Физическое развитие 9 месячного ребенка. Девятый месяц

Что умеет ребенок в 9 месяцев?

Ребенок в 9 месяцев все время повторяет слоги, перебирая гласные и согласные, аукает, вскрикивает, временами заливается смехом. И на своем собственном языке комментирует происходящее вокруг. Некоторые младенцы «привязывают» слоги к маме с папой (ма-ма-ма-ам) и к любимым игрушкам (зя-зя-зя – зайчик и т.п.).

Эмоции ребенка с каждым днем все богаче. Чаще всего кроха удивлен или рад, чем-то заинтересован, но временами не скрывает гнев, отвращение, печаль, страх. Он может быть плаксивым, обиженным, боязливым, особенно, если мама постоянно на взводе, а, в общем, уравновешен, спокоен и доставляет минимум хлопот.

Малыш ярко проявляет недовольство, направленное на ваши конкретные действия: например, карапузу может не нравиться, когда вы вытираете ему носик или стрижете ногти. Он будет отворачиваться, отталкивать вашу руку, протестующе мычать и вертеть головой.

Не игнорируйте эти «уловки» и не ругайте за них сына или дочку. Задумайтесь: возможно, что-то в ваших действиях причиняет крохе боль, и это следует исправить. Если же действие необходимо продолжать, примите негативные эмоции любимого чада, скажите, что понимаете, что ему больно, неприятно, что он не хочет, но ничего не поделаешь – надо.

Кстати, обращайте особое внимание на действительную необходимость манипуляций, особенно медицинских, вызывающих у малыша негативную реакцию. Например, укрепляющий массаж вы можете делать сами (при отсутствии у ребенка серьезного заболевания), если карапуз не нашел «общего языка» с медсестрой. Как показывает практика, негативные эмоции зачастую сводят на «нет» всю пользу от таких манипуляций.

Не оставляйте без внимания просьбы малыша, особенно когда он плачет. Оторвитесь от телефонного разговора, возьмите ребенка на руки, поцелуйте, обнимите, успокойте, а затем продолжите беседу.

Запоминаем и повторяем

Теперь ребенок внимательно следит за вашими действиями, запоминает их, может достать вещь, спрятанную на его глазах в карман. Хорошо помнит, где вы носите интересные для него предметы, и пытается их достать. Например, зная, что у бабушки на шее висит интересный медальон, будет карабкаться к ней на колени и тянуть за цепочку. Или полезет в карман папиного пиджака за мобильником…

Малыш с удовольствием будет рвать и мять бумагу. Выделите ему старые газеты или журналы, попутно объяснив, что книги рвать ни в коем случае нельзя. Чтобы это не получилось «нечаянно», давайте крохе для самостоятельной игры и «чтения» только толстые картонные книги. Тонкие страницы он не сможет переворачивать сам и порвет просто потому, что пальцы еще недостаточно послушны.

Для тренировки пальчиков, предложите ребенку пересыпать орехи, пуговицы, камушки, фасоль, постепенно переходя на более мелкие предметы. Учите пересыпать не только пальчиками, но и разными ложками, маленьким совочком.

Покажите крохе, как переливать воду из одного пластикового стаканчика в другой, зачерпывать воду ложкой из миски и наливать в чашечку. Все это будет развивать мелкую моторику и сослужит прекрасную службу в плане обучения самостоятельной еде.

В 9 месяцев ребенок уже может начинать учиться одеваться. Точнее, раздеваться. Научите его стаскивать носочек, снимать шапочку, вынимать руку из рукава расстегнутой кофточки или курточки. Просите протягивать вам нужную ручку или ножку, подставлять голову, сжимать ручку в кулачок, когда просовывает ее в рукав. Чем раньше вы научите этому малыша, тем легче ему будет в дальнейшем овладевать навыками самообслуживания.

Стоя или сидя в ванной, кроха может мыть личико и ручки. Девочки часто повторяют «подмывающие» движения мамы – похвалите юную чистюлю! Старайтесь, чтобы малыш «наравне со всеми» участвовал в делах семьи, чаще оказывался за общим столом – на вашем примере он будет учиться себя вести, общаться с другими людьми.

Знакомство с телом

Помогите крохе познакомиться со своим телом! Именно на это направлены приведенные ниже игры. Не забывайте, что от родителей малыш учится, как надо относиться к своему телу, его потребностям, позывам, сигналам. Если ребенка приучают уважать свое тело, слушать его, этот навык остается на всю жизнь.

Если же родители в угоду своим нуждам, страхам или привычкам дают малышу понять, что его тело «глупое» и «неправильное» (посредством насильственного кормления, навязывания своего ритма и распорядка дня, несвоевременными высаживаниями на горшок, купаниями , запретами на активное движение и т.п.), ребенка ожидают сложности в построении дальнейших гармоничных отношений с самим собой.

Играя с малышом, важно, чтобы ему было интересно. Основное условие формирования этого интереса – эмоциональная вовлеченность мамы, ей должно быть смешно и весело. Ведь игра – не нудная обязанность!

Дарики-комарики
  • Дарики-дарики,
  • Ай да комарики! (хлопаем в ладоши),
  • ЗЗЗЗЗ (логопедическое проговаривание звука З!)
  • Вились-вились, (пальчики сложены в щепотки, производим круговые движения кистями)
  • Крошке в носик (можно называть любые части тела)
  • Вдруг вцепились.

Когда малыш подрос и научился хорошо бегать – особенно если он непоседа – эту игру можно превратить в салки-догонялки: комарики догоняют и кусают ребенка.

Хлопотушки
  • Хлопотушки - хлопотушки, (хлопаем в ладоши)
  • Закрывай скорее ушки (глазки, щечки, коленки и другие части тела, которые вы сейчас «учите») – закрываем уши ладошками.

Пока ребенок маленький, не стоит называть больше 3-4 за одну игру. Если малыш хочет продолжения игры, повторяйте те же самые, но в другой последовательности. А в другой раз прибавьте еще что-то одно.

Игра-будилка (засыпалка) на знакомство с частями лица и головы
  • С добрым утром глазки,
  • Вы проснулись?
  • С добрым утром носик,
  • Ты проснулся? – и далее все части, которые вы «учите».
  • С добрым утром, (имя ребенка)
  • Ты проснулся!
  • Доброй ночи, глазки,
  • Засыпайте! и т.д.
  • Доброй ночи, (имя ребенка)
  • Засыпай-ка!

Лепим и рисуем

С 9 месяцев можно начинать игры, которые затем перейдут в лепку, аппликацию, рисование. Покажите малышу, как можно возить мелками или фломастерами по большому листу бумаги. Окуная пальчики ребенка в специальные нетоксичные краски, дайте крохе возможность размазывать из по листу, куску ткани или собственному телу (если вы беспокоитесь за чистоту своего дома, играйте с красками в ванной – и с кафеля, и с самого художника их можно будет сразу смыть теплым душем).

Сделайте лепешку из любого теста или глины и, посадив карапуза себе на колени, втыкайте в нее фигурные макаронины, фасоль, орешки, камешки: малыш будет с удовольствием их выковыривать. Отвинчивать крышки, складывать в кастрюльку порезанные для супа овощи, поднимать с пола и складывать на стульчик или в специальную коробочку спички, зубочистки или фасолины, перебирать крупные пуговицы, бросать в корзиночку грецкие орехи или ватные шарики – все эти занятия прекрасно развивают пальчики и очень увлекают малышей, особенно если мама подает пример.

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Учим названия частей тела

Игра 1. «Кто в зеркале?»

Осознание самого себя – длительный процесс, но именно в 9 месяцев малыш начинает догадываться, что девочка или мальчик в зеркале является его отражением. Игры с зеркалом позволяют не только получить представление о своём внешнем облике, но и выучить название частей лица и тела.

Вам понадобятся

Зеркало большого размера (висящее в ванной или в прихожей), новая шапка, обруч для волос или разноцветный бумажный колпак, которые легко надеваются и снимаются.

План игры

1. Возьмите ребёнка на руки и встаньте с ним перед зеркалом или сядьте на стул посадив малыша на колени. Расположитесь таким образом, чтобы было видно не только отражение ребёнка, но и ваше собственное. 2. Наденьте на ребёнка шапку, которую он раньше никогда не видел, и дайте ему полюбоваться на себя в зеркало. 3. Попросите малыша показать, где шапка, где его голова, где глаза, брови, нос и т. д. 4. Наденьте шапку на себя и попросите малыша показать, где у вас находятся различные части лица. Обращайте внимание ребёнка на то, что всё, что он показывает, видно в зеркале! 5. Повторите то же самое с колпаком и с обручем для волос.

Родителям на заметку

1. Обратите внимание на то, что ребёнку больше всего нравится надевать на голову, и в дальнейшем играйте именно с этим предметом. 2. Старайтесь не вводить ребёнка в заблуждение фразами вроде: «Помаши ручкой девочке/мальчику!». Наоборот, чаще повторяйте малышу, что это он отражается в зеркале! Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Малыш теперь многое умеет и готов с утра до вечера энергично исследовать окружающий мир. Девятимесячные мальчики весят 8,0-9,9 кг при росте 69,7-74,2 см, соответствующие показатели для девочек: 7,3-9,4 кг и 67,7-72,6 см*.

Большинство детей этого возраста активно ползают, опираясь на ладошки и коленки. Есть малыши, которые передвигаются, используя «пятую точку»: отталкиваясь одной ножкой, они как бы подпрыгивают на попе в нужном направлении. Некоторые дети перемещаются с места на места на четвереньках, но с выпрямленными коленками. Ребенок владеет своим телом все более уверено и уже умеет менять позу во время движения.

Девятимесячный малыш успешно учится выражать свои эмоции и желания с помощью мимики и осмысленных жестов. Он может, например, помахать рукой на прощание или попроситься на ручки, а также продемонстрировать свое неудовольствие по поводу предложенной еды или игрушки. Память у ребенка становится более долгосрочной. Теперь он может повторять действия, которые видел неделю назад: например, примерять перед зеркалом шляпу так же, как это делала мама в прошлую пятницу.

Дети не только запоминают и различают предметы, но и узнают их предназначение. Малыш не будет изучать чашку, как раньше, внимательно ощупывая ее и пробуя на вкус. Он сразу попытается поднести ее ко рту, чтобы попить.

Ребенок придумывает различные игры, чтобы убедиться в «постоянстве» предметов: например, кладет игрушку в ведерко и сразу его опрокидывает, чтобы увидеть игрушку снова и удостовериться, что она не пропала. Таким способом малыш осознает, что предметы не исчезают, когда их не видно.

Наблюдая за развитием разных детей, можно выделить некоторые общие закономерности: сначала малыш встанет - и только потом пойдет; сначала научится «загребать» рукой предметы - а потом уже хватать их, используя большой и указательный палец, и перекладывать из одной руки в другую. Однако в какой области ребенок будет развиваться быстрее, зависит от его индивидуальных особенностей и способностей. Одни дети усиленно тренируют ножки, чтобы скорее встать, другие сосредоточены на ручках - им все время хочется что-нибудь взять, повернуть и пощупать. Внимательные родители почти всегда смогут определить, что малыш начнет делать раньше: ходить, говорить или уверенно манипулировать предметами.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Дети продолжают изучать реакции взрослых на свои поступки. Если малыш бросил ложку на пол, он вовсе не стремится быть непослушным: он хочет узнать, какое действие мамы за этим последует. Таким способом ребенок накапливает информацию о причинно-следственных связях. Скорее всего, ребенок еще не раз бросит ложку на пол, чтобы проверить, останется ли мамина реакция прежней.

У малыша появились любимые игрушки. Отнеситесь серьезно к детской привязанности к плюшевому мишке: попытка на время разлучить кроху с любимцем, отправив игрушку в стирку, может стать причиной настоящей истерики. Чтобы избежать подобной ситуации, заведите «двойника», которым хотя бы на время можно будет заменить любимого мишку.

Малыш понимает многие слова и начинает соотносить звучание слова с его значением. Ваш кроха будет уверенно переводить взгляд с одного родителя на другого, «отвечая» на вопросы: «Где же твоя мама?» или «Где папа?». Просьба мамы: «Дай, пожалуйста, чашку!» - будет с радостью выполнена, особенно если в этот момент ребенок смотрит на чашку, а мама протягивает открытую ладонь, куда ее можно положить. Если у крохи все получилось правильно, он с удовольствием будет участвовать в этой «игре» снова и снова.

В девять месяцев дети охотно играют в игры, основанные на принципе «туда – обратно». Малыш может посвятить много времени попыткам снять с папы очки, подождет, пока папа водрузит их обратно себе на нос, и снова будет пытаться их снять. Одним из вариантов такой игры является «разговор по телефону»: ребенок с мамой передают друг другу один «телефон» и по очереди в него что-нибудь говорят.

Для девятимесячного малыша весь мир - одна большая интересная игра, где все надо исследовать и попробовать. Любая вещь может стать участником веселой забавы - от старой перчатки до кастрюли, которую ребенок научился самостоятельно вытаскивать из шкафа. Обязательно хвалите ребенка за его достижения, фантазию и сообразительность.

Питание

В ежедневный рацион девятимесячного ребенка должны входить следующие продукты: 400-500 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси в случае невозможности грудного вскармливания), 170-200 г овощей, 170-200 г каши, 60-80 г фруктов, 60-70 г сока, 60-70 г мяса, 40 г молочных продуктов.

У малыша уже достаточно разнообразное меню, но не забывайте основные правила введения прикорма: добавлять новые продукты можно только, когда ребенок здоров; нельзя вводить новый прикорм или добавку за неделю до и после прививок; нельзя вводить несколько продуктов одновременно; начинать прикорм новым продуктом нужно с небольших порций, увеличивая их постепенно.

Пока малышам лучше готовить еду в виде пюре, но небольшие мягкие кусочки фруктов в каше на завтрак помогут крохе научиться пережевывать пищу. Процесс жевания важен для правильного развития речи.

Внимательно следите за реакцией ребенка на прикорм и не забывайте, что идеальной пищей для грудного малыша по-прежнему остается материнское молоко.

Многие дети в этом возрасте пробуют есть самостоятельно. Поддержите малыша: дайте ему возможность самому управляться с едой - сначала руками, а потом и ложкой. Посадите рядом с крохой плюшевого мишку и сделайте вид, что кормите игрушку. Ребенок обязательно захочет покормить своего друга вместе с вами и попытается как можно точнее повторить ваши действия.

Примечание:

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Ваш ребенок превратился в маленького непоседу, которому категорически не нравятся любые дела, отвлекающие его от активного исследования окружающего мира. Смена подгузника, умывание, переодевание и даже кормление теперь представляют для мамы весьма непростую задачу.

Для начала, малыша нужно «поймать» и удержать на одном месте. Превратите это в веселую игру. «Страшным» голосом говорите: «Сейчас я тебя поймаю!» - и, ухватив уползающего ребенка за ножки, радостно восклицайте: «Попался!». Скоро довольный и утомленный игрой кроха успокоится, а мама сможет не торопясь сделать все необходимые дела.

Чтобы заинтересовать ребенка, дайте ему возможность «самостоятельно» совершать необходимые процедуры. Покажите ему, как использовать мягкую губку для мытья и пушистое полотенце для вытирания, учите кроху надевать носочки и держать в руках ложку. Хвалите малыша за старание, даже если купание затянулось, а на кухне придется провести незапланированную уборку.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

В этом возрасте ребенок уже не только реагирует на интонацию, но и понимает многие слова и фразы. Детям очень нравится «беседовать» с взрослыми. Всегда отвечайте на попытки «поговорить» с вами, чтобы кроха лучше освоил правила ведения диалога. Читайте с малышом книжки с картинками и подражайте звукам, которые связаны с изображенными животными или предметами. Посадите ребенка к себе на колени, чтобы у него была возможность не только внимательно рассмотреть каждый рисунок, но и понаблюдать за маминым выражением лица и потрогать пальчиками ее губы, когда она читает.

Развивайте логическое мышление малыша с помощью игры в «перевертыши». Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их «вверх ногами». Понаблюдайте, исправит ли ребенок неправильное положение вещей, или оставит мишку стоять на голове, а чашку – кверху дном.

Соберите набор «для осязания»: положите в коробку куски разных на ощупь тканей, губку для мытья посуды, кусочек линолеума, деревянный кубик и т.д. Малыш будет с интересом вынимать эти предметы из коробки и складывать их обратно, учась различать материалы «на ощупь».

Вытаскивать предметы из ящика или коробки – одно из любимых занятий вашего крохи. Усложните ему задачу: положите в коробку три разных предмета, которыми ваш ребенок пользуется каждый день, затем попросите его дать вам один из предметов - например, ложку или мячик. Обязательно похвалите ребенка, если он правильно выполнил вашу просьбу.

Пирамидка также остается одной из любимых игрушек малыша. Пока крохе еще рано «правильно» собирать ее, но сам процесс нанизывания колец на стержень для него необыкновенно увлекателен. Можно усложнить игру и покачивать пирамидку, когда ребенок пытается надеть очередное кольцо.

Игрушки с кнопками, а также игрушки для сортировки и строительства помогают развивать мелкую моторику и внимание малыша. Используйте их для объяснения малышу понятий формы, размера и цвета.

Используйте мячик или игрушки на колесах, чтобы помочь ребенку активнее ползать и передвигаться. Играя с малышом, лучше использовать мягкий мячик, который легко ухватить и пощупать. В мячик можно играть не только вдвоем, но и всей семьей: перекатывайте его друг к другу, подбрасывайте, сопровождая каждое действие считалочкой или называнием участников игры по именам.

Сон

В этом возрасте дети тратят много энергии на активные игры и изучение новых предметов и явлений. Для гармоничного развития и полноценного отдыха им требуется не менее 15 часов сна*.

Даже самым самостоятельным малышам, чтобы почувствовать себя в безопасности и скорее уснуть, по-прежнему необходимы нежные объятия мамы и папы. Попробуйте медленно покружиться с малышом на руках под тихую спокойную мелодию перед тем, как уложить его спать. Это поможет малышу расслабиться.

У многих девятимесячных детей есть любимый предмет, без которого они отказываются засыпать. Это может быть плюшевая игрушка, одеяло или папина фланелевая рубашка - главное, чтобы предмет был мягким, обладал своим привычным запахом, и чтобы с ним можно было спать в обнимку. Кроха начинает привязываться к «обнимашке» в возрасте шести месяцев. С этой особенной игрушкой или вещью у малыша связаны чувства комфорта и безопасности. Родителям придется следить, чтобы с «обнимашкой» ничего не случилось: иначе настроение и сон ребенка будут испорчены на несколько дней. Постарайтесь заранее приготовить второй такой же или очень похожий предмет на замену, чтобы помочь малышу пережить возможную потерю.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

С ростом детской активности родителям приходится задумываться о дополнительных мерах безопасности.

Посмотрите на свой дом глазами ребенка: вам может показаться, что тостер или электрический чайник стоят высоко, и малыш не сможет до них дотянуться, но он легко может дернуть за провод и опрокинуть на себя тяжелый предмет.

«Нет!» и «Нельзя!» - слова, которые девятимесячный малыш хорошо понимает, но не обращает на них особого внимания. Тем не менее, их уже можно и нужно применять, если ребенок тянется к розетке или электроприборам. Скажите твердое «Нет!», преградите доступ к опасному предмету и переключите внимание малыша другое занятие. Предоставьте ребенку безопасную возможность удовлетворить свое любопытство: не запирайте нижние ящики шкафов и оставьте в них вещи, которые не принесут ему вреда. Со временем ребенок поймет, что некоторые предметы и поступки - под запретом, и научится отличать опасные предметы.

Не оставляйте ребенка без присмотра на стуле или детском кресле, если они не снабжены ремнями безопасности или не достаточно устойчивы.

В этом возрасте за день предусмотрено пять приемов пищи. Старайтесь выдерживать интервал между ними около 4 — 5 часов. Но если мама кормит малыша грудью по требованию, то режим может быть несколько другим и варьироваться в зависимости от запросов малютки.

Режим питания также, во многом зависит от того, как питаются в семье другие дети и сами родители. Если в семье есть старшие дети, то малыш может познакомиться с какими-то блюдами гораздо раньше, чем это планировалось. Не бойтесь этого слишком сильно.

Недаром, на сегодняшний день, существует метод педагогического прикорма. Он подразумевает, что малютка потихоньку сам пробует все то, что едят за общим столом.

Постепенно приучайте малыша к твердой пище. Ночью, малыши все еще могут просыпаться и просить грудь. Это происходит вовсе не потому, что они голодны. Дети нуждается в матери, и он спит спокойнее, если постоянно ощущает рядом мамино присутствие, к которому привык.

В зависимости от вида основного вскармливания, рацион питания ребенка может существенно меняться.

Грудное вскармливание

Меню ребенка в 9 месяцев на грудном вскармливании может быть весьма различным, в зависимости от того, с какого возраста вы ввели прикорм. Если вы начали прикорм в полгода, то, скорее всего, вам необходимо продолжать вводить новые продукты в этом возрасте.

Ввод новых продуктов

  1. Яичный желток. Вводят во второе кормление. Лучше всего сочетать с кашей.
  2. Творог и кисломолочные продукты. Вводят в четвертое кормление, в качестве полдника.
  3. Каши на коровьем молоке. Вводят постепенно, с осторожностью.

Искусственное вскармливание

Меню ребенка в 9 месяцев на искусственном вскармливании, скорее всего уже содержит в себе те продукты, которые мы перечислили выше. Ведь зачастую такие малыши раньше начинают есть прикорм. Если же вы их еще не ввели, делайте это по той же схеме.

Чтобы определить, сколько малышу необходимо смеси за один прием пищи в этом возрасте, поделите суточный объем еды на число кормлений.

Меню ребенка

Если вы уже ввели все основные продукты в меню малютки, то уже знаете, чем кормить ребенка. Постепенно вводите в рацион питания блюда, приготовленные из смеси различных овощей, а также каши, приготовленные из разных злаков.

Разберем примерное меню ребенка в 9 месяцев.

  • Овощные пюре (150 — 180 гр);
  • Фруктовое пюре или фрукты (50 — 80 гр);
  • Каши (до 180 гр); Мясо (до 50 гр);
  • Желток (до 2-х раз в неделю);
  • Творог, кефир (до 40 гр);
  • Пшеничный хлеб (5 гр);
  • Масло (5 гр);
  • Сок (до 80 гр).

Всегда помните, что именно вы, как родители, устанавливаете, что можно кушать ребенку. Вы как никто другой лучше знаете своего малыша. Если у малютки есть непереносимость определенных продуктов, учитывайте это. При необходимости, обратитесь за помощью к грамотному специалисту.

Приобретенные навыки

Что должен уметь малыш в этом возрасте? Этот вопрос чаще всего беспокоит молодых родителей. Однозначного ответа на него нет, ведь каждый малютка индивидуален. Но все же попробуем разобраться, какими основными навыками должен владеть малыш, а также, есть ли различия в развитии между мальчиком и девочкой в этом возрасте.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

Девочки и мальчики развиваются в этом возрасте примерно одинаково. Но можно отметить небольшую разницу в развитии детей разных полов.

  • Девочки проявляют больший интерес к общению, интересуются другими детьми. Некоторые девочки начинают произносить первые слова, так как их словарный запас наполняется быстрее, чем у мальчиков. У девочек лучше развивается периферийное зрение.
  • Мальчики проявляют больший интерес к игрушкам и различным предметам, чем к другим людям. Они равнодушнее относятся к голосам людей и различным звукам, поэтому пополняют словарный запас медленнее. У мальчиков лучше развивается пространственное зрение.

Что умеет ребенок в 9 месяцев:

  • Сидеть самостоятельно;
  • Взбираться на невысокие поверхности;
  • Шагать вдоль опоры;
  • Использовать захват двумя пальцами;
  • Произносить слоги (па, ма, ба);
  • Проявлять различные эмоции;
  • Показывать пальцем на интересующие его предметы;
  • Выполнять словесные инструкции (отзываться на имя, показывать свою ручку);
  • Активно манипулировать предметами.

Не забывайте, что именно от вас зависит то, как быстро будет закреплять новые навыки ваш малыш. Игры с ребенком, развитие эмоциональной сферы при общении с родителями — дадут мощный толчок для превращения вашего малыша из младенца в относительно самостоятельного человека.

Режим дня ребенка

Режим дня ребенка в 9 месяцев может уже несколько отличаться от режима месячной давности. Здоровые дети в этом возрасте бодрствуют до 4 часов подряд.

Сон ребенка в 9 месяцев занимает от 12 до 14 часов в сутки. У малыша должны быть два дневных сна. Продолжительность дневных снов может составлять до двух часов. Ночной сон составляет примерно 10 часов.

Распорядок дня ребенка зависит во многом от того, по какому режиму живёт вся остальная семья. Постарайтесь придерживаться установленного распорядка каждый день, и тогда вы с легкостью будете укладывать малыша на сон.

Примерный распорядок:

  1. Утренний завтрак.
  2. Гигиена, игры, массаж.
  3. Прогулка и сон.
  4. Прием пищи.
  5. Зарядка, игры.
  6. Прием пищи.
  7. Игры.
  8. Прием пищи.
  9. Прогулка.
  10. Общение с семьей, спокойные игры, купание.
  11. Прием пищи.

Как играть с ребенком в этом возрасте

Игра в жизни малыша имеет первоочередное значение. И на первом году жизни, очень важно, чтобы родители играли с детьми. Попробуем разобраться, в какие развивающие игры лучше всего играть, а также, какие игрушки будут наиболее полезными для вашего малютки в этом возрасте.

Развивающие игры для детей 9 месяцев:

  1. Игры в одежду. Учите его одевать и снимать с себя простейшие вещи из его гардероба — шапки, носки и так далее.
  2. Игры, развивающие моторику. Учитесь с малышом рвать бумагу. Предложите ему складывать желуди, тыквенные семечки и прочие небольшие предметы, в бутылку (в том числе, с помощью ложки). Предложите ему лепить соленое тесто. Попробуйте порисовать с ним пальчиковыми красками.
  3. Игры с водой. Во время купания, дайте малышу емкости разной формы и объема. Покажите ему, как можно переливать воду. Научите малютку умывать лицо, мыть ручки.
  4. Игры в прятки. Дети любят прятаться сами, а также прятать других. Придумывайте разные формы игры в прятки. Можно прятать игрушки. Засуньте любимую игрушку в коробку и спросите малыша, где она? Малютка сделает все, чтобы попытаться открыть коробку.

Игрушки для детей 9 месяцев:

  1. Игрушки на колесиках. Это могут быть каталка — ходунки, игрушечная коляска, большая машинка или лошадка, на которую можно садиться.
  2. Музыкальные игрушки. Любые игрушки, нажав на кнопки которой, малыш может услышать разного рода музыку или звуки.
  3. Пирамидки, матрешки, сортеры, большие пазлы.
  4. В летний период, игрушки для песочницы (формочки, лопатки, ведерки).
  5. Разнообразные канцелярские товары (пальчиковые краски, мелки, восковые карандаши).
  6. Крупные конструкторы, кубики. Из них малыш будет учиться строить башни и другие конструкции.
  7. Куклы с крупными чертами лица. Такие куклы помогут вам рассказать малышу о частях тела человека.
  8. Мягкие игрушки для сна.
  9. Одинаковые по функциям игрушки, но разных размеров, цветов. Машинки, мячики, кубики. Сравнение этих игрушек, поможет вам разучить с малюткой цвета, а также понятие больше — меньше.

Если вы не знаете, как развивать ребенка или вы чувствуете себя недостаточно уверенными в этом вопросе, то вы можете попробовать найти поблизости развивающий клуб. В таких клубах занятия с детьми проводятся как раз с этого возраста. Под руководством опытных педагогов, занятия с малышом станут для вас настоящим удовольствием.

Физическое развитие малыша

Врачи часто пугают родителей тем, что их малютка не входит в коридоры норм физического развития. На самом деле, если вы видите, что малютка хорошо себя чувствует, активен в течение дня и спокоен во время сна, то не стоит слишком ориентироваться на медицинские нормы. Всегда помните, что все дети индивидуальны.

  • В среднем, рост малыша составляет от 70 до 72 сантиметров. В течение этого месяца, ваш малютка, скорее всего, вытянется еще на 1,5 — 2 сантиметра.
  • Вес ребенка может варьироваться от 8,5 до 9 килограмм. В течение месяца, он прибавит в весе еще 400 — 500 грамм.

Зная, сколько какой должен быть вес, вы можете отрегулировать режим питания своего малыша. Если малыш малоежка, и при этом прибавляет в весе крайне мало для своего возраста, попробуйте подобрать для него особое меню. Не забудьте проконсультироваться с вашим педиатром по этому вопросу.

Возможные проблемы в этом возрасте

Родители, которые растят первенца, сталкиваются со всеми проблемами впервые. Поэтому любой вопрос по вопросу здоровья, кажется очень серьезным и требующим немедленного решения.

Разберем основные проблемы, с которыми сталкиваются молодые родители:

  • Ребенок не сидит в 9 месяцев.

Не забывайте, что каждый малыш имеет индивидуальную траекторию развития. И если ребенок в 9 месяцев не садится сам, то это не всегда может быть тревожным сигналом. Однако учитывать возрастные нормы все же стоит.

Тревожные признаки:

  1. Малыш слабо держит равновесие.
  2. Не умеет захватывать предметы.
  3. Имеет недовес.
  4. Имеет слабый тонус мышц.
  5. Беспокоится без видимых причин.

Присмотритесь к малышу, и если заметите эти беспокоящие признаки, обратитесь к грамотному специалисту.

  • Ребенок не ползает.

Родителям стоит знать, что далеко не все дети ползают. Если ваш малыш пропустил этот этап, и сразу встал на ножки, то это нормально. Но вы можете попробовать развить данный навык у малыша. Ведь благодаря ползанию укрепляется мышечный корсет малютки.

  • Ребенок стоит на носочках.

Чаще всего в этом возрасте малышу просто нравится ходить на носочках. Это его веселит, ведь он становится выше. Кроме того, ему хочется пробовать все новое, в том числе, необычное состояние своего тела в пространстве. Однако, на всякий случай, необходимо обратиться к грамотному специалисту, чтобы исключить мышечный тонус.

  • Нужно ли делать массаж.

Массаж нужен для укрепления мышечного корсета, и подготовки малыша к самостоятельной ходьбе. Вы можете обратиться для этого к профессиональному массажисту. Однако если у вас нет возможности сделать это, не переживайте. Ведь массаж — это просто вспомогательный механизм в развитии малютки. Кроме того, умелые руки матери также способны на многое. В интернете сейчас существует множество инструкций на эту тему. Совершайте небольшие поглаживания малыша, не забывайте про ежедневную зарядку — и профессиональный массаж окажется вам ненужным.

  • Очень плохо спит ночью.

Дети в этом возрасте плохо спят ночью по следующим причинам: перевозбуждение нервной системы, страх потерять маму, беспокойство от зубов. В любом случае, это варианты нормы. Если вам кажется, что ребенок плохо спит по какой-то другой причине, обратитесь к своему педиатру.

  • У ребенка нет зубов.

Это является вариантом нормы. Вы не должны переживать по этому поводу.

  • Что делать, если ребенок скрипит зубами.

В основном дети в этом возрасте скрипят зубами из-за беспокойства от прорезывания зубов. Вместе с прорезыванием, исчезает и сама проблема. Однако на скрежет зубов могут влиять также: нервное перенапряжение, нехватка необходимых витаминов, неправильный прикус. Скрежет зубами может негативно сказаться на их состоянии (разрушение эмали, появление сколов, кариеса). Поэтому стоит всячески отвлекать малыша от этого занятия.

  • Температура у ребенка.

Если у вашего малыша поднялась температура, прежде всего, вызовите врача. Он установит причины и назначит соответствующее лечение. Учитывайте, что каждый малыш переносит температуру по-разному. Если у малютки поднялась температура выше 38,5 — 39 градусов в подмышке, то стоит применить жаропонижающее. Это же следует сделать, если вы видите, что у малыша начинается сильная лихорадка (даже если температура меньше 38,5).

  • Чем лечить кашель.

О том, как лечить от кашля малыша этого возраста вы можете узнать только от своего лечащего врача, ведь причины кашля могут быть абсолютно разными.

Что может помочь в любом случае, так это обильное питье и частое проветривание помещения.

  • Понос.

Данный симптом должен сильно обеспокоить родителей. Понос опасен сильным обезвоживанием. После того, как вы вызовите врача, начинайте выпаивать малыша водой. Поить лучше маленькими глоточками. Также, возможно, применение адсорбирующих средств. Все остальное требует обязательной консультации со специалистом.

Малыш в этом возрасте стремительно меняется. Он уже не тот младенец, что беспомощно лежал целыми днями и звал маму. Малютка начинает проявлять активность. Поэтому родителям надо запастись терпением, а также обезопасить пространство для малыша. Именно любовь и забота родителей больше всего поможет малышу в освоении этого мира.

Все новые и новые успехи - 8 месяцев позади...

Социальное развитие

Как Вы помните, к восьми месяцам у ребенка сформировалась четкая привязанность к близкому взрослому (чаще всего к матери). Малыш готов проводить с мамой каждую секунду своей жизни. Теперь между Вами возникло «деловое сотрудничество», общение и даже «диалог» на фоне речевого подражания. И веселая игра стала любимым поводом для такого взаимодействия.

Ученые отмечают, что именно к концу первого года жизни и в начале второго социальное развитие ребенка выходит на первое место и ведет за собой все другие линии: речь, действия с предметами, овладение первыми навыками.
Интерес к взрослому усиливается. Любопытство к окружающему миру подогревает его. К тому же, он наблюдает не только за взрослыми, но и за другими детьми, и подражает и некоторым их действиям. Если у ребенка есть старшие братья или сестры, он тянется к ним, демонстрируя свою любовь и желание общаться.

Ваш ребенок начинает приобщаться к социальной культуре - именно подражая действиям взрослых. Например, он уже принимает пищу с помощью ложки, пьет из чашки, придерживая ее руками, кладет головку на подушку и т.д.

Это важно, такая «отражательная способность» крохи является основой его психофизического развития. Не случайно физиологи отмечают, что к семи-девяти месяцам масса (вес) мозга ребенка удваивается. Это значит, что каждый день для крохи значим. Формируются и активно развиваются зоны коры головного мозга: речевая, двигательная; общая локомоторика и моторика пальцев, и т.д.

В возрасте девяти месяцев ребенок еще не отделяет себя от Вас (ухаживающего за ним человека), он испытывает в Вас потребность днем и ночью, но он уже чувствует свое место в семье. Постарайтесь всегда поступать так, чтобы малыш мог ощущать всю свою ценность для Вас. Именно сейчас, ребенок учится от Вас любить ближних, мир, себя.

Новые вехи эмоционального развития ребенка

Обогащайте чувства ребенка своим присутствием и участием в его жизни. Может это и не так заметно на первый взгляд, но ребенок очень чувствителен к тому, что касается Вашего отношения к нему. Он начинает эмоционально реагировать на порицание в свой адрес, выражая при этом отрицательные эмоции. А при похвале - не скрывает радостной улыбки.
Наполните эмоциональную жизнь малыша светом и радостью. Как отмечают детские психологи, уже в этом возрасте малыш принимает от родителей, через их обращение, тон, интонацию, слова - информацию о себе, из которой постепенно выстраивается его самооценка. Поэтому нельзя говорить малышу: «Ты плохой», если он что-либо делает не так, потому что так вы даете негативную оценку его личности. Лучше сказать: «Ты плохо сделал. Я не разрешаю». В этом варианте вы оцениваете только его поступок. Затем необходимо показать малышу, как именно надо сделать. Также важно и то, каким тоном, интонацией Вы это скажете.

Итогом девятого месяца жизни ребенка можно считать, усложнение социального статуса: именно социальное развитие начинает вести за собой общее развитие. Это значит, что для психофизического комфорта малыша чрезвычайно значима та среда, в которой он растет, – то, как люди общаются друг с другом, как выражают свои эмоции, как воспринимают его в семье и какова общая культура быта.

Комплексное развитие ребенка на 9 месяце первого года жизни
Игрушки для ребенка

В играх с ребенком восьми- и девятимесячного возраста можно использовать:
резиновый мяч и другие игрушки для физического развития,
игрушечный молоток с деревянными колышками,
пирамидка с кольцами, вкладыши,
погремушки и резиновые пищалки небольшого размера,
кубики разнообразных форм,
музыкальные и игровые центры,
игрушки для игры в ванне,
привлекают внимание детей куклы-неваляшки разных размеров (от 10 до 25 см). Для показа детям нужны 1-2 крупные куклы (высотой около 40 см), изображающие детей в красивой одежде. Они могут быть озвученными и заводными (например, шагающая кукла).
фигурки кукол и куклы из мягких материалов (ткани, мягких пластмасс, резины) - образные игрушки, в которых представлены понятные ребенку особенности облика человека (крупные яркие глаза, гибкие руки, ноги). Куклы могут быть плоскими и объемными, размером 10-20 см.
игрушки, изображающие животных (также называются образными). Они должны по возможности издавать характерные для данного животного звуки (негромкие, но выразительные). Хороши мягконабивные, пластмассовые и резиновые игрушки, передающие главные черты изображаемых животных (мишка, заяц, лошадь).
заводные, динамические, забавные игрушки с сюрпризом (клюющие куры, цыплята, прыгающая лягушка).
для первых отобразительных (сюжетных) игр нужны игрушки, изображающие некоторые предметы быта: игрушечные тарелки диаметром около 7-10 см, чашки по размеру руки ребенка, лоскуты разной ткани размером 50х50 см.
Время сюжетной игры!

Примерно к 9 месяцев наступает время, когда ребенок начинает осваивать сюжетные игры - игры с игрушками, изображающими человека или животных. Значение их для развития ребенка очень велико.
Во-первых, таким образом, малыш узнает о назначении предметов быта и учится их использовать.
Во-вторых, «общаясь» с игрушками, он приобретает такие важные человеческие качества, как заботливость, сострадание.
Кроме того, сюжетные игры способствуют развитию речи малыша. Конечно же, научиться таким играм ребенок сможет только с помощью взрослого или старших детей.

Чтобы узнать, как правильно играть с ребенком девятимесячного возраста в сюжетные игры - перейдите по этой ссылке.
Развиваем координацию движений, понятие причинно-следственных связей

Игра «Учимся бросать»

Найдите ведро или коробку, подберите игрушки, которые издают привлекательный звук, упав в ведро. Поставьте коробку так, чтобы ребенку легче было бросать игрушки. Через некоторое время поставьте ее с другой стороны. Ребенку придется либо тянуться в другую сторону, либо перекладывать игрушку из одной руки в другую. Дайте ему игрушку более крупного размера, чтобы он начал действовать двумя руками. Так развивается умение манипулировать предметами.

Игра «Пакетик с сюрпризом»

Заверните игрушки в несколько слоев бумаги. Дайте ребенку возможность развернуть ее. Развивается восприятие малыша. Он получает представление о постоянстве предметов, учится управлять движениями своих рук.

Игра «Фокус с платочками»

Эта игра учит выполнять различные манипуляции с предметами, отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся, тренирует внимание и вырабатывает способность к наблюдению, вырабатывает способность к спонтанному выражению эмоций.
Приготовьте для игры шесть платков разных цветов. Затем свяжите их между собой, чтобы получилась длинная лента. Спрячьте связанные платки за пазухой так, чтобы кончик одного из них выглядывал наружу.

Сядьте рядом с ребенком, улыбнитесь, ласково поговорите с ним. Обратите внимание малыша на краешек платка, который выглядывает у вас из-под одежды. Предложите ему потянуть за краешек платочка. Если ребенок сразу не понимает, что от него требуется, начните сами тянуть платочки, а малыш потом поможет вам.

Постепенно вытягивая платок, называйте его цвет. И искренне удивляйтесь и радуйтесь, что за ним следует еще один. Называйте цвет следующего платка. Эта игра доставит удовольствие вашему малышу.

Игра «Волшебная коробочка»

Можно использовать любую коробку, желательно, в форме куба (40 куб. см), в ней сделать прорези размером примерно 15 х 15 см, за исключением той стороны, которая служит опорой. Игрушки небольшого размера (3-7 см), например, шарики, колокольчики, рыбки, уточки… привяжите к ленте. Ленту с игрушками пропустите через верхнее и боковое отверстие, и свяжите концами. Вся гирлянда опускается в коробку.
Для начала игры привлеките внимание ребенка к коробке. Потяните за ленточку и достаньте одну игрушку за другой. Отдавайте игрушки малышу, называйте их. Затем подтягивайте вновь за ленточку, извлекайте из коробки последующие игрушки. Каждую игрушку давайте рассмотреть ребенку, поиграть.
Затем научите ребенка последовательно брать игрушки одну за другой, подтягивая за ленту. Если у ребенка что-то не получается, спокойно помогите ему.
Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений

Развитие у ребенка мелкой моторики

Кубики, кольца, гирлянды…

Для развития мелкой моторики ребенка вам желательно иметь некрашеные деревянные брусочки и кольца (можно использовать детали от строительного набора, которым играют ваши старшие дети). Необходимо, чтобы эти игрушки были именно деревянными (а не пластмассовыми): лишь относительно тяжелые предметы могут обеспечить рукам ребенка достаточную мышечную нагрузку.
Из таких колец и брусков различного размера можно будет собрать гирлянды, просверлив в них дырочки, нанизав на веревку или ленту, и отделив друг от друга узелками. Расстояние между деталями должно быть не менее 2 см, чтобы ребенок смог при желании «обследовать» каждую из них в отдельности.
В такие гирлянды можно собирать и другие игрушки, например погремушки, прикрепляя их к лентам. В этом случае ребенок не будет ронять, и терять игрушки, рассматривая их. Помните, что ленты должны быть не слишком длинными - до полуметра, и играть с неприкрепленным гирляндами ребенок должен лишь в присутствии взрослого.

Игрушки в прозрачной коробке

Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть малыш попытается снять крышку. Если это у него не получается, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку - пусть продолжит свои старания.

Противопоставляем большой палец

Когда ваш ребенок без труда будет снимать кольца со стержня пирамидки, предложите ему стопку пластиковых или деревянных тарелок или мисочек. Взять из стопки тарелку или миску - задача более сложная, требующая от малыша большей «ловкости рук».
Привлеките внимание ребенка к разноцветным тарелочкам, которые сложены стопкой. Берите одну тарелочку за край, протягивайте ребенку, говорите: «Возьми тарелочку!».
Если малыш выполняет действие неправильно, поверните его руку тыльной стороной вниз, кладет на ладонь тарелочку и прижимает к ней сверху его большой палец. Затем ребенок действует с предметом самостоятельно. Передайте ему по одной все тарелочки.

«Осязательная» игра

Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой материи и гладкой, шелковистой. В хорошо подобранный набор можно включить маленький квадратик линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа и губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.

Липкая лента

Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони. Ребенку будет интересно отрывать эту ленту.
Развиваем понимание речи и звука, развитие речи

Лепет малыша включает почти все звуки родного языка. Но как новое и непрочное умение, лепет может быстро угаснуть, если не уделять должного внимания попыткам крохи пообщаться. Для налаживания двустороннего диалога воспользуйтесь следующим советом: когда ребенок рассказывает вам что-то на своем языке, попробуйте воспроизвести его фразу – для него это будет означать «Да, я тебя понимаю!» - и лишь потом добавьте то, что собирались произнести сами: «Правильно, это кошка, мяу-мяу. Вот она!»

Общаясь с ребенком, старайтесь говорить короткими, знакомыми фразами. Когда вы кормите, переодеваете, моете малыша или играете с ним, все время комментируйте происходящее. В восемь месяцев ребенок еще не освоил значений слов, но своим лепетом он может прекрасно выражать желания и намерения. Веселым «та-та-та» карапуз, скорее всего, хочет пригласить вас потанцевать. А настойчивое «ма-ма-ма» может означать просьбу взять его на руки.
Включайте в свою речь лепетные слова: гага-уточка, матрешка-баба, машина-биби и т.п. Так Вы активизируете речь ребенка.

Внимание к разным звукам

Обращайте внимание ребенка на разные звуки, всегда называя их источник: телефон, дверной звонок, папины шаги, дождик, вода, текущая из крана, лай собаки и т. д. Реагируя на звуки, маленький человек учится слушать, а это очень важно для развития речи.

Начало нового дня

С момента пробуждения следует задать тон всему дню, помня, что улыбка мамы – эмоционально «заряжает» малыша. Прежде чем поднять малютку из кроватки, пообщайтесь с ним издалека – улыбнитесь ему, наклонившись над кроваткой. Подарите улыбку и дождитесь, чтобы ребенок улыбнулся вам. Если малыш тянет к вам ручки, погладьте, поцелуйте пальчики. Прикоснитесь ласково к головке, погладьте по волосикам.
Обратитесь к ребенку ласково, назвав по имени. Это можно сделать несколько раз, затем назвать его ласковыми именами: например, «зайчик мой», «кисонька», «солнышко» и т.д.
Возьмите малыша на руки, потанцуйте с ним, напевая веселый мотив. Подойдите, держа малыша на руках, к окну. Скажите: «Доброе утро, солнышко!». Сделайте приветственное движение своей рукой, а затем ручкой ребенка.
Поздоровайтесь с заранее расставленными игрушками: «Здравствуй, Мишка!», «Здравствуй, Зайка!», «Здравствуй, Матрешка!», «Всем, всем добрый день!» И ваш день будет по-настоящему добрым.

Озвучиваем животных (фольклор)

Посадите малыша к себе на колени, покачивайте его и ритмично читайте пестушку.
На один ритм:

Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала принцесса
Кушать пудинг сладкий.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго…
Как собачки говорят?
Гав-гав!

Повторяйте, изменяя имена «зверей у порога», пока ребенку не надоест.

Два котенка - мяу-мяу!
Две собачки - гав-гав!
Два утенка - кря-кря!
Два цыпленка - пи-пи-пи!
Два теленка - Му! Му!
Две овечки - Бее! Бее!
Два козленка - Мее! Мее!
Две лягушки - ква-ква!

Прятки с именами

Поиграйте с ребенком в прятки, накрывая поочередно его и себя платком и называя при этом его и себя: «Где мама? Вот мама! А где же Ваня? Вот Ваня!». Игра станет еще более захватывающей, если в нее будут играть несколько малышей, и платком будут накрывать каждого из них по очереди. Прятаться можно не обязательно за платком: попробуйте использовать для этой цели папину спину, спинку кровати и просто собственные ладони (то же будет делать, повторяя ваши движения, ваш малыш). Однако, увлекшись игрой, не забывайте, что главное в ней - не сам процесс поисков, а запоминание имен участников.

Игра «Дай мне игрушку»

Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и попросите ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразите шумный восторг.

Пестушки

В этот период эмоциональное общение проходит на новом, более высоком уровне отношений: взрослый впервые начинает «обучать» малыша игровым действиям на основе подражания, используя лучшие традиции народной педагогики и фольклора для маленьких.
Пестование ребенка обогащается так называемыми «разученными действиями» - играми в «ладушки», «до свидания», «прятки», «ку-ку» и т.д. Вы можете взять примеры таких фольклорных стишков на нашем сайте в статье «Пестушки».

Простые просьбы

Научите ребенка выполнять простые действия по вашей просьбе. Для этого сначала покажите действие сами, говоря ребенку, что вы делаете, и попросите его повторить ваши движения. В дальнейшем старайтесь заменять показ словесной просьбой. Например, попросите ребенка принести вам игрушку. Когда он научится это делать, усложните задачу и используйте сразу несколько игрушек, из которых ребенок должен принести вам именно ту, которую вы называете.

Игра «Теремок»

Поиграйте с малышом в «теремок». Для этого поселите в игрушечный домик несколько зверят, и вместе с ребенком зовите их из домика. После игры можно почитать ребенку сказку «Теремок», прося его показать каждого из ее персонажей.

Первые книги

Ивое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой - это семимильный шаг к развитию его речевого развития, а также образного мышления и интеллекта, расширения мировоззрения. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. Как правильно подобрать такие книги для малышей второго полугодия жизни – читайте в статье «Читаем ребенку. Как правильно выбрать книгу для малыша первого года жизни?». Эта статья составлена по рекомендациям профессиональных педагогов и филологов.
О развивающем видео, методиках и проч..

А вот «Развивающее» видео покупать и давать смотреть маленькому ребенку смотреть вообще не рекомендуется – об этом в статье «Развивающее детское видеообратная сторона медали». Так же нужно ограничивать ребенка от телевизора, мультфильмов.

Да-да, представьте себе: кроху уже на протяжении всего первого года жизни можно и нужно воспитывать!

Но, воспитывать любовью– а значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни. На основании материнской любви уже в подознание закладывается его собственная самооценка, уверенность в себе и защищенность...

Как этого добиться - читайте в статье: «Первый год жизни ребенка – Воспитание любовью»

Как сказать ребенку «нет»

В этом возрасте малыш уже довольно хорошо различает разные выражения лица и оттенки голоса и интонации. Если Вы строго скажете «нет», ребенок прекратит свои действия, по крайней мере, на несколько секунд.
Поверьте, теперь ребенок понимает и чувствует гораздо больше, чем нам кажется. И поэтому самое время вспомнить о необходимости первых запретов. Подробнее об этом Вы можете прочитать в статье «Первые запреты для ребенка 5-12 месяцев. Как сказать ребенку «нет»?»
Как правильно похвалить ребенка

А Вы знаете, что ведущие детские психологи и просто поклонники, актуальной в наше время, методики по системе Марии Монтессори говорят, что слово «Молодец» сказанное не в подходящей для этого педагогической ситуации может повлечь за собой неприятные последствия. Многие мамы настроены к этой идее весьма скептически, но, если вникнуть в суть дела – нетрудно понять для себя, что ученые правы.
Главное из этих последствий – это психологическая зависимость от похвалы. Она, в свою очередь, душит в ребенке интерес к познанию и освоению новой информации и навыков. Она, рано или поздно, приводит к тому, что многие свои действия малыш будет производить, в первую очередь, ожидая Вашей похвалы, а вовсе не из-за того, что они его действительно увлекают. Ребенок будет постоянно думать – как угодить взрослым, чтобы его заметили, искать признания.

Что в этом плохого? Подумайте, придет то время, когда Ваш авторитет перед ребенком отойдет на второй план, перед авторитетом сверстников (никто не застрахован от «плохой компании»), и тут ребенок начнет, например, курить, и прочее – лишь бы добиться одобрения друзей.

В общем, эта тема очень интересна и занимательна сама по себе, поэтому вынесена у нас в отдельную статью «Ох уж это слово «Молодец» Или Как не испортить ребенка похвалой»
О физическом развитии
Физическое развитие

Чтобы узнать о двигательных навыках шестимесячного ребенка, а также об интересных игровых занятиях, помогающих эти навыки развивать – прочитайте нашу статью «Физическое развитие ребенка на 9-ом месяце жизни»
Массаж и гимнастика

Обязательно почитайте статью «Массаж и гимнастика для детей на 6-9-ых месяцах жизни», в ней очень подробно рассказывается о методике профессионального детского массажа и гимнастики.
Закаливание

Чтобы узнать, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами – читайте раздел: «Закаливание детей на 1 году жизни». Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.
Мы от чистого сердца желаем Вам и Вашему малышу успешного покорения новых горизонтов в его комплексном развитии!
Команда сайта «У Совёнка»

Правильное развитие ребенка до года обременено множеством сложностей. И если в первые месяцы малыш является своего рода «беспомощным» маленьким человечком, то ближе к году он становится более самостоятельным. Девять месяцев – подготовительный период к первым шагам, вступлению в новый жизненный этап. Потому родители, дабы определиться, правильно ли развивается их чадо, задаются вопросом: «Что должен уметь ребенок в 9 месяцев?»

Этому периоду характерен резкий скачок активной деятельности. Каждый организм индивидуален, потому не существует строгих понятий, умений, которыми должен владеть малыш к 9 месяцам. Все навыки обусловлены не только физиологическими особенностями малыша, они зависят от того, занимаются ли со своим чадом родители, как они это делают.

Диагностика развития

Развитие малыша отражается в поведении. Он уже умеет сидеть, не опираясь, пробует ползти. Делать ребенок это может не только на четвереньках, но и по-пластунски, а некоторые малыши пятятся назад, опираясь на ручки.

Что умеет ребенок в 9 месяцев? В таком возрасте наступает особый этап подготовки к ходьбе. Происходят физиологические изменения в теле. Активно развиваются, укрепляются опорно-двигательный аппарат, связки, нервно-мышечная система. Это проявляется, когда из положения лежа на животике кроха пытается подползти к игрушке, дотянуться до нее. В положении сидя он умеет делать полуобороты и даже достать вещь сбоку или позади себя.

У него активно развивается хватательный щипковый рефлекс. Он пытается взять игрушку не всей ладошкой, а пальчиками. Как правило, малыш может задействовать сразу три пальчика.

Определить эмоциональное развитие можно следующим образом. Если попытаться забрать у ребенка любимую игрушку, он должен выразить свое недовольство. Например, ребенок крепко хватает ее, старается не отпускать, при этом выражает свое недовольство мимикой, звуками.

У ребенка в 9-месячном возрасте речь уже более осмысленная. Он пытается повторять слоги за взрослыми, подражая им. Повторяет он не только слоги, но и движения. В этот период необходимо учить его новым движениям: имитируя бой барабанными палочками, в играх «ладушки», прятки. Прячась, обычно малыш закрывает лицо ручками. Он также должен пытаться найти спрятавшихся папу или маму. Ребенок должен откликаться на свое имя, узнавать близких ему людей.

Кроме того, он уже умеет перелистывать страницы детских книжек, которые для самых маленьких сделаны из плотного картона, нанизывать кольца на пирамидку в любом порядке, рвать бумагу на клочки, отрывать небольшие кусочки от пластилина.

Игра у детей данного возраста больше носит разрушительный характер. Они с радостью ломают построенную башню из кубиков, а собрать ее заново, пусть даже в хаотичном порядке, им пока не под силу.

Это маленькие любознайки, активно познающие мир. В этот период активно развиваются все органы чувств: именно на 9 месяцев приходится момент, когда в доме можно встретить дверцы шкафчиков с перевязанными ручками.

Физические показатели

Физические нормативы усреднены Всемирной организацией здравоохранения. В среднем, из-за своей активности малыш набирает от 350 до 500 граммов веса, а рост его увеличивается на 2 с половиной сантиметра.

Мальчик имеет больший вес и рост, чем девочка. Связано это с природой человека. Вес мальчика варьируется в пределах от 7 до 11 килограммов при росте от 67,5 до 76,5 сантиметров. Усредненной нормой считается вес от 6,5 до 10,5 килограмма при росте 65-75 сантиметров. Окружность головы увеличивается на один сантиметр, а груди — на два.

Если имеются отклонения от указанной нормы, это может быть связано с генетической предрасположенностью. По данным заметно, что маленький человечек замедляется в наборе веса, но продолжает расти. Главное, чтобы эти показатели увеличивались в сравнении с предыдущими данными. Потому дети до годовалого возраста проходят мониторинг у педиатра ежемесячно.

Питание малыша

Ребенку очень важно получать полноценное питание, соответствующее его возрасту. Если здоровье мамы позволяет, то крайне необходимо продолжать грудное вскармливание. Мамино молоко составляет примерно четверть рациона малыша в сутки.

Далее приведены усредненные нормы рациона питания в день. Каши составляют примерно 180-200 граммов. Фруктовые, овощные пюре – 250 граммов. При этом основная часть приходится именно на овощи. Масло растительного происхождения и сливочное – 5 граммов в день. Кисломолочные продукты в виде детского кефира, творожка – 40 граммов.

Хлеб или сухарики – не более пяти граммов. Ребенку необходимо раз в неделю давать половину отварного куриного желтка, так как он содержит железо, что благотворно влияет на уровень гемоглобина. Некоторые дети отказываются от него: можно пойти на хитрость — перемешать желток с теплым молоком.

Для малыша в 9 месяцев — идеальное время, чтобы добавить в его основной рацион мясо, рыбу в отварном виде, нежирных сортов. Ребенок должен получать эти продукты примерно по 50 граммов каждого вида раз в неделю.

Режим дня

Ребенку в этом возрасте важно соблюдать режим. Ему также необходимо спать 11 часов ночью и примерно 4 часа днем. Однако именно сейчас нередко можно заметить за маленьким, что у него нарушается режим сна. Дело в том, что ребенок уже понимает разницу между днем и ночью. Он знает, что в ночное время все спят, а днем играют, занимаются другими делами.

  • При первом пробуждении, обычно оно бывает в 6-7 утра, малыш пьет молоко или смесь. Далее проводят утренние процедуры, делают с малышом зарядку.
  • Второе кормление с применением каш или фруктовых пюре, а после этого можно выводить ребенка на прогулку. Если погода позволяет, желательно, чтобы первый дневной сон прошел на открытом воздухе.
  • Примерно в час дня – обед, состоящий из овощного пюре, мяса, некрепкого диетического бульона. Можно дать ему банан на десерт.
  • Затем следуют занятия, игры, а потом снова прогулка, второй дневной сон.
  • Ужин рекомендуется давать ребенку не позднее шести часов вечера, чтобы его неокрепший желудочек смог переварить и усвоить пищу. Ужин может состоять из творожка или безмолочной каши с рыбой.

Общение в кругу семьи – важный этап для гармоничного развития малыша.

  • Кормление грудью или молочной смесью должно быть не позднее девяти часов вечера. Многие дети просят грудь в ночное время. Правда, данный аспект больше носит психологический характер.
  • Вечерние процедуры. Кормление молоком можно провести и после умывания. На девятый месяц, ребенка можно купать через день. Малыша следует укладывать не позднее 10 часов вечера. Режим дня в каждой семье свой.

Поводы для беспокойства

Несмотря на индивидуальное развитие и определение усредненных навыков ребенка в 9 месяцев, существует несколько признаков, которые должны насторожить родителей. При их обнаружении малыша нужно показать педиатру:

  1. Ребенок не может удержать равновесие в положении сидя.
  2. Он не может переворачиваться, не пробует передвигаться.
  3. Не проявляет эмоций в виде недовольства, когда у него пытаются забрать игрушку.
  4. Не пытается повторять слоги.
  5. Дети в этом возрасте часто пытаются самостоятельно снять с себя шапочку, выпить из бокальчика, кружки. Если ребенок не делает этого, следует обратиться к врачу.
  6. Не стучит своими игрушками.
  7. Не может определить, где родные люди, а где — чужие. Проявляется момент, когда ребенок не боится посторонних, с легкостью идет к ним на ручки.

Игры – главные помощники

Родителям необходимо знать, что существуют множество игр, занятий, способствующих обретению новых навыков в психологически-эмоциональном, в физическом плане. Все занятия должны быть направлены на то, чтобы развивать сенсорное восприятие ребенка. Это могут быть детские самые простые музыкальные инструменты, машинки со звуком, куклы для девочек. Домики с тоннелями подойдут малышам, которые уже умеют ползать. Необходимо включить в ежедневные игры пирамидки, кубики, показывать ребенку, как они собираются, что можно из них сделать.

Игры с крупой, в которой спрятаны небольшие игрушки, являются началом развития мелкой моторики, напрямую влияющей на формирование речи. В этом возрасте можно познакомить ребенка с гимнастическими снарядами, мячиком, кольцами и прочими атрибутами подвижных игр.

При выборе всех элементов внимание следует обращать на качество материалов, способы их изготовления, обработки. В 9 месяцев у малыша режутся зубки, позаботьтесь об этом.

Развитие ребенка в 9 месяцев, родившегося раньше предполагаемого срока, отличается от доношенных детей. Для них существует свой календарь развития, отличающийся от общепринятых нормативов. Его правильно составить поможет врач, учитывая все нюансы здоровья малыша.

Поделиться: