Как жители Норвегии воспитывают своих детей (7 фото). Каково живется в Норвегии

Елена Беншин уже много лет живет в Норвегии. Она рассказала о том, как живут семьи в этой стране, каковы традиции воспитания детей в северном королевстве.

Роды

В Норвегии повсеместно проповедуется естественный подход: считается, что беременность - это не болезнь, а естественное состояние женщины. При этом поддержка отца на протяжении всех девяти месяцев считается необходимой: на приемы к врачу ходят пары вместе, на родах почти всегда присутствует муж. В чем-то это современное веяние, ведь Норвегия долгое время была довольно бедной рыбацкой страной. В простых семьях мужчина чаще был в море, чем дома. Поэтому с домашними обязанностями, с беременностью, с детьми женщина справлялась сама.

Зима в Норвегии.jpg

Никаких табу относительно того, с какого возраста можно показывать ребенка, здесь нет. Родственники, друзья, коллеги приходят посмотреть на новорожденного практически сразу. Точно так же не принято скрывать беременность. О том, что в семье ожидается прибавление, всем становится известно где-то на двенадцатой неделе. В противоположность традициям в России, в Норвегии можно дарить подарки заранее. Поэтому приданое для ребенка собирается понемногу начиная с первых недель беременности. При этом родственники и знакомые обычно очень активно участвуют в этом чудесном процессе, поэтому к моменту появления ребенка на свет вещей набирается достаточно.

В больнице медперсонал обычно поздравляет родителей в прямо-таки романтичной обстановке. Приносят свечи и обязательно ставят на столик норвежский флаг.

Традиции семейного воспитания в Норвегии зависят от региона и от среды, в которой живет семья. В каждом регионе этой на самом деле небольшой страны люди говорят на своем диалекте, который часто не понимают те, кто приезжает из другой области. Что уж говорить о традициях, если даже язык отличается так сильно. Рыбаки, фермеры и белые воротнички, конечно, воспитывают детей по-разному.

Виды Норвегии.jpg

И все же есть моменты, которые можно назвать общими. Современные норвежские родители редко держат детей в строгости. Мало кто из мам и пап будет одергивать детей, запрещать или призывать к порядку. Скорее, наоборот. Доходит до того, что воспитатели в садиках и учителя в школах просят быть с детьми построже.

Одна из главных ценностей – семейная взаимопомощь. Семья – это общее дело. Поэтому каждый должен в него что-то привносить. Родители заботятся о детях, но и дети активно участвуют во многих вопросах. Например, старшим принято поручать заботу о младших братьях и сестрах. Причем это удел не только девочек. Братья также заботятся о младших, гуляют, присматривают. Это не считается зазорным. Родители общаются с детьми на равных. Взрослые могут говорить на разные темы, не избегая в том числе и щекотливых вопросов. Проще один раз объяснить, чем годами уходить от ответа. При этом существуют традиционные разговоры на тему выбора будущего спутника жизни. Открыто навязывать свою волю родители вряд ли будут, но свое мнение выскажут.

Эмансипация и борьба за равные права отложили отпечаток на воспитание норвежских мальчиков и девочек. Здесь стараются избегать всяческого гендерного деления в том, что касается детей. Фактически нет игрушек для мальчиков и девочек или мужских и женских видов спорта. Занимайся чем хочешь и играй во что хочешь, если тебе это нравится. То же происходит и при выборе профессии. Нет мужской или женской работы. Справишься? Работай.

В Норвегии невозможно услышать фразы вроде: «Будь мужчиной!», «Ты же девочка, девочки так не делают» или «Это занятие не для девочки», также как и «Мужчины не плачут».

Норвежский порт.jpg

Такое равноправие по-разному откликается во взрослой жизни. С одной стороны, оно дает свободу. С другой, нередко с детства самостоятельные и эмансипированные норвежские женщины взваливают на себя все возможные дела и с героическим упорством их выполняют, не принимая ничьей помощи. Не каждая норвежка позволит мужчине открыть себе дверь или поднести тяжелую сумку. При этом никакого логического ответа на вопрос, а почему бы собственно и не согласиться на помощь, нет. Потому что в сознании большинства девочек с детства попросту нет такой категории как мужская помощь. Все общее, все одинаковое. Иногда доходит до ситуаций на грани абсурда. Расскажу о ситуации из своей жизни. Приходят на фирму новые рабочие столы и вместо того, чтобы попросить помочь мужчин, которых в офисе предостаточно, женщины начинают таскать мебель сами. Надрывают спины и даже не задумываются о том, что мужчины сделали бы это быстрее, не говоря уже о том, что проще и лучше. Когда одна из наших соотечественниц решила, просто ради эксперимента, обратиться за помощью, у норвежских мужчин вырвался вздох облегчения. Помогли с огромным удовольствием и продолжают помогать. Хотя своим дамам предложить помощь зачастую просто не отваживаются.

Впрочем, это только одна сторона медали. Иногда говорят, что Норвегия – рай для женщин. И это тоже правда. Дело в том, что женщин здесь меньше, чем мужчин. Поэтому практически любая женщина может найти себе спутника, если пожелает. Чего не скажешь о мужчинах. Это особенно касается сельской местности. В ситуации, когда в деревенской школе в классе на 36 детей 27 мальчиков и 9 девочек, найти подругу непросто. Прозорливые родители проводят разъяснительную работу с сыновьями с самого детства. Настраивают их на жесткую конкуренцию. Некоторые сердцеедки таковы, что борьба за них начинается еще в детском саду. Вот одна из реальных историй. Дети дружили в детском саду, потом семья «жениха» переехала, и он перешел в другой садик. Несмотря на это, родители регулярно привозили его навестить «возлюбленную». И было им тогда по три года... В чем-то смешно, зато наглядно показывает, насколько серьезно родители могут относиться к этому вопросу. И пусть «застолбить» девочку в детском саду вряд ли удастся, воспитать в мальчике настойчивость вполне можно.

Роль родителей сейчас претерпела большие изменения. Нет уже представления о том, что колоть дрова и стучать кулаком по столу – это роль отца, а готовить еду и жалеть – роль матери. Отец принимает настолько непосредственное участие в беременности, родах, декретном отпуске (который отцам дается наряду с матерями), что зачастую между родителями нет разницы в отношении воспитания или ухода за детьми.

Большинство норвежских бабушек и дедушек работают до 67 лет. Поэтому у них не так много возможностей заниматься внуками. Основная политика родителей после того, как дети создали свою семью – не вмешиваться. Во многом это касается и воспитания детей. Новоиспеченные родители должны рассчитывать прежде всего на себя. Разумеется, ситуации в жизни бывают разные. Если нужна будет помощь, бабушки и дедушки помогут. Но без просьбы не стоит ждать, что кто-то из старших родственников сам проявит инициативу.

Норвежские дороги.jpg

Участие в жизни внуков, в основном, сводится к подаркам, обычно дорогим, и семейным праздникам. Это не значит, что ребенок не может просто так прийти в гости к бабушке с дедушкой. Просто никто не культивирует это как систему постоянного присмотра за внуками. Зато в доме бабушки детям обычно разрешается все. Хочешь - бегай, хочешь - играй, хочешь залезть в бабушкин комод или в курятник, милости просим и туда, и туда.

Сейчас семьи стали меньше. Но поколение тех, кому сейчас за 60, как правило, имеет большую семью. Братьев и сестер у бабушек может быть и пять, и шесть, и больше. Как правило, все поддерживают отношения и есть традиция устраивать семейные съезды. Иногда для них приходится даже арендовать спортивные залы в школах. Потому что родственников со всех сторон набирается по 200 и более человек. Событие это очень интересное. Для молодых – возможность больше узнать о своей семье и корнях, для старших – шанс встретиться с родными, которых иногда не видят годами.

Норвежцам очень сложно объяснить, почему нужно стучать по дереву, плевать через левое плечо, сидеть на дорогу или смотреться в зеркало, если вернулся за чем-то. В большинстве своем они не придают значения суевериям. Это касается и подарков. Часы, ножи и прочие «запрещенные предметы» в Норвегии дарят совершенно спокойно. Четное количество цветов в букете тоже ни у кого не вызывает неприятных ассоциаций. Здесь никто в принципе не будет пересчитывать цветы в вазе или букете.

Большая часть семейных традиций сегодня связана с праздниками. И во многом они не совпадают с привычными нам. Новый год, к примеру, особенно не отмечается. Это скорее, повод встретиться с друзьями, пойти на вечеринку, нежели семейное торжество.

Фотография Норвегии.jpg

Зато Рождество – настоящий главный семейный праздник. Подготовка к нему начинается за четыре недели, с первого воскресения Адвента (рождественского поста). Традиции соблюдения постов давно нет, но Адвент остался. В этот период все украшается в лилово-фиолетовые тона. Дети получают рождественские календари. В специальные красивые венки ставят четыре свечи по числу воскресений, оставшихся до Рождества.

Это время ожидания праздника. Каждую неделю зажигается новая свеча. В это время дети готовят рождественские подарки, причем не только дома, но и в школах, и в детских садах. Рождеству предшествует очень красивый праздник Святой Люсии. Его отмечают не только в Норвегии, но и по всей Скандинавии. У протестантов нет почитания святых. День святой Люсии проник в Швецию окольными путями и затем распространился на соседние страны. Над смыслом самого праздника сейчас мало кто задумывается. Святая Люсия была сицилийской мученицей, которую ослепили и убили за веру в Христа. Но есть и легенда о том, что Люсия была женой рыбака в Швеции. Однажды ночью, когда муж был в море, разыгралась буря. Разгулявшиеся злые духи погасили маяк. Тогда Люсия вышла на скалу с фонарем и указывала рыбакам дорогу к берегу. Этим она разгневала нечистую силу. Черти напали на девушку и отрезали ей голову. Но и после этого призрак Люсии стоял на скале с горящей лампадой, продолжая указывать блуждающим в море путь к дому. В День святой Люсии девочки одеваются в белые одежды, поют песни о Люсии и угощают всех шафранными булочками.

За пару дней до Рождества украшения в домах меняются на красные. Дети посещают церкви, ставят вместе с учителями сценки о рождении Христа. 24 декабря – рабочий день, но заканчивается он рано. Часам к 12 дня все уже свободны и спешат домой. Под ёлкой раскладываются подарки. Кульминация праздника – семейный ужин. В каждом регионе свое меню для праздника. Основным блюдом может быть копченая и затем отваренная баранья голова, бараньи ребрышки, томленые на пару, свиные ребра, рыба. После ужина для детей наступает один из самых счастливых моментов в году. Открываются подарки! За этим торжественным событием следует подача десерта и долгие разговоры в семейном кругу. В дни рождественских каникул родственники часто встречаются за ужином или ланчем.

В феврале по традиции отмечается день матери, которые обычно приходится на второе воскресение месяца. В некотором смысле это аналог 8 марта с той разницей, что подарки дарят дети мамам, а не мужья женам. Впрочем, отец обычно участвует в выборе подарка и может его проспонсировать. В этот день младшие навещают старших. Обычно семьи собираются в доме бабушки и дедушки на семейный ужин. Есть и традиционный день отца.

Весна начинается с Пасхи. Этот праздник в Норвегии проходит не так шумно, как Рождество. Снова в домах и общественных местах делают декорации. Преобладают желтые тона. Выставляются зайчики, курочки, яйца – все, что в понятии норвежцев связано с Пасхой. При этом яйца красят редко, да и куличи не пекут. Зато идут всей семьей на гриль. Часто в это время на улице еще лежит снег. Но это никого не смущает. Народ массово выходит на лыжню и массово «грилит». Мол, весна придет несмотря ни на что.

Пожалуй, самый важный для Норвегии день – 17 мая, день Конституции. При всей своей государственности, он стал вполне народным и семейным. Именно 17-го мая Норвегия перестала быть частью Шведской-норвежской унии и стала независимым государством. В этот день принято надевать национальные костюмы – бюнады, которые, к слову, стоят (в среднем!) около 5 тысяч долларов. Тем не менее, в большинстве семей такие костюмы есть. Первый бюнад обычно надевают к конфирмации. Это еще одна семейная традиция. Изначально конфирмация (миропомазание) – подтверждение выбора христианства и принятие даров Святого Духа. Сейчас это посвящение во взрослую жизнь. Проходит она обычно в 15 лет. Обязательно собираются все родственники. Устраивается праздник. Главный подарок на конфирмацию – деньги. Так молодежь начинает собирать свой первый самостоятельный капитал. Итак, приобретенный на конфирмацию национальный костюм в дальнейшем надевается на праздник 17-го мая в обязательном порядке.

Во времена викингов все основные обязанности по ведению домашнего хозяйства полностью лежали на плечах женщины. Конечно, это в первую очередь зависело от того, какого достатка была семья, к какому классу она принадлежала, но в целом женщина являлась "хранительницей очага" в полном смысле этого выражения. Она должна была следить за тем, чтобы в семье всегда было достаточно еды в долгие темные зимние дни, она занималась приготовлением масла, сыра, сушкой рыбы, мяса, делала запасы копченостей. Попутно, на ней же лежали и знахарские обязанности: если в семье кто-то заболевал или был ранен, именно женщина должна была лечить и выхаживать больного. Кроме того, женщина должна была досконально знать все религиозные и прочие традиционные обряды.

В отсутствие мужчин, на женщин также ложились и типично мужские обязанности по ведению хозяйства. Конечно, если семья была достаточно богата, чтобы иметь слуг или рабов, жизнь ее в значительной степени облегчалась. А в качестве знака того, что она является хозяйкой в доме, женщине выдавались ключи от кладовых. Ключи обычно носились на поясе вокруг талии.

Распределение обязанностей в те времена имело еще и т.н. территориальное выражение, а именно - порог дома, своего рода "водораздел": то, что находилось за порогом дома, было в ведении мужчин, а то, все, что находилось внутри дома - в ведении женщин. Однако, некоторые женщины, особенно физически сильные и выносливые, также могли принимать участие в боях, их называли "skjoldmo", иными словами, воительницами. Может быть, именно в этом лежат истоки эмансипации?

В бедных семьях граница между мужскими и женскими обязанностями зачастую была размыта, поскольку все члены семьи должны были на равных участвовать в ведении хозяйства, что было жизненно важным для выживания.

В наши дни...

Как же обстоят дела в наше время? Мужское ли дело - мыть посуду? Кто должен готовить, муж или жена? Кто занимается приведением дома в божеский вид? Кто, наконец, ходит по магазинам и выносит мусор? Изменилось ли что-либо в распределении домашних обязанностей в норвежской семье?

Конечно же, да, хотя и не настолько кардинально. Сейчас вы редко услышите, что мытье посуды или мытье полов - немужское дело, наоборот, в норвежских семьях все чаще наблюдается тенденция к тому, что именно муж занимается приготовлением пищи и приведением дома в божеский вид. При этом на норвежском мужчине по-прежнему лежат обязанности по ремонту дома/гаража/машины, т.е. распилить - приколотить - починить все еще остается типично "мужским делом". В его же ведении обычно находятся и хозяйственные постройки. Однако, практически точно так же, как и мужчины, многие норвежские женщины в силах самостоятельно собрать мебель, забить гвоздь в стену или, например, аккуратно выкосить травяной газон. Все это - стойкие тенденции нашего времени.

Чем это обусловлено:

Техническим прогрессом на службе женских обязанностей в норвежской семье.

Граница между Мужским и Женским стала окончательно размываться в норвежских семьях с появлением достатка и развитием технического прогресса. Действительно, так ли уж трудно помыть посуду, то бишь, составить грязные тарелки в посудомоечную машину? А стирка, ранее бывшая типично женским и весьма занудным занятием, превратилась в простую выгрузку-загрузку рассортированного грязного белья. Согласитесь, если уборка, стирка, глажка не в тягость, не имеет значения, кто этим будет заниматься: вы или ваш муж. Нас же, не очень привыкших к тому, что домашние дела могут быть и такими - совсем необременительными, - поначалу умиляет то, что норвежцы не гнушаются убрать за собой посуду, сложить грязное белье в стиральную машину, ну а потом мы просто-напросто привыкаем. Потому что так оно, наверно, и должно быть: домашний труд в Норвегии обычно никому не в тягость.

Отдельного слова заслуживает норвежская традиция приготовления обедов и широкое использование полуфабрикатов . Помню, как я была шокирована, когда мой муж отказался от покупки ланч-термоса, в который я намеревалась закатывать первое-второе-салат. Мотивировал он это тем, что "горячее в Норвегии на обед никогда не едят". Это, мол, вам не Россия или Швеция. На обед принято приносить из дома заботливо переложенные специальными бумажками бутерброды.

Матпакки. Ну что ж, нехитрую науку изготовления матпакков я освоила за минуту: три куска хлеба с маслом, немного паштета, немного салями, огурчики, помидорчики, листья салата. Звучит тоскливо, аскетично и не очень аппетитно, зато как легко для тех, кто не любит тратить время на готовку! Использование полуфабрикатов также поначалу поражает воображение. Мой муж, помню, долго удивлялся, что у меня хватает терпения часами варить настоящий мясной бульон, вместо того, чтобы просто булькнуть в кастрюлю несколько кубиков растворимого полуфабриката. Зато готовая блинная смесь или какая-нибудь смесь для выпечки слоеного теста действительно очень экономят время и силы. Постепенно привыкаешь к тому, что в школу ребенку и на работу мужу заворачиваются матпакки, что изготовление булочек с изюмом вместе с процессом выпекания занимает всего полчаса, и вообще, в Норвегии нет культа жирной и сложно приготовленной еды, и норвежские мужья - люди весьма неприхотливые, за редким исключением. А неприхотливость эта, в свою очередь, является следствием ранней самостоятельности норвежцев.

Итак, ранняя самостоятельность норвежских мужчин.

В Норвегии никого не удивишь, когда 18-летний "мальчик" (по нашим понятиям) покидает отчий дом и начинает жить самостоятельно. Учеба, ведение хозяйства, первые большие покупки, пусть даже иногда неоправданные или откровенно глупые - все делается им самим, на его собственные заработанные (взятые в кредит) средства, родители лишь беспокоятся и слегка направляют процесс взросления. Таким образом, к 25 годам норвежский мужчина: имеет свое собственное жилье и машину, умеет готовить пищу (неважно, освоил ли он в полной мере высоты кулинарного искусства или по-прежнему питается подогретой пиццей), сам себя обстирывает, гладит свои рубашки, пришивает оторвавшиеся пуговицы, убирает, моет полы и т.п. Одним словом, живет своим собственным умом и на свои собственные деньги, выполняя все "типично женские обязанности". Родительский дом с пирогами и утюгом далеко, все приходится делать самому. А уж если женился, не жди, что все домашние дела можно спихнуть на жену, потому что "равноправие" в Норвегии - не пустое слово, за ним стоит целая государственная политика.

Норвежская государственная политика на службе равноправия полов.

Равноправие, равноправие и еще раз равноправие. Особое внимание уделяется изменению роли мужчин в семье, поскольку в Норвегии, даже на государственном уровне, бытует мнение, что и мужчины и женщины должны обладать абсолютно равными правами не только на выборах или поступлении на работу, но и в семейной жизни, особенно ввиду того, что в норвежских семьях обычно работают как муж, так и жена

Каким же образом государство старается обеспечить равные возможности по уходу за детьми, распределении домашних обязанностей и т.п.?

Одной из главных проблем в норвежских семьях с маленьким ребенком, как известно, является хроническая нехватка времени . Женщина, если ей не помогает мужчина, находится в постоянном стрессовом состоянии. Вы скажете, наши мамы прошли через то же самое, и выжили, и будете правы. Но вот какой ценой? Ценой здоровья, нервов? Норвежское государство отлично понимает, что катастрофическая нехватка времени может быть решена не только путем превращения работающей женщиной в домохозяйку, но и при помощи перераспределения обязанностей. Именно поэтому мужчинам также было предоставлено право на оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком.

Кроме того, с 1 февраля 1995 года любой из родителей получил право на неоплачиваемый годовой отпуск по уходу за ребенком, дополнительно к оплачиваемому отпуску.

В Норвегии на сегодняшний день один из самых высоких индексов рождаемости в Европе - 1.9. По этому показателю Норвегия опережает такие страны, как Италия и Испания, и все это во многом благодаря сбалансированной государственной политике.

Эмансипация

А как же зарабатывание денег и воспитание детей, спросите вы? Здесь, как это ни странно осознавать нам, воспитанным в старых традициях домостроя, наблюдаются те же общеевропейские тенденции: все чаще и чаще равными или даже основными добытчиками денег являются женщины, благо права на образование и работу одинаковы, и все чаще и чаще именно женщины ведут домашний бюджет, все чаще и чаще мужчины берут отпуска по уходу за детьми.. .Все становится с ног на голову? Нет, конечно же, это не так. Вернее, не совсем так. А если точнее, все меняется с рождением ребенка. Если до рождения первенца молодая норвежская семья спокойно и равномерно распределяет домашние обязанности примерно поровну между супругами, с рождением ребенка ситуация меняется в сторону большей загруженности молодой мамы.

Что важнее: семья или карьера?

Как ни странно, этот вопрос теперь чаще встает перед норвежскими женщинами, нежели мужчинами. Многие мужчины в Норвегии, в принципе, не считают зазорным взять в своей фирме тот же отпуск по уходу за ребенком, то есть, приоритетом для них являются семейные дела, и они не рассматривают их как "сидеть с ребенком - типично женское занятие". Кроме того, в Норвегии не так редки случаи, когда молодой одинокий папа, отвоевав ребенка у бывшей жены, коренным образом меняет свою карьеру. Точнее, меняет место работы, ищет дополнительные пути заработка или более удобный рабочий график, а некоторые папы иногда даже... превращаются в Дагпапу - норвежского Усатого Няня! Ребенок, семья - дороже. Дагпапа занимается тем же, что и дагмама (няня) - то есть, меняет своим и "приходящим" детям подгузники, гуляет, играет, в общем, ничуть не уступает дагмаме.

Заключение:

Я не могу сказать, что распределение домашних обязанностей в норвежской семье - всегда идеально, и во всех семьях дела обстоят именно так, как описано в этой статье, но все-таки осознание того, что за широкой, заботливой и надежной спиной норвежского мужа, который может и ужин приготовить, и белье постирает, и пол помоет, и в больницу с ребенком сходит, семья не пропадет, чтобы ни случилось с мамой - дорогого стоит.


1. На изъятие детей из семей Норвегия выделяет около миллиарда евро в год. Русских - прежде всего

Госкомстат Норвегии обнародовал на своем официальном сайте информацию о том, что государство ежегодно выделяет на содеражание карателей из Барневарн 8,8 миллиардов крон (44 миллиарда рублей или около 1 миллиарда евро). Деньги идут прежде всего на поощрение насильственного разделения семей эмигрантов и отчуждение родителей от родных чад, информирует пресс-служба МОД «Русские матери».

Статистика по иностранному происхождению детей, попавших под принудительную опеку карательного соцпатроната Норвегии, дается местным Госкомстатом один раз в пять лет. Последние данные по странам происхождения узников Норвегия открыто опубликовала по состоянию на 1 января 2010 года. На этот день в застенках Барневарн находилось 5176 русских детей.

Госкомстат отмечает, что «русские дети» представляют собой одну из наибольших групп в Барневарн. При этом количество подопечных Барневарн, которые родились в России и были «ввезены» родителями в Норвегию по своей величине входит в четверку лидеров среди всех национальностей. А вот среди отбираемых детей, рожденных на территории Норвегии «российские дети» - абсолютные лидеры и занимают наивысшую строчку во всех таблицах о детях, которые стали «клиентами» норвежской детской полиции Барневарн.

Люди боятся всего, боятся ложится спать, боятся ходить на работу, боятся потерять своих детей. В любое время дня и ночи к вам может нагрянуть детская полиция «Барневарн» и навеки погубить вашу семью и забрать ваших детей навсегда. Эта практика носит массовый характер всеевропейского масштаба охоты на детей.

В Норвегии так называемые социалисты пытаются воплотить в жизнь идею о том, что все должны быть одинаковыми. Все дети должны ходить в детский садик с года, спать в детском саду запрещено с 3 лет, а до 3-х лет - спать в саду - нежелательно. В норвежском детском саду младенцев и детей кормят 1 раз в неделю теплой едой. Русские матери возмущаются и просят увеличить выдачу детям еды в детских садах до двух раз в неделю. Норвежские воспитатели вместо еды, отбирают детей у русских мамаш, недовольных режимом. Если ребенок отличается от других, выделяется из общей массы (даже если стеснительный, или непоседливый), принимается за работу Barnevern.

Социалисты уверяют, что легче формировать маленького ребёнка, чем подростка, который уже испорчен. Поэтому цель Барневарн - отобрать дитя у русских матерей как можно раньше, лучше всего - прямо в день родов или даже в момент рождения. 1/5 всех детей в Норвегии в настоящее время находится под юрисдикцией государства - то есть это клиенты Барневарн, ювенальные клиенты. Они разделены с биологическими родителями и проживают в ювенальных учреждениях. Одни называют их приемными семьями и детдомами, другие - ювенальными тюрьмами семейного типа.

Норвежская ювенальная полиция Барневарн гордится тем, что изымает у хороших родителей в Норвегии 1,5 ребенка в час.

2. У гражданки России Светланы Таранниковой норвежская служба опеки забрала ребенка на второй день после родов

У гражданки России Светланы Таранниковой норвежская служба опеки забрала ребенка на второй день после родов. Как потом оказалось, приемная мать два года стояла "в очереди" на младенца и ей пообещали ребенка Светланы. До этого у россиянки уже забрали двух старших сыновей.

Российские матери становятся донорами для норвежских семей, получающих большие деньги за усыновление детей мигрантов. Такая адаптация по-норвежски стала своего рода государственной политикой.

В 2003 году жительница Мурманска Светлана Таранникова вышла замуж за гражданина Норвегии, переехав в эту страну вместе со своим шестилетним сыном. Но очень скоро стало понятно, что у этого брака нет будущего. Муж оказался алкоголиком, который к тому же гнал в больших количествах самогон в подвале собственного дома. Как говорит Светлана, она боялась взрыва этого метрового аппарата и заявила на мужа в полицию.

Но оказалось, что в Норвегии есть организация, которая гораздо влиятельнее полиции, — это местная служба защиты прав детей, или барневарн, как она называется по-норвежски. В отместку муж обратился в эту службу, требуя отобрать у Светланы ее сына. Как он потом признался, это обычная практика мстить людям, заявляя на них в барневарн. Специалисты службы начали регулярно навещать женщину, писать рапорты о ее поведении, угрожая забрать ребенка. Напуганная этими угрозами, Светлана предпочла вернуться к мужу.

Неожиданно она забеременела. Но муж был категорически против этого ребенка. Поняв, что Светлана не собирается от него избавляться, он в очередной раз заявил на нее в барневарн, на этот раз обвинив женщину в алкоголизме. "На следующий день барневарн забрала старшего сына из школы и увезла на секретный адрес. Мне не давали весточки о сыне около трех месяцев — просто не брали трубку. А меня отправили на досмотр в спецклинику. Анализы показали отсутствие алкоголя.

Но сотрудники тоже порекомендовали сделать аборт, потому что они, зная систему барневарн, опасались за здоровье матери и ребенка", — рассказывает Светлана. Поскольку женщина отказалась от аборта, ее поместили в специальное заведение, куда барневарн отправляет "проблемных" матерей. Отказаться не было никакой возможности — иначе ребенка отбирают сразу после рождения. К тому же Светлане пообещали вернуть ее старшего сына.

"Но когда я приехала, то поняла, что меня поместили в это заведение только для того, чтобы забрать ребенка. Все там искали реальные или ирреальные причины для этого. Что бы я ни делала, все использовалось против меня", — рассказывает Светлана.

Один пример объясняет все. Однажды женщина отправилась на прогулку вместе со старшим сыном и его 12-летним приятелем. На следующий день работники заведения написали в отчете, что она "использует сына для привлечения молодых поклонников". Каким все-таки извращенным умом нужно обладать, чтобы написать подобное о 30-летней женщине, находящейся на последних сроках беременности. Подобного рода отчеты фабриковались каждый день.

Не удивительно, что у большинства женщин, попавших в это заведение, детей в конце концов отбирали. Ну, а матерей, у которых сдавали нервы после потери ребенка, отправляли на лечение в психиатрическую клинику.

Роды были тяжелые, но уже неделю спустя Светлане приказали встать и идти в лыжный поход в горы. Ее отказ, как ей было заявлено, "вызовет беспокойство". Как говорит Светлана, "с их точки зрения, выходило, что истинно норвежская мать сразу после родов встает на лыжи и идет в горы. Если не идет, то она не способна растить ребенка".

В конце концов, у женщины случился нервный срыв, и она совершила роковую ошибку — подписала соглашение с барневарн, что передает им детей, пока будет восстанавливать свое здоровье. Соглашение оформлялось как временное, но очень быстро выяснилось, что возвращать ей детей никто не собирается. Спустя некоторое время Светлане объявили, что двух ее сыновей отдают в семью лесбиянок.

Можно представить себе реакцию женщины, воспитанной в условиях традиционных ценностей, — она была категорически против. Как потом выяснилось, этот отказ также использовали против нее: разве можно доверить детей женщине, отрицательно относящейся к гомосексуалистам? А как же толерантность и политкорректность?

В результате Светлане разрешили встречаться с детьми только четыре раза в год. Чтобы защитить свои материнские права, она наняла адвоката. И тот дал ей неожиданный совет — родить еще одного ребенка, и тогда, вроде бы, появится шанс вернуть старших детей. Но, как оказалось, и судьба третьего ребенка уже была решена норвежской службой опеки.

На второй день после родов новорожденную девочку забрали у матери — впоследствии выяснилось, что ее уже "забронировала" одна приемная семья, которая два года стояла в очереди за младенцем.

В существовании подобных очередей нет ничего удивительного. Быть приемными родителями в Норвегии очень выгодно: за каждого ребенка государство платит от 300 до 500 тысяч крон в год (1,5-2,5 миллиона рублей), плюс к этому 10 тысяч крон в месяц на повседневные расходы. А много ли нужно ребенку? Понятно, что основная часть этих сумм идет в доход семьи, который, к тому же, не облагается вообще никаким налогом. Так что благодаря приемным детям такая семья становится гораздо более обеспеченной и может позволить себе незапланированные ранее траты.

Но казалось бы, какой смысл государству отбирать детей у родных родителей, которые являются вполне законопослушными гражданами и не ведут асоциальный образ жизни, а потом платить такие большие деньги приемным семьям? Смысл есть — и очень существенный. Ведь детей отбирают не только у российских граждан. Мы уже рассказывали о подобной истории с польской семьей, которой пришлось даже нанимать детектива, чтобы выкрасть свою дочку из приемной семьи и вернуть ее домой.

В Норвегии существует также организация женщин Сомали, которую несколько лет назад создала одна из матерей, также лишенная своего ребенка с легкой руки сотрудников барневарн. Матери, входящие в эту организацию, вместе борются за возвращение собственных детей. Похоже, норвежское государство придумало оригинальный способ "адаптации" мигрантов. Можно было пойти путем Франции, Германии, Великобритании и попытаться "встроить" взрослых людей в существующую государственную систему. Однако, как показывает социологический опыт, этот метод особым успехом в вышеназванных странах не увенчался — мигранты даже во втором и третьем поколениях предпочитают жить в рамках своих землячеств, по своим культурным традициям.

Норвежские же власти изобрели гораздо более эффективный метод — отобрать ребенка у биологических родителей и передать его в семью истинных норвежцев, устранив таким насильственным путем проблему адаптации и ассимиляции детей иностранцев. Именно поэтому местная служба опеки барневарн принимает решение об изъятии детей, не дожидаясь постановления суда. Этой службе даны какие-то невероятные полномочия, и ее работники сами вольны решать, кто достоин быть матерью, а кто нет. Без государственного "заказа" такое было бы просто невозможно. При этом требования к приемным родителям гораздо мягче, чем к родным.

Ирина Бергсет, о драматичной истории которой "Правда.Ру" неоднократно рассказывала, на днях получила свое первое за два месяца свидание с сыновьями. Она с ужасом обнаружила зашитую рану на лбу младшего сына, травмированный сустав ноги у старшего. На ее претензии ей было заявлено, что волноваться не о чем — все нормально. Главное дело сделано — дети переданы в приемную семью, а там их проблемы уже никого не касаются.

Но остается еще один непростой вопрос — позиция российского государства. Ведь большинство этих детей были гражданами России. А после их перевода в приемные семьи, детям делают новый паспорт и даже меняют имена. Дочь Светланы Таранниковой сейчас готовят к такого рода адаптации, чтобы полностью пресечь все связи с родной матерью. Ни о каком воспитании с учетом родной культуры и языка уже и речи быть не может.

Неужели российскому государству до такой степени все равно, что происходит с его малолетними гражданами в Норвегии, где их насильно делают норвежцами?

3. Норвегия: у русских чаще изымают детей

Норвегия официально признала, что половина всех детей, изымаемых из семей, — это дети эмигрантов, приехавшие в страну с родителями. Россия занимает четвертую строчку в этом печальном рейтинге. Но среди тех, кто родился уже на территории Норвегии и был отобран местной опекой, больше всего оказалось детей, у кого один из родителей — выходец из России.

В минувшую среду несколько россиянок пришли к норвежскому парламенту в Осло, чтобы провести разрешенный властями митинг. Женщины молча стояли у стен парламента с плакатами — "Моим детям нужна я — родная мать". В сюжете о пикете на местном телевидении впервые прозвучали официальные цифры.

Больше половины всех детей, изымаемых в Норвегии, происходят из семей эмигрантов. Первые строчки "топ-листа" занимают выходцы из Сомали, Ирака, Афганистана и России. Министр по делам семьи и защиты детей признал, что эти цифры постоянно растут. В 2007 году общее число детей, изъятых у кровных родителей, составляло 7709 человек, в 2010 — 8073, в 2011 — 8485. Но по данным местных правозащитников, реальные цифры могут быть в несколько раз больше.

По детям выходцев из России ситуация известна пока только на период 1 января 2010 года (местный комитет по статистике обобщает ее раз в пять лет). На тот момент в системе опеки находились 5176 российских детей. Норвежский госкомстат отмечает, что "русские дети" представляют собой одну из самых больших групп среди изъятых у родителей. Среди тех, кто приехал в Норвегию с родителями, россияне занимают четвертое место по "популярности" у социальных служб. Но среди тех, кто родился уже на территории Норвегии, больше всего отнимают детей, у кого один из родителей (как правило, мать) — русские.

Правда, сам норвежский министр по делам детей не видит в этой статистике ничего особенного. А на просьбу прокомментировать митинг матерей, у которых отобрали детей, заявил, что это свидетельствует лишь о том, что в Норвегии демократия, и родителям-иммигрантам не запрещено устраивать пикеты. Да, у большинства родителей, лишившихся своих детей, благодаря государственному киднепингу, действительно осталось лишь одно право — выходить на молчаливые пикеты со свечами и плакатами.

В судах доказать ничего невозможно. Просто потому, что претензии, которые предъявляет к матерям-иностранкам местная служба защиты детей (Барневарн), не укладываются в голове у обычного здравомыслящего человека.

"Правда.Ру" рассказывала историю Инги Эйкевог, которая полтора месяца прожила с ребенком у мужа в Норвегии. Ее слова — предупреждение, к чему следует быть готовым."Муж запрещал мне гулять с ребенком после 8 вечера, хотя было очень светло и совершенно безопасно. Объяснение — это привлечет внимание Барневарн. Также же велел мне зашторивать окна, чтобы соседи из окон дома напротив не увидели в том, как я кормлю ребенка, что-то "неправильное" и не заявили в Барневарн. Не менять подгузник ребенку, не задернув шторы, так как наш малыш не любит подгузники, кричит и увертывается и его нежелание соседи напротив или живущие через стенку могли расценить как моё насилие над ним. Я стала бояться находиться в квартире без опущенных жалюзи, кормить ребенка у окна, старалась как можно скорее выйти на прогулку с ребенком, чтобы его нетерпеливые крики не заинтересовали соседей", — вспоминает Инга.

4. Как Норвегия отнимает детей у заезжих иностранцев

1 (232x184, 18Kb)Индийская культура в принципе не способна дать ребенку счастливое детство. К такому выводу пришли сотрудники норвежской соцслужбы по делам детей, и поэтому решили спасти двух маленьких индийских граждан от перспективы вернуться на родину с родителями - высококвалифицированными специалистами, работавшими в Норвегии по контракту.

А шок индийского общества, проблемы норвежского бизнеса в Индии, реки детских и родительских слез - ничтожная цена для представителей государственной машины, запущенной ради построения детского счастья в отдельно взятой стране. Когда родители по утрам тащат своих заспанных чад в детские сады, коридоры этих учреждений обязательно оглашаются ревом. Как правило, на дюжину малолетних российских граждан находится хотя бы один сторонник активных методов протеста против раннего приобщения к казенной дисциплине.

Российские нянечки и воспитательницы знают: чуть ли не каждый второй ребенок начинает интеграцию в социум с объявления голодовки и многочасовой сидячей забастовки в углу группы, с отказом от любых переговоров до предъявления мамы. В наших детсадах персонал воспринимает такое поведение как должное. Возможно, в этом как раз и проявляется анархизм русской души.

Не то в Норвегии, где детьми занимаются куда более внимательные люди. В стране, где права ребенка защищает специальное законодательство и мощная бюрократическая машина, никакой трехлетний карапуз не должен грустно сидеть в стороне от играющей группы детсада, уткнувшись лбом в стену или пол. Ребенок обязать быть счастливым - и он будет им, даже если для этого следует разлучить его с мамой и папой навсегда. Не плачь, малыш: государство ведь лучше знает, что тебе нужно.

Именно в такую историю влип весной прошлого года индийский гражданин Абигьян Бхаттачарья двух с половиной лет, живший со своими родителями и грудной четырехмесячной сестренкой в норвежском городе Ставангер. Его отрыв от коллектива в садике был расценен как признак явного неблагополучия. А на каждый сигнал подобного рода норвежская соцслужба по делам детей должна реагировать незамедлительно.

За семьей Анурупа и Сагарики Бхаттачарья был установлен надзор, предписанный законом. В течение недели соцработники посещали подозрительную индийскую семью, наблюдая за ее жизнью. Это были этнографические наблюдения на качественном материале.

Фамилия Бхаттачарья свидетельствует о принадлежности к касте брахманов (переводится как «знающий ведические ритуалы»). Не менее высокородна и девичья фамилия Сагарики - Чакраборти. Но несмотря на благородное происхождение, старший геолог Halliburton и его жена, имеющая степень MBA, не смогли соответствовать высоким стандартам норвежского общества.

К своему ужасу соцработники обнаружили, что индийские родители брали малышей в постель, и сын даже спал вместе с отцом в одной кровати (можно себе представить, какие ассоциации возникли в умах лишенных восточного темперамента норвежцев). Мать Сагарика потрясла соцработников тем, что кормила старшего сына не с ложечки, а просто с руки. А младшую дочь прикладывала к груди не по часам, а по первому писку.

Именно эти вопросы опеки Сагарика вспомнила потом, пытаясь объяснить журналистам, что же именно произошло в эти часы такого, что социальные власти Норвегии пришли к выводу о полной неспособности семьи Бхаттачарья растить своих детей. Правда, много позже глава норвежской соцслужбы по делам детей Гуннар Торесен отрицал, что именно эти привычки семейной жизни стали причиной столь жесткого решения. Настоящие же мотивы он комментировать официально отказался. Не из личной наглости, конечно, а исключительно ради соблюдения законности, требующей от служителей детства деликатного молчания.

Это одна из главных особенностей системы заботы о детях, выстроенной в Норвегии. Соцслужба по делам детей и семейные суды, как некогда Святая Инквизиция, не подлежат профанному суду общественности. Объясняется это, конечно же, защитой интересов самих детей. Мало ли какие кошмарные подробности могут всплыть на поверхность и отразиться на будущем детей? Общественности остается верить на слово: если уж опека решила, что ужас имел место, значит, так и есть.

В случае с семьей Бхаттачарья уверенность ставангерских защитников детей в своей правоте была стопроцентной.

Преодолевая преступное равнодушие судебной системы, они приложили все усилия к спасению несчастных крошек. Когда семейный суд первой инстанции отменил решение об изъятии детей, соцработники все равно не вернули их родителям, а подали апелляцию. И городской семейный суд Ставангера принял их доводы, постановив: отдать детей в норвежские приемные семьи до совершеннолетия. Родителям было разрешено навещать их три раза в год, при этом на каждое свидание суд отвел не более одного часа. Еще детей разлучили друг с другом. Видимо, чтобы родной язык не напоминал о несчастном индийском детстве.

Несмотря на конфиденциальность, пресса все-таки раздобыла аргументацию опеки, представленную суду. Оказалось, что перечень недопустимых ошибок молодой семьи был весьма обширным. Старший ребенок не только не имел своей кроватки, но и одежда на нем была не в точности его размера, и играл игрушками не по возрасту. Впрочем, места для игр родители тоже отвели ему маловато.

Маленькая Аишварья также находилась в опасности: мать, держа ее на руках, совершала «резкие движения». Хотя некоторые из преступлений безответственной пары - вроде смены памперсов на кровати, а не на специальном столике - суд первой инстанции не счел значительными, защитники детей не остановились на отдельных эпизодах. По их мнению, вся ситуация в целом свидетельствовала о «серьезных сомнениях» в способности родителей заботиться о детях.

В особенности соцработников беспокоила «неспособность матери удовлетворять эмоциональные потребности ребенка». Ведь когда она кормила дочку грудью, то не прижимала ее к себе руками, как обычно поступают европейские женщины, а держала ее на коленях. И вообще Сагарика показалась сотрудникам опеки какой-то встревоженной и усталой - явно склонной к депрессии. Ведь иначе с чего бы ей переживать, оказавшись в центре заботливого внимания соцслужбы?

Таким образом, суд был совершенно прав, приняв решение навсегда отобрать Абигьяна и Аишварью. Суд действовал в полном соответствие с норвежским Законом о благополучии детей, суд действовал и руководствовался исключительно интересами маленьких индийцев. В приемной семье Абигьяну была гарантирована отдельная кроватка, без всяких подозрительных отцов под боком, а также детский стульчик и столовые приборы, которыми его обделили родители. А Аишварье - бутылочка с молоком и пеленальный столик.

Поведение норвежских соцработников кажется безумным, но на самом деле они действовали в полном соответствие с вышеупомянутым законом. Статья 3-1, касающаяся условий содержания ребенка, четко указывает: «Служба защиты детей несет ответственность за выявление на достаточно ранней стадии небрежного обхождения, а также проблем поведенческого, социального и эмоционального характера с тем, чтобы устранить эти проблемы и принять меры для их разрешения». А статья 4-2 указывает в качестве первейшего основания для изъятия ребенка из семьи «серьезные упущения в ежедневном уходе, получаемом ребенком, или серьезные упущения в части личного контакта и безопасности на уровне, в котором ребенок нуждается соответственно своему возрасту и развитию». Так что по закону - все правильно сделали.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ДИКАРЕЙ К большому недоумению норвежских властей, этой историей сильно заинтересовались в Индии. Как-никак речь идет о принудительном задержании для ассимиляции в Норвегии двух индийских граждан. Ануруп Бхаттачарья был в Норвегии не гастарбайтером или нелегалом, взалкавшим скандинавского благополучия, а высоковалифицированным специалистом, приглашенным с 2007 года работать по контракту в международную нефтяную корпорацию. Индийская супружеская пара рассматривала Норвегию как временное место жительства, ее визы истекают в марте 2012 года.

Кроме того, буквально все подробности этого дела оскорбили индийцев. Во-первых, для них было шоком узнать, что с точки зрения норвежских судов вся без исключения индийская нация недостойна воспитывать своих детей. Индийская оппозиция вспомнила в дебатах, что даже бог Ганеша спал в объятиях своей матери, когда враги лишили его человеческой головы (после чего ему пришлось обрести слоновью). Во-вторых, индийское посольство, начавшее официально интересоваться судьбой детей Бхаттачарья в начале декабря, сначала было вежливо послано подальше мелким менеджером из опеки, который не усмотрел прямой связи между индийскими малолетними гражданами и дипломатами этой страны.

Только министр иностранных дел Индии СМ Кришна и президент страны Пратибха Пратил оказались для социальной детской службы Норвегии достойными собеседниками в возникшем споре. Сейчас служба пошла на попятную. В соответствии с подписанным между двумя странами соглашением, соцработники согласились выдать детей в Индию их родному дяде.

Тем не менее опека продолжает мучить несчастных родителей и индийскую общественность, оттягивая срок передачи детей и заставляя дядю ходить на курсы по правильному уходу за младенцами.

Впрочем, индийские чиновники нашли,чем ответить. Так совпало, что в самый разгар скандала под вопросом оказалось продолжение работы в Индии норвежской телекоммуникационной компании Telenor. 2 февраля Верховный суд Индии, вспомнив о коррупционном скандале четырехлетней давности, отозвал у нее 122 лицензии. А ведь рынок мобильной связи в Индии - второй по величине в мире, и Telenor только при входе на него вложила $1,24 млрд инвестиций. Впрочем, зацепить норвежцев за живое индийскому МИДу удалось еще раньше, чем у Telenor возникли проблемы.

Индийцы применили страшное оружие - обвинили норвежских соцработников в нетолерантности. Это заставило главу службы Гуннара Торесена нарушить в январе гордое молчание и написать пресс-релиз о том, что культурные различия были в этой истории совершенно ни при чем, а в чем было дело, закон признаваться не велит.

Это уже не первый раз, когда норвежских чиновников обвиняют в нетерпимости к другим культурам и даже расизме. Еще в 2006 году агентство African Press International предупреждало, что органы норвежской опеки целенаправленно разбивают семьи африканских иммигрантов. Но одно дело - когда никому неизвестные журналисты что-то там пишут в Африке. И совсем другое - когда заголовки из серии «В Норвегии становится опасно работать» появляются в англоязычных СМИ по всему миру. После такого пиара норвежцы могут не опасаться, что инокультурные мигранты со степенями MBA будут отнимать у них рабочие места. В страну продолжат прибывать только те мигранты, кто газет не читает в принципе - потому что не умеет.

Отношения между полами в Норвегии значительно более свободны, чем во многих других буржуазных странах, а положение женщины более равноправно. Парни и девушки встречаются на совместной работе, во время воскресных посещений кирки, на танцах, в кино, на спортплощадках. Взрослая девушка имеет право принимать у себя дома гостей, в том числе и молодых людей. До сих пор сохранился в сельских местностях обычай субботнего посещения парнями девушек в гордах. Эти субботние посещения приводят к любовным связям, которые часто заканчиваются официальным браком.

Средний брачный возраст в Норвегии у мужчин 25 лет, у женщин - 22-23 года. Впрочем, в сельских местностях девушки выходят замуж раньше, в 19-20 лет.

Часть сельской, рыбацкой и рабочей молодежи откладывает заключение брака до тех пор, пока не «улучшатся обстоятельства». Нередко бывает, что молодая пара расходится, так и не дождавшись свадьбы. Беременность обычно ускоряет свадьбу, и объясняется это не только этическими мотивами, но и особенностями законодательства. Аборты запрещены. На каждого родившегося ребенка матери выдается государственное пособие. Независимо от этого женщина, забеременевшая вне брака, обязана за шесть недель до родов сделать заявление местному судье об отце будущего ребенка. Если названный отцом человек не опротестует этого заявления, судья обязывает его оплатить расходы по родам и платить впоследствии алименты. В случае его протеста суд устанавливает отцовство после рождения ребенка путем опроса свидетелей и экспертизой крови новорожденного. В небогатых семьях предпочитают принять в дом молодую женщину-работницу, чем платить алименты. Но в богатых семьях, если родители жениха считают девушку не парой своему сыну, нередко затевается судебная тяжба. На почве таких тяжб разыгрывается много житейских трагедий.

В сельских местностях, если встречи молодых клонятся к свадьбе и родители согласны на свадьбу сына, в дом девушки посылают сватов. Свадьбе всегда предшествует обручение, которое устраивается в доме невесты. Родственники приносят обручаемым подарки. На самом видном месте на праздничном столе ставится обручальный торт в виде конусообразной башенки. Даже там, где есть электричество, зажигают свечи в подсвечниках или канделябрах.

После обручения молодые официально считаются женихом и невестой. Свадьба же справляется позже, когда жених сочтет себя экономически подготовленным к тому, чтобы содержать семью.

В большинстве сельских районов Норвегии свадьба происходит в доме, где будут жить молодожены. Но в Телемарке начинают празднество в доме невесты, откуда ее увозят в кирку, а потом в дом молодых. Поездка в кирку сопровождается барабанным боем и выстрелами в воздух. Рядом с женихом и невестой едет и играет скрипач. По возвращении из кирки в дом молодоженов молодую угощают пивом, и она бросает опорожненный кубок через голову. Свадебным пиром руководит кьёкеместер (kjokemester ) - обычно близкий родственник невесты или жениха, избранный на эту традиционную должность. Он угощает и веселит гостей.

За столом поют свадебные песни. Вечером, перед брачной ночью, происходит шуточная сцена выкупа женихом ложа невесты. Раньше было принято на следующее утро вывешивать брачную простыню. Утром родители и гости дарят молодым подарки, а те обносят их пивом и водкой. Нередко свадьба продолжается несколько дней. Впрочем, весь ритуал свадьбы соблюдается ныне только в богатых семьях, а у бедняков все делается проще и скромнее. В рабочих семьях свадьба сводится к тому, что после регистрации брака и венчания в кирке приглашенные на свадьбу гости ужинают с молодыми за праздничным столом и потом поют песни и танцуют.

Рождение ребенка не вызывает таких больших церемоний, как свадьба. Через несколько дней после рождения ребенка крестят в кирке. В сельских местностях после этого приглашают пастора и близких родственников на праздничный обед. У норвежцев практикуется обычай давать детям имена дедушек, бабушек и любимых родственников. Чтобы никого не обидеть, ребенку иногда дают по два-три имени. Многодетные семьи встречаются только в сельских местностях. Чаще же всего и там число детей не превышает трех, а в городах - одного-двух.

Норвежцы редко применяют к детям физические наказания. Очень ценится воспитание ребенка в детском коллективе. Правда, детских яслей в стране мало: на предприятиях их вообще нет, а коммунальных недостаточно для размещения большинства детей городов. Зато, как и в прошлые столетия, широко бытует обычай приглашать к себе на лето и на рождественские каникулы детей из знакомых семей.

У крестьян дети уже с 12-13 лет работают в домашнем хозяйстве, у рыбаков - с того же возраста выходят в море вместе с отцами. Примерно в том же возрасте начинают зарабатывать дети рабочих и городской бедноты, прислуживая в гостинице или магазине, занимаясь продажей газет и т. п. Родители не требуют заработанных денег. Обычно дети сами расходуют свои кроны: на сигареты, на кино или рано приучаются копить их.

Современное норвежское законодательство не признает преимущественных прав кого-либо из детей на наследование недвижимого имущества. Но народные традиции не мирятся с этим, и крестьяне в той или иной форме сохраняют преимущественное право старшего сына на наследование земли и построек. Во избежание конфликта с законом, передача недвижимости происходит по возможности при жизни главы семьи, тотчас после женитьбы сына. Правда, наследник должен получить у отца согласие на женитьбу. Если отец в силах вести хозяйство сам и не хочет передавать его наследнику, он имеет возможность оттянуть этот момент на любое время или вообще запретить женитьбу, а если наследник женится вопреки его воле, не передать ему хозяйство.

Младшим сыновьям предварительно выделяется их доля имущества в виде денег или скота, а незамужним дочерям определяется приданое. Как правило, недвижимость не дробится при наследовании, но наследник обязуется содержать братьев и сестер до их совершеннолетия. Условия этого содержания, оговоренные на семейном совете точным соглашением, называются кор (каг). Нередко передача хозяйства старшему сыну производится во время самой свадьбы, после того как выпиты тосты за молодоженов и приняты подарки и поздравления. Гости - владельцы соседних хозяйств - поднимают жениха ца руках над головами и приговаривают: «Мы поднимаем тебя на уровень хозяина». После этого ритуала старый хозяин передает почетное место в конце стола своему наследнику, подчеркивая этой передачей, что отныне к его теперь уже женатому сыну переходят как двор, так и достоинство хозяина.

В горде обычно несколько жилых строений. Одно из них уступается по условиям кор отцу с матерью, которые отныне заводят там свое домашнее хозяйство. Если же жилой дом один, то в нем выделяют для старой четы особое помещение. Родители устраняются от руководства хозяйством горда, хотя могут принимать некоторое участие в общих домашних работах.

Смерть человека отмечается в семейном быту значительно торжественнее, чем рождение детей, и связана со множеством обрядов и поверий. Известный норвежский этнограф Кристофер Вистед иронически заметил, что крестьяне смолоду готовятся к своим похоронам. Еще в XIX в. среди приданого невесты были тканые одеяла, употреблявшиеся при погребении, а свадебная рубаха жениха, расшитая руками невесты, тотчас же после свадьбы откладывалась в сундук, чтобы быть надетой на этого человека лишь при похоронах. Мужчины в цветущем возрасте готовили загодя себе гробы, а старые люди хранили наготове солод для варки пива на свои похороны.

Теперь многие обычаи исчезают, но следы их сохраняются кое-где в горных долинах, особенно в западной и южной Норвегии. Старые люди еще помнят похоронные игры : пока покойник лежал в горде, родные бодрствовали по ночам, а соседская молодежь собиралась с вечера в усадьбе умершего и плясала здесь до утра, с небольшими перерывами для пения похоронных молитв. При выносе гроба с покойником на кладбище, его трижды обносят вокруг дома. В прежнее время гроб обносили вокруг очага. Вплоть до конца XIX в. погребальный кортеж во многих сельских местностях был связан только с двумя средствами передвижения: лодкой и санями. Гроб ставили на сани даже летом, причем покойника вносили на кладбище не через ворота, а втаскивали через забор или разбирали часть ограды.

Некоторые старые похоронные обряды сохраняются, но меняют свою форму. В городах близкие родственники покойного носят траур - одеваются во все черное, мужчины, кроме того, нашивают на рукав повязку из черного крепа. В сельских местностях женщины, напротив, надевают праздничные платья, но поверх накидывают белое покрывало, закрывающее голову и часть туловища, или прикрываются белой пелериной, спускающейся с головы на плечи.

После погребения ближайшие родственники умершего приглашаются на поминки. Богатые люди устраивают роскошные поминальные обеды, люди победнее ограничиваются скромной закуской.

На седьмой день после смерти устраивают поминки, называемые «грав- эль» (gravel ), что значит «погребальное пиво».

Политические партии и профессиональные союзы

В Норвегии довольно рано возникли политические партии. В 1882 г. возникла партия мелкой и средней буржуазии и чиновничества - «Венстре» (Левая). Два года спустя, в 1884 г., образовали партию «Хейре» (Правая) представители банковских кругов и крупной буржуазии. Названия партий отражали политические позиции этих группировок: первая была либеральной партией, вторая - последовательно реакционной, одна занимала левые, другая - правые позиции общего фронта буржуазных политических партий.

В 1887 г. возникла Социал-демократическая партия Норвегии. С 1918 г. под воздействием Октябрьской революции в России в этой партии усилилось левое течение. В 1919 г. она была принята в состав Коммунистического Интернационала. В 1921 г. правые социалисты раскололи партию и образовали Рабочую партию Норвегии (РПН), которая вышла из Коммунистического Интернационала. В 1923 г. левое крыло социал-демократической партии образовало Коммунистическую партию Норвегии (КПН).

С 1935 г. и до наших дней, кроме годов оккупации страны фашистами, РПН постоянно находится у власти. В 1951 г. в составе РПН образовалась оппозиционная так называемая Независимая группа, которая десять лет спустя выделилась в Социалистическую народную партию, борющуюся под лозунгом: «Против атомного вооружения страны, за активную мирную политику вне НАТО и социалистическую Норвегию». Последняя часть лозунга этой партии понимается как путь к социализму через реформы, через постепенное улучшение экономического положения народа в условиях капитализма.

Сельская буржуазия вплоть до 1920 г. безраздельно поддерживала партию «Хейре» и отдавала ей голоса на выборах в государственные органы. В 1920 г. сельская буржуазия основала Аграрную партию, объединившую широкие слои крестьянства. В 1933 г. эта партия раскололась на две. Наиболее реакционная часть партии - кулацкие элементы выделились в партию фашистского уклона под названием «Национальное объединение» во главе с Квислингом. После ухода фашистских элементов Аграрная партия стала придерживаться более левой ориентации. Она стала называться Крестьянской партией. В годы второй мировой войны и оккупации страны гитлеровцами квислинговская партия «Национальное объединение» была опорой оккупантов.

Еще раньше, чем партии, с 1870-х годов в Норвегии возникли профессиональные союзы. В 1899 г. было основано Объединение профсоюзов Норвегии (ОПСН). В 1945 г. ОПСН вступило во Всемирную федерацию профсоюзов, но, после того как в апреле 1949 г. реакция втянула Норвегию в агрессивный блок НАТО, правые профсоюзные лидеры добились перехода ОПСН в про- буржуазную Международную конфедерацию профсоюзов. В настоящее время в норвежских профсоюзах состоит более полумиллиона человек. Это самое большое объединение самодеятельного населения страны.

Руководящее положение в ОПСН удерживает Рабочая партия Норвегии. Она же держит под контролем деятельность Кооперативного объединения в сельском хозяйстве и отраслевых профсоюзных организаций.

Общинные традиции

На протяжении всей своей истории Норвегия была крестьянской страной. Она не знала крепостного права, и элементы дофеодальных отношении проявляют чрезвычайную живучесть вплоть до наших дней.

Еще в XIX в. повсеместно параллельно существовало два вида общины: хуторская, или дворовая (gdrdssamfunri ), и соседская (grannesamfunri ). Хуторская община включала в себя всех людей, которые родственно или экономически связаны с владельцем хутора - горда. Это его жена, его родители (если владелец наследовал хозяйство при их жизни), дети, братья и сестры, а также батраки, домашняя прислуга, арендаторы и бездомная беднота или инвалиды, которые, согласно определению прихода, живут иждивенцами при крестьянском дворе. Главным фактором, цементирующим дворовую общину в одно целое, была экономическая зависимость членов хуторской общины от хозяина. Норвежские исследователи указывают на глубокие патриархальные корни этой власти. Считалось само собой разумеющимся, что хозяин сам принимает все решения и волен по своему усмотрению собирать или не собирать семейный совет. По характеру экономических отношений между людьми хуторская община очень напоминала большую семью и может рассматриваться как ее пережиточная форма.

Взаимоотношения между ближайшими дворовыми общинами и общность прав этих общин на окружающие их угодья - леса, пастбища, водоемы, а зачастую и луга - порождали коллектив экономически связанных соседей - соседскую общину. В некоторых районах Норвегии даже часть пахотной земли вплоть до XIX в., а кое-где и до начала XX в. все еще оставалась в соседской общинной собственности. И в наши дни сохранилась общинная собственность на некоторые лесные участки, на право рыбной ловли, на пастбищные участки в горах.

До сих пор местами сохранились, а до начала нашего века повсеместно бытовали традиции общинной взаимопомощи. Самый близкий круг соседей- общинников - в пределах поселения или нескольких близко расположенных хуторов - образовывал постоянный коллектив, который был связан обязательством помогать в организации крестин, свадьбы или похорон каждой семье. Такой коллектив для взаимопомощи между ближайшими соседями носит специальное название граннелаг (grannelag - объединение соседей).

Те же виды помощи оказывали семье и далекие соседи, из других гранне- лагов, если помощи одного было недостаточно и нуждающаяся в помощи семья просила об этом. Такое объединение дальних общинников носит название - белаг (belag - объединение людей по просьбе).

Одна из важнейших общинных традиций, бытующая до наших дней,- взаимопомощь в труде, или дюгнад (dugnad ). Дюгнад может организовать любой общинник, когда ему требуется больше рабочей силы, чем имеется в его хозяйстве,- на весенней пахоте, посеве, сборе урожая и др. За помощь работой, как и за помощь в организации крестин, свадьбы или за участие в похоронах принято потом угощать.

Праздники

Самые чтимые торжества - рождество и пасха До конца прошлого века каждый раз рождественским праздникам предшествовал праздник святой Люсии (13 декабря). В это утро самая красивая девушка в богатом доме при первом крике петуха входила в комнату прислуги, одетая в белое платье с красным шарфом вокруг талии и с металлической короной, на которой горели девять свечей, на голове. Подавая кофе и освященный хлеб, она пела. Праздник знаменовал внесение святой Люсией света в темное время года - к рождественским праздникам. Само имя святой происходит от «lux », « lys », что значит «свет».

К началу нашего века этот обычай постепенно исчез. Но с 1953 г. он был возрожден в Осло по инициативе буржуазной газеты «Моргенпостен». 13 декабря девушка, избранная накануне на роль Люсии, в сопровождении шести подруг в белых платьях следует по улицам города. У святой Люсии на короне горят электрические лампочки в матовых фонарях, имеющих форму свечей. Девушки обходят детские дома и госпитали столицы и вручают рождественские подарки. Затем Люсия отправляется в Стокгольм, куда съезжаются и Люсии из других скандинавских стран.

Праздник рождества называется «юль» (jul ). К юлю готовятся за несколько дней, иногда сразу же после праздника святой Люсии - пекут праздничный хлеб, заготовляют подарки для детей, готовят елку с украшениями, режут свиней и начиняют колбасы.

Накануне праздника дети выставляют на дворе на высоких шестах снопы необмолоченного хлеба, чтобы воробьи и синицы были сыты в день юля.

С пяти часов вечера 24 декабря прекращается по всей стране деловая жизнь, закрываются магазины, театры, кино, прекращается работа на заводах. В семьях, когда соберутся все домашние, садятся ужинать. К праздничному столу подается жареная свинина, гусятина, национальное блюдо - каша флетегрет, пьют хмельные напитки, а в завершение ужина - кофе с рождественским тортом юлекаке. Еще полстолетия назад было принято, по давней традиции, выпекать этот торт из муки из зерна последнего сжатого на поле снопа. Часть юлекаке сохраняли до первой пахоты, и пахарь должен был съесть кусок торта, сидя на плуге. Этим как бы подчеркивалась преемственность между прежним и новым урожаем. Иногда рождественский торт украшали выпеченными из теста фигурками поросят, сосущих свинью, или курицы, сидящей на яйцах (символы благополучия). Эти традиции почти не сохранились.

До конца XIX в. во время рождественского вечера кто-нибудь из ужинающих, отлучившись тайком, делал из соломы чучело и клал его под стол. Такое чучело называлось юлесвен (julesuen - рождественский парень). В некоторых районах Норвегии принято было одевать соломенное чучело в мужскую одежду. В праздничную ночь на 25 декабря рядом с чучелом ставили еду и кружку пива. И теперь этот обычай встречается в горных долинах Вестланна, но соблюдается не полностью. Два рождественских дня - 25 и 26 декабря - норвежцы празднуют - гуляют, пьют, веселятся, а по ночам нередко разъезжают в санях ряженые.

До наших дней бытует обычай устраивать накануне Нового года шуточные шествия ряженых, среди которых непременно бывает и юлесвен; его изображает один из парней. Ряженые несут на палке набитую сеном голову козла с длинной бородой из пакли. Все эти обычаи указывают на то, что праздник рождества был вначале связан с каким-то дохристианским обычаем, видимо, земледельческим. Истоки же праздника Люсии неясны; возможно, что и он возник в дохристианское время.

В конце зимы празднуют масленицу - фастелавн (fastelavn ). К этому празднику пекут круглые булочки с парой изюминок на каждой, сходные со славянскими «жаворонками с глазами».

В одно из воскресений марта устраивается крупнейший в году спортивный праздник в Холменколене. Здесь происходит всенорвежское соревнование по прыжкам с трамплина, и это зрелище популярно не только среди жителей Осло; сюда съезжаются норвежцы из разных концов страны.

Пасху, подобно рождеству, празднуют два дня. Все учреждения, даже увеселительные, закрыты. Часть горожан обычно уезжает в горы или в лес. В сельских местностях празднуют пасху дома, пригласив к себе родственников и соседей.

В ночь с 23 на 24 июня празднуется день Санта Ханса (святого Иоанна). Девушки украшают головы венками из цветов, в домах ставят срубленные березки, пол посыпают душистой осокой. Молодежь прыгает через зажженные костры и водит вокруг них хороводы. На берегах рек и фьордов жгут старые смоляные бочки.

Из национальных гражданских праздников в Норвегии выделяются два: день 1 мая и день 17 мая. 1 мая по всей стране устраиваются демонстрации. Праздник отмечается и как праздник международной солидарности трудящихся и как праздник весны и цветов. Однако он проходит скромнее, чем предшествующая ему пасха или последующий праздник 17 мая, возможно, в силу своего промежуточного положения между двумя крупными для Норвегии праздниками - религиозным и государственным.

17 мая празднуется День независимости Норвегии, который отмечают в память принятой в 1814 г. конституции в Эйдсволле. В 10 часов утра начинается шествие школьников, среди которых выделяются колонны старшеклассников, оканчивающих к этому дню школу. Они идут в красных форменных студенческих шапочках, девушки одеты в белые платья и потрясают над головой розгами - шуточным символом школы. После школьников идут взрослые. Наиболее красочным в этом шествии горожан всегда оказывается колонна Буннелага - крестьянского объединения, в которой женщины и девушки одеты в народные костюмы разных провинций.

Спорт и туризм

Наиболее массовыми являются такие виды спорта, как лыжный, конькобежный и парусный. Они стали поистине народными. Ведь именно Норвегия (и вообще север Скандинавии) была родиной коньков и лыж - по крайней мере лыж спортивного типа, узких и с гладкой нижней поверхностью. В горных районах западной Норвегии до сих пор местами бытуют народные костяные коньки - бегунки.

Норвегия дала человечеству не одного выдающегося лыжника и конькобежца мирового класса - чемпионов Европы и мира. Начинают норвежцы ходить на лыжах и бегать на коньках буквально с раннего детства. Лыжи являются обязательной частью физической подготовки школьников в любой норвежской городской и сельской школе. В последние два десятилетия все большую популярность в стране завоевывают парусные гонки, футбол и особенно хоккей с шайбой.

Довольно популярный вид спорта в стране - горовосхождение и скалолазание. Однако особо высоких вершин в самой Норвегии нет, хотя и немало технически сложных скальных стен по нескольку сот метров высотой. Поэтому, тренируясь у себя в стране на невысоких вершинах и отрабатывая высшую технику скалолазания, норвежцы крупные спортивные восхождения совершают за рубежом - в Альпах, в датском владении Гренландии и в Гиндукуше, где они покорили обе вершины Тирач-мира. Но такие далекие восхождения доступны только более обеспеченной части спортсменов.

В последние 30 лет, особенно в связи с валютными затруднениями после войны, Норвегия широко открыла двери для иностранных туристов В страну устремился все более растущий их поток. Обслуживание их, обеспечение пищей, ночлегом и транспортом составило целую новую отрасль в экономике. Иностранный туризм способствовал улучшению и расширению дорожной сети, постройке многочисленных кэмпингов и горных хижин, появлению в легкой промышленности особой отрасли по производству туристского снаряжения. В последнее десятилетие число приезжающих туристов достигло 1 млн. человек в год (из Швеции, затем из Дании, Англии, ФРГ, США и др.)-

Конечно же, каждой стране свойственны свои методы воспитания детей, которые могут кардинально отличаться от известных нам. Сегодня я хотела бы вам рассказать, как своих детей воспитывают жители Норвегии, и почему над своими чадами там никто не трясется и не защищает их от всего на свете, как это принято у нас.

Особенность Первая. У природы нет плохой погоды.

Детей с детсада учат дружить с погодой и самим определять, как одеваться в зависимости от времени года. То есть не мама выдает носки-флиску-куртку-шапку, а ребенок сам знает, когда надеть резиновые самоги, а когда теплый пуховик.

При этом все школьные переменки в любую погоду дети должны проводить во дворе: дождь, ливень, ветер, снег - неважно. Считается, что, бегая, прыгая и «проветривая мозги», ребенок отдыхает, настраивается на следующий урок, закаляется и запасается здоровьем.

В школе детям преподают уроки окружающей среды. Именно на них детям объясняют, как правильно одеваться в соответствии с прогнозом погоды. Например, если на улице минус десять, нужно быть одетым как капуста - многослойно. Первый слой прилегает к телу: длинные штаны и пуловер из тонкой шерсти или флисa. Вторым слоем идет платье или джинсы с толстовкой. Третий слой - теплый, но легкий водоотталкивающий комбинезон. Плюс прорезиненные утепленные сапоги, непромокаемые варежки, шерстяная шапка-шлем и, если совсем холодно, капюшон.

Особенность Вторая. Питание.

2


Особенность в том, что здесь нет никаких "на обед обязательно нужно есть суп" и "первое-второе-компот".

Горячие обеды в школах не предусмотрены. Родители укладывают детям в пластмассовые контейнеры холодные сэндвичи, пирожки, фрукты, йогурты. Между уроками есть один получасовой перерыв, во время которого можно перекусить. Сладкое запрещено: никаких лимонадов, конфет, печенья, шоколадок. Орехи тоже нельзя - во избежание аллергии. Во всех школах и садиках висят таблички: Nut free zone («Свободная от орехов зона»).

Особенность третья. Самостоятельность.

3


С младших классов ребенок сам собирается в школу, мама лишь контролирует.

В школу дети ходят без сопровождения взрослых. Никто не привозит и не забирает своих детей на машинах, здесь это вообще нонсенс. Кстати, помимо увесистого ранца с книгами, каждый несет с собой еще и пакет с ланчем. На тренировки, дополнительные занятие и т.д. - тоже все сами.

Дети сами определяют одежду по погоде и одеваются, как я уже сказал выше.

Особенность четвертая. Маниакальная забота о зубах.

4


На школьных занятиях ученики читают «Приключения Кариуса и Бактуса». Эта популярная в Норвегии детская книга Турбьёрна Эгнера рассказывает о том, как веселая бактерия вместе с другом кариесом разрушала зубы ленивого мальчика Марка, пока он не начал их старательно чистить. Еще есть мультик по этой книжке, который видел каждый норвежский ребенок, как у нас когда-то "Ну, погоди!"

Все дело в том, что медицинские расходы здесь, как правило, покрываются государственной страховкой, но стоматологическая помощь предоставляется только до 18 лет, после - к стоматологу за свои кровные. Поэтому зубы берегут с детства - мамы начинают чистить ребенку зубы, едва у него во рту проклюнется первый. И учат самих чистить зубы раньше, чем читать. Кстати, конфеты и жвачку норвежские дети видят реже, чем горячий суп на обед а его они видят очень редко, как вы поняли.

Особенность пятая. Высокая температура - не повод для паники.

5


По норвежским понятиям если у ребенка температура 38 градусов, это не повод беспокоить врача, а насморк - не основание для пропуска занятий в школе. При определенном списке заболеваний и недомоганий, например при мигрени или простуде, доктор может выписать так называемый зеленый рецепт. Это официальная рекомендация пойти прогуляться по лесу. Норвежская медицина устроена по принципу «спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Сказать, что у тебя барахлит здоровье, все равно что признать, что ты ленивый и безответственный. Не занимался спортом, не закалялся, вот и заболел.

Особенность шестая. Спорт важнее, чем учебники.

6


Спортивной подготовке в школе уделяется, реально, даже больше внимания, чем другим урокам. Весной и осенью - плавание, зимой - лыжи. И круглый год походы.

В государственных школах дети начиная с девяти лет ходят в трехдневные походы с учителями, ночуют в палатках, жгут костры, готовят еду в котелке. Кроме того, раз в неделю специальный автобус отвозит их на трехчасовую прогулку в лес или в горы, пешую весной и осенью, лыжную - зимой.

Кроме того, школьники постоянно участвуют в различных марафонах, благотворительных забегах/заплывах/велозаездах, перечисляя взносы за участие то в помощь голодающим детям Африки, то терпящим бедствие от землетрясения непальским школьникам..

Кстати, спорт - единственное, где детям позволяют выделяться. Во всем остальном - ни в коем случае. Хвастаться не зазорно только спортивными успехами и рекордами, а никак не достатком, тачкой папы и где провел каникулы.

7

Поделиться: