Как сделать, чтобы ребенок слушался. Как сделать так, чтобы ребенок вас слушал

Многие поколения родителей задаются извечным вопросом: что делать, если ребенок не слушается? Лучше всего на этот вопрос ответил русский педагог Макаренко А.С. В данной статье приведен отрывок из его книги «Лекции о воспитании детей» , впервые изданной в 1940 году, но актуальной до сих пор.

Для родителей нужно только одно: более или менее основательно знать, что окружает Вашего сына или Вашу дочь.

Многие случаи дурного поведения детей, а тем более многие явления детской распущенности не имели бы места, если бы родители ближе знакомились с товарищами сына, с родителями этих товарищей, смотрели иногда на игру детей, даже приняли в ней участие, вместе с ними совершили бы прогулку, пошли в кино, в цирк и т. д.


Чрезвычайно важным является вопрос о форме режимных отношений между родителями и детьми. В этой области можно встретить самые разнообразные преувеличения и загибы, приносящие большой вред воспитанию. Некоторые злоупотребляют уговорами, другие - разными разъяснительными беседами, третьи злоупотребляют лаской, четвертые - приказом, пятые - поощрениями, шестые - наказаниями, седьмые - уступчивостью, восьмые - твердостью.

В течение семейной жизни, конечно, много бывает случаев, когда уместна и ласка, и беседа, и твердость, и даже уступчивость. Но там, где дело касается режима, все эти формы должны уступить место одной главной, и эта единственная и лучшая форма - распоряжение.

Родители не должны думать, что деловой тон противоречит любовному чувству отца или матери, что он может привести к сухости отношений, к их холодности. Мы утверждаем, что только настоящий, серьезный деловой тон может создать ту спокойную атмосферу в семье, которая необходима и для правильного воспитания детей, и для развития взаимного уважения и любви между членами семьи.

Родители как можно раньше должны усвоить спокойный, уравновешенный, приветливый, но всегда решительный тон в своем деловом распоряжении, а дети с самого малого возраста должны привыкнуть к такому тону, привыкнуть подчиняться распоряжению и выполнять его охотно.

Можно быть как угодно ласковым с ребенком, шутить с ним, играть, но, когда возникает надобность, надо уметь распорядиться коротко, один раз, распорядиться с таким видом и в таком тоне, чтобы ни у Вас, ни у ребенка не было сомнений в правильности распоряжения, в неизбежности его выполнения.

Родители должны научиться отдавать такие распоряжения очень рано, когда первому ребенку полтора-два года. Дело это совсем нетрудное.

Нужно только следить за тем, чтобы Ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:


1. Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением,

Но оно не должно быть похоже и на упрашивание.

2. Оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него

Слишком трудного напряжения.

3. Оно должно быть разумным, т. е. не должно противоречить

Здравому смыслу.

4. Оно не должно противоречить другому распоряжению Вашему или

Другого родителя.

Если распоряжение отдано, оно должно быть обязательно выполнено.

Очень плохо, если Вы распорядились, а потом и сами забыли о своем распоряжении. В семье, как и во всяком другом деле, необходимы постоянный, неусыпный контроль и проверка. Конечно, родители должны стараться производить этот контроль большей частью незаметно для ребенка; ребенок вообще не должен сомневаться в том, что распоряжение должно быть выполнено. Но иногда, когда ребенку поручается более сложное дело, в котором большое значение имеет качество выполнения, вполне уместен и открытый контроль.

Как поступить, если ребенок не выполнил распоряжения? Надо прежде всего стараться, чтобы такого случая не было. Но если уж так случилось, что ребенок в первый раз не послушался Вас, следует повторить распоряжение, но уже в более официальном, более холодном тоне, приблизительно так: «Я тебе сказал сделать так, а ты не сделал. Немедленно сделай, и чтобы больше таких случаев не было».

Давая такое повторное распоряжение и обязательно добиваясь его выполнения, нужно в то же время присмотреться и задуматься, почему в данном случае возникло сопротивление Вашему распоряжению. Вы обязательно увидите, что в чем-то Вы сами были виноваты, что-то сделали неправильно, что-либо упустили из виду. Постарайтесь избегать таких ошибок.


Самое важное в этой области - следить, чтобы у детей не накоплялся опыт непослушания, чтобы не нарушался семейный режим. Очень плохо, если Вы допустили такой опыт, если Вы позволили детям смотреть на Ваши распоряжения как на нечто необязательное.

Если Вы этого не допустите с самого начала, Вам никогда не придется впоследствии прибегать к наказаниям. Если режим развивается правильно с самого начала, если родители внимательно следят за его развитием, наказания не будут нужны. В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это - самый правильный путь семейного воспитания.

Но бывают семьи, где воспитание настолько уже запущено, что без наказаний обойтись нельзя. В таком случае родители прибегают к наказаниям обычно очень неумело и часто больше портят дело, чем поправляют.

Наказание - очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности. Поэтому мы рекомендуем родителям по возможности избегать применения наказаний, а стараться прежде всего восстановить правильный режим. Для этого, конечно, потребуется много времени, но нужно быть терпеливым и спокойно ожидать результатов.

В самом крайнем случае можно допустить некоторые виды наказаний, а именно: задержка удовольствия или развлечения (если было назначено посещение кино или цирка, отложить его); задержка карманных денег, если они выдаются; запрещение выхода к товарищам.

Еще раз обращаем внимание родителей, что сами по себе наказания не принесут никакой пользы, если нет правильного режима. А если есть правильный режим, свободно можно обойтись без наказаний, нужно только больше терпения. Во всяком случае, в семейном быту гораздо важнее и полезнее наладить правильный опыт, чем исправлять неправильный.


Точно так же нужно быть осторожным и с поощрением. Никогда не нужно объявлять вперед какие-либо премии или награды. Лучше всего ограничиться простой похвалой и одобрением. Детская радость, удовольствие, развлечение должны предоставляться детям не в качестве награды за хорошие поступки, а в естественном порядке удовлетворения правильных потребностей. То, что ребенку необходимо, нужно дать ему при всех условиях, независимо от его заслуг, а то, что для него не нужно или вредно, нельзя давать ему в виде награды.

И еще несколько советов.

1. Прося ребенка что-то сделать, никогда не прибегайте к помощи посторонних, говоря: "Не будешь слушаться, бабайка придет! Я все бабушке расскажу! Папа придет и накажет!" Произнося такие слова, Вы тем самым расписывайтесь в собственной неполноценности и подрываете свой авторитет.

Приучайте ребенка к тому, что, если Вы что-то говорите, Ваше слово весомо, и с Вами нужно считаться. А для этого всегда будьте последовательны в своих словах: поставили ребенку условие, обещали что-то - сделали. И не важно, что это мелочь, а Вы устали на работе или у Вас появились неотложные дела.

Помните: если Вы не будете держать свое слово, ребенок рано или поздно перестанет Вам верить на слово, перестанет считать Вас авторитетом и, как следствие, перестанет Вас слушаться.

2. Очень часто бывает так, что ребенок (не важно маленький или большой) настолько увлечен игрой или другой какой-то деятельностью, что ему психологически сложно быстро прервать свое занятие. Если взрослый в этот момент начнет заставлять его сделать что-то другое, ребенок воспритивится и начнет конфликтовать.

Чтобы этого не произошло, нужно постепенно подводить малыша к смене деятельности: "Еще полчаса поиграй, а потом мы пойдем в магазин." Через некоторое время нужно еще раз напомнить: "Осталось 15 минут,... 5 минут." Т.о. когда придет время идти в магазин, ребенок будет психологически готов к этому.

3. Еще одна распространенная проблема воспитания - недопонимание из-за общих фраз.

Многие взрослые используют в воспитании общие фразы типа "Веди себя хорошо". И это большая ошибка. Зачастую дети даже не догадываются, что от них хотят, и вкладывают в эти слова свой смысл.

Поэтому когда мама просит "вести себя хорошо", ребенок так и делает: прыгает и веселиться. Ведь это "хорошо" с точки зрения ребенка. Но стоит только сказать: "Пройди по корридору тихо, не спеша, по правой стороне ", - и ребенок сразу сделает то, что Вы просите.


Некоторые родители часто бывают недовольны тем, что дети их не слушаются: не убирают за собой игрушки, не кушают что дают, не делают ещё что-нибудь так «как надо», ведут себя «неправильно». Да ещё и врут в ответ или закатывают истерики. Могут ещё просто тупо упереться или наоборот – на словах согласиться, а реально ничего не делать.

Что делать в таких случаях?

1. Разобраться в себе.

А что Вас собственно напрягает? То, что ребёнок что-то не делает, последствия этого неделанья или же то, что ребёнок именно не слушается и именно Вас?

Больше всего проблем вызывает именно последняя причина. «Как, он меня не слушается?! Да как он смеет! Я же его отец/мать (т.е. я главный тут)! Он просто обязан меня слушаться!». И начинаются разборки на тему кто тут главный и кто что обязан. Ярко выращенное ущемление инстинкта власти, невроз, неуверенность в себе выливается в агрессию.

А ведь если просто взглянуть спокойно – совершенно бредовая ситуация. Разбираться с маленьким ребёнком? Да хоть и не маленьким! Доказывать ему что ты тут главный? Зачем? Это же и так очевидный факт. Только глубоко невротичному человеку может прийти в голову предположение, что ребёнок – это конкурент, с которым надо воевать и выяснять отношения.

Вообще-то родитель и так по умолчанию, в силу объективных причин, главный в семье. Это не нуждается в доказательствах – это просто факт. Просто ребёнок ещё маленький – какой из него конкурент/соперник/оппонент? Надо просто принять этот факт и спокойно доносить его до ребёнка. А сделать это можно только если сам уверен в этом.

Родитель в семье главный. И именно он устанавливает в семье свои порядки. Ребёнок, когда вырастет, создаст свою семью и будет там устанавливать свои порядки. И всё.

Конечно это не означает что в семье обязательно устанавливается жёсткая авторитарная власть – по своим причинам родители могут устанавливать самые разные порядки, заранее делегируя часть своих властных полномочий ребёнку. Просто чтобы тот учился этому. Не потому что ребёнок «имеет право» – ничего он не имеет – а чтобы он научился свои права понимать и отстаивать. Там, вовне, в той взрослой жизни. А здесь он тренируется. Но всё серьёзно и по-честному. Мини-модель взрослой жизни, тренировочный лагерь. Убить не убьют, даже не покалечат, но по шее получить можно. С объяснениями почему и зачем . На будущее.

Итак, первый пункт – разобраться со своими неврозами и успокоиться.

2. Упорядочьте свои желания.

Вам что-то не нравится. Вы чего-то хотите. А что именно? По пунктам и конкретно.

Составьте и заполните таблицу:

Только пишите конкретно! Не надо писать, например, «чтобы хорошо себя вёл». Что значит «хорошо»? Это как? Подробнее плиз – с деталями. Общие слова не информативны – они ни о чём.

Для любых изменений необходимо

– знать текущее состояние;

– детально представлять себе требуемое состояние;

– наметить и реализовать шаги по переходу от первого ко второму.

3. А почему собственно ребёнок должен Вас слушаться?

Назовите объективные причины.

Слова типа «Я же его отец/мать » аргументами не являются. Ну выпало так что Вы его родитель, и что?

«Ему же будет лучше » – тоже не аргумент. Это Вам так кажется. А ему?

Конечно в первые годы жизни, пока у ребёнка ещё некритическое восприятие указаний родителей, он будет слушаться родителей очень часто. Но годы идут и ребёнок начинает осознавать себя как отдельного индивида. Более того, еще задолго до этого у него есть свои личные желания, предпочтения. Своя мотивация. А тут Вы со своими приказами! Нафига Вас слушаться?

Можно конечно простимулировать ребёнка негативными методами. Отругать, отшлёпать. Это работает. Но плохо и неэффективно – сильно снижает энергетику (и здоровье) ребёнка и создают ему мотивацию избегания. Т.е. потом ребёнок всё будет делать только под страхом наказания. Кто из него при этом вырастет? Исполнитель, работающий только из-под палки. Не наш путь.

Нормальный, незапуганный ребёнок делает что либо только если ему это объективно выгодно. Причём прямо сейчас выгодно – он прямо сейчас может удовлетворить своё желание или избежать неприятностей. И не надо всех этих «вырастет – поймёт», «через 10-20-30 лет понадобится». Ребёнок не думает такими длительными интервалами, он не умеет планировать так далеко вперёд. Мечтать, хотеть – может, планировать – нет. Исключения конечно бывают, но это очень редкие случаи.

Так что выгода от Ваших советов должна быть сразу. В течении секунды-минуты-часа-дня в зависимости от возраста ребёнка.

«Съешь кашу – получишь конфету», «Уберёшь игрушки – почитаю сказку», «Не оденешь варежки – не пойдём гулять, потому что иначе замерзнешь и заболеешь».

Этот срок полезно потихоньку удлинять, создавая условия для всё более отложенных успешных результатов. Но базу вначале создают именно эти короткие немедленные выгоды. Уже на их основе, приобретя доверие к себе, можно начинать использовать сроки в недели-месяцы-годы. Потихоньку, не спеша.

Кстати поэтому у большинства детей бывает меркантильный возрастной период – они начинают всё делать только за вознаграждение. Просто это единственная выгода, которая им доступна. При нормальном воспитании (когда родители не пытаются отделаться от ребёнка подарками, а принимают живое участие в его жизни, не мешая ему расти самим собой) ребёнок потихоньку начинает понимать и другие выгоды более высокого порядка и перерастает чисто товарно-денежные отношения. Но этот период надо пройти – эти отношения есть неотъемлемая часть взрослой жизни.

Но ребёнок растёт… И начинает всё больше проводить времени вдалеке от родителей. И как его при этом контролировать? Приставить надсмотрщика? Скорее поселить его у него в голове Собственно воспитание во многом это и есть постепенная замена внешнего контроля на внутренний. Обычно это сводиться к запретам – надсмотрщик в голове сидит и зорко смотрит как бы Хозяин не сделал чего нехорошего. Это и есть общественная мораль. Она служит интересам общества, вернее власти, элиты. Она тормозит .

А надо иначе – надо чтобы надсмотрщик в голове сидел и подсказывал, что надо и не надо делать для достижения определенных целей, удовлетворения определённых желаний Хозяина (то бишь ребёнка ). Т.е. служил интересам ребёнка. Ну и Вашим тоже – там, где без этого никак.

Делается это просто – Вы связываете желаемое и при этом реально эффективное поведение с целями и желаниями ребёнка. С текущими целями и желаниями. Ребёнка , а не Вашими.

Например, Вы хотите, чтобы ребёнок нормально питался – натуральной здоровой пищей, а не этими чипсами, колами и прочей химией. Хорошо питаться реально полезно ребёнку и Вам. Смотрите – а что нынче хочет дитё? Не что Вы думаете по поводу того что он должен хотеть! Что он реально хочет? Пусть выясняется, что он хочет стать пиратом. Ну фиг с ним – пиратом так пиратом, тем более всё равно детские желания меняются как… В общем часто меняются

Связываем вместе эти две части и объясняем ребёнку, что чтобы стать пиратом – надо быть сильным. Чтобы быть сильным – надо есть кашу, мясо, суп (и что там ещё у Вас принято).

Перестал хотеть быть пиратом и решил стать доктором Айболитом ? Значит надо объяснить, что доктор должен быть здоровым, а иначе как он сможет лечить больных, если сам больной и не соблюдает свои же предписания?

И т.д.

Но чтобы так связывать – надо знать что ребёнок реально хочет, чем он живёт. Вплоть до того, что он бессознательно хочет, но стесняется/боится признаться даже себе. И апеллировать к этому. Не всегда прямо – иногда лучше намёками. Или словно речь не о нём, а о другом.

«Вообще-то девочки любят сильных мальчиков – таких, которые могут обеспечить им безопасность и уверенность… А ещё они очень ценят внимание…»

В этом плане очень хороши разные истории, сказки с соответствующим сюжетом, моделями поведения и результатами. На эту тему есть хорошие книжки – почитайте. Но опять же – предлагаемое поведение должно приносить желаемый (для ребёнка!) результат. А иначе это просто фоновый шум.

Итак, чтобы ребёнок Вас послушался, Ваши указания должны быть:

– выгодны ребёнку;

– созвучны текущим интересам самого ребёнка.

Указания можно давать только если Вы абсолютно уверены в их исполнении.

4. Не торопитесь.

Далеко не всегда Ваши усилия будут немедленно вознаграждены. Иногда пройдут месяцы и годы… Так что придётся запастись терпением и настойчивостью. А плюс/минус пара лет – какая разница?

Спокойный и уверенный человек не спешит. Делает быстро, но не спешит. И Вы не спешите. Всё равно все Ваши усилия дадут свои плоды в своё время – им же ещё надо созреть Чем сложнее навык – тем больше времени необходимо на его усвоение. Дайте ребёнку это время.

5. Объясняйте всё ребёнку.

Конечно, в доступных ему словах и выражениях.

Объясняйте, разъясняйте, аргументируйте, доказывайте, выясняйте его мнение. Разговаривайте. Спокойно, но с эмоциями. Доброжелательно. Уважительно. Даже если Вы не сможете в этот раз ему что-то втолковать – Вы как минимум соберёте информацию о том, что он сейчас думает, чем живёт. На этой основе сможете лучше подготовиться и объяснить таки в следующий раз. Или понять, что лучше дать ребёнку самому дойти до этого. Или вообще пофиг. Не надо стараться быть правым всегда – это невозможно и плохо заканчивается. Может в этот раз был прав он?

Со временем поймёте, что возможно это и есть самое ценное – общение, а не Ваши советы и указания.

6. Учитывайте возраст ребёнка.

Требовать от ребёнка поведения взрослого – это по меньшей мере странно. Ждать от него взрослой рассудительности и самоконтроля – тоже. Взрослых желаний – о чём это вообще?

В каждом возрасте – свои желания, свои способности. Пока ты ребёнок – надо вдоволь наиграться, побегать по лужам, посмотреть мультики, подраться с мальчишками, подёргать девочек за косички и много чего ещё, что уже не сделаешь большим солидным дядей/тётей.

Но надо и успеть получить образование – пока мозги ещё свежие и немного работают. Надо выучить языки – фиг ты потом выучишь их хорошо. Надо получить еще много полезных навыков. Показать их, заинтересовать ребёнка – и есть задача родителей. А дальше… Дальше будет как должно быть.

7. Расслабьтесь и улыбнитесь

В любом случае жизнь прекрасна! И это очаровательное, наглое, несносное существо рядом всё равно самое лучшее в мире!

Приучайте ребенка вас слушать и слушаться

У умных родителей - веселые, умные и послушные дети. Более того, умные и любящие родители об этом заботятся: заботятся о том, чтобы дети были не только умными, но и послушными. Это кажется очевидным: если вы хотите приучать ребенка к хорошему, вначале его нужно приучить к тому, чтобы он вас элементарно слушался.

Вы говорите ребенку: «Нужно умыться» или «Помой руки!», а он вас не слушается. Вы напоминаете, что пора оторваться от компьютера и сесть за уроки, он недовольно морщится: «Отстань!» - Конечно, это непорядок.

К сожалению, обычные дети давно привыкли, что родителей можно не слушать: мало ли что они говорят! И дело здесь не в детях, а в нас, в родителях, когда мы важные для нас вещи говорим детям как-то не всерьез, не обращая внимания, слушают нас дети или нет, когда мы свои требования выставляем неубедительно. Ваши просьбы должны быть спокойными, но четкими распоряжениями, звучать весомо и сопровождаться контролем. Ребенок должен знать, что ваши слова не пустышки, и если вы предупредили, что не убранные игрушки выбрасываются, они действительно исчезают. Если родитель обращается к ребенку с просьбой уверенно, зная, что у него есть рычаги влияния, .

Но дело не только в правильных формулировках и рычагах влияния, в деле налаживания отношений с ребенком есть еще одна важная хитрость, а именно - есть ли у вашего ребенка ПРИВЫЧКА вас слушаться. "Слушаться или не слушаться родителей" - это определяется не только тем, что и как говорят родители, это определяется еще и просто привычками ребенка. Есть дети, у которых привычка бездумно слушаться всех, а есть дети, у которых привычка так же бездумно не слушаться никого. Слушаться "всех" или "никого" - одинаково плохие привычки, а вот привычка слушаться избирательно, а именно СЛУШАТЬСЯ РОДИТЕЛЕЙ - отличная привычка! У ваших детей должна быть привычка быть внимательным к тому, что вы говорите, привычка делать то, о чем вы их просите. Приучите вашего ребенка вас слушать и слушаться, и у вас появится ваш , у вас появится возможность воспитать из вашего ребенка развитого и думающего человека.

Сложно ли добиться, чтобы у ваших детей появилась такая привычка? Многое зависит от возраста: подростка приучить слушаться родителей - сложно, для многих мам почти нереально , а выработать такую привычку у маленького ребенка - задача решаемая. В принципе, чем раньше вы начнете вырабатывать у вашего ребенка привычку вас слушать и слушаться, тем вам будет проще.

Самый простой метод, который вам в этом поможет, это метод "Восемь шагов". Идея его в том, чтобы приучать ребенка вас слушаться, начиная с самых простых, элементарных вещей, и очень постепенно, методично переходить шаг за шагом к вещам более трудным. От простого - к сложному. Вначале делаем то, что получится у любого родителя с любым ребенком, затем добавляем немного, потом еще немножечко - и так проходим большой путь от ребенка естественного до ребенка воспитанного, который уже понимает, что людей любящих и более опытных, чем он - слушаться правильно.

Возраст, в котором алгоритм «Восемь шагов» работает наилучшим образом - от 2 до 12 лет. После 12 лет воспитанный ребёнок должен уже стать вашим другом и помощником, вы осуществляете уже не столько его воспитание, а помогаете ему в его , помогаете ему лучшим образом решать встающие перед ним жизненные задачи.

А теперь к делу. Что это за шаги?

Шаг 1: Пристройка.

Как говорил Король из сказки Антуана Сент-Экзюпери "Маленький принц", управлять восходом солнца легко, нужно только знать, когда восход происходит. Скажите в нужный момент: "Солнце, поднимайся!", и вы станете властелином восходящего солнца... Также и ребенок: если ребенок вас пока не слушается, он все равно что-то делает. Идите от того, что есть, пристраивайтесь к тому, что он делает, и направляя его активность в нужную вам сторону.

Ребенок бегает, вы ему кричите: "Молодец, быстрее, быстрее!" - он радостно добавляет скорости.

Сели за стол, вы знаете, что ребенок любит, к чему он все равно будет тянуться. Опередите его: "Бери свои любимые хлебцы!" Вы сказали - он взял.

Маленький Никита любит хлопать в ладошки. "Как Никита хлопает в ладоши? - Умница, Никита! А теперь, Никита, покажи как гудит машина! ... Замечательно!" - вы приучаете его делать то, что вы ему говорите. Ему полтора года, и он уже приучается вас слушать и слушаться.

Не можешь справиться - возглавь. Не можете (пока) управлять поведением ребенка - пристраивайтесь к тому, что он все равно делает, и что хочется делать ему самому.

Шаг 2: Приручение: приучить приходить, когда зовут.

Вы знаете, что такое "привадить"? Рыбак кидает в речку подкорм - приваживает рыбу. Когда древний человек решил приручать диких собак, он также начинал с приваживания, потом начинал их подкармливать, после - поглаживать, а постепенно приучил их подбегать к нему, когда он их зовет. А вы своих детей уже приручили? Они прибегают к вам, когда вы их зовете? Если ваши дети - еще дикие, начинайте, как древний человек, с их приручения.

Ваш ребенок любит хрумкать яблочки или грызть печеньки: ваша задача сделать так, чтобы доступ к этим сладостям был не свободным, а только через вас. В вазочке этого нет, а вы ребенку это дать можете. Теперь вы не дожидаетесь, пока он начнет у вас клянчить, а сами, выбрав хорошее время, объявляете: "Кто хочет вкусное яблоко, быстро бежит ко мне!", "Печеньки, печеньки, вкусные печеньки для послушных детишек". Дети бегут, вы их угощаете и гладите по головке: "Молодцы, как вы быстро прибегаете к маме!". Вот охота и состоялась - вы уже приучаете детей приходить к вам, когда вы их зовете.

Приваживайте к себе вашего ребенка - и хвалите его, когда он к вам приходит! Привадой может быть не только еда, а все, что нравится ребенку: и выдавить крем на торт, и порезать хлеб, и время, когда вы можете поиграть с ребенком в игры, которые он любит. "У мамы есть пять минут! Кто быстро прибежит, может с нею поиграть в жмурки!". Важно: если ребенок прибегает, вы это подкрепляете: даете приваду и хвалите. Если ребенок не торопится прибегать, приходит потом и требует, вы приваду не даете: "Всё! Всё уже кончилось!", но подсказываете: "Когда мама зовет, надо прибегать быстро!". Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью.

Шаг 3. Учимся договариваться.

Ваш ребенок будет разумным, а не капризным существом, если вы будете его приучать разумом пользоваться. А для этого не пожалейте время, объясняйте ребенку, что хорошо и что плохо - и учите его договариваться. Можете пробовать разумно разговаривать с ребенком даже в два года, а если вашему ребенку уже три годика - это уже обязательно. Учите ребенка договариваться и выполнять договоренности!

Вы с ребенком на детской площадке, вам пора уже уходить, а ребенок уходить не хочет, ему хочется играть еще. Просто скомандовать? - Ребенок может начать протестовать ревом. Что делать? Договариваться. Первая договоренность - перед тем, как придти на детскую площадку. "Ты хочешь пойти на детскую площадку, но долго мы играть там не можем, мне нужно будет возвращаться домой, готовить обед. Ты обещаешь мне, что когда я скажу что нам пора, ты не будешь плакать, а попрощаешься со всеми детьми и пойдешь со мной домой? Ты меня не задержишь?" Второй разговор - когда вам пора уходить. Скорее всего, ребенок начнет ныть: "Мам, я еще немного!". Тут ваша задача спокойно отрезать его от играющих и обсудить, как в такой ситуации вести себя правильно. "Если обещал, что не будешь ныть и плакать, когда нужно идти домой - ныть и плакать нельзя. Иначе как же тебе будут верить в следующий раз?"

Тут важно, чтобы уважение к договоренностям поддерживали все близкие взрослые, позиция одна: "Договорились - нужно выполнять. А кто не выполняет договоренности - тот нарушитель, каприза и маленький, ничего серьезного ему разрешать нельзя". Мы договариваемся и не капризничаем.

Шаг 4: Нет капризам.

Послушный ребенок не только ДЕЛАЕТ то, о чем вы его просите, он еще ПЕРЕСТАЕТ ДЕЛАТЬ то, что вам не нравится. Ребенок пробует бороться с волей родителей через свои капризы и истерики, и ваша задача на этом шаге - перестать на них как-либо реагировать. Приучайтесь делать свои дела, не реагируя на капризы ребенка - в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все.

Вы все торопитесь на поезд, собираете вещи. В этом случае капризы ребенка "Ну поиграй со мной!" будут легко проигнорированы всеми, включая бабушек. Приучайте ребенка к тому, что есть дела важные. Приучите ребенка к слову: "Это важно". Если вы присели перед ним и, глядя ему в глаза, держа его за плечики, спокойно и твердо говорите: "Взрослым сейчас нужно собираться, а поиграем мы с тобой попозже. Это важно!" - то скоро ребенок начнет вас понимать. Это - важно!

Шаг 5: Требования.

Ваш ребенок уже быстро прибегает к вам, когда вы его зовете с чем-то вкусненьким, перестал капризничать и уже не устраивает истерик. Как правило, он сделает то, о чем вы его попросили, но он еще не привык к тому, что вы можете от него что-то всерьез требовать. Просьбы - мягкие, а требования - жесткие и обязательные. Вот прямо так и слушаться? На этом шаге снова действуйте последовательно, но аккуратно, вначале требуйте минимум и только тогда, когда вас поддержат все.

Ребенок уже достаточно подрос, чтобы... Чтобы не отнимать игрушку у чужого ребенка, чтобы поднять упавшую варежку самому, чтобы положить кашу себе в рот самостоятельно... - Всегда ищите те моменты, когда ваши требования будут поддержаны всеми окружающими, чтобы даже бабушки хотя бы промолчали.

Если ваших требований на ребенка многовато, если он не успевает за вашими многочисленными требованиями, либо вы не имеете поддержки окружающих - не давите. Как и политика, воспитание - искусство возможного. Сам Наполеон учил своих полководцев: "Отдавайте только те приказы, которые будут выполнены".

Тем не менее, постепенно убирайте приваду как нечто обязательное, начинайте звать ребенка уже без того, чтобы наградить его чем-то вкусным. Ребенка уже пора приучать к тому, что если мама (тем более папа) его зовут, нужно приходить просто потому, что его позвали. Если он сразу не идет - повторили, но добились. А теперь обратили его внимание на то, что вам пришлось его ждать, и попросили приходить, когда мама зовет. Не надо ругаться, просто скажите: "Когда мама зовет, надо приходить сразу!", - и поцелуйте! Потихоньку ваш ребенок начнет это усваивать.

Шаг 6: Обязанности.

Требования - разовые, а обязанности - это система постоянных требований к ребенку. Пришла пора приучать ребенка к тому, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, и он должен участвовать в семейных делах наравне с мамой и папой. Объяснив это ребенку, начинайте уверенно давать ему задания, но и здесь действуйте постепенно: пусть вначале выберет себе обязанности по силам, пусть он делает то, что ему несложно или тем более даже немного хочется.

Это шаг, более трудный для мам, чем для ребенка. Мамам очень хочется сделать все самим и не напрягать ребенка. Так вот, уважаемые мамы и в принципе родители, позаботьтесь о том, чтобы у ребенка всегда были дела, которые ему нужно делать по вашей просьбе. У ребенка не должно затухать понимание, что у него есть задания, и он это делать должен. Убрать за собой постель, унести за собой чашку, помыть посуду, сбегать в магазин - скорее всего, вам все это проще и дешевле сделать самостоятельно, но вы - воспитатели, поэтому ваша задача удержать себя, не делать это самим и каждый раз поручать это ребенку.

Вначале ребенку приходится напоминать о его обязанностях, через какое-то время обязанность помнить должна уже лечь на самого ребенка. Помнить о своих обязанностях - тоже обязанность ребенка!

Шаг 7: Самостоятельность.

Когда ребенок уже знает, что такое обязанности, приходит пора приучать его к самостоятельности. . Самостоятельность послушного ребенка в том, что вы можете уже давать ему трудные задания в уверенности, что он их выполнит вполне самостоятельно, без вашей помощи и подсказок. Это уже не просто "Сходи в магазин" или "Выносить ведро - твоя обязанность", а "Собери все вещи, которые будут тебе нужны в походе", "Бабушке нужно помочь на даче вскопать огород", "Заболел зуб? Звони в поликлинику, узнай когда врач, сходи и вылечи зубы". Как обычно, не все будет складываться сразу, вначале ребенок будет нуждаться в ваших подсказках, помощи и поддержки, но чем чаще он начнет успешно справляться с трудными поручениями, тем быстрее у него проснется вкус к самостоятельности. Итак, двигайтесь от простого к сложному, от подсказок плотных, частых и конкретных к подсказкам редким и общего плана, и таким образом постепенно переходите ко все более трудным и самостоятельным заданиям, в основном на самом позитивном фоне, .

В идеале, если вы куда-то уедете на относительно длительный срок, ваш ребенок должен уметь жить без вас без больших проблем. Он уже - самостоятельный!

Шаг 8: Ответственность.

Ну вот, остался последний шаг: ответственность. Женщины не очень любят слово "ответственность", им ближе "заботливость", однако между этими словами есть разница: заботливый человек платит только стараниями и душой, а ответственный за свои ошибки платит реально. Если вы поручаете ребенку ответственное дело, за это, в случае прокола, придется расплачиваться или ребенку, или вам. Но дети растут, приходит пора знакомить их с ответственностью, и вы теперь поручаете ребенку не просто дела, а ответственные дела: те, за которые нужно отвечать перед другими людьми или, просто, за ошибки расплачиваться.

Вы поручили ребенку расставить на столе дорогой сервиз. Или - положить деньги в банк. Или - привести маленькую сестренку из садика... Не разобьет? Не потеряет? Не забудет?

Берясь за ответственное дело, ребенок уже знает цену ошибки, и относится к поручению ответственно: все продумает, запомнит, проследит и проверит, а по итогам вам обязательно доложит.

Когда ребенок научится и этому, вы можете гордиться - перед вами уже взрослый человек. Вы - воспитали взрослого, ответственного человека! Помните, а начиналось все с тихих, аккуратных пристроек к совершенно непослушному ребенку?

Конечно, и после этого никто не пообещает вам, что ваши дети станут ангелами и никогда вас не ослушаются. Возможно все, наши дети слушаются нас не всегда. Когда-то это бывает случайно, иногда - намеренно. Как на это реагировать? Спокойно. Если вы действуете грамотно, .

Кстати, а есть ли что-то после восьмого шага, после формирования у ребенка ответственности? Ваш ребенок не просто готов выполнить ваши просьбы, он знает свои обязанности, он вполне самостоятельный и ответственный человек. И это - все? Больше мы ничего не хотим подарить своему ребенку? Скажите, а когда и как мы поставим задачу, чтобы наши дети выросли еще и - любящими людьми?

Должны ли дети беспрекословно слушать своих родителей?

На этот вопрос не может быть однозначного ответа ровно потому, что родители бывают разными. Есть родители - алкоголики, есть - умные и любящие. Если мы будем говорить об умных и любящих родителях, то наш ответ будет положительным: да, таких родителей дети должны слушаться беспрекословно. Почему? Зачем? Потому что умные и любящие родители своих детей любят и никогда не потребуют от детей того, что будет детям во вред. Такие родители любят с детьми просто разговаривать, проводить с ними время вместе - и слушать то, чем дети с ними делятся. Требования к своим детям от них услышишь не часто, да и требуют они только то, что действительно обязательно.

5 лет: выходя на проезжую дорогу, нужно взять маму за руку и тут не баловаться. 10 лет: вначале уроки, потом компьютерные игры. 15 лет: в 22.00 - спать!

Обычно они это даже не требуют, а мягко просят, скорее подсказывают и напоминают, и этого бывает достаточно. Почему? Потому что дети уже привыкли, что своих замечательных родителей нужно слушаться, и понимают, что если мама или тем более папа что-то сказали, тем более сказали всерьез, это нужно сделать. И не просто сделать, а сделать сразу, именно так, как сказано и без недовольных мордочек, чтобы позже сам ребенок не столкнулся с феноменом своего же .

Далее - по принципу "Сказано - сделано": чтобы позже, когда они будут сами командовать себе, они выполняли уже свои собственные задания. Приучить к формату: телесной собранности и не делать из себя дурика (бессмысленный взгляд, когда отключаются мозги - это как раз про дурика). Сюда же - слышать, что тебе говорят, чтобы позже взрослый человек в разговоре отвечал собеседнику, а не тому, что ему вдруг пришло в голову, Ну, и приучить к внимательности, воспитать привычку делать и не отвлекаться, поскольку человек, который не может свою собственную мысль додумать до конца (отвлекается, да?) - в своих мыслях болтается, но не думает.

Введите e-mail адрес:

Всех родителей очень расстраивает, когда их ребенок, которого они научили ходить и разговаривать, отдаляются от них. Что делать в таких случаях? Как заставить ребенка слушать родителей, когда ситуация выходит из-под контроля?

Воспитание детей – непростая задача, поскольку этот процесс направлен на формирование характера и поведения детей. Но иногда у родителей попросту заканчивается терпение. Важно помнить, что идеального метода воспитания детей не существует. Все родители учатся методом проб и ошибок. Хорошие родители постоянно совершенствуются в воспитании детей и никогда не считают себя идеальными. Поэтому они не расстраиваются, осознавая свою неидеальность.

Не существует ни идеальных родителей, ни идеальных детей. Ваш милый и очаровательный малыш, которому вы еще недавно пели колыбельные песни перед сном, теперь впадает в истерики и выводит вас из себя. Однако стоит помнить о том, что дети плохо себя ведут не потому, что ненавидят вас. Это просто означает, что ваш ребенок растет и развивается.

В школе ребенок целый день подчиняется правилам, а дом остается для него единственным местом, где он может проявить свою волю. Самостоятельность – это нечто новое для него, и он исследует ее. Этот период развития ребенка может показаться родителям невыносимым. Но, следуя определенным правилам, они могут значительно облегчить себе жизнь.

Давая детям инструкции, проявите творчество

Если воспитывать ребенка без чувства юмора – это превратится в сухую математику. Юмор может сделать процесс воспитания веселым и для родителей, и для ребенка.

Инструктирование ребенка в смешном тоне, имитация мультипликационных персонажей или смешной танец создают у ребенка хорошее настроение и побуждают детей следовать инструкции родителей. Детям нравятся маленькие игры, если они включены в повседневную деятельность. Например, обыкновенная чистка зубов перед сном понравится ребенку больше, если вы вместе с ним сочините об этом песенку. Также хорошо, если во время чистки зубов вы будете корчить смешные рожицы. Проявление творчества в повседневных делах поможет избежать ежедневных детских истерик.

Находитесь на правильном уровне во время разговора

Если ребенок плохо себя ведет, родители чаще всего просто стоят над ним и ругают его. Они должны понять, что его может пугать высокий сердитый взрослый, который выше него. Ребенок фокусируется не на том, что вы ему говорите, а на вашем внешнем виде. Поэтому важно опуститься до уровня глаз ребенка и только затем начать говорить.

Будьте хорошим слушателем

Самый быстрый способ, с помощью которого родители могут привлечь внимание ребенка, – присесть и показать, что вам комфортно. Если вы хотите, чтобы дети слушали вас, сначала сами станьте хорошим слушателем. Будьте внимательны, когда ребенок рассказывает вам о том, чем он занимался в течение дня. Когда он показывает вам что-то, над чем долго работал, отвлекитесь от всех своих занятий, выслушайте его и ответьте соответствующим образом.

Проявляйте уважение к ребенку

Если вы хотите, чтобы ребенок относился к вам с уважением, сами проявите уважение к нему. Дети учатся, наблюдая за окружающими, поэтому нужно относиться к ним уважительно, чтобы они отнеслись к вам так же. Если ребенок приходит к вам с вопросом, уделите ему внимание, посмотрите в глаза и дайте ответ. Благодаря этому в следующий раз вы сможете объяснить ребенку, что, когда вы разговариваете с ним, он должен отвлечься от своих дел и послушать вас. Он также поймет, что выслушать вас обязательно, и это не обсуждается.

Недопустимое поведение и последствия за него должны быть оговорены заранее

Необходимо четко обсудить с ребенком, какое его поведение неприемлемо и какие последствия будут в этом случае. Например, если ребенку разрешили играть в компьютерные игры в течение часа, он должен через час безо всяких споров закончить игру. Если ребенок нарушает договоренность, последствием будет то, что вы не разрешите ему играть в компьютерные игры на протяжении определенного периода времени. Ребенку

7–8-ми лет трудно будет не играть целый день, но подросток может воздержаться от игр на протяжении недели-двух.

Не отрицайте эмоций ребенка

Отрицание эмоций может сбивать ребенка с толку и сильно его расстраивать. Если ребенок плачет, потому что бабушка и дедушка уезжают, не стоит говорить: «Не нужно плакать». Ребенок расстроен, и вам следует признать его чувства. Лучше утешить его такими словами: «Я знаю, что ты расстроен, но бабушка и дедушка опять приедут к нам в следующем месяце».

Не кричите на ребенка

Когда вы говорите ребенку, чтобы он выключил телевизор или шел ужинать, не повышайте голос. Если он что-то делает, подождите, пока он закончит. Например, если он смотрит телевизор, понаблюдайте за ним пару минут, а, когда ужин будет готов, скажите, чтобы во время рекламной паузы он шел есть. Напомните, чтобы он вымыл руки.

Если вы настаиваете, чтобы ребенок немедленно прекратил все дела, это может быть трудным для него. Уважайте занятия ребенка – и он будет уважать вас.

Настаивайте на том, что вы говорите

Отстаивание своей позиции – это еще один элемент воспитания. Если вы принимаете какое-либо решение, не меняйте его. Когда вы говорите: «Я не возьму тебя с собой в гости, если ты не выучишь уроки», то держите свое слово. Не допускайте ситуаций, когда ребенок, обратившись к вашему супругу, может получить разрешение пойти в гости. Так вы потеряете свой авторитет в глазах ребенка.

Не давайте ребенку обещаний, если не уверены, что сможете их выполнить. Но, если вы обещаете что-либо, держите свое слово. Обещания могут быть простыми, например: «Если ты будешь хорошо себя вести в гостях, я разрешу тебе смотреть мультфильмы в субботу». Невыполнение обещаний подрывает доверие ребенка к вам.

Не обвиняйте ребенка

Если ребенок получил в школе плохую оценку за то, что не выполнил домашнее задание, не говорите ему: «Ты никогда не учишь уроки». Не критикуйте характер ребенка, а постарайтесь исправить его плохое поведение. Скажите ему: «Жаль, что ты вчера не выучил уроки». Не используйте фраз типа: «Ты всегда так делаешь», «Ты никогда не слушаешь» и т.д. Если вы не будете обвинять ребенка, с ним будут происходить позитивные изменения.

Извиняйтесь перед ребенком и благодарите его, когда это необходимо

Мы ожидаем, что наш ребенок будет просить прощения, когда он делает что-то неправильно. Но важно и самим просить прощения, когда мы ошибаемся. Если вы обвинили ребенка в том, что он разлил воду, а потом обнаружили, что это сделал не он, извинитесь. Так вы не потеряете свой авторитет в его глазах. Ребенок усвоит, что необходимо извиняться каждый раз, когда вы ошибаетесь. И это правило действует для всех членов семьи. Также важно благодарить других, когда это необходимо.

Относитесь к ребенку серьезно

Недостаточно просто слушать ребенка – необходимо также уважать его мнение. Замечайте, что вам нравится и что не нравится в ребенке. Если ребенку не нравится какое-либо занятие, не заставляйте его им заниматься только потому, что вы этого хотите. Если ребенок говорит, что ему не нравится няня, не игнорируйте его слова. Дети наивны и иногда живут в своем идеальном мире, но важно проверить факты, а не отнестись к их словам легкомысленно.

Предоставьте ребенку альтернативы

Если вы запрещаете что-то ребенку, найдите этому альтернативу. Если ребенок хотел пойти с друзьями в кино, а вы не разрешили, предложите ему что-либо взамен. Например, вместе испечь торт, который он просил у вас несколько дней назад. Интересная альтернатива поможет ребенку легче справиться с отказом.

Поощряйте ребенка

Для ребенка одинаково важны как дисциплина, так и поощрения. Однако есть тонкая грань между поощрениями и подкупом. Разница в том, что подкуп дается под давлением, а поощрения – добровольно. Если вы покупаете ребенку мороженое, чтобы он хорошо вел себя в супермаркете, это принесет больше вреда, чем пользы.

Поощрение – это нечто иное. Поощрение не подразумевает покупок или привилегий, которые могут испортить ребенка, а призвано его мотивировать. Например, вы можете сказать ребенку: «Если ты быстро уберешь в комнате, вечером мы посмотрим твой любимый фильм».

Из 5 на основе 2 оценок.

Вконтакт

У вас бывало ощущение, что обращаясь с просьбой к ребенку, вы разговариваете со стенкой? У меня – миллион раз.

Типичная ситуация. Пора ужинать.

— Макс, иди есть. Котлеты с макаронами на столе.

Макс сидит в двух шагах от меня в гостиной и играет с динозаврами. Один напрыгивает на другого, тот шарахается в сторону – страшно интересно. Я повторяю. С нажимом.

— Макс, пора есть. Садись за стол.

Никакой реакции. Говорю еще раз. Не идет.

Страшно хочется заорать: «Да что с тобой не так, елки-палки? Я со стенкой разговариваю?».

Иногда сдержаться не получается. Жалею я об этом страшно. Потому что орать на ребенка – не правильно. Со всех точек зрения.

Во-первых, согласно исследованиям психологов, дети, родители которых проявляют по отношению к ним вербальную агрессию, обладают более низкой самооценкой и более склонны к депрессии.

А, во-вторых, повышая голос на ребенка, мы учим его нас игнорировать. Как это ни странно. Мы повторяем одно и то же несколько раз. А потом либо сдаемся и делаем то, что необходимо, сами (ребенок понимает, что слушать нас было не обязательно), либо начинаем орать (ребенок понимает, что шевелиться надо только тогда, когда на тебя орут, до этого можно подождать).

Что делать? Прошерстила материалы Child Development и обнаружила несколько действительно хороших советов. Даже не советов, а алгоритм действий.

1. Убедитесь в том, что ребенок действительно вас слышит. Не надо раздавать руководящие указания с другого конца комнаты.

Если ребенку меньше 6 лет, то стоит присесть рядом с ним, заглянуть ему в глаза и сказать то, о чем вы собирались ему сообщить. Можно легко коснуться его руки или приобнять.

С более старшими детьми необходимо как минимум установить зрительный контакт. То есть сначала убеждаемся в том, что ребенок обратил на нас внимание и лишь потом обращаемся к нему с просьбой или инструкцией.

2. Важно понимать, что, возможно, ребенок игнорирует вас не нарочно. Дети до 14-летнего возраста часто не замечают то, что происходит вокруг них.

Согласно научным данным, если дети чем-то увлечены (играют, читают или просто мечтают), то не обращают внимания на происходящее вокруг них. У них отсутствует то, что называют периферическим вниманием.

То есть родитель может находиться рядом с ребенком и что-то ему говорить, а ребенок родителя игнорирует. Не специально. Так получается. Именно поэтому перед тем, как попросить о чем-то ребенка, необходимо убедиться в том, что он вас слышит (см. пункт 1).

3. С другой стороны, ребенок может игнорировать вас вполне осознанно. Бывает, что дети проверяют своих родителей «на прочность», на то, что они могут себе позволить, а что нет.

Для ребенка это крайне важная информация и подобные тесты являются вполне нормальной стадией развития.

4. Убедившись в том, что ребенок вас слышит, сообщите ему то, что планировали. И подождите. Посмотрите, что произойдет.

Если ребенок сделал то, о чем вы просили – замечательно. Если нет… Читаем дальше 🙂

5. Повторите просьбу еще раз и объясните ее. Расскажите ребенку о причине, по которой он должен ее выполнить.

Понимание того, что ваши слова – не произвол, что у вас есть серьезные основания, мотивируют ребенка «быть послушным». Это не всегда работает. Но вероятность того, что ребенок сделает то, о чем вы просите, сильно выше в случае, если он понимает смысл просьбы, ее причину.

Пример: «Пожалуйста, надень куртку прямо сейчас. Мы должны выйти из дома через минуту, иначе опоздаем в гости к Питеру. А это будет не слишком вежливо, правда?».

6. Позвольте ребенку ощутить последствия своего поведения. Не убрал одежду в корзину с грязным бельем? – любимая футболка осталась невыстиранной. Копался, собираясь на таэквондо? – Опоздал и инструктор заставил сделать 15 лишних отжиманий.

Этот способ отлично работает. Правда, некоторые следствия могут быть опасным для жизни и здоровья ребенка (и мы, естественно, их не допустим), наступления других приходится ждать слишком долго. Что тогда?

7. Спокойно сообщите ребенку о том, что его ждет, если он не выполнит вашу просьбу.

«Мы выезжаем в парк через 5 минут. Если ты не будешь готов вовремя, то вечером мы не сможем сыграть в игру, которую ты так любишь. Мы тратим время, которое могли бы использовать, чтобы поиграть, на уговоры и споры».

У ребенка есть выбор. Либо он подчиняется правилам, либо их нарушает. В последнем случае он должен понимать, что ему придется отвечать за последствия. Не сделал то, о чем просили (событие 1), тогда неизбежно наступит событие 2 (обычно неприятное для ребенка).

8. Последнее и, пожалуй, самое важное правило. Будьте последовательны. Если вы обещали ребенку, что в случае невыполнения вашей просьбы, будет то-то и то-то, то сдержите слово. Иначе в следующий раз вам просто не поверят. И опять не услышат.

Поделиться: