История д мороза. Русский Дед Мороз (Морозко)

Совсем скоро новый год! А какой же Новый год без Деда Мороза и Снегурочки?

Борода и волосы - густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего «физиологического» смысла (старец - седой) несут ещё и огромный символьный характер, обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство.

Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме.

Шуба - длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом.
Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте - это не Дед Мороз, а один из его многочисленных "младших братьев". Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы - перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза.


Шапка - красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога).

Трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки - неизвестно.

Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма, полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму.

Обувь - серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от "подделки".

Посох - хрустальный или серебрённый "под хрусталь". Ручка витая, тоже серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья).

Снегурочка - уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения. Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка (а не девочка), одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Её головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Несмотря на то, что в общих чертах эти новогодние дедушки схожи, их отличия все же бросаются в глаза с первого взгляда - начиная деталями костюма и заканчивая поведением в целом.

1. Головной убор - первый и главный признак, отличающий дедушек.

Наш русский Дед Мороз носит теплую боярскую шапку с меховой опушкой. Форма этой шапки - полуовальная, традиционная для русских царей. Ведь в студёную русскую зиму без теплой шапки на улицу не выйти - тут же замерзнешь.

Санта Клаус носит красный остроконечный колпак с белым помпоном на конце.

2. Цветовая гамма одежды.

Санта Клаус всегда одет в красный костюм с белой отделкой.

Наш Дед Мороз одевается куда богаче. Фоновый цвет его одежды может быть практически любым, за исключением чёрного - лишь бы он ассоциировался с зимой и морозом. Одежда Деда Мороза украшена богатым узором, часто вышита золотом и серебром, повторяющим причудливый рисунок морозных узоров на окнах, с восьмиконечными звездами и снежинками.

3. Верхняя одежда.

Дед Мороз одет тепло - в толстую шубу до щиколотки, с поясом или кушаком под цвет меховой отделки. Ни один уважающий себя Мороз не наденет шубу выше колена! Шуба всегда имеет опушку из белого меха, а в идеале - лебяжьим пухом!

Верхняя одежда Санты - короткая куртка, подпоясывается он черным поясом с пряжкой.

4. Под шубой у деда Мороза белые льняные рубашка и брюки, украшенные белым геометрическим орнаментом (символ чистоты).

Санта Клаус носит штаны под цвет куртки.

5. На ногах у Деда Мороза традиционная русская зимняя обувь - валенки (в классическом варианте - белые).

Санта Клаус носит черные сапоги.

6. На руках.

У Деда Мороза на руках трехпалые перчатки или теплые рукавицы - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу. Даже если возникнет нужда снять рукавицы, Дед Мороз, по русской традиции, заправит их за пояс.

Санта Клаус носит легкие перчатки.

7. Борода

У Деда Мороза борода белая и пушистая, как снег, длинная, до пояса (классическая - и вовсе до пят).

У Санта Клауса борода короткая, лопатой, в декоративных кудряшках, как у барашка, вызывающих сомнение в ее натуральности.

8. Атрибуты.

Главный атрибут Деда Мороза - посох, хрустальный или серебряный, с витой ручкой. Посох завершает лунница - стилизованное изображение месяца, или голова быка - символ власти, плодородия и счастья. Ведь с посохом легче пробираться по сугробам. А посох у Деда Мороза к тому же еще и волшебный - именно с его помощью дедушка "морозит".

В руках у Санта Клауса ничего нет. Зато есть два атрибута на лице, которые недопустимы у нашего здоровяка Деда Мороза - это очки и трубка, которую Санта курит (правда, в последние годы последний атрибут появляется все реже и, скорее всего, со временем и вовсе исчезнет - результат антитабачной пропаганды на Западе).

9. Транспорт.

Классический Дед Мороз передвигается пешком. Современный – часто в санях, запряжённых тройкой лошадей.

Санта-Клаус ездит в повозке, запряжённой оленями.

10. Спутники и помощники.

Помощника Санта Клауса - добрые эльфы. Верной помощницей и спутницей Деда Мороза является его внучка - Снегурочка. Это девушка, одетая в белые одежды (либо цветов, напоминающих застывшие воды, которые она символизирует). Головной убор внучки Деда Мороза - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

11. Мешок с подарками - пожалуй, единственное, что неизменно общее у Деда Мороза и Санта Клауса. Только Дед Мороз честно, открыто и торжественно входит в дома, без затей передает подарки из рук в руки или кладет их под ёлку, а Санта Клаус тайком пролезает через трубу и прячет подарки в чулки у камина.

12. Общий вид.

Дед Мороз, не смотря на солидный возраст, - высокий, сильный, бодрый и могучий богатырь. Санта - низенький пухлый румяный веселый старичок.

Отличия Деда Мороза (ДМ) и Санта Клауса (СК):

  1. Головной убор: ДМ - меховая шапка, СК - ночной колпак.
  2. На лице: у СК - очки; ДМ хорошо видит и без очков.
  3. Борода: у ДМ длинная, пушистая; у СК - короткая, в кудряшках.
  4. Верхняя одежда: У ДМ - шуба, у СК - куртка.
  5. Опоясывание: у ДМ - кушак, у СК - кожаный черный пояс с пряжкой.
  6. На руках: у ДМ - рукавицы, у СК - перчатки.
  7. В руках: у ДМ - посох, у СК - ничего.
  8. На ногах: штанов у ДМ под длинной шубой не видно, у СК - штаны под цвет курточки.
  9. Обувь: у ДМ - валенки, у СК - сапоги.
  10. Спутники: у ДМ - Снегурочка, у СК - никого.

ДЕД МОРОЗ (Морозко) — могучий русский языческий Бог, персонаж русских легенд, в славянских сказаниях — олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо.


Морозко.


Под влиянием христианства, жестоко и кроваво боровшегося со славянским язычеством, первоначальный образ Снежного Деда был искажен (как и всех прочих славянских богов), и Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Это нашло отражение и в поэме Некрасова «Мороз — Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек.

По мере ослабления влияния христианства в России конца XIX - начала XX века, образ Морозко стал смягчаться. Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения.

В советское время был распространён новый имидж Деда Мороза: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах.

В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. В Харькове был организован детский новогодний утренник. Некоторые современные малограмотные исследователи истории обвиняют Сталина в непоследовательности за то, что он не уничтожил Деда Мороза, так как Дед Мороз, по их мнению, «детский бог».

На праздник приходит со своей божественной внучкой — . Современный собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна. К сожалению, все древние мифы и сказания славян были уничтожены после , потому о древних славянских верованиях и традициях нам практически ничего не известно.

Своеобразный характер интерпретации в христианстве языческих божеств (религиозных конкурентов христианства, пусть и любимых народом, которых церковники непременно представляли крайне злыми и жестокими) обусловил внушаемое церковниками поведение Деда Мороза — после внедрения христианства на Руси он стал собирать жертвоприношения — воровать непослушных детей и уносить их в мешке. Такая церковная интерпретация позволяла с детства внушать неприятие языческих богов.

Однако со временем, после введения ограничений непримиримой идеологии христианства и распространения более поздних постхристианских гуманистических традиций, особенно после окончательного запрета христианам сжигать людей на кострах (в первой четверти XIX века), Дед Мороз в представлении русских подобрел и стал уже сам одаривать детишек.

Этот образ был окончательно оформлен в СССР: древний славянский Бог Дед Мороз стал символом самого любимого народного праздника — , заменившего праздник Рождества.

Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.

Недавно днем рождения русского Деда Мороза было объявлено 18 ноября — по данным многолетних метеорологических наблюдений в этот день на большей части России ложится устойчивый снежный покров. Но это не более, чем нынешняя российская коммерческая самодеятельность. Конечно, у великих славянских Богов нет и не может быть "дней рождения", ибо они вечны и возникли в сознании и верованиях людей еще во времена раннего палеолита в самом начале послеледникового периода, а возможно, и раньше.


Традиции

Дед Мороз - наш любимый славянский Бог и сказочный волшебник. От мала до велика, от края и до края земли российской каждый человек знаком с ним.

С древнейших дохристианских времен у язычников-славян Дед Мороз - божественный повелитель зимней стужи, снега и ветра, замерзших рек и снежных сугробов. Изначально его представляли как могучего старика огромного роста с длинной седой бородой. Суровые зимы, в понимании наших древних славянских предков, были делом рук старика с посохом. Воспринимался он как могущественный волшебник с достаточно суровым характером.

И ныне мы любим его зимние узоры на окнах. Он, конечно же, не сменил свой посох и в бороде его по-прежнему живёт вьюга. Всё также могущественный старец сковывает льдом реки и наметает непроходимые сугробы.

В гардеробе Деда Мороза долгополые шубы трёх цветов: белая, синяя и красная, на седовласой голове боярская шапка, украшенная разноцветными кристаллами, в руках он держит посох и мешок с подарками. По старой традиции передвигается он на тройке великолепных белых лошадей, символизирующих три зимних месяца. Вершить добрые дела помогает Деду Морозу его божественная внучка - Снегурочка. Как и все боги и волшебники, Дед Мороз может наказать за злые и нечестные поступки героев сказок, так и помочь в самый отчаянный момент.

В отличие от традиционной в Северной Европе Снежной Королевы, Дед Мороз свою волшебную силу преумножает, не замораживая людям сердца, а наоборот согревая их своей любовью. Дед Мороз всегда дает возможность исправить свою ошибку другим персонажам, Снежная Королева никогда и ни в чём не помогает героям сказок. Обладая одинаковой силой в деле замораживания всего живого на земле, они совершенно различаются по температуре и доброте своих сердец. Сердце Снежной Королевы - кусок льда, а русский Дед Мороз несёт нам такую добрую теплоту своей древней языческой славянской души, что сравнить её можно лишь с теплом солнышка.

Существенны отличия нашего древнего славянского Деда Мороза от западноевропейского святого Николая (Санта Клаус, Santa Claus). Дед Мороз довольно строгий, но справедливый, как должно любимому славянскому Богу. А в Санте Клаусе величия нет и в помине. А как же иначе?!

Вы можете представить европейского Санту в глухой русской деревне? Представить Санту, который сковывает лёд на реках? Прокладывает морозные снежные пути путникам? Наметает снежные сугробы? Который в тяжелейших обстоятельствах приходит своему теряющему силы народу на помощь и дотоле невиданными холодами вмораживает в лёд и обращает в прах непобедимые армии захватчиков, как это он сотворил и с армией Наполеона, и с армией Гитлера под Москвой и под Сталинградом? Конечно, нет! Потому наш великий русский языческий Бог Дед Мороз всегда с нами, какими бы силами ни пытались церковники вытравить его из нашей русской души.

А Санта Клаус - всего лишь западный бизнесмен и коммерсант: он снимается в рекламе «Кока-Колы» аж с 1931 года. Наш могучий Дед Мороз, в отличие от западного соседа, дарит подарки абсолютно всем детям, а не только тем, которые хорошо себя вели. И размеры щедрых подарков Деда Мороза не ограничиваются размерами носочков, в которые Санта Клаус кладет свои подарки. Широка и щедра душа нашего любимого славянского Бога Деда Мороза. Добра и прекрасна его .

И с каждым новогодним подарком, оставленным под ёлочкой для малышей и взрослых, растёт могущество Деда Мороза и увеличивается Добро на земле.

Совсем скоро любимая множеством поколений парочка - Дед Мороз и Снегурочка - начнет свое триумфальное шествие по праздничным домам и квартирам, чтобы дарить детям подарки, а взрослым - хорошее настроение. Сегодня мы расскажем вам, почему у Снегурочки шуба - синяя; почему Санта-Клаус носит красный кафтан и какие меха предпочитает Снежная королева.

Дед Мороз - символ зимнего холода, стужи, это древний языческий бог, властвующий над природой долгие месяцы. Традиционно его изображали в белой или синей шубе, отороченной лебяжьим пухом или собольим мехом, с посохом в руке. Обязательные элементы - трехпалые рукавицы, пояс с орнаментальной вышивкой, белые валенки. Шуба у Мороза длинная, она украшена серебряными узорами и подбита мехом. Посмотрите фильм-сказку «Морозко» - там грозный бог зимней стужи представлен во всей красе.

Традиционно Деда Мороза изображали в белой или синей шубе, отороченной лебяжьим пухом или собольим мехом, с посохом в руке

В красной шубе изображают Санта-Клауса, Святого Николая. Мало кто знает, что это неспроста - Святой Николай был епископом, а красный цвет - традиционный для облачения. «Краснеть» шуба Деда Мороза начала позже - самое забавное, что почти одновременно с зарождением идей коммунизма. После революции рождественские елки большевики отменили как пережиток буржуазного прошлого - повеселиться на новогоднем празднике детям удалось только в 1937 году. Хозяином праздника стал Дед Мороз - в красной шубе. Тогда же впервые у Деда Мороза появляется спутница. Каким образом Снегурочка, героиня знаменитой пьесы-сказки Александра Островского, оказалась мало того что в компании седобородого старца, так еще и на правах родственницы? Считается, что она дочь Весны и приходится Морозу внучкой, однако правдоподобнее выглядит версия, что поздравлять советских детей должна непременно пара. Получился эдакий праздничный вариант рабочего и колхозницы. Также есть мнение, что шуба Деда Мороза «покраснела», чтобы контрастировать с бело-голубой шубкой Снегурочки.

«Краснеть» шуба Деда Мороза начала позже - самое забавное, что почти одновременно с зарождением идей коммунизма

Примерить на себя костюм Снегурочки - мечта многих женщин еще со школьных времен. Изящная синяя или белая шубка, муфта, сапожки, сияющий кокошник или пушистая шапочка - вещи, без которых представить Снегурочку нельзя. Традиционный для нее цвет костюма - серебристо-голубой, цвет снега и льда. Шубка Снегурочки оторочена нежным кроличьим мехом, руки она прячет в кроличью муфточку. Иногда упоминается мех норки или горностая. Роскошный кокошник или венец расшит жемчужинами и бисером, иногда - у висков украшен шариками из лебяжьего пуха. Чтобы превратиться в настоящую Снегурочку, необязательно надевать кокошник - достаточно подобрать роскошную белоснежную шубку из норки, которая гарантированно привлечет мужское внимание.

Изящная синяя или белая шубка, муфта, сапожки, сияющий кокошник или пушистая шапочка - вещи, без которых представить Снегурочку нельзя

Снежная Королева - женщина-вамп из сказки Андерсена, властительница дум и сердец, предпочитает длинную соболью шубу, в которую могут укутаться целиком целый десяток Каев и Герд. Эта роскошная женщина носит тяжелую шубу в пол и высокую пушистую шапку ил меха полярной лисы. В отличие от Снегурочки, Снежная Королева полутонов не терпит - только белоснежный мягкий мех, только самый дорогой, только самый качественный. Примерить на себя подобный образ можно, выбрав шубу в пол с шикарным воротником.

Снежная Королева - женщина-вамп из сказки Андерсена, властительница дум и сердец, предпочитает длинную соболью шубу, в которую могут укутаться целиком целый десяток Каев и Герд

С наступающим Новым годом и Рождеством! Добрый Дедушка Мороз исполнит любые желания - если вы, конечно, хорошо вели себя в этом году. Пусть шубы, куртки и дубленки Московской меховой компании согревают вас в зимние холода, а родные и близкие наполняют теплом сердце.


Дед Мороз и Снегурочка (Ирина Муравьёва) во время новогоднего представления в Кремлевском Дворце съездов. 1978 год. Фото Николая Малышева и Валерия Христофорова

Говорят, что нынешний Дед Мороз — это образ, который впитал в себя и древние предания славянской мифологии, и христианское учение с легендой о святом Николе - Угоднике, и прокоммунистические истории времен развитого социализма.


Часть первая - языческо-сказочная

В древний преданиях это был языческий дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз.
Поскольку наши предки жили в очень непростых погодных условиях, когда холод и мороз могли вызвать в жизни очень много проблем, и болезнь, и смерть, и голод, то изображался дед в образе злобного старика, враждебного по отношению к людям и всему живому. Заморозить беспечного путника, поморозить урожай или скот было для него делом обычным.

Все мы с детства знаем русскую народную сказку "Два Мороза" , где два братца Мороз Синий Нос и Мороз Красный Нос решили позабавиться — людей поморозить.

Мороз Синий Нос там от мужика поленом поимел, когда шубу его проморозил

"Посмотрел мужик и принялся меня ругать — все слова перебрал, что нет их хуже. "Ругайся! — думаю я себе, — ругайся! А меня все не выживешь!" Так он бранью не удовольствовался. Выбрал полено подлиннее да посучковатее да как примется по полушубку бить! По полушубку бьет, а меня все ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз — выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит! Насилу я ушел. Думал, костей не соберу. До сих пор бока ноют. Закаялся я мужиков морозить."

Ну совершенно никак не соотнести подобный образ с чем-то добрым, ласковым, да еще и с мешком подарков для детишек.

Еще все мы помним, как в школе читали отрывки из поэмы Некрасова "Мороз, Красный Нос" (1863).

"Есть женщины в русских селеньях..."
и
“Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои…”

Полностью детям эту поэму обычно не читали, потому что онa совсем не про доброго Деда Мороза, а про злобного Мороза-воеводу, который в этой поэме убил двух персонажей, сначала некоего Прокла, который простояв в сугробе, застудился, затемпературил и умер, оставив вдову с маленькими детьми, а потом заморозил и вдову Дарью, которая после похорон пошла в леc нарубить дров, встретила там этого Мороза под деревом, да и закоченела.

Да и вообще, вот Мороз о своих привычках там рассказывает:
“Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить”

Ну разве можно такое маленьким детям давать читать? Да напугаются же!

Ну вот это типичное представление наших предков о некоем прообразе Деда Мороза во времена, когда никакой Новый Год еще не праздновали, а мороза просто боялись.

Ну я думаю, что не нужно объяснять, что подобный образ никогда не был добрым дедушкой в красной шубе. Он скорее ассоциировался с чем-то белым (снежным), голубым или синим (холодным).


Слева: В.Перцов Иллюстрация к сказке Одоевского "Мороз Иванович".

Справа: Владимир Конашевич Иллюстрация к сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович".


Вообще в литературной обработке образ Деда Мороза впервые появился в 1840 году, когда известный писатель В. Ф. Одоевский опубликовал свою книгу "Детские сказки дедушки Иринея". Деду Морозу там была посвящена сказка " Мороз Иванович" , которая известна и до сих пор. Две девицы, Рукодельница и Ленивица, поочередно попадают в подземное царство, где перед своим ледяным домом “сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой - от волос иней сыплется, духом дохнет - валит густой пар”.

По мотивам этой сказки сняли любимый фильм нашего детства "Морозко". Дед Мороз / Морозко в фильме был изображен вот так.


А вот это иллюстрация 1932 года к сказке “Морозко" для сборника "Сказки русской бабушки", художник Билибин.


И. Большакова Иллюстрация к сказке "Морозко".

Палехская шкатулка "Морозко"

Ну вроде со "злобным" языческим образом и сказками разобрались. Красного кроме носа ничего не нашли, вся цветовая гамма бело-синяя.

Часть вторая - рождественско-христианско-городская


Дореволюционная Рождественская открытка. В процессе создания образа мы вначале в качестве одежды видим простой тулуп

Что там у нас с мешком подарков в дореволюционной России и Деда Мороза как рождественского персонажа?

Почти в то же самое время, когда увидели свет "Сказки дедушки Иринея", в российских газетах стали появляться первые рекламные заметки о продаже елок, что свидетельствовало о начале усвоения в России обычая, до тех пор известного лишь по переводной литературе и по домам петербургских немцев.


Возникнув одновременно на рубеже 1830-1840-х гг., Мороз Иванович и елка, принадлежа к разным культурным традициям, совершенно разведены: Мороз Иванович пришел из русской деревни (как обработка народного Мороза), елка - с Запада (как усвоение немецкого обыкновения).


Дореволюционная Рождественская открытка

Отсутствующая вначале связь возникнет двумя десятилетиями позже, когда сказка Одоевского будет включена в состав "елочных" текстов. Одновременно и, как кажется, независимо от создания в литературе образа Мороза в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, "заведующий" елкой и, подобно самой елке, первоначально заимствованный с Запада.


Дореволюционная Рождественская открытка.

Образ мифологического персонажа, "заведующего" рождественской елкой, складывался нелегко и в течение довольно длительного времени. Поскольку православная церковь не хотела изменения смысла рождества как праздника, а немецкая традиция православию была чуждой, включилась довольно мощная машина адаптации западных перcонажей и реалий под российскую действительность, когда русские писатели (Соллогуб, Мамин-Сибиряк, Кудашева и т.д.) в течение нескольких десятилетий адаптировали елку и подарки под ней к российским реалиям.


Дореволюционная Рождественская открытка.

В ходе создания этой елочной мифологии на роль главного героя, предоставлявшего детям елку. пробовался Младенец Иисус, старый Рупрехт, Св. Николай или Дедушка Николай, бабушка Зима, Санта Клаус, старички-кулачки, заготавливающие в лесу елки, Святочный Старик, просто старик, живущий зимой в лесу, Ёлкич, елочный дед, рождественский дед и "властитель русских лесов" Мороз.


Дореволюционная Рождественская открытка.

В этой борьбе победил Дед Мороз. Аналога этому имени нет ни у одного западного елочного персонажа.

К началу ХХ в. образ Деда Мороза окончательно оформился: он функционирует как игрушка на елке, главная фигура, стоящая под елкой, рекламная кукла на витринах, персонаж детской литературы, маскарадная маска, даритель елки и подарков. В это время утверждается мнение об "исконности", древности этого образа. При этом какого-то конкретного канонического костюма создано так и не было, тулупы и шубы разных расцветок, на голове разные головные уборы.


Дореволюционная Рождественская открытка.

Однако до революции представление о Деде Морозе существовало только в городской среде , мифология которой создавалась в результате своеобразной обработки просвещенными слоями общества западных традиций и народных верований.

В деревнях, где жила бОльшая часть населения России ни о какой елке и деде Морозе, приносящем детям эту елку и мешок с подарками, ничего не знали и слыхом не слыхивали. В деревне рождественской традицией были ряженые и колядки (об этом будет отдельный пост)


Репродукция с картины М. Гермашева «Со звездой». Издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г.

Часть третья - советско-сталинско-новогодняя

В первые годы после Октябрьской революции отношение новой власти к елке и Деду Морозу было вполне лояльным. Но когда в 1927 г. началась антирелигиозная кампания, одной из задач которой было уничтожение старых и утверждение новых праздников, елка и Дед Мороз превратились в "религиозные пережитки" и в одну из форм "антинародной деятельности капиталистов" . XVI партийная конференция (1929), утвердив "новый режим работы", ввела пятидневку, в результате чего день Рождества стал обычным рабочим днем.

1929 - 1935 годы - самое нехорошее время в истории Нового года в СССР. Его, как и Рождества, просто не существовало. И 31 декабря, и 1 января были рабочими днями, и никаких праздников не устраивалось.


Советские новогодние открытки 1953 (слева) и 1956 (справа) года

Гонение на елку и Деда Мороза продолжалось до 1935 г., когда Сталин решил, что народу нужен веселый всенародный праздник. Выбор пал на Новый год, в который можно было перенести рождественские традиции. 28 декабря 1935 года вышел номер "Правды" со статьей П. Постышева про необходимость праздника, а на следующий день было обнародовано решение ЦК ВЛКСМ, предписывающее комсомольским организациям устраивать для детей новогодние елки. Вместе с реабилитацией елки кончились и обличения Деда Мороза, после некоторых сомнений полностью восстановленного в правах.


Советские новогодние открытки 1957 (слева) и 1959 (справа) года

Постепенно сложился облик новогоднего волшебника, ставший каноническим - большая белая борода, красная или синяя шуба до пят, подвязанная кушаком, такого же цвета высокая шапка и рукавицы, валенки (изредка сапоги), большой посох, мешок с подарками.

Первые годы советский Дед Мороз обеспечивал детей подарками в одиночку или при помощи каких-нибудь зверюшек. Только после войны, когда подготовку сценариев новогодних праздников стали поручать маститым писателям, поэтам, деятелям культуры, в окружении Деда Мороза стали появляться новые персонажи. Сценарии для кремлевских елок писали Сергей Михалков и Лев Кассиль. Они же подарили новогоднему Деду спутницу — внучку Снегурочку (персонажа сказки Островского и оперы Римского-Корсакова).

Как мы видим на открытках, несмотря на любовь советской власти к красному цвету и попыток придания Деду Морозу некоего революционного духа через красную революционную шубу, в народных традициях все-таки по-прежнему превалировал синий, белый и изредка желтый цвет. (как светлый зимний вариант и наследие коричневого тулупа)

Недавно в Москве в ГУМе открылась выставка коллекции Александра Олешко "Старинные Деды Морозы" https://nash-dvor.livejournal.com/1314115.html

Я взяла оттуда несколько фотографий

Когда я была маленькая, меня каждый год посылали на новогоднюю елку, и я не помню Деда Мороза в красной шубе, он всегда был в голубой или в белой (снежной).

Телевизоры у нас тогда были черно-белые, но даже по ним вспоминается какой-то светлый вид шубы, что-то типа такого.


Конферансье Борис Брунов и пионер — Новый год на молодежном балу в Кремле, 1968 год

Хотя вот на новогодних поздравительных открытках и в мультфильмах красный цвет встречался очень часто. Красный революционный Дед Мороз.

Часть четвертая - российско-постперестроечная.

Современного Деда Мороза усиленно пытаются одеть именно в красную шубу, утверждая, что красная в русском языке — это красивая.

Лично мне кажется, хотя доказать ничем не могу, чисто интуиция, что это больше из -за конкуренции с Санта-Клаусом в красных штанишках и курточке. В течение достаточно многих лет через "Праздник к нам приходит" от Кока Колы и "Джингл беллс", через попытки внедрения разных СантаКонов и через кока-коловские благотворительные акции образ Деда Мороза и Санта Клауса пытались слить вместе, видимо, с целью последующей замены на кока-кольного героя. Поэтому шуба была просто обязана быть красной. Так ассимилировать легче.

Кстати, еще в советские годы имя Деда Мороза было переведено на все языки народов СССР, и собственный новогодний Дед появился даже в жарких азиатских республиках.

А в наши дни у российского Деда Мороза появились новые этнические "родственники", которых уже не назовешь его копией. Об этом было здесь.

Поделиться: