Как найти правильный подход к ребенку. Психологи рассказали, как найти подход к ребёнку

Кристина спрашивает:

Добрый день! Подскажите мне пожалуйста как себя вести с дочкой, она вообще никого не слушается. Ей 3 года 2 месяца. Когда мы с папой ей пытаемся объяснить ну допустим "Нельзя кидать в телевизор мячик", она нас совершенно не слушает и продолжает делать свое. Когда идем с ней в магазин она вообще выходит из под контроля берет все что ей хочется, кидает на пол, а если начинаешь ей говорить "что так себя везти нельзя, это не красиво" начинает кричать на весь магазин и закатывать истерики. Подскажите как найти к ней подход?

Здравствуйте, Кристина!
Учитывая возраст ребенка, такая реакция вашей дочки вполне естественна(это возраст кризиса 3-х лет). Настырность, при правильном направлении со стороны взрослых, трансформируется позже в целеустремленность. Правильная реакция всех членов семьи на крики, истерики поможет «кризису возраста» пройти мягко и с пользой для ребенка. Криками и истериками ребенок учится манипулировать людьми, добиваться намеченной цели, требовать свое, пробует разными способами добиться внимания от окружающих и значимых людей. Через подобное проходят многие дети и родители. Предлагаю Вам такие основные правила для родителей, которых желательно придерживаться, а особенно(!) в период возрастного кризиса у ребенка. Итак, родителям желательно:
Если уж что-то запрещать(желательно пореже) то, на все 100 %. Если запретил один взрослый, другие взрослые тоже это запрещают. Особенно это касается тех случаев, когда здоровью ребенка грозит опасность. Также это касается моральных норм и традиций, принятых в вашей семье.
Говорить ребенку «Нет», но не чувствовать себя виноватой (ым).
Реально оценивать ситуацию: где происходит «концерт», есть ли зрители, после какого запрета малыш взбунтовался?
Обходиться без длительных нравоучений. В моменты «взрывов эмоций» ребенка контролировать свои эмоции, стараться (!) быть спокойной (ым) и доброжелательной (ым) . Не клеить «ярлыков».
Быть терпеливыми к ребенку. Бывает сложно, но это необходимо.
Говорить о своей любви к ребенку не только, когда малыш что-то сделал правильно.
Уделять достаточно времени малышу. Детки любят, когда взрослые с ними проводят время. Но не забывать и о личном времени.
Объяснять «почему» и «как», обеспечивать ребенка новой информацией.
Позволять ребенку выражать как негативные, так и позитивные эмоции, и при этом учить ребенка негативные эмоции выражать приемлемыми способами.
Сдерживать свое обещание, не обманывать ребенка.
Давать простые и четкие инструкции. Быть последовательными в своих действиях.
Уважать своего ребенка.

Данные правила (принципы) касаются всех близких взрослых, которые проживают и общаются с ребенком. Помните, что дети многое берут из семьи, копируют поведение родителей. И сейчас, Вы для своего ребенка являетесь образцом для подражания!

Итак, вы - родители и ваша задача воспитывать ребенка . Казалось бы, все понятно, но вопрос в том, как вы это делаете? Договариваетесь или кричите, давите авторитетом или пускаете все на самотек, распускаете руки или ищете точки взаимопонимания.

Если пока вы не определили свою стратегию воспитания или ни одна из выбранных раньше не сработала, не переживайте. Выход есть! О том, как найти подход к ребенку и снять с повестки дня вопрос послушания - в нашем сегодняшнем материале.

Родители в поиске

Немного истории. Пожалуй, каждый родитель помнит рассказы о том, как раньше, когда детей в семье было много, с ними по факту особо не церемонились. Главой семьи был родитель, его слово было непререкаемо, а авторитет - не поддавался сомнению даже в мыслях.

Сейчас все изменилось с точностью до наоборот - главной ценностью в семье стал ребенок, а мы, родители, вкладываем в него по максимуму. Стараемся дать все самое лучшее, развить таланты, не ограничивать его выбор и ни в коем случае не давить.

Легко ли нам дается все это? Нет, потому что в любом возрасте , когда нужно, чтобы ребенок просто слушался. Но как этого добиться?

Специалист по семейным отношениям Франсуа Сенгли рассказывает : «В современной семье понятие родительского авторитета девальвировалось. В наших семьях не говорят «Как я сказал, так и будет» и с одной стороны это хорошо. Но что делать с импульсивными детскими эмоциями и желаниями? Некоторые родителям, которые справедливо уверены, что криком, угрозами и шлепками проблема не решается, просто не знают, как остановить ребенка по-другому».

Действительно добиться от ребенка послушания в эру свободного воспитания не так-то просто. В боевом арсенале родителей имеются различные :

  • задабривания «Давай так, ты сейчас собираешь свои игрушки, а я даю тебе конфету»;
  • торговля «Или ты сейчас кушаешь все до последней крошки или я не куплю тебе новую игрушку»;
  • шантаж «Если ты не сделаешь уроки, о компьютерных играх можешь забыть»;
  • уговоры «Пожалуйста, я очень тебя прошу, убери в своей комнате».

Став подростком, воспитанный в таких неконструктивных условиях ребенок, ощутит свою непререкаемую власть и начнет вовсю пользоваться особым положением.

Методы воспитания

Поиск золотой середины и баланса - основные правила успеха как в жизни вообще, так и в воспитании в частности.

Ваши помощники - доброжелательность и конструктив. Ваши противники - бессмысленные запреты и принуждения.

Также мы подготовили для вас 6 простых правил-помощников:

1. Четкие просьбы . «Убери в комнате» очень расплывчатое требование, и если ребенок не настроен на работу (а чаще всего так и бывает) он может не обратить на него внимание, потому что ему не понятно, с чего начать. Постройте схему уборки: сначала скажите «Подними книги с пола», а затем просите (или требуйте) сделать что-нибудь еще.

2. «Я-высказывания» . «Ты ужасный лентяй», «С тобой невозможно разговаривать», «Ты ничего не хочешь делать» - такие замечания никоим образом не мотивируют ребенка и совсем не помогают вам наладить коммуникацию. Сначала он будет обижаться, а потом и вовсе перестанет обращать на них внимание. Волшебные «я-высказывания», например, «Мне с тобой трудно», «Я сегодня устала, не мог бы ты...», звучат уважительнее, поэтому ребенок сможет их услышать и попробовать что-то изменить в себе.

3. Акцент на позитив . Говорить: «Я бы хотела, чтобы ты больше уважал своих родителей» лучше, чем «Я хочу, чтобы ты перестал с нами ругаться». Во фразах «не кричи» или «не плачь» частица «не» плохо воспринимается мозгом и вы получаете прямо противоположный результат - еще больше крика или слез. Правильно формируйте фразы и всегда делайте !

4. Искренняя похвала . И дети, и взрослые, хотят, чтобы их любили, уважали и признавали. Замечайте и за его поступки, выборы, решения, это позволит вам не потерять его доверие. И см.п.3 - делайте акцент на позитив. Не стоит думать и тем более говорить - «его даже похвалить не за что»! Вовремя встал, меньше провел времени за компьютером, не вымазал свою одежду, ласково улыбнулся, а не набурчал на вас в ответ - все это тоже засчитывается! Чем реже вы будете это делать, тем меньше для этого будет реальных причин.

5. Объятия .Детям жизненно необходим тактильный контакт. Если ребенок уклоняется от объятий - это , он вас боится или за что-то обижен. Обязательно откровенно поговорите о причинах такого поведения, а если у ребенка нет проблем и негатива - вволю обнимайтесь! Даже если ребенок вырос и не хочет, чтобы его тискали, прикоснуться к руке, похлопать по плечу, взъерошить волосы - всегда допустимо, всегда приятно и всегда помогает общению.

6. Личный пример . Ни один из наших советов или ваших нравоучений не сработает, если вы сами не делаете то, чего требуете от своего ребенка. Именно вы главный пример для своего сына или дочери, он будет делать то, что видит, а не то, что вы говорите. Хотите, чтобы он правильно питался, интересовался учебой или занимался спортом - делайте это сами! Хотите, чтобы он был внимательным и открытым - общайтесь с маленьким человеком с детства уважительно, интересуйтесь его мнением, прислушивайтесь к его советам.

А у вас есть свои воспитательные хитрости? Делитесь своими находками в комментариях к материалу.

Если вы являетесь родителем пятилетнего ребенка, то спросите себя, а как складываются ваши отношения с ним? Всегда ли вы понимаете его, интересуетесь тем, что беспокоит малыша? Ведь нередко взрослые оказывают почтение и внимание другим людям, а построить доверительные отношения со своим ребенком не могут. Чтобы понять, как найти правильный подход к человечку пяти лет, для начала нужно вникнуть в психологические особенности развития детей в этот период.

Дети в возрасте 5-ти лет очень любопытны

Психология ребенка в пятилетнем возрасте

Этот этап в жизни малыша принято характеризовать, как переходный: из раннего детства в статус дошкольника. Отмечается активное развитие, познание окружающего мира. Дети в пять лет преодолевают некий перелом, происходит осознание себя, как личности в общественной среде, своих качеств и возможностей. Они более чутко воспринимают отношение к себе со стороны. Все это говорит о том, что у маленького человека формируется собственная самооценка. То, какой она будет, зависит от многих факторов, но в первую очередь от того, что он получает от окружающего мира. Особенно от общения со взрослыми.


Общение с родителями -важны фактор психологического развития

Совет: стоит обратить внимание на свое поведение, как родителя, ведь ребенок очень активно копирует его. Влияют в этом плане и примеры близких родственников (братьев, сестер).


Психологические тесты для 5-ти лет

По своей природе любой малыш желает быть хорошим, чтобы его оценили и похвалили. Поэтому крайне важно поддерживать это стремление как родителям, так и другим взрослым (бабушкам, дедушкам, воспитателям). Если ребенок совершает положительный поступок, это непременно стоит отметить. Но тут главное указать, за что именно вы его хвалите. Ребенок должен понимать, что так делать хорошо и в дальнейшем повторять свои действия.

Эмоциональная и познавательная стороны развития

В возрасте пяти лет продолжает устойчиво развиваться и созревать эмоциональная сфера. Вы можете заметить, что чувства малыша становятся более глубокими. Если прежде он испытывал скорее просто радость от общения, то теперь это выражается в более сложной форме: симпатии и привязанности. А отсюда берут свои корни такие нравственные понятия, как дружба, чуткость, доброта, а со временем и чувство долга.

Ребенок также проявляет способности к размышлению. При этом он может не всегда приходить к правильным выводам.


Эмоциональное развитие детей 5-ти лет

Последуйте тогда такому совету: родители должны с уважением относиться к первым умозаключениям малыша и в ненавязчивой форме корректировать их, если это нужно.


Возраст почемучек — 5-6 лет

Коммуникабельность детей пяти лет

У ребенка проявляется все больший интерес к детям примерно такого же возраста. И от привычного общения только в семье он все чаще переходит на более широкие отношения с окружающим миром.

Нередко дошкольник в этом периоде делит детей на «хороших» и «плохих».

Но так он оценивает их на основании мнения взрослых. Малыши могут дружить, ссориться, обижаться, идти на примирение, даже ревновать, но и помогают друг другу. Все большая потребность возникает у ребенка в признании себя, как личности, уважении в среде остальных сверстников.


Общение со сверстниками — важный компонент развития

Ввиду того что у детей пяти лет в общении со взрослыми преобладает познавательный интерес, то неизбежны масса вопросов, которые они задают. Чаще в характере «почему». Так происходит, потому что именно взрослый является непререкаемым авторитетом, источником знаний.

Полезный совет: важно выслушивать ребенка, ведь, кто как ни родители смогут доступно разъяснить малышу все, что его волнует и пополнить запас его познаний.

Развиваются волевые качества, целенаправленность. С их помощью дети могут преодолевать определенные трудности, которые возникают в этом возрасте. Но наряду с активной самостоятельностью в духе «я сам», ребят нередко настигают и неудачи, при этом обескураживая их. А если промахов немало, то это может привести впоследствии к появлению чувства неуверенности.


Родители должны уделять внимание физическому развитию детей

Как наладить доверительные отношения с ребенком

На самом деле никаких особых знаний и действий в этом вопросе не требуется. Главное – всегда ставить себя на место своего ребенка, стремиться представить мир так, как он его видит. И тогда будет гораздо легче понять, что же хочет ваш малыш, и как именно вы можете ему помочь. Ясное дело, что взрослые не очень помнят, какими они были в пять лет, но что-то в памяти остается. Хорошо бы иногда вспоминать и задавать себе вопросы: «А как я себя вел в этом возрасте? что мне нравилось и т. п.». Проще говоря, посмотрите на мир детскими глазами.


Любознательность в 5 лет — основа интеллектуального развития

Отношения между родителями и детьми – это, так сказать, целое поле для развития таких умений, как забота, помощь, уважение. Ребенок пяти лет восприимчив не только к запоминанию стишков, цифр, букв. С ним действительно можно разговаривать, даже о любви. Просто попробуйте, иногда можно услышать удивительную правду, которую взрослые боятся сказать сами себе. Но чаще в обществе понимается так: да что там может знать ребенок в пять лет.


Сравнение с другими детьми недопустимо

Чтобы понять, как наладить отношения с ребенком, доверять друг другу, нужно помнить некоторые вещи и придерживаться в повседневном общении простых правил.

Принципы правильного подхода к малышу в пятилетнем возрасте

Согласитесь, что даже взрослому будет приятно, когда к нему после тяжелого рабочего дня подойдут, спросят «как дела?», обнимут, согреют добрым словом. Так и с детьми. Поговорите с ними просто по-дружески, спросите, как прошел их день, что было нового в саду, а может, задайте и более глубокие вопросы о том, что их волнует.

Важный совет: если делать это искренне, с любовью, то ребенок обязательно раскроется и ответит вам.

  • Следите за тоном, в котором говорите с сыном или дочкой. Речь должна быть доброжелательной, ободряющей. Даже если малыш чем-то огорчил вас, то прояснить ситуацию можно в спокойном тоне, без криков. Детям в пять лет легче отвечать, когда на них не давят, а стараются понять, почему они так поступили. Если вы что-то объясняете ребенку, делайте это как можно проще, на понятном для него языке. Доступно, четко и однозначно.
  • Всегда выслушивайте ваше чадо. Делайте это внимательно, не вздумайте перебивать, даже если он говорит что-то не совсем логично. Аккуратно поправить сказанное можно после того, как ребенок закончил говорить. И тогда он обязательно примет это к сведению.
  • Установите четкие границы в поведении ребенка, но согласно его возрастным особенностям. Важно, чтоб он понимал: если определенные вещи делать нельзя, то это правило не меняется.

Совет: здесь важно не дать слабину самому взрослому. Если вы сказали, что конфет на сегодня хватит, а потом выдаете еще, то у ребенка не будет устойчивого понятия, а когда же действительно нельзя, разовьется чувство вседозволенности. Дети, на самом деле, любят границы и правила.

  • В отношениях с пятилетним малышом проявляйте максимум терпения. Ведь часто дети сами не знают, чего хотят, и почему так происходит с ними. Они все еще постигают это умение – понимать себя. И нормально, что ребенок может дольше одеваться, убирать, идти, чем вы этого хотите. Кому же понравится, что его постоянно одергивают и торопят?
  • Хорошо, когда родители поощряют любознательность детей. Естественно, что ребенок в 5 лет задает множество вопросов. Здесь есть один нюанс. Малышу обязательно хочется получить ответ. А то, откуда он его узнает, напрямую зависит от взрослого. Постарайтесь стать для него в этом возрасте основным источником правильной информации. Для этого не нужно обладать особой эрудицией. Совет родителям: если вы не знаете, что ответить малышу, предложите вместе поискать это в книжке или хотя бы в Интернете. Но обязательно найдите ответ, иначе он может отыскать его в другом месте. И нет гарантий, что эта информация будет верной.
  • Обращайте внимание на то, чем интересуется ребенок. Старайтесь уловить, к чему он тянется, и развивать эти способности. Можно, конечно, попробовать разные сферы увлечений, а потом постепенно определить, что малышу больше по душе: петь или рисовать, английский язык или коньки. В ребенке должна сохраняться самобытность. Родители не должны навязывать ему интересы.

Развитие способностей и обучение — подготовка к школе
  • Будьте положительным примером для своего малыша. Ведь недаром говорят, что дети – это зеркало родителей. В этом возрасте они все схватывают моментально, и хорошее, и плохое. Так что следите за своими словами, эмоциями, поступками. Но если вы и допустили оплошность в присутствии ребенка, то нужно пояснить, что взрослые тоже могут ошибаться.
  • Никогда и ни при каких обстоятельствах не сравнивайте ребенка с другими. Этот фактор очень влияет на его самооценку. Не следует также постоянно критиковать и ругать ребенка, особенно при других людях. Лучше в спокойном состоянии проговорить ситуацию. Смотреть при этом следует прямо в глаза малышу, но с понимающим взглядом.
  • Не требуйте и не ждите от ребенка того, что он не способен выполнить в своем возрасте. Все должно быть в меру, в том числе, количество правил и ограничений. Когда их слишком много, то он может перестать их замечать.

Развивающие игры — очень важный момент в развити

И последний пункт выделен отдельно. Это игры

С малышами следует играть в добрые, познавательные игры. И строить отношения с ребенком пяти лет лучше всего в такой форме. Это значит, что малыша нужно увлекать тем или иным занятием: уборку превращать в веселое соревнование, кто быстрее сложит кубики; готовку тоже можно превратить в игру, сшить ребенку фартучек, и малыш станет вашим помощником на кухне.


Совместные игры помогут родителям лучше понимать детей

Участвовать нужно и в самих детских играх. Только делать это от души, с любовью, проникнуться этим процессом. Тогда ребенку действительно будет интересно со своими родителями. А это тоже залог добрых отношений с собственным малышом. Помните, что вы и ваш ребенок должны получать радость от общения. Если так и есть, значит, вы на верном пути!

Работа с малышами на детском празднике требует от аниматора максимум обаяния, деликатности и мастерства.

Перед нами ребенок, которого закружили в вихре объятий, поздравлений, вокруг много детей и взрослых, большинство из которых он едва знает. И вот на пороге появляется аниматор. Чужой человек в костюме и парике. Если дети с опаской смотрят на персонажа, жмутся к мамам и не идут на контакт, это говорит о правильном воспитании и здоровом инстинкте самосохранения.
Если ребенок опасается незнакомого человека — это нормально.

Совет родителям

Как следует поступить родителям, что бы появление аниматора стало для именинника и его гостей радостью, а не испытанием? Об этом подробно сказано в об украшении праздника, детском меню, подарках и комфортном количестве гостей.

К сожалению не все родители читают полезные советы, а ведущему, придя на праздник, необходимо деликатно и в максимально короткие сроки установить контакт с детьми и стать им другом.

В этом нам идеально помогут перчаточные куклы — мягкие и милые игрушки, которые буквально оживают на руке аниматора и вот оно чудо — дети улыбаются и подходят ближе!

Теперь маленькие гости видят перед собой не чужого человека-аниматора, а игрушку, ростом меньше чем они сами. В это время можно подойти к детям чуть поближе, спровоцировать их на тактильный контакт: попросить погладить игрушку, пожалеть её, помочь ей справиться со смущением от присутствия такого количества гостей.

Все! Дети ваши! Скорее ставьте их в круг и начинайте программу!

Как начать праздник, какие активашки можно провести и как задать ритм празднику мы подробно рассказали в видео, которое вы найдете.

Как сделать перчаточную куклу-помощницу, какие игры с ней провести, какая польза от такой куклы — мы рассказали

Как использовать эту игрушку мы расскажем в видео. Сегодня у нас в гостях котик Поросенок и у него неприятности. Хорошо, что есть дети, которые без труда сумеют помочь маленькой зверюшке.

Приятного просмотра. Не стесняйтесь задавать вопросы!

Поделиться: