Как понять, что ребенок вундеркинд. Как выявить одаренных детей в школе

Старооскольского городского округа

« Одаренные дети - как их распознать »

Педагог – психолог

Вторникова В.Г.

Консультация для

Педагогов.

ноябрь

2016 г.

Как распознать одаренного ребенка

Существуют определенные особенности, по которым можно узнать – одарен ваш ребенок или нет.

Для каждой мамы ее малыш самый красивый, самый умный, а главное, очень-очень талантливый. Поэтому, стоит только ребенку немного обойти своих сверстников в развитии, как многие родители сразу же записывают его в одаренные дети.

На самом деле, определить, кто из детей одарен, а кто нет – достаточно трудно. Особенно сейчас, когда малышей, практически с пеленок отдают в развивающие студии. Поэтому вполне естественно, что они начинают рано читать, считать, рисовать, петь и т.д.

Но существуют определенные особенности, по которым можно узнать – одарен ваш ребенок или нет. Во-первых, любознательность. Одаренные дети тянутся к знаниям и пытаются как можно больше узнать в той области, которая им наиболее интересна. Причем каждое новое знание тянет за собой следующее, т.е., научившись рисовать дерево, ребенок не остановится, а возьмется за освоение, например, куста, и так до бесконечности. Эйнштейн так определял свое отличие от других людей «Если люди ищут иголку в стоге сена, то большинство из них останавливаются, как только ее найдут. Но я продолжаю поиски, обнаруживая вторую, третью и, возможно, если мне очень повезет, даже четвертую и пятую иголку». Во-вторых, высокая концентрация внимания, а также отличная, в большинстве случаев феноменальная память.

Конечно, гордость загения переполняет сердца родителей, но одаренность имеет и другую сторону медали. Одаренные дети могут отказываться идти в детский сад или школу, поскольку им не интересно и скучно, не общаться со сверстниками, так как они глупы, им бы только в догонялки играть, да девочек за косы дергать. Таким детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. Ребенок не может реализовать свои потребности в познании, свои способности, из-за этого злится, отказывается учиться, начинает часто болеть. Это даже может привести к потере интереса, и, как следствие, угасанию таланта. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. Нередко приходится наблюдать несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

И еще талантливые дети испытывают огромную потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Еще одна проблема, которая подстерегает гениев – «асинхрония развития», т.е. сферы, которые не связаны с талантом, очень сильно отстают в развитии. Поэтому, не сосредоточивайтесь только на способностях, постарайтесь уделить внимание и другим областям знаний. В сфере психосоциального развития талантливым детям свойственны следующие черты

Сильно развито чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

Яркое воображение маленьких талантов рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет часть из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход.

Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы. Поэтому, если вы уверены в одаренности своего малыша, следует подобрать такое учебное заведение, где он сможет выразить свои способности в полной мере. Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы, в рамках которых ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе. Но постарайтесь, чтобы его общение со сверстниками не свелось совсем на нет, так как это может сильно отразиться на целостном развитии его личности.

Сохранение и развитие одаренности - это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб.

Каждого человека в чём-то можно считать талантливым. А добьётся он успеха или нет, во многом зависит от того, будет ли проявлен и замечен его талант в детстве, и представится ли ребёнку возможность реализовать свою одарённость. Выявление талантливых малышей - задача кропотливая и сложная. Одарённые дети - это ребята, показывающие высокие умственные задатки с раннего возраста и выделяющиеся среди ровесников недюжинным интеллектом.

Кого именно считать одарённым и какими критериями руководствоваться, считая того или иного ребёнка наиболее способным? Как не упустить талант? Каким образом выявлять ребёнка, который по своему уровню опережает в развитии сверстников, и каким способом выстраивать работу с такими детьми?

Плюсы и минусы одарённости

Одарённость имеет положительную и отрицательную сторону. К плюсам относятся отличные вербальные навыки, эмоциональная стабильность, способность к творчеству, многообразие интересов, хорошая память, ярко выраженная индивидуальность и абстрактное мышление ребёнка. К отрицательным чертам можно отнести диктаторские наклонности, завышенные требования к себе и окружающим, колебания интересов, различную скорость письма и мышления по сравнению с ровесниками, слабую физическую подготовку.

Для того чтобы подтвердить одарённость, необходимо собрать полную информацию о ребёнке у родителей, воспитателей и преподавателей. После того как собраны все данные и пройдены различные тесты, можно на основе данной информации делать выводы о наличии талантов и способностей. Такого ребёнка важно не упустить из виду и постараться воспитывать и обучать таким образом, чтобы он в дальнейшем приносил пользу обществу, в котором воспитывался. Но, как ни парадоксально это звучит, именно талантливый ребёнок доставляет педагогам затруднения в обучении детского коллектива.

Одарённость классифицируется в соответствии с видами деятельности и бывает следующей:

  • Интеллектуальной. Дети показывают повышенную любознательность и сообразительность.
  • Творческой. Выражается в оригинальности мышления, генерировании идей и решений.
  • Академической. Проявляется в успешном изучении отдельных предметов. Но при этом отличается избирательностью интересов ребёнка.
  • Художественно-эстетической. Отражение таланта в музыке, литературе и творчестве.
  • Социальной. Лёгкость в установлении контактов и общительность.
  • Спортивной. Характеризуется способностью контролировать свои движения и управлять координацией тела.

Школа для одарённых детей: задачи и цели

Одной из приоритетных задач общеобразовательной школы является выделение и воспитание одарённых учеников, а также развитие и помощь в реализации их возможностей. Среди учащихся во в школах проводится просветительская работа. Она включает в себя проведение семинаров и курсов, которые направлены на предоставление информации по обучению и воспитанию способных учеников. Цель школы - формирование современных представлений о выявлении и этапах развития одарённости.

В нашей стране в качестве дополнения к общеобразовательному процессу функционируют лицеи, гимназии и специализированные центры, в которых обучаются одарённые дети. В этих учебных учреждениях действуют и обновляются инновационные программы, направленные на повышение эффективности работы с талантливой молодёжью. Поэтому, если в семье растет одаренный ребенок, необходимо позаботиться о том, чтобы грамотно и гармонично развивать его таланты с помощью специально созданных программ, будь то музыкальное, художественное или иное направление.

Но случается и такое, что учитель часто не может заметить уникальность ученика или не знает о его способностях. Встречаются учителя, которые равнодушны к необычным детям и не стремятся каким-то образом стимулировать их способности.

Типичные проблемы одарённых детей

Распространёнными проблемами талантливых детей считаются:

  1. Сложность найти близких по духу людей.
  2. Попытки подстраиваться под сверстников и стараться казаться похожими на них.
  3. Вынужденное участие в совместных с одноклассниками мероприятиях, которые кажутся скучными и неинтересными.
  4. Трудности обучения в школе, где не ведётся работа по стимулированию развития интеллектуальных способностей.
  5. Повышенный интерес к проблемам устройства мира и роли человека.
  6. Потребность во внимании со стороны взрослых.

Учителю не всегда удаётся понять и выявить среди учеников одарённого ребёнка и дать положительную оценку его способностям и достижениям. А психологи не имеют соответствующих методик и рекомендаций, чтобы диагностировать интеллект детей. Стандартные тесты не показывают полной картины, и при их помощи невозможно вывить индивидуальные особенности личности.

Сложность ещё заключается в том, что ребёнок чувствует свою непохожесть, воспринимает её как нечто аномальное и начинает прятать от посторонних свои способности. Исследования подтверждают, что высокоодарённые дети постоянно находятся в социальной изоляции из-за отсутствия равных по его уму детей. Такому ребёнку необходимы сверстники не по возрасту, а по уровню развития его интеллекта.

Педагогическая поддержка одарённых детей

Перед школой, педагогами и психологами стоит задача оказать поддержку одарённым и способным детям. Для работы с этой категорией учащихся школа должна ориентироваться на следующее:

  1. Индивидуальное обучение.
  2. Создавать условия, подходящие для успешного развития способного ученика.
  3. Предоставлять максимальные возможности для развития таланта.
  4. Одарённые дети - это тот особенный контингент, который можно считать национальным достоянием. Поэтому требуются специальные меры поддержки как материальные, так и моральные. Для такой категории учащихся необходимо создавать в школах все условия, чтобы дети могли совершенствоваться в соответствии со своими интересами.

Если рассматривать процентное соотношение, то одарённых детей гораздо больше, чем талантливых взрослых. Это объясняется тем, что без помощи профессионалов и их участия, вырастая, дети становятся обычными людьми.

Особенный ребёнок должен быть в центре специальных социальных и педагогических программ, поскольку процветание нации напрямую связано именно с талантливой молодёжью. Чем раньше начать развитие способностей, тем выше вероятность их дальнейшего раскрытия и совершенствования. Помощь талантливым детям строится на следующих постулатах:

  1. Формирование уверенности в успехе посредством индивидуальных занятий.
  2. В более углублённом изучении школьных предметов на факультативах и дополнительных занятиях.
  3. Вовлечение ребёнка в научно-исследовательскую деятельность.
  4. Участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах и мозговых штурмах.
  5. Тесное взаимодействие с другими школами и институтами.
  6. Награждения и поощрения одарённых учеников, публикации в СМИ.

Трудности обучения и общения с одноклассниками

Совместная деятельность психолога и учителя в школе направлена на развитие талантливых детей, их познавательной активности, творческих способностей и оригинального мышления. Учитель планирует свою деятельность с включением в педагогический план курсов по работе с такими детьми. И по возможности формирования профильного класса, учитывая особенности одарённых детей.

Одарённый ребёнок в классе всегда любопытен, внимателен, проявляет усидчивость и упорство, чтобы достичь поставленных целей. У него богатая фантазия и огромное желание учиться. Наряду с положительными качествами отмечается неспособность принимать точки зрения других детей. Также выражено формальное отношение к учёбе. Кроме того, одарённый ученик отстаёт физически от одноклассников и никогда не стремится отстаивать своё мнение в споре.

У талантливого ребёнка присутствуют такие черты характера, которые не способствуют с одноклассниками. Имея собственное представление о юморе, они часто высмеивают одноклассников, подшучивают над их слабостями и промахами. При этом сами болезненно реагируют на критику в свой адрес. Они несдержанны, не умеют уступать и контролировать своё поведение. В результате вырисовывается такая картина: интеллект развивается с опережением, а личностная и социальная сфера соответствует биологическому возрасту, поэтому запаздывает в своём развитии. Отсюда и вытекают все проблемы одарённых детей.

Способный ребёнок нацелен быть всегда в центре внимания, получать только похвалу и высокую оценку своим способностям. При этом, ошибаясь или не встречая похвалы со стороны педагога, он может обижаться и капризничать. Для того чтобы помочь ребёнку правильно развиваться в коллективе ровесников, важно понимать особенность социализации таких детей. И проводить работу, направленную на формирование у них навыков позитивного общения с одноклассниками.

Оценка поведения способных детей

Психология предлагает применять несколько базовых принципов, направленных на сопровождение одарённых детей. При этом необходимо основываться на правильной оценке поведения ребёнка и его деятельности. Целесообразно задействовать много различных методов и технологий:

  1. Использование различных вариантов наблюдения за ребёнком.
  2. Ведение и создания банка данных талантливых учащихся.
  3. Проведение диагностических тренингов.
  4. Включение в обучение уроков по специальным программам.
  5. Подключение ребёнка к индивидуальным играм и занятиям.
  6. Осуществление различных интеллектуальных конкурсов, соревнований, матчей и фестивалей.
  7. Организация профильных лагерей, а также направление ребят на участие в научных, экологических, краеведческих экспедициях.
  8. Проведение экспертной оценки поведения ребёнка родителями и учителями.
  9. Оценивание деятельности ребёнка профессионалами.

Не стоит задаваться целью и сразу фиксировать наличие одарённости у ребёнка. Выявление способностей необходимо связывать исключительно с задачами по их обучению, воспитанию и оказанию психологической помощи и поддержки педагогов.

Дар или наказание?

Принято считать, что опережающий своих ровесников в развитии ребёнок, обладающий более развитым для своего возраста умом, не будет испытывать трудностей, проблем в учёбе, ему уготовано перспективное будущее и достойное место под солнцем. На самом деле способных детей поджидают большие сложности в школе, дома и вероятные трагедии в подростковом возрасте.

Многие семьи считают, что одарённые дети - это дар, которым необходимо воспользоваться в полной мере, потому что он сулит хорошие дивиденды в будущем. Родители восхищаются успехами своего ребёнка и демонстрируют его способности родственникам и знакомым. Малыш обязательно уловит восхищение своими достижениями, запомнит и будет ждать от взрослых неизменного одобрения. Родители не подозревают, что этим они только подогревают тщеславие своего чада. А он, имея завышенную самооценку, не сможет найти точки соприкосновения с ровесниками. Неумение приспосабливаться и общаться с обычными детьми может обернуться огорчениями и горем для порастающего человека.

Образование одарённых детей выстраивается таким образом, чтобы максимально выявить сильные и слабые стороны. Составляя индивидуальную программу по обучению, необходимо тесное взаимодействие с семьёй - тогда образование будет иметь положительную динамику.

Специфика талантливых детей

Любой ребёнок индивидуален, но при всём разнообразии проявления черт характера сразу выделяется в общей массе сверстников не только своим поведением, но и общением со взрослыми, неустанным стремлением к познанию.

Психологи выделяют некоторые условия работы с одарёнными детьми, знание которых помогает правильно выстраивать учебно-воспитательный процесс. В основном одарённые дети - это те, кому свойственны следующие черты:

  1. Любознательность и стремление показать себя.
  2. Раннее умственное развитие, честность, открытость, серьёзность.
  3. Настойчивость, воля и стремление к высоким достижениям.
  4. Увлечение своим делом, хорошая память и энергичность.
  5. Демонстрация независимости, но и одиночество в работе.
  6. Общительность и умение быстро установить контакт не только с детьми, но и со взрослыми.
  7. Большой багаж знаний.
  8. Уверенность и спокойствие в любой ситуации.

Начальная школа как старт формирования личности

Ребёнок, получивший задатки воспитания в дошкольном учреждении и от родителей, полностью раскрывается в школе. Начальное обучение - это период изучения нового, накопление и усвоение знаний. Поэтому перед учителем стоит такая задача, как развитие каждой личности и выявление одарённых детей. То, что есть одарённые дети в начальной школе, становится понятно уже в начале учебной деятельности. Они проявляют свою самобытность, самостоятельно принимают решения и выстраивают своё поведение.

Пубертатный период вносит определенные проблемы в жизнь подростка. Если в начальной школе способному ученику не удалось наладить общение с одноклассниками, то в среднем, а затем и в старшем звене такой ребёнок становится изгоем. Дети перестают интересоваться им, считая заносчивым и высокомерным. Отношение одноклассников способно перерасти в психологическую проблему и повлиять на дальнейшую жизнь ребёнка. Он может стать замкнутым и закрытым для окружающих. Каким образом вести себя в начале школьной жизни? Ответ лежит на поверхности. Не стоит скрывать свои способности, но и постоянно их афишировать тоже не имеет смысла.

Выявление индивидуальных способностей

Для того чтобы понять, что конкретный ребёнок является одарённым, необходимо тщательно анализировать особые успехи и достижения учащегося. Это происходит методом наблюдения за классом, изучением психологических особенностей, памяти и логического мышления. А также методом выявления способных детей через внеклассную и учебную работу. В школах необходимо создать базу, куда будут вноситься данные относительно способных и талантливых детей. Целесообразно проводить диагностику возможностей ребёнка психологом.

Обучение одарённых детей - удовлетворение их потребностей в знаниях

Когда ребёнок с незаурядными способностями начинает проявлять себя, перед учителем встаёт вопрос, как и чему учить, чтобы содействовать развитию способностей ученика. Программы, рассчитанные на одарённых детей, должны отличаться от обычных учебных методик. В идеале обучение таких детей должно соответствовать их потребностям. И желательно, чтобы функционировала школа для одарённых детей. У талантливых учеников имеются такие черты, которые стоит учитывать:

  • Способность быстро усваивать смысл понятий, положений и принципов. А это требует дополнительного материала для изучения.
  • Необходимость сосредотачиваться на привлёкших интерес проблемах и желание в них разобраться.
  • Умение подмечать, рассуждать и выдвигать свои объяснения.
  • Обеспокоенность и тревога из-за своей непохожести на ровесников.

Психологи отмечают дефицит эмоционального баланса у одарённого ребёнка. Он бывает нетерпелив, порывист, уязвим, и ему свойственны преувеличенные страхи и тревожность. Существуют две различные точки зрения на обучение детей с ярко выраженными способностями. Согласно одной, необходимо оборудовать специальные классы или учебные учреждения. Другая точка зрения предполагает, что должны учиться и выстраивать отношения с обычными учениками, иначе они не научатся жить среди обычных людей, работать и общаться с ними.

Раннее проявление неординарности

Психология разделяет одарённость на два вида. Она бывает ранней, поздней и напрямую зависит от психики ребёнка и возрастного периода, когда она проявила себя. Известно, что раннее обнаружение каких-либо талантов у малыша часто не трансформируется в высокие показатели в старшем возрасте. Также отсутствие каких-либо проявлений таланта или дарования у дошкольника не означает, что затем ребёнок не проявит себя как талантливая личность.

Пример ранней одарённости - это блестящие успехи в одном виде занятий: музыка, рисование или вокал. Особняком стоят дети-интеллектуалы, у которых отмечается высокий темп психического развития. Для них характерны ранние успехи в чтении, письме и счёте. У таких малышей цепкая память, наблюдательность, сообразительность и стремление к общению.

Отмечено, что раннее дарование проявляется в искусстве, особенно в музыке, а позднее и в рисовании. Одарённые дети в ДОУ демонстрируют быстрое усвоение информации, испытывают желание творить и познавать окружающий мир.

Ошибка родителей, понимающих уникальные способности собственного чада, постоянно ему говорить о его непохожести и исключительности, поднимая его над остальными детьми. Из-за такого воспитания дети ведут себя в детском саду обособленно. Они отстраняются от других малышей и их не интересуют совместные игры.

Общение малыша со своими ровесниками является важным фактором в его развитии. Отсюда следует вывод, что чем благополучнее складываются отношения одарённого ребёнка с окружающими его детьми, настолько полно он захочет и сможет реализовать свои способности. Для адаптации ребёнка в социуме следует знать, что приводит к возникновению проблем в установлении контактов. Причины разделяются на три группы:

  1. Нормы поведения, которые диктует общество и культура.
  2. Завышенное ожидание и амбиции родителей.
  3. Личные качества ребёнка.

Как организовать развитие одарённых детей?

Деятельность по организации работы с талантливыми детьми строится таким образом:

  • Индивидуальная оценка учителем творческих возможностей и способностей.
  • Анализ успешности и результативности ученика.
  • Выявление предпочтений, интересов и особенностей ребёнка.
  • Поддержка талантливых ребят в их самореализации.
  • Корректирование программ и планов по работе с одарёнными детьми.
  • Включение сложных заданий и контроль за участием в конкурсах различного уровня.
  • Поощрение дипломами, грамотами и призами.

Работая с талантливыми детьми, педагоги должны учитывать интересы каждого ребёнка и ориентироваться на личностные характеристики, оказывать помощь в решениях проблем и принимать участие в их судьбе.

Тонкости работы с одарёнными детьми: поддержка в школе и в семье

Для того чтобы ребёнок чувствовал поддержку и заботу взрослых, необходимо в школах проводить групповые занятия с одарёнными детьми, факультативы, предметные кружки. А также привлекать ребят к участию в конкурсах и олимпиадах.

Длительное время одарённость рассматривалась отдельно от социальной и педагогической практики. Ориентированная на средний уровень, общеобразовательная школа не приспособлена для тех учеников, которые отличаются от одноклассников своими способностями. Соответственно, она не всегда готова помочь талантливым детям развиться и реализоваться в полной мере.

А между тем одарённая личность способна внести большой вклад в развитие общества. Пустить на самотёк таланты - ошибка любого государства. И как итог, хочется добавить, что работа с одарёнными детьми - это постоянный, сложный, требующий внимания процесс. Он требует от педагогов и воспитателей новых знаний, гибкости, личностного роста и тесного сотрудничества с родителями.

Маленькие «всезнайки» (Специфика работы с одаренными детьми)

Широко раскрытые большие глаза,

удивительные глаза, глаза ребенка, глаза гения.

Подлинная красота доступна только таким глазам.

Эдуардас Межелайтис

Что же такое одаренность? Очень часто путают понятия «одаренность» и «талант». Одаренность - это общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях. А талант - это, скорее, необычная способность в какой-либо узкой специфической области. Безусловно, довольно часто одаренные дети могут быть и талантливыми одновременно.

Одаренными и талантливыми учащимися являются те, которые выявлены профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей.

Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании):

  • общие интеллектуальные способности;
  • конкретные академические способности;
  • творческие или продуктивные способности;
  • лидерские способности;
  • психомоторные способности;
  • художественные и исполнительские искусства.

Как определить одаренность ребенка?

Выявление одаренных учащихся - достаточно сложная многоступенчатая процедура, состоящая из семи диагностических этапов:

1.Номинация (называние) - имена кандидатов в одаренные.

2.Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т. п.

3.Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений - сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью.

4.Оценка учащегося его сверстниками - сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников.

5.Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования.

6.Оценка работ (экзаменационных в т. ч.), достижений, школьной успеваемости.

7.Психологическое тестирование - показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т. д.), творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов.

Проблемы одаренных детей

У одаренных детей имеются определенные проблемы межличностного характера (со сверстниками, с преподавателями, с родителями), а также эмоционально-личностные проблемы:

1.Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2.Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3.Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

4.Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

5.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

6.Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7.Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. Поэтому учитель, работающий с одаренными детьми должен обладать следующими качествами.

Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми

(критерии американской программы «Astor»)

Учитель должен:

Общие правила для педагогов, работающих с одаренными детьми.

Работа с одаренными детьми требует от педагога неординарных усилий. Опираясь на многочисленные исследования известного специалиста в области «исследовательского обучения» Д. Треффингера, мы рекомендуем педагогам, работающим с одаренными детьми, соблюдать следующие правила :

  • Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
  • Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
  • Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
  • Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
  • Научите детей прослеживать межпредметные связи.
  • Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
  • Используйте трудные ситуации, возникшие у детей
    в школе и дома, как область приложения полученных
    навыков в решении задач.
  • Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
  • Подходите ко всему творчески.

Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, междисциплинарный контекст, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание. Отбор учебного материала осуществляется на основе различных теоретических подходов, многообразия точек зрения.

Одарённые дети с определённого этапа должны иметь возможности подключиться к различным глобальным формам творческой коммуникации.

Иерархия целей и задач в обучении одаренных детей

  1. Установление психолого-терапевтического взаимодействия на рефлексивной основе.
  2. Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся и выбор технологии (под конкретную педагогическую ситуацию).
  3. Отбор содержания учебного материала и содержания учебной деятельности.
  4. Выбор оптимальных форм, методов, приемов и средств организации УВП (способов реализации технологии).

Анализ результата через систему диагностических процедур и рефлексивную деятельность

Сохранение и развитие личности одаренного ученика

Наиболее популярной современной концепцией одаренности является теория известного американского специалиста в области обучения одаренных детей Джозефа Рензулли. Согласно его теории поведение одаренного человека отражает взаимодействие между 3-мя основными группами качеств:

высокий уровень включенности в задачу,

  • высокий уровень креативности.

Принципиально важно то, что Д. Рензулли предлагает считать одаренным не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них.

Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми

  • Стремление к самообразованию и самосовершенствованию.
  • Профессиональная компетентность.
  • Доброжелательность, чуткость, педагогический такт.
  • Знание возрастной психологии.

Факторы, способствующие адаптации образовательной среды к образовательным потребностям одаренных детей

1. Подбор оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития.

2.Разнообразные виды поддержки обучающихся:

Психолого-педагогические (системность стимулирования, обеспечение отношений «человек-человек», комфортность, сотрудничество, совместимость),

Правовые (обеспечение демократических норм и правил поведения),

социальные (обеспечение всем равных стартовых возможностей в обучений),

валеологические (обеспечение условий здорового образа жизни - переключения видов деятельности, пауз, физкультминуток, нормализации режима и объема домашних заданий).

3.Право свободного выбора:

  • профиля,
  • уровня,
  • вида творческого труда.

4. Комфортность и гуманность вещно-пространственной среды (дизайн в оформлении, нормированная мебель, воздушный световой режим, озеленение, внешний вид всех субъектов образовательного процесса).

Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы, в рамках которых ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе. В США создаются курсы по обучению лидерству одаренных подростков, популярны индивидуализированные способы работы по «учебным договорам», которые заключаются между учащимися и учителями; они позволяют учителю экономить время, а учащимся - работать в индивидуальном темпе.

Заключение

Одаренные дети требуют дифференцированных учебных программ и помощи, которая выходят за рамки обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать свой потенции и сделать вклад в развитие общества.

Выступление на школьном педсовете:

«О РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

Все дети разные от природы. Один и тот же ребенок по-разному ведет себя в разной обстановке, с разными людьми, у разных учителей. Индивидуальность проявляется в темпераменте, характере, проявлению эмоций, в интересах, склонностях и т.д. Перед нами ребенок со своим уникальным, индивидуальным миром, со своим восприятием окружающего мира.

Гении в природе рождаются редко. Но талантливых детей достаточно. Бесталанных людей не бывает. Все дети рождаются со своими природными задатками, возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. «В человеке заключено много задатков и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения» - это слова Имануила Канта. И эта задача возложена на педагога.

Индивидуальность- это то, что отличает одного человека от другого. Учителю нужно помнить, что сложный, внутренний мир, индивидуальность есть не только у него самого, но и у каждого из окружающих его людей. Как учителю познать индивидуальные особенности десятков детей… Реально ли это? Даже познать самого себя сложно.

Оказывается, реально, если предложить разнообразные способы реализации учебной задачи, дать возможность выбора. И ребенок найдет себя сам.

Как часто мы замечали, как интересно общаться с детьми в неформальной обстановке: на вечерах, экскурсиях. Когда есть выбор темы для общения, то у детей проявляется собственное «я». Появляются точки соприкосновения в общении учителя и ученика.

А есть ли такая возможность раскрыться ребенку на уроке? К сожалению, следует признать, что авторитарный тип ведения урока не помогает раскрыть способности детей. Ограниченность во времени, стремление успеть выполнить учебную программу не позволяет учителю выслушать мнение ученика, проявить себя. Авторитарная позиция учителя сковывает инициативу и самооценку учащихся, снижает уровень их развития и креативности, формирует чувство страха, вины, состояние хронического стресса, у детей ухудшается психическое, физическое, социальное здоровье. В условиях традиционного проведения урока учителю приходится работать больше самому, при этом дети бездействуют и воспринимают информацию в готовом виде, не прилагая усилий в поиске знаний.

Как можно раскрыть природные особенности на уроке? Оказывается – реально. Грамотно организованный урок - это залог позитивного эмоционального, физического благополучия и раскрытия природных задатков учащихся. В силах учителя создать на уроке атмосферу добра и творчества. Позитивный психологический климат на уроке очень важен, так как при этом создаются условия для свободного общения учителя и ученика. Ученик может свободно высказать свое мнение и не боятся негативной оценки учителя. В случае неверного ответа ученика не надо его оскорблять. Поддержите своего ученика, уважайте его. Щадите его самолюбие. Будьте щедры на похвалу. Только положительными эмоциями и чувствами учителю можно добиться значительно большего взаимопонимания со своими воспитанниками, что является наивысшей гарантией успеха его воспитательной миссии.

Задача учителя - научить учащегося спрашивать. Задавание вопросов тренирует познавательную активность, умение и готовность находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях. Это показатель включенности ученика в обсуждаемую проблему, хорошего уровня его работоспособности, развитых коммуникативных навыков. Застенчивый, боящийся учителя ребенок вопросов задавать не будет, а в результате возрастает багаж непонятого учебного материала, что ведет к переутомлению и снижению интереса к учебе. Количество и качество задаваемых вопросов служит индикатором его психологического здоровья, тренирует его успешность в учебной деятельности.

Обучение должно проходить на фоне положительных эмоций, обеспечения эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других, привлечения жизненного опыта каждого участника, познавательной мотивации, активной мыслительной деятельности, обучении рефлексии проделанной работы и своего состояния. Учитель должен уметь организовать групповые формы самостоятельной работы по добыванию знаний. Урок должен иметь творческий характер и быть направлен на создание для каждого ребенка "ситуации успеха".

Используйте индивидуальный подход при контроле знаний, применяйте разнообразные методы и способы для решения учебной задачи на уроке. Активно используйте такие методы, как:

метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.),

интерактивные методы (ученик в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик какисследователь),

методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта,эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

Предъявляйте требования, которые соответствуют развитию ребенка, а затем постепенно «повышайте планку». Поддерживайте интерес к учебе, предмету, поощряйте любой успех ребенка в достижении учебного процесса. Это поможет ребенку раскрыть способности в той или иной области.

Что это дает ребенку? Происходит не только развитие природных склонностей ребенка, но идет становление свободно мыслящей, творческой личности. За годы обучения в школе ученики должны не только получить знания, но и развить свои природные способности.

Молодой человек, прошедший такую «дискуссионную школу» умеет многое видеть и понимать, разбираться в людях и в себе, ко многому у него сформировалось отношение, основанное на личном опыте. Его суждения вполне компетентны, мышление - критично. Такой ученик способен осознанно выбрать индивидуальную образовательную программу, больше того, требовать, чтобы его учили именно по ней.

Результаты работы современного профессионального учителя определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года:

Школа, в широком смысле этого слова, должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развитие новых технологий ведет к потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением. Развивающему обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения проблемы выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Одна из задач государственной политики в области образования до 2020 года – это создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Социальными заказчиками являются родители. У них есть право выбирать школу для своего ребенка, требовать результаты. В выборе школы для определения туда своего неординарного, одаренного ребенка, родители для себя определяют, что такая школа должна быть «хорошей и сильной». По мнению родителей, это школа, где хорошо учатся по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в престижные вузы России. В такой школе должны быть порядок и дисциплина, свои традиции. В такой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги и давать современное образование. В хорошей школе учителя уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. С хорошей школой жаль расставаться и ученикам, и родителям

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе. Это кропотливая работа учителей, психологов, основанная на наблюдении, изучении психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления детей, учета достижений в какой- либо деятельности. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления, имеют доминирующую активную, познавательную потребность, испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Одаренных детей условно можно выделить в следующие категории:

Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук.

Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

С одаренными детьми интересно и сложно работать. При подборе кадров в работе с одаренными детьми, администрация школы должна предъявлять определенные требования. Учитель должен быть непременно талантливым, способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности, профессионально грамотным, интеллигентным, нравственным и эрудированным, владеть передовыми педагогическими технологиями, быть психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.

Основными направлениями деятельности школы по работе с одаренными детьми можно определить следующее:

создание банка данных «Одаренные дети»;

разработка индивидуальных форм обучения и воспитания;

внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий;

использование интерактивных форм и методов организации образовательного процесса;

введение сквозных факультативных и специальных курсов;

развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит демонстрировать свои достижения на школьных, районных, областных, республиканских и международных олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;

Включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, районные, республиканские ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;

разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и учащихся образовательных учреждений города, региона.

Дети учатся не только на уроках, но и благодаря «скрытому» обучению – через наблюдение за взаимоотношениями учителей, между учителями и учащимися, через обычаи и традиции школы, через внешний вид школьной обстановки, наблюдая за старшеклассниками и учителями в качестве ролевых моделей. И если то, чему учат в классе не совпадает с тем, что происходит вокруг, то информация, получаемая на уроке будет выхолощенной и потеряет свою значимость. Так что школьная среда может существенно повлиять на формирование у ребенка знаний и навыков. Например, привлекательное школьное окружение может положительно воздействовать на благополучие учащихся и способствовать возникновению у них ощущения, что о них заботятся.

Литература:

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.- Москва: АПК и ПРО, 2002.

Сухова Т.С. Урок биологии: Технология развивающего обучения. - Москва.: «Издательский центр» Вентана- Граф», 2001.

Большинство родителей видят в своем ребенке гения, но чаще всего они выдают желаемое за действительное. Как же определить, одарен ребенок или нет? Оказывается, существуют вполне определенные и сегодня мы о них поговорим.

Многие родители настолько восхищаются достижениями своего ребенка, что принимают каждое слово, которое он мяукает, или каждую нарисованную им загогулину, как доказательство его исключительной одаренности. Хотя по большинству детей трудно определить, есть ли у них талант, до того, как они пойдут в школу, все же существуют некоторые и в очень раннем возрасте.

Например, одаренный ребенок Бен Хеллерштайн из Ларчмонта, Нью-Йорк, в года уже читал научную литературу и запоминал различные данные и факты. Его мать жалеет, что вовремя не осознала весь талант своего сына. "Если бы так, то в первом классе он не был бы так несчастен».

Теперь мама Бена знает то, что известно многим учителям: если ребенок талантлив, ему не столько нужно всеобщее признание, сколько подходящее его возможностям образование.

Что такое одаренность?

Нет никакого универсального стандарта для определения одаренности. В каждой стране и в каждой отдельно взятой школе есть свои критерии для определения ребенка на программу для одаренных детей.

Тем не менее, мы знаем, что наличие таланта у ребенка не всегда связано с его IQ. По данным Национальной ассоциации для одаренных детей, такие дети демонстрируют исключительную способность рассуждать и познавать.

Такие дети могут чувствовать разочарование, потому что они думают быстрее, чем выражаются — словесно или физически. Если ребенок чем-то расстроен или зол, возможно, стоит обратиться со советом психолога.


Как определить наличие таланта у ребенка

Чаще всего определение одаренности у ребенка происходит уже в младшей школе, но если вы чувствуете, что у вашего малыша есть особый дар, еще перед поступлением школы подыскивайте заведение, где есть специальные тестирования с последующими программами для работы с одаренными детьми.

В ином случае, обратитесь к психологу, который предоставит тесты.

Детям предлагают пройти тест на IQ и другие способности. Обычный интеллект соответствует баллам от 85 до 115, а вот те у кого больше 130 — считаются одаренными. Иногда, с результатом в 120 баллов ребенка также могут определить на программу для одаренных.

Мудрые мысли о воспитании

Воспитание человека начинается с его рождения, он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.

Жан Жак Руссо
французский писатель, мыслитель

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но необходимо принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Ян Амос Каменский
чешский педагог-гуманист

Быть бессмысленно добрым так же глупо, как и быть безумно строгим.

Алексей Писемский
русский писатель

Как распознать одаренного ребенка и правильно с ним обращаться?

Точного определения одаренности не существует. Но есть множество более-менее общепризнанных критериев. Теоретики от педагогики насчитывают до 30 качеств, которые «образуют» талантливого ребенка. Этот перечень позволяет в домашних условиях определить насколько «вундер» ваш «кид».

В перечне много очевидных черт, типа:

  • Ребенок начал ходить и говорить раньше сверстников;
  • Рано заинтересовался числами, рисованием, пением, игре на музыкальных инструментах;
  • У него хорошая память и речь;
  • Любознателен;
  • Способен к нестандартным решениям и т.п.

Есть и весьма неожиданные показатели детской одаренности:

  • Оригинальное чувство юмора;
  • Интерес к Богу и религии, происхождению жизни;
  • Поиск отличий верного и ошибочного.

Степень талантливости тоже подлежит измерению. Здесь выделяют 4 уровня:

1. очень способные в чем-то одном, а остальном середняки;

2. талантливые во всем равномерно, но не с такой силой, как первые в чем-то одном;

3. одаренные во всем равномерно, а в одном – феноменально;

4. просто универсальные гении.

Последних – единицы. За тысячу лет набралось десятка два на все человечество.

Родители часто обманываются по поводу своих отпрысков. Считают отличительным признаком одаренности детей вовсе непоказательные черты. Например, вашему ребенку очень легко учиться в обычной школе. Такая мера гениальности весьма условна. Надо знать уровень преподавания в школе, насколько силен состав класса.

ТРИ ПРИЗНАКА ВУНДЕРКИНДА:

1. ребенок много читает (не смотрит телевизор, не играет в компьютерные игры, а именно читает);

2. ребенок получает заметное удовольствие от интеллектуальной деятельности. Его не возможно оторвать от головоломки;

3. у ребенка есть взрослые друзья, общение с которыми для него интересней, чем со сверстниками.

Творец или трудяга.

Творческий потенциал, как ни парадоксально, меньше характеризует гения, чем работоспособность. Талантливые трудяги, как правило, обязательно находят себя. А вот творцы и безудержные фантазеры, не любящие напрягаться часто гаснут, не успев разгореться.

Допустим ребенок соответствует многим критериям одаренности, но нет у него силы воли, элементарной усидчивости. Кажется всего лишь досадная мелочь, но она может погубить все задатки таланта. Перефразируя Пушкина, можно сказать: гений и лень – две вещи несовместимые.

Одаренный человек всегда паровоз, а не вагон. Значит должен сам без устали крутить свои колеса. В этом и состоит бережное отношение к двигателю – заставлять его быть в движении. Если его не использовать на 100%, он быстрее сломается.

И ещё. Талант не может быть бесплодным, питать сам себя. Например, подросток целыми днями читает справочники, запоминает даты, факты, но не использует полученную информацию. Не продуцирует ее во что-то новое. Поглотитель идей, потребитель и пользователь.

Итак, у вас вундеркинд!

В вашей родительской власти – не загубить самобытный росток. Вот некоторые принципы обращения с вундеркиндами:

  • Не комплексуйте по поводу массовой школы, если у вас нет возможности устроить ребенка в спецзаведение. Отодвиньте среднюю школу на третье место в системе ценностей одаренного ребенка. Предоставьте ему возможность заниматься любимыми делами: рисованием, пением, сочинительством.
  • Любая школа вкладывает в ученика стереотипы, правила, культурные ценности, накопленные человечеством. Прошлое транслируется в будущее. Иначе учить не возможно. Такой метод обучения часто лишает ребенка оригинальности мышления, чистоты восприятия. Но другого способа обучения общество еще не придумало.
  • Не беспокойтесь, если ребенок мало спит. Замечено, что очень способным людям для ночного отдыха хватает четырех часов. Потом мозг тормозится и нужен сильный разгон, чтобы опять вывести его в «досонное состояние».
  • Работоспособность возрастает в геометрической прогрессии, если не погружаться в излишнюю спячку. Поэтому гении так продуктивны. Не заставляйте вундеркинда спать больше, чем ему хочется. Следите только за тем, чтобы он не бездельничал. Пусть конструирует, пишет дневник, рисует и т.п.
  • Фиксируйте удовольствие, которое ребенок получает от созидательной деятельности. Пусть он формулирует свои приятные ощущения, облекает их в слова.
  • Положительные эмоции в процессе работы со временем станут лакмусом выявляющем действительно творческое дело. Если нет радости, значит занятие не приносит удовольствия. К тому же привычка проговаривать вслух комплименты своему настроению – зто ни что иное, как самовоодушевление.
  • Загружайте своего вундеркинда поручениями. Пусть он отвечает за хлеб и молоко в доме и ещё несколько хозяйственных нагрузок. Для способных детей – это пропуск в мир ответственных взрослых, куда они стремятся больше, чем обычные дети.

Примиритесь с тем, что у вундеркиндов особые дефекты характера и поведения. Этакие критерии одаренности со знаком «минус». Наиболее заметные из них:

1. Если смотреть глубоко в корень, одаренность проистекает из неравномерного развития организма. Отсюда и почва для недостатков. Подрастающего интеллектуала одолевают трудности общения и быта. На фоне несогласованности разных систем организма порой норма выглядит патологией. Композитор-дошкольник музыку сочиняет, а шнурки завязывать не умеет! Тринадцатилетний гений делает блестящий доклад на конференции, но может оконфузиться громко высморкавшись в кулуарах.

2. Неординарным, одаренным детям часто свойственны расстройства речи, произношения. Конечно не каждый заика вундеркинд. Но среди вундеркиндов заик гораздо больше, чем в среднем среди обычных детей.

3. Их отличает неоправданная жестикуляция, тики, нечеткая координация движений.

4. Вундеркинды слишком активны и возбудимы. Их настроение меняется мгновенно. Какая-нибудь мысль молнией пронесется в голове и заставит рыдать или хохотать до упаду.

5. Некоторые гении аутичны: «варятся» в собственной вселенной и абсолютно не умеют контактировать с окружающим миром. Вспомним героя Дастина Хоффмана из фильма «Человек дождя». Родители буквально за ручку водят его сначала в школу, потом в университет, где юноша поражает своим могучим интеллектом заслуженных профессоров страны.

Словом, запасайтесь терпением и снисходительностью к своим чудо-чадам. Воспринимайте их недостатки как неизбежную плату за счастье быть родителем гения.

Старайтесь смягчать домашнюю обстановку: громко не разговаривать, не делать резких движений, не дергать ребенка пустяковыми замечаниями.

«Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами»,- сказал поэт. Эта мысль до сих пор актуальна.

Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Спортивный талант,

он энергичен и все время хочет двигаться;

он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;

кажется, что он всерьез никогда не устает;

неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности,

ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;

может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;

любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;

интересуется специальной технической литературой.

Литературное дарование,

рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;

любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Музыкальный талант,

ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;

очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

сочиняет свои собственные мелодии;

научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Художественные способности вашего ребенка могут проявиться,

Если ребенок…

не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;

серьезно относится к произведениям искусства;

когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;

не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях

Способности к научной работе,

Если ребенок…

обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;

часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант ,

Если ребенок…

часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

стремится вызвать эмоциональные реакции у других, меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

с большим желанием выступает пере аудиторией; с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;

пластичен и открыт всему;

любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект,

Если ребенок…

хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;

обладает хорошей памятью;

легко и быстро схватывает новый школьный материал;

задает очень много продуманных вопросов;

обгоняет сверстников по учебе, гораздо лучше и шире информирован, чем сверстники;

обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;

очень восприимчив и наблюдателен.

Обработка результатов:

За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле: (Кс) = (Б:У) * 100%, где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно; У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно. Постройте график выраженности тех или иных способностей.

Поделиться: