Как понять, что ребенок вундеркинд. Как определить, что у вас одаренный ребенок

Что следует учитывать взрослым

Как вы думаете, одаренность — это дар или опасность для ребенка? Споры на форумах продолжаются очень давно. При этом стороны никак не могут прийти к консенсусу. Единственное, к чему приходят и все согласны, что определенные особенности развития зачастую становятся серьезной проблемой.

ОПРЕДЕЛИТЬ ОДАРЕННОСТЬ В РЕБЕНКЕ

Дети, имеющие определенные особенности развития и умеющие давать необычные решения стандартных вопросов, могут разделяться на 2 категории:

  • Всесторонне одаренный ребенок
  • Имеющий какие-то определенные черты особенного развития

Первый вариант имеет в виду ребенка, который будет опережать сверстников во всем. Особенности развития видны в том, что он будет в индивидуальном темпе усваивать материал, предлагать оригинальные и крайне не стандартные варианты решения, реализовывать более интересно, чем сверстники свои проекты. Одаренные дети, как утверждают психологи, имеют более высокие способности к обучению, получают хорошие оценки. Их нередко характеризуют как любознательных, активных и детей, которые могут найти ответ на любой интересующий их вопрос.

Дети, которые подходят ко второму варианту, могут выделяться на фоне сверстников своим нешаблонным мышлением и необычным применением жизненно-практических задач. Причем зачастую такие люди могут быть восприняты не как гении, а как бунтари. И нередко их за это бунтарство осуждают.

Взрослые должны понимать, что дети, имеющие определенные особенности развития, а также применяющие интересные решения, обычно труднее в работе, чем их сверстники, которые не выпадают из общих мерок. Нередко такие вундеркинды вызывают определенную негативную реакцию у окружающих и даже озлобленность против них. Из-за этого адаптация детей, имеющих особенности развития, происходит несколько сложнее, чем обычных малышей, и стоит подбирать индивидуальный подход.

АДАПТАЦИЯ И СЛОЖНОСТИ

В отдельный список можно выделить проблемы одаренных детей. В него, по признания психологов и иных специалистов, изучающих особенности развития в детском возрасте, входят:

  • Сложности общения как со сверстниками, так и со взрослыми
  • Проблемы управления своим поведением
  • Сложности с развитием творческой активности
  • Сложная работа над развитием эмоциональной сферы

В первом случае говорят о сложных взаимоотношениях в коллективе. Одаренный ребенок может выглядеть выскочкой на фоне одноклассников или даже «ботаном», готовым отвечать на вопросы, не задумываясь. При этом предлагаемые им решения достаточно интересны и необычны, за что его регулярно хвалят, что еще больше вызывает отрицание среди сверстников. Нередки ситуации, когда дети, имеющие особенности развития, вызывают отторжение и у взрослых. Ведь общение с юным выскочкой и всезнайкой особого удовольствия стандартным взрослым не приносит. Нередко рассуждения таких детей расцениваются как покушение на взрослый авторитет.

Одаренные дети отрицают монотонную и рутинную работу, которая составляет большую часть задач. Они, как правило, относятся к любителям творческих взрывов. А это значит, что нередко дети, имеющие особенности развития, теряют интерес к той или иной деятельности задолго до ее окончания. Причем даже результатом их не заманить обратно.

Парадокс и в творческом развитии – одаренные малыши направлены на более глубокое усвоение знаний и на существенное расширение своего кругозора. Но при этом, несмотря на их творческий потенциал, их легко может выбить из колеи предложенное учителем или воспитателем задание именно творческого характера. Ведь такие варианты все равно им навязаны и не дают полного простора для творчества.

Нередко получают конфликт и в эмоциональной сфере дети, имеющие особенности развития. Они выбирают одиночество, чтобы можно было более детально изучить предмет своего интереса. Большая часть эмоций у такого ребенка спрятана у него внутри. Нередко выделяют детей-математиков, гуманитариев, исследователей, музыкантов и т.д. И тут главное – правильно поддержать ребенка, чтобы по максимуму раскрыть его талант. Ведь немало таких было загублено, потому что их неправильно развивали или не развивали вообще.

ЧТО НУЖНО УЧИТЫВАТЬ

Основная задача взрослого – вовремя разглядеть потенциал ребенка и поддержать его должным образом. Не стоит ставить клеймо «не такой как все». Стоит выучить определенный педагогический инструментарий по общению с такими детьми. Благо, что сейчас в интернете представлено много методичек по данному вопросу.

Также можно подключить к делу развития талантов такого ребенка специалистов – психологов, профессиональных учителей и воспитателей, которые профессионально занимаются работой с детьми с особенностями развития и иных специалистов. Такой вариант помогает добиться большего раскрытия потенциала ребенка.

Иногда приходится останавливаться на варианте домашнего обучения для ребенка, т.к. стандартная школа не дает возможностей для полноценного развития талантов и одаренности. В этом случае можно легко настроить индивидуальный график обучения и подавать учебный материал с учетом всех особенностей.

При желании обучать ребенка в коллективе, придется уделить особое внимание выбору учителя. Ведь от него по большей части будет зависеть конечный итог – от того, как он найдет подходи к ребенку и окажет ему серьезную помощь во время адаптации в среде, не запирая своих талантов.

Читайте также:

От рождения до года

Просмотрено

9 продуктов, которые вызывают гастроэзофагеальный рефлюкс у детей!

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Горькая правда: Репетитор английского языка о работе с детьми

Советы родителям

Просмотрено

Во сколько укладывать спать ребенка: 400 тысяч родителей в восторге от этой таблицы!

Советы родителям

Просмотрено

Женщина, которая была парализована в раннем детстве, высказала предупреждение об опасности этой пищи для детей!

Подростки, Советы родителям

Просмотрено

Эти советы помогут Вам найти общий язык с подростком

Советы родителям

Просмотрено

Готовим подарок ребенку на день Святого Николая

Медицина, Советы родителям

Просмотрено

Что делать если у малыша насморк и как не навредить?

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности.

1.2. Виды одаренности

Выделяют три вида одаренности:

Академическую;

Интеллектуальную;

Творческую.

Академическая одаренность – «умение блестяще усваивать, то есть учиться».

Для академической одаренности значимы следующие слагаемые:

    интеллектуальные способности

    мотивация

    креативность

Психологические особенности детей, демонстрирующих академическую одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об академической одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Особое место среди одаренных детей занимают интеллектуальные вундеркинды . Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3 лет, освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (пятилетний мальчик пишет «книгу» о птицах с собственноручно изготовленными иллюстрациями, другой мальчик в этом же возрасте составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.). Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т.п.).

Творческая одаренность - это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития.

1.3. Портрет одаренного ребенка

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

1.4. Социально-психологический портрет одаренного ребенка

I. Влияние социальной среды на одаренность.

1. Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека.

2. Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно: структура и эмоциональный климат семьи, стили родительских отношений, отношение родителей к детской одаренности.

Р. Хесс и в. Шипман разделили родительские стили взаимодействия на императивный и инструктивный.

Для первого характерны однозначные команды, например: «Делай так, как я сказал…», «Сиди спокойно…».

Родители ждут от ребенка беспрекословного соблюдения их указаний, их отношения основываются на авторитете взрослого.

Такой стиль развивает в ребенке пассивную податливость и наряду с зависимостью и конформизмом.

Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования обосновываются: «Убери игрушки, а я подмету пол…».

Родители беседуют с ребенком «на равных», доказывают, что их требования закономерны и разумны. Это воспитывает инициативу и твердость.

Еще одним важным аспектом является отношения родителей к детской одаренности. Очевидно, что этот фактор – один из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка. Типы отношений: отрицательное, игнорирующее, положительное,

II. Особенности познавательной деятельности.

Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы.

Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли.

Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы.

Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач.

Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам.

III. Психосоциальная чувствительность.

Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья и сестры) весьма характерны для одаренных детей.

Дети обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к невербальным сигналам окружающих.

Эгоцентризм в этом возрасте как у обычных детей.

Нередко у одаренных детей развиваются негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

IV. Физические характеристики.

Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.

V. Особенности системы отношений.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность – ролевая игра.

У детей возникает достаточно выраженная и устойчивая потребность общения со сверстниками развивается потребность в признании их со стороны.

В старшем дошкольном возрасте наряду с наиболее значимыми взрослыми для ребенка становиться референтной и группа сверстников Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей.

Среди причин называются: неумение слушать собеседника, стремление к доминантности, брать на себя роль организатора совместных игр, тенденция к демонстрации собственных знаний (которая во многом закрепляется взрослыми), стремление монополизировать внимание взрослого, нетерпимость по отношению к менее успешным детям, некомформность, привычка поправлять других и т. д. Л. Хомиенгуерт указывает еще на одну причину возможной изоляции одаренных детей – в силу высокого умственного развития им могут быть неинтересны игры сверстников.

Сталкиваясь с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и не понимая их причин, такие дети часто стремятся к дружбе с взрослыми или со старшими детьми.

Но в общении с последними у них могут возникнуть трудности.

Причина в том, что старшие опережают в физическом развитии, в силу чего одаренным детям трудно стать лидером в таком обществе.

Одаренные дети в большей степени, чем их сверстники с обычным уровнем развития, подвержены негативному влиянию неблагополучия в сфере взаимодействия и взаимоотношений из-за их повышенной чувствительности к социальной действительности.

Поэтому различные нарушения в общении с людьми могут существенно сказаться на их представлении о себе и своих возможностях, тогда как важнейшим условием реализации их потенциала является наличие у таких детей позитивной Я-концепции.

VI. Поведенческие особенности, свидетельствующие о социально-психологической дезадаптации.

Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и даже психозам.

Неврозы могут вызвать периоды депрессии, когда ребенок не в состоянии понять причины неприятия окружающими естественных для него тенденций и стремлений.

Он может уйти в воображаемый мир, где стирается граница между реальностью и вымыслом.

Из-за скрытых, неосознаваемых высоких родительских ожиданий у ребенка у ребенка может развиться стремление доводить все совершенства – перфекционизм.

Мудрые мысли о воспитании

Воспитание человека начинается с его рождения, он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.

Жан Жак Руссо
французский писатель, мыслитель

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но необходимо принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Ян Амос Каменский
чешский педагог-гуманист

Быть бессмысленно добрым так же глупо, как и быть безумно строгим.

Алексей Писемский
русский писатель

Как распознать одаренного ребенка и правильно с ним обращаться?

Точного определения одаренности не существует. Но есть множество более-менее общепризнанных критериев. Теоретики от педагогики насчитывают до 30 качеств, которые «образуют» талантливого ребенка. Этот перечень позволяет в домашних условиях определить насколько «вундер» ваш «кид».

В перечне много очевидных черт, типа:

  • Ребенок начал ходить и говорить раньше сверстников;
  • Рано заинтересовался числами, рисованием, пением, игре на музыкальных инструментах;
  • У него хорошая память и речь;
  • Любознателен;
  • Способен к нестандартным решениям и т.п.

Есть и весьма неожиданные показатели детской одаренности:

  • Оригинальное чувство юмора;
  • Интерес к Богу и религии, происхождению жизни;
  • Поиск отличий верного и ошибочного.

Степень талантливости тоже подлежит измерению. Здесь выделяют 4 уровня:

1. очень способные в чем-то одном, а остальном середняки;

2. талантливые во всем равномерно, но не с такой силой, как первые в чем-то одном;

3. одаренные во всем равномерно, а в одном – феноменально;

4. просто универсальные гении.

Последних – единицы. За тысячу лет набралось десятка два на все человечество.

Родители часто обманываются по поводу своих отпрысков. Считают отличительным признаком одаренности детей вовсе непоказательные черты. Например, вашему ребенку очень легко учиться в обычной школе. Такая мера гениальности весьма условна. Надо знать уровень преподавания в школе, насколько силен состав класса.

ТРИ ПРИЗНАКА ВУНДЕРКИНДА:

1. ребенок много читает (не смотрит телевизор, не играет в компьютерные игры, а именно читает);

2. ребенок получает заметное удовольствие от интеллектуальной деятельности. Его не возможно оторвать от головоломки;

3. у ребенка есть взрослые друзья, общение с которыми для него интересней, чем со сверстниками.

Творец или трудяга.

Творческий потенциал, как ни парадоксально, меньше характеризует гения, чем работоспособность. Талантливые трудяги, как правило, обязательно находят себя. А вот творцы и безудержные фантазеры, не любящие напрягаться часто гаснут, не успев разгореться.

Допустим ребенок соответствует многим критериям одаренности, но нет у него силы воли, элементарной усидчивости. Кажется всего лишь досадная мелочь, но она может погубить все задатки таланта. Перефразируя Пушкина, можно сказать: гений и лень – две вещи несовместимые.

Одаренный человек всегда паровоз, а не вагон. Значит должен сам без устали крутить свои колеса. В этом и состоит бережное отношение к двигателю – заставлять его быть в движении. Если его не использовать на 100%, он быстрее сломается.

И ещё. Талант не может быть бесплодным, питать сам себя. Например, подросток целыми днями читает справочники, запоминает даты, факты, но не использует полученную информацию. Не продуцирует ее во что-то новое. Поглотитель идей, потребитель и пользователь.

Итак, у вас вундеркинд!

В вашей родительской власти – не загубить самобытный росток. Вот некоторые принципы обращения с вундеркиндами:

  • Не комплексуйте по поводу массовой школы, если у вас нет возможности устроить ребенка в спецзаведение. Отодвиньте среднюю школу на третье место в системе ценностей одаренного ребенка. Предоставьте ему возможность заниматься любимыми делами: рисованием, пением, сочинительством.
  • Любая школа вкладывает в ученика стереотипы, правила, культурные ценности, накопленные человечеством. Прошлое транслируется в будущее. Иначе учить не возможно. Такой метод обучения часто лишает ребенка оригинальности мышления, чистоты восприятия. Но другого способа обучения общество еще не придумало.
  • Не беспокойтесь, если ребенок мало спит. Замечено, что очень способным людям для ночного отдыха хватает четырех часов. Потом мозг тормозится и нужен сильный разгон, чтобы опять вывести его в «досонное состояние».
  • Работоспособность возрастает в геометрической прогрессии, если не погружаться в излишнюю спячку. Поэтому гении так продуктивны. Не заставляйте вундеркинда спать больше, чем ему хочется. Следите только за тем, чтобы он не бездельничал. Пусть конструирует, пишет дневник, рисует и т.п.
  • Фиксируйте удовольствие, которое ребенок получает от созидательной деятельности. Пусть он формулирует свои приятные ощущения, облекает их в слова.
  • Положительные эмоции в процессе работы со временем станут лакмусом выявляющем действительно творческое дело. Если нет радости, значит занятие не приносит удовольствия. К тому же привычка проговаривать вслух комплименты своему настроению – зто ни что иное, как самовоодушевление.
  • Загружайте своего вундеркинда поручениями. Пусть он отвечает за хлеб и молоко в доме и ещё несколько хозяйственных нагрузок. Для способных детей – это пропуск в мир ответственных взрослых, куда они стремятся больше, чем обычные дети.

Примиритесь с тем, что у вундеркиндов особые дефекты характера и поведения. Этакие критерии одаренности со знаком «минус». Наиболее заметные из них:

1. Если смотреть глубоко в корень, одаренность проистекает из неравномерного развития организма. Отсюда и почва для недостатков. Подрастающего интеллектуала одолевают трудности общения и быта. На фоне несогласованности разных систем организма порой норма выглядит патологией. Композитор-дошкольник музыку сочиняет, а шнурки завязывать не умеет! Тринадцатилетний гений делает блестящий доклад на конференции, но может оконфузиться громко высморкавшись в кулуарах.

2. Неординарным, одаренным детям часто свойственны расстройства речи, произношения. Конечно не каждый заика вундеркинд. Но среди вундеркиндов заик гораздо больше, чем в среднем среди обычных детей.

3. Их отличает неоправданная жестикуляция, тики, нечеткая координация движений.

4. Вундеркинды слишком активны и возбудимы. Их настроение меняется мгновенно. Какая-нибудь мысль молнией пронесется в голове и заставит рыдать или хохотать до упаду.

5. Некоторые гении аутичны: «варятся» в собственной вселенной и абсолютно не умеют контактировать с окружающим миром. Вспомним героя Дастина Хоффмана из фильма «Человек дождя». Родители буквально за ручку водят его сначала в школу, потом в университет, где юноша поражает своим могучим интеллектом заслуженных профессоров страны.

Словом, запасайтесь терпением и снисходительностью к своим чудо-чадам. Воспринимайте их недостатки как неизбежную плату за счастье быть родителем гения.

Старайтесь смягчать домашнюю обстановку: громко не разговаривать, не делать резких движений, не дергать ребенка пустяковыми замечаниями.

«Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами»,- сказал поэт. Эта мысль до сих пор актуальна.

Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Спортивный талант,

он энергичен и все время хочет двигаться;

он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;

кажется, что он всерьез никогда не устает;

неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности,

ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;

может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;

любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;

интересуется специальной технической литературой.

Литературное дарование,

рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;

любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Музыкальный талант,

ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;

очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

сочиняет свои собственные мелодии;

научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Художественные способности вашего ребенка могут проявиться,

Если ребенок…

не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;

серьезно относится к произведениям искусства;

когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;

не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях

Способности к научной работе,

Если ребенок…

обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;

часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант ,

Если ребенок…

часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

стремится вызвать эмоциональные реакции у других, меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

с большим желанием выступает пере аудиторией; с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;

пластичен и открыт всему;

любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект,

Если ребенок…

хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;

обладает хорошей памятью;

легко и быстро схватывает новый школьный материал;

задает очень много продуманных вопросов;

обгоняет сверстников по учебе, гораздо лучше и шире информирован, чем сверстники;

обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;

очень восприимчив и наблюдателен.

Обработка результатов:

За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле: (Кс) = (Б:У) * 100%, где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно; У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно. Постройте график выраженности тех или иных способностей.

Одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется своими умениями в определённой отрасли, виде деятельности. Одарённость не возникает вот так, из ниоткуда. Она является наследственной. Какие признаки и критерии наследственности бывают? И как определить является ли ваш ребёнок одарённым. Разберём эти вопросы.

Признаки одаренности ребенка

Критерии одаренности детей

Итак, какие критерии одарённости детей бывают. Вид деятельности:

  • познавательная (интеллектуальная);
  • художественно-эстетическая (музыка, литература, изо);
  • практическая (ремёсла);
  • коммуникативная (лидерство).

Степень формирования:

  • актуальная (уже достигнутые показатели, проявляющиеся на высоком уровне выполнения);
  • потенциальная (ребёнок имеет потенциал для достижения высоких целей)

Как проявляется:

  • явно (можно определить одарённость ребёнка сразу);
  • скрыто (имеет замаскированную форму проявления).

Диапазон её проявления в определённых сферах деятельности:

  • общая (появляется к разным видам деятельности ребёнка);
  • специальная (появляется в определённых видах деятельности).

Особенности развития ребёнка в определённом возрасте:

  • ранняя (проявляется у гениальных детей);
  • поздняя.

Одарённость может появляться постепенно, по мере взросления ребёнка. Соответственно и сферы её проявления разнообразны. Это может быть и музыка, и рисование, и творчество.

Различают 4 вида концепции одарённости у детей. К ним можно отнести:

  • Интеллектуальную. Она проявляется в высоком IQ ребёнка.
  • Креативную. Такие дети обладают хорошо развитой интуицией, воображением, творческим мышлением и видением.
  • Мотивацию. Необходимо понять причины, по которым ребёнок делает что-то. Это может быть: чувство долга, ребёнок идёт к намеченной цели (победить в конкурсе).
  • Адекватную самооценку. Ребёнок понимает свои достоинства и недостатки, он любознателен, коммуникабелен, может нести ответственности за совершаемые поступки.

Признаки одаренности детей школьного периода

Итак, какие же признаки одарённости детей школьного периода бывают.

В школьном возрасте у ребёнка отмечаются желание коллекционировать что-нибудь. При этом ребёнок не просто собирает какие-либо предметы, но и интересуется их историей, появлением, характеристиками, особенностями.

Основными признаками и специфическими чертами одаренности в детском возрасте являются:

  • Лёгкость в обучении и быстрота усвоения материала.
  • Ребёнок обладает большим запасом слов, не всегда соответствующему возрасту.
  • Отлично развитое логическое мышление.
  • Схватывает материал «на лету» благодаря хорошо развитой памяти.
  • Дисциплинирован.
  • Отмечается педантичность в наведении порядка.
  • Отличается гибкостью ума.
  • Повышенное любопытство приводит к огромному количеству вопросов, иногда провокационного характера.
  • Имеет отличную успеваемость в школе.
  • Не тратит много времени на поиски ответов на поставленные вопросы и задачи перед ним.
  • Креативен.
  • Увлекается наукой.
  • Обладает абстрактным видением проблем.
  • Доминирует в общении с другими детьми такого же возраста.
  • Обладает здравым смыслом и в критических ситуациях не подвержен чувству паники.
  • Является реалистом и умеет адекватно оценивать ситуацию.
  • Имеет огромное количество увлечений и хобби.

Для того, чтобы определить одарённость ребенка необходимо просто понаблюдать за ребёнком, его поведением.

Ускорение основано на том, что ребенку в области его одаренности дают больше знаний, чем обычным сверстникам. Одновременно с этим у вундеркинда активно развивают специальные навыки, обслуживающие проявления таланта.

Стратегия обогащения приносит результаты не раньше школьного возраста. Она не отрывает ребенка от сверстников. Дополнительная работа заключается в том, что на занятиях ребенок получает не новую информацию, а более сложный материал. Главное внимание уделяется не расширению кругозора, а развитию интереса к творчеству.

Что нужно сделать родителям:

  1. Создать ребенку безопасный уютный мир.
  2. Поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к неудачам. Избегай неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.
  3. Будь терпима к странным идеям, уважай любопытство, вопросы и мысли ребенка. Старайся отвечать на все вопросы, даже если они кажутся весьма необычными.
  4. Оставляй ребенка одного и позволяй ему, если он того желает, самому заниматься своими делами.
  5. Помогай ребенку учиться строить совю систему ценностей, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями.
  6. Помогай ему переживать разочарование и сомнение (см. пункт 1), когда он остается один в процессе непонятного сверстниками творческого поиска.
  7. Помоги ребенку разглядеть в себе творческую личность.
  8. Поддерживай разумный авантюризм ребенка, не упрекай, если в процессе познания он опирается на риск и интуицию.
  9. Создавай необходимую для творчества атмосферу.
  10. Непременно постарайся найти ребенку товарища такого же возраста и таких же способностей: для школьника важно иметь друга. Знай, что если ребенок в дошкольном возрасте слишком увлекается своими занятиями и не имеет друзей, значит, он не нашел себе равных.

Испытание для родителей

Говорят, гениальность - не столько дар, сколько испытание. И не только для одаренного малыша, а в первую очередь для тебя, всей вашей семьи.

Знаешь такую теорию о том, что ребенок сам выбирает, в какой семье ему родиться? Он что-то должен объяснить родителям, научить чему-то. Якобы, у жизни попросту не остается других способов растолкать взрослых и заставить их думать, как благодаря любимому, важному ребенку. ("Синюю птицу" читала?)

"Это сказка. Верить в которую, значит верить в судьбу, карму и т.д., а жизнь прагматична и материальна", - скажешь ты и будешь права, но не совсем. Хочешь - не хочешь, но такой подход позволяет взглянуть на своих детей, как на загадку, найдя ключ к которой, можно познать лучше и себя. Да и вообще, разгадывать и познавать ребенка, а не просто жить рядом с ним, удовлетворяя его базовые потребности, не тот ли подход, к которому стремятся все? Просто не у всех получается.

Исключительные способности ребенка - это ли не повод присмотреться повнимательнее и к себе?

Поделиться: