Формы организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков. Правовые, организационные основы проведения каникулярного отдыха детей и подростков по месту жительства

Организация детского отдыха в летних лагерях становится особенно актуальной перед началом каникул. Как туроператор и руководство лагеря может обезопасить себя, свои деньги и имущество от детей? Как решить проблемы с оформлением документов и обеспечить взаимодействие с родителями? В преддверии нового летнего сезона мы готовы ответить на эти и другие вопросы.

Организация летнего отдыха детей в лагере требует много согласований в разных инстанциях. Чтобы открыть такое оздоровительное учреждение, необходимо собрать кипы документов, урегулировать все вопросы в различных инстанциях и пройти множество проверок. Это очень трудоемкий процесс, о котором не расскажешь в рамках одной статьи. Поэтому речь пойдет о приеме и пребывании детей в уже действующем лагере. Мы расскажем, какие требования к летнему отдыху существуют в России, о документах, которые необходимы ребенку для получения путевки от соцстраха или ее покупки, рассмотрим ситуацию с возмещением ущерба, причиненного имуществу принимающей стороны действиями детей и напомним о правилах перевозки несовершеннолетних на различных видах транспорта. Подготовить материал нам помогли материалы от системы Консультат плюс- это специальный блок материалов с ответами на правовые вопросы частных лиц.

Выбор лагеря

Прежде чем покупать путевку родители должны обязательно убедиться, что их ребенок не имеет противопоказаний для организованного отдыха и может поехать в один из лагерей, которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ делятся на несколько категорий:

  • загородные лагеря отдыха и оздоровления подростков, детские оздоровительные центры, базы и комплексы, детские оздоровительно-образовательные центры, специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные и др.);
  • санаторно-оздоровительные детские лагеря;
  • оздоровительные учреждения, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием);
  • детские организации труда и отдыха, палаточного типа, специализированные (профильные), различной тематической направленности (оборонно-спортивные, туристические, эколого-биологические, творческие, историко-патриотические, технические, краеведческие и др.).

Противопоказания к поездке, как правило, из области медицины. Они перечислены в порядке оказания мединской помощи несовершеннолетним на отдыхе, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 N 363н. Поэтому родители обязательно должны провести диспансеризацию чада перед выбором оздоровительного учреждения и приобретением путевки. Принимать ребенка без медицинской справки установленного образца руководство организации не имеет права.

Каждый детский лагерь должен иметь план мероприятий на смену, в соответствии со своей категорией и направлением отдыха. С этим планом туроператор должен ознакомить родителей до приобретения путевки. Если нет абсолютных противопоказаний к посещению такого учреждения, но есть ограничения или хронические заболевания, организатор отдыха может посоветовать родителям выбрать место недалеко от дома, чтобы избежать акклиматизации и возникновения экстренных ситуаций.

Путевка: льготы и оформление

Для подростка и его родителей отдых начинается с приобретения путевки. Ее можно купить за собственные средства, можно получить от работодателя, региональных властей или от Пенсионного фонда РФ. Купить путевку за 100% стоимости могут позволить себе далеко не все российские семьи, а вот за 50 или 40% цены путевки в лагерь становятся доступными для более широкого круга лиц. В этом случае оборот, а значит, и прибыль организаторов, увеличивается.

Законодательство субъектов РФ часто предусматривает полную или частичную оплату поездок несовершеннолетних лиц, которые постоянно проживают на территории региона. К примеру, в Москве бюджет компенсирует стоимость путевок и проезда к месту детям-инвалидам, детям из малообеспеченных семей, а также несовершеннолетним из семей, в которых оба или один из родителей являются инвалидами.

Кроме того, в каждом российском регионе действуют нормы статьи 41 Трудового кодекса РФ , в соответствии с которой работодатель может компенсировать стоимость путевки. Условия такой компенсации обычно устанавливаются коллективным договором или внутренним нормативным актом организации. Обычно это происходит, как за счет средств ФСС, в соответствии с установленным порядком расходования страховых средств, так и за счет прибыли организации.


Поскольку 1 января 2010 года утратил силу пункт 2 статьи 8 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ, из числа видов страхового обеспечения по социальному страхованию исключили возможность оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, через работодателей. Теперь получить льготы граждане могут только в определенных случаях. Например, детям-инвалидам такая льгота предоставляется в наборе социальных услуг (НСУ), предусмотренных статьей 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ и статьи 5 Федерального закона от 03.12.2012 N 219-ФЗ. Путевку могут получить родители, которые не отказались от НСУ, в территориальном органе ФСС. Если такой отказ был сделан, туроператор должен разъяснить родителям, что они могут восстановить право на льготную путевку, подав заявление о возобновлении НСУ.

В остальной части организация и обеспечение детского оздоровления относятся к полномочиям органов власти субъектов РФ, как это предусмотрено в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ. Когда решение о приобретении путевки в лагерь принято и средства на ее покупку определены, родители, в силу законодательства, должны предоставить организатору отдыха следующие документы:

  • заявление в письменной форме;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • документ, подтверждающий полномочия заявителя как родителя или законного представителя ребенка;
  • свидетельство о рождении ребенка или паспорт гражданина РФ (для ребенка с 14 лет);
  • документ, подтверждающий льготную категорию ребенка (по желанию заявителя);
  • документ, содержащий сведения о месте жительства ребенка;
  • медицинская справка по форме 079/у;
  • страховой полис ОМС ребенка;
  • письменное согласие с правилами отдыха и оздоровления, правилами перевозок пассажиров, пребывания в организациях отдыха и оздоровления в период отдыха и оздоровления;
  • соглашение об осуществлении обязанностей родителем (законным представителем) по сопровождению детей во время отдыха и оздоровления (для совместного отдыха).

Этот перечень документов является базовым и может быть изменен, расширен или сокращен в соответствии с требованиями, предъявляемыми самим организатором. Его необходимо донести до родителей заблаговременно. Надо отметить, что правила заключения договора с летним лагерем являются индивидуальными и учреждение может самостоятельно разработать такой документ, в зависимости от своих потребностей, но с учетом законодательных требований на 2019. Современные требования к организации летнего детского отдыха в загородном лагере, как мы можем убедиться, достаточно разнообразны.

Поездка

После того, как документы собраны, а путевка выкуплена, наступает момент отправки ребенка к месту назначения. Поскольку дети отдыхают в лагере без родителей, то и едут туда они чаще всего без их сопровождения. Организатор должен позаботиться о соблюдении правил перевозки несовершеннолетних детей разными видами транспорта. Порядок перевозки детей по России, а также ее стоимость зависит от возраста ребенка, его прав на льготы (например, он является учащимся, инвалидом или сиротой) и вида транспорта.

Проезд по железной дороге

Проезд лиц в возрасте до 10 лет в поездах дальнего следования не допускается без сопровождения взрослых. Это предусмотрено правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111 . Поэтому даже у одного ребенка, следующего на поезде, должен быть взрослый сопровождающий. При этом каждый взрослый пассажир поезда дальнего следования имеет право бесплатно провезти с собой одного ребенка в возрасте до 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также любое количество несовершеннолетних в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой их проезда в соответствии с тарифом, что указано в Федеральном законе от 10.01.2003 N 18-ФЗ. Аналогичные нормы предусмотрены для проезда в электричках.

Если на отдых едут дети-инвалиды, то у них в силу статьи 6.2 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ есть право на бесплатный проезд в пригородном и междугородном железнодорожном транспорте. Кроме того, лицу, сопровождающему ребенка-инвалида на лечение, также положен бесплатный проезд. Льготы распространяются на все виды поездов, включая фирменные. Для школьников и воспитанников российских общеобразовательных учреждений в силу приказа МПС России от 27.10.1998 N 26Ц, также предусмотрены льготы на проезд к месту отдыха на поезде в размере 50%. Если школьники едут в фирменном поезде, то скидка распространяется только на стоимость в обычном скором или пассажирском поезде, а разницу между стоимостью проезда доплачивают родители. Льгота не распространяется на летний период и действует только с 1 января по 31 мая и с 1 сентября по 31 декабря. Для покупки льготного билета нужна справка учащегося очной формы обучения, которую можно получить в школе или другом учебном заведении. При поездке детей группой, без родителей, у лица, которое их сопровождает, должны быть письменные согласия родителей на поездку каждого ребенка.

Проезд в автобусе

Поездка на автобусе может быть в виде специально организованной группы детей или просто на маршрутном автобусе. Перевозка в автобусе, который не относится к маршрутному транспортному средству, группы несовершеннолетних лиц численностью от 8 человек, осуществляемая без их законных представителей (например, родителей), считается организованной перевозкой, в соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090. К организации таких перевозок предъявляются особые требования. В правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177, приведен перечень документов, необходимых для организованной перевозки детей на автобусе:

  • договор фрахтования - в случае осуществления организованной перевозки группы по договору фрахтования;
  • документ, содержащий сведения о сопровождающем группу медицинском работнике;
  • копия лицензии на осуществление медицинской деятельности или копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию, - при организованной перевозке группы в междугородном сообщении организованной транспортной колонной в течение более 12 часов;
  • копия решения о назначении сопровождения автобусов автомобилем подразделения Государственной автоинспекции или копию уведомления об организованной перевозке группы детей;
  • список несовершеннолетних и сопровождающих их лиц (в автобусе не должны находиться лица, не включенные в этот список);
  • документ, содержащий сведения о водителе (водителях);
  • схема посадки в автобус, за исключением случая, когда указанный порядок посадки уже содержится в договоре фрахтования;
  • программа маршрута, включающая график движения с расчетным временем перевозки, а также места и время остановок для отдыха;
  • реестровый номер туроператора, осуществляющего организацию перевозки.

Отсутствие любого из этих документов у перевозчика ведет к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.23 КоАП РФ , с наложением штрафов, как на организатора перевозки детей, так и на исполнителя и водителя. Ответственный за такую поездку должен обеспечить наличие достаточного числа сопровождающих лиц, а при организованной перевозке группы в междугородном сообщении транспортной колонной в течение более 12 часов - медицинского работника. Количество сопровождающих на один автобус определяется из расчета их нахождения у каждой двери автобуса, при этом один из них является ответственным за всю перевозку группы. Автобусы с детьми не должны двигаться со скоростью более 60 км/ч вне населенных пунктов.


Авиаперевозка

Для перевозки лиц в возрасте от 2 до 12 лет установлены специальные правила. Ребенок или группа детей должны находиться в самолете в сопровождении совершеннолетнего пассажира. Дети могут лететь без сопровождения взрослых под наблюдением перевозчика, если такая перевозка предусмотрена его правилами. Перевозка несовершеннолетних без сопровождения их родителей или опекунов осуществляется только после оформления законными представителями письменного заявления на перевозку несопровождаемого ребенка. Лицам в возрасте от 2 до 12 лет предоставляется скидка в размере 50% от нормального или специального тарифа. Дети в возрасте старше 12 лет имеют право совершать авиаперелеты без сопровождения взрослых.

Пребывание ребенка в лагере и возможный ущерб

Если выбрано учреждение санаторного типа, где ребенку будут оказываться медицинские услуги, организатор должен заключить с его родителями договор на оказание платных медицинских услуг в отношении несовершеннолетних. Такой договор регулируется нормами статьи 779 ГК РФ и пунктом 18 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006. Потребителем услуги является несовершеннолетний, а заказчиком - его законный представитель. Для заключения такого договора обязательным является информированное добровольное согласие законного представителя ребенка на медицинское вмешательство. При этом родители имеют право получать от лечащего врача ребенка полную информацию о состоянии его здоровья.


Кто возмещает ущерб, нанесенный ребенком?

Во время пребывания в лагере ребенок может что-то сломать или испортить. В этом случае организатор отдыха должен знать, что в силу статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, которое его причинило. Обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся его причинителем, но отвечающим за действия лиц, недееспособных в силу возраста или обстоятельств, в частности, на родителей несовершеннолетних детей. Такую ответственность родители несут до достижения детьми возраста 14 лет. Отвечать за действия ребенка законные представители будут в том случае, если с их стороны имело место безответственное отношение к воспитанию и неосуществление должного надзора. Как определено в статье 1073 ГК РФ , это означает, что они поощряли озорство ребенка или его хулиганские и иные противоправные действия. Аналогичную ответственность несут организации, под присмотром которых малолетний временно находился. К таким лицам и организациям статьей 1073 ГК РФ отнесены:

  • образовательная организация (например, детский сад, общеобразовательная школа, гимназия, лицей);
  • медицинская организация (например, больница, санаторий);
  • организация, осуществляющая в этот период надзор за малолетним;
  • лицо, осуществлявшее надзор за малолетним на основании договора.

Это значит, что если ребенок находится в лагере без родителей, то именно сотрудники лагеря несут ответственность за его действия и причиненный им вред. И подача иска к родителям в этом случае может оказаться бесперспективной. Тогда как родители, в свою очередь, могут потребовать у организатора отдыха и владельца лагеря возместить любой вред, причиненный здоровью или имуществу ребенка на отдыхе.

Очевидно, что такое серьезное мероприятие, как отдых детей в лагере, требования к которому затрагивают многие сферы, может принести немало серьезных проблем и штрафных санкций при их несоблюдении. Избежать этого поможет знание и соблюдение законодательных норм и правил, которые легко можно найти с помощью системы Консультант плюс.

Организация детско-юношеского и молодежного туризма, отдыха и оздоровления - актуальная задача учреждений не только федерального, но и регионального и муниципального уровней. Прежде всего это обусловлено рядом объективных причин, и в первую очередь динамикой развития постиндустриального общества, в том числе резким сужением спектра семейного досуга, организованного отдыха детей, подростков и молодежи, а также полноценного времяпрепровождения Леонов А.П. Организация летнего отдыха детей и подростков. - М.: Юнити, 2006. - с. 57..

Остаточный принцип при подходе к решению социальных проблем крайне болезненно отразился и на сфере культурно-экскурсионного и досугового обслуживания. Наиболее пагубно это отразилось на массовых формах спортивно-оздоровительного туризма: самодеятельных походах, массовых туристско-спортивных мероприятиях детей и молодежи - туристских слетах.

За годы рыночных реформ в России катастрофически морально устарела, а в ряде случаев полностью утрачена материально-техническая и физкультурно-спортивная база детских загородных оздоровительных учреждений. Характерными для последнего десятилетия стали такие тенденции:

  • - хронический дефицит капитальных вложений в развитие оздоровительных учреждений (за редким исключением отдельных ведомств- монополистов);
  • - отсутствие прогресса в функционировании хозяйственного механизма;
  • - отсутствие программно-методического и образовательно - воспитательного обеспечения и сопровождения пребывания детей и подростков в данных учреждениях;
  • - недостаточный уровень квалификации психолого-педагогических, физкультурно-спортивных, медицинских и других специалистов, владеющих технологиями оздоровления и психолого-педагогической поддержки детей во время пребывания в учреждении Игнатов А.А. Организация летнего отдыха молодежи. - М.,2006. - с. 36..

Это не могло не отразиться на качестве и уровне удовлетворения потребностей населения российского общества, в частности детей и молодежи, в образовательных, физкультурно-оздоровительных (в том числе экскурсионных и туристских) и досуговых мероприятиях. Разрыв между предложением этих услуг (оздоровительных, экскурсионно-туристских и досуговых) и спортивно-туристских туров и их стоимостью, а также платежеспособностью различных слоев населения с каждым годом реформ становится все контрастнее. В то же время значительная часть учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков продолжает функционировать вхолостую. Отсутствует ощутимая реализация в них целей и задач уставной деятельности: разностороннее развитие и формирование личности детей и подростков, воспитание (в том числе духовное, патриотическое, нравственное и пр.), укрепление их здоровья, оздоровление организма и восстановление работоспособности для продолжения учебной деятельности в общеобразовательных учреждениях. Это, естественно, пагубно отражается на развитии, здоровье, работоспособности, образованности и гражданской активности подрастающего поколения.

В условиях экономических (рыночных) отношений, сложившихся в ряде регионов России, продолжает сохраняться угроза ликвидации или перепрофилирования для других нужд ряда детских оздоровительных лагерей, пансионатов, баз отдыха, туристских баз и других учреждений оздоровительной и культурно-досуговой сферы, не приносящих учредителям сиюминутной финансовой прибыли.

Специалисты Минобразования РФ, Госкомспорта РФ, Минсоцстраха РФ отчетливо понимают необходимость формирования оптимальных условий функционирования учреждений детского, подросткового и молодежного отдыха, оздоровления и туризма с целью наиболее полного удовлетворения экскурсионно-познавательных, досуговых, спортивно-туристских и оздоровительных потребностей различных категорий населения, и в первую очередь детей и учащейся молодежи. Осознана эта проблема и законодателями, всей вертикалью государственной исполнительной власти.

На протяжении последних восьми лет в России прирост числа детей, отдохнувших летом по различным программам, в основном достигается благодаря развитию образовательной инфраструктуры. Имея неоспоримое преимущество в показателях "цена-качество", система образования предоставляет детям, подросткам и молодежи оздоровительные услуги, максимально учитывая потребности личности ребенка (подростка) и условия его развития и, что немаловажно, по весьма умеренной цене.

Но и здесь неоспоримое преимущество как по себестоимости (так и по отпускной цене), а в ряде случаев и по качеству имеет путевка, предлагаемая учреждениями дополнительного образования - Центрами (станциями) детско-юношеского туризма с активными формами отдыха и оздоровления детей в профильных туристских передвижных (палаточных) лагерях и туристских походах, путешествиях и экспедициях.

Во время туристско-оздоровительных мероприятий (походов) у педагогов имеется значительно больше возможностей для организации квалифицированного психолого-педагогического сопровождения и поддержки своих подопечных, чем в любом отряде стационарного лагеря, даже если учитывать реальную наполняемость отряда. Значительно более эффективными возможностями располагает и педагог - руководитель туристского похода для дифференцированного личностно ориентированного дополнительного образования детей, эмоционально - личностного воздействия на их внутренний мир в реальных условиях походной среды (совместное проживание педагога и коллектива детей) Путилова К.Д. Опыт работы летнего оздоровительного лагеря. - М., 2004. - с. 73..

Тем не менее в регионах России наиболее динамично развивается сеть лагерей при образовательных учреждениях с дневным пребыванием учащихся. На их долю в 2008 г. приходилось 45% от общего числа детей, находившихся в оздоровительных лагерях (в 2007 г. - 43,6%). Загородные стационарные учреждения отдыха и оздоровления, где процесс оздоровления детей происходит значительно эффективнее, приняли лишь чуть более 35% от общего числа детей (в 2007 г. - 38%).

Продолжается процесс дифференциации оздоровительных лагерей по формам собственности. Увеличилось число лагерей, находящихся в муниципальной собственности: в 2008 г. они составили подавляющее большинство - почти 92%. В ведении местных органов исполнительной власти (преимущественно - органов управления образованием) находятся все лагеря с дневным пребыванием учащихся и более 1/3 загородных оздоровительных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей. Увеличилось также число лагерей, находящихся в частной собственности (более 1,2%) и собственности общественных объединений. Число лагерей, находящихся в государственной собственности, сократилось с 7,2 до 4,5% Кубаров Е.Н. Проблемы летнего отдыха детей. - М., 2003. - с. 26..

В то же время сохраняется тенденция, когда большинство загородных детских оздоровительных лагерей стремится обрести полную хозяйственную самостоятельность: к 2008 г. число загородных стационарных лагерей, имеющих статус юридического лица, достигло 1/3.

Очень важная тенденция - возрождение местными органами управления образованием системы программ отдыха и оздоровления в "малые каникулы". Зимние оздоровительные лагеря, туристские походы старшеклассников по местам боевой славы и по памятным местам родного края, досуговые программы на свежем воздухе в период новогодних и рождественских праздников, лагеря актива во время весенних и осенних каникул, профильные лагеря юных экологов, спортсменов, туристов весной и осенью, различные спортивно-туристские соревнования и состязания обогащают досуг школьника, снижают вероятность девиантного поведения подростков и оказывают значительный оздоровительно - восстановительный эффект.

Эти тенденции обозначили необходимость решения на государственном уровне проблемы гарантированного минимального обеспечения социальными услугами по организации оздоровления детей и учащейся молодежи во всех типах и видах учреждений независимо от принадлежности и формы собственности.

Для ее решения в учреждениях отдыха и оздоровления детей и молодежи необходимо создать особый, отличный от традиционного, подход к организации и содержанию процесса отдыха и оздоровления. Требуется не только насыщение его научно обоснованными программами, технологиями и методиками, методическим сопровождением и обеспечением, материально -техническими ресурсами, но и подготовкой широкого круга специалистов (педагогов-организаторов, психологов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, врачебно-медицинского и прочего персонала, владеющего методиками адаптации и реабилитации, оздоровительной и лечебной физической культуры, анимационными технологиями организации досуга и т.д.).

Кроме того, как на федеральном, так и на муниципальном уровне необходимо внести коррективы в критерии оценки деятельности учреждений, предоставляющих услуги активного отдыха, оздоровления и туризма. Необходимо дифференцированно подойти ко всему спектру социальных услуг по организации отдыха, туризма, экскурсий, досуга и оздоровления на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном). Это необходимо осуществлять для каждого вида отдельно в строгом соответствии с направленностью и профилем реализуемых в этих учреждениях программ и проектов.

Требуется диверсификация содержания деятельности лагерей, значительная часть которых сегодня работает по вариативным программам, к сожалению, не всегда научно обоснованным с точки зрения адаптивной психологической, физической и функциональной нагрузки и не дающим положительного оздоровительного и реабилитационно-восстановительного эффекта.

В период подготовки к летней оздоровительной кампании Минобразованием РФ, ведущими научными и исследовательскими учреждениями, а также федеральными профильными учреждениями дополнительного образования ежегодно проводится работа по выявлению наиболее эффективных программ организации детского отдыха и оздоровления. Но, к сожалению, не всегда осуществляется обратная связь: передача и внедрение полученного ценнейшего опыта и материала в практику деятельности других учреждений отдыха и оздоровления.

Важную роль в научно-методическом обеспечении отдыха и оздоровления сегодня играют детские, подростковые и молодежные общественные объединения. Многие из программ, по которым строится жизнь в загородных лагерях и учреждениях отдыха и оздоровления, в туристских походах, путешествиях и экспедициях, разработаны в федеральных учреждениях дополнительного образования, в Научно-практическом центре Международного союза детских общественных объединений СПО-ФДО и прошли успешную апробацию в этих учреждениях, объединениях. Проведение ими различных профильных смен, походов, экспедиций, летних школ, детских творческих дач, малых научных академий способствует социальному и творческому развитию юной личности, реализации запросов и потребностей детей в различных видах деятельности в период школьных каникул и в течение всего года Леонов А.П. Организация летнего отдыха детей и подростков. - М.: Юнити, 2006. - с. 69..

Д.Медведев: «Я подписал распоряжение, которым утверждаются Основы государственного регулирования и контроля организации отдыха и оздоровления детей. В них отражены задачи по совершенствованию системы организации детского отдыха. Это подготовка профессионалов, строительство и реконструкция лагерей и здравниц, уточнение законодательной базы. Надо все документы, которые из этих основ вытекают, максимально быстро подготовить».

Из стенограммы:

Д.Медведев : У нас сегодня совещание, которое посвящено организации отдыха и оздоровления детей. Тема очень важная и, скажем так, регулярная. Завтра наступает лето, в школах уже начинаются каникулы. Сегодня обсудим, как идёт подготовка к сезону детского летнего отдыха. Понятно, что ключевыми являются темы безопасности, нормального, комфортного отдыха.

Поездка в лагерь – это всегда отличная возможность отдохнуть, познакомиться с друзьями, узнать много нового. В то же время надо, чтобы всё это было как следует организовано, чтобы ничто не угрожало ни здоровью, ни тем более жизни детей. Для этого ключевыми являются вопросы не только обеспечения элементарной безопасности, но и соблюдения санитарных норм, противопожарных правил. У нас случаются проблемы, трагедии случаются, и в прошлом году это было. Надо сделать всё, чтобы не допустить повторения подобных ситуаций.

В прошлом году была существенно усовершенствована нормативно-правовая база, которая касается детского отдыха. Полномочия по его организации теперь закреплены за единым ведомством (об этом неоднократно говорили), теперь это Министерство образования. Именно оно координирует работу всех ведомств, которые задействованы в организации детского отдыха.

Требования к компаниям, которые предоставляют услуги по организации такого отдыха, стали конкретнее, жёстче. Это касается и требований к идентификации и квалификации людей, которые работают с детьми. Речь идёт о вожатых, воспитателях, проводниках. Все они берут на себя ответственность за подопечных и должны чётко понимать, что безопасность – это самое существенное.

Мы законодательно закрепили также, что при закупках в этой сфере качество услуг и вопросы безопасности детей – безусловные приоритеты. Поставщик таких услуг должен обладать необходимым опытом. У организаторов отдыха и в мыслях, что называется, не должно быть экономить на здоровье.

Буквально на прошлой неделе я подписал распоряжение Правительства, которым утверждаются . В них отражены задачи по совершенствованию системы организации детского отдыха, которые нам предстоит решать. Это подготовка профессионалов, строительство и реконструкция лагерей и здравниц, дальнейшее уточнение законодательной базы. Хочу ещё раз сказать руководству федеральных органов исполнительной власти, министерств и ведомств: надо все документы, которые из этих основ вытекают, максимально быстро подготовить.

Ещё одно нововведение этого сезона – обязательное оповещение МЧС о маршрутах детских туристических групп. Такие группы должны сопровождать инструкторы-проводники, которые умеют оказывать первую помощь и прошли специальную подготовку. У нас введён единый номер экстренных служб. При необходимости каждый должен иметь возможность по нему позвонить, чтобы получить помощь в экстренной ситуации. Причём сделать это можно вне зоны покрытия сети или когда на телефоне отсутствуют средства.

Регионы у нас всем этим занимаются. Ежегодно я обращаюсь к коллегам, руководителям регионов, чтобы они лично контролировали, как организован отдых детей, в первую очередь с точки зрения безопасности. Этот год не исключение. По возможности все руководители субъектов Федерации сами должны ездить, смотреть, общаться с детьми, персоналом детских учреждений, следить за тем, как реализуется законодательство, современные требования. Если есть хоть какие-либо сомнения, принимать оперативные меры, при необходимости сообщать Министерству образования. Только так мы можем быть уверены, что каждый из более чем 42 тыс. лагерей (я подчёркиваю, у нас их 40 с лишним тысяч), которые планируют принимать детей в этом сезоне, – действительно готовы.

Роспотребнадзор недавно говорил о том, что есть проблемы у целого ряда лагерей, называлась цифра довольно значительная, около 300, пока, по их информации, они не соответствуют санитарным нормам. Если это так, то нужно исправить ситуацию в ближайшее время, если ситуация изменилась – я жду доклада на эту тему. Все предписания, которые даны лагерям и центрам детского отдыха, во время подготовки к сезону должны быть исполнены, выявленные нарушения, естественно, устранены.

Надо также позаботиться о том, чтобы все организации детского отдыха были занесены в специальные реестры, которые появились во всех регионах. Не должно быть ни одного лагеря, о котором неизвестно, это просто абсолютно недопустимо, это, по сути, ситуация преступная. Сейчас там есть информация о значительном числе таких учреждений. Обращаюсь к руководителям регионов: нужно все учреждения туда занести. Если там какой-то организации, какого-то учреждения не будет, то всё, что в нём происходит, это уже в известной степени ответственность руководителя региона, вы должны это понимать.

Под особый контроль нужно взять безопасность детей во время организованных перевозок. Предусмотреть условия для экстренного размещения детей, если во время поездки что-то случится. Убедиться, что если рейс задерживается, то на вокзалах и в аэропортах будет организовано питание для детей и созданы все необходимые условия.

Безусловно, министерства труда, здравоохранения, транспорта, МЧС, МВД должны отслеживать, как в целом проходит летняя оздоровительная кампания.

Естественно, также будут даны поручения по контрольно-надзорным, внеплановым проверкам – по темам пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований. По результатам этой работы каждый месяц необходимо готовить доклад в Правительство.

Ещё один момент. Он касается отдыха детей из регионов, где в этом году произошли чрезвычайные ситуации. Из-за пожара в Иркутской области пострадали многие семьи. Тяжёлый период для детей. Чтобы их поддержать, мы на Правительстве приняли решение выделить из резервного фонда деньги на отдых детей из таких семей. Документы в принципе подготовлены.

Кроме того, в Ставропольском крае объявлен режим чрезвычайной ситуации в связи с паводком. В зоне подтопления находятся и 16 детских лагерей. В целом они готовятся принимать детей, но нужно убедиться, что стихия не повлияет на их работу и отдых будет нормальным.

Ещё раз хочу сказать, что нужно отнестись к работе максимально ответственно. От этого зависит, как проведут лето более 5,5 млн детей, которые примут участие в летней оздоровительной кампании.

Ольга Юрьевна (обращаясь к О.Васильевой) , пожалуйста, проинформируйте о том, какова готовность.

О.Васильева: Завтра начинается лето. У нас 15 млн школьников, из них 5,6 млн человек будут отдыхать в лагерях и оздоравливаться.

Напомню, что в рамках подготовки летней кампании этого года с учётом перечня поручений Президента от 6 июля 2016 года по вопросам организации отдыха и оздоровления детей мы провели прежде всего работу по совершенствованию законодательных и иных нормативно-правовых актов.

28 декабря 2016 года был принят , и сейчас наша главная задача – ускорить принятие всех актов для реализации этого закона. Нами была проведена большая работа, и после согласования со всеми ведомствами мы во второй раз представили в Правительство эти материалы.

Как известно, Правительство своим наделило Министерство образования и науки Российской Федерации полномочиями по организации отдыха и оздоровления детей.

Я хочу объяснить ещё раз, что это за полномочия, которыми мы наделены.

Прежде всего это разработка и реализация основ государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере организации отдыха и оздоровления; взаимодействие с органами субъектов самоуправления, которые занимаются организацией детского отдыха; обеспечение федерального государственного контроля за соблюдением всех требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха детей, а также разработка и утверждение примерных положений об организации отдыха детей и их оздоровления.

Последний пункт, который определяет наши полномочия, – это издание методических рекомендаций, которые будут едиными для оздоровительного отдыха наших детей.

Понятно, что мы работали в этом направлении совместно с федеральными органами исполнительной власти. Мы провели под руководством Ольги Юрьевны (Голодец) 11 мая 2017 года селекторное совещание со всеми представителями заинтересованных ведомств, которые осуществляют и санитарно-эпидемиологический контроль, и государственное управление в сфере отдыха и оздоровления. Присутствовали все регионы до одного.

Так как мы прекрасно понимаем, что мониторинг будет также осуществляться и нами, мы будем проводить такие видеоконференции в регулярном режиме.

Что касается следующей очень важной задачи, о которой Вы сказали, – относительно того, кто и как будет работать с нашими детьми. У нас на сегодняшний день 42 101 лагерь, бóльшая часть лагерей (74%) организуется на базе общеобразовательных учреждений, то есть школ.

Очень важно (я хочу привлечь к этому внимание), что у нас даже бытует такая формулировка, как «летняя смена». Представьте себе, что даже лепка или музыкальный кружок должны рассматриваться как дополнительное образование, это действительно так. Поэтому не пугайтесь, когда читаете нормативные акты по дополнительному образованию. У нас действительно многие организации базируют свою деятельность на допобразовании. Это правильно, потому что наши дети должны не только оздоравливаться и отдыхать, но и учиться чему-то новому, интересному и социализироваться дальше.

Что было предложено? Нами была предложена (и поддержана) «дорожная карта» по подготовке кадров.

На сегодняшний день наших детей примут 375 тыс. человек, что почти на 6,5 тыс. больше, чем в прошлом году. Вчера закончилось всероссийское совещание педагогических вузов. Основная часть вопросов для обсуждения – подготовка вожатых. На сегодняшний день в пилотном режиме два вуза – Московский государственный университет и Костромской педагогический университет – готовят вожатых по целевой программе, исходя из «дорожной карты».

С этого года мы будем готовить во всех педагогических вузах вожатых, у которых будет практика (модули). Вместе с Министерством труда мы готовим профессиональный стандарт вожатого.

На сегодняшний день (это отрадно) у нас большой процент организаций провели переподготовку своих педагогов, готовясь к этой кампании. Сегодня в реестре у нас 72% всех организаций, то есть 30 тыс., и мы надеемся, что в реестре будут в течение 10 дней все остальные.

Также хочу ещё раз обратить внимание руководителей субъектов на то, что необходимо, чтобы у каждой из организаций был сайт, чтобы родители, все, кто заинтересован в здоровье наших детей, могли найти там соответствующую информацию.

Очень важно, что мы поддерживаем постоянную связь с общественными наблюдателями, общественными организациями, которые также хотят заниматься общественным контролем жизнедеятельности наших детей. Мы создали межведомственную комиссию по вопросам оздоровительного отдыха и надеемся работать вместе.

На сегодняшний день у нас есть ещё очень важная проблема – выделение субсидий на организацию летнего отдыха для детей, находящихся в трудной ситуации (я напомню, что это было и в прошлом, и в позапрошлом году). Это 4,6 млрд на указанные мероприятия.

Мы обращались несколько раз, выходили с просьбой, говорили о том, что без этого нам будет сложно. Потому что в этом году у нас на 1% больше, чем в прошлом году детей, которые оказались в трудной ситуации, то есть деньги нам нужны.

Также я хочу отметить, что у нас 289 лагерей, которые работают круглый год.

В этом году будет выделено на 1% путёвок больше для талантливых детей из всех регионов нашей страны.

Вот таким образом Минобрнауки с учётом переданных полномочий осуществляет и будет осуществлять мероприятия по подготовке летней кампании.

Д.Медведев: Давайте послушаем, какова оценка со стороны Службы по надзору в части защиты прав потребителей и благополучия человека. Пожалуйста, Анна Юрьевна Попова.

А.Попова: Изменившееся законодательство позволило нам к началу летнего оздоровительного периода получить 99% выполнения предписаний, которые мы выдали в конце сезона 2016 года, – их было больше 18 тыс., они содержали более 90 тыс. мероприятий. Это больше, чем за весь обозримый предыдущий период. То есть ответственность и степень подготовки сегодня достаточно высокая.

Вместе с тем, отвечая на тот вопрос, который Вы уже задали и упомянули во вступительном слове, на позавчерашний день это было 290 летних оздоровительных учреждений, которые не соответствовали, – а мы подходим, как и прежде, к приёмке летних оздоровительных учреждений, к оценке их соответствия, хотя не обладаем разрешительными полномочиями здесь, с максимальной ответственностью и строгостью. На сегодняшний день это количество снизилось на 12 летних оздоровительных учреждений.

Я провела вчера селекторное совещание. Динамика есть, понимание, что нужно делать, есть, все предписания по поводу уже состоявшихся проверочных мероприятий по поручению Правительства.

Д.Медведев: Сколько всё-таки таких учреждений, в которых пока нельзя размещать детей, по мнению Роспотребнадзора?

А.Попова: 279.

Д.Медведев: Значит, тогда они должны это понимать и максимально быстро всё устранять. Вы должны тогда это всё принимать.

А.Попова: Да, Дмитрий Анатольевич, так и происходит.

Всем руководителям субъектов, там, где это есть, отправлены специальные письма с указанием перечня объектов, которые на сегодняшний день не готовы к приёмке, чтобы ещё раз обратить на это внимание.

То, о чём Вы сказали, важный аспект, – это перевозка детей в грядущем сезоне, и здесь усилен контроль за цехами бортового питания, в случае если это авиатранспорт; за перевозками на железной дороге с обеспеченным питанием. Я бы хотела обратить внимание на перевозку автобусами, потому что высокая температура в летний период, здесь необходимо заранее предусмотреть вопросы организации питания детей.

Вместе с тем очень важно отработать схемы оповещения на случай получения информации о наличии больных и подозрительных на инфекционные заболевания, а также предусмотреть возможность проведения бесконтактной термометрии в пути, с тем чтобы максимально быстро провести все эти мероприятия.

И ещё один аспект, на котором я хотела бы остановиться, – это организация питания в летних оздоровительных учреждениях. В этом году мы видим увеличение стоимости питания, заложенной в государственных контрактах, и это, конечно, очень хорошо. Но далеко не во всех субъектах Российской Федерации договоры на поставку составлены напрямую или заключаются напрямую с производителями пищевой продукции, зачастую это посредники.

Если говорить о тех, кто делает это максимально со своими производителями, – это Новгородская область (86% всех контрактов в этом оздоровительном сезоне), Алтайский край, Владимирская, Калининградская, Кировская области. К сожалению, не всё выглядит так же в других субъектах Российской Федерации.

И подготовка персонала. Человеческий фактор работает практически каждый год, и любое нарушение санитарных требований, к сожалению, чревато осложнением эпидемиологической обстановки в летних оздоровительных учреждениях. Мы за последние пять лет видим снижение количества таких инцидентов в летнюю оздоровительную кампанию, но вместе с тем здесь риски остаются достаточно высокими, и помнить и учитывать это нужно.

Практически все, кто собирается работать в летний оздоровительный период в этих учреждениях, уже прошли специальную санитарную подготовку, санитарный минимум, но именно подготовка персонала, подбор персонала и постоянный контроль за ним в полной мере могут обеспечить соблюдение всех требований и правил.

И по обеспечению инфекционной медицинской помощью. Мы здесь тоже провели должный контроль перед началом сезона, здесь серьёзных нарушений нет, в общем-то все стационары готовы, все специалисты тоже прошли дополнительные циклы обучения и прослушали дополнительные лекции.

Д.Медведев: Теперь давайте послушаем некоторых руководителей регионов – и представленных здесь, и находящихся на видеосвязи, – потом снова вернёмся к федеральным органам исполнительной власти.

Давайте сначала Краснодарский край подключим, потому что это всё-таки основной регион, где все отдыхают.

Пожалуйста, Вениамин Иванович. Как у вас дела?

В.Кондратьев: В нынешней летней оздоровительной кампании примет участие 780 тыс. детей, из них третья часть из других регионов Российской Федерации. Общий бюджет детского отдыха в крае составляет около 3 млрд рублей, из них 1 млрд 800 млн – это деньги непосредственно краевого бюджета. Особое внимание мы уделяем детям, которые находятся в трудной жизненной ситуации, и в этом году их отдохнёт около 158 тыс.

На своём уровне, Дмитрий Анатольевич, мы делаем всё, чтобы санатории для детей не меняли своей направленности. Потому что мы очень жёстко предъявляем требования к тем санаториям, в которых отдыхают дети, и им выгоднее сегодня сказать, что мы перейдём на отдых родителей с детьми или на отдых для взрослых.

Но я ещё раз подчеркиваю, сегодня мы где-то в диалоге находимся, где-то убеждаем, где-то делаем различные преференции, в том числе и налоговые, чтобы они оставались в детском отдыхе. Для нас это принципиально, потому что абсолютно верно Вы сказали, что Кубань – это основной регион, где сегодня могут качественно и безопасно отдыхать дети со всей страны.

Также мы оказываем поддержку родителям, которые приобретают путёвки для детей самостоятельно, и компенсируем затраты для предприятий, которые покупают путёвки для детей сотрудников. Процент компенсации составляет половину, то есть 50%. И не важно, это предприятие покупает для детей своих сотрудников или непосредственно родители покупают, то есть мы осуществляем компенсацию 50% стоимости путёвки.

В нынешней летней кампании будут задействованы более 1,5 тыс. различных лагерей и здравниц. И я могу сказать, что все 1,5 тыс. лагерей и здравниц находятся в хорошем состоянии – это касается и безопасности на высочайшем уровне, и комфорта детей, которые там будут отдыхать. Тщательная проверка наших здравниц, и не только в сезон, стала для Краснодарского края уже нормой.

Мы учли поручения Правительства и ужесточили требования и по пожарной безопасности, и по медобслуживанию. Сегодня у нас санаторий, который обеспечивает отдых детей, не может приступить к своей работе, если у него не будет штатных врачей. Врач по вызову – это вчерашний день. Сегодня все врачи в санаториях штатные, находятся в штатном расписании.

Детские оздоровительные учреждения получают также у нас паспорта безопасности. Они предусматривают охрану территорий и видеонаблюдение, пожарную безопасность, питание, оборудованные пляжи. Если санаторий не имеет паспорта безопасности, включающего в себя эти параметры (главное: безопасность, пляж, видеонаблюдение, тревожная кнопка), он также не может приступить к оказанию услуг для оздоровления и отдыха детей. Это тоже жёсткое наше требование. Сегодня у нас 100% санаториев, которые оказывают услуги для детского отдыха, имеют паспорта безопасности.

Мониторинг качества услуг в здравницах мы ведём совместно с общественниками. И впервые в этом году у нас будет организована горячая линия. Родители, может быть, даже дети (мы сейчас продумываем) смогут выйти по горячей линии и доложить о каких-то нарушениях, недостатках в том или ином санатории или здравнице.

Кроме того, на особом контроле передвижение детей по территории края, это у нас и авиа-, и железнодорожные, и авто-, и морские перевозки. Мы сегодня качественно взаимодействуем с коллегами-губернаторами из других регионов, которые нас заблаговременно уведомляют об организованных группах детей, которые к нам выезжают из других регионов, что нам позволяет отслеживать перемещение этих групп детей, качественно их сопровождать уже по нашей территории до мест размещения. Это очень важно, потому что самое для нас серьёзное, когда неорганизованные группы детей (или даже организованные, но не находятся под нашим контролем) перемещаются по территории края, и непонятно, где они размещаются.

Мы оперативно получаем информацию обо всех организованных группах, которые выезжают в наш край. И я надеюсь, коллеги-губернаторы, что в этом году мы этот алгоритм ни в коем случае не нарушим.

Тем не менее в случае выявления неорганизованных групп детей в регионе отработан алгоритм межведомственного взаимодействия, чтобы мы быстро их идентифицировали, находили и понимали, что с ними делать, откуда они и каким образом они будут возвращаться домой. Это тоже очень важно.

При возникновении чрезвычайных ситуаций предусмотрено более 30 тыс. резервных мест размещения и около тысячи резервных коек в медучреждениях края. Мало ли какая ситуация, жизнь нас научила, поэтому 30 тыс. у нас резервных мест и около тысячи резервных коек в медицинских учреждениях.

Внимание уделяется и культурной программе. Мы проработали целый комплекс туристических маршрутов, в том числе, возобновили и патриотические маршруты по местам боевой славы, где проходили сражения, бои. Дети, которые приезжают на отдых в наш край, будут иметь возможность пройти по местам боевой славы тех, кто отдал жизнь за свободу нашей Родины.

Коллеги, мы принимаем все меры для того, чтобы дети со всей нашей страны отдохнули качественно, поправили здоровье, а родители, самое главное, не волновались за их безопасность.

Д.Медведев: Самое главное всё-таки, чтобы сами дети были в безопасности и чтобы были обеспечены нормальные условия для отдыха.

Но про родителей тоже забывать не надо. Контролируйте ситуацию.

Давайте послушаем тех, кто здесь, – исполняющего обязанности главы Республики Карелия.

Артур Олегович, пожалуйста.

А.Парфенчиков: Главной нашей задачей в ближайший период было создание пусть временной, но нормативной базы с учётом нового федерального законодательства.

Полный пакет федеральных нормативных актов мы, наверное, получим уже к следующему сезону, поэтому в марте-апреле нами были приняты соответствующие региональные временные нормативы, которые определили вопросы, связанные с регулированием соответствующих реестров, стандартов безопасности, вопросов межведомственного взаимодействия, включая уточнение, расширение полномочий межведомственной комиссии.

С учётом данного обстоятельства сегодня в реестр включено 332 организации. Соответствующую переподготовку прошло более 200 педагогов для участия в организации детского отдыха.

На сегодняшний день оздоровительная кампания уже началась, открыто 24 лагеря. Все организации, которые были проверены уже с учётом новой нормативной базы, за исключением одного лагеря, соответствующие проверки прошли. По одному лагерю есть предписание по воде, поэтому начало его работы отсрочено до 1 июля.

Важной является также разработка соответствующей межведомственной «дорожной карты», которая будет предполагать системные, регулярные проверки всех лагерей в течение всего оздоровительного сезона.

Есть определённые вопросы с финансированием летнего отдыха, потому что мы пока информацию по рассмотрению нашей заявки о выделении соответствующих межбюджетных трансфертов, федеральных, не получили, поэтому сейчас всё финансирование осуществляется за счёт средств консолидированного бюджета.

Если говорить о тех нормативных проблемах, которые необходимо решать, конечно, нужны соответствующие нормативные документы от Минобрнауки. И регион готов в этом участвовать в рамках апробирования того законодательства, той нормативной базы, которая будет действовать в течение этого сезона.

Предлагаем также рассмотреть вопрос о дополнении соответствующей статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» безусловными и чёткими обязанностями соответствующих организаций представлять сведения в региональный реестр, а также их обязанностями по обеспечению страхования с соответствующими корреляциями в Административном кодексе в случае неисполнения этих обязательств.

Д.Медведев: Следите за ситуацией, потому что у вас тоже, как известно, в предыдущий период были проблемы.

Место для отдыха у вас популярное, поэтому обязательно нужно все меры принимать.

Я говорил о том, что в Иркутской области в этом году, к сожалению, произошли чрезвычайные события, и поэтому нужно помочь некоторым семьям, детям.

Сергей Георгиевич, пожалуйста, несколько слов скажите.

С.Левченко: На территории области проживает свыше 550 тыс. детей, из них 306,5 тыс. – это дети школьного возраста. В этом году мы в бюджет заложили бóльшую сумму, чем в предыдущие годы, 726 с лишним миллионов рублей, это в основном из областного бюджета и часть из муниципальных бюджетов (из областного на 30 млн больше, чем в предыдущем году).

Кроме этого, в период летней оздоровительной кампании будут проведены специализированные оздоровительные сезоны отдыха для детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для детей с ограниченными возможностями, сирот и так далее. Несовершеннолетние, состоящие на различных видах профилактического учёта, будут задействованы в профильных сменах различной направленности: военно-патриотические, спортивные, спортивно-технические, экологические.

Теперь по поводу трагедии, которая была у нас в конце апреля. Во исполнение перечня поручений Президента по итогам совещания, которое состоялось у нас 25 мая, мы дополняем областную программу, увеличиваем объём денежных средств для оздоровления детей из семей, пострадавших от пожаров. Из Киренского района, где деревня Бубновка, мы запланировали организовать отдых и оздоровление 30 детей школьного возраста и 10 детей дошкольного возраста. И из других небольших населённых пунктов, где тоже по несколько домов сгорело.

Спасибо, Дмитрий Анатольевич, – я знаю, что Вы подписали распоряжение по выделению дополнительных денег по летнему оздоровительному отдыху детей.

Благодаря тому, что мы в прошлом году и с начала этого года готовимся к летнему сезону, мы почти в 10 территориях, муниципальных территориях, возобновили работу оздоровительных лагерей (Нижнеудинский район, Усть-Илимск, Свирск, Черемхово и т.д.), дополнительные корпуса спальные ввели в ряде летних лагерей. Кроме этого из областного бюджета выделяются средства 20 областным государственным учреждениям, которые оказывают услуги по обеспечению отдыха и оздоровления детей, в общей сложности около 100 млн рублей.

Теперь по готовности, по предписаниям. У нас были даны управлением Роспотребнадзора 235 предписаний. По состоянию на 29 мая выполнено 96%. Считаю, что до 10 июня мы все эти предписания выполним.

Д.Медведев: Контролируйте тоже ситуацию.

Теперь вернёмся к коллегам, которые на федеральном уровне обеспечивают исполнение необходимых требований.

Пожалуйста, Александр Владимирович Горовой. Как по линии МВД обстоит ситуация?

А.Горовой (первый заместитель Министра внутренних дел) : Абсолютно понимаем ответственность Министерства внутренних дел по обеспечению безопасности как отдыха вообще, так и детей в частности.

Наша работа структурирована приказом, который подписан 9 марта, по всем направлениям деятельности. Сегодня нас удовлетворяет взаимодействие с коллегами из Министерства образования, спасибо им за определённую наступательность, и нашими коллегами из субъектов Российской Федерации.

Итоги готовности по линии органов внутренних дел страны подведены в прошлую пятницу с участием заместителей губернаторов всех субъектов Российской Федерации, отвечающих за взаимодействие с правоохранительными органами. Мы максимально проработали вопросы с персоналом оздоровительных организаций по действиям при нарушениях общественного порядка либо возникновении каких-либо угроз. Инструктажи продолжаются по мере приёма персонала в эти заведения.

Повышенное внимание уделяем в силу экстенсивности транспортных и людских потоков Краснодарскому краю, Крыму и Севастополю. По отдельному приказу туда с завтрашнего дня откомандированы 700 человек личного состава из других субъектов страны для оказания помощи.

На всех железнодорожных вокзалах, в аэропортах с завтрашнего дня у нас разворачиваются пункты мониторинга при дежурных подразделениях транспортной полиции по контролю за логистикой и передвижением организованных групп детей. 100% поездов будут физически сопровождаться.

Пользуясь присутствием глав субъектов Российской Федерации, хотел бы обратить внимание коллег на следующие вопросы. Несмотря на подписание Федерального закона 28 декабря 2016 года, накладывающего прямую ответственность, в том числе, за обеспечение охраны порядка и безопасности со стороны администраций этих лагерей и их собственников, мы продолжаем в силу определённых проблем – финансовых, методических, географических – оказывать помощь территориям, в том числе и по выделению личного состава. Я благодарю присутствующих здесь губернаторов, которые для выполнения этой задачи разместили и поставили на котловое довольствие личный состав органов внутренних дел.

Мы приняли участие в обследовании всех 100% лагерей, которые готовятся к приёму детей для летнего отдыха. Информация была направлена вместе с коллегами из территориальных подразделений Минобразования нашими коллегами из МЧС главам субъектов и соответствующим прокурорам. Динамика пока по некоторым вопросам оставляет желать лучшего. Я хотел бы обратить внимание особенно на вопросы извещения и реагирования. На сегодня по стране 57% заведений, предназначенных для отдыха детей, оборудованы кнопками вызова. Мы продолжаем здесь работать вместе с коллегами из Федеральной службы войск национальной гвардии, идём навстречу хозяйствующим субъектам, несмотря на определённые затраты, прекрасно понимая, что это касается детей.

Очень интенсивно работаем по проверке персонала, который должен работать в этих лагерях. По опыту прошлого года в результате наших проверок были отведены от работы с детьми 417 человек. Мы в пятницу в этом плане переговорили, и приказы по приёму не будут подписываться без согласования руководителей территориальных органов министерства.

Д.Медведев: Это по всем регионам 417 человек?

А.Горовой: По всем. В прошлом году.

Мы обращаем внимание на несанкционированные лагеря. В прошлом году, в том числе по нашей инициативе, были закрыты 48 таких учреждений. Мы переговорили с заместителями губернаторов, чтобы не допустить подобного рода факты в этом году.

Д.Медведев: Я уже сказал: что такое несанкционированные лагеря. Если это постоянно действующие места проживания детей, где их размещают за плату, то это грубейшее нарушение закона и повод для возбуждения уголовного дела, вне всякого сомнения. И просил бы МВД тоже к этому так и относиться.

А.Горовой: Я услышал.

И последнее. Я хотел бы обратиться ко всем операторам организации организаторам детского отдыха. Мы и по своему направлению серьёзное внимание уделяем отдыху и занятости детей, которые стоят на профилактических учётах. В прошлом году была подвижка, «подучётников» отдыхало уже 77%.

На сайтах управлений Министерства внутренних дел всех субъектов обозначены номера телефонов, на которые родители либо дети могут позвонить и сообщить о тех или иных недостатках, которые имеются в том или ином учреждении по различным направлениям их функционирования. Приказами руководителей территориальных органов за каждым этим учреждением закреплены руководители либо подготовленные офицеры.

Организация летнего отдыха

В наших школах уже давно существуют летние лагеря, и как бы мы иногда не противились их организации из-за большой нагрузки на учителей в июне, все-таки это хоть какая-то альтернатива загородным лагерям. В прошлом году мне довелось работать начальником такого лагеря в первую смену. Начало было трудным: учителя-воспитатели, в том числе и я, отвлекались на консультации по подготовке к экзаменам, уроки в 8 и 10 классах. Спасал утвержденный план, по которому мы и работали, распределив мероприятия и обязанности.

Для упорядочения работы в первые дни мы закупили ткань четырех цветов и я сшила из нее галстуки, подобные пионерским. Весь наш лагерь разбили на 4 отряда, каждый отряд выбрал себе галстуки определенного цвета. Галстуки подписали, у каждого был свой персональный галстук.

Отряды выбрали себе командиров (по согласованию с воспитателями). Теперь это были наши первые помощники при организации мероприятий.

Каждый отряд выбрал себе название, девиз, песню. Все оформили отрядные газеты.

Ежедневно проводились линейки в начале дня. Командиры сдавали рапорт, отряд произносил свой девиз. На линейке ребятам озвучивался план на день.

В конце дня также проводилась линейка, командиры сдавали рапорт, отряды произносили девиз и исполняли свою отрядную песню. На линейке подводились итоги прожитого дня, поощрялись отличившиеся в мероприятиях, на дежурстве в столовой. Также отмечали и недобросовестных ребят - нарушителей дисциплины, выносили им порицание. Отряд, занявший в проводимом конкурсе (спортивном состязании, викторине) первое место, получал жетон. Эти жетоны командиры закрепляли на своих отрядных газетах. Такой вид поощрения вносил дух соревнования и повышал активность ребят в мероприятиях. В конце смены подвели итоги и определили самый активный отряд.

В столовую ходили строго по отрядам, с речёвками, которые меняли несколько раз за смену. Наличие галстуков разного цвета у каждого отряда облегчало задачу быстро собраться в строй. На разнообразных соревнованиях галстуки тоже помогали понять где «свой», где «чужой».

За каждым отрядом были закреплены учителя- воспитатели. Это спасало от хаоса в работе. Воспитатели помогали своим подопечным готовиться к тем или иным мероприятиям, результат был вполне осязаем, т.к. в отрядах было всего по 10 человек, ребята все на виду. В небольшом коллективе легче выявить художников, спортсменов, певцов или актеров, легче распределить те или иные задания.

В конце каждого дня, после ухода детей домой, проводились планерки, на которых подводились итоги дня, намечались мероприятия на следующий день.

Такая система работы позволила провести лагерную смену интересно, насыщенно, без происшествий. Ребята не хотели расставаться, некоторые плакали. Многие подходили обниматься с воспитателями (учителями), что, на мой взгляд, является индикатором хорошей работы педагогов.

Поделиться: