Графические модели в детском саду по экологии. Моделирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста

Тема: «Применение моделей, схем, в экологическом образовании дошкольников»

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, и т. д. Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.

Уже в 3-4 летнем возрастает активность детей, проявляясь в постоянной готовности к деятельности. Формируется способность к целеполаганию: он может более чётко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

У детей 4-5 лет активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка и позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации. Продолжает активно развиваться фантазирование. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будет способствовать его познавательному развитию.


Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоконструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

У детей 6-7 лет попытки самостоятельно придумывать объяснение различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной природоведческой литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.

В процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующих объективно, независимо от действий, желаний и намерений самого ребенка. Ребенок не создает эти связи сам, как, например, в орудийном действии, а выявляет и учитывает их при решении стоящей перед ним задачи. Отображение объективных связей – необходимое условие усвоения знаний, выходящих за рамки ознакомления с отдельными предметами и их свойствами.

Как известно, модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщенным отражением явления. Модели могут представлять собой материальные предметы или быть математическими, информационными (наглядно-образными, логико-символическими).


В деятельности взрослых людей наглядные пространственные модели выступают в виде различного рода схем, чертежей, карт, графиков, объемных моделей, передающих взаимосвязь частей тех или иных объектов. В детской деятельности такими моделями служат создаваемые детьми конструкции, аппликации , рисунки.

Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Так, начиная с пяти лет, дошкольники даже при однократном объяснении могут понять, что такое план помещения, и, пользуясь отметкой в плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они узнают схематические изображения предметов, пользуясь схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, и т. п.

Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений.

Таким образом, при соответствующих условиях обучения образное мышление становится основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знаний. К таким знаниям относятся представления о соотношении части и целого, о связи основных элементов конструкции, составляющих ее каркас, о зависимости строения тела животных от условий жизни и др. Усвоение такого рода обобщенных знаний очень важно для развития самого мышления.

Переход к построению модельных образов, дающих возможность усваивать использовать обобщенные знания, - не единственное направление в развитии образного мышления дошкольников.

Модельно-образные формы мышления достигают высокого уровня обобщенности и могут приводить детей к пониманию существенных связей вещей.

Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. При помощи речи взрослые руководят действиями ребёнка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребёнка, даже в тот период, когда они ещё только сопровождают практическое действие, не предваряя его, способствуют осознанию ребёнком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач. Ещё более возрастает роль речи в тот период, когда она приобретает планирующую функцию. Здесь ребенок, казалось бы, думает вслух.

Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человечеством понятия. Это знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закреплённые в словах, а чтобы дошкольнику было легче это усвоить, и используются схемы, модели.

Более подробно остановимся на вопросе «моделирование» в экологическом образовании дошкольников.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Например, цель моделирования в экологическом воспитании дошкольников – это обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.


Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие их признаки, как количество листьев, характер их поверхности. Безразличны, несущественные для данной деятельности их цвет, форма. Чтобы отвлечься от этих признаков, необходимо моделирование. Воспитатель помогает детям отбирать, использовать модели, свободные от ненужных свойств, признаков, чем могут быть: графические схемы, какие-либо предметные образы-заместители или знаки.

Моделирование, как активная самостоятельная деятельность, используется воспитателем наряду с демонстрацией модели. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Обучение моделированию осуществляется в следующей последовательности:

Воспитатель:

1)предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;

2)организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно даёт задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки;

3)постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех;

4)обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы);

5) руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.

В дошкольном возрасте для экологического воспитания детей используются разные виды моделей.

1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоема).

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зелёного цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности части растений – листьев, стеблей и т. д. (Данные разработаны.) Модель-макет рекомендует использовать для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски животных.

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д. Например, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники) - в которых появляется приспособленность рыб к водной среде обитания.


Таким образом, модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи. Демонстрация модели используется при условии предварительного ознакомления детей с объектом природы при помощи других методов, обеспечивающих живые представления о его признаках, свойствах, связях и отношениях. Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия.

Материал подготовила преподаватель

Использование моделей и моделирования в экологическом воспитании дошкольников

Экология это наука , изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой.

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие , в процессе моделирования.

Процесс познания окружающего мира не прост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия . Воспринимая природу , ребенок имеет возможность видеть, слышать, вкушать, осязать кожей, нюхать. Но многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно через чувства осязания. К ним мы можем отнести вопросы взаимосвязей существующих в природе, например : взаимосвязи между образом жизни животных и условиями их существования или взаимосвязи между ростом растений и водой, светом, теплом.

Усвоить данные взаимосвязи в природе поможет моделирование , которое делает общение с детьми более доступным и наглядным. Моделирование имеет развивающее значение, так как открывает у ребенка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности. Важно в процессе деятельности, дать ребенку возможность самостоятельно находить информацию, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования .

Что такое модель и моделирование ?

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника , направленная на создание и использование моделей .

Исследования ученых психологов (Эльконин Д. Б, Вегнер Л. А) , доказывают, что использование наглядного моделирования в обучении детей при ознакомлении с природой, способствует развитию умственных способностей и более прочному усвоению новых знаний. Ученые отмечают, что с использованием наглядного моделирования , процесс обучения будет проходить более успешно. Отмечают доступность моделирования для детей дошкольного возраста . Доступность определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом .

В детском саду в качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера : создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (силуэты, контуры) и др.

Моделирование используется тогда , когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношения объектов в реальности. Многообразие природных явлений, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения, но пугливость, скрытый образ жизни многих животных, растянутость во времени изменчивости развития организмов или сезонных явлений природы, рождают объективные трудности для дошкольной мыслительной деятельности, которая находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых объектов , явлений природы.

Таким образом, моделирование и модели позволяют демонстрировать существующие экологические связи в природе . Процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического восприятия .

Модель - это предметное , графическое изображение чего-либо, а процесс создания моделей - называется моделирующая деятельность . Например : глобус– это предметная модель Земли , а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью .

Главной характеристикой модели , является то, что она отображает и содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделирующего объекта .

С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели . Важнейшую роль в экологическом воспитании играет календарь природы. Сначала происходит его создание, (моделирование предметов и явлений , а затем использование его в учебном и воспитательном процессе .

Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности выделить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.

В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей :

Предметные (в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей объектов. Технические игрушки, модели построек .)

Предметно-схематические. (в них признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов .)

Графические. (графики, схемы. Передают условные признаки, связи и отношения явлений.)

Цель моделирования в экологическом образовании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.

Использование моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решать следующие задачи :

Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдения, умения сравнивать.

Учит выделять признаки предметов , классифицировать их, выделять противоречивые свойства.

Наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире.

Способствовать развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольников .

Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание,
тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам,
наклонностям и манерам, основывая всё преимущественно на привычке.
Виссарион Григорьевич Белинский

Экологическая проблема - одна из глобальных проблем современности. Вырубка лесов, загрязнение рек и озёр, истощение озонового слоя - всё это возникло в результате научно-технического прогресса, а также неосторожной деятельности человека, безответственного отношения к окружающей среде. Природные катастрофы небывалой силы (торнадо, наводнения, ураганы) становятся все более частым явлением, затрагивающим жизнь как никогда ранее большого числа людей [ 5] . "Природа не храм, а мастерская",- утверждал герой знаменитого романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Именно такое отношение к миру природы можно наблюдать и в современном обществе, когда человек забывает, что нельзя существовать без чистой воды и чистого воздуха.

Воспитывать экологическую культуру следует начинать уже с дошкольного возраста, когда закладываются начальные знания об окружающем мире. Это обусловлено тем, что:

  • с одной стороны, данная проблема актуальна для стран всего мира. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры, природопользования.
  • с другой стороны, одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя [ 1] .

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве [ 2] . К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребёнке может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определённых жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий её богатства [ 3] .

Мотивы человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно преломленных в сознании объективных движущих сил человеческого поведения. Сами потребности и интересы личности возникают и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром . Поэтому одной из важнейших задач дошкольного образования является создание эмоционально-благоприятных условий для организации познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей, а также воспитания (в том числе и экологического).

Основываясь на предположении о том, что изучаемое детьми сегодня будет формировать мир завтра, можно сказать, что повышение уровня экологической информированности в юном возрасте является эффективным способом защиты окружающей среды. Однако повышения уровня экологической информированности детей и молодых людей недостаточно. Для того, чтобы они могли стать эффективными проводниками перемен необходимо обеспечить пути превращения их знаний в действия и информационно-пропагандистскую работу [ 6] .

С целью ведения такой работы нами составлена программа по эколого-биологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятий: с детьми 5-6 лет - 25 минут, с детьми 6-7 лет - 30 минут.

Наряду с изучением растений, животных родного края, программа предлагает изучение экологических систем: лес, озеро, река, луг, поле и связи между ними.

Предлагается использование обучающих видеофильмов, аудиозаписей природного окружения, обучение детей новым способам изображения окружающей природы и простейшим приёмам дизайнерского искусства.

Проведение природоохранительных акций также предусмотрены данной программой.

Данная программа направлена на более глубокое изучение природы родного края, формирует представления об экологических проблемах города, в котором живут дети, воспитывает уважение к труду взрослых.

Формы работы с детьми в рамках программы:

  1. Интегрированные занятия.
  2. Экскурсии и целевые прогулки в лесопарк, к водоёмам (со школьниками, родителями).
  3. Беседы.
  4. Наблюдения на занятиях и в повседневной жизни.
  5. Экспериментирование.
  6. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
  7. Рассматривание картин, иллюстраций, энциклопедий.
  8. Использование художественного слова, музыки.
  9. Сюжетные занятия-игры.
  10. Путешествия по экологической тропинке детского сада.
  11. Праздники и развлечения.
  12. Экологические акции по охране природы.
  13. Коллекционирование

Программа соответствует современным требованиям к образовательной программе. В ней учтены и представлены все её составляющие: она имеет развивающий характер; ориентирована на логическое, системное развитие личности каждого ребёнка; его культуры в процессе овладения им знаниями, умениями и навыками.

Существенной частью данной программы является наличие оздоровительного компонента - содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка.

  • принцип полноты и целостности образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков при обучении дошкольников, их органическую взаимосвязь;
  • принцип деятельного подхода, предусматривающий признание ведущей роли обучения детей основам православной культуры в воспитании их нравственной сферы, развития способностей;
  • принцип культуросообразности, заключающийся в последовательном освоении красоты разнообразных направлений искусства народного, классического и современного;
  • принцип последовательности;
  • принцип системности;
  • принцип развивающего обучения;
  • принцип системности - от простого к сложному.

Задачи программы:

  • Подвести детей к пониманию ценности жизни всех обитателей Земли, взаимосвязей, существующих в природном окружении.
  • Научить ребёнка сознавать необходимость вести себя в природе экологически грамотно, учитывая её законы.
  • Развивать интерес ребёнка к миру растений и животных родного края.
  • Помочь ребёнку осознать себя активным субъектом природы, знакомя его с миром растений и животных.
  • Формировать потребность заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города.
  • Осуществлять накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимого для успешного освоения программы начальной школы.
  • Воспитывать человечность, доброту, милосердие, ответственное отношение к природе, людям, которые живут рядом и потомкам, которым нужно оставить Землю пригодную для полноценной жизни.

Программа включает следующие разделы:

1. Календарно-тематическое планирование для старшей и подготовительной к школе групп (Приложение 1).

Как результат работы по данной программе следует отметить:

1. Расширение знаний детей о жизни всех обитателей Земли, взаимосвязях, существующих в природном окружении.

2. Формирование у детей потребности вести себя в природе экологически грамотно, учитывая её законы.

3. Расширение знаний детей о мире растений и животных родного края, развитие интереса к ним.

4. Формирование у детей потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города: воспитанники совместно с родителями и педагогами МДОУ принимают активное участие в озеленении и благоустройстве территории детского сада. В осенне-зимний период воспитанники активно участвуют в благоустройстве групповых помещений (ухаживают за комнатными растениями, высаживают цветочную и овощную рассаду, изготавливают поделки из природного материала).

6. Происходит накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимого для успешного освоения программы начальной школы. А также развитие внимания, мышления, воображения, речи в процессе различных видов деятельности. Занятия способствуют умственной деятельности: умению сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Литература

1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программаи руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 172 с.

2. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.

3. Николаева С.Н.Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 168 с.: цв.вкл.

4. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. - 713 с.: - (Серия "Мастера психологии").

5. Официальный сайт ООН [ электронный ресурс] .- Режим доступа: http://www.un.org/ru/youthink/environment.shtml - Загл. с экрана.

6. Официальный сайт ООН [ электронный ресурс] . - Режим доступа: http://www.un.org/ru/climatechange/children/action.shtml Загл. с экрана.

Актуальность.
В третьем тысячелетии человечество вступило в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой - " Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходиться начинать думать по-иному, чем до сих пор...", - такого мнения придерживаются ученые-современники.
Экологическую культуру нельзя привезти в страну, как какую-либо вещь, экологическая культура - есть знание, понимание природы как необходимого основополагающего и незаменимого компонента существования всего человечества на Земле; она рождается как результат взаимодействия природы и человека. Хорошо известно, что в нашей стране, осталось слишком мало регионов с благоприятной экологической обстановкой. Согласно исследованиям экологов, в большей части территории России экологические проблемы существуют не один год и в ближайшее будущее положение дел в лучшую сторону не измениться.
Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания любви к природе, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.
Эффективность работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста зависит от особенностей реализации методов и использования разнообразных форм работы по экологическому воспитанию. Главная задача педагога - наглядно продемонстрировать причинно-следственную связь природных объектов, развивать такие стороны мышления, как умение прогнозировать, устанавливать общность предметов.
Цель: формирование у детей бережного отношения к живому, посредством обогащения чувственно – эмоционального опыта общения с природой.
Задачи:
1. Формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными путем моделирования;
2.Формирование экологически грамотного поведения в быту и природе;
3. Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе с помощью моделей и учета этого в их практической деятельности;
4. Развитие творчества, воображения, мышления, внимания;
5. Обучение азам элементарной экологической безопасности;
6. Воспитание у детей любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Длительность проекта: январь-май 2014 года.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный этап
А) Подбор литературы.
Б) Первоначальная диагностика.
В) Составление плана деятельности.
Г) Консультации с родителями.
Д) Организация предметно-развивающей среды.
2. Основной этап
А) Промежуточная диагностика.
Б) Блок развивающих игр.
3. Заключительный этап
А) Отчёт о проделанной работе.
Б) Итоговая диагностика.
Перечень основных мероприятий:
Процесс познания окружающего мира не прост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется построить в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Например, программа предусматривает формирование у детей понимания связи между развитием растений и условиями их существования, овладение людьми элементарными понятиями, такими как «рыбы», «птицы», «звери», «растения» и т. д. Решить успешно эти задачи воспитателю помогает метод моделирования.
Модели - это материальные заместители реальных объектов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.
Демонстрация моделей в экологическом воспитании занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а знаний, полнее осознать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.
В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.
Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие их признаки, как количество листьев, характер их поверхности. Безразличны, несущественные для данной деятельности их цвет и форма. Чтобы отвлечься от этих признаков, необходимо моделирование. Воспитатель поможет детям отбирать, использовать модели, свободные от ненужных свойств, признаков. Это могут быть графические схемы, какие - либо предметные образы - заместители или знаки.
Моделирование в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношения, существующих между ними
Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность развиваются познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии - это значит, в немалой степени готовить их к успешному обучению. Для этого используем различные модели, схемы, знаки, символы.
Учитывая психофизиологические особенности старших дошкольников в работе, по экологическому воспитанию детей используем разные виды моделей.
1. Предметные модели, воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Самая простая предметная модель - заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представления о внешнем виде или движении рыбы.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов – макетов. . Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке - при абстрагировании и замещении формы листьев; Полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) - при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений - листьев, стеблей и т. д. (Данные модели разработаны Н. И. Ветровой). Модель - макет рекомендует использовать С. Н. Николаева для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраске животных.
З. Графические модели (графики, схемы и планы) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д. Например, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники), в которых проявляется приспособления рыб к водной среде обитания.
Все указанные виды моделей успешно используем в целях развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста. Демонстрацию модели используем после предварительного ознакомления детей с объектом природы при помощи других методов, обеспечивающих живые представления, о его признаках, свойствах, связях и отношениях: наблюдение, исследование, опыт, экспериментирование.
Уголок моделирования. Решает задачи развития способности овладения моделирующей деятельностью, систематизация познавательного опыта. Содержание деятельности: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов, экспериментов, схема строения модели взаимозависимостей), изобразительные средства. Деятельность детей - "чтение", составление, рисование моделей, действия в соответствии с ними.
Чтобы вызвать желание, заинтересованность у детей, используем различные виды игр:
- ролевые экологические игры, основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности;
- имитационные экологические игры, основанные на моделировании экологической деятельности;
- игры - путешествия, с помощью которых дети попадают в те климатические зоны, которые находятся за приделами их поля зрения;
- дидактические игры, которые дают детям дополнительную информацию об окружающем мире, помогают закрепить имеющиеся знания и представления.
Перечисленные игры способствуют развитию интереса к экологической деятельности, познанию её, развитию личностных качеств ребенка: самостоятельности, целенаправленности, поисков действий, стремления к достижению положительного результата, находчивости.
Работа по экологическому воспитанию ведется в тесном взаимодействии с родителями, при этом используем различные формы:
- тематические беседы;
- библиотека для родителей;
- информационные доски;
- домашние задания;- индивидуальные беседы;
- анкетирование;
- день сюрпризов (проведение и подготовка проходит при непосредственном участии родителей);
-экологические акции – конкурсы: «День Земли», «Мое любимое дерево», «Елочка – зеленая иголочка», «Уроки доброты».
Взаимосвязь с родителями обеспечивает гармонию эмоционально – положительных взаимоотношений воспитателя, детей и родителей.
Результаты:
В результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
Итог работы по данному направлению показал высокую эффективность использования метода моделирования при формировании основ экологического сознания у дошкольников.

Человек и природа – одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека, так же как человека с природой, известна издавна. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла глобальные масштабы. Каждый человек в настоящее время должен иметь определенный уровень экологической культуры и экологического сознания. Формирование этих основ начинается в раннем дошкольном детстве. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает первые впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируются начальные основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы.Основная задача экологического воспитания заключается в формировании у дошкольников элементарного экологического сознания.

Экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой.

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования

Процесс познания окружающего мира не прост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Воспринимая природу, ребенок имеет возможность видеть, слышать, вкушать, осязать кожей, нюхать. Но многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно через чувства осязания. К ним мы можем отнести вопросы взаимосвязей существующих в природе, например: взаимосвязи между образом жизни животных и условиями их существования или взаимосвязи между ростом растений и водой, светом, теплом.

Усвоить данные взаимосвязи в природе поможет моделирование, которое делает общение с детьми более доступным и наглядным. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребенка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности. Важно в процессе деятельности, дать ребенку возможность самостоятельно находить информацию, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.

Что такое модель и моделирование?

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей.

Исследования ученых психологов (Эльконин Д.Б, Вегнер Л.А) , доказывают, что использование наглядного моделирования в обучении детей при ознакомлении с природой, способствует развитию умственных способностей и более прочному усвоению новых знаний. Ученые отмечают, что с использованием наглядного моделирования, процесс обучения будет проходить более успешно. Отмечают доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста. Доступность определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом.

В детском саду в качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера: создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (силуэты, контуры) и др.

Метод моделирования используется тогда,когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношения объектов в реальности. Многообразие природных явлений, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения, но пугливость, скрытый образ жизни многих животных, растянутость во времени изменчивости развития организмов или сезонных явлений природы, рождают объективные трудности для дошкольной мыслительной деятельности, которая находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых объектов, явлений природы.

Таким образом, моделирование и модели позволяют демонстрировать существующие экологические связи в природе. Процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического восприятия.

Модель -это предметное, графическое изображение чего-либо, а процесс создания моделей- называется моделирующая деятельность. Например: глобус –это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.

Главной характеристикой модели, является то, что она отображает и содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделирующего объекта.

С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшую роль в экологическом воспитании играет календарь природы. Сначала происходит его создание, (моделирование предметов и явлений), а затем использование его в учебном и воспитательном процессе.

Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности выделить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.

В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей:

-предметные. (в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей объектов. Технические игрушки, модели построек.)

-предметно-схематические. (В них признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.)

-графические. (графики, схемы. Передают условные признаки, связи и отношения явлений.)

– обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решать следующие задачи:

Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдения, умения сравнивать.

Учит выделять признаки предметов, классифицировать их, выделять противоречивые свойства.

Наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире.

Способствовать развитие речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольников.

Особую роль в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления; преобразования из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при полном или частичном графическом воспроизведении.

Работа состоит из нескольких этапов:

1.Рассматривание и разбор таблицы.

2.Преобразование из абстрактных символов в образы.

3.Пересказ;

4.Графическая зарисовка мнемотаблицы.

5.Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе.

В заключении можно напомнить китайскую пословицу:

Использование моделирования является тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе.

Используемая литература:

Романенко О.Г., Данилова Л.И., Дорошина Т.В. Метод моделирования в экологическом воспитании детей. Актуальные задачи педагогики: материалы 2 международной научной конференции. (г.Чита, июнь 2012г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2012.- С.60-62.

Николаева Н.С. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.-М.,1995г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моделирование в экологическом воспитании дошкольника.

Человек и природа – одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека, так же как человека с природой, известна издавна. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла глобальные масштабы. Каждый человек в настоящее время должен иметь определенный уровень экологической культуры и экологического сознания. Формирование этих основ начинается в раннем дошкольном детстве. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает первые впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируются начальные основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы.Основная задача экологического воспитания заключается в формировании у дошкольников элементарного экологического сознания.

Экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой.

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования

Процесс познания окружающего мира не прост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Воспринимая природу, ребенок имеет возможность видеть, слышать, вкушать, осязать кожей, нюхать. Но многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно через чувства осязания. К ним мы можем отнести вопросы взаимосвязей существующих в природе, например: взаимосвязи между образом жизни животных и условиями их существования или взаимосвязи между ростом растений и водой, светом, теплом.

Усвоить данные взаимосвязи в природе поможет моделирование, которое делает общение с детьми более доступным и наглядным. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребенка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности. Важно в процессе деятельности, дать ребенку возможность самостоятельно находить информацию, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.

Что такое модель и моделирование?

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей.

Исследования ученых психологов (Эльконин Д.Б, Вегнер Л.А) , доказывают, что использование наглядного моделирования в обучении детей при ознакомлении с природой, способствует развитию умственных способностей и более прочному усвоению новых знаний. Ученые отмечают, что с использованием наглядного моделирования, процесс обучения будет проходить более успешно. Отмечают доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста. Доступность определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом.

В детском саду в качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера: создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (силуэты, контуры) и др.

Метод моделирования используется тогда,когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношения объектов в реальности. Многообразие природных явлений, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения, но пугливость, скрытый образ жизни многих животных, растянутость во времени изменчивости развития организмов или сезонных явлений природы, рождают объективные трудности для дошкольной мыслительной деятельности, которая находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых объектов, явлений природы.

Таким образом, моделирование и модели позволяют демонстрировать существующие экологические связи в природе. Процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического восприятия.

Модель -это предметное, графическое изображение чего-либо, а процесс создания моделей- называется моделирующая деятельность. Например: глобус –это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.

Главной характеристикой модели, является то, что она отображает и содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделирующего объекта.

С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшую роль в экологическом воспитании играет календарь природы. Сначала происходит его создание, (моделирование предметов и явлений), а затем использование его в учебном и воспитательном процессе.

Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности выделить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.

В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей:

Предметные. (в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей объектов. Технические игрушки, модели построек.)

- предметно-схематические. (В них признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.)

Графические. (графики, схемы. Передают условные признаки, связи и отношения явлений.)

Цель моделирования в экологическом образовании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решать следующие задачи:

Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдения, умения сравнивать.

Учит выделять признаки предметов, классифицировать их, выделять противоречивые свойства.

Наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире.

Способствовать развитие речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольников.

Особую роль в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления; преобразования из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при полном или частичном графическом воспроизведении.

Работа состоит из нескольких этапов:

1.Рассматривание и разбор таблицы.

2.Преобразование из абстрактных символов в образы.

3.Пересказ;

4.Графическая зарисовка мнемотаблицы.

5.Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе .

В заключении можно напомнить китайскую пословицу: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».

Использование моделирования является тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе.

Используемая литература:

Романенко О.Г., Данилова Л.И., Дорошина Т.В. Метод моделирования в экологическом воспитании детей. Актуальные задачи педагогики: материалы 2 международной научной конференции. (г.Чита, июнь 2012г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2012.- С.60-62.

Николаева Н.С. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.-М.,1995г.

Поделиться: