываются в какую-то картину, дают представление о том, что происходит в этой сфере, становятся событием уже на другом, более значительном уровне. А ведь даже самые предвзятые зрители и журналисты хотят, чтобы в Москве было именно такое событие, которое представляло бы нашу моду, рисовало бы ее более-менее полную картинку, обозначало бы тенденции — и так далее, и тому подобное; в общем, давало то, зачем с идеалистической точки зрения, нужны недели моды. Сейчас стало понятно, что MBFW (напомню, что у нее есть и конкуренты) — главный и, похоже, окончательный исполнитель этой миссии; это и есть место, которое представляет Москву с ее модой в мировом режиме. И тут нужно сказать про ожидания.

Москва уже давно — где-то с середины нулевых — ощущает некие подспудные амбиции на статус, что называется, fashion capital. Эти амбиции при всей их натянутости не то чтобы совсем уж утопические. Понятно, что вряд ли возможно приблизиться к статусу Парижа как мозгового центра моды или Милана как ее маркетингового центра; затем Лондон, Нью-Йорк, — а дальше мы имеем все основания для претензий на подиум. В конце концов, в мире не так много мегаполисов, которые так активно интересуются модой; может быть, при некотором оптимизме можно рассчитывать даже на четверку. Ведь пока в Москве не появился «Гараж», тоже казалось, что нам нечего предъявить миру в контексте современного искусства.

Лукбук коллекции H.A.R.D. 004 "Навсегда юность" студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ

И если уж фантазировать, момент для этого что ни на есть подходящий. То есть, конечно, индустрия у нас по-прежнему представлена по большей части ритейл-маркетинговый сектором, а моду в официальных проектах по советской привычке категоризируют по разделу «легкая промышленность» (вроде деталь, но дьявол ведь прячется именно в них: мода — категория сугубо капиталистическая и в основе стоит на индивидуальном предпринимательстве. Как говорил капитан Врунгель в известном мультике, как корабль назовешь, так он и поплывет). Но момент складывается не из этого — то есть помимо этого. Тут я должен перейти в жанр допущений и ощущений.

Может быть, это не самое убедительный довод, но раз уж мы начали про ощущения: мне кажется, что мы, граждане России и жители ее больших городов, любим моду. Любим, чего уж скрывать, гламур, шик, стиль — как ни назови. Мы это все понимаем. В этих больших городах у нас есть прослойка очень продвинутых потребителей — наверное, небольшая, но весьма бегло говорящая на языке современного стиля. Это стало заметно еще лет пять-семь назад, когда на страницах международных стритстайл-изданий заблистали российские модницы во главе с Мирославой, Викой и Еленой.

Еще мне кажется, что для молодежи в разбросе от 15 до 25 мода в ее радикальном, передовом варианте стала одним из основным инструментов самовыражения — и той сферой, где они видят возможность реализации себя. В данном случае мое «кажется» имеет основания — последние пару лет я постоянно общаюсь со студентами и абитуриентами, которые хотят заниматься модой, и с молодыми дизайнерами.

У нас появляются новые и новые марки, которые занимаются тем, что называется «уличной модой», делают свой небольшой бизнес онлайн или даже через инстаграм-продажи — и, если вы выйдете вечером в пятницу пройтись по оживленному району, посчитайте, сколько навстречу пройдет молодых людей в свитшотах с надписью «Спутник». Прибавим пресловутый postsoviet-тренд, наверняка не вечный, как и всякий тренд, но на текущий момент он держится гораздо дольше ожидаемого — и, конечно, играет на руку.

Более того, недавно я оказался на мероприятии по поводу того, что правительство города Москвы затеяло отдельную программу развития модной индустрии в городе — с планами по созданию «фэшн-кластера», «инкубатора» и прочих популярных нынче штук.

И, конечно, у нас, безусловно, были и есть дизайнеры, которые очень уверенно выглядят на мировом уровне — по крайней мере, если говорить об эстетике. Вольно или невольно, они транслируют круг образов, который «цепляет» как-то по-новому; и еще, когда ты видишь коллекцию человека, который сделал ее здесь неподалеку и живет тоже где-то здесь же, и ты можешь встретить его вечером в баре, это добавляет момент сопричастности, а это очень хороший момент. Я помню несколько показов, которые для меня являются индикатором, по которому я могу судить, какой может и должна быть наша мода.

Скажем, показ Симачева в Милане — кажется, в 2006-м; у Дениса было много остроумнейших показов, но я особенно запомнил этот, когда за пультом стоял Игорь Вдовин, а модели на финальном выходе хором затянули песню на русском.

Я хорошо помню показ Алены Ахмадуллиной, еще когда это была «дизайнер из Санкт-Петербурга» — тогда было не на словах, а просто видно, как свежо и при этом абсолютно интернационально может выглядеть коллекция, построенная на референсах из российской истории.

Я помню невероятный показ Nina Donis весна-лето 2011, где модели в платьях то ли из Малевича, то из Леонардо вдруг делали «солнышко» под «Blue Monday» группы New Order. Это было совершенно грандиозно, по любым, самым высоким меркам.

И еще немного про утопии. Представим, что эти дизайнеры четыре дня подряд показывают свои коллекции. Я уверен, это было бы по-настоящему выдающееся событие. Такое, которое заставило бы людей, занимающихся модой профессионально, очень внимательно посмотреть на Москву. Такое, которое оправдывало бы наши тайные амбиции. Особенно если к нему приспособить фэшн-кластер, какую-нибудь ярмарку, форму вроде того, что делает Be-In. Наверное, понятно, к чему я веду.

На Mercedes Benz Fashion Week есть Fashion Futurum для начинающих дизайнеров, есть инкубатор, который должен, как со всякими технологическими стартапами, привлекать для них подъемные инвестиции. Еще раз скажу: сейчас, накануне нашего показа — мы делаем показ студенческого бренда HARD уже 4-й сезон, в этот раз это называется «Навсегда юность», — я понимаю, как важно, что MBFW поддерживает молодые марки, новые бренды и вообще делает массу правильного. Но у нас есть ожидания, а у MBFW есть миссия. И эта миссия требует одной простой вещи: контент. Отражать то, что присходит, представлять всех дизайнеров, которые что-то значат, попытаться собрать все, в чем есть энергия. Тогда это будет игра по-крупному, и я очень надеюсь, что MBFW выиграет в ней большой куш. Миссия-то, в общем, выполнима.

26 октября закончилась Mercedes-Benz Fashion Week Russia, 29 октября - Неделя моды в Москве. Для кого-то это период максимальной социальной активности, который грех пропускать, для кого-то - часть работы, а кто-то при упоминании Манежа или Гостиного двора без стеснения крестится. В числе последних и профильная пресса, и сами российские дизайнеры, которые обеих площадок сознательно сторонятся, а вот на региональные недели ездят с удовольствием. Главная претензия большей части профессионального сообщества - «это не Недели моды». Вместе с участниками рынка The Village разобрался, почему и MBFWR, и Московская неделя вместо того, чтобы стать главными отраслевыми событиями, не первый год превращаются в объекты критики и даже насмешек.

Юлия Ли

Две Недели

У Манежа ажиотаж. Молодые ребята в колготках в сетку и латексных плащах пляшут танго перед фотографами. Погода диктует пуховик, но мода к градусам беспощадна. Для всех москвичей это уже стало маркером - началась Неделя моды.

В России есть два бренда, ассоциирующихся с этим словосочетанием: Неделя моды в Москве - Гостиный двор, Mercedes-Benz Fashion Week Russia - Манеж. Нельзя сказать, что они существенно отличаются по своей сути: и там, и там свои мэтры, бренды - представители того, что мы привыкли называть уличной модой, старожилы и новички. Разве что у Недели моды в Москве есть зона продажи изделий отечественных дизайнеров, а у MBFWR - засилье спонсоров, от косметики до чайников. Разница есть и в публике: Манеж - молод (порой чересчур), Гостиный двор же наоборот. Конечно, MBFWR гораздо популярнее.

Но все же Неделя моды в Москве продолжает выдерживать конкуренцию, проводя косметические улучшения. Связанные одной цепью стулья в залах (а такое действительно было) пару сезонов назад заменили на тумбы. Рядов стало меньше, но за счет этого возможность разглядеть коллекцию есть и на последнем из них. Декорации стали привлекательнее, а подиумы - шире. И все же остается у этого мероприятия негласный статус «народного» со своими минусами: Неделя моды будто и не слышала о SMM, редкие известные в определенных кругах бренды подаются как настоящая сенсация, а показы их задерживаются очень надолго.

На MBFWR главным новшеством сезона стало использование площадки Музея Москвы. В остальном - стабильность. С декорациями все относительно хорошо, задержки показов есть, но незначительные, народ снует туда-сюда с такой интенсивностью, что порой создается атмосфера вагона метро. И конечно, гостей встречает красавец «мерседес».

История отношений двух Недель насчитывает не один год, не один скандал. «Война велась нешуточная, - рассказывает бывшая сотрудница „Артефакта“, - вплоть до срыва показов, борьбы за площадки». При этом она отметила, что ситуация на Russian Fashion Week (сегодняшняя MBFWR) была гораздо хуже нынешней. «Раньше не было столько волонтеров. Однако сейчас это и плюс, и минус: многие молодые ребята попросту не знают приглашенных лиц, а значит, грамотно рассадить их, если этим не занялся сам бренд, вряд ли смогут, - рассказывает она. - Вот и начинается борьба за выгодные места, а важные дизайнеру персоны смотрят показ стоя. Но если раньше были адские задержки показов, сейчас все более-менее стабилизировалось. Есть отдельные входы для VIP, нет огромных очередей на входе, как это было десять лет назад».

Ольга Михайловская

Vogue Russia

Разница между Московской неделей и MBFW была всегда. Московская изначально была более советская, MBFW, безусловно, всегда стремилась вписаться в международный контекст, у нее просто не было другого выхода. Это международный бренд по сути, там есть строгие рамки и правила, хотя бы в отношении технических характеристик. Впрочем, после того, как много лет назад меня с охраной вывели из Гостиного двора и лишили аккредитации, я на Московской неделе не была. Причиной таких репрессий стала рецензия на коллекцию одного из ведущих российских дизайнеров.

Отдельного внимания заслуживает разношерстная публика. Обе Недели моды устраивают всевозможные розыгрыши пригласительных. Это также делают сами бренды . В Facebook и на Avito появляются объявление о продаже проходок, журналистам и дизайнерам пишут сообщения в духе «У вас нет лишнего пригласительного?», в блогах и изданиях появляются посты на тему «Как попасть на Неделю моды». Стоит вспомнить комментарий Александра Шумского, президента MBFWR, по поводу массовости мероприятия «Медузе »: «Недели моды по всему миру - это события, куда можно попасть строго по приглашению. Но мы делаем очень многое для того, чтобы распространить контент для тех, кто не смог сюда попасть». Здесь самое время взглянуть на опыт мировых модных недель.

Зарубежный опыт

О какой бы загадочности и недоступности не твердили поклонники Недели моды, все-таки в первую очередь обе отечественные Недели придерживаются принципа «мода - для народа»: на мероприятие в основном приходят друзья дизайнера, селебрити, инстаграм-фанаты бренда. Таким образом, событие из профессионального превращается в светское.

Безусловно, звездные гости присутствуют и на каждом показе мировых Недель - вряд ли СМИ пропустят визит Ким Кардашьян на любое шоу. Однако в основном зал наполняют люди, имеющие непосредственное отношение либо к бренду, либо к индустрии в целом.

Реплика «вам там нечего делать» для гостей наших Недель звучит, возможно, довольно жестко. Но изначально, в 1943 году, это событие называлось именно «Неделя для прессы». Первая современная Неделя моды, прошедшая в 1973 году в Париже, также сохранила серьезный настрой в отношении гостей шоу. До сих пор список приглашенных лиц на самых важных мировых fashion week ограничивается журналистами, байерами, почетными клиентами бренда и знаменитостями, а на «обычных гостей» остается очень маленький процент, если он есть.

Сегодня даже не каждый журналист может получить аккредитацию, например, на Paris Fashion Week (история Vice, когда журналист издания проник на показ с фейковыми визитками, представившись вымышленным дизайнером, хороша, но это скорее исключение). Поэтому существует практика просить приглашения на показу у конкретных домов моды. И даже в этом случае представитель СМИ порой может рассчитывать на место standing, на что он, к слову, не обижается, потому что понимает, что вокруг - коллеги, а не блогеры или победители конкурса в Instagram.

Во многом по причине строгого отбора гостей ситуация случайного попадания персоны в первый ряд встречается, но не вызывает неадекватного ажиотажа. «Отличие от зарубежных Недель в том же, в чем отличие нашей моды от зарубежной, - уточняет Михайловская. - Организация больше всего похожа на Нью-Йоркскую (я сейчас о MBFW) тем, что основные показы проходят на одной площадке, правда, американцы сейчас стараются уйти от этой модели. Хотя это удобно для журналистов. В остальном главное отличие в публике. Там - профессионалы в зале, здесь - в первую очередь друзья, родные, тусовка у каждого своя».

Дизайнер-участник MBFWR, добровольно ушедший с площадки

На нашей MBFWR делать показ вечером - престижно. Потому что публика - это не профессиональное сообщество, которое могло бы относиться к таким мероприятиям как к работе, а друзья и селебрити. Отчасти из-за этого важные для бренда лица игнорируют мероприятие, приходит 10–15 человек. Остальные - блогеры, люди выигравшие конкурс и так далее.

Уход дизайнеров

Безусловно, участие в Неделе моды стоит определенных денег. Сумма эта, со слов дизайнеров, составляет несколько сотен тысяч рублей (точные цифры - строгая корпоративная тайна). Однако некоторым брендам все же позволено участвовать либо со скидкой, либо вовсе бесплатно (что организаторами тоже тщательно скрывается). Здесь встает вопрос целесообразности вложения, ведь примерно за те же деньги можно организовать свой отдельный показ, что многие и делают. Но все же желающие получить долю светского внимания есть, а бренд MBFWR и Недели моды в Москве обладает отличной узнаваемостью.

Отдельного внимания заслуживают региональные Mercedes-Benz Fashion Week. Например, грузинская или алма-атинская Недели моды приглашают российских дизайнеров довольно часто. Они в свою очередь относятся к этому благосклонно, притом что в отношении наших Недель настроены зачастую довольно скептически.

По словам участников разных лет, организаторы московских недель категорически не приглашают зарубежных байеров, причина - «мы в этом не заинтересованы». Один из дизайнеров, не участвующих в Неделе моды в этом году, отметил, что это сильно повлияло на решение уйти с площадки: «Например, к грузинской Неделе моды у журналистов и дизайнеров такое хорошее отношение именно потому, что они работают с байерами из Luisa Via Roma, Matches Fashion, Net-a-Porter и прочих важных магазинов».

Елизавета Сухинина

дизайнер бренда KURAGA (специальный гость MBFW в Алма-Ате):

На MBFWA прекрасная организация, которая действительно заинтересована в развитии индустрии и мотивации к творчеству. Там можно рассчитывать на профессиональный диалог, а не на светскую беседу. Места разделены в соотношении 30 % - клиенты и друзья бренда, 70 % - журналисты и байеры (причем из разных стран). Наши Недели моды скорее нацелены на коммерческое развитие. Это видно по подбору дизайнеров, по тому, какой олимпийский стадион собирают на шоу (в Алма-Ате, например, было буквально два-три ряда на каждом показе). Всем людям в индустрии это абсолютно очевидно. Меня каждый год приглашают на Неделю моды в Москве с разными условиями, но я не соглашаюсь, потому что мне это мероприятие само по себе не нравится, да и бренду это не нужно.

Проблемы на площадке

Организация показа на Неделе моды - дело затратное и сложное. На MBFWR агентство «Артефакт» выделяет волонтеров в помощь дизайнерам. «У них всегда очень много обязанностей, - объясняет Татьяна Лоншакова, проработавшая волонтером три сезона, - от поиска стульев до слежки за тем, чтобы все модели пришли вовремя на макияж (иногда приходилось водить их за руку!). Помимо этого, бывают разные ЧП, нужно как-то выкручиваться». Лоншакова отметила, что в самом агентстве напряжение растет в геометрической прогрессии. «Нужно постоянно держать руку на пульсе, следить, чтобы все спонсоры и партнеры дизайнера были заранее (а лучше несколько раз) утверждены с организаторами, потому что в противном случае использовать продукцию попросту не разрешают, - объясняет она. - Очень много личных моментов, которые почему-то никуда не исчезают на работе. И, честно говоря, именно поэтому я и решила оставить Неделю моды, получив необходимый опыт. Многие работники „Артефакта“ откровенно желают уйти, а кто-то, напротив, свято верит в крутость и престижность MBFWR, чуть ли не на уровне парижской недели».

Информацию подтверждает дизайнер, с которым она как раз работала: «Если не утвердить спонсоров с организаторами (что само по себе почему-то очень сложно), то разрешение, например, на подарки для VIP-гостей можно получить, только заплатив».

Виктор Курилов

работал на MBFWR несколько сезонов в командах разных брендов:

Когда дизайнер приходит на площадку такого бренда, как Mercedes-Benz, и тратит на это внушительную сумму, он хочет получить нормальные условия. Никто не говорит о золотых тронах, но отпариватели, которые портят вещи, гримерки, в которых некуда сесть, дефицит шнурков для бейджей сложно назвать нормальными условиями. В итоге ты должен рассчитывать на собственные силы и взаимодействовать с организаторами Недели только по определенным вопросам. Помимо этого, основная публика - дети-блогеры. Возможно, это связано со сменой команды, которая произошла какое-то время назад. Уважаемые в индустрии люди не ходят на это событие, потому что понимают, что сделано оно для тех самых детей. Только им и выгодно мероприятие - хэштеги и подписчики. В целом - тотальная ярмарка тщеславия.

В итоге сложности, которые испытывает дизайнер при работе на площадке, зачастую перевешивают плюсы. И вся индустрия негласно понимает, что MBFWR - это народное шоу. С этой задачей организаторы справляются отлично. Только Неделей моды назвать это, к сожалению, очень сложно.

Война с журналистами

Каждый сезон бренды активно зазывают журналистов на шоу. Но каким бы необычным ни было приглашение, каким бы дружественным ни было издание, авторов, пишущих про коллекции, на показах видно все меньше. Жесткая конкуренция между двумя площадками создает сложности в работе. «Делая выбор в пользу той или другой Недели моды, дизайнер / издание / фотограф фактически оказывается в положении, когда он должен сделать выбор политической стороны - поясняет PR-менеджер, бренды которого участвуют в обеих Неделях много лет. - Уже не перечесть профессионалов индустрии, которые стали персонами нон грата на той или другой площадке. Это создает проблемы в первую очередь дизайнерам, которые не могут пригласить кого-то из гостей, потому что он не допущен на площадку, или работать с кем-то из фотографов, режиссеров, менеджеров по той же причине».

Здесь стоит вспомнить последний скандал, связанный с MBFWR. Речь идет о предложении представителей отрасли снять с должности главу Национальной технологической инициативы FashionNet Александра Шумского (он же глава Недели моды Mercedes-Benz) и назначить на нее Валентина Юдашкина. Сама FashionNet создана для формирования новых рынков и «создания условий для глобального технического лидерства России к 2035 году». На ноту недовольства агентство «Артефакт» ответило - конкретно журналистам - отказом в проходе на площадку.Михайловская - одна из немногих журналистов крупных изданий, кто посетил Неделю моды в этом сезоне. Свои впечатления от увиденного она описала в материале для «Коммерсанта». Из него становится понятно, что есть на подиуме Манежа место и народному промыслу, и маэстро Вячеславу Зайцеву, и «светскому дизайнеру» Белле Потемкиной, чей показ обсуждался в прессе благодаря аккомпанементу - выступлению Ольги Бузовой. Только от модной индустрии в этом совсем немного.

Дизайнеры признаются, что журналистов лучше приглашать отдельно в шоу-рум или организовывать пресс-день, потому что на Неделе моды может случиться путаница с рассадкой, и неопытный волонтер предложит важному для бренда автору занять место в шестом ряду. Работа в пресс-центре - отдельная история, которая осложняется скоростью Wi-Fi из начала нулевых и, соответственно, перебоями в онлайн-трансляции. В итоге журналист больше похож на марафонца, который делает забеги с показа в пресс-центр и обратно.

Зарубежная пресса, конечно, все-таки отмечает некоторых дизайнеров с MBFWR, но до сих пор даже сами дизайнеры называют это русской рулеткой. Зарубежные издания уделяют больше внимания street style , чем показам. Над этим направлением команда «Артефакта» работает очень серьезно: устраивает street style meet, где каждый желающий (не обязательно посетитель показов) может красоваться перед огромным количеством специально приглашенных фотографов, делает аккредитацию многим блогерам. Такая культура street style уже приучила бренды и магазины одевать миллениалов к Неделе моды: они и в СМИ попадут, и в Instagram бренд отметят, и подписчиков-покупателей привлекут. От того, что дизайнерам приходится в основном рассчитывать на соцсети, статус «блогер» становится очень привлекательным.

Дизайнер-участник MBFWR, добровольно ушедший с площадки:

Каждый сезон мне пишут блогеры-недельки. Буквально за неделю до показа они становятся блогерами и сообщают, что давно следят за брендом. Так было даже в мой первый сезон, когда никаких коллекций даже не существовало. Мы, конечно, работаем с лидерами мнений, но если и выбираем таковых, то с большой опаской: не каждый из топ-блогеров может быть хорош для имиджа, а ориентироваться только на цифры - это как прыгать с обрыва с завязанными глазами, слушая „да там ничего страшного“.

Как все поменять, и возможно ли это?

Говоря об изменениях, мы, конечно, всегда обращаемся к мечтательному сравнению - чтобы как в Париже. Показы на разных площадках пусть и не очень удобны по логистике, но дают возможность дизайнеру создать правильную атмосферу. Дневное расписание (показы с самого утра) позволяют фотографам снимать отличный street style, а журналистам - относиться к мероприятию как к работе. Последнему способствует и хорошая фильтрация аккредитованных лиц. Однако до видимых изменений еще далеко. В первую очередь, нужно взглянуть на индустрию в целом.

Ольга Михайловская

Vogue Russia:

Сейчас ситуация меняется во всем мире, потому что сама индустрия переживает серьезную ломку. Поэтому изменится и у нас. А вот каким образом? Хотелось бы в сторону мало-мальски разумную. Для начала мне представляется смехотворным существование двух Недель моды в стране, где, по сути, нет профессиональной среды. Есть дизайнеры, но самой профессиональной среды нет.

Поделиться: